Биографии Характеристики Анализ

Калужско-рижская линия. Калужско-рижская линия метро со станциями Переход на калужско рижскую линию

Калужско-Рижская линия метро , состоящая из 24 станций и имеющая длину 37,8 км - одна из самых загруженных. Является шестой линией городского метрополитена Москвы . Состоит из участков разной глубины заложения: как глубокого, так и мелкого.

История Калужско-Рижского направления метро начинается с 1950-1960-х годов, когда были открыты северная и южная части линии.

История развития Калужско-Рижской линии метро

По первоначальному проекту Калужское и Рижское направления должны были существовать автономно. Позже это решение изменили: открытие центрального участка, которое произошло в 1972 году, дало начало Калужско-Рижской линии.

Рижский радиус был открыт в мае 1958 года.

Протяженность участка составила 4,5 километра. Он включал в себя 4 станции - «Проспект Мира», «Рижская», «Алексеевская» и «ВДНХ». Все станции глубокого заложения.

Необходимость проведения Калужского радиуса возникла в результате интенсивного развития юго-западных районов столицы.

Осенью 1962 года был открыт участок Калужского направления от «Октябрьской» станции до «Новых Черемушек». Его длина достигала 8,1 км.

Через полтора года, в апреле 1964 года, направление продлили еще на 1,5 км до «Калужской» станции, открытой в здании электродепо (в 1974 году эта наземная платформа была закрыта и ей на замену открыли уже подземную станцию с таким же названием).

Во время возведения Калужского радиуса впервые применили строительство станций в открытых котлованах, а перегонные тоннели строили методом щитовой проходки без вскрытия поверхности земли. Этот метод стали называть «московским».

Строительство центрального звена, объединяющего северный и южный радиусы Калужско-Рижской линии метро, началось в 1970 году.

В процессе работ впервые была построена усовершенствованная колонная станция глубокого заложения - станция «Китай-город» (ранее «Площадь Ногина»).

За счет использования колонн достигалось более равномерное распределение нагрузки. Такой тип станций стали называть уже «московским колонным».

Участок от «Октябрьской» до станции «Китай город» начал свою работу в начале 1971 года.

Участок со станциями «Колхозная» и «Тургеневская», который соединял «Китай-город» и станцию Рижского радиуса «Проспект мира», открыли в январе 1972 года.

Так возникла Калужско-Рижская ветка метро.

Летом 1974 года открыто направление «Новые Черемушки» - «Беляево».

От «ВДНХ» в Медведково ветку метро продлили в 1978 году. Протяженность участка составила 8,1 км. Линия метро над рекой Яуза является поднятым над водой участком тоннеля.

Промежуточные станции участка мелкого заложения - «Ботанический Сад», «Свиблово», и «Бабушкинская».

Южная завершающая часть линии открывалась в два этапа:

  1. в 1987 году начал работать отрезок со станциями «Теплый стан» и «Коньково»;
  2. в январе 1990 года заработал участок «Ясенево» - «Битцевский парк».

Станции Калужско-Рижской линии метро:

  • станция метрополитена Медведково
  • станция метрополитена Бабушкинская
  • станция метрополитена Свиблово
  • станция метрополитена Ботанический сад
  • станция метрополитена ВДНХ
  • станция метрополитена Алексеевская
  • станция метрополитена Рижская
  • станция метрополитена Проспект Мира
  • станция метрополитена Сухаревская
  • станция метрополитена Тургеневская
  • станция метрополитена Китай-город
  • станция метрополитена Третьяковская
  • станция метрополитена Октябрьская
  • станция метрополитена Шаболовская
  • станция метрополитена Ленинский проспект
  • станция метрополитена Академическая
  • станция метрополитена Профсоюзная
  • станция метрополитена Новые Черемушки
  • станция метрополитена Калужская
  • станция метрополитена Беляево
  • станция метрополитена Коньково
  • станция метрополитена Теплый стан
  • станция метрополитена Ясенево
  • станция метрополитена Новоясеневская
, Екатерина Копелевич , Фото: агентство городских новостей "Москва"

Движение поездов на Калужско-Рижской линии полностью восстановлено после сбоя и вернулось в график, сообщает пресс-служба Московского метрополитена.

Как сообщал портал iz.ru, интервалы движения поездов на участке Калужско-Рижской линии от станции “Октябрьская ” до станции “Новые Черемушки ” ранее были увеличены из-за сломавшегося на станции “Шаболовская ” поезда.

теги: Калужско-Рижская Метро Происшествия
09:28 18.12.2017 -

Движение поездов на “оранжевой ” линии московского метро введено в график, сообщается в официальном аккаунте Московского метрополитена в Twitter.

"Калужско-Рижская линия. Движение введено в график" , - говорится в сообщении.

Ранее в понедельник в метрополитене сообщили, что интервалы движения поездов на “оранжевой ” ветке от станции “Октябрьская ” до станции “Новые Черемушки ” увеличились по техническим причинам.

теги: Калужско-Рижская Метро
  • 25.10.2019
    Москва - В 23:17 последний поезд с пассажирами отправился со ст. «Каширская» на ст. «Варшавская». Движение с пассажирами на участке «Каширская» - «Варшавская» прекращено до ввода в составе участка Большой кольцевой линии. Каховская линия прекратила своё существование. Станция «Варшавская» временно выведена из пассажирской эксплуатации. Общее количество действующих станций Московского метро сократилось до 229.
  • 03.10.2019
    Санкт-Петербург - В 16:46 первый поезд с пассажирами отправился от ст. «Международная» до ст. «Шушары». Со второй попытки пущен в эксплуатацию участок Фрунзенско-Приморской линии со станциями: «Проспект Славы », «Дунайская » и «Шушары ». Общее количество станций Петербургского метро возросло до 72.
  • 09.09.2019
    Москва - АО «УРСТ» начало проходку двухпутного тоннеля на участке Большой кольцевой линии от ст. «Карамышевская» до ст. «Мнёвники». Проходка ведётся с помощью ТПМК Herrenknecht S-956 Лилия диаметром 10,85 м.
  • 05.09.2019
    Санкт-Петербург - В 11 утра состоялась церемония открытия участка Фрунзенско-Приморской линии «Международная» - «Шушары». Уже после отправления в 11:29 первого поезда с пассажирами от ст. «Шушары» до ст. «Проспект Славы» (без высадки на «Дунайской») решением вр. и. о. губернатора А. Д. Беглова открытие было отменено, станции не введены в постоянную эксплутацию.

Поиск

Знаете ли вы, что...

Вопреки расхожему мнению, грунты в Санкт-Петербурге прекрасно подходят для строительства метро. Станции и перегонные тоннели Петербургского метрополитена посажены в толще прочных и водоупорных голубых кембрийских глин. Великолепные геологические условия позволили ленинградским метростроевцам установить в 1981 году на участке Московско-Петроградской линии от ст. «Пионерская» до ст. «Удельная» мировой рекорд щитовой проходки — 1250 погонных метров тоннеля в месяц. Рекорд был установлен на отечественом ТПМК КТ-1-5,6 производства Ясиноватского машиностроительного завода. А вот что действительно представляет большую сложность в строительстве (да и в дальнейшей эксплуатации), так это проходка наклонных ходов для размещения эскалаторов. Эскалаторные тоннели вынужденно пересекают все слои пород с самыми различными и зачастую весьма неблагоприятными характеристиками.

Калужско-Рижская линия

Калужско-Рижская линия - сформированная из двух отдельно работавших радиусов диаметральная линия Московского метрополитена, соединяющая северо-восточные районы Москвы через центр с южными и юго-западными районами. Почти полностью (за исключением крытого метромоста над рекой Яуза) подземная линия включает в себя участки глубокого и мелкого заложения. Линия обозначается оранжевым цветом и имеет порядковый шестой номер на схемах, при этом по порядку ввода в строй Рижская линия была пятой, а Калужская - седьмой.

26 марта 1958 г.: пробный поезд на ст. «Рижская».
Фото с сайта «Фотографии прошлого ».

21 марта 1933 г. постановлением СНК СССР была утверждена схема развития будущего метро из пяти диаметральных линий. Одним из таких диаметров был Замоскворецко-Дзержинский от ст. «Нижние Котлы» до ст. «Останкино». Помимо пяти утверждённых рассматривался также Калужско-Тимирязевский диаметр, начинавшийся в районе Калужской заставы. В 1934 г. было решено пристыковать Замоскворецкий радиус к Горьковскому, а Дзержинский от ст. «Останкино» до ст. «Площадь Свердлова» к Таганскому от ст. «Площадь Свердлова» до ст. «Завод имени Сталина». Получившаяся Дзержинско-Таганская линия имела бы длину 16,7 км и состояла бы из 15 станций (названия станций, кроме конечных, даны условно): «Останкино» - «Ново-Останкино» - «Староалексеевская» - «Ржевский вокзал» - «Ботанический сад» - «Сухаревская площадь» - «Трубная площадь» - «Площадь Свердлова» - «Площадь Ногина» - «Яузские ворота» - «Таганская площадь» - «Крестьянская застава» - «Новодубровская» - «Симоново» - «Завод имени Сталина».

Медведково
Бабушкинская
Свиблово
Ботанический сад
ВДНХ
Алексеевская
Рижская
Проспект Мира
Сухаревская
Тургеневская
Китай-город
Третьяковская
Октябрьская
Шаболовская
Ленинский проспект
Академическая
Профсоюзная
Новые Черёмушки
Калужская
Беляево
Коньково
Тёплый Стан
Ясенево
Новоясеневская

10 июля 1937 г. постановлением СНК СССР был утверждён проект III очереди строительства метро. На новой перспективной схеме впервые был обозначен Дзержинско-Калужский диаметр - прообраз будущей Калужско-Рижской линии - от ст. «Ростокино» (возле платф. Северянин) вдоль Ярославского шоссе со станциями (названия, кроме «Ростокино», даны условно): на пересечении с нынешней Сельскохозяйственной ул. (тогда - ул. Текстильщиков) - «Староалексеевская» - «Ржевский вокзал» - «Колхозная площадь» - «Кировская» - «Покровские ворота» - «Яузские ворота» - «Новокузнецкая» - «Октябрьская площадь» - станция на пересечении с планировавшимся новым бульварным кольцом (сейчас - ул. Академика Петровского) - «Калужская застава» - далее линия продолжалась вдоль перспективной новой магистрали - будущего Ленинского просп. - станция на пересечении с нынешним Университетским просп. - станция примерно на пересечении с нынешней ул. Строителей и конечная станция в районе Воронцово.

Скорым воплощениям замыслов помешала война, и лишь с окончанием к 1953 г. большей части работ по строительству IV очереди - Кольцевой линии , а также Новоарбатского радиуса - начались работы на V очереди, куда вошёл в том числе и Рижский радиус, называвшийся во время строительства Щербаковским. В августе 1953 г. метростроевцы вышли на новые площадки. Первый пробный поезд по трассе прошёл в ночь на 26 марта 1958 г. 1 мая 1958 г. новый радиус с четырьмя станциями: «Ботанический сад», «Рижская», «Мир» (проектное название - «Алексеевская», с апреля 1957 г. и вплоть до открытия - «Щербаковская») и «ВСХВ» («Всесоюзная сельскохозяйственная выставка») был пущен в эксплуатацию. Образована 5-я линия - Рижская, обозначаемая на схемах жёлтым цветом. На ст. «Ботанический сад» работал только переход на одноимённую станцию Кольцевой линии, вестибюль достроен не был. На линии работали 4-вагонные составы из вагонов типа Г электродепо ТЧ-4 «Красная Пресня».

В декабре 1957 г. Метростроем было получено проектное задание по сооружению Калужского радиуса. На новом 11-километровом радиусе было запроектировано 9 станций и электродепо: «Новокузнецкая» с переходом на Горьковско-Замоскворецкую линию , «Полянка» (на перекрёстке улиц Бол. Полянка и Димитрова), «Калужская» (переход на Кольцевую линию), «Шаболовская», «Калужская застава», «Академическая» (на 1-м Академическом проезде, сейчас - ул. Вавилова), «Черёмушкинская», «Ломоносовская». Конечная радиуса носила проектное название «Проезд № 1683», за ней, возле деревни Воронцово, должно было разместиться электродепо на 18 канав.

Несмотря на то, что два радиуса - Рижский и Калужский - работали независимо и считались отдельными линиями, изначально планировалось соединить Калужский и Рижский радиусы от «Новокузнецкой» через «Площадь Ногина», «Дзержинскую» и «Трубную». В перспективе предполагалось построить ещё два радиуса: Серпуховской и Тимирязевский , разделить Калужско-Рижский диаметр по ст. «Трубная» и создать две новые линии: Калужско-Тимирязевскую и Рижско-Серпуховскую. Помимо «Трубной» второй пересадочной станцией между двумя диаметрами должна была стать «Полянка», которая стала проектироваться как первая совмещённая станция в Московском метро, то есть станция с кросс-платформенной пересадкой. Первоначально должна была быть построена одна станция с заделом на строительство второй, параллельной первой. Вторая станция с организацией совмещённой пересадки должна была быть построена вместе с Серпуховским радиусом.

Во второй половине 1958 г. начались подготовительные работы на Калужском радиусе. Пусковой участок от пересадочной станции на Кольцевую линию включал в себя 6 станций со следующими проектными названиями (в скобках даны названия при пуске радиуса в эксплуатацию): «Калужская» («Октябрьская»), «Шаболовская», «Калужская застава» («Ленинский проспект»), «Черёмушки» («Академическая»), «Ломоносовская» («Профсоюзная») и «Проезд № 1683» («Новые Черёмушки»). От строительства ст. «Академическая» на ул. Вавилова отказались.

30 апреля 1959 г. был открыт отдельно стоящий наземный вестибюль ст. «Ботанический сад». 12 декабря 1959 г. ст. «ВСХВ» переименована в «ВДНХ» («Выставка достижений народного хозяйства»).

6 июня 1961 г. решением исполкома Моссовета станциям строящегося Калужского радиуса были присвоены ныне действующие названия.

13 октября 1962 г. Калужский радиус со станциями «Октябрьская», «Ленинский проспект», «Академическая», «Профсоюзная» и «Новые Черёмушки» вступил в строй. Образована 7-я линия - Калужская, обозначаемая на схемах оранжевым цветом. Вместе с линией открыто электродепо ТЧ-5 «Калужское». «Октябрьская» стала первой пилонной станцией глубокого заложения из чугунных тюбингов с уменьшенным до 8,5 м диаметром станционных залов. На ней был открыт переход на одноимённую станцию Кольцевой линии. Станция «Шаболовская» была сооружена в конструкциях без наклонного хода на перегоне «Октябрьская» - «Ленинский проспект» и не была пущена в эксплуатацию.

1960 г.: строительство ст. «Ломоносовская» («Профсоюзная»).
Фото с сайта Мосметростроя .

15 апреля 1964 г. Калужская линия была продлена от ст. «Новые Черёмушки» до наземной ст. «Калужская». Станция «Калужская» представляла собой отдельностоящий крытый неф электродепо ТЧ-5 «Калужское», в котором была сооружена платформа и вестибюль. Поезда приходили на оба тупиковых пути через перекрёстный съезд перед станцией.

В 1965 г. на перегоне «Октябрьская» - «Новокузнецкая» начались работы по строительству центрального соединительного участка между Рижским и Калужским радиусами. От совмещённой пересадочной ст. «Полянка» отказались.

26 октября 1966 г. станции «Ботанический сад» Рижской и Кольцевой линий были переименованы в «Проспект Мира», в свою очередь станции «Мир» было возвращено предпусковое название «Щербаковская».

3 января 1971 г. Калужская линия была продлена в центр от «Октябрьской» на две станции: «Новокузнецкая» и «Площадь Ногина». На ст. «Новокузнецкая» открыта пересадка на одноимённую станцию Горьковско-Замоскворецкой линии . «Площадь Ногина» является двухзальной станцией с организацией совмещённой пересадки между Ждановской и Калужской линиями, при этом для обеих линий она стала конечной.

31 декабря 1971 г. вступил в строй участок от ст. «Площадь Ногина» до ст. «Проспект Мира», соединивший два отдельных радиуса в единую Калужско-Рижскую линию. Были открыты две станции: «Тургеневская» с пересадкой на ст. «Кировская» Кировско-Фрунзенской линии и «Колхозная». На линии работали 6-вагонные составы электродепо ТЧ-5 «Калужское». Поезда стали следовать от ст. «ВДНХ» до ст. «Калужская» (наземная). При этом официальное открытие участка отмечалось 5 января 1972 г.

11 августа 1974 г. стало последним днём работы наземной ст. «Калужская», при этом часть составов высаживала пассажиров на ст. «Новые Черёмушки» и уходила на пусковой участок для оборота по новой конечной. 12 августа 1974 г. был открыт участок от ст. «Новые Черёмушки» до ст. «Беляево» с промежуточной подземной ст. «Калужская», заменившей собой наземную.

29 сентября 1978 г. ст. «ВДНХ», бывшая конечной 20 лет, перестала быть таковой: был пущен участок на север от ст. «ВДНХ» с четырьмя станциями: «Ботанический сад», «Свиблово», «Бабушкинская» и «Медведково». Эксплуатационная длина линии достигла 31,3 км. Ст. «Медведково» стала самой северной станцией Московского метро. На перегоне «Свиблово» - «Бабушкинская» был оставлен задел под планировавшееся ответвление до ст. «Лосиноостровская». 30 сентября 1978 г. был подписан акт приёмки оборотного электродепо «Свиблово».

5 ноября 1980 г. на действующем перегоне «Октябрьская» - «Ленинский проспект» была открыта ст. «Шаболовская». 11 апреля 1983 г. ст. «Новокузнецкая» Калужско-Рижской линии была переименована в «Третьяковскую».

11 января 1986 г. движение поездов по II пути (на юг) на ст. «Третьяковская» было перенесено в открытый новый (северный) зал, параллельный существовавшему. В новом зале работала только одна платформа, оба наклонных хода (на выход и на пересадку) были закрыты. 25 января 1986 г. с пуском участка Калининской линии «Марксистская» - «Третьяковская» новый зал станции заработал в полную силу, обеспечивая совмещённую (кросс-платформенную) пересадку между двумя линиями. Открытие нового зала создало первый трёхстанционный пересадочный узел на линии: «Новокузнецкая» - «Третьяковская» - «Третьяковская».

16 марта 1987 г. из депо «Калужское» на линию были выданы 8-вагонные составы, таким образом была достигнута максимальная длина состава для линии. На линию поступили новые составы из вагонов серии 81-717/714 («номерных»), которые постепенно стали заменять составы из вагонов типа Е, Еж и Ем.

6 ноября 1987 г. открыт участок от ст. «Беляево» до ст. «Тёплый стан» с промежуточной ст. «Коньково». Перед ст. «Тёплый стан» работало два разнонаправленных съезда, и поезда прибывали на оба станционных пути. Часть составов продолжала следовать до ст. «Беляево».

17 января 1990 г. состоялось последнее на настоящий момент продление линии: от ст. «Тёплый стан» до ст. «Битцевский парк» с промежуточной ст. «Ясенево». Эксплуатационная длина линии достигла 37,9 км.

5 ноября 1990 г. в рамках масштабного переименования сразу три станции линии поменяли свои названия: «Площадь Ногина» стала называться «Китай-город», «Колхозная» - «Сухаревской», а «Щербаковская» вернула себе самое первое проектное название: «Алексеевская».

С открытием 29 декабря 2007 г. ст. «Сретенский бульвар » Люблинской линии на ст. «Тургеневская» был открыт аванзал с переходом на новую станцию. На линии появился ещё один трёхстанционный пересадочный узел: «Чистые пруды» - «Тургеневская» - «Сретенский бульвар».

3 июня 2008 г. ст. «Битцевский парк» получила новое название - «Новоясеневская», высвободив старое для проектировавшейся станции Бутовской линии . С открытием участка Бутовской линии 27 февраля 2014 г. ст. «Новоясеневская» получила пересадку на новую ст. «Битцевский парк» через построенный заново восточный вестибюль.

31 мая 2011 г. открылся новый подземный вестибюль под Тургеневской площадью с наклонным ходом в аванзал ст. «Тургеневская».

С конца 2017 г. на линии началось постепенное обновление подвижного состава. С 1996 г. на ней работали только вагоны серии 81-717/714 («номерные») различных модификаций. 7 декабря 2017 г. на линию из депо «Свиблово» вышел первый состав из вагонов 81-760/761 «Ока», а 14 мая 2018 г. то же депо выпустило первый состав из вагонов 81-765/766/767 «Москва». Таким образом, Калужско-Рижская стала второй линией Московского метро, получившей новейшие вагоны.

В настоящий момент остаются планы по продлению линии от ст. «Медведково» за МКАД, либо на одну ст. «Челобитьево », либо на две: до ст. «Мытищи », однако, данное строительство не находится в числе приоритетных, и все проектные работы по нему в 2012 г. были приостановлены.

Последнее обновление в мае 2018 г.