Биографии Характеристики Анализ

Канонерская лодка кореец. Канонерская лодка «Кореец» под французским флагом и Варяг затопленный в луже Порт-Артура

Канонерская лодка "Кореец"

  • Годы эксплуатации: 1885г - 1904г.
  • Заложена на Стокгольмской ферфи, в Швеции декабрь 1885 год.
  • Спуск на воду произведен в август 1886 год.
  • Введена в строй в 1887 году.

Канонерская лодка Кореец

"Подвиг крейсера Варяг" стал символом несгибаемости русского военного флота. Менее известный участник героического подвига, канонерская лодка "Кореец" совместно с дала бой японской эскадре, пусть короткий и безнадежный. Она была таким же полноправным участником боя. И заслужила таких же почестей как и Варяг. Именно на канонерской лодке, а не на крейсере были самые мощные орудия 208 мм или восьмидюймовки. Варяг имел на борту орудия максимальным колибром 152 мм.
27 января 1904 года, после боя с японской эскадрой в Чемульпо, в отличии от затопленного " " была взорвана экипажем.
На следующий год, была поднята японцами и сдана на металлом.

февраль 1904 года, Чемульпо, взорванная канонерская лодка Кореец

  • Водоизмещение "Корейца" -1224 т. Длинна 66.7, ширина 12.2, высота 3.8 метра.
  • Вооружение: 2 восьмидюймовых орудия - 203мм, 1 орудие - 152 мм, 4 орудия- 107 мм, 2 - 47 мм, 4 - 37 мм, 1 НТА (торпедный аппарат) 381 мм
  • Бронирование лодки - броневая палуба 10 мм
  • Механизмы 2 горизонтальные машины двойного расширения 1724 л.с., 6 огнетрубных котлов, 2 винта.
  • Максимальная скорость - 13,5 узла.
  • Дальность плавания 2850 миль.
  • Экипаж канонерской лодки "Кореец" : 12 офицеров и 162 матроса.

Все матросы - участники боя, получили в награду ЗОВО (Знак отличия Военного ордена). Именно такая аббревиатура встречается в литературе, по простому же "Георгиевским крестом" . Награжденному «Георгием» выплачивалось пожизненное денежное вознаграждение, составлявшее за год 2 рубля 70 копеек (!).
После октябрьской революции 17 года денежные выплаты были прекращены.

Через 50 лет Советское правительство вспомнило о героях. В 1954 году 45 ветеранов, участников морского сражения в Чемульпо, указом правительства награждаются медалью «За отвагу».

Все офицеры обоих морских судов были награждены орденом святого Георгия IV степени. Так же все участники сражения - были награждены специальной медалью за бой крейсера "Варяг" и "Корейца".

Учрежденная медаль за бой крейсера Варяг и канонерской лодки Кореец

Ниже собран пофамильный состав канонерской лодки "Кореец" , с интересными фактами из жизни участников сражения. К примеру один из матросов, после награждения, спустя немного времени потерял наградную медаль.

Если кому-то что либо известно о судьбе участников сражения просьба отписать в комменты.

  1. Адрианов Николай горнист
  2. Адрианов Петр комендор
  3. Акросимов Александр подшкипер
  4. Акрутский Федосий комендор
  5. Анисимов Инокентий матрос
  6. Арискин Василий квартирмейстер
  7. Артеньшин Поликарп квартирмейстер
  8. Базайкин Семен машинист
  9. Балаев Арсений комендор
  10. Барабанщиков Василий матрос
  11. Башмаков Михаил комендор
  12. Белоусов Алексей марсовый
  13. Белых Дмитрий комендор
  14. Беляев Григорий Павлович капитан 2 ранга, командир канонерской лодки «Кореец», награжден за сражение орденом Св. Георгия 4 степени. В 1905 году, командир броненосца «Синоп», член состава суда над бунтарями матросами.
  15. Беляев Федор матрос
  16. Берсеньев Василий парусник
  17. Бершатский Илларион матрос
  18. Беседин Константин кок
  19. Близнюк Владимир матрос
  20. Близнюк Павел матрос
  21. Бирилев Павел Андреевич, год рождения 1881, мичман. Был одним из организаторов взрыва канонерской лодки «Кореец» 9.02. 1904 г.; награжден за бой орденами Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом и Св. Георгия 4 ст.
  22. Богданов Василий минер
  23. Богомолов Яков матрос
  24. Боженов Семен кочегар
  25. Бойсман Владимир Васильевич мичман, Св. Анны с надписью «за храбрость». Сын В.А. Бойсмана (командир «Пересвета») перешел в армию. Умер в эмиграции в г. Териоки (Финляндия) в чине генерал-майора.
  26. Большешапов Степан матрос
  27. Борделюк Мефодий кочегар
  28. Бордуховский Иван рулевой
  29. Борейко Александр матрос
  30. Боринов Александр машинист
  31. Борисов Василий Борисович матрос, родился в селе Юрьево Старорусского района Новгородской области, награждён 4 ст., георгиевской медалью, также были вручены именные часы с надписью «Герою Чемульпо». В школьном музее хранились его медаль участника русской – японской войны, на одной стороне медали: «1904 -1905 гг», на другой - «Да вознесёт нас господь в своё время».
  32. Босков Тихон хозяин отсеков
  33. Бутлеров Александр Михайлович мичман, вахтенный начальник, участвовал в проведении взрыва лодки, орден Св. Анны с надписью «за храбрость»; 30 сентября 1913 г. убит на дуэли с лейтенантом Дурново в Севастополе.
  34. Бочаров Леонтий матрос
  35. Буравлев Петр матрос
  36. Бурков Серафим матрос
  37. Ваганов Николай артиллерийский квартирмейстер 1 статьи, был назначен из числа добровольцев произвести взрыв лодки «Кореец».
  38. Вандокуров Захар сигнальный квартирмейстер.
  39. Васильев Алексей матрос.
  40. Ведерников Александр водолаз
  41. Великанов Степан машинист
  42. Вертоховский Станислав машинный квартирмейстер. Принимал участие в военных действиях 1901 г. под Таку и за это имел Знак отличия Военного ордена 4 ст., 3 ст. получил за Чемульпо.
  43. Волконе (Вологоня) Адам матрос, лишен наград и осужден на 1 год и 6 месяцев за промотание казенных денег и покушение на грабеж с применением насилия.
  44. Волошин (Волошен) Мирон Порфилович квартирмейстер, 1954 г. медаль "За отвагу"
  45. Воронин Прокопий маляр
  46. Вороновский Иван плотник
  47. Вторых Захар минер
  48. Вычугжанин Михаил комендор
  49. Глазунов Павел Дмитриевич писарь, был в числе добровольцев произвести взрыв КЛ «Кореец», было отказано.
  50. Голышев Егор матрос
  51. Гончаров Порфирий водолаз
  52. Грибов Дмитрий матрос
  53. Грышин Михаил матрос
  54. Гринь Даниил матрос
  55. Гуров Тимофей рулевой
  56. Диких Платон ст. командор. Еще до сражения в Чемульпо, принял участие в боевых действиях 1901 года. под Таку, за что и награжден Знак отличия Военного ордена 4 ст., под Чемульпо удостоин ЗОВО 3 ст.
  57. Долганов Михаил квартирмейстер
  58. Дорофеев Иван матрос
  59. Дриждь Анисим матрос
  60. Дробенко Анисим матрос.
  61. Дроних Яков машинист
  62. Дьячков Иван матрос 1 ст., был назначен из добровольцев взорвать «Кореец», приказано сесть в вельбот.
  63. Дурнов Сергей Николаевич мичман
  64. Емельянов Парфирий минный квартирмейстер, участник подготовки лодки к взрыву.
  65. Еременко Корней матрос
  66. Ермолаев Терентий марсовый
  67. Ефимов Павел матрос
  68. Железнов Павел Васильевич
  69. Жернаков Григорий уроженец Черемховского района, Иркутской обл.
  70. Афанасий Жуков водолаз.
  71. Заводовский Егор квартирмейстер
  72. Засухин Анатолий Николаевич р.1861 г. капитан 2 ранга; ст. офицер Сибирского флотского экипажа: орден Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом и Св. Георгий 4 ст.
  73. Захаров Андрей квартирмейстер
  74. Зинович Роман кочегар
  75. Зырянов Денис Кириллович кочегар; 1954 г. медаль "За отвагу" .
  76. Заяц Матвей матрос
  77. Золотухин Иван комендор
  78. Иванов Феоктист марсовый
  79. Каданников Петр санитар
  80. Казачишин Антон матрос
  81. Катунин Алексей матрос
  82. Кнюков Дмитрий марсовый
  83. Козлов Илья квартирмейстер
  84. Колесников Иван машинист
  85. Комашев Устим матрос
  86. Комошев Яков матрос
  87. Константинов Алексей хозяин отсеков
  88. Копылов Иосиф кочегар
  89. Котков Алексей батальер
  90. Кощеев Иван кочегар
  91. Кругленко Павел санитар
  92. Криштофенко Аким (кок), отказавшийся перед боем съехать на берег, Аким был вольнонаемным. Просил командиров выдать ему винтовку; во время сражения находился у кормовой подачи.
  93. Кузнецов Константин сигнальщик
  94. Кулагин Никита ложечник
  95. Кулагин Терентий минер
  96. Кулиничев Порфирий матрос
  97. Куцубинский Ефим матрос
  98. Левицкий Александр Иванов лейтенант, родился в 1886 году. Минный офицер выбран из добровольцев для проведения взрыва, орден Св. Станислава 2 ст. с мечами и Св. Георгий 4 ст.
  99. Лохтин (Локтев)Иван Капитонович рулевой, 1954 г. медаль "За отвагу".
  100. Лыщетный Кузьма матрос
  101. Лукин Степан кочегар
  102. Мазунов Павел писарь
  103. Макаров Терентий матрос
  104. Максимов Николай машинист
  105. Малинников Петр машинист
  106. Мариничев Николай матрос
  107. Меньшиков Даниил боцманмат.
  108. Меркушев Валерий Аполлонович р.1876 г. младший врач, лекарь Сибирского флотского экипажа, награжден за бой орденом Св. Станислава 3 ст. с мечами (16 апреля 1904 год). Св.Георгий 4 ст.
  109. Михайлов Прокофий Кузьмич, 1954 г. медаль "За отвагу" .
  110. Мойдаос Петр машинист
  111. Мокрушин Федор машинист
  112. Морозов Герасим кочегар
  113. Назаренко Григорий матрос
  114. Никифоров матрос 2 ст.
  115. Никольский Василий фельдшер
  116. Огородников Николай матрос.
  117. Осташев Кузьма кок
  118. Охлопков Алексей сигнальщик, похоронен 50 километров от Иркутска, село Биликтуй (в селе Беликтуй есть музей «Корейца»), в 1954 году награжден медалью «За отвагу».
  119. Плесовский Григорий марсовый
  120. Пахоруков Тимофей матрос
  121. Подеругин Егор кочегар
  122. Подымахин Михаил машинист
  123. Покидаев Василий матрос
  124. Потемкин Василий матрос
  125. Прахов Иван Александрович, 1954 г. медаль "За отвагу".
  126. Пушкар Алексей матрос
  127. Рерлев Василий матрос
  128. Родин Кузьма кочегар
  129. Ромашкин Вальпургий Порфирье (кличка Валик) матрос. На время сражения 18 лет. Получил контузию головы. После высадки (район Гиблартара) с эвакуирующего «Паскаля», в ожидании запаздывающего на неделю парохода «Малайя» (он должен был забрать раненных). Отпросился у командира в отпуск «по ранению» в Севилью. В увольнении влюбляется в Карменситу - будущую жену (венчание состоялось в апреле).
  130. Рудаков Федор квартирмейстер
  131. Рудых Дмитрий кочегар
  132. Румянцев Федор квартирмейстер
  133. Рунцев (Рунуев) Андрей машинист 2 ст. В 1904 году ему исполнился 21 год, смельчак и балагур, во время боя получил ранение в ногу. На крейсер «Тальбот» доставлен в Англию. После возвращения и получения наград, переехал с семьей в Баку. В качестве машиниста ходил по Каспию. За недоказанное соучастие в убийстве офицера был приговорен к расстрелу. Учтя награждение "Георгием", расстрел заменили ссылкой. Был машинистом поезда, в 52 году трагически погиб.
  134. Рышков Иван матрос
  135. Сандерман Элиас кочегар
  136. Сафонов Алексей машинист
  137. Садовников Александр матрос.
  138. Сергеев Гаврила матрос
  139. Симбирцев Сергей (Прокофий) похоронен в селе Биликтуй. квартирмейстер; 1954 г. медаль "За отвагу".
  140. Синицын Иннокентий кочегар
  141. Скибин Феоктист хозяин отсеков
  142. Соколов Дмитрий матрос
  143. Солотков Михаил кочегар
  144. Сопленко Митрофан сигнальщик
  145. Софронов Егор рулевой квартирмейстер.
  146. Софронов Яков боцман, участник подготовки к взрыву «Корееца».
  147. Спиряков Лаврентий Евдокимович минер
  148. Субботин Михаил (Максим) машинист
  149. Степанов Павел Гаврилович, родился в 1863 г. артиллерийский офицер, лейтенант, награжден орденом Св. Станислава 2-ая степень. с мечами и Св. Георгий 4 степени.
  150. Сырельщиков Илья содержатель
  151. Тимохин Василий кочегар
  152. Тирский Дмитрий машинист
  153. Тихонов Яков командор
  154. Торопин Андрей кочегар 2 ст. Был раскулачен, владел хозяйством и 2-этажным бревенчатым домом. Умер в 1946 году, получив повторную похоронку на младшего сына Фрола, внуком ему приходится архитектор А.Н. Шепелев.
  155. Торопов Яков матрос
  156. Трунин Петр матрос
  157. Труфанов Никита матрос
  158. Туев Иван Екимович, жил с 1877 - 1949г. Фельдфебель, участник боев 1901 года, медаль "За отвагу" 1954 год. Часть личных вещей находятся в городском музее Советска.
  159. Тюшняков Степан командор.
  160. Утробин Вячеслав минер, ухитрился потерять "Георгия", после церемонии награждения Москва 14 апрель 1904 год.
  161. Федоров Иван машинист
  162. Франк Валерий Ал. (Иван Леонтьевич) родился в 1880 году. корпус инженер-механиков флота, назначен взорвать «Корееца», награжден орденом Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом.
  163. Хохлов Ефим кочегар
  164. Хуторков Ф. матрос, впоследствии принял участие в восстании на броненосце «Потемкин»
  165. Цыганов Николай комендор
  166. Чердынцев Семен кочегар
  167. Чуркин Сергей кочегар
  168. Шазуков Емельян матрос
  169. Шаманаев Федор кочегар
  170. Широких Иван матрос
  171. Ярошенко Семен матрос
  172. Ячменев Георгий Иванович содержатель; в 1954 году удостоен медали «За отвагу».

А.С. Пушкин, 1830г.

Если вы выстрелите в свое прошлое из пистолета, то будущее ответит вам из пушки...

Наполеон

В Филадельфии 19 октября 1899 г. был спущен на воду легкий крейсер, заложенный по заказу русского правительства. Его водоизмещение равнялось 6500 т, мощность паровой машины около 16 000 л. с. позволяла развить скорость 23 уз. Вооружение корабля состояло из двенадцати 152-мм, двенадцати 75-мм, двух 64-мм, восьми 47-мм, двух 37-мм орудий и шести однотрубных торпедных аппаратов. Но не красивый внешний вид и не мощное вооружение снискали славу этому кораблю. Свое гордое имя «Варяг» крейсер увековечил благодаря высокому мастерству, мужеству, бесстрашию и героизму русских моряков, проявленным пять лет спустя после рождения корабля в сражении с численно превосходящими силами противника.

Первым испытанием для крейсера стал переход из Филадельфии в Балтийское море, но моряки выдержали его с честью. Успешно пройдя пять тысяч миль, «Варяг» 3 мая 1901 г. отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. Недолго было пребывание корабля в родных водах. получен новый приказ - следовать на Дальний Восток для усиления боевого состава Тихоокеанской эскадры. Преодолев Атлантический, Индийский, Тихий океаны, несколько морей, 25 февраля 1902 г. «Варяг» подошел к Порт-Артуру.

В это время обстановка на Дальнем Востоке крайне обострилась. Япония, подстрекаемая Англией и США, активно готовилась к войне с Россией. Со дня на день можно было ожидать нападения, поэтому появление каждого нового корабля поднимало настроение и боевой дух матросов, вселяло уверенность в по беде.

Командование крейсером принял в марте 1903 г. капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев. Назначение Руднева на новый корабль нельзя считать случайным. Значительную часть своей жизни Всеволод Федорович, сын кадрового флотского офицера, провел в море, приобрел богатый опыт плавания. Ему посчастливилось участвовать в кругосветном плавании в 1880-1883 гг. на крейсере «Африка». Командирские качества оттачивал, командуя кораблями «Котлинa», «Выборг», «Скат», «Гремящий», «Адмирал Грейг» и «Чародейка». Мало кто мог сравниться с Рудневым в искусстве швартовки корабля, выполнении маневров, в умении найти выход из сложного положения, принять самостоятельное решение, нередко не совпадающее с решением вышестоящих начальников. Руднев любил порядок и свой корабль, считал службу делом своей жизни, пользовался авторитетом у команды корабля.

Перед новым командиром стояла нелегкая задача - обеспечить ремонт «Варяга», устранить целый ряд неисправностей, главным образом в его котлах - эти недостатки были заложены еще в проекте корабля. Решалась и вторая не менее важная задача - обеспечение высокой боевой готовности корабля.

«Варяг» вышел в море 16 декабря. Штурман проложил курс в порт Чемульпо. Командиру крейсера Рудневу предписывалось обеспечить надежную связь между Порт-Артуром и Сеулом, а также выяснить намерения Японии, которая готовилась оккупировать Корею.

В корейском порту Чемульпо было «тесно» от стоявших там боевых кораблей и торговых судов различных государств. На рейде и в самом порту бросили якоря русский крейсер «Боярин», канонерская лодка «Гиляк», крейсеры: итальянский «Эльба», английские «Кресси» и «Тэлбот», япоский «Чиода», германский «Ганза», французский «Адмирал де Гейдон», французский стационер «Паскаль» и др. Над портом города стояла напряженная тишина, нарушаемая лишь вы-стрелами приветственных салютов. Вскоре канонерская лодка «Гиляк» снялась и ушла в Порт-Артур. Вместо нее 5 января в Чемульпо прибыла канонерская лодка «Кореец».

В. Ф. Руднев чувствовал приближение войны, обстановка накалялась с каждым днем. Повсюду строились японские склады, открыто закупались продовольствие, уголь, взрывчатка, в гражданской одежде в город прибывали японские солдаты и офицеры, в порту готовились для возможной десантной операции вспомогательные суда. Руднев, обеспокоенный, как он считал, небезопасной стоянкой в Чемульпо боевых русских кораблей, отправлял в Порт-Артур одно за другим тревожные донесения. Однако все эти донесения должной оценки не получили.

Наконец произошел разрыв дипломатических отношений между Россией и Японией. О нем стало известно 24 января1904 г. А через два дня началась русско-японская война, которая была официально объявлена 28 января.

«Кореец» 26 января должен был выйти в Порт-Артур. Однако в море путь ему преградили шесть японских крейсеров и три транспорта, которые атаковали наконец русскую лодку. Не подозревавший о разрыве дипломатических отношений ме-жду двумя странами командир «Корейца» капитан 2-го ранга Г. П. Беляев, посчитав, что это провокация, в бой не вступил. Видя, что ему не прорваться, он принял решение вернуться в порт. Значительно позже стало ясно: японцы не хотели выпускать из порта свидетеля их вторжения в воды Кореи. Обо всем случившимся Беляев подробно доложил командиру «Варяга». Руднев отдал приказ готовиться к бою.

Напряжение достигло наивысшего предела. Торпедные аппараты японских миноносцев были повернуты в сторону русских кораблей. В любую минуту мог последовать залп. Но и русские матросы всю ночь не смыкали глаз, стоя у заряженных орудий.

На следующий день, 27 января, командиры стоявших в порту иностранных кораблей получили уведомление командующего японской эскадрой адмирала Уриу о том, что он предполагает напасть и уничтожить русские корабли, если они до полудня не покинут Чемульпо. Иностранцам же было настоятельно рекомендовано уйти от места готовившегося сражения и во избежание неприятностей держаться как можно дальше. Дерзость и вопиющее нарушение международного права, проявленные японским адмиралом, не получили должного отпора со стороны командиров иностранных кораблей. И хотя они направили Уриу «энергичный протест», в котором указали командующему японской эскадрой на недопустимость подобных действий, они не предприняли ничего, чтобы осадить зарвавшегося адмирала. Под предлогом невозможности нарушения нейтралитета иностранцы отказали в просьбе Руднева сопроводить «Варяг» и «Кореец» при выходе из порта Чемульпо. К тому же в своем «протесте» командиры иностранных кораблей обя-зались в случае отказа русских выйти из Чемульпо занять в порту безопасные для них места.

Японцы, имея значительный перевес в силах, рассчитывали, что русские не отважатся вступить с ними в бой и сдадутся на милость победителя. Уриу уже виделись Японские флаги на русских кораблях. Но в своих расчетах он не учел одного - высокого морального духа русских моряков, воспитанных на замечательных традициях отечественного военно-морского флота. Из поколения в поколение передается святая заповедь, записанная еще Петром 1 в первом Морском уставе:

«Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги... »

Командир «Варяга» В. Ф. Руднев принял решение вступить в бой и попытаться прорваться сквозь бронированный строй Японской эскадры, в случае же неудачи - взорвать крейсер. Взрыв было поручено произвести ревизору крейсера мичману Н. И. Черниловскому-Соколу.

Проинформировав о своем решении старшего на рейде командира английского крейсера «Тэлбот», Руднев прика-зал построить личный состав «Варяга». Моряки, чувствуя важность и торжественность момента, надели чистую оде-жду. Командир медленно шел вдоль строя, внимательно вглядываясь в серьезные лица подчиненных. Ни тени страха - только решительность и твердость читал он на них. Остановившись посредине строя, командир сообщил морякам об ультиматуме японцев:

«Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов осдаче не может быть - мы не сдадим крейсера и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать.»

Ответом команды на решение командира было громогласное «ура», раздавшееся над портом. Даже больные не пожелали сойти на берег и расстаться с кораблем и друзьями.

В 11 ч 10 мин Руднев приказал поднять сигнал: «Все наверх, с якоря сниматься». Чуть вздрогнув, крейсер медленно стал набирать ход. На иностранных кораблях личный состав во главе с офицерами выстроился на верхней палубе, караулы отдавали честь. Восхищенными взорами провожали иностранные моряки корабли, идущие навстречу почти в десять раз превосходящему противнику. Даже в такой драматический момент русские моряки соблюдали установленный флотский этикет. На «Варяге» оркестр играл национальный гимн той страны, чей корабль проходил крейсер. На иностранных кораблях играли русский гимн. Это был парад доблести и выдающегося мужества. «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть»,- писал своему начальству командир французского стационера «Паскаль».

«Варяг» и «Кореец» вышли в море. Впереди - четырнадцать японских кораблей: один броненосный крейсер, пять легких крейсеров и восемь миноносцев - готовы были атаковать два русских корабля. 182 орудия различных калибров, способные в течение минуты выбросить из своих стволов только с одного борта 6960 килограммов смертоносного груза, и 43 торпедных аппарата против 60 русских орудий и 7 торпедных аппаратов давали возможность японцам надеяться на сдачу «Варяга» и «Корейца» без боя. Один лишь крейсер «Асама», закованный в броню до ватерлинии, втрое превосходил «Варяг» по мощи бортового залпа, толщина его бортового пояса, достигающая местами 178 мм, делала его практически неуязвимым для снарядов «Варяга». Помимо всего прочего русские корабли не могли маневрировать и сворачивать с курса, так как любое отклонение от узкого фарватера было чревато посадкой на мель или камни. Японцы надеялись на то, что русские все же одумаются и сдадутся. Но скоро и командующий эскадрой и японские офицеры поняли: легкого боя не будет. Ограниченный в маневрировании, способный отвечать на первом этапе боя на удары всей эскадры лишь тремя-четырьмя носовыми орудиями, «Варяг» шел навстречу славе.

Первый выстрел с крейсера «Асама» грянул в 11 ч 45 мин. Вслед за ним вся японская эскадра открыла огонь. Пушки «Варяга» молчали. И только после того, как расстояние до противника сократилось до 45 кб, раздался ответный залп.

Позже В. Ф. Руднев писал: «Один из первых снарядов попал в крейсер, разрушил верхний мостик, произведя пожар в штурманской рубке, перебил фокванты... После этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще, а падавшие около, разрываясь при ударе о воду, осыпали осколками и разрушали надстройки и шлюпки... Снаряд большого калибра пробил левый борт под водой, в огромное отверстие хлынула вода, и третья кочегарка стала быстро наполняться водой... Кочегарные квартирмейстеры Жигарев и Журавлев задраили угольную яму, чем прекратили доступ воды в кочегарку: работу эту они выполнили с замечательной самоотверженностью и хладнокровием. Старший офицер капитан 2 ранга Степанов со старшим боцманом Харьковским под градом осколков снарядов подвели пластырь…»

В этом неравном поединке героем был каждый. Но особенно четко и слаженно действовали комендоры. Среди бушующего пламени огня, под градом осколков, ничем не защищенные, относя в сторону убитых товарищей, они ни на минуту не прекращали огня.

От метких выстрелов комендоров загорелась кормовая артиллерийская башня на «Асаме», был сбит командирский мостик. Один миноносец, пытавшийся поразить «Варяг» торпедой, пошел на дно. Серьезные повреждения получили два японских крейсера. Но и на «Варяге» все чаще стали рваться вражеские снаряды. Перебит рулевой привод. Выведены из строя часть орудий и дальномерный пост. Вспыхнули пожары. Образовалась течь в угольной яме. Но гордо развеваются стеньговые флаги. Внезапно на глазах у сигнальщиков И. Медведева и И. Казарцева кормовой флаг падает. Перебиты фалы. Немедля сигнальщики достают новый. Часовой у флага, стоящий под осколками по стойке «смирно», боцманмат П. Оленин поднял флаг корабля. Осколком снаряда ранен командир крейсера. Весть об этом мгновенно облетела корабль. Превозмогая боль, бледный от потери крови, без фуражки, окровавленный, Руднев нашел в себе силы выйти на мостик корабля. Увидев командира живым, моряки с новой силой продолжали бой.

Вот что было записано 27 января 1904 г. в вахтенном журнале крейсера: «Пройдя траверз острова Йодолми, была перебита на крейсере труба, в которой проходили рулевые приводы, одновременно с этим осколками другого снаряда, разорвавшегося у фок-мачты и залетевшими в броневую рубку через проход, были: контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие около него по обеим сторонам штаб-горнист и барабанщик, ранен тяжело в спину стоявший на штурвале рулевой старшина Снегирев и легко ранен в руку ординарец командира Чибисов».

В создавшейся обстановке Руднев принял решение вернуться в порт Чемульпо, устранить неисправности и вновь попытаться прорваться. Весь израненный, но непобежденный «Варяг» совершил поворот. «Кореец», сражавшийся не менее отважно, принял удар на себя, давая возможность крейсеру довершить маневр. Спустя некоторое время «Варяг» бросил якорь в том месте, откуда вышел.

За 2 ч сражения крейсер выпустил по врагу 1105 снарядов, многие из которых достигли цели. Как показал осмотр, корабль уже не мог выдержать второго такого боя. Потрясенные увиденным, сочувствуя русским морякам, иностранные моряки на шлюпках под флагом Красного Креста поспешили к крейсеру, чтобы оказать помощь раненым. Страшная картина открылась взорам врачей. На исковерканной палубе лежали обгоревшие, иссеченные осколками, обагренные кровью тела...

Собравшийся на верхней палубе военный совет принял решение - из-за неисправимости повреждений, больших потерь личного состава, выхода из строя большого числа орудий потопить крейсер. То же самое надлежало сделать и с «Корейцем». После того как моряки перешли на иностранные корабли, над портом раздался мощный взрыв на «Корейце». Канонерская лодка, разорванная на несколько частей, ушла под воду. По просьбе иностранцев, боявшихся повреждений своих близко стоявших кораблей, не взрывать «Варяга» Руднев приказал открыть все клапаны и кингстоны и, убедившись в том, что его приказание выполнено, он последним покинул крейсер. Скоро ледяная вода сомкнулась над кораблем. Так «Варяг» остался непобежденным.

Медаль за бой "Варяга" и "Корейца" при Чемульпо
Памятник варяжцам во Владивостоке

В 1905 г. японцы подняли крейсер, отремонтировали и присвоили ему имя «Сойя». Больше десяти лет корабль числился в составе военно-морских сил Японии. Русское правительство выкупило крейсер 22 марта 1916 г. С волнением поднималась на борт прославленного корабля новая его команда. Ей предстояло приумножить славу своих предшествен ников. Через семь месяцев, 17 ноября 1916г., «Варяг» прибыл из Владивостока в город и порт Александровск (ныне г. Полярный) - далекую северную окраину России и был включен в состав Флотилии Северного Ледовитого океана. Но много плавать крейсеру не пришлось. Ему требовался капитальный ремонт.

С этой целью корабль 25 февраля 1917 г. вышел в море и взял курс на Англию. «Варяг» находился в Ливерпуле, когда до экипажа дошла весть о том, что в России произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Команда крейсера подняла красный флаг. Англичане захватили корабль. Долгое время о дальнейшей судьбе «Варяга» ходили самые разнообразные легенды. Утверждали, что корабль взорвался на мине, затем возникла версия, что он торпедирован.

На самом деле, проданный на слом одной из фирм, крейсер во время перехода к заводу фирмы в Ирландском море вблизи г. Лендалфут в 1918 г. наскочил на скалы и затонул в 500 м от шотландского побережья (около 55 сев. ш. и 50 зап. д.),

Корабль погиб, но слава его, мужество и стойкость экипажа крейсера продолжают жить в памяти народа. А воды морей и океанов режет своим мощным форштевнем современный ракетный крейсер «Варяг», унаследовавший имя героя русско-японской войны.

Гвардейский ракетный крейсер "Варяг" 1970-е годы
Гвардейский ракетный крейсер "Варяг" 2000-е годы

Исследования, проведенные Р. М. Мельниковым и Н. А. Залесским, авторами многочисленных работ по истории русского Военно-Морского Флота и отечественного военного кораблестроения, позволили выяснить многие интересные подробности судьбы легендар-ного корабля.

Как сообщил немецкий журнал «Шиффбау» («Schiffbau») от 23 сентяб-ря 1925г., № 18, были предприняты активные попытки снять корабль с камней, но они успеха не имели. В течение нескольких лет крейсер был отдан во власть стихии. Волны, бесконечной чередой разбивавшиеся о стальной корпус корабля, превратили некогда грозный и красивый корабль в груду металла. Летом 1923 г. английская фирма, купившая корабль, и вступившие с ней в пай два германских общества решили разобрать корабль на месте его гибели. Только в 1925 г. работы в море были завершены.

Целью данной публикации является воспитание у молодежи гордости за свой народ и страну - мировая история не знает такого подвига! Более подробная информация об этом историческом событии - великолепный фильм Алексея Денисова "Крейсер "Варяг". ВГТРК Россия 2005г.

Текст описания подвига крейсера "Варяг" - книга "На румбах морской славы", Раздолгин А.А., Фатеев М.А. Издательство "Судостроение" 1987г., Ленинград.

Всеволод Гладилин.

В 1646 году во Франции впервые были использованы боевые маневренные корабли с мощным вооружением. Это канонерские лодки, которые на носу имели несколько мощных пушек, обычно от одной до трех. Судно представляло собой достаточно крупную шлюпку парусно-гребного типа. В большинстве случаев применялись лодки для охраны гаваней, сражения в озерах и реках, а также прибережной зоне.

Появление в русском флоте

Так как на Руси в то время было огромное количество длинных рек и акваторий, а также озер, то строительство канонерских лодок можно назвать традиционным. Обусловлено это тем, что ни один любой другой корабль вести бой в таких условиях не мог. Первые шлюпки такого типа появились во времена войны со Швецией (1788-1790). Мало того что это была основа гребного флота, так канонерки имели большой успех и стали самым эффективным инструментом для ведения огня на реках и шхерах.

По сути, это артиллерийский корабль, который использовался как для защиты, так и для нападения и поддержки союзных войск. Наличие на борту фальконетов и крупнокалиберных пушек обеспечивало отменную огневую поддержку. В дальнейшем появились так называемые шестаковки, которые уже оснащались паровым двигателем. Были использованы во время Крымской войны.

Основные модели

После того как боевые шлюпки показали себя с лучшей стороны, было принято решение о массовом производстве. В частности, канонерки поставлялись на Дальний Восток, где нужны были больше всего. Первые и наиболее известные модели носили названия "Храбрый", а также "Хивинец". Со временем инженеры стали проводить усовершенствования и выпускать лодки типа "Гиляк", но успеха это не принесло. Конструкция имела множество недостатков и не позволяла эффективно вести сражение. Из-за отсутствия нормального вооружения такие канонерские лодки дальнейшего распространения не получили.

Но появились новые модели "Ардаган", "Каре" и другие. Отличительно чертой было то, что на них устанавливались дизельные мощные двигатели. Это хоть и существенно увеличивало вес и сложность конструкции, но позволяло добиться высокой мощности, а следовательно, и скорости, которая нередко становилась определяющим фактором во время морского сражения. Но вскоре экономически выгодные "Ардаган" и "Каре" решили улучшить. Причем случилось это уже во время спуска их на воду. По этой причине чуть ли не половина флота отправилась на модернизацию. Появился новый тип канонерок - "Бурят".

Канонерская лодка "Кореец"

Данный боевой корабль сразу же после постройки отправили на Дальний Восток, где он, собственно, и нес службу. "Кореец" принимал активное участие в боевых действиях 1900-1905 годов. Так, он был использован против Ихэтуаньского восстания, более известного как восстание боксеров, помимо этого, принимал участие в обстреле форта Таку. Во время Русско-японской войны "Варяг" и "Кореец" находились в порту Чемульпо и защищали там русские интересы.

Так, в феврале 1904 года "Варяг" и "Кореец" выступили против целой японской эскадры кораблей. В результате боя потерь не было, так как велся он на большой дистанции. Канонерская лодка "Кореец" не достреливала до врага, а японские же снаряды по большей части перелетали. Так как лодка была боевой, то нельзя было допустить её захвата противником. Когда экипаж пересел на французский "Паскаль", "Кореец" был подорван и, следовательно, затоплен.

Пройденный боевой путь

Во время сражения в "Корейца" попал единственный японский снаряд. В носовой части начался пожар, который потушили в течение 15 минут. Потерь среди личного состава не было. Когда экипаж прибыл в Санкт-Петербург, то офицеры и командование были награждены орденом Святого Георгия 4-й степени, а моряки - соответствующими знаками отличия.

В 1905 году корейцы подняли со дна канонерку и сдали её на лом. Но можно сказать, что боевой путь на этом не закончился, так как в 1906 году был спущен на воду "Кореец-2". Модернизированная версия оснащалась более мощным вооружением и имела хоть какую-то защиту. В 1915 году данная лодка также была подорвана, чтобы исключить возможность захвата врагами. Случилось это во время сражений за Рижский залив.

"Хининец" и "Сивуч"

В состав Балтийского флота в царское время входила самая молодая канонерка - "Хивинец". Предварительные испытания она прошла успешно. В процессе эксплуатации стойко выдерживала различные неблагоприятные условия. Строился "Хивинец" в 1904-1914 гг., во время укрепления Российского флота. Но конструкция была разработана еще в 1898 году. Так как не было предусмотрено никакой модификации, то такие канонерские лодки, чертежи которых вы можете увидеть в данной статье, имели весьма узкий функционал и не применялись повсеместно. Но довольно длительное время она служила базой для постройки других боевых кораблей. Обусловлено это тем, что она выживала в таких сражениях, в которых другие лодки шли на дно.

"Сивуч" известен своим сражением в Рижском заливе, где в неравной схватке она была уничтожена немецкими линкорами. Случилось это в 1915 году неподалеку от острова Кихну. Немецкие корабли хоть и уничтожили "Сивуч", но были вынуждены отказаться от дальнейших боевых действий в заливе и отступили. Героизм личного состава сохранил Ригу от немецких захватчиков. Канонерку за её подвиг называли балтийским "Варягом".

История корабля "Борб"

Если крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" предназначались больше для атаки, то исключительно с оборонительной цели был создан "Борб". Этот корабль имел базу "Гиляк" и сошел с верфи в 1907 году, а проект по разработке начался в 1906-м. По большей части применялся для защиты реки Амур практически до самого Хабаровска. Конструкторы поставили акцент на автономности и дальности плавания. Но в ходе эксплуатации мореходность оказалась на достаточно низком уровне.

"Варяг" и канонерская лодка "Кореец" представляли огромную ценность для страны. Эти корабли обладали высокой огневой мощью, чего нельзя сказать о лодке "Бобр". Особого вооружения на борту не было, поэтому зачастую использовалась она как плавательная база. После 21 года службы она была сдана на лом. Прототипов по данному проекту создано не было.

"Варяг" и канонерская лодка "Кореец": функционал и особенности

Данные боевые корабли были одними из наиболее универсальных во время боевых действий. Конструкция была довольно грамотной, что обеспечивало высокую степень плавучести даже при повреждениях корпуса. Функционал крейсера и канонерки был весьма обширен, но чаще всего они применялись:

  • для обороны берегов и портов;
  • поддержки сухопутных войск ;
  • высадки десанта;
  • борьбы с вражеской пехотой и военным флотом;
  • выполнения транспортных функций.

Можно смело говорить о том, что это были уникальные суда.

Такого плана корабли могли реконструироваться в зависимости от цели использования. Так, встречаются небронированные варианты, лодки с бронепалубой и броненосцы. Вполне логично, что использовались они для различных целей. Наибольшее распространение получили бронепалубные канонерки. При небольшой массе они обладали достаточной защитой. "Варяг" (крейсер) и канонерская лодка "Кореец" существенно отличались друг от друга. Вторая была более маневренной и подвижной, обеспечивала оперативную переброску войск при необходимости. Второй же оснащался серьезным вооружением и защитой, что позволяло входить в бой даже с несколькими противниками.

Об основных характеристиках

Наибольшее внимание конструкторы уделяли такому показателю, как скорость и огневая мощь. Чем больше был калибр орудия и количество пушек, тем эффективней считалось использование судна. Что касается скорости, то она всегда была важной характеристикой. Обычно составляла от 8 до 15 узлов. В зависимости от цели использования канонерка могла быть небронированной, что обеспечивало максимальную мобильность. Защита бронеплитами самых уязвимых мест - наиболее приемлемый вариант. Удавалось добиться оптимальной скорости и живучести. Броненосец же был защищен со всех сторон, но плавал довольно медленно. С одной стороны, он мог пережить множество прямых попаданий, а с другой - становился легкой мишенью для более подвижных боевых кораблей.

Чаще всего канонерские лодки оснащались пушками основного калибра от 200 до 350 мм и вспомогательными орудиями. В качестве последних нередко применяли 76-150 мм, но это было больше свойственно речным канонеркам. Устанавливались автоматические пушки, такие как "Зенит". Пулеметы старались применять как можно реже ввиду низкой дальности стрельбы.

Уникальные конструкторские решения

В то время, когда на море господствовали артиллерийские корабли, то есть канонерки, крайне важным было постоянно развивать их технические характеристики. Именно поэтому встречается огромное количество моделей. Конструкторы старались постоянно вносить какие-либо изменения в плане вооружения или защиты. Усовершенствование силовых агрегатов существенно влияло на дальность плавания и автономность судна.

К примеру, речные канонерки старались делать как можно легче. Это существенно уменьшало водоизмещение и позволяло судну находиться на мелководных территориях. В это же время морские боевые корабли были более массивными и мощными. Особенного внимания водоизмещению тут не уделялось, куда важней было обеспечить высокую дальность плавания и внушительную огневую мощь.

В заключение

Канонерки российского производства славились тем, что вступали в неравные схватки с врагом и нередко выходили из боя победителями. Это заслуга не только конструкторов корабля, но и экипажа, который храбро сражался за свою Родину. В таких случаях американцы или немцы тут же отступали, не желая терять технику и живую силу. Русские же стояли до конца. Именно благодаря этому было выиграно не одно морское сражение. Плюс ко всему нередко нашими использовалось устаревшее вооружение, которое не позволяло иногда даже пробить броню противника. Но все это не мешало сражаться до последнего. Яркими тому примерами служат "Кореец" и "Варяг".