Биографии Характеристики Анализ

Карта боев на халхин голе 1939. Кто командовал на Халхин-Голе? Схватка на земле

Вам понадобится

  • - аудиенция Ламы;
  • - книга Чжэ Цонкапа "Ламрима";
  • - книга Патрул Ринпоче "Слова Моего Всеблагого Учителя"

Инструкция

Человек, решивший стать буддистом, должен усвоить для себя основные буддийские истины. Их четыре.Истина №1
Жизнь любого существа – животного, человека, бога – это бесконечное страдание. Люди мучаются от холода, жары, депрессии и многих других неприятных аспектов бытия. Получая удовольствие, человек, по сути, тоже страдает. Ведь он боится потерять приятное ощущение и его .Истина №2
Умение людей ненавидеть и желать - причина всех их бед. Человек, испытывая эти два чувства, совершает поступки, которые отягощают его карму.Истина №3
Чтобы человек научился избавляться от страданий, ему надо научиться улучшать свою карму. Для этого необходимо совершать только благие поступки, избавиться от страстей, ненависти, обид и желаний.Истина №4
Основная цель буддистов - достижение просветления и нирваны (освобождения от страданий). Мудрость и нравственность - вот то, что поможет этого достигнуть. Человек должен сосредоточиться на достижении этих двух состояний, а в помощь ему существует восьмиричный путь, который необходимо пройти.

Этапы восьмиричного пути.Этап 1. Истинное понимание.
Чтобы обрести истинное понимание природы вещей, необходимо постоянно размышлять об основных четырех понятиях. В них заключается вся истина бытия.Этап 2. Истинная решимость.
Человек, захотевший стать последователем Будды, должен принять решение твердо следовать по выбранному пути. Сложность заключается в том, что все происходящее с человеком в обычном мире, не должно его ни радовать, ни огорчать.Этап 3. Истинная речь.
Следует помнить, что - это не только поступки, но и слова. Необходимо строго следить за своими словами. Адептам запрещено лгать, сплетничать, сквернословить. Все это отягощает карму.Этап 4. Истинное поведение.
Для улучшения кармы следует постоянно совершать только благие дела. Запрещено убивать (даже насекомых), обижать кого бы то ни было, заниматься воровством и прелюбодеянием.Этап 5. Истинная жизнь.
Следует запомнить, что наркотики и алкоголь портят карму уже лишь потому, что искажают человеческое сознание, а оно должно быть чистым и ясным. Если человек не желает возродиться в следующей инкарнации в мире животных, ему следует забыть про проституцию, азартные игры и мошенничество. Защищать свою страну и справедливость с оружием в руках - благое дело, а вот торговать оружием ради собственной наживы - значит отягощать карму.Этап 6. Истинное усилие.
Человеку не так просто дается восьмиричный путь, так как Сансара (реальная жизнь), со своими страданиями, его не отпускает. Требуется приложить усилия, чтобы пройти этот путь до конца.Этап 7. Истинная мысль.
Человеку необходимо осознать, что то, что он считал собственным "я" - понятие достаточно иллюзорное. Не существует всего того, что связано с личностью, все это эфемерно и не вечно.Этап 8. Истинное сосредоточение.
Когда человек будет вершить только благие дела и совершенствоваться, он достигнет чистоты сознания, вслед за которым придет состояние полного покоя и невозмутимости. Все это должно привести его к полному просветлению. Став просветленным, человек решит, чем ему заняться и какой дальнейший путь выбрать. А пути существует два - уйти в или стать боттхисатвой.

Человеку, выбравшему для себя путь буддиста, следует понять одну важную вещь. Родиться человеком - высочайшая благодать на свете. Только в мире людей (а не животных или духов) существует свобода воли и, как следствие, свобода выбора пути. А ведь родиться человеком выпало не каждому. По мнению буддистов, этот шанс равен тому, что черепаха, поднимающаяся из морских глубин и высовывающая голову на поверхность, попадет своей головой в маленький одинокий деревянный круг, брошенный на поверхность великого мирового океана.

В принципе, как только человек, осознав все вышеперечисленное, принял все истины и пошел по восьмиричному пути - он может смело считать себя буддистом. Если же последователю Будды потребуется официальное признание, то необходима встреча с Ламой. Лучше всего узнать, где и когда будет встреча или лекция с учителем. После нее следует попросить аудиенции у Ламы. После беседы, проведенной во время аудиенции, Лама решит, готов ли человек быть последователем Будды.

Буддисты стремятся стать просветленными, поэтому они могут все время пребывать в блаженстве.
И они верят в реинкарнацию, то есть, если что-то плохое случается с вами, это лишь потому, что плохое вы делали в прошлой жизни. И буддисты должны быть вегетарианцами…
К сожалению, многое из того, что "каждый знает" о буддизме, не является верным.
Поговорим здесь о распространенных, но ошибочных представлениях многих людей Запада о буддизме.

1. Буддизм учит, что ничего не существует

Я читала много обличений против буддистского учения, основанных на том, что якобы ничего не существует.

Однако буддизм не учит тому, что ничего не существует. Он бросает вызов нашему пониманию того, как вещи существуют. Она учит, что существа и явления не имеют обособленного существования. Но буддизм не учит тому, что нет существования вообще.

"Ничто не существует" - это фольклорное утверждение, в основном, идет от непонимания учения анатта и его расширения - шуньята в махаяне. Но оно не является доктриной о небытие. Скорее, учения говорят о том, что наше понимание существования ограниченно, односторонне.

2. Буддизм учит, мы все - одно

Слышали вы шутку о том, как буддистский монах сказал продавцу "хот-догов": "Сделай меня одним с этим!"? Так, учит ли буддизм тому, что мы - одно со всем?

В Маха-нидана-сутре, Будда учил: было бы неправильно сказать, что самость конечна, но неправильно сказать, что самость и бесконечна. В этой сутре Будда учил нас не удерживать мнения о самости как о том или ином. Мы утопаем в псевдобуддистской идее, что наши индивидуальности являются составными частями одной вещи, и что существование нашей индивидуальности есть ложь, но лишь бесконечное единое-во-всем верно. Однако понимание самости требует выхода за рамки понятий и идей.

3. Буддисты верят в реинкарнацию

Если вы определите реинкарнацию, как переселение души в новое тело после того, как старое тело умирает, то - нет, Будда не давал учение о реинкарнации. Более того, он говорил, что нет этой самой души, которая бы переселилась.

Однако все же есть буддистские учения о перерождении. Согласно этой доктрине, перерождается не душа, как личность, а некая энергия, кондиционированная в течение жизни. "Тот, кто умирает здесь и возрождается в другом месте, не является тем же лицом", писал ученый тхеравады Рахула.

Тем не менее, вы не должны "верить или не верить" в перерождение, будучи буддистом. Многие буддисты являются агностиками в отношении вопроса перерождения.

4. Буддисты должны быть вегетарианцами

Некоторые школы буддизма настаивают на вегетарианстве, и я считаю, что все школы поощряют его. Но в большинстве школ буддизма вегетарианство является личным выбором каждого, а не заповедью.

Самые ранние буддистские писания предполагают, что исторический Будда сам не был вегетарианцем. Первые монахи жили на подаяния. И существовало правило, что если монаху, в качестве милостыни, было дано мясо, он должен был съесть его - с одним условием, если он не знал, что животное было убито специально, чтобы кормить монахов.

5. Карма и судьба

Слово "карма" означает "действие", а не "судьба". В буддизме карма - это энергии, создаваемые умышленными действиями - через мысли, слова и дела. Мы все создаем карму каждую минуту, и созданная нами карма влияет на нас каждую минуту.

Думать примитивно о "моей карме", как о действиях в прошлой жизни, отражающихся на судьбе в этой жизни - не буддистское понимание. Карма есть действие, а не результат. Будущее не высечено в камне. Вы можете изменить к лучшему ход вашей жизни прямо сейчас при смене - волевыми актами - саморазрушительных моделей.

6. Карма наказывает людей, которые заслуживают этого

Карма не является космической системой правосудия и возмездия. Не существует невидимого судьи, который дергает за ниточки кармы, чтобы наказать преступников. Карма безлична, как гравитация. Что идет вверх, то приходит вниз; что вы делаете, то и происходит с вами.

Карма есть не единственная сила, обусловливающая все события в мире. Если страшное наводнение разрушило деревню, не думайте, что именно карма как-то привела к наводнению, или что люди в деревне заслужили того, чтобы наказать их за что-то. Печальные события могут произойти с кем угодно, даже самым праведным.

Тем не менее, карма является мощной силой, которая может привести, в общем, к счастливой жизни или, в общем, к несчастной.

7. Просветление в настоящее время - блаженство навсегда

Люди воображают, что "получить просветление", все равно, что нажать счастливую кнопку, и что человек при этом, в один прекрасный момент, уходит от невежеств и несчастий, чтобы быть блаженным и безмятежным.

Санскритское слово, часто переводимое как "просветление", на самом деле означает "пробуждение". Большинство людей пробуждаются постепенно, часто незаметно, в течение длительного периода времени. Или они пробуждаются через ряд "открытий" из собственного опыта, каждое из которых чуть-чуть изменяет видение мира, но не всю картину сразу.

Даже самые пробужденные учителя не плавают в облаках блаженства. Они все еще живут в мире, ездят на автобусах, простужаются и иногда заходят в кафе.

8. Буддизм учит, что мы должны страдать

Эта идея исходит из неправильного прочтения первой благородной истины, которая часто переводится, как "Жизнь есть страдание". Люди читают и думают, мол, буддизм учит, что жизнь всегда несчастна. Я не согласна. Проблема в том, что Будда, который не говорил по-английски, не использовал и английское слово "страдание".

В самых ранних писаниях мы читаем, что он сказал о жизни - дуккха. "Дуккха" это слово на пали, которое имеет много значений. Оно может означать обычные страдания, но также может относиться и ко всему, что является временным, неполным или обусловленным некоторыми другими вещами. Таким образом, даже радость и блаженство являются дуккха, потому что они приходят и уходят.

Некоторые переводчики используют для обозначения понятия "дуккха" слова "стресс" или "неудовлетворение" вместо "страдание".

9. Буддизм не является религией

Я слышу это все время: "Буддизм - не религия, а философия". Или, иногда: "Это наука о разуме". Ну, да. Это философия. Это наука, если иметь в виду, что вы используете слово "наука" в очень широком смысле. Но это также и религия.

Конечно, многое зависит от того, как вы определяете понятие "религия". Люди, впервые сталкивающиеся с представлением о религии, как правило, определяют ее в качестве мироощущения, которое требует веры в богов и в сверхъестественных существ. Но, я думаю, это ограниченное представление.

Хотя буддизм не требует веры в Бога, в большинстве школ буддизма учение пронизано мистицизмом, что ставит его за пределы простой философии.

10. Буддисты поклоняются Будде

Исторический Будда, как считается, был человеком, который понял, что просветление каждый получает через свои собственные усилия. Буддизм не является теистическим - Будда специально не учил наличию или отсутствию богов, так что вера в богов не является принципиально полезной для реализации просветления.

Понятие "будда" также включает и саму идею просветления, и представление о том, что природа Будды является природой всех существ. Знаковые изображения Будды и других просветленных существ действительно являются объектами поклонения и почитания, но - не как богов.

11. Буддисты избегают привязок, поэтому они не могут иметь отношений

Когда люди слышат, что буддистская практика призывает к "непривязанности", они иногда предполагают, что это означает следующее: буддисты не могут сформировать отношения с людьми. Но это не так.

В основе привязок лежит представление об отдельности - вы прикрепляетесь к одному, другие - к другому. Мы "прилепляемся" к вещам и людям из чувства неполноценности и нужды.

Но буддизм учит, что идея о своей отдельности от всего сущего является иллюзией, и что, в конечном итоге, ничего не отделено, но все взаимосвязано. Когда человек понимает, что мир тесен, нет никакой необходимости приобретения, вкладывания... Но это не означает, что буддисты не могут быть в близких и любовных отношениях.

Вопрос, послуживший заголовком для нашей статьи, может показаться, по меньшей мере, праздным: буддизм и христианство – совершенно разные религии, ничем не связанные между собой. Если человек является буддистом, он никак не может одновременно с этим быть христианином, так же как никто, будучи христианином, не может, вместе с тем, считать себя буддистом. Таким образом, сама постановка подобного вопроса кажется бессмысленной, однако, как ни странно, лишь на первый взгляд. Мы сформулировали этот вопрос, познакомившись с трудами ныне здравствующего четырнадцатого Далай–ламы Тэнзин Гьяцо.

Для пояснения обратимся в прошлое. Весной 1988 года, в Лондоне, Тэнзин Гьяцо провел четырехдневный цикл лекций о тибетском буддизме, организованный лондонской Тибетской миссией. Открывая свой лекционный цикл, Далай-лама, в частности, сказал: "Здесь … присутствуют люди, хотя и не считающие себя буддистами, однако искренне стремящиеся узнать побольше о буддизме вообще и о тибетском буддизме в частности. Сюда так же относятся те, кто, следуя своей религии, живо интересуются чужими духовными традициями. Я уверен, что в буддийском учении они смогут найти решение различных близких им вопросов…" . Англия - страна, имеющая глубокие христианские корни. Несложно предположить, что большая часть тех, кто присутствовал на лекции Далай-ламы и кто "следует своей религии", - христиане, а значит, пожелание Тэнзин Гьяцо "обрести решение различных вопросов" в буддизме относится именно к ним.

Эта уверенность в том, что христианин может найти духовную пользу в буддизме, и послужила основой написания данной статьи. В ней мы попытаемся ответить на следующие вопросы: совместимо ли мировоззрение, формируемое буддизмом, с мировоззрением христианина, может ли христианин практиковать буддизм и имеет ли он право при этом продолжать считать себя христианином, а также может ли христианин с помощью буддизма решить какие-либо духовные проблемы? Статья предназначена для неукрепленных в вере христиан, которые по неосведомленности полагают, что между религиями нет серьезной разницы, и пытаются расширить свой духовный опыт с помощью чуждых христианству религий.

Прежде всего, немного познакомимся с буддизмом. Буддизм был основан Гаутамой Сиддхартхой из рода Шакья, жившим примерно в VI-V вв. до Р.Х., буддисты называют Сиддхартху Буддой, но Будда – это не имя, а титул, в переводе с санскрита означающий "пробудившийся". Гаутама был принцем и жил на территории нынешнего Непала. Познакомившись с людьми, страдающими болезнями, вплотную столкнувшись со старостью и смертью, Сиддхартха был потрясен, отказался от царства и стал отшельником. Как считают буддисты, в возрасте 35 лет Гаутама достиг состояния пробуждения. В течение всей своей жизни - он прожил 80 лет - Будда проповедовал учение, основой которого послужило его собственное мистическое озарение. Буддизм зародился на территории нынешнего штата Бихар в Индии. От традиционного индуизма буддизм отличается неприятием ведийского канона , а также отрицанием ключевого понятия индуизма "атман". Понятие "атман" имеет в индуизме множество значений, например оно может использоваться как синоним понятия "абсолют" . Так как сейчас в России не составляет труда найти в продаже книги, посвященные буддизму, мы не будем здесь подробно рассказывать о нем и перейдем к рассмотрению сформулированных выше вопросов.

Огромное значение в буддизме играет личный духовный опыт: в основе буддизма лежит мистический опыт Будды : "…великая религиозная традиция, возникшая в Индии и распространившаяся по всей Центральной и Восточной Азии и даже за пределами этой части света, не была скована скриптуральными авторитетами индуизма и прямо возводила доктринальные основания к психотехническому опыту своего коренного Учителя. Речь идет о буддизме" . Помимо того, буддизм учит, что духовный опыт является критерием истинности любого духовного учения, и буддизма в частности: "…психотехника и йогический опыт всегда играли определяющую и доминирующую роль в буддизме,… именно результаты созерцания ложились в основу того или иного учения и именно они служили критериями его истинности…" ; "…истина выражается не в теории, а переживается в йогическом опыте, приводящем к… способности интуитивировать онтологическую реальность, то, что есть в действительности" . Это представление не ново, но, по сути, несостоятельно : любой духовный опыт содержит элементы теоретического знания и всегда интерпретируется на основании имеющихся у мистика мировоззренческих установок, не говоря уже о том, что мистический опыт может быть неверно истолкован. Если духовный опыт является главным критерием истинности буддийского учения, то каким образом можно объяснить тот факт, что для обретения этого опыта требуется ни больше ни меньше, как "…трансформация сознания, переворот в самой его основе…. Но для этой трансформации необходимо понимать природу обыденного, эмпирического сознания и характера психических процессов" . Разве понимание природы обыденного и характера психических процессов уже не заложено буддийской философией? Согласно буддизму, любое философское буддийское учение является указателем пути и методов, с помощью которых достигается высшая цель буддизма, нирвана . В сущности, буддисты признают, что для достижения поставленных перед ними духовных целей необходимо иметь правильное видение проблемы и правильную решимость для ее разрешения, но такая логика вызывает удивление. По сути, она призывает к получению "непредвзятого" духовного опыта, изначально определяя рамки этого опыта в своем учении. Главная цель, которую ставит перед собой буддизм, заключается в преодолении страдания, но для этого оказывается необходима "религиозная буддийская установка": "религиозная буддийская установка – вот то единственное, что приведет к окончательному решению проблемы страдания" . Если я ожидаю, что в результате какой-либо психотехники ко мне явится Будда, мой мистический опыт уже не может считаться непредвзятым, потому что я буду интерпретировать его в соответствии со своими ожиданиями. А если пришедший был не Будда, а, например, бес в образе Будды? К тому же, даже если в процессе какой-либо медитации мистика посещает некое видение, это доказывает только то, что в результате исполнения данной медитативной техники это видение может предстать перед человеком, любое же описание видения, тем более формулировка каких-либо мировоззренческих установок, основанных на содержании видения, является уже творчеством самого мистика, его собственной интерпретацией смысла всего увиденного, однако здесь не следует забывать, что эта интерпретация может быть ошибочна.

Изучая буддизм, мы узнаем, что "…ни одна буддийская система никогда не рассматривалась в качестве учения, возвещающего истину в последней инстанции,… буддийский взгляд вообще заключается в том, что истина не может быть постигнута дискурсивно, ни описана в категориях дискурсивного мышления, ни быть выражена средствами дискурса" . Мы можем согласиться с тем, что любое описание истины не выражает всей ее полноты, но не с тем, что имеющееся выражение объективной реальности не является истинным только в силу того, что представляет собой описание истины, а не саму истину. Впрочем, лишь при условии, что под "истиной" понимается объективная реальность и ее описание адекватно реальной действительности . Дискурсивными средствами нельзя отразить полноту истины, но это не означает, что все, отражаемое методами дискурса, является ложным по определению. Ведь если это так, то буддистам придется выбросить все книги, посвященные буддизму. Если ни одно буддийское учение не "возвещает истину в последней инстанции", а главным источником истинности для буддистов является их личный духовный опыт, который, как выше уже указывалось, в свою очередь, так же абсолютным критерием истинности выступать не может, то какие выводы из этого можно сделать? На наш взгляд, вывод очевиден: у буддизма нет надежных критериев истинности, и все, чему учит буддизм, фактически принимается буддистами на веру!

Для христианина, знакомящегося с любым религиозным движением, имеет огромное значение образ Бога в этой религии. Каким представляют себе Бога буддисты; тождественно ли буддийское представление о Боге образу Бога в христианстве? Процитируем здесь слова современного нам Далай-ламы: "В одной своей речи сам Будда говорит, что Будды не могут смыть водой причину несчастья, которой являются все злые дела и свойства. Не могут они смыть и само несчастье, не могут передать просветление другим. Будды могут только дать нам свое учение и показать нам дорогу к просветлению. Мы сами, в конечном счете, являемся своими собственными спасителями, и счастье находится в наших руках. Несчастье и счастье существ находится в их руках, зависит от их дел и не зависит от Будд. Поэтому в буддизме не принимается существование одного Бога как творца мира. Мы сами являемся господами самих себя. Ответственность за наше счастье или несчастье несем мы сами" . В отличие от буддизма, христианство учит о Боге-Творце, Боге-Спасителе мира: "всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все [есть] Бог" (Евр.3:4), "Отец послал Сына Спасителем миру" (1Ин. 4:14), "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12), Бог христиан – это Бог любви, Которому далеко небезразлична как земная судьба человека, так и его посмертная участь: "Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность, творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников, Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных. Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову" (Пс.145:5-9); "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16). Будда же закончил свою жизнь "призывом к своим ученикам, дабы они надеялись на собственные силы, были бы сами себе светильниками и усердно трудились во имя освобождения" . Подобное учение о спасении и источнике спасения является выводом из следующей предпосылки: "…согласно Махаяне1, каждое живое существо наделено природой Будды (то есть является Буддой потенциально), которую оно может реализовать через достижение пробуждения (бодхи) и таким образом стать Буддой"2. Если Православие учит, что между природой Бога и человека лежит пропасть, преодолеть которую невозможно, что обожение есть результат стяжания благодати Божьей, то учение буддизма основано на вере в возможность человека раскрыть якобы имеющуюся божественность собственной природы. Последователи махаяны учат: "Махаянская концепция Будды называется сверхмирской…. В ней Буддой в собственном смысле этого слова называется Дхармовое тело Будды (дхармакая ), которое представляет собою вечное и изначальное пробужденное сознание, составляющее основу и природу всех прочих состояний сознания" . В махаяне "дхармакая явно приобретает черты некоего вечного, неизменного и недвойственного Абсолюта…. Сколько бы не являлось Будд в бесчисленных мирах сансары , их подлинная природа, Дхармовое тело, будет одной и той же же. Другими словами, у всех Будд одно и то же Дхармовое тело. Более того, дхармакая образует истинную природу сознания всех живых существ, которые таким образом оказываются потенциальными буддами" . Подобная теория позволяет буддийским учителям "…рассматривать собственную личность и личность Шакьямуни как тождественные, а следовательно, они могли на полном основании писать сутры от имени Будды" . Концепция буддистов о дхармовом теле Будды очень похоже на оккультное учение о Христе . В силу того, что в буддизме человек сам для себя бог, то "бессмысленно молится Будде и о чем-либо просить его" .

Интересно учение буддистов о личности. Сразу нужно отметить, что христианское понимание личности буддизм отвергает . Для буддиста личность "не является некоей единой сутью, единой "вещью"…. Она "лишь имя", данное агрегату различных психофизических элементов, структурно упорядоченное соединение которых и образует личность" . Личность в буддизме - это конгломерат дхарм , при этом "дхарма" понимается не как субстанция, а как психофизическое состояние, которое обладает каким-либо одним качеством, дхарма мгновенна. Каждая новая дхарма обусловлена предыдущей. Такое понимание личности приводит буддистов к отрицанию индивидуальной души . Следствием отрицания существования индивидуальной души является следующая идея: "…с точки зрения абсолютной истины Бодхисаттвам спасать некого и не от чего" . Спасение, с точки зрения буддизма, это самоуничтожение своего "я", своей души: "Бодхисаттва изживает саму идею "я", которое может быть спасено…" . При этом, нирвана – духовное состояние, к которому устремляются буддисты, – понимается как "… высшее внеличностное бытие, состояние покоя и блаженства" . Правда, возникает вопрос – бытие и блаженство кого? Ведь никого нет. Фактически "спасение", с точки зрения буддизма, выглядит так: жизнь есть кошмарный сон, но когда спящий просыпается, оказывается, что его самого не существует. Приняв буддийскую концепцию личности, христианину придется вычеркнуть из своей жизни, например, такое понятие как "любовь". Профессор Верховский прекрасно сказал о любви: "Любовь есть абсолютная воля к единству со всем сущим или со всем благим" . Говоря о тайне любви Бога, он продолжает: "В Боге каждое Лицо Пресвятой Троицы любит другие, т.е. всецело живет Ими как Собой" , прот. Сергий Булгаков писал о Божественной внутритроичной любви: "Бог есть самоотвергающая любовь Трех, которая имеет такую полноту взаимности, что соединяет Трех в одной жизни" , ведь "величайшее значение и назначение любви в том, что она соединяет любящих, так что у них становится одна общая жизнь, они живут друг в друге, обладая всем сообща" . Если нет личности, то нет любящих, которые могут соединиться. Буддизм отвергает личность, следовательно, он отвергает любовь, так как любовь личностна по своей природе. Буддизм – религия, которая призывает к милосердию, но при этом убивает любовь. Хорошим примером тому служит следующая история: "Два великих монаха-йогина плыли из Индии на Ланку и везли с собой много золота на строительство на Ланке буддийской ступы. Об этом прознала команда корабля и решила убить монахов, чтобы завладеть золотом. Монахи благодаря своим телепатическим способностям узнали об этом и решили защищаться. Они рассудили так: если эти матросы убьют монахов- бодхисаттв, они совершат ужасный поступок, из-за которого они наверняка попадут в ад … (пять поступков, непременно ведущих к рождению в наихудшем из адов- убийство отца, убийство матери, убийство архата, внесение смуты и раскола в монашескую общину и пролитие крови Будды), а население Ланки останется без ступы, которая тоже нужна для его совершенствования. Поэтому монахи и их сопровождающие первыми напали на матросов, повязали их и бросили в море. Побудительным мотивом такого, казалось бы, жестокого поступка было сострадание как к самим матросам (чтобы спасти их от адских мук), так и к жителям Ланки, которые могли остаться без буддийской святыни" . Представить, что православный святой действовал бы в соответствии с логикой буддийских монахов, принципиально невозможно.

Вышеописанная история с монахами демонстрирует нам характерную черту буддийского мировоззрения: для буддиста мотивация совершенного поступка важнее самого поступка, так как благая, с точки зрения, буддиста, цель является оправданием средств ее достижения: "…во всех школах буддизма наиболее важна мотивация, в соответствии с которой практик принимает решение и ответственность за свои поступки" . История буддизма знает немало случаев, когда буддийские подвижники, борясь с тем, что они считали злом, прибегали к насилию. Эта вероучительная установка буддизма заставляет исследователей этой религии сделать интересный вывод: "…в современном буддизме есть тенденции, которые со временем могут привести к появлению организаций, склонных к насильственным, даже террористическим действиям" . Такие организации в буддизме уже существуют: можно привести пример буддийской школы "Новая традиция кадампа", созданной Геше Келсанг Гьяцо, объявленным своими сторонниками третьим Буддой, задачей которого является распространение буддизма на Западе. Эта организация имеет около ста центров в тридцати шести государствах. Последователи "Новой традиции кадампа" – противники далай-ламы, они обвиняют его в модернизме, суеверии и проамериканизме. Одним из деяний последователей школы "Новая традиция кадампа" является убийство 6 февраля 1997 года в Индии в Дхарамсале (штаб-квартира тибетского правительства в изгнании) трех монахов: директора школы буддийской диалектики Лобсанга Гьяцо и двух его воспитанников. В результате проведенного расследования выяснилось, что помимо совершенных злодеяний, сторонники Геше Келсанга Гьяцо планировали убийства еще более десяти человек, включая далай-ламу . Таким образом, несмотря на то, что буддизм имеет репутацию "мирной" религии, его учение уже сейчас позволяет совершать буддистам далеко не мирные поступки.

Что буддизм говорит о страдании? "Страдание, согласно буддизму, не является следствием утраты некоего совершенного состояния (грехопадение), а есть фундаментальная и безначальная характеристика существования как такового, что сильно отличает позиции буддизма от позиций других мировых религий" .

В буддизме, как и в индуизме, важнейшую роль играет закон кармы, учение о котором никак не может быть совместимо с христианством : "…огромную роль в буддизме играет закон кармы, который поистине можно считать стержнем буддийской доктрины" .

Вывод, который может сделать христианин, познакомившись поближе с буддизмом, прекрасно сформулировали И.М. Концевич и В.А. Кожевников: "Мрачно и жутко становится при соприкосновении с буддизмом, хотя последний и рядится в тогу величия. Он ведет человека к величайшему греху – греху духовного самоубийства, вечного отлучения бессмертной души от источника жизни – Бога. На нем печать гордого отвержения духа отрицания, смерти" ; "В лице буддизма тварь забыла и отринула своего Творца и Промыслителя, поставив на его место роковой, бессмысленный круговорот будто бы безначальных, слепых, космических сил. Отсюда неутешная, неисцелимая скорбь буддийского пессимизма, этого законченного воплощения "души, не имеющей упования"" . Как видим, буддийское мировоззрение принципиально отлично от христианского, практиковать буддизм, рассчитывая на его духовную помощь, и при этом оставаться христианином невозможно, конечно, если христианин не решит совершить духовное самоубийство, в чем буддизм, несомненно, ему сможет помочь.

Виталий Питанов

Ну, если уж мы взялись за тот вопрос, то следует сказать и о том, почему не стоит быть или становится буддистом, иначе все будет выглядеть в духе празелитизма: «не хочешь, а мы тебя заставим! » Нет, чтобы такого не было, специально публикую эту статью с самоговорящим названием — десять причин, чтобы не стать буддистом .

Первая причина не становиться буддистом — вам нравиться страдать и болеть

Первая уважительная причина, для того, чтобы не стать буддистом довольно простая вам просто нравиться страдать и нравиться смотреть на то, как разнообразными способами страдают вы и ваши близкие, родные друзья, знакомые, весь мир вокруг. Тогда буддизм не для вас, так как цели его как раз в том, чтобы избавиться от страданий.

Вторая причина вы верите в Бога и авраамитские принципы «терпилы»

Вторая причина вытекает из первой, вы верите в Бога и считаете, что верна христианская поговорка Бог терпел и нам велел, быть терпилой для вас самое важное в жизни, любите когда вас бьют по щекам и вытирают об вас ноги разными способами, смирение, сильные страдания и полную слабость вы считаете главными добродетелями человека.

И вообще иудейская, христианская и мусульманская (в целом все семитские веры для вас смысл и суть жизни).

Что же тут уже не поделаешь, это ваш личный выбор быть близким с Богом уже означает любить иудаистские течения и быть мощно терпеливым к всевозможному насилию по отношению к себе и своим близким.

Вообщем вас определяют все ваши знакомые под одним знаком — религиозный фанатик и вам абсолютно фиолетово — главное и правильно лишь то, что написано в вашем талмуде!

Третья причина вы ни на йоту не верите в науку и научные достижения

Вы до сих пор верите, как учили христианские богословы в плоскую землю, которая стоит на известных животных, а прямо над нами восседает Бог на небе, вы верите также в святую инквизицию и всех неверных типа Коперника, готовы сжечь на костре, лишь за то, что его научные изыскания опровергают догматы вашей религии, ну или типа того. Вообщем наука для вас пустой звук, вы не используете интернет, когда болят зубы вы не идете к врачу, а предпочитаете сами лечить себя, вы живете в глухой деревне и общаетесь с деревьям и животными… Вероятно, это тоже уважительная причина, чтобы не становится буддистом.

Четвертая причина — вы выступаете за социальную и национальную дискриминацию

Если вы националист или что-то вроде ратуете и агитируете других по поводу усиления таких видов дискриминации как: социальная, экономическая, политическая, религиозная, гендерная, национальная и поддерживаете другие виды дискриминации и отчуждения в обществе, то буддизм вероятно не для вас, ибо эта тема из другой оперы. Так как буддийское учение не поддерживает ни один из видов дискриминации или насилия будь-то в уме или на уровне речи, не говоря уже обо всех остальных.

Пятая причина — вас не интересует духовный путь и духовная практика

Если вас в целом не интересует ни духовный путь, ни духовная реализация, ни тем более, духовная практика, то тогда буддизм не для вас. Если вам достаточно быть верующим и соблюдать ритуалы в стиле — «зажги свечку и будет тебе счастье «, тогда буддизм не является той системой, где вам будет хорошо или удобно. Так как ритуалы, подношения и пуджи всегда для буддистов на втором месте, а на первом месте личная духовная практика по изменению и улучшению себя.

Шестая причина вы счастливы и ни в чем не нуждаетесь

Вы вполне уверены в том, что у вас все есть: женщины (мужчины) или муж (жена), дети, родственники, машина, дом, дача, кошка (собачка) — вообщем вы находитесь постоянном стрессе и погрязли в постоянных проблемах из-за всего этого, но считаете, что это и есть счастье. Тогда вы действительно не нуждаетесь в буддийском учении. Тем более, если думаете и глубоко уверены, что счастье можно купить или продать, заработать в качестве премии и зарплаты, получить силой или просто заняться сексом или мастурбацией и получить оргазм (некоторые имаго думают, что оргазм — это счастье).

Седьмая причина вас не интересует быстрое просветление или нирвана

Вы настоящий христианин (мусульманин, иудей) и вас не интересуют чужие ложные взгляды, какими бы красивыми и логичными они бы не выглядели. То есть вы, в полном смысле фанатик своей религии, и вам совершенно не интересны чужие истории о мире и духовном развитии или вы просто мало понимаете связь распятий и вечных страданий в аду за грехи, и вообще страдания и мучения с нирваной. Вы искренне думаете, что все представители не вашей религии попадут в вечный ад, а в своем нынешнем состоянии одержимы бесом, и только благодаря тому, что инквизиция до них еще не добралась, вы готов их пожалеть. А вообще вы серьезно думаете над тем, как привлечь их к суду по закону оскорбления чуств верующих и сослать их куда-нибудь далеко, скажем, .

Восьмая причина вас не интересует тантра и мощные древние практики

Вы отлично понимаете, то тантра опасная вещь и имеете опыт скорее негативный, чем позитивный. Вы понимаете, что не сможете практиковать экстремальные вещи порой или часто, тогда не для вас, а также тантра в целом и древние мощные практики, которые ведут к быстрой духовной реализации. Вы также считаете, что буддисты — это эгоисты или люди-эгоцентрики.

Девятая причина вам не интересна медитация

Вы понимаете медитацию, как чисто посредственную вещь, как практику, которая связана со всевозможными заблуждениями. А также вы думаете, что медитация это удел бесноватых еретиков или полоумных, которые вместо того, чтобы зарабатывать деньги увлечены не существующими вещами и фантазиями по поводу себя.

Десятая причина вы сам себе бог, Наполеон или вы просто нигилист

Тут вроде все понятно, если вы самоопределились в себе и поняли себя как личность или высшая личность, то тогда вам вовсе незачем практиковать буддийские учения и становится буддистом.

Принял православие и уехал жить в Россию, чтобы учиться в духовной семинарии Петербурга, вызвала немало споров среди интересующихся буддизмом. Поводом для них послужила причина отказа тайца от родного вероисповедания: по его словам, в этой религии (или философском течении – как угодно) нет личности единого Бога, Творца. Монотеизм и буддизм – якобы, несовместимые понятия. Приводились контраргументы, выражались сомнения, сомневалась и задавалась вопросами и я.

Чтобы вместе со своими читателями начать распутывать клубок наших не знаний об основной религии Таиланда, начну с примитивной преамбулы. Перевожу лекцию компетентного в этом вопросе человека – буддиста, исследователя учения Будды из США.

Автор – Кусалу Бхикшу, буддистский духовный деятель из США, Лос-Анжелес. В 1979 году он заинтересовался практикой медитации, а в 1981 году официально принял буддизм. Получил степень бакалавра, закончив лос-анжелесский Колледж буддистских исследований. Живет и работает в Международном центре буддистской медитации, в Лос-Анжелесе. Общественно-религиозный деятель, волонтер. Проповедует для студентов, учащихся школ и заключенных.

Источник: urbandharma.org

Почему буддисты не обсуждают опрос о Боге

“Будда никогда не упоминал о едином Боге. Значит ли это, что все буддисты – атеисты, и не верят в Бога? Верил ли в него сам Будда?

Принц Сиддхартха Гаутама – Будда – появился на свет за 500 лет до Рождества Христова, на территории современного Непала, которая в то время была частью Индии. Отец будущего основателя буддизма хотел, чтобы сын посвятил свою жизнь правлению королевством.

Мир, в котором родился Будда, был волшебным. Природа была в полной в гармонии с богами, все в нем было будто живым. Деревья, озера, горы, небо – на каждое явление приходилось свое божество. Если люди нуждались в дожде, они просили помощи у одного духа, если же им нужно было прекратить дождь, они просили другого. Религиозные обряды были работой индийских жрецов, и за нее исправно и высоко платили. В те времена жрецами становились только люди, родившиеся в надлежащей семье. Никакие другие факторы не могли на это повлиять: ни образование, ни приобретенные в течение жизни звания.

Но в обществе были религиозные люди совсем другого плана. Нищие монахи оставляли свои семьи, друзей, работу для того, чтобы найти ответы на главные вопросы. Они уходили жить в пещеры и леса, где целыми днями практиковали медитации. Намеренно отказавшись от всех удобств, странствующие аскеты стремились понять суть земных страданий.

Монахи практиковали разные виды медитаций. К примеру, в медитации умиротворения нужно было думать только об одной вещи: как дуешь на свечу или произносишь одни и те же слова снова и снова. Когда разум становится сосредоточенным на одном, в человеке появляется великое миролюбие. Даже если монах, медитируя, просидел весь день под холодным дождем, он нашел в своей практике сущность счастья.

Отречение – это когда, человек отказывается от всех материальных вещей, которые делают его жизнь наполненной удовольствиями. Богатые люди покупают много вещей, чтобы сделать себя счастливыми, а свою жизнь – более комфортной, полагая, что счастье и комфорт зависят от количества и качества того, чем они владеют.

Когда с помощью медитации и долгих лет отречения странствующие монахи могли ясно видеть свои собственные страдания, они приходили к пониманию того, что счастье не зависит от количества вещей, которыми владеют люди. Оно зависит только от того, какую жизнь ты проживаешь.

Сам Сиддхартха Гаутама в 29 лет перестал молиться и просить прекратить свои мучения и страдания других людей. Оставив родных и друзей, он ушел в чащу леса, где снял с себя всю одежду и драгоценности, прикрыл свое тело ветошью, остриг волосы и приступил к медитации. Он стал тем самым нищим монахом. Шесть лет Сиддхартха Гаутама старательно трудился, и в итоге он прекратил свои страдания навсегда – достиг нирваны. После этого он начал помогать другим людям избавиться от их страданий.

Верил ли Будда в какого-либо бога

Для Будды понятие монотеизма (учение о едином Боге) было чуждо. В его мире существовала много богов, один из них – Брахма, главный Бог-Творец.

Во времена Будды, за 500 лет до того как в этот мир пришел Иисус Христос, единственным народом, верующим в единого Бога, были евреи.

Будда никогда не покидал Индию, он странствовал из деревни в деревню. В течение своей жизни, он никогда не уходил дальше 200 миль от своего родного дома. За всю свою жизнь он никогда не встречал еврея, поэтому никто ему никогда не рассказывал о едином Боге.

Учение Будды не объясняет, как нужно поклоняться богам Индии, не говорит о том, кто является истинным Богом. Несмотря на это сам Будда был теистом – он верил в богов индийского пантеона, но его учение не является теистическим. Будда был сосредоточен на состояние самого человека: его рождении, болезнях, несчастьях, старости и смерти. Путь буддиста – поиск согласия с этими неприятными аспектами жизни, избавления от страданий во время их прохождения.

Таким образом, буддисты не воспринимают Будду, как бога, которому нужно поклоняться. Его почитали и воспринимали, как великого учителя, подобно тому, как мы уважаем Авраама Линкольна как великого президента.

Будда был человеком, который открыл для себя совершенство в Нирване. Благодаря ей, он узнал причины страдания людей и стал просвещенным. Таким образом он прекратил свои страдания навсегда.

Значит ли это, что все буддисты атеистичны

Нет. В своей жизни я встречал очень много буддистов, которые верят в Бога, также встречал и атеистов. Есть и те, кто попросту сами не могут ответить на этот вопрос. В буддизме намного важнее достичь состояния нирваны, чем то, являешься ли ты атеистом или верующим.

Если у буддистов нет Бога, что послужило началом Вселенной

Когда Будду спросили о том, что было причиной создания Вселенной, он не ответил ничего. В буддистской религии не описывается первый случай появления на свет жизни. Вместо этого в ней существует понятие о бесконечном круге рождения и смерти. Он просто не прекращается.

Итак, если ты буддист, можешь верить в то, что первым на Земле был рожден Бог. Это никак не противоречит учению Будды, которое было сконцентрировано на достижении состояния нирваны. Также ты можешь верить в научные теории происхождения жизни на Земле (например Теория большого взрыва и др.) Некоторых буддистов этот вопрос никогда не волновал, что также нормально для буддизма. Знание о том, как был создан мир, не положит конец твоим страданиям, оно просто вам даст больше материала для размышления.


Буддист может верить в Бога или богов, может быть атеистом

Учение Будды может помочь человеку прекратить его страдания, с помощью мудрости и сочувствия ко всему живому. И Священные Писания буддизма не говорят о том, должны вы верить в Бога или нет, вам оставляется выбор. На протяжении всей своей жизни и всего учения Будда никогда не упоминал о едином Господе.

Мудрый человек однажды сказал:

1. Я не принимаю это за правду. 2. Я не принимаю это за ложь. 3. Я не говорю, что это неправильно. 4. Я не говорю, что это правильно. 5. Я не говорю, что это является правдой или ложью. 6. Это одновременно является и правдой, и ложью, одновременно верно и в то же время – нет”.

Послесловие от Марты

Духовные поиски и исследование религий – такое же важное для меня занятие… Что я несу? Это главные занятия моей жизни с самого детства. Семья? Спокойно, семья – и есть часть духовного пути всякого нормального человека, так что все паззлы мировоззрений у меня не так уж плохо складываются. Позже непременно поведаю о том, как я пошла по наклонной и ненормально много задавала себе вечные безответные вопрос: “Кто я, да зачем я, да почему то и се”. Вкратце же, лет в 10 я подумала, что буддизм мне подходит больше православия, потому что Будда велел не убивать животных и не есть их. А родной Христос ничего насчет “не есть” вроде как не говорил. В общем, личность азиатского Учителя вызывает во мне не меньшее (как бы странно ни звучало последнее слово, если произнести его вслух), чем наш православный Спаситель.

Спустя 20 лет, так и не ставши буддисткой, прожив 3 года в Таиланде, я поняла, что ничего толком не знаю о религии этой страны. Ведь последние годы меня увлекли за собой Кришна, Рама,Ганеша, Брахма, да Лакшми вместе с Сарасватей. Ведические истории, как индийское кино, ворвались в мою жизнь, и мне хотелось все больше и больше узнавать о богах Индии… Пришло время неспешно восполнять досадный буддистский пробел.


Ганешу в Таиланде уважают, всюду его статуи. Нам с Викторалексеичем он тоже очень нравится.

Лекция Кусалу Бхикши – проста и отчасти поверхностна, но в ней содержится ответ на главный вопрос: есть ли Бог в буддизме. И получается, буддизм – удобнейшая штука: можно следовать заповедям Будды, соблюдать аскезы, заниматься медитациями. Но при этом никто не запрещает верить, например, в Христа или Аллаха. Да хоть в Одина верьте или в Перуна – имеете право.
Наверняка все не так просто, и существуют разные направления буддизма. Например, в Таиланде распространена тхеравада – старейшая школа буддизма. Но об этом – в следующий раз. Пока закроем вопрос с богами Индии или единым Богом в буддизме.

С пожеланиями Просветления или хотя бы духовного процветания или хотя бы земного счастья в благости, искренне ваша, Marta.

P.S. Соавтор этого материала, литературный негритенок и помощница – начинающий переводчик и моя любимая племянница Алина Мартынова. Она боится любит свою тетушку, к тому же ей нужно наработать портфолио, посему вызвалась помочь. Еще она тоже любит Азию, в связи с чем живет и учится на лингвомонстра в Китае. Спасибо, племяшка. Я знала в 95-ом, что не зря стираю подгузники! 🙂