Биографии Характеристики Анализ

Картины семейные портреты королевских семей. Неизвестные фото последней царской семьи привезли в Екатеринбург: Николай II выгуливал слона и давал дочери прикурить


Отрекаясь от престола, Николай II старался договориться о выполнении некоторых условий для себя и своей семьи. В тот момент Романовых еще не собирались отправлять в Тобольск, поэтому отрекшийся император настаивал на отсутствии жесткой охраны и беспрепятственный проезд к семье в Царское село. Больше всего Николай надеялся на то, что дети смогут без риска для собственной безопасности оставаться дома длительное время. В то время они болели корью и любые путешествия могли ухудшить их состояние. Также Романов-старший просил разрешения на выезд в Англию для себя и своей семьи.

Сначала Временное правительство соглашается выполнить все условия. Но уже 8 марта 1917 года генерал Михаил Алексеев сообщает царю, что он «может считать себя как бы арестованным». Через некоторое время из Лондона, ранее давшего согласие на то, чтобы принять семью Романовых, приходит оповещение об отказе. 21 марта бывший император Николай II и вся его семья были официально взяты под стражу.

Чуть больше, чем через год, 17 июля 1918 года, последняя царская семья Российской империи будет расстреляна в тесном подвале в Екатеринбурге. Романовы подвергались лишениям, все ближе и ближе продвигаясь к своему мрачному финалу. Давайте посмотрим на редкие фото членов последней царской семьи России, сделанные за некоторое время до казни.


1. После Февральской революции 1917 года последнюю царскую семью России по решению Временного правительства отправили в сибирский город Тобольск, чтобы защитить от гнева народа. За несколько месяцев до этого царь Николай II отрекся от престола, в результате чего прервалось более чем трехсотлетнее правление династии Романовых.


2. Романовы начали свое пятидневное путешествие в Сибирь в августе, накануне 13-го дня рождения цесаревича Алексея. К семи членам семьи присоединились 46 слуг и военный эскорт. За день до того, как добраться до пункта назначения, Романовы проплывали мимо родной деревни Распутина, чье эксцентричное влияние на политику могло внести свою мрачную лепту в их скорбный финал.


3. Семья прибыла в Тобольск 19 августа и начала жить в относительном комфорте на берегах реки Иртыш. В Губернаторском дворце, где их разместили, Романовых хорошо кормили и они могли много общаться друг с другом, не отвлекаясь на государственные дела и официальные мероприятия. Дети ставили пьесы для родителей, семья часто выбиралась в город на религиозные службы - это была единственная разрешенная им форма свободы.


4. Когда в конце 1917 года большевики пришли к власти, медленно, но верно началось ужесточение режима царской семьи. Романовым запретили посещать церковь и вообще покидать территорию особняка. Вскоре с их кухни исчезли кофе, сахар, сливочное масло и сливки, а солдаты, приставленные для их защиты, писали непристойные и оскорбительные слова на стенах и заборах их жилища.


5. Дела шли все хуже и хуже. В апреле 1918 года прибыл комиссар, некий Яковлев, с приказом перевезти бывшего царя из Тобольска. Императрица была непреклонна в своем желании сопровождать мужа, но у товарища Яковлева были и другие приказы, которые все усложнили. В это время царевич Алексей, болеющий гемофилией, из-за ушиба начал страдать параличом обеих ног, и все ожидали, что его оставят в Тобольске, а семья разделится на период войны.


6. Требования комиссара о переезде были непреклонны, поэтому Николай, его супруга Александра и одна из дочерей, Мария, вскоре покинули Тобольск. В конце концов они сели на поезд, чтобы проехать через Екатеринбург в Москву, где находилась штаб-квартира Красной армии. Однако комиссара Яковлева арестовали за попытку спасти царскую семью, а Романовы сошли с поезда в Екатеринбурге, в самом сердце территории, захваченной большевиками.


7. В Екатеринбурге к родителям присоединились и остальные дети - всех их заперли в доме Ипатьева. Семью разместили на втором этаже и полностью отрезали от внешнего мира, заколотив окна и поставив у дверей стражу. До конца их дней Романовым разрешали выходить на свежий воздух всего на пять минут в день.


8. В начале июля 1918 года советские власти начали готовиться к казни царской семьи. Обычных солдат в карауле заменили представители ЧК, и Романовым разрешили последний раз сходить на богослужение. Проводивший службу священник позже признался, что никто из семьи не произнес ни слова во время службы. На 16 июля - день убийства - было заказано пять грузовиков с бочками бензидина и кислоты, чтобы быстро избавиться от тел.


9. Рано утром 17 июля Романовых собрали и рассказали им о наступлении Белой армии. Семья поверила, что их просто переводят в маленький освещенный подвал ради их же защиты, ведь скоро здесь будет небезопасно. Приближаясь к месту своей казни, последний царь России прошел мимо грузовиков, в одном из которых скоро будет лежать его тело, даже не подозревая, какая страшная судьба ждет его жену и детей.


10. В подвале Николаю сказали, что сейчас его казнят. Не поверив собственным ушам, он переспросил: «Что?» - сразу после чего чекист Яков Юровский застрелил царя. Еще 11 человек спустили курки, заливая подвал кровью Романовых. Алексей выжил после первого выстрела, но его добил второй выстрел Юровского. На следующий день тела членов последней царской семьи России сожгли в 19 км от Екатеринбурга, в селе Коптяки.

С появлением новых технологий на историю большой страны и отдельно взятого события или личности можно посмотреть с иной стороны. Специалисты-реставраторы ежедневно проделывают колоссальный объем работы, чтобы исторические снимки из черно-белых и потускневших превращались в цветные и качественные.

Сегодня рассмотрим новые отреставрированные снимки царской семьи. Многие из них уникальны, так как большая часть фотографий императорской семьи до сих пор хранится в фотоархивах Англии и США, и в свободном доступе их практически нет.

Император Николай II и великий князь Николай Николаевич

Николай Николаевич младший всю свою жизнь посвятил военной службе. В преддверии Первой мировой войны, был назначен Николаем Верховным Главнокомандующим всеми сухопутными и морскими силами.

Всю жизнь награды и чины сыпались на князя как из рога изобилия. Николай Николаевич — получил в армии прозвище «Лукавый» за чрезмерное честолюбие, жажду власти.

Николай II на платформе станции, справа от императора — полковник A.A.Mордвинов, 30 января 1916.

Еще цесаревич Николай, еще принцесса Аликс, апрель 1894

Царь Николай со своими четырьмя дочерьми: Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией

Император вместе со своим сыном и офицеры армии в 1915 году.

Алексей и Николай — Ливадийский дворец

Николай II с дочерью Татьяной и сестрой Ольгой Александровной, а также офицером на палубе яхты «Штандарт»

Царь Николай и его семья

Александр III семейная фотография, 1889.

Слева направо: Принц Альфред Саксен-Кобург-Гот; Царь Николай II; Эрнст Людвиг; Альфред, герцог Эдинбургский, Кобург, 1897 г.

Император Николай II, Императрица Александра Фёдоровна во время визита в Великобританию с королём Эдуардом VII и будущим королём Георгом V. 1909 г. Barton Manor

Императорская семья в Крыму.

Николай и адмирал Саблин разговаривают с Александрой на борту императорской яхты Standart, 1912


Алексей с родителями в Ставке

Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей.

Семья. Великий князь Эрни, Царица Александра с царем Николаем II, принцесса Ирэн и Генрих Прусский, принцессы Елизаветы и великий князь Сергей, принцессы Виктории и принц Луи Баттенберг.

Аликс и дети

Один из последних и самых знаменитых семейных портретов императорской семьи, 1913

Императорская семья России на борту Polar Star, 1905. Кажется, день был ветреный!

Великие княжны России с их английской тетей Викторией.

Царь Николай II со своей второй дочерью в Германии

Семья Романовых оставила потомкам богатейшее фотографическое наследие. Императорскую семью снимали лучшие фотографы Российской империи. В заграничных поездках непременно заказывали фотопортреты у известных иностранных мастеров. В семье же Николая II все были увлечены фото.

В фотографическом наследии Романовых особенно много снимков связано с семьей Николая II. Императорскую семью портретировало много известных фотографов. Остались студийные съемки выдающихся мастеров отечественной фотографии Г. Деньера, С. Л. Левицкого, А. Пазетти, К. Бергамаско. Во время пребывания за границей царскую семью снимали известные зарубежные фотографы: в Дании — Л. Даниельсон, М. Стин, Г. Гансен, в Польше — Л. Ковальский, в Германии — О. Сковранек, Ф. Тельгман и другие. При посещении Романовыми городов Российской империи съемку доверяли лучшим городским фотомастерам: Ф. Орлову в Ялте, М. Мазуру в Севастополе, В. Барканову в Тифлисе, А. М. Иваницкому в Харькове и т. д.

Император. (rosphoto.org)

Николай II и императрица Александра Федоровна с дочерьми. (rosphoto.org)

Самую большую коллекцию снимков последнего российского императора и его семьи оставило фотоателье «К. Е. фон Ган и К°". Ателье было открыто в Царском Селе в 1887 году. Им владела жена помощника старшего инженера-механика Казимира-Людвига Евгеньевна Якобсон, урожденная Ган. В 1891 году совладельцем ателье становится Александр Карлович Ягельский, который с 1897 года получает исключительное право фотосъемки императора Николая II и его семьи.

А. К. Ягельский снимал императора во время дипломатических приемов и визитов, в поездках по стране, во время военных маневров и смотров, официальных придворных мероприятий, на отдыхе на императорской яхте «Штандарт», в финских шхерах, в Ливадии, на охоте в имениях Спала и Беловеж. Эти снимки редко доходили до публики и составляли собственный фотоархив императорской семьи. В 1911 году А. К. Ягельский получил почетное звание Фотографа Двора Его Величества.


Парад войск Московского гарнизона. Москва. 1903. (rosphoto.org)

Ягельский также был единственным, кому дозволялось проводить киносъемку царской семьи. С 1900 и до самой своей смерти в октябре 1916 года он был личным кинооператором императора Николая II и оставил весьма значительный киноархив.


Перетягивание на веревке. Финские шхеры. 1911. (rosphoto.org)


Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Царское Село. 1903. (rosphoto.org)

Много снимал Николая II знаменитый репортажный фотограф К. К. Булла. В 1904 году он получил разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии». От Главного штаба Военного министерства Булла имел свидетельство о разрешении «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа», а также специальное свидетельство от Главного морского штаба, разрешающее производить съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни».


Наследник цесаревич Алексей Николаевич. 1911. (rosphoto.org)

Множество личных альбомов с фотографиями оставили сами Романовы — император, императрица Александра Федоровна, вдовствующая императрица Мария Федоровна, все дети, включая наследника, были страстными фотолюбителями. С тех пор, как в 1896 году у Николая II появился первый фотоаппарат, он уже никогда с ним не расставался. Часть альбомов заполнял сам император, собственноручно вклеивая и подписывая фотографии. Личные фотоальбомы были у каждого члена семьи, обычно ежегодные или за два-три года вместе.

Император и Императрица в костюмах русских царей XVII века. (rosphoto.org)

Еще одна категория фотографического наследия Романовых — это фотоальбомы их приближенных, тех, кто по долгу службы находился с императором и его семьей в поездках по стране и за рубеж, и особенно во время отдыха. Наибольшее количество семейных фотографий сами Романовы, их личный фотограф А. К. Ягельский и приближенные императора делали именно на отдыхе, когда члены августейшей семьи были предоставлены сами себе и менее связаны условностями придворного этикета. К этому близкому кругу, имевшему возможность делать неформальные фотографии семьи Николая II, принадлежали крупные придворные чины, члены свиты императора, фрейлины, статс-дамы, офицеры императорской яхты «Штандарт» и целый ряд других людей.


Царская охота в Беловежской пуще. (rosphoto.org)

Судьба фотографического наследия семьи Романовых в Советской России довольно запутана и носит на себе отпечаток трагической судьбы своих владельцев. После расстрела документы и фотографии дома Романовых не раз передавались из архива в архив. Фотографическое наследие до сих пор изучено недостаточно. Мы не знаем даже примерного количества фотографических объектов в государственных хранилищах Российской Федерации; также неизвестно, какое наследие сохранилось в странах СНГ и за рубежом.

Николай II в своем кабинете, 1900. (rosphoto.org)

Х удожник Валентин Серов прославился как мастер портрета. Среди его заказчиков были и представители императорской династии Романовых - Серов написал более десяти портретов августейших особ. Предлагаем посмотреть картины знаменитого русского портретиста и познакомиться с пятью представителями царской семьи .

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве. 1893

Про портрет сына, написанный Валентином Серовым , Александр III сказал: «Мишенька как живой». Художник сумел поймать краткий миг ускользающего детства: на картине мы видим Михаила взрослеющим, уже почти подростком. Он немного задумчив, но в его взгляде еще таится детская мечтательность. Одет цесаревич по моде конца XIX века - в белую матроску. Тысячи обычных мальчишек тоже носили их на рубеже веков.

Эта картина - этюд для группового портрета царской семьи. Живописцу отвели на работу лишь три сеанса, во время которых Михаил и его сестры Ксения и Ольга позировали ему. Остальное пришлось дописывать по памяти. Для Серова такой подход был непривычным: обычно он работал долго, несколько месяцев подряд, уделяя особое внимание деталям.

Групповой портрет впервые выставили в 1894 году в селе Борки Харьковской губернии. В честь спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе здесь возвели церковь и часовню. На торжествах по их освящению портрет семьи Александра III висел в отдельном павильоне, однако многие зрители принимали его за икону и останавливались, чтобы перекреститься.

Сегодня портрет Михаила Александровича хранится в Государственном Русском музее .

Портрет великого князя Павла Александровича

Портрет великого князя Павла Александровича. 1897

Портрет Александра III

Портрет Александра III. 1899

Александра III Валентин Серов писал несколько раз. Групповой портрет императорской семьи 1893 года стал единственным полотном, написанным при жизни монарха. Облик Александра III на картине 1899 года приходилось воссоздавать по памяти. Валентин Серов также опирался на снимки императорского фотографа Сергея Левицкого.

На картине Александр III выглядит одновременно величественным и добродушным. Он изображен на фоне дворца Фреденсборг в Копенгагене в мундире почетного полковника датской Королевской лейб-гвардии. Это звание присвоил императору король Кристиан IX в 1879 году. С тех пор во время визитов в Данию Александр III всегда носил офицерскую форму: треуголку с голубым и белым плюмажем и алый парадный мундир. На нем кроме российских высших наград можно увидеть и датские: голубую ленту, звезду ордена Слона, звезду и крест ордена Данеброг.

Художник несколько раз ездил в Данию, чтобы сделать натурные зарисовки. Один из сержантов позировал ему возле дворца вместо императора. Оригинал императорского портрета хранится в Копенгагене, в офицерском фонде Королевской лейб-гвардии.

Портрет императора Николая II

Портрет императора Николая II. 1900

Домашний портрет Николая II , подарок Александре Федоровне, художник создал всего за две встречи с императором. Оригинальная версия картины не сохранилась: захватившие Зимний дворец революционеры распороли холст штыками. Однако Серов, едва закончив портрет в 1900 году, сразу же сделал его копию. Он беспокоился о судьбе картины, потому что она не очень нравилась императрице. Во время сеансов Александра Федоровна пристально наблюдала за художником и щедро раздавала советы, как «подправить» лицо Николая II на портрете. В конце концов Валентин Серов не выдержал, протянул императрице палитру с кистями и предложил ей самой закончить работу.

Портрет Николая II выглядит незавершенным: он написан широкими свободными мазками без тонких световых переходов, детали полотна не проработаны. Но исполнение картины отражает идею Валентина Серова. Художник хотел показать в первую очередь человека - уставшего на службе, пришедшего домой после работы. На полотне отсутствуют обычные атрибуты царских портретов - торжественные интерьеры, парадная одежда, высшие награды. Николай II изображен в тужурке лейб-гвардии Преображенского полка, которую он носил каждый день.

Полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени

Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени. Не позднее 1901 года

Обычно портретные рисунки художники XIX века создавали как этюды к большим живописным полотнам. Но акварельные и карандашные работы Валентина Серова - это самостоятельные произведения искусства.

Портрет Александры Федоровны выполнен в трех цветах: черном, белом и красном. Художник построил композицию картины так, что зритель смотрит на изображение снизу вверх, из-за этого императрица кажется более величественной. Проходя мимо поданных, она отстраненно отвечает на их знаки внимания. Плавными линиями Валентин Серов прорисовал строгий и изысканный крой ее платья, воздушную накидку, сброшенную с плеч. Окружающих он, напротив, изобразил подчеркнуто прямыми и ломаными линиями, их лица практически не различимы, а фигуры - угловаты.

Про Александру Федоровну, иностранку по происхождению, часто говорили, что ее отношения с двором не сложились. Во время торжественных церемоний императрица вела себя сдержанно: ее стесняло общение с незнакомыми людьми. Однако официальные мероприятия были обязательной частью жизни двора. Об одном из них Николай II писал в своем дневнике: «В 2 часа в Зимнем начался дамский безмен - 550 дам! Моя дорогая Аликс выглядела замечательно красивою в русском платье». Безменом в те годы называли церемонию целования рук.

Рисунок с изображением императрицы Александры Федоровны можно увидеть в Государственном Русском музее.