Биографии Характеристики Анализ

Китай в эпоху династии тан. Китайское искусство эпохи династии тан

Династия Тан

618–907 годы

Просуществовавшая почти три столетия династия Тан знаменует один из самых блистательных периодов в китайской истории. И по политической мощи, и по культурным достижениям Китай был тогда, несомненно, величайшей мировой империей.

Разнообразные центрально-азиатские, индийские и иные чужеземные элементы, которые проникли в Китай в бурные годы, предшествовавшие этому периоду, были усвоены и включены в ранее сформировавшуюся китайскую культуру. Если при династии Хань структура китайского государства обрела свою законченную форму, то культура получила окончательное устойчивое обличье именно при династии Тан.

Танская столица Чанъань (современный Сиань) была оживленным городом, одним из крупнейших политических и культурных центров Азии, а другие крупные и мелкие китайские города пытались во всем следовать образцам метрополии. Чань-ань занимала площадь около тридцати квадратных миль. Обширная территория императорского дворца с его бесчисленными покоями, залами, башнями, павильонами и садами для развлечений находилась в центральной части города. Вокруг нее был лабиринт из улиц с несколькими знаменитыми храмами, по которым легко можно было ориентироваться. Население представляло собой пеструю толпу с отчетливо выраженным космополитическим характером. Буддийские монахи из Индии сталкивались с несторианскими священниками и даосскими магами, купцы из Самарканда - с торговцами шелком из Сучжоу. Честолюбивые люди со всех концов Империи устремлялись в метрополию: молодые ученые, надеющиеся сдать проводившиеся раз в три года экзамены на степень цзиныии, задиристые мускулистые мужчины, рассчитывающие найти себе подходящее занятие, поэты и художники, мечтающие о состоятельном меценате, мастера политических интриг, жаждущие обрести влиятельного покровителя. Городу приходилось обслуживать эту пеструю, падкую до наслаждений толпу. Винные лавки и бордели процветали как никогда раньше, а мораль в целом пребывала на низком уровне.

Тон в этой атмосфере чувственных наслаждений задавали молодые ученые. Они изучали конфуцианских классиков, чтобы сдать экзамены, но, разумеется, сами не следовали конфуцианским учениям. Было правилом, что каждый успешно сдавший экзамены кандидат устраивал пирушку в Пинканли, квартале публичных домов, известном также как «Бэйли» («Северный квартал») и расположенном прямо у юго-восточного угла императорского дворца. Те же, кто терпел неудачу на экзаменах, часто предпочитали оставаться в приятной атмосфере столицы, вместо того чтобы возвращаться в родной город и выслушивать гневные укоры родителей и родственников. Литература того времени рисует красочную картину этого разгульного мира, где присутствуют типы, хорошо известные и на Западе: вечный студент, ростовщик-процентщик, нахлебник, богатый деревенский олух, громила, сутенер и хозяин притона.

Девушки «Северного квартала» были разных категорий: от неграмотных проституток до утонченных куртизанок, разбирающихся в музыке и танцах, владеющих основами литературного языка. Большинство из них были приобретены по контракту у бедных родителей, некоторых просто похитили, иные же добровольно избрали эту низменную профессию. Попав туда, девушки были обязаны пройти регистрацию (жу цзи) и оказывались в одном из бесчисленных, обнесенных стенами комплексов, на которые в соответствии с категориями его обитательниц был разделен этот квартал. Они получали суровое обучение разным приемам своей профессии, и их «приемные матери» (цзяму, известные еще под грубой кличкой бао му - «стервы») не жалели для них хлыста. Покинуть квартал его обитательницы могли только в том случае, если их нанимали для развлечения гостей на каком-нибудь официальном празднестве, или в установленные дни для участия в религиозных службах в Баотансы, находящемся поблизости буддийском храме. Известные куртизанки облачались в свои лучшие одеяния и отправлялись туда в сопровождении своих «матушек» и служанок. В эти дни там собиралась также городская «золотая молодежь», чтобы полюбоваться толпой в красочных одеждах и завязать знакомства..

В такой утонченной среде превыше всего ценилась осведомленность в изящных искусствах и литературе, а также хорошие манеры. Снискать репутацию можно было при помощи замысловатого стишка, а неверно прочитанный иероглиф мог погубить карьеру. Поскольку каждая куртизанка и проститутка мечтала о том, чтобы ее выкупил какой-нибудь достойный гость и взял к себе в жены или наложницы, эти девушки стремились отвечать высоким требованиям, которые выдвигали молодые ученые. Утверждают, что многие куртизанки были искусны в сложении стихов, и немало их стихотворений сохранилось. Однако у каждой из так называемых поэтесс известно лишь одно-два стихотворения, подписанные их именем, и возникает подозрение, что их вклад ограничивался чаще всего изобретением одной хитроумной строки или оригинальной мыслью, которую потом восторженный поклонник облекал в стихотворение. Лишь немногие их стихотворения представляются подлинными. Хотя они и не отличаются высокими художественными достоинствами, но позволяют с другой стороны взглянуть на эту искрящуюся жизнь, наполненную попеременно радостями и горестями. Приведу стихотворение, посланное одной куртизанкой, вместе с локоном волос, покинувшему ее возлюбленному:

С той поры, как ты покинул меня, поблекла моя красота,

Наполовину люблю тебя, наполовину ненавижу.

Если хочешь знать, как выглядели мои волосы,

Взгляни вместо меня на эти редкой благоуханности пряди.

«Цюань Тан ши», ч. 2, гл. 10, с. 54а

Сохранилось стихотворение Чжао Луань-луань, известной куртизанки из квартала Пинканли:

Облака моих локонов еще не совсем поблекли,

Блестящие пряди на висках чернее вороньего крыла.

Сбоку втыкаю в них золотую шпильку,

И сделав прическу, оглядываюсь с улыбкой на любимого.

Там же, с. 60b

Время от времени встречаются великолепные строки, как, например, в стихотворении, оставленном нам куртизанкой Сюй Юэ-ин (рис. 5)

Слезы на моей подушке

и дождь, стучащий по ступеням,

Разделены лишь оконной рамой.

Они капают всю ночь напролет.

«Цюань Тан ши», ч. 2, гл. 10, с. 61b

Танская куртизанка Сюй Юэ-ин («У Ю жу хуабао», альбом рисунков У Ю, художника XIX в.)

Лишь две куртизанки оставили после себя внушительное поэтическое наследие. Одна из них, Юй Сюань-цзи, была из столицы, другая - Сюэ Тао жила в Чэнду, главном городе провинции Сычуань. Династия Тан была для поэзии золотым временем, и знаменитые поэты создали бесчисленное множество стихотворений, в которых чувства выражаются от имени женщины. Однако все подобные стихотворения утомительно однообразны, в них в традиционных выражениях излагаются горестные сетования, и чаще всего они не кажутся убедительными. Но в случае Юй Сюань-цзи и Сюэ Тао мы имеем дело с талантливыми поэтессами, которые сами могли выражать свои чувства. Хотя и в предшествующие века некоторые женщины слагали стихи, от каждой из них до нас дошло только одно-два стихотворения. От этих же двух куртизанок сохранилось около пятидесяти стихотворений, стиль и содержание которых свидетельствуют о том, насколько разными, и при этом искренними, они были. Поскольку их жизненная карьера и литературные произведения служат хорошей иллюстрацией положения женщины и взаимоотношений полов своего времени, расскажем несколько подробнее об этих двух куртизанках.

Юй Сюань-цзи (ок. 844–871) родилась в столице Чанъань в бедной семье.» Она была хороша собой, обладала природной склонностью к танцам и пению, имела тягу к веселой жизни и рано начала общаться с молодыми студентами, жаждущими развлечений. Благодаря общению с ними Юй Сюань-цзи приобщилась к литературе и начала сама сочинять стихи. Вскоре она стала настолько популярной, что могла жить исключительно за счет своих поклонников, не будучи официально зарегистрированной как проститутка. В юном возрасте она стала наложницей молодого ученого по имени Ли И, который, сдав экзамены на должность, увез ее в свой родной город. Однако его жене не приглянулась новая пассия мужа, и начался бурный период с чередующимися ссорами и примирениями, расставаниями и воссоединениями. Из стихотворений, которые, должно быть, относятся к этому периоду, складывается впечатление, что Юй Сюань-цзи была страстной женщиной с сильным характером, которая не легко соглашалась уступить мужчину, которого любила. Ее поэзия отличается силой и оригинальностью, она не признавала клише, установленных в то время для любовной лирики. Приведу одно стихотворение, которое она послала Ли во время очередной разлуки:

Горная дорога крута,

опасны каменистые тропы,

Но не дорога меня гнетет, а моя любовь к тебе.

Когда я слышу потрескивание льда,

Снег на далеких вершинах

напоминает мне твой лик.

Не слушай грубых песен

и не пей весеннего вина.

Не приглашай беспечных гостей

для долгих ночных игр в шахматы.

Помни, что мы поклялись в любовной верности,

которая должна длиться вовеки,

Даже если нашу совместную жизнь

не удастся восстановить.

Хотя меня гнетет этот одинокий путь в нескончаемый зимний день,

Надеюсь однажды снова встретить тебя,

когда в небе засияет полная луна.

Когда тебя нет рядом со мной,

что могу тебе предложить?

Разве что это стихотворение,

орошенное моими чистыми слезами.

«Цюань Тан ши», ч. 11, гл. 10, с. 75Ь

Но Ли И устал от своей чрезмерно требовательной возлюбленной, и их связь окончательно прекратилась. Юй Сюань-цзи увлеклась даосизмом и ушла в столичный даосский монастырь Сяньигуань. В то время многие даосские и буддийские монастыри пользовались весьма сомнительной репутацией. Они были желанным приютом не только для благочестивых девушек, но также для вдов и разведенных женщин, у которых не было родителей, чтобы к ним вернуться, равно как и для распутных женщин, желавших вести вольную жизнь, не будучи официально зарегистрированными в качестве проституток. С молчаливого согласия религиозных властей, которые получали немалый доход от предлагаемых гостям вина и яств, там происходили веселые вечеринки и разгульные пирушки. В монастыре Сяньигуань Юй Сюань-цзи повстречала знаменитого в то время молодого поэта по имени Вэнь Тин-юнь (расцвет его творчества приходится на середину IX в.), прославившегося своими великолепными стихотворениями и разгульным образом жизни. Сюань-цзи влюбилась в него и некоторое время была его неразлучной спутницей во время скитаний Тин-юня по стране. Однако ей не удалось слишком долго держать при себе этого бродячего поэта, и он ее бросил. Ниже привожу первую половину стихотворения, обращенного к Вэнь Тин-юню:

С горечью ищу нужные слова,

когда пишу эти строки под серебряной лампой.

Долгими ночами не могу заснуть,

мне страшно под этими бесприютными покрывалами.

А там снаружи, в саду слышен

печальный звук опадающих осенних листьев.

Уныло струится лунный свет

сквозь ажурные оконные перегородки.

«Цюань Тан ши», ч. 11, гл. 10, с. 76Ь

Юй Сюань-цзи вспоминает беспутную жизнь в Сяньигуани, когда ее дом был открыт для всех изящных молодых ученых и чиновников и когда у нее было множество любовных романов. Но с годами популярность ее померкла, и она начала терять одного за другим своих влиятельных покровителей. Она столкнулась с денежными трудностями, и ей стали докучать мелкие полицейские чиновники. И в завершение всего Юй Сюань-цзи обвинили (вероятно, несправедливо) в том, что она забила до смерти свою служанку, за что она была осуждена и казнена.

Личность и карьера куртизанки Сюэ Тао (768–831) (рис. 6) были совсем иными. Она была родом из состоятельной столичной семьи. Отец ее был чиновником и позаботился о том, чтобы дочь получила хорошее образование. Еще в восьмилетнем возрасте Сюэ Тао начала сочинять стихи. Согласно традиции, отец как-то велел ей написать стихотворение о дереве, и она сложила следующие строки: «Ветви встречают птиц, прилетающих с севера и юга, листья шевелятся с каждым порывом ветра». Отец сильно огорчился, поскольку в этих строках почувствовал сластолюбивый характер своей дочери. Когда его направили на службу в провинцию Сычуань, он взял ее с собой, но безвременно скончался там, оставив дочь без средств к существованию. Поскольку она была красивой девушкой с необычными вкусами, то зарегистрировалась в Чэнду как проститутка, и вскоре снискала славу благодаря своему уму и красоте. Многие знаменитые поэты того времени, оказываясь в Сычуани, навещали ее. Среди них были Бо Цзюй-и (779–846) и его приятель Юань Чжэнь (779–831). Особенно тесными были ее отношения с последним, и они продолжали переписываться еще долго после расставания. Сюэ Тао стала фавориткой великого танского военачальника Вэй Гао (745–805), в течение многих лет являвшегося военным правителем Сычуани, и выступала в роли его более или менее официальной наложницы. По-видимому, он как следует о ней позаботился. После его смерти Сюэ Тао удалилась на виллу в Хуаньхуаси близ Чэнду и полностью предалась литературным и художественным занятиям, снискав себе славу изобретением нового вида бумаги для письма, которая по сей день носит ее имя. Умерла Сюэ Тао в преклонном возрасте; к концу своей жизни она считалась признанной законодательницей моды в Чэнду.

Танская куртизанка Сюэ Тао («У Ю жу хуабао», альбом рисунков У Ю, художника XIX в.)

Сюэ Тао являет собой образец куртизанки, которая преуспела в жизни. Она, несомненно, умела устраивать любовные дела и не позволяла страсти вступать в противоречие с практическими интересами. Оскорбив Юань Чжэня, когда тот был пьян, она написала десять сентиментальных стихотворений, чтобы показать, как она опечалена и несчастна, чем вернула его благосклонность. Ее поэзия более изящна, чем поэзия Юй Сюань-цзи, она изобилует модными в То время литературными аллюзиями, но при всем том ее сочинения поверхностны, им не хватает той оригинальности и силы, которой обладала даосская монахиня.

Ниже я привожу стихотворение, сочиненное Сюэ Тао при посещении храма Ушань. Она связывает это живописное место с горой, упоминавшейся в поэтическом сочинении Сун Юя (см. с. 53).

Мы посетили Гаотан -

гиббоны яростно вопили в лесу.

Дорогу преградил лиловый туман:

благоухание деревьев и трав.

Но прекрасный горный пейзаж

до сих пор грустит по поэту Сун Юю,

А журчащие ручейки,

видимо, плачут по царю Сян.

Каждое утро и каждый вечер

его волшебная любовь опускается на террасу Ян,

Потому что из-за «дождя» и «туч»

он утратил свое царство.

Печальные и потерянные,

несколько ив одиноко стоят перед домом,

Весной их листья тщетно пытаются

соперничать с изогнутыми бровями.

«Цюань Тан ши», ч. 11, гл. 10, с. 63b

Дома куртизанок превратились в социальные институты, стали неотъемлемой частью изысканной жизни и в столице, и в провинциях. Стало считаться правилом хорошего тона, чтобы у каждого процветающего чиновника или писателя наряду с женами и наложницами всегда имелись одна или несколько танцовщиц. В то время как жены и наложницы оставались дома, этих девушек он брал с собой повсюду, дабы они оживляли вечеринки танцами и песнями, подавали вино и поддерживали беседу. У знаменитого поэта Ли Тай-бо было две подруги, а у Бо Цзюй-и в разные периоды его жизни имелось по нескольку девушек, и даже строгий конфуцианский ученый Хань Юй (768–824) содержал танцовщицу, которая являлась его бессменной спутницей. Сохранились бесчисленные стихотворения, в которых ученый описывает пирушки с друзьями под такими названиями, как, например, «Сочинил по случаю поездки в X., куда отправился, захватив с собой куртизанок (сицзи)».

Эти девушки обладали удивительной способностью выпивать много вина не пьянея, почему их компания и считалась желанной. Следует отметить, что при династии Тан и в предшествующие эпохи невоздержанность в питии вина являлась всеобщей слабостью и отношение к ней было весьма терпимым. Во время пирушек и мужчины, и женщины обычно предавались чрезмерному пьянству, и даже при дворе и в присутствии императора всеобщее опьянение было обычным явлением, а на улицах нередко можно было видеть пьяные драки. В этом отношении китайский образ жизни разительно переменился при династиях Мин и Цин. Потребление алкоголя значительно снизилось, и появиться пьяным на улице считалось позором. Иностранцы, оказавшиеся в Китае в XIX в., были приятно поражены тем, что они нигде, даже в портовых городах, не видели на улицах пьяных. Однако при династии Тан ситуация была совсем иной.

В основе института куртизанок лежали социальные факторы, которые и обусловили его длительное процветание в последующие века. В гл. 2 мы говорили, что этот институт возник еще в эпоху Чжоу, когда князья держали при себе труппы нюйюэ, обученных танцам и музыке девушек, и впоследствии наличие подобных трупп считалось определенным показателем социального статуса их хозяина. Далее в гл. 3 мы показали, как изменившаяся ситуация в обществе привела к тому, что только правящие семейства могли позволить себе иметь частные труппы, хотя публичные дома предоставляли профессиональных «развлекательниц» всем, кто был в состоянии за это заплатить.

Хотя роль куртизанок в разные периоды менялась, нет никаких сомнений, что она была преимущественно социальной, сексуальные аспекты имели второстепенное значение. В литературе танского времени куртизанки упоминаются в основном как приятные наперсницы представителей «золотой молодежи» в столице и других крупных городах, старавшихся копировать столичный образ жизни. В то же время куртизанки играли важную, хотя и менее заметную роль в повседневной жизни среднего и высшего сословий. Социальные отношения между чиновниками, интеллектуалами, художниками и торговцами в основном складывались вне стен дома: в ресторанах, храмах, борделях или публичных местах развлечений. Подобные сборища не только позволяли приятелям расслабиться, но и являлись неотъемлемой частью официального и делового общения. Всякий чиновник, стремившийся сохранить или повысить свое положение, должен был постоянно развлекать своих ближайших коллег, а часто также непосредственных начальников и подчиненных. Любой преуспевающий торговец, прежде чем подготовить или заключить важную сделку, обязан был отпраздновать свои коммерческие успехи. При династии Тан, с некоторыми ограничениями, женские члены семьи еще могли принимать участие в подобных сборищах, но подлинно раскованная атмосфера возникала только в том случае, когда единственными присутствующими женщинами оставались профессиональные исполнительницы. Чиновник мог добиться повышения в должности, если он знакомил своего начальника или влиятельного политика с изысканной куртизанкой, а торговец таким же способом мог получить желанный кредит или важный заказ. Очевидно, домашние женского пола не годились для столь ответственных дел. Навряд ли возникает необходимость развивать эту тему, поскольку mutatis mutandis в ней присутствуют явные параллели с нашим современным западным обществом. Когда с XIII в. неоконфуцианское учение, в соединении с психологическими факторами, привнесенными монгольскими захватчиками, начало более настойчиво требовать жесткого разделения полов, потребность в развлекающих гостей посторонних девушках во время частных и публичных пирушек стала еще более насущной, чем прежде.

Проституция среди куртизанок высшего класса была хорошо организована. Владельцы публичных домов являлись членами специальных ассоциаций и платили правительственные налоги. За это они получали такую же защиту со стороны властей, как и торговые предприятия. Если, например, какая-то девушка нарушала свой контракт, власти могли возбудить против нее дело, хотя, как правило, владельцы борделей и их головорезы умели сами успешно улаживать подобные вопросы. В то же время и девушки могли доносить на своих жестоких или несправедливых хозяев, что они обычно делали через посредников какого-то влиятельного поклонника. Хотя среди куртизанок также бывали «дилетантки», наподобие описанной выше Юй Сюань-цзи, которая не числилась официально проституткой и устраивала свои дела самостоятельно, но это было исключением. Власти неодобрительно относились к проституткам-непрофессионалкам, поскольку они не подчинялись их контролю и не платили налогов. Возможно, приговор над Юй Сюань-цзи не был бы столь суровым, если бы она была проституткой, зарегистрированной надлежащим образом.

Куртизанки занимали престижное положение в обществе, их профессия считалась вполне законной и не вызывала никаких отрицательных ассоциаций. В отличие от шлюх низкого пошиба они не подвергались никакой дискриминации. - В гл. 8 мы увидим, как при династии Сун они, помимо прочего, принимали постоянное участие в свадебных церемониях. Разумеется, каждая куртизанка мечтала о том, чтобы в конечном счете ее выкупил мужчина, который ее любит, тем же, кому не удавалось самим найти мужа, его, как правило, подыскивали. Когда по возрасту они уже не могли развлекать гостей, то продолжали оставаться в публичном доме, зарабатывая на жизнь уроками танцев и музыки для более юных.

В веселых кварталах девушек разделяли по их способностям. Те, кто мог рассчитывать исключительно на свои физические достоинства, обычно попадали в самую низшую категорию. Они были вынуждены жить вместе в одной комнате, и за ними осуществлялся строгий контроль. Владеющие навыками музыки и танца и обладающие литературными талантами составляли высшую категорию. У большинства из них имелась собственная спальня и гостиная, и хотя они были вынуждены подчиняться владельцу заведения, но пользовались большей свободой передвижения и могли сами подыскивать и выбирать клиентов. В свою очередь, и владельцы борделей были заинтересованы в том, чтобы снискать благосклонность популярных девушек, поскольку благодаря этому повышалась их репутация и слава, что обеспечивало более высокие доходы в случае их участия на вечеринках. Кроме того, как только куртизанка становилась популярной, возрастали шансы, что ее выкупит богатый покровитель, а это было на руку и ей самой, и ее хозяину.

Выкуп знаменитых куртизанок (даже если оставить в стороне сопутствующие эмоциональные обстоятельства) был делом дорогостоящим, и подобная процедура почти всегда оказывалась разумным вложением капитала со стороны покупателя. Смышленые девушки, которые ничего не пропускали мимо ушей во время вечеринок и умели проявить интерес к проходившим там беседам, обладали богатой неофициальной информацией о делах в чиновничьем и деловом мире. Если выкупивший их человек был им по нраву, они могли всегда помочь ему ценным советом. Тот же, кто выкупал девушку, у которой ранее была связь с каким-то высокопоставленным лицом, нередко вместе с куртизанкой приобретал и благосклонность данного лица. Прежний покровитель обычно проявлял отеческую опеку, защищая интересы девушки, с которой ранее был близок, и охотно оказывал помощь ее новому господину. В таком случае успех приносила и некоторая лесть, когда, например, новый покровитель между прочим говорил, что несмотря на все его усилия угодить девушке, она, похоже, никак не может забыть свою прежнюю привязанность… Подобные ситуации из китайских романов хорошо знакомы и нам.

Разумеется, помимо социальных факторов, удовлетворение плотских желаний также способствовало непрерывному расцвету ремесла куртизанок, но есть серьезные основания полагать, что это обстоятельство было вторичным. Прежде всего, те, кто мог позволить себе общаться с куртизанками, должны были принадлежать по меньшей мере к высшей прослойке среднего класса, а следовательно, у них дома имелось уже несколько женщин. Поскольку, как мы уже видели выше, они были обязаны сполна доставлять женам и наложницам сексуальное удовлетворение, едва ли можно ожидать от нормального человека, чтобы к общению с посторонними женщинами его толкала сексуальная неудовлетворенность. Разумеется, им были присущи стремление к разнообразию и жажда нового опыта, но этим могут объясняться только спорадические выходки, а не почти ежедневное общение с профессиональными куртизанками. Если мы обратимся к литературе по этому вопросу, то увидим, что наряду с необходимостью соблюдения установленных социальных норм, мужчины часто искали общения с куртизанками для того, чтобы освободиться от любви телесной, найти отдохновение от порой невыносимой атмосферы женских покоев, установить с женщинами дружеские отношения, которые не предполагают сексуальных обязательств. Если мужчина уставал от подобных отношений, он мог их порвать с такой же легкостью, с какой заводил. Само собой разумеется, что в этом мире «ветра и цветов» порой также бушевали бурные страсти, которые часто приводили к трагедиям, но подобные треволнения являлись скорее исключениями.

Отстраненность, которую сохраняли многие мужчины в отношениях со знакомыми куртизанками, объясняет нам, почему в жизнеописаниях знаменитых девушек такое внимание уделяется их успехам в обществе. Как правило, прежде всего подчеркивается их умение петь, танцевать и вести шутливую беседу, а уже только во вторую очередь упоминаются их физические достоинства. Многие знаменитые куртизанки даже не были особенно красивыми. В китайской поэзии и прозе с предельной сентиментальностью описываются отношения авторов с куртизанками, создается впечатление, что часто их отношения носили чисто платонический характер.

Отсюда становится понятным продолжительное и усложненное ухаживание, которому были склонны предаваться поклонники куртизанок. Очевидно, их задача состояла не в том, чтобы вступить в половую связь с объектом своего поклонения (обычно неудача в этом отношении не воспринималась поклонником как нечто обескураживающее и не считалась позором в глазах остальных), а в том, чтобы просто развлечься, испытать удовольствие, которое одновременно позволяло обрести репутацию светского человека.

Подтверждением моей точки зрения, что физическая близость играла второстепенную роль во взаимоотношениях мужчин с куртизанками, являются также экономические факторы существования проституток высшего класса. В течение своей карьеры девушка могла дважды получить солидное денежное вознаграждение. Первый раз это происходило после того, как она, поступив в публичный дом и овладев разными искусствами, лишалась девственности. Гость, которому выпадала честь стать ее первым мужчиной, обязан был заплатить круглую сумму и устроить торжественный банкет для всего заведения. Второй раз это происходило, когда ее выкупали. Однако постоянным источником дохода для публичных домов были устраивавшиеся там пирушки (за счет вина и закусок, предлагавшихся на этих банкетах), а также дары, которые получали куртизанки за участие в этих пирах или за пределами заведений. Сумма, выплачивавшаяся за то, чтобы провести ночь с девушкой (она называлась чаныпоу), составляла лишь незначительную часть общего дохода публичного дома. В сущности, для посетителей, заинтересованных только в сексуальном контакте с девушками, не было никаких препятствий. Однако если совокупиться с куртизанкой низкого ранга было несложно, чтобы сделать то же самое с куртизанкой высшего ранга, требовалось немало усилий. Обязательным считалось предварительное ухаживание с вручением подарков, и нужно было получить согласие и хозяев заведения, и самой девушки. При этом придирчивые ухажеры во всех случаях стремились вначале убедиться, нет ли у заинтересовавшей их девушки связи с каким-то влиятельным покровителем: вступивший с нею в контакт не мог быть уверенным, что в один прекрасный момент она обо всем не расскажет своему покровителю, и хотя некоторых можно было ублажить лестью, другие могли посчитать себя оскорбленными. Похоже, что ни хозяева, ни девушки, как правило, не стремились к непосредственному сексуальному контакту, поскольку прибыль от этого была меньше, чем от участия в вечеринках, но существовала опасность, что девушка может заболеть или забеременеть.

О венерических заболеваниях пойдет речь в гл. 10, где говорится, что до XVI в. сифилис в Китае не был известен. Однако в медицинских сочинениях того времени отмечается, что при династии Тан и ранее существовали менее опасные формы венерических заболеваний, в частности разные формы гонореи. Мы располагаем описаниями хронических язв на гениталиях у мужчин и женщин, спазм в уретре и симптомов, напоминающих гоноартрит. Хотя в то время не было известно, что эти болезни передаются путем коитуса, но танские врачи сознавали, что беспорядочные любовные связи способствуют распространению заразных заболеваний.

В случаях беременности куртизанок повитухи чаще всего прибегали к весьма жестоким способам аборта, а если ребенок все же рождался, то обычно о нем заботился хозяин заведения, хотя убийство младенцев также было распространенным явлением.

Все эти факторы, взятые в совокупности, позволяют предположить, в силу каких обстоятельств отношения между куртизанками и гостями были сведены до минимума.

Выше шла речь только о куртизанках высшего класса. Вероятно, при династии Тан и ранее существовали также и дешевые бордели, удовлетворявшие потребности простого населения. Однако поскольку подобные заведения лежали вне сферы интересов литераторов и историков того времени, мы практически не располагаем о них никакой информацией. Как мы увидим в гл. 8, подобные заведения упоминаются только в текстах периодов Сун и Мин, и то весьма редко.

Возможно, такие низкопробные бордели выросли из публичных домов, находившихся под правительственным контролем, или каким-то образом были связаны с ними. В таком случае они пополнялись в основном за счет женщин трех категорий: 1) преступниц, приговоренных к службе в государственных борделях; 2) родственниц преступников, приговор которым включал понятие цзимо (т. е. все близкие родственники становились рабами); 3) женщин, захваченных во время военных действий. Подобные женщины относились к низшему сословию, составляя особую группу, статус которой определялся законом и члены которой были лишены многих гражданских прав, например им было запрещено выходить замуж за человека, не принадлежавшего к их касте. Социальный статус таких проституток был совершенно иным, чем куртизанок, которые были скованы не столько юридическими нормами, сколько коммерческими отношениями и которые после того, как их выкупали или если они выплачивали оставшийся долг прежнему хозяину, снова становились свободными. Проститутки низшего класса предназначались для солдат и матросов, а также для самых низших категорий чиновников правительственных учреждений. Разумеется, участь этих женщин была ужасной. От своей горестной судьбы они могли избавиться только в том случае, если правительство провозглашало всеобщую амнистию или если какой-то высокопоставленный чиновник проявлял к одной из них особый интерес и принимал ее в свою семью. Как мы увидим в гл. 8, при династии Сун чиновники могли покупать или брать в долг подобных женщин от правительства.

Однако создается впечатление, что границы между частной и государственной проституцией не всегда были четко определены и значительно колебались в разные времена и в разных местах. История проституции в Китае пока что мало исследована. В Японии еще в XVIII в. появилось несколько внушительных и хорошо документированных историй японской проституции, а чрезмерная скромность цинских литераторов не позволила им осуществить подобный исторический анализ проституции в Китае. Все их усилия ограничились спорадическими эссе с описаниями жизни знаменитых куртизанок былых и современных им времен. Можно только надеяться, что кто-то из нынешних ученых посвятит этому сложному вопросу специальное исследование.

В подобном исследовании должен найти отражение анализ взаимоотношений между частной и государственной проституцией, а также и принципов отбора женщин для императорского дворца. Как правило, в сохранившихся текстах используется только стандартное выражение бэй сюань жу гун, «после того, как ее выбрали, она вошла во дворец». Может создаться впечатление, что все придворные дамы являлись исключительно девушками, преподнесенными в качестве дани: либо из провинций, либо от чужеземных и зависимых стран; они могли быть дочерями из влиятельных семей, рассчитывавших таким образом снискать благосклонность императора, или женщинами, которых приобретали дворцовые агенты. Эти агенты рыскали по всей империи в поисках красивых и талантливых девушек и, очевидно, забирали тех, кто им нравился, даже из государственных и частных борделей. Когда подобных женщин набиралось достаточно много, евнухи и надзирательницы осуществляли отбор. Лучшие попадали в императорский гарем, хорошо владеющие искусствами - в цзяофан, а остальных направляли во дворец для выполнения разных поручений. Хочу подчеркнуть, что эти соображения отражают только мои личные впечатления, почерпнутые из китайской литературы. В данном случае они приводятся с надеждой, что однажды появится специальное исследование по этому вопросу.

Образ жизни в это время резко изменился. Благодаря центральноазиатскому влиянию начали широко использоваться складные стулья, хотя сидели и на низких скамейках, выполненных из резного и лакированного дерева. Если в периоды Хань и Лючао подобная мебель была только слегка приподнята над полом, представляя собой нечто вроде положенных на подставку циновок, то теперь это были уже настоящие скамейки или диваны высотой около метра, на которых можно было и сидеть, и возлегать. Кроме того, появились разнообразные низкие столики и деревянные шкафы. Полы покрывали тростниковыми циновками и коврами, а у входа в дом было принято снимать обувь. Дома ходили в носках с толстой подошвой, вероятно напрминающих японские таби. Стены и потолки украшали рисунками, а на передвижных ширмах можно было видеть образцы живописи и каллиграфии.

По живописи и погребальным статуэткам того времени мы можем в общих чертах восстановить, как одевались при династии Тан. И у мужчин, и у женщин верхнее платье было в принципе таким же, как и в предшествующие века: летом простое, а зимой на подкладке. Под ним и мужчины, и женщины носили штаны.

Женские платья сходны с кимоно японских дам, которые, в сущности, были созданы по танскому образцу. Помимо этого танские женщины носили еще нечто наподобие передника, подвязываемого к поясу шелковой лентой. Этот передник не получил распространения в Японии, но в Корее и поныне он составляет неотъемлемую часть женского туалета.

Интересен в связи с этим свиток, приписываемый танскому художнику Чжоу Фану (расцвет творчества приходится на период около 800 г.), который особенно прославился своими женскими портретами. На картине представлена дама, сидящая, положив левую ногу на правую, чтобы поддерживать семиструнную лютню (цинь), которую она настраивает. Правой рукой она подкручивает винт на колках, а левой касается струн. Рядом стоит служанка, которая держит поднос. Дама представлена в домашнем одеянии: на ней нечто вроде вышеупомянутого передника, очевидно изготовленного из какого-то грубого материала. Ее волосы уложены в весьма примитивный шиньон. На служанке имеется пояс, несколько раз обернутый вокруг талии и завязанный спереди. Этот пояс является прототипом японского оби. Японские женщины изящно завязывают его на спине, но в старомодных костюмах гейш сохраняется старый стиль, и они завязывают его спереди, как это было принято в танском Китае.

На том же свитке изображены развлекающиеся придворные дамы. Одна из них мухогонкой с длинной рукоятью дразнит собачонку. На даме домашнее платье из расшитого шелка, поверх платья надет передник из простого красного шелка, который крепится к поясу при помощи узкой шелковой ленты. Сквозь ниспадающее верхнее платье из прозрачной коричневой ткани просвечивают голые плечи, а костюм завершает парчовый шарф. У дам в торжественном облачении, какими они предстают на произведениях живописи танского и раннесунского времени в Дуньхуане часто мы видим очень длинные шарфы, которые окутывают плечи и нередко свисают до пола. По-видимому, такие длинные шарфы составляли неотъемлемую часть церемониального одеяния придворных дам. Их волосы подобраны в высокий шиньон, сверху скреплены большой заколкой в форме цветка, а спереди украшены свисающими бусами. Заколки очень простые, и даже можно рассмотреть их резные наконечники, торчащие из волос. Отметим также внушительное декольте и широкие, нарисованные кобальтом искусственные брови.

Губы красили помадой, а на щеках, прямо от глаз, рисовали румянами большие яркие пятна. На лбу, подбородке и щеках ставили красные и черные мушки. По свидетельству одного танского автора, первоначально мушки предназначались для того, чтобы скрывать следы ожогов: он утверждает, что жены из ревности или в наказание за какой-то проступок часто клеймили лица наложницам. Нередко женщины рисовали на лбу tache de beaute в формеполумесяца желтого цвета. Это место называлось хуан син янь, «мушка желтой звезды», или мэйцзянь хуан, «желтое место между бровей». Этот обычай сохранялся и при династии Мин. У женщин на картинах знаменитого минского художника Тан Иня (1470–1523) почти всегда присутствует это пятно на лбу. Однако, вероятно при династии Цин, этот обычай был предан забвению. В качестве украшений дамы носили серьги, браслеты и перстни.

Изображение танцовщицы тайских женщин танского времени, выполненное по погребальной статуэтке

Следует отметить, что шея у женщин оставалась открытой и нередко значительная часть груди была обнажена. В первую очередь это относится к танцовщицам. Судя по погребальным статуэткам, они были облачены только в тонкое платье с декольте. Под грудью оно было перехвачено лентой и дальше ниспадало широкой гофрированной юбкой. Рукава были необычайно длинными, и размахивание ими играло важную роль во время танцев, о чем имеются многочисленные упоминания в прозе и поэзии. На рис. 7 изображена танцовщица с полуобнаженной грудью. Однако, судя по другим погребальным статуэткам, девушки часто танцевали, полностью обнажив грудь. При династии Тан китайцы совершенно спокойно относились к тому, что женщины обнажали шею или грудь. Но начиная с династии Сун грудь и шею стали скрывать складками платья, а потом под высоким, плотно прилегающим воротником нижней куртки. Высокий воротник и по сей день остается отличительной чертой одеяния китайских женщин.

Дома мужчины носили широкие, мешковатые шаровары, а сверху - платье с длинными рукавами. Платье запахивалось справа налево, а в талии завязывалось шелковым поясом. Таким образом, одежды и у мужчин, и у женщин были практически одинаковыми. Выходя из дому, мужчины надевали верхнее платье несколько меньших размеров, в результате чего были видны воротник нижнего платья и концы его рукавов. Нередко нижние рукава выполняли роль широких манжет. Длинные волосы, уложенные на макушке в узел и скрепленные шпилькой, нередко обвязывали полоской жесткой черной парчи, и крепили ее на затылке таким образом, чтобы длинные концы ткани свисали вниз, либо они были настолько накрахмаленными, что торчали, как крылышки. Кроме того, мужчины носили черные шапочки из парчи, но разной формы и размера. Головные уборы в помещении не снимали, и даже в спальне шапочки откладывали в сторону только после того, как возлегали на ложе. На некоторых эротических картинках можно видеть мужчин в шапочках в момент совокупления, хотя это может быть и просто шутливым элементом.

Рис. 8.

Судья танского времени верхом на коне

По торжественным случаям мужчины носили поверх верхнего платья накидку из атласа или расшитого шелка с широким воротником, доходящим до самого подбородка, и кожаный пояс, инкрустированный пластинами из яшмы или рога. Форма шапки, узор на платье и украшения на поясе, равно как и разнообразные свисающие с него бляхи являлись обозначениями ранга. У высокопоставленных чиновников шапки были расшитыми и украшенными (японская копия сочинения «Фу шо ши ван цзин») золотом, а надо лбом в них был вставлен кусочек яшмы или драгоценный камень.

На рис. 8, японской копии танского свитка, изображающего десять царей Ада, мы видим судью верхом на коне в сопровождении двух помощников. На голове у него судейская шапка с жесткими крыльями. Верхнее платье плотно запахнуто, но на шее можно видеть и выглядывающее из-под него нижнее платье более светлого цвета. Судя по изображениям чиновников в Дуньхуане, более светлое нижнее платье всегда проглядывает сквозь разрез верхнего официального платья. Особо отметим широкие шаровары, свисающие над стременами. Помощники судьи одеты в более короткие куртки и обуты в соломенные сандалии. Один из них держит скипетр, а другой - меч судьи.

Знатные мужчины и женщины носили туфли с загнутыми вверх носками. В ту пору обычая бинтовать ноги женщинам еще не существовало. Дополнительные сведения о женской и мужской одежде в конце периода Тан читатель может найти дальше, на с. 259 и след., где приводится описание костюма начала эпохи Сун, который в основном оставался таким же, как и в последние годы существования династии Тан.

Относительно же идеалов мужской и женской красоты того времени можно отметить, что мужчины предпочитали выглядеть мужественными, даже воинственными. Они обожали носить густые бороды, бакенбарды и длинные усы и восхищались телесной силой. И гражданские, и военные чиновники совершенствовались в стрельбе из лука, верховой езде, фехтовании на мечах и в кулачных боях, причем владение этими искусствами высоко ценилось. По картинам того времени, например по работам Чжоу Фана, мы можем предположить, что таким мужчинам нравились хорошо сложенные женщины с круглыми, пухлыми лицами, пышной грудью, с тонкими талиями, но с тяжелыми бедрами. Похожими были вкусы и в древней Японии - на свитках эпохи Хэйан изображены почти такие же пышнотелые женщины, как на картинах периода Тан. Однако очень скоро этот идеал кардинально изменился. Уже при династии Северная Сун предпочтение начали отдавать хрупким женщинам. Великий поэт Су Ши (более известный под именем Су Дун-по), увидев картины работы Чжоу Фана, написал:

Много странного видели глаза этого старого ученого,

Но до сих пор восторгаюсь толстушками

на картинах Чжоу Фана.

В гл. 10 мы увидим, как к концу династии Мин идеалы мужской и женской красоты сменились на прямо противоположные, каковыми и оставались на протяжении всего последующего периода Цин. Воплощением красоты стали считаться тонкие и хрупкие женщины с точеными овальными лицами. И снова японцы в эпоху Токугава переняли эту моду, о чем свидетельствуют хрупкие женщины на поздних гравюрах укиёэ.

Образ жизни при танском императорском дворе отличался беспрецедентным великолепием. Придворный ритуал предписывал нескончаемую череду празднеств и банкетов с музыкой и танцами, во время которых поглощались в огромном количестве алкогольные напитки. Для подготовки бесчисленных танцовщиц, музыкантов, актеров и акробатов, необходимых, для подобных торжеств, при дворце имелись особые покои. Эта часть дворца называлась цзяофан («место для обучения»), помимо китайских актеров там проживали сотни центральноазиатских, индийских, корейских и индокитайских певиц и танцовщиц.

Иногда правители покровительствовали даосизму, в других случаях буддизму, но религиозные празднества всегда отмечались с особой помпезностью и обстоятельностью. Конфуцианские классические книги были признаны правительством в качестве основы для государственных экзаменов на чиновную должность, и конфуцианские ученые пользовались большим авторитетом при решении государственных вопросов, но в повседневной жизни двора и простого народа их учение почти не принималось во внимание.

Сексуальные отношения императора стали еще более регламентированными, чем прежде. Из-за все увеличивавшегося числа женщин в гареме потребовалось вести скрупулезный учет: тщательно отмечали дату и час каждого удачного сексуального союза, дни менструаций у каждой из женщин и появление первых признаков беременности. Такие меры были необходимы, чтобы избежать позднейших осложнений при определении будущего статуса младенца. В «Чжуан лоу цзи» («Записки из туалетной комнаты») Чжан Би (ок. 940) говорится, что в начале эры Кайюань (713–741) каждой женщине, с которой совокупился император, ставили на руке печать со следующим текстом: «Ветер и луна (т. е. сексуальные забавы) вечно остаются новыми». Эту печать натирали благовонием из корицы, после чего удалить ее было невозможно (сер. «Лун вэй цуншу», с. 7а). Ни одна из сотен дворцовых дам без предъявления этой печати не могла претендовать на то, что она удостоилась благосклонности императора. В том же сочинении приводятся многие красочные выражения для обозначения менструации, например «красная кровь» (хун чао), «жидкость персикового цветка» (тао хуа гуй шуй) или «вступление в месячный период» (жу юэ). Сексуальные нравы при дворе отличались полной непринужденностью: император любил купаться со своими дамами в дворцовых прудах нагишом.

Поскольку во время забав с женщинами император подвергался особой опасности нападения с целью покушения на его жизнь, принимались строжайшие меры предосторожности. Все двери, через которые можно было бы попасть во внутренние покои, запирали на засовы и тщательно охраняли. Чтобы ни одна из женщин не могла совершить нападения на своего августейшего партнера, по старинному дворцовому обычаю ту, которой предстояло разделить ложе с императором, раздевали догола, заворачивали в плед, после чего евнух на спине доставлял ее в императорские покои. Таким образом, она не могла пронести с собой никакого оружия. Подобная практика существовала в эпохи Мин и Цин, хотя, вероятно, восходит к более раннему времени.

Из книги Монголы [Основатели империи Великих ханов] автора Филлипс Э Д

II. ДИНАСТИЯ ХУБИЛАЯ (Китайская династия Юань) Сначала приводятся монгольские имена, если они известны, затем буддийские и храмовые китайские

Из книги Монголы [Основатели империи Великих ханов (litres)] автора Филлипс Э Д

Из книги Сексуальная жизнь в древнем Китае автора ван Гулик Роберт

Глава 1 Древнейшая история u династия ранняя Чжоу Со середины второго тысячелетия по 721 г. до н. э. Всегда имеет смысл начать с истоков, даже если они, как в случае с китайской культурой, окутаны пеленой таинственности.Согласно позднейшей китайской традиции, в третьем

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Глава 2 Династия поздняя Чжоу 770–222 г.г. до н. э В VIII в. до н. э. произошли важные политические, социальные и экономические перемены. Центральная власть правителя Чжоу ослабла, феодальные князья становились все более и более независимыми. Номинально они продолжали

Из книги Цивилизация классического Китая автора Елисеефф Вадим

Глава 3 Империя Цинь и династия ранняя Хань 221 г. до н. э -24 г. Н. Э III в. до н. э., когда уездные правители в ходе непрекращающихся войн за свою гегемонию истощили военные и экономические ресурсы, на западной окраине империи, на территории современных провинций Шэньси и

Из книги Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер автора Буторов Алексей Вячеславович

Глава 4 Династия поздняя Хань 25–220 годы В литературе Поздней Хань есть три текста, которые дают нам дополнительную информацию о содержании «пособий по сексу» и о их использовании.Первый текст - «Тун шэн гэ», великолепная свадебная песня, написанная знаменитым поэтом

Из книги Любовь и французы автора Эптон Нина

Глава 7 Династия Тан 618–907 годы Просуществовавшая почти три столетия династия Тан знаменует один из самых блистательных периодов в китайской истории. И по политической мощи, и по культурным достижениям Китай был тогда, несомненно, величайшей мировой

Из книги Я - дирижер автора Мюнш Шарль

Глава 9 Монгольская (Юаньская) династия 1279–1367 годы Когда потомки блистательного завоевателя Чингис-хана обратили свое внимание на Китай, их более всего занимала мысль, как получить по возможности в кратчайшее время наибольшую добычу. На севере монголы установили

Из книги Культура и мир детства автора Мид Маргарет

Глава 10 Династия Мин 1368–1644 годы Первый император династии Мин военачальник Чжу Юань-чжан принял имя Хун-у («Обильная военная слава»). Поэтому большую часть своего правления он занимался тем, чтобы распространить свои законы на всю страну и заставить сопредельные страны,

Из книги автора

Из книги автора

Глава 5. Послевоенные годы После второй мировой войны атмосфера в обществе ничуть не походила на царившую после окончания первой мировой веселую insouciance. Горькие воспоминания о предательствах, немецкой оккупации и комплекс капитулянта - вот психологическая атмосфера

Династия Суй, как и многие другие императорские династии в истории Китая, появилась практически на развалинах страны и ушла с исторической сцены в самый разгар смуты и экономического упадка. Императоры Суй, несмотря на непродолжительность правления, смогли провести важные социально-экономические реформы, поднять страну и оставить после себя немало монументальных архитектурных и искусно сделанных произведений искусства. Тем не менее, на закате династии вспыхивали уже не только крестьянские восстания, но и мятежи знати. В 617 году Ли Юань, один из родственников Ян Гуана, второго императора Суй, захватил третий город страны Тайюань и столицу Чанъань, где и провозгласил династию Тан (618 - 907 гг с перерывом в пятнадцать лет).

Ли Юань - основатель династии

Ли Юань (Гао-цзу) происходил родом из земли табгачей. Изначально проживавшие на территории современной России табгачи, «косоплеты», были кочевниками, все более попадавшими под культурное влияние . В эпоху правления династии Тан государство объединило в своей идеологии степное и китайское начало. Именно в этом факте, как считал Гумилев, и крылась основная причина последующего падения империи: ханьцы, основная китайская народность, попросту видела в императорской династии чужаков, носителей чуждой ментальности.

Гаоцзу основал новую династию и стал первым императором Тан, когда ему уже перевалило за 50 лет. За несколько лет до этого крупный феодал и провинциальный чиновник Ли Юань принял участие в военной экспедиции против Когурё, одного из раннефеодальных государств на территории нынешней Кореи. После успешного начала военной карьеры немолодой, но амбициозный аристократ защищает перевал Тонг во главе гарнизона, подавляет восстание возле Тайюаня и становится его военным губернатором. Здесь Юань с легкостью предает своего правителя Ян-ди, захватывает его внука Гуан-ди и объявляет императором его, получая от новоявленного монарха княжеский титул. После гибели Ян-ди, Ли Юань отстраняет от власти его внука и провозглашает себя императором Гаоцзу, основывая династию Тан.

Гаоцзу любил пышные празднества, охоту и езду на лошадях. Он был настоящим асом в стрельбе из лука и, как говорили, выиграл свою красавицу-жену, пронзив двумя стрелами два глаза нарисованного павлина. Порядка десятилетия у нового правителя ушло на подавление восстаний, разгром конкурентов и достижение мира с государствами-соседями. Гаоцзу оказался неплохим воином и хорошим дипломатом, благодаря чему ему удалось привлечь на свою сторону значительную часть вчерашних противников.

Первые реформы династии Тан

Гаоцзу создал государство на развалинах Суй. Экономика страны, сильно подорванная политикой императора Ян-ди, многочисленными восстаниями и междоусобицами, нуждалась в срочном восстановлении. Ли Юань ввел подушный налог и трудовую повинность для крестьян; начал чеканить единую для Тан монету и взял под жесткий контроль торговлю по всей стране. В армии император делал основную ставку на кавалерию. Для регулирования всех аспектов существования нового государства, правитель издал новый свод из 502 законов, основанных на конфуцианстве и легизме. Существовавшие при династии Тан северные укрепления никак не помогали в борьбе с восточными тюркютами, с которыми будущий монарх начал сражаться еще в бытностью свою губернатором Тайюаня. Для обороны от них на восточной границе Тан поставили ряд крепостей.

Тай-цзун (Ли Шиминь)

Тайцзун, преемник Ли Юаня, стал самым могущественным правителем династии Тан. Когда Ли Шиминь взошел на престол, страна еще находилась в руинах. При династии Суй число жителей Поднебесной сократилось почти втрое, а в первые годы правления династии Тан еще продолжалась смута. Придя к власти, новый властитель отказался от практики предыдущих правителей поддерживать исключительно знать. Формируя централизованное феодальное государство, он, тем не менее, не забывает о простых ремесленниках, крестьянах и торговцах.

Ли Шиминь укрепляет армию, заодно усиливая ее кочевыми тюрками, служившими в кавалерии. Степная конница представляет собой самую мобильную часть войска и довольно грозную силу. Он реорганизовывает управленческий аппарат, составляет свои законы, вводит обязательные госэкзамены на должности чиновников. Именно во времена его правления происходит попытка наиболее гармонично соединить элементы степной кочевой культуры с традиционными ценностями китайской цивилизации. Он считает себя не только и не столько китайским императором, но и ханом (каганом) степняков. Степняки отвечают Ли Шиминю взаимностью.

Наследие династии Тан

С падением династии Тан историкам и по сей день многое не ясно. Однако ясно одно - этот период оказался одним из самых интересных в истории древнего Китая. От этой эпохи осталось немало шедевров искусства и архитектуры. В Сиане, возле которого расположена гробница Цинь Шихуанди со знаменитой , находится - самый яркий пример танской архитектуры. Пагода Диких Гусей была построена через пару лет после смерти Тай-цзуна. При династии Тан делали невероятно искусные фарфоровые изделия, даже более утонченные, чем работы последующих эпох Сун и Юань. Весьма интересные образчики живописи и керамики той эпохи можно увидеть в , и многих других. Годы правления Тан также стали временами расцвета культуры выращивания чая. О значении чая в жизни современного Китая можно понять по посещению рынка в Пекине или экскурсионной поездке на одну из многочисленных чайных плантаций КНР, занимающих около 1,2 миллионов гектаров.

И не стоит забывать, что эпоха Тан – это время формирования культуры празднования именно таким, каким его каждый год отметают современные китайцы.

Именно в эпоху Тан назначения на все ад-министративные должности начинают производиться в соответст-вии с конкурсным отбором на основании экзаменов, сданных пре-тендентами на ту или иную должность. Те, кто успешно сдавал экзамен специальной комиссии, получали первую степень, а затем могли попытаться сдать экзамен на вторую и, при успешном исходе, на третью. Из числа обладателей третьей степени назначались чи-новники административного аппарата, начиная с уездных началь-ников.

Таким образом, в Китае, в отличие от Западной Европы, главными качествами администратора были не его военная подго-товка и ратные подвиги, а образованность и управленческий та-лант. При этом новый управленец мог быть представителем любого социального слоя: его деловые качества и верность интересам им-перии были намного важнее его социального происхождения.

Для сдачи экзамена следовало хорошо знать сочинения древних мудре-цов, прежде всего классические конфуцианские каноны, уметь творчески ин-терпретировать сюжеты из истории , отвлечённо рассуждать на темы фило-софских трактатов и обладать литературным вкусом, уметь сочинять стихи.

При династии Тан значительно увеличилось количество горо-дов, росло их богатство. Происходило это прежде всего за счёт буд-дийских храмов. В городах проживали чиновники, аристократы, монахи, слуги знатных людей , представители богатых сельских кла-нов, ремесленники и торговцы, актёры, врачи и предсказатели. За порядком в городах следили специальные чиновники и подчинён-ная им городская стража. Они также отвечали за соблюдение чисто-ты на мощённых камнем улицах и за водоснабжение. В богатых до-мах имелись бани и бассейны, для остального населения строились платные городские бани.

Императоры династии Тан стремились распространить свою власть и на соседние государства . Китайские войска окончательно подчинили Северный Вьетнам, Тюркский каганат и вторглись в Среднюю Азию, но в 751 г. были разгромлены арабами в битве на р. Талас. Материал с сайта

Внешнеполитическая активность требовала немалых затрат, что привело к росту недовольства широких слоёв населения. В 874 г. в Китае разразилась грандиозная крестьянская война под руково-дством Хуан Чао, который в 881 г. занял столицу и провозгласил себя императором. Но никакой программы переустройства китайского общества Хуан Чао предложить не смог. Он лишь заменил танских чиновников своими сторонниками. Поэто-му к 884 г. силы старой аристократии смог-ли восстановить свою власть. Однако власть поздних императоров династии Тан была крайне непрочной. В 907 г. послед-ний танский император был свергнут, по-сле чего начался полувековой период меж-доусобных войн. Лишь в 60-е гг. X в. пред-ставителям династии Сун удалось вновь объединить Китай под своей властью.

Династия Тан (18 июня 618 – 4 июня 907 гг. н.э.) – китайская императорская династия, основанная Ли Юанем . Его сын – император Ли Шиминь, после окончательного подавления крестьянских восстаний и сепаратистских феодальных сил начал проводить прогрессивную политику. Эпоха династии Тан традиционно считается в Китае периодом наивысшего могущества страны, Китай в этот период опережал остальные современные страны мира в своём развитии.

С приходом к власти в 618 г. н.э. династии Тан – начался один из лучших периодов в истории Китая. Деятельный и гуманный характер правления основателей династии – Гао-Цзу и его сына Тай-Цзуна позволили восстановить империю.

Западные регионы были присоединены к владениям Китая. К императорскому двору направляли свои посольства Персия, Аравия и другие западно-азиатские государства. Кроме того, были расширены границы на Северо-Востоке страны; к имперским владениям была присоединена Корея. На юге была восстановлена власть Китая над Аннамом.

Поддерживались отношения с другими странами Юго-Восточной Азии. Таким образом, территория страны по своим размерам стала почти равной территории Китая периода расцвета династии Хань .

Если проследить китайскую историю с самых древних династий, можно увидеть, что она постоянно повторяется, как будто подчиняясь величественному ритму времени. Из руин и хаоса появляется талантливый правитель, который основывает новую династию , возрождающую империю.

Государство достигает небывалых высот в развитии, затем начинается упадок , империя распадается, вновь погружаясь в хаос. Так было и с династией Тан, основанной Ли Юанем в 618 году.

Китайская династия Тан была основана Ли Юанем , крупным землевладельцем родом с северных границ Китая, населённых народностью табгач – китаизированными потомками степняков-тоба. Ли Юань вместе со своим сыном Ли Ши-минем одержал верх в гражданской войне, поводом к которой послужила жёсткая и безрассудная политика последнего императора династии Суй – Ян-ди, и вскоре, после его смерти в 618 г. взошёл на престол в Чанъани под династическим именем Гао-цзу.

Впоследствии Гао-Цзу был отстранён от власти Ли Шиминем, однако основанная им династия Тан сохранилась и находилась у власти до 907 г. с небольшим перерывом в 690-705 годах (правление императрицы У Цзэтянь, выделяемое в особую династию Чжоу).

Ли Юань вошел в историю под посмертным именем Гао-Цзун, а правил под именем У-ди. Это был талантливый феодал и полководец , любивший охоту, пышные представления и верховую езду. Говорят, что свою прекрасную жену он выиграл, состязаясь в стрельбе из лука и поразив мишень – оба глаза нарисованного павлина.

При императоре Гао-цзу, столица была перенесена в Дасин , переименованный в Чанъань в честь расположенной неподалеку древней столицы Поднебесной. Император потратил около 10 лет на достижение мира с соседними государствами и внутри страны. Постепенно благодаря разумным дипломатическим мерам он смог привлечь на свою сторону мятежников и разбитые отряды противника.

Продолжилось восстановление денежного обращения и системы экзаменов; торговля стала жестко контролироваться центральным правительством. Одно из главных достижений императора Гао-Цзу – создание нового свода законов, насчитывающего 502 статьи. Эти законы, в основе которых лежала философия инь-ян, теория пяти первоэлементов и конфуцианские принципы , просуществовали вплоть до XIV века и стали образцом для законодательных систем Японии, Вьетнама и Кореи.

У Гао-Цзу было три сына , наследником был объявлен старший из них, однако, на трон метил сын Ли Шиминь, принимавший активное участие в действиях, направленных на подавление мятежей внутри страны.

Узнав, что братья стараются настроить против него отца, он перешел к решительным действиям и объявил об их незаконной связи с наложницами из императорского гарема . Братья отправились во дворец, чтобы оправдаться перед Гао-Цзу, но у ворот их поджидал Ли Шиминь со своими сторонниками.

Ли Шиминь пронзил стрелой наследника, а второй брат был убит его людьми. Император, узнав о случившемся, уступил свой трон сыну и уехал доживать свой век в сельской глуши. Ли Шиминь приказал казнить десятерых детей своих братьев, чтобы избавиться от возможных противников.

В 626 году на трон взошел впоследствии самый могущественный император танской династии, получивший тронное имя Тай-цзун. Этот великий руководитель до сих пор считается образцом конфуцианского идеала правителя, который выступал за интересы крестьян, купечества, интеллигенции и землевладельцев.

Императору удалось окружить себя мудрыми и преданными чиновниками , чуждыми коррупции. Чиновники спали посменно, чтобы быть в распоряжении императора в любое время суток. Если верить истории, император трудился без устали , развешивая на стенах своей спальни бесчисленные доклады своих подданных и изучая их по ночам.

Бережливость, реформы в области военного строительства и власти на местах, улучшенная система транспорта и развитое сельское хозяйство принесли процветание всей стране. Империя Тан стала уверенным и стабильным государством, значительно обогнавшим в развитии другие страны этого периода. Чанъань превратился в настоящий город-космополит , принимавший многочисленные посольства.

За образованием сюда стекались отпрыски аристократов из ближайших стран , формировались национальные общины. С наибольшим энтузиазмом гостеприимством Китая пользовались японцы, которые после нескольких лет обучения и работы заграницей возвращались на родину, где формировали государственную структуру по примеру своих соседей. Именно в этот период Китай оказал огромное влияние на становление японской культуры.

Развитие культуры и народных промыслов

Экономические и административные нововведения династии Суй были восприняты и закреплены в танскую эпоху. В эпоху династии Тан, в Китае был введен в действие новый порядок долговременного владения землей , в соответствии с которым образование крупных земельных владений было ограничено, а крестьяне получили возможность поддерживать стабильный уровень жизни.

Наиболее значимым достижением стала созданная в эпоху династии Тан правовая система , которая, в конечном счете, порвала с нигилизмом периода Цинь. Был сформулирован обязательный свод социальных традиций и правил поведения, пропитанных духом конфуцианства.

Китайская династия Тан была основана Ли Юанем. Она просуществовала с 18 июня 618 по 4 июня 907 г. Время правления династии Тан считается эпохой наивысшего могущества государства. В этот период оно существенно опережало в своем развитии другие современные ему страны.

История династии Тан

Ли Юань считался крупным землевладельцем. Он был родом из северной пограничной территории, в которой проживала народность табгач. Это были потомки степняков-тоба. Ли Юань и его сын Ли Шиминь (второй император из династии Тан) одержали победу в гражданской войне. Она была развязана вследствие безрассудной политики Ян-ди. После смерти этого императора, Ли Юань взошел в 618 г. на престол в Чанъани. Спустя время он был свергнут своим сыном. Однако династия Тан, основанная им, существовала вплоть до 907 г. В 690-705 гг. был, однако, непродолжительный перерыв. В этот период престол занимала китайская императрица династии Тан Цзэтянь. Однако ее эпоха выделяется в отдельную царскую ветвь Чжоу.

Идеология

Правление династии Тан осуществлялось совмещением двух начал. Ее основатель был хорошо знаком с народами из Великой Степи, их обычаями и нравами. И многие люди, приближенные к Ли Юаню, были такими. На первых этапах существования династии проходил активный между регионами. Степь давала передовое войско, состоявшее из тяжелой кавалерии. Кочевников же привлекала древняя и утонченная культура династии Тан. Для них Ли Юань являлся ханом равной им народности табгач. Такое восприятие, в частности, закрепляется в эпитафии Кюль-Тегину (тюркютскому правителю), который говорит о себе и своих подданных как о рабах, вассалах табгачского кагана, а не о китайском народе.

Отход от традиций

Идея объединения Степи и Китая под властью одного императора на протяжении столетий определяла внешнюю и внутреннюю политику страны. Однако впоследствии табагчская ветвь стала восприниматься как нечто чуждое. В основном это произошло в связи с большим численным преобладанием этнических китайцев. Политика власти по отношению к кочевникам-"варварам" стала расцениваться как неприемлемая. Как писал Гумилев, именно это последовательное стремление соединить несочетаемое привело к быстрому расцвету, а затем к стремительному падению государства.

Экономика и культура

В государстве царил порядок и мир. Это позволило сконцентрировать все силы населения на благо страны. В Китае процветало сельское хозяйство, хорошо были развиты торговля и ремесло. Ткацкие технологии достигли новых успехов, совершенствовалось красильное дело, гончарное производство, кораблестроение, металлургия. По всей стране проходили сухопутные и водные пути. Династия Тан установила тесные связи с Японией, Индией, Персией, Аравией, Кореей и прочими государствами. Стали развиваться техника и наука. В 725 г. мастера Лян Линцзань и И Син впервые создали механические часы, оснащенные анкерным механизмом. Стало распространяться пороховое оружие. Сначала оно представляло собой устройства для фейерверков, ракет на флоте. Впоследствии стали изготавливаться настоящие орудия, приспособленные для стрельбы снарядами. По Китаю распространилось чаепитие. К напитку сформировалось особое отношение. В стране стало развиваться чайное искусство. Ранее чай считался лекарством и продуктом питания. Династия Тан придала напитку особое значение. В классической литературе были увековечены имена великих мастеров чайной церемонии - Лу Юя и Лу Туна.

Упадок

В 8 веке прошло несколько восстаний, имели место и военные поражения. Династия Тан начала ослабевать. К 40-м гг. хорасанские арабы закрепились в Согдиане и Ферганской долине. В 751 г. прошла В ходе нее наемные отряды войска Китая ушли с поля боя. Командующий Гао Сяньчжи был вынужден отступить. Вскоре началось восстание Ань Лушаня. В 756-761 гг. оно разрушило все, что создавала династия Тан в течение многих лет. Ань Лушань сформировал свое государство Янь. Оно существовало с 756 по 763 гг. и занимало столицы Лоян и Чанъань, распространившись на значительную территорию. В Янь сменилось четыре императора. Подавление восстания проходило достаточно тяжело, несмотря на поддержку уйгуров. Династия Тан была настолько ослаблена, что впоследствии так и не смогла достичь прежнего величия. Она потеряла контроль над территорией В этом регионе влияние династии прекратилось вплоть до объединения двух стран монголами.

Провинциальные губернаторы

Танское правительство опиралось на них и их войска в вопросах подавления вооруженных сопротивлений на местах. Власть, в свою очередь, признавала их право держать армию, осуществлять сбор налогов и передавать свои титулы по наследству. Однако влияние провинциальных губернаторов постепенно стало расти. Со временем они начали соперничать с центральной властью. Престиж правительства стал стремительно падать в провинциях. В результате появилось большое число речных пиратов и бандитов, объединявшихся в многочисленные группы. Они безнаказанно нападали на поселения, располагавшиеся по берегам Янцзы.

Наводнение

Оно произошло в 858 г. Наводнение у Великого канала унесло десятки тысяч жизней. В результате вера народа в богоизбранность стареющей династии пошатнулась. Стала распространяться идея о том, что центральная власть разгневала небеса и потеряла свое право на трон. В 873 году в стране был катастрофический неурожай. В ряде районов людям едва ли удалось собрать половину обычного объема. На грани смерти от голода оказались десятки тысяч. На начальном периоде правления династия Тан могла предотвращать губительные последствия неурожая за счет значительных накоплений зерна. К 9 веку власть оказалась неспособной спасти свой народ.

Дополнительный фактор

Упадок танской династии был также обусловлен засилием при дворе евнухов. Из них формировался консультативный орган. К 9 столетию евнухи обладали достаточной властью, чтобы оказывать влияние на политические решения, иметь доступ к казне. Предположительно, они даже могли убивать императоров. В 783-784 гг. произошло восстание Чжу Цы. После него под командованием евнухов оказались войска Шэнцэ. Против них активно начал выступать Вэнь-Цзун после убийства его старшего брата в 817 году. Однако его кампания успехом не увенчалась.

Переписи

Правители династии Тан всегда стремились точно знать количество своих подданных. Это необходимо было для ведения военного и налогового учета. В первые годы царствования был установлен легкий сбор тканью и зерном с каждой семьи. По переписи от 609 года в стране было 9 млн домовладений (50 млн чел.). В следующий раз пересчет прошел в 742 г. По свидетельствам современников, даже если некоторая часть людей не участвовала в переписи, страну населяло больше человек, чем Ханьскую империю. По данным же во второй раз было зарегистрировано 58 млн чел В 754 г. в империи было 1 859 городов, 1 538 округов, 321 префектура. Основная часть населения - 80-90 % - проживала в сельской местности. Отмечалась миграция людей из северных районов в южные. Об этом свидетельствуют данные статистики. В северной части в ранние годы правления династии проживало 75 %, а к последним годам только 50 %. Численность населения сильно не росла вплоть до начала эпохи Сун. С этого периода в Южном и Центральном Китае активно начинает расти производство риса. При обработке полей стали использовать развитые Благодаря быстрому развитию хозяйства население государства увеличится как минимум вдвое.

Последние годы царствования

Как выше было сказано, на последнем этапе правления династии сильно возросло влияние провинциальных губернаторов. Они начали вести себя практически как самостоятельные, независимые правители. В администрации императорского двора была сильно распространена коррупция. Сама центральная власть была слишком некомпетентной, чтобы искоренить ее. Кроме того, негативное влияние на положение династического рода оказывали неблагоприятные климатические условия. Повсеместно началась засуха, которая привела сначала к неурожаю, а затем и к голоду. Все это обусловило народные волнения, вылившиеся в конечном итоге в крупномасштабные восстания. Окончательно царствование династии Тан было прервано движением под руководством Хуан Чао, а затем и его последователей. Внутри господствующего класса стали формироваться различные группировки, вступавшие в постоянные конфликты друг с другом. Повстанцами были захвачены, а затем и разграблены обе столицы государства - Лоян и Чанъань. Чтобы подавить восстание центральной власти потребовалось больше 10 лет. Несмотря на то что волнения были прекращены, династия Тан уже не могла привести государство в прежнее процветающее состояние. Чжу Вэнь, являвшийся в прошлом руководителем крестьянских повстанцев, совершил переворот в стране. Он сверг в 907 г. последнего императора Ли Чжу. Чжу Вэнь, участвовавший в продолжительном последнем восстании, предал Хуан Чао. Сначала он перешел на сторону танской династии. Однако впоследствии, приблизившись ко двору, свергнул последнего царя. Он создал новую династию и принял храмовое имя Тайцзу. Его государственный переворот ознаменовал начало нового периода в истории страны. С 907 по 960 гг. существовала эпоха Десяти царств и Пяти династий.

Заключение

Династия Тан просуществовала достаточно долго. Ее царствование, однако, было успешным только в первой части до перерыва 690-705 гг. В целом управление страной было недостаточно грамотным. Императоры, за исключением первого, давали слишком много власти подданным. Это обусловило относительно скорую потерю контроля над народом и государством в целом.