Биографии Характеристики Анализ

Классный час на тему: " Познай самого себя". Классный час "познай тайны собственного я"

Пояснительная записка

Классный руководитель: Матросова Ирина Васильевна

Название внеклассного мероприятия: «Познай себя»

Форма проведения: классный час

Актуальность : Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации, познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

В начальной школе дети привыкают исполнять требования в основном одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля

Актуальностью данного мероприятия является то, что у части учащихся, в средней школе, можно ожидать, возникнут большие психологические трудности, вызванные спецификой перехода, изменением режима учебного процесса (кабинетная система, учителя-предметники), разнообразием учебных предметов и физиологическими изменениями.

Одним из элементов воспитательной программы является классный час «Познай себя».

В результате проведения классного часа будет получен воспитательный эффект - сознательное и активное присвоение нового социального опыта, включающего в себя: культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность.

Организация и проведение классного часа осуществлялась на основе коллективной творческой деятельности.

    Цели:

Обучающие

    научить основам самопознания, самоанализа и самоконтроля;

Развивающие

    развивать способность наблюдения за собственным поведением и поведением своих сверстников;

    формировать умение анализировать поступки и речь конкретной личности, делать выводы о мотивах и целях;

    способствовать развитию логической последовательности действий учащихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий;

    совершенствовать коммуникационную компетенцию учащихся, обогащать словарный запас школьников;

    совершенствовать навык точного выражения своих мыслей и связной монологической речи учащихся.

Воспитательные –

    способствовать формированию положительной самооценки;

    сформировать представление о самоценности личности и равенстве людей;

    способствовать созданию верных нравственных ориентиров школьников;

    воспитать желание этического и эстетического развития;

    способствовать развитию духа коллективизма и товарищества.

    Методические приемы: групповая работа, индивидуальные задания, тестирование.

    Оборудование : лист А4, ручка, карандаш, набор цветных карандашей или фломастеров, разноцветные листья

Предполагаемым результатом данного классного часа является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. А также знакомство детей с некоторыми приёмами самопознания, формирование представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развитие умение правильно оценивать себя и других; продолжение формирование коллектива.

Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Ход классного часа.

В начале классного часа учащиеся заходят в кабинет и выбирают на парте один из разноцветных листьев. Одноклассники, выбравшие одного вида листочки занимают парты с соответствующим цветом листка, так формируются группы для работы.

Классный руководитель: Добрый день. Сегодня мне бы хотелось пригласить вас к разговору, который волнует всех: «Каков путь к себе?» Ещё древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле – это человек . Мыслители говорили, что человек – это самое простое и самое сложное . Как научиться понимать самого себя? Если спросить об этом каждого из вас, то мы получим разные ответы, и все вы по-своему будете правы, потому, что каждый из вас индивидуален и неповторим. Итак, давайте вместе попробуем сделать несколько шагов на пути к себе. Сегодня мы будем учиться самопознанию. Будем проводить самонаблюдение, самоанализ и самооценку. Познакомимся с понятием Я.

А. Экзюпери говорил: «… Не всегда первое впечатление бывает верным. Чтобы понять человека, нужно поближе познакомиться с ним, получше узнать его, увидеть его в разных жизненных ситуациях ». Вы согласны с этим? (обсуждение)

Кл.р : Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя? (Ответы).

Дорога к самому себе – это дорога в целую жизнь.

А сейчас я предлагаю вам высказаться по предложенным вопросам:

1. Думаю, что я достаточно способен, чтобы…

2. Для меня очень важно …

3. Что лучше иметь сто рублей или сто друзей?

4. Надеюсь на…..

5. В будущем я хочу…

6. Хорошая жизнь – это…

7. Когда другие делают что-то лучше чем я….

8. Моя основная цель в жизни…

Классный руководитель : Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.}

Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

1. Свои физические возможности, состояние здоровья.

2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).

3. Свой характер, темперамент, волю.

4. Свои вкусы, привычки.

5. Свои сильные и слабые стороны.

Классный руководитель : Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

1. Узнать призвание, выбрать профессию.

2. Избежать ошибок и разочарований.

3. Правильно вести себя с окружающими.

4. Не браться за невыполнимые дела.

5. Правильно определить цель в жизни.

Классный руководитель : Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Включается тихая музыка. Дети, разделившиеся на группы, обсуждают ответ.

(Возможные ответы:

    Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

    Отличается от других людей.

    Это необычный, странный человек, чудак.

    Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.)

Классный руководитель : Каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет.

Тест «Мой портрет»

На листке бумаги справа в столбик напишите десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишите все ценные черты своего характера, слева – черты, от которых вы хотели бы избавиться.

Время выполнения 5 минут, вы можете продолжать список на протяжении всего классного часа.

Включается тихая музыка. Дети работают 3-5 минут. Затем представитель от группы рассказывает о своих результатах.

У вас получились уникальные портреты.

Мини – лекция «Что такое самооценка?

Классный руководитель : Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Самооценка – это мнение человека о самом себе, сформировавшаяся в результате сравнения себя с другими людьми.

Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.

Тест «Каков уровень вашей самооценки».

Давайте посмотрим на уровень вашей самооценки. Сравним результаты с «Моим портретом».

Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Редко – 1 балл

Никогда – 0 баллов

    Я часто волнуюсь понапрасну.

    Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

    Я боюсь выглядеть глупцом.

    Я беспокоюсь за свое будущее.

    Внешний вид других куда лучше, чем мой.

    Как жаль, что многие не понимают меня.

    Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.

    Люди ждут от меня очень многого.

    Чувствую себя скованным.

    Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

    Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

    Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.

    Я не чувствую себя в безопасности.

    Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Обработка результатов.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.

Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.

Если сумма превышает 30 баллов , то вы себя недооцениваете.

Набранное количество баллов от10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьёзные дела. Дерзайте!

Ничего страшного, если результаты теста показали низкий уровень самооценки. Ее можно повысить, если следовать правилам, которые напечатаны на листках (распечатки у каждого ученика).

Ребята по очереди читают «15 шагов на пути к повышению своей самооценке»

11) Позволяйте себе общаться с собой наедине.

12) Будьте открытыми для общения с людьми.

13) Старайтесь хвалить себя за успешные дела раньше, чем вас будут хвалить другие люди.

14) Помните! Вы не сами по себе!

15) Вы воплощение надежд других людей и поэтому должны бороться с любыми препятствиями на своем пути.

Работа в группах по теме "Определение уровня самооценки"

Классный руководитель : А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Нужно собрать по 4 признакам людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

(В течение 1-2 минут дети работают.)

Время истекло, слушаем мнения групп.

Записи на листках

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Классный руководитель : Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить "нет" и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

Подведение итогов.

Подведём итоги нашего классного часа:

    Была ли интересна тема познания себя?

    Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

    Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

    Что нового вы узнали о себе?

    Думаете ли вы продолжить наблюдение за собой?

    Понравился ли вам классный час?

Какая мордашка соответствует результатам классного часа? (на экране две мордашки: одна улыбается, одна - печальная)

Вывод: узнали о том, что пока у некоторых не такая самооценка, как вам хочется. Нужно оценивать себя правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе. Необходимо изучать себя, чтобы верно оценивать свои силы.Вы можете меняться так, как вы хотите, вы автор самого себя!

В результате работы ожидается , что сплотится классный коллектив ребят, дети будут более терпимы к недостаткам товарищей, будут стараться помогать друг к другу, овладеют простыми методами самовоспитания, самоконтроля; появится готовность к самоопределению в социуме

Приложения:

15 шагов на пути к повышению своей самооценке:

1) Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и сформулируйте свои цели.

2) Проанализируйте свои жизненные планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня.

3) Всегда помните о былых успехах, пусть даже самых маленьких.

4) Чувство вины и стыда не помогает добиться успеха.

5) Критикуйте себя, но при этом ищите в этой критике положительные аспекты.

6) Смотрите на себя и других реальными глазами.

7) Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность.

8) Никогда не говорите о себе плохо, это разрушает человека.

9) Помните, иногда поражение – это удача.

10) Если рядом с другими людьми вы чувствуете собственную неполноценность, не тратьте время на этих людей. Скромность

Трусливость

Высокомерие

Нахальство

Обидчивость

Чувство собственного достоинства

Пассивность

Уравновешенность

Самоуверенность Внушаемость

Тема: Что такое «Я». Знаю ли я себя?

Цель: помочь учащимся познать свой внутренний мир.

Подготовительный этап. Вступительное слово учителя.

Кто я? Какой я? Почему я такой?

На первый взгляд, ребята, очень простые вопросы, но для большинства из вас, согласитесь, найти ответы на них трудно. Между тем ответы на эти вопросы определяют ваше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.

Цель нашего занятия - формирование представления о себе, своем внутреннем мире. Эти знания помогут вам обрести уверенность, реализовать свои способности и достичь своих целей в жизни.

Стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое.

Посмотрите на доску. Вот несколько высказываний древних мыслителей:

Чаще заглядывай в самого себя.

Цицерон

Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя.

Р. Декарт

Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить.

Гераклит

Познай себя, и ты познаешь мир!

Софокл

Назовите из этих высказываний слова, которые вероятнее всего отражают суть темы нашего занятия.

Познай; познать самого себя, заглядывай в самого себя и т. д.

Игра «Телефон»

Игровой сюжет.

Представьте себе, что вы находитесь дома. Вдруг раздался телефонный звонок, вы берете трубку, а на другом конце провоза раздается голос:

Здравствуй, с тобой разговаривает редактор детской телепередачи «Почемучка». Я приглашаю тебя к сотрудничеству. Мне хотелось узнать немного о тебе.

Вам необходимо рассказать редактору о себе. Чтобы вам легче было это сделать, я предлагаю пользоваться своеобразным «путеводителем».

Путеводитель:

2. Ф. И. О. родителей.

3. Мои друзья.

4. Мои увлечения.

5. Меня радует.

6. Меня огорчает.

7. Больше всего мне нравится в людях.

8. Больше всего мне нравится в себе.

9. Я мечтаю.

Учащиеся по очереди рассказывают о себе.

Интересно ли вам было общаться? Что дал вам рассказ каждого о себе?

Вывод. Каждый имеет определенные знания о себе, и вы это сейчас продемонстрировали. Я согласна, что вы узнали друг о друге больше, чем знали раньше. Каждому человеку необходимо познавать себя, а это значит оценивать свои возможности и способности, отдавать себе отчет за действия, отвечать за свои поступки.

Представление о себе имеет только человек. Система представлений о себе называется образом «Я».

«Я» сравнивают еще с источником света, лампой прожектора, луч от которого может освещать пространство нашего внутреннего мира.

Образ «Я» многогранен. Психологи говорят, что в каждом из нас множество «Я».

Послушаем стихотворение В. Лунина «Семь я».

Ролевое чтение стихотворения.

Живет во мне семь я -

Целая семья.

Когда один говорит: «Да»,

Второй говорит: «Нет».

Третий дает совет,

Четвертый - спит,

Пятый мух считает,

Шестой седьмого ожидает,

Кого мне слушать?

И во мне живет семь я -

Целая семья.

Когда один говорит:

«Пойдем пешком»,

Второй говорит:

«Поскачем верхом».

Третий говорит:

«На машине поедем»,

Четвертый:

«На велосипеде»,

«На санях»,

«Не сегодня, а на днях»,

А седьмой - рассказывает сказку.

Кого мне слушать?

Живет и во мне семь я -

Целая семья.

Когда один плачет,

Второй - хохочет,

Третий - знать ни о чем не хочет,

Четвертый задает за вопросом вопрос,

Пятый во все сует нос,

Шестой снова ждет седьмого,

А седьмой - рассказывает сказку.

Кого мне слушать?

Можете ли вы ответить на вопрос «Кого мне слушать?»

Общайся со всеми, тогда узнаешь все о себе.

Вывод. Человек по-разному представляет себя в различных обстоятельствах и ситуациях. Внутри нас живут разные «Я».

Монолог Алисы из Страны чудес

«Я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая, словом, какая-то не такая...

Я давала себе превосходные советы (хотя слушалась их далеко не всегда). Иногда я закатывала себе выговоры, что еле могла удержаться от слез. А как-то раз, я помню, даже пробовала выдрать себя за уши за то, что сжульничала, играя сама с собой в крокет. Я люблю понарошку быть разными людьми сразу».

А вы, ребята? Случалось ли с вами такое, что дома, в кругу семьи, вы можете быть одними, а в школе другими, в компании друзей - совсем иными?

Учащиеся пытаются ответить на поставленный вопрос.

Игра «Волшебная почта»

Цель: сравнить представление о себе с мнением одноклассников.

Учитель вытаскивает из огромного конверта письма, адресованные учащимся. По их содержанию учащиеся догадываются, кому написано то или иное письмо.

Вывод. В основном мнение окружающих (одноклассников и классного руководителя) совпало с оценкой самих авторов писем.

Рисованное письмо инопланетянину

Цель: передать информацию о себе в рисунках.

Мини-выводы.

1. Самопознание - необходимость. Мы должны разбираться в себе. Это прежде всего необходимо нам самим.

2. Если мы станем внимательны к себе, это отразится на людях вокруг.

3. Взаимопонимание, общение, сотрудничество с друзьями, другими людьми в обществе для вас не в тягость, а в радость.

побуждать учащихся к самосовершенствованию;

способствовать формированию навыков рефлексивной деятельности;

Стимулировать учащихся к познанию собственного Я.

Подготовка: написать изречения на доске.

Ход мероприятия

1 орг момент

Круг радости «Волшебное зеркало»

Фея Любви прислала нам волшебное зеркальце

Посмотрите в него!......

Кого вы в нем увидели?

Каждый из нас - единственный каждый из нас неповторим

Повторяйте за мной

Солнце небо и земля!

Хорошо, что с вами я!

Всему миру прокричу

Очень я себя люблю

Я- самый хороший

Я- самый красивый

Я- самый умный

Я -самый –самый- самый

Я- очень себя люблю!!Каждому из вас родители дали имена. Каждое имя по-своему красиво и еще красивее, когда вас эти именем называют ласково давайте поиграем в игру

Игра «Ласковое имя» с одной стороны помогает войти в контакт с детьми и создать атмосферу доброжелательности, а с другой продолжить знакомство друг с другом. Дети стоят в кругу. Учитель предлагает вспомнить, как их лаково называют дома. После того как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того кому бросается мяч.

Классный руководитель . В Древней Греции есть храм. Построен он был в честь бога Апполона (бог света и искусств). До наших дней от этого храма дошли только обломки. На стенах храма написано 7 изречений:

Познай себя самого.

Ничего сверх меры.

Мера – важнее всего.

Всему своё время.

Главное в жизни – конец.

В многолюдстве нет добра.

Составили эти изречения 7 мудрецов. Они были известными политиками и законодателями того времени. Одно из этих дельфийских изречений любил повторять великий философ Сократ: «Познай себя самого».

Как вы думаете, что значит выражение «Познать (понять) самого себя»?

(Ответы детей)

Классный руководитель. Познать себя – значит понять, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь, на что ты способен. Как же это сделать?

Для того чтоб узнать себя мы протестируемся

7. А теперь - внимание! Перед вами пять фигур - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой можете сказать: «Это - я!» - ту, что понравилась больше всего. Затем выберите ту, что не нравится

7.А теперь посмотрим, что вы за фрукт, а вернее, что за фигура.

Квадрат. Привет, отличники и хорошисты! Вы человек организованный и трудолюбивый, дома на вашем письменном столе всегда порядок. Карандаши в пенале остро отточены, ручки всех цветов радуги. Но иногда и вы даёте промашку. Слишком увлекшись мелочами, совершаете большие ошибки. Вы упрямо идёте к своей цели. Рубль у вас попросить взаймы тяжело. Не дадите. Учиться вы любите. Из таких людей, как вы, получаются хорошие бизнесмены и учителя.

Треугольник. Вы заводила. Во снах такие девчонки, как вы, видят себя великой актрисой, а мальчики Наполеоном. Вам нравится быть в центре внимания. Вы любите соревноваться и побеждать, но принцип «главное не финиш, а участие» - не для вас. Вам важна победа!

Круг. Вы легко сходитесь с людьми. Приблизительно так же, как Колобок. Отправившись путешествовать из домика бабушки и дедушки, он слёту определил, что ни заяц, ни волк ему не помеха. Ну, а с лисой ошибочка вышла. А кто в наше время не ошибается? Вы с удовольствием встречаетесь с новыми людьми. Любимое занятие на уроке – изучать реакцию учителя на тот или иной раздражитель. На сопение Сидорова, на хлопающую форточку, на перешёптывающихся Петрову и Иванову, на скрипучие ботинки Борисова. Вы умеете сделать так, чтобы людям вокруг вас было хорошо. Ваша стихия – литература и история.

Прямоугольник. Вы всё подвергаете сомнению. Где сомнение – там желание во всём разобраться, а значит, вы любознательны и смелы. Пока не узнаете, что там шуршит в тёмном углу, не успокоитесь. Вы легко решаете сложные задачи – вам интересен сам процесс решения.

Зигзаг. Такую сложную форму выбирают обычно существа творческие. Зигзаг необычен, выделяется из общего ряда, агрессивен (поэтому его же могут выбрать отъявленные хулиганы). Вы редко, когда на уроках отвечаете заученными фразами. Ответ сам рождается в вашей голове, поэтому вы любите литературу, где можно порассуждать и поспорить. Вы интересный собеседник.

А как вы думаете, что такое характер???

Характер - это слово древнегреческого происхождения. Означает «печать», «чеканка». Это индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. Он представляет собой отпечаток воспитания и деятельности. Характер накладывает отпечаток на мысли и чувства человека. Очень важным качеством характера является воля.

А бывает ли характеры схожи??? А люди бывают ли одинаковые характером??

А давайте поиграем игру зеркало

Учитель предлагает игру «Зеркало».

Дети делятся на пары и встают против друг друга. Один из них - зеркало которое отображает жесты движения мимику своего напарника который смотрится в «зеркало». Задача зеркала заключается в том чтобы в точности повторить движения. Затем дети меняются ролями

Что такое воля?
Как можно воспитать волю?

Задание

Задание предполагает составление рассказа о себе как человеке, отличающемся от других своими умениями и способностями. Ученик рассказывает о себе.

III. Рефлексия.

Предлагается обвести свою ладошку и на каждом пальце написать следующее: Готовые раздать

Большой палец – над эти я еще хотел (а) бы поработать

Указательный палец – здесь мне были даны конкретные указания

Средний палец – мне совсем не понравилось

Безымянный палец – психологическая атмосфера

Мизинец – мне здесь не хватило

Психологический классный час для 3 класса

Классный час на тему «Познай сам себя», 3класс

Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тема приобретает особую актуальность в младшем подростковом возрасте. Пятиклассники, выйдя за порог младшей школы, сталкиваются со многими проблемами социализации.

В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самоанализа, самооценки. Руководитель должен создать спокойную, доброжелательную, доверительную обстановку во время занятия. Нельзя заставлять детей открывать результаты своих тестов, нельзя ставить оценки за выполнение тестовых заданий. Детям следует объяснить, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе. А в дальнейшем - и для работы над собой.

Цели : познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Подготовительная работа с детьми

Перед классным часом нужно объединить детей в группы по 4 человека (сидящие на 2 соседних партах поворачиваются лицом друг к другу).

Оборудование

На парту каждому ученику необходимо положить:

Альбомные листы для автопортретов;

Тетрадные листочки для тестов.

Музыкальное оформление

Можно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента по 3-5 минут для сопровождения самостоятельной работы детей (создание автопортрета, тестирование).

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

3. Определение знаний детей о себе:

а) дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

б) создание автопортретов;

в) игра в группах «Кто я? Какой я?»

4. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

5. Тест «Самооценка».

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Ребята, тема нашего сегодняшнего классного часа - «Познай сам себя». Эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Классный руководитель. Начнем нашу беседу с ответов на вопросы.

Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

Что лучше: переоценить или недооценить себя?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?

Как вы думаете, знаете вы себя?

Дети высказывают свои предположения.

Классный руководитель. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске):

1. Самонаблюдение.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.

III. Определение знаний детей о себе

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Классный руководитель. Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.

Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.

Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?

Примерные ответы детей:

Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

Это человек, который отличается от других людей.

Это необычный, странный человек, чудак.

Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Создание автопортретов

Классный руководитель. Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.

Включается музыка, и в течение 3-5 минут дети рисуют себя.

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я? Какой я?»

Классный руководитель. Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.

А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.

Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).

А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?

Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.

Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

Дети отвечают.

IV. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

Классный руководитель. Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

V. Тест «Самооценка»

Классный руководитель. Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.

Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.

У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.

Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.

Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.

Быстро напишите букву «я» в любом кружке.

Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.

А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

Что нового узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?

Понравился ли вам наш классный час?

Примерные ответы детей:

Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере.

Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется.

Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе.

Обязательно буду изучать себя, чтобы верно оценить свои силы.

Понравилось, как мы рисовали автопортреты и рассказывали о себе.

Дополнительный материал

Вербальная диагностика самооценки личности

Инструкция

А. Вы должны заготовить табличку из 5 столбиков.

вопроса

«Очень часто» (4 балла)

«Часто» (3 балла)

«Редко» (2 балла)

«Никогда» (0 баллов)

Сумма баллов

Итого

В первом столбике записать числа от 1 до 32 - это номера вопросов. В остальных столбиках нужно записать варианты ответов: «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости оттого, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте.

Б. Учитель читает вопросы, ученики ставят в соответствующей графе знак+.

Опросник

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупым.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь понапрасну,

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я необщителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

Ключ к тестовому заданию

Когда табличка будет заполнена ответами, ученики должны произвести подсчет баллов. Подсчет баллов производится по схеме:

- «очень часто» - 4 балла;

- «часто» - 3;

- «редко» - 2;

- «никогда» - 0.

0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов - показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.

46-128 баллов - уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

Важное замечание! Не стоит расстраиваться из-за результатов. Во-первых, они могут меняться. Во-вторых, всегда лучше узнать свои уязвимые места и начать работать над собой. А у человеческой психики есть одна особенность: человек всегда становится таким, каким он хочет себя видеть.

Психогеометрическая самооценка личности (С. Делингер в адаптации А.А. Алексеева, Л.А. Громовой)

Инструкция

А. Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего, это я». Только не занимайтесь никаким психологическим анализом. Ненужные умопостроения ни к чему не приведут.


Доверьтесь интуиции. Если вы испытываете затруднение, выберите ту фигуру, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под № 1.

Б. Теперь расположите оставшиеся 4 фигуры в порядке предпочтения. Перед вами будет упорядоченный ряд геометрических фигур. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях.

Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Если же ни одна из фигур не подходит, то вас можно описать комбинацией 2 или даже 3 фигур.

Результаты теста

Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности

Фигура

Положительные

Отрицательные

Квадрат

Любовь к порядку

Педантизм

Внимательность к деталям

Возможность упустить главное

Аналитичность

Холодная рассудительность

Рациональность

Излишняя осторожность

Упорство, настойчивость

Упрямство

Бережливость

Скупость

Треугольник

Лидерские качества, способность взять ответственность на себя

Эгоцентризм, эгоизм

Решительность

Сконцентрированность на проблеме

Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута

Нацеленность на победу, склонность к соревнованию

Коварство

Уверенность в себе

Самонадеянность

Честолюбие

Карьеризм

Неудержимость

Энергичность

Прямоугольник

Возбудимость

Напряженность, замешательство

Любознательность

Легковерность

Настрой на свое

Наивность

Чувствительность

Эмоциональная неустойчивость

Неамбициозность

Низкая самооценка

Смелость

Безрассудство

Круг

Доброжелательность

Мягкотелость, нетребовательность

Добродушие

Беспечность

Фигура

Положительные

Отрицательные

Заботливость, преданность

Навязчивость

Щедрость

Расточительность

Доверчивость

Легковерность

Великодушие

Склонность к самобичеванию

Бесконфликтность

Конформность, уступчивость

Зигзаг

Креативность

Неорганизованность и разбросанность

Мечтательность

Прожектерство

Экспрессивность

Несдержанность

Остроумие

Эксцентричность

Интуитивность

Нелогичность

Раскованность

Непрактичность