Биографии Характеристики Анализ

Кому посвящен цикл снежная маска. Снежная маска блок

Слайд 2

Цикл «Снежная маска» был создан А.Блоком в 1907 году.

Цикл посвящен актрисе драматического театра им. Комиссаржевской – Нине Волоховой, в которую поэт был влюблен.

Слайд 3

Символизм – первое и наиболее яркое литературное течение в русской поэзии начала ХХ века

Поэтов - символистов интересовала прежде всего личность человека, мир его чувств и ощущений. Символ – предметный или словесный знак, выражающий сущность какого-либо явления.

Слайд 4

Цель работы: исследовать тексты двух стихотворений из цикла «Снежная маска», выяснить значение и роль образа-символа снежной маски.

«Смятение» Мы ли – пляшущие тени? Или мы бросаем тень? Снов, обманов и видений Догоревший полон день. Не пойму я, что нас манит, Не поймешь ты, что со мной, Чей под маской взор туманит Сумрак вьюги снеговой?

Слайд 5

Смысл названия стихотворения открывается читателю не сразу…

Лирический герой в смятении, оттого что не может понять: или он и его возлюбленная превратились в тени, или они только бросают тень, танцуя в каком-то призрачном пространстве, которое названо «днем снов, обманов и видений»…

Слайд 6

Тема маски пришла в лирику Блока из стихотворений другого символиста – Брюсова.

Артистическоемаскарадное начало было модным в поведении театральной и литературной молодежи начала ХХ века. Столичная молодежь часто устраивала костюмированные вечеринки, обязательным атрибутом которых была маска. Маска скрывает правду, порождает страх и смятение…

Слайд 7

«Маска, скажи – кто ты?...»

Маска – символ магической силы. Древние люди считали, что маска превращает человека в того персонажа, которого она изображает.

Слайд 8

Маска, дай мне чутко слушатьСердце темное твое, Возврати мне, маска, душу, Горе светлое мое!

М а с к а в стихотворении «Смятение»выполняет роль защиты: каждый из героев защищает свою душу от ошибки, от боли. В маске всегда есть антитезатемное / светлое

Слайд 9

Нет исхода из вьюг, и погибнуть мне весело…

Следующее стихотворение называется «Исхода нет». Оно написано в тот же день, что и «Смятение», 13 января 1907 г.

Слайд 10

Завела в очарованный круг,Серебром своих вьюг занавесила…

В стихотворении «Исхода нет» возникает образ круга, малого замкнутого пространства…

Слайд 11

Образ круга двойственен: это и мир утраченного идеала, и, с другой стороны, гибельное замкнутое пространство.

Двойственность мира-круга подчеркнута оксюмороном «погибнуть мне весело». Главное событие лирического стихотворения – выход героя из мира-круга.

Слайд 12

Маска во внешнем мире, в мире вьюг, превра-щается в Незнакомку, и символ приобретает иной смысл – теперь это символ судьбы, рока.

И на снежных постелях Спят цари и герои… И приветно глядят на меня: «Восстань из мертвых!» Обновление, оживление души может произойти только за пределами круга.

Слайд 13

Воскреснет ли герой среди снежных вьюг, в мире, где царствует Маска-судьба?

Душа, Дух и Тело – тройственный союз. Смерть Тела, Духа, но не Души… Вода – первооснова жизни. Снег – замерзшая вода, застывшая жизнь… Надо пройти через очарование и смятение, через метели и снег, через смерть, чтобы обрести НОВУЮ ЖИЗНЬ.

Слайд 14

Рожденные в года глухие, пути не помнят своего.Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего.

Противоборствующие силы добра и зла воспринимались им как нечто коварное, разру-шающее гармонию бытия. Но герой «Снежной маски» не бездействует: он пытается найти выход, разгадать истинный путь. Проанализировав два стихотворения цикла «Снежная маска, можно сказать, что А.Блок всем своим смятенным сердцем откликался на события времени, на жизненные противоречия.

Посмотреть все слайды

Александр Блок впитал и переплавил опыт всей предшествующей литературы. Он – поэт пути. Сам Блок делил свое творчество на 3 этапа: 1898-1904гг, 1904-1908гг, 1908-1921гг. Ко второму периоду следует отнести стихотворения «Последний день», «Обман», «Молитвы», «Вечность бросила в город...», «Город в красные пределы...», «Поднимались из тьмы погребов...», «Ты в поля отошла безвозвратно...», «Невидимка», «Девушка пела в церковном хоре...», «Незнакомка», «Там дамы щеголяют модами…», «Там в ночной завывающей стуже…», «Шлейф, забрызганный звездами…», «Твое лицо бледней, чем было…», цикл «Снежная маска» и др.

В книгу вторую, которая отражает период антитезы в творчестве Блока по отношению к мироощущению времен «Стихов о Прекрасной даме», он поместил одно из самых противоречивых своих произведений - цикл «Снежная маска». В нем лирический герой, пережив утрату идеальной любви, с высоких небес духовного спускается в хаос материального, пытаясь переосмыслить окружающий мир.

На первый взгляд, «Снежная маска» - поэтический памятник одной из Блоковских влюбленностей, одного из воплощений Вечного Женственного – образа-константы в его творчестве. Но это лишь внешняя, житейская сторона цикла. Сложность и неоднозначность этого цикла определяет его «серединное» положение в литературном наследии Блока, на которое он сам и дал указание. Обращает на себя внимание то, на сколько разных оценок удостоилась «Снежная маска».

В 1907 году он начал «нисхождение по лестнице подмен» (что не совсем кореллируется с его мастерством как поэта, потому что Блок вовсе не исписался после «Стихов о Прекрасной Даме»), а цикл «Снежная маска» является «документом нравственного падения поэта». В 1907 году он закрутил роман с реальной женщиной, но на более высоком уровне – это был роман с теми вихревыми силами, которые в конце концов лишат его воздуха и заставят «всем сердцем слушать музыку революции».

Н.Н. Волохова, к счастью для нее, была сильнее и Блока она не любила. Как, впрочем, и он ее. В отместку героиня «Снежной маски» наделена атрибутами темных сил и зла, ни тепла, ни нежности, ни трепета, только мгла, чернота, маки злых очей, огонь и лед. «Вихрей северная дочь» - разве это Н.Н. Волохова? Разве это она говорит: «Рукавом моих метелей задушу»? На первый взгляд, образ, созданный Блоком, это маска реальной женщины, с которой он был близок. Присмотревшись пристальней, становится ясно, что реальная женщина Наталья Николаевна Волохова использована поэтом в качестве маски для другой героини, чье лицо скрыто. Но по некоторым приметам мы все же можем ее опознать.

Проанализировав символику «Снежной маски», очевидно, что сврехреальная ее героиня является существом неприкрыто инферальным. Белая стихия зимы, захватывающая лирического героя, явно перекликается с апокалиптической Белизной Невесты из 1-го тома. Как известно, изначально белый цвет являлся цветом траура и скорби.

Девушка-невеста считалась умершей для своего рода, поэтому славяне одевали невест в наряд белого цвета. Кроме того, ее лицо было закрыто (как у мертвой) плотным платком (сейчас – фата). Таким образом, девушка умирает в своей семье, а жених переводит «мертвую» в свою семью, где она вновь возрождается. В свою очередь, в погребальном обряде для неженатых/незамужних присутствовали фрагменты свадебной реальности. Такая взаимосвязь объясняется тем, что и свадьба, и похороны являлись ключевыми вехами человеческого существования, символизировавшими переход из одного состояния в другое.

Кроме того, мотивы смерти очевидны в последнем стихотворении цикла «Обреченный»: буквально - в строчках «И холодными призорами / Белой смерти предала» и метафорично - вначале стиха: «Вот меня из жизни вывели/ снежным серебром стези». Если вспомнить, что в «Снежной маске» неоднократно упоминаются сани, то можно утверждать, что эти стези – след от саней. Почему же они вывели из жизни героя? Опять же ответ дает фольклор: древнее славяне сжигали умерших в ладье или на санях, а также зимой везли на санях труп, готовый к погребению. Отсюда возникла идиома, использованная, например, в «Поучении» Владимира Мономаха, - сидя на санях, то есть перед смертью. Так же и в последний день Масленицы чучело, олицетворявшее зиму, хоронили или сжигали на санях в сопровождении толпы ряженых. В контексте мифопоэтического анализа употребление Блоком в одной связке лексем «снег», «лед» и «огонь» отражает мотив сожжения зимой. Вообще снеговые заносы в «Снежной маске» также наводят на мысль о их связи с потусторонним миром, если вспомнить, что вовремя масленичных празднеств обязательным пунктом программы был штурм и разбивание снежного городка, так как, по народным поверьям, в снеговых столбах и сугробах веселится нечистая сила (ср. в стихотворении Блока «Русь»: «И ведьмы тешатся с чертями / В дорожных снеговых столбах»).

Наконец, в последней строфе стихотворения «Второе крещение» раскрылась подлинная сущность героини цикла: «Весны не будет, и не надо: / Крещеньем третьим будет – Смерть». С одной стороны, цикл «Снежная маска» по сути повторяет сюжетную линию «Стихов о Прекрасной Даме», где главный женский образ наделен мистическими чертами, только героиня «Снежной маски» представлена уже как откровенно демонический образ. Оппозиция первого и второго крещения имеет не только богоборческий и автобиографически-интимный смысл (противопоставление «первой» и «новой» любви), но и устанавливает символические отношение «Снежной маски" к лирике Блока 1-го тома.С другой стороны, ситуация второго, «снежного крещения» (то есть, по сути, антикрещения), в которую с головой бросается лирический герой цикла, его служение темным силам, стоящими за воображаемой им Вечной Женственностью, оказывается лишь предвестием процесса куда более близкого к жизни и потому более зловещего - очарования Александра Блока народной стихией, за которой многим виделась откровенно демоническая маска.

Наверное, лучше всех исследователей творчества Блока суть «Снежной маски» уловил художник-иллюстратор Лев Бакст, который оформлял издание этого цикла 1907 года. На его рисунке – усыпанное ледяными звездами ночное небо, деревья в снегу и зловещая фигура женщины в развевающемся черном платье. Она почти сливается с мраком, она и есть мрак, на ее лице – маска, за собой женщина увлекает в ночь мужчину во фраке – Александра Блока.

В 1907 и 1908 гг. выходят подряд два новых сборника

Блока - «Снежная маска» и «Земля в снегу». Первый из

них представляет собой самостоятельный и законченный

цикл стихотворений, навеянных «бурной, восторженной,

томительной и безответной», как пишет Д. Е. Максимов,12

любовью поэта к актрисе театра В. Ф. Комиссаржевской Наталье Николаевне Волоховой. Блок всегда придавал

циклу «Снежная маска» большое значение. Он включил

его в состав следующего сборника «Земля в снегу» как

последний, заключительный раздел, а в 1920 г. в «Записке

о „Двенадцати"» сказал о том, что именно в январе

1907 г., в период увлечения Волоховой, он впервые слепо

«отдался стихии». Любовная игра захватила поэта (хотя

не поколебала его чувств к Любови Дмитриевне). Однако

она вывела Блока на новый путь, по-новому осветила для

него окружающий мир, который открылся ему именно со

стороны своей стихийности, неуспокоенности, текучести.

Не случайно любовь к Волоховой - «зимняя» любовь, она

вся «пронизана снегом и метелями», и само заглавие цикла

«Снежная маска» содержит явный символический

подтекст. Поэтому Блок и включил цикл в состав сборника

«Земля в снегу»: здесь перелом, наметившийся

в «Нечаянной Радости», закрепляется и утверждается

как нечто совершившееся. Но показательно, что в каких-

то важных своих жизненно-эстетических принципах

Блок остается верен себе. Как ранее в Любови Дмитриевне,

Блок хочет видеть в Н. II. Волоховой некое «явление

», обобщенный символический образ, воплощение

скрытой стихийности- блистательную «комету», нарушающую

йривычное круговращение «светил». По свидетельству

близко знавшей и Блока и Волохову Н. П. Веригиной,

Волохова протестовала (как прежде протестовала

Любовь Дмитриевна), но «Блок был неумолим. Он требовал,

чтобы Волохова приняла и уважала свою миссию,

как он - свою миссию поэта. Но Наталия Николаевна не

захотела отказаться от „горестной земли" - и случилось

так, что он в конце концов отошел».13 Тот своеобразный

«разлад» поэзии и действительности, который наметился

в ранний период, продолжает сохранять для Блока свою

силу, хотя самые понятия «поэзии» и «действительности»

наполняются иным содержанием. Искусство есть преображение

действительности - этому тезису Блок остается

верен, но процесс преображения лишается уже отвлеченности

и былой таинственности.

Блок расстается с прошлым,

он пишет об этом с нескрываемым сожалением, но понимает,

что тут проявляет себя жесткая и жестокая необходимость:

И над мигом свивая покровы,

Вся окутана звездами вьюг,

Уплываешь ты в сумрак снеговый,

Мой от века загаданный друг.

(«Там, в ночной

завывающей с т у ж е...»)

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.


Символизм – первое и наиболее яркое литературное течение в русской поэзии начала ХХ века Поэтов - символистов интересовала прежде всего личность человека, мир его чувств и ощущений. Символ – предметный или словесный знак, выражающий сущность какого-либо явления.


Цель работы: исследовать тексты двух стихотворений из цикла «Снежная маска», выяснить значение и роль образа-символа снежной маски. «Смятение» Мы ли – пляшущие тени? Или мы бросаем тень? Снов, обманов и видений Догоревший полон день. Не пойму я, что нас манит, Не поймешь ты, что со мной, Чей под маской взор туманит Сумрак вьюги снеговой?


Смысл названия стихотворения открывается читателю не сразу… Лирический герой в смятении, оттого что не может понять: или он и его возлюбленная превратились в тени, или они только бросают тень, танцуя в каком-то призрачном пространстве, которое названо «днем снов, обманов и видений»…


Тема маски пришла в лирику Блока из стихотворений другого символиста – Брюсова. Артистическое маскарадное начало было модным в поведении театральной и литературной молодежи начала ХХ века. Столичная молодежь часто устраивала костюмированные вечеринки, обязательным атрибутом которых была маска. Маска скрывает правду, порождает страх и смятение…


Маска, дай мне чутко слушать Сердце темное твое, Возврати мне, маска, душу, Горе светлое мое! М а с к а в стихотворении «Смятение»выполняет роль защиты: каждый из героев защищает свою душу от ошибки, от боли. В маске всегда есть антитеза темное / светлое


Образ круга двойственен: это и мир утраченного идеала, и, с другой стороны, гибельное замкнутое пространство. Двойственность мира-круга подчеркнута оксюмороном «погибнуть мне весело». Главное событие лирического стихотворения – выход героя из мира-круга.


Воскреснет ли герой среди снежных вьюг, в мире, где царствует Маска-судьба? Душа, Дух и Тело – тройственный союз. Смерть Тела, Духа, но не Души… Вода – первооснова жизни. Снег – замерзшая вода, застывшая жизнь… Надо пройти через очарование и смятение, через метели и снег, через смерть, чтобы обрести НОВУЮ ЖИЗНЬ.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Литература"

Готовые презентации по литературе обладают красочными слайдами с изображениями поэтов и их героев, а также иллюстрациями к романам, стихотворениям и другим литературным произведениям.Перед учителем литературы стоит задача проникнуть в душу ребенка, научить его нравственности, и развить в нем творческую личность, поэтому, презентации по литературе должны быть интересными и запоминающимися. В этом разделе нашего сайта Вы можете скачать готовые презентации на уроки литературы для 5,6,7,8,9,10,11 класса абсолютно и без регистрации.

В исключительно сложный символический рисунок "Снежной маски" А. Блока вплетены мотивы цветка, так же, как и все прочие образы цикла, обремененные ассоциациями с самыми разными культурными пластами. Так, с темой голубого цветка, имеющей цитатный характер (Новалис), в произведение входит традиция немецкого романтизма и сразу же обозначается идеальный план - мир мечты, небесной возвышенности. Выстраивается романтическая модель Двоемирия, и голубой цвет обозначает потустороннее, запредельное небо, недостижимое, но влекущее человека, устремленного к идеалу, жаждущего любви и гармонии. В то же время, поскольку голубой цветок принадлежит вечности, пролегающей за порогом бытия, он оказывается и "спутником смерти".
Символом жизни, страсти в цикле выступает мак - красный цветок, наделенный в культурной традиции сложной и неоднозначной семантикой.
Прежде всего многозначен сам красный цвет (и все его оттенки). Красный - цвет крови, которая, по представлениям древних, была воплощением, вместилищем души и потому олицетворяла жизнь; это цвет огня - первостихии амбивалентной, как и все изначальные мифологемы. Огонь - это и тепло, и пожар, и жизнь, и смерть, и очищающее, и губительное начало. Потому красный цвет олицетворял и солнечный благотворный жар, и небесные грозы; он связывался с одухотворенным образом пророка, с ночным пурпуровым заревом пожара. Таким образом, сам небесный огонь неоднозначен (с одной стороны, - свет, тепло, с другой - карающие громы и молнии). Кроме того, огонь принадлежал не только небу, но и адской бездне. Потому с красным цветом связаны мотивы беспокойства, тревоги - то душевное состояние, которое характерно для лирического героя "Снежной маски".

СНЕЖНАЯ МАСКА
(1907)

Посвящается Н.Н.В.

И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.....

Александр Александрович Блок - поэт, один из самых выдающихся представителей русского символизма. В первом опубликованном сборнике предстал как лирик-символист, испытавший влияние мистической поэзии.Позже в романтическую поэзию Блока вошла социальная тема: античеловеческий город с его рабским трудом, нищетой. Настойчиво и сильно выражена в его творчестве ненависть к миру «сытых», к уродливым, бесчеловечным чертам жизни. Любовная лирика Блока романтична, она несёт в себе наряду с восторгом и упоением роковое и трагическое начало.
Проза Блока остро проблемна, социально и эстетически значима; будучи по сути лирической, она трактует общие вопросы культуры, литературы, искусства
Блок ‒ романтик, содержанием поэзии которого стала российская действительность и реальный человек. Характерны многомерность, мятежность, эмоциональная напряжённость его лирического героя, многокрасочность и новаторство художественных средств.