Биографии Характеристики Анализ

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории материал на тему. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Концепция преподавания истории

Представленная Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция нового учебно-методического комплекса

По отечественной истории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость создания нового учебно-методического комплекса истории России диктуется возросшими требованиями к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом к событиям прошлого, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний.

Представленная Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.

Историко-культурный стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному – углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин. В связи с этим каждый раздел Стандарта снабжен перечнем основных исторических источников. Историко-культурный стандарт сопровождается списком «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Реализация Концепции предполагает не только подготовку учебнометодического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет.

Успешная реализация Концепции возможна лишь в случае проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие исторического информационного пространства, насыщения его научно-обоснованными материалами как для учителей, так и для учащихся общеобразовательных учреждений.

Перечень «трудных вопросов истории России» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, предлагающих наиболее распространенные точки зрения на эти события.

Представляется целесообразным подготовить серию тематических модулей, посвященных отдельным вопросам истории России.

Задачи учебно-методического комплекса:

Создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;

Сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства и их преемственности;

Раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий многих поколений россиян;

Представить историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса.

Предполагается использование Концепции при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:

Учесть историко-культурное многообразие России, раскрыть происхождение, развитие и содержание основополагающих общероссийских символов и традиций;

Обратить внимание на события и процессы мировой истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;

Применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социальноэкономическим развитием страны;

Исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих

Существенное значение для отдельных регионов России;

Обеспечить доступность изложения, образность языка.

Подготовка нового учебно-методического комплекса по отечественной истории должна сопровождаться разработкой аналогичной линейки по всеобщей истории.

Кроме того, особую актуальность приобретает необходимость развития межпредметных связей в рамках других гуманитарных курсов: литературы, русского языка, обществознания, мировой художественной культуры. Внедрение новых линеек потребует проведения масштабных курсов повышения квалификации учителей истории. Кроме того, принципиальным становится вопрос о пересмотре подходов к организации и структуре ГИА и ЕГЭ по истории.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Разработка концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории является важным шагом в развитии системы образования России, формировании гражданской идентичности подрастающего поколения, обеспечении консолидации и единства российского народа.

Она опирается на предшествующий опыт, накопленный в данном направлении как за последние четверть века, так и в советский и досоветский периоды.

В современном российском обществе новая концепция выступает в качестве общественного договора, предлагающего взвешенные точки зрения на дискуссионные вопросы отечественной и всеобщей истории.

Данный подход предусматривает сохранение плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся.

Целью разработки новой концепции является формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России.

Основные задачи концепции:

представление преемственности периодов истории России, непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования;

определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально-гуманитарного цикла дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности.

Основу разработки концепции составляют положения действующей Конституции Российской Федерации, закрепляющие статус России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Наряду с Конституцией, в основу разработки новой концепции положены также Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Поручения Президента РФ Правительству и другим органам государственной власти и управления, в которых детализируются задачи дальнейшего развития российского демократического правового государства, совершенствования российской системы образования и воспитания молодежи.

Эти задачи закреплены также в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в Законе «О языках народов Российской Федерации», Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2012-2015 гг., Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.

Базовыми принципами концепции являются:

ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

идея преемственности этапов российской истории;

воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.

познавательное значение российской истории;

формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методологической основой концепции являются:

принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни российского государства и общества;

исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социальногуманитарного цикла;

антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

На основе принятия новой концепции будут разработаны учебно-методические комплексы для каждой ступени школьного исторического образования.

Определение основ и приоритетов образования, отвечающих современному этапу общественного развития, является функцией образовательного стандарта и базовых учебных программ. Как показывает отечественный и международный опыт, по мере развития общества и формирования актуальных требований к подготовке молодого поколения происходит обновление стандартов, включение в них новых аспектов. В предлагаемом документе определяются образовательные и воспитательные приоритеты школьного курса истории России, которые призваны служить ориентирами при создании учебников и других пособий для общеобразовательных школ.

ИСТОРИЯ РОССИИ В СИСТЕМЕ КУРСОВ ИСТОРИИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Системообразующую роль при создании и преподавании этого курса играют цели и задачи школьного исторического образования отражающие социальный заказ, а также комплекс научно-исторических и дидактических категорий.

Они определяются в предметных стандартах и учебных программах.

Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. Так, в действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования, принятых в 2009 – 2012 гг., названы следующие задачи изучения истории в школе (приводятся в кратком изложении):

Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

Развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

Формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Изучение истории России должно соответствовать системно-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС нового поколения.

Курс отечественной истории вносит определяющий вклад в решение общих задач изучения предмета. В то же время он обладает особым потенциалом для достижения важнейших педагогических результатов. Речь идет о следующих образовательных и воспитательных приоритетах.

МНОГОУРОВНЕВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИСТОРИИ

Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов компаративных характеристик. А для истории Нового и Новейшего времени, когда Россия стала активным субъектом мировой истории, раскрытие ее контактов и взаимодействия с другими странами во всех сферах – от экономики и политики до культуры, приобретает особое значение.

МНОГОАСПЕКТНЫЙ (МНОГОФАКТОРНЫЙ) ХАРАКТЕР ИСТОРИИ

В курсе отечественной истории объективно существуют бльшие, чем в других дисциплинах, возможности для раскрытия разных сторон исторического процесса.

Речь идет об экономике, о внутренней и внешней политике государства, о взаимоотношениях власти и общества, о социальной стратификации, общественных представлениях и повседневной жизни людей, о военном деле и защите своего Отечества, о развитии в стране науки, образования, духовной и художественной культуры, о церкви и религиозных учениях и др. Это определяет особое положение курса отечественной истории в ряду других гуманитарных дисциплин в школе.

Относительно подробное рассмотрение ключевых событий и процессов отечественной истории позволяет проследить, как в них переплетались политические и экономические интересы, нравственные, религиозные и иные мотивы участников.

Сами события, особенно относящиеся к новейшей эпохе, предстают во множестве свидетельств, которые доступны и педагогам, и учащимся. Тем самым складываются условия для комплексного интегративного анализа, формирования у учеников объемных исторических представлений. С другой стороны, препятствием для совершенствования образовательного процесса служит сохраняющееся доминирование в программах и учебниках политической истории при явной бедности и схематизме историко-культурного материала. Проблема сбалансированного отбора и представления исторических фактов требует внимания авторов программ и учебников по отечественной истории.

Освещение проблем духовной и культурной жизни России является одной из важнейших задач исторического образования. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.

ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ

Для преподавания истории в школе исключительно велика роль историкоантропологического подхода.

Именно человеческое измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. В российском образовании существуют соответствующие традиции, которые следует продолжать и развивать.

Так, воспитанию патриотизма и гражданственности у школьников при изучении отечественной истории способствует обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян. Величие побед и тяжесть поражений убедительно раскрываются через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи. Поэтому особенно важно, чтобы в учебниках было отражено присутствие человека в конкретных событиях.

Следует показать интересы и устремления, ценностные ориентиры и мотивы поведения людей. Такой подход способствует выработке у молодого человека чувства сопричастности с историей страны. При этом речь идет как о выдающихся личностях, лидерах, которым посвящаются отдельные биографические справки, так и об обычных, «рядовых» людях. Наряду с событийной историей, в стандарте предполагается расширение материала о повседневной жизни людей в различные исторические эпохи.

История должна предстать как увлекательный рассказ о прошлом, о людях и их характерах, о повседневной жизни.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД: ПРОСТРАНСТВО ДИАЛОГА

Образы культуры в историческом образовании являются основой формирования мировоззрения и главным способом трансляции традиций и ценностей российского общества. Значительную перспективу для проектирования содержания курса отечественной истории предоставляют современные культурологические исследования, касающиеся диалога культур в одном историческом пространстве («по горизонтали») и во времени («по вертикали»).

Характеристика многообразия и взаимодействия культур народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства, помогает формировать у учащихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов. Это, в свою очередь, служит основой способности к диалогу в школьном и внешкольном общении, социальной практике.

Формирование способности школьников к межкультурному диалогу, способности воспринимать цивилизационные и культурные особенности - значимая задача. Важным в мировоззренческом отношении является восприятие школьниками памятников истории и культуры как ценного достояния страны и всего человечества, сохранять которое должен каждый. Формирование бережного отношения к культурному наследию - одна из задач курса отечественной истории.

ИСТОРИИ

Исходя из указанных принципов и методологических подходов, можно сформулировать следующие рекомендации, которые могут быть положены в основу новых учебно-методических комплексов по отечественной истории:

1. Определяющую роль в изложении учебного материала должны играть принципы единства истории России, преемственности исторических периодов и эпох, непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, его основных символов и ценностей.

2. Ключевым звеном учебно-методических комплексов по отечественной истории должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности. Важную часть комплекса должны составлять творческие задания, способствующие развитию самостоятельного мышления учащихся.

3. Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории.

При этом важно акцентировать внимание на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг., раскрыв подвиг народа как пример гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Вместе с тем, позитивный пафос исторического сознания должна создавать не только гордость военными победами предков. Самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского общества на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, согласия и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения, традиции трудовой и предпринимательской культуры, благотворительности и меценатства.

В школьном курсе должен преобладать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Тем не менее, у учащихся не должно сформироваться представление, что история России – это череда триумфальных шествий, успехов и побед. В историческом прошлом нашей страны были и трагические периоды (смуты, революции, гражданские войны, политические репрессии и др.), без освещения которых представление о прошлом во всем его многообразии не может считаться полноценным. Трагедии нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.

4. Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Следует подчеркнуть, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, культурное и экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др.

5. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества. С этим связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания. Следует уделить внимание историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общинное самоуправление, земские соборы, земство, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т.д.), сословного представительства.

6. Необходимо увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности.

Культура не должна быть на периферии школьного курса отечественной истории.

Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и ХХ века, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д. Важно отметить неразрывную связь российской и мировой культуры.

Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические, либо внутриполитические или внешнеполитические факторы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ИСТОРИИ

РОССИИ: ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО И

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

В значительно расширившемся информационном пространстве школьных курсов учебник истории в его традиционной форме может и должен сохранять свою образовательную миссию. Тем не менее, роль учебника приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, фактов и их интерпретаций. Необходимы рекомендации для работы с Интернет-ресурсами, поэтому новый учебно-методический комплекс должен служить «навигатором» в стремительно растущем информационном пространстве.

Немаловажно включить в состав учебно-методического комплекса исторические источники, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы.

Представляется целесообразным инициировать подготовку тематических модулей для учеников (с соответствующими методическими пособиями для учителей), посвященных различным дискуссионным вопросам истории России.

Новый учебно-методический комплекс по отечественной истории должен включать в себя:

1) учебник;

2) хрестоматию или сборник документов;

3) исторический атлас;

4) рабочую тетрадь и сборник заданий;

6) книгу для чтения.

Названные материалы должны быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях. В зависимости от ступени обучения и возраста учащихся состав комплекта может варьироваться.

Комплект методических материалов и пособий для учителя должен включать в себя:

1) нормативные документы и программно-методические материалы, включая историко-культурный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, примерную программу по истории;

2) тематическое планирование;

3) предметные и курсовые методические пособия.

При изучении истории в школе используются также настенные или экранные карты, хронологические таблицы, иллюстрации; обучающие и контрольные (тестирующие) программы; энциклопедии и справочные материалы; электронные книги; мультимедийные альбомы и др.

Современный учебник истории, составляющий ядро учебно-методического комплекта, должен быть:

а) универсальным (многокомпонентным) носителем исторической информации,

б) средством развития познавательной деятельности, ресурсом личностного становления учащихся.

Современный учебник истории должен:

Быть комплексным по составу и представлению исторического материала (авторский текст; источники; элементы историографии и оценочные суждения, способствующие целостному и диалектическому восприятию отечественной истории, ее позитивного содержания, равно как и трагических страниц; изобразительные материалы; справочный аппарат – хронологическая таблица, словарь терминов, словарь персоналий и др.). При этом акцент в учебнике должен быть сделан на презентацию не готовых авторских суждений, а определенного набора фактов и аргументов, на основе которых ученики сами могут делать выводы и выносить суждения;

Быть написан образным литературным языком;

Стимулировать познавательный и исторический диалог (обеспечивается характером авторского текста, системой вопросов и заданий);

Быть открытым для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами, средствами обучения (музеи и библиотеки, электронные пособия, Интернет, периодическая печать и др.). Важнейшая рубрика по каждому параграфу должна служить навигатором в научно-образовательном пространстве по истории;

Быть партнерским по отношению к учащимся (в том числе, учитывать их возрастные особенности).

Учебник должен содержать предварительное обобщение (в форме введения, соотносимого по объему с параграфом), в котором рассматривается место курса в системе школьного исторического образования, представляется и обосновывается план дальнейших действий. Число параграфов должно быть примерно на треть меньше числа часов, отведенных на изучение курса (это позволит выделить время на другие виды деятельности, а не только на работу с учебником).

В начале каждого параграфа должен быть задан и мотивирован главный вопрос параграфа (урока). Содержание параграфа призвано помочь ученику сформулировать свой вариант ответа на этот вопрос о подобрать необходимые аргументы.

Учебники призваны стимулировать потребность учащихся к формированию самостоятельных суждений.

Основу предлагаемой в учебнике познавательной модели составляют требования к подготовке школьников по истории (см. образовательные стандарты и примерные программы по истории, принятые в 2010 – 2012 гг.). Для организации познавательной деятельности школьников в учебник включаются следующие компоненты:

1) дидактическое введение (о том, как работать с учебником);

2) система вопросов и заданий для учащихся;

Дидактическая система современного учебника предполагает:

а) включение вопросов и заданий ко всем компонентам учебника – авторскому тексту, историческим источникам, картам, иллюстрациям и т. д.;

б) использование заданий разных видов, в том числе: способствующих развитию предметных и логических умений; поисковых, творческих, проектных заданий; заданий для работы с историко-краеведческими материалами; заданий, предусматривающих участие в обсуждении, дискуссии, диспуте и др.;

в) дифференциацию заданий по сложности, обеспечивающую индивидуальный подход в обучении.

В учебнике отечественной истории именно в дидактическом блоке, посредством специальных заданий предусматривается обращение школьников к изучению локальной истории, истории своей семьи, собиранию устной истории. Эти компоненты содержания способствуют формированию способности школьников применять полученные на уроках знания, приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале, органичному включению его в историю Отечества («со-творению» истории).

СТУПЕНИ ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время школьное историческое образование основано на т.н.

«концентрической» системе. С учетом мнения научной общественности, родительских организаций и педагогов – участников Первого и Второго Всероссийских съездов учителей истории и обществознания (Москва, 2011, 2012 гг.), представляется целесообразным пересмотреть принципы организации школьного курса истории.

Принятие нового ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», расширение гарантий бесплатного основного (полного) общего образования снимает ряд ограничений нормативного характера.

При изучении рассказов по истории России в начальной школе (3 4 классы) должна происходить социализация учащихся путем формирования элементарных историко-культурных представлений, обогащения познавательной и эмоционально ценностной сфер личности. Уже в пропедевтических курсах начальной школы история предстает во взаимосвязи истории страны и истории города, села, своей семьи.

В основной школе (5-10 классы, систематические курсы истории России и всеобщей истории) должны быть сформированы базовые знания об основных этапах исторического пути России, ее месте в мировой истории. История раскрывается на многоуровневой основе: как история государства, его регионов, народов и социальных групп, история семьи и человека и т.д. Это способствует самоидентификации учащихся как граждан своей страны, края, города, членов определенных этнических и религиозных общностей. Учащиеся приобретают опыт изучения различных источников информации об истории России, родного края.

Историческое образование в выпускном классе средней школы имеет дифференцированный характер. В соответствии с запросами школьников, возможностями образовательной организации (учреждения) изучение истории осуществляется на базовом и/или углубленном уровнях. Образовательному учреждению предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана, реализации одного или нескольких профилей обучения.

В курсе истории для 11 класса предполагается расширение историкометодологических, культуроформирующих, а также личностно значимых компонентов исторической подготовки школьников. Речь идет об органичном включении знаний об отечественной истории в складывающуюся у молодого человека систему миропонимания, о расширении опыта анализа явлений прошлого и современности.

Старшеклассники изучают комплексы исторических источников, проводят сопоставительное рассмотрение информации из курсов отечественной и всеобщей истории. На этом этапе закрепляются основы социальной культуры, адекватной условиям современного мира.

Изучение истории на углубленном уровне должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса истории на базовом уровне и дополнительно обеспечивать:

Сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений о достижениях историографии;

Владение основными приемами работы с историческими источниками;

Сформированность умений оценивать различные исторические версии.

Значительных изменений требуют подходы к структуре курса истории в основной школе. Наиболее оптимальной представляется модель, при которой изучение истории будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы.

В 11 классе на базовом уровне может быть предложен системный курс Истории, сравнительноисторический по своему характеру. На профильном уровне основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы. При этом учащиеся (в соответствии с требованиями ФГОС) должны сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представления об историографии; овладеть системными историческими знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории; овладеть приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; сформировать умение сопоставлять и оценивать различные исторические версии.


Концепция исторического образования, историко-культурный стандарт, УМК, как условие эффективности качества обучения в условиях реализации требований ФГОС Выполнила председатель ОМО Предметная область: история, обществознание, право Чудинова Инна Васильевна ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования Секционное заседание учителей предметов гуманитарного цикла Август 2015 г.


Поручение Президента Российской Федерации Владимира Путина от 19 февраля 2012 года на заседании Совета по межнациональным отношениям Проект концепции одобрен на заседании Совета Российского исторического общества 30 октября 2013 года Окончательно утверждена на собрании общества 19 мая 2014 года. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории


Дополняет и конкретизирует в методологическом, научно- историческом и общепедагогическом аспектах требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) Направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствием с требованиями ФГОС В современном российском обществе новая концепция выступает в качестве общественного договора, предлагающего взвешенные точки зрения на дискуссионные вопросы отечественной и всеобщей истории Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории


Цель разработки концепции формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России Основные задачи концепции: -рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; - понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире; - определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования; - определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально- гуманитарного цикла дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности.


Ценности гражданского общества идея преемственности этапов российской истории; воспитательный потенциал исторического образования; общественное согласие и уважение; познавательное значение российской истории; формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни. Базовые принципы концепции Методологическая основа концепции принцип научности; многофакторный подход; исторический подход; антропологический подход; историко-культурологический подход.


Многоуровневое представление истории: синхронизация курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов компаративных характеристик. Многоаспектный (многофакторный) характер истории: рассмотрение ключевых событий отечественной истории позволяет проследить, как в них переплетались политические и экономические интересы, нравственные, религиозные и иные мотивы участников. Образовательные и воспитательные приоритеты


Человек в истории: речь идет как о выдающихся личностях, лидерах, которым посвящаются отдельные биографические справки, так и об обычных, «рядовых» людях. Наряду с событийной историей - расширение материала о повседневной жизни людей в различные исторические эпохи. Историко-культурологический подход: пространство диалога: восприятие школьниками памятников истории и культуры как ценного достояния страны и всего человечества, сохранять которое должен каждый. Образовательные и воспитательные приоритеты


Рекомендации, которые могут быть положены в основу новых учебно- методических комплексов по отечественной истории: 1. Ключевым звеном - понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. 2. Патриотическая основа. 3. Россия – крупнейшая многонациональная и поли конфессиональная страна в мире. 4. Формирование гражданской общероссийской идентичности. 5. Увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности.


Учебно-методический комплекс по истории России, это и информационное пространство и познавательная модель: Новый учебно-методический комплекс по отечественной истории должен включать в себя: 1) учебник; 2) хрестоматию или сборник документов; 3) исторический атлас; 4) рабочую тетрадь и сборник заданий; 6) книгу для чтения. Комплект методических материалов и пособий для учителя должен включать в себя: 1) нормативные документы и программно-методические материалы, включая ИКС, ФГОС, примерную программу по истории; 2) тематическое планирование; 3) предметные и курсовые методические пособия.


Должен содержать целостный взгляд на исторический процесс; комплексным по составу и представлению исторического материала написан образным литературным языком; стимулировать познавательный и исторический диалог; быть открытым для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами; быть партнерским по отношению к учащимся (в том числе учитывать их возрастные особенности). Современный учебник истории должен быть: а) универсальным (многокомпонентным) носителем исторической информации, б) средством развития познавательной деятельности, ресурсом личностного становления учащихся.


Современный учебник истории а) включение вопросов и заданий ко всем компонентам учебника – авторскому тексту, историческим источникам, картам, иллюстрациям и т. д.; б) использование заданий разных видов, в том числе: способствующих развитию предметных и логических умений; поисковых, творческих, проектных заданий; заданий для работы с историко-краеведческими материалами; заданий, предусматривающих участие в обсуждении, дискуссии, диспуте и др.; в) дифференциацию заданий по сложности, обеспечивающую индивидуальный подход в обучении. Дидактическая система современного учебника предполагает:


Ступени изучения отечественной истории в общеобразовательной школе Оптимальная модель с 5 по 10 классы по линейной системе В 11 классе на базовом уровне может быть предложен системный курс «История России в мировом контексте» На профильном уровне основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы


Основа концепции - историко-культурный стандарт Подготовлен в 2013 году на базе Института русской истории, утверждён рабочей группой под руководством академика, директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна ИКС дополняет и развивает ФГОС в историко- педагогическом аспекте, включает принципиальные оценки ключевых событий прошлого, перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий по каждому разделу, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе перечень «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе


6 класс Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству 7 класс Раздел II. Россия в XVIXVII вв.: от великого княжества к царству 8 класс Раздел III. Россия в конце XVIIXVIII вв.: от царства к империи 9 класс Раздел IV. Российская империя в XIXначале XX в. 10 класс Раздел V. Россия в годы «великих потрясений» гг. Раздел VI. Советский Союз в е гг. Раздел VII. Великая Отечественная война гг. Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы гг. Раздел IX. Российская Федерация в гг. Примерный перечень «трудных вопросов истории России» Историко-культурный стандарт







Примерный перечень «трудных вопросов истории России» 1. образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе; 2. существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси; 3. исторический выбор Александра Невского; 4. роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена; 5. попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток; 6. присоединение Украины к России (причины и последствия); 7. фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы; 8. причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований; 9. причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне; 10. причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;


11. характер национальной политики большевиков и ее оценка; советская федерация как форма решения национального вопроса с правом свободного выхода союзных республик из состава СССР; 12. причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий. 13. оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны; 14. цена победы СССР в Великой Отечественной войне; 15. оценка СССР в условиях «холодной войны»; 16. причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева; 17. оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения; 18. причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР; 19. оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.; 20. причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг. Примерный перечень «трудных вопросов истории России»


По итогам общественной, педагогической и научной историко- культурной экспертиз внесены изменения в федеральный перечень учебников – приказом 576 от 08 июня 2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников…» в него включены три линии учебников по истории России следующих издательств: «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово». От издательств "Дрофа" и "Просвещение" были утверждены линейки учебников с 6 по 10 класс. От "Русского слова" утверждена "укороченная версия" линейки - для 6-9 классов. УМК


Издательство «Просвещение» УМК включает: Учебник + ЭФУ (электронная форма учебника) Рабочая программа и тематическое планирование Поурочные разработки Рабочая тетрадь Книга для чтения Хрестоматия Сборник дидактических материалов Атлас Компоненты учебника Дидактическое введение Система вопросов и заданий для учащихся Материалы для самостоятельного изучения Справочная информация Темы проектов Научно-редакционный совет: А.В. Торкунов, Н.М. Арсентьев, М.А. Гареев, А.Ю. Лазебникова, П.П. Панкин, В.А. Тишков В.И. Уколова







Издательство «Дрофа» Особенности УМК: - Действительно новый комплект, созданный на основе единого методического подхода, разработанного на основе ФГОС и новой концепции УМК по отечественной истории. - Новый УМК – результат совместной работы ученых-историков и методистов-практиков. - Расширенный состав УМК включает помимо основных компонентов также атласы, контурные карты и хрестоматии. - Удобная и простая в использовании, но в то же время насыщенная электронными образовательными ресурсами электронная форма учебника (ЭФУ). - Компактность учебников: несмотря на обилие методических элементов и дополнительных материалов к параграфам, каждый учебник в одной книге, которая соответствует требованиям Сан ПиН по весовым характеристикам. Авторы УМК. Ученые-историки И. Н. Данилевский,. И. Л. Андреев Л. М. Ляшенко С. П. Карпачёв, О. В. Волобуев + методисты-практики
30 Особенности УМК: Соответствие ФГОС по всеобщей истории, истории России и Примерной программе, Историко-культурному Стандарту. Авторский коллектив состоит из признанных специалистов в соответствующих областях исторической науки и методики преподавания истории. Общность авторских подходов к отбору и изложению учебного материала. Единство организации содержания и методического аппарата. Единство оформления и иллюстративного ряда. Издательство «Русское слово» Авторы: Ю.А. Петров, Е.В. Пчелов, П.В. Лукин, В.Н. Захаров, К.А. Соловьев, А.П. Шевырев.

Сравниваем «единые» учебники по истории XIX - начала XX века (9 класс): ИКС«Просвещение»«Дрофа»«Русское слово» Восстание декабрист ов 14 декабря 1825 г. "Солдатам было сказано, что Николай хочет завладеть престолом вопреки законному наследнику Константину. Они, таким образом, выступали не зa отмену крепостного права, а лишь за соблюдение законности при вступлении на престол нового царя". "Декабристы попытались представить восстание как попытку "защитить" права законного монарха Константина. На деле же речь шла о перемене формы правления и кардинальных социально- экономических изменениях в стране"". Угрозой оружия декабристы хотели заставить сенаторов присягать не Николаю, а Временному правительству. Чтобы добиться поддержки солдат, они убеждали их в том, что присяга Николаю незаконна".


Сравниваем «единые» учебники по истории XIX - начала XX века (9 класс): ИКС«Просвещение»«Дрофа»«Русское слово» Дополните льные вопросы "Выясните, как проходили поиски захоронения пяти казненных декабристов, выясните в каком из районов Петербурга расположено наиболее вероятное место этого захоронения". "Историк Н. Я. Эйдельман рассматривал восстание декабристов как своеобразную попытку "революции сверху", направленную на модернизацию России. Какие основания были у него для такого вывода?" "Выступление декабристов пришлось на момент смены царствования. Почему в исторической традиции оно не было отнесено к череде дворцовых переворотов, известных с XVIII века?"





Источники. 1. Федеральный портал «История России» 2. Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года Москва 3. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. 4. Историко-культурный стандарт русское-слово.рф

Современная концепция преподавания истории в школе

История –один из важнейших школьных предметов, который позволяет сформировать и выстроить ясную картину окружающего мира для учащихся, позволяет осознать историю своей страны и свое место в мире. Знание исторических событий, их причинно- следственных связей дает школьнику возможность анализировать актуальные события, критически мыслить и оценивать происходящие в мире события.

В нашей стране с каждым годом все больше внимания уделяется преподаванию данного предмета в системе школьного образования. Рубеж XX - XXI века, в сфере преподавания истории, стал периодом возникновения ряда проблем, которые стали следствием переустройства государства и изменения его идейных доктрин.

Многообразие исторических концепций и их разнообразная интерпретация, отсутствие единого методического комплекса школьного учебника по истории, а также стремление к западным образцам в вопросах методики преподавания– привели к разобщенности школьного исторического образования. Учащиеся перестали воспринимать понятие патриотизм, как основополагающий базис мировоззрения российского общества. Господство западных ориентиров, их популяризация и как следствие, ущемление значимости исторических событий, их размытие и утрата значения, стремление популяризовать зарубежные интерпретации исторического прошлого Российского государства привели к потере культурной самоидентификации.

В феврале 2013 года президент Российской федерации В.В. Путин выступил с инициативой создания единого школьного учебника по истории России, в котором все исторические события должны приобрести единую интерпретацию для избежание внутренних противоречий и двойственных значений.

Следствием данной инициативы стало появление единой концепции преподавания истории в школе, которая представляет собор ряд важнейших пунктов:

    формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

    овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

    воспитание учащихся в духе патриотизма , уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

    развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,

    рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

    формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Современный курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села)

Современная модель, предполагает, что изучение истории будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы.

В 11 классе на базовом уровне может быть предложен системный курс истории, сравнительно-исторический по своему характеру.

При этом в процессе обучения учащиеся (в соответствии с требованиями ФГОС) должны сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представления об историографии; овладеть системными историческими знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории; овладеть приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; сформировать умение сопоставлять и оценивать различные исторические версии

Участники современного процесса системы образования уже сегодня могут наблюдать итоги внедрения исторической концепции в образовательный процесс:

1.Активно ведется разработка единого учебника по истории

2. В период учебного года 2016-2017 произошел постепенный переход на линейное преподавание истории России в 6,7 классах

3.С 2017 гг. введен дополнительный урок истории в 10-11 классах

4. Выпускники средней школы должны написать выпускную квалификационную работу по предмету

5. В средствах массовой информации рассматривается инициатива Министерства Образования ввести обязательную сдачу ЕГЭ по истории для выпускников с 2020 года

Таким образом, история – остается одним из важнейших школьных предметов, который позволяет формировать кругозор и мировоззрение учащихся.