Биографии Характеристики Анализ

Конфликтология для педагогов. Связь конфликтологии с другими науками

Гребенюк О.С.

1. Проблема взаимоотношений субъектов педагогического процесса.

Как известно, в настоящее время в школе учатся совершенно иные учащиеся, чем в 90-е годы. Об этом говорят данные социологических опросов, говорящие об отношении молодежи к труду, учению, к старшим. Около 70% школьников не любят труда, не имеют навыков бережливости, их мотивационная сфера резко поляризована: потребительская мотивация значительно превышает созидательную мотивацию. Среди жизненных интересов и ценностей интерес к профессии старшие школьники ставят на четвертое место, учение в школе - на десятое. За последнее десятилетие (1985-1995) резко изменилось отношение молодежи к старшим: уважение к старшим как ценность переместилось с первых мест в конец списка жизненных ценностей. Большинство старшеклассников (78%) считают, что начавшиеся в России перемены либо ни к чему не привели, либо вызвали ухудшение дел и в стране, и в школе (кто виноват? Ясно, что не школьники). Конфликты с учителями теперь (1995 г.) возникают в три-четыре раза чаще, чем пять лет назад. На вопрос: “Стали ли человечнее отношение учителей с детьми?” - ответили “да” 18% опрошенных взрослого населения России, а “нет” - 52%. Психологи отмечают, что на каждом уроке возникает от 25 до 150 ситуативных положений психологической несовместимости педагогов и детей (10).

Вот как говорят дети об отношении к ним учителей:

И.А. кидается в нас киянками и попал одному мальчику в глаз;

Директриса запрещает ходить в одежде, которая мне нравится;

Химичка ругает меня за то, что я дружу с...;

Почему, если тебе не удается какой-нибудь предмет, учитель придирается ко всему. Например: “Было бы у тебя столько знаний, сколько одежды” Или: “Ты бы не волосы красила, а решала примеры”;

Учительница информатики заставила стереть помаду;

Учителя не дают высказывать свое личное мнение;

На счет оценок! Если я не согласна с отметкой, которую мне выставили за четверть, естественно, я начинаю отстаивать свое, то есть, например, мне поставили 3, а я уверенна, что знаю на 4. Совершенно не выслушивают, не хотят и не желают углубляться в этот вопрос. Учитель в какой-то степени психолог, так надо же не забывать это;

Физрук ударил Шурика;

Трудовик с неба берет оценки;

Учительница сказала, что тетрадь это лицо ученика, а раз в тетради есть пробелы, то значит и в голове то же самое.

Всякий раз, когда заходит разговор с учителями о трудностях работы, они обязательно называют проблему взаимодействия с коллегами, родителями, школьниками. Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. В последние годы отношения между учениками и учителями стали значительно сложнее и напряженнее. Это происходит по многим причинам, в том числе зависит от изменившегося отношения младших к старшим. Опыт старших как бы теряет свою актуальность для новых поколений. Реальный механизм установления нормальных отношений с учащимися видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию. Отношения в педагогической деятельности между учителями и учениками проходят сложные изменения в каждый возрастной период. Это обусловлено сменой позиций и ролей ученика в отношении с родителями, другими школьниками, учителями. Непосредственно межличностные отношения влияют на характер отношений учителя и школьника при организации групповых форм занятий. При этих формах работы происходит смена неформальных лидеров, изменяются критерии популярности учеников, составы малых контактных групп, то есть происходит активная перестройка отношений, за чем не всегда может уследить учитель. Отношения учителя и учащегося преломляются через его отношения с другими учениками класса, определяют реакцию ученика на замечания, обращения к нему учителя.

Готовы ли учителя к работе в изменившихся условиях? Как показывают исследования (Ю.Н.Козырев, В.Б.Ольшанский), хуже всего учителя подготовлены к тому, чтобы работать с людьми. В наибольшей степени их беспокоит собственная неподготовленность к решению психологических задач, возникающих в общении со школьниками, их родителями, коллегами по работе, школьной администрацией (10, с.64). Психологи отмечают, что “лишь у одного учителя из десяти достаточно развиты такие профессионально важные качества, как пристальное и постоянное внимание к личности другого человека, глубокое ее понимание, уважение к ней, искренность в выражении своих чувств и переживаний в межличностном общении (11, с. 23). В связи с этими обстоятельствами учителю полезно овладеть технологией управления педагогическими конфликтными ситуациями.

2. Понятие конфликта в педагогике, конфликтные ситуации.

Взаимодействие учителя с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создает учитель и применяет их в педагогических целях для организации учебной деятельности, для научно обоснованного структурирования взаимной деятельности учителя и учащихся, для воздействия на школьников. Такие ситуации называются педагогическими. Нередко они могут носить конфликтный характер.

Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта. Оппоненты (противники в споре) отличаются друг от друга позицией, “силой” или рангом. Ранг оппонента - это социальная характеристика человека. Например, оппонент первого ранга - человек, преследующий только собственные интересы и цели; оппонент второго ранга - человек, отстаивающий некую групповую цель и интересы и т.п. Человек более высокого ранга имеет более развитые индивидуальные и личностные качества.

Объект - это элемент конфликта, вызывающий к жизни конфликтную ситуацию. Объект может быть эквивалентен призовому месту в спорте, денежной премии, праву на контроль, праву на человеческое достоинство. Если объект неделим, то он является одним из условий существования конфликтной ситуации. Если объект делим, и способ деления признается справедливым всеми участниками, то и конфликтной ситуации может не быть, она не должна возникать. Объект может быть как материальным, так и духовным как следствие желаний, интересов и т.п. Отношения между объектом и оппонентами можно сформулировать как доступность объекта для оппонента. Таким образом, конфликтная ситуация включает оппонентов, объект, цели и отношения между ними. Каждый из оппонентов характеризуется уровнем цели и интересов, доступностью для него объекта и рангом. Изменение одного из них приводит к изменению всех других составляющих конфликтную ситуацию.

По нашим данным две трети учащихся старших классов в объект конфликта вкладывают объективно существующее противоречие, проявляющееся в несоответствии взглядов учащихся и педагога на суть дисциплины (“я только повернулся и попросил карандаш у друга, а она уже замечание в дневник пишет”), неоптимально выработанных и несогласованных с учащимися критериях оценивания результата учебной работы (“в четверть выходило 4, а поставили 3”), отсутствии у учителей преподавательских умений и навыков (“учитель рассказывает неинтересно, на уроке скучно, хочется хоть с соседом поговорить”), педагогической этики и такта (“чуть, что не по ней, то сразу начинает кричать и ругаться”), приверженности традиционной авторитарной педагогической философии - “мое дело учить, а ваше - молчать и слушать”, вступает в противоречие с доминирующими потребностями возраста старших школьников - не только брать, но и отдавать, не только исполнять, но и вести и т.п., с социальными требованиями сегодняшнего дня - творческой активности, ответственности, самостоятельности индивида.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений.

Ситуации деятельности могут возникать по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и неучебной деятельности. Конфликтные ситуации здесь могут возникнуть в случаях отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя.

Ситуации поведения возникают, как правило, в связи с нарушениями школьниками правил поведения. Такие ситуации могут приобретать характер конфликтных в случаях, если учитель, не выяснив мотивов сделает ошибочный вывод о поступках кого-либо из учащихся. Учитель не всегда знает обстоятельства детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступков, не всегда представляет отношения между детьми, поэтому ошибки при оценке поведения или завышенные требования вызывают конфронтацию его действиям со стороны учащихся.

Ситуации отношений возникают тогда, когда затрагивают эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности. Если педагогическая ситуация вызывает у ее участников негативные эмоции, порождающие неприязнь друг к другу, то такая ситуация также приобретает конфликтный характер. Она возникает в тех случаях, когда деловые отношения подменяются межличностными отношениями, когда даются неоправданно отрицательные оценки не поступку школьника, а его личностным качествам. Грань, разделяющая поведение человека и поведение должностного лица, очень тонка, почти незаметна. Поэтому конфликтная ситуация может перейти из сферы деловых отношений в сферу чисто личностную.

Возможно, ли работать с учащимися без конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся. В то же время конфликтная ситуация - это сигнал - звонок - набат какого-то нарушения. Это возникшее, обнажившееся пpотивоpечие. Не замечать его нельзя.

Можно сделать вывод, что сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектом могут выступать право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий, выполнения правил поведения, право учащихся и учителя на чувство собственного достоинства, то есть возможность конфликтной ситуации заложена в его должностных функциях. Но, чтобы возник конфликт одной конфликтной ситуации недостаточно, конфликтная ситуация может существовать задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов.

Конфликт - столкновение противоположно наплавленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Обратимся к школьной практике.

На уроке учительница несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания не pеагиpовал, продолжал мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников. Как, по-вашему, это конфликт? Он произошел или еще нет? Это еще не конфликт, но налицо конфликтная ситуация. Здесь есть субъекты конфликта (учитель и ученик) и объект конфликта (то, что вызвало конфликтную ситуацию, - учебная работа). Но раз ученик не выполняет, учитель настаивает на выполнении своих требований. Попробуем спрогнозировать дальнейшее развитие событий: если в этом случае школьник не меняет своего поведения, учитель будет вынужден применить меры педагогического воздействия. В свою очередь ученик на них будет каким-либо образом реагировать. Конфликтная ситуация в этом случае перерастет в конфликт.

Чтобы произошел конфликт, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение их целей. Такие действия называются инцидентом. Таким образом, конфликт - это конфликтная ситуация, сопровождаемая инцидентом. В определенном смысле конфликтная ситуация и конфликт ведут себя независимо. Читатель спpосит, какое практическое значение для нас, как педагогов, может иметь знание стpуктуpы конфликта? Обратимся к практике.

Рассмотрим пример одной из конфликтных ситуаций, которая нередка в наших школах - это сорванный урок.

Урок шел как обычно. Учительница по черчению приступила к объяснению. Вдруг она услышала позади себя отчетливый скрип. По выражению лица она сразу определила, что это сделал С., и, не задумываясь, строго сказала, чтоб он прекратил скрипеть, иначе его удалят с урока. Она и не подозревала, что провал ее урока начался, так как она поддалась на провокацию (не смогла быстро проанализировать и оценить конфликтную ситуацию). Учительница продолжила свое объяснение, но скрип все равно возобновился. Тогда учительница подошла к С., взяла с парты его дневник и записала замечание (переход к действиям - возник конфликт).

Так она совершила сразу две педагогические ошибки. Прежде всего, если бы она учла особенности С. (озорной, наглый, неумный, трусливый), то поняла бы, что достаточно было взять дневник и положить к себе на стол, тем самым вызвать у С. стимул хорошо работать на уроке, чтобы не записали замечание в дневник. Вторая ошибка - это потеря драгоценного для учителя времени на запись замечания и привлечение к конфликту внимания всего класса.

Поскольку замечание было записано, С. стал скрипеть еще громче, откровенно издеваясь над учителем. Еле сдерживаясь, она стала кричать, что удалит его с урока. Это была очередная ошибка молодой учительницы (она не выходила из конфликта, а еще более усугубляла его). Учительница в этом случае поставила себя в такое положение, когда ее авторитет публично, на глазах у детей, падает. Такие слова (“Удалю с урока!”) может себе “позволить” учитель только в том случае, когда он твердо уверен в том, что ученик подчинится его требованию, когда он обладает большим авторитетом и достаточной властью.

С. не только не вышел из класса, а еще больше продолжал препираться, тогда учительница хлопнула журналом и села за стол. Но это никак не подействовало ни на С., ни на класс. Прозвенел звонок, и со слезами на глазах учительница вошла в учительскую, где все учителя сочувствовали ей, слушая ее рассказ о сорванном уроке.

Следующий урок в этом классе был урок географии. Преподавала этот предмет учительница, которая была подругой молодой учительницы и острее других пережила ее рассказ. Будучи во взвинченном состоянии, оно, забыв поздороваться с детьми, стала на высоких тонах делать замечание С. про то как надо стоять за партой. С., как всегда, не смог смолчать, за что она начала его отчитывать и в конечном счете выгнала из класса. С., ничего не поняв, вышел. Класс также ничего не понял и солидаризировался с С., заняв негативную позицию по отношению к действиям учителя.

Следующий урок в этом классе был урок иностранного языка. Преподавала этот предмет классный руководитель. Вместо того, чтобы вести урок, она стала разбирать случай на уроке черчения.

С. не был трудным учеником, но в результате конфликта только с одним учителем у него были испорчены отношения с другими педагогами. После происшедшего С. возненавидел учительницу черчения.

Главная ошибка других учителей состоит в том, что из солидарности с коллегой они разрушили то, что долго создавалось и что должно быть основным правилом педагогического влияния на ребенка. Если эта волна учительской “солидарности” против С. вовремя не остановится, то весьма вероятно, что подросток быстро станет объективно трудным.

Анализ подобных фактов из школьной жизни показывает, что во-первых, конфликтная ситуация может возникнуть и субъективно, то есть по воле одной из сторон, и объективно. Но не всегда причина конфликта - нежелательные поступки учащегося. В нашем примере причиной конфликта стали действия... учительницы, точнее, ее педагогически неграмотные действия. Ученик С. действительно создал конфликтную ситуацию, но конфликта могло и не быть, не допусти учительница ряд ошибок.

Во-вторых, легче конфликт предупредить, чем pазpешить. Задача учителя пpедупpедить возникновение конфликтной ситуации (где это возможно). Например, познакомиться с листом здоровья и сведениями о родителях по журналу класса. Если у ребенка заболевание эндокpинной системы - ждите немотивированных поступков и эмоциональных взрывов.

В-третьих, возможно возникновение инцидента, как со стороны ученика, так и со стороны учителя. Это касается прежде всего эмоциональной сферы (pаздpажение, гнев, обида). В таких случаях и ученику и учителю могут помочь навыки саногенного мышления и поведения.

Наконец, если предупредить конфликт не удалось, то его придется pазpешать. В педагогике неразрешенные конфликты особенно опасны как для педагогов, так и учащихся. Это длительный процесс, но при правильном его развитии воспитательный успех вам обеспечен.

Конфликтные ситуации и конфликты могут быть созданы объективными обстоятельствами независимо от воли и желания людей (из-за транспорта школьник опоздал на урок), но могут быть созданы и по инициативе оппонентов (проявление, например, грубости), то есть могут быть объективными и субъективными, или и тем, и другим.

Сторонами конфликт может восприниматься по-разному. От того, насколько правильно и полно воспринимают оппоненты природу конфликтной ситуации и инцидента, в очень большой степени зависит процесс развития конфликта и его разрешение.

3. Динамика конфликта

Социальная психологии в динамике конфликта различает 4 этапа: 1) возникновение объективных пpотивоpечий; 2) осознание конфликтной ситуации; 3) переход к конфликтным действиям; 4) pазpешение конфликта. Рассмотрим подробнее каждый этап, но применительно к практике педагогов.

В основе любого конфликта (будь то деловой или эмоциональный) лежит противоречие. Противоречие - это двигатель пpогpесса, pазвития. Логично ли избегать его? Преодолевая разногласия, различия позиций или взглядов, мы поднимаемся на качественно более высокий уровень развития индивидуальности.

Вся педагогическая хитрость заключается во втором этапе динамики конфликта - осознании ситуации. Во-первых, если перед вами конфликт эмоциональный, где просто не существует объекта конфликта, а есть личностная неприязнь, не нужно оценивать ситуацию как конфликтную. Необходимо позаботиться о том, чтобы, сработали механизмы психической защиты (см. главу о сфере саморегуляции) или стражи душевного здоровья: мудрость, понимание другого и свобода выбора переживаний (см. 8). Во-вторых, если налицо объективное пpотивоpечие, где есть объект конфликта (именно тот, в котором вы увидели воспитательный потенциал), вы оцениваете ситуацию как конфликтную конструктивную и переходите к конфликтному поведению.

Под “конфликтным поведением” мы понимаем не агрессию или взаимное давление, а целенаправленное педагогическое воздействие педагога на воспитанника. Оно включает в себя продуманную систему акций, как для учителя, так и учащегося. Эта система конфликтного поведения представляет собой pазpаботанные и реализованные известные стили поведения в ситуация разногласия. Будет ли конфликт иметь конструктивное или деструктивное воздействие на школьника зависит от правильно оцененного учителем пpотивоpечия (есть ли в конфликте делимый или неделимый объект конфликта) и от оптимально выбpанного стиля поведения.

Таким образом, педагогический конфликт - это объективное пpотивоpечие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного или индивидуального pазвития и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса, являющееся для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление (pазpешение) которого пеpеводит учителя и учащегося на более высокий уровень личностного и индивидуального pазвития.

КоллективеДипломная работа >> Психология

Конфликта в сознании. Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение... профессионального общения с представителями различных возрастных категорий учащихся. Данные, полученные при...

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Учебное пособие

Екатеринбург

И. А. Курочкина (темы 3–7, прил. 1–4), О. Н. Шахматова (введ., темы 1, 2, 8, заключение)

Курочкина, И. А.

К93 Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-

пед. ун-та, 2013. 229 с. ISBN 978-5-8050-0524-5

Рассматриваются проблемы педагогических конфликтов, причины их возникновения, способы урегулирования. Представлены практические задания, выполнение которых должно способствовать формированию конфликтологических компетенций педагога-психолога.

Предназначено студентам высших учебных заведений, обучающимся по специальностям «Педагогика и психология», «Педагогика», а также студентам других специальностей, практическим психологам, работающим в системе образования, педагогам.

УДК 37.015.4(075.8) ББК Ю984.01я73-1

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор С. А. Минюрова (ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»); кандидат педагогических наук, доцент И. И. Хасанова (ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»)

Введение

Педагогическая конфликтология – практико-ориентированное направ-

ление педагогической науки, целями которого являются изучение характе-

ра и причин педагогических конфликтов, разработка методов их регулиро-

вания и разрешения.

Проблема взаимодействия участников педагогического процесса при-

обретает все большую остроту в современной школе. Сегодня педагог дол-

жен обладать компетенциями, которые позволят предупреждать и разре-

шать конфликтные ситуации в образовательном пространстве.

Интерес к психологии педагогических конфликтов обусловлен сле-

дующими причинами:

● социально-экономические и политические условия, а именно сни-

жение уровня жизни основной массы населения;

● жесткая конкуренция в социальной сфере (бизнес, производствен-

ные отношения);

● изменение сложившихся ранее институтов социализации и воспи-

тания ребенка;

ослабление и трансформация системы ценностей и ценностных ориентаций;

рост правонарушений;

падение престижа педагогической профессии в обществе;

напряженность межличностных отношений в образовательных уч-

невротический стиль общения во многих семьях.

Педагогический конфликт – социальное явление, которое, в принципе,

естественно для такого динамичного социума, каким является современное образовательное учреждение. Педагог в своей деятельности должен учиты-

вать индивидуально-психологические, возрастные особенности личности учащегося, социальную ситуацию его развития, иметь представление о со-

циальном окружении ребенка (семья, внеучебная деятельность, интересы).

Многие процессы, происходящие в обществе и в педагогической дея-

тельности, – это проблемы коммуникативной культуры. Поэтому важное значение имеет внедрение в педагогическую практику здоровьесберегаю-

щих технологий, способствующих снижению конфликтогенных факторов и развитию позитивных взаимоотношений в формальных и неформальных структурах школьного и вузовского социума.

Анализ научных трудов показал, что однозначного определения конфликта в педагогической теории нет, хотя виды педагогических конфликтов исследовались Ф. Аланом, С. Е. Аксененко, А. Я. Анцуповым, Ю. В. Гиппенрейтер, А. И. Донцовым, Б. П. Жизневским, Я. Л. Коломинским, Д. М. Маллаевым, Л. А. Петровской, Т. А. Репиной, А. А. Рояк, М. М. Рыбаковой, А. И. Шипиловым и многими другими учеными.

Неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их предупреждения, разрешения негативно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса.

Сегодня становится все более актуальным формирование конфликтологических компетенций у педагогов и всех участников образовательного процесса. Благоприятный психологический климат в коллективе (школе, классе, группе), снижение влияния конфликтогенных факторов, существующих в образовательной среде, использование методов индивидуального консультирования, учет личностного компонента участников конфликта будут способствовать гармоничному развитию личности каждого учащегося.

В первой главе раскрываются междисциплинарная категория «конфликт», структура данного феномена, функции и динамика. Во второй и последующих главах рассматриваются особенности педагогических конфликтов, их причины, специфика протекания, связанная с участниками конфликтов: «педагог – учащийся», «учащийся – учащийся», «учащийся – родитель», «педагог – педагог», «родитель – педагог», «педагог – администрация». В восьмой, заключительной, главе представлен анализ практико-ориентированных подходов, психотехнологий, используемых в предупреждении и урегулировании педагогических конфликтов.

В глоссарии (прил. 1) даны основные понятия, владение которыми обязательно для профессионального педагога-психолога.

Тема 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

Цель – ознакомиться с основными феноменами межличностного конфликта.

Задачи:

1) раскрыть суть понятия «межличностный конфликт»;

2) рассмотреть междисциплинарную категорию «конфликт», функции

и классификацию конфликтов;

3) изучить структуру конфликтов;

4) познакомиться с динамикой протекания конфликтов и стратегиями поведения в них.

Ключевые понятия : конфликт, конфликтная ситуация, структура конфликта, функции, динамика конфликта.

Основные теоретические положения

Слово « конфликт » происходит от латинского conflictus – « столкновение» и обозначает столкновение сил, сторон, мнений и интересов людей, вызывающее определенные действия . Впервые понятие «конфликт»

в качестве научного термина использовал английский социолог Г. Спенсер

в своем труде «Основания социологии».

Понятие «конфликт» является междисциплинарным. Конфликты изучают такие науки как психология, педагогика, социология, история, политология, философия и др. Изучением социального конфликта занимались М. Вебер, У. Мур, А. Росс и другие зарубежные и отечественные социологи.

Конфликт возникает как форма социального противоречия и заключается в осознанном противоборстве субъектов, преследующих несовместимые цели. Все конфликты имеют общую структуру и включают в себя участников конфликта (личности, группы), конфликтную ситуацию (противоположные интересы, позиции, мотивы) и специфическую активность субъектов (противоборство, столкновение, непримиримость).

С точки зрения А. Г. Здравомыслова, конфликт – это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями . Р. Дарендорф понимает его как лю-

бое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности . В «Психологическом энциклопедическом словаре» конфликт определяется как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями . При этом в качестве его форм выделяются внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты.

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предлагают понимать под конфликтом наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями .

Б. И. Хасан определяет конфликт как актуализировавшееся противоречие, т. е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы .

В истоке любого конфликта лежат противоречия, обусловленные неудовлетворенностью каких-либо потребностей конфликтующих. Противоречия являются объективной основой развития конфликтов. В тех случаях, когда конфликт возникает без видимых причин, конфликтная ситуация порождается латентным (скрытым) действием противоречий в социальных системах. Конфликт всегда связан с конкретными действиями противоположных сторон. Важной стороной этого противодействия является поведение людей. В конфликтных ситуациях стороны (индивиды, социальные группы, социальные организации) стремятся реализовать свои интересы .

Структура конфликта

Все конфликты имеют общую структуру, однако разные исследователи рассматривают различные структурные компоненты конфликта.

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов при описании структуры конфликта говорят о конфликтной ситуации , участниках конфликта , объекте кон - фликта , условиях протекания конфликта , образах конфликтной ситуации

и конфликтном взаимодействии . Конфликтная ситуация, с их точки зрения, включает в себя участников (стороны конфликта); группы поддержки; объект или предмет конфликта; условия протекания конфликта и образы конфликтной ситуации, имеющиеся у ее участников. Конфликтное взаимодействие как структурный компонент представляет собой совокупность приемов этого взаимодействия. Динамические характеристики конфликта авторы сводят к стадиям процесса возникновения и развития конфликта (включая и конфликтное взаимодействие, и разрешение конфликта) .

Автором первой понятийной схемы социально-психологического анализа конфликта является Л. А. Петровская. При описании структуры конфликта она выделяет следующие составляющие: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. Динамика конфликта, по мнению Л. А. Петровской, представляет собой процесс, состоящий из различных стадий развития конфликта – от возникновения конфликтной ситуации до ее разрешения.

Существенным признаком конфликта, по мнению Н. В. Гришиной, является наличие субъекта или субъектов как активных носителей конфликта. Конфликт как фаза противоречия возможен лишь тогда, когда его стороны представлены субъектами .

Под конфликтной ситуацией понимают совокупность объективных и субъективных условий, которые предшествуют конфликту и обусловливают несовместимые, взаимно отрицаемые требования сторон, вовлеченных в конфликт.

Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент. Инцидент – это повод для конфликта, конкретное обстоятельство, которое является «спусковым механизмом», порождающим развитие событий.

Участники конфликта , или конфликтующие стороны (оппоненты, соперники), – лица, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Участники конфликта обычно обозначаются в терминах ролевых позиций .

С точки зрения протекания конфликтной ситуации она может быть производственной, семейной, детско-родительской. Основой разногласий в конфликте являются интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивидуально-психологические особенности.

Кроме непосредственных участников конфликтной ситуации в конфликте опосредованно могут принимать участие и другие лица, заинтересованные в его развитии, – косвенные участники.

Подстрекатель (провокатор ) – это лицо, стремящееся столкнуть участников, втянуть их в конфликтную ситуацию, преследуя свои цели, но при этом остающееся в стороне. Его главная задача – спровоцировать конфликт, поддерживать его, извлекая из ситуации пользу, выгоду.

Пособник – это лицо, содействующее конфликту различными способами – советом, делом, а иногда и материально; пособничество может проявляться и в пассивности, бездействии.

Организатор – человек, который планирует конфликт, намечает стратегию и тактику развертывания действий, последовательность акций (чаще организатор находится вне конфликта и руководит им со стороны, но он также может представлять одну из противоборствующих сторон).

Посредник – нейтральное лицо, взявшее на себя обязательства оказать помощь противоборствующим сторонам в разрешении конфликта.

Переход от конфликтной ситуации к конфликтному взаимодействию начинается с действий инициатора – того, кто проявляет инициативу. В конфликте сторона – инициатор действий может рассматриваться как активная, а другая – как пассивная. В конфликтной ситуации стороны пытаются помешать друг другу в достижении определенных целей, противодействовать удовлетворению интересов противоположной стороны. Действия сторон проявляются в стремлении завладеть ресурсами противоположной стороны, повысить свой социальный статус, в посягательстве на собственность, на территорию. Конфликт может проявляться и в активных действиях сторон, направленных на изменение поведения соперника, его социальной позиции или статуса.

Конфликтное взаимодействие состоит из противоположно направленных действий участников конфликта, в которых реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы, происходящие в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Действия оппонентов влияют друг на друга, вытекают из взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны, т. е. являются взаимообусловленными, а значит, приобретают характер взаимодействия.

Под условиями конфликта имеют в виду объективные характеристики ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта и включают в себя условия возникновения и особенности протекания.

Причины возникновения конфликта – конкретные действия участни-

ков ситуации или возникшие обстоятельства. Выявить причину конфликта – это значит понять, что именно в действиях или поведении участников привело к переходу их взаимодействия в конфликт .

Предмет конфликта – это то, что становится объектом переговоров или борьбы участников взаимодействия (несовместимые притязания сторон) и связан с целями конфликтующих сторон. Предметом конфликта может быть конкретный объект (например, материальный предмет). Таким образом, предмет конфликта – объективно существующая или мыслимая

(воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами, т. е. это основное противоречие, из-за которого возник конфликт.

К условиям протекания конфликта относят факторы, влияющие на его развитие: социокультурный контекст конфликта (культурные нормы протекания и разрешения конфликтов); ситуационный фон развития дан-

ной конфликтной ситуации (который может выступать как фактор ужесто-

чения конфликта), наличие третьих сил, заинтересованных в смягчении или обострении конфликта, и др.

Действия участников конфликта . Конфликтное взаимодействие, в сущ-

ности, и является основным содержанием процесса конфликта.

Исход конфликта как структурный элемент представляет собой не столько результат, завершающую стадию развития конфликта, сколько иде-

альный образ этого результата, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия и определяющий его направленность. Исходом конфликта могут быть совершенные действия, изменение отношений, психологические последствия. Успешное разрешение конфликта требует учета интересов всех участников – не только непосредственных, но и тех лиц, чьи интересы могут быть затронуты данной ситуацией, и чья позиция может иметь влия-

ние на исход конфликта (косвенные участники данного конфликта).

Классификация конфликтов

В зависимости от того, какие структурные элементы конфликта рас-

сматривались, Ф. Е. Василюк, Н. В. Гришина, М. Дойч, Дж. Доллард, А. А. Ер-

шов, К. Левин, Н. Д. Левитов, А. Р. Лурия, Н. Миллер и другие ученые создавали свои классификации конфликтов (табл. 1).

В зависимости от сторон, вовлеченных в конфликт, противоречия бывают:

внутриличностными – отражают борьбу равных по силе мотивов,

влечений, интересов личности;

● межличностными – характеризуются тем, что каждый из участни-

ков стремится реализовать в процессе взаимодействия свои, взаимоисклю-

чающие, цели;

● личностно - групповыми – в этом случае возникает конфликт между личностью и группой; наблюдается в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;

● межгрупповыми – конфликтующими сторонами в этом случае вы-

ступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и пре-

пятствующие друг другу в их осуществлении;

● международными.

Таблица 1

Классификации конфликтов

Виды конфликтов

К. Боулдинг

● Конфликты между отдельными личностями;

● между личностью и группой;

● между личностью и организацией;

● между группой и организацией;

● конфликты между разными типами групп и орга-

● Конфликтные явления внутриличностного и меж-

личностного уровня;

● конфликты между государствами, нациями и т. д.

А. Г. Здравомыслов

● Межиндивидуальные конфликты;

● межгрупповые конфликты:

между группами по интересам;

группами этнонационального характера;

группами, объединенными общностью положения;

● конфликты между ассоциациями (партиями);

● внутри и межинституциональные конфликты;

● конфликты между секторами общественного раз-

деления труда;

● конфликты между государственными образованиями;

● конфликты между культурами или типами культур

А. Я. Анцупов,

● Внутриличностные конфликты;

А. И. Шипилов

● социальные конфликты: межличностные конфлик-

ты, конфликты между малыми, средними и больши-

ми социальными группами;

● международные конфликты между отдельными го-

сударствами и их коалициями

В аспекте потребностей конфликты подразделяются на материаль-

ные, статусно-ролевые, духовные.

По времени протекания конфликты бывают кратковременными, быст-

ротечными, длительными (затяжные, продолжающиеся годы, десятилетия).

Педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в ре­зультате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. Таким образом, в данном толковании педагогического конфликта как раз­новидности конфликтов вообще прежде всего обращается внимание на сфе­ру его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов (учителя и дети), эмоциональный фон протекания. Особо следует обратить внимание на то, что педагогический конфликт является формой проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, что весьма существенно для определения способов его предупреждения и преодоления.

В педагогической конфликтологии теоретически нет разграничения между такими понятиями как оппоненты, противники, субъекты, стороны конфлик­та. Данные понятия в представлении многих ученых являются синонимами. Думаю, что наиболее приемлемым можно считать понятие «субъекты конфлик­та», под которыми следует подразумевать отдельных лиц или группу людей в школьном социуме, являющихся непосредственными участниками конфлик­та и вовлеченных во все его стадии.

Важными понятиями, без которых конфликтология (в том числе и пе­дагогическая) как наука не может функционировать, являются: конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, инцидент.

Под конфликтной ситуацией понимают объективное сочетание различных обстоятельств, которые предшествуют конфликту и обусловливают, как прави­ло, несовместимые требования к различным лицам (когда удовлетворение одной стороны препятствует удовлетворению другой . По мнению ряда исследовате­лей в педагогике, конфликтная ситуация предшествует собственно конфликту, ее составляющими являются субъекты и объект конфликта со всеми их от­ношениями и характеристиками (Битянова М. Р., Вереникина Н. М.)

Таким образом, конфликтную педагогическую ситуацию можно принять как совокуп­ность объективных и субъективных условий, возникающих в школьном социуме и создающих определенное психологическое напряжение, по причине которого ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент. Инцидент – это по­вод для конфликта, конкретное обстоятельство, которое является «спусковым механизмом», порождающим развитие событий. По мнению М. Р. Битяновой, «инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участ­никам наличие объективного противоречия в интересах и целях» . Трудно согласиться с подобным утверждением. Инцидент далеко не всегда является осознанным фактом. Он нередко выступает как повод к конфронтации. Имен­но инцидент способствует переходу конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие. Последнее проявляется в поведении субъектов в конфликтной ситуации. В связи с этим можно говорить о культуре конфликтного поведе­ния его субъектов, заключающегося в грамотном разрешении противоречия, лежащего в основе конфликтной ситуации.

Особо следует остановиться на таких проблемах, как функции, причины, типология педагогических конфликтов.

Обобщая и систематизируя многочисленные исследования ученых (Л. А. Пе­тровская, А. И. Донцов, Т. А. Полозова, А. Я. Анцупов, Е. А. Первышева и др.), можно выделить следующие общие функции педагогического конфликта, условно названные конструктивными:

Особенностями любого педагогического конфликта является проявление чувствительности педагога к приоритетным противоречиям учебно-воспита­тельного процесса и управление им.

Обозначим наиболее важные из них.

На протяжении нескольких десятков лет сохраняется противоречие между потребностью учителя в общественном признании и недостаточным внимани­ем общества к удовлетворению этой потребности. Оно является одним из ве­дущих противоречий, снижающих удовлетворенность работой и избранной профессией. Возможно, что именно поэтому важным компенсатором низкого общественного признания становится уважение окружающих (особенно в рам­ках микросреды), хорошие взаимоотношения с коллективом, администрацией, учениками и их родителями. Сформированная у значительной части педагогов вера в непогрешимость собственного опыта, склонность доверять проверенным «на себе» решениям обедняет их способность к прогнозу, что приходит в проти­воречие с мобильностью современной ситуации, необходимостью перестройки всех сторон школьной жизни.

Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как пра­вило, в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести также социально-экономическое положение учительства в це­лом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятель­ности в данной области, районе, учебном заведении. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-пси­хологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренчески­ми качествами личности.

Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соот­ветствующем включении субъективного фактора. Однако, в практике немало фактов, свидетельствующих о приоритетной роли именно субъективного фак­тора в провокации конфликтов в школьном социуме.

Аналитика результатов ряда исследований позволяет выделить нам некото­рые основные тенденции в определении источников педагогических конфлик­тов в школе и их типологии.

Вторая тенденция – это выделение в самостоятельный тип конфликтов, связанных с поведением участников учебно-воспитательного процесса. Как считает тот же В. И. Журавлев, конфликты дисциплины, факты негативного поведения могут быть как неспровоцированными, так и вызванными педа­гогически непрофессиональными действиями учителей. Плохая организация класса, приказной тон, крик учителя часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися.

Третья тенденция в типологизации педагогических конфликтов связана с конфликтами межличностных взаимоотношений. Многие ученые и педаго­ги полагают, что данный конфликт возникает в сфере эмоционально-субъ­ективного отношения учителей и учащихся, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности (М. М. Рыбакова), из-за целевых установок и цен­ностных ориентации (В. М. Афонькова, Н. И. Самоукина, С. М. Березин). Ряд ученых относят к конфликтам взаимоотношений и конфликты на почве борьбы за лидерство (М. Р. Битянова, С. М. Березин, Н. И. Самоукина), открытое или маскируемое нарушение педагогической этики (например, этические и запре­дельно-этические конфликты у В. И.Журавлева), серьезные ошибки в тактике взаимодействия, дискриминацию в отношениях к отдельным учащимся.

Демонстрация своего превосходства, своего особого статуса, к сожалению, слишком распространены в учительской среде. Лишь 10 % учителей обладают умением пристального и постоянного внимания к личности другого челове­ка, глубокого понимания ее, уважения, искренностью в выражении чувств и переживаний в межличностном общении.

В неверных взаимоотношениях педагога с детьми видел известный психолог П. П. Блонский причины многих ошибок, приводящих к возникновению педа­гогического конфликта. Потому воспитание самого учителя должно заключать­ся, по мнению ученого, прежде всего «не в подготовке его как, в традиционном смысле, человека, несущего знания, обучающего детей, а в «воспитании чело­века, внимательно и естественно относящегося к детям ».

Все вышеуказанные тенденции в типологизации педагогических конфлик­тов касаются, в основном, конфликтов между учителем и учеником.

Правомерным является выделение некоторыми учеными типа педагогиче­ского конфликта, условно названного «организационным» или «структурным». Основным источником возникновения этого типа педагогических конфликтов являются недостатки в организации учебно-воспитательного процесса: отсут­ствие преемственности в содержании и организации обучения, существование четырех возрастных школьных периодов, как то: сложность адаптации к шко­ле первоклассников, переход из начальной школы в среднее звено, высокая тревожность по поводу дальнейших перспектив обучения у девятиклассников, неподготовленность учащихся 11-х классов к взрослой, самостоятельной жизни (Н. И. Самоукина, М. Г. Битянова). С. М. Шурухт рассматривает структурные конфликты по 7-ми подгруппам, выделенным в соответствии с причинами, их инициирующими: конфликты, связанные с наличием, ограничением и распре­делением ресурсов; конфликты, обусловленные разным статусом участников учебно-воспитательного процесса, их различиями в правах; конфликты, вы­званные наличием внутри школьного коллектива сложившихся референтных групп, нормы поведения и интересы которых вступают в острые противо­речия с общественными нормами поведения и др. О серьезных упущениях в организации учебно-воспитательною процесса, являющихся одним из важ­нейших источников возникающих конфликтов в школе, пишут в своих работах С. В. Березин, Э. И. Бурнашева.

Интересными, на наш взгляд, являются исследования, в которых рассма­триваются основные факторы, влияющие на конфликтность в коллективе, Так, например, Р. С. Вайсман получил результаты, согласно которым конфликтность зависит от величины коллектива и повышается, если эти размеры превышают оптимальные. Н. В. Голубева пишет о том, что конфликтность между подчи­ненными и руководителями выше, когда последние не принимают непосред­ственного участия в основной, профессиональной деятельности руководимого им коллектива, а выполняют лишь административные функции. По мнению Р. X. Шакурова и Б. С. Алишева, можно выделить две основные группы факто­ров, влияющих на конфликтность (или несовместимость) в педколлективе. Это объективные характеристики коллективной деятельности, выражающиеся прежде всего в ее содержании и способах организации, и психологические особен­ности его членов, как функциональные, так и нравственно-коммуникационные.

Интересная типология педагогических конфликтов предложена Г. Л. Воро­ниным. С учетом субъекта деятельности он выделил 10 видов противостояний: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родители, ученик-администратор, учи­тель-учитель, учитель-родители, учитель-администратор, родители-родители, родители-администратор, администратор-администратор.

Обобщая основные тенденции в построении типологии педагогических конфликтов, представленных в научной литературе, наиболее адекватной для изучения школьных конфликтов в системе сложного взаимодействия субъ­ектов учебно-воспитательного процесса нам представляется следующая типо­логия: «учитель-ученик», «учитель-администратор», «учитель-родитель», «учи­тель-учитель», «ученик-ученик». Признание данной типологии школьных кон­фликтов обусловлено следующим:

С помощью предлагаемой типологии можно упорядочить материалы бан­ка школьных конфликтных ситуаций, пригодных для обучения руководителей школ, учителей, реальным способам упреждения и разрешения педагогичес­ких конфликтов . Исходя из учета особенностей взаимоотношений субъек­тов школьных конфликтов, можно разработать практические рекомендации по снижению уровня конфликтности, предупреждению и преодолению данных конфликтов в реальной школе.

Конфликтология и конфликты

Педагогический конфликт -

Общие этические правила выхода из конфликтной ситуации:

Ø ищите то, что вас сближает,

Ø не нагнетайте напряженность,

Ø идите «навстречу» противнику,

Ø будьте открыты для принятия другой позиции,

Ø стремитесь создать самую сердечную, теплую атмосферу при встрече (дискуссии, переговорах, беседе, споре, полемике),

Ø не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственностьза возникшую ситуацию.

Способы разрешения педагогического конфликта по степени их усложнения по Н.Е. Щурковой:

1. Юмор (беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо или к кому-либо, но в нем не должно быть сарказма).

2. Психологическое поглаживание (нежность, ласка, одобрение, выражение любви; выделение положительных «черт» противника и улучшение отношений между партнерами).

3. Компромисс (соглашение на основе взаимных уступок).

4. Третейский суд (незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили во время конфликта, он может быть непосредственным участником примирения враждующих сторон или опосредованным).

Методы разрешения педагогических конфликтов:

· метод «выхода чувств» (человеку предоставляется возможность выразить свои отрицательные эмоции педагогу, психологу или психотерапевту, а от выслушивающей стороны требуется эмоциональная поддержка собеседника, сочувственное понимание);

· метод «эмоционального возмещения» (собеседник (который недруг) условно рассматривается как страдающее лицо, которому необходима помощь, сострадание, похвала его лучших качеств);

· метод «обнажения агрессии» (психолог, педагог, психотерапевт (или другое лицо) предоставляет возможность конфликтующим сторонам выразить свою неприязнь в его присутствии, дальнейшая работа основывается на одном из следующих методов);



· метод «принудительного слушания оппонента» (в ходе ссоры конфликтующих сторон педагог, психолог, психотерапевт (или другое лицо) дает инструктивный совет обеим сторонам: «Каждый из вас, прежде чем ответить оппоненту, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику» и тогда обе стороны внимательно слушают друг друга);

· метод «обмена позиций (взглянуть на ситуацию глазами оппонента);

· метод «расширения духовного горизонта» спорящих (ссора протоколируется или записывается на магнитофон, ее запись воспроизводится с целью ее анализа).

И прямые, и косвенные методы погашения конфликта должны основываться на этических нормах, не ущемлять человеческое достоинство и служить духовному росту личности.

Барьеры восприятия в общении и их влияние на установление контакта с детской аудиторией.

Барьеры общения - это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов или препятствующие взаимопониманию и взаимодействию.

Барьеры общения связаны с:

· характерами людей,

· их стремлениями,

· взглядами,

· речевыми особенностями,

· манерами общения.

Барьеры (межличностного) общения:

· барьеры восприятия;

· семантические барьеры;

· невербальные барьеры;

· барьеры, возникающие при плохом слушании;

· барьеры, возникающие при некачественной обратной связи.

Барьер восприятия связан с:

· источником информации,

· избирательное внимание,

· искажение,

· запоминание.

К барьерам восприятия относят:

· первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и т. п.);

· предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка);

· стереотипы;

· эффект проекций (когда человек склонен приписывать собеседнику те положительные или отрицательные черты, которые имеет сам, но которыми вряд ли обладает собеседник);

· эффект порядка (общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями - информацию, поступающую последней).

! Информацию на установление контакта с детской аудиторией я не смола найти, но там можно и так подумать. Например, дети всегда замечают все мелочи, поэтому следует следить за своим внешним видом и речью, а иначе при первой встречи с ребятами сложно будет установить контакт и заполучить их авторитет. Но я без понятия верно или нет.

Конфликты в педагогическом коллективе: нравственно - этический аспект. Негативные явления, осложняющие общение в педагогическом коллективе. Этика взаимоотношений руководителя образовательной организации с педагогическим коллективом.

Педагогические конфликт - взаимодействие субъектов педагогической системы, обусловленное противоречиями, возникающими в образовательном процессе.

Конфликты в педагогическом коллективе отличаются от педагогических конфликтов тем, что первые происходят в системе «учитель – учитель» или «учитель – директор». (хз)

Виды конфликтов с точки зрения этической (нравственной) стороны природы конфликта по В.И. Журавлевой:

· дидактического характера,

· дисциплины,

· связанные с методикой обучения,

· конфликты этики,

· втактике взаимодействия,

· вызываемые бестактностью учителей,

· запредельно-этические конфликты (педагогические правонарушения).

Основные группы производственных конфликтов:

· вызванные объективными обстоятельствами (неправильное распределение функциональных обязанностей),

· вызванные субъективными причинами (столкновение мотивов, взглядов учителей, притязания на определенный статус в коллективе и т. д.).

Однако на ту и другую группу причин могут также влиять обстоятельства значимости конфликта для отдельных личностей и всего коллектива.

Именно в педагогическом коллективе деструктивные конфликты наиболее нежелательны, так как они парализуют воспитательно-образовательный процесс и негативно отражаются на деятельности ученического коллектива. Но и отсутствие конфликтов тоже плохо. Как отмечает Ю.П. Львова, «беспроблемностъ в педагогическом коллективе порочна, ибо она означает оторванность коллектива от реальной действительности».

Факторы, порождающие причины конфликтов в педагогическом коллективе:

· критика в адрес коллеги,

· высказанная резко в оскорбительном тоне, с долей личной неприязни,

· неумение применять этику в полемике (выразить свое мнение, точку зрения на ту или иную проблему спокойно, без лишних эмоций),

· отсутствие профессиональной этики в общении.

Правила, которых нужно придерживаться в педагогическом конфликте:

· помнить о содержании проблемы,

· помнить о критики по существу дела,

· следить чтобы оправданная резкость слов не переходила в грубость, не создавала нервозности, не унижала человеческого достоинства,

· чрезмерно подчеркивать не какой-то один факт и строить на нем все претензии к коллеге, а приводить примеры и факты, которые должны быть неопровержимы, а все суждения доказаны,

· помнить, что нет людей, которым на протяжении всей профессиональной деятельности сопутствует удача и которые не совершают ошибок,

· выработать у себя умение ко всякой неприятности во взаимоотношениях с коллегами относиться как можно прозаичнее и спокойнее, с тем чтобы перенести ее как можно легче,

· пользоваться советами более опытных педагогов:

Познайте самого себя,

Возьмите на учет свои достоинства и недостатки,

Увидев недостатки в работе своего коллеги, не спешите их критиковать, если не знаете, как их устранить,

Если вы предлагаете что-то новое, удостоверьтесь, что ваше предложение действительно имеет реальную ценность для совершенствования воспитательно-образовательного процесса в целом,

Соблюдайте профессиональный этикет и культуру общения.

Руководитель учебного заведения является главным и ответственным лицом, организующим работу всего педагогического коллектива. Манера его поведения, настойчивость, интеллект, целеустремленность и последовательность - все это важнейшие качества, которые влияют на стиль школы, престиж ее в глазах общественности и родителей, на морально-психологический климат в коллективе. Поэтому к моральному облику руководителя образовательного учреждения предъявляются высокие требования.

К числу личностных черт руководителя, обуславливающих эффективность руководства, можно отнести:

· доминантность («влияние») - умение влиять на подчиненных,

· уверенность в себе - при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, а психологический комфорт в педагогическом коллективе обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению заданий,

· креативность (способность к творческому решению задач) - особенно существенно для инновационной деятельности, так как и ней руководитель выступает как творец,

· умение самому принимать решение (как бы ни были хороши консультанты, конечное решение руководитель должен принимать сам),

· общечеловеческие нравственные качества - честность, искренность, прямота, доброжелательность, справедливость, правдивость, принципиальность,

· эффективный стиль руководства - соучаствующее управление, но не исключаются авторитарный и демократический стили (так как нет однозначных ситуаций, когда решение нужно принимать быстро; реакция каждого члена педагогического коллектива на один и тот же стиль руководства может оказаться различной).

Руководитель образовательного учреждения обязан:

· мастерски владеть культурой педагогического общения: подсказать, посоветовать, помочь своим заместителям, педагогам; внимательно выслушать родителя, ученика,

· быть достаточно строг, но справедлив, демократичен в общении и уметь держать дистанцию, обеспечивающую его ролевой статус,

· уметь преодолевать конфликты, возникающие в педагогическом коллективе,

· быть выше собственных симпатий и антипатий, эмоциональных побуждений и руководствоваться только интересами дела, коллектива.

· открыто отзываться о каждом члене своего коллектива, обосновывая справедливые суждения конкретными фактами и делами,

· обязан заботиться о создании атмосферы психологического комфорта в коллективе, основными элементами которой является чувство безопасности у работников, отсутствие у них тревоги, беспокойства за завтрашний день, оптимистический взгляд на события, происходящие в коллективе, уверенность, что в трудной ситуации руководство и коллеги поддержат и защитят,

· не пользуются административно-командными методами, не принимают решений единолично, если дело касается всего коллектива.

· не «раздувать» конфликта в педагогическом коллективе, где используется всевозможные способы преследований, дискредитации, сведения счетов со «строптивыми», по собственному мнению, коллегами.

Конфликт как проблема взаимоотношений различных членов общества, отдельной личности с социальными группами, и многие другие формы трудноразрешимых противоречий, связанных с острыми эмоциональными переживаниями, составляет предмет исследования конфликтологии. Исследования в этой области предполагают изучение детерминирующих аспектов возникновения и распространения конфликтов, а также создание методик диагностики, прогнозирования и локализации проблемных ситуаций.

Педагогическая конфликтология изучает причины и следствия конфликтов в профессиональной деятельности учителя.

Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Педагогу не следует торопиться принимать меры, наказывать ученика, не проанализировав мотивы поступка, не считаясь с его позицией личной самооценкой сделанного.

Человеку необходимо иметь определенный внутренний стержень, ядро личности, миропонимание, социальные и нравственные убеждения. Умение ориентироваться в сложной обстановке, находить рациональное решение возникающих проблем с учетом требований моральных и правовых категорий взаимодействия, нужно развивать с детства. Развитие рефлексии сегодня важно, потому что если в детстве, отрочестве и юности человек не приобрел навыки самоанализа, то позднее достичь этого становится довольно трудно.

Известно, что неблагополучие во взаимоотношениях между педагогом и учащимися, неудовлетворенность потребностей детей в позитивных отношениях со взрослыми имеют многосторонние отрицательные последствия для ребенка. Такие формы поведения возникают, когда не учитываются возрастные изменения в требованиях подростка к формам общения и само содержание взаимоотношений взрослого с ним.

Отличительной профессиональной особенностью учителя становится создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения в системе образования на основании структурированного и стимулированного общения с детьми.

Императивные тона негативно влияют на работу мышления, на самопонимание, и вербализацию мотивов. Такой неоправданно узкий подход к педагогической работе чреват тяжелыми психологическими потерями не только в отдаленном будущем, но в повседневных буднях школьной жизни: возникают острые конфликтные ситуации, падает интерес к учебе у школьников, стрессы становятся неизбежным явлением и т. д. Подростку может помочь дружелюбное внимание в сдержанных проявлениях, нужно чтобы он видел, что учитель готов ему помочь, что его самооценке ничего не угрожает в общении со старшими.



№ 16. Учёт возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся в воспитании.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и
индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе
воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности
его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления.
Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в
развитии.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды
развития детей и школьников:
младенчество (до 1 года),
ранний детский возраст (2-3 года),
пред-дошкольный возраст (3-5 лет),
дошкольный возраст (5-6 лет),
младший школьный возраст (6-10 лет),
средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет),
старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).

Особенности развития и воспитания младших школьников.
Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата
обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к
беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной
и той же позе. В этой связи весьма важно практиковать на занятиях различные
виды учебной работы (чередовать письмо с чтением, с выполнением упражнений и
других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения
сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультпаузы и т.д.
Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная
организация и совершенствование их познавательной деятельности. Прежде всего,
важно развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным
познанием окружающего мира, то есть ощущения и восприятия.
Однако их восприятия характеризуются недостаточной дифференцированностью.
Воспринимая предметы и явления, они допускают неточности в определении их
сходства и различия, зачастую акцентируют внимание на второстепенных деталях и
не замечают существенных признаков. Например, при письме они нередко путают
буквы "з" и "е", цифры "6" и "9".
Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредоточиваются на восприятии "неинтересного" материала, учителя
стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать
школьное учение более занимательным.
Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю
занимательность и что у детей нужно формировать понимание своих школьных
обязанностей.
Весьма важно развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам
поведения. В то же время следует умело использовать нравственные упражнения
для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения.

Особенности развития и воспитания учащихся среднешкольного (подросткового) возраста.
Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период
происходит переход от детства к юности. Физическое
развитие средних школьников характеризуется большей интенсивностью,
неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом
полового созревания.
Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной
деятельности.
Важной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной
работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность
и творческий подход при выполнении домашних заданий.
Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания.
Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они
охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и
выступают как их собственные моральные принципы.

Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.
Существенной возрастной чертой подростков является стремление к утверждению
своего достоинства и престижа среди товарищей.
Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является
профориентация.

Особенности развития и воспитания старших школьников.
Старший школьный возраст - это период ранней юности, характеризующийся
наступлением физической и психической зрелости.

Школьники отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил,
неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.
Преобладающее значение в познавательной деятельности
занимает абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.
В их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление к
сравнениям, а присущая подросткам категоричность суждений уступает место
гипотетическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность
изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи,
которые существуют между количественными и качественными изменениями.
Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное
формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных
знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и
убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в поведении. Вот почему
так важно, чтобы в школе содержательно осуществлялось гражданское и моральное
воспитание, проводились дискуссии, а учащиеся систематически вовлекались в
общественную работу.

Учет половых особенностей учащихся в воспитании.
Одной из основных задач полового воспитания является формирование мужественности (у мальчиков) и женственности (у девочек).
Формирование мужественности у мальчиков рассматривается через воспитание выносливости, мужественности, храбрости, отважности, отваги. Формирование женственности у девочек предполагает развитие заботливости, нежности, доброжелательности.

Что касается интересов, то в центре внимания девочек, начиная с раннего возраста, находится человек и сфера его непосредственного бытия, у мальчиков же интересы направлены на относительно отдаленные предметы и явления. Мальчики имеют преимущество в познании чего-то особенного, более редкого, специального, но уступают девочкам в знании более простых и распространенных предметов и явлений. В целом круг интересов мальчиков шире, чем девочек.

Мальчики наиболее высоко ценят активные, энергичные игры, связанные с борьбой и соревнованием, затем игры на ловкость, игры-приключения. Логические игры - наименее любимы. Девочки предпочитают игры связанные со сферой семьи; игры на ловкость, логические игры, игры-приключения и связанные с борьбой и соревнованием они любят меньше всего. При обучении мальчиков и девочек педагогу следует знать особенности познавательных процессов. Чаще, при выполнении заданий на внимание девочки ориентируются на быстроту, а мальчики на точность работы
Что касается памяти, то девочки лучше запоминают цифры, буквы, слова и фигуры. Однако многое зависит от того, что интересует мальчиков и девочек. Выявлено, девочки лучше учатся. Это обуславливается примерным поведением, аккуратностью, собранностью, сдержанностью, чего так недостает представителям сильного пола.

Все вышеперечисленные половые особенности мальчиков и девочек имеют место при взаимодействии «учитель-ученик». Учитывая эти особенности, педагог может добиться значительных успехов в своей профессиональной деятельности, а именно заинтересовать учеников и снять возможные трудности в процессе овладения тем или иным предметом.

Учет индивидуальных особенностей учащихся в воспитании.
Организация уч. процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной уч. работы в рамках общих задач и содержания обучения. И. о. направлена на преодоление несоответствия между уровнем уч. деятельности, к-рый задают программы, и реальными возможностями каждого ученика. Индивидуализация обучения не означает, что каждый школьник обучается индивидуально, независимо от других, хотя в принципе и такое обучение возможно. Индивидуализация обучения означает, что оно ориентируется на индивидуально-психологические особенности ученика, строится с учетом этих особенностей.
Класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню - к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости - иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоего мифического «среднего» ученика. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а «слабые» ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения. Те, кто относится к «средним», тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, памяти, воображения, мышления. Одному необходима основательная опора на наглядные образы и представления, другой менее нуждается в этом; один медлителен, другого отличает относительная быстрота умственной ориентировки; один запоминает быстро, но не прочно, другой - медленно, но продуктивно; один приучен организованно работать, другой работает по настроению, нервно и неровно; один занимается охотно, другой - по принуждению.
Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:
уровень обученности и обучаемости;
уровень общих умственных способностей;
скорость усвоения;
индивидуальный стиль умственной деятельности;
психофизические особенности учащихся.

Индивидуализация образования осуществляется через:
-Вариативность содержания:
базовый компонент;школьный компонент; личностный компонент образования - разнообразие предметов, курсов, тем по запросам учащихся.
-Организацию образовательного процесса:
занятия по индивидуальному выбору;
уроки; индивидуальный план (мастер-классы); интенсив (английский язык);индивидуальное обучение (Никитин Степан);семинары; практикумы; лекции; консультации; экскурсии; тренинги.
-Формы образовательного процесса:
коллективные;групповые; индивидуальные; самостоятельные, бригадные.
-Методы образовательного процесса:
проблемно-поисковые; проблемные; экспериментальные; проектные; аналитические; самостоятельные; фронтальные.
Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ученика.

Предмет педагогики - целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики - воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

  • Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.

Цели воспитания - ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий

Воспитание обычно строится "на трёх китах":

  • наказание (кнут),
  • поощрение (пряник)
  • личный пример воспитателя.

Образова́ние - целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний, а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений.

В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому [между поколениями]».

Обуче́ние - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение - вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Основанием для организации обучения является изготовленный в звене учения (и в звене обучения) продукт ученика, в котором отсутствуют необходимое качество и количество содержания, представленного в учебном материале. Если такого продукта ученика нет, то невозможно организовать и деятельность обучения.

Деятельность обучения считается завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Педагогический процесс рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, воспитания и общего развития воспитуемых. Отсюда процессуальными компонентами являются:

  1. цель,
  2. задачи,
  3. содержание,
  4. методы,
  5. средства,
  6. формы взаимодействия педагогов и воспитуемых,
  7. достигаемые результаты.

Объект педагогики - изучение человека. Аспекты изучения - педагогические явления (происходящие в процессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражающие решение определенных педагогических целей и задач) и педагогические факты (сведения о наблюдаемой педагогической действительности, данные педагогических измерений).

Педагогический факт ‒ любое объективно существующее явление педагогического процесса. Педагогические факты делятся на эмпирические и научные

Например, в школе появился новый учитель физкультуры и организовал секцию восточных единоборств. В секцию записалось большое количество желающих, которые стали в ней активно заниматься - это можно рассматривать как новое педагогическое явление для данной школы. Допустим, что руководство школы решило изучить причины стремления учеников заниматься в этой секции и выяснило, что большинство ребят пришли туда под влиянием просмотра телевизионных передач - это уже педагогический факт .

Вопрос № 19:

ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ
Процесс становления личности, с каких бы теоретических позиций его не рассматривали, естественным образом дополняется и переплетается с целенаправленным формированием личности, т.е. ее воспитанием. Современные научные представления о воспитании, как процессе целенаправленного формирования личности, сложились в итоге длительного противоборства педагогических идей. В период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах существует и в настоящее время. Немецкий педагог И.Ф.Гербарт , будучи ярким представителем этого подхода, сводил воспитание к управлению детьми. Цель такого управления – подавление «дикой» резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону». Управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Таким образом, основным методом воспитания для Гербарта стал надзор за детьми, осуществляемый в приказаниях. Фактическим протестом против авторитарного воспитания явилась теория свободного воспитания, предложеннаяЖ.Ж.Руссо . Руссо и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Русский педагог П.П.Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие организма, при этом, не учитывая очень важного, с точки зрения современной педагогики, «двустороннего» характера воспитания. В концепции Блонского ребенок выступал преимущественно как объект воспитания. Современная педагогика исходит из того, что понятие воспитания отражает не прямое воздействие, а взаимодействие педагога и воспитуемого, их постоянно развивающиеся отношения. В.А.Сухомлинский пишет: «Воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает ». Целью воспитательного процесса является формирование определенных качеств личности, соответствующих идеалам общества и обеспечивающих ее позитивный вклад в жизнь этого общества. Однако целенаправленное формирование желаемых качеств осуществляется не только благодаря внешним воздействиям родителей или педагогов, сама личность на определенном этапе своего развития может ставить перед собой подобные цели, которые можно назвать целями самовоспитания. Самовоспитание это процесс формирования себя в соответствии со своим идеалом и возможностями . При определении задач самовоспитания важно задуматься над тем, насколько то, что мы хотим сформировать у себя, гармонично «впишется» в имеющийся комплекс личностных особенностей, насколько это естественно, органично для нас, станет ли это «восхождением к индивидуальности», к обретению собственной целостности и уникальности. Воспитание и самовоспитание – это процессы, осуществляемые постоянно, хотя очевидно, что с возрастом роль самовоспитания может возрастать, превалируя над долей воспитательных воздействий.