Биографии Характеристики Анализ

Конспект непосредственной образовательной деятельности«Умелые руки не знают скуки. Тема занятия: «Умелые руки не знают скуки Смысл пословицы золотые руки не знают скуки

«Пословицы о дружбе» - Друга на деньги не купишь. Без беды друга не узнаешь. Друг - твоё зеркало. За дружбу дружбой платят. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись. Не бросай друга в несчастье. Для дорогого друга - ворота настежь. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

«Английские пословицы» - Вопросы по содержанию. Как национальный характер отражается в пословицах? Этапы проведения проекта. Почему мы используем пословицы в своей речи? Как пословицы распространяются по всему свету? Что общего в народной мудрости разных стран? Какие эквиваленты русских пословиц есть на английском языке? В каких случаях мы используем пословицы?

«Хлеб да соль» - Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации. Поваренную соль используют в пищу. Каковы химические свойства солей? Почему соли обладают сходными свойствами? Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным. Было у короля три дочери. Взаимодействие солей с щелочами.

«Русские и английские пословицы и поговорки» - От малых ударов валятся большие дубы. Предмет исследования. Актуальность. Цели. Лучше поздно, чем никогда. Well begun is half done. ОСНОВНОЙ: принятие решений; выполнение проекта. Хорошо начатое - наполовину сделано. Какой отец, такой и сын. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: целеполагание; планирование. Наблюдение анализ сравнение классификация перевод моделирование.

«Пословицы о добре» - Доброе слово и железные ворота открывает. ПОМНИ! Попробуй не наступить, а уступить. Доброе слово, что дождь в засуху. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Добро помни, а зло забывай. Рубашка износится, а доброе дело не забудется. За добро добром платят. Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра! Добро ходит по свету тихо.

«Пословицы» - Книги читать – скуки не знать. Своя земля и в горсти мила. Зачем и клад, коли в семье лад? В здоровом теле – здоровый дух. Вражда не делает добра. Каков мастер, такова и работа. Пока железо в работе, его и ржа не берет. Наукой люди кормятся. У нашего свата ни друга, ни брата. Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.


ОГКОУ Ивановская школа VIII вида № 2
Конспект
внеклассного занятия,
проводимого в рамках недели начальной школы
Тема занятия:
«Умелые руки не знают скуки»
Составитель: Александрова М.А.
Иваново, 2014
Цель: активизировать и стимулировать творческую активность обучающихся.
Задачи:
Вызвать интерес к теме занятия, желание общаться.
Развивать память, мышление, воображение.
Корректировать эмоционально-волевую сферу, речедвигательный аппарат, моторные функции.
Формировать позитивную мотивацию в овладении различными умениями.
Обогащать словарный запас детей.
Воспитывать такие качества как, товарищество, дружелюбие, честность, справедливость.
Способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми.
Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в играх развивающего характера.
Оборудование:
- карточка с названием «Умелые руки не знают скуки»;
- индивидуальные раздаточные карточки с буквами;
- индивидуальные разрезные картинки;
- предметные картинки: «бабочка», «цветок и трава», «рыба»;
- скрепки (прищепки) цветные;
- картонные шаблоны: круги, трапеции;
- карточка-ребус;
- счетные палочки;
- заготовка «рыба» из полосок бархатной бумаги на стенде;
- карточки-раскраски «Соедини по точкам»;
- бумажные моря: голубое и темно-синее;
- кораблики из цветной бумаги;
- телевизор, DVD-проигрыватель.
Ход занятия
I. Организационный момент.Заскучали как-то рукиИ заплакали от скуки:Без работы пропадем,Без работы мы умрем!Выручай быстрее руки,Вдруг умрут они от скуки!Дело им скорее дай,Умирающих - спасай!
- Ребята, начнём наше занятие с приятной игры.Упражнение-игра: «Передай комплимент руками» (передать по кругу прикосновение, рукопожатие, поглаживание и т.д.)- Какие прикосновения лучше дарить друг другу?
II. Введение в тему занятия.
- Прочитайте тему нашего занятия с доски.
Умелые руки не знают скуки
Затем: читаем хором, читают только девочки, читают только мальчики.
- Как вы объясните смысл этого выражения? (Это значит, что трудолюбивый человек никогда не сидит без дела, никогда не скучает и у него все получается, все удается).
- Вот и мы сегодня не дадим скучать нашим рукам, будем выполнять очень много интересных заданий.
- Соберите из разрезных букв выражение «Умелые руки не знают скуки» (каждый обучающийся старается собрать его самостоятельно).

-Молодцы, вы все справились с заданием!
III. Основная часть.
1. Разрезные картинки.
- Расставьте по порядку перепутанные буквы.
ОБАЧАКБ
4 3 7 5 2 6 1
Какое слово у вас получилось? (Бабочка)
- Соберите бабочку на своей картинке, у каждого из вас получится своя бабочка, не похожая на другие.
Учитель оказывает необходимую помощь обучающимся.
- Молодцы, ребята. Какие разные и необычные бабочки у вас получились!
2. Игры со скрепками.
Учитель показывает картинку.
- Что вы на ней видите? (Цветок на траве)
- Сейчас мы будем собирать из скрепок цветы и траву.
- Вам даны скрепки разных цветов, назовите их.
- Верно. А теперь приступайте к работе.
Учитель оказывает необходимую помощь обучающимся.
- Молодцы, ребята. Какие красивые цветы у вас получились!
Физкультминутка (музыкальная разминка «Дорога к солнцу»)
3. Работа со счетными палочками.
- Отгадайте загадку.
В воде мы живем,
Без воды пропадем.
(Рыбы)
- Верно, это рыба.
Учитель показывает картинку.
- Мы будем собирать рыбу, а из чего скажите сами. Что у меня в руках? (Счетные палочки)
- Да. Сколько нам их потребуется, чтобы сложить рыбу? (13)
Учитель показывает стенд, на котором сложена рыба из полосок бархатной бумаги.
- Каждому из вас выданы палочки, можете приступать к работе.
Учитель оказывает необходимую помощь обучающимся.
- Молодцы, ребята. Вот какая чудесная рыбка у вас получилась!
IV. Рефлексия.
- Ребята, посмотрите. Перед вами «Море радости» и «Море грусти» (учитель показывает их), пустите свой кораблик в море по своему настроению.
- Если после занятия у вас осталось хорошее настроение, то пустите свой кораблик по голубому морю, а если наоборот, то по темно-синему.
Звучит музыка.
Обучающиеся подходят к доске и «пускают свой кораблик по морю».
- А теперь рассаживайтесь по местам.
V. Итог занятия.- Какая тема у нашего занятия?
- Какие упражнения мы выполняли на занятии?
- Какие задания вам понравились больше остальных?
- Посмотрите, как вы оценили своё настроение в конце занятия.
- Ребята, вы были большие молодцы: очень активные, творческие и умелые. Поэтому каждый из вас получает карточку-раскраску «Соедини по точкам».
- Занятие наше окончено, будьте всегда такими же активными ребятами.

Цель:

1. Приобщение подрастающего поколения к великим ценностям русской культуры народа через ознакомление с декоративно-прикладным искусством России.

2. Учить детей сравнивать между собой изделия народных мастеров (одного вида), находить сходство и различие.

3. Активизировать речь детей за счёт новых слов: гончар, коробейник, ремесло, ремесленник. Учить доводить начатое дело до конца.

4. Воспитывать уважение к труду, гордость за мастерство Российского народа, интерес к народным ремёслам, развивать вкус. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа;

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, встаньте в круг и покажите мне свои ладошки. Возьмите друг друга за руки и почувствуйте тепло ваших рук. Вместе с теплом наших рук мы передаем друг другу хорошее настроение, пожелание здоровья.

Воспитатель: Зачем человеку нужны руки? Как вы понимаете выражение "золотые руки", "волшебные руки", мастеровые?

Воспитатель: Да, руки народа поистине создают чудеса. Про такие руки говорят: золотые, трудолюбивые, умелые, волшебные, мастеровые. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят "русские чудеса".

Воспитатель: Как вы понимаете значение пословицы "Умелые руки не знают скуки"? (ответы детей)

Ребята, а чтобы в этом убедиться мы отправимся на ярмарку. Что такое ярмарка? (ответы детей) Ярмарка- это место, где можно купить и продать разнообразный товар. Здесь и народные гуляния, и кукольные представления, веселые карусели, частушки. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много, что глаза разбегаются. (показ репродукций "ЯРМАРКА" Б.Кустодиева)

Воспитатель: Что это за музыка играет? Ярмарка начинается! Поспешим, ребята!

На русской ярмарке

1. Двое детей держат в руках платки и образуют ворота.

Ото всех дверей,

Ото всех ворот,

Приходи, скорей.

Торопись, народ!

Мир вам, люди дорогие, вы явились в добрый час.

Встречу тёплую такую мы готовили для вас.

Хлебосольством и радушьем знаменит Рязанский край.

Здесь для вас и песни русские, и медовый каравай.

Воспитатель:

Здравствуйте, гости, милости просим!

Ярмарку открываем, веселье начинаем

Ярмарка, ярмарка,

Огневая, яркая, плясовая, жаркая.

Глянешь направо – лавки с товаром,

Глянешь налево – веселье даром.

Солнце красное встает,

Спешит на ярмарку народ.

2. Воспитатель: Часто на ярмарках можно было встретить коробейников. Коробейники – это торговцы разными мелкими товарами: лентами, платками, игрушками, сластями, - они не стоят за прилавками, а торгуют вразнос. Они ходят по всей площади праздника и предлагают людям свои товары.

1 Ребенок (с коробом)

Нитки, иголки,

Для волос заколки!

За целый пучок

Плати пятачок!

2 Ребенок (с коробом)

А вот, сколько ленточек разных

Для девочек прекрасных.

1 Ребенок:

А вот голубой платочек,

Как нежный весенний цветочек.

2 Ребенок:

Становитесь в ряд,

Забирайте все подряд!

3. Воспитатель: Давайте пройдем по ярмарке и посмотрим на изделия мастеров. (звучит песня "Золотая ярмарка")

1-й стол «Дымковская игрушка"

Воспитатель: Что за игрушка, где ее изготавливают? Из чего сделана игрушка? Какая она? Какие краски используют мастера? Какими элементами украшено изделие? Что они означают? (круг - солнце, луна; точка- звезды; волнистая линия - вода, река; прямая линия-дорога). Как называют мастера, который изготавливает игрушки из глины? (гончар)

2-й стол "Городецкая роспись"

Воспитатель: Здесь представлены изделия из одного старинного русского города - Городец. Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, мебель, ставни, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Как называются элементы городецкой росписи?

3-й стол "Матрешка"

Воспитатель: (загадывает загадку)

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -...(Матрешки)

Молодцы, ребятки! А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

Матрешки у нас необычные. В каждой спрятана часть пословицы о труде.

1. Не будет скуки \когда заняты руки\.

2. Труд человека кормит \а лень портит\

3. Сделал дело \гуляй смело\.

4. Кто первый в труде \тому слава везде\.

5. Хочешь есть калачи \не сиди на печи\.

6. Кто привык трудиться \тому без дела не сидится\

Воспитатель: Ни одна ярмарка не обходилась без песен, частушек, плясок, шуточных игр. Давайте поиграем в игру "У Ванюшки - казаченка" (дети выполняют движения в соответствии с текстом, повтор игры проводится в более быстром темпе)

У Ванюшки - Казаченка

Жили в маленьком сарайчике

Ровно 10 сыновей

И все 10 без бровей

Вот с такими ушами,

Вот с такими глазами,

Вот с такими носами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой,

Они не пили и не ели,

На него всё смотрели,

И все делали вот так ….

4-й стол "Хохлома"

Воспитатель: Какой росписью украшены изделия? Какие предметы расписывают этой росписью? Что изображают мастера на своих изделиях? Почему хохлому называют "золотая"? Какие цвета встречаются в узорах? Из какого материала изготовлена посуда, мебель?

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель.

4. Роспись хохломской посуды

Воспитатель предлагает детям помочь мастеру расписать посуду. Повторяется порядок рисования элементов узора.

1. Вдоль узора рисуем слегка изогнутую веточку. (завиток)

2. Рисуем ягоды.

3. Рисуем по 3 листочка.

4. Концом кисти рисуем травку(усики)

Во время работы звучит песня Раисы Марковой "Городец и хохлома"

5. Подведение итогов занятия.

Вы только взгляните вокруг:

Вся наша жизнь – дела наших рук.

Села, мосты, города, виадуки –

Все наши руки, все наши руки!

Умелые руки – основа успеха,

Руки – мастерство человека!

Руки – о многом они говорят.

Глаза только видят, а руки творят.

Воспитатель:

Закончим праздник русской песней,

Ее все вместе мы споем.

Нет на земле страны чудесней,

Чем та, в которой мы живем!

Дети исполняют песню о России.

Сущеня Людмила Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД ДДТ
Населённый пункт: Мурманская обл.г. Полярные Зори
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Умелые руки не знают скуки
Дата публикации: 19.03.2017
Раздел: дополнительное образование

ДОСУГ- НЕ БЕЗДЕЛЬЕ

«Умелые руки не знают скуки»

Цель

мероприятия:

показать

интересно

проводить свободное время, приносить пользу и расширить свой кругозор.

Оснащение: предметы рукоделия, иллюстрации.

Ход мероприятия.

Досуг п р о и с х о д и т

г л. д о с я г а т ь

д о с т и г а т ь. И

исходно досуг о з н а ч а е т

я д ос я г,

д ос ти г» ,

Достижение (укр. досягнення), результат, а не безделие.

достижение, его досуг. И теперь на этих запасах – на досуге - он уже

п р о ж и т ь

д е л а т ь,

досужий хозяин, т.е. умелый, успешный, с достижениями.

А другой - ничего не собрал, нет у него достижения, нет досуга. И

него недосуг

добывать

недосужий человек, то бишь неудачливый, невезучий.

что досуг

свободное

скорее, не праздность лентяя, а отдых достигшего, того, кто

уже потрудился.

Начать разговор хотелось бы с притчи … Один мудрец взял пустой

кувшин и наполнил ее доверху небольшими камнями. Собрал

своих учеников и задал им первый вопрос: «Скажите, уважаемые,

полон ли мой кувшин?» На что те ответили: «Да, полон». Тогда

мудрец взял полную банку с горохом и высыпал содержимое в

кувшин с камнями. Горох занял свободное место между камнями.

Задал мудрец второй вопрос: «Полон ли теперь мой кувшин?»

Ученики вновь подтвердили, что полон. Тут мудрец взял коробку с

песком и его тоже высыпал в кувшин. Песок просочился сквозь

горох и камни и занял все свободное место и все закрыл. Еще раз

спросил мудрец своих учеников, полон ли кувшин и снова

услышал утвердительный ответ. Тогда достал мудрый человек

кружку, полную воды и вылил ее в банку до последней капли.

Засмеялись ученики, видя все это. Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы

Вы осознали, что кувшин - это наша жизнь. Камни - самая

главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья,

здоровье. Горох - это вещи, которые иметь приятно, но это не

самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок

символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.

Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для

гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время

на пустяки, не останется времени на самое главное. Уделяйте

сперва время своим родным и близким, себе и друзьям, а

заняться уборкой, ремонтом, всегда найдется время. Следует

сначала тратить время на камни, все остальное - песок. Мудрец

уже собирался уходить, когда один из учеников задал вопрос: «А

для чего же нужна была вода?» Учитель с улыбкой ответил: «Я

чтобы Вам показать, что как бы ни была

занята жизнь, всегда найдется место для безделья»

(звучит веселая народная музыка)

Рады мы вам, гости

Дорогие наши!

Русское спасибо

Вам от сердца скажем!

На земле родимой

Мы вас величаем!

Доброго здоровья

От души желаем!

Кланяемся низко,

Если не знакомы?!

Как велит обычай:

Будьте все, как дома!

Рада вас видеть в своей горнице! В современных-то квартирах все равно

не то! Нет что ли той светлости, душевности… Да и вообще, чего

сравнивать? Или деревянный дом-терем или казенная каменная коробка,

в которой соседи даже друг друга не знают…

Вот вспоминаю, жили мастера,

У них, что было? Руки и топор.

День начинали, с раннего утра,

Сейчас не то, работа на позор.

По всей Руси стояли терема,

Своей красою, радовали всех.

Сейчас беда, коробки, не дома,

Гляжу на них, и разбирает смех.

Такого раньше, не могло и быть,

С землёю рядом, ставили жильё,

Она накормит, и поможет жить,

Об этом помнит, только старичьё…

Жаль, не вернётся, давняя пора,

Не тронет вас, из прошлого укор.

Что жили раньше, чудо мастера,

У них, что было? Руки и топор…

Ну, да ладно, что об этом говорить! Сказ свой мы поведем о другом. О

простых руках, которые могут творить истинные чудеса.

Семь ходоков однажды налегке

Пошли земную истину искать.

Нашли они лишь старца вдалеке:

Тот старец мудр был, эка благодать!

Спросили ходоки у мудреца:

"Пришли мы все сюда издалека,

Чтобы узнать у мудрого отца,

Ответ загадки, что живёт века.

Чем лодыря мы отличаем от творца?

Кого-то умного от явно дурака?

Рабочего умельца от купца?"

Сказал мудрец: "Отличие – рука!

Послушайте внимательно друзья:

Руке я мастера сегодня гимн сложу.

Нам жить и сегодня без неё нельзя.

Она во всём, на что не погляжу.

Все памятники созданы лишь ей -

Мозолистой талантливой рукой.

Любой левша, он вовсе не плебей.

Жизнь без него была бы никакой."

Поклонимся же мастера руке,

В её шедеврах память Мир хранит.

Та память о далёком далеке,

Подругу от души благодарит

Гаврюшкин А.Е.

Вот передо мной незатейливый сундучок.

За печкою невидимый сверчок,

И мне уже сверчка привычно пенье,

А там за печкой мамин сундучок…

Хранится в нем цветастый сарафан

И для косы нехитрые уборы…

Ведь им удел особый дан:

Напоминать девическую пору.

(открывает сундучок, вынимает расписные деревянные ложки)

Ложки? Не понимаю, зачем они здесь? А, может быть, вот для этого…

(поет в сопровождении ложек)

Из-за леса из-за гор

Ехал дедушка Егор

На скрипучей на тялеге,

Да на сивой лошаде

Да охо-хо!

На телеге той товар,

Что везет он на базар:

Полотенца с кружевами,

Да рубашки с петухами

Да охо-хо!

Всем работа нравится,

Она повсюду славится.

Вышита утирочка

Ну, прямо как картиночка

Да охо-хо!

Издавна русский народ славился трудолюбием и стремился украсить

свой быт. Почти все в избе делалось своими руками: вырезали посуду из

дерева, лепили из глины, плели корзины, лапти, валяли валенки, ткали,

шили одежду, вышивали изделия, лепили и расписывали игрушки для

детей. Все делали тщательно, с любовью, поэтому все было не только

полезным, но и красивым. Сегодня в моей горнице собрались мастера:

умелицы да рукодельницы.

а гладком полотне цветов различных нити

Узорами причудливо сплелись.

По взлёту вдохновенья и наитий

Листва, цветы и гроздья родились.

Здесь в каждой скатерти, салфетке, полотенце

Видны талант, душа и мастерство,

И женских рук тепло, и нежность сердца,

И ярких красок жизни торжество.

Прельщают вышивки чудесною палитрой.

Они сияют, дышат и живут.

Как ноты музыки, что на листах пюпитров,

Страдают, радуют и душу в высь зовут.

Я поражён. Гляжу на рукоделье

И, онемев, дыханье затая.

Нет,здесь не барское занятье от безделья,

А вдохновенный труд и радость бытия.

(В.Ганжар)

(достает из сундука пяльцы и цветные нитки-мулине)

В старые времена женщины очень сильно увлекались рукоделием.

Крестьянки, таким образом, делали для дома предметы обихода,

одежды, красивые картинки.

Аристократия предпочитала вышивку крестиком. Это считалось

очень благородным занятием и обязательным навыком для

каждой молодой девушки.

Наши предки различные явления в природе изображали с помощью

знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они

приобретали смысл «оберегов».

Обереги – символы защиты, по представлениям того времени, делали

вещь непроницаемой для духов зла.

Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохраняют от разных

неприятностей и принесут в дом счастье.

вышивка скрашивала досуг. А сделанные собственными руками

изделия всегда являлись предметом их гордости.

Каждая старалась сделать все как можно лучше, чтобы потом показать

подругам или подарить своему жениху.

(показывает мужские пояса)

Ах, каков колорит узора! «Нет скуки, коль заняты руки!» А заняты они у

них вышивкой. О, вышивка! Это одно из древних в нашей стране

художественных ремесел. Какую вещь вы вышиваете? Как давно вы

занимаетесь вышивкой?

стежок к стежку, игла рисует

Сложнейший колорит шитья.

И вышивальщица рискует

Уйти за грани бытия...

Но нити крепко держат сердце,

Гармонии рождая лад,

И как сиреневое скерцо

Те нити радостно звучат.

(достает из сундука нитки и спицы)

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно

известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры.

Создавая что-то своими руками, женщина словно передает изделию

частицу себя, своей души. И получает от процесса рождения своего

детища огромное удовольствие.

Я свяжу тебе жизнь

Из пушистых мохеровых ниток,

Я свяжу тебе жизнь,

Не солгу ни единой петли.

Я свяжу тебе жизнь,

Где узором по полю молитвы

Пожелания счастья

В лучах настоящей любви.

Я свяжу тебе жизнь

Из веселой меланжевой пряжи,

Я свяжу тебе жизнь

И потом от души подарю.

Где я нитки беру?

Никому никогда не признаюсь.

Чтоб связать тебе жизнь

Я тайком распускаю свою...

А вы знаете, что вязание еще называют «спицетерапией»? А так ли это,

я думаю, что об этом нам лучше расскажет еще одна мастерица, или, как

говорили в народе, плетея.

(рассказ мастерицы, вяжущей на спицах

Что я вижу! Что за диво!

Сколько же работ вокруг!

Правда, это так красиво?

Аж захватывает дух

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать: есть в стране

Чудо – люди – мастера!

(достает крючок вязальный)

Хотите, я вам расскажу необычную сказку? Тогда, садитесь поудобнее и

слушайте.

Давным – давно жила в лесной деревеньке бабушка Веретёна.

умела она такие изделия создать, что были не сшиты, не тканы, а

прямо из… ничего сплетены. Передать она своё мастерство такого

плетения не знала кому.

А сначала начинали учить девочку плести кружева крючком с пяти лет.

Сначала выплетала она простую тесьму. Каждый новый узор становился

всё сложнее и сложнее. А образцы для составления узоров находила она

в окружающей их природе – в лесу, в поле, на реке. И появлялись на

кружевах “ёлочки” и “рыбки”, “цветочки” и “паутинки”. Со старанием

приходило и умение.

Вырастала девица и становилась настоящей мастерицей. Научилась и

вышивке, но про крючок не забывала.

Не губите жизнь бездельем –Занимайтесь рукодельем!

Шей, вяжи – не унывай,

Или гладью вышивай.

Вот иголки, нитки, пяльца

Для проворных наших пальцев.

Ткани, ленточки, кайма –

Закружилась голова!

То, что любим - вышиваем,

Всё прилежно оформляем.

Результат – на радость нам,

Нашим близким и друзьям.

А закончена работа,

Тут уж новая забота

Вновь сюжеты выбирать.

Вышивать их и вязать...

↓История вязания на спицах

Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились

использовать самые простые материалы для сочетания несложных

форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом

высокого мастерства. Ручное вязание изначально появилось как

простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в

настоящее искусство. Вязаные изделия всегда ценились очень

высоко. Например, в Европе их могли поначалу носить только очень

состоятельные люди. Вязаные шелковые чулки были подарком

даже для королей! Так, шведский король Эрик IV выписал себе пару

шелковых чулок. А стоили они - годовое жалование королевского

сапожника

Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и

этого искусства дошли до нас в виде изображений. В одной из

египетских гробниц (1900 год до н. э.) сохранилось изображение

женщины, надевающей носки. Отпечаток чулка обнаружен в

застывшей лаве Помпеи в 79 году н. э. Детские чулки III-Ivв. Н. э.

найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали форму обуви, сандалий

с ремешком после большого пальца. У древних египтян при

изготовлении носка большой палец вязался отдельно, как на

варежках. Позже где-то в IX-XI веках некоторые искусные

вязальщицы стали наносить даже тексты на носки. В музеях

Детройта и Баделя хранятся такие образцы древнеегипетского

вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабским текстом.

В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по

Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль:

вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки. Тогда же

появился и стал традиционным для шотландцев головной убор -

вязаный берет. Появились целые вязальные цеха. В 1589 году

помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли

изобрел вязальный станок. Но чем больше выпускалось изделий

массового машинного производства, тем более ценными

становились изделия, изготовленные вручную, а особенно, изделия,

связанные крючком, ведь такие изделия невозможно было

повторить на машине. И до сих пор нет вязальных машин, которые

бы могли вязать полотно, похожее не связанное крючком.

Со временем работы мастеров становятся искусством, вязаные

изделия попадают в музеи. Например, две кофты XVII века

хранятся в Швеции - в Северном музее в Стокгольме и в

Историческом музее в Гетеборге. Обычно в Европе кофты вязали из

однотонной пряжи, украшая изнаночными петлями лицевое

полотно, а ведь арабы еще пару тысяч лет назад могли выполнять

многоцветные сложные узоры.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь

новыми мотивами, композиционными приемами, современными

материалами. Для этого занятия требуются знания кройки и шитья

по трикотажу, а в работе с крючком много общего с вышивкой и

ткачеством. И все равно, ручное вязание выгодно отличается из

других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что

исходный материал - пряжу- можно использовать несколько раз и

без особых потерь. Ручное вязание позволяет изготовлять

неповторимые, уникальные модели. Возможности крючка

позволяют сделать различные декоративные вещи, например,

кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения. Действительно, в

настоящее время очень трудно представить наш гардероб без

трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и

элегантны, в них тепло и уютно. Ручное вязание позволяет

выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью

выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и

фасона изделий.

Немного из истории вязания крючком

Вязание крючком - процесс ручного создания полотна, кружева

или одежды из нитей с помощью вязального крючка.

Это издавна известное занятие, которое продолжает оставаться

популярным в наши дни, благодаря возможности быстро и легко

создавать как одежду целиком, так и элементы ее отделки, а так же

салфетки, скатерти, украшения, игрушки и многое другое.

По мнению мировой путешественницы и специалистки в области

вязания крючком Annie Potter - искусство вязания крючком было

создано в XVI веке.

исследовательница,

ограничила

территорией

Европы, выдвинула 3 теории.

1) Вязание крючком появилось в Аравии, затем направилось на

следовали

торговые маршруты в другие страны средиземноморья.

2) Впервые узнали о вязании крючком из Южной Америки, где

первобытные

использовали

связанные

украшения.

3) В Китае впервые появились связанные крючком куклы.

В заключении Lisа Paludan считала, что нет верных доказательств

того, насколько искусство вязания крючком является древним, и

откуда оно возникло. Нет доказательств того, что вязание крючком

существовало в Европе до 1800 г.

Исследователи

появилось в XIX веке как род вышивки тамбуром, с использованием

натягивали на основу. Под холстом держали рабочую нить. Тонким

пронизывали

захватив

протягивали их через него вверх. Пока петля была все еще на

пронизывали

создания цепочки.

В Европе вязание крючком начало развиваться в начале XIX века.

получило

Мадемуазель

Бланшардье, которая была известна тем, что умела превращать

старомодной иглой кружева в модели, связанные крючком. Риего

придумала

кружевное

называют ирландским кружевом. В то время было издано много

возможность

копировать.

Вязание крючком в России распространилось с конца XIX века.

Рукодельницы в основном вязали кружева, используя для них узоры

из ткачества и вышивки крестом.

Алла Шубина
Открытое занятие «Умелые руки не знают скуки»

Занятие – игра «Умелые руки не знают скуки » Цель : Способствовать формированию у воспитанников позитивного отношения к труду, как жизненной необходимости.

Задачи :

Развивать творческую активность, желание экспериментировать.

Развивать умение работать в группе.

Развивать умение выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли, отстаивать собственное мнение.

Расширять кругозор.

Учить правильно организовывать свободное время.

Развивать внимание, память, сообразительность, фантазию.

Воспитывать любовь к труду, доброту.

Убедить воспитанников в том, что их главная цель – учёба.

Тип занятия : комбинированное Форма проведения : занятие – игра . Время проведения : 40 минут. Место проведения : учебный класс. Оборудование : ноутбук, проектор, цветная бумага, клей, листы белой бумаги, пластилин, ватман. Наглядные пособия : толковый словарь, карточки с пословицами, карточки с кроссвордами для игры, карта острова, рисунок указательного камня, предметные картинки.

Ход занятия : 1. Организационный момент. Воспитатель : Добрый день! Я приветствую всех собравшихся в этом классе. Сегодня мы с вами проведём игровое занятие . Все вы любите играть, отгадывать загадки, читать сказки. Вот и сегодня мы проверим ваши знания.

Дети, встаньте в круг и покажите мне свои ладони. Возьмите друг друга за руки и почувствуйте тепло ваших рук. Вместе с теплом наших рук мы передаём друг другу хорошее настроение, пожелание здоровья, доброту. Улыбнитесь друг другу. Зарядите друг друга положительной энергией которая нам пригодится на занятии . Спасибо! Молодцы! Проходите на свои места.

2. Выявление знаний воспитанников о труде.

Воспитатель : Ребята, скажите пожалуйста, зачем человеку нужны руки ? (Ответы детей) Давайте попробуем отгадать загадку. Отгадав загадку, мы с вами узнаем тему нашего занятия . Кто из обезьяны смело Человека может сделать? И какой волшебник дети Помогал в процессе этом? (Труд)

Молодцы! Загадку отгадали правильно. Да, руки человека поистине создают чудеса. А как вы понимаете пословицу : «Умелые руки не знают скуки » Вот и тема нашего занятия так и называется «Умелые руки не знают скуки » (Вывешивается название на доске)

Воспитатель : Как вы уже догадались сегодня мы с вами будем говорить о значении труда в жизни человека. Пусть эпиграфом к нашему разговору станут такие слова :

Сколько надо каждому Для жизни сделать важного, Быть может, незаметного, Но доброго и светлого.

3. Изучение материала Заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. Каково же значение слова «труд» ? 1. Труд – работа, занятие . 2. Труд – умение, направленное на достижение чего – либо. 3. Труд – целенаправленная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей.

А согласно толковому словарю Владимира Даля Труд – это работа, занятие , упражнение, дело, всё, что требует усилий, стараний, заботы.

Воспитатель : Необходимость в труде существует всегда. Труд и жизнь – это неразделимые понятия. Вот сегодня при помощи игр, пословиц, сказок мы постараемся подробнее узнать о значении труда.

Игра «Доскажи словечко» Кто на свете самый главный, Самый добрый, самый славный? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, Дети хором : Это труд!

Кто на свете самый умный, Самый старый, самый юный? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, Дети хором : Это труд!

Воспитатель : Время быстро летит, Никому эту скорость не сбавить, То зима, то весна, То с листвы осыпается медь. Нужно вам поспешить Что – то яркое в жизни оставить И такой выбрать труд, Чтобы честно народу служить.

Дел немало вокруг, Вам повсюду найдётся работа, И не нужно искать никакого покоя и впредь. Нужно так жизнь прожить, Чтобы сделать счастливым кого – то, Чтоб своею работой людям радость дарить.

Воспитатель : Ребята, вы ничего не слышите? Кажется к нам в гости пришла сказка.

(Появляется Буратино. Приносит большой конверт и сообщает что принёс письмо.)

Буратино : Я так к вам спешил чтобы принести этот конверт.

Воспитатель : Буратино, а что лежит в этом конверте?

Буратино : Вертит конверт, и говорит : «Я не ходил в школу и не умею читать» Помогите мне ребята.

Воспитатель : Ребята! Давайте поможем Буратино.

Игра «Шифровальщики» С древних времён люди, если они не хотели, чтобы их письмо или послание прочитал кто – то кроме адресата, пользовались специальными шифрами. Эти шифры могли быть простыми и очень сложными, цифровыми и буквенными. Вот сейчас мы попробуем себя в роли шифровальщиков и попробуем расшифровать что здесь написано. Детям раздаются карточки. Они расшифровывают пословицы.

1. Без труда нет добра.

2. Умелые руки не знают скуки .

3. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

4. Маленькое дело, лучше большого безделья.

5. Взялся за дело - доделай его до конца!

6. Делали наспех, а сделали на смех.

7. Труд человека кормит, а лень портит.

8. Хвалят - не гордись, учат – не сердись.

9. Счастье не в воздухе вьётся, руками достаётся.

Воспитатель : Что же у вас получилось? (Пословицы) . Давайте их прочитаем.

Так в русском народе детей учили трудиться с самого раннего детства. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. А знаете ли вы пословицы и поговорки о труде сейчас мы проверим.

Конкурс «Как ты понимаешь пословицу» Воспитатель : Наша сказка продолжается. Перед вами всем знакомый «Цветик – семицветик» На лепестках цветка записаны пословицы. Нужно взять лепесток, прочитать пословицу и объяснить её смысл.

1.«Начиная дело, думай о конце.» (Заранее продумайте цель и результат своего труда.)

2.«Поспешишь – людей насмешишь» (Планируй свою работу, рассчитывая силы и время на её выполнение.)

3.«Каков мастер, такова и работа» (Накапливай знания и умения для успешного выполнения работы.)

4.«Кому работа в тягость, тому неведома радость» (Находи сам дела по душе, не жди уговоров и принуждения.)

5.«Была бы охота, заладится всякая работа» (Не бойся начинать новое, незнакомое дело.)

6.«Хорошая работа два века живёт» (Делай работу аккуратно, используй имеющиеся знания и умения.)

7.«Есть терпенье, будет и уменье» (Будь настойчив и терпелив в достижении цели и результатов труда.)

8.«Что посеешь, то и пожнёшь» (Как постараешься сделать работу, такой и получишь результат.)

9.«В большом деле и маленькая помощь дорога» . (Принимай посильное участие в коллективном труде.)

10.«Муравей невелик, да горы копает» (Настойчиво доводи начатое дело до конца.)

Воспитатель : Молодцы! С этим заданием все справились хорошо.

Скучая и ничего не делая, люди учатся делать дурное. Труд освобождает нас от трёх зол : скуки , порока и нужды. Таким образом мы подходим к выводу, как говорят в народе : «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи» , т. е. хочешь жить красиво и в достатке, необходимо много трудиться. Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

Труд основа нашей жизни, Он любой украсит день. Нет стыднее укоризны, Что тебе трудиться лень.

Воспитатель : Какое слово противоположно по значению слову труд. (Лень.) Обратимся к «Толковому словарю» . Согласно ему : «Лень – это отсутствие желания трудиться, склонность к безделью»

Как назвать человека который не хочет работать? (Лентяй, лодырь, симулянт, бездельник, трутень.) - Как вы думаете, почему человек ленится? - Кому лучше живётся на свете- ленивому или трудолюбивому человеку? Почему?

Послушайте внимательно сказку В. Сухомлинского

«Лентяй и Солнце» - Солнышко, передвинься, пожалуйста, немножко в сторону, мне жарко. Солнце рассмеялось : - Разве мыслимое это дело, чтобы Солнце передвигалось, куда Лентяю захочется? Лентяй рассердился и закричал : - Значит, ты не хочешь передвинуться? - Не хочу, - ответило Солнце. – Ах так! – сказал Лентяй. – Тогда я назло тебе буду лежать здесь.

– А как бы вы поступили в этой ситуации? Найдите пословицу, которая больше всего подходит к этой сказке.

1. «Лень – мать всех пороков.» 2.«Не сиди сложа руки – не будет и скуки »

3.«Лежебоке и солнце не в пору всходит»

Кто хочет сделаться глупцом, Тому мы предлагаем : Пускай пренебрежёт трудом И жить начнёт лентяем.

Буратино : Я очень сожалею о том, что продал свою Азбуку и не стал учиться в школе.

Дайте средство мне от лени от «могу, но не хочу»

Доктор : Есть душистое втиранье От укусов комаров, Есть микстура от чиханья, Проглотил и будь здоров, Есть микстура от мигрени, А лекарства нет от лени.

Буратино : Хорошо бы это средство Поскорей изобрести, Чтобы все лентяи с детства Принимать его могли. Появись лекарство это, я купил бы два пакета. Нет, не два, а целых три. Нужно, что ни говори.

Доктор : Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам будить по десять раз. И он не станет говорить, что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать. Успеет он одеться в срок, умыться и поесть, И раньше, чем звенит звонок, За парту в школе сесть.

Запахи дня Если мы строгаем, клеим - Пахнет день столярным клеем. Если лесом день пропах - Мы с корзинкою в руках. Если дымом от костра - На рыбалке мы с утра, А ничем не пахнет день- Значит к нам подкралась лень.

Минутка отдыха Ребята! Давайте немножко отдохнём. Сядьте удобнее, расслабьтесь. Положите руки на парту перед собой. Голову положите на руки . Закройте глаза. Представьте что мы плывём по океану, светит ласковое солнце, слышен шум прибоя и крик чаек. У нас у всех хорошее настроение. Нам всем хорошо. А теперь откройте глаза . Мы с вами оказались на острове. Творческое задание Воспитатель : Получена радиограмма с сигналом SOS с острова Ленивых. – Вы знаете, что означает сигнал SOS? (Ответы детей) Люди, живущие на этом острове, просят нас о помощи. Они – страшно невезучие. Детям не везёт в учении, взрослым – в работе. У нас есть возможность помочь жителям этого острова.

Придумайте название главного города этого острова. – А как он выглядит? - Как люди живут в этом городе? - Какие они -люди, населяющие остров Ленивых? - Долго ли сможет просуществовать остров Ленивых?

Творческое задание Работа проводится в парах. Можно ли избавиться от лени? Как? Изобретите лекарство от лени. Предложите ваши рецепты. Приветствуются любые реальные и фантастические рецепты.

Буратино : Да я понял, что нужно и мне учиться.

Стихотворение Кровать вцепилась мне в плечо - Не пущу, поспи ещё! Я вырвался, но простыня Схватила за ногу меня : - Постой, дружок, Не убежишь! Ещё немножко полежишь! - Вставанье – дело неприятное - Шепнуло одеяло ватное. Подушки слышен голосок : - Не торопись, поспи часок! Хоть полчаса, хоть полминутки Но я вскочил и крикнул : - Дудки! Я победил сегодня лень! И это будет каждый день!

Воспитатель : Ребята! Буратино сумел победить свою лень . – А вы хотите избавиться от лени? (Давайте вылепим из пластилина лень и спрячем её в коробку.) Но помните : если вы часто будете повторять слова «Не хочу, не буду, то лень к вам вернётся»

4. Закрепление материала

Сколько надо каждому Для жизни сделать важного, Быть может, незаметного Но доброго и светлого.

Разумно поступает тот, кто планирует свой день. Такой человек успевает всё и потрудиться и отдохнуть. К сегодняшнему занятию я попросила вас , ребята, принести то, что вы сами уже можете делать своими руками. Судя по выставке, в нашей группе ленивых детей нет. Давайте попросим ребят рассказать о своих поделках.

Мы талантливый народ, Мастера ручных работ Любим шить, лепить, вязать, В игры разные играть. Мой девиз : «Не даром говорится, что дело мастера боится»

Мы талантливые дети - Школьных конкурсов друзья. Нам без дела не сидится, И лениться нам нельзя. Мы поём, стихи читаем, И со спортом все дружны. И все вместе мы мечтаем Достичь знания вершин. Мы умельцы молодцы ! На все руки удальцы . Мой девиз : «Умелые руки не знают скуки »

Квиллинг это работа с бумагой, Это творчество и красота, Приходите к нам вечерами Мы научим вас без труда. Мой девиз :

Дело спорится в руках, Нету времени для скуки . Про такого говорят : «Золотые руки » Смастерить предмет любой Сможем без проблем, Пусть цветёт талант такой, Дарит радость всем! Мой девиз : «Славен человек не словами, а славен дел

Жить очень трудно, Просто беда! Ведь не даётся ничто без труда! Даже какая – нибудь ерунда Нам не даётся, не удаётся, Не удаётся никак без труда! Утром ужасно рано вставать, Вечером трудно ложиться в кровать, Трудно учиться - Что там скрывать! Трудно повсюду свой нос не совать! А знаете вы, что труднее всего? Это – не делать совсем ничего!

5. Заключительное слово воспитателя. Ребята, каждому из вас хочется совершить что – то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели? - Скажите, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас плохо учится?

Именно сейчас вы должны хорошо учиться. Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать. – И пусть девизом вашей жизни станут слова : «Землю красит солнце, а человека труд» .

6. Подведение итогов. Жизнь нас очень часто ставит перед выбором, хотя указательный камень нам на дороге не встречается, но выбор делать приходится. Я прочитаю вам, что написано на камне, а вы постарайтесь выбрать дорогу, по которой вы бы пошли дальше. Аргументируйте свой выбор.

Влево пойдёшь – богатство найдёшь, но друзей потеряешь.

Вправо пойдёшь – к лёгкой жизни придёшь, но ничего не добьёшься в жизни.

А прямо пойдёшь – себя найдёшь, в пути измаешься, но много добьёшься.

При обсуждении воспитатель задаёт и провокационные вопросы. Например : - А разве богатство найти плохо? - Разве вы не хотите жить легко? - Зачем надо искать себя в жизни?

Игровое задание На доске вывешиваются пословицы. – Какой жизненный девиз каждый из вас выбрал для себя? Дети, по очереди выходят к доске, берут пословицу, читают девиз, и держат его перед собой. 1. «Недаром говорится, что дело мастера боится» 2. «Научился сам, научи и другого» 3. «Умелые руки не знают скуки » 4. «Славен человек не словами, а славен делами» 5. «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» 6. «Труд человека кормит, а лень портит» 7. «Где труд, там и счастье» 8. «Кончил дело, гуляй смело» 9. «Воля и труд, дивные всходы дают» 10. «Что посеешь, то и пожнёшь»

Вы только взгляните вокруг : Вся наша жизнь – дела наших рук. Сёла, мосты, города, виадуки - Всё наши руки , всё наши руки ! Умелые руки – основа успеха , Руки – мастерство человека! Руки – о многом они говорят. Глаза только видят, а руки творят .

7. Рефлексия. Вот и подошло к концу наше занятие . Мы проделали сегодня очень большую работу. А теперь, коллективно, все вместе, проанализируем наше занятие . Все дружно составим «Букет настроения»

Методика «Букет настроения» -Если вы считаете, что наше занятие оказалось для вас полезным, то возьмите в руки цветок , если нет, то ничего не берите. – Если во время занятия вам было комфортно работать друг с другом, то приклейте к цветку зелёные листочки, если нет, ничего не делайте. – Если полученные знания на занятии пригодятся вам и в будущем, то выйдите потихоньку к доске, если нет, то останьтесь на местах. – Если вы считаете, что на занятии вы работали активно , то поставьте свой цветок в вазу.

Ребята, большое вам спасибо за активное участие в нашем занятии . И для того, чтобы наши цветы не завяли, я добавлю в них водички. (Вывешивается лейка с водой) . По нашему букету видно, что настроение у всех хорошее, что занятие вам понравилось . Надеюсь, что знания, приобретённые вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на занятиях , но и в жизни. И в заключении мне хочется сказать вам : «Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем. Спасибо всем за внимание!