Биографии Характеристики Анализ

Конспект урока по теме скорость прямолинейного движения. Тема урока: «Прямолинейное равномерное движение

Урок 2/4

Тема. Прямолинейное равномерное движение

Цель урока: ознакомить учащихся с характерными признаками прямолинейного движения рівноприскореного

Тип урока: комбинированный

План урока

Контроль знаний

Самостоятельная работа «Система отсчета, траектория, путь и перемещение»

Демонстрации

Прямолинейное равномерное движение

Изучение нового материала

1. Скорость прямолинейного равномерного движения.

2. Перемещение в случае прямолинейного равномерного движения.

3. Уравнение для координаты в случае прямолинейного равномерного движения

Закрепление изученного материала

1. Решение задач.

2. Контрольные вопросы

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Простейший вид механического движения - равномерное прямолинейное движение. С этим видом движения учащиеся уже знакомы из курса физики и математики предыдущих классов.

Ø Прямолинейное равномерное движение - это такое движение, когда материальная точка за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.

Одной из основных кинематических характеристик движения является скорость:

Ø Скорость прямолинейного равномерного движения - это физическая величина, равная отношению перемещения к промежутку времени t , за который произошло это перемещение.

Как видим из определения, скорость является векторной величиной: направление скорости совпадает с направлением перемещения. В случае прямолинейного равномерного движения модуль перемещения s совпадает с путем l , поэтому в этом случае можно записать, что

Единица скорости в СИ - 1 м/с.

Ø 1 м/с равна скорости такого прямолинейного равномерного движения, при котором материальная точка за 1 с перемещается на расстояние 1 м.

Вопрос к ученикам во время изложения нового материала

1. Приведите примеры прямолинейного равномерного движения.

2. Показывает скорость тела в случае прямолинейного равномерного движения?

3. Можно ли утверждать, что тело движется прямолинейно равномерно, если оно:

а) каждую секунду проходит путь, равный 1 м;

б) движется вдоль прямой в одном направлении и за каждую секунду проходит путь 2 м?

4. Какая скорость больше: 1 м/с или 3 км/ч.?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Домашнее задание

Г1 ) - 3.10; 3.12; 3.13; 3.16;

р2) - 3.26; 3.27; 3.28, 3.31;

г3 ) - 3.73, 3.74; 3.76; 3.77.


УРОК № 2 9 класс

Тема: Равномерное прямолинейное движение.

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равномерного движения. Сформулировать понятие скорости как одной из характеристик равномерного движения тела.

Научить учащихся вычислять перемещение при равномерном прямолинейном движении.

ПЛАН УРОКА

Этапы урока

Действие

1. Орг.момент

Готовность класса к уроку

2.Повторение предыдущего материала

Повторение предыдущего материала

3.Изучение нового материала

Изучение нового материала

4.Закрепление материала

Закрепление материала

5.Домашнее задание

Домашнее задание

Ход урока

    Орг.момент

(Приветствие учеников)

2. Повторение предыдущего материала и проверка домашнего задания

В начале урока проверяется у учащихся знания: написание проверочной работы по теории изученного материала:

I вариант

    Что называется материальной точкой ?

    1. поезд движется из Барнаула в Бийск;

      осуществляется посадка пассажиров.

    Какую систему координат

    1. самолет совершает перелет;

      человек движется в лифте;

      футболист на поле.

    Что такое траектория, путь, перемещение ?

    В каких случаях проекция перемещения на ось положительная, в каких отрицательна?

    Какое движение называют равномерным ?

II вариант

    Что такое система отчета ?

    В каких случаях человека автомобиль можно считать материальной точкой ? Объясните, почему.

    1. производится ремонт двигателя;

      автомобиль совершает переезд.

    Какую систему координат вы выберите при решении следующих задач:

    1. движение трамвая;

      подводная лодка в океане;

      автомобильные гонки.

    В чем отличие пути от перемещения ?

    Дайте определение скорости равномерного прямолинейного движения .

    В каких случаях проекция скорости равномерного движения на ось положительна, в каких отрицательна?

    Изучение нового материала

Равномерным прямолинейным движением называют такое происходящее по прямолинейной траектории движение, при котором тело (материальная точка) за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.

Перемещение тела в прямолинейном движении обычно обозначают s . Если тело движется по прямой только в одном направлении, модуль его перемещения равен пройденному пути, т.е. |s|=s . Для того, чтобы найти перемещение тела s за промежуток времени t , необходимо знать его перемещение за единичное время. С этой целью вводят понятие скорости v данного движения.

Скоростью равномерного прямолинейного движения называют постоянную векторную величину, равную отношению перемещения тела к промежутку времени, в течение которого было совершено это перемещение:

v=s/t. (1)

Направление скорости в прямолинейном движении совпадает с направлением перемещения.

Поскольку в равномерном прямолинейном движении за любые равные промежутки времени тело совершает равные перемещения, скорость такого движения является величиной постоянной (v=const ). По модулю

v=s/t. (2)

Из формулы (2) устанавливают единицу скорости.

Единицей скорости в СИ является 1 м/с (метр в секунду); 1 м/с есть скорость такого равномерного прямолинейного движения, при котором материальная точка за 1 с совершает перемещение 1 м.

Скорость – векторная величина – имеет направление. Направление скорости совпадает с направлением движения. Скорость может быть постоянной, а может быть переменной

Единицы измерения скорости

В СИ : [ v ] =

Кратные: 1 км/ч = 3,6 м/с; 1 км/с = 1000 м/с

Дольные: 1 см/с = 0,1 м/с; 1 дм/с = 0,1 м/с

Пусть ось Ох системы координат, связанной с телом отсчета, совпадает с прямой, вдоль которой движется тело, а x 0 является координатой начальной точки движения тела. Вдоль оси Ох направлены и перемещение s , и скорость v движущегося тела. Из формулы (1.1) следует, что s=vt . Согласно этой формуле, векторы s и v*t равны, поэтому равны и их проекции на ось Ох :

S

V


s x =v x ·t. (3)

Теперь можно установить кинематический закон равномерного прямолинейного движения, т. е. найти выражение для координаты движущегося тела в любой момент времени. Поскольку х=x 0 +s x , с учетом (3) имеем

х=x 0 + v x ·t. (4)

По формуле (4), зная координату x 0 начальной точки движения тела и скорость тела v (ее проекцию v x на ось Ох ), в любой момент времени можно определить положение движущегося тела. Правая часть формулы (4) является алгебраической суммой, так как и х 0 , и v x могут быть и положительными, и отрицательными.

Графическое представление проекции скорости:

V x , м/с

t , c

0

S x =V x *t

V x , м/с

t , c

0

S x =V x *t

V x >0

V x <0

S x >0

S x <0

x, м

Графическое представление уравнения движения:

х=x 0 + v x ·t


x 0


t, c


х=x 0 - v x ·t

    Закрепление материала.

Vx, км/ч

0

-70

t

Построить графики зависимости проекции векторов скорости от времени для двух автомобилей, движущиеся прямолинейно и равномерно, ели один движется со скоростью 50 км/ч, а другой движется в противоположную сторону со скоростью 70 км/ч.

Вопросы по закреплению материала:

    Какое движение называется равномерным?

    Как найти проекцию вектора перемещения тела, если известна проекция скорости движения?

    Какой знак может иметь проекция вектора скорости, и от чего этот знак зависит?

5. Домашнее задание.

Тема. Прямолинейное равномерное движение.

Цели:

образовательные:

сформировать знания о равномерном движении, скорости и перемещении прямолинейного равномерного движения, решении основной задачи механики для прямолинейного равномерного движения;

воспитательная:

прививать стремление к овладению новыми знаниями;

развивающая:

развивать мыслительные навыки учащихся, умение работать самостоятельно.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, карточки-задания.

Ход урока.

I . Оргмомент.

II. Проверка усвоения изученного материала.

Самостоятельная работа (кратковременная).

I вариант

II вариант

1. Мяч упал с высоты 4 м, отскочил от пола и был пойман на половине высоты. Каковы путь и перемещение мяча?

1. Мальчик подбросил мяч вверх и снова поймал его. Найдите путь и перемещение мяча, если он поднялся на высоту 2,5 м.

2. На рисунке показана траектория движения тела из А в В. Найдите проекции перемещения на оси координат, перемещение.

1 Д А

0 1 3 5 7 х,м

3. На рисунке показана траектория движения тела из А в Д. Найдите пройденный путь, перемещение, проекции перемещения на оси координат.

1 В А

0 1 3 5 7 х,м

III. Мотивация учебной деятельности.

Самый простой вид механического движения- это равномерное прямолинейное движение.

Равномерно прямолинейно движется автомобиль по прямолинейному участку дороги без разгона и торможения, парашютист после раскрытия парашюта в безветренную погоду.

Поскольку траектория движения- прямая линия, для описания движения достаточно выбрать одномерную систему координат.

Чтобы решить основную задачу механики, нужно знать, как найти перемещение

равномерного прямолинейного движения.

IV . Сообщение темы урока.

(записали в тетрадь тему урока)

V. Изучение нового материала.

Равномерным называется движение, при котором тело за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.

Пусть за каждые 2 ч автобус проходит 120 км. Но утверждать, что автобус движется равномерно нельзя, так как за 1 час он проходит 57 км, а за следующий 1 час- 63 км. В этом смысл слова «любые» .

Характеристика движения- скорость.

Скорость равномерного движения, учили в 7 классе, равна отношению пути ко времени, за которое тело этот путь прошло.

Введя физическую величину перемещение, формулируем определение скорости так: скорость равна отношению перемещения ко времени совершения этого перемещения.

перемещение

c корость = -------

время

Но с точки зрения математики вектор (перемещение) умножить на скаляр (1/время) получаем вектор.

Итак, скорость - векторная величина. Так как время не может быть отрицательной величиной, векторы скорости и перемещения направлены в одну сторону.

Запишем в тетрадь (см. на экран).

Скорость- вектор : =

и в одну сторону.

В СИ: [ 𝑣 ] =

Скорость равномерного прямолинейного движения - величина постоянная и по модулю, и по направлению.

Графическая зависимость скорости от времени:

Запишем в тетрадь(см. на экран) .

𝒗 х ,

𝒗 х 0 («вправо»)

0 t

𝒗 х

Перемещение равномерного прямолинейного движения равно: = t.

Запишем в тетрадь (см. на экран).

Перемещение = t.

График зависимости S = v t по аналогии с y = k х , где v и k- постоянные- прямая линия, проходящая через начало координат.

Запишем в тетрадь (см. на экран).

S , м 1 1; 2- «вправо»: 𝒗 1 𝒗 2

2

0 t

3 3- «влево»

Координата равномерного прямолинейного движения: х = х ₀ + 𝒗 х t.

Запишем в тетрадь (см. на экран).

Координата х = х + 𝒗 х t - решение ОЗМ.

График зависимости по аналогии с y = b + k х. Если b = 0, то прямая проходит через начало координат.

Запишем в тетрадь (см. на экран).

х, м 1 1;2;3- «вправо»: 𝒗 1 𝒗 2; 𝒗 2 = 𝒗 3

2

3

0

4 4- «влево»

3; 4: х 0 равна 0

1; 2: х 0 не равна 0

Запишем в тетрадь (см. на экран).

Геометрический смысл перемещения.

𝒗 х ,

0 t t , с

перемещение = площади фигуры (прямоугольника) под графиком

VI. Закрепление изученного материала.

1. Какое движение называется равномерным прямолинейным?

2. Физический смысл скорости равномерного прямолинейного движения.

3. Как направлен вектор скорости?

4. Что собой представляет график скорости равномерного прямолинейного движения?

4. Что собой представляет график перемещения равномерного прямолинейного движения?

5.Что собой представляет график координаты равномерного прямолинейного движения?

VII. Домашнее задание.

Цели урока : сформулировать признаки равномерного движения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

Что называется перемещением точки?

Что называется телом отсчета?

Каким способом можно задать положение точки?

Что называется радиус – вектором?

III. Изучение нового материала.

Скорость – векторная величина. Она считается заданной, если известен ее модуль и направление. Дадим определение скорости.

При прямолинейном движении скорость не изменяется по направлению. Движение называется равномерным прямолинейным, если траектория- прямая линия и точка за любые равные промежутки времени проходит равные перемещения.

Эксперимент

Вывод: за

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 10 КЛАССЕ

Тема урока:

«Равномерное прямолинейное движение».

Цели урока : сформулировать признаки равномерного движения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания

Что называется перемещением точки?

Что называется телом отсчета?

Каким способом можно задать положение точки?

Что называется радиус – вектором?

  1. Изучение нового материала.

Скорость – векторная величина. Она считается заданной, если известен ее модуль и направление. Дадим определение скорости.

Скорость равномерного прямолинейного движения – величина, равная отношению его перемещения к промежутку времени, в течение которого это перемещение произошло.

При прямолинейном движении скорость не изменяется по направлению. Движение называется равномерным прямолинейным, если траектория- прямая линия и точка за любые равные промежутки времени проходит равные перемещения.

Равномерное прямолинейное движение – движение, при котором любые равные промежутки времени тело совершает равные перемещения.

Эксперимент

Вывод: за равные промежутки времени тело совершает равные перемещения.

Перемещение при равномерном прямолинейном движении тела по оси Х за время t можно рассчитать:

УРАВНЕНИЕ РАВНОМЕРНОГО ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ В КООРДИНАТНОЙ ФОРМЕ.

- УРАВНЕНИЕ РАВНОМЕРНОГО ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВЕКТОРНОЙ ФОРМЕ.

V X =(X-X 0 )/t – СКОРОСТЬ.

  1. Решение задач

1. Движение грузового автомобиля описывается уравнением х1=-270+12t, а движение пешехода по обочине того же шоссе - уравнением х2=-1,5t. Сделать пояснительный рисунок (ось Х направить вправо), на котором указать положение автомобиля и пешехода в начальный ммент времени. С какими скоростями и в каком направлении они двигались? Когда и где они встречались?

2. По заданным графикам найти начальные координаты тел и проекции скоростей их движения. Написать уравнения Х(t). По графику найти время и место встречи.

  1. Домашняя работа

§7-8, стр.22 упр.1(1)


План-конспект урока физики в 7 классе «График равномерного прямолинейного движения»

Автор: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска, учитель физики.

Назначение: обмен опытом с коллегами по организации учебной деятельности учащихся на уроках физики.
Описание: данный конспект предназначен для учителей физики при первичном знакомстве и изучении темы «График равномерного прямолинейного движения». Материал имеет тесную связь с предметом математика, поэтому может быть использован для проведения интегрированного урока.

Цель урока: знакомство с уравнением и графическим способом описания прямолинейного равномерного движения.
Задачи:
Обучающие:
Научить читать и строить графики прямолинейного равномерного движения для различных тел (движущихся с отрицательной и положительной скоростью, с начальной координатой и без таковой);
Развивающие:
Развивать понимание смысла физических величин;
Развивать функциональную грамотность, а именно: умение сравнивать, анализировать, пользоваться формулами, записывать данные в табличной и графической форме, выполнять расчеты;
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к предмету, внимательность и наблюдательность,укреплять межпредметные связи,
Воспитывать культуру оформления записей в тетрадях;
Воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Межпредметная связь: математика, география, технология, черчение.
Приборы и материалы: раздаточный материал: координатные системы, карточки с заданиями (см. Приложения 1,2) ; презентация «График равномерного прямолинейного движения», иллюстрации, плакаты по теме урока.

Ход урока:

1. Организационный момент.
Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, рабочих мест).
Начать наш урок я хочу фразой Н. Ротшильда: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Чтобы информацией или сведениями о чем–либо владеть, нужно уметь их получать.
Как можно получать и передавать информацию?
Ответы учащихся: Словами, текстом, таблично, изобразить схемой или рисунком, начертить в виде графика.

Прочитаем тему урока, подумаем, что сегодня на уроке нам предстоит делать? Как?
Ответы учащихся: знакомиться с графиками, сравнивать движение, строить графики.
С графическим способом представления информации вы уже встречались: прогнозы погоды, график успеваемости по классу (по нему легко увидеть предметы, по которым много хороших оценок), кардиограмма, сравнительные биржевые сводки.


Работа с графиками очень удобна и полезна и пригодиться нам в дальнейшем.

2. Актуализация изученного материала.
Отвечаем на вопросы:
1. Что изучает наука физика?
Физика - это наука о природе, изучающая наиболее общие формы движения материи и их взаимные превращения
2. Что называют механическим движением?
Механическим движением тела называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени.
3. Что называется траекторией?
Линия, описываемая в пространстве этой точкой при ее движении.
4. Что такое скорость? Скорость - это постоянная величина, равная отношению перемещения тела ко времени, за которое произошло перемещение
5. Расчетная формула
6. Назвать по рисунку виды движения
А) по траектории: прямолинейное или криволинейное Б) по скорости: равномерное или неравномерное


Наиболее простой вид движения: прямолинейное равномерное (путь равен перемещению, скорость постоянна) с которым мы познакомились на прошлом уроке.
На примере такого движения мы начнём работать с одним из способов описания и изучения физических процессов – графическим способом.

3. Изучение нового материала.
Сегодня мы вспомним из курса географии понятие координата .
Географические координаты – величины, определяющие положение точки на земной поверхности с помощью широт и долгот.
Координата в физике также числовая величина, показывающая, где находится точка в заданное время.
Обозначается – Х , измеряется в метрах.

При расчетах и построениях важно учитывать систему отсчета.
То есть, в момент начала движения тело может находиться в точке, которую мы принимаем за начало отсчета (ее координата будет «о») или может быть смещено и иметь - Х0 начальную координату.


Уравнение прямолинейного равномерного движения позволяет решать главную задачу механики – находить положение тела в любой момент времени.
Обратите внимание, что скорость и начальная координата не меняются, в уравнении будет изменяться координата и время.
Из курса математики нам известно аналогичное уравнение - это уравнение прямой (линейная зависимость):
Следовательно, графически обе зависимости будут выглядеть одинаково.
Строим ось абсцисс и ось ординат. Учитель контролирует выполнение учащимися всех этапов работы в тетрадях.
Оси нужно подписать не только величинами, но и указать единицы измерения.
Для построения графика прямолинейного равномерного движения нужно знать не менее двух точек. Числовые значения принято записывать в виде таблицы рядом с координатными осями.

Пример 1
Построим график движения варана, если известно, что он движется из начала координат и его скорость 3м/с.


Далее учащимся выдается лист с выполненными осями и таблицей для быстроты выполнения дальнейшей работы.
(Приложение 1)

Пример 2
Построим график движения, если известно, что велосипедист движется со скоростью 5м/с из точки с начальной координатой 10 м.


Пример движения велосипедиста показывает нам, как важно правильно выбрать масштаб изображения на графике.
В географии это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительным размерам. В черчении и технологии - это соотношение размеров предмета на чертеже к его действительным размерам.
Для нас сегодня масштаб - это соотношение размеров физических величин на условном графическом изображении .
В одной клеточке мы можем принять и 1 м и 2 м и 5 м и 10 м по вертикали. По горизонтали можно принять 0,25с, 0,5с, 1с и более.


Пример 3:
Построим в этой же системе координат график движения вертолета, если известно, что он движется со скорость -20м/с из точки с начальной координатой 15м.


4. Закрепление изученного материала
Ученики объединяются в группы по 3 человека. Группы формируются учителем с учетом способностей и психологической совместимости. Задание предполагает обсуждение и совместное выполнение: построение графиков двух (а при наличии достаточного времени и более) тел на одном листе.
Один ученик выполняет графическую часть задания: строит оси, выбирает масштаб, находит точки и соединяет их, подписывает работу.


Два других ученика получают карточки с заданиями (Приложение 2) , выполняют расчеты и заполняют таблицы. После выполнения задания нужно дать оценку своей работе в группе каждому участнику.
Для сильных учащихся следует предусмотреть дополнительные задания. Например, если в группе были карточки №1 и 2, то в случае быстрого выполнения этим ученикам можно предложить еще карточки №3 и 4.

5. Подведение итогов.
Не всегда привычная для нас словесная или текстовая форма передачи информации самая эффективная.
Что мы это сегодня узнали и чему научились?
Ответы детей: На этом уроке мы научились описывать ПРД графическим методом, строить, сравнивать и понимать графики; пользоваться формулами, записывать данные в табличной и графической форме, выполнять расчеты; правильно оформлять записи в тетрадях; работать самостоятельно и в коллективе, поняли взаимосвязь физики с другими науками.
А теперь давайте, каждый подумает и оценит свою коллективную работу.


Самооценка. На доске вывешиваются правильные варианты решения.


Выставьте свои оценки на коллективный лист.