Биографии Характеристики Анализ

Красные ворота триумфальная арка. Красные ворота

Красные ворота история. Триумфальная арка "Красные ворота" была построена в 1709 году по приказу Петра I в ознаменование победы в Полтавской битве в 1709 году. Это было деревянное сооружение, и назывались они тогда Триумфальными воротами. Впоследствии Екатерина II заменила их новыми в 1724 году. После пожара ворота полностью сгорели в 1732 году и были восстановлены в 1742 году во время коронационных торжеств при вступлении на престол Елизаветы Петровны, кортеж которой должен был проследовать под воротами во время церемониального проезда из Кремля в Лефортово. Но спустя 6 лет ворота опять сгорели. В 1753 году арка была построена вновь по проекту архитектора Д. Ухтомского, только теперь это было каменное сооружение в стиле барокко красного цвета с красивой лепниной, росписями и белым барельефом. В 1926 году ворота были отреставрированы. Красные ворота начали разбирать 3 июня 1927 года в ходе выполнения плана перепланировки столицы при расширении Садового кольца. Многие барельефы и элементы арки были разбиты и разломаны, а некоторые сохранились до наших дней и сейчас находятся в Музее Истории Москвы. В 1928 году была снесена рядом стоящая церковь Трёх Святителей. Сейчас на этом месте находится станция метро "Красные ворота", а площадь названа в честь арки (площадь Красных ворот). Лишь это напоминает о ней в наше время.

Красные ворота фото:

Красные ворота в 1864-1874 гг.


Площадь Красных ворот в 1896 году


Красные ворота и Церковь Трех Святителей в 1900 году


Красные ворота в 1905 г.


Красные ворота приблизительно в 1906 году


Красные ворота в начале XX века


Вид Красных ворот. 1850-е гг. Художник Л. Ж. Арну.

В наше время на месте Красных ворот:

Как давали названия московским улицам

У москвичей эти ворота получили неофициальное название «Красные» (красивые). Есть версия, что это имя дали потому, что через них шел путь в дворцовое Красное село.

Деревянная арка сгорела в 1737 году, но ее отстроили заново для коронации Елизаветы Петровны. Новые деревянные ворота пострадали в пожаре 1748 года. Их восстановили по проекту Д.В. Ухтомского в 1757 уже в камне.

В XIX веке ворота выкрасили в красный цвет. Это стало основанием говорить, что их название было цветовым по смыслу. А в 1926 году Красные ворота вновь стали белыми.

Была белая Москва,
Были красные ворота,
Стала красная Москва,
Стали белыми ворота.

В 1928 году Красные ворота снесли, но их образ остался запечатленным в интерьере станции метро «Красные ворота». Фигуру Славы, которая украшала триумфальную арку, можно увидеть в Государственном Историческом музее.

Также в 1941-1992 годах площадь Красных ворот называли Лермонтовской, в память Михаила Лермонтова. Поэт родился в доме, на месте которого стоит сталинская высотка. Близ Красных ворот его и крестили - в церкви Трех Святителей. Теперь это скверик возле метро. В 1994 году площади вернули историческое название, а имя «Лермонтовская площадь» осталось лишь за северной частью, где стоит памятник поэту.

Говорят, что... ...в 1860-е «Комиссия о пользах и нуждах общественных» при Московской городской Думе тайно продала Красные ворота на слом почтамтскому чиновнику Миляеву за 1 500 рублей. Но когда об этом стало известно, продажу запретили.

Название этой площади напоминает о триумфальных воротах, которые были возведены здесь в 1709 году по случаю встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской победы.

Триумфальная арка тогда так восхитила москвичей своей красотой, что ее прозвали Красными (красивыми) воротами, хотя официально она именовалась Триумфальными воротами на Мясницкой улице у Земляного города.

Вплоть до конца XVII века, здесь, по обе стороны от Земляного вала (ныне – Садовое кольцо), находились огородные слободы. Внутри города – дворцовая огородная слобода с церковью Харитония в Огородниках, снаружи, за валом, - огороды Вознесенского монастыря. Ближайшая проездная башня Скородома (деревянные стены с башнями, возведенные в XVI веке вокруг Земляного города) находилась в районе Старой Басманной, но местные жители проложили здесь себе прямой путь, пробив так называемые проломные ворота. И уже Петр I ездил в Преображенское и Немецкую слободу по новой дороге: через Никольскую, Мясницкую и проломные ворота по улице, получившей название Новой Басманной. Тогда же и огородная слобода перестала быть таковой, т.к. поселились тут офицеры потешных и солдатских полков и превратилась в Капитанскую.

21 декабря 1709 года русская армия-победительница торжественно вступила в Москву. Шествие растянулось на несколько верст, в середине – сам Петр I, рядом – генерал-фельдмаршал Меншиков и командир Преображенского полка князь Долгорукий. На всем пути войска приветствовал простой народ, бросали ветки и венки, а само шествие прошло под семью арками, «вышину и пышность которых», по воспоминаниям датчанина Ю. Юста, описать было невозможно. Украшены арки были золотом, эмблематическими картинами, покрытыми надписями.

Триумфальную арку на Земляном валу московские купцы ставили за свой счет. В 1721 и 1727 годах деревянные ворота поновляли. А в 1742 году по случаю коронации (торжественный кортеж из Лефортово в Кремль должен был проехать через арку) их перестроили по проекту архитектора М. Земцова. Тематическое оформление 1742 года – прославление знаний, искусств, промышленности и торговли. Однако в засушливый май 1748 года ворота сгорели. И в декабре 1752 года архитектору Д.В. Ухтомскому поручено было поставить «вновь такие же ворота и на том же месте». Он поставил арку уже каменную, под мрамор. Красными (по цвету) ворота все же, по мнению исследователей, стали позже, уже в XIX веке, когда древний смысл слова стал забываться. Именно такими они и встретили революцию, были отреставрированы и побелены в 1926 году и практически тут же снесены по постановлению Моссовета, «ввиду узости места для проезда транспорта». Тогда же была снесена и стоящая поблизости церковь Трех Святителей.

Правда, снести ворота пытались и в XIX веке. Так, известно, что в 1860-е годы «Комиссия о пользах и нуждах общественных» при Московской городской Думе тайно продала ворота на слом почтамтскому чиновнику Миляеву за 1500 рублей, но как только об этом стало известно, продажа была запрещена. Комиссия в 1873 году еще раз попыталась поднять вопрос о сломе, но Дума вновь отвергла это предложение. Больше на ворота не покушались.

Но не только Красными воротами памятна нынешняя площадь. В ночь со 2 на 3 октября (с 14-го на 15-е по новому стилю) 1814 года в несохранившемся доме генерал-майора Толя у Красных ворот родился . «Октября 2-го в доме господина покойного генерал-майора и кавалера Федора Николаевича Толя у живущего капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын Михаил. Молитствовал протоиерей Николай Петров, с дьячком Яковом Федоровым. Крещен того же октября 11 дня». На приезде в Москву еще в августе 1814 года настояла бабушка М.Ю. Лермонтова – Елизавета Алексеевна Арсеньева, т.к. очень беспокоилась о здоровье дочери Марии Михайловны. Крещен младенец был в церкви Трех Святителей у Красных ворот (снесена в 1928 году), по другим же данным – прямо в доме. Считается, что семья Лермонтовых перезимовала в Москве, а в апреле 1815 года переселилась в имение Е. А. Арсеньевой - село Тарханы, Чембарского уезда, Пензенской губернии.

Дом, где родился поэт, снесли в самом конце 1930-х со словами «есть у нас люди и познаменитее Лермонтова», мемориальная доска, установленная к столетию рождения поэта, теперь хранится в доме-музее М.Ю. Лермонтова, в 1964 году на высотке рядом появится новая мемориальная доска, отмечающая теперь уже только место, а в 1965 году в сквере будет установлен памятник поэту (тот самый, про который Косой из фильма «Джентльмены удачи» произносит бессмертное: «Кто ж его посадит? Он же памятник!») работы скульптора И.Д. Бродского.

В 1933-1934 годах архитектор , проектируя , воплотил воспоминания об арке, наземный вестибюль также напоминает нам об утраченном.

Площадь же Красных ворот в 1941 году, в связи со столетием со дня гибели поэта, переименовывали в Лермонтовскую, но горожане по-прежнему называли площадь Красными воротами. В итоге имя Лермонтовской досталось скверу и площади за пределами Садового кольца, а площади на внутренней стороне, возле вестибюля метро, в 1994 году вернули прежнее название. Домов на этой площади не числится.

Разрушение старой Москвы началось не сегодня, хотя именно сегодня варварски уничтожаются последние - и потому самые ценные! - исторические памятники. Больше же всего в деле уничтожения Москвы постарались большевики, мечтавшие стереть с лица земли первую столицу России и на ее месте построить утопический Город коммунистического Солнца. И первой жертвой 3 июня 1927 года пали Красные ворота - Триумфальная арка, построенная по указу императора Петра Великого в честь победы в Полтавской битве.

Собственно, первая арка была деревянной, и в 1753 году ворота сгорели. И тогда Сенат распорядился на этом же самом месте возвести новые ворота — каменные, но в прежнем виде. Работу по восстановлению триумфальных Красных ворот поручили скульптору и архитектору Д. В. Ухтомскому. Выдающийся русский зодчий разработал проект новой площади, поместив в ее центре на возвышенности триумфальные ворота. В отличие от деревянных новые ворота представляли собой четырехгранное объемное сооружение, рассчитанное на круговой обзор со всех сторон площади. Ворота были расписаны под мрамор, позолочены и украшены 8 золочеными статуями, символизировавшими Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Наверху ворот была бронзовая статуя Славы (Фамы), держащая в руках пальмовую ветвь и трубу.

За красоту и изящество по древнерусскому обычаю москвичи прозвали ее Красными воротами (кроме того, через арку проходила дорога на Красное село - ворота стояли поперёк нынешнего движения на Садовом кольце).

Во время большого московского пожара в 1812 году ворота обгорели. Правда, позже они были восстановлены.

Рядом с аркой виден дом Лермонтовых.

В последний раз Красные ворота ремонтировались уже при Советской власти, в 1926 году. И в конце того же года значились в списке, составленном отделом коммунального хозяйства Моссовета, в числе зданий, подлежащих сносу! Мотивировка была стандартной по тем временам: «...ввиду узости места для проезда транспорта».

Оказывается, именно здесь должен был пройти циклопический проспект Дворца Советов, который рассекал город от предполагавшегося в Измайлове стадиона через Стромынку, Комсомольскую площадь и далее — через обреченную на снос нечетную сторону улицы 25-го Октября (бывшую Никольскую), через почти полностью уничтожаемые Волхонку и Остоженку на Комсомольский проспект и Юго-Запад.

На защиту городской достопримечательности поднялась общественность Москвы. За сохранение Красных ворот выступили архитектор А.В. Щусев, художник А.М. Васнецов, академик, секретарь АН СССР С.Ф. Ольденбург, Московское архитектурное общество. 10 января 1927 года Наркомпрос РСФСР обратился в Президиум ВЦИК с просьбой приостановить постановление о сносе. В письме говорилось, что Красные ворота «являются единственными в своем роде не только во всесоюзном, но и в мировом масштабе... Указание Моссовета на помеху для движения... представляется неубедительным, так как центр площади всегда не используется».

6 апреля Московский отдел народного образования направил в Моссовет просьбу о включении Красных ворот «в список памятников на учете». 16 апреля пришел ответ: «...Надобности о включении Красных ворот в список памятников нет».

Вскоре ворота были снесены.

Некоторые декоративные украшения Красных ворот сохранились в филиале Музея архитектуры имени А.В. Щусева (бывшем Донском монастыре) и в Музее истории города Москвы. До наших дней дошли чертежи ворот, составленные в 1932 году архитектором С.Ф. Кулагиным по ранее выполненным обмерам. Увы, это все, что уцелело от великолепного памятника архитектуры стиля барокко — знаменитых Красных ворот».

Та же участь постигла в 1928 и церковь Трёх Святителей у Красных ворот. В 1814 году в этом храме был крещён М.Ю.Лермонтов. Придворный поэт Демьян Бедный радостно писал:

"У "Николы" сшибли крест -
Стало так светло окрест!
Здравствуй, Москва новая,
Москва новая - бескрестовая!"

Снесли и дом, где родился Лермонтов - на его месте было построено высотное административно-жилое здание, на нижнем этаже которого был устроен северный выход из метро Красные ворота. Основной же выход из метро Красные ворта был сооружён в 1935 году архитектром Н.А.Ладовским как раз на месте разобранных Красных ворот.

История столичной площади Красные Ворота - память о военных и строительных победах России

Сквер у станции метро «Красные ворота» (Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look)

Площадь Красные Ворота — один из самых известных стличных топонимов, возникший задолго до того, как Москва сложилась в своих нынешних границах. Его история восходит к 1709 году, когда император Петр I распорядился возвести на Мясницкой улице у Земляного города (сегодняшний Земляной Вал) триумфальные ворота в честь победы русских войск в Полтавской битве. Именно эти невысокие (менее 10 м) деревянные ворота стали первой в России триумфальной аркой, которая за двести с небольшим лет несколько раз полностью перестраивалась.

Первая трансформация ворот связана с именем императрицы Екатерины I — в 1724 году по ее приказу на месте петровской арки была воздвигнута новая, тоже деревянная. Через десять лет постройка сгорела и была восстановлена уже во время царствования Елизаветы Петровны.


Российская Империя. Москва. Красные ворота, построенные по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского в середине ХVIII века (из материалов Архитектурного музея СССР). Репродукция Фотохроники ТАСС (Фото: Фотохроника ТАСС)

В 1753-1757 годах ворота вновь были уничтожены в результате сильного пожара. Их увеличенную копию (постройка была на 26 м выше прежней), но уже в камне воссоздал главный архитектор Москвы Дмитрий Ухтомский, он же разработал проект новой площади, в центре которой возвышалась барочная триумфальная арка. Тогда же за триумфальными воротами закрепилось название Красных, то есть красивых.


Старая Москва. Красные ворота, архитектор Д.В.Ухтомский. /Репродукция Фотохроники ТАСС, 1954 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

Ярко-красные ворота были декорированы лепниной, золотыми капителями, бронзовыми фигурами с изображением гербов губерний Российской империи, а также восемью статуями, которые олицетворяли собой Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Арка была увенчана портретом Елизаветы Петровны и бронзовой статуей трубящего ангела.


Красные ворота. 1902 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

В XIX веке Красные ворота трижды пытались снести, однако всякий раз у них находились защитники. Судьбу постройки Ухтомского решили большевики, постановившие снести арку, которая мешала проезду трамваев. В 1927 году при перепланировке Москвы по проекту Лазаря Кагановича Красные ворота были демонтированы и сохранились лишь в названии площади.


Станция метро «Лермонтовская» (ныне — «Красные Ворота»). 1985 год (Фото: Олег Иванов /Фотохроника ТАСС)

Под этой площадью в мае 1935 года в составе первого участка Сокольнической линии Московского метрополитена открылась станция «Красные Ворота» (в 1962-1986 годах — «Лермонтовская»), за которую архитектор Иван Фомин и конструктор Александр Денищенко в 1937 году получили Гран-при на Всемирной выставке в Париже. И сводчатый зал станции, выполненный из красного мрамора, и ее южный вестибюль, созданный по проекту архитектора Николая Ладовского, отсылают к образу триумфальных ворот Ухтомского.


Садово-Черногрязская улица. Вид на высотку у Красных Ворот. 1961 год (Фото: Наум Грановский/Фотохроника ТАСС)

В 1952 году рядом на площади была построена одна из семи сталинских высоток, созданная по проекту главного архитектора Центральной архитектурной мастерской МПС Алексея Душкина. Выбор не был случайным: высотка частично принадлежала Министерству путей сообщения (МПС), сотрудники которого впоследствии поселились в жилой части здания. Первоначальный проект Душкина и его соавтора Бориса Мезенцева мало походил на то, что мы видим сейчас, рассказывает внучка архитектора, историк и профессор МАРХИ Наталья Душкина.


Вместо остроконечного шпиля, которым увенчаны все сталинские высотки, здесь предполагалось установить шлемовидный купол — так распорядился Сталин. В результате дом походил на прижимистого богатыря в доспехах и шлеме — оммаж русскому воину, победившему в только что окончившейся войне. Однако впоследствии от этой идеи отказались из-за технической сложности замысла — «шлем» оказался слишком тяжелым для хрупкой конструкции здания. Тем более что его строительство в какой-то момент оказалось близко к краху в прямом смысле слова.


Южный вход на станцию метро «Красные ворота» (Фото: Николай Галкин/ТАСС)

В отличие от шести других высоток душкинское сооружение было связано с метро: здание возвышается прямо над станцией «Красные Ворота», которая до 1952 года имела только один, южный выход. Душкин настоял на строительстве второго выхода на противоположной стороне Садового кольца. Над наклонным спуском в метро находился тяжелейший каркас здания, перекрыть Каланчевскую улицу для строительства означало парализовать движение по основной городской трассе.


Высотное здание на площади Красных Ворот (Фото: Василий Шитов/ТАСС)

Тогда Душкин вместе с инженером-конструктором Виктором Абрамовым предложил заморозить грунт, а каркас здания строить с контркреном влево на 16 сантиметров. По их расчету, при оттаивании грунта здание будет постепенно опускаться, вследствие чего каркас выпрямится. Ничего подобного никто в мире тогда не делал (как не делал и после). Эксперимент завершился успешно, единственное, в чем просчитались архитекторы, оказались сроки: вместо запланированных двух-трех лет на выравнивание высотки ушло почти десять.