Биографии Характеристики Анализ

Краткая история великой европейской цивилизации. Становление современной западной цивилизации Раннее Средневековье(V – Х вв.)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • особенности этической, эстетической и религиозной революции в Европе XIV-XVI вв.;
  • модели социально-экономического, политического и культурного развития Европы в XVII-XVIIIbb.;
  • этапы становления современной прогрессивной цивилизации;
  • содержание и роль научной революции XVII в., ее значение для современности;
  • динамику развития новоевропейской культуры, ее основные этапы и закономерности;

уметь

  • выделять общие типологические черты цивилизационного и культурного развития Западной Европы, Северной Америки и России в Новое время;
  • устанавливать связь между цивилизационными и культурными процессами в обществе Нового времени;
  • анализировать процессы межцивилизационного взаимодействия в эпоху научно-технического прогресса;

владеть

  • базовыми знаниями о процессе становления гуманистической традиции в европейском мышлении;
  • навыками работы с историко-культурными источниками, отражающими цивилизационные процессы Нового времени.

Вступление

Понятия «Запад» и «Восток» не как географические направления, а как обозначения цивилизационных различий, появились в то время, когда в научный словарь были возвращены термины «цивилизация» и «культура», т.е. в XVIII в. Понимание того, что при всех различиях между народами Европы, при их постоянной вражде и соперничестве, у них есть общий набор базовых ценностей, привело к стремлению называть «цивилизацией» именно способ мышления, систему хозяйствования, тип семьи, представления о религии, этике, красоте, свойственные народам Европы, т.е. «Западу». Понятие «Восток», таким образом, должно было обозначать все народы Старого Света (т.е. Азии и Африки), вне зависимости от различий между ними. Это стремление к утверждению «западных ценностей» во всем мире достигло максимальной степени в конце XIX - начале XX в., когда английский поэт Редьярд Киплинг писал: «Oh, East is East, and West is West, and never the twain shall meet» («О, Запад есть Запад, и Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись»).

В предыдущей главе было рассказано о времени Средневековья как об общей для народов Евразии цивилизационной парадигме, в которой жизнь каждого народа обеспечивалась ведением сельского хозяйства, с последовательным освоением все новых и новых территорий. Пароды Западной Европы первыми исчерпали базовый ресурс Средневековья и к XII в. столкнулись с нехваткой плодородных земель. Насильственная экспансия на восток Европы (в Прибалтику) и на так называемый Средний Восток, предпринятая в форме крестовых походов, провалилась.

Один из вариантов дальнейшего исторического движения в условиях ограниченности используемых ресурсов (самый распространенный) - консервация существующих форм жизни, закрепления их в виде неизменных традиций, отказ от развития в пользу стратегии выживания. Второй - деградация (падение уровня жизни, вынужденный отказ от уже достигнутого во всех сферах жизни) и гибель цивилизации, часто сопровождаемая вторжением иноплеменников. Третий вариант - поиск внутренних возможностей для так называемого цивилизационного сдвига, т.е. перестройки всех основных элементов цивилизации таким образом, чтобы перейти к использованию новых ресурсов и обеспечить себе не только выживание, но и новую экспансию .

Первым известным нам цивилизационным сдвигом стала неолитическая революция (см. гл. 1 учебника). Локальные цивилизационные сдвиги произошли у финикийцев и на Пелопоннесе, при крушении микенской цивилизации, что позволило человечеству освоить море как новый ресурс. Еще один вариант цивилизационного сдвига - ментальный сдвиг - произошел в ходе перехода от политеизма к монотеизму, что обеспечивало региональное единство средневековых цивилизаций Европы и Ближнего Востока.

В Европе XII-XVII вв. можно было наблюдать одновременное действие всех трех тенденций цивилизационного развития. Цивилизация Восточной Римской империи, сочетавшая в себе элементы античности и средневековья, к XV в. деградировала, а государство Византия пало иод натиском турок, основавших на завоеванных территориях Османскую империю. Стремление к консервации средневековых традиций отчетливо заметно у народов Средиземноморья (особенно в Испании и Южной Италии), Балкан, Центральной и Восточной Европы (второе закрепощение крестьян в XV-XVII вв.). Но более заметной и неизмеримо более важной тенденцией стало стремление к поиску новых ресурсов выживания и роста. Реализацией этой тенденции - цивилизационному сдвигу в Европе - способствовало несколько важнейших процессов, развивающихся как последовательно, один за другим, так и параллельно.

Первым таким процессом стало возрождение в Европе городов и городских форм жизни в XII-XIV вв. Это привело к постепенному отказу от натурального хозяйства в пользу региональной торговли и региональной специализации по производству различных видов сельскохозяйственной и ремесленной продукции. Второй процесс - освоение новых территориальных пространств , но не завоеванием , а за счет торговли. XV-XVI вв. стали эпохой Великих географических открытий, отыскания морских путей международной торговли и привлечения для развития Европы ресурсов из Африки, Азии и Америки. Третий процесс исподволь готовился в XV-

XVI вв., но преобразовательным стал чуть позже - в XVI-XVIII вв. Он получил название «научная революция». Его содержание - в переходе к новому типу познания. Прежние формы познания: мистика и логика (объединяемые теологией ), постепенно уступили место новым: наблюдению , выдвижению гипотезы и доказательству ее через проведение эксперимента. Это, в свою очередь, привело к открытию базовых законов физики, химии, биологии, переходу к научной картине мира в астрономии и географии.

Параллельно с этими цивилизационными процессами в Европе происходят три подряд ментальных сдвига. Первый из них получил название «Эпоха Возрождения» , потому что в это время набор знаковых систем и знаний, выработанных в эпоху Античности, был «возрожден» мыслителями Северной и Центральной Италии для того, чтобы сформировать новое мировоззрение - гуманизм. А это, в свою очередь, дало толчок научной революции. Второй ментальный сдвиг - переход от свойственных Средневековью форм христианства (для Западной Европы - это католицизм) к новым, что дало возможность утвердить в сознании народов Западной Европы ценность человеческой личности , стремление к свободе и счастью. Этой новой религиозной формой стал протестантизм. Третьим ментальным сдвигом стало постепенное вытеснение религии из общественных отношений и замена религиозных ценностей на идеологию гражданства - жизни общества, построенной таким образом, чтобы учитывать интересы каждого человека в отдельности и всех граждан в совокупности. Новая система ценностей получила название «идеология Просвещения », как и сама эпоха второй половины XVII - XVIII в.

Историческое время, которому посвящена эта глава, разделено надвое. Первую часть - XIII - первая половина XVII в. - обычно относят ко времени Позднего Средневековья. В нем выделяют две эпохи: Возрождения (XIII - начало XVI в.) и Реформации (XVI - первая половина XVII в.), т.е. времени становления протестантизма в борьбе с католицизмом.

Вторая часть - это Новое время. Оно началось во второй половине

XVII в. (политический рубеж - начало Английской революции 1640 г.) и длилось до XX в. Это эпоха отказа от феодальных отношений, становления и развития буржуазного общества.

Цивилизационная характеристика Нового времени включает в себя несколько обязательных параметров.

  • 1. Происходит перемещение населения из сел в города, поскольку новые формы сельского хозяйства (в сочетании с международной торговлей) позволяют получать все больше продуктов питания и сырья для производства благ, используя при этом меньшее количество людей. Процесс увеличения городского населения за счет уменьшения сельского получил название «урбанизация ».
  • 2. Наука, прежде существовавшая как отдельная от всех других сторон жизни сфера интересов узкого круга любителей познания, становится деятельностью, меняющей характер производства благ и быта людей , открывающей возможности для освоения все новых и новых ресурсов. Таким образом, знание превращается в осознаваемый людьми ресурс развития общества.
  • 3. Процесс производства благ проходит несколько стадий укрупнения: от ремесленных мастерских - к мануфактурам (крупным формам производства, базирующимся на ручном труде), а затем - к фабрикам , на которых используются механизмы, частично заменяющие труд работников. На начальной стадии этот процесс именуется промышленной революцией , на завершающей - индустриализацией.
  • 4. Переход к промышленным технологиям требует отказа от условных форм собственности. Доминирующей становится форма частной собственности , позволяющая любые имеющиеся в распоряжении человечества ресурсы обращать в капитал - средство для получения прибыли, образуемой при производстве и продаже благ (товаров и услуг).
  • 5. Вместо сложных сословно-корпоративных отношений между собственниками и работниками утверждается свободный наем рабочей силы. Ее дешевизна, в сочетании с использованием механизмов, обеспечивает накопление капиталов, необходимых для развития производства.
  • 6. Упрощается социальная структура общества. Базовым ориентиром статуса человека в обществе становится богатство, понимаемое в первую очередь как капитал.
  • 7. Научное познание и промышленные технологии позволяют человечеству все в меньшей степени зависеть от природных явлений, заменяя природную среду на искусственную - создаваемую самими людьми.

Западная цивилизация Нового времени - это индустриальное общество, последовательное развитие которого (прогресс) приводит к превращению всех элементов природы в ресурсы для производства благ и замене естественной природной среды на искусственную, созданную человеком.

Изменения в цивилизационной сфере сопровождались формированием новых явлений в культуре. Прежде всего изменялась система коммуникаций. Устная культура не могла обеспечить успешное развитие производства и торговли. Ей на смену пришла культура письменная. Первым шагом к этому стало возрождение античной письменной культуры (в эпоху Возрождения). Затем началось повсеместное распространение национальных форм письменности, соединяющих письмо и устную речь в единой знаковой системе. Прежние системы письменности - латынь и греческий, - оставаясь на долгое время отличительной стороной элитарной культуры, получили дополнительное значение для тех, кто вырабатывал общий язык науки, медицины, юриспруденции. Еще одной системой письменной коммуникации, без которой не могла обойтись западная цивилизация, стала математика.

С развитием письменной культуры и формированием новой социальной структуры возросла ценность знаний как ресурса, обеспечивающего подъем на «социальном лифте». Общество Нового времени - это общество, в котором знания получают самостоятельную ценность и закрепляются на бумажных носителях. Любая новая информация в этом обществе приобретала не только письменный, но и печатный характер (газеты, журналы, книги), что обеспечивало ее доступность и проверяемость, т.е. возможность использовать.

Ценность знаний в обществе неизбежно приводила к снижению роли символического сознания в целом и религиозного - в частности. Представления людей о себе и мире становились более практико-ориентированными. Религия занимала все меньшее место в процессе принятия решений, сначала в деле производства и распределения благ, затем - в политике и управлении. Происходило ее вытеснение в частную сферу, в личную жизнь.

Распространение знаний посредством письменной и печатной культуры, разрушение устойчивой социальной структуры сословий-корпораций, увеличение количества «социальных лифтов» приводили к демократизации культуры. Деление культуры на «элитарную» и «народную» сохранялось, но их границы становились все более и более проницаемыми. Элитарная культура частично заимствовалась, а частично пародировалась народной. Культура народа, в свою очередь, представляла интерес для культуры элит. И при этом в культуре народов Европы проявилась тенденция к формированию национальных форм, базирующихся на общей - национальной - письменности и единой истории. Традиции малых народностей, отражающие специфику родовых и территориальных объединений, возникших еще в Раннее Средневековье, постепенно уступали место новым - национальным, формирующимся в рамках складывающихся именно в эту эпоху национальных государств и национальных экономик. Но эта тенденция в Новое время была заметна только в городах. Жизнь сельских поселений до XIX в. новации в культурной сфере почти не затронули. Она определялась традиционными формами религиозной, семейно-родовой, территориальной и сословно-корпоративной культуры.

  • Терминология в данной сфере научного знания еще нс устоялась. То, что мы здесьназвали «цивилизационным сдвигом», называют также «цивилизационным скачком»,«цивилизационным переходом» или, по примеру естественных наук, «фазовым переходомцивилизации».

В Европе в XV-XVII вв. происходят качественные изменения в историческом развитии, «цивилизационный скачок», переход к новому типу цивилизационного развития, который получил название «западного».

Предпосылки западной цивилизации закладывались в античности и средневековье. Однако средневековая европейская цивилизация замыкалась в узкие рамки европейской территории. Ее отношения с Востоком и Россией носили спорадический и ограниченный характер и были связаны главным образом с торговлей. Попытки прорыва на Восток в эпоху крестовых походов XI-XIII вв. закончились неудачей. Захваченные земли снова перешли в орбиту арабо-мусульманской цивилизации. В XV-XVII вв. Европа начинает осваивать мировой океан. Португальцы, испанцы, а вслед за ними голландцы, англичане и французы устремились за пределы Старого света в поисках богатства, славы и приобретения новых территорий. Уже в середине XV в. португальцы организовали целую серию экспедиций вдоль побережья Африки. В 1460 г. их корабли добрались до островов Зеленого Мыса. В 1486 г. экспедиция Бартоломео обогнула Африканский континент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. В 1492 г. Христофор Колумб пересек Атлантический океан и, высадившись у Багамских островов, открыл Америку. В 1498 г. Васко да Гама, обогнув Африку, успешно провел свои корабли к берегам Индии. В 1519- 1522 гг. Ф. Магеллан совершил первое кругосветное путешествие.

Одновременно с формированием нового уклада в экономике европейских стран шел процесс первоначального накопления капитала, источником которого стали внутренняя, международная торговля, ограбление колоний, ростовщичество, эксплуатация крестьянства, мелких городских и сельских ремесленников.

Технический прогресс, углубление общественного разделения труда, эволюция частнособственнических отношений способствовали развитию товарно-денежных отношений. Известные и на предыдущих этапах развития общества и выполнявшие в условиях господства натурального хозяйства подчиненную роль, товарно-денежные отношения в XV-XVII вв. перерастают в рыночную систему хозяйствования. Они проникают во все сферы экономики, выходят за рамки местных, национальных границ, а с развитием морского судоходства и великими географическими открытиями создают базу для формирования мирового рынка.

Глубокие экономические сдвиги повлекли за собой изменения в социальной структуре общества. Сословные перегородки традиционного, феодального общества стали рушиться. Начала формироваться новая социальная структура общества. С одной стороны - буржуазия (выросшая из богатых горожан-купцов, ростовщиков, отчасти цеховых мастеров) и новые дворяне (землевладельцы, пришедшие к использованию наемного труда в сельском хозяйстве, а также занимавшиеся торговлей и предпринимательской деятельностью), с другой стороны - наемные рабочие (сформировавшиеся из разорившихся ремесленников и потерявших землю крестьян). Все они - свободные собственники, но у одних в собственности материальные ценности, позволяющие использовать наемный труд, а у других - только свои рабочие руки. Дифференциация в обществе углубляется, обостряются отношения между социальными группами, классами.

Особенностью западноевропейского общества было обеспечение определенного равновесия, баланса социальных сил сначала в рамках сословной монархии и на первых порах при абсолютизме. Центральная власть в европейских странах имела ограниченные возможности для вмешательства в социально-экономическую жизнь из-за отсутствия развитой бюрократии. Борьба между королевской властью, феодалами, городами и крестьянством привела к относительному равновесию сил, политической формой которого стала сословная монархия с выборными учреждениями. Но в XVI- XVII вв. происходят подавление сословных представительных органов (кортесов в Испании, Генеральных штатов во Франции), самоуправления городов и становление абсолютистских монархий. Для управления отдельными территориями и отраслями хозяйства создавался бюрократический аппарат и аппарат принуждения. Формировалась постоянная армия. Все это делало центральную власть главной политической силой.

Абсолютная монархия на первых порах в ряде европейских стран сыграла прогрессивную роль в консолидации нации, в содействии укреплению новых черт в экономике. В борьбе против феодальной аристократии, за объединение страны абсолютная монархия опиралась на формирующийся класс буржуазии. Она использовала развитие промышленности, торговли в целях укрепления армии, получения дополнительных доходов в государственную казну. На этом этапе сильная государственная власть нужна была и буржуазии. В то же время королевская власть оставалась формой власти дворянства, но при абсолютизме она могла иметь некоторую независимость от дворянства и буржуазии. Играя на противоречиях между дворянством и буржуазией, абсолютизм держал их в равновесии. Но долговечным этот союз не мог быть. Когда вмешательство выросшей и усилившейся бюрократии в экономику начинает препятствовать капиталистической эволюции, буржуазия вступает в решительную борьбу за власть. Происходят первые буржуазные революции (в Нидерландах, Англии).

Параллельно с географическими открытиями шло колониальное освоение территорий. В начале XVI в. начинается завоевание Америки (конкиста). Из-за недостатка рабочих рук в Америку стали в массовом порядке ввозить негров. Так, благодаря великим географическим открытиям и колониальному овладению новых территорий началось создание океанической глобальной цивилизации. Границы мира в этой цивилизации резко раздвинулись. Социальное взаимодействие: торговые, политические, культурные контакты пролегли через океаны, связывая между собой континенты.

Эта экспансия европейской цивилизации за пределы Европы оказала сильнейшее влияние и на внутреннюю жизнь самой Европы. Сместились торговые центры. Средиземноморье стало терять свое значение, уступая свое место сначала Голландии, а позже - Англии. Произошла революция в мировоззрении людей, начал формироваться новый тип общественных отношений - капиталистические отношения.

Благодаря великим географическим открытиям изменилась традиционная картина мира. Эти открытия доказали, что Земля имеет форму шара. Н. Коперник, Дж. Бруно и Г. Галилей научно обосновали гелиоцентрическое представление об устройстве космоса. В связи с интенсивным развитием научного познания получает мощный импульс европейский рационализм. В умах людей утверждается представление о познаваемости мира, о возможности познания законов, управляющих им, о науке как главной производительной силе общества. Таким образом, формируется одна из главных ценностных установок западной цивилизации, утверждающая особую ценность разума, прогресса науки и техники.

В экономической сфере в этот период происходит становление капиталистических общественных отношений. Западную цивилизацию этого типа называют техногенной. Потребности производства, развитие науки стимулировали технический прогресс. Ручной труд стал постепенно вытесняться машинным. Использование водяных и ветряных мельниц, использование новых технологий в судостроении, совершенствование огнестрельного оружия, изобретение печатного станка и т. д. вели к росту производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве.

В то же время происходят важные сдвиги в организационной структуре производства. На смену ремесленному производству в структуре цеха приходит мануфактура, базирующаяся на внутреннем разделении труда. Обслуживались мануфактуры при помощи наемной рабочей силы. Во главе ее стоял предприниматель, владеющий средствами производства и обслуживающий сам процесс производства.

В капиталистические общественные отношения постепенно втягивалось и сельское хозяйство. В деревне шел процесс раскрестьянивания через переход на аренду, создание фермерских хозяйств и т. д. Особенно заметно этот процесс шел в Англии, в связи с развитием там текстильной промышленности («огораживание»).

В комплексе факторов, приведших к качественным переменам в европейском обществе и способствующих новому типу цивилизационного развития, важную роль сыграли два явления в ее культуре: Ренессанс (Возрождение) и Реформация.

Термин «Возрождение» употребляется для обозначений определенного культурно-мировоззренческого движения, которое зародилось в Италии во второй половине XIV в. и на протяжении XV-XVI вв. охватило все страны Европы. Ведущие деятели культуры этого времени заявляли о своем стремлении преодолеть наследие средневековья и возродить ценности и идеалы античности. В утверждаемой системе ценностей на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. humanus - человечный). Поэтому деятелей Возрождения нередко называют гуманистами. Гуманизм развивается как крупное идейное движение: он охватывает деятелей культуры и искусства, включает в свои ряды купечество, чиновничество и даже высшие религиозные сферы - папскую канцелярию. На этой идейной основе складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей. Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух.

Мировоззрение эпохи Возрождения можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура мироздания не Бог, а человек. Бог начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами передового человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией, одним словом - «титанов».

В искусстве этой эпохи возрождается идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры. Плоскостные как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступают место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Происходит реабилитация телесного начала в человеке. В литературе, скульптуре, живописи изображается человек с его земными страстями и желаниями. Однако плотское начало в эстетике Возрождения не подавляло духовного, литераторы и художники в своем творчестве стремились изобразить личность, в которой физическая и духовная красота слились воедино.

Характерна также антицерковная направленность художественных, философских и публицистических сочинений деятелей Возрождения. Наиболее яркие произведения этого жанра «Декамерон» Дж. Бокаччо (1313-1375) и «Похвала глупости» Эразма Роттердамского (1469-1536).

Эпоха Возрождения позволила европейцам освоить опыт, накопленный античной цивилизацией, освободиться от оков средневековых ценностей и идеалов, сделать крупный шаг в формировании новых цивилизационных ориентиров и ценностей: 1) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 2) индивидуализм, установка на автономию личности; 3) динамизм, ориентация на новизну; 4) терпимость к иным взглядам, мировоззренческим позициям.

Огромную роль в истории европейского общества сыграла также Реформация - широкое социально-политическое и идеологическое движение борьбы против католической церкви, охватившее в XVI в. большинство стран Западной и Центральной Европы. К началу XVI в. католическая церковь стала влиятельной международной силой, считавшей себя оплотом существующего строя, оплотом начавшейся национальной консолидации. Это повлекло за собой возросшие претензии католической церкви во главе с папой на установление своей политической гегемонии, подчинение светской власти.

В централизованных странах папские претензии встречали решительный отпор со стороны королевской власти. Раздробленным странам труднее было защищать себя от политических интриг и финансовых вымогательств папства. Этим объясняется то, что ранее всего реформационное движение началось в раздробленной Германии. Притязания папства ассоциировались здесь с иноземным владычеством и вызывали всеобщую ненависть к католической церкви. Другой не менее важной причиной реформационного движения было стремление реформировать церковь, сделать ее «дешевой».

В результате Реформации возникло новое крупное направление в христианстве - протестантизм. Протестантизм в Германии развивался в двух направлениях умеренно-бюргерском, лидером которого был Мартин Лютер, и радикально-крестьянском во главе с Томасом Мюнцером. Кульминацией германской Реформации стала Крестьянская война 1524-1525 гг. Ее лидер Томас Мюнцер главные задачи Реформации видел в осуществлении социально-политического переворота, в освобождении народа от эксплуатации и удовлетворении его повседневных нужд. После поражения радикально-крестьянских сил в Великой Крестьянской войне борьба политических сил привела к образованию двух группировок немецких княжеств - католической и протестантской (в лютеранском варианте). Заключенный в 1555 г. Аугсбургский религиозный мир, провозгласивший принцип «Чья власть, того и вера» означал распространение княжеского суверенитета и на область религии, а следовательно, закрепление германской раздробленности.

В других европейских странах реформационное движение распространялось в формах лютеранства, цвинглианства, а также кальвинизма. Так, в Нидерландах буржуазная революция совершалась под знаменем кальвинизма, там он стал официальной религией. Широкое распространение получил кальвинизм (гугеноты) во Франции в 40-50-е гг. XVI в., причем его использовало не только бюргерство, но и феодальная аристократия в борьбе против королевского абсолютизма. Гражданские или религиозные войны, происходившие во Франции во второй половине XVI в., закончились победой королевского абсолютизма. Официальной религией остался католицизм. В Англии произошла так называемая королевская реформация. Акт 1534 г. о суперматии (т. е. верховенстве), в соответствии с которым король стал главой церкви, подвел итоги конфликта английского абсолютизма с папством. В стране утвердилась англиканская церковь, которая стала государственной, а англиканское вероисповедание принудительным. И хотя английская буржуазная революция происходила под знаменем кальвинизма, пуритане (так называли последователей кальвинизма) распались на несколько течений и к концу XVII в. государственной церковью осталась англиканская.

Реформация разрушала представления о незыблемости духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и человеком. Главное новшество, вносимое в вероисповедание христианства М. Лютером, Т. Мюнцером и Ж. Кальвином, состоит в утверждении, что между человеком и Богом возможны только непосредственные личные отношения. А это значит, что вся церковная иерархия для дела спасения его души не нужна, не нужны и священники - монахи как посредники между человеком и Богом, не нужны монашеские ордена и монастыри, в которых сосредоточивались огромные богатства. Человек может спастись («попасть в Рай») только личной верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Лишенный посредничества церкви, человек теперь сам должен был отвечать перед Богом за свои поступки.

Протестантизм утверждает; что спасение может прийти к человеку не в результате церковных обрядов или «добрых дел» человека. Спасение - это дар божественной благодати. И Бог заранее предопределил одних людей к спасению, других - к погибели. Никто не знает своей судьбы. Но косвенно можно об этом догадаться. Такими косвенными «намеками» является то, что Бог дал этому человеку веру, а также успех в делах, который рассматривается как показатель благоволения к данному человеку Бога.

Верующий человек - это призванный Богом к спасению человек. В протестантском истолковании термина «призвание» содержится такой смысл, что все формы жизнедеятельности человека - это способы служения человека Богу. Отсюда следует, что человек должен честно трудиться, отдавать все свои силы не на аскетические упражнения, направленные на умерщвление плоти, а на конкретные дела по лучшему устройству этого мира. Протестантизм, отвергнув учение о спасающей роли церкви, значительно упростил и удешевил культовую деятельность. Богослужение сведено главным образом, к молитве, проповеди псалмов, гимнов и чтению Библии.

С середины XVI в. в Европе католическая церковь сумела организовать противодействие Реформации. Развернулась контрреформация, которая привела к подавлению протестантизма в части Германии, Польше. Были пресечены попытки реформации в Италии и Испании. Однако протестантизм утвердился на значительной части территории Европы. Под его влиянием сформировался новый тип личности, с новой системой ценностей, с новой трудовой этикой, с новой, более дешевой организацией религиозной жизни. И это, бесспорно, способствовало развитию буржуазных общественных отношений.

Совокупность всех этих факторов обусловила переход ряда европейских стран от традиционного общества, основанного на натуральном хозяйстве, со статичными социальными образованиями и господством религиозного мировоззрения к новому типу экономики, новой социальной структуре общества, новым формам идеологии и культуры, не имевшим аналогов в предшествующей истории человечества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Становление современной западной цивилизации

Совсем недавно понятие цивилизации имело для Европы исключительно историко-культурный интерес. Причем внимание обращали, прежде всего, на различия между народами. Сейчас понятие цивилизации выходит на первый план как категория, отражающая единство народов Европы, общность ценностей европейского дома. Тема общеевропейской цивилизации с ее неповторимыми общими особенностями проходит красной нитью через многие исследования в качестве «наивысшего аргумента» в пользу общеевропейского единства. Именно в Европе прогрессивный тип цивилизации обрел устойчивость, развивается длительное время. Поэтому рассматривать особенности этого типа цивилизации целесообразнее, прежде всего на примере Европы.

Средневековая цивилизация Европы начала разрушаться в XI в. Появилось мануфактурное производство, расширялась торговля, росли города. Горожане добивались свободы от светских и духовных сеньоров. Переломным считается XIII в. С XIII по XVII вв. шел активный процесс становления Европейской цивилизации, аналогичной греко-латинской. Становление современной европейской цивилизации шло трудно, в ходе войн, революций, социальных и религиозных движений. Это становление не было однолинейным. За революцией часто следовала контрреволюция, за реформами - контрреформы, но все же побеждала прогрессивная тенденция.

Развернулся процесс рационализации сознания, стали складываться более широкие представления о мире. Система образования отделилась от церкви. В XII-XIII вв. появились первые университеты в Италии, Испании, Франции, Англии. На латинский язык были переведены сочинения Аристотеля и их изучение стало самым главным предметом в школе. Усиленно штудировались римские законы и судебные порядки (римское право). Наиболее знамениты были школы в Болонье (римское право), в Салерно (медицина), в Париже (философия и богословие). Школы (университеты) собирали студентов из разных стран, преподавание велось на латыни. В середине XV в., благодаря золотых дел мастеру и резчику Гутенбергу, появилось книгопечатание.

В это время проявились первые признаки отделения общества от государства, элементы правового государства. Подписанная английским королем Иоанном Безземельным Великая Хартия вольностей (1215 г.) заложила основы правового государства, государственной защиты прав личности. Хартия ограничила права короля, дала привилегии (вольности) рыцарям, свободным крестьянам, горожанам. В Хартии было заявлено: «Никто не будет схвачен, посажен в тюрьму, лишен имущества, объявлен вне закона, изгнан или введен в убыток, ни на кого не падет королевская опала иначе, как в силу законного приговора людей, равных обвиненному по званию, или в силу закона страны». Великий парламент 1265 г., в котором рядом с прелатами и баронами, приглашенными поименно, сидели впервые выборные представители от населения графств, рыцарей и горожан, предвещал эру господства в Европе парламентаризма.

Эпоха Возрождения, развернувшаяся на протяжении XIV-XVII вв. позволила освоить опыт, накопленный античной цивилизацией. Особенно большое значение для становления европейской цивилизации имело наследие Древнего Рима (о Древней Греции в Европе долгое время было известно мало). Опыт латинства (римский опыт) - это тот колоссальный первоначальный капитал, который позволил резко сократить время на разработку и освоение демократических механизмов, на создание соответствующей культуры. Европейская цивилизация в широком смысле прямая наследница классической античной цивилизации. Следовательно, она преемственна, хотя абсолютно самостоятельна, поскольку ушла в своем развитии значительно дальше. Становление современной европейской цивилизации было облегчено усвоением опыта античности.

Колоссальное значение для становления европейской цивилизации имела религиозная Реформация в первой половине XVI в. Церковь, явление религиозной харизмы на общественное сознание и развитие сдерживали процесс становления прогрессивного типа общества, рационального сознания. В трудной борьбе, в ходе войн и разрушительных массовых движений удалось ограничить роль церкви и духовенства. Но, главное. Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации: протестантизм. От католичества отошла значительная часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и т.д. Да и в самом католичестве происходили существенные изменения.

Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Протестантизм учил, что человек имеет непосредственную духовную связь с богом, без посредников. Религиозная обрядность упростилась. Именно это направление в христианстве считается наиболее адекватным западному образу жизни, системой духовных ценностей, которая соответствует демократическому рыночному обществу. Важно то, что протестантизм дал духовную санкцию на прибыль как цель экономической деятельности человека. Католичество, римские папы вели борьбу с прибылью, опираясь на библейские каноны. Древнее библейское имущественное право не содержало понятия «собственность», имеющиеся в священных текстах схожие термины означали, как правило, «имущество». Оно запрещало ростовщичество. В Новом Завете также немало положений, ограничивающих экономическую деятельность. Однако протестантизм доказал, что, стремясь к богатству, можно служить Богу христианскому, поскольку богатый человек тратит свои средства не только на себя, но и на общество. Еще более радикально освобождался от религиозной догматики и атрибутики баптизм, выделившийся из протестантизма позднее. Реформация открыла дорогу к парламентаризму и промышленной революции. Европейскую цивилизацию можно назвать по отношению к старой (античной) новой, или современной цивилизацией.

Каковы основные черты ментальности европейских народов? Согласно христианским представлениям, собственно человеческая история началась не с момента сотворения мира, ибо райское существование протекало вне существенных изменений, то есть вне истории, а с момента грехопадения, после которого человек был низвергнут в поток времени, стал смертным. Для Европы характерно представление о линейном, быстро текущем времени, которое состоит из трех ступеней:

Прошлое. Оно свершилось, в нем ничего нельзя изменить, из него лишь можно извлекать уроки.

Настоящее. Человек - активно действующее лицо в настоящем, он может и должен влиять на ход событий, на жизнь общества.

Будущее. Оно лишь предстоит, оно неизвестно, но человек своей активной деятельностью в настоящем может в той мере, в какой ему это доступно, подготовить будущее.

В общественном сознании господствует убеждение в необходимости постоянного развития, прогресса, движения вперед. В христианстве, как системе духовных ценностей, заложена идея прогресса, необходимости постоянного развития и совершенствования общества и человека. Не случайно этот тип цивилизации часто называют христианским или иудео-христианским. Достаточно обратиться к библейской притче о Моисее, который вывел народ израилев из египетского плена. Побег из плена - это движение во времени, движение от рабства к свободе, к земле обетованной, от неравенства и угнетения к равенству и божьему избранничеству. Жизнь данная человеку, в христианстве рассматривалась как своеобразный кредит, который надо будет вернуть с процентами. От человека требовалось потратить жизнь на совершенствование себя и окружающей жизни. После смерти высший суд должен воздать каждому по заслугам. Общественно признанная необходимость постоянного развития, движения вперед превратила инновацию, новое вообще в высшую ценность. Западное общество проникнуто страстью к обновлению.

Для этого типа цивилизации характерна в буквальном смысле идеология индивидуализма. Приоритет личности, ее интересов безусловен. Индивидуализм - это исторически сложившийся тип поведения, имеющий социально-психологическую и идейно-мировоззренческую мотивированность. Акцент делается на самоценность индивида, на ее свободу, автономию, на право самому определять направления своей деятельности. Одновременно индивидуализм предполагает ответственность человека за себя, свою семью. Индивидуализм предполагает многовариантность поведения, в том числе политического. Следовательно, политический плюрализм, характерный для обществ западного типа, свои истоки имеет в индивидуализме. Индивидуализм не отрицает наличие коллективных интересов - интересов общества в целом, а предполагает их. Пределы индивидуализма определяются нормами общественной морали и законами страны. В странах западного типа исторически сформировался устойчивый баланс интересов личности и общества. Яркий показатель приоритета индивидуализма - книга рекордов Гиннесса. Она наглядно свидетельствует, что каждый может стать единственным, достичь чего-то необычного, и призывает к этому.

Важно, что общественное сознание воспринимает мир только в реальности, оно рационально, свободно от давления религиозной догматики в решении практических вопросов. Цели деятельности человека носят конкретный, прагматический характер. Несмотря на рационализм, общественное сознание ориентировано на христианские ценности как высшие и нормативные, как идеал, к которому надо стремиться. Сфера безраздельного господства христианства - это общественная мораль. Причем это касается не только сферы личных взаимоотношении, но и деловой жизни. Существует понятие протестантской деловой этики. Важнейший ее принцип: скромное личное потребление, но процветающее дело.

Европейская цивилизация развивалась неравномерно. Прогрессивный тип развития требует постоянного притока ресурсов, рабочей силы, все новых и новых мозгов. Устойчивый динамизм этот тип цивилизации приобрел в эпоху географических открытий и колониальных войн. Потенциал фактически всей планеты был подключен для того, чтобы создать то, что сегодня мы называем Западом. Таким образом, прогрессивный тип развития не является достижением только западного сообщества, а результат деятельности всего человечества. Эксплуатируя колонии, Европа привносила в разные части света очаги, анклавы своего тип» развития, распространяя его на другие части света. Так Европа выходила за географические рамки и превращалась в Запад - западную цивилизацию.

Каковы исторически сложившиеся, прежде всего на примере Европы, черты западной цивилизации?

Высокий нравственный престиж труда и его результатов. Уже в XIII в. экономическая доктрина католической церкви претерпела изменения, смягчилась. Если раньше считалось, что труд - это наказание Божие за грехи, то теперь утверждается убеждение в полезности труда и его высоком нравственном значении. Труд рассматривается как высокое нравственное и религиозное служение, а не просто как средство к жизни. Отсюда - высокая заинтересованность в результатах труда.

Рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор. Развитая частная собственность. Высокий престиж предпринимательства. С ХV в. хозяйственная деятельность горожан в Европе строится на новых основаниях. Свобода торговли и предпринимательской деятельности получает стойкие правовые гарантии. Появились новые, рыночные формы организации экономической деятельности.

Классовая структура общества, развитые формы классовой организации: профсоюзы, партии, программы и идеологии и т.д. Частная собственность, рыночная экономика приводят к разделению общества на классы, формированию классовых интересов и, соответственно, появлению классовой борьбы.

Наличие развитых, не зависимых от власти (горизонтальных) связей: экономических, социальных, культурных, духовных и др., - между индивидами и ячейками общества, семьями, хозяйственными единицами, и, как следствие, наличие гражданского общества, существующего независимо от власти.

Правовое демократическое государство. Государство в классовом обществе неизбежно предоставляет наибольшее влияние имущим и образованным. Но главное: государство выступает в качестве регулятора социально-классовых отношений, инструмента для разрешения социальных конфликтов, для обеспечения условий гражданского мира, для обеспечения реализации идей прогресса. Форма государства - демократия. Что это значит? Демократия предполагает согласие управляемых в том, чтобы ими управляли. Это достигается через участие населения в выборах органов власти. Вмешательство государства в гражданскую жизнь ограничено законом. Для того чтобы государство не увеличило сферу своего влияния, существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти независима, но по отношению друг к другу они оказывают сдерживающее и уравновешивающее влияние. Демократическое общество предусматривает открытость, право на свободу мысли, религиозных убеждений, возможность дискуссий по любому вопросу, свободу высказываний любых взглядов, кроме разрушительных для общества. Демократическое государство охраняет человеческое достоинство и права личности. Это - правовое государство, то есть там правит закон, а не люди.

Разумеется, сказанное вовсе не значит, что демократия является идеальной формой правления. Возможны и злоупотребления власти по отношению к обществу, и нарушение законов, и использование служебного положения, и использование демократических институтов для достижения недемократических целей (как случилось на выборах в Германии в 1933 г., когда к власти пришел Гитлер).

Необходимо отметить, что западный тип цивилизации характеризует западо- или европоцентризм. Он пронизывает все: науку, искусство, общественное сознание, политику. Запад считается центром и вершиной мира. Все остальное - отсталая периферия. Аристотель положил начало отношению к варварам (а это все, кто не был эллином) как к части окружающей природы, как к «растениям или животным». В дальнейшемэти идеи активно развивались. Знаменитый немецкий философ А. Гегель выдвинул тезис о Европе, как завершении всемирной истории и наивысшем воплощении человеческого духа. В этом же ключе разрабатывался и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Классики марксизма сосредоточены на Европе, считая, что остальной мир обречен повторить то, что происходит здесь. Ярко представлены идеи западоцентризма и в современном мире.

развитие европейский цивилизация

ЛИТЕРАТУРА

1. Пути Евразии - М., 1992.

2. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций - Брянск, 1996.

3. Яковец Ю.В. История цивилизаций - М., 1994.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    реферат , добавлен 03.01.2013

    Понятие мировой системы и цивилизации. ООН как орган управления мирового сообщества. Проблемы глобализации мирового общественного пространства и особенности современной цивилизации. Глобальные проблемы современности и их влияние на реформы в России.

    контрольная работа , добавлен 26.08.2011

    Формулирование в "Закате Европы" оригинальной культуро-философской концепции, предсказание неизбежности будущего разрушения западной цивилизации. Нетрадиционное понимание культуры и цивилизации. Образ, символ и стиль культуры, цивилизация как ее закат.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2009

    Глобализация и основные причины кризиса современной цивилизации. Хозяйственной деятельности человека в ХХ веке. Основные цивилизации по Хантингтону. Концепция академика Н. Моисеева о "коллективном интеллекте". Основные перемены в прогрессе человечества.

    реферат , добавлен 16.03.2011

    Современные цивилизации. Экономическое развитие современной цивилизации. Цивилизация и социальное развитие. Современная цивилизация и политическая жизнь. Эффективный контроль за правотворчеством, правоприменением и правозащитой.

    реферат , добавлен 13.11.2003

    Наука в культуре техногенной цивилизации. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Традиционные и техногенные цивилизации. Специфика научного познания. Главные отличительные признаки науки.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2008

    Узкое и широкое понимание общества, его отличие от природы. Сферы (подсистемы) общественной жизни и их соотношение с экономической, политической, социальной и духовной сферами. Социальные институты. Основные черты восточной и западной цивилизации.

    презентация , добавлен 07.04.2014

    Исследование феномена утопии и утопического сознания как важных компонент процесса переосмысления путей дальнейшего развития и основных ценностей современной цивилизации. Социальный утопизм: от мифа к знаниям. Система утопических архетипов в России.

    реферат , добавлен 20.11.2012

    Теоретические допущения о функционировании и развитии общества, особенности его социальной структуры. Изучение особенностей формирования исторических форм общностей людей. Циклическое движение истории общества. Основные фазы существования цивилизации.

    реферат , добавлен 10.12.2012

    Информационное общество как ступень в развитии современной цивилизации, его основные характеристики, этапы процесса развития. Декларация тысячелетия ООН. Окинавская хартия глобального информационного общества. Стратегия и пути его развития в России.

Европейская цивилизация зародилась на рубеже VII-VI веков до нашей эры. Произошло это в результате реформ Солона, а также последовавших следом политических процессов в Древней Греции, когда возник сам феномен античности, известный как генотип этой цивилизации. Ее основами стали правовое государство и гражданское общество, существование специально выработанных правил, юридических норм, гарантий и привилегий для защиты собственников и интересов граждан.

Особенности цивилизации

Основные элементы европейской цивилизации способствовали формированию рыночного хозяйства во времена Средневековья. При этом господствовавшая на континенте христианская культура принимала непосредственное участие в формировании принципиально новых смыслов человеческого бытия. В первую очередь, они стимулировали развитие свободы человека и творчества.

В последовавшие за этим эпохи Возрождения и Просвещения античный генотип европейской цивилизации, наконец, проявился в полной мере. Он принял тип капитализма. Политическая, социально-экономическая, культурная жизнь европейского общества характеризовалась особенным динамизмом.

Примечательно, что даже при условии альтернативности социального генотипа античности, приблизительно до XIV-XVI веков было очень много общего в эволюционном развитии Запада и Востока. До того периода культурные достижения Востока были сопоставимы с западным Возрождением по своему значению и достигнутым успехам. Примечательно, что в мусульманскую эпоху Восток продолжил культурное развитие, прерванное в греко-римском мире, занимая ведущее место в культурном отношении на протяжении нескольких веков. Интересно, что Европа, будучи наследницей античной цивилизации, приобщалась к ней через мусульманских посредников. В частности, со многими древнегреческими трактатами европейцы впервые знакомились в переводе с арабского.

При этом отличия между Востоком и Западом со временем наметились весьма принципиальные. В первую очередь, они проявлялись в плане духовного освоения культурных достижений. Например, книгопечатание на местных языках, которое было чрезвычайно развито в Европе, открывало прямой доступ к знаниям для простых людей. На Востоке таких возможностей просто не существовало.

Важно и другое. Научная мысль западного общества была, в первую очередь, обращена вперед, проявляясь в повышенном внимании к фундаментальным исследованиям, естествознании, требуя высокого уровня теоретического мышления. В то же время на Востоке наука была, в первую очередь, практической, а не теоретической, она существовала неотделимо от эмоций, интуитивных решений и переживаний каждого конкретного ученого.

В XVII веке всемирная история стала складываться по пути глобализации и модернизации. Такая ситуация складывалась вплоть до XIX века. При возникновении непосредственного столкновения двух типов цивилизации явным и очевидным стало превосходство европейской цивилизации над восточной. Во многом это было обусловлено тем, что сила государств определялась военно-политическими и технико-экономическими преимуществами.

Существовавший цивилизованный современный подход был изначально основан на признании неустранимости культурных различий и отказа от любой иерархии культур при необходимости отказа от ценностей всех типов цивилизаций.

Отличительные черты

Европейская цивилизация характеризуется рядом важных отличий, которые определяют ее суть. В первую очередь, важным является то, что это цивилизация интенсивного развития, для которой характерна идеология индивидуализма. В предпочтении находится приоритет самой личности и ее конкретных интересов. При этом общественное сознание воспринимается исключительно в реальности, свободно от религиозной догматики при решении практических вопросов.

Интересно, что, даже несмотря на рационализм, в развитии европейской цивилизации ее общественное сознание всегда было ориентировано на христианские ценности, считавшиеся нормативными и высшими. Идеалом, к которому необходимо стремиться. Общественной моралью являлась сфера безраздельного господства христианства.

В результате одним из определяющих и ключевых факторов формирования западного общества стало католическое христианство. На его идейной базе возникла наука в ее современном понимании, став сначала методологией познания божественного откровения, а затем изучением причинно-следственных связей материального мира.

Необходимо при этом подчеркнуть, что западный тип цивилизации всегда характеризовался европоцентризмом, так как Запад считал себя вершиной и центром мира.

Среди характерных черт западной цивилизации можно выделить семь основных, которые в результате стали главными ценностями, обеспечившими ее развитие.

  1. Ориентация на новизну, динамизм.
  2. Установка личности на автономию, индивидуализм.
  3. Уважение к человеческой личности и достоинству.
  4. Рациональность.
  5. Уважение к понятию частной собственности.
  6. Идеалы равенства, свободы и терпимости, существовавшие в обществе.
  7. Предпочтение демократии всем другим формам общественного и политического устройства государства.

Характеристика

Давая характеристику европейской цивилизации, важно отметить новое, что она привнесла в современный мир. Примечательно, что в отличие от таких замкнутых государственных образований, как Индия и Китай, были чрезвычайно разнообразны. В результате народы и страны западной цивилизации имели свой разнообразный и своеобразный облик. Большое значение в становлении европейской цивилизации сыграла наука, которая положила начало глобальной истории человечества.

Если сравнивать с Индией и Китаем, где понятия политической свободы не существовало, для Запада идея политической свободы была одним из главных условий существования. Когда на Западе познавалась рациональность, восточное мышление, в первую очередь, отличалось своей последовательностью, что позволяло развивать формальную логику, математику, а также правовые основы государственного устройства.

В истории европейской цивилизации западный человек сильно отличался от восточного, понимая, что именно он является началом и творцом всего. Исследователи отмечают, что западная динамика вырастает из "исключений". Она основывается на постоянном чувстве неудовлетворенности, беспокойства, стремлении к постоянному развитию и обновлению. На Западе всегда наблюдалось политическое и духовное напряжение, которое требовало растущей духовной энергии, когда на Востоке главным было отсутствие напряженности и состояние единения.

Изначально западный мир развивался в рамках собственной внутренней полярности. Основу европейской западной цивилизации заложили греки, которые сделали это так, чтобы мир находился в размежевании с Востоком, отстранялся на него, но постоянно направлял свой взор в ту сторону.

Древние цивилизации

Говорить о существовании первых цивилизаций на территории европейского континента можно еще со времен Железного века.

Около 400 года до нашей эры Латенская культура распространила свое влияние на обширные земли, вплоть до Пиренейского полуострова. Так возникла Кельтебрианская культура, о контактах с которой много записей оставили римляне. Кельты сумели оказать сопротивление распространению влияния римского государства, которое стремилось завоевать и колонизировать большую часть южной Европы.

Еще одна значимая древняя европейская цивилизация - Этрурия. Этруски жили городами, которые объединялись в союзы. Например, самый влиятельный этрусский союз включал в себя 12 городских общин.

Северная Европа и Британия

Первые попытки романизации территории Древней Германии изначально были предприняты еще Юлием Цезарем. Границы империи удалось расширить только при Нероне Клавдии, когда, наконец, были покорены практически все племена. Успешную колонизацию продолжил Тиберий.

Римская Британия развивалась после завоевания Галлии Юлием Цезарем. Тот предпринял два похода в британские земли. В результате систематические попытки завоеваний продолжались до 43 года нашей эры. Пока Британия не превратилась в одну из окраинных провинций Римской империи. При этом север был практически не затронут. Среди местного населения, которое было недовольно таким положением вещей, регулярно поднимались восстания.

Греция

Именно Грецию принято называть колыбелью европейской цивилизации. Это страна с великим наследием и многовековой историей.

Изначально Эллинистическая цивилизация началась как сообщество городов-государств, самыми влиятельными из которых были Спарта и Афины. У них существовали разнообразные варианты управления, философии, культуры, политики, науки, спорта, музыки и театра.

Ими были основаны многие колонии на берегах Средиземного и Черного морей, в Южной Италии и на Сицилии. Считается, что колыбель европейской цивилизации берет свое начало именно в Древней Греции.

Ситуация резко изменилась в IV веке до нашей эры, когда из-за междоусобных конфликтов эти колонии стали добычей македонского царя Филиппа II. Его сын Александр Македонский распространил греческую культуру на территорию Египта, Персии и Индии.

Римская цивилизация

Судьбу европейской цивилизации во многом предопределило Римское государство, которое начало активно расширяться с территории Италии. Из-за его военной мощи, а также неспособности большинства врагов оказывать достойное сопротивление, самый серьезный вызов смог бросить только Карфаген, но и он в результате потерпел поражение, что стало началом римской гегемонии.

Сначала Древний Рим управлялся царями, затем стал сенаторской республикой, а в конце I века до нашей эры - империей.

Ее центр располагался на Средиземном море, северная граница была отмечена реками Дунай и Рейн. Максимальной экспансии империя достигла при Траяне, включив в свой состав Румынию, Римскую Британию и Месопотамию. Вместе с собой она привносила эффективное централизованное управление, мир, но в III веке ее социальный и экономический статус был подорван серией гражданских войн.

Константин I и Диоклетиан смогли замедлить процессы распада, разделив империю на Восточную и Западную. Пока Диоклетиан преследовал христиан, Константин официально объявил о прекращении преследования представителей этой веры в 313 году, подготовив почву для того, чтобы империя в будущем стала христианской.

Средневековье

Развитие средневековой европейской цивилизации разделяется на несколько этапов. Разделение Европы на две части усилилось после окончательного падения Западной Римской империи в V веке. Она была завоевана германскими племенами. А вот Восточная Римская империя просуществовала еще тысячелетия, позже она получила название Византийской.

В VII-VIII веках началась экспансия исламской культуры, которая усилила различия между средиземноморскими цивилизациями. Новый порядок в мире без городов создал феодализм, заменивший централизованную римскую администрацию, основанную на высокоорганизованной армии.

После раскола христианской церкви в середине XI века в лидирующую силу в Западной Европе превратилась католическая церковь. Тогда же стали появляться первые признаки второго рождения средневековой европейской цивилизации. Торговля, ставшая основой культурного и экономического роста независимых городов, привела к появлению таких мощных городов-государств, как Флоренция и Венеция.

В то же время в Англии, Франции, Португалии и Испании начинают формироваться национальные государства.

При этом Европе не раз приходилось сталкиваться с серьезными катастрофами, одной из которых стала бубонная чума. Самая серьезная вспышка возникла в середине XIV века, уничтожив до трети жителей.

Культура европейской цивилизации во многом сформировалась в эпоху Возрождения. C XIV-XV веков происходила миграция образованного населения Византии, падение Константинополя в 1453 году привело к тому, что страны римско-католической церкви осознали, что Европа превратилась в единственный христианский континент, именно их достоянием стала языческая античная культура.

Важной отличительной чертой этого времени стал светский характер культуры, а также ее антропоцентризм. В первую очередь, существовал повышенный интерес к деятельности человека. Появился интерес и к античной культуре, когда началось фактически ее возрождение.

Великие географические открытия XV-XVII веков были непосредственно связаны с процессом первоначального накопления капитала в Европе. Освоение торговых путей привело к ограблению новых открытых земель, началась масштабная колонизация, ставшая основой капитализма. Началось формирование мирового рынка.

Активное развитие машиностроения и судостроение привело к возникновению возможности преодолевать на кораблях значительные расстояния. После усовершенствования навигационных приборов стало возможным с высокой точностью определять место положения корабля в открытом море.

Изначально европейцам был известен только один путь в Индию - через Средиземное море. Но его захватили турки-сельджуки, которые брали высокие пошлины с европейских купцов. Тогда возникла необходимость поиска нового пути в Индию, что и привело к открытию американского континента.

Эпоха Просвещения имела большое значение, став логическим продолжением гуманизма XIV-XV веков. Общеевропейское значение получает французская просветительная литература, общей чертой которой становится господство рационализма.

XIX век прошел под флагом Великой Французской революции, которая в корне изменила отношения власти и общества во многих странах. С этого времени в европейской цивилизации Россия начинает играть важную роль.

Новейшая история

Новейшая история континента началась с сокрушительной для многих народов Первой мировой войны. Она сформировала кризис самодержавия в России, который вылился в две революции в 1917 году. Оказавшееся у власти Временное правительство не сумело справиться с разрухой и хаосом в стране. В результате они были свергнуты правительством большевиков во главе с Лениным.

Следующим важным этапом в Новейшей становится появление фашизма. Идеология итальянского диктатора Бенито Муссолини воплощает в жизнь идеи корпоративного государства в противовес парламентской демократии.

В 1933 году в Германии к власти приходит Национал-социалистическая рабочая партия с Адольфом Гитлером во главе, которая начинает игнорировать пункты Версальского договора, по которому Германия была значительно ограничена в военной сфере. Правительство Гитлера начинает проводить захватническую политику, которая выливается во Вторую мировую войну. Попытка изменить миропорядок в Европе терпит неудачу. Германия оказывается разгромленной, а Европа фактически поделена на капиталистический и социалистический лагери.

Вторая половина XX века проходит под знаменем Холодной войны, которая сопровождается гонкой ядерных вооружений. Между тем, сама Европа делает первый шаг к созданию Европейского союза. Первые шесть государств в 1951 году объявляют о формировании Европейского объединения угля и стали, которое и становится первым прототипом ЕС, союза, который сегодня определяет сущность европейской цивилизации.

Общая характеристика западноевропейского Средневековья

Раннее Средневековье

Классическое Средневековье

Позднее Средневековье

Термин «средние века» был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей средних веков также традиционно считается V в. н.э. – падение Западной Римской империи, а верхней – XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.

Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

Раннее Средневековье (V-Х вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

Классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;

Позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.

5.1. Общая характеристика западноевропейского
Средневековья (V-XVII вв.)

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.

Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.

Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Система вассалитета. Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Даже в Испании (где сила королевской власти была вполне ощутима) при введении короля в должность гранды в соответствии с заведенным ритуалом произносили такие слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя, делаем тебя, который ничем не лучше нас, королем, для того чтобы ты уважал и защищал наши права. А если нет – то нет». Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.

На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы – герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. – неприкосновенность). Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.

На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов – рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы еще более мелкие рыцари, у других – были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.

Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал, – сеньором. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному обычаю 40 дней в году. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена.

При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал – феодал был склонен защищать свою недавнюю собственность с оружием в руках. В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, который описывала известная формула: «вассал моего вассала – не мой вассал», система вассалитета была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров.

Нравы, обычаи. Еще одной фундаментальной характеристикой западноевропейского средневекового общества, и, может быть, самой важной, была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью – все выставлялось напоказ. Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый – как цвет новой любви, желтый – как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру. Итак, символизм – важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.

Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, так как, свидетельствовали сами современники, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они пускались в пляс здесь же, в храме, сказав святому, перед изображением которого только что стояли на коленях: «теперь ты помолись за нас, а мы попляшем».

Это общество часто и по отношению ко многим было жестоким. Обычным делом были казни, и, в отношении к преступникам не было середины – их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как особый нравоучительный спектакль для публики, и для ужасных злодеяний придумывались ужасные и мучительные наказания. Для множества простых людей казни служили развлечением, и средневековые авторы отмечали, что народ, как правило, старался оттянуть финал, наслаждаясь зрелищем истязаний; обычным в таких случаях было «животное, тупое веселье толпы».

Другими частыми чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность. Эти качества сочетались с постоянной готовностью к слезам: рыдания считались благородными и прекрасными, и возвышающими всех – и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин.

Средневековье – время проповедников, которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения. Так, громадной популярностью и любовью пользовался вошедший в историю брат Ришар, живший во Франции в начале XV в. Как-то раз он проповедовал в Париже на кладбище невинноубиенных младенцев в течение 10 дней с 5 утра до 11 часов вечера. Его слушали громадные толпы народа, воздействие его речей было мощным и быстрым: многие тут же бросались на землю и каялись в своих грехах, многие давали обеты начать новую жизнь. Когда Ришар объявил, что заканчивает последнюю проповедь и должен идти дальше, множество людей, оставив свои дома и семьи, ушли вслед за ним.

Проповедники, безусловно, способствовали созданию единого европейского общества.

Важной характеристикой общества было общее состояние коллективных нравов, общественный настрой: это выражалось в усталости общества, боязни жизни, ощущении страха перед судьбой. Показательным было отсутствие в обществе твердой воли и желания изменить мир к лучшему. Страх перед жизнью уступит место надежде, мужеству и оптимизму только в XVII-XVIII вв. – и не случайно именно с этого времени наступит новый период в человеческой истории, существенной чертой которого будет желание западноевропейцев позитивно преобразовывать мир. Восхваление жизни и активное к ней отношение появились не вдруг и не на пустом месте: возможность этих перемен будет постепенно вызревать в рамках феодального общества на протяжении всего периода Средневековья. От этапа к этапу западноевропейское общество будет становиться более энергичным и предприимчивым; медленно, но неуклонно будет меняться вся система общественных институтов экономических, политических, социальных, культурных, психологических. Проследим особенности этого процесса по периодам.

5.2. Раннее Средневековье(V – Х вв.)

Становление феодальных отношении. В период раннего Средневековья начала становления средневекового общества – значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если основу античной цивилизации составляли Древняя Греция и Рим, то средневековая цивилизация охватывает уже практически всю Европу.

Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями. Первый путь – через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. – и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов. Таким образом, это был путь формирования вотчинно-аллодиальной формы феодальной собственности на землю, особенно характерный для германских племен.

Второй путь складывания феодальной земельной собственности и, следовательно, всей феодальной системы – практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами-феодалами своим приближенным. Сначала участок земли (бенефиции) давался вассалу только при условии несения службы и на время его службы, а сеньор сохранял верховные права на бенефиции. Постепенно права вассалов на пожалованные им земли расширялись, поскольку сыновья многих вассалов продолжали служить сеньору своего отца. Кроме того, важны были и чисто психологические причины: характер отношений, складывающихся между сеньором и вассалом. Как свидетельствуют современники, вассалы, как правило, были верны и преданы своему господину.

Преданность ценилась дорого, и бенефиции все чаще становился почти полной собственностью вассалов, переходя от отца к сыну. Земля, которая передавалась по наследству, называлась лен, или феод, владелец феода – феодал , а вся система этих общественно-экономических отношений – феодализм.

Бенефиции становится феодом к IXXI вв. Этот путь становления феодальных отношений четко просматривается на примере Франкского государства, которое оформилось уже в VI в.

Классы раннего феодального общества . В средневековье формируются также два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские – собственники земли и крестьяне – держатели земли. В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу. Лично-свободные крестьяне могли по своему желанию уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держаний: сдать их в аренду или продать другому крестьянину. Имея свободу передвижения, они часто переселялись в города или на новые места. Они платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина. Другая группа – лично-зависимые крестьяне. Их обязанности были шире, кроме того, (и это важнейшее отличие) они не были фиксированы, так что лично-зависимые крестьяне подвергались произвольному обложению. Они также несли ряд специфических налогов: посмертный – при вступлении в наследство, брачный – выкуп права первой ночи и др. Эти крестьяне не пользовались свободой передвижения. К концу первого периода Средневековья все крестьяне (и лично-зависимые, и лично-свободные) имеют хозяина, феодальное право не признавало просто свободных, ни от кого не зависящих людей, пытаясь строить общественные отношения по принципу: «Нет человека без господина».

Состояние экономики. В период становления средневекового общества темпы развития были медленными. Хотя в сельском хозяйстве уже вполне утвердилось трехполье вместо двуполья, урожайность была низкой: в среднем сам – 3. Держали в основном мелкий скот – коз, овец, свиней, а лошадей и коров было мало. Низким был уровень специализации сельского хозяйства. В каждом поместье имелись практически все жизненно необходимые с точки зрения западноевропейцев отрасли хозяйства: полеводство, скотоводство, различные ремесла. Хозяйство было натуральным, и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась; ремесло также существовало в виде работы на заказ. Внутренний рынок, таким образом, был очень ограничен.

Этнические процессы и феодальная раздробленность. В этот период идет расселение германских племен по территории Западной Европы: культурная, экономическая, религиозная, а впоследствии и политическая общность Западной Европы будет основываться в значительной степени на этнической общности западноевропейских народов. Так, в результате успешных завоеваний предводителя франков Карла Великого в 800 г. была создана обширная империя – Франкское государство. Однако большие территориальные образования тогда не были устойчивы и вскоре после смерти Карла его империя распалась.

К Х-XI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Формально вассалы короля были обязаны нести военную службу, выплачивать ему денежный взнос при вступлении в наследство, а также подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах. Фактически же выполнение всех этих обязательств в IX-Х вв. почти всецело зависело от воли могущественных феодалов. Усиление их власти и привело к феодальным междоусобицам.

Христианство. Несмотря на то, что в Европе начинается процесс создания национальных государств, границы их постоянно менялись; государства то сливались в более крупные государственные объединения, то дробились на мелкие. Эта политическая мобильность также способствовала складыванию общеевропейской цивилизации.

Важнейшим фактором создания единой Европы было христианство, которое постепенно распространялось во всех европейских странах, становясь государственной религией.

Христианство определяло культурную жизнь раннесредневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и воспитания. Качество образования сказывалось на уровне экономического развития. В этот период уровень экономического развития был наиболее высок на территории Италии. Здесь раньше, чем в других странах, средневековые города – Венеция, Генуя, Флоренция, Милан – развиваются как центры ремесла и торговли, а не опорные пункты знати. Здесь быстрее растут внешнеторговые связи, развивается внутренняя торговля, появляются регулярные ярмарки. Увеличиваются объемы кредитных операций. Значительного уровня достигают ремесла, в частности, ткачество и ювелирное дело, а также строительство. По-прежнему, как и в период античности, граждане итальянских городов были политически активны, и это также способствовало их быстрому экономическому и культурному прогрессу. В других странах Западной Европы влияние античной цивилизации также сказывалось, но в меньшей степени, чем на территории Италии.