Биографии Характеристики Анализ

Критерии оценивания урока по фгос. Примерные критерии оценки урока

Критерии оценки «директором» пробного урока:

2. Квалификация педагога (так как директор отвечает за подбор кадров).

3. Дисциплина учащихся, контакт преподавателя с классом.

4. Материально-техническая база кабинета.

5. Место урока в учебной программе (указать темы, изучаемые до и после).

6. Реализация воспитательных возможностей урока.

7. Поведение преподавателя на уроке.

8. Отношение учащихся к уроку.

9. Методическая обоснованность применяемых методических средств.

Критерии оценки «педагогом-новатором» пробного урока:

2. Реализуемые на занятии идеи урока.

3. Нетрадиционные формы проведения урока.

4. Интересное содержание в методике актуализации, изложения и закрепления знаний.

Критерии оценки «педагогом-коллегой» пробного урока:

1. Соответствие излагаемого материала целям урока.

2. Оптимальность выбора типа урока.

4. Избранные методические приемы проведения урока.

5. Соответствие изучаемого материала на уроке познавательным возможностям учащихся.

6. Формы деятельности учащихся.

8. Использование передового опыта.

9. Использование методической и психолого-педагогической литературы на уроке, при подготовке к уроку.

Критерии оценки «работодателем» (представителем системы НПО, СПО) пробного урока:

1. Организация и качество учебно-воспитательной работы на уроке.

2. Мотивация «учащихся» на получение новых знаний на уроке.

3. Степень реализации дидактических принципов на уроке, профессиональная направленность, систематичность изложения материала.

4. Применение интерактивных, эффективных технологий обучения.

5. Поведение преподавателя на уроке, предполагающий позитивный, доброжелательный стиль общения.

6. Оснащенность образовательно-пространственной среды на уроке.

7. Логическая стройность и законченность урока.

8. Поведение учащихся на уроке (в роли последних теперь могут выступить студенты группы, выполнявшие на уроке роль учащихся).

Показатели оценки проведения студентом пробных уроков:

1. Наивысшая оценка «5» ставится:

Если урок достаточно насыщен материалом, проведен на высоком научно-теоретическом уровне;

На уроке применяются разнообразные формы и методы работы;

- «учащиеся» привлекаются к активному участию в изучении материала;

Студент «учитель» систематически работает со всеми категориями учащихся – сильными, средними, отстающими;


Студент умело сочетает работу с вызванным к доске учеником с работой всей группы;

Вопросы ставятся четко, неточности устраняются верно, соответствующим образом аргументируются;

Цель урока достигнута;

Дисциплина отличная.

2. Оценка «4» ставится:

Если урок проведен на достаточно высоком научно-теоретическом и методическом уровне;

Наглядные пособия использованы в должной мере;

Учащиеся принимают достаточно активное участие в уроке;

Студент систематически работает со всеми категориями «учащихся»;

Теоретических ошибок нет, но имеются некоторые недочеты методического характера;

Цель урока достигнута;

Дисциплина хорошая.

3. Оценка «3» ставится:

Если теоретических ошибок нет по ходу урока;

Имеются недостатки методического характера;

Цель урока достигнута;

Дисциплина «учащихся» удовлетворительная.

4. Оценка «2» ставится:

Если допускаются ошибки теоретического и методического характера;

Материал «учащимися» усвоен плохо или совсем не усвоен;

Цель урока не достигнута;

Дисциплина плохая.

Примерная схема анализа урока

Тема урока: соответствие программе; место урока в системе уроков по разделу; точность формулировки и эстетика ее оформления на доске.

Цели и задачи урока: осознанность учителем целей (задач) урока; четкость и доступность постановки цели для детей; обучение учащихся целеполаганию.

Готовность учащихся к уроку: готовность рабочих мест, классного помещения; психологическая готовность учащихся (мобилизация их внимания, формирование положительной мотивации, стимулирование интереса, создание эмоционального настроя).

Готовность учителя к уроку: готовность доски, оборудования, наглядности; степень владения учебным материалом; качество дидактических средств, их содержание и оформление.

Тип и структура урока: целесообразность избранного типа урока с точки зрения темы в целом; этапы урока (назвать). Соответствие структуры данному типу урока. Чем вызваны отклонения, если таковые имеются; соответствие структуры урока его целям; четкость, логичность, последовательность этапов урока; завершенность каждого этапа, направленность на решение поставленных задач.

Содержание урока: соответствие содержания программе; соблюдение научности, фактической точности и доступности; полнота освещения темы; логичность и системность изложения; доказательность, иллюстративность; выделение главного, наличие выводов; воспитывающий характер содержания; эффективность методов и приемов изложения новых знаний, их целесообразность и разнообразие; эффективность методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся; связь учебного материала с современностью, практикой применения знаний; уместность повторения (с точки зрения содержания и приемов).

Система закрепляющих упражнений с целью формирования способов действий, умений, навыков и прочности знаний: обеспечение постепенного усложнения упражнений (заданий) и увеличение самостоятельности учащихся; разнообразие (по содержанию и методике проведения) упражнений (заданий); соотношение репродуктивных и творческих видов работ на уроке; четкое и грамотное в речевом отношении выполнение задания; объяснение методики выполнения заданий; уместность игровых и занимательных моментов на уроке.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков: проверка знаний, умений и навыков на различных этапах урока; использование приемов, форм, их разнообразие; характеристика качества ответов учащихся; характер вопросов и заданий ученику; адекватность отметки качеству ответа; реакция учителя на степень подготовленности учащихся, комментирование отметки; формирование способности самостоятельно оценивать свою деятельность (совместная рефлексия на уроке).



Домашнее задание: рациональность содержания, объема, подготовленности учащихся к его выполнению, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, своевременность записи;

Итоги урока: наличие и своевременность этого этапа; характер заключительных вопросов классу.

Стиль общения на уроке: педагогический такт учителя, стиль общения с детьми; умение владеть классом, поддерживать дисциплину, активизировать деятельность учащихся; умение учителя видеть и слышать класс, слушать ответы учащихся; предоставление учащимся возможности самовыражения; организация учебного диалога; речь учителя (содержательность, эмоциональность, выразительность, громкость, темп, дикция, соответствие литературным нормам, яркость мимики и жестов, эстетика костюма, поз и движений).

Общая оценка урока: степень достижения поставленных целей; достоинства, удачи, причины ошибок и неудач; выводы и предложения по совершенствованию урока.

Протокольную запись урока можно вести по следующей схеме:

Дата: Класс:

Кто проводит?

Оборудование:

Литература

1. Безрукова В.С. Все о современном уроке: проблемы и решения // Директор школы. - 2004.- № 5.

2. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М., 1999.

3. Тучнова Т.У. Урок как показатель грамотности учителя. М., 2003.

4. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М., 1997.

Как отличный оценивается урок, на котором достигается полное и успешное выполнение образовательных, воспитательных и развивающих задач в их единстве; тема урока раскрыта; материал излагается научно, грамотно, литературным языком; урок проведен методически целесообразно и творчески; нет шаблона в проведении системы уроков; не допускаются ошибки по специальному предмету.

В активную самостоятельную работу включен класс, на уроке умело сочетаются фронтальные и индивидуальные формы занятий с учащимися.

Урок обучающий, воспитывающий, развивающий и высоко эффективный.

Студент хорошо знает класс и владеет им. Практикантом изготовлены наглядные учебные пособия, урок оснащен необходимыми дидактическими материалами, и последние удачно использовались. Студентом исправлены ошибки, допущенные на предыдущих уроках.

Студент проводит полный критический самоанализ урока.

Оценка хорошо ставится за урок, на котором достигается полное и успешное выполнение образовательных, воспитательных и развивающих задач в их единстве. Тема урока раскрыта, материал излагается научно, грамотно, литературным языком, но есть незначительные недостатки (в частности, ошибки и оговорки по специальному предмету).

Урок носит обучающий характер, эффективен. Студент, в основном, владеет учащимися, исправил основные ошибки, допущенные на предыдущих уроках.

К занятию изготовлены наглядные учебные пособия, урок оснащен необходимым оборудованием, которое используется с незначительными погрешностями.

При подготовке к уроку студент проявляет самостоятельность при наличии направляющих консультаций (методистов, учителей).

Оценки удовлетворительно заслуживает урок, на котором лишь в основном достигнуты воспитательные и образовательные его задачи. Тема урока раскрыта научно правильно, допущены незначительные погрешности по специальному предмету.

Большая часть учащихся вовлекается в активную работу, основной материал усваивается. К уроку подготовлено необходимое оборудование и использовано на нем.

Подготавливается урок при значительной помощи учителя. Анализ его проходит правильно.

Неудовлетворительно оценивается урок, на котором практикант не достигает образовательных, воспитательных и развивающих целей, допускает грубые фактические ошибки и грубые воспитательные промахи. Свой урок студент анализирует плохо.

Неудовлетворительная оценка ставится также за отказ по неуважительной причине проводить урок.

Критерии эффективности современного урока

Выступление на педагогическом совете

учителя географии

Тисняк Марины Николаевны

Современный урок – основа эффективного и качественного образования.

    Стремление учиться заложено в самой природе человека – вот тезис, от которого необходимо отталкиваться, организуя обучение.

        • П.Щедровицкий

    Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя.

        • В.А.Сухомлинский

    Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

        • К.Ушинский

Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Система образования XX века прошла три этапа:

I – школа – знаний (конец 1950-х начало 1960-х) наука развивалась интенсивно, а возможности школы оставались прежние.

II – школа – умений (1970-е – 1980 г.г.) знания, умения , навыки (ЗУН) вот знамя новаторов того времени. объём знаний продолжал расти, приобретенные умения и навыки быстро устаревали, оставались невостребованными обществом.

III – 1990 – е годы XX века, возникла идея адаптивной школы, накапливавшей и передающей опыт эмоциональной, творческой деятельности личности учащихся на базе применения алгоритма действия и модулирования знаний.

Критерии эффективности современного урока:

    Обучение через открытие.

    Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

    Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

    Развитие личности.

    Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

    Демократичность, открытость

    Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

    Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

    Педагог позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.

    Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.

    Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Три постулата современного урока:

    Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

    Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

    Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Что можно и что нельзя на уроке: нельзя не работать, нельзя посягать на другого человека. Все остальное - можно.

Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.

Организационные основания урока:

    Работают все, и работает каждый

    Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого

    Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям

    Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение

    Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия

Требования к современному уроку

1. Дидактические требования

2. Организационные требования

3. Психологические требования

4. Гигиенические требования

1. Дидактические требования:

    формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов,

    определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

    прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков.

    выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения , стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока;

    выбор, обеспечивающий познавательную активность , сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

    реализация на уроке принципов дидактики : научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, связи теории с практикой, наглядности и др.

2.Организационные требования:

    организационная чёткость, рациональное использование всех 45 минут урока;

    чёткая формулирование совместно с учащимися темы, учебной цели и конкретных заданий урока;

    гибкая, но чёткая структура, соответствующая цели, содержанию и методам проведения урока.

    использование различных типов уроков (урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений, применение знаний, навыков и умений, комбинированный урок и т.д.).

3.Психологические требования:

    проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

    предусмотрение отдельных средств психолого – педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся.

    соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

    определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

    планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска;

    учёт контроля , анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся ;

    соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.).

    планирование урока в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями учащихся ;

    проведение урока с учётом «сильных» и «слабых» учеников;

    дифференцированный подход к «сильным» и «слабым» ученикам.

Цель урока трансформируется в педагогические задачи:

1. Информационная: Что и чему будем учиться?

2. Операционная: Как и каким образом будем учиться?

3. Мотивационная: Зачем нам это надо?

4. Коммуникативная: С кем и где?

Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру:

    организационный этап

    проверки домашнего задания

    актуализации субъектного опыта учащихся

    изучения новых знаний и способов деятельности

    первичной проверки понимания изученного

    закрепления изученного

    применения изученного

    обобщения и систематизации

    контроля и самоконтроля

    коррекции

    информации о домашнем задании

    подведения итогов занятия

    рефлексии

Основные этапы современного урока:

    Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

    Проверка домашнего задания.

    Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

    Постановка цели занятия перед учащимися.

    Формирование новых знаний.

    Закрепление полученных знаний.

    Домашнее задание.

Банк слагаемых для реализации повышения качества обучения:

1. Личностно-ориентированный подход.

2. Создание ситуации успеха.

3. Активная личностная позиция учителя совместно с обучающимся.

4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому.

5.Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих обучающихся.

6. Вовлекать родителей в учебный процесс.

7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение.

8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной деятельности.

9. Обучение через диалог.

10. Обучение через интерес.

11. Психологическое единство с классом.

12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено только отметкой.

13. Мотивация познавательной деятельности.

14. Дифференциация заданий.

15.Разнообразие форм организации учебного процесса.

16. Использование психолого-педагогических характеристик обучающихся.

Правила совместного общения на уроке:

    НЕ произносить резких, категоричных суждений.

    НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо.

    НЕ пренебрегать мнением других.

    НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях.

    НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо.

    Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого.

    Выражать благодарность в адрес присутствующих.

Показатели культуры урока:

    Поведенческие:

    Предметно-вещевое обставление урока, интерьер классной комнаты.

    Учебный материал - отражение разных сторон жизни (все, что предъявляется детям как предмет изучения, интерпретируется с позиции значимости для жизни человека).

    Эмоциональная окрашенность урока.

    Культурологические нормы деятельности учителя на уроке:

    Учитель - не обслуживающий персонал, не слуга детей, не средство обучения

    Создание «высоких» условий обучения

    Педагог должен иметь смелость жить на уроке, быть открытым ко всем проявлениям жизни, удивляться жизни и преклонять колена перед ее поразительными закономерностями

Этапы философского восхождения к истине:

    Фиксируется этап обыденной действительности.

    Определяется научное явление, скрытое в данном факте.

    Осмысливается социальное значение этого явления для жизни людей.

    Дается оценка научного осмысления и научного решения с точки зрения историко-культурного развития человечества.

    Выявляется общая закономерность жизни в факте, явлении, научном положении.

    Просматривается возможный личностный смысл общего закона жизни для каждого человека в его повседневной жизни.

Эффективность урока определяется степенью соответствия достигнутых результатов и поставленных целей. Конечный результат урока нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков, которые учащиеся получили на данном уроке. Важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и учениками, ибо знания, умения и навыки могут быть получены на основе как авторитарных отношений, калечащих душу ребенка, так и на основе отношений сотрудничества.. Важно оценить не только знания, умения и навыки как таковые, но и то: получены ли они путем передачи учебной информации и последующим ее закреплением учителем или последний обучал детей собственной деятельности по овладению содержанием учебного предмета на основе их самодеятельности, самоорганизации, развития коллективизма и ответственности.

Конечный результат складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся входе проведения урока

Вопросы анкеты «Стиль учителя»:

1. Если класс не приведен в порядок

1) моя реакция зависит от ситуации

2) я не обращаю на это внимание

3) не могу начать урок

2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте

1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да

3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

1) предлагает простор для творчеств

2)Не вмешивается в мою работу

3)Дает четкие указания

4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

1) в зависимости от ситуации

2) предпочитаю импровизацию

3) всегда

5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне

1) предпочитаю выяснить отношения

2) игнорирую этот факт

3) плачу ему той же монетой

6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

1) я пытаюсь принять его точку зрения

2) перевожу разговор на другую тему

3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

7.По- моему, в школьном коллективе важнее всего

1) работать творчески

2) отсутствие конфликтов

3) трудовая дисциплина

8 Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика

1) нет, это недопустимо

2) затрудняюсь ответить

3) если ученик этого заслуживает

9. Непредвиденные ситуации на уроках

1) можно эффективно использовать

2) лучше игнорировать

3) только мешают учебному процессу

10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией

1) нет

2) когда как

3) не знаю

Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия:побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения

· преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

· преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно., значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Рефлексия

    для меня это важно и интересно …

    мне было трудно (не понравилось)…

    моя оценка психологической атмосферы…

    для меня было недостаточно…

Уроку – 350 лет, но главным ресурсом развития урока в любое время становится сам учитель.

Ботагоз Байданова
Критерии урока в соответствии с требованиями ФГОС

Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Выполнила :

учитель начальных классов

Байданова Б. Р.

г. Ханты – Мансийск

1 СЛ. КРИТЕРИИ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО .

2 СЛ. «Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции».

В. А. Сухомлинский.

3 СЛ. Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления . Сегодня уже всем ясно : в «новое» время со старыми стандартами «войти» просто не возможно. Как показывает практика, задача формирования новой личности не осуществима традиционными подходами к образованию школьников.

Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения состоит в том, что Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта меняются цели и содержание образования. Появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования , предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым , современным!

Исходя из требований времени , меняется подход к современному уроку .

4 СЛ. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. На данный момент современному обществу нужны нравственные, образованные, предприимчивые люди, которые способны : анализировать свои поступки, действия; самостоятельно принимать решения, понимая их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; иметь чувство ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

5 СЛ. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке . Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

6, 7 СЛ. Выделяют три постулата современного урока :

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим , характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным , характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок .

К современному уроку выдвигается ряд общих требований , выполнение которых повышает эффективность уроков , а значит и качество образования.

Как проходил обычный урок ? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока .

Объём написанного учениками в тетрадях.

Количество выставленных ученикам отметок.

Количество упражнений, выполненных за урок .

Устная или письменная форма выполняемых заданий.

Однотипность или разнотипность содержания урока .

Наличие традиционных этапов урока .

Распределение времени по различным этапам.

Использование большого (малого) количества наглядных пособий.

Использование для работы на уроке учебника .

8 СЛ. Характерная особенность современного урока - активная , самостоятельная учебная деятельность учащихся.

9 СЛ. КРИТЕРИИ Результативности УРОКА

Оценка качества и результативности даже одного урока является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В опыте передовых учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного урока :

создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

объем и прочность познавательной информации, полученной школьниками;

формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;

вклад в формирование личностных качеств школьника и, в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;

высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

Результативность урока достигается экономным и целесообразным расходованием времени урока , применением разнообразного арсенала методов и средств обучения. Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, главными из которых, по мнению Л. Н. Толстого, являются «любовь к делу и любовь к ученикам» .

10 СЛ. Методы и формы современного урока

1. Метод проектов - это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта. Классификация проектов по продолжительности. Мини - проекты могут укладываться в один урок или менее . Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков . Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

2. Информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет :

Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; развивать умение, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

Активизировать познавательную деятельность учащихся;

Овладевать практическими способами работы с информацией;

Проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

3. Здоровьесберегающие технологии (интеграция)

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.

Опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации) .

Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека) ; создание благоприятного психологического фона на уроке ; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

4. Портфолио

Основными задачами применения портфолио являются :

Повышение качества образования в школе;

Поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;

Систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;

Формирование адекватной самооценки у обучающихся;

Формирование умение учиться - ставить цели, организовывать и планировать собственную учебную деятельность;

Создание ситуации успеха для каждого ученика, содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

11 СЛ. В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках я использую групповую форму работы. Групповое обучение способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь, и оценивать свои действия.

Дети, работая группами :

Решают, составляют задачи,

Ищут наиболее рациональный способ решения;

Составляют план произведения, инсценируют; готовят коллективный пересказ,

Пишут продолжение рассказа;

Разгадывают кроссворды, головоломки.

Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы : групповую, парную, индивидуальную.

Работу в парах начинаю вводить с первого класса. После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик» . В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения : как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать.

Использование мной метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":

Полное внимание к однокласснику;

Серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").

Групповая форма работы имеет множество плюсов : ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок , на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока . Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами .

Конечно, я не исключаю в своей практике и другие формы и приемы активизации познавательного интереса и познавательной деятельности :

Урок – игра ,

урок – экскурсия ,

урок – исследования и др .

12 СЛ. Методика преподавания исключительно индивидуальна у каждого учителя. Современный учитель в свою очередь является изобретателем новых идей и технологий. Урок проводит учитель и от его мастерства зависит качество урока , его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий почерк всех или большинства учителей, а, следовательно, и общий облик урока . Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения.

Таким образом, мастерство учителя на уроке заключается в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта.

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать постоянно новые, нестандартные проблемы. Признаком времени также является регулярное повышение профессионализма и мобильности учителя. В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности.

Оценка 5 (отлично)

    методическая грамотная разработка обучающих, воспитательных и развивающих задач урока;

    отличные знания по предмету преподавания;

    создание на уроке эмоциональной творческой атмосферы;

    применение различных форма и методов обучения;

    применение поисковой или частично-поисковой ситуации, которая моделируется с учётом возраста и уровня развития учащихся;

    активное участие учащихся в овладении учебным материалом;

    систематическая работа со всеми учащимися; умение держать в поле зрения весь класс; отличная дисциплина;

    оптимальное сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся, дифференцированный подход к учащимся;

    отличное владение педагогическим рисунком на доске;

    на уроке грамотно и чётко формулируются студентом вопросы к учащимся по композиции, колориту, форме, сюжетному и образному решению;

    достаточное количество оценок их аргументация (например, за работу по композиции, за ответы на заданные учителем вопросы, за тоновое и цветовое решение натюрморта и т.д.);

    в конце урока проводится просмотр и анализ детских рисунков;

    были решены задачи на развитие художественно-образного, логического, пространственного мышления детей;

    урок имеет определённую, последовательно реализовываемую дидактическую цель, характеризуется логическим, психологическим и организационным единством;

    соблюдение педагогической этики и такта, грамотная речь;

    практикант умеет правильно распределить время урока.

Оценка 4 (хорошо)

    урок проведён на хорошем методическом уровне, отвечает основным требованиям, предъявляемым к отличному уроку, но имеет некоторые недостатки, например:

    практикант не проявил необходимого умения в управлении классом;

    в процессе ведения урока допущена несоразмерность его этапов;

    недостаточно стимулировалась активность учащихся;

    построение урока не вполне соответствовало его теме и типу;

    в изложении учебного материала допускались неточности;

    на уроке используются определённые методы и приёмы в достаточном количестве;

    наглядный методический материал представлен в полной мере;

    блоки задач обучающие, развивающие и воспитывающие, разработаны достаточно грамотно и решены в ходе урока;

    вопросы студентом ставятся грамотно и хорошо формулируются;

    создана эмоционально-творческая атмосфера на уроке;

    решены задачи на развитие логического и художественно-образного мышления;

    педагогическим рисунком владеет свободно и уверенно;

    цель урока достигнута, дисциплина хорошая.

Оценка 3 (удовлетворительно)

    практикант затрудняется в самостоятельном проведении;

    поставленная цель и задачи решены недостаточно грамотно;

    грубых ошибок по структуре урока нет;

    допущены ошибки в изложении учебного материала;

    не достаточно разработаны блоки задач: познавательные, развивающие и воспитывающие;

    на уроке применяются разнообразные средства обучения, но практикант не владеет методикой их использования достаточно свободно, нарушает требования к применению технических, наглядных и иных средств обучения, не умеет работать с классной доской;

    студент слабо формулирует вопросы по композиции, цветовому решению, передаче формы, пространства, сюжету и образному решению;

    имеются недостатки в педагогическом пояснительном рисовании;

    дисциплина учащихся удовлетворительная;

    на уроке недостаточно сочетается индивидуальная и коллективная работа, практикант, работая с одним учеником или группой учащихся, оставляет без внимания класс;

    практикант во время ведения урока не проявляет методической инициативы и не может выйти за рамки конспекта урока;

    на уроке имеют место речевые ошибки, не всегда поправляются ответы учащихся, содержащие их.

Оценка 2 (неудовлетворительно)

    практикант допускает ошибки в изложении учебного материала, намеченная дидактическая цель урока не достигнута;

    допущены серьёзные ошибки методического характера;

    задачи на развитие художественно-образного, логического и пространственного мышления детей не решены;

    учащиеся не усвоили материал урока;

    испытывает затруднения при вербальном воспроизведении основного теоретического материала урока, демонстрации практических приемов деятельности, формируемых на уроке;

    студент не может формулировать вопросы;

    на уроке не решаются воспитательные задачи;

    не умеет управлять классом, поддерживать рабочую атмосферу, дисциплину и порядок;

    практикант не готов к проведению урока.

МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Рассмотрим один из наиболее сложных для студента профессиональных вопросов: проведение методического анализа урока изобразительного искусства .

Проблема урока - его содержание, построение, организация и методика работы на уроке - определяется тем, что в повышении эффективности каждого урока методика видит повышение качества обучения и воспитания ребенка в целом. На сегодня существует несколько различных вариантов схем анализа уроков, но все эти схемы являются более общедидактическими, чем частнометодическими. Поясним свою мысль: урок изобразительного искусства отличается от всех других уроков содержательной стороной, т.е. при проведении урока изобразительного искусства важными являются предметно-художественные требования. При этом нельзя определить, какие из них (общедидактические или специфически-художественные) важнее. Например, если учитель неверно подобрал систему заданий, подводящих детей к осознанию той или иной закономерности, никакие дидактические приемы, реализованные на уроке (организация мотивации, сотрудничество и т.п.) не компенсируют эту методическую ошибку.

С другой стороны, сама по себе логика построения знакомства детей с художественным понятием или способом действий определяет и цель, и виды действий учащихся по достижению этой цели, и уровень достижения цели. Если система заданий выстроена учителем таким образом, что она играет роль «подведения» ребенка к осознанию и принятию учебной задачи (что обеспечивает и мотивацию деятельности в целом), а затем - эта же система заданий играет роль «организатора» деятельности детей по достижению учебной задачи, по ходу дела реализуя и самоконтроль, и сотрудничество детей и учителя, и развивающий аспект, то в этом случае она реализует и воспитательный аспект, поскольку обеспечивает каждому ребенку содержательную познавательную деятельность на уроке.

Однако, как показывают наши наблюдения, в массовую школу такие взгляды на современный урок изобразительного искусства внедряются слабо. В большинстве школ, к сожалению, критериями оценки уроков изобразительного искусства по-прежнему являются количество рисунков и поделок, объем работ, выполненных учащимися, правильные и быстрые ответы детей на вопросы, которые задает учитель, разнообразие средств наглядности, дидактических игр и форм обучения, которые часто носят только внешний характер.

Практика показывает, что умение проводить методический анализ урока является важнейшим методическим умением педагога. Умение проводить методический анализ как своего урока, так и урока коллеги - сложная, но необходимая часть процесса профессионального становления и совершенствования педагога. Без проведения методического самоанализа обучающая деятельность педагога теряет всякий смысл, становится «неуправляемой», ибо «не ведает, что творит» такой педагог. Без формирования умения проводить методический анализ урока коллеги (не в виде: «Мне понравилось, было много наглядности, дети хорошо отвечают», а в виде анализа внешней и внутренней структуры занятия, соотнесения целей и методов, соответствия смыслу развивающего обучения и т.п.) не формируются обобщенные методические умения педагога - умение видеть за внешней формой внутреннее содержание, педагогическая и методическая рефлексия, методическое чутье и методическая интуиция.

Таким образом, процесс методического анализа урока можно представить в виде двух важных составляющих: умения проводить самоанализ урока и умения проводить анализ урока коллеги.

Самоанализ полезно реализовывать на практике постоянно (педагог, который не проводит самоанализ после каждого своего урока, не будет расти как профессионал!). Для проведения самоанализа необходимо сравнить логику запланированных действий (конспект урока) с логикой прове­дения реального урока. В современных условиях идеальным вариантом является просмотр видеозаписи урока после его проведения и сравнение реальной ситуации с планом урока. В обычной практике можно провести самоанализ, ориентируясь на такие вопросы самому себе:

Пришлось ли отступить от запланированных действий и почему?

Что я не смог(ла) учесть при планировании урока такое, что заставило меня отступить от запланированных действий?

Достиг ли урок запланированной цели? Как это можно определить? (по ответам или действиям детей при подведении итога, по успешности выполнения намеченных заданий, по интересу детей и их желанию выполнять задания...)

Или не достиг? Почему мне это кажется? Чего же тогда я все- таки достиг(ла)? Какую часть урока удалось реализовать? (Очень важный момент самоанализа, поскольку разработка следующего урока должна строиться на основе этого итога, достигнутого на предыдущем уроке).

Какие моменты урока оказались для меня неожиданными? Чего я не смог(ла) учесть? И в следующий раз это надо учесть просто на всякий случай! Такой неожиданностью, «ломающей» урок, может оказаться совершенно простая, но непредусмотренная педагогом вещь. Например, студентка-практикантка потерпел фиаско на уроке, не догадавшись заранее проверить карандаши в коробке - в коробках детей оказалось много не заточенных карандашей, и масса времени ушла на их заточку, что, конечно, нарушило план урока. Такие «случайности» педагог обязан предусмотреть, всегда имея запас раздаточного материала и инструментов, точилки, клей, кисти, краски, бумагу и т.п.

На какие вопросы или ответы детей я не смог(ла) отреагировать? Вполне реально, если ребенок задает неожиданный вопрос, на который педагог не может сходу ответить. Это не катастрофа. Не следует впадать в панику или отыгрываться на ребенке («Не задавай посторонних вопросов! Умный какой!»). Следует спокойно ответить: «Вася, ты знаешь, я, пожалуй, не готова сегодня ответить на твой вопрос. Дай мне день-другой, и я постараюсь найти ответ». Только не забудьте потом действительно вернуться к вопросу.

Очень трудным для молодого педагога является умение отслеживать свои речевые ошибки, неточности, недочеты, неудачно сформулированные вопросы. Реально, в состоянии волнения и нервного напряжения, на уроке это заметить практически невозможно. Нужен достаточно большой педагогический опыт и профессиональная адаптация педагога, чтобы он научился разводить позиции ведущего урок и параллельно его отслеживаю щего (умение слушать и контролировать себя на уроке формируется годами практики и самоанализа). На первых порах полезно приглашать кого-то на урок и просить его вести протокол урока, чтобы потом вместе его проанализировать. Мы всегда рекомендуем своим студентам пользоваться этим приемом на учебной практике. Можно поставить в классе магнитофон, а затем, прослушивая его, провести самоанализ. В любом случае полезно сочетать эти две формы самонаблюдения, поскольку привычные человеку речевые формы не «режут ему слух», и он иногда сам не замечает неадекватность своих фраз, - здесь и поможет «сторонний взгляд».

По мере приобретения методического мастерства педагог учится принимать участие в методическом анализе урока коллеги. Приобретенный на этапе обучения самоанализу опыт окажется в этом случае неоценимым подспорьем.

Студенты приобщаются и к анализу уроков, проводимых сокурсниками, учителями-методистами изобразительного искусства. Их работа облегчается предложенными примерными образцами (схемами) анализа, перечнем критериев. Мы предлагаем примерные структуры анализа урока , которые включали следующие вопросы:

Приведем возможную последовательность вопросов, обсуждение которых и составляет собственно методический анализ урока изобразительного искусства:

    Какова тема (содержание) и цель (методическая задача) урока?

    Соответствует ли логика построения урока его цели? Имеется в виду соответствие последовательности подобранных педагогом учебных заданий цели урока. Для ответа на этот вопрос педагог, анализирующий урок, должен уметь адекватно определять цель каждого задания и их взаимосвязь. При анализе заданий проводится также анализ их функций в организации познавательной и изобразительной деятельности детей - какие задания преобладали: тренировочные, репродуктивные, частично-поисковые или творческие?

    Умеет ли учитель оценить место и значение данного урока в решении основной задачи: гармоничного развития творчески активной личности учащегося и формирования эстетического отношения к действительности?

    Создан ли оптимальный эмоциональный и морально-психологический климат, доверительные и уважительные отношения?

    Какова внутренняя структура урока: использована ли проблемная ситуация, или урок построен на преимущественном использовании объяснительно-иллюстративного догматического метода? Какая деятельность детей преобладала: подражательная, воспроизводящая или поисковая (продуктивная)?

    Грамотно ли педагог использовал терминологию, насколько четко и логично ставил вопросы? Как реагировал на ответы детей? Какие приемы организации помощи использовал?

    Как урок спланирован и выдержан по времени? Целесообразно ли распределены виды деятельности детей, учтены ли требования здоровьесбережения?

    Как учтены индивидуальные особенности детей в классе? Как организована индивидуализация работы детей?

    Соответствует ли отобранные методы, приёмы обучения содержанию учебного материала и в достаточной ли мере студент-практикант (учитель) владеет ими?

    Какие формы и средства организации учебной деятельности использованы педагогом (как сочетаются фронтальные, групповые и индивидуальные формы; какова наглядность, ее эстетическое оформление и её действенность при формировании понятий и способов действий)?

    Удовлетворительна ли оснащённость урока современными наглядными, учебными средствами обучения?

    Удалось ли педагогу установить контакт со всеми детьми в классе (обратная связь)? Какими приемами педагог осуществлял коррекцию их действий, создавал ситуацию успеха, реализовывал сотрудничество между детьми, педагога и детей?

    Каков уровень и качество усвоения знаний, овладения практическими умениями?

    Воспользовался ли студент-практикант (учитель) воспитательными и развивающими возможностями урока и каким образом?

    Какова степень активности и сознательности учащихся на уроке?

    Какие моменты урока показались особенно удачными? Не совсем удачными?

Реально приобретение умения грамотно проводить методический анализ урока изобразительного искусства возможно только в практической деятельности самоанализа и участия в анализе уроков коллег в хорошей «команде». Как прием, формирующий это умение, может быть рекомендован «учебный» анализ планов-конспектов занятий. Этот разбор, проводимый на практических занятиях по методике обучения изобразительному искусству, может стать хорошим «тренировочным полигоном» для будущих педагогов.

Существенное влияние в развитии профессиональной подготовки будущих учителей имеет умение теоретически обосновать свои действия при обсуждении и анализе уроков, который осуществляется по разработанной нами схеме, объединяющей в себе дидактический, психологический и методический аспекты обучения. Здесь очень важна правильная оценка практикантом своей работы, умение самостоятельно анализировать свои возможности, давать самооценку проделанной работе, что важно в формировании необходимых будущему специалисту качеств. Поэтому не случайно большинство практикантов на заключительной конференции по практике отмечают, что анализ уроков был для них часто более важным, чем сами уроки, так как после их анализа становилось особенно очевидным, какой шаг сделан вперёд, а над чем ещё необходимо работать.

Деятельность учителя очень многообразна. Основой его работы является урок. Именно в педагогическом процессе полнее всего раскрывается личность учителя, и реализуются его права, обязанности и возможности. Поэтому урок должен быть основным объектом изучения.

Анализ уроков затруднений обычно не вызывает. Анализ и обобщение опыта лучших учителей и студентов не может являться основной задачей практики студентов 4 курса, а только средством для повышения качества их пробных уроков.

План изучения уроков студентами 4-5 курсов должен предусматривать примерно следующее:

    Уроки по всем предметам в своём классе: содержание уроков, учащиеся и их отношение к учебным предметам и преподавателям, влияние преподавателей на учащихся, применение лучших методов и приёмов преподавания и пр.

    Постановка преподавания изобразительного искусства в школе (учебное оборудование, наличие научной и детской литературы по данному предмету в библиотеке, работа методического объединения, материалы педагогического кабинета и пр.).

    Изучение рабочих планов учителей, конспектов уроков и тому подобной документации по изобразительному искусству.

    Посещение и разбор до пробных уроков трёх-четырёх показательных уроков по изобразительному искусству, каждый из ко­торых должен разрешать определённую задачу (как излагать новый материал, как проводить беседу, как опрашивать учащихся и другие важные вопросы).

    Посещение и разбор трёх-четырёх показательных уроков учителей в период пробных уроков для показа студентам наиболее рационального разрешения тех задач, с которыми на пробных уроках студенты не справляются. Перед каждым таким уроком учителя задача ставится самой практикой, пробными уроками студентов и их пожеланиями. Учитель, или методист, на уроке показывает то, что менее всего удаётся студентам.

    Посещение и разбор пробных уроков студентов, которые обычно дают интересный материал и учат многому.

    Посещение и разбор уроков мастеров-педагогов школ города.

    Посещение заседаний школьного совета, методического объединения и методических кабинетов города по анализу уроков.

В связи с тем, что урок является сложным педагогическим процессом, необходимо по определённой системе воспитывать у студентов соответствующие навыки анализа и оценки его, начиная с отдельных вопросов. Под руководством групповых методистов студенты тщательно «отрабатывают» всю методику изучения уроков, постепенно переходя от одного вопроса к другому.

Практика, проводимая в МПГУ показала, что такое обучение студентов должно осуществляться в два этапа.

Сначала урок расчленяется по его ходу на отдельные части. Например, в наиболее распространённом типе урока можно выделить следующие части: подготовка учителя и учащихся к уроку, начало урока, проверка домашних заданий, изложение нового материала, практическая работа, задание на дом, закрепление нового материала, окончание урока. Каждый тип урока имеет свою структуру, поэтому перечисленные вопросы могут изменяться и дополняться.

Студенту поручается определённый вопрос (часть урока), который он исследует в течение некоторого времени на общем фоне урока, причём основой изучения каждой части урока должна быть работа учителя и учащихся в целом. Результаты своего анализа студент должен сообщать на разборе уроков.

С приобретением студентом соответствующего навыка изучения порученной ему части урока методист выделяет какую-либо другую часть. Распределять и менять части урока надо сразу всей группе по такому плану, чтобы к окончанию первого этапа студенты овладели навыками анализа всех частей урока. Первый этап заканчивается изучением каждым студентом всего хода урока с сообщением результатов при его разборе.

Несмотря на то, что студенты наблюдают урок по его ходу частями, приобретая соответствующие навыки в их анализе, основным объектом изучения является, конечно, содержание урока. В этих случаях каждая отдельная часть урока разбирается на общем фоне, исходя из содержания.

Обращается особое внимание студентов на зависимость построения урока от его содержания, на связь организации урока и его частей с содержанием.

Для анализа урока в целом каждый раз по очереди выделяется из группы студентов так называемый «официальный оппонент». Он даёт общий анализ урока, включая и содержание. Каждый же студент сообщает результат своего изучения порученной ему части урока.

Поэтому, хотя наблюдаемый урок для его изучения распреде­ляется на части и как бы разрывается, при подведении итогов он рассматривается как нечто целое.

Переход ко второму этапу осуществляется примерно к концу проведения студентами половины пробных уроков, когда они владеют необходимыми умениями и навыками, предусмотренными первым этапом.

На втором этапе изучения уроков студентам даются вопросы синтетического характера, как например, содержание урока, ме­тоды и приёмы его проведения, применение на уроке принципов дидактики, качество знаний учащихся, поведение учащихся на уроке, учитель как руководитель и творческая личность на уроке, образовательно-воспитательное значение урока, его результаты и т.п. Студенты должны приобрести навык изучения урока по всем вопросам второго этапа, распределение и чередование которых среди практикантов проводится организованно и планомернопо примеру первого этапа.

На втором этапе студенты приобретают соответствующие умения для изучения всех синтезирующих вопросов и урока в целом с последующим сообщением результатов при его разборе.

Конечно, изучение частей урока, законченное студентами на первом этапе, углубляется и на втором.

Если на первом этапе больше уделяется внимания анализу, то на втором - синтезу.

На выпускном курсе аналитическое и синтетическое изучение уроков дополняется подробным их психологическим анализом, которое на четвёртом курсе осуществляется только в общих чертах. Изучение уроков на выпускном курсе предусматривает все вопросы специального предмета, педагогики, психологии и методики в их единстве и проводится более основательно.

Для более последовательного и углублённого изучения урока мы составили для студентов 4 курса следующую памятку, которая может оказать им необходимую помощь.