Биографии Характеристики Анализ

Куклотерапия. Методика «Помогающая кукла


Инклюзия - это перемены, а они пугают всех! Так уж устроен человек. Но в данном случае речь идет о правах человека, и мы все равно должны идти навстречу переменам.

В последнее время немало изменений проводится на этом пути, как на уровне законодательства, так и на уровне практики. Внесены дополнения в основные законы Украины о развитии и внедрении инклюзивного образования; создаются условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями на базе дошкольных, общеобразовательных и высших учебных заведений, осуществляется подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды.


Сейчас в стране начали активно работать международные общественные организации, которые помогают украинцам понять, что такое инклюзия. Они занимаются пропагандированием и реализацией проектов направленных на внедрение инклюзивных подходов в образовании в нашей стране.


Специальное дошкольное образовательное учреждение № 36 в этом году на основании подписанного Меморандума о сотрудничестве с Всеукраинским фондом «Шаг за шагом». Приняли участие в международном учебно-практическом тренинге который состоялся с 17 по 19 февраля 2016 года в г. Ирпень.


«Куклы-персоны: педагогический подход для социального и психологического развития ребенка» который проходил в рамках реализации проекта «Создание безопасной инклюзивной среды в школах и сообществах» проект реализуется при поддержке Фонда Чарльза Стюарта Мотта Великобритания и Фонда «Институт Открытого Общества» США.


Тренинг проводил Даниэль Ковак (Венгрия), психолог, тренер Международной Ассоциации «Шаг за шагом».


Метод «Куклы персоны» - это инновационный педагогический подход, направленный на развитие эмпатии у детей, воспитания неприятия дискриминации и несправедливости.


Куклы и их истории, которые они рассказывают - это эффективный, безопасный и интересный прием для обсуждения проблем равенства, который позволяет устранять предубеждения и дискриминационное поведение.


Куклы помогают преодолевать изолированность, поддерживают тех, кто страдает от нее; дают возможность каждому ребенку почувствовать себя частью коллектива.


Занятия с куклами повышают уровень участия детей, развивают навыки активного слушания, побуждают воспитателей принимать ответы каждого ребенка и получать положительную обратную связь.


Кукла персона - это друг детей, а не дидактическая кукла.


Куклы персоны в педагогической практике

Наделены собственной индивидуальностью;

Имеют определенную жизненную историю;

Свои симпатии и антипатии;

Приходят в гости, как правило, во время беседы в общем кругу или в группе;

Вскоре дети принимают их как своих друзей;

* они делятся с ними своими радостями и чувствами.

* Куклы не говорят сами за себя, они шепчут на ушко педагогу, а тот переводит..


Внедряя данную методику в педагогическую практику, мы провели обучение педагогов, ознакомили с данной методикой родительскую общественность и всех неравнодушных педагогов в рамках проведенных мероприятий.

01 марта 2016 года администрация дошкольного учреждения провела семинар для педагогов «Кукла персона».


02 марта 2016 года в специальном дошкольном учреждении состоялась педагогическая практика слушателей курсов КУ «ЗОИППО» «Заведующие ДОУ».


14 марта 2016 года в дошкольном учреждении состоялось заседание родительского комитета ДОУ где родители были ознакомлены с данной методикой.


Также на общем родительском собрании родительская общественность была ознакомлена с используемой методикой.


21 апреля в г. Харькове состоялся очередной учебно-практический тренинг по вопросам внедрения и использования метода “Кукла персона” в экспериментальных ДОУ Украины это Запорожская, Харьковская, Киевская, Донецкая области.


С апреля 2016 года в дошкольном учреждении проходит планомерная работа по внедрению и апробации данной методики.


По результатам работы:

Созданы паспорта для Кукол,

разработаны сценарии встреч Кукол персон с детьми,

Эссе воспитателя,

Эссе практического психолога,

подготовлены обобщающие материалы и отчет по проекту,

проведены рабочие встречи с консультантами / координаторами проекта.


После ознакомления с результатами проделанной коллективом ДОУ работы в рамках проекта консультантом Луценко Инной было предложено продолжить работу с лабораторией проблем инклюзивного образования Института специальной педагогики АПН Украины,

Марина Бухарова
Куклотерапия. Методика «Помогающая кукла»

Куклотерапия. Методика «Помогающая кукла».

Данная методика была использована в индивидуальной работе с ребёнком (Лида К. Для девочки характерна повышенная тревожность, СДВГ с преобладанием невнимательности).

Первый этап работы с ребёнком начался с установления контакта. Этот этап очень важен, поскольку с опорой на него происходит эмоциональное раскрытие ребёнка в процессе изготовления куклы и терапевтической работы с ней. На этой стадии необходимо проявить максимальную осторожность и тактичность, можно обсудить вопросы, касающиеся интересов ребёнка, любимых сказок и героев, досуга и всего того, что его волнует.

Следующий этап – изготовление куклы . Для ребёнка имеет значение и её размер, и цвет лица, и материалы. Лида решила изготовить куклу небольшую по размеру. Такая кукла придаст ей уверенности и позволит занять покровительственную позицию. Кроме того, в процессе изготовления куклы дети становятся спокойными, уравновешенными. У них развивается концентрация внимания, усидчивость, воображение. Наблюдение за девочкой во время изготовления куклы показало, что она старалась концентрировать внимание, не суетилась, не отвлекалась на постороннее раздражители.

На этом этапе важно самим включиться в процесс создания, так как это позволяет ребёнку чувствовать себя более непринуждённо.

Третий этап – заключительная беседа , вопросы к ребёнку, непосредственное обыгрывание какой - либо ситуации с использованием изготовленной куклы.

Примерный список вопросов:

1. Как зовут твою куклу?

2. Сколько ей лет?

3. С кем она живёт?

4. Чем любит заниматься?

5. Есть ли у неё друзья?

6. Что её радует и что огорчает?

7. Что ей хотелось бы изменить в себе и своём образе жизни?

В качестве иллюстрации приведу фрагмент беседы с Лидой К.

Психолог: «Как зовут твою куклу?»

Лида: «Мою куклу зовут Света».

Психолог: «Сколько лет Свете?»

Лида: «Ей 7 лет».

Психолог: «Что волнует, огорчает Свету?»

Лида: «Когда Света была маленькой её родители сильно поссорились и перестали жить вместе».

Психолог: «Как она тогда себя чувствовала? Она переживала?»

Лида: «Да, она не могла понять, что происходит и почему мама с папой ругаются, а не любят друг друга и не живут спокойно…. Ей казалось, что её перестали замечать и больше она им не нужна».

Психолог: «А как ты считаешь, как можно помочь Свете справиться с этим?».

Лида: «Помирить родителей, но они больше не хотят этого».

Психолог: «Как Света справлялась с переживаниями?»

Лида: «Ей становилось спокойнее и легче, когда она пряталась в своей комнате и тихонько плакала».

Психолог: «Если бы Света встретила волшебника, то о чём бы она его попросила?».

Лида: «Чтобы Света справилась с этим. Ей надо помочь».

Как видно из приведённого выше фрагмента разговора, Лида проецировала ситуацию из своей жизни на куклу Свету. Такого рода беседа даёт возможность естественной коррекции психологических проблем ребёнка, а именно происходит снятие эмоционального напряжения, постепенно уходит тревога, страхи. Это позволит ребёнку чувствовать себя более спокойно и уверенно.

На вопрос психолога: «Хочешь ли ты забрать куклу домой?», девочка ответила утвердительно. Из беседы с мамой выяснилось, что девочка не выпускала свою куклу из рук: она с ней играла, кушала, уложила рядом с собой в кровать.

На следующем занятии девочке было предложено придумать сказку про свою куклу. С направляющей помощью психолога девочка сочинила сказочную историю:

«Жила – была девочка. У неё не было друзей. Плохо было девочке одной, не с кем было играть. Тогда девочка пошла за помощью к доброй волшебнице. Волшебница сказала, что подружку себе можно сделать из ткани и ниток, а потом оживить её с помощью волшебных слов: «Раз, два, три, кукла оживи!». Девочка послушалась и сделала куклу – подружку, которую назвала Светой. После произношения волшебных слов, кукла ожила и была всегда рядом с девочкой и помогала ей».

Домашнее задание: нарисовать сказку.

На следующее занятие девочка принесла свой рисунок, на которой изобразила добрую волшебницу, себя и куклу Свету. На занятиях с помощью данной куклы проигрывались различные ситуации, которые помогали девочке взаимодействовать со сверстниками, находить выход из конфликтных ситуаций.

Таким образом, «проживая» вместе с куклой различные состояния, ребёнок «терапевтирует» себя, в значительной степени обогащает свой мир чувств и эмоций.