Биографии Характеристики Анализ

Лабораторная работа получение кислорода. Практическая работа по химии "получение и свойства кислорода"

Практическая работа №3

Получение и свойства кислорода.

Цель работы: научиться использовать лабораторное оборудование и посуду для получения, собирания и доказательства наличия кислорода, изучить способы получения и собирания кислорода в лаборатории, а также химические свойства кислорода.

Оборудование и реактивы : лабораторный штатив, лапка, спиртовка, спички, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, лучинка, ложечка для сжигания веществ, цилиндр, химический стакан, кристаллизатор с водой, вата, перманганат калия (твердый) KMnO 4 , уголь, сера, известковая вода Ca(ОН) 2

Правила техники безопасности.

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!

Помните! Пробирку прогревают, держа ее в наклонном положении, по всей длине двумя-тремя движениями в пламени спиртовки. При нагревании направляйте отверстие пробирки в сторону от себя и соседей.

Ход работы:

Опыт 1. Получение и собирание кислорода

а) Собирание кислорода методом вытеснения воздуха

  1. Соберите прибор как показано на рисунке:

1- стекловата, 2 - воздух

Для этого закрепите пробирку с перманганатом калия KMnO 4 в лапке штатива, закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в пустой химический стакан.

  1. Полноту заполнения стакана кислородом проверяйте тлеющей лучинкой.
  2. В тетради для практических работ сделайте рисунок прибора. Запишите наблюдения и уравнение реакции получения кислорода.

б) Собирание кислорода методом вытеснения воды

  1. Соберите прибор для получения кислорода как показано на рисунке:

1 - стекловата, 2 - вода

Для этого закрепите пробирку с перманганатом калия KMnO 4 в лапке, закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в перевернутый мерный цилиндр, помещенный в кристаллизатор с водой.

  1. Прогрейте пламенем спиртовки всю пробирку, затем продолжайте нагревать дно пробирки в течение 5-6 минут.
  2. В тетради для практических работ сделайте рисунок прибора. Запишите наблюдения. Сделайте вывод, какими способами можно собирать кислород в лаборатории.

Опыт 2. Изучение свойств кислорода

а) Горение углерода в кислороде

Положите в ложечку для сжигания веществ кусочек древесного угля и раскалите его в пламени спиртовки. Затем ложечку с тлеющем углем внесите в сосуд с кислородом и наблюдайте за происходящим. Наблюдения запишите в тетрадь. Когда горение прекратится, влейте в сосуд немного известковой воды и взболтайте. Запишите наблюдения в тетрадь. Запишите уравнение реакции горения угля.

б) Горение серы в кислороде (Опыт проводится в вытяжном шкафу!)

В железную ложечку положите кусочек серы и подожгите его в пламени спиртовки. В наблюдениях запишите, как сера горит на воздухе. Затем поместите горящую серу в сосуд с кислородом. Запишите наблюдения и уравнение реакции горения серы.

Составьте отчет о проделанной работе, используя таблицу.

Сделайте общий вывод по работе, опираясь на цель работы.

Приведите в порядок свое рабочее место.


Получение кислорода методом вытеснения воздуха Укрепите прибор в лапке штатива. 3. Газоотводную трубку опустите в стакан, не касаясь дна, на расстоянии 2 – 3 мм (рис. 2). 1. Перманганат калия (КMnO 4) поместите в сухую пробирку. У отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты. 2. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, проверьте на герметичность (рис. 1).


4. Газоотводную трубку опустите в стакан, не касаясь дна, на расстоянии 2–3 мм (рис. 2). 5. Подогрейте вещество в пробирке. (Помните правила техники безопасности.) 6. Проверьте наличие газа тлеющей лучинкой (угольком). Что наблюдаете? Почему кислород можно собирать методом вытеснения воздуха? 7. Соберите полученный кислород в две колбы для проведения следующих опытов. Колбы закройте пробками.




Получение кислорода методом вытеснения воды 1. Пробирку заполните водой. Закройте пробирку большим пальцем и переверните ее вверх дном. В таком положении опустите руку с пробиркой в кристаллизатор с водой. Подведите к концу газоотводной трубки пробирку, не вынимая ее из воды (рис. 3). 2. Когда кислород вытеснит воду из пробирки, закройте ее большим пальцем и выньте из воды. Почему кислород можно собирать способом вытеснения воды? Внимание! Выньте газоотводную трубку из кристаллизатора, не прекращая нагревать пробирку с КMnО 4. Если этого не сделать, то воду перебросит в горячую пробирку. Почему?




Горение угля в кислороде 1. Закрепите уголек на металлической проволоке (препаровальной игле) и внесите в пламя спиртовки. 2. Раскаленный уголек опустите в колбу с кислородом. Что наблюдаете? Дайте объяснение (рис. 4). 3. После извлечения несгоревшего угля из колбы, прилейте в нее 5–6 капель известковой воды Са(ОН) 2. Что наблюдаете? Дайте объяснение. 4. Оформите отчет о работе в табл. 1.




Горение стальной (железной) проволоки в кислороде. Прикрепите к одному концу стальной проволоки кусочек спички. Зажгите спичку. Проволоку с горящей спичкой опустите в колбу с кислородом. Что наблюдаете? Дайте объяснение (рис. 5). Оформите отчет о работе в табл. 1.




Отчет о работе Выполняемые операции (что делали) Рисунки с обозначениями исходных и полученных веществ Наблюдения. Условия проведения реакций. Уравнения реакций Объяснения наблюдений. Выводы Сборка прибора для получения кислорода. Проверка прибора на герметичность Получение кислорода из KMnО 4 при нагревании Доказательство получения кислорода c помощью тлеющей лучинки Характеристика физических свойств О 2. Собирание О 2 двумя методами: вытеснением воздуха, вытеснением воды Характеристика химических свойств О 2. Взаимодействие с простыми веществами: горение угля, горение железа (стальная проволока, скрепка)


Отчет о работе Выполняемые операции (что делали) Рисунки с обозначениями исходных и полученных веществ Наблюдения. Условия проведения реакций. Уравнения реакций Объяснения наблюдений. Выводы Сборка прибора для получения кислорода. Получение кислорода из KMnО 4 Доказательство получения кислорода Физические св. Собирание О 2 Химические свойства О 2

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Практическая работа № 3. Тема: Получение и свойства кислорода Цель: Получить кислород (методом вытеснения воздуха) и изучить его свойства. Оборудование: штатив лабораторный с лапкой или пробиркодержатель; спиртовка; два химических стакана; стеклянная пластинка; пробирка; пробка с газоотводной трубкой; ложка для сжигания веществ; спички; лучинка; вата. Реактивы: перманганат калия (твердый) KMnO4; уголь С; известковая вода - Са(ОН)2. Ход работы:

2 слайд

Описание слайда:

Меры предосторожности: Работа со спиртовкой: Не переносите горящую спиртовку с места на место. Гасите спиртовку только с помощью колпачка. При нагревании не забудьте прогреть пробирку. Для этого пробирку, закрепленную в лапке штатива, медленно проведите сквозь пламя от донышка до отверстия и обратно. Эту операцию повторите несколько раз: чтобы стекло равномерно прогрелось. Признаком прогрева стекла можно считать исчезновение запотевания на стенках пробирки. Дно пробирки должно находиться в верхней части пламени. Дно пробирки не должно касаться фитиля.

3 слайд

Описание слайда:

Меры предосторожности: Работа со стеклом: Помните, что горячее стекло по внешнему виду не отличается от холодного. Не прикасайтесь к горячей пробирке.Закрепляя пробирку в лапке штатива, не закручивайте сильно винт. При нагревании стекло расширяется и пробирка может треснуть

4 слайд

Описание слайда:

Меры предосторожности: Проверка прибора на герметичность: Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, опустите конец трубки в стакан с водой. Плотно обхватите ладонью пробирку и внимательно следите за появлением пузырьков воздуха.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

1. Получение кислорода Кислород(O 2) в лаборатории получают разложением перманганата калия KMnO 4(марганцовки). Для опыта понадобится пробирка с газоотводной трубкой. В пробирку насыпаем кристаллический перманганат калия. Для сбора кислорода приготовим колбу. При нагревании перманганат калия начинает разлагаться, выделяющийся кислород поступает по газоотводной трубке в колбу. Кислород тяжелее воздуха, поэтому не покидает колбу и постепенно заполняет ее. Тлеющая лучинка вспыхивает в колбе: значит нам удалось собрать кислород. 2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 Чистый кислород впервые получили независимо друг отдруга шведский химик Шееле (при прокаливании селитры) и английский ученый Пристли (при разложении оксидов ртути и свинца). До их открытия ученые считали, что воздух ‑ однородная субстанция. После открытия Шееле и Пристли Лавуазье создал теорию горения и назвал новый элемент Oxygenium (лат.) – рождающий кислоту, кислород. Кислород - необходим для поддержания жизни. Человек может выдержать без кислорода всего несколько минут. 2. Обнаружение кислорода Кислород поддерживает горение - это свойство кислорода используется для его обнаружения 3. Горение угля в кислороде Кислород активно взаимодействует со многими веществами. Посмотрим, как реагирует кислород с углем. Для этого раскалим кусочек угля на пламени спиртовки. На воздухе уголь едва тлеет, потому что кислорода в атмосфере около двадцати процентов по объему. В колбе с кислородом уголь раскаляется. Горение углерода становится интенсивным. При сгорании углерода образуется углекислый газ: С+О2= СО2 Добавим в колбу с газом известковую воду – она мутнеет. Известковая вода обнаруживает углекислый газ. Вспомните, как разжигают гаснущий костер. Дуют на угли или интенсивно обмахивают их для того, чтобы увеличить подачу кислорода в зону горения.

Практическая работа

«Получение кислорода и изучение его свойств»

Техника безопасности соблюдайте правила работы со стеклянной посудой и спиртовкой.



Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций, рисунки

Собрали прибор для получения кислорода


Кислород в лаборатории можно получить разложением кислородсодержащих веществ, например _____________

Нагрели пробирку с перманганатом калия и собрали кислород вытеснением воздуха


Пробирку для собирания кислорода надо держать дном

Т.к.

____________________________________

Доказали наличие кислорода в пробирке с помощью тлеющей лучинки

Тлеющая лучинка ________________________________________________


Кислород поддерживает _____________

Исследовали свойства кислорода:

А) поместили в пробирку раскаленный уголек

Уголек ________________

Кислород химически активное вещество, он взаимодействует с ____________________________________________

Б) после сгорания уголька в стакан налили немного известковой воды


Са(ОН)2 +СО2 ------СаСО3 + Н2О


Общий вывод: Кислород – газ, без цвете, вкуса, запаха, __________________________________________________________

Практическая работа

Наблюдения

Выводы и ответы

Рассмотрели смесь

В ней видны кристаллики соли ___________ цвета и частички речного песка ____________ цвета.


Это однородная или неоднородная смесь?


Часть выданной смеси поместили в стакан, налили воды и помешали палочкой.

Образовался мутный раствор. Через некоторое время _____________________________________

___________________________________.


В воде ___________ растворяется, ______ _______________ нет. Зачем нужно переме-

шивать раствор?

Приготовили фильтр



Фильтр изготовили из ____________ бумаги

Провели фильтрова-ние раствора

Частицы ­­­­­­­­­__________ остались на фильтре. В стакане собирается фильтрат


В фильтрате __________________.

Выпарили часть фильтрата

По мере выпаривания на стенках чашки _______________________________ .


Выпаривание – это один из способов раз-деления каких смесей?


Общий вывод: Используя следующие способы разделения смесей: ____________________________________ очистили поваренную соль от речного песка.

Практическая работа №


Основные классы неорганических соединений


Ход выполнения работы

Наблюдения

Уравнение реакции

1. Поместить в пробирку 1-2 мл р-ра гидроксида натрия, опустить индикаторную бумажку, прибавить несколько капель фенолфталеина, затем прибавить 1-2 мл соляной кислоты



Раствор гидроксида натрия имеет _________ среду, рН =___

Тип химической реакции ________________

2. Налить в пробирку 1-2 мл серной кислоты, опустить индикаторную бумажку, затем прибавить 1-2 мл раствора хлорида бария



Раствор серной кислоты имеет ________ среду, рН = _____

В результате реакции выпал осадок________

3. К р-ру (1-2 мл) гидроксида натрия прилить 1-2 мл р-ра хлорида железа



4. К небольшому кол-ву нитрата серебра прибавить 1-2 мл р-ра соляной кислоты



В результате реакции образовался осадок ____________ цвета, в осадке __________ .

5. К 1-2 мл р-ра фосфорной кислоты добавить 1-2 мл р-ра хлорида бария



В результате реакции образовался осадок ____________ цвета, в осадке __________ .

6. Налить в пробирку 2-3 мл воды, опустить универсальную индикаторную бумагу.



Вода имеет ______________ среду, рН= ____

Практическая работа

«Определение среды раствора»

Техника безопасности. Проявлять внимательность при работе со стеклянной посудой и реактивами. Не допускать попадания реактивов на руки, одежду, столы.

Инструкция.

  1. Прежде чем приступить к работе, тщательно продумайте свои действия.
  2. Внимательно прочитайте инструкцию:
  • В выданных пробирках находится вода, кислота и щелочь;
  • Используя универсальную индикаторную бумагу определите в какой пробирке какая среда;
  • Свой вывод подтвердите используя индикатор фенолфталеин и метиловый оранжевый.
  • Отчет оформите в виде таблицы.

Вывод: в пробирке № 1 находится ____________, т.к. среда __________, …