Лабораторная работа получение кислорода. Практическая работа по химии "получение и свойства кислорода"
Практическая работа №3
Получение и свойства кислорода.
Цель работы: научиться использовать лабораторное оборудование и посуду для получения, собирания и доказательства наличия кислорода, изучить способы получения и собирания кислорода в лаборатории, а также химические свойства кислорода.
Оборудование и реактивы : лабораторный штатив, лапка, спиртовка, спички, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, лучинка, ложечка для сжигания веществ, цилиндр, химический стакан, кристаллизатор с водой, вата, перманганат калия (твердый) KMnO 4 , уголь, сера, известковая вода Ca(ОН) 2
Правила техники безопасности.
Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Помните! Пробирку прогревают, держа ее в наклонном положении, по всей длине двумя-тремя движениями в пламени спиртовки. При нагревании направляйте отверстие пробирки в сторону от себя и соседей.
Ход работы:
Опыт 1. Получение и собирание кислорода
а) Собирание кислорода методом вытеснения воздуха
- Соберите прибор как показано на рисунке:
1- стекловата, 2 - воздух
Для этого закрепите пробирку с перманганатом калия KMnO 4 в лапке штатива, закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в пустой химический стакан.
- Полноту заполнения стакана кислородом проверяйте тлеющей лучинкой.
- В тетради для практических работ сделайте рисунок прибора. Запишите наблюдения и уравнение реакции получения кислорода.
б) Собирание кислорода методом вытеснения воды
- Соберите прибор для получения кислорода как показано на рисунке:
1 - стекловата, 2 - вода
Для этого закрепите пробирку с перманганатом калия KMnO 4 в лапке, закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в перевернутый мерный цилиндр, помещенный в кристаллизатор с водой.
- Прогрейте пламенем спиртовки всю пробирку, затем продолжайте нагревать дно пробирки в течение 5-6 минут.
- В тетради для практических работ сделайте рисунок прибора. Запишите наблюдения. Сделайте вывод, какими способами можно собирать кислород в лаборатории.
Опыт 2. Изучение свойств кислорода
а) Горение углерода в кислороде
Положите в ложечку для сжигания веществ кусочек древесного угля и раскалите его в пламени спиртовки. Затем ложечку с тлеющем углем внесите в сосуд с кислородом и наблюдайте за происходящим. Наблюдения запишите в тетрадь. Когда горение прекратится, влейте в сосуд немного известковой воды и взболтайте. Запишите наблюдения в тетрадь. Запишите уравнение реакции горения угля.
б) Горение серы в кислороде (Опыт проводится в вытяжном шкафу!)
В железную ложечку положите кусочек серы и подожгите его в пламени спиртовки. В наблюдениях запишите, как сера горит на воздухе. Затем поместите горящую серу в сосуд с кислородом. Запишите наблюдения и уравнение реакции горения серы.
Составьте отчет о проделанной работе, используя таблицу.
Сделайте общий вывод по работе, опираясь на цель работы.
Приведите в порядок свое рабочее место.
Получение кислорода методом вытеснения воздуха Укрепите прибор в лапке штатива. 3. Газоотводную трубку опустите в стакан, не касаясь дна, на расстоянии 2 – 3 мм (рис. 2). 1. Перманганат калия (КMnO 4) поместите в сухую пробирку. У отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты. 2. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, проверьте на герметичность (рис. 1).
4. Газоотводную трубку опустите в стакан, не касаясь дна, на расстоянии 2–3 мм (рис. 2). 5. Подогрейте вещество в пробирке. (Помните правила техники безопасности.) 6. Проверьте наличие газа тлеющей лучинкой (угольком). Что наблюдаете? Почему кислород можно собирать методом вытеснения воздуха? 7. Соберите полученный кислород в две колбы для проведения следующих опытов. Колбы закройте пробками.
Получение кислорода методом вытеснения воды 1. Пробирку заполните водой. Закройте пробирку большим пальцем и переверните ее вверх дном. В таком положении опустите руку с пробиркой в кристаллизатор с водой. Подведите к концу газоотводной трубки пробирку, не вынимая ее из воды (рис. 3). 2. Когда кислород вытеснит воду из пробирки, закройте ее большим пальцем и выньте из воды. Почему кислород можно собирать способом вытеснения воды? Внимание! Выньте газоотводную трубку из кристаллизатора, не прекращая нагревать пробирку с КMnО 4. Если этого не сделать, то воду перебросит в горячую пробирку. Почему?
Горение угля в кислороде 1. Закрепите уголек на металлической проволоке (препаровальной игле) и внесите в пламя спиртовки. 2. Раскаленный уголек опустите в колбу с кислородом. Что наблюдаете? Дайте объяснение (рис. 4). 3. После извлечения несгоревшего угля из колбы, прилейте в нее 5–6 капель известковой воды Са(ОН) 2. Что наблюдаете? Дайте объяснение. 4. Оформите отчет о работе в табл. 1.
Горение стальной (железной) проволоки в кислороде. Прикрепите к одному концу стальной проволоки кусочек спички. Зажгите спичку. Проволоку с горящей спичкой опустите в колбу с кислородом. Что наблюдаете? Дайте объяснение (рис. 5). Оформите отчет о работе в табл. 1.
Отчет о работе Выполняемые операции (что делали) Рисунки с обозначениями исходных и полученных веществ Наблюдения. Условия проведения реакций. Уравнения реакций Объяснения наблюдений. Выводы Сборка прибора для получения кислорода. Проверка прибора на герметичность Получение кислорода из KMnО 4 при нагревании Доказательство получения кислорода c помощью тлеющей лучинки Характеристика физических свойств О 2. Собирание О 2 двумя методами: вытеснением воздуха, вытеснением воды Характеристика химических свойств О 2. Взаимодействие с простыми веществами: горение угля, горение железа (стальная проволока, скрепка)
Отчет о работе Выполняемые операции (что делали) Рисунки с обозначениями исходных и полученных веществ Наблюдения. Условия проведения реакций. Уравнения реакций Объяснения наблюдений. Выводы Сборка прибора для получения кислорода. Получение кислорода из KMnО 4 Доказательство получения кислорода Физические св. Собирание О 2 Химические свойства О 2
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Практическая работа № 3. Тема: Получение и свойства кислорода Цель: Получить кислород (методом вытеснения воздуха) и изучить его свойства. Оборудование: штатив лабораторный с лапкой или пробиркодержатель; спиртовка; два химических стакана; стеклянная пластинка; пробирка; пробка с газоотводной трубкой; ложка для сжигания веществ; спички; лучинка; вата. Реактивы: перманганат калия (твердый) KMnO4; уголь С; известковая вода - Са(ОН)2. Ход работы:
2 слайд
Описание слайда:
Меры предосторожности: Работа со спиртовкой: Не переносите горящую спиртовку с места на место. Гасите спиртовку только с помощью колпачка. При нагревании не забудьте прогреть пробирку. Для этого пробирку, закрепленную в лапке штатива, медленно проведите сквозь пламя от донышка до отверстия и обратно. Эту операцию повторите несколько раз: чтобы стекло равномерно прогрелось. Признаком прогрева стекла можно считать исчезновение запотевания на стенках пробирки. Дно пробирки должно находиться в верхней части пламени. Дно пробирки не должно касаться фитиля.
3 слайд
Описание слайда:
Меры предосторожности: Работа со стеклом: Помните, что горячее стекло по внешнему виду не отличается от холодного. Не прикасайтесь к горячей пробирке.Закрепляя пробирку в лапке штатива, не закручивайте сильно винт. При нагревании стекло расширяется и пробирка может треснуть
4 слайд
Описание слайда:
Меры предосторожности: Проверка прибора на герметичность: Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, опустите конец трубки в стакан с водой. Плотно обхватите ладонью пробирку и внимательно следите за появлением пузырьков воздуха.
5 слайд
Описание слайда:
6 слайд
Описание слайда:
1. Получение кислорода Кислород(O 2) в лаборатории получают разложением перманганата калия KMnO 4(марганцовки). Для опыта понадобится пробирка с газоотводной трубкой. В пробирку насыпаем кристаллический перманганат калия. Для сбора кислорода приготовим колбу. При нагревании перманганат калия начинает разлагаться, выделяющийся кислород поступает по газоотводной трубке в колбу. Кислород тяжелее воздуха, поэтому не покидает колбу и постепенно заполняет ее. Тлеющая лучинка вспыхивает в колбе: значит нам удалось собрать кислород. 2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 Чистый кислород впервые получили независимо друг отдруга шведский химик Шееле (при прокаливании селитры) и английский ученый Пристли (при разложении оксидов ртути и свинца). До их открытия ученые считали, что воздух ‑ однородная субстанция. После открытия Шееле и Пристли Лавуазье создал теорию горения и назвал новый элемент Oxygenium (лат.) – рождающий кислоту, кислород. Кислород - необходим для поддержания жизни. Человек может выдержать без кислорода всего несколько минут. 2. Обнаружение кислорода Кислород поддерживает горение - это свойство кислорода используется для его обнаружения 3. Горение угля в кислороде Кислород активно взаимодействует со многими веществами. Посмотрим, как реагирует кислород с углем. Для этого раскалим кусочек угля на пламени спиртовки. На воздухе уголь едва тлеет, потому что кислорода в атмосфере около двадцати процентов по объему. В колбе с кислородом уголь раскаляется. Горение углерода становится интенсивным. При сгорании углерода образуется углекислый газ: С+О2= СО2 Добавим в колбу с газом известковую воду – она мутнеет. Известковая вода обнаруживает углекислый газ. Вспомните, как разжигают гаснущий костер. Дуют на угли или интенсивно обмахивают их для того, чтобы увеличить подачу кислорода в зону горения.
Практическая работа
«Получение кислорода и изучение его свойств»
Техника безопасности соблюдайте правила работы со стеклянной посудой и спиртовкой.
Что делали |
Наблюдения |
Уравнения реакций, рисунки |
||
Собрали прибор для получения кислорода |
Кислород в лаборатории можно получить разложением кислородсодержащих веществ, например _____________ |
|||
Нагрели пробирку с перманганатом калия и собрали кислород вытеснением воздуха |
Пробирку для собирания кислорода надо держать дном Т.к. ____________________________________ |
|||
Доказали наличие кислорода в пробирке с помощью тлеющей лучинки |
Тлеющая лучинка ________________________________________________ |
Кислород поддерживает _____________ |
||
Исследовали свойства кислорода: А) поместили в пробирку раскаленный уголек |
Уголек ________________ |
Кислород химически активное вещество, он взаимодействует с ____________________________________________ |
||
Б) после сгорания уголька в стакан налили немного известковой воды |
Са(ОН)2 +СО2 ------СаСО3 + Н2О |
Общий вывод: Кислород – газ, без цвете, вкуса, запаха, __________________________________________________________
Практическая работа
Наблюдения
Выводы и ответы
Рассмотрели смесь
В ней видны кристаллики соли ___________ цвета и частички речного песка ____________ цвета.
Это однородная или неоднородная смесь?
Часть выданной смеси поместили в стакан, налили воды и помешали палочкой.
Образовался мутный раствор. Через некоторое время _____________________________________
___________________________________.
В воде ___________ растворяется, ______ _______________ нет. Зачем нужно переме-
шивать раствор?
Приготовили фильтр
Фильтр изготовили из ____________ бумаги
Провели фильтрова-ние раствора
Частицы __________ остались на фильтре. В стакане собирается фильтрат
В фильтрате __________________.
Выпарили часть фильтрата
По мере выпаривания на стенках чашки _______________________________ .
Выпаривание – это один из способов раз-деления каких смесей?
Общий вывод: Используя следующие способы разделения смесей: ____________________________________ очистили поваренную соль от речного песка.
Практическая работа №
Основные классы неорганических соединений
Ход выполнения работы |
Наблюдения |
Уравнение реакции |
|
1. Поместить в пробирку 1-2 мл р-ра гидроксида натрия, опустить индикаторную бумажку, прибавить несколько капель фенолфталеина, затем прибавить 1-2 мл соляной кислоты |
Раствор гидроксида натрия имеет _________ среду, рН =___ Тип химической реакции ________________ |
||
2. Налить в пробирку 1-2 мл серной кислоты, опустить индикаторную бумажку, затем прибавить 1-2 мл раствора хлорида бария |
Раствор серной кислоты имеет ________ среду, рН = _____ В результате реакции выпал осадок________ |
||
3. К р-ру (1-2 мл) гидроксида натрия прилить 1-2 мл р-ра хлорида железа |
|||
4. К небольшому кол-ву нитрата серебра прибавить 1-2 мл р-ра соляной кислоты |
В результате реакции образовался осадок ____________ цвета, в осадке __________ . |
||
5. К 1-2 мл р-ра фосфорной кислоты добавить 1-2 мл р-ра хлорида бария |
В результате реакции образовался осадок ____________ цвета, в осадке __________ . |
||
6. Налить в пробирку 2-3 мл воды, опустить универсальную индикаторную бумагу. |
Вода имеет ______________ среду, рН= ____ |
Практическая работа
«Определение среды раствора»
Техника безопасности. Проявлять внимательность при работе со стеклянной посудой и реактивами. Не допускать попадания реактивов на руки, одежду, столы.
Инструкция.
- Прежде чем приступить к работе, тщательно продумайте свои действия.
- Внимательно прочитайте инструкцию:
- В выданных пробирках находится вода, кислота и щелочь;
- Используя универсальную индикаторную бумагу определите в какой пробирке какая среда;
- Свой вывод подтвердите используя индикатор фенолфталеин и метиловый оранжевый.
- Отчет оформите в виде таблицы.
Вывод: в пробирке № 1 находится ____________, т.к. среда __________, …