Биографии Характеристики Анализ

Легенда о герое марийского края. Марийский народный герой Чоткар-патыр – камень Чоткара

В Карамасском поселении Волжского района Марий Эл начато возведение мемориального комплекса, посвященного памяти национального героя Чоткара.

Что объединяет любой национальный народ? Культура, язык, традиции, история… Немаловажное значение имеют и почитаемые места, которые как не скудеющие источники «питают» его память и душу, формируют самосознание, определяют будущее. В нашем районе один из таких «памятников» связан с именем марийского героя Чоткара.

Он находится в Карамасском поселении между деревнями Нурмучаш и Усола. Здесь, на небольшом живописном холме недалеко от реки Пез, где согласно легенде Чоткар любил отдыхать, установлен камень памяти, на котором слова: «Чоткарын шӱлышыжӧ - марийын чоныштыжо» (Душа Чоткара - в сердце марийца). Традиционно каждый год на «легендарной» поляне, окруженной вековыми елями и соснами, проводят мероприятия, посвященные его памяти. На празднике театрализовано воссоздают историческое прошлое народа, непосредственно связанное с жизнью национального героя, с художественными номерами выступают творческие коллективы района, самодеятельные артисты и известные исполнители республики.

Но сегодня, к сожалению, все имеющиеся на поляне постройки обветшали и находятся в полуразрушенном состоянии. Сколоченная из досок сцена, на которой разворачивается основное праздничное действо, одним своим «печальным» видом омрачает естественную природную красоту. Но отчетливая выделяющаяся надпись на ней - Пайрем дене, Чоткар тукым! (С праздником, поколение Чоткара!) - все же вселяет «порцию» оптимизма. От зрительских скамеек остались только одни «пеньки». Да и мост через речку уже пугает - торчащие «скелеты» железных перил не внушают надежности и уверенности (признаться честно, сама едва не провалилась). А арочный вход на территорию, как мне кажется, просто не соответствует реальности.

- Чоткар - это не просто выдуманный мифологический герой, а реальный марийский богатырь, живший в этих краях в XIII веке. Его имя ассоциируется с объединением и согласием народа, умением сплачиваться в тяжелое время и отстаивать свободу. Любая нация, как известно, живет своими корнями и традициями. И если этот так называемый «исторический фундамент» крепкий и надежный, то никакие процессы ассимиляции и самовымирания ей не грозят. Наоборот - позволяют развиваться дальше. Поэтому мы должны помнить свое прошлое, знать и чтить национальных лидеров, благоустраивать и сохранять исторически значимые места, - говорит Игорь Кудрявцев, депутат Помарского поселения. - Наши две организации «Марийский мир - 21 век» и «Марий ушем» приняли решение обустроить данную территорию, и возвести мемориальный комплекс, основанный на деревянном зодчестве в едином архитектурном стиле. Ведь это не только живописный уголок природы, но и намоленное место, объединяющее приверженцев традиционной марийской религии. Не удивительно, что расположенные здесь пять родников обладают некой чудодейственной силой… Но об этом чуть позже.

Национальный комплекс - серьезный проект, требующий тщательной подготовки и организации. Инициативная группа во главе с Игорем Михайловичем провела организационное собрание, определила с местной администрацией конкретные цели и задачи, привлекла ряд предпринимателей города и района принять посильное участие. Первую финансовую помощь уже оказали предприниматели В.Семенов, В.Харитонов, М.Степанов, Э.Максимов. Большую активность проявляет депутат Государственного Собрания Марий Эл Р.Григорьев.

Так называемая программа благоустройства разбита на три этапа - до 11 июня и 1 октября нынешнего года, до 4 ноября 2020-го. На сегодняшний день первый, начальный, в рамках которого установили дубовую арку у моста и построили лестничный подход к самому «Камню Чоткара», уже завершен.

Главная заслуга - строительной бригады В.Семенова во главе с Валерианом Кузьминым, который обладает неповторимым творческим художественным взглядом и индивидуальным стилем. Созданные им архитектурные элементы отличаются оригинальностью и самобытностью, приковывают взгляд и восхищают. От них словно веет некой теплотой и живой энергией.

- Строители вкладывают душу в это дело, поэтому у нас все получается легко и просто. Большую помощь оказывают учащиеся профильного экологического лагеря при Большекарамасской школе. Рабочие руки нам нужны, - улыбается Валериан Кириллович. - Основной используемый материал - незаурядные коряги, ветки и стволы деревьев. У каждой из них своя естественная фактура - выпуклости, изгибы, трещины, сучки, которые придают особый «шарм». Зачем рубить новые деревья, когда есть возможность использовать «второсортный» материал? Тем более это творение самой матушки природы. Конечно, в их поисках приходится ходить по лесам. Иногда на это уходят и целые дни, но результат того стоит.

Второй этап предполагает дальнейшее строительство с привлечением финансовых средств неравнодушных волжан - на одной предпринимательской благотворительности проект не осилить. Важна и нужна помощь каждого.

Так, до осени планируется обустроить пять источников - расчистить, углубить, заложить дубовыми срубами и соединить их дорожками. Все это будет спроектировано в одном художественном ансамбле. Кстати, родники, как уже было сказано выше, чудодейственные - обладают живительной силой, способствуют очищению души от грехов, восстановлению здоровья и т.д.

В центре поляны необходимо построить добротную сцену. Есть предложение соорудить ее в виде шлема Чоткара. Скамейки должны быть удобные и надежные. Кроме того, намечаются различные переходы, сторожевые башни, резные фигуры животных и людей, элементы прошлого и современного строительного искусства, объединенные определенным национальным «почерком». Со слов В.Кузьмина, все постройки должны быть срублены из дуба и, чтобы не было видно ни одного гвоздя.

- По поводу архитектурной насыщенности у нас множество различных идей. Приглашал сюда известных художников, которые поделились своими предложениями. В планах посетить художественное училище в Йошкар-Оле, встретиться с членами республиканской общественной организации ремесленников. Они могут дать дельные советы, подсказать интересные направления традиционного деревянного зодчества. Возможно, проведем творческие конкурсы среди художников и ремесленников, что позволит расширить границы наших планов, выбрать среди работ необходимые нам эскизы. Победители, конечно же, будут награждены, - отметил И.Кудрявцев, вице-президент МАОО «Марийский мир - 21 век». - Напомню, что наш проект не имеет никакого отношения к развитию туризма. Это может быть лишь следствием. Сейчас главная цель - создать культовое место, объединяющее всех. Здесь будут проводить творческие вечера, конкурсы, фестивали, различные мероприятия духовно-нравственного воспитания, патриотического характера. Никакие «пеледыш пайремы» не планируются.

Третья часть предусматривает подключение государственных средств и других источников финансирования, участие в республиканских и федеральных программах. Если же все пойдет по плану, есть возможность создать Фонд Чоткара и его Попечительский совет.

- Хочется верить и надеяться, что волжане, проникнувшись и заинтересовавшись нашей идеей, внесут свой вклад в развитие и сохранение уникального наследия народа мари, его традиций и культуры. Пусть почитаемая нашими предками святыня будет ухоженной, благоустроенной и радует будущее поколение, - говорит Игорь Михайлович. - Все, кто желает предложить свои идеи по технической и архитектурной планировке, помочь финансовыми средствами, могут позвонить по номеру телефона +7-909 368-81-80. Звоните, приезжайте, встретим, покажем.

Возведение данного мемориального комплекса благословил местный карт Аркадий Федоров:

- Своими силами всегда стараемся ухаживать за данной территорией, но как такого масштабного строительства здесь не было. Поэтому с удовольствием поддержал данную идею. Ведь у каждого народа свои предводители, национальные герои. В наших краях - Чоткар Патыр. Так почему бы нам не обустроить «уголок», куда бы Он позвал всех марийцев? Мы должны хранить память о нем, знать свои корни и историю, рассказывать и передавать ее потомкам. Если все задуманное исполнится, то это будет новой страницей в истории нашего народа.

Глава администрации Карамасского поселения Борис Николаев также одобряет начатое дело:

- Конечно, необходимо повышать наше самосознание. Свою самобытность и идентификацию марийцы могут сохранить только через традиции, культуру и религию. Возможно, этот комплекс будет тем самым «очагом», способствующим возрождению и развитию национальных обычаев, объединению всего марийского народа.

PS. Цели и задачи определены, первые шаги сделаны. Впереди - еще многое предстоит, но уже сейчас есть результаты, которые заставляют сплотиться, задуматься и принять непосредственное участие в реализации данного проекта.

Кристина ВАСИЛЬЕВА
Фото автора

Легенда о Чоткар Патыре

На зелёном берегу Илети, куда впадает река Юшут, у бедного охотника Шумата родился сын Чоткар, который рос не по дням, а по часам. В пять лет он уже стал богатырём-великаном и часто ходил с отцом на охоту. Один на один боролся с медведем и всегда побеждал его. А когда подрос, равного ему по силе не было во всей округе. Одним ударом кулака мог сломать любую сосну, вырвать с корнем столетний дуб. Люди поражались силой Чоткара и величали его Патыром. Был он очень добр и приветлив к бедному люду, беспощаден к продажным богачам, которые затаив злобу мечтали отомстить ему.

В то время татарские ханы часто нападали на марийские селения. Чоткар Патыр, собрав жителей своего лесного края, пошёл на них войной. Освободил все захваченные врагом земли и прогнал ханов в степь. Так, татарские воеводы, проученные войском богатыря, перестали нападать на земли марийские.

Однажды разнеслась тревожная весть, что занемог Чоткар Патыр. Со всех концов собрался к нему народ.

Дорогие мои! - сказал он. - Прожил я долго. Пришла пора умирать. Похороните меня на высоком холме у любимой Илети.

Люди опечалились и плакали. Страшно было расставаться со своим героем. Но он успокоил их.

Не печальтесь, родные. Если будет вам тяжело, придите ко мне на холм и громко крикните: «Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!». Я встану и помогу прогнать их. Но помните: звать меня надо в самый тяжёлый час. А меч мой и щит положите со мной.

Чоткар Патыр умер. Его похоронили на холме между деревнями Нурмучаш и Усола.

С тех пор прошло много лет. Вокруг холма, который каждой весной покрывался душистыми цветами, вырос густой лес. Близко к могилке никто не подходил - все свято чтили наказ лесного богатыря, жили по его заветам и оберегали его покой. Но богачам не нравилось, что крестьяне ведут себя непокорно. Поэтому и задумали чёрное дело - подкупили одного марийца по имени Эшполдо, чтобы без нужды поднять Чоткара.

Пошёл он к могиле и по пути встретился со стариком. Узнав о его намерении, он сказал:

Не ходи туда, нельзя. Чоткар обидится, если понапрасну его потревожишь, и во второй раз не поднимется на нашу защиту. Тогда враг покорит нас.

Эшполдо выслушал его и засмеялся:

Уж очень вы, старики, всегда осторожны и всего боитесь.

Он и не думал слушаться его. Украдкой пробрался к холму, взошёл на него и вскрикнул:

Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!

Не успел он крикнуть, как ударил гром, вихрем пронёсся ветер и погнул деревья, земля содрогнулась и раскрылась могила - вышел Чоткар Патыр. Он был также высок и могуч. Серебром отливались его седые волосы, а белая борода закрывала всю грудь. В руке блестел тяжёлый меч.

Где враги? - прогремел он, сверкая очами.

Нет никого, - в ужасе проговорил коварный Эшполдо. - Я только хотел узнать: правду ли говорят о тебе…

Что ты наделал, несчастный мальчишка! - горестно сказал он и медленно опустился в свою могилу.

Через несколько лет татарские воеводы снова напали на марийские земли. Храбро сражались наши предки, защищаясь от злых кочевников, но врагов было больше.

Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги, - вскричали они, собравшись у холма.

Но во второй раз Чоткар Патыр не проснулся. И больше никогда не вставал, сколько бы марийцы не пытались поднять его…

Конспект занятия по нравственному воспитанию «Богатыри – защитники марийской земли».
Программное содержание:
- Пробудить интерес к истории родной земли.
- Оживить представления детей о легендах о марийских богатырях Чоткаре и Онаре, закрепить знания о защитниках марийской земли.
- Обогащать знаниями, способствующими усвоению определенных норм морали, нравственности, патриотизма; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу родной земли.
- Воспитывать доброе, внимательное отношение к окружающим, желание приходить на помощь к нуждающимся, заботиться о слабых.
Предварительная работа:
Чтение легенд В. Юксерна «Чоткар» и «Онар». Рассматривание иллюстраций.
Материал и оборудование:
- Иллюстрации богатырей Чоткара и Онара.
- Диск с марийской мелодией.
Ход занятия.
Звучит марийская мелодия.
Воспитатель: - Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жил марийский народ. В те времена русские еще не строили городов, а в соседних степях жили кочевники. И нередко они нападали на марийские селения. Много на нашей родной земле лесов, рек и животных. Вот и привлекали все эти богатства наших врагов – хотели завладеть они нашими землями. Но защитники земли марийской стойко стояли и защищали свою землю. Ребята, а как называли наших предков-защитников?
Дети: - Богатыри.
Воспитатель: - Верно. Тогда, в давние времена жили богатыри, которые защищали свой народ. Вот как они выглядели.
Показывает иллюстрации А. Фомина к книге В. Юксерна «Чоткар».
Посмотрите, ребята, какими они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. А кто изображен на иллюстрациях? Как их звали?
Дети: - Онар и Чоткар.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: - Богатыри – это люди, которые защищали землю от врагов. Силачи, воины, борцы.
Воспитатель: Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов. Ребята, мы читали легенды о богатырях марийской земли, Онаре и Чоткаре. А кто автор?
Дети: Василий Юксерн.
Воспитатель: Вспомните имя художника-иллюстратора этой книги.
Дети: Анатолий Фомин.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на иллюстрацию, на которой изображен Чоткар. Каким изобразил богатыря художник Анатолий Фомин?
Дети: - Большим, сильным, могучим.
Воспитатель: С помощью каких средств выразительности художник передал могучесть и силу богатыря?
Дети: - С помощью композиции рисунка – богатырь нарисован крупным по сравнению с другими объектами иллюстрации.
Воспитатель: - Ребята, расскажите о содержании иллюстрации. По какому сюжету из легенды она нарисована?
Дети: - Иллюстрация нарисована по сюжету, когда Чоткар прощался с народом.
Воспитатель: - Что еще изобразил художник на иллюстрации? Какую роль играет здесь такое средство выразительности как цвет?
Дети: - Художник изобразил богатую природу республики, бескрайность лесов и полей. Зеленый цвет передает богатство нашей Родины, а синий и белый – чистоту.
Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем и снимем напряжение с наших тел.
Физкультминутка:
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо (поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и еще (поворот вправо)
Через левое плечо (поворот вправо)
Буквой «л» расставим ноги
Точно в танце - руки в боги
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
Воспитатель: - А теперь посмотрите, ребята, на другую иллюстрацию, на которой изображен Онар. Какой сюжет из легенды изобразил художник в иллюстрации? Расскажите о ее содержании.
Дети: - Художник изобразил сюжет, в котором царский сын просит прощения и пощады у богатыря.
Воспитатель: - Правильно. А каким изобразил художник Онара? Расскажите о его внешнем виде.
Дети: - Сильным, могучим, добрым.
Воспитатель: - Верно, поэтому художник изобразил его в полный рост. Онар одет в национальную марийскую одежду. Его рубаха и брюки белые, что передают чистоту и свет, которые исходят от богатыря. Каким выглядит царский сын? С помощью каких средств передал художник его характер?
Дети: - Царский сын выглядит слабым, жалостливым.
Воспитатель: - Его характер художник передал с помощью позы и расположения в пространстве иллюстрации: он сидит на коленях и кажется очень маленьким по сравнению с Онаром.
- Что художник изобразил на заднем плане иллюстрации?
Дети: - Природу, земли, озеро, лес.
Воспитатель: - Так же, как на иллюстрации к Чоткару, художник изобразил богатство и бескрайность родной земли. Озеро, песчаный берег, густой лес, парусники на воде. Все это вызывает чувство гордости за богатство и непокорность родной земли.
- Мы познакомились с вами, ребята, с легендами о наших марийских богатырях и рассмотрели иллюстрации, на которых они изображены. А как вы думаете, что было главным в подвигах богатырей?
Дети: - Защита своей Родины, помощь слабым, внимательное отношение к окружающим, патриотизм.Воспитатель: - Правильно. Как мы с вами уже сказали, богатыри были сильными, могучими, добрыми, любили свою Родину, защищали людей, приходили на помощь к слабым. С тех пор прошло много времени и рубахи богатырей износились. И теперь им нужна ваша помощь. Ребята, а вы хотите помочь богатырям?
Дети: - Да, хотим.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам сделать доброе дело и украсить волшебные рубахи богатырей, от которых вам перейдут все качества богатырей: сила, мужество, отвага, любовь к окружающим и доброта.
Детям раздаются фигуры богатырей, на которых они украшают рубахи марийским орнаментом.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами вспомнили легенды о марийских богатырях Чоткаре и Онаре и рассмотрели иллюстрации Анатолия Фомина. Украсив рубахи богатырей, вы стали еще добрее, сильнее, отважнее.

Предлагаемые читателю краткие жизнеописания 12 марийских героев, как легендарных, так и исторически, не претендуют на полноту данных о них. Они носят скорее ознакомительный характер, и имеют целью дать общее представление об описанных персонажах и понимании «героического» в представлениях марийского народа.

На первый взгляд, все 12 героических персонажей заметно различаются между собой, однако, у ряда из них можно найти что-то общее. Например, образы Онара и Идена, бесспорно, наиболее древние, преображенные за века народной фантазией в гиперболизированные персонажи. Тем не менее, в них отразилось и рациональное зерно, выраженное в идее о древних богатырях, защитниках марийцев.

Далее следующая по времени происхождения группа героев - вождей и военачальников, объединявших под своим началом марийцев: Чоткар, Чумбылат, Камай. В преданиях о них находит своё выражение мечта о свободе и единстве марийского народа.

С XVI веком соотносятся образы таких легендарных героев, как Акпатыр, Пашкан, Ирга, Полтыш, Акпарс. Версия о том, что Ирга жила в XVI веке, является лишь моим предположением. Это столетие, судьбоносное в истории народов Поволжья, занимает особое место в марийском фольклоре. Характерно, что героические персонажи этого времени уже индивидуализированы. В преданиях отразились, прежде всего, их личные качества, вызывавшие удивление и восхищение у соплеменников. Например: Акпатыр - это искусный гусляр, целитель и миротворец; Пашкан - герой, обладавший храбростью, доходящей до безрассудства; Ирга - отважная девушка, презревшая мучения и смерть, ради своих соплеменников; Полтыш - свободолюбивый князь, бесстрашно защищавший от врагов свои владения; Акпарс - смелый гусляр, хитроумный искатель царских милостей.

Обратимся к историческим героям марийцев, чья реальность существования подтверждается историческими источниками. Это Бай-Борода и Мамич-Бердей.

Летописи свидетельствуют, что в ХIV-середине XV веков на реке Ветлуге существовало марийское государственное образование - княжество, возглавляемое кугузом. Самым заметным кугузом был Бай-Борода - умелый политик, дипломат и военачальник, с успехом, насколько это было возможно в то время и в тех обстоятельствах, отстаивавшего интересы своего княжества и подвластных ему марийцев. Таким образом, документально подтверждается формирования у части марийцев своей государственности.

Как мне представляется, из всех упомянутых 12 героев. Мамич-Бердей наиболее значительная фигура. Его по праву можно назвать великим сыном марийского народа. Масштабы его деятельности и задачи, которые он перед собой ставил, впечатляют. После падения Казанского ханства в 1552 году, он впервые объединил марийцев, живших на левом берегу Волги и несколько лет, успешно противостоял ратям Московского царства. Мамич-Бердей попытался реализовать небывалую доселе задачу - создать марийское государство (источники, как я полагаю, позволяют именно так оценить его деятельность). Народная мысль, выстраданная в зеках и отражённая в преданиях о героях древности, о политическом единстве марийцев, как никогда была близка к своей реализации. Однако Мамлч-Бердея вероломно предали, а его мечта о марийском государстве оказалась осуществлённой лишь в XX веке, на протяжении которого складывалась марийская государственность в рамках России.

Таковы, предлагаемые мною, характеристики представляемых героев. Читатель может и сам сделать свои выводы, прочитав предлагаемые жизнеописания. Может быть. того, что он прочтёт, ему покажется мало и он захочет узнать больше, обратившись к литературе по указанной тематике. Возможно, мой опыт описания пробудит интерес читателя к истории марийского народа. Марийского края. Я буду только рад, если это произойдёт.

ОНАР

Согласно мифологическим представлениям до появления человека на земле жили великаны - онары. Они якобы спустились с небес, чтобы упорядочить жизнь на земле. По некоторым представлениям они являлись предками марийцев. Онар обладал огромным ростом и могучей силой. Был такой величины, что до его колен едва доходили верхушки самых высоких деревьев. На его ладони мог поместиться пахарь с лошадью и сохой. Там, где он спал, оставалось углубление в земле от его головы, заполнявшееся водой и становившееся озером, а где высыпал из обуви забившуюся землю, возникали холмы. У Онара были доспехи из металла, но они не воевали, по крайней мере в землях, населённых марийцами.

ИДЕН

В давние времена на берегу реки Шыгыр, что впадает в реку Уфу, родился марийский богатырь Иден. Вырос он огромным - голова его достигала небес, в день съедал до трёх быков. Славен он был как защитник марийцев. Когда пришла пора умирать, предсказал Иден соплеменникам, что с юга идут орды кочевников. Защиту от них мощно будет найти на севере, потому что скоро там появится новый богатырь Султан. Горе охватило марийцев: кочевники близки и уже нет времени укрыться от них. Умирающий богатырь, видя беду сородичей, согласился последний раз сослужить им, предложив перебраться по нему, как по мосту, на север, через речки, леса и овраги, через большую реку Ош (Белую). Для того чтобы тело стало твёрдым наполнили богатыря кровью пяти быков: для туловища, рук и ног. Однако не хватило одного быка для левой руки, и богатырь наполнил её тремя бочками медовухи. Распластался богатырь по земле и испустил дух. Марийцы пошли по нему. Те, кто шли по правой руке, благополучно перешли реку Ош. Левая же рука не выдержала, лопнула, а марийцы, шедшие по ней, утонули в разлившейся медовухе. С тех пор на этом месте течёт река Бирь. Говорят, что от горя сжалась у богатыря ладонь правой руки, так сильно, что выступила кровь, окропившая землю, и здесь появилась гора, называемая Красной.

ЧОТКАР

Легендарный богатырь, живший в незапамятные времена. Родился Чоткар в семье охотника. Рано возмужал. Отличался бесстрашием и огромной силой: один на один выходил драться с медведем, ударом кулака мог сломать сосну, вырвать с корнем столетний дуб. В те далёкие времена вторглись в марийские земли степные кочевники. Чоткар собрал войско и отразил нашествие степняков. После этого марийцы поняли, что объединившись, можно одолеть любого врага. Всю свою долгую жизнь богатырь посвятил защите родного народа и даже после смерти восставал из могилы и оказывал помощь марийцам в борьбе с неприятелями. Но однажды потревожили покой Чоткара понапрасну, без причины, и богатырь, обидевшись. более не откликался на призывы соплеменников. Но есть у марийцев вера, что когда покинут их силы, и отчаяние поселится в их сердцах, воспрянет Чоткар ото сна и поведёт марийцев к счастливой жизни.

ЧУМБЫЛАТ

Легендарный вождь и военачальник, живший приблизительно в ХIII - XIV веках. Стоял во главе союза марийцев, населявших бассейны рек Немца и Пижма, с центром, находившемся в районе города Советска Кировской области (в прошлом - Кукарка). Отличался богатырской силой, суровостью и мудростью. Под его началом марийские рати не знали поражений. В боевых доспехах, на коне, во главе своих воинов беспощадно крушил он врагов, осмелившихся вторгнутся в пределы подвластных ему земель. Долгая была жизнь у Чумбылата, но пришла пора умирать. Легенда гласит, что со слезами собрались вокруг него марийцы. Чумбалат же утешал их «Не плачьте, я и мёртвый буду вам помогать. Когда станет плохо, подойдите к моей могиле и громко скажите: «Чумбылат, вставай! Пришёл враг!..». Я встану оборонять вас». Его торжественно похоронили в полном боевом облачении вместе с конём на горе, что высится на берегу реки Немды. С тех пор называют её марийцы Чумбылат-Курык (Гора Чумбылата), а русские - Чимбулатов Камень. Велика была слава героя, и не было марийца, кто не знал бы о нём. Не обманул вождь соплеменников, откликался на их зов: выезжал из горы на своём любимом коне Чумбылат, круша неприятеля. Однажды, дети, балуясь, стали вызывать богатыря. Чумбылат, увидев, что беспокоят его из озорства, пообещал более не являться на зов о помощи. Но все же не оставил богатырь совсем марийцев без покровительства, и чтущим его он придаёт сил и хранит от зла.

БАЙ-БОРОДА НИКИТА ИВАНОВИЧ (ОШ-ПОНДАШ)

Кугуз (князь) марийских земель в верховьях реки Ветлути в XIV веке. Ветлужское кугузство (княжество) существовало с XII по начало XIV века и во время правления Бай-Бороды его столицей являлось Шангское городище (Ветля-Шангон. Шанга-Ала). Княжество находилось в вассальной зависимости от Золотой Орды и платило одновременно дань Галичскому княжеству. Бай-Борода, ставший кугузом в середине XIV века, повёл политику, направленную на избавление от ставшей обременительной опеки галичских князей. Бай-Борода принял христианство. хотя и не забыл при этом веру предков, крестил свою дочь под именем Мария и в 1345 году выдал её замуж за галичского князя Андрея Семёновича. На свадьбу прибыло много знатных гостей, в том числе великий князь московский Симеон Гордый с женой Евпраксией. В 1346 году галичским князем стал Андрей Федорович Ростовский, с которым кугуз не нашел взаимопонимания, и повёл против него долгую войну с 1350 по 1372 год. С помощью золотоордынских войск кугуз одержал победу и прекратил выплачивать дань Галичскому княжеству. Умер Бай-Борода в 1385 году от чумы. Впоследствии ветлужские марийцы стали воспринимать Бай-Бороду (Ош-Пондаша) как своего покровителя.

КАМАЙ

Легендарный предводитель (князь) марийцев, населявших земли значительной пасти нынешних Сернурского и Куженерского районов Республики Марий Эл. В древности в этом краю жили удмурты. По мере роста численности марийцев между двумя народами стали возникать конфликты из-за земли. Предположительно в первой половине XVI века удмуртский князь Одо собрал войско с намерением изгнать марийцев, объединившихся в ответ на угрозу под предводительством Камая. Оба воинства сошлись, приготовившись к битве. Камай, стремясь избежать кровопролития, предложил решить конфликт в единоборстве и вызвал на бой князя Одо. «Если победит богатырь Одо», - сказал Камай. - то марийцы навсегда уйдут из этих мест, но если я одержу победу, то пусть удмурты покинут этот край». Согласится Одо. В жестокой схватке победу одержал Камай, и удмуртам пришлось уйти. Камай прославится как герой. Когда он умер, то марийцы его обожествили, как своего Покровителя. Ещё в XIX - начале XX века марийцы-горняки, добывавшие камень для изготовления жерновов в каменоломнях «Нолькинский камень» раз в год приносили Камай-Юм о (Богу Камаю) в жертву зайца. Марийцы верили, что он является в образе старика. Рядом с деревней Нур-Сола (Сернурский район) есть место, называемое Камай-Саҥга (Лоб Камая). Считается, что в полдень, или в полночь на этом месте появляются видения.

ПОЛТЫШ

Легендарный князь Малмыжского края, живший в XVI веке. Его резиденция находилась в городе Малмыж у реки Вятки. По преданиям это быта укрепленная крепость, окружённая широким рвом и высоким валом с дубовым частоколом. Полтышу довелось жить в суровые времена, когда царь Иван Грозный завоевывал Казанское ханство и весь Волго-Вятский край быт охвачен войной. Малмыжский князь, в то время уже старик, принял решение не подчиняться победителю, предпочитая лучше погибнуть свободным в бою. Первую волну наступавших врагов ему удаюсь отразить. Однако во второй раз против него были посланы более значительные силы. Полтыш с войском укрылся за стенами Малмыжа, подготовившегося к долгой осаде. Несмотря на огонь пушек, многочисленные штурмы, крепость не сдавалась. Осаждённые тщетно ждали, что соседние марийские князя придут им на помощь. Б городе заканчивалась еда. Было решено попытаться вырваться из окружения. В ожесточённом сражении, длившемся до полудня, Полтыш был смертельно ранен, но марийцам удалось уйти в леса. Малмыж был сожжён дотла. Согласно преданию, князь был похоронен в лодке на небольшом озере возле Малмыжа. Говорят, что раз в год ночью, Полтыш является на высоком берегу реки Шошмы, а к нему стекаются души погибших в бою.

АКПАТЫР

Легендарный марийский герой XVI века, возглавлявший союз китяковских марийцев (Малмыжский район Кировской области). По преданию, Акпатыра, оставшегося сиротой, усыновил богатый татарин. Светловолосый и голубоглазый, он внешне отличался от двух родных сыновей своего опекуна, с которыми крепко сдружился. Возмужав, они много путешествовали, многое повидали и узнали. Вернувшись в родные края. Акпатыр заметно выделялся знаниями и мудростью. Общался с мусульманскими проповедниками, и те уважали его за ум и красноречие. Был умелым целителем и прекрасным музыкантом. Известен Акпатыр и как миротворец. В то непростое и жестокое время, в котором ему довелось жить, он умел улаживать конфликты, возникавшие между марийцами, татарами и русскими, сохраняя со всеми добрые отношения. По легенде, незадолго до смерти он искал место, где упокоиться. С высокого холма пустил он стрелу, упавшую у деревни Большой Китят (Малмыжский район), и на этом месте похоронили Акпатыра, когда пришло его время покинуть этот мир.

ПАШКАН

Легендарный богатырь, живший в XVI веке в деревне Юлъял (ныне село Сидельниково Звениговского района Республики Марий Эл). Он отличался высоким ростом и огромной силой. Как говорит предание, у него была лошадь, настолько быстрая, что за два часа могла проскакать от Юлъяла до Казани и обратно. Пашкан не раз ходил на Казань вместе с московскими войсками. Согласно легенде, он самонадеянно вознамерился верхом на лошади взобраться на крепостные стены Казани. Опешившие от такой наглости татары решили наказать его и выставили против него пятьдесят всадников. Пашкан повернул лошадь и ускакал от погони. Думая, что оторвался от преследователей, он спешился передохнуть. Однако татарские всадники не отставали. Пашкан вновь вскочил в седло и поскакал ещё быстрее. Не доезжая немного до Юлъяла, его лошадь завязла в озере, а погоня приближалась. Пашкан успел сказать землякам, что пришёл его последний час и просил своих сородичей помнить о нём. Только он сказал это, как налетели преследователи и в ожесточённой, но неравной схватке богатырь пал. Узнав о гибели своего богатыря, марийцы решили отомстить. Татары, расположившиеся после погони и схватки на отдых, были все перебиты. Марийцы не забыли о Пашкане и почитали его как духа-покровителя - Керемета. Место, где он погиб, до сих пор называется Пашкан-керемет.

АКПАРС

Один из легендарные старейшин «Горной стороны» (правобережье ВОЛГИ между реками Сура и Свияга), живший в середине XVI века. Участвовал во взятии Казани в 1552 году. Согласно легендам, Акпарс подал царю идею сделать подкоп под стены Казани. Чтобы измерить расстояние, он. играл на гуслях грустную мелодию, храбро дошёл до стен кремля. Осажденные, очарованные музыкой, не стреляли в него, и Акпарс живым вернулся обратно. Когда подкоп был готов, в него заложили заряд, но порох долго не взрывался, и вспыльчивый царь, подозревал предательство, готов был казнить старейшину, и туч прогремел взрыв. В стене образовался пролом, в него ринулись войска Ивана Грозного. Казань была взята. В честь победы был устроен пир, на котором царь одарил Акпарса золотой чашей, а также оделил его земельным пожалованием. Б исторических документах XVI - XVIII веков упоминается Акпарсова сотня. Возможно, это именно то владение, что было пожаловано марийскому старейшине Акпарсу.

ИРГА

Героиня преданий тоншаевских марийцев Нижегородской области. Рассказывают, что жила здесь когда-то девушка Ирга, статная, красивая, сильная, весёлая. Искусная охотница, она кормилась лесом, метко стреляя из лука, ловко орудуя топором и острогой. Жила с дедом, помогала ему по хозяйству, ухаживала за ним. Однажды с Ветлуги в их деревню направился отряд разбойников. Таясь и скрываясь, шли грабители, чтобы врасплох застать марийцев, но выследила их Ирга и предупредила о беде односельчан. Собрав свое имущество, спрятались они в глухом лесу, а вот Ирга, помогая им, не успела укрыться. Поймали её разбойники и, обозлённые, что нечем им поживится в деревне, издевались над ней, выпытывая, где находятся её односельчане. Однако отважная девушка ничего им не сказала, и тогда ее повесили на высокой сосне. Когда миновала беда, вернулись в деревню её жители и увидели, что сотворили с Иргой бандиты. Бережно сняли её с дерева и похоронили под сосной. Та сосна стояла ещё в прошлом веке, и марийцы приходили к ней помянуть храбрую девушку. Говорят, что мужчины поклялись отомстить разбойникам. Они настигли их и всех перебили. Предание об отважной девушке пережило века и, как сказал один сказитель: «Нет никакого права не верить ему: ведь мужество и верность шли бок о бок с верными людьми».

МАМИЧ-БЕРДЕЙ

Сотенный князь, возглавивший национально-освободительную борьбу марийцев «Луговой стороны» (левый берег Волги) после завоевания Московским царством Казани. В истории это противостояние получило название Первая черемисская война (1552 - 1557 годы). Карательным экспедициям, посылаемым Иваном Грозным, не удалось уничтожить повстанческое войско. Мамич-Бердей договорился с Ногайской ордой об отправке к луговым марийцам царевича Ахполбея. Есть основания полагать, что сотенный князь планировал создать государство с новой династией на развалинах Казанского ханства. Однако Ахполбей не оправдал надежд марийцев. Царевич занимался бесчинствами и грабежами, уклонялся от участия в военных действиях. Рассерженные марийцы перебили людей царевича, а ему отрубили голову и насадили на кол. По словам Андрея Курбского, приближённого Ивана Грозного, Мамич-Бердей так объяснил расправу над Ахполбеем: «Мы было взяли тебя того ради на царство, с двором твоим, да обороняла: нас; а ты и сущие с тобою не сотворили нам помощи столько, сколько волов и коров наших поел; а ныне глава твоя да царствует на высоком коле». К началу 1556 года Мамич-Бердею удалось взять под контроль всё левобережье Волги. Казань находилась в блокаде. В марте Мамич-Бердей переправился на правый берег Волги, пытаясь склонить на свою сторону здешних марийцев и чувашей. Здесь он был пленён и 21 марта доставлен в Москву. После допросов, на которых присутствовали бояре и Иван Грозный, сотенного князя скорее всего казнил: Луговые марийцы сложили оружие только в 1557 году.

Александр Акшиков,
Журнал «Ончыко», №1, 2012 г.

На Коркатовском повороте дороги в Горномарийском районе республики Марий Эл то и дело тормозят машины. Люди выходят наружу, направляясь к небольшому, бронзовому постаменту и прикладывают ладони к изображению двух человеческих фигур. Таким образом путешественники просят благословения и удачи у двух великих правителей - русского и марийского .

Русский князь на памятнике - Иван Грозный , великий государь Московский и Всея Руси, покоритель Западной Сибири и области Войска Донского, Башкирии, земли Ногайской Орды, Астраханского и Казанского ханств, и прочая, и прочая, и прочая. Прямо перед ним на памятнике изображен человек, благодаря которому, по преданию, и было завоевано Казанское ханство. Это великий марийский горный князь Изима , но в историю он вошел под другим именем - Акпарс .

Акпарс для марийцев - один из главных национальных героев. Личность окруженная легендами хоть и существовавшая в реальности. Он правил горными мари (тогда их называли черемисами) во времена Золотой Орды. Быть под гнетом жестоких татаро-монгол марийцам, прямо скажем, не нравилось. Изима, которого называли также Белым князем, стремился освободить свой народ от ига захватчиков, для чего и пошел на сделку с Иваном IV. Он помог русскому царю взять татарскую крепость ОролКырыкСалымхала , для чего пошел на веонную хитрость. Войска Ивана Грозного не могли подступиться к укреплениям противника. Изима же пообещал защитникам крепости, что поможет им с продовольствием. Татары поверили марийскому князю, а зря. В телегах вместо еды оказались русские солдаты с пищалями и саблями.

В следующий раз Изима предложил свою помощь во время Казанской осады. И здесь проявились не только выдающиеся воинские способности Изимы, но и его музыкальный талант. По одной из легенд, предводитель марийцев предложил сделать подкоп под стены и взорвать их с помощью пороховых бочек, на которые были поставлены горящие свечи. Черемисский князь сам измерил в шагах расстояние до вражеской крепости, играя при этом на гуслях, чтобы отвлечь внимание казанцев. Русские сделали еще один подкоп с другой стороны. Но свечи в подкопе Изимы горели медленнее, чем те, которые зажгли в лагере русских воинов, и взрыв, запланированный Изимой, в обещанное время не прогремел.

Иван Грозный тут же заподозрил марийского воеводу в измене и, в лучших традициях того времени, тут же схватился за саблю, чтобы рубить тому голову. В этот, без сомнения, драматический момент свечи, наконец, догорели и стены Казани с грохотом пали.

Иван Грозный сменил гнев на милость: жаловал князя и его воинов подарками, а самого Изиму впредь велел звать Акпарсом. Что же касается марийского народа в целом, то царь вручил Акпарсу грамоту, в которой велел марийцев "не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого марийца-охотника, пришедшего в возраст ". С уплатой, правда, исторически не сложилось - из рук предприимчивого Акпарса грамота об уплате налогов куда-то таинственно исчезла...

С тех пор прошло пять веков, но марийцы не забыли своего Белого князя. Каждый год 26 апреля в Марий-Эл празднуют день Национального марийского героя и имя Акпарса в этот день называют одним из первых. Он сделал очень многое для добровольного присоединения горных марийцев к государству российскому на условиях сохранения ими своей культурной самобытности.

В 18 веке значительная часть современного Горномарийского района по обе стороны Волги официально называлась землей Акпарса. Самому князю уже в 21 веке поставили памятник на правом берегу реки. Акпарс изображен на нем безоружным - в одной руке он держит гусли, а другой приветствует свой народ. Этим мудрый марийский князь напоминает людям, что великие дела делаются не только силой, но также с помощью ума и таланта.

Анна Окунь

Д ети по д марийскую музыку входят в зал.

Здравствуйте, люди добрые, именитые, по городу гуляющие, в Волжске проживающие. Не ради шутки иль веселья собрались мы, а для того, чтобы отметить «День национального героя» - «Марий талешке кече ».

У каждого народа есть свои национальные герои, которые оставили след в истории, которые защищали Родину. И сегодня мы познакомимся с героями марийского народа.

У разных народов есть прелесть традиций,

Одежда своя и родной свой язык,

Ну как мне марийской землей не гордиться,

И тем, к чему с детства привык.

Пусть слышат птицы,

Пусть слышит ветер,

Пусть знает дождик проливной

О том, что город есть на свете,

Он город детства золотой.

Я в этом городе родился,

И пусть еще не вырос я,

Одно могу сказать я точно:

Мы с этим городом друзья.

Песня о Родине .

У марийского народа есть былинные герои-богатыри: Мамыч Бердей , Токтауш , Мирон Мушарин , Конай , Болтуш и другие. Дети, а вы кого знаете?

Акпарс , Акпатыр

Скажите, дети, к какому богатырю принадлежат такие слова:

«Не печальтесь, люди мои родные!

Если вам будет трудно, приходите ко мне на холм и крикните громко: « Нас теснят враги, помоги!» Я встану и помогу.

Чоткар-патыр .

А кто из национальных героев играл на гуслях.

Дети : Акпарс .

Гусли звонкие играют,

Край марийский прославляют.

Свистульки, трещотки, свирель, барабан,

Нам деды оставили все это в дар.

Оркестр « Марийская народная»

Дети, а какому богатырю река Волга в самых глубоких местах доходила до колен, а когда он шел по лесу, то самые высокие деревья были ему до пояса?

Онар.

Давайте, дети, его позовем. Онар, Онар, приходи к нам!

Вбегает Керемет .

Ребята, это же не О нар, а просто-напросто Керемет к нам пожаловал. А вы знаете, кто такой Керемет ? (ответы детей)

Керемет , зачем ты к нам пожаловал?

Мы тебя не ждали,

Мы Онара в гости звали .

Онара ждете? Не дождетесь!

Я его далеко спрятал, в цепи заковал.

Зачем ты его спрятал?

Мы сегодня отмечаем День национального героя и очень хотели его увидеть. Вместе с ним спеть, станцевать, да поиграть.

Вот и спрятал, потому что все его любят, прославляют, песни поют. А для меня что - ничего? Не отдам вам Онара !

Что же нам делать? Ты все испортил.

Ничего не испортил. Я вот что вам скажу: надоел мне жить одному, тоже хочу веселиться, петь и плясать.

Вот иди и веселись, кто тебе мешает? И Онара отпусти.

Ни за что! Я такой злой, потому что меня никто не любит.

Ребята, как нам Керемета перехитрить? Давайте мы с вами поиграем, он и отпустит Онара . Керемет , хочешь с нами поиграть?

Конечно, хочу! Мне так скучно одному. А как играть будем?

Я знаю интересную игру.

Игра « Петушиный бой»

Какие у вас мальчики сильные. Хочу еще веселиться.

Чтобы быть таким же сильным, как Онар и землю родную защищать, надо много тренироваться. Померяемся силой?

Игра « Перетягивание каната »

Вот теперь я стал добрым и веселым. Отпускаю Онара . Спасибо вам, ребята, что повеселили меня. Сейчас Онара приведу (звучит музыка, входит Онар) .

Здравствуйте, люди добрые, детки малые. Как у вас красиво, празднично, весело.

Здравствуйте, Онар! Сегодня у нас праздник «День национального героя» - «Марий талешке кече». Дети, давайте споем Онару песню.

Песня « Мей йоратем шочмо Элем» Музыка А. П. Колесников, Л.Г. Иванов , слова Л. Г. Иванова

Ребята, вы ничего не слышите?

Слышим, это кукушка кукует.

Правильно, это кукует кукушка . Она зовет всех в хоровод.

Игра «Где платочек»

Шире двери открывайте,

Музыкантов в круг пускайте.

Где песня льется,

Там весело живется.

Запевайте песню шуточную,

Песню шуточную, прибауточную.

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих,

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких .

Частушки

Теле каймым вучышна

Шор-торыкым кучышна .

Сылне марий мурынам

Ямдылышна пайремлан .

Изигына кайыклан

Сад пакчаште пешак сай

Мемнан гае йочалан

Садикыште пешак сай .

Чодыраштекайык мура

Мотор кечым мокталтен .

Ме муралтен колтена ,

Илышнажым мокталтен .

Мемуренат кертына ,

Ме куштенат кертына .

Мураш , кушташ веле огыл ,

Пашаланат кертына .

Чеверкече ончалеш да,

Чонналанат весела.

Мемнам ончаш толмыланда

Тау лийже тыланда .

Садитесь, ребята. Национальные герои - это не только герои былинные и сказочные, но и те, ко торые защищали нашу Родину в на ше время, во время Великой О течественной войны.

А вы каких знаете?

Прохоров, Федин, Иванов.

Молодцы!

Честно жить - значит Родине служить. Спасибо всем. А теперь я пойду в свой илем (дом) и всем расскажу, как вы отмечаете «День национального героя» - «Марий талешке кече»

Уходит.

1 ребенок:

Как просторен, как широк,

Край ты мой марийский.

Ты как праздничный цветок,

На земле российской.

2 ребенок:

И тебя, родной мой, люблю , как могу.

И любить тебя, ты знай, я не перестану.

Стихотворение « Шочмо мландем »

1 ребенок:

Шочмо к ушмо мландем !

Лаштра отем , шем кожлам

Кумда нурем , яндар вудем ,

Кузе тендам мый мондем !

2 ребенок:

Умыр мардеж пуалеш .

Шонымашым пурталеш .

Пенгыде капан патыр-влак

Шочыныт тушман ден пижаш ,

Шочмо элым аралаш !

Элна верчын , эрыкна верч

Коленыт нуно сареш .

Нунын лумышт ок мондалт

Кодеш шемер калык шумеш !