Биографии Характеристики Анализ

Ли заочная форма обучения. Заочное обучение – это как? Ценовая политика заочной формы обучения

С давних времён процесс обучения высшему был самостоятельным явлением, то есть люди либо учились, либо работали – это, так называемая, очная форма обучения. Но с развитием индустрии потребовались специалисты в большем количестве. Когда им необходимо получить диплом, но они уже работают, очная форма не годится. Поэтому были внедрены другие методы. Рассмотрим детальнее, какие бывают формы обучения, уделим большее внимание очно заочной программе.

Вконтакте

Чем хороша очно заочная форма обучения

Очно заочная форма обучения это учёба в свободное время, обычно по вечерам. Отсюда второе название – вечерняя форма.

Очно заочное обучение выбирается тогда, когда человек имеет стабильную работу. Очная форма здесь подходит мало из-за загруженности учёбой, а заочная — выбивает человека из колеи.

Для очно заочной формы обучения могут быть организованы самостоятельные учебные заведения. В других случаях — она органично дополняет университет с очкой. То есть эти две формы почти не пересекаются по времени, что удобно преподавателям.

Кроме того, эта вечерняя учеба в ВУЗе менее склонна к коррупции, в отличие от заочной. То есть вариант, когда студент что-то делает преподавателю во время уроков, здесь нечастое явление.

Основные понятия

Лекция – это вид доклада , когда преподаватель преподносит информацию, а студенты его слушают (записывают). Вопросы обычно во время процесса не задаются, но и такое возможно. Лекция нужна тогда, когда даётся большой и разнообразный объём материала. Здесь можно преподавать одновременно большому количеству студентов: в аудитории собираются сразу несколько групп, которым читает лекцию один человек.

Семинар – это углубленны метод преподнесения материала. Каждой группе (или даже полугруппе) даётся один человек (учитель), который рассказывает конкретный материал, показывает, как решаются задачи. Далее он даёт возможность справиться с заданием студентам. На семинаре между учителем и студентами идёт довольно активный диалог, который и является главной задачей такого вида учебного процесса. Также, на семинарах могут делаться доклады студентами.

Во время учебы проводятся лабораторные работы. Преподаватель заранее выдаёт задание, чтобы студент ознакомился дома с теорией и установкой. Далее лабораторная работа проходит внутри ВУЗа. Данные, полученные в результате опытов, студент записывает, а дома оформляет саму работу. В серьёзных ВУЗах набор оборудования приходится на одного-двух студентов во время выполнения лабораторного опыта.

Сегодня есть тенденция замены реального оборудования виртуальным или вообще программой, что является недостатком.

Какие бывают формы обучения

Традиционным видом получения образования является очная форма, она и наиболее качественная. Чтобы разрешить проблему совместимости работы и учёбы в советское время, были введены заочная и вечерняя формы. Изучим подробнее, что это.

Заочная

Заочка предполагает перерыв в работе на время учёбы, который составляет примерно месяц в полгода. То есть, в течение месяца человек ходит не на работу, а на учёбу (сессия). В остальное время он трудится на предприятии и делает задания у себя дома.

Вечерняя

Вечерняя форма вообще не предполагает перерывов в трудовой деятельности. Студент посещает занятия регулярно, но в свободное от работы время (в основном вечером). Отсюда и название, но также такой вид образования имеет и другие наименования – очно заочное или сменное обучение.

Дистанционная

В последнее время появилась ещё один вид учебы – . Это когда студент не посещает ВУЗ, а занимается дома. Все занятия проводятся посредством Интернета.

Далее будут рассмотрены эти системы более подробно, кроме последней. Форма обучения в ВУЗе выбирается человеком самостоятельно. Сменить одну на другую в дальнейшем возможно, но обычно возникает трудность совмещения пройденного материала. То есть, надо будет досдавать какие-то предметы.

Чем отличается очная форма

При очной форме студент посещает занятия регулярно в течение 5-6 дней в неделю. В различных ВУЗах длительность учебного времени разная. Оно подсчитывается в учебных часах.

Если сравнивать два ВУЗа между собой, то программа в одном из них может быть значительно насыщенней и глубже . По учебным часам, также могут быть различия более чем в два раза за одну сессию. Грубо говоря, за два-три года студент одного ВУЗа узнаёт столько, сколько студент второго не выучивает и за пять лет.

Логично поинтересоваться, а как ценятся дипломы ВУЗов, если их уровни подготовки разительно отличаются? Было бы справедливо, чтобы один диплом, где обучение шло серьёзней, ценился бы больше. В большинстве случаев преимуществ никаких нет. Часто на диплом вообще не смотрят, или ценят не более качественный ВУЗ, а тот, с которым знаком наниматель.

Внимание! Кроме лекций и семинаров, даются задания на дом. Так что говорить о совмещении работы и учёбы не приходится, хотя это и случается.

Очное обучение на сегодняшний день самое распространенное у нас в стране.

Учеба на заочном отделении

Заочное получение знаний принципиально не отличается от очного. Разница состоит в том, что учёба длится не полгода, а около месяца. Соответственно, студенты в это время учатся и по выходным. На этот период они отпрашиваются с работы, если такое возможно. Для заочного обучения часто приходится ездить в другие города, поэтому заранее следует подумать о временном жилье.

Курсы на заочном отделении короче по учебным часам. Домашние задания, лабораторные работы могут выполняться и сдаваться не только во время учёбы, но и в течение всего полугодия. Между сессиями проводятся экзамены.

Если на очное отделение студент приходит обычно сразу после школы, имея хорошую подготовку, то на заочное студент может попасть, уже порядком подзабыв школьную программу. То есть уровень подготовки абитуриента, поступающего на заочное отделение ниже, чем поступающего на очное. Следовательно, подготовка студента будет ниже.

Практикуется также процедура, когда студент приходит после получения средне-специального или высшего образования. Тогда учеба начинается не с первого курса, а со 2-го или 3-го. Раньше, когда готовили специалистов, можно было поступить на третий курс.

Поскольку занятия проходит не ежедневно, как у очника, то длятся они на год дольше. Это касается получения диплома инженера (специалиста) и .

Важно! П редметы на заочке несколько отличаются от предметов на очной. Это связано с различной подготовкой по общим предметам или другими факторами. В частности, если на очной форме всегда есть предмет «физкультура», то у заочников его обычно нет.

Для заочки закрыты многие , такие как врач, пилот, и другие (строго говоря, не закрыты, но поскольку эти специальности «на виду», то диплом могут «аннулировать»).

Диплом заочника открывает перед человеком двери в организациях, требующих от сотрудников наличия в/о.

Очно заочная форма обучения предполагает много самостоятельной подготовки

Плюсы и минусы заочного в/о

На заочку люди обычно приходят, если они уже работают. Поэтому у них на полноценную учёбу времени не хватает. Значит и подготовка у них ниже. Перечислим плюсы и минусы заочного получения диплома.

  • совмещение работы и учёбы;
  • меньше времени уходит на учёбу, если подсчитать часы;
  • во время учёбы вы знакомитесь с ребятами, которые уже имеют работу.
  • более низкая подготовка, чем при очной форме;
  • меньше изучаемых предметов;
  • учёба длится на год больше;
  • нет активной студенческой жизни.

При устройстве на работу форма обучения особой роли не играет.

Что лучше, заочное или очное обучение

Очное обучение, по объективным причинам, лучше, если вы собираетесь стать профессионалом по своей специальности.

Несколько странным выглядит заочная учеба в высших военных училищах. В случае начала боевых действий, специалисты, вышедшие из таких учебных заведений, вряд ли смогут командовать подразделением.

Как ни парадоксально, но учеба на очном отделении оставляет больше свободного времени для увлечений. Дело в том, что сегодня стабильная работа — это редкое явление. Часто человек находится в процессе постоянного поиска работы. Из-за этого у него нет времени не только на хобби, но даже сессию он может полностью или частично пропустить.

Отличие дипломов

В Интернете приводятся примеры бланков и дипломов. Там не сказано, по какой форме вы учились. Определить различие можно по количеству учебных часов, которые приводятся в приложении. Однако, часто на это не смотрят. Диплом заочника имеет такую же силу , как и диплом очника.

Очно заочная (или вечерняя) форма

Очно-заочная форма обучения, иначе говоря, вечерняя, проходит по общим правилам, только время учёбы студента выбирается таким образом, чтобы не затрагивать саму работу. Обычно трудится он днём, а учёба проходит вечером или в выходные.

Поскольку занятия регулярные, то можно ожидать более высокую подготовку, чем при заочной форме. В то же время, это тяжело для человека по физическим причинам. Поэтому программа здесь будет отличаться от программы для очников, чтобы не перегружать студента.

Эта форма предполагает стабильную работу. Именно в этом случае можно говорить о каком-то графике учёбы. В то же время, это даёт возможность и для хобби.

Чтобы стимулировать студента к самостоятельной работе и развить его творческие данные, нередко, при данной форме обучения, студенты готовят доклады. Время обучения в этом случае на год длиннее, чем при очной форме.

Если вы уже нашли работу, то должны выбрать заочное или вечернее обучение. Поэтому далее будут перечислены плюсы и минусы вечерней формы.

  • совмещение работы и учёбы;
  • предполагается стабильный график занятий;
  • более качественная подготовка, чем при заочной форме;
  • знакомство с людьми, которые уже работают.
  • менее качественная подготовка, чем при очном обучении;
  • обучение длится дольше, чем при очной форме.

Внимание! Студенты часто делают доклады.

Диплом вечерней формы ценится так же, как и остальные. А что лучше выбрать, человек решает сам, в зависимости от обстоятельств.

Вечерняя форма обучения это отличная возможность получить диплом, одновременно работая по выбранной специальности.

Квалификация

Какие бывают уровни обучения? Сегодня учеба проходит в два этапа . Сначала готовят бакалавра. Это четыре года обучения, за которые студент должен обладать достаточным уровнем знаний. Далее ещё два года учат на магистра – преподаются узконаправленные предметы, идет углубленное изучение.

Важно! Надо понимать, что не магистр является специалистом, а уже бакалавр. Иначе в двухуровневой системе нет смысла.

Очное, очно заочное, заочное образование

Очно-заочное обучение в Специалисте

Вывод

Все формы обучения хороши при наличии у человека стремления к знаниям и готовности полностью отдаваться учебному процессу.

Конечно же вы знаете, что есть очная и заочная формы обучения. Но в чем разница, многие так и не могут понять. при простоте заочной формы обучения студенты получают такие же точно дипломы, как и для очной формы. Разве что пометка там стоит о заочной форме. Но работодатели редко обращают на нее внимание, поскольку им важно само наличие диплома. Сегодня мы поговорим о том, какая специфика у заочной формы обучения.

Первый вопрос, на который стоит ответить – куда пойти учиться после школы. На сегодняшний день многие выпускники школ всерьез задумываются над глобальным вопросом о том, кем же они планируют стать в будущем и какую нужную профессию мечтают освоить. На эту философскую тему можно рассуждать часами, однако, так или иначе, важно быстрее определиться с окончательным выбором, ведь выпускные экзамены уже не за горами. А затем наступает совершенно новый период в жизни, который одновременно пугает и вдохновляет амбициозную молодежь.

Высшее образование в нашей стране считается нормой для общества. Специалист только тогда может считаться таковым, когда у него есть диплом о высшем образовании. На высокооплачиваемую должность ему также не удастся устроиться, если у него не будет образования. Даже колледж или техникум не дают такого эффекта, как высшее профессиональное образование. Но не у каждого есть возможность получить образование на дневной форме, поскольку у многих студентов уже имеется семья на момент поступления, которую нужно кормить, то есть считается, что образование не дает возможности зарабатывать во время его получения. Выход найден посредством заочной формы обучения.

Специфика заочной формы обучения

Заочное образование поделено на циклы. Первая сессия в этом цикле является установочной. То есть за ее время студент получает основные базовые знания. Он посещает лекции, которые станут основой для подготовки к экзамену. Вторая сессия также включает в себя установочные лекции, вперемешку с которыми студен сдает также и экзамены за предыдущий курс или семестр. В-целом, это очень удобно, ведь студенты могут получать высшее образование, не жертвуя ради него любимой работой. Но дело в том, что не все так перспективно в плане одновременной работы и учебы. дело в том, что по закону студент, который работает и учится, должен быть отпущен работодателем на время сессии. Это свидетельствуется справкой, присылаемой из учебного заведения. В ней прописаны четкие сроки того, как студент будет учиться, то есть в какое время его не будет на занятиях. Но не каждый работодатель возьмет на себя такую ответственность, чтобы отпустить своего работника. Представьте сами, что ценного сотрудника придется отпустить более, чем на месяц, хотя этот учебный отпуск не входит в расчет с обычным отпуском. То есть работника может не быть на рабочем месте более, чем два месяца. Такие перспективы не радуют работодателей. Итак, студент учится шесть лет вместо традиционных пяти, однако и университет посещает значительно реже, а именно – во время установочной сессии и в экзаменационный период. В первом случае преподаватели читают лекции, предоставляют план - конспекты, дают темы курсовых работ, рефератов и приблизительные вопросы на экзамен, а также производят тщательную подготовку студента к предстоящей сессии.

Лекций для подготовки может быть недостаточно. поэтому студенты – заочники должны искать дополнительную информацию. Они могут брать ее у преподавателя, либо искать в интернете. С одной стороны, самостоятельные поиски источников помогают и стимулируют. А с другой стороны это очень трудно, и на этом этапе не исключены ошибки. А вот экзаменационный период вызывает у студентов значительно больше тревог и волнений, поскольку все полученные оценки отразятся в приложении к диплому, да и вовсе являются проходным билетом на следующий курс. Как правило, зимняя сессия длится примерно десять дней, а летняя порой затягивается и на месяц.

Еще в советские годы заочниками становились те, кто попросту не мог поступить на очную форму. Считалось, что у них недостаточно знаний для этого. Сегодня все кардинально изменилось. Абитуриенты изначально выбирают для себя заочное образование, чтобы совмещать работу и учебу. Это основная мотивация при выборе такой формы образования. Но в чем суть такого выбора? Дело в том, что указанная форма обучения позволяет получить знания и высшее образование «без отрыва от производства», так сказать. Это очень удобно, поскольку появляется уникальная возможность самостоятельно зарабатывать деньги и оплачивать свое обучение, вступив на путь взрослой и самостоятельной жизни. Да и дополнительный отпуск, отдельно оплачиваемый предприятием, его никому не вредил.

Недостатки заочной формы обучения

Даже несмотря на многочисленные плюсы заочного образования, у него есть и свои минусы.

заочники самостоятельно должны освоить примерно 70% учебного материала. То есть им даются только азы, а оставшуюся часть они изучают сами.
заочное образование длиться на год больше, чем очное. То есть, пока студенты дневного отделения готовятся к диплому, заочники еде только находятся на подходе к нему.
ощутимо и ограничение определенных привилегий, которые имеют все студенты – очники. Например, на парней-заочников, увы, не распространяется отсрочка от армии, а все возможные льготы, предоставляемые студенческим билетом, и вовсе отсутствуют. Также для студентов – заочников отменена стипендия.
студент- заочник может рассчитывать не на помощь государства, а на собственные финансовые ресурсы и возможности; и тогда все шесть лет обучения пролетят, как один миг, без тревог и забот.

Как получить высшее образование на заочном отделении

Есть мнение, что студентов – заочников нельзя назвать полноценными студентами, а выпускников заочной формы нельзя назвать полноценными специалистами. Это не так. Формирование учебного плана для заочников осуществляется аналогично очникам. Только раскидано оно на 6 лет.Полученный же диплом о высшем образовании идентичен той долгожданной «корочке», которую получают очники. Мало того, на ней даже не сказано о том, что студент учился заочно, хотя, конечно, в приложении данная информация будет однозначно отражена. Но на практике получается, что при устройстве на работу выпускника обязывают предъявлять диплом, а не приложение к нему, в котором не прописана форма образования. Получить высшее образование заочно можно исключительно на платной основе, то есть по предварительно заключенному контракту. Даже блестяще пройденные вступительные экзамены не позволяют учиться бесплатно, так что стоит заранее подготовить материальную базу и соизмерить свои финансовые возможности.

Чтобы начать учиться в выбранном вами учебном заведении на заочной форме, первостепенно необходимо сдать экзамены школьной программы, а только потом начинать подыскивать ВУЗ. Когда вы примите решение о ВУЗе, т следует собрать документы и отнести их в приемную комиссию. МЫ уже рассказывали вам о том, как осуществляется сбор и подача документов на поступление в ВУЗ. Как только вы подадите документы, то можно считать, что полдела уже проделано. Чтобы вас точно зачислили в университет или институт, необходимо также сдать экзамены. Эти экзамены, в отличие от очной формы, являются условными. Поэтому поступить вам будет не трудно. Именно поэтому многие студенты стремятся поступить учиться на заочное образование.

Так что вполне очевидно, что заочная форма обучения на сегодняшний момент не потеряла своей актуальности, причем имеет ряд весомых преимуществ и приемлема для многих абитуриентов. Готовые специалисты также востребованы на специализированных предприятиях, а уровень их подготовки ничуть не хуже, чем у выпускников очной формы обучения. Так что, взвесив свои силы и возможности, можно смело начинать «грызть гранит науки».

Учеба на заочном отделении университета подразумевает, что большую часть работы студенты делают совершенно самостоятельно, а преподаватели по сути только «направляют» их и контролируют результаты. Студенты появляются в вузе лишь во время сессий , и количество аудиторных часов у них очень невелико.


Но это не означает, что учиться можно только во время сессий: в течение семестра заочники должны самостоятельно делать и сдавать преподавателям письменные работы по всем предметам - контрольные, рефераты, самостоятельные исследования и так далее. Раз в год (чаще всего со второго курса) сдается еще и курсовая работа. Работать над ней чаще всего приходится полностью самостоятельно.


Если студент не сдал работу вовремя - его могут не допустить до сдачи экзаменов. Требования к работам зависят в первую очередь от преподавателя - кто-то принимает их «для галочки» (особенно когда речь идет об общеобразовательных предметах), а кто-то добивается от студентов серьезной работы по изучению предмета. В таком случае работы могут оказаться объемными и трудозатратными, и выполнение их потребует не одного дня.


Официально работы должны сдаваться в соответствии с учебным графиком на протяжении семестра. Их сдают в деканат, на кафедру, отправляют на электронную почту преподавателя - форма может устанавливаться как вузом, так и самим преподавателем. Однако заочникам достаточно часто делают «поблажки» и разрешают приносить работы прямо на сессию.


В некоторых вузах заочное обучение организуется с применением дистанционных технологий . В таком случае часть учебного процесса уходит в интернет. Формы могут быть самыми разными - сдача работ через личные кабинеты на сайте вуза, зачеты в форме электронного тестирования, конференции с преподавателем по скайпу и так далее.


Учебной программой заочного обучения предусмотрено и прохождение практики (как минимум преддипломной). Студенты, работающие по профилю, часто проходят ее на месте своей работы.


На последнем курсе заочники, как и студенты других форм обучения, сдают государственные экзамены, пишут и .

Что такое установочная сессия

Установочная сессия проводится для студентов-первокурсников в самом начале обучения (как правило, в сентябре или октябре). Ее можно назвать «ознакомительной» - никаких экзаменов или зачетов в это время не сдается, студенты знакомятся друг с другом, с преподавателями, с предметами, которые будут изучать в первом семестре. Также в это время решается ряд административных вопросов - таких, как выдача зачеток и студенческих; запись в библиотеку вуза и получение учебников; выборы или назначение старосты и так далее.


Во время установочных сессий проводятся лекции и практикумы по всем предметам, которые предстоит сдавать в зимнюю сессию. Занятия по каждому курсу обычно начинаются с организационной вводной части, во время которой преподаватель:


  • рассказывает о том, в какой форме будет проходить экзамен или зачет;

  • объясняет, какие контрольные работы или рефераты надо будет сделать и сдать в течение семестра;

  • дает список тем, которые надо будет освоить и вопросы к экзамену;

  • знакомит с основной и дополнительной литературой по курсу;

  • оговаривает, как и в какой форме можно с ним связаться для консультаций в случае возникновения вопросов.

Многие заочники считают установочные лекции необязательными для посещения (тем более что «санкций» за их пропуски обычно не бывает). Но лучше все-таки не прогуливать. На этих занятиях педагоги обычно достаточно четко дают понять, какой уровень требований будет предъявляться к контрольным работам и ответам на экзамене, акцентируют внимание на важных для них вопросах курса и т.д. И знание всех этих тонкостей в итоге позволит сэкономить время на подготовке.


Продолжительность установочной сессии обычно составляет одну-две недели.

Когда и как проходят сессии у заочников

Сессии , как и у студентов других форм обучения, обычно проходят дважды в год . Как правило это зимняя и летняя сессии . Конкретные сроки проведения определяются вузом и могут различаться в разных учебных заведениях. Но чаще всего заочников собирают на учебу в январе и июне, в то же время, когда проходят сессии . Для вуза это удобнее всего. Ведь уход очников на сессию означает, что они появляются в вузе только в дни сдачи экзаменов и приходят на консультации. Соответственно, освобождаются учебные аудитории, а у преподавателей появляется время на то, чтобы вплотную заняться заочниками.


Средняя продолжительность сессии на заочном - 3 недели, на старших курсах - до четырех. Дело в том, что по закону работающим студентам-заочникам полагаются оплачиваемые учебные отпуска на время сессии, при этом для студентов 1-2 курса их продолжительность составляет не более 40 дней за календарный год, для старшекурсников «квота» увеличивается до 50 дней. Соответственно вузам приходится укладываться в эти рамки.


Сессия у заочников проходит очень интенсивно. Она включает:


  • лекции и консультации по предметам, изучавшимся в течение прошедшего семестра;

  • сдачу экзаменов и зачетов;

  • установочные занятия по предметам, которые предстоит сдавать в следующую сессию.

Расписание как правило оказывается очень плотным. Сдача, к примеру, трех экзаменов за неделю - не редкость, при этом свободных дней на самоподготовку в расписании не предусмотрено, а занятия могут ставиться и на выходные дни тоже. Поэтому тем, кто привык откладывать подготовку на последнюю ночь, придется нелегко: когда экзамены и зачеты сдаются практически без перерывов, возможности отоспаться после испытаний не будет.


Сколько лет учатся на заочном

В сравнении со студентами дневного отделения заочники, конечно же, уделяют учебе меньше времени - и учебная программа это учитывает. Поэтому темп освоения программы высшего образования у заочников ниже, а сроки обучения - больше. Как правило, на программу бакалавриата, которую «дневники» осваивают четыре года, студентам заочного отделения отводят пять лет . При этом те, кто учится на базе профильного техникума и уже обладает знаниями, в некоторых случаях могут обучаться по ускоренной программе и «финишировать» на год раньше.


На втором высшем предметы, уже пройденные в первом вузе, перезачитываются - поэтому часто также могут сократить сроки своего обучения на год, а в некоторых случаях даже на два. Таким образом при получении второго высшего сроки обучения могут составлять от 3 до 5 лет .

Стоимость обучения на заочном отделении

Студенты-заочники находятся в стенах вуза лишь в периоды сессии и работают в основном самостоятельно - соответственно и «себестоимость» их обучения гораздо ниже. Поэтому стоимость обучения значительно ниже - обычно за семестр заочники платят в 2-3 раза меньше , чем студенты очного отделения.


Сколько стоит заочное обучение в выбранном вами вузе, можно узнать, позвонив в приемную комиссию или же в разделе для абитуриентов на сайте вуза.

Можно ли учиться заочно бесплатно

Получение высшего образования в заочной форме на бюджетной основе возможно - по тем же правилам, что и на дневном или очно-заочном отделениях. Претендовать на бесплатные места могут только те, кто еще не воспользовался правом получить «вышку» за государственный счет. То есть люди, которые либо получают высшее образование впервые либо ранее учились на контрактной основе.


Несмотря на это, поступить заочно на бюджет достаточно сложно. Просто потому, что большинство бюджетных мест в вузах страны приходится на очников, на втором месте - студенты-вечерники. И даже в крупных государственных вузах бюджетный набор на заочное отделение может быть минимальным - или же отсутствовать вообще . И найти место, где по нужной специальности обучают на бюджетной основе удается далеко не всегда. А даже если удастся - конкуренция за немногочисленные бесплатные места может оказаться очень высокой.

Можно ли учиться заочно после 11 класса

Для заочной учебы нет никаких ограничений - первое высшее образование можно получать в любой форме, и поступать на заочное могут все выпускники, имеющие аттестат о полном среднем образовании (или диплом техникума или училища). В эпоху СССР поступить на «заочку» можно было только при наличии официального места работы - однако сейчас это также не является обязательным. Чем студент занимается за пределами стен вуза - его личное дело.


Однако поступившие на заочное после 11 класса не всегда чувствуют себя комфортно: после школы с ее постоянным контролем учиться в такой форме, подразумевающей самостоятельную организацию учебного процесса, довольно сложно. Кроме того, большинство однокурсников, скорее всего, окажутся существенно старше и опытнее.


Какие льготы положены работающему студенту-заочнику

Список льгот, которые работодатель обязан предоставлять студентам-заочникам, перечислен в 173 статье Трудового кодекса, и он довольно обширен. Это:



  • оплачиваемые учебные отпуска на время сессий (40 дней в год на 1-2 курсе, 50 дней - начиная с третьего курса);


  • оплачиваемый отпуск на срок до 4 месяцев для подготовки к итоговой аттестации (сдачи госэкзаменов и защите диплома);

  • раз в учебный год - оплата работодателем проезда до места учебы и обратно;

  • на последнем курсе - сокращенная на 7 часов рабочая неделя , причем освобожденное от работы время оплачивается в половинном размере.

Все предусмотренные законом льготы предоставляются только в том случае, если вуз имеет государственную аккредитацию, а студент успешно осваивает программу (то есть не имеет «хвостов»).


Однако на практике заочники редко пользуются трудовыми льготами в полном объеме , ведь это снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Исключение составляет разве что ситуации, когда на учебу их направил сам работодатель, заинтересованный в данном человеке и готовый мириться с неудобствами, вызванными отсутствием сотрудника на работе в течение довольно долгого времени.

Какой диплом выдают после заочного

Несмотря на то, что многие уверены, что получать полноценные знания в заочной форме невозможно, такой способ получения знаний является абсолютно законным и «полноправным». Заочники, успешно освоившие учебную программу, получают такой же диплом о высшем образовании, как и все остальные студенты . При этом в самом дипломе форма обучения не указывается - эта информация с согласия студента вносится лишь во вкладыш. С таким дипломом можно занимать должности, требующие соответствующего уровня квалификации; поступать в магистратуру на любую форму обучения; поступать на второе высшее и так далее.


Имеют заочники право и на получение красного диплома , однако на практике это случается достаточно редко. Просто потому, что все-таки большинство совмещает учебу с полноценной работой, а в такой ситуации сложно демонстрировать только отличные знания на протяжении пяти лет подряд.


Преимущества и недостатки заочного обучения

Плюсов у заочного обучения достаточно много, и неудивительно, что эта форма получения образования достаточно востребована:

значительно ниже, а осваивать материал можно в удобном для себя темпе;

  • можно совмещать «заочку» с работой, уходом за детьми или параллельным обучением в другом вузе на очной форме;


  • стоимость обучения значительно ниже;


  • место учебы не привязано к месту жительства - ведь можно ездить на сессию в другой город;


  • отношение к заочникам обычно достаточно лояльное, и для получения зачетов по непрофильным предметам и сдачи экзаменов «на троечки» не придется особенно напрягаться;

  • в то же время если студент нацелен на получение знаний - преподаватели обычно идут ему навстречу, не отказывая в дополнительных консультациях, руководстве перспективной научной работой или возможности посещать «вольнослушателем» занятия на дневном или вечернем отделении;

  • к моменту получения дипломов большинство заочников уже имеют реальный опыт работы по специальности .

  • Но, разумеется, есть у заочного обучения и свои минусы. И главным из них является то, что полноценные знания в такой форме получить все-таки довольно сложно - это требует интенсивной самостоятельной работы, а на нее способны далеко не все студенты. Поэтому ценность диплома, полученного таким образом, часто подвергается сомнению . Особенно с учетом того, что в некоторых учебных заведениях (особенно негосударственных) требования к заочникам сводят к минимуму, делая учебу формальной. Проверяющие органы в последнее время особенно бдительно следят за «псевдовузами», делающими акцент именно на заочной форме обучения, и лишение их лицензии - не редкость. Так что выбирать вуз по принципу «минимум усилий» становится рискованно: можно потерять деньги, внесенные за учебу и при этом в итоге не получить вожделенной «корочки» государственного образца.


    Кроме того, не каждую специальность можно получить в заочной форме . Есть целый ряд профессий, освоение которых требует огромного количества практики. Медицинские специальности, ветеринария, иностранные языки - заочных программ в этих направлениях просто не существует. Кроме того, Роспотребнадзор уже заявил о том, что в ближайшем будущем планируется отменить возможность получения первого высшего в заочной форме по целому ряду направлений, включая юристов, экономистов и менеджеров. Так что выбор доступных направлений для тех, кто хочет получить первое высшее в заочной форме может сократиться.



    Кроме того, к недостаткам заочной формы можно отнести:


    • увеличенныйсрок обучения;

    • очень неравномерное распределение сил - даже если выполнять все семестровые работы вовремя, нагрузка в периоды сессии будет «зашкаливать», а автоматы заочникам не ставят практически никогда;

    • необходимость совершенно самостоятельно осваивать большие объемы информации;

    • большинство студенческих льгот (проездные, скидки и т.д.) на студентов-заочников не распространяются, стипендий им не платят, места в общежитиях не предоставляют, кроме того права на отсрочку от армии такая учеба не дает;

    • при поиске работы выбор оказывается ограниченным - далеко не все работодатели готовы отдать предпочтение кандидату, который будет периодически уходить на сессии.

    Тем не менее, для большинства плюсы оказываются более существенными, и «заочка» остается очень востребованной формой обучения. И в большинстве случаев абитуриенты, выбирая между заочным и вечерним отделением, отдают предпочтение первому варианту.


    При очном обучении вы будете посещать учебное заведение практически ежедневно. При заочном – посещать только занятия во время установочной сессии (обычно по 1-2 недели каждый семестр) и сдавать экзамены. Очно-заочная форма предполагает посещение занятий в вечернее время и выходные дни.

    Казалось бы все просто – вот и ответ на ваш вопрос. Но это не так. Различия не только в периодичности и времени посещения – форма обучения влияет на ваш диплом, образовательную программу и перспективы при трудоустройстве.

    Что такое очное обучение

    Очная форма (она же классическая, дневная) – это естественное продолжение школьных занятий, предполагающее занятия с 8 утра и до середины дня (либо до вечера в зависимости от образовательной программы) и длительный личный контакт с педагогами. Студенты техникумов и колледжей обучаются от 2 до 4 лет. Студенты ВУЗов – 4 года (бакалавр), 5 лет (специалист), 6 лет (магистр) и более при поступлении в аспирантуру, ординатуру и интернатуру.

    Отличительные черты очной формы:

    • дневное посещение, предполагающее невозможность работы;
    • объемные образовательные программы;
    • личный контакт с преподавателем;
    • длительность – не менее 4 лет;
    • посещение лекций и семинаров, прохождение практики.

    Студенты, обучающиеся очно, получают сразу «бонусы» в виде стипендии, отсрочки от армии, общежития, льготы на приобретение проездных билетов и другие блага. Если говорить о стипендии, то она предоставляется только очникам и может быть стандартной (выплачивается за хорошую успеваемость), повышенной (для отличников) и социальной (для студентов, нуждающихся в соц помощи).

    Объем знаний, которые студенты-очники получают в стенах ВУЗов, априори больше, чем при очно-заочной и заочной формах обучения. Методичное посещение лекций, семинаров и практик делают образовательный процесс более комфортным.

    Одновременно с этим поступить на очную форму в ряд учебных заведений крайне сложно, например, в случае с востребованными специальностями. Особенно если речь идет о бюджетных местах. Будьте готовы к высоким проходным баллам и жесткой конкуренции (иногда доходит до 300 претендентов на место).

    Что такое заочное обучение

    Заочная форма – это образовательная модель, сочетающая дневное и самостоятельное изучение теории. Студенты изучают 70% теоретического материала вне стен ВУЗов. В соответствии со стандартами профессиональной подготовки обучение осуществляется по тем же программам, что и при очном образовании. Дважды в год студенты посещают установочные сессии (начитки), которые обычно длятся 1-2 недели. Спустя примерно полгода проходят экзамены.

    Ключевые характеристики заочной формы:

    • Минимум времени в университете – можно работать.
    • 70% материала необходимо освоить самостоятельно.
    • Нет стипендии и отсрочки от армии.
    • Минимальный личный контакт с преподавателями.
    • Длительность – 6 лет.

    При этом заочно можно обучаться и по ускоренной программе (на базе высшего, реже среднего профессионального образования). В этом случае срок меньше – от 3 лет в зависимости от специальности и программ конкретного учебного заведения. Конкурс низкий, стоимость семестра ниже, чем на очной форме. Однако некоторые специальности недоступны. Под запретом не только юристы: вы не сможете стать, например, врачом или пилотом.

    Очно-заочное обучение – это как

    Вечерняя или очно-заочная форма – это возможность работать и учиться одновременно, не посещая университет в утреннее и дневное время. Расписание индивидуально для разных учебных заведений и специальностей. Занятия могут начинаться в 6-7 часов вечера и проходить ежедневно, либо в заранее оговоренные дни.

    Что значит очно-заочная форма обучения для студента:

    • можно совмещать учебу с работой;
    • сохраняется прямой контакт с преподавателем;
    • изучение материала методичное – лекции, семинары, практика;
    • нет стипендии и отсрочки от армии;
    • довольно большой объем материала осваивается самостоятельно.

    Срок зависит от специальности и образовательной программы. Часто эту форму используют для получения второго высшего образования на базе среднего профессионального – в этом случае срок составляет 3.5 года, в остальных – от 4 лет. Студенты располагают большим количеством свободного времени, а в сравнении с заочниками меньше готовятся самостоятельно. При этом они лишены многих льгот и преимуществ, доступных очникам.

    Чем отличается очное обучение от заочного

    Чаще всего студенты выбирают именно между ними. Потому важно понять, что значит очное и заочное обучение, каковы перспективы образования и к чему нужно готовиться во время поступления. Выше мы дали определение обоим формам, теперь же попробуем разобраться в их содержании и ключевых особенностях учебного процесса. В чем разница:

    Очная – классическая, дневная. Здесь важна посещаемость. Сочетать очное обучение в авторитетном ВУЗе с работой невероятно сложно. При этом сам образовательный процесс более комфортный: вы поэтапно осваиваете материал в ходе лекций, закрепляете его на практических занятиях и в ходе практики. Объем самостоятельной подготовки минимальный. В большинстве случаев на работу охотнее берут именно выпускников очных форм, так как их уровень подготовки в целом выше, чем у заочников.

    Заочная – это максимум самообразования. В рамках установочных сессий преподаватели не столько вкладывают в вас знания, сколько задают векторы. На основании их рекомендаций и выданных методик вы должны будете готовиться самостоятельно.

    Программы для очников и заочников де-факто одинаковые, но объективно преподаватели более лояльны, и сдавать экзамены проще – в большинстве случаев к студентам-заочникам не предъявляются особенно жесткие требования, многие контрольные тесты являются формальными, проходят дистанционно.

    Разница между заочной и очной формой обучения в тезисах:

    • Заочники редко посещают университет, очники – планово и методично;
    • Заочная форма не дает права на отсрочку от армии;
    • Платное очное обучение стоит дороже заочного;
    • Для заочников практически недоступны бюджетные места;
    • Стипендию получают только очники;
    • Общежитие в первую очередь дают студентам очной формы, заочникам же только при наличии свободных мест;
    • Заочники могут совмещать работу и учебу, очникам делать это крайне сложно;
    • Поступить на заочное отделение проще, чем на очное.

    Некоторые специальности заочникам недоступны – в частности, нельзя обучаться медицине и юриспруденции.

    Заочная форма дает максимум свободы. Откровенно говоря, качественно освоить профессию в этом случае сложно – слишком много материала отдается на самостоятельное изучение. Нужно обладать феноменальной самодисциплиной, чтобы освоить необходимую теорию и получить профессиональные навыки.

    Плюсы и минусы каждой из форм обучения

    Некоторые достоинства и недостатки относительны, ведь не всем важно качество знаний, льготы, те же контакты с преподавателями. Кому-то по силам организовать собственное время и изучать теорию самостоятельно. Кто-то нуждается в контроле со стороны преподавателя. Потому сравним варианты по ключевым критериям.

    Очная форма

    Методичное, комфортное обучение;
    стипендия, общежитие, отсрочка от армии;
    лучшие перспективы при трудоустройстве.

    Сложно совмещать учебу с работой;
    высокая стоимость семестра;
    конкуренция при поступлении.

    Заочная форма

    Можно учиться и работать одновременно;
    минимальный конкурс при поступлении;
    проще сдавать экзамены.

    Нет стипендии, отсрочки от армии и общежития;
    70% материала приходится изучать самостоятельно;
    нет методичного контроля со стороны преподавателей.

    Очно-заочное обучение

    Свободный график – можно работать;
    присутствует личный контакт с преподавателями;
    изучение материала поэтапное, методичное.

    Нет отсрочки от армии, общежития, стипендии;
    нет других льгот (например, на проезд и питание);
    практически отсутствуют бюджетные места.

    Важно отметить принцип распределения мест в общежитии. Теоретически, получить его могут и заочники, но на практике добиться этого крайне сложно. Дело в том, что сначала расселяются очники и по итогам мест обычно не остается. Соответственно для студентов заочных и очно-заочных форм шанс получить место в общежитии сводится к нулю.

    Какую форму обучения выбрать

    Здесь важно расставить приоритеты и трезво оценить свои возможности. Если вы хотите совмещать постоянную работу с учебой – очное образование точно не для вас. Если же желаете сконцентрироваться на знаниях, лично контактировать с преподавателями, стать настоящим профессионалом – сделать это при заочном и очно-заочном обучении будет практически невозможно. Как понять, что вам действительно нужно? Давайте разберем на примерах.

    Очное . Идеально для абитуриентов, которые планируют полностью посвятить себя учебе. Конечно, если баллов по ЕГЭ хватает для поступления на бюджет, либо студент сможет оплачивать свое обучение. Молодые люди будут посещать учебное заведение ежедневно, за исключением редких выходных. При хорошей и отличной учебе студенты-очники получают стипендию и многочисленные льготы, имеют дополнительные преимущества при трудоустройстве. Также будет предоставлена отсрочка от армии (пока вы не окончите учебу, либо не будете отчислены из ВУЗа).

    Заочное . Идеально подойдет абитуриентам, которые хотят совмещать работу с учебой, получить второе высшее образование или повысить квалификацию (например, получить высшее образование на базе имеющегося среднего профессионального). Стоимость семестра ниже, время посещения ВУЗа ограничивается несколькими неделями за год. Жаль, что при этом нельзя претендовать на отсрочку от армии, общежитие и стипендию.

    Очно-заочное . Подойдет абитуриентам, которые планируют работать, но при этом хотят получить полноценное образование. Свободный график в сочетании с лекциями, семинарами и практикой. Стоимость семестра ниже, чем для очников. Бюджетных мест практически нет, равно как и доступных студентам очных отделений льгот. При этом вы будете обучаться поэтапно, процесс будут контролировать преподаватели.

    Резюме

    Постарайтесь понять, чего вы действительно хотите. Хотите работать и учиться одновременно? Выбирайте заочное отделение. Хотите максимально полно освоить профессию и стать хорошим специалистом, либо боитесь, что не сможете изучать теоретическую базу самостоятельно? Сделайте выбор в пользу очной формы. Хотите совмещать учебу с работой без ущерба для качества знаний? Вам лучше всего подойдет очно-заочное обучение.

    Также постарайтесь трезво оценить свои силы перед поступлением. Если баллы по ЕГЭ откровенно низкие, а денег на платное образование не так много – поступайте на заочное отделение. Цены здесь существенно ниже. К тому же, вы сможете работать и самостоятельно оплачивать его. Отлично сдали экзамены и не планируете работать во время учебы? Смело выбирайте очную форму.

    Евгения Мельникова

    Редактор портала Info-Profi, педагог с 16-ти летним стажем, практикующий репетитор.

    Перечень специальностей, на которые можно учиться заочно, становится все короче. Министерство образования и науки планирует отменить такую форму обучения для инженеров, строителей, энергетиков и других профессий, где нужно много практики. А лучше вообще оставить заочную форму только для повышения квалификации. Действительно ли студенты-заочники получают плохие знания? Можно ли после такой учебы устроиться на работу? Давайте разбираться.


    Примерно месяц студенты ходят на сессию, затем получают домашнее задание по каждому предмету и начинают работать самостоятельно. На следующей сессии показывают, чему научились. Вот как это выглядит в реальности.

    Первый этап - установочная сессия

    Группа студентов собирается на установочную сессию. Преподаватели знакомят с правилами обучения в конкретном вузе, учебным планом, рассказывают про основы профессии, проводят вводные лекции, дают список литературы и задания для самостоятельной работы.
    Срок : 20-25 дней.

    Второй этап - самостоятельная работа

    Студенты по удобному для себя графику читают учебники, пишут контрольные работы на выбранные заранее темы, готовятся к выступлению на семинарах, экзаменам, тестам. Если необходимо - занимаются практической работой: проводят опросы, ведут дневники наблюдений и т. д. Чтобы контролировать работу студентов, преподаватели назначают сроки сдачи работ. Например, если следующая сессия в мае, то работы по разным предметам нужно отправить на e-mail преподавателя, например в феврале, марте, апреле. Вовремя сданные контрольные работы и рефераты служат допуском к экзаменам.

    Срок: до следующей сессии.

    Третий этап - сессия

    Задача студентов - показать, как усвоили материал. Они сдают экзамены, участвуют в семинарах, групповых, лабораторных занятиях, отвечают на вопросы тестов. Ну и конечно, снова лекции, семинары, новый учебный материал.

    Срок: 20-30 дней. Обычно проходит 2 сессии в год.

    Эти этапы (кроме первого) чередуются на протяжении 3-6 лет обучения. Раз в год студенты пишут курсовую работу и защищают ее. А в конце обучения, вместе со сдачей государственных экзаменов, защищают дипломную работу с исследованием, практической частью и выводами.

    Зачастую образовательные учреждения предполагают сессию при заочной форме обучения в конце ноября и первых числах декабря. При этом многие университеты проводят зимние экзамены для заочников в начале января. А вот весенняя сессия обычно одинаково во всех учреждениях проводится в марте. В зависимости от курса экзаменационная сессия у заочников может длиться от трех до четырех недель.

    По закону работающие студенты могут рассчитывать на оплачиваемый учебный отпуск, длительность которого увеличивается от первого (до 40 календарных дней) к пятому (до 50 дней) курсу обучения.

    Чем заочное обучение отличается от очного?

    Срок обучения зависит от вуза и специальности. Например, в 2018 году в КГПУ им. В. П. Астафьева любое заочное обучение идет 5 лет. Притом в этом же университете есть очные специальности сроком обучения в 4 года.

    «Я получала среднее образование очно, а высшее - заочно. В колледже я толком не училась, прогуливала занятия, часть предметов вообще прошла мимо меня. Но на работу по профессии устроиться смогла. А вот на заочке я взялась за ум. Совмещала работу и учебу, да так, что в итоге красный диплом получила. Мне предлагают должность заместителя начальника отдела, а я размышляю по поводу второго высшего...» Ирина, 34 года, технический специалист


    Как поступить на заочное отделение в вуз

    Конечно, конкретные условия нужно узнавать в выбранном учебном заведении, но основные особенности мы расскажем.

    Программы обучения

    В России действует двухуровневая система образования: это бакалавриат (4 года) + магистратура (2 года) и отдельно специалитет (5-6 лет). Это виды программ обучения.

    Соответственно, после них вы получите квалификацию бакалавра, специалиста или магистра. От выбора программы зависит длительность обучения и дальнейшие возможности.

    Бакалавр

    Человек, получивший высшее профессиональное образование. Он учился в вузе 4 года, сдал государственные экзамены и при желании может поступить в магистратуру.

    Магистр

    Специалист или бакалавр, окончивший магистратуру и защитивший магистерскую диссертацию. Срок обучения - 2 года. После этого может поступить в аспирантуру.

    Специалист

    Человек, получивший высшее профессиональное образование. Он учился в вузе не менее 5 лет, сдал государственные экзамены и защитил дипломную работу. При желании может поступить в магистратуру или аспирантуру.

    Бакалавриат - общая профессиональная подготовка, с таким дипломом устроиться на работу вполне реально. Специалист уже уровнем повыше, работодатели ценят его больше. Магистр - ну тут уже все понятно, самый крутой из трех.

    Российские дипломы бакалавра и магистра равнозначны европейским дипломам, так как наша страна входит в Болонскую конвенцию об образовании. Если вы не планируете работу или стажировку за границей, то вполне можете обойтись специалитетом. Бакалавры же могут поступать не только в российскую магистратуру, но и зарубежную.

    Проходной балл

    Это суммарный результат после сдачи экзаменов (ЕГЭ), прохождения тестирования вуза (если оно есть) и индивидуальных достижений абитуриента. На заочном отделении проходной балл часто бывает ниже, чем на очном, хоть и не всегда.

    Вот несколько примеров:

    Количество заявлений

    На основе данных государственной статистики в 2016 году, конкурс при приеме в вузы в 2016 г. был таким:

    • на очное образование - почти 7 заявлений на одно место;
    • на заочное - чуть больше 2 заявлений.

    А поступило 57,5 % на очную форму и 40,1 % - на заочную. Остальные абитуриенты выбрали очно-заочную форму обучения.

    Вступительные экзамены

    Как поступить в вуз без ЕГЭ заочно ? Сделать это могут те, у кого уже есть среднее профессиональное образование. Они зачисляются на основании результатов вступительных внутренних экзаменов учебного заведения. А всем, кто недавно закончил 11 классов, результаты ЕГЭ - обязательны.

    Если поступать на заочную форму обучения в вузе после среднего образования, то может сократиться срок обучения и условия сдачи вступительных экзаменов.

    Например, в Тюменском индустриальном университете условия такие: выпускники школ поступают по результатам ЕГЭ. Если у абитуриента есть среднее специальное или высшее образование, тогда прием осуществляется по результатам вступительных экзаменов самого университета. Проходной балл ниже, чем на очном обучении.

    Результаты ЕГЭ действуют 4 года включительно. То есть если вы сдали его в 2018 году, поступать можете до 2022 включительно.

    Стоимость

    Если в вузе на выбранную вами специальность предусмотрены бюджетные места и вы набрали проходной балл, можете учиться бесплатно.

    Возраст студентов


    Как проходит заочное обучение в вузе

    Срок обучения - от 3 до 6 лет. Зависит от учебной программы, наличия образования у абитуриента. Если поступать на заочное высшее обучение, имея среднее профессиональное образование, срок обучения сокращается на 1-2 года. В некоторых вузах можно обучаться по индивидуальному плану и сократить срок обучения в среднем на полгода. Например, в ХГУ им. Н. Ф. Катанова по направлению «Экономика: Бухгалтерский учет, анализ и аудит» бакалавру заочно нужно учиться 5 лет, а при индивидуальном плане обучения - 4 года и 7 месяцев.

    Не все возможности, доступные студентам-очникам, будут доступны и заочникам. Например, не получится пройти зарубежную стажировку, участвовать в грантах для обучения за границей.

    Диплом, который получают студенты-заочники, отличается от диплома очников только меньшим количеством часов. Указание формы обучения вносится в диплом только по согласованию с выпускником .


    О чем еще нужно подумать заранее

    Стипендия. Даже если студент поступил на бюджет, стипендия ему все равно не полагается.

    Отсрочка от армии. Молодой человек будет в списке призывников наравне с остальными, отсрочки на заочке нет.

    Совмещение работы и учебы. Обычно на время сессии студенту полагается оплачиваемый учебный отпуск, но по факту это зависит от работодателя. Иногда студенты берут ежегодный отпуск на работе и учатся в это время. Не всем это нравится, зато начальник раздражается меньше.


    Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?

    • Работа сразу после школы. Отличный вариант для тех, кто обеспечивает свою жизнь сам.
    • Возможность жить в родном городе. Не нужно постоянно жить в большом городе. Можно приезжать на месяц из своего региона, экономя деньги на оплате за жилье.
    • Низкая стоимость обучения. Иногда даже вполовину меньше, чем оплата за очную форму обучения.
    • Индивидуальный график учебы. Заочная форма образования дает большую свободу действий, чем очная. Сессии проходят 2-3 раза в год по одному месяцу, а оставшееся время вы можете заниматься спортом, творческой деятельностью или ухаживать за ребенком.
    • Вне возрастных стереотипов. Учиться можно в любом возрасте. На заочном обучении, скорее всего, вы встретите своих ровесников, сколько бы лет вам ни было.

    «В нашей группе на заочном отделении училось 22 человека. Двое девушек поступили после 11-го класса. Они жили в селе и в город приезжали только на сессии. Еще двое сначала учились очно, потом взяли академический отпуск по уходу за ребенком и перевелись к нам. Парень недавно пришел из армии. Остальные - женщины 30-40 лет. Они уже работали и получали образование по профессии». Антонина, 28 лет.


    Мифы о заочном обучении

    Заочное всегда платное. Нет, не всегда. Если учебным заведением предусмотрены бюджетные места, на них вполне реально попасть. Например, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя в 2018 году выделил 170 бюджетных мест на заочное обучение при проходном балле 189.

    Заочное хуже очного. Согласно учебному плану, студент очник и заочник получают практически одинаковое образование. Разница состоит только в том, что очники получают больше образовательных часов по каждой дисциплине, но при этом перечень дисциплин остается неизменным.

    Учиться легче. На самом деле, не всегда. Если в очном формате объем знаний распределяется по всему учебному году, то в заочном формате объем становится концентрированным. Вместо лекций и потребления готового материала придется добывать и изучать его самостоятельно. Преподаватели помогают вырабатывать самодисциплину: они дают график сдачи контрольных работ. Так, до январской сессии вам нужно будет отправить все работы на электронную почту преподавателям.

    Требовательность педагогов ниже. Тоже не всегда. Студенты ведь не просто отсиживают часы - им еще потом и курсовые, дипломные работы перед комиссией защищать. Так что поблажки обычно бывают редко. Кто-то из педагогов наоборот стремится дать как можно больше знаний, дотошно проверяя работы.

    Нет практики. Как правило, студенты-заочники уже работают по специальности и всю практику проходят на работе. Если это не ваш случай, придется искать предприятие самостоятельно. В любом случае, в учебном плане практические занятия прописаны. На время обучения можно устроиться в российскую компанию на стажировку - бесплатную или оплачиваемую.

    Труднее найти работу. По законодательству компании не имеют права отказывать в устройстве на работу по причине получения заочного образования. Но по факту некоторые работодатели неохотно берут таких специалистов. Отказ обосновывают недостаточной квалификацией. Есть и другие компании, которые наоборот охотнее берут студентов-заочников: так они «воспитывают под себя» специалиста, постепенно увеличивая круг его обязанностей. Тем более, начав работать на 1-2-м курсе, вы одновременно будете получать теоретические знания и применять их на практике. А если что-то будет непонятно, всегда можете спросить преподавателей на сессии.

    Иногда вузы тоже помогают студентам в трудоустройстве. Например, ХГУ (Хакасский государственный университет) им. Н. Ф. Катанова создал автоматизированную информационную систему трудоустройства . Там студенты получают информацию о стажировках, вакансиях, вебинарах. НГТУ (Новосибирский государственный технический университет) сотрудничает с Региональным центром трудоустройства и адаптации выпускников к рынку труда, а также с центром развития профессиональной карьеры.

    Минобрнауки идет к тому, чтобы оставить заочное обучение только как способ повышения квалификации для тех, кто получает второе высшее образование. Но пока этого не произошло, сотни тысяч студентов в 2018 году подают заявления на заочную форму обучения.