Биографии Характеристики Анализ

Личностные определения склонности ко лжи. Что делать, если ваш знакомый – патологический лжец

Способности человека к обману сугубо индивидуальны и простираются широким диапазоном от патологической правдивости ("он совершенно не умеет врать!") до столь же патологической лживости ("ни одному его слову верить нельзя!"). Они зависят от воспитания и жизненного опыта, влияния родителей, школы, ближайшего окружения и случайных знакомых. Однако, существуют и общие тенденции, связанные с возрастом, полом и психологическими установками.

Лжи подвержены почти все слои общества, независимо от социального положения и статуса. Ложь распространена в политике, экономике, искусстве, иногда даже в науке, в межгрупповых и межличностных отношениях. Людей, которые редко врут, очень мало. В отличие от других качеств человека, которые возникают, формируются у личности посредством соответствующего воспитания и обучения, лживость люди могут осваивать совершенно самостоятельно.

Ребенок в начале формирования сознания и личности не умеет лгать. Психология ребенка просто не воспринимает лжи. Поэтому, при правильном воспитании ребенка, из него легко можно сделать исключительно правдивого человека. Врунишка обычно страдает от недостатка внимания или любви со стороны родителей, он испытывает трудности в общении со сверстниками, у него низкая самооценка. Часто лгущий ребенок очень озлоблен. Он начинает лгать, чтобы дать выход своей враждебности, а не из страха наказания .

Появившаяся в раннем детстве, порочная черта личности сначала не проявляется без особой необходимости, но постепенно индивид привыкает применять ее в экстренных случаях. Склонность ко лжи может появиться в подростковом периоде и связана с особенностями психики подростка с обостренным стремлением к самостоятельности, сложными мечтаниями, критическим отношением к близким. Но одновременно с лживостью в ребенке воспитывается цинизм, подозрительность, неуважение к людям и т.п. Из таких детей нередко вырастают духовно опустошенные, расчетливые, несчастливые люди. Происходит деформация всей личности, результатом чего становится асоциальное поведение.

Сторонники биологизаторского направления отстаивают идею изначальной предопределенности нравственности. Согласно их позиции, такие качества, как правдивость и лживость могут быть врожденными. А если и признается влияние среды, то как фактор замедляющий или ускоряющий развитие качеств, которые даны ребенку от рождения: ложь как творчество и фантазирование, ложь как способность к одновременному фантазированию и искажению истины, ложь как искажение истины с корыстной целью. Напротив, есть и другая точка зрения, что ложь - это явление не только психофизиологическое, но и психосоциальное. Моральное развитие ребенка является процессом его адаптации к требованиям социальной среды, в результате которого происходит формирование лживого поведения. Чтобы успешно лгать, кроме опыта нужна некоторая психологическая «предрасположенность» к ней.

Природные лжецы знают о своих способностях, так же как и те, кто с ним хорошо знаком. Они лгут с детства, надувая своих родителей, учителей и друзей, когда захочется. Они не испытывают боязни разоблачения вообще. Скорее наоборот - они уверены в своем умении обманывать. Такие лжецы - самонадеянны и у них отсутствует боязнь разоблачения - это признаками психопатической личности . Они испытывают «восторг надувательства». У прирожденных лжецов отсутствует недальновидность; они способны учиться на собственном опыте. Они умеют чрезвычайно ловко обманывать и вполне осознанно применяют свой талант. Но, в отличие от психопатических личностей, прирожденные лжецы способны учиться на собственном опыте, могут испытывать муки совести за свой обман, не обладают патологической эгоцентричностью. Психопатические личности часто, самозабвенно и с наслаждением лгут и при этом не испытывают раскаяния или стыда. Разоблачения не избавляет их от этого порока. Ложь, неискренность, обман, лицемерие, сплетни и тихое злорадство сопровождают их контакт с окружающими на протяжении всей жизни.

Наиболее известные обманщики были индивидуалистами, стремящимися, во что бы то ни стало добиться успеха; такие люди, как правило, не годятся для коллективной работы, они предпочитают работать в одиночку. Они часто убеждены в превосходстве собственного мнения. Таких людей иногда, благодаря их эксцентричности и замкнутости, принимают за представителей богемы. Однако их искусство совершенно другого рода (это такие великие практики обмана, как Черчель, Гитлер и др.). Такие «великие практики» должны обладать двумя совершенно различными способностями: способностью планировать стратегию обмана и способностью вводить оппонента в заблуждение при личных встречах. Известно также, что искусные лжецы сами плохо распознают, когда лгут им.

Среди социальных форм обмана и самообмана особую роль играет конформизм - способность индивида подстраиваться под желания социальной группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Поверхностное самораскрытие приходится на лиц тревожных, беспокоящихся, депрессивных, неуверенных в себе, у которых интересы обращены на себя. Ф. Зимбардо указывает на то, что застенчивость удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права. Застенчивому человеку приходится подавлять множество мыслей, чувств и побуждений, постоянно грозящих проявиться. Застенчивость обеспечивает человеку анонимность, она выступает как бы маской, за которой не виден человек. Лгать и изворачиваться люди с сенситивными чертами характера не умеют. Основные особенности сенситивного типа личности - чрезмерная впечатлительность и выраженное чувство собственной неполноценности. Они предъявляют высокие моральные требования к себе, но требуют того же и от окружающих. Всякое столкновение с ложью, грубостью, цинизмом глубоко ранит их и надолго выводит из равновесия. Самооценка у лиц с сенситивными чертами, как правило, занижена. Чтобы как-то скрыть чувство собственной неполноценности и легкую ранимость, они склонны надевать на себя маску развязности, грубости, веселости .

М. Стензак-Курес установил связь степени открытости с характером самооценки. У лиц с высокой степенью открытости наблюдается адекватная самооценка, у лиц с низкой открытостью - заниженная. Дефицит доверительных, близких отношений приводит к тяжелому чувству потери связи с людьми, к психологическому одиночеству. Этому способствует низкое самоуважение, тревожность, недоверие к людям, внутренняя скованность, коммуникативная неумелость. Имея неадекватную самооценку, одинокие люди или пренебрегают тем, как их воспринимают и оценивают окружающие (при завышенной самооценке), или непременно стараются им понравиться (при заниженной самооценке). Общаясь с другими людьми, одинокие больше говорят о самих себе и чаще, чем другие меняют тему разговора. Они мало доверяют людям, скрывают свое мнение, нередко лицемерны. Важнейшими психологическими механизмами порождения неправды, лжи и обмана являются защитные механизмы личности - рационализация и отрицание. Примером могут служить случаи защиты своего "Я", состоящие в искажении или отрицании самого факта высказывания лжи или обмана. Такое поведение защищает личность от понижения самооценки, "потери лица". Ю. Щербатых отмечает, что с одной стороны, психологическая защита способствует адаптации человека к своему миру, а с другой - ухудшает приспособление к внешней, в том числе социальной, среде.

Патологические обманщики знают, что лгут, но не могут контролировать свое поведение. К. Леонгард к патологическим лгунам относит демонстративный тип акцентуированной личности. Он считает, что в беседе с такими людьми очень легко «попасться на удочку». Получаемым ответам в большинстве случаев нельзя доверять: демонстрант рисует себя не таким, каким является на самом деле. Свою истерическую сущность такие люди выдают всем своим поведением: все у них преувеличено - выражение чувств, мимика, жесты и тон. Но патологические мошенники могут прятать назойливые манеры демонстративной личности, так как хорошо знают, что с помощью спокойного поведения можно снискать доверия. Они в любое мгновение могут вытеснить из своей психики знания о каком-либо событии, а при необходимости вспомнить о нем. Не исключено, что эти личности могут забыть то, что они длительное время вытесняли из своей психики. Недаром еще Монтень говорил, что самая большая опасность для лжеца, опасающегося разоблачения, - иметь плохую память.

В.Т. Кондрашенко считает, что истероидные подростки склонны лгать и фантазировать, чтобы выставить себя в лучшем свете. Чаще всего фантазии истероидов носят альтруистическое содержание, но иногда могут иметь и криминальную асоциальную окраску. Самооговоры среди подростков с истероидными чертами характера - явление довольно частое. Стремление казаться интересными, «нестандартными» заставляет их почти все время разыгрывать какую-либо роль (театральность, наигранность). Эмоционально незрелые, инфантильные личности с гипертрофированным честолюбием и самолюбием лгут в стремлении выделиться, вызвать восторг окружающих. Они страдают трудноисправимой лживостью, которая ограничивается преувеличением своих достоинств. Чаще к такому роду лжи прибегают девочки. Большинство из них по мере созревания избавляются от этого недостатка.

Макиавеллизм как личностная черта отражает желание и намерение человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях. Макиавеллист манипулирует всегда осознанно и исключительно ради собственной выгоды. При этом он не испытывает чувства вины за способы, которыми действует, а скорее относится к ним с одобрением, не видит в них ничего предосудительного. Главными психологическими составляющими макиавеллизма как черты личности являются: 1) убеждение субъекта в том, что при общении с другими людьми ими можно и даже нужно манипулировать; 2) владение навыками, конкретные умения манипуляции. Э. Шостром указывает, что в деятельности учителя можно найти внешние атрибуты, способствующие формированию манипулятивных тенденций: наличие жестких рамок, задаваемых правилами поведения в школе и стандартами обучения, постоянный контроль, усреднение учеников, деление их на двоечников, троечников, хорошистов, отличников. Л.И. Рюмшина характеризует манипуляцию как одностороннюю игру, когда цель и правила известны только одному партнеру, а другой пребывает в полном неведении относительно их. Е.Л. Доценко среди индивидуальных источников манипуляции выделяет невротические потребности и инерционные процессы (характерологические особенности, привычки и т.п.). Манипулятор совершает трагическую ошибку, когда подлинное личностное общение он подменяет игрой на тщеславии и других человеческих страстях. Манипулятор только наблюдает со стороны, как реагирует на “потягивание” тех или иных “нитей” души тот, кем он пытается управлять как предметом, хотя и одушевленным. Эрих Фромм сравнивает манипулятора с роботом, так как он наделён чертами бесчеловечности, жестокости - что приводит к шизоидному самоотчуждению.

Манипулятивное общение напрямую связано с самопрезентацией (или управлением впечатлением). Под самопрезентацией обычно понимают намеренное и осознаваемое поведение, направленное на создание определённого впечатления о себе у окружающих при помощи различных стратегий и тактик. По Д. Майерсу, «самопрезентация - акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам».

И.А. Церковная наиболее подробно исследовала личностные детерминанты лжи. Ей было выявлено, что лживость, как индивидуально-психологическая особенность, проявляет сложный характер взаимосвязей с психофизиологическими, психологическими, социально-психологическими характеристиками личности. Она по принципу дихотомичности рассмотрела отдельные компоненты лживости: эргичность (ложное демонстрирование активности, оперативность, стремление быть лучше других)/аэргичность (ложное отрицание, несамостоятельность, пассивность); стеничность (лживая демонстрация положительных эмоций)/астеничность (лживое отрицание негативных эмоций); интернальность (лживая демонстрация самокритики)/ экстернальность (лживое отрицание зависимости от других людей или обстоятельств); социоцентричность (лживая демонстрация желания быть среди людей)/ эгоцентричность (ложное отрицание своей незначимости, стремление избегать наказаний); осмысленность (ложная демонстрация самостоятельности при принятии решения)/осведомленность (ложное отрицание своей неосведомленности): предметность (ложная направленность на общественно значимый результат/субъктивность (ложное отрицание значимости личностного результата.

Психологические исследования свидетельствуют, что чаще лгут люди с малой устойчивостью к стрессу, повышенной тревожностью, невротичностью, а также склонные к совершению антисоциальных поступков . Искреннему общению мешает тревожность, которая вносит элемент подозрительности, необоснованных страхов и является помехообразующим фактором. Тревожность делает общение неполноценным, свернутым и односторонним.

В то же время не отмечено, что уровень интеллекта и образование человека влияют на частоту произносимой им лжи, но в некоторых исследованиях (И. Крюгер) подчеркивается, что такая связь существует. Чем выше показатели тревожности, тем чаще подростки оправдывают ложь в защиту себя без неприятных последствий, ложь-умолчание и бессознательную ложь. У экстерналов наблюдается более выраженная тенденция лгать, чем у интерналов.

Наряду с личностными особенностями субъектов общения, важную роль в порождении и понимании лжи играют ситуативные факторы. В зависимости от ситуации, от контекста общения, от особенностей третьих факторов, ложь может называться ложью и быть ложью, либо маскироваться под ложь, либо считаться справедливой, желаемой и оправданной. В.В. Знаков считает, что важным параметром социальной обстановки является степень нормативной ситуативной поддержки, которая предоставляется лжецу. Разные люди по-разному понимают правду и ложь. К тому же правдивость человека зависит не только от личностных, но часто и от социальных факторов. Можно быть в принципе честным человеком, но в ситуациях жизненного выбора - а они сегодня очень жесткие - поступать нечестно. И психологические исследования, и реальная жизнь показывают: прямой зависимости между пониманием человеком правды и следованием ей в конкретных случаях нет. Давно установлено, что существуют ситуации, в которых ложь почти целиком обусловлена обстоятельствами, и такие, в которых моральная ответственность возлагается на солгавшего.

Таким образом, необходимость, возможность и желание человека соврать определяется социально-демографическими, ситуативными факторами, личностными особенностями человека. На искажение информации о себе оказывают влияние экстернальность, демонстративность, неустойчивость к стрессам, повышенная тревожность и невротичность, застенчивость и неуверенность в себе, внутренняя конфликтность и низкая самооценка. Дефицит доверительных, близких отношений приводит к психологическому одиночеству.

23.04.2012 ПОНЕДЕЛЬНИК 00:00

САМООБМАН

Психологические механизмы самообмана

Говоря о самообмане, следует упомянуть известное психологам явление, названное «Эффектом Барнума», названного в честь известного в прошлом веке американского антрепренера и владельца цирка Барнума, который гордился тем, что в программе его цирка и ярмарочных балаганов каждый может найти что-то для себя. Особенно «Эффект Барнума» срабатывает в процессе восприятия гороскопов, когда люди в чистом виде впадают в самообман, выбирая из предсказаний то, что им нравится и подходит.

Смысл этого эффекта можно сформулировать так: человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему факторов. Видимо, это связано с глубоким интересом, который каждый из нас испытывает к собственной личности и, конечно, к своей судьбе. А если те или или иные предсказания гороскопа ещё и льстят нашему самолюбию, мы,тем более готовы к самообману. «Эффект Барнума» психологи исследуют уже около 40 лет. За это время учёные определили, какие люди и в каких условиях склонны верить предложенным высказываниям, а также какие высказывания вызывают недоверие.

Известно классическое исследование психолога Р. Стагнера (США). Он разослал 68 руководителям кадровых служб различных фирм анкету, которая позволяла составить детальное психологическое описание личности, а после этого подготовил одну общую для всех, фальшивую характеристику, употребив 13 фраз из разных гороскопов. Участник опыта должен был отметить после каждой фразы, насколько, по его мнению, она верна и насколько истинно отражает его характер. Более трети участников эксперимента сочли, что их психологические портреты набросаны поразительно верно, 40 % — довольно верно, и почти никто не счел свою характеристику совершенно ошибочной. А ведь это были заведующие отделами кадров, т.е. люди, имевшие большой опыт в оценке личных качеств!

Напротив, наименее верными были признаны такие два утверждения: «В вашей сексуальной жизни есть некоторые проблемы » и «Ваши надежды иногда бывают довольно нереалистичными ». В общем, эффект Барнума срабатывает на положительных утверждениях и это неудивительно: неприятно узнать о себе что-то отрицательное. Как писал Г. Лихтенберг (немецкий физик, публицист, писатель-сатирик) :"Есть люди, способные верить всему, что им по душе. Счастливые создания!"

Механизмы психологической защиты

Иногда самообман играет роль психологической защиты, помогающей личности сохранять свою целостность и систему существующих взглядов при воздействии разрушающей информации. Она проявляется в тенденции человека сохранять привычное мнение о себе, отвергая или искажая неблагоприятную информацию. С одной стороны, психологическая защита способствует адаптации человека к своему внутреннему миру, а, с другой, ухудшает приспособление к внешней, в том числе социальной среде.

Конечно же, у разных людей способность к психологической защите выражена в разной степени. Существуют различные механизмы психологической защиты: отрицание, вытеснение, проекция, рационализация и другие.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит человека, не воспринимается.». Отрицание как способ психологической защиты наглядно прослеживается, например, в отношении курильщиков к вреду курения. Все они осведомлены о том, что курение вызывает рак легких. Однако, большинство курящих отрицают значение и правдивость этого факта, поскольку его принятие означало бы осознание серьезной опасности для их здоровья и необходимость бросить курить. Понятно, что не каждый человек готов согласиться с тем, что он сам способствует возникновению у себя тяжёлого заболевания.

Самообман в форме отрицания проявляется, к примеру, в том, что многие люди мечтают о психотерапевте не для себя(?!), а для своих близких родственников: родителей, мужа. детей. Они полностью отрицают тот факт,что должны измениться сами. « Нельзя ли как-нибудь исправить мужа начальство, детей, чтобы они лучше ко мне относились? А мне самой зачем менятья? Я в полном порядке.»

Вытеснение - наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации.

Психологи пишут, что люди не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую их информацию, при этом она почти полностью вытесняется из памяти. Поэтому, если мы замечаем, что неоднократно забываем нечто, то пора задать себе вопрос, действительно ли мы хотим воспользоваться данной информацией или же она задевает какие-то воспаленные струны нашей души.

Рационализация - псевдоразумное, а в действительности ложное объяснение человеком своих желаний, поступков, вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Примером может явиться басня Эзопа "Лиса и виноград", где лиса, не имея возможности достать висящий высоко виноград, утешает себя тем, что он зелен и невкусен.

Проекцией называют приписывание собственных подсознательных чувств и желаний другим лицам. Людей, постоянно обвиняющих других в стремлении нарушить моральные нормы, но в душе подсознательно мечтающего об этом, мы обычно называем «ханжой». Неосознанно стремясь к чему-то, такой человек подозревает и обвиняет других, а сам приписывает себе несуществующие возвышенные мотивы.

На первый взгляд, самообман, безусловно, вреден для человека, ибо приводит к сокрытию истины о себе и окружающем мире, заменяя правду приятными для самолюбия иллюзорными представлениями. Но почему же он так устойчив к критике, и почему людям так трудно от него избавиться?

На это есть ряд причин:

Во-первых, некоторые формы самообмана базируется на глубинных убеждениях, привитых в самые первые годы нашей жизни. Многие жизненные принципы и установки закладываются в раннем детстве родительским программированием. Ведь родители постоянно говорили: если будешь делать так, то…; если будешь выполнять это, то…; если отступишь от этого, то… А вот и другие программы: « Ты не знаешь, кем стать, когда вырастешь. Я скажу тебе, кем быть. Почему ты не можешь быть таким как все дети?», «Я хочу научить тебя думать и чувствовать как я, и покажу, как это делать». В шесть лет ребёнок уже отчётливо знает, должен ли он быть везде на первых ролях, либо достаточно быть на вторых, как его отец, либо можно играть второстепенные роли. Следующий этап начинается, когда ребёнок идёт в школу. Он уже научен родителями - на что нужно обращать внимание, что нужно слышать и чувствовать, как следует думать, кем надлежит быть. Он соприкасается с учителями и детьми, такими же запрограммированными, как и он. Учителя пытаются программировать в ребёнке законопослушность.. Позднее он постигает «истины»: если не позаботишься о себе, о тебе никто не позаботится, либо тебя «схарчат»

И даже, если все вокруг будут опровергать детско-подростковые установки, то подсознание, как капризный ребенок, будет продолжать стоять на своем. К примеру, женщинам трудно порвать с установками, внушенными в детстве, что они обязательно должны выйти замуж и родить детей. И хотя современные молодые женщины от 20 до 35 лет сопротивляются этим установкам,отодвигая«семейные идиллии» на третье место после образования и карьеры, во многих детские установки продолжают глубоко «сидеть» в подсознании.

Во-вторых , механизм самообмана призван поддерживать самоуважение человека в тех случаях, когда грозит угроза снижения социального или личностного статуса. Трудно всенародно признаться в своих ошибках, еще труднее признать себя неудачником. Это отчётливо проявляется в иммигрантской среде. Есть люди, которые не хотят себе признаться в том, что совершили ошибку, покинув родину. Они пребывают в состоянии самообмана, который приобретает чёткие формы психологической защиты. Другие же, освободившись от оков самообмана,уезжают обратно, считая, что только там они смогут состояться как специалисты-профессионалы. Третьи - упорно держатся на самообмане, не хотят уронить самооценку, а в неудачах винят обстоятельства, недоброжелателей, экономическую ситуацию и прочее.

В-третьих, самообман необходим, когда нужно успокоить свою совесть, согласовать некоторые поступки с моральными нормами. В этом случае услужливые проявления самообмана помогут обосновать некрасивые действия какими-нибудь благородными мотивами или долгом (перед обществом, семьей, родной фирмой или господом Богом). На худой конец можно свалить все на усталость, алкоголь или болезнь...

Однако нужно осознавать, что одномоментное избавление от самообмана может привести не только к прозрению и личностному росту, но иметь весьма негативные последствиям для самой личности. Зачастую утрачивается смысл жизни, усиливается пессимизм вплоть до глубокой депрессии. Так же как опасно резко прекращать прием некоторых лекарственных препаратов, к которым образовалась зависимость, так и с самообманом следует расставаться постепенно и желательно - под контролем опытного специалиста психолога или психотерапевта.

1. Время от времени пересматривайте свои принципы и убеждения! Спокойно и беспристрастно проверяйте, не выросли ли вы из них, не утратили ли они своей актуальности, не пора ли внести в них определенные коррективы? Иначе в них может найти прибежище коварный самообман, который исказит ваш взгляд на мир, сделает его ограниченным и тусклым.

2. Почаще внушайте себе положительные эмоции, здоровье, уверенность в себе. Если у вас плохое настроение или хандра - обманите себя и хотя бы в течение десяти минут сыграйте роль счастливого человека. Поверьте, результат превзойдет все ваши ожидания!

/ Главная / Психология обмана / Технология обмана

на YouTube начал работу новый канал профессора Юрия Щербатых "Формула долголетия", посвященный проблеме сохранения молодости и продления жизни человека. Первые два месяца видео будут посвящены различным аспектам долголетия, а затем будут выходить видео с конкретными рекомендациями по продлению жизни и повышению ее качества.

Видео №10 «Советы 102-летнего долгожителя - путь к здоровому долголетию»

Технология обмана

Технология обмана, способы обмана

Темы этого раздела:

Инструменты обмана; История обмана, Внушение чувства доверия; Создание «образа простака»; Психофизиологические основы обмана, обман зрения

(Из книги Ю.Щербатых "Искусство обмана". М., ЭКСМО, 2003)

Инструменты обмана

Искусно подобранное одеяние может скрыть от людей не только дефекты тела, но и души.

Гвидо дель Рей

Инструментом обмана может быть что угодно - любой факт, предмет, явление. И хотя, как мы выяснили, основным средством обмана является слово, в данном разделе книги мы остановимся на вещественных средствах, к числу которых, безусловно, относится одежда. Современный японский модельер Юрико Такаги сказал как-то в интервью, что одежда - это продолжение человеческого тела, его вторая кожа. Действительно, в сознании людей одежда часто срастается с ее носителем, и изменяя одежду мы можем добиваться совершенно иного восприятия одного и того же человека. Это обусловлено тем, что в человеческом обществе она тесно связана с социальным статусом человека (причем в древности эта связь иногда была почти однозначной - рыцари, ремесленники, крестьяне имели свои, чрезвычайно редко нарушаемые каноны одежды). Поэтому изменение формы одежды почти автоматически переводило человека в другую социальную группу. Широко известен анекдот про ходжу Насреддина, который в старом, рваном халате зашел в дом, где игралась свадьба, но был выгнан. После чего ходжа попросил в долг у соседа богато вышитый новый красивый халат, в котором вновь отправился в тот же дом. Там он был с уважением принят и посажен на самое почетное место.

Когда же ему предложили плов, Насреддин начал запихивать его в карманы халата. При этом он приговаривал: "Угощайтесь, пожалуйста, уважаемый халат". Свое странное поведение он пояснил удивленным хозяевам следующим образом: "Когда я был в старом халате, мне не дали еды. В новом - угощают вкусным пловом. Значит угощают не меня, а халат".

Смысл этого анекдота, конечно, заключается в том, что за одеждой нужно уметь видеть живого человека, но для нас, в данном случае, интересно другое: людей легко обмануть при помощи одежды. Являясь чисто внешним фактором, она, тем не менее определенным образом связывается с личностью ее обладателя. Недаром же русская пословица гласит: "По одежке встречают, по уму провожают". Таким образом, первое впечатление о незнакомце люди вынуждены делать по его одежде. Если же эта одежда является стандартной для лиц какой-то определенной профессии или социального слоя, то люди переносят на ее обладателя свои установки и стереотипы, которыми по их мнению обладают люди из данной социальной категории.

Человек, одетый в униформу, в глазах окружающих как бы теряет свои специфические личностные свойства, приобретая взамен их общие свойства, присущие людям данной профессии. Вместо конкретных людей мы видим перед собой "милиционера", "солдата", "врача", чем и пользуются мошенники. Несколько лет назад в газетах было сообщение о подобном случае.

В последнее время в печати появляется все больше заметок об использовании милицейской формы в криминальных целях. Самое простой вариант - это вовлечение при помощи подставных лиц потенциального клиента в какую-нибудь скандальную ситуацию. Вслед за этим появляются «стражи порядка», которые забирают «для проверки» документы будущей жертвы. Через некоторое время после эмоционального разбирательства бумажник с документами с извинениями возвращается жертве и она, счастливая, что неприятности закончились, отправляется восвояси. И лишь спустя некоторое время ошеломленный «клиент» обнаруживает, что вся крупная наличность из его бумажника (кредитные карточки, ключи от дома или машины и т. п.) незаметно и профессионально перешли в руки мошенников. А ведь во время разбирательств человек ни на минуту не усомнился, что имеет дело с милицией - вот как велика магия формы!

Фокус с переодеванием в 1946 году применил легендарный маршал Жуков, когда он командовал Одесским округом. Город тогда жил неспокойно: его терроризировали бандиты и воровские шайки. Одесситы вечерами запирались в домах, боялись выходить на улицу. Милиция с обстановкой не справлялась, и за дело взялся маршал Жуков. Под его руководством строевым офицерам-фронтовикам выдали со складов модные плащи и шляпы и вооружили их револьверами. Переодетые в штатское, под видом прилично одетых гуляк, офицеры появлялись на самых темных и пустынных улицах, где становились объектом нападения бандитов. Вдвоем, втроем налетчики нападали на модно одетого "одинокого прохожего", а в итоге оказывались за решеткой. Прошло совсем немного времени, и в городе воцарился порядок и спокойствие.

Выводы:

Не доверяйте формальным признакам принадлежности человека к той или иной организации только на основании его одежды. В настоящее время достать одеяние врача или милицейскую форму - не проблема. Если речь идет о передаче неизвестным лицам материальных ценностей, не поленитесь проверить документы или позвонить в соответствующую организацию. Пусть вы покажетесь излишне подозрительным - это лучше, чем оказаться обманутым.

Внушение чувства доверия

"Врага угощают парным молоком"

Сомалийская пословица

Для начала одна очень старая история, приключившаяся в Китае более 2700 лет назад. Ее приводит в своей книге "Стратагемы" Харро фон Зенгер. "В эпоху "Весны и Осени" (VIII в.до н.э.) князь У из государства Чжен намеревался захватить княжество Ху. Но в военном отношении его возможности были ограниченны, и он не решился предпринять прямое нападение на Ху. Тогда он предложил тогдашнему князю Ху в жены свою прекрасную дочь. Тот согласился и таким образом породнился с князем У. Мало того, чтобы окончательно усыпить бдительность соседа князь Чжен собрал своих министров и сказал: "Я подумываю захватить какое-нибудь государство. Кто скажет мне: захват какой страны легче всего увенчается успехом?"

Министр Гуань Цисы предположил, что успешнее всего было бы напасть на Ху. В притворном гневе князь У вскричал: "Как, вы предлагаете воевать против княжества Ху, которое связано с нами родственными узлами?" И он приказал обезглавить министра. Об этом узнал князь Ху. Последние его сомнения в искренности дружбы с Чжен испарились, и отныне он отложил попечение о границах с государством Чжен. Неожиданно князь Чжен коварно напал на Ху и уничтожил его».

Эта история, выуженная дотошным ученым из глубины веков, лишний раз подтверждает житейскую аксиому: чтобы удалась любая хитрость нужно предварительно усыпить подозрения обманываемого. И наоборот, пока есть хоть искра недоверия, еще сохраняется шанс устоять против хитрецов и обманщиков. Ведь, как только мы чувствуем, что можем оказаться обманутыми, то сразу замыкаемся и настороженно ждем, каким именно образом нас попытаются обхитрить. В этом случае мы взвешиваем в уме чуть ли не каждое слово собеседника и логически "просчитываем" все возможные последствия. И наоборот, с людьми, которых мы хорошо знаем и которым привыкли доверять, мы ведем себя свободно и раскованно, не опасаясь какого-то подвоха с их стороны.

Поэтому обманщики первым делом стремятся внушить своим потенциальным жертвам чувство полного доверия, и лишь после этого приступают непосредственно к обману. Здесь все идет в дело: формирование соответствующей репутации и создание имиджа правдивого, честного человека, открытая, обаятельная улыбка, доверительный тон разговора, создание некой легенды, обеспечивающей некритическое восприятие со стороны объекта обмана, лесть, вызывание жалости, игра на индивидуальных личностных особенностях человека, создание соответствующей ролевой ситуации и т. д.

А теперь позволим себе небольшой экскурс в другую область жизни - медицину. Одним из наиболее талантливых гипнотизеров ХХ века по праву считается Милтон Эриксон, который мог ввести в транс любого пациента и внушить ему что угодно. Он гипнотизировал даже тех людей, от которых отказывались другие психотерапевты из-за их «абсолютной невнушаемости». Секрет Эриксона был прост и сложен одновременно. Он виртуозно умел «подстраиваться» к своим пациентам - принимая их позу, ритм дыхания, жесты, тембр голоса, копировал любимые словечки и выражения. Фактически, он становился двойником человека, сидящего напротив, а кто же откажется довериться самому себе? По движениям глаз и при помощи других признаков он определял, к какому типу восприятия относится человек, и на основании этой информации выбирал расстояние, оптимальное для установления эмоционального контакта. Для «визуала» это была более отдаленная дистанция, для «кинестетика» - более близкая. Для последнего типа людей очень важен непосредственный контакт, поэтому Эриксон мог слегка касаться их, устанавливая между собой и клиентом особое чувство доверия.

Мошенники, аферисты, цыганки нередко применяют подобный прием, как бы невзначай касаясь своих жертв. Если им попадается «кинестетик» - то есть человека, который доверяет ощущениям, полученным от своего тела, больше, чем от глаз или ушей, то такие прикосновения оказывают волшебный эффект - человек становится более мягким и послушным. Правда, на «визуала» или «аудиала» - людям, привыкшим больше верить зрению или слуху, тактильный контакт скорее окажет обратное действие - они возмутятся наглым вторжением в их интимную зону и откажутся иметь дело со столь наглым собеседником. Так что подобный прием действует не на всех потенциальных жертв мошенников, но для людей, пойманных на этот крючок и пострадавших от обмана, не становится от этого легче.

Для того, чтобы внушить у своих потенциальных жертв чувство доверия к себе, мошенники используют все возможные и невозможные средства: до тонкостей разработанные легенды, точно рассчитанную мимику, интонацию, одежду и многое другое. Вот как пишет об умении создавать доверительную атмосферу при помощи жестов Алан Пиз: "Испокон веков открытая ладонь ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью и доверчивостью. Клятвы обычно даются с ладонью на сердце, в суде, когда даются показания, поднимается рука с открытой ладонью. Когда люди полностью откровенны с вами, они протягивают вам одну или обе ладони. Жулики и профессиональные обманщики обладают особым талантом - приводить в соответствие свои невербальные сигналы словесным лживым высказываниям. Чем лучше они используют во время лжи невербальные жесты, характерные для человека, говорящего правду, тем профессиональнее они в своей области. Открытые ладони поощряют собеседника быть более доверчивыми и откровенными".

Немаловажное значение в создании благоприятного впечатления имеет улыбка на лице. Дейл Карнеги писал: "Дела звучат громче всяких слов, а улыбка говорит: "Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рад вас видеть". Карнеги пишет, что только искренняя, идущая от сердца улыбка способна вызвать у людей чувство доверия, а искусственная, натянутая улыбка лишь раздражает. Поэтому талантливый обманщик прежде чем обмануть человека должен в какой-то степени если не полюбить его, то хотя бы отнестись с симпатией. Поэтому жулики высокого разряда вызывают впечатление весьма обаятельных людей.

Выводы:

1. Если Вам нравится поддерживать короткую дистанцию с собеседником, вы любите мягкие кресла, старые тапочки и теплые объятия, остерегайтесь прикосновений со стороны незнакомых лиц. Может оказаться, что таким образом усыпляют Вашу бдительность, хотят оказать на Вас дополнительное психологическое воздействие. Немедленно разорвите контакт и удерживайте дистанцию не короче одного метра.

2. Если незнакомый или малознакомый прежде человек вдруг начинает оказывать Вам явно выраженные знаки внимания, чутко Вас слушает, задает дополнительные вопросы, принимает горячее участие в Вашей судьбе, остановитесь и задайте себе вопросы: «С чего бы это?» «Что этот человек хочет от меня?» После чего переключитесь на проблемы Вашего собеседника. Нормальный человек с благодарностью воспримет такой поворот беседы, мошенник (если время начать комбинацию еще не пришло) снова переведет разговор на Вас.

Создание образа "простака"

"Хитер не тот, кого считают хитрым,

а кого принимают за простака."

П.С.Таранов

В принципе, данный прием является частью более общего способа психологического воздействия - "внушение чувства доверия", описанного выше, однако, иногда приобретает самостоятельное значение.

Еще в 1647 году Бальтасар Грасиан четко сформулировал данный принцип: "Употреблять расчет, но не злоупотреблять им. На показ его не выставляй, тем более не позволяй разгадать, расчет нужно скрывать, он настораживает, особенно расчет тонкий, он ненавистен людям". Впрочем, практическое применение данного метода можно обнаружить в книге, написанной задолго до "Карманного Оракула" - в "Декамероне" Джованни Боккаччо. Там рассказывается история об одном парне по имени Мазетто, который проник в женский монастырь под видом глухонемого. Его расчет был прост: если и захотят молодые монашки согрешить с мужчиной, то в первую очередь с тем, кто не сможет потом проговориться. Так и произошло. Правда потом Мазетто пришлось пожалеть о содеянном: он пользовался у монашек такой популярностью, что едва не погубил свое здоровье. Пришлось им даже составлять график использования любвеобильного "немого".

Это, так сказать, крайняя степень применения "принципа простака", на деле же все происходит значительно тоньше и естественнее. Суть данного приема заключается в том, что мошенники всеми доступными им способами стараются создать у человека ощущение своего интеллектуального превосходства одновременно нарочито принижая свои собственные умственные способности. В результате человек теряет бдительность, так как не ожидает какого-либо подвоха от "простака", с которым он якобы имеет дело. На самом же деле простаком и "лохом" оказывается он сам.

У китайцев есть специальное название для данного приема - "притворится свиньей, чтобы убить тигра". Он означает, что от сильного врага скрывают клинок меча, представляются глупыми, как свинья, поддаются во всем, изображают дружескую улыбку и прислуживают подобно рабам. Но как только представляется случай, раб превращается в палача.

Если уж говорить о «создании образа простака», то нельзя не затронуть два вида социальных ролей, в которые рядится этот тип обмана: старики и дети. Скажем, останавливает гражданина старушка и, жалуясь на плохое зрение, просит ей помочь — она купила с рук десять долларов (сбережения на похороны), но ей, кажется, подсунули фальшивую банкноту. Остановленный бабулькой гражданин, во-первых, чувствует жалость к старому человеку и желание ему помочь, а, во-вторых, совершенно не ожидает подвоха. Но как только он берет в руки банкноту, то дальше его ждет один из множества возможных сценариев, каждый из которых заканчивается для него весьма плачевно. Это может быть неожиданно вернувшийся «внучок» вышеозначенной старушки с габаритами Шварцнегера и манерами прожженного рецидивиста, который громогласно обвинит сердобольного гражданина в попытке грабежа любимой бабушки. В другом варианте из-за угла появляются «дружинники» или «оперативники», указывающие тому же гражданину на незаконность валютных операций. В третьем варианте старушка начнет причитать, что ее обокрали, а стоящему перед ней гражданину она только что вручила для проверки купюру в сто долларов, которую тот передал своему убежавшему сообщнику. Совершенно «случайно» рядом окажется несколько прохожих, которые подтвердят рассказ старушки и потребуют сатисфакции. Во всех трех вариантах итог будет примерно одинаковым. Пойманному на «образ простака» альтруисту придется заплатить за собственную доверчивость крупную сумму.

Вывод:

Простота бывает натуральной (используемая для внутреннего употребления) и искусственной (предназначенная исключительно на экспорт). Они могут быть весьма похожи, но разница между ними заключается именно в предназначении. Поэтому, если некто настойчиво демонстрирует вам, какой он простецкий и незамысловатый парень, насторожитесь и подыграйте ему. Настоящий дурак обидится, дурак ряженый - радостно подхватит игру.

Психофизиология

"Нас частенько подводят друзья, но куда чаще - наши привычки; мы жалуемся, что обманывают враги, не замечая, как нас обманывает собственная память".

Гвидо дель Рей

Психофизиология - наука, возникшая на стыке физиологии и психологии. С одной стороны, она опирается на знание электрических и биохимических процессов, протекающих в организме человека, а, с другой стороны, пытается перекинуть от них мостик к таким сложным психическим явлениям, как эмоции и мышление.

Обман, построенный на психофизиологических феноменах - это как бы более простой обман, но от этого не становящийся менее эффективным. В круг изучения данного раздела попали такие явления, как "Внимание", "Память", "Безусловные и условные рефлексы», «Динамические стереотипы", "Анализаторы" (большей частью они уже были разобраны в главе, посвященной иллюзиям),"Утомление", "Фармакологические влияния" и т. д.

Например, внимание человека может быть сконцентрировано на ограниченном числе объектов. Этим пользуются воры и карточные шулеры, отвлекая внимание "клиента", и совершая при этом обман. В повести Сергея Довлатова "Чемодан" рассказывается, как один человек, интуитивно используя прием отвлечения внимания , украл с завода... трактор!

Зашел на комбинат. Сел в трактор. Сзади привязал железную бочку. Еду на вахту. Бочка грохочет. Появляется охранник: "Куда везешь бочку?" Отвечаю: "По личной надобности". - "Документы есть?" - "Нет". - "Отвязывай к едрене фене"... Я бочку отвязал и дальше поехал. В общем психология сработала...А потом мы этот трактор на запчасти разобрали"

С подобным случаем я столкнулся в 1981 году на Сумском заводе, производящем электронные микроскопы и другую, в том числе оборонную, точную технику. Завод был полувоенный, с высоким забором, колючей проволокой и строгими вахтерами на проходной. И вот один рабочий поспорил с другом на две бутылки водки, что вынесет с охраняемого завода трехметровую трубу.

Его товарищу такое обещание показалось невыполнимым, и он решился на спор, который благополучно проиграл...

Решение было простым и гениальным. Рабочий, взявшийся вынести трубу, подтащил ее со своим другом к столовой, находящейся недалеко от проходной, и начал как бы отмерять ею расстояние, постепенно приближаясь к выходу. Так они приблизились к проходной и крикнули охранникам, чтобы те посторонились.

Отодвиньтесь в сторону, ребята, не ровен час зашибем!

Чего вы делаете?

Да вот, дирекция решила расширить на десять метров территорию завода, а мы рулетку куда-то засунули, вишь, приходится трубой отмерять...Слава богу, в ней точнехонько три метра.

И с этими словами они вынесли трубу за проходную.

Потом, естественно, внесли обратно. А проигравший побежал за водкой.

Метод отвлечения внимания может модифицироваться путем увеличения потока информации, которую должен "переварить" объект обмана. В этом случае мы имеем дело с "запутыванием ", характерный пример которого описан в сказке братьев Гримм. Этот способ обмана основан на неспособности сознания быстро разобраться в сложной обстановке.

"Пришел в село торговец, зашел к одной хозяйке и предложил купить у нее трех коров за двести талеров. Та согласилась.

Отвязал торговец коров и вывел из стойла. Собрался гнать их за ворота, а хозяйка схватила его за рукав и говорит:

Сначала вы должны мне двести талеров уплатить, а так я вас не выпущу.

Это правильно, - отвечает торговец, - да я вот позабыл свой кошелек деньгами к поясу пристегнуть. Но уж вы не беспокойтесь, будьте уверены, я вам уплачу. Двух коров возьму я с собой, а третью вам в задаток оставлю.

Хозяйке это здорово понравилось, и она отпустила торговца с коровами."

Надо помнить, что чем более важна и дороже обходится для вас сделка, тем больше внимания следует уделять всем мелким деталям. Примером может служить приобретение квартиры напрямую, без помощи специализированных риэлтерских контор. В прессе не раз встречались описания мошеннических операций, во время которых невнимательность клиентов обходилась им в десятки тысяч долларов.

Покупает, скажем, человек квартиру у старенькой бабушки, найденной по объявлению в газете. Заключает договор у нотариуса, да не продажи, а дарения (чтобы не платить лишних налогов). А через пару недель к нему домой заявляется уже другая бабуся и требует освободить ее жилплощадь. Оказывается, что у этой, второй старушки пол-года назад украли паспорт и документы, и вашу сделку суд признает незаконной. Вы же, изучая паспорт, смотрели в основном на штамп прописки, а не на фотографию - ведь все женщины "под восемьдесят" выглядят одинаково напряженно и морщинисто (если не пользуются кремом фирмы "Кристиан Диор").Даже если милиция найдет мошенницу, денег она вам не вернет - ведь согласно нотариальному договору та "всего лишь" совершила неуместную шутку - "подарила чужую квартиру". А паспорт нашла на улице. И вообще, имеет справку из психдиспансера о расшатанной нервной системе. Поэтому еще раз, вслед за Юлием Фучиком призываю: "Люди, будьте бдительны!" Изучайте документы ваших деловых партнеров так же внимательно, как палеонтологи исследуют кости динозавров, тихо скончавшихся миллионы лет назад. И, возможно, вам откроются важные подробности, которые могли бы пропустить при беглом чтении.

Еще один способ обмана, основанный на таком неотъемлемом свойстве деятельности нервной системы как утомление, можно обозначить как "усыпление внимания". С течением времени уменьшается способность человека к концентрации произвольного внимания. Процессы утомления сказываются на всех психических функциях, и внимание страдает от него в первую очередь. Этим можно воспользоваться для того, чтобы скрыть нежелательный факт от своего оппонента или отвлечь его внимание.. Нужно только дождаться, когда внимание ваших противников будет достаточно утомлено. Как пишет П.С.Таранов, если вы хотите "протащить" какой-то важный для вас вопрос, устройте обсуждение темы в небольшом, плохо проветриваемом помещении, во второй половине дня, лучше под вечер, еще лучше - в пятницу, растяните его за двухчасовую отметку, и успех будет вам обеспечен.

Известный знаток афористики, сам автор многих изречений, Виктор Кротов писал, что восприятие - это привратник нашего сознания: тайный цензор, фокусник и шутник. Ну а на любого шутника всегда найдется другой шутник, более находчивый и остроумный. К примеру, возьмем такую особенность нервной системы, как "адаптацию к раздражителям", иначе сказать привыкание к ним.

Дело в том, что все наши анализаторы - приборы для распознания и анализа информации, поступающей из внешней и внутренней среды, устроены по иерархическому принципу. Система напоминает бюрократическую структуру любого государства. Пока информация дойдет до главного чиновника - например, министра, она будет многократно просеяна и проверена на предмет новизны и важности другими чиновниками, занимающими нижние позиции в системе управления.

По такому же принципу работает и нервная система. Зрительная информация, поступившая на сетчатку глаза, подвергается первичному анализу, после чего передается в таламус для ее промежуточного анализа. Если информация достаточна важна для организма, она поступает дальше - в зрительную кору, если же она не содержит ничего нового, то мы ее не осознаем (до коры больших полушарий она может и не дойти). Продолжая аналогию с бюрократической системой, мы можем сказать, что донесение застряло на уровне секретаря-референта, который не захотел беспокоить своего шефа по пустякам.

Именно поэтому мы не ощущаем днем своей одежды, не замечаем привычных предметов домашней обстановки и т. д. Но стоит чему- пропасть или измениться, как таламус сразу же сигнализирует коре о произошедших изменениях и она включается в анализ произошедшего. На основании большого жизненного опыта, некоторые люди интуитивно осознают этот механизм и успешно используют его для обмана других людей.

Для обмана можно использовать и свойства человека забывать какие-то события, или считать, что такое забывание состоялось. Этим пользуются мошенники особого рода, промышляющие на свадьбах, банкетах и презентациях. Они пробираются в зал, где проходит торжество и набивают специальные сумки бутылками со спиртным и другими деликатесами. При этом гости со стороны жениха считают их родственниками невесты, а те, в свою очередь, знакомыми жениха.

Обман, построенный на свойствах анализаторов, используют фокусники и карточные шулера, но об этом ниже. Кроме того, каждый человек обладает стандартным набором рефлексов, зная которые, можно добиться определенного результата. Вот забавный анекдот на эту тему:

Лежат на крыше два кирпича: молодой и старый.

Молодой говорит:

- Давай спрыгнем. Там внизу мужик идет!

Прыгнули. Летят. Молодой присмотрелся и говорит:

- Ой, пропали! Мужик-то в каске!

Старый:

- Всегда вас, молодых, учить надо. Эй, мужик!

Мужик поднимает лицо кверху:

- Чего?

В романе "Живи и дай умереть" Яна Флеминга о знаменитом суперагенте "007" есть эпизод, когда враги пытаются скормить героя кровожадным акулам. Он стоит безоружный перед люком в морскую бездну, а напротив него расположился негодяй с винтовкой в руке. Казалось бы - выхода нет, но только не для Джеймса Бонда. В руках у него была золотая монета, незадолго до того извлеченная из тайника бандитов, и именно ее он и использовал для обмана своего противника:

"Внезапно Бонд выронил золотую монету из левой руки. Со звоном ударившись о цементный пол, она покатилась в сторону. На долю секунды Гробовщик скосил глаза. Бонд тут же резким движением ударил носком по винтовке, почти выбив ее из рук Гробовщика".

В этом эпизоде используется обман, построенный на ориентировочных рефлексах. Их подробно описал русский физиолог И. П.Павлов, назвав их рефлексами "Что такое?". В данном случае звон упавшей монеты вызвал автоматический поворот головы Гробовщика в сторону, чем и воспользовался находчивый суперагент. Основная хитрость в подобных случаях состоит в том, чтобы раздражитель был достаточно неожиданным, в противном случае человек может затормозить такой рефлекс волевым усилием при помощи коры больших полушарий.

В одном из произведений Марка Твена есть место, где одна проницательная старушка разоблачила мальчишку, переодевшегося в девочку. Заподозрив неладное, женщина бросила ему клубок с нитками с криком "Лови!". Мальчишка сдвинул колени, чем и выдал себя. Оказывается, девочки, одетые в платье, при этом наоборот раздвигают ноги, чтобы поймать бросаемый предмет в подол платья.

Впрочем, за три тысячи лет до Марка Твена подобный трюк проделал хитроумный Одиссей, чтобы обнаружить Ахилла, одетого в женское платье. Он со своими товарищами под видом купцов прибыл во дворец Ликомеда, где вместе с царевнами жил Ахилл. Там они разложили украшения вперемешку с оружием, а потом внезапно подали боевой клич. Девушки в испуге разбежались, а Ахилл схватился за оружие и тем выдал себя.

Как я уже упоминал, о возможности обмана при помощи отвлекающего маневра хорошо знали еще древние греки. У них существовала легенда о царевне Аталанте, вскормленной медведицей, которая, повзрослев, ни за что не хотела выходить замуж. Юношам, которые добивались ее руки, она предлагала состязание в беге. Проигравший же должен был умереть. А бегала она так быстро, что не оставляла своим женихам ни малейшего шанса. Лишь Меланион с помощью Афродиты смог одолеть жестокую деву. По совету богини во время бега он бросал на землю золотые яблоки. Аталанта не смогла удержаться и стала их подбирать, в результате проиграла состязание и вышла за победителя замуж.

У мужчин есть свои рефлексы, и, конечно же, связанные с прекрасным полом. Сидит, например, на базаре торговец фруктами, но сидит ни на чем попало, а на мешочке с деньгами - для надежности. Подходит к нему покупательница - блондинка, длина ног которой обратно пропорциональна размеру ее школьной юбочки. Покупает курагу или мандарины, а кулек оказывается с дыркой. Естественно, дамочка нагибается, чтобы собрать рассыпавшиеся фрукты, демонстрируя потрясенному джигиту нижнее белье красавицы (или же его отсутствие, что действует еще сногшибательнее). Вот тут и срабатывает пресловутый рефлекс, погубивший уже немало мужиков - торговец инстинктивно приподнимается, чтобы получше рассмотреть прелести белокурой чаровницы. К сожалению, бывает так, что приземляется он обратно на отвратительно твердую поверхность неструганной скамейки, в то время, как лихой человек с его деньгами уже перебрасывает заветный мешочек с дневной выручкой своему сообщнику.

Но не думайте, что от ненужных сексуальных рефлексов страдают только мужчины. Цыгане, а точнее цыганята, с успехом ловят в столицах - как официальной, так и северной на стандартных реакциях заезжих туристок. Они заранее намечают свою жертву - состоятельную даму, увешенную видеоаппаратурой и окружают ее, выпрашивая доллары и фунты. Но это всего лишь отвлекающий маневр, хотя от бумажек с портретом Вашингтона, смуглые дети степей тоже не отказываются. Один из ребят побирается к туристке поближе сзади и резким движением дергает юбку вниз, которая при этом обычно сползает к ногам женщины. Та инстинктивно выпускает из рук сумочку и аппаратуру, пытаясь натянуть материю обратно на бедра и прикрыть свои интимные места. В этот момент цыганята подхватывают видеокамеру, фотоаппарат или портмоне и рассыпаются в стороны. Понятно, что догнать их с приспущенной юбкой - дело практически безнадежное.

И в заключение раздела о рефлексах, способствующих обману, еще один анекдот - на супружескую тему:

Жена ночью видит сон, будто спит с любовником, и в этом сне неожиданно появляется муж. Она в испуге просыпается, будит супруга и кричит:

- Прыгай скорее в окно, милый, муж приехал!

Муж вскакивает с кровати, бежит к окну, распахивает его и прыгает.

Летит к земле и думает: - Что за черт?! Моя жена кричит: прыгай - муж приехал! А я тогда кто такой?

На способность человека быть обманутым влияют различные фармакологические вещества начиная от банального алкоголя до пресловутой "сыворотки правды". Джек Лондон писал:

"Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, указывает чрезвычайно легкий выход из нашего положения. Но обещания его лживы: физическая сила, которую оно обещает, призрачна, душевный покой обманчив, под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей."

Для успешного обмана нужно учитывать также пол обманываемого, так как способы обмана, пригодные для мужчин, зачастую не работают с женщинами и наоборот. Чтобы обмануть мужчину нужно обмануть его разум, построив логично обоснованную цепь рассуждений. Чтобы обмануть женщину вам нужно суметь обмануть ее чувства и эмоции, на логику же ваших рассуждений она обратит минимальное внимание. Как пишет В.Курбатов, "женщины никогда не занимаются формализацией своих рассуждений, их систематизацией. То, к чему мы, мужчины, приходим путем скрупулезного анализа, женщины постигают интуицией, чувством. Нам, чтобы понять окончательный вывод, требуется восстановить весь ход доказательств. Только тогда мы, следуя канонам нашей "железной" логики, говорим, что такое заключение обосновано, корректно. Женщине же обычно достаточно просто взглянуть на предполагаемый вывод, чтобы она сказала, подходит он или не подходит. И тут не нужно задавать вопросов о том, на каком основании и почему он подходит или не подходит. Такие вопросы по отношению к женщине по меньшей мере - неуместны, а по большому счету - бестактны, ибо она, как правило, и не знает, почему, как и на каком основании это ей подходит или не подходит. Ей просто так кажется... Или так должно быть... Иногда она даже может сказать: "Я так вижу", "Я так хочу"...

Тестирование показывает, что процент женских попаданий "в яблочко" не меньше, чем процент мужских ошибок при скрупулезном логическом анализе. А вот выигрыш во времени и в усилиях - очевиден. И даже если женщина знает резоны, которые определили ее выбор в альтернативе возможностей, то это ее личные резоны, о которых спрашивать довольно бестактно. Поэтому лучше воздержаться от вопросов. Тем более вразумительного ответа все равно не получишь.

Практичность женщины весьма определенная гарантия благополучия и безопасности, орудие против обмана. Этим качеством природа наделила женщин в избытке. Недаром же кто-то из великих сказал, что обмануть можно кого угодно: политика и солдата, ученого и поэта. Невозможно обмануть только домохозяйку.

Выводы:

1. Внимание - важнейшее качество, позволяющее нам избежать обмана. Но оно не может быть рассеяно на несколько объектов сразу. Его сила в концентрации. Поэтому возникает риск оказаться обманутым, прежде всего определите свою главную цель в данной сделке (товар, деньги, машина, контракт и т. п.). Затем определите узловые пункты, необходимые для достижения этой цели (если это контракт, то это будут его стоимость, сроки выполнения и штрафные санкции; если приобретаемый Вами автомобиль - то сама машина, документы к ней и ее «чистота» - что она не угнана). Когда Вы определили узловые параметры, то максимально сконцентрируйте на них внимание, не давая отвлечь себя на мелочи.

2. Наши рефлексы - штука весьма прочная и быстродействующая. С безусловными рефлексами мы вообще рождаемся, а условные приобретают порой такой уровень автоматизма, что затормозить их бывает крайне трудно. Поэтому, если Вас попытаются неожиданно обмануть, используя рефлексы, то шансов противостоять жуликам почти нет. Когда на рынке Вас неожиданно трогают за правое плечо, то кошелек из левого кармана улетает с легкостью мотылька, а Вы даже ничего не успеваете ощутить. В этом плане мне нечего посоветовать Вам - разве что выработать у себя специальный рефлекс для рынка: когда до вас кто-нибудь дотрагивается, сразу же автоматически проверяйте наличие кошелька.

Что уж греха таить, многие люди становятся жертвами ловких обманщиков. Но как удаётся ввести в заблуждение человека, находящегося в здравом уме и твёрдой памяти? Для этого существуют специальные способы обмана , которыми в совершенстве владеют мошенники. Они искусно используют особенности человеческой психики в своих корыстных интересах. На людей можно воздействовать словом, поведением и даже одеждой. Вот с неё мы и начнём.

Одежду можно рассматривать, как вторую кожу. В сознании большинства людей она как бы врастает в своего носителя. Если сменить одежду, то можно добиться совершенного другого восприятия одной и той же личности. Объясняется это тем, что испокон веков одежда отражала социальный статус человека. Ещё совсем недавно представители разных сословий одевались по-разному. Дворяне носили одно, купцы другое, ремесленники третье, а крестьяне четвёртое. Это были незыблемые каноны внешнего вида. Бросив взгляд на человека, можно было сразу сказать, кем он является.

Сословия канули в прошлое, но традиции, которым тысячи лет, глубоко отложились в подсознании людей. В наши дни по одежде также встречают, как и раньше. И первое впечатление о незнакомце формируется именно по внешнему виду. Не зная ничего о человеке, люди невольно начинают представлять примерный род его занятий. Этим очень часто пользуются мошенники.

Практически беспроигрышным является вариант, если одеться в униформу. В этом случае начинают работать стереотипы. Вместо конкретной личности люди видят «полицейского», «лётчика», «врача». И такого незнакомца наделяют теми качествами, которые присущи данной профессии. А это раздолье для противоправных действий в отношении доверчивых граждан.

Поэтому никогда нельзя доверять внешнему виду. В наши дни достать форму полицейского проще простого. То же самое касается и других родов деятельности. А вот дорогой костюм и массивная золотая печатка на пальце вовсе не говорят о материальном благополучии их владельца. Это может оказаться лишь умелой маскировкой. Об этом следует всегда помнить, чтобы не попасть в расставленные мошенниками сети.

Рис. Психология обмана: какие существуют способы обмана?

Обман неразрывно связан с умением втереться в доверие к потенциальной жертве. В этом случае она оказывается абсолютно беззащитной, и её можно брать голыми руками. Создаётся имидж кристально честного человека. Эдакого бессребреника, которому можно доверить всё. Формируется подобный образ за счёт искренней улыбки, доверительного разговора, лести, какой-то ролевой ситуации.

Очень часто большое внимание уделяется психотипу того человека, которого пытаются обмануть. Люди, как известно, подразделяются на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Первые и вторые доверяют глазам и ушам, а третие больше полагаются на ощущения, полученные от собственного тела. Если к кинестетику прикасаться, то в этом случае может возникнуть состояние особого доверия. Визуал же, наоборот, прикосновения рассматривает как посягательство на своё личное пространство. Жулики всех мастей всегда учитывают подобные особенности человеческой психики.

В ход идёт также умение «подстраиваться» под потенциальных жертв. В этом случае в точности повторяются их позы, ритм дыхания, присущие только им жесты и тембр голоса. На свет появляется двойник. Он находится напротив и вызывает к себе чувство симпатии, так как является точной копией человека, которого пытается обмануть.

Высококвалифицированные жулики всегда являются очень обаятельными людьми. В их арсенале искренние улыбки и готовность помочь. Но с чего бы это вдруг абсолютно незнакомый человек проникается к Вам беспредельной симпатией? Он начинает живо интересоваться Вашими делами, работой, семейной жизнью. Смотрит с сочувствием и пониманием. Бывают, конечно, граждане, которым просто скучно и одиноко. Поэтому при подобной беседе следует перевести разговор на проблемы собеседника. Если он начнёт с готовностью рассказывать о себе, то скорее всего это нормальный человек. А вот если постарается опять вернуться к Вашей личности, то тут нужно быть настороже.

Очень эффективен при обмане образ простака. Его суть заключается в том, что мошенник создаёт у намеченной жертвы чувство интеллектуального превосходства над собой. Он умышленно принижает свою значимость и возможности ума. Тем самым . Он не ожидает никакого подвоха от простодушного и наивного собеседника. А тот только ждёт удобного случая, чтобы показать свою подлинную сущность.

Чрезмерное уважение, почтительность, беспричинное выражение восторга Вашим умом должны настораживать, а не вызывать чувство самодовольства. Именно, «воспарив над облаками», можно оказаться в роли «лоха». Поэтому в ситуациях, когда кто-то настойчиво хочет выглядеть простецким парнем, следует держать ухо востро. Лучше всего подыграть «простаку» и начать восхищаться им. Мошенник обязательно подхватит эту игру, а вот настоящий простак обидится.

Мы рассмотрели самые распространённые способы обмана , с которыми можно столкнуться практически в любом общественном месте. Панацея от них только одна - всегда с недоверием относиться к незнакомому человеку. Пусть он выглядит, как ангел, сошедший с небес. Это не должно вводить в заблуждение, так как маскировка может быть любой. Вспомним Булгакова и его бессмертный рома «Мастер и Маргарита». Как называется первая глава? Правильно - «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Герои романа заговорили, и что получилось? Всегда вспоминайте это, когда кто-то пытается беспричинно вступить с Вами в контакт.

18.02.2013 17835 +29

Вероломство как качество личности – склонность к сознательному обману чужого доверия, к вопиющему нарушению принятых обязательств, клятв, обещаний из низменных, часто корыстных побуждений.

Вероломство буквально означает «ломать веру». Как вероломство обычно оцениваются следующие действия: преднамеренное нарушение верности обещанию, соглашению или молчаливо подразумеваемым обязательствам, которые вытекают из взаимоотношений солидарности, дружбы, любви; клевета, ложный донос на другого человека, диктуемый завистью, ненавистью и стремлением использовать себе в выгоду несчастье другого; клятвопреступление, принесение клятвы с намерением нарушить ее в дальнейшем; сознательное введение другого человека в заблуждение с целью использовать затем его ложное убеждение против него же самого в эгоистических целях.

Вероломство – родная сестра коварства. Две сестры, действуя в спайке, представляют такую же грозную силу, как пара натасканных на людей доберманов. Вот исторический пример, описанный Н. И. Костомаровым, когда союз сестер дает такие судьбоносные для страны плоды: «23 ноября 1 741 года цесаревна Елизавета отправилась в Зимний дворец в гости к правительнице. Был куртаг. Вечером гости уселись за карточный стол, цесаревна тоже стала играть в карты. Вдруг правительница Анна Леопольдовна вызвала Елизавету Петровну из-за карточного стола, пригласила в другую комнату, сказала, что получила из Бреславля письмо: ее предостерегают, извещая, что цесаревна со своим лейб-медиком Лестоком замышляют произвести переворот. Цесаревна Елизавета при этих словах показывает вид изумления, уверяет, что ей в голову не приходило ничего подобного, что она ни за что не нарушит клятвы в верности, данной малолетнему императору. Она расплакалась и бросилась к правительнице в объятья. Анна Леопольдовна по своему добродушию расплакалась сама и рассталась с цесаревной при взаимных уверениях в любви и преданности.

В Зимнем дворце принц Антон-Ульрих возобновил в последний раз свои предостережения супруге и просил ее приказать расставить во дворце и около дворца усиленные караулы, а по городу разослать патрули и, одним словом, принять меры насчет опасных замыслов Елизаветы. «Опасности нет, - ответила Анна Леопольдовна. - Елизавета ни в чем невинна, на нее напрасно наговаривают, лишь бы со мной поссорить. Я вчера с нею говорила, она поклялась мне, что ничего не замышляет, и когда уверяла меня в этом, даже плакала. Я вижу ясно, что она невиновна против нас ни в чем». А в ночь с 24 на 25 ноября цесаревна Елизавета, возглавив заговор, свергла правительницу Анну и ее сына, малолетнего императора Иоанна Антоновича, и стала императрицей Елизаветой Петровной.

Посредством применения вероломства жизнь преподносит людям красноречивый урок, отучая их от идеализаций, излишнего романтизма, легкомыслия и помогая горькому прозрению после беззаботного порхания в обществе. Закаленный вероломством человек становится более рассудительным, осторожным и разумным. Если он с первого раза усвоил жизненный урок, то уже никогда опрометчиво не попадется в сети вероломства. Когда человек придает чему-то избыточную значимость, равновесные силы мироздания беспокоятся. Пытаясь вернуть его в равновесное спокойное и устойчивое состояние, они прибегают к помощи вероломства. Когда ученик готов, приходит учитель, а лучшего учителя, чем вероломство, найти затруднительно.

Вот показательный урок из романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка», как вероломство освобождает человека от идеализаций: «Вы пришли получить деньги по векселю, если не ошибаюсь? - спросил фельдкурат своего гостя. - Да, и надеюсь… Фельдкурат вздохнул: Человек часто попадает в такое положение, когда ему остается только надеяться. О, как красиво звучит слово «надейся» из того трилистника, который возносит человека над хаосом жизни: вера, надежда, любовь. Как прекрасно иметь свой идеал, быть невинным, чистым созданием, которое дает деньги под векселя, и как чудесно надеяться своевременно получить их обратно. Надеяться, что я заплачу вам тысячу двести крон, когда у меня в кармане нет даже сотни. - В таком случае вы… - заикаясь, пролепетал гость. - Да, в таком случае я, - ответил фельдкурат».

Один из самых мощных атрибутов вероломства, который как раз и ломает веру людей в порядочность и честность, служит клятвопреступление. Это вам не простое нарушение обещания жениться или обязательства своевременно отдать долг, здесь затрагиваются куда более мощные струны души, здесь человек посягает на судьбу, игнорирует совесть и Бога.

Последний русский император Николай был клятвопреступником. Этот факт описан в книге А. Горбовского и Ю. Семенова «Закрытые страницы истории». Отец (Александр III) не доверял Николаю, считая его никчемным и неспособным к царствованию. Поэтому решил передать престол младшему сыну. Но когда Александр III умирал, Михаил еще не достиг совершеннолетия и не мог принять корону. Перед смертью император взял с Николая клятву, что он откажется от престола, как только Михаилу исполнится 21 год. « Ты же сам знаешь, что не убережешь Россию, - пророчески говорил умирающий. - Добереги ее до совершеннолетия Михаила. Первыми давать присягу новому царю должны были члены императорской фамилии. Вдова императора наотрез отказалась делать это. Она плакала и повторяла: «Поймите, я же знаю его больше, чем вы, он мой сын и ближе мне всех. Под его управлением Россия погибнет!» Вдовствующая императрица так и не присягнула своему сыну. Чтобы скрыть это, ее объявили больной.

Безвольный, никчемный человечишка, Николай не сдержал свою клятву, данную умирающему отцу. В трагические моменты своего царствования он не раз в отчаянии восклицал, что всему виной его клятвопреступление, но о добровольной передаче короны в пользу Михаила так и не помышлял. Когда он, наконец, отрекся от престола, поезд, как говорится, ушел, было уже поздно.

Петр Ковалев 2013 год