Биографии Характеристики Анализ

Линейный корабль "Musashi".

09 Сен 2012

В конце 1930-х годов в нескольких странах озабоченных вопросами военно-морского могущества почти синхронно зародилась идея создания сверхмощных линкоров, которые бы гарантировали им превосходство на море. Эти линкоры должны были превосходить все созданное до них. Первыми приступили к созданию суперлинкоров в Японии, затем в СССР, Германии и, наконец, в США. Что интересно, владычица морей, Великобритания, не только не создавала суперлинкоры, но и пыталась отговорить от этого другие великие морские державы. Завершила постройку суперлинкоров только Япония.
6 февраля 1922 года США, Великобритания, Франция, Италия и Япония заключили Вашингтонское соглашение об ограничении морских вооружений.Соглашение установило «военно-морские каникулы», сроком на 10 лет, когда не закладывалось крупных кораблей.Действие соглашения продлилось до 1936 года, причем англичане пытались убедить всех ограничить размеры новых кораблей 26 тысячами тонн водоизмещения и 305 мм главного калибра. Однако на это согласились только французы при постройке пары малых линкоров типа «Дюнкерк», предназначенных для противодействия немецким карманным линкорам типа «Дойчланд», а также сами немцы, стремившиеся хоть как-то выйти из-под действия Версальского мира, и согласившиеся на подобные ограничения при строительстве кораблей типа «Шарнхорст», правда, не сдержав обещаний в отношении водоизмещения. После 1936 года гонка морских вооружений возобновилась, хотя формально корабли все ещё подчинялись ограничениям Вашингтонского соглашения. В 1940 году, уже во время войны, было решено поднять лимит водоизмещения до 45 тыс. т., хотя подобное решение уже не играло никакой роли.
Корабли становились столь дорогими, что решение об их постройке становилось чисто политическим и часто лоббировалось промышленными кругами, с целью обеспечения заказами тяжелой промышленности. Политическое руководство соглашалось с постройкой таких кораблей, надеясь обеспечить занятость рабочим судостроительной и других отраслей в годы Великой депрессии и последующего восстановления экономики.
Военные не спешили отказываться от проверенных решений и делать ставку на авиацию и подводные лодки, считая, что использование новейших достижений техники позволит новым быстроходным линкорам с успехом исполнять свои задачи в новых условиях. Наиболее заметными новинками на линкорах были внедренные ещё на кораблях типа «Нельсон» редукторные установки, позволившие гребным винтам работать в наиболее выгодных режимах, а использование пара с более высокими параметрами позволило довести мощность одного агрегата до 40-70 тыс. л.с. Это позволило поднять скорость хода новых линкоров до 27-30 узлов.
Япония.
В 1934 году японским руководством было принято секретное решение отказаться от соблюдения договорных ограничений (35 000 тонн) и разработать проект, заведомо превосходящий иностранные. Считалось, что США не будут строить линейные корабли, неспособные проходить Панамский канал, а следовательно, их водоизмещение будет ограничено, по оценке японских специалистов, 60 000 т (фактически, как показало строительство линкоров типа «Монтана», не проходящих в тогдашние параметры канала, эта оценка оказалась занижена).
Японские адмиралы, считавшие линкоры главной ударной силой флота, полагали, что корабли этого типа, будучи построенными в достаточном количестве, обеспечат Императорскому флоту решающее преимущество в предполагаемом генеральном сражении с Тихоокеанским флотом США. Лишь авторитетный адмирал Ямамото Исороку придерживался мнения о решающей роли авианосцев и незначительном потенциале линкоров.
«Ямато» был заложен 4 ноября 1937 года на верфи ВМС в Куре. Его "брат" «Мусаси» заложили 29 марта 1938 года на верфи «Мицубиси» в Нагасаки. Строительство велось в обстановке беспрецедентной секретности. Место постройки было закрыто со всех сторон навесами из сизалевых циновок; после спуска кораблей на воду их дополнительно прикрывали маскировочными сетями. Фотографии всех рабочих поместили в специальные альбомы и сличали с ними всех входящих и выходящих. Работы организовали таким образом, что ни один из инженеров не мог получить все чертежи и спецификации. С целью дезинформации во всех документах указывался заниженный калибр главных орудий - 406 мм, а бюджет постройки был разнесён по разным проектам, чтобы огромная стоимость не бросалась в глаза. Сохранение тайны было в итоге обеспечено - за рубежом не знали истинных характеристик линкоров до самого конца войны.

«Ямато» в достройке. 1941 г.

Затраты и затруднения, с которыми столкнулись японцы, во многом напоминают историю постройки наших линейных кораблей типа «Советский Союз». Для благополучного завершения подобных проектов требовались значительные усилия экономики всей страны, сравнимые с современными космическими программами, причём приходилось решать массу задач, не связанных напрямую с кораблестроением.
В частности, пришлось модернизировать металлургические заводы, создать новые плавучие краны, буксиры, а для перевозки башен главного калибра построить специальное судно водоизмещением 13 800 тонн. Для обеспечения дальнейшего строительства серии японцы приступили к сооружению четырёх крупных доков, но полностью закончить работы не успели.
Формально имея самую толстую среди линкоров броню, «Ямато» не являлся самым защищённым. Японская металлургия 1930-х годов отставала от западной, а ухудшение англо-японских отношений сделало невозможным доступ к новейшим технологиям. Новая японская броня типа VH (Vickers Hardened) была разработана на базе британской VC (Vickers Cemented), производившейся в Японии по лицензии с 1910 г. По мнению американских специалистов, исследовавших эту броню после войны, её защитная эффективность оценивалась коэффициентом 0,86 по отношению к американской броне класса «A». Особо высококачественной британской броне CA японский образец уступал почти на треть, то есть для эквивалента 410 мм VH было достаточно 300 мм CA.

«Ямато», 1945 г. Бортовые башни вспомогательного калибра заменены 127-мм зенитками. Схема

Отставание в качестве броневого материала в сочетании с огромными размерами проектируемых линкоров привело конструкторов к идее решения проблемы защищённости «в лоб», то есть за счёт максимального наращивания толщины брони. Линкоры типа «Ямато» бронировались по схеме «всё или ничего», подразумевавшей создание броневой цитадели, защищающей жизненно важные центры корабля, обеспечивающей запас плавучести, но оставляющей незащищённым всё остальное. Цитадель «Ямато» оказалась самой короткой среди линкоров постройки 30-х годов по отношению к длине корабля - всего 53,5 %.
Обобщённая оценка качества брони и её сборки на последних линкорах Японии оставляет желать лучшего. Это объясняется, прежде всего, масштабностью проблем, поставленных перед создателями самых больших в мире линейных кораблей… качество бронирования в целом оказалось посредственным, то есть хуже, чем могло бы быть при столь больших габаритах и толщине брони.
Уже существующие 410-мм орудия были сочтены недостаточно мощными, и решение было принято в пользу 460-мм. Разработка этих орудий была начата в 1934 году и закончена к 1939. В целях сохранения секретности они именовались «40-SK model 94». Конструкция, в силу преемственности от разработки начала 1920-х годов, представляла собой сочетание современной скреплённой технологии с архаичной проволочной навивкой. Длина ствола составила 45 калибров, вес ствола - 165 тонн; всего было произведено 27 стволов. Заряжание производилась при фиксированном угле +3°, скорострельность в зависимости от дальности стрельбы составляла полтора - два выстрела в минуту. Каждая из трёх орудийных башен весила 2510 тонн.

«Ямато» на испытаниях. 1941 г.

Приборное оборудование линкоров при вступлении в строй было очень скудным по западным стандартам. Фактически «Ямато» и «Мусаси» располагали обычным для японских кораблей набором радиостанций, но значительно увеличенной мощности, что позволяло использовать их как флагманские.На начало 1942 года ни один корабль Императорского флота не имел радара.
В целом электронное оснащение японских кораблей являлось отсталым, что особенно проявлялось в боях, происходивших зачастую в условиях ограниченной видимости или ночью. Объяснить данный факт можно скорее недооценкой роли электронного оборудования, так как при желании корабли можно было оснастить весьма совершенными немецкими радарами.
При вводе в строй экипаж «Ямато» насчитывал 2200 человек, в том числе 150 офицеров, но реально он с самого начала был значительно больше. «Мусаси» вышел для участия в битве за Филиппины, имея на борту 2400 человек; экипаж «Ямато» в его последнем походе перевалил за 3000, что было обусловлено увеличением количества обслуги зенитной артиллерии.
Бытовые условия на «Ямато», хотя и выглядели неудовлетворительными по европейским и тем более американскими стандартам, были значительно лучше, чем на более ранних японских линкорах: на «Ямато» на каждого члена экипажа приходилось по 3,2 кубических метра жилых помещений, тогда как на предшественниках - от 2,2 до 2,6. Ещё более комфортным «Ямато» выглядел на фоне тяжёлых крейсеров (1,3-1,5 кубометра), и тем более эсминцев (1 кубический метр). Неудивительно, что в японском флоте «Ямато» и «Мусаси» были прозваны «отелями» - на них даже имелись большие чаны для купания команды, в то время как на подавляющем большинстве японских кораблей гигиенические процедуры сводились к обливанию водой на верхней палубе. Тем не менее, кубрики всё равно оставались тесными, проходы узкими, а камбузы и сантехническое оборудование примитивным. Японские конструкторы традиционно не считали бытовые удобства для команды своим приоритетом, полагая, что моряки Императорского флота должны вынести любые трудности.
В октябре 1944 года японские суперлинкоры были наконец брошены в серьёзный бой. Американцы начали высадку на Филиппины, и в случае успеха операции могли разрушить японский оборонительный периметр и отрезать Японию от основных источников сырья и нефти. Ставка была слишком высока, и японское командование приняло решение о проведении генерального сражения. Составленный им план «Се-Го» («Победа») являлся незаурядным достижением оперативного искусства. Поскольку авианосные силы Императорского флота пришли к тому времени в упадок, главная роль отводилась крупным артиллерийским кораблям.
Утром 24 октября, когда японские корабли находились в море Сибуян, начались массированные атаки американской палубной авиации. В силу случайных совпадений основные удары американцев были нацелены на «Мусаси». В течение первых трёх часов линкор получил не менее трёх торпедных и ряд бомбовых попаданий. Крен удалось выправить контрзатоплением, но корабль уже принял слишком много воды, имел большой дифферент на нос и постепенно терял скорость. После 15 часов линкор вновь подвергся мощным атакам торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков и получил множество торпедных и бомбовых попаданий. Хотя после 16 часов атаки закончились, затопление внутренних помещений линкора вышло из под контроля.
В 19.36 линкор перевернулся и затонул. Всего «Мусаси» получил попадания 11-19 торпед и 10-17 авиабомб. Погибло 1023 члена экипажа, включая его командира контр-адмирала Иногути, который предпочёл погибнуть вместе со своим кораблём. Потери американцев составили 18 самолётов из 259 участвовавших в атаках.

"Мусаси" под американскими бомбами. Море Сибуян, 24 октября 1944 г.
На «Ямато», ставшем флагманом японского соединения, приняли противника за одну из быстроходных авианосных групп и считали, что в её составе имеются крейсера. Тем не менее японцы вступили в бой. «Ямато» впервые в своей карьере открыл огонь по надводному противнику в 6:58 с дистанции 27 км. Первые залпы пришлись по авианосцу «Уайт Плэйнс» (White Plains), и артиллеристы считали, что добились попаданий.
В дальнейшем бой свёлся к преследованию японцами тихоходного противника, который отвечал атаками самолётов и эсминцев. В течение последующих трёх часов японские корабли обстреливали многочисленные цели и считали потопленными несколько американских авианосцев и крейсеров. Стрельбу затрудняли периодические дождевые шквалы и дымовые завесы противника. В результате большой разницы в скорости (до 10 узлов) японское соединение растянулось, и адмирал Курита потерял управление боем. В 10:20 1-е диверсионное соединение вышло из боя и повернуло на обратный курс, хотя путь в залив Лейте, где собрались американские транспорты, был открыт.
Это было похоже на отмену в последнюю минуту смертного приговора, хотя в тот момент американцы не могли понять, была ли это отмена приговора или только отсрочка казни.
Потери американцев в сражении в заливе Лейте составили 1 эскортный авианосец, 2 эсминца и 1 эскортный миноносец. Несмотря на уверенность артиллеристов «Ямато» в хороших результатах своей стрельбы, послевоенные исследования показали, что скорее всего «Ямато» не добился ни одного попадания главным калибром, хотя и был зафиксирован ряд накрытий.
Это было единственное сражение в истории, когда линкоры и крейсера держали в прицелах авианосцы, а те в ответ подняли в воздух свои самолеты . Шанс свой японцы упустили, проиграв финальный бой со счётом 1:3 (за один авианосец пришлось заплатить потерей трех тяжёлых крейсеров). Такой результат, несмотря на всю его нелогичность (слишком многое определила растерянность японского адмирала), стал достаточно символичным - вооружённые бомбами и торпедами самолеты оказались сильнее самой мощной артиллерии.
Также существует точка зрения, что из-за большого замедления перед разрывом японских снарядов, снаряды тяжелых японских орудий пронзали насквозь небронированные оконечности американских кораблей, и взрывались далеко за ними, что и привело к низким потерям американцев, несмотря на высокий процент накрытий.
1 апреля 1945 года американские войска высадились на Окинаве. Поскольку гарнизон острова не имел шансов отразить десант, японское командование сделало основную ставку на самоубийственные методы борьбы. Не остался в стороне и флот, предложивший использовать «Ямато» для атаки неприятельских десантных судов, несмотря на господство противника в воздухе и на море.
Утром 6 апреля 1945 года соединение в составе «Ямато», 1 лёгкого крейсера и 8 эсминцев вышло в море для участия в операции «Тен-ити-го» («Небеса-1»).
Японское соединение было обнаружено противником рано утром 7 апреля. Начиная с полудня «Ямато» и его эскорт подверглись мощным атакам американских палубных самолётов (всего 227 машин). Через два часа линкор, получив до 10 попаданий торпед и 13 попаданий авиабомб, вышел из строя. В 14.23 по местному времени произошёл взрыв носового погреба артиллерии главного калибра, после чего «Ямато» затонул. Спасти удалось лишь 269 человек, 3061 член экипажа погиб. Потери американцев составили 10 самолётов и 12 лётчиков.

«Ямато» в море Сибуян. 24 октября 1944 г.
Каждое оружие хорошо настолько, насколько его используют. В этом плане японским адмиралам похвастаться нечем. Все решающие битвы первой половины войны прошли без участия «Ямато» и «Мусаси». Японское командование не использовало даже возможность устрашить противника характеристиками кораблей. В итоге, суперлинкоры были брошены в бой в ситуации, где их сильные стороны оказались невостребованными. Говоря о гибели линкоров, нет смысла вести разговор о недостаточной живучести или слабости зенитных средств. Под такими атаками не уцелел бы ни один корабль, и то, как долго они сумели продержаться под градом ударов, делает честь их строителям.
Линкоры этого типа ознаменовали собой пик и одновременно тупик развития линкоров. Роль главной ударной силы на море перешла к авианосцам.

Советский Союз.
Линейные корабли проекта 23 (тип «Советский Союз») - проект линейных кораблей, строившихся для Военно-Морского Флота СССР в конце 1930-х - начале 1940-х годов в рамках программы строительства «Большого морского и океанского флота». Ни один из заложенных кораблей проекта не удалось достроить и включить в состав советского флота.
Считалось, что новые линкоры будут самыми большими и мощными в мире. Непотопляемость корабля обеспечивалась при разрушенной небронированной части корабля и одновременном попадании двух 21-дюймовых торпед в днище или трех торпед в були. Много внимания было уделено качеству и прочности соединения броневых плит различными способами: на заклепках в три ряда в шахматном порядке, на шпонках и т. д. Рассматривалась возможность применения сварки, которая постепенно входила в практику советского и зарубежного кораблестроения.
Плановая стоимость первых четырёх кораблей проекта (1,18 млрд рублей) была равна почти трети годового военно-морского бюджета страны в 1940 году.
Головной линейный корабль «Советский Союз» был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе. В 1938-1939 гг. на двух других предприятиях заложены еще три линкора: «Советская Украина» в Николаеве, «Советская Россия» и «Советская Белоруссия» в Молотовске. В октябре 1940 был отдан приказ приостановить строительство корабля «Советская Белоруссия», готового на 1 %, а основные усилия сосредоточить на корабле «Советский Союз». Из-за начала войны строительство остальных кораблей было прекращено (готовность «Советского Союза» составила 19,44 %, «Советской Украины» - всего 7 %), а по окончании войны недостроенные корабли были разобраны.

Германия.
Линейные корабли типа H (также H-39) - тип нереализованного германского линейного корабля времён Второй мировой войны. Амбициозная германская кораблестроительная программа 1939 года, известная также как «План «Z»», предусматривала строительство по этому проекту шести линейных кораблей. Корпуса линейных кораблей имели алфавитную нумерацию H, J, K, L, M, N. Германская промышленность успела до начала Второй мировой заложить два первых корпуса, остальные корабли не были даже заложены. В октябре 1939 года строительство заложенных кораблей было остановлено.

США.
Линейные корабли типа «Монтана» - тип линейных кораблей ВМС США. Дальнейшее развитие линейных кораблей типа «Северная Каролина», во многом являясь их увеличенным вариантом. Заложены, но не достроены.Линкор «Montana» планировался как головной корабль в серии из пяти единиц.
19 июля 1940 было заказано 5 линейных кораблей класса Montana, вскоре их постройка была заморожена на неопределенное время, пока 21 июля 1943 окончательно не была отменена. Линкоры должны были строиться на Верфи ВМС в Нью-Йорке, Судостроительной военно-морской верфи в Филадельфии и Судостроительной военно-морской верфи в Норфолке.

Макет линкора "Монтана".

Сравнение проектов реально заложенных линейных кораблей стандартным водоизмещением более 50000т.

Ямато(Япония) Советский Союз (СССР) Нз9 (Германия) Монтана (США).
Год закладки 1937 1938 1939 1941
Водоизмещение стандартное 62 315 (проектн.)63200т. (реалн.) 59150т. (проектн.)60190т. (оценка) 53489т. (проектн.) 60500т. (проектн.)
Водоизмещение полное 69 998т. (проектн.)72 810т. (реалн.) 65 150т. (проектн.)67 370т. (оценка) 63 596 (проектн.) 70 500 (проектн.)
ГЭУ 4 ТЗА 12 ПК 150 000 л.с. 3 ТЗА 6 ПК 202 000 л.с. 3-вальная 12 диз. 148 000 л.с. 4 ТЗА 8 ПК 172 000 л.с.
Скорость хода, узлов 27,5 28 30,4 28
Бронирование:
Главный пояс 410мм 375-420+20 мм 180-320+скос 120мм 406мм
Верхний пояс нет 180-420 мм 150+25 мм нет
Нижний пояс 100-170 -200-270 мм нет нет 95-210 мм
Броня в оконечностях нет до 220 мм до 150 мм нет
Палубное бронирование главная 200-230 мм 25+155+50 мм 50-60+100-150 мм 57+147-155+25 мм
Башни (лоб/бок/крыша/тыл): 650/250/270/460 мм 495/230/230/410 мм 400/220/180-220/325 мм 560/254/233/370мм
Вооружение: 9 460/4512 155/60 12 127/40 24 25 9 406/5012 152/58 12 100/56 32 37 8 406/52*12 150/55 16 105/65 16 37 12 406/5020 127/54? 32 40/56 20 20
Вес залпа ГК 13140кг 9972кг 8240кг* 14696кг

Я поделился с Вами информацией, которую "накопал" и систематизировал. При этом ничуть не обеднел и готов делится дальше, не реже двух раз в неделю. Если Вы обнаружили в статье ошибки или неточности - пожалуйста сообщите. Буду очень благодарен.

Линкоры типа "Yamato" - крупнейшие корабли Второй мировой войны и самые большие линкоры в мире. История создания этих линкоров восходит к 1934 г., когда Японией, покинувшей Лигу Наций, было принято принципиальное решение впредь игнорировать договоренности по ограничению морских вооружений. Отказ от соблюдения 35 000-т договорного водоизмещения для линкоров позволял японским конструкторам вернуться к идеям, положенным в основу кораблей программы "8 - 8": индивидуальное превосходство над любым линкором потенциального противника. При этом учитывался тот факт, что основной соперник на Тихом океане, США, при создании своих линкоров нового поколения будет вынужден ориентироваться на пропускную способность Панамского канала.

С 1934 по 1935 г. в Японии были подготовлены и рассмотрены 24 проекта нового линкора (водоизмещение от 49 000 до 68 000 т, скорость от 24 до 31 уз., артиллерия ГК - 410- или 460-мм орудия). Уже к октябрю 1935 г. в общих чертах определились основные характеристики будущего "Yamato": 9 460-мм орудий, скорость 27 уз., комбинированная дизель/ паротурбинная ЭУ, броневая защита - от огня 457-мм орудий. При подготовке детальных чертежей от идеи установки на корабли дизелей экономического хода отказались, поскольку замена столь крупных агрегатов в случае необходимости будет сопряжена с большими трудностями. После внесения изменений, касающихся перехода на чисто паротурбинную ЭУ, проект был окончательно готов в марте 1937 г.

Корпус новых линкоров имел ряд интересных конструктивных решений: носовой бульб, снижающий волновое сопротивление (это позволило сэкономить около 15 000 л.с. мощности ЭУ); заметную седловатость палубы в районе носовых башен ГК.

460-мм артиллерия ГК размещалась в трех трехорудийных башнях, имевших самую толстую в истории мирового кораблестроения лобовую броню - 650 мм. Главный калибр дополняли 12 155-мм орудий в трех­орудийных башнях (ранее они стояли на крейсерах типа "Mogami") и 6 х 2 127-мм зениток.

Броневая защита проектировалась на обеспечение зоны неуязвимос­ти под огнем 457-мм орудий в диапазоне 20 000 - 30 000 м и способность выдерживать попадание авиабомбы весом 1000 кг, сброшенной с высоты 15 000 футов (4572 м).

Главный пояс по ватерлинии толщиной 410 мм и высотой около 5,8 м имел наклон наружу 20°. Траверсы толщиной 300 мм (носовой) и 270 - 300 мм (кормовой) стояли также под углом 25°. К нижней кромке главного пояса примыкала броневая противоторпедная переборка, на протяжении ЭУ опускающаяся до самого днища. Она также выполнялась наклонной, но под меньшим углом - 15°. В своей верхней части броневая переборка имела толщину 270 мм (напротив погребов боезапаса) или 200 мм (напротив ЭУ), утоньшаясь к нижней кромке до 75 мм.

Горизонтальная защита состояла из главной палубы толщиной 200 - 230 мм, опирающейся на верхнюю кромку главного пояса. Ниже нее находилась тонкая (9 мм) противоосколочная палуба. Верхняя палуба толщиной 35 - 50 мм служила для взведения взрывателей бомб и, кроме того, защиты корпуса от повреждений при стрельбе собственной артиллерии ГК.

Интересной особенностью стала 80-мм броневая палуба под погребами, предусмотренная для защиты от подводных взрывов.

. «Мусаси» и однотипный ему «Ямато» были самыми крупными и самыми мощными линейными кораблями в мире, имели водоизмещение 74 000 тонн , главный калибр орудий - 460 мм .

Мусаси
武蔵

«Мусаси» за несколько дней до гибели
Служба
Япония
Класс и тип судна Линейный корабль
Изготовитель Мицубиси
Строительство начато 29 марта 1938 года
Спущен на воду 1 ноября 1940 года
Введён в эксплуатацию 5 августа 1942 года
Статус потоплен 24 октября 1944 года в море Сибуян (12°50′ с. ш. 122°35′ в. д. H G Я O L или 13°07′ с. ш. 122°32′ в. д. H G Я O L )
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное 68 200
полное 72 800 т
Длина 256 м (ватерлиния)
263 м (полная)
Ширина 38,9 м
Осадка 11 м
Бронирование борт - 410 мм;
траверсы - 300 мм;
главная палуба - 200…230 мм;
верхняя палуба - 35…50 мм;
башни ГК - 650 мм (лоб), 250 мм (борт), 270 мм (крыша);
барбеты ГК - до 560 мм;
башни 155-мм орудий - 25…75 мм;
барбеты башен 155-мм орудий - 75 мм;
рубка - 500 мм (борт), 200 мм (крыша)
Двигатели 4 ТЗА Kampon
Мощность 150 000 л. с. (110 МВт)
Скорость хода 27,5 узла (51 км/ч)
Автономность плавания 7200 морских миль на 16 узлах
Экипаж 2399 человек
Вооружение
Артиллерия 3 × 3 - 460-мм/45,
4 × 3- 155-мм/60
Зенитная артиллерия 6 × 2 - 127-мм/40,
8 × 3- 25-мм,
2 × 2 - 13,2-мм пулемёта
Авиационная группа 2 катапульты, 7 гидросамолётов
Медиафайлы на Викискладе

Строительство

Служба

До конца 1942 года линкор проходил испытания, дооборудование и боевую подготовку в японских водах. 22 января 1943 года он прибыл на Трук и стал новым флагманом Объединённого флота. В мае 1943 года был включен в состав соединения, предназначенного для срыва Алеутской десантной операции флота США , но японцы промедлили с развёртыванием своих сил, и операцию пришлось отменить.

29 марта 1943 года «Мусаси» вышел из бухты Трука, уклоняясь от атаки американской палубной авиации, но в море был атакован подлодкой США «Танни» (англ. Tunny ) и получил попадание торпеды в носовую часть. Было принято 3000 тонн воды, потери составили 18 человек. Ремонт проводился в Куре до конца апреля. 19-23 июня «Мусаси» вместе с «Ямато» участвовал в сражении в Филиппинском море, но не добился никаких результатов.

Гибель

В октябре 1944 года японские суперлинкоры были наконец брошены в серьёзный бой. Американцы начали высадку на Филиппины , и в случае успеха операции могли разрушить японский оборонительный периметр и отрезать Японию от основных источников сырья и нефти. Ставка была слишком высока, и японское командование приняло решение о проведении генерального сражения. Составленный им план «Се-Го» («Победа») являлся незаурядным достижением оперативного искусства . Поскольку авианосные силы Императорского флота пришли к тому времени в упадок, главная роль отводилась крупным артиллерийским кораблям.

Северная группа, включавшая немногие уцелевшие авианосцы, должна была сыграть роль приманки для 38-го оперативного соединения - главной ударной силы американского флота. Основной удар по десантным судам должно было нанести 1-е диверсионное соединение вице-адмирала Куриты . В его состав входили 5 линкоров, включая «Ямато» и «Мусаси», 10 тяжёлых и 2 лёгких крейсера, 15 эсминцев . Соединение должно было ночью преодолеть пролив Сан-Бернардино и утром атаковать десантные суда у острова Лейте . Поддержку ему оказывало меньшее по силам 2-е диверсионное соединение вице-адмирала Нисимуры , следовавшее проливом Суригао .

Бой в море Сибуян

22 октября 1-е диверсионное соединение вышло в море и уже на следующий день было атаковано американскими подлодками, потопившими два тяжёлых крейсера. Утром 24 октября, когда соединение Куриты находилось в море Сибуян, начались массированные атаки американской палубной авиации. В силу случайных совпадений основные удары американцев были нацелены на «Мусаси». В течение первых трёх часов линкор получил не менее трёх торпедных и ряд бомбовых попаданий. Крен удалось выправить контрзатоплением, но корабль уже принял слишком много воды, имел большой дифферент на нос. Одно из трех турбинных отделений было заполнено водой, турбина остановлена. Корабль потерял скорость до 22 узлов. В дальнейшем, торпедным попаданием были настолько разворочены були по левому борту, что создавали мощный бурун воды, что ещё больше снизило скорость. Американские самолеты смогли совершить повторные вылеты после перезаправки и довооружения на авианосцах, и следующими торпедными атаками (применена тактика «молот и наковальня») было выведено из строя второе турбинное отделение - на этот раз по правому борту. Скорость упала до 15 узлов, а нос линкора осел в воду до 7 метров. Соединение Куриты, чтобы не бросать линкор, снизило ход до 22 узлов и начало описывать маневры уклонения, чтобы хоть как-то сохранить дистанцию с отстающим линкором. В итоге после 15 часов линкор вновь подвергся мощным атакам торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков и получил множество торпедных и бомбовых попаданий. Командир корабля контр-адмирал Иногути получил тяжелое ранение осколком разорвавшейся на крыше башни ГК бомбы, но сохранил сознание. Хотя после 16 часов атаки закончились, затопление внутренних помещений линкора вышло из-под контроля. Вице-адмирал Курита, видя отчаянное положение «Мусаси», приказал ему выброситься на берег. Но выполнить приказ не удалось - в 19:36 линкор перевернулся и затонул. Всего «Мусаси» получил попадания 11-19 торпед и 10-17 авиабомб . Погибло 1023 члена экипажа, включая его командира контр-адмирала Иногути, который предпочёл погибнуть вместе со своим кораблём, заперевшись в собственной каюте.После погружения линкора на кораблях сопровождения слышали два мощных подводных взрыва [ ] . Потери американцев составили 18 самолётов из 259 участвовавших в атаках.

Однотипный «Ямато» также подвергся бомбардировке и получил несколько бомбовых попаданий, однако они не были эффективными и не повлияли на боеспособность и ходовые качества корабля.

Во время атаки на линкор для обороны применялись специальные шрапнельные зенитные снаряды ГК калибра 460 мм, однако их огонь не был эффективен.

Командиры линкора

  • 05.08.1942 - 09.06.1943 - капитан I ранга (с 01.11.1942 - контр-адмирал) Каору Арима.
  • 09.06.1943 - 07.12.1943 - капитан I ранга (с 01.11.1943 - контр-адмирал) Кэйдзо Комура.
  • 07.12.1943 - 12.08.1944 - капитан I ранга (с 01.05.1944 - контр-адмирал) Бундзи Асакура.
  • 12.08.1944 - 24.10.1944 - контр-адмирал Тосихиро Иногути.

Обнаружение

Затонувший линкор был обнаружен 2 марта 2015 года, о чём 4 марта того же года сообщил на своей странице в Twitter Пол Аллен . Обломки корабля были обнаружены экспедицией, организованной на средства Пола Аллена и базировавшейся на принадлежащем ему научно-исследовательском судне Octopus (исследования с целью обнаружить затонувший линкор были начаты ещё в 2007 году). Останки линкора находятся на глубине около 1000 метров в море Сибуян вблизи Висайских островов Филиппинского архипелага (13°6"58"N 122°31"57"E). Обследование останков с помощью дистанционно управляемых устройств (Bluefin-12S Unmanned Underwater Vehicle) показало, что они представляют собой несколько крупных и множество мелких фрагментов (хотя корабль затонул целым, но, по всей видимости, уже после погружения произошла детонация, по крайней мере, одного из погребов орудий главного калибра). Носовая часть корпуса (вплоть до барбета передней башни орудий главного калибра) лежит на ровном киле и полностью отделена от лежащей на дне вверх килем основной части корпуса. Передняя надстройка и дымовая труба лежат отдельно. На сайте Пола Аллена есть видеозапись, в которой показаны основные события экспедиции по обнаружению останков корабля .

После сообщений об обнаружении останков, власти Филиппин заявили, что они не были заранее проинформированы как о проводимых экспедицией Пола Аллена поисковых работах, так и вообще о присутствии судна Octopus в своих территориальных водах. Со стороны филиппинских властей Аллену были направлены претензии по поводу отсутствия каких-либо согласований и координации с ними организации и проведения поисковой экспедиции.

Очередную серию детектива «Морской бой: Авиация против линкоров». Предыдущий рассказ о гибели линейного корабля «Ямато» вызвал множество критических отзывов: читатели подвергли сомнению возможность уничтожения столь крупного и хорошо защищенного корабля ограниченными силами палубной авиации. Наверное, стоит вспомнить основные моменты того спора:

Самый крупный боевой корабль в истории – линкор Императорского флота «Ямато» погиб в бою с палубной авиацией 58-го Оперативного Соединения ВМС США. В целом, здесь нет никаких сомнений и вопросов, исход самоубийственной операции Тен-Го был предрешен заранее. Японцы пошли в тот неравный бой, руководствуясь своим древним кодексом Бушидо – путь воина.

Другое дело, что против японской эскадры (линкор, крейсер и 8 эсминцев) действовали 5 тяжелых и 4 легких авианосцев ВМС США. Девять авианосцев против одного линкора! Соотношение впечатляет. Конечно, это война, а не уличная драка – разговоры о честности здесь неуместны, побеждает тот, у кого больше сил и ресурсов. И все-таки, это бросает тень на палубную авиацию – выходит, ее возможности, мягко говоря, преувеличены?

При внимательном анализе возникают следующие факты: непосредственно в атаках на японский линкор принимало участие 227 самолетов (всего было отправлено 280 машин, из них 53 не вышли на цель). Также необходимо отметить, что треть палубных самолетов были истребителями, чье участие в операции ограничивалось скорее психологическим давлением на японских моряков – пули 50-го калибра не представляли угрозы для полуметровой брони линкора. В результате, две сотни палубных самолетов утопили всю японскую эскадру за 2 часа – летчикам даже не пришлось возвращаться для повторного удара.

Ввиду всего вышесказанного, появляются следующие факты:
1. Силы американцев были явно избыточны. Каждый авианосец отправил всего по одной эскадрилье из четырех, имеющихся в наличии. При этом даже 227 самолетов оказалось более чем достаточно для выполнения задачи.
2. Две сотни самолетов атаковали не одновременно, а несколькими «волнами», самая многочисленная из которых состояла из 150 машин.
3. Исходя из условий той ситуации, у американцев было в запасе, как минимум, 12 часов светлого времени суток. Японское соединение было обнаружено еще ночью, на расстоянии 300 миль от авианосцев (550 километров). Янки хорошо выспались, плотно позавтракали и, ровно в 10:00, их первые палубные самолеты пошли на взлет. Уже к 2 часам дня все было кончено – «Ямато» лег набок и приготовился умирать. Линкор взорвался в 14:23.
Очевидно, что у летчиков была в запасе еще масса времени - в случае необходимости, они могли дозаправиться и повторить атаку.
4. Во время налета на «Ямато» потери американцев составили 10 самолетов (четыре торпедоносца, три бомбардировщика, три истребителя). Еще около 20 машин были повреждены зенитным огнем, но смогли вернуться на свои корабли. Не берусь судить о тяжести их повреждений и возможности быстрого ремонта – предположим, что все они выбыли из строя. 30 из 227. Вполне адекватные потери.

Резюмируя эти 4 пункта, можно сделать вывод, что, чисто теоретически, для быстрого уничтожения «Ямато» и его эскорта было достаточно двух авианосцев типа «Эссекс». Действительно, на каждом «Эссексе» на тот момент базировалось около 100 палубных самолетов, сведенных в 4 эскадрильи (две истребительные, бомбардировочную и торпедоносную). В цистернах корабля находилось 230 000 галлонов авиабензина (более 800 000 литров), заправочная система обеспечивала подачу на полетную палубу 3750 литров топлива в минуту. В бункерах авианосца хранилось 625 тонн боеприпасов: тысячи бомб и реактивных снарядов, полсотни торпед, миллион патронов для авиационных пулеметов.

Авианосец «Эссекс» оснащался двумя пневматическими катапультами и 8 компрессорами: технический темп выпуска самолетов достигал 42 секунд – разумеется, в реальных условиях он был в несколько раз ниже. Но что примечательно: по статистике, 60% запусков с палубы корабля происходило без помощи катапульт – истребителям и бомбардировщикам военных лет еще не требовалась помощь на старте. Все это значительно упрощало процедуру запуска и позволяло быстро поднять в воздух ударную группу.

В статье я предположил, что для уничтожения хорошо защищенной цели класса «линкор» с мощной ПВО и эскортом из десятка эсминцев, потребуется ударная группа из 100-120 самолетов – линкор, скорее всего, не удастся потопить за один вылет, но количество авиатехники, топлива и боеприпасов позволяло двум авианосцам многократно повторить удар и добиться гибели линейного корабля. Это утверждение вызвало у многих читателей недоверие и справедливый вопрос: «Разве возможно? Зенитчики линкора перестреляют эту сотню самолетов, как стаю куриного гриппа, и повторить налет будет уже нечем – матчасть и пилоты погибнут в первой атаке…»

Нужно признаться, в прошлый раз я несколько завысил требуемое количество самолетов в первой «волне» - на самом деле, для атаки эскадры линкоров достаточно группы из 30-40 самолетов. В это сложно поверить, но во времена Второй мировой войны корабельные зенитные средства были не в состоянии отразить атаку даже такого количества самолетов.

Сегодня я не стану проводить никаких сложных расчетов и делать опрометчивых заявлений. Я приведу в пример реальный случай – морское сражение 24 октября 1944 года. В тот день 38-е Оперативное Соединение ВМС США раскромсало эскадру японских линкоров и тяжелых крейсеров. В ходе многочасового морского боя палубной авиацией был потоплен первый корабль типа «Ямато» - суперлинкор Императорского флота Японии неподражаемый «Мусаси».

Гибель «Мусаси»

Не вдаваясь в долгие подробности Тихоокеанского ТВД и в причины появления японской эскадры в море Сибуян (Филиппины), сразу же отметим, что японская операция была обречена на провал – оставшись без истребительного прикрытия, 2-й флот адмирала Такэо Куриты непременно бы встретился с американскими авианосцами.
В составе японской эскадры находились:

Суперлинкоры «Ямато» и «Мусаси». Крупнейшие и мощнейшие боевые корабли на планете. Полное водоизмещение – 70 тысяч тонн (для сравнения: современный тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», флагманский корабль Северного флота ВМФ России, имеет полное водоизмещение порядка 26 тыс. тонн)!

Главный калибр исполинских кораблей – 460 мм. и механизмы линкоров были надежно защищены мертвым металлом – толщина бронирования рубки достигала ПОЛУМЕТРА броневой стали, башни главного калибра – 650 мм! Непробиваемый стальной лист толщиной 65 сантиметров – вы способны такое представить?


Схема ЛК типа "Ямато" в большом разрешении. Обратите внимание на количество стволов зенитной артиллерии.


Зенитное оружие суперлинкоров - 12 спаренных установок калибра 127 мм и 130 автоматических зениток (34 одиночных и 32 строенных установки калибра 25 мм). Кроме того, имелось 6 орудий среднего калибра (150 мм) и 2 спаренные пулеметные установки.*
*сведения по ЛК «Мусаси», октябрь 1944 г.
Кто был способен устоять против таких кораблей?

Линкор «Нагато». Стальной монстр, непобежденный даже атомным взрывом (испытания ядерного оружия на атолле Бикини, 1946 г.). За 20 лет до событий в море Сибуян, «Нагато» был лучшим линкором в мире, японцы первыми отважились установить на корабль пушки калибром более 400 мм. «Нагато» получил восемь 410 мм орудий, задав новый стандарт Главного Калибра по всему миру. Кроме того, вооружение линкора включало:
18 х 140 мм пушек среднего калибра,
8 х 127 мм зениток,
98 стволов зенитных автоматов.



Надстройки "Нагато" после ядерного взрыва. Атолл Бикини, 1946 г.


Как и прежде, непобедимый «Нагато» внушал ужас своим противникам. Какой вред могли причинить непробиваемому монстру маленькие хрупкие самолеты? Сотни стволов зенитной артиллерии разорвут в клочья любого, кто осмелится напасть с воздуха на японский линкор. По крайней мере, так казалось японцам…

Много интересных кораблей находилось в японской эскадре: старый, но по-прежнему боеспособный линкор «Харуна» (не совсем корректное выражение – «Харуне» на тот момент едва минуло 30 лет, нормальный возраст для многих современных кораблей), тяжелые крейсера «Тонэ», «Чикума», «Миоко»…всего 7 линкоров, 11 крейсеров и 23 эсминца!


Линкор "Харуна" готов доказать, что он не устаревший корабль, открыв огонь из своих восьми 356 мм орудий.


Каждый японский крейсер нес до 100 стволов зенитных установок, эсминец – более 30. Все это, по идее, должно было создать непроходимую стену зенитного огня. Даже несмотря на отставание японцев в конструкции зенитной артиллерии и систем управления огнем, логично было бы предположить, что количество установок должно было непременно перейти в качество. И тем не менее, дело приняло драматический оборот намного раньше, чем это можно было ожидать.


Тяжелый крейсер "Чикума" маневрирует под огнем

Побоище

Противник у японской эскадры был не менее серьезный. 38-е Оперативное Соединение ВМС США (оно же – Task Force 58). Как уже было отмечено в предыдущей статье, Task Force 58 (в данном случае оно имело индекс «38», но не суть), несмотря на вполне обыденное название, представляло собой самую страшную эскадру, когда-либо бороздившую Мировой океан. Два десятка ударных авианосцев под прикрытием быстроходных линкоров, крейсеров и сотни эсминцев.

24 октября 1944 года в море Сибуян находились тяжелые авианосцы: «Эссекс», «Интрепид», «Франклин», «Лексингтон» и «Энтерпрайз», а также 5 легких авианосецев: «Индепенденс», «Кэбот», «Лэнгли», «Сан-Хасинто» и «Беллью Вуд».
Получив сообщение о приближении японской эскадры, морские летчики ВМС США, как водится, хорошо выспались, плотно позавтракали, и в 9 утра подняли в воздух свои торпедоносцы и пикировщики.


Авианосец "Интрепид" (CV-11)


1-я атака. 12 бомбардировщиков и 13 торпедоносцев под прикрытием 19 истребителей – с авианосцев «Интрепид» и «Кэбот». Японская эскадра встретила их лавиной огня, обезумевшие летчики поскорее сбросили торпеды на ближайшую цель и, потеряв три самолета, поспешили быстро покинуть опасный район.
«Ближайшей целью» оказался суперлинкор «Мусаси» - он получил в борт свою первую торпеду. Ущерб оказался невелик, поступление воды быстро взяли под контроль. Вторым пострадавшим оказался тяжелый крейсер «Миоко».

2-я атака. Через полчаса японцев атаковали самолеты с авианосцев «Лексингтон» и «Эссекс». Всего 30 машин, по данным японцев. В «Мусаси» попали 2 бомбы и торпеда. Первая бомба ударила в полубак, пробила тонкую 25 мм палубу, и, прошив корпус линкора насквозь, вылетела наружу через борт. Вторая бомба пробила две палубы и рванула с такой силой, что от могучего сотрясения лопнули магистрали в котельном отделении.

3-я атака. В действие вступили авианосцы «Энтерпрайз» и «Франклин» - 80 палубных самолетов нанесли массированный удар по японскому соединению. Удивительно, но несмотря на отсутствие какой-либо координации, под основной удар снова попал «Мусаси» - ему разбило нос торпедой.

В полдень янки плотно пообедали и продолжили избивать японский флот. 4-ю по счету, самую результативную и жесткую атаку провели летчики с авианосца «Интрепид» - 14 истребителей «Хэллкэт», 12 пикировщиков «Хэллдайвер» и 9 торпедоносцев «Эвенджер». Линкор «Мусаси» поразили три торпеды и четыре тяжелые авиабомбы – надстройки корабля превратились в пылающие развалины, сдетонировал боекомплект зенитных автоматов. Было затоплено множество помещений в подводной части линкора, в том числе отсек гидромашин, скорость «Мусаси» упала до 16 узлов – с этого момента корабль был обречен. Японский ордер ушел далеко вперед, рядом с гибнущим «Мусаси» остались только тяжелый крейсер «Тонэ» и 2 эсминца.


Пикирующие бомбардировщики "Хэллдайвер". Похоже на осиное гнездо.


5-я атака. Авианосцы «Эссекс» и «Лексингтон» отправили 27 торпедоносцев и 15 бомбардировщиков под прикрытием 16 истребителей. Эта атака миновала «Ямато» - самолеты обстреляли другие линкоры японского флота. Этот рейд оказался не столь удачным – часть бомбардировщиков несла 227-кг авиабомбы, малоэффективные против сверхзащищенных плавучих крепостей. Пять поврежденных самолетов с трудом дотянули до своих кораблей и приземлились на воду, эсминцы эскорта подняли из воды экипажи.

6-я атака. Последнюю атаку в тот день атаку провели летчики с авианосцев «Энтерпрайз» и «Франклин». В тонущий «Мусаси» попало 4 торпеды и 10 авиабомб, окончательно превратив в руины Гордость Императорского флота. К 7 часам вечера носовая часть линкора полностью погрузилась в воду до первой башни, вышли из строя все машинные отделения, выключилось электричество. Экипаж стал покидать корабль. Через полчаса 70 тысяч тонн обгоревшего хлама, бывшего когда-то линкором «Мусаси», опрокинулись и ушли под воду. День закончился. Для кого-то удачно. Для кого-то нет. С медленно тонущего линкора спаслись 1288 человек, еще 991 моряк погиб в бою и был унесен на дно в корпусе огромного корабля.

Всего в тот день жертвами американкой атаки стали:
- суперлинкор «Мусаси», затонул.
- суперлинкор «Ямато» - два попадания бомб, одна из них привела к затоплению помещений в носовой части корабля. «Ямато» принял 2000 тонн воды, крен удалось выправить, уменьшилась скорость, боеспособность сохранена.
- линкор «Нагато», получил серьезные повреждения. Взрывами двух бомба были уничтожены воздухозаборник котельного отделения №1, радиостанция, вышла из строя башня главного калибра и 4 средних орудия. Скорость упала до 21 узла, возникли крупные пожары в кубриках. Примечательно, что иногда повреждения «Нагато» описывают, как «незначительные». Может быть так, однако, гибель 52 человек из экипажа линкора позволяет усомниться в этом. Например, во время потопления эсминца «Шеффилд» от неразорвавшейся ракеты (любимого эпизода всех скептиков защищенности современных кораблей) погибло всего 18 моряков. Но это к слову.
- тяжелый крейсер «Миоко», попадание торпеды. Поступление воды удалось взять под контроль, крен выправили контрзатоплением отсеков противоположного борта.
- эсминец «Фудзинами» - затонул от близкого взрыва авиабомбы.
- эсминец «Киёсимо» - прямое попадание авиабомбы, уничтожены все механизмы и оружие в средней части эсминца.
- эсминец «Уракадзе» - от близких взрывов нарушилась герметичность корпуса, вышла из строя связь.

Таковы основные итоги морского боя 24 октября 1944 года. Среди военных историков бытует мнение, что после непрерывных многочасовых воздушных атака японская эскадра сохранила боеспособность, следовательно американцы не добились желаемого результата. Может быть, может быть…Вот только как быть с потоплением одного из двух крупнейших кораблей на планете? В любом случае, для меня это эпизод войны на Тихом океане представляет сугубо технический интерес – самолеты атаковали эскадру линкоров малыми группами и добились при этом заметных успехов.

P.S. На следующее утро, 25 октября 1944 года, эскадру адмирала Куриты ждало новое испытание: пытаясь прорваться к месту высадки американского десанта в заливе Лейте, японцы случайно напоролись на 6 эскортных авианосцев – маленьких «лоханок», построенных по стандартам гражданского судостроения. Малыши так избили линкоры, что японцам пришлось отказаться от своих планов. И бежали самураи, под напором стали и огня…

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Линкор подвергя многочисленным атакам волн американских бомбардировщиков и торпедоносцев

Американский миллиардер Пол Аллен сообщил об обнаружении знаменитого японского линкора "Мусаси", потопленного американцами во время Второй мировой войны.

По словам Аллена, это открытие было сделано его частной экспедиционной группой.

Корабль, который был флагманом японского императорского флота в годы Второй мировой войны, лежит на глубине более километра на дне моря Сибуян у берегов Филиппин.

Однотипные линкоры "Мусаси" и "Ямато" были самыми крупными и самыми мощными линейными кораблями в мире, имели водоизмещение 74 тысячи тонн, главный калибр - 460 мм.

Американские самолеты потопили "Мусаси" 24 октября 1944 года в ходе морского сражения в заливе Лейте, которое считается самой крупной морской битвой Второй мировой войны.

Правообладатель иллюстрации BBC World Service Image caption Фотографии затонувшего корабля опубликованы лично Алленом в соцсети "Твиттер" Правообладатель иллюстрации BBC World Service Image caption На этом снимке виден фрагмент кормовой части линкора

Пол Аллен объявил об обнаружении линкора на свой странице в "Твиттере" и опубликовал несколько фотографий, сделанных на дне моря.

Он начал поиски линкора "Мусаси" восемь лет назад, поскольку с детства интересовался историей Второй мировой войны.

"Мусаси" был обнаружен в центре Филиппинского архипелага с помощью подводного робота после тщательного изучения дна членами экспедиционной группы.

Линкор "Мусаси"

  • Заложен : март 1938 года
  • Потоплен : октябрь 1944 года
  • Длина : 263 метра
  • Скорость : 27,5 узлов (51,5 км/час)
  • Экипаж : 2399 человек
  • Авиагруппа : семь гидросамолетов, две катапульты
  • Вооружение : девять орудий калибра 460 мм по три орудия в трех башнях с дальностью стрельбы до 45 км
  • Двигательные установки : 12 турбин
  • Водоизмещение : 72800 тонн (полное)

Источник: WW2 Database

Обороняясь от налетов американских самолетов, японский линкор вел настильный огонь из зенитных орудий, которые подымали огромные фонтаны воды, пытаясь помешать американским торпедоносцам выйти на курс атаки.

Однако эта тактика не принесла успеха, поскольку не могла противодействовать пикирующим бомбардировщикам.

Всего линкор получил 20 попаданий торпед и 17 попаданий авиабомб.

В течение нескольких часов линкор "Мусаси" подвергался ударам торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков, базировавшихся на американских авианосцах. Он получил тяжелые повреждения, потерял ход и вечером 24 октября 1944 года перевернулся и затонул.

Правообладатель иллюстрации BBC World Service Image caption Линкор "Мусаси" не имел достаточно мощной зенитной артиллерии

Погибли более тысячи членов его экипажа, было сбито 18 американских самолетов.

Построенный по тому же проекту линкор "Ямато" также подвергся бомбардировке и получил несколько бомбовых попаданий, однако они не повлияли на боеспособность и ходовые качества корабля. Он был потоплен американцами спустя год на пути к базе на Окинаве.

Уроженец Сиэттла Пол Аллен, которому сейчас 62 года, основал корпорацию Microsoft в 1975 году и занимает 51-е место в списке богатейших людей мира. По данным журнала Forbes , его личное состояние оценивается в 17,5 млрд долларов.

Сам миллиардер называет себя на своем сайте филантропом, инвестором, предпринимателем, писателем и космическим первопроходцем.

В настоящее время он работает над проектом Stratolaunch, который направлен на создание новых рентабельных средств вывода на околоземные орбиты тяжелых грузов.

Он также финансировал работы по созданию суборбитального ракетоплана SpaceShipOne, который совершил свой первый полет в 2004 году.