Биографии Характеристики Анализ

Лучшее для памяти и работы мозга для школьников: методики, продукты, препараты. Как улучшить память школьнику за неделю? Быстрый способ

Введение

Порой на лестнице стою,
Стараюсь догадаться:
Собралась подниматься я,

А может, вниз спускаться?

Рам Дасс

Некоторые люди рождаются с феноменальной памятью, примером тому могут служить Юлий Цезарь и Александр Македонский , которые знали в лицо и по имени всех своих солдат - до 30000 человек. Этими же способностями обладал и персидский царь Кир. Каждого из 20000 жителей Афин знали знаменитые Фемистокл и Сократ . А Сенека был способен повторить 2000 не связанных между собой слов, услышанных лишь раз. Евреи из польской религиозной общины “Шасс Поллак” могли абсолютно точно назвать положение каждого слова на любой странице всех 12 томов “Талмуда”. Доминик О’Брайен , шестикратный чемпион мира по использованию резервов памяти, установил огромное число рекордов по запоминанию информации, в том числе запоминание колоды карт за 33,8 секунды; 18 колод карт за один час; и более 2000 бинарных цифровых комбинаций менее чем за 30 минут! Очень часто можно слышать, как люди говорят: "Ему повезло, у него феноменальная память!". Это свидетельствует о том, что люди осознают важное значение памяти как для повседневной жизни, так и для профессиональной деятельности. Для большинства профессий память - очень ценный инструмент. Те, у кого память выше среднего уровня, имеют преимущество. Наряду с существованием "чрезвычайно хорошей памяти", случаи действительно плохой памяти встречаются очень редко. Памятью обладают все.

Действительно, все мы обладаем памятью. И если некоторые добровольно признаются в том, что имеют плохую память, это всего лишь означает, что они не умеют ею пользоваться. Мы все запоминаем достаточное количество идей, фактов, данных. Без этого жизнь была бы невозможна. Почему же тогда мы запоминаем одних людей и не можем удержать в памяти имена других, запросто запоминаем одни встречи и вынуждены записывать другие, выполняем одни задания, а о других совершенно забываем, запоминаем некоторые сведения и быстро забываем другие? Ответ очень прост: когда мы хорошо запоминаем что-то, это значит, что мы применили эффективные приемы запоминания, сознательно или бессознательно. Если же мы не смогли удержать что-то в памяти, значит, процесс запоминания прошел неправильно.

1. Виды памяти и их особенности

В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз".

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно). В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти. У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная памяти .Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов. Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок. Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют. Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации. По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную

Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

2. Способы улучшения памяти

Хорошая память складывается из трех компонентов : природного потенциала памяти, состояния памяти и тренированности памяти.

Природный потенциал памяти – это то, что дала нам природа. И этот факт приходится воспринимать как данность.

Состояние памяти - это тот компонент, который существенно изменяет потенциал памяти. Возможности мозга человека гигантские: количество клеток в человеческом мозге 14 миллиардов, а количество связей между ними не поддается подсчету. Но сам мозг -очень сложная динамическая структура, чувствительная практически ко всему, начиная с магнитных бурь, заканчивая тем, на каком стуле вы сейчас сидите. И что-то помогает нам улучшить память, а что-то, наоборот, сводит возможности мозга к минимуму. Ниже мы рассмотрим, что нужно сделать для того, чтобы улучшить память
Тренированность памяти – это уже ваши регулярные психофизические усилия над тем, как улучшить память. Ряд регулярных упражнений и тренировок могут в разы улучшить вашу память.

2.1. Физические нагрузки

Во время физических нагрузок мозг лучше снабжается кровью и кислородом, и уже одно это заслуживает того, чтобы регулярно (2-3 раза в неделю) посещать спортзал. Не менее важно и то, что в то время, когда работают мышцы, выделяется ряд гормонов, необходимых для раб

2.2. Полноценное питание

Углеводы.

Мозг составляет всего 5% от веса организма, но потребляет 50% энергии. А основной источник энергии – это углеводы. Полезные для мозга углеводы содержатся в кашах. Особенно полезны гречневая и овсяная каши. Полезны макароны из твердых сортов пшеницы и картофель. В меньшей концентрации, но не менее необходимые для работы памяти углеводы находятся в овощах, фруктах и ягодах, самыми лучшими для памяти являются персик, банан, груша. Ну, а самый концентрированный природный
Если углеводы будут поступать в организм в недостаточном количестве, то вы будете «медленно соображать», у вас будет чувство усталости, потому что вашему мозгу элементарно не будет хватать энергии. Углеводов в рационе должно быть порядка 70%.

Белки.

Роль белка для мозга и памяти огромная. Белки – это строительный материал и для нервных клеток, и для нейротрансмиттеров, без которых процесс запоминания невозможен; и для гормонов, которые определяют активность мозга. Белки также выполняют функцию получения и перемещения энергии – даже если вы хорошо питаетесь углеводами, но в вашем организме недостаточно белков, то вы тоже будете чувствовать усталость и подавленность, потому как энергия не сможет, ни усваиваться клетками, ни доставляться в необходимые участки мозга. Поэтому регулярно не менее 3 раз в неделю в вашем меню обязано присутствовать мясо. Особенно полезной считается говядина. В остальные дни вы можете потреблять рыбу, молоко, очень полезны для работы памяти творог и яйца. В рационе должно быть порядка 15% белков.

Жиры .

Наравне с углеводами жиры выступают источником энергии. При нормальном употреблении пищи, богатой углеводами и белками, человек получает достаточно жиров. То, что растительные жиры предпочтительнее животных, - общеизвестный факт. Единственное, на что необходимо обратить внимание, так это на рыбий жир. Омега-3 полиненасыщенная жирная кислота напрямую влияет на умственные возможности и память человека. Поэтому, если вы действительно хотите улучшить память, то в вашем меню должно быть не реже, чем 2 раза в неделю жирная рыба: сельдь, лосось, форель, семга. Жиров в рационе должно быть 15%.

2.3. Продукты, полезные для улучшения памяти

Для полноценной работы памяти нужно много полезных веществ и их соединений, и в каждом продукте содержатся элементы, необходимые для памяти.

Банан – источник хорошо усваиваемых углеводов, важнейших аминокислот: каротина, триптофана (пронейромедиатор серотонина), метионина, витаминов В1, В2, РР, С. Банан – лучший завтрак для памяти.

Яйца - кладезь веществ, необходимых для хороший памяти. Особенно богаты полезными веществами перепелиные яйца. Они сдержат витамины А, В1, В2, РР. Важные аминокислоты: лизин, цистеин, метионин, глютаминовая кислота, триптофан. Источник хорошо усваиваемого белка.

Пророщенные злаки . В проращенных пшенице и рже содержатся фосфор, калий, магний, марганец, кальций, цинк, железо, селен, медь, «умные витамины» группы В: В1, В2, В3, В5, В6, В9, а также Е, F, биотин. Эти вещества нормализуют работу и энергообеспечение мозга и сердца, наделяют стрессоустойчивостью, повышают иммунитет и защищают клетки мозга от старения.

Мёд – самый лучший источник углеводов. Его нужно использовать вместо сахара, так как он состоит из полезных для мозга, легко усваиваемых фруктозы и глюкозы. Также мед – это источник практически всех необходимых микроэлементов: в его составе 22 из 24, находящихся в крови человека. Жирная рыба – сельдь, лосось, форель, семга. Источник незаменимой жирной кислоты «Омега 3», которая важна для работы нервной ткани. Ее недостаток приводит к дегенеративным заболеваниям мозга. Эта кислота не синтезируется организмом, и ее необходимо употреблять с пищей, а в жирной рыбе ее особенно много.

ИССЛЕДОВАНИЕ:

3.1. Проблема развития памяти

В настоящее время проблемами развития памяти озабочены представители разных наук, таких как психологии, биология, генетика, кибернетика, медицина и другие. В каждой из этих наук существуют свои вопро сы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой пси хологии. Мы решили исследовать, как развита память у учащихся нашей школы. Исследования проводились среди учащихся восьмых классов нашей школы. Всего в тестировании принимало участие 55 учащихся из трех классов. Ребятам было предложено две методики.

Для первого исследования мы использовали Тест «Долговременная память» (Приложение1)

Основной задачей которого являлось выяснить объём кратко - и долговременной памяти всех испытуемых класса путём определения количества запомненных слов после каждого из пяти зачтений двадцати слов теста.

Ход работы: Произносится двадцать слов теста.. Испытуемый записывает слова после очередного прочтения в произвольном порядке (закрывая результаты предыдущего зачитывания) Качество запоминания вычисляется по формуле: количество правильно воспроизведенных слов, разделённое на количество предлагаемых слов и умноженное на сто процентов

Если к пятому прочтению тестируемый воспроизвёл все двадцать слов - результат удовлетворительный, если к третьему - хороший.

Таблица результатов №1 8 «А» класс

Из таблицы видно, всего 7% ребят справились с заданием с третьей попытки и, к сожалению, лишь 28% ребят справились с заданием в полном объеме.

Таблица результатов №2 8 «Б» класс

Слова

Из таблицы (2) видно, что только трое (12% ) ребят справились с заданием к третьему прочтению,а значит имеют хорошую кратковременную память. К пятому прочтению лишь 11(44% ) учащихся справились с заданием в полном объеме.

Таблица результатов 8 «В»

Из таблицы видно, что 25% ребят хорошо справились с заданием,но всего 44% смогли воспроизвести слова в полном объеме.

Тест долговременной памяти. По прошествии 30 минут повторяют слова. Если две трети слов - удовлетворительная оценка.

Таблица полученных результатов в 8 «А»

Число слов

Число учеников

% учащихся

Анализ теста на долговременную память в 8»А» классе показал, что у 13 учащихся данный вид памяти развит удовлетворительно. К сожалению, это лишь 52% от общего числа обучающихся в данном классе.

Таблица полученных результатов теста 8 «Б»

Число слов

Число учеников

% учащихся

Анализ теста на долговременную память показал, что 9 учащихся имеют удовлетворительно развитую память, а это 56% от общего числа учащихся в классе.

Число слов

Число учеников

% учащихся

12.5

12.5

12.5

12.5

Таблица полученных результатов теста 8 «В»

Анализ теста показал, что 6 учащихся,то есть всего 37% детей обучающихся в данном классе имеют достаточно развитую долговременную память.

Далее проводится тест на ассоциативную память. Говорят слова со связью по смыслу. Сопоставляют этот результат сразу после прочтения и через полчаса с запоминанием двадцати слов теста, не связанных по смыслу. На листе бумаги таблицей заносят полученные результаты теста у всех тестируемых и делают вывод о личных различиях в памяти и значении ассоциативной (построенной на ассоциациях, смысловой) памяти испытуемого. (Приложение 2) Формула: количество правильно воспроизведенных тезисов, разделённое на число выделений в тексте и умноженное на сто процентов.

Таблица результатов: 8 «А»

Анализ теста на ассоциативную память показал: 8 учащихся(57% ) выполнили задание на 50%, и ни один учащийся не справился с заданием на 100%.

Таблица результатов 8 «Б»

Анализ теста на ассоциативную память показал:13(52% ) учащихся справились с задание на 50 процентов и более, и ни один учащийся не справился с заданием на 100%.

Таблица результатов: 8 «В»

Анализ теста на ассоциативную память показал:7 (44% ) учащихся справились с заданием на 50%, и ни один учащийся не справился с заданием на 100%.

Сложив цифры, полученные по обеим методикам по каждому учащемуся, потом разделив сумму пополам, мы нашли среднюю продуктивность запоминания в каждом классе.

% выполнения

8А. Всего 14 уч-ся

8Б. Всего 25 уч-ся

8В. Всего 16 уч-ся

90-100

70-90

50-69

30-49

10-29

90-100 - отличный результат. 70-90 - очень хороший результат.
50-69 – хороший результат.
30-49 – удовлетворительный результат.
10-29 – плохой результат.
0-9 - очень плохой. Результаты исследования: используя данные методики, мы смогли определить степень развития памяти у данной группы учащихся. Анализ тестов показал, что долговременная память достаточно развита лишь у 48% детей, а это значит, что больше половины ребят испытывают затруднения при запоминании учебного материала и его воспроизведении, что, в свою очередь, ведет к снижению успеваемости и качества знания.

Еще хуже обстоят дела с развитием ассоциативной памяти. Исследование показало что лишь половина детей справились с заданием на 50% ,и ни один ученик не смог выполнить задания на 100% . Обобщив результаты обеих методик, мы получили следующие данные: в 8 «а» классе - 79%, в 8 «б» классе - 72% и в 8 «в» классе всего 56% ребят имеют результат выше среднего обобщенного значения развития долговременной, кратковременной и ассоциативной памяти.

Также на параллели 8-х классов проводилось тестирование методикой «Интеллектуальная лабильность» (Приложение 2) с целью определения успешности в обучении и освоении нового вида деятельности. Методика отражает способность ребёнка к кратковременной интенсивной деятельности, выявляет умения ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков, требует от испытуемых высокой концентрации, переключаемости внимания. Результаты тестирования представлены в таблице 2. В тестировании принимали участие 78% учащихся.

Таблица Уровень интеллектуальной лабильности

Уровень

общее

высокий

средний

низкий

очень низкий

Из таблицы видно, что в классах преобладает низкий и очень низкий уровень интеллектуальной лабильности, это говорит о сниженной концентрации и переключаемости внимания. Большинство ребят испытывают затруднения в удержании инструкции, необходимо неоднократное повторение инструкции, отмечается тенденция постепенно включаться в работу, у некоторых учащихся снижен темп работы, наблюдается искажение инструкции, что говорит о трудностях в восприятии информации на слух. Таким образом, можно сделать вывод о сниженной волевой регуляции, зависимости внимания от интереса.

Результаты исследования:

Используя данные методики, мы смогли определить степень развития памяти у данной группы учащихся. Анализ тестов показал, что долговременная память достаточно развита лишь у 52% детей, а это значит, что практически половина ребят испытывают затруднения при запоминании учебного материала и его воспроизведении, что в свою очередь ведет к снижению успеваемости и качества знания. Поэтому мы решили предложить несколько методик для развития и улучшения памяти.

Выводы:

Зачастую низкие оценки учащегося пытаются объяснить его ленностью и нерадение. Но наши исследования показали, что большинство детей просто не могут усвоить учебный материал. У них рассеянное внимание и нет навыков запоминания. Этих детей не научили учиться! В первую очередь для таких детей нужно вводить дополнительные занятие с психологом,а уже потом дополнительные занятия по предмету,факультативы и использовать другие методы и способы повышения уровня успеваемости.

В настоящее время существует много методик,позволяющих детям и взрослым следить за своим здоровьем, тренировать память и внимание.

В данной работе мы предлагаем несколько методик для развития и улучшения памяти. Эти методики просты и доступны, могут быть полезны как взрослым,так и детям.

Исследования показали, что достаточное количество учащихся имеют проблемы с памятью. В связи с этим рекомендации данной работы могут быть использованы при проведении родительских собраний, классных часов. На уроках биологии и ОБЖ.

Для плодотворной работы мозга и памяти необходимо полноценное разнообразное питание. Уже доказано, что правильное питание способствует укреплению памяти. Определенные вещества способны ускорять и стимулировать биохимические процессы, происходящие в клетках головного мозга. Важно следить за их постоянным поступлением в организм или с продуктами питания или в составе специальных витаминно-минеральных комплексов. Многие вещества накапливаются в организме, и их недостаток в питании проявляется не сразу, особенно это касается некоторых аминокислот, витаминов и микроэлементов. Поэтому важнейшее условие для хорошей памяти – это питаться регулярно и разнообразно.

Заключение:

Запомните пять правил гигиены вашего мозга: 1. Давайте больше кислорода крови, 2. Хорошо высыпайтесь, 3. Не курите, 4. Остерегайтесь алкоголя, 5. Остерегайтесь некоторых лекарств.

Общие условия успешного запоминания.

1 . Не ленись. Ленивому и в мыслях, и в действиях человеку хорошая память не светит

2. Желая что-то запомнить, сосредоточься на процессе запоминания. Слушай, обдумывай, проводи параллели с собственной жизнью или с уже полученными знаниями.

3 . Если что-то забыла: цифру, значение слова, имя певицы, телефон родителей, – прежде чем тут же лезть в нужную папку, словарь, Интернет или телефонную книгу, в течение нескольких минут попытайся вспомнить забытое сама.

4 .Читай хорошие книги, после чего записывай вкратце сюжет и имена героев. Время от времени просматривай записи и восстанавливай в памяти прочитанное. Это поможет не только тренировать память, но и прослыть в кругу друзей эрудированной личностью: кто еще так запросто вспомнит имя лошади Дон Кихота или последовательность глав в “Герое нашего времени”?

5. Больше двигайся, тан+цуй, занимайся спортом. Физическая активность улучшает кровообращение мозга, активизирует психические процессы, которые обеспечивают восприятие, переработку и воспроизведение информации.

6 . Помни – заучивать, не понимая, не видя перед глазами образы, не пересказывая текст своими словами, невыгодно. Дальше оперативной памяти зубрежка не пройдет.

7. При запоминании имени только что представленного тебе человека мысленно проассоциируй его со своим знакомым или известной личностью c тем же именем и обязательно добавь что-то от себя: “Ксения. Как Ксения Собчак, только брюнетка, замужем и “Дом-2” не ведет. А нос похож”. Поверь, эта новая знакомая Ксения запомнится тебе надолго.

8. Профессиональные запоминальщики огромных чисел – люди с развитым воображением. Они представляют число в виде животных, растений и неодушевленных предметов. Например, двойка – лебедь, единица – столб посреди дороги, восьмерка – матрешка, шестерка – замок и т.п. И при запоминании телефона сочиняют целые истории. Попробуй и ты: телефон 333-18-10: три ласточки подлетели к столбу и увидели матрешку, которая сидела на соседнем столбе и жевала бублик.

9 . Повторение – мать учения. Лучше не скажешь. Только повторять лучше не пять раз подряд сразу после прочтения, а в течение пяти дней по одному разу. И лучше на ночь.

10. Читай соответствующую литературу. Немало дельных и, главное, запоминающихся советов, как улучшить свою память, можно почерпнуть из книг: С.Пеунова. “Заметки на память”; Б.Сергеев. “Тайны памяти”; Гюнтер Карстен, Мартин Кунц. “Отличная память – путь к успеху. Как запомнить имена, факты, даты, телефоны и адреса”; Гэри Смол. “Библия памяти”; Даниэль Лапп. “Невероятные возможности вашей памяти”; Игорь Матюгин. “Как запоминать цифры. Великий секрет Шерлока Холмса, или 18 эффективных способов запоминания цифр” и др.

11 . Не считай рукоделие занятием для бабушек или домохозяек. Плетение фенечек, вышивание крестиком, нанизывание бусин – все эти действия активизируют работу головного мозга и память.

12. В моменты подготовки к экзамену или выступлению на работе окружай себя запахами, стимулирующими процессы запоминания, – зажги аромалампу с эфирными маслами: розмариновым, лимонным или мятным.

13 . Учи стихи любимых поэтов. Заучивая каждый день по одному небольшому стихотворению (если трудно, то достаточно и четверостишия) и устраивая поэтические вечера подругам или родственникам в конце недели, уже через несколько месяцев ты почувствуешь, как заметно улучшилась твоя память.

14. Психологами доказано, что изучение иностранных языков является лучшим средством для профилактики старческого маразма, а значит – и для улучшения памяти.

Приложение 1

ТЕСТ "Долговременная память"

Цель работы. Определение состояния долговременной и кратковременной памяти.

Контрольные задачи. Выяснить объём кратко - и долговременной памяти всех испытуемых класса путём определения количества запомненных слов после каждого из пяти зачтений преподавателем двадцати слов теста.

Методика №1. Запоминание двадцати слов теста.

Ход работы: Преподаватель произносит двадцать слов теста. Не желательно, если некоторые из них будут описывать предметы, которые окружают испытуемого при проведении теста. Испытуемый записывает слова после очередного прочтения в произвольном порядке (закрывая результаты предыдущего зачитывания)

Ход теста: Преподаватель зачитывает двадцать слов теста, они не должны повторяться

Для оценки кратковременной памяти постройте следующий график:

По оси абсцисс отложите число повторений, по ординат - число запомненных слов.
Если к пятому прочтению тестируемый воспроизвёл все двадцать слов - результат удовлетворительный, если к третьему - хороший. Если количество запомненных слов увеличивается и устанавливается максимальным,то можно сказать, что психологической истощаемости не отмечается. Если тестируемый запоминает мало слов и после двух-трёх повторений воспроизводит их всё меньше, то с полной уверенностью говорят, что наблюдается психологическая истощаемость. Если помимо нужных слов человек начинает высказывать свои, не предлагаемые в тесте, то данный момент расценивается как признак ослабления психической деятельности.

Методика №2. Текст запоминается и воспроизводится со связью по его смыслу.

Тест долговременной памяти. Через 30 минут повторяют слова. Если две трети слов - удовлетворительная оценка. После говорят слова со связью по смыслу(преподаватель сам придумывает, допустим при слове титаник говорит самый большой пассажирский лайнер). Сопоставляют этот результат сразу после прочтения и через полчаса с запоминанием двадцати слов теста не связанных по смыслу.

На листе бумаги таблицей заносят полученные результаты теста у всех тестируемых и делают вывод о личных различиях в памяти и значении ассоциативной (построенной на ассоциациях, смысловой) памяти испытуемого

Проведение анализа теста. Результаты записываются в форме протокола. Сделайте выводы из проведённых исследований.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ 1.

20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Не смотрите на текст, на листе запишите слова с номерами по порядку.

1. Совесть 2. Взрыв 3. Глагол 4. Татуировка 5. Логика 6. Отношения 7. Свеча 8. Вишня 9. Глина 10. Словарь 11. Нейтрон 12. Маргарин 13. Конфета 14. Экономика 15. Гост 16. Белорус 17. Ножницы 18. Дезертир 19. Каша 20. Бумага Качество запоминания вы сможете вычислить по формуле: количество правильно воспроизведенных слов, разделённое на количество предлагаемых слов и умноженное на сто процентов

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ 2.

В течении минуты прочитайте тест. В нем выделены жирным шрифтом и пронумерованы десять основных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя исходную последовательность. В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход , шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой - айсбергом. 1) Получил пробоину и стал тонуть. 2) - скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно. 3) Их хватило только на половину пассажиров. Женщины и дети - к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса> , - раздалась вторая команда. 4) Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду. 5) Вот началась посадка в последнюю шлюпку. 6). И вдруг к сходням крича бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом. 7) Расталкивая женщин и детей, он пытался вскочить в шлюпку. 8)Послышался щелчок - это капитан выстрелил из пистолета. 9) Трус упал на палубу мертвый. 10) Но никто не оглянулся в его сторону.

Формула: количество правильно воспроизведенных тезисов, разделённое на число выделений в тексте и умноженное на сто процентов. Сложив цифры, полученные по обеим

Методикам, потом разделив сумму пополам, вы найдёте среднюю продуктивность запоминания.

Приложение2

ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

Методика «Интеллектуальная лабильность» (12-15 лет) модификации С. Н. Костроминой. Модифицированный вариант методики «Интеллектуальная лабильность» для подростков и юношества. Используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности. Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость выполнения, что в совокупности отражает способность ребенка к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику включен ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.

В течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются специалистом. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.

Инструкция: «Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!»

1. (Квадрат номер 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца. 2. (Квадрат номер 2). Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите. 3. (Квадрат номер 4). Напишите слово «пар» наоборот. 4. (Квадрат номер 5). Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. 5. (Квадрат номер 6). Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните. 6. (Квадрат номер 7). Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались. 7. (Квадрат номер 8). Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево. 8. (Квадрат номер 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга». 9. (Квадрат номер 12). Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел. 10. (Квадрат номер 13). Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник. 11. (Квадрат номер 15). Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните. 12. (Квадрат номер 17) . Разделите квадрат двумя диа гональными линиями. Точку пересечения обозначьте пос ледней буквой названия нашего города. 13. (Квадрат номер 18). Если в слове «синоним» шес тая буква гласная, то поставьте цифру 1. 14. (Квадрат номер 20). Нарисуйте треугольник, а в нем окружность. 15. (Квадрат номер 21). Напишите число 82365. Нечётные цифры зачеркните. 16. (Квадрат номер 22). Если число 54 делится на 9, поставьте галочку. 17. (Квадрат номер 19). Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3. 18. (Квадрат номер 23). Если слова «дом» и «дуб» начи наются на одну и ту же букву, поставьте тире. 19. (Квадрат номер 24). Напишите буквы «М», «К», «О», букву «М» заключите в квадрат, букву «К» - в круг, букву «О» - в треугольник. 20. (Квадрат номер 25). Напишите слово «салют». Об ведите в круг согласные буквы.

Бланк для ответов к методике «Интеллектуальная лабильность»

При проведении исследования от экспериментатора тре буется четкое произнесение задания и номера квадрата, по скольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание.

Нормы выполнения:0-2 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению;3-4 - средняя лабильность;5-7 - низкая обучаемость, трудности в переобучении;больше 7 ошибок - малоуспешен в любой деятельности.

Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладая высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешности в обучении.

Приложение 3.

Упражнения йогов для улучшения памяти

Упражнение 1 оставьте перед собой какой-либо предмет (кружку, яблоко, солонку). Спокойно и внимательно рассмотрите предмет, стараясь запомнить все детали. Закройте глаза и постарайтесь вспомнить предмет с максимальной точностью - вспомните его размер, детали. Откройте глаза и посмотрите, что вы упустили в мысленном образе. Отметьте упущенные детали. Закройте глаза и усовершенствуйте мысленный образ. Снова откройте глаза и посмотрите, что вы упустили. Повторите упражнение несколько раз. Мысленный образ предмета должен совпадать с оригиналом во всех подробностях.

Упражнение 2 владев упражнением 1, воспроизведите мысленный образ предмета и постарайтесь нарисовать его. Успешность рисунка определяется не художественным дарованием, а подробностями, которые вы запомнили и отобразили на рисунке. После выполнения рисунка внимательно осмотрите предмет, чтобы выявить упущенные детали

Упражнение 3 Н ачинайте с просмотра деталей, а не с запоминания общего вида предмета. Не старайтесь воспринять весь предмет целиком с первого взгляда - воспринимайте отдельные детали, запоминайте их, затем переходите к следующим деталям и т.д.

Упражнение 4 П оложите на стол 7 разных предметов и накройте их платком. Снимите платок, в течение 10 секунда рассматривайте их, затем закройте предметы и постарайтесь описать их как можно подробнее на бумаге. Постепенно увеличивайте количество предметов до 15. Это упражнение можно разнообразить: проходя мимо витрин припоминайте выставленные предметы

Упражнение 5 П оложите на стол какой-либо предмет, прикройте его платком. Откройте предмет ровно на 1 секунду, прикройте опять платком. Постарайтесь как можно подробнее описать предмет.

Упражнение 6 осмотрите на кость домино и назовите количество очков, не считая, сразу. Затем посмотреть на две кости и т.д. Более легкая разновидность этого упражнения состоит в том, что перед глазами упражняющегося проносят карту и просят назвать ее и сказать масть. Упражнение сначала выполняется медленно, постепенно время выполнения упражнения сокращают до беглого взгляда.

Упражнение 7 Н ачните с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целых фраз, отрывков и т.д.

Упражнение 8 Б ыстро осмотрите комнату, стараясь запечатлеть "мысленную фотографию" предметов интерьера, высоту потолков, цвет обоев, размер окон и т.д. Выйдите из комнаты и опишите увиденное на бумаге. Затем вернитесь в комнату и сравните описание с реальной обстановкой. Повторяйте, пока не добьетесь совершенного результата.

Упражнение 9 В ечером припомните и запишите все действия, которые вы выполняли и всех лиц, с которыми встречались.

Приложение 4.

Тесты для развития памяти

Особенности нашей памяти, каждого человека – уникальны. Здесь задействованы и стили мышления, и богатейший опыт личных эмоциональных переживаний, знания, устремления и предпочтения. Самое замечательное в памяти то, что как только ей начинают уделять внимание, она сразу хорошеет, и в дальнейшем только улучшается. Чем старше вы становитесь, тем больше опыта у вас «за плечами», тем богаче могут быть ассоциативные связи, а ведь они – основа долговременного запоминания.
Для того, чтобы познакомиться с особенностями своей собственной памяти и определить желаемые направления ее развития, ее периодически тестируют. Вопрос «почему моя память на данный момент именно такая» следует оставить «на потом» - он принадлежит областям психологии и психотерапии. Для начала предлагаю вам 22 теста на разные виды памяти.

Для каждого теста обозначен вид памяти, который тестируется; также для всех тестов есть общие зада

1.желательно выполнять задания-тесты в максимально сжатые сроки (фиксируйте время выполнения каждого теста с секундомером, а также качество получаемых вами результатов);

2.научиться регулярно, самостоятельно проводить подобное тестирование, и находить способы существенного улучшения результатов;

3.научиться составлять собственные тесты для различных частных задач.

Тест 01 : Непроизвольная память .

Вначале один раз прочтите текст, затем закройте его и быстро отвечайте на вопрос.

Текст: Гиляровский познакомился с Антоном Павловичем Чеховым в Гимнастическом обществе, что размещалось в доме Редлиха на Страстном бульваре. Чехов был потрясен силой и ловкостью нового знакомого. Как-то в его присутствии Владимир Алексеевич скрутил в кольцо толстенную кочергу.
- Это надо сохранить! – воскликнул Антон Павлович.
Тогда Гиляровский разогнул кочергу, связал ее узлом и повесил на крышку отдушины голландской печи – на память.
Вопросы:
Где познакомились Гиляровский и Чехов?
Как Владимир Алексеевич скрутил кочергу?
Что воскликнул Антон Павлович?

Тест 02. Непроизвольная память, двигательная .

Сколько ступенек на той лестнице, по которой вы шагаете чаще всего?

Тест 03 : Кратковременная память, слова .

Один раз прочтите слова, затем закройте их, и запишите что запомнили, по возможности, в исходном порядке.
Дерево, кресло, ребёнок, хоровод, птица, решетка, свобода, весы, дом, прическа.
Тест 04 : Кратковременная память, числа .

Один раз посмотрите на цифры, затем закройте их, и запишите что запомнили: 8200519729

Тест 05 : Ассоциативная память .

За 5 минут найдите наибольшее количество сходных свойств 2х объектов: КОШКА и ЯБЛОКО.

Тест 06: Фотографическая память.

Выберите материал для запоминания, не менее 10 единиц, или часть интерьера. Попросите помощника, чтобы пока вы закроете глаза на 5-10 секунд, он произвел перестановки и/или замены предметов. Откройте глаза, найдите все изменения.

Тест 07: Словесно-логическая, ассоциативная память.

За минуту назовите как можно большее количество слов на букву М.

Тест 08: Образная память, в модальности обоняния .

Вспомните-ощутите 10 наиболее любимых вами запахов-ароматов. Аромат хлеба попадет ли в вашу десятку?

Тест 09:Образная память, в модальности вкуса.

Вспомните-ощутите, что вкусного вы ели вчера на завтрак.

Тест 10: Ассоциативная память, память на имена .

Скольких человек, обладателей имени АННА, близких и дальних знакомых, или просто известных людей, - вы вспомните за пару минут?

Тест 11 : Образная память, в модальности слуха и эмоций .

Когда последний раз вы слышали хороший анекдот, кто его рассказывал, с какими особенностями, в какой ситуации.

Тест 12: Образная память, в модальности эмоций .

Тест 13 . Образная память, в модальности осязания и моторики .

Вспомните ваш поход в магазин, и то, как вы – физически - держали в руках каждую покупку в самом магазине, и то, как вы разбирали покупки дома.

Тест 14: Хронологическая память . Вспомните все дни рождения близких и известных вам людей и все другие праздники следующего месяца.

Тест 15: Образная память, пространственная .

В деталях вспомните- визуализируйте ваш маршрут из дома на работу, или к месту учебы, или в ближайший парк: какие повороты, какие здания и сооружения у вас на пути, какие указательные знаки; как расположен маршрут в отношении сторон света.

Тест 16: Словесно-логическая память, на иностранные слова .

Вспомните и запишите десяток названий брендов, торговых марок, с корнями из европейских языков (примеры: Билайн = маршрут пчелы, англ.; Дольче Вита = сладкая жизнь, итал.).

Тест 17: Образная память, в модальности эмоций, память на сны .

Вспомните в подробностях какой-нибудь один хороший яркий сон. Какие явления во снах запоминаются вам легче всего?

Тест 18: Долговременная память, литературная .

Вспомните и обозначьте-запишите 10 любых литературных произведений; после для каждого произведения по порядку укажите автора и главного героя (или нескольких действующих лиц).

Тест 19: Долговременная память, музыкальная .

Вспомните и обозначьте-запишите 10 любых известных вам музыкальных произведений; после напойте мотив каждого.

Тест 20 Долговременная память, зрительная.

Вспомните и обозначьте-запишите 10 любых известных вам фильмов (мультфильмов); после вспомните- визуализируйте лица любимых героев для каждого фильма (мультфильма).

Тест 21: Долговременная память, событийная .

Вспомните и обозначьте-запишите 10 любых интересных для вас встреч за последний год. После визуализируйте подробности каждой встречи.

Тест 22 . «Вчерашний день».

Выявляет акценты, характер и индивидуальные особенности вспоминания и запоминания информации, позволяет «глубже познакомиться» с собственной памятью. Запишите в таблицу все события вчерашнего дня, начиная с пробуждения, с 30-минутными интервалами (раз в год попробуйте «проверить себя» с интервалами по 15 или 5 минут).

Список используемой литературы и интернет ресурсов:

ВАРТИНЯН Г.А, ПИРОГОВ А.А. Механизмы памяти ЦНС. Л., Наука, 1988г http://www.syntone.ru/library/psychology_dict/vidy_pamjati.php

Запоминают информацию посредством механической памяти. Но так у ребенка не выстраиваются логический взаимосвязи, материал, «вызубренный» сегодня может быть забыт полностью буквально через пару дней. Поэтому учите ребенка при запоминании искать ассоциации, параллели. Так знания будут не просто перемешаны в голове, а выстроены в определенной взаимосвязанной последовательности. Благодаря ассоциативному запоминанию не составит труда воспроизвести необходимые сведения, к тому же с помощью образов информация в памяти сохранится .

Ассоциации можно придумывать самые разнообразные, это могут быть различные рисунки или фразы. Вспомните, как первоклассники учат азбуку: каждой букве соответствуют , рассматривая которые, малыш запоминает их. Или всем известна фраза, указывающая на порядок цветов в радуге: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Точно так же можно запоминать , даты, и т.д. Главное, придумать устойчивые ассоциации.

Обычно дети запоминают информацию быстрее и качественнее, если им понятно, для чего она нужна. Ведь порой школьнику не ясно, зачем ему знать и склонения или . Поэтому объясните ребенку, где ему пригодится запоминаемый материал, постарайтесь как можно увлекательнее рассказать об этом.

Для развития памяти ребенка существует множество игр. Различные головоломки, ребусы, кроссворды, лото помогут школьнику не только натренировать память , но и расширить кругозор. К тому же играть в них можно всей семьей, а доброжелательная атмосфера в кругу близких людей – залог успешного развития маленькой личности.

Видео по теме

Источники:

  • Упражнения для развития памяти у младших школьников и детей

Совет 2: Как развивать у маленького ребенка внимание и память

Чтобы ребенок правильно и гармонично развивался, родители ему должны в этом помогать. Существует множество действенных упражнений для развития памяти и внимания.

Отличная память и внимательность станут для ребенка залогом успеха в будущей учебе и даже работе. Именно поэтому их развитию родителям малыша стоит уделять особое внимание. Занятия с ребенком для развития памяти и внимания должны быть регулярными и систематическими. Помогут в этом простые и увлекательные упражнения.

1) Вместе нарисуйте на листочке маленькие картинки. Пусть ребенок посмотрит на них в течение пары минут. Потом возьмите второй лист и попросите его воспроизвести рисунки в том же порядке.

2) Нарисуйте на большом ватмане цифры от 1 до 50. Пусть каждая цифра будет разного цвета, размера и фактуры. Закончив рисовать, попробуйте посчитать по листочку от 1 до 50 и обратно. Из-за разного вида цифр сделать это будет сложно. Такое упражнение прекрасно развивает зрительную память. Получившийся ватман с цифрами можно использовать неоднократно.

3) Учите небольшие стихи, басни и пословицы. Это можно делать в процессе интересной игры. Или даже разыгрывая сценки.

4) Вечером, обсуждайте события, произошедшие за день. Развивайте ассоциативную память ребенка. Для этого расспросите его не только о событиях дня, но и запахах, цветах, мелодиях, вкусах, которые он ощутил.

Вашему сыну или дочке трудно даётся учёба в школе? Он не может запомнить, о чём говорил учитель на уроке, ему сложно выучить стихотворение или пересказать рассказ? Плохая память у ребенка? Нарушение концентрации внимания? Обширная и сложная современная программа обучения – большая нагрузка для новоиспечённых учеников. Однако можно справиться с трудностями, если помочь ребёнку улучшить память и внимание. Зачастую проблема кроется именно в недостатке этих качеств. Как их улучшить у ребенка?

Основные причины снижения памяти и внимания у школьников

Если школьник невнимателен на занятиях, ему трудно запоминать новую информацию, возможно, ему просто сложно усидеть на месте, чтобы сосредоточиться. Но некоторые дети действительно нуждаются в помощи родителей. Чтобы оказать её, нужно разобраться, почему у детей могут возникать такие проблемы с памятью и вниманием. На то есть несколько причин, давайте узнаем их.

Плохое качество питания. То, что ест ваш сын или дочь, непременно сказывается на работе его организма в целом, и на деятельности мозга в частности. Недостаток микроэлементов и витаминов может привести к нарушению кровообращения в мозге, а это чревато ухудшением его работы. В результате становится сложно сосредотачиваться, думать и запоминать.
Недостаток двигательной активности. Если школьник не занимается физкультурой, он много теряет. Движение – спорт, гимнастика, стимулируют кровообращение, способствуют насыщению кислородом всех тканей и органов, в том числе и мозга. Без этого невозможно улучшить способность запоминать и быть внимательным.
Недостаток сна. Здоровый полноценный сон способствует укреплению нервной системы, а она тесно связана с мозговой деятельностью. Если школьник не высыпается, он становится вялым и рассеянным, в таком состоянии он не сможет запоминать, учить, анализировать информацию качественно.
Итак, чтобы помочь школьнику развить внимание и память, организуйте ему качественное питание, полноценный отдых и приучите его к спорту. Что подразумевается под качественным питанием?

Как улучшить память у ребенка школьного возраста?

Препараты улучшающие память и внимание мы не советуем, поскольку прибегать к ним стоит лишь по совету врача.

Продукты для улучшения памяти у детей

За память отвечают некоторые участки мозга. Но если этот орган недополучает нужные для его эффективной работы витамины и вещества, может ослабеть и память. Детям, чей организм постоянно развивается и растёт, ещё более важно принимать витамины для улучшения мозговой деятельности. Тогда их память станет развиваться. Какие продукты необходимо включить в детский рацион?

1. Жирные сорта рыбы содержат очень ценный для мозга элемент – омега-3. Эта кислота стимулирует мозговое кровообращение, укрепляет сосуды головы. Кроме того, рыба – источник йода, а он помогает сохранять ум ясным. Включите в рацион ребёнка рыбу из семейства лососевых, скумбрию, палтус. Для пополнения запасов омега-3 в организме, детям достаточно кушать рыбу 2 раза в неделю.
2. Капуста брокколи – овощ, без которого не обойтись, если вы хотите помочь ребёнку улучшить память. В брокколи много калия и магния, для работы сосудов головного мозга эти элементы необходимы. Снижение мозговой активности у детей зачастую связано с нехваткой бора. Этот микроэлемент также присутствует в химическом составе брокколи.
3. Морковь – думаете, она полезна только для глаз? Нет, в этом корнеплоде есть вещество, которое защищает клетки мозга, отвечающие за память. Оно носит название лютеолин. Обязательно готовьте детям блюда из моркови – салаты, котлеты, соки, запеканки.
4. Розмарин – пряность, которая способна расширять сосуды мозга, стимулируя в них нормальное кровообращение. Благодаря этому ткани и отделы мозга насыщаются кислородом, что положительно сказывается на улучшении памяти.
5. Орех грецкий – содержит огромное количество ненасыщенных жирных кислот, которые улучшают память и работу мозга в целом.
Кроме создания благоприятных условий для развития памяти и внимания у ребёнка, о которых рассказывалось выше, можно воспользоваться различными упражнениями. Учёные сравнивают наш мозг и его способности с мышцей, которую можно накачать.

Какие упражнения помогут улучшить память и внимание у детей?

Регулярные занятия с детьми, направленные на развитие внимания, помогут улучшить и их память. Посудите сами – мы без особого труда запоминаем то, что нас интересует. Именно интерес заостряет наше внимание на объекте, а мозг запоминает нужную информацию. Пользуйтесь этим приёмом всегда, когда занимаетесь с ребёнком. Вначале его нужно заинтересовать, тогда он сконцентрируется на восприятии информации, а значит, быстрее запомнит её.

Как улучшить внимание у ребенка школьного возраста?

Как развить внимание? Поиграйте со школьником в игры. Вот несколько примеров.

1. Пусть малыш осмотрит комнату, стараясь запомнить все предметы. Покинув помещение, пусть перечислит всё, что есть в комнате синего цвета или любого другого.
2. Подобная игра на внимание – запомни предметы, назови, чего не хватает. Когда ребёнок выйдет их помещения, уберите несколько вещей – подсвечник, игрушку, пульт. Пусть он постарается определить, чего недостаёт в комнате.
3. Рассмотрите вместе картинку в течение 1 минуты. Назовите, какие предметы там изображены, не подглядывая, сколько на иллюстрации цветочков, какие животные там есть.
Регулярные занятия, направленные на развитие внимания, а также правильный рацион питания, спорт и здоровый сон помогут малышу научиться сосредотачиваться и запоминать нужную информацию. Не ругайте его за плохую успеваемость, а заинтересовывайте и помогайте.


Бытует мнение, что все дети делятся на «способных» и «неспособных» к обучению. Так считают практически все, и это вполне объяснимо, потому что все дети действительно делятся на «способных» и «неспособных» к обучению, и так было всегда.
Чтобы научить всех, учителю нужно приготовить и провести так назы­ваемый разноуровневый урок, в котором учесть способности каждого ребенка. Это делать очень не просто, и, как следствие, такие уроки бывают редкими. Они называются «открытыми», то есть демонстрационными, и показывают, что так работать можно, но только изредка.

Однако, выход есть, и он найден давно. Обычный школьный урок готовится для «среднего» ученика (ученика со «средними способностями»). Таких детей в классе примерно половина. Они и работают на уроке. Те, кто «выше среднего» (таких примерно четверть), на уроке отдыхают, успевая попутно делать свои дела. Те, кто «ниже среднего» (их тоже примерно четверть), на уроке «отсутствуют», но тоже чем-то заняты. И тех, и других учитель периодически «дергает», чтобы они не переставали осознавать себя участниками общего процесса.

Ученики из последней четверти часто имеют проблемы с «успеваемостью», но если все хорошо с поведением и прилежанием, то их «делают» успевающими с молчаливого согласия общества. Такое положение дел давно считается нормой. Иногда случается, что учитель не может наладить работу в классе. Причин может быть две: либо учитель просто не умеет этого сделать (не хватает знаний и опыта), либо в классе преобладают ученики с «низкими способностями» (не с кем работать).

Что же делать?
На самом деле решение проблемы есть. Но придется сделать одно небольшое допущение. Придется признать, что все дети изначально (от рождения) одинаково способны к обучению, если нет физиологической патологии. «Неспособность» к обучению – не врожденное, а приобретенное качество, которое, к тому же, имеет свойство накапливаться. Лучше других это знают учителя.

Что же является причиной «необучаемости», устранив которую можно неизменно добиваться хороших результатов?

Ответ на этот вопрос очень прост: непонятые слова. Это не единственная причина неспособности к обучению, но она – главная, потому что, устранив только её, мы немедленно получаем отличные результаты. Ребёнок (да и взрослый тоже) не просто начинает хорошо соображать и усваивать новый материал. У него появляется заинтересованность и желание учиться. Возьмите любую задачку, которую школьник не может решить. Спросите у него, как он понимает слова, из которых состоит условие задачки. Помогите ему прояснить те из них, которые он понимает неправильно или не понимает вовсе. После этого попросите его снова прочитать условие задачи. Что случится дальше, вы сами захотите мне рассказать.

Эту причину впервые установил и описал Л. Рон Хаббард во второй половине прошлого века, когда всерьёз занялся изучением проблем образования. Всякий, кто освоил технологию обучения и применяет её, не перестаёт удивляться тому, как она работает. Мальчишка, который давно забросил все школьные учебники, после нескольких занятий с использованием технологии обучения читает учебник физики даже на переменах. После прояснения нескольких химических терминов ученица с радостью заявляет, что она полюбила химию. Попробуйте спросить у любого школьника, что означает тот или иной термин.

Например, «математика» или «физкультура». Послушайте, что он вам ответит. А потом непременно посмотрите, что об этом пишет толковый словарь. На всякий случай. Одну девочку в музыкальной школе спросили, что такое «сольфеджио»? Она ответила, что это кабинет Марьи Ивановны на втором этаже. Услышав такой ответ, Мария Ивановна, наконец-то, начала прислушиваться к сотрудникам Прикладного образования СНГ, которые уже много дней безуспешно пытались донести до неё важность прояснения непонятых слов.

Можно упорно отрицать, что технология обучения работает, и продолжать утверждать, что есть дети, которых невозможно обучить. Я со всей ответственностью заявляю: это – отговорка, позволяющая безнаказанно допускать «брак» в образовании. С помощью технологии обучения можно научить любого ученика. И намного проще начать это делать в раннем возрасте, чем в 6-ом или 9-ом классе разгребать те «завалы» непонятых слов, которые накопились за всю его жизнь.

Проще говоря, при индивидуальном подходе во время обучения школьников, мышление становится более продуктивным. Но с другой стороны, у ребёнка должно быть соответствующее умственное развитие для повышения уровня обучаемости. Кстати, стоит сразу же отметить, что многие педагоги считают, что обучаемость зависит от уровня интеллекта ребёнка. То есть, проще говоря, если уровень низок, то сколько ребёнка не учи, он всё равно ничему не научится. Это утверждение является абсолютно неверным. Уровень интеллекта, прежде всего, зависит именно от способов обучения, а также, что немаловажно, от личностных качеств педагога. Для того чтобы обучить школьников и повысить их уровень мышления, необходимо чтобы учитель умел всегда находить особенный подход к каждому ребёнку. Ни для кого не секрет, что у каждого человека определённое мышление, ведь недаром людей условно делят на гуманитариев и техников. Поэтому, для того чтобы научить лучше думать, нужно выбирать ту сферу, которая даётся ребёнку проще, а уже через неё находить способы обучить сложным предметам.

Методики развития

Стоит отметить, что обучать школьников легче и проще именно в младшем школьном возрасте. В этом нет ничего удивительного, поскольку младшеклассники зачастую очень хотят познавать новое и искренне расстраиваются, если им это не удаётся. А вот ученики средней и старшей школы имеют уже несколько другие приоритеты. Обучение и познание перестают быть для них главной целью. Их умственное развитие намного сложнее улучшить и мотивировать детей обучаться чему-то новому, особенно если для них это сложно.

Если говорить о конкретных методах для улучшения мышления и повышения интеллекта, то конечно же, сразу же стоит делать упор на развитие памяти. Чем больше информации человек может запомнить, тем выше становится его интеллект. Но при условии, что полученную информацию он может не только накоплять, но и обрабатывать. В ином случае, быстрое запоминание больших количеств информации, без последующей их обработки, может являться признаком невысокого интеллекта, а наоборот, различных психических и психических заболеваний.

Для того чтобы улучшить умственное развитие и память, педагогам необходимо помнить о том, что работа с младшеклассниками должна проводиться в игровой форме. Ребёнка нельзя просто заставить выучить стих. Его необходимо заинтересовать этим стихотворением. Поэтому современные методики обучения предлагаютразнообразные формы проведения уроков в виде игры.

Тесты

Для того чтобы правильно определить методы обучения того или иного школьника, нужно точно знать уровень его интеллекта и мышления. Именно для этого существуют специальные психологические тесты. Они поделены на различные блоки, каждый из которых направлен на определённую область. После прохождения ребёнком тестов, педагог может определить, насколько ребёнок развит, какие методы обучения лучше использовать и какой вид информации школьник воспримет проще и быстрее всего.

Для того чтобы деты были достаточно развиты и имел большой запас знаний и умений, ими необходимо заниматься с раннего детства, улучшая их память и постоянно предлагая новую информацию. Но даже в случае, когда ребёнок не получил достаточно до поступления в школу, этот пробел всегда можно заполнить в младших классах. Просто необходим правильный подход, терпение и желание педагога.