Биографии Характеристики Анализ

Майя Пильдес: Школа – это не место неудачников, это место счастливых людей. Под управлением любви Пильдес майя борисовна семья

Майя Пильдес ушла с поста директора 56-й гимназии. Создатель самой элитной петербургской школы, руководитель с 28-летним стажем в разговоре с «Фонтанкой» заявила, что ее никто не обижал.

Светлана Холявчук/Интерпресс

«Это исключительно мое решение», – заявила «Фонтанке» экс директор школы №56 Майя Пильдес. Почти за 30 лет ей удалось из обычной восьмилетки сделать школу, куда стремится золотая молодежь Петербурга, в которой учатся родственники губернатора Георгия Полтавченко, спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, дети менеджеров «Газпрома», футболистов «Зенита», бывшего министра обороны Сердюкова.

На выпускные к 56-й гимназии подъезжают лимузины, снимаются самые дорогие рестораны и клубы. На родительских форумах нередко можно встретить споры о том, что перевешивает чашу весов – «понты» и вседозволенность, почти легальная курилка или блестящая учеба, творчество и золотые медали выпускников.

56 гимназия свой статус получила не сразу. В 1990 году Майе Пильдес, на тот момент завучу 87 школы, до этого работавшей в Доме пионеров, предложили возглавить восьмилетку на Пудожской улице. «За полгода мы стали средней школой. А в 91-м уже были победителями конкурса школ России. Это все благодаря замечательной команде», – говорит экс-директор.

Следующий этап, после которого к школе стали относиться с придыханием, наступил в 1996-м. «Нам дали здание на Чкаловском, 35, его нужно было отремонтировать, а год - кризисный. В 1996 году приезжала Наина Ельцина, помогла, но не деньгами, поддержал Собчак, Яковлев. Им я говорила, что еще в 1996 году губернатору некуда было приезжать на 1-е сентября, а в 1997 такая школа появилась. Нас поддерживали все - и ныне покойный Антон Губанков, и Кирилл Набутов. Представляете, в стране заводы стоят, а школа строится и открывается», – рассказывает Майя Пильдес.

С тех пор школа расширялась, получила помещение детского сада с бассейном, концертным залом, зимним садом, здание на Крестовском, на Каменноостровском. Получила статус авторской школы и гимназии, а также дважды становилась призером всероссийских конкурсов. Всего в школе учится почти 2,5 тысячи человек в 97 классах, работает 600 педагогов. Каждый год в 56-й набирают 9 первых классов.

«Родители каждый год приходят и говорят: «Может, можно как-то нас без очереди взять?». Я каждый раз развожу руками: у нас все по закону. Попасть к нам действительно сложно, но никогда мы с родителей за это денег не берем. Они нам очень помогают потом, но вовсе не за то, что мы взяли их детей. Именно благодаря папам и мамам мы устраиваем праздники в «Октябрьском», елку в «Сибур-Арене», устраиваем выезды».

Родители учеников приходят и уже после того, как их дети оканчивают школу. «Звонят, советуются, навещают, приходят и выпускники, даже звездные, например, Зара и Стас Пьеха заглядывают к учителям», – говорит Пильдес.

14 августа Пильдес написала заявление об уходе с поста директора. А ее место занял заместитель Сергей Данилов, с которым они вместе работали еще в бытность пионерской организации.

«Сделала это я потому, что школа должна развиваться, а я уже не такая молодая. Нужно, чтобы никакие катаклизмы и бури не портили работу коллективу. А Сергей Данилов будет продолжать мое дело, я же далеко не ухожу и останусь курировать методическую работу и общественные проекты, – добавляет Пильдес. – Школа - это главное мое достояние и детище, ради него надо работать по 12 часов, а для меня это уже сложно. Такое решение я приняла сама, и главное напишите, что меня никто не обижал, а то в комитете по образованию уже спрашивают».

Как говорит Майя Пильдес, школа - это не только красивые стены (хотя у 56-й они действительно красивые), школа - это люди. «К нам приходят работать наши выпускники. Знаете почему? Потому что они видят, что их учителя - счастливые люди».

Если от руководства школой Майя Пильдес отказалась, то в Общественной палате Петербурга, в коллегии при комитете по образованию, в жюри конкурса «Учитель года» она намерена остаться. Вероятно, в будущем году ей могут предложить и еще одну почетную должность. В 2012 году директор 56-й гимназии входила в предвыборный штаб Владимира Путина, собеседники «Фонтанки» не исключают, что и в этот раз ее пригласят поддержать главного кандидата.

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

Недавно гимназия N 56 Петроградского района второй раз подряд была признана "Лучшей школой России". Главный приз - серебряный колокольчик - директор Майя Пильдес получила из рук министра образования на сцене Государственного Кремлевского дворца.

56-я - своеобразное государство: здесь занимаются более двух тысяч учеников (85 классов!), работают свыше 340 учителей. Она объединяет пять зданий (от детского сада до гимназии) и несколько центров (от медиатеки до базы отдыха). И везде жизнь бьет ключом, что подтверждают десятки грамот, дипломов за подписью самых видных людей государства, спортивные трофеи и награды всероссийского уровня.

Вкусно пахнет пирожками

Заходишь в школу - все блестит и вкусно пахнет пирожками. В туалетах - хорошая сантехника, горячая вода и дезодоранты. Классы - как с иголочки. Учителя знают волшебное слово, чтобы дети не рисовали на партах?

Конечно! Ведь чистые парты - один из серьезных показателей работы школы, - убеждена Майя Борисовна. - Наши годами стоят как новенькие. Почему? Это значит, что дети на уроке плотно заняты: выполняют задания в тетради, на компьютере, в лингафонном кабинете. Зачем что-то ковырять и портить, если урок идет интенсивно, интересно и все поглощены делом? Звонок - и сразу включился в работу. А у нас созданы все возможности, чтобы занятия были максимально полезными и увлекательными.

Классы оборудованы мультимедийными комплексами, плазменными панелями, интерактивными досками. Кабинеты физики, химии - настоящие лаборатории. Есть даже установки обратной связи, аналогичные волшебному пульту на популярной игре "Как стать миллионером?". Нажимаешь кнопку - и выбираешь ответ. Для блиц-опросов незаменимая вещь: восприятие материала сразу улучшается.

- Но даже "умная" электроника мало что значит без хорошего учителя.

Учителя у нас особенные. Мои заместители поют, пишут стихи, музыку. И все остальные им под стать. При том что каждый - профессионал, "предметник". Вы знаете, сколько в нашей школе аплодируют? Мы стараемся отметить любой успех. Причем особых материальных стимулов нет. Зарплата учителя со стажем и званиями в лучшем случае достигает 17-19 тысяч. Но они все яркие личности. Что меня очень привлекает в национальном проекте "Образование"? Нет, не миллион, хотя для школы это большие деньги. Но еще важнее, что на уровне правительства активно поддерживают лидеров. Ведь у нас не очень любят успешных. А в проекте, наоборот, призывают работать ярко, активно.

- Хорошо быть лучшим, когда в школе учатся дети едва ли не всех городских начальников.

Рада, что нашу гимназию выбирают известные люди. Однако двери открыты для всех. У нас занимаются около 400 ребят из малообеспеченных семей. Вскоре начнется прием в первые классы. Никаких конкурсов, ночных бдений, костров! Приходи, записывайся, учись. Нынешней весной набираем 6 или 7 первых классов. Так что дело не в элите. Важны отношения с родителями! Все наши главные праздники мы проводим только вместе с папами и мамами. Для этого снимаем самые большие концертные залы, стадионы. Обстановка на таких встречах удивительная. Пять тысяч человек ощущают себя одним целым. Кстати, родители входили и в команду, представлявшую гимназию на конкурсе лучших школ страны. Именно к ним со стороны жюри оказалось больше всего вопросов.

Ранец тяжелее портфеля

- Хотите убедить, что в школе нет платных услуг?

Ситуация, когда в классе собирают по 500 рублей на ремонт крыши, пола, замену светильников, для нашей гимназии исключена. Другое дело, когда мы просим помочь родителей - никто не отказывает. Каждый делает то, что в его силах. Одни моют окна, другие читают лекции, а кто-то может посодействовать в приобретении кабинета релаксации. Недавно открыли прекрасный тренажерный зал, помог отец одиннадцатиклассника.

Надо вести честный разговор. Мы все хотим, чтобы школы были благоустроенными, уютными, оборудованными. Чтобы дети получали лучшее. Но на какие средства это приобрести, по какой статье - не говорится. В бюджете расходы на красивую посуду не предусмотрены. Выход один: посильная помощь родителей. У нас даже есть день подарков. Мы стараемся воспитать культуру взаимоотношений, учим детей быть внимательными и отзывчивыми - к окружающей среде, старшим, школе. Первыми в городе мы стали публиковать в Интернете открытый отчет о работе гимназии (рапорт за текущий год появится в начале февраля). Публично, на всю страну отчитались о средствах, полученных за первенство в нацпроекте. А когда все наглядно, понятно - кривотолков сразу становится меньше.

- Вы как-то сказали, что ранец первоклассника тяжелее министерского портфеля...

А я и сейчас уверена: учиться в школе порой сложнее, чем работать. Попробуйте поставить эксперимент. Приходите к 9.00 и вместе с девятиклассниками, например, отучитесь все семь уроков. Ответьте по химии, алгебре и биологии, напишите контрольную по физике и сочинение по литературе, не забудьте английский, немецкий и черчение. Запомнить все это невозможно. Поэтому мы должны научить ребенка учиться. Решать маленькие, но исследовательские задачи. Быстро извлечь из горы справочников, энциклопедий и компьютера нужные сведения. Без этих навыков в современном мире не обойтись.

При этом наш выпускник должен уметь написать эссе, деловое письмо, знать наизусть стихи, разбираться в географии и т. д. А главное - думать и размышлять. Сейчас по телевидению закончится показ новой версии "Преступления и наказания", мы соберемся со старшеклассниками в актовом зале и посмотрим старый фильм. Пусть сделают выводы.

Завхоз или наставник?

Как вы относитесь к тому, что во многих семьях детей поощряют деньгами? Получил пятерку - возьми пятьдесят рублей. Двойка - минус двадцать со счета.

Если родители таким образом развивают в маленьком человеке предприимчивость, учат обращаться с деньгами, - это неплохо. Ведь булки не растут на деревьях. Если ребенок хочет хорошо учиться, почему бы его не поддержать? Не обязательно деньгами. Это все из области взаимоотношений в семье. Я знаю одно: надо сделать все, чтобы ребенок не врал. И в плане денежных расходов тоже.

Вы 18 лет возглавляете гимназию. Из рядовой сумели сделать свою школу лучшей в России. Но директор в отече.ственном образовании фигура особая. Что-то среднее между завхозом и учителем с большой буквы...

Я крепко держусь за одну метафору. Когда капитан Грей узнал о мечте Ассоль, он отправился в лавку, купил шелк, привез его на корабль и вместе с командой стал натягивать алые паруса. Так прекрасная девушка обрела счастье. Себя я отношу к людям, которые, образно говоря, должны ходить в лавку, покупать ткань... Чтобы на жизненном горизонте каждого человека, который работает рядом со мной, сиял алый парус. Ведь хорошая школа, впрочем, как и плохая, - это не номер. У нее есть фамилия, имя и отчество. Директора.

Пильдес, Майя Борисовна - директор Государственного бюджетного образовательного учреждения «Академическая Гимназия № 56» Петроградского района Санкт-Петербурга, кавалер Ордена Почёта (2000), Народный учитель Российской Федерации (2005).

Карьера

Родилась 30 апреля 1951 года в Ленинграде. После окончания средней школы работала старшей пионервожатой в школе № 183 Дзержинского района с преподаванием ряда предметов на английском языке и обучалась в ЛГПИ им. А. И. Герцена на факультете русского языка и литературы. В 1972 году была награждена Знаком ЦК ВЛКСМ «Лучшему вожатому».

После получения высшего образования в 1974 году была переведена на должность руководителя политмассового отдела Дома пионеров и школьников Дзержинского района Ленинграда, где возглавляла работу со старшими пионервожатыми и районным пионерским штабом. Работу в ДПШ совмещала с работой учителем русского языка и литературы в школе № 193 Дзержинского района. С 1981 года работала заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.

Возрождение Гимназии № 56

В 1990 году назначена директором школы № 56 Петроградского района, в которой работает по настоящее время. В 1991 году школа получила статус Гимназии. С 2002 года Гимназия № 56 стала крупнейшим в Северо-Западном регионе образовательным комплексом, включающим в себя дошкольное отделение, две начальные школы, среднюю и старшую школы, центр дополнительного образования и психолого-педагогический медико-социальный центр. В 2004 и 2007 годах Гимназия № 56 становилась победителем конкурса «Лучшие школы России». В 2006, 2007, 2008 и 2009 годах Гимназия № 56 становилась победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», причем все четыре раза возглавляла петербургский список учреждений-победителей, набрав наибольшее число баллов.

В 2011 году вошла в состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года - 2011».

В настоящее время является членом Общественного Совета Министерства образования и науки РФ Минобрнауки, членом координационного совета Всероссийского педагогического собрания. Майя Борисовна считает:

«Современная школа - это та школа, в которой руководитель смотрит не в завтрашний, а в послезавтрашний день»

Награды и премии

  • Орден Почёта (2000) - за заслуги в обучении и воспитании учащихся, подготовку высококвалифицированных специалистов и многолетний добросовестный труд
  • Почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» (1994)
  • Почётное звание «Народный учитель Российской Федерации» (2005)
  • Лауреат Премии Правительства РФ в области образования (2009)

, РСФСР , СССР

Пильдес, Майя Борисовна - директор Государственного бюджетного образовательного учреждения «Академической Гимназии № 56» Петроградского района Санкт-Петербурга , кавалер Ордена Почёта (2000), Народный учитель Российской Федерации (2005).

Карьера

В настоящее время является членом Общественного Совета Министерства образования и науки РФ Минобрнауки , членом координационного совета Всероссийского педагогического собрания. Майя Борисовна считает:

«Современная школа - это та школа, в которой руководитель смотрит не в завтрашний, а в послезавтрашний день»

Напишите отзыв о статье "Пильдес, Майя Борисовна"

Отрывок, характеризующий Пильдес, Майя Борисовна

Под предлогом увода раненых не расстроивать ряда! Каждый да будет вполне проникнут мыслию, что надо победить этих наемников Англии, воодушевленных такою ненавистью против нашей нации. Эта победа окончит наш поход, и мы можем возвратиться на зимние квартиры, где застанут нас новые французские войска, которые формируются во Франции; и тогда мир, который я заключу, будет достоин моего народа, вас и меня.
Наполеон».

В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали.
Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и откуда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, которая звучит приближением чего то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них.
Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем. Но долго шли колонны всё в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды, по новой, непонятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем. Напротив того, то впереди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направлению наши русские колонны. Каждому солдату приятно становилось на душе оттого, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Майя Борисовна Пильдес
267x400px

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Гражданство:

СССР 22x20px СССР →Россия 22x20px Россия

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:
Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Пильдес, Майя Борисовна - директор Государственного бюджетного образовательного учреждения «Академической Гимназии № 56» Петроградского района Санкт-Петербурга , кавалер Ордена Почёта (2000), Народный учитель Российской Федерации (2005).

Карьера

В настоящее время является членом Общественного Совета Министерства образования и науки РФ Минобрнауки , членом координационного совета Всероссийского педагогического собрания. Майя Борисовна считает:

«Современная школа - это та школа, в которой руководитель смотрит не в завтрашний, а в послезавтрашний день»

[[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна

Напишите отзыв о статье "Пильдес, Майя Борисовна"

Отрывок, характеризующий Пильдес, Майя Борисовна

– О, я обязательно тебе покажу! Это нижний «этаж» и там ТАКОЕ!!!... – аж передёрнула плечиками Стелла, видимо вспомнив что-то не очень приятное.
Мы всё ещё шли дальше, и тут я заметила, что окружающее стало понемножечку меняться. Прозрачность куда-то начала исчезать, уступая место, намного более «плотному», похожему на земной, пейзажу.
– Что происходит, где мы? – насторожилась я.
– Всё там же. – Совершенно спокойно ответила малышка. – Только мы сейчас уже находимся в той части, что попроще. Помнишь, мы только что говорили об этом? Здесь в большинстве своём те, которые только что пришли. Когда они видят такой, похожий на их привычный, пейзаж – им легче воспринимать свой «переход» в этот, новый для них, мир... Ну и ещё, здесь живут те, которые не хотят быть лучше, чем они есть, и не желают делать ни малейших усилий, чтобы достичь чего-то выше.
– Значит, этот «этаж» состоит как бы из двух частей?– уточнила я.
– Можно сказать и так. – Задумчиво ответила девчушка, и неожиданно перешла на другую тему – Что-то никто здесь не обращает на нас никакого внимания. Думаешь, их здесь нет?
Оглядевшись вокруг, мы остановились, не имея ни малейшего понятия, что предпринять дальше.
– Рискнём «ниже»? – спросила Стелла.
Я чувствовала, что малышка устала. Да и я тоже была очень далеко от своей лучшей формы. Но я была почти уверена, что сдаваться она никак не собирается, поэтому кивнула в ответ.
– Ну, тогда надо немного подготовиться... – закусив губу и серьёзно сосредоточившись, заявила воинственная Стелла. – Знаешь ли ты, как поставить себе сильную защиту?
– Вроде бы – да. Но я не знаю, насколько она будет сильная. – Смущённо ответила я. Мне очень не хотелось именно сейчас её подвести.
– Покажи, – попросила девочка.
Я поняла, что это не каприз, и что она просто старается мне помочь. Тогда я попробовала сосредоточиться и сделала свой зелёный «кокон», который я делала себе всегда, когда мне нужна была серьёзная защита.
– Ого!.. – удивлённо распахнула глазёнки Стелла. – Ну, тогда пошли.
На этот раз наш полёт вниз уже был далеко не таким приятным, как предыдущий... Почему-то очень сдавило грудь и тяжело было дышать. Но понемножку всё это как бы выровнялось, и я с удивлением уставилась на открывшийся нам, жутковатый пейзаж...
Тяжёлое, кроваво-красное солнце скупо освещало тусклые, фиолетово-коричневые силуэты далёких гор... По земле, как гигантские змеи, ползли глубокие трещины, из которых вырывался плотный, тёмно-оранжевый туман и, сливаясь с поверхностью, становился похожим на кровавый саван. Всюду бродили странные, будто неприкаянные, сущности людей, которые выглядели очень плотными, почти что физическими... Они то появлялись, то исчезали, не обращая друг на друга никакого внимания, будто никого кроме себя не видели и жили лишь в своём, закрытом от остальных, мире. Вдалеке, пока что не приближаясь, иногда появлялись тёмные фигуры каких-то чудовищных зверей. Ощущалась опасность, пахло жутью, хотелось бежать отсюда сломя голову, не поворачиваясь назад...