Биографии Характеристики Анализ

Матвеев. История акушерства в России

(совр.Гадячский р-н, Полтавская обл., Украина), в семье священника, настоятеля церкви Успения Богородицы в Гадячском полку. Он получил домашнее начальное образование, затем учился в Киевской духовной академии, которую закончил в 1768 году. На следующий год Нестор поступил в Петербургскую медицинскую школу морского госпиталя.

В 1770 году Нестор был направлен по особой стипендии из фонда княгини Е. Д. Голицыной-Кантемир на медицинский факультет Страсбургского университета. В Страсбурге он пробыл четыре с половиной года, защитив 26 сентября 1775 года докторскую диссертацию «О печени человека», которая получила восхищенный отзыв декана медицинского факультета Страсбургского университета И. Шпильмана. На протяжении следующего года Н. Максимович знакомился с врачебным делом Германии , посетив ряд немецких клиник, слушая лекции, беседуя с врачами и совершенствуя знания немецкого языка.

По возвращении в Санкт-Петербург в сентябре 1776 года и сдачи экзамена в Медицинской Коллегии Н. Максимович получил право практиковать в качестве младшего доктора Петербургских адмиралтейского (морского) и сухопутного госпиталей. Одновременно с практической деятельностью он начал преподавать акушерство, читая лекции о «женском повое» в лекарских школах при госпиталях.

В 1777 году Нестор Максимович вновь был направлен за границу для углубления знаний по акушерскому делу. После возвращения в Санкт-Петербург он был назначен преподавателем школы при Кронштадтском адмиралтейском госпитале для чтения лекций по физиологии, медико-хирургической практике и лекарственным растениям. Через полгода Н. Максимович подал прошение о переводе его в Санкт-Петербург. 10 мая 1781 года он был назначен профессором «повивального искусства» в Санкт-Петербургскую акушерскую школу («бабичью школу»), возглавив которую первым из акушеров начал читать лекции на русском языке. В октябре 1782 года Н Максимович стал первым российским преподавателем, получившим звание профессора акушерства. Одно время Нестор Максимович был также преподавателем родовспомогательного заведения при воспитательном доме. В 1784 году Петербургскую школу преобразовали в Повивальное училище, а через два года - в Повивальный институт. Нестор Максимович, читавший в институте повивальное дело, был освобождён от работы в госпитальных школах.

В 1793 году за заслуги в медицине Нестор Максимович избран почётным членом Медицинской Коллегии. В это же время он составил проект развития акушерского образования в России, который так и не был реализован при его жизни.

В возрасте 54 лет Нестор Максимович Максимович прекратил преподавательскую работу. Подробности его жизни в последующие 14 лет не известны. Сохранились только сведения о том, что он работал консультантом в Калинкинской больнице Санкт-Петербурга до самой кончины 5 августа (24 июля) 1812 года. Место захоронения Н. М. Максимовича также неизвестно.

Профессиональная и научная деятельность

Нестор Максимович ввёл новые наглядные методы преподавания, первым в России начав проводить занятия на акушерском фантоме и применяя его для изучения механизма как нормальных, так и патологических родов, а также для обучения различным акушерским приёмам и операциям. Фантом женского таза с деревянной куклой-ребёнком, а также прямые и изогнутые стальные щипцы («клещи») с деревянными рукоятками, серебряный катетер и прочие инструменты были изготовлены по его собственным моделям и рисункам.

27.03.2015

Лаврецкий нашел также несколько старых календарей и сонников
и таинственное сочинение г-на Амбодика;
много воспоминаний возбудили в нем давно забытые, но знакомые
«Символы и эмблемы»…
И.С. Тургенев «Дворянское гнездо»

Этот, по свидетельствам современников, остроумный и жизнерадостный человек при любом подходящем случае шутил и острословил и даже придумал себе необычный псевдоним – Амбодик. Латинское «дважды скажи» (ambo dic) звучало как вежливое напоминание окружающим о том, что и отчество, и фамилия Нестора Максимовича Максимовича тождественны.

От Веприка до Страсбурга
Нестор Максимович родился 27 октября 1744 г. в селе с уменьшительно-ласкательным звериным названием Веприк на Полтавщине. Как сын священника Максима, настоятеля церкви Успения Богородицы в Гадяцком полку, Нестор получил домашнее начальное образование и поступил в Киево-Могилянскую академию, которую окончил в 1768 г.
В середине ХVІІІ в. Российская империя начала ощущать катастрофическую убыль своего народонаселения. Пытливый ум юноши с добрым сердцем и чувствительной душой не мог не заинтересоваться причиной бедности, бескультурья, чрезмерной заболеваемости и смертности среди простого народа. Желание узнать законы, по которым должны жить российские подданные, привело юного Нестора в юридическую комиссию по составлению проекта «Уложения новых законов». Причина высокой детской смертности вырисовалась перед юношей быстро: «Крайнее в повивальном деле незнание многих неученых русских бабок, кои повсюду в России, а особливо между простым народом свободно исправляют повивальное дело к собственному их стыду, общей гибели и явному вреду всего государства… Сколько могу из детства вспомнить, тогда мне и на мысль не приходило, чтобы когда ни есть обучаться врачебной науке, а еще и того менее, чтобы быть для других путеводителем в повивальном деле». Так позднее писал лекарь Максимович в своей книге «Искусство повивания».
В свои 25 лет Нестор Максимович решил посвятить жизнь медицине, азы которой начал постигать в медицинской школе морского госпиталя Петербурга, куда он поступил в 1769 г. Однако и здесь молодой человек не задержался надолго. Постановка обучения в госпитальной школе не устраивала выпускника престижной Киево-Могилянской академии. Учебных заведений, дающих высшее медицинское образование, в то время в России не было, но аттестат Киевской академии открывал перед молодым человеком двери университетов Западной Европы. Он отправился во французский Страсбург, где в местном университете с 1728 г. врачи могли получать специальную теоретическую и практическую подготовку по акушерству. Во время обучения Максимович получал стипендию из фонда княгини Е.Д. Голицыной-Кантемир, завещавшей свой капитал для постоянного обучения за границей «природных россиян» по акушерской специализации. После пятилетней учебы 26 сентября 1775 г. он защитил докторскую диссертационную работу «О печени человека», получив восхищенный отзыв самого декана медицинского факультета Страсбургского университета И. Шпильмана.

Мечты сбываются
На протяжении следующего года Н. Максимович знакомился с врачебным делом Германии, посетив ряд немецких клиник, слушая лекции, беседуя с врачами и совершенствуя знания немецкого языка. В сентябре 1776 г. Максимович вернулся на родину. После сдачи экзамена в Медицинской Коллегии он получил право практиковать в качестве младшего доктора адмиралтейского (морского) и сухопутного госпиталей Петербурга. Кажется странным, что для доктора медицины с дипломом Страсбургского университета была устроена подобная «переэкзаменовка», которую он, кстати, выдержал блестяще. Такому строгому испытанию подвергались тогда все возвращающиеся из-за рубежа после университетских студий. И так продолжалось до тех пор, пока не ослабло иностранное засилье в медицинской науке России. Западноевропейских медиков московские цари начали приглашать еще в ХVI в. С восшествием же на царский престол Романовых, особенно после «прорубленного» Петром I «окна в Европу», зарубежных специалистов в этой сфере человеческой деятельности стало гораздо больше. Польза от «фрязинов» и немцев, несомненно, была, но далеко немногие из них искренно стремились помочь народу чужой для них страны, к тому же взаимопонимание между страждущим и лечащим осложняли языковой барьер и ментальные отличия. В своей книге «Врачебное веществословие» Нестор Максимович писал: «Хотя врачебная наука повсюду есть единая и та же самая, однако, кажется, она мнит некоторое различие в том, что врач и лекарь, единоземец, сооттич и друг, почитаются для больного и лучше, и надежнее, и вернее, чем неизвестный пришелец и иноземец, коему и сложение тела и свойства и род жизни больного неизвестны».
Одновременно с практическим трудом в лечебных учреждениях Нестор Максимович преподавал «Акушерскую науку», читая лекции о «женском повое» в лекарских школах при госпиталях. Мечта начинающего доктора медицины посвятить себя делу помощи «благословенным плодом любви женщинам благополучно разрешиться таковым» осуществилась. В своей книге «Искусство повивания» (1784) Н.М. Максимович с большой любовью обосновал приоритетность акушерской науки в медицине, полагая ее «нужною и полезною, поелику главным предметом себе поставляющию соблюдение полезных обществу членов … едваль есть другая, которая была бы более важною и человеческому роду многополезною, как повивальная, отсюда яствует, сколь благородный есть повивальной науки предмет».
До середины ХVIII в. родовспомогательных учреждений в России не существовало. Младенцы появлялись на свет божий, как правило, дома с помощью повитух, в основном неграмотных и невежественных, нередко причиняющих вред как матери, так и ребенку. В 1757 г. по предложению первого организатора отечественного здравоохранения П. Кондоиди в Москве и Санкт-Петербурге были открыты первые «бабичьи школы». Однако до тех пор, пока преподавание там велось на иностранных языках (первыми руководителями этих школ были немцы И. Эразмус и А. Линдеман) и при отсутствии практической базы, подготовка отечественных акушерских кадров не имела надлежащего развития. Только с появлением при Госпитательном доме в Москве (1764) и Санкт-Петербурге (1771) родовспомогательных отделений появилась возможность практического обучения акушерок.
В 1777 г. Нестор Максимович вновь «по высочайшему повелению» отправился за границу для углубления знаний по акушерскому делу. Однако после возвращения в Петербург он был назначен преподавателем школы при Кронштадтском адмиралтейском госпитале для чтения лекций по физиологии, медико-хирургической практике и лекарственным растениям. Через полгода Максимович, ссылаясь на то, что всегда готовился быть акушером, подал прошение о переводе его в Петербург. 10 мая 1781 г. он был назначен профессором Санкт-Петербургской «бабичьей школы» вместо вышедшего в отставку доктора А. Линдемана. Медицинская Коллегия оценила выдающиеся заслуги Нестора Максимовича в развитии акушерского образования в России: в октябре 1972 г. он стал первым российским преподавателем, получившим звание профессора акушерства.
Возглавив петербургскую школу, Нестор Максимович первым из акушеров начал читать лекции на русском языке, что открывало путь в науку соотечественникам, интересующимся медициной. Однако этот процесс тормозило отсутствие в русском языке научной медицинской терминологии. Эту проблему успешно разрешил Нестор Максимович, который написал несколько медицинских терминологических словарей, тем самым став пионером русской медицинской номенклатуры.
Не останавливаясь перед материальными затратами, Максимович, не обладая большим капиталом, многие из своих работ издавал на собственные средства. Владея французским, немецким и латинским языками, он с целью пропаганды среди простых людей медицинских работ, способствующих повышению их культурного и санитарного уровня, постоянно эти работы переводил. В 1784 г. Петербургская школа была преобразована в Повивальное училище, а через два года – в Повивальный институт. Профессор Максимович, который читал в институте повивальное дело, был освобожден от работы в госпитальных школах. В 1793 г. за заслуги в медицине Нестор Максимович избран почетным членом Медицинской коллегии. В это же время он составил проект развития акушерского образования в России, который так и не был реализован при его жизни.

Вклад Н. Максимовича в акушерство
Нестора Максимовича Максимовича, автора капитального труда «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» – первого отечественного руководства по акушерству, по праву называют отцом русского акушерства. Не одно поколение врачей и акушерок училось по нему на протяжении почти 100 лет. Многие положения гениального полтавчанина не утратили своей актуальности и в наши дни.
Описанные им формы узкого таза будущих матерей легли в основу классификаций узкого таза, предложенных в дальнейшем многими авторами. Необычное положение головки плода при узком тазе, осложняющее течение родов, теоретически отмеченное Максимовичем, в дальнейшем получило развитие как учение о клинически узком тазе в работах М. Малиновского, И.А. Покровского, Р.И. Калганова и др.
Нестор Максимович первым в России описал асинклитическое вставление головки плода. Его зарубежные коллеги-современники утверждали, что основным назначением щипцов является сжатие головки плода, вследствие чего она может успешно миновать узкий таз, на что Максимович аргументировано возражал, утверждая, что эта процедура не может спасти плод, но ставит под угрозу материнскую жизнь. Блестящий акушер-практик Нестор Максимович одним из первых в России применил наложение акушерских щипцов при операциях. А принцип операции наложения щипцов при ножном предлежании плода не утратил своей актуальности и сегодня.
Сторонник по возможности естественного протекания родов, Максимович положил начало бережному ведению родового процесса, в основе которого лежала выжидательная тактика, которой придерживаются и современные акушеры. Особое значение ученый придавал патологии беременности, т. е. описанию болезней, сопутствующих периоду вынашивания ожидаемого ребенка, а также образу жизни будущей матери. Широкое распространение получил предложенный Нестором Максимовичем метод массажа матки на кулаке с целью ее сокращения, который предупреждает возможное послеродовое кровотечение. Подобный массаж применяется и в современной акушерской практике. Исторический интерес представляет предложение Максимовича лечить внематочную беременность оперативным путем. В этом он почти на 100 лет опередил свое время. Его уверенность в необходимости хирургического лечения внематочной беременности подтвердилась диссертациями И.В. Склифосовского (1863) и В.Ф. Снегирева (1873).
Нестор Максимович первым в России начал проводить занятия на акушерском фантоме, применяя его для изучения механизма как нормальных, так и патологических родов, а также для обучения различным акушерским приемам и операциям.
Стремясь увеличить количество обучающихся «бабичьему делу», Максимович подал в Медицинскую коллегию прошение об обнародовании расписания своих лекций через «Санкт-Петербургские ведомости».
В годы Великой Отечественной войны для реституции эпидермального слоя кожи раненого пациента в качестве трансплантатов при плохо заживающих ранах с успехом применялись химически обработанные кусочки околоплодных оболочек. Как тут не вспомнить оценку оболочки амниона, которую дал Нестор Максимович на заре становления отечественного акушерства в своем «Искусстве повивания»: «Весьма тонкая, нежная, мягкая, белая, прозрачная и довольно крепкая».
Затронув военную тематику, стоит отметить, что войны, как правило, обусловливали всплеск венерических заболеваний. По заказу военного ведомства Н. Максимович перевел на русский язык труд И.И. Пленка «Врачебные наставления о любострастных болезнях», как обычно при переводах с иностранного привнося в текст немало своих интересных мыслей. Объем книги, повествующей о болезнях, поражающих организм человека в результате любовных утех сомнительного свойства, переводчик увеличил на треть за счет своих материалов. Эта книга только при его жизни переиздавалась трижды (1790, 1796 и 1800 гг.).

Первое руководство по педиатрии
Часть 5 «Искусства повивания» Нестора Максимовича, по сути, является первым руководством по педиатрии на русском языке. Стоит остановиться на моментах, поучительных и для современных детских врачей.
Максимович ратовал за грудное вскармливание детей. Рекомендовал в случае болезни матери пользоваться свежим нежирным молоком, разбавленным водой с небольшим добавлением сахара. Прикармливать младенца советовал начинать постепенно, избегая резкой перемены пищи.
«Неумеренная теплота, духота расслабляют весь телесный состав. Надлежит заблаговременно приучать детей к холоду и ко всем воздушным переменам. Холодный воздух укрепляет тело. Кроватка ребенка не должна стоять возле печки и на сквозняке», – эти слова Нестора Максимовича звучат как заботливый своевременный совет из глубины ушедших столетий нынешним молодым мамам.
Учил он вырабатывать у детей выносливость, ласковость, жалость и человеколюбие. Категорически возражал против телесных наказаний, указывая, что «телесное наказание вселяет в детей подлость, робость, неоткровенность, ложь и прочие пороки. Побои без сомнения обращаются вовред здоровью». И это было написано во времена, когда телесные наказания считались обязательным элементом воспитания. Жаль, что подобные раритетные издания в наше время не переиздаются.

Отечественный фитотерапевт
«Энциклопедия питания и врачевания, составленная личным лекарем Ее Императорского величества Екатерины II в 1784 году профессором Н. Амбодиком» – единственная недавно переизданная книга Нестора Максимовича. Она представляет собой богатейшее собрание описаний лекарственных растений, многие из которых еще можно встретить на нашей земле. Ценность этого труда не преходяща, особенно для современной фитотерапии. Особенно много было написано Нестором Максимовичем в последние годы жизни: «Врачебное веществословие, или Описание целительных растений» в 4 томах, «Первоначальные основания ботаники», «Новый ботанический словарь». Эти труды дают основания утверждать, что их автора можно считать одним из основоположников отечественной фармакогнозии.
Однако не всегда очевидные заслуги оценивались современниками. Так, коллега Нестора Максимовича, московский акушер Вильгельм Рихтер, написавший первую «Историю медицины в России», даже не упомянул имени основателя отечественного акушерства. И не случайно. Смелый Максимович никогда не скрывал своего отношения к немецкому засилью в отечественной медицине. Эпиграфом к своему «Искусству повивания» он поставил выведенные жирным шрифтом слова: «Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа, полезным содержанием новорожденных детей, чем населением необработанной земли немецкими чужеземными пришельцами».
Днем и ночью, в любую погоду Нестор Максимович спешил туда, где нуждались в его навыках и знаниях, часами мог читать лекции слушателям. Своего здоровья не щадил, без остатка сгорая на работе. В возрасте 54 лет Нестор Максимович Максимович прекратил преподавательскую работу. К сожалению, подробности его жизни в последующие 14 лет не известны. История только сохранила сведения о скромном месте консультанта в Калинкинской больнице Санкт-Петербурга до самой его кончины 24 июля 1812 г. Неизвестно даже место захоронения Великого Акушера на все времена.

Литература
1. Груздев В.С. Краткий очерк истории акушерства и гинекологии в России. – СПб., 1906.
2. Дроздова З.А. Н.М. Максимович-Амбодик. – М.: Медицина, 1950.
3. Чистович Я.А. Очерки по истории русских медицинских учреждений ХVIII столетия. – СПб., 1870.

Подготовил Лукьян Маринжа Роль йоду у гармонійному розвитку дитини та профілактиці патології молочних залоз у матері

Йододефіцит є однією з актуальних медико-соціальних проблем у багатьох країнах світу. Це зумовлено тим, що йододефіцит, навіть легкого ступеня, є причиною низки патологічних станів, найбільш тяжкі та незворотні з яких формуються внаслідок недостатнього надходження мікронутрієнту на етапі внутрішньоутробного розвитку та раннього дитинства. Саме тому вагітні, жінки, що годують грудьми, та діти належать до категорії максимально високого ризику розвитку йододефіцитних захворювань ....

09.12.2019 Акушерство/гінекологія Клінічні аспекти синдрому гіперпролактинемії

Гіперпролактинемія є найбільш поширеною нейроендокринною патологією та маркером розладів гіпоталамо-гіпофізарної системи. Синдром гіперпролактинемії розглядається як симптомокомплекс, що виникає на фоні стійкого підвищення рівня пролактину, найбільш характерним проявом якого є порушення репродуктивної функції ....

04.12.2019 Діагностика Онкологія та гематологія Урологія та андрологія Скрининг и ранняя диагностика рака предстательной железы

Популяционный, или массовый, скрининг рака предстательной железы (РПЖ) – ​это определенная стратегия организации здравоохранения, включающая систематическое обследование мужчин группы риска без клинических симптомов. В отличие от него раннее выявление, или оппортунистический скрининг, состоит в проведении индивидуального обследования, которое инициируется самим пациентом и/или его врачом. Основными задачами обеих скрининговых программ являются снижение смертности вследствие РПЖ и поддержание качества жизни пациентов....

История развития отечественного акушерства (Крассовский, Снегирев, Отт, Лазаревич)

Вклад В.Ф. Снегирева в развитие гинекологии в России.

В.Ф. Снегирев (1848–1916) являлся представителем московской школы гинекологии; Заслуги:

– организовал в России массовую подготовку врачей по гинекологии;

– основатель Гинекологической клиники Московского университета (1889);

– основатель Гинекологич. института усовершенствования врачей (1896);

– основатель Московского акушерско-гинекологического общества (1887);

Как врач: – создание искусственного влагалища из прямой кишки;

– внебрюшинное вскрытие гнойников в полости;

Монографии: – «Маточные кровотечения»;

Подчеркивал необходимость изучения физиологических и патологических функций женского организма, функциональных нарушений половой сферы, начиная с детского возраста и периода полового созревания. Он является основателем отечественной детской гинекологии.

Крассовский А.Я. – выдающийся отечественный А.-Г., ученик Пирогова.

Крассовский А.Я. (1821–1898) заведовал кафедрой акушерства, женских и детских болезней. Основоположник оперативного А. Первый выполнил операцию овариотомии. Первым осуществил экстирпацию матки.

Заслуги: – основатель первого в России А.-Г. общества в Петербурге.

Как врач: – успешная овариотомия.

Издатель: – «Журнал акушерства и женских болезней».

Монография: «Об овариотомиях». Издал 3-х томник – «Курс оперативного и практического акушерства (включил понятия неправильного женского таза).

Д.О. Отт, его вклад:

Отт Д.О. (1855–1929) директор Повивального института в Петербурге. Это был первый родильный дом в СПб. Он ввел в практику оперативное акушерство, разработал его методики. Наложение акушерских щипцов, и др. Внедрил метод кольпоскопии. Сформировал показания для операции Кесарева сечения.

Заслуги: – создатель нового направления в оперативной гинекологии.

Как врач: – усовершенствовал технику многих гинекологических операций.

– разработал методику влагалищного подхода при полостных операциях.

– сконструировал новые мед. инструменты для гинекологических операций.

Груздьев, его вклад: воспитанник ВМА – школа А.-Г. в Казани. Один из первых в России онкогинекологов. Его монографии: «развитие маточной мускулатуры», «руководство по А. и женским болезням».


Организация и принципы работы акушерского стационара

Родильное отделение оказывает стационарную акушерскую помощь по территориальному принципу. Помощь беременным, обратившимся в роддом, оказывается вне зависимости от места жительства и подчиненности учреждения здравоохранения. В родильном отделении подлежат госпитализации беременные при наличии показаний, а также роженицы и родильницы в течение 24 часов после родов, в случае родов вне лечебного учреждения. Для госпитализации беременные должны иметь направление, выписку из карточки и обменную карту после 28 недель беременности. Беременные предъявляют паспорт и обменную карту.

Организация родильного дома

1) Стационар (на 150–100 коек).

3) Лечебно-диагностические подразделения.

4) Административно-хозяйственная часть.

Стационар – сложное ЛПУ, для оказания А.-Г. помощи беременным, родильницам, роженицам, н/р. Включает в себя:

1. Приемно-смотровое помещение.

2. Дородовое отделение.

3. Родильное отделение (род. блок в многопрофильных больницах).

4. Отделение патологии беременных.

5. Послеродовые отделения (их 2 – физиологич. и отд-е послерод. заб-й).

6. Гинекологическое отделение.

7. Отделение новорожденных.

8. Обсервационное отделение.

1. Включает: Приемную.

Комната – фильтр. Оценка общего состояния, измерение температуры, осмотр кожных покровов, зева, определение пульса, АД, знакомство с обменной картой беременной.

Смотровые. Индивидуальные комплекты для роженицы, весы, ростомер, тазомер, тонометр, сантиметровая лента, набор сывороток для определения группы крови, стерилизатор.

Сбор анамнеза, объективное исследование, тазоизмерение, измерение окружности живота, положение и предлежание плода, наличие отеков, санобработка рук, ног, переход в родовой блок в сопровождении персонала.

3. Состоит из: родовых палат, малой (для осмотра мягких родовых путей)

и большой (для Кесарева сечения) операционной, комнаты обработки н/р., палаты интенсивной терапии (их 2 – для послеоперационных и для ♀ с тяж. осложнениями), комнаты для переливания крови (кровь у беременных берут на дородовом отделении).

Организация и принципы работы ЖК

Задачи ЖК: участок – 5000 ♀ (из них 3000 – детородного возраста) – плановые осмотры – 1 р/год. Работа с беременными (психопрофилактика).

Беременная должна посещать ЖК: на сроке до 28 нед. – 1 р./месяц. До 36 нед. – 2 р./мес. До 36 нед. – 2 р./мес. Более 36 нед. – 4 р./мес.

Работа ЖК оценивается по: осложнениям, показателям материнской и антенатальной смертности, % невынашиваемости.

ЖК: 1. Профилактика, направленная на предупреждение осложнений беременности, гинекологических заболеваний.

2. Оказание квалифицир. А.-Г. помощи населению прекрепл. территории.

3. Массовая работа с населением по планированию семьи, контрацепции.

4. Внедрение в работу современных методов диагностики и лечения.

5. Проведение сан. – просветительской работы.

6. Обеспечение ♀ правовой защиты в соответствии с законом.

Базовая схема наблюдения за беременной в ЖК.

1) При первой явке:

· Установление срока беременности 2 врачами

· Группа крови и резус фактор, RW, ВИЧ, tbc

· Осмотр терапевта, окулиста, ЛОР

· Санация полости рта

2) В 20 недель – кровь на сахар

3) В 23 – 30 недель:

· ОАК + время свертывания + тромбоциты

· Мазок из «С» и «И» на гонорею, мазок на степень чистоты, мазок с ШМ на атипичные клетки

· Посев выделений из ШМ на стафилококки

· Посев выделений из носа на стафилококки

· Кровь на RW, HBs-АГ, ВИЧ

· Осмотр специалистов

4) В 37 недель:

· ОАК + время свертывания + тромбоциты

· Мазок из «С» и «И» на гонорею, мазок на степень чистоты, мазок с ШМ на атипичные клетки

· Осмотр терапевта.

Критические периоды онтогенеза

Критический период развития характеризуется наибольшей чувствительностью к воздействию вредных факторов внешней среды. Биологический смысл критических периодов – это обеспечение восприятия зародышем и его частями сигналов, ответом на которые явл. определенные процессы индивидуального развития. Критические периоды:

1. Имплантация (7–8 день эмбриогенеза). На этом периоде повреждающее воздействие оказывает эмбриотоксическое действие. Зародыш либо погибает, либо эмбриональный цикл не нарушается.

2. Плацентация (3–8 неделя эмбриогенеза). На этом периоде повреждающее воздействие оказывает тератогенное действие. Это проявляется возникновением уродств.

Критические периоды фетального развития:

3. Усиленный рост головного мозга (15–20 неделя).

4. Формиров-е основных функц. систем организма (20–24 неделя).

6. Изменения в организме ♀ при беременности

Все изменения во время беременности носят адаптационный характер.

Акушерская терминология

1. Членорасположение – отношение головки, конечностей плода к его туловищу. В N – головка согнута, прижата к туловищу. Верхние конечности – прижаты к груди, согнуты в локтевом суставе. Нижние – согнуты в коленных, тазобедренных суставах, прижаты к животу.

2. Положение – отношение продольной оси тела плода к продольной оси матки. Продольное – 99,5%; Косое – 0,5%; Поперечное – абсолютное показание к Кесареву сечению.

3. Предлежание – отношение крупной части плода ко входу в полость малого таза. Может предлежать головка – 96%, тазовый конец – 3–4%.

4. Позиция – отношение спинки плода к боковым стенкам матки. Первая позиция – спинка слева. Вторая – справа. Поперечное/косое положение – в 0,5% сл. – позицию в этом случае определяют по головке (справа-2, слева-1).

5. Вид плода – отношение спинки плода к передней и задней стенке матки. Выделяют передний и задний вид.

Во время беременности плод находится в продольном положении, головном или тазовом предлежании, в нижней или боковой позиции и с согнутым членорасположением. Во время родов эти взаимоотношения меняются и плод проникает в тазовую полость в верхней позиции и в расправленном членорасположении. Позиция изменяется под влиянием сокращений матки и брюшного пресса, самораскручивание матки, истечений плодных вод.

Метод Пискачека.

Определение нахождения головки в полости малого таза. Между большой и малой половой губой через салфетку по ходу родового канала пытаемся достичь предлежащей части. Головка может быть: не достижима; достижима; легко достижима.

Метод Гентера – попытка достичь предлежащую часть через прямую кишку.

Интранатальная охрана плода

Влияние родов на состояние плода: плод испытывает нарастающее д-е гипоксии, гиперкапнии, ацидоза. Схватка сопровожд. снижением маточой гемодинамики. Осложненный родовой акт усугубляет внутриутробную гипоксию. В родах состояние плода ухудшается параллельно фармакологической нагрузки, причем некоторые пр-ты оказ. не прямое токсич. д-е, а опосредованное.

Значение полож-я тела роженицы: положение беремен. на спине предъявл. дополнит. нагрузку на ССС, и дыхат. систему женщины. Для исхода родов и состояния плода, а затем для н/р. полож-е матери имеет немаловажное значение. Наиболее физиологич. во вр. потуг – полусидячее или сидячее полож-е, а также полож-е на боку. Роды в горизонтальн. полож-и чаще сопровожд. травматизацией плода и большей физиологич. кровопотерей.

Оперативное родоразрешение: Все операции характ. травматичн-тью для плода. В тоже время они помогают ↓ перинатальную смертность. Налож-е А. щипцов – может привести к родовой травме н/р. Кесарево сечение – позволяет сущ. ↓ перинатальную смертность. Решающее значение имеет своевременность проведения операции, когда удается избежать затяжных родов, длительного безводного промежутка и начавшейся гипоксии плода. Отрицательное влияние п\на плод могут оказать неправильно выбранная анестезия, технические погрешности.

Особенности ухода: после извлечения из матки ребенку проделывается обычный круг реанимационных мероприятий, назначается аэрозоль терапия, нередко – стимуляторы дых. и серддеч. деят-ти. Частота осложнений – достигает 10,9% (операция в родах) и 1,7% (плановая). Прогноз зависит от характера А. патологии. Прогноз улучшается, если операция была произведена в плановом порядке.

Родовая травма: различают родовую травму, родовые повреждения и акушерскую травму. Первые возник. под д-ем физич. нагрузок, свойств. осложн. родам. Вторые чаще легче возник там, где имеется фон неблагоприятного внутриутроб. развития, усугубленный гипоксией в родах. При острых или хронич. заб-ях ♀, отравлениях, патологич. течении беременности, многоводии, многоплодии, перенашивании / недонашивании беременности, быстрых / затяжных родах, создаются условия для возникновения родовой травмы.

Причины внутриутроб гипоксии и гибели плода в родах: Различают острую и хронич. гипоксию плода: Хроническая – 1. Заб-я матери (декомпенс. пороки сердца, СД, анемия, бронхолегоч. патология, интоксикации, инф-я). 2. Осложнения беременности: поздний гестоз, перенашивание, многоводие. 3. Заб-я плода: гемолитич. болезнь, генерализов. ВУИ, пороки развития.

Острая – 1. Неадекватная перфузия крови к плоду из материнской части плаценты. 2. Отслойка плаценты. 3. Пережатие пуповины. 4. Неспособность переносить изменения оксигенации, связ. с сокращением матки.

Причины гибели плода в родах: 1. Асфиксия плода. 2. Гемолитич. болезнь. 2. Родовые травмы. 3. ВУИ. 4. Пороки развития плода.

18. Перинатология, определения, задачи

Перинатология (антенатальный п. – п. с 28 недель до начала регулярной родовой деят-ти; интранатальный – роды; постнатальный – 7 суток после рождения). Задачи: 1. Профилактика патологии в родах.

2. Профилактика пороков развития.

3. Диагностика пороков развития.

4. Диагностика и лечение дистресса плода.

Диагностика пороков плода

Широко применяется пренатальная диагностика плода с целью решения вопроса от прерывании беременности или оперативного лечения плода. Диагностика таких заб-й, как муковисцедоз, фенилкетонурия, гемофилия, б. Вилленбранда, миодистрофия Дюшена, спинальная амиотрофия Вердинга-Гофмана, адреогенитальный синдром, хромосомных болезней в ранние сроки беременности позволяет предотвратить рождение больного ребенка. Все беременные женщины должны пройти обследование на содержание альфа – фетопротеина в сыворотке крови при сроке беременности 15–19 нед, УЗИ при сроке 20–21 нед. Эти исследования явл. скрининговыми и проводятся всем беременным. С помощью УЗИ можно обнаружить пороки развития ЦНС, сердца, брюшной полости, почек. Повышение содержания альфа-фетопротеина может указывать на возможное поражение ЦНС.

Все женщины, > 35 лет, а также – имеющие в анамнезе самопроизвол. выкидыши и рождение детей с различными дефектами, должны пройти генетическое обследование. Генные и хромосомные болезни плода можно диагностировать при сроке беременности 8–9 нед методом биопсии плодных оболочек.

Периоды родов.

I период – раскрытия. I фаза – латентная – от начала родовой деятельности до раскрытия 4 см. безболезненная, длительность – до 6 часов (у юных первородящих укорочена в 2 раза). Скорость раскрытия ШМ у первородящих – 3,5 мм/час, у повторнородящих – 5 – 7 мм/час.

Ведение периода изгнания

Ведение периода изгнания плода: Роженицу помещают на специальную кровать (А.Н. Рахманова). Лежа на спине с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами, роженица во время потуг ступнями упирается в кровать, руками держится за специальные ручки. Плод чаще страдает именно в этот период родов, т.к. сдавливается его головка и повышается внутричерепное давление, а при сильных и длительных потугах нарушается маточно-плацентарное кровообращение. Cледует выслушивать его сердечные тоны и подсчитывать ЧСС после каждой потуги (не реже чем кажд. 10–15 мин).

Момент врезывания головки плода. Наружные половые органы обмывают дезинфицирующим раствором. Правой рукой осуществляют защиту промежности, поддерживая ее ладонью, а левой (при переднем виде затылочного предлежания плода) задерживают преждевременное разгибание головки. В паузах между потугами пальцы левой руки лежат на головке плода, а правой рукой он устраняет чрезмерное растяжение тканей для этого клитор и малые половые губы «спускают» с рождающегося затылка плода. С момента рождения затылка плода и до момента выведения всей головки роженице запрещают тужиться. Если возникает угроза разрыва промежности (побледнение кожи, появление трещин), ее рассекают (Перинеотомия). Сразу после рождения головки электроотсосом, удаляют содержимое полости рта и носовых ходов плода.

Родившаяся головка плода поворачивается личиком к правому или левому бедру матери (в зависимости от позиции). Сначала способствуют рождению верхней трети плечика, обращенного кпереди, а затем заднего, осторожно «сводя» с него промежность. После рождения плечевого пояса плода обеими руками осторожно обхватывают его грудную клетку и направляют туловище кверху, при этом рождение нижней части туловища происходит без затруднений.

Обезболивание родов

Медикаментозные ср-ва применяемые для обезболивания родов должны оказывать транквилизирующее и анальгетическое д-е; устранять нежелательные рефлектоные р-и, возник. при болях во вр. схваток. Они не должны угнетать родовую деятельность, и оказывать отрицательное влияние на организм матери и плода, должны быть простыми и доступными.

Обезболивание родов фармакологич. ср-вами начинается в 1 периоде родов при наличии регулярной родовой деятельности и раскрытии шейки матки на 3–4 см.

Сейчас используют комбинированные методы аналгезии с применением нескольких в-в, облад. определ. направл. д-ем:

Транквилизаторы: нормализуют функционал. сост-е коры большого мозга. У рожениц ↓ острата р-ии на окружающие раздражители, ↓ волнение, беспокойство. При норм. течении родов, роженицам без выраж. нервно-психич. р-ий назнач. транквилизаторы (триоксазин, мепробамат в дозе 300 мг). При раскрытии шейки матки на 3–4 см и хорошей род. деят-ти в/мышеч. вводят 20 мг промедола и 50 мг пипольфена. Одновремен. ввод. в/мышеч. спазмолитики.

У рожениц с нервно-психич. р-ми дозу в 2 раза (триоксазин – 0,6г, мепробамат – 0,4). В/мышеч. ввод. промедол, пипольфен, димедрол. Для аналгезии обезболивающ. пр-ты можно повторить в ½ дозы через 3–4 ч.

Нейролептаналгезия (сочетание дроперидола и фентанила) – наступает выраженное обезболивание и сост-е психич. покоя.

При наличии регуляр. род. деят-ти, раскрытии маточ. зева не менее чем на 3–4 см, выраж. болях, в/мышеч. в 1 шприце ввод. смесь из 2–4 мл дроперидола и 2–4 мл фентанила. Повторное введ-е – не ранее чем через 2–3 ч. Фентанил – угнетает дых. центр плода, поэтому – за 1 час до оконч-я родов его прекращ-ют вводить.

Для обезбол-я с успехом примен. сочетание седуксена и промедол. Роженицам с выраж. р-ей тревоги и страха, седуксен назнач. в дозе 10 мг в/в.

Неингаляционные анаестетики: ГОМК, виадрил.

К современным методам обезболивания относят перидуральную анестезию. Катетеризация перидурального пр-ва (ур-нь L1–2; 3–4) дает возмож-ть длит. управляем. эффективн. анальгезии. В кач-ве анестетика – тримекаин / лидокаин. Это серъезное вмешательство и выполн. она только при определ. А. патологии.

Ингаляционные анестетики – закись азота. Ее сочетают с анальгетиками и нейротропными пр-ми (пипольфен).

Тазовое предлежание плода

Этиология: Со стороны матери: аномалии развития, АУТ, опухоли, изменение тонуса матки, опухоли костного таза.

Со стороны плаценты, пуповины, вод: многоводие, маловодие, предлежание плаценты, короткая пуповина, кисты и опухоли плаценты, отек плаценты. Со стороны плода: многоплодие, гипоксия плода, крупный плод, гидроцефалия, аномалии разв-я плода, опухоли плода (щитовидной железы).

Классификация: 1) Ягодичное: а) неполное; б) смешанное.

2) Ножное: а) полное; б) неполное.

3) Коленное.

Клиника и диагностика.Жалобы. Акушерский анамнез. Наружное обследование: сердцебиение (140 – 180 уд/мин), точка наилучшего выслушивания – выше пупка. Влагалищное исследование – пальпация тазового конца. Высокое стояние дна матки. Приемы Леопольда Левицкого. ЭКГ, ФКГ, УЗИ

Ведение беременных.Раннее вставание на учет. Профилактические мероприятия: 22 – 24 недели – профилактика ФПН; 28 – 32 недели – максимальное растяжение матки и максимальный тонус – профилактика преждевременных родов; госпитализация на роды в 36 – 38 недель для полного обследования и выбора тактики родоразрешения.

Показания к плановому КС:(не ранее 39 недель)

Вес плода более 3,6 кг

Разгибание головки 2 и 3 степени

Обвитие пуповиной

Гипоксия плода (нарушение ДМИ 2–3 степени)

Тяжелый гестоз

Ножное предлежание

Многоплодие при тазовом предлежание хотя бы одного плода.

Задний вид. Но если плод менее 32 недель, менее 2 кг, то родоразрешение через естественные родовые пути.

Биомеханизм родов при тазовом предлежании:

1.внутренний поворот ягодиц и опускание их на тазовое дно.

2.первая точка фиксации – середина между передней верхней остью и вертелом бедренной кости. Боковое сгибание туловища в поясничном отделе.

3.внутренний поворот плечиков и опускание их на дно.

4.вторая точка фиксации – передняя плечевая кость. Боковое сгибание в грудном отделе.

5.внутренний поворот головки.

6.третья точка фиксации – подзатылочная ямка. Сгибание и рождение головки.

Проводящая точка – передняя ягодица. Размер, которым рождается плод, – Distantia trochanterica.

План ведения родов:

Роды вести консервативно-выжидательно. Подведение фона готовности. Рациональное применение анальгетиков, спазмолитиков, профилактика раннего излития вод. КТГ и профилактика гипоксии плода.

II период вести с иглой в вене. Эпизиотомия при рождении плода до угла лопаток. В/в атропин с целью профилактики спазма ШМ. Оказание пособий по Цовьянову I, классического пособия. ППК (1 мл метилэргометрина в 20 мл физраствора в момент рождения головки, в/в капельно окситоцин 5 ЕД в 400 мл физраствора в III и раннем послеродовом периодах. ДК 0,5% от массы тела. В послеродовой период – антибактериальная и сокращающая терапия. Народы иметь свежезамороженную плазму.

При отклонениях от нормального течения родов, упорной слабости родовой деятельности, угрожающей асфиксии плода, ПОНРП роды закончить КС.

Н. Максимович-Амбодик и его роль в акушерстве

Зарождение А. – в середине 18в. – в Московском Университете – медицинский факультет. Врач, ученый, педагог, Н. Максимович-Амбодик (1744–1812) – основоположник отечественного А. и педиатрии. Он первым получил звание профессора А. Основал клиническую кафедру.

Создал первую энциклопедию по А. с атласом – первое пособие, по подготовке акушеров. Он первый проводил практические занятия со студентами на «фантомах». Вел занятия в условиях родильного дома. Одним из первых выполнял сложные операции (наложение акушерских щипцов). Хотя – оставался сторонником естественного родоразрешения.

Нестор Максимович Максимович-Амбодик (от греческих слов «ambo die» - «дважды скажи», указывающих на двукратное повторение слова «Максимович» в его отчестве и фамилии), родился 27 октября 1744 г. в селе Веприк Полтавской губернии в семье сельского священника. Первоначальное образование он получил, очевидно, дома. В возрасте 13 лет его определяют в Киевскую духовную академию - одно из крупнейших учебных заведений того времени, дававшее своим воспитанникам обширные и глубокие знания не только по богословию, но и по философии, истории, иностранным языкам. Киевская духовная академия поставляла России кадры образованных людей: учителей, переводчиков и даже работников издательского дела. Многие из ее воспитанников становились учащимися медицинских школ. Окончив академию в 1768 г., Н.М. Максимович-Амбодик не предполагал посвятить себя медицине. Об этом он писал в предисловии к «Искусству повивания»: «Сколько могу из детства вспомнить, когда мне и на мысль не приходило, чтобы когда ни есть обучаться врачебной науке; а еще и того менее, чтоб быть для других путеводителем в повивальном деле».

Богато одаренный юноша, обладавший чувствительной душой и добрым сердцем, Амбодик не мог не видеть и не переживать противоречивое сосуществование общего прогресса в жизни государства и потрясающей бедности, бескультурья; огромной заболеваемости и смертности среди простого народа. И ему «захотелось узнать законы, по которым должны жить российские поданные», поэтому он начал работать в юридической комиссии по составлению проекта Уложения новых законов. Потребовалось очень немного времени, чтобы Н.М. Максимович-Амбодик понял одну из причин высокой детской смертности - «крайнее в повивальном деле незнание многих неученых русских бабок, кои повсюду в России, а особливо между простым народом свободно исправляют повивальное дело к собственному их стыду, общей гибели и явному вреду всего государства». В дальнейшем много сил и энергии отдаст "он делу воспитания ученых повивальных бабок и просвещению простого народа. А пока желание быть полезным Родине заставляет его найти свое призвание в медицине, особенно в акушерстве.

В 1769 г. Н.М. Максимович-Амбодик поступил в Госпитальную школу при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале, но, не удовлетворившись постановкой обучения, через несколько месяцев уехал во Францию для поступления на медицинский факультет Страсбургского университета! Этот университет, славившийся своими преподавателями, являлся первым учебным заведением, где с 1728 г. врачи могли получать специальную теоретическую и практическую подготовку по акушерству. Повивальное дело преподавал Редерер, ученый с европейским именем.

Сначала Н.М. Максимович-Амбодик обучался за свой счет, а затем ему была назначена стипендия княгини Е.Д. Голициной-Кантемир, которая завещала большой капитал, как она писала, «для беспрерывного природных россиян акушерскому делу обучения в чужих краях». Самый факт завещания специального капитала для подготовки ученых-акушеров - убедительное свидетельство большой потребности в них. Эта стипендия дала возможность молодому Н.М. Максимовичу вместе с его сверстниками А.М. Шумлянским и М.М. Тереховским (ставшими впоследствии тоже известными врачами) получить за границей прекрасное медицинское образование,

По окончании университета, в котором он проучился 41/2. года, 18 мая 1775 г. Н.М. Максимович-Амбодик успешно защищает диссертацию на тему «О печени человеческой» и получает докторский диплом и отличный аттестат от декана Страсбургского университета, проф. И. Р. Шпильмана.

С целью повышения общего образования и знакомства с медицинскими достижениями в,„другой стране Н.М. Максимович-Амбодик совершил большое путешествие поI Германии. Он посетил ряд немецких клиник, слушал лекции, беседовал с врачами и руководителями клиник. Одновременно он совершенствовал свои познания в немецком языке, что в дальнейшем позволило ему свободно говорить и читать на этом языке.

По возвращении в Санкт-Петербург Н.М. Максимович-Амбодик был проэкзаменован в Медицинской коллегии докторами Г. Ашем, X. Пеккеном, А. Линдеманом и 19 сентября 1776 г. получил право практики и назначение младшим доктором в Санкт-Петербургский адмиралтейский госпиталь. Здесь он начал читать свои первые лекции по повивальному искусству. Кроме того, ему было поставлено условие два раза в неделю читать эти же лекции и в Госпитальной школе при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале.

В 1777 г. по «высочайшему повелению» Н.М. Максимович-Амбодик был направлен за границу на один год для дальнейшего совершенствования своих знаний. По возвращении в Россию 2 сентября 1778т. он вновь начал читать лекции в Санкт-Петербургском адмиралтейском госпитале, но вскоре был переведен в Кронштадтский госпиталь. Там ему предписывают читать лекции по физиологии, медико-хирургической практике и лекарственным растениям - курс, включавший в себя и способы сбора, сушки и хранения заготовленного лекарственного сырья (курс «Материа медика»). Такой род деятельности абсолютно не соответствовал стремлениям молодого врача. (Русский историк медицины Я. А. Чистович в дальнейшем писал: «Может быть, это было родом ссылки, потому что Кронштадтская школа всегда считалась отсталой, а госпиталь в Кронштадте был до конца прошлого столетия образцом неустройства, беспорядков и злоупотреблений»1..

Через полгода Н.М. Максимович-Амбодик подал прошение об его обратном переводе в Санкт-Петербург, ссылаясь на то, что всегда готовился быть акушером, в Кронштадте же ему приходится заниматься самыми различными делами, но только не повивальным делом, к которому, он себя готовил. Лишь благодаря счастливой случайности его стремления увенчались успехом. В 1781 г. вышел в отставку доктор А. Линдеман, профессор Санкт-Петербургской бабичьей школы со времени ее основания. Кандидатов из иностранцев не нашлось, и Н.М. Максимович-Амбодик 10 мая 1781 г. был назначен его преемником. Кроме этого, его обязали 3 раза в неделю преподавать повивальное искусство подлекарям и ученикам в двух петербургских госпиталях.

Несмотря на почти 25-летнее существование Санкт-Петербургской бабичьей школы, уровень подготовки повивальных бабок в ней по-прежнему оставался очень низким. Обучение в школе велось по устаревшему акушерскому руководству Горна и продолжало оставаться теоретическим, но и такое акушерское образование было недоступным для большинства русских, ибо преподавание велось на немецком языке.

Возглавив Петербургскую бабичью школу, Н.М. Максимович-Амбодик ставит перед собой три цели: 1) сделать медицинское образование для русских доступным; 2) поставить преподавание на высокий уровень, соответствующий современному развитию акушерства; 3) создать учебное руководство по акушерству на русском языке, отражающее современные знания в области повивального искусства.

С необыкновенной энергией и энтузиазмом, не жалея ни времени, ни сил, ни личных средств, Н.М. Максимович-Амбодик берется за реорганизацию всего учебного процесса подготовки повивальных бабок. Прежде всего он вводит обязательные практические занятия у постели рожениц в родильном отделении Воспитательного дома. Теорию и практику он считает неразделимыми. Для получения знаний «недостаточно врачу, лекарю или бабке прочесть только какую ни есть о повивальной науке книгу, не довольно выслушать только словесные о бабичьем деле наставления, но довольно... несколько раз присутствовать при родах, но необходимо, нужно, как чтением и слушанием..., так и самого вещию через бабичье руководствие при родах исправляемое, приобрести надлежащее в оном познание. Умозрение с опытодействием сопряжено неразрывным союзом...».

Н.М. Максимович-Амбодик первым в России проводит занятия на акушерском фантоме (модель женского таза и плода), применяя его для изучения-механизма родов, как, нормальных, так и патологических, а также для обучения различным акушерским приемам, пособиям, операциям. Так как Санкт-Петербургская бабичья школа не имела акушерского фантома, Н.М. Максимович-Амбодик создает модель, по которой в сентябре 1782 г. мастер Василий Коженков изготовляет фантом. Одновременно Н.М. Максимович-Амбодик ему же заказывает сделать ряд акушерских инструментов: стальные клещи с деревянными рукоятками (т. е. акушерские щипцы), серебряный женский катетер и др.

Н.М. Максимович-Амбодик первым из акушеров начинает читать лекции на русском языке, считая, что и другие науки во всех лекарских школах должны преподаваться на родном языке, так как невладение иностранным языком является препятствием для получения медицинских знаний.

Стремясь увеличить количество обучающихся «бабичьему делу», Максимович-Амбодик подает в Медицинскую коллегию прошение "обнародовать" часы его лекций через газету «Санкт-Петербургские ведомости»: Рассматривая свою деятельность как выполнение государственного долга, Н.М. Максимович-Амбодик стремился всеми силами сделать медицинскую науку доступной и понятной соотечественникам, интересовавшимся медициной. «Общественная и государственная польза требует, дабы теоретическая и практическая повивальная и прочие лекарские науки на российском языке преподаваемы были» Сейчас уже невозможно точно представить, с какими трудностями столкнулись Н.М. Максимович-Амбодик и другие русские врачи-преподаватели, вступившие на путь борьбы за развитие отечественной медицины. Ведь в то время все медицинские и лечебные учреждения в России практически находились в руках врачей-иностранцев, большая часть которых не желала уступать своих господствующих позиций. Немцы занимали почти все руководящие должности; по научным вопросам было принято говорить только по-немецки. Русских врачей, не знавших немецкого языка, игнорировали, обращались с ними надменно. Заслуг их не признавали, препятствовали их выдвижению, оплетая интригами и создавая тяжелую атмосферу. Нужно было иметь необыкновенное упорство и твердость духа, чтобы не только выдержать это противодействие, но еще и активно бороться за становление русской медицины, за преподавание на русском языке. Преподавание на родном языке осложнялось и тем, что научной медицинской терминологии в русском языке не существовало. Л.Ф. Змеев, оценивая эту сторону деятельности Н.М. Максимовича-Амбодика, писал: «Максимович первым дерзнул передать науку на языке, как говорили, варварском, - труд, перед громадностью коего сломилась не одна уже добрая воля, стихла не одна жгучая энергия многих из его предшественников».

Другой русский историк медицины Я.А. Чистович писал: «Амбодик один из первых начал излагать научные предметы по-русски и должен был сам придумывать термины для выражения понятий, не имевших еще права гражданства в русском языке. Он положил основание русской медицинской номенклатуре, и мы пользуемся плодами трудов его, не сознавая происхождения их». К своим ученицам Н.М. Максимович-Амбодик испытывал искреннюю глубокую привязанность, стараясь их вдохновить, увлечь, привить любовь к избранной профессии. Подчеркивая ту громадную роль, которую будут играть в деле спасения жизней матерей и младенцев его ученицы, он противопоставляет их неученым повитухам, в которых видит одну из главных причин огромной заболеваемости и смертности среди матерей и новорожденных. Отдавая должное ученым повивальным бабкам, Н.М. Максимович-Амбодик посвящает им даже свои стихи, в которых воспевает их искусство.

Кроме преподавания, Н.М. Максимович-Амбодик ведет активную врачебную работу, посещая нуждающихся в его помощи в любое время дня и ночи как в родильном отделении, так и на дому. Блестящий акушер-практик, он один из первых в России стал применять операцию - наложение акушерских щипцов, требующую от врача большого искусства. Яркой иллюстрацией страцией напряженной деятельности Н.М. Максимовича-Амбодика является один из его отчетов Медицинской коллегии: за год в Воспитательном доме было принято 209 родов, из них в 39 случаях - трудные роды; в 13 случаях наложены «клещи». Кроме этого, в 25 случаях роды приняты на дому, из них в 10 случаях применялись клеши», в 13 - повороты, в 2 - ручное отделение детского места.

Медицинская коллегия оценила выдающиеся заслуги Н.М. Максимовича-Амбодика в развитии акушерского образования в России, присвоив ему, первому из русских преподавателей, в октябре 1782 г. звание профессора акушерства.

Несмотря на свою большую занятость как препода-вателя. и врача, Н.М. Максимович-Амбодик в 1783 г. издает «Анатомико-физиологический словарь» и активно работает сразу над несколькими капитальными трудами по акушерству, педиатрии и фармакогнозии: «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле», «Врачебное веществование, или описание целительных растений».

Зная хорошо французский, немецкий и латинский языки, Н.М. Максимович-Амбодик переводит ряд медицинских работ популярного характера, пропагандируя медицинские знания среди широких слоев русского населения с целью повышения его культурного и, санитарного уровня. Он не останавливается перед материальными затратами и издает часть работ на собственные средства, хотя и не обладает большим капиталом.

В 1784 г. Санкт-Петербургская бабичья школа, получив от неизвестного частного лица крупное денежное пожертвование, преобразуется в школу более высокого типа - Повивальное училище. Директором это го училища назначается Моренгейм, специально приглашенный для этого из Германии, а Н.М. Максимович-Амбодик назначается профессором акушерства для преподавания повивального дела. Через два года Повивальное училище было преобразовано в Повивальный институт. В связи с этим Н.М. Максимович-Амбодика освобождают от преподавания в госпиталях с тем, чтобы он мог посвящать больше времени преподаванию акушерства в Повивальном институте. За заслуги в области преподавания и в создании ряда научных трудов в 1793 г. Н.М. Максимовича-Амбодик избирается почетным членом Медицинской коллегии и принимает в её работе активное участие: рецензирует работы, поступаемые в Коллегию от русских врачей, составляет проект развития акушерского образования в России, который, однако, не был реализован; составляет и программу подготовки повивальных бабок для села.

В 1797 г. в Санкт-Петербурге открывается третье в России родовспомогательное учреждение, во главе которого стал Моренгейм, а Н.М. Максимович-Амбодик был назначен преподавателем акушерства. Н.М. Максимович-Амбодик мог по праву возглавить оба родовспомогательных учреждения Санкт-Петербурга, но царское правительство по-прежнему не верило в знания и умения русских врачей и продолжало приглашать на руководящие должности врачей-иностранцев. Объясняя причины плохой подготовки акушеров в те времена, известный русский акушер В. С. Груздев писал, что повивальное дело находилось в руках иноземных бездарностей, «русские же даровитые люди вроде Шумлянского и Максимовича-Амбодика всячески оттирались от него немецкой кликой, и в лучшем случае, оставались на положение простых рабочих».

H.M. Максимович-Амбодик, увлеченный своей любимой работой, не вел открытой борьбы против врачеи-иностранцев. Однако в его трудах имеются высказывания, направленные против иностранного засилия: «Хотя врачебная наука повсюду есть единая и та же самая, однако, кажется, она имеет некоторое различие в том, что врач и лекарь единоземец,. соотчич и друг, почитаются для болящего и лучше, и надежнее, и вернее, чем неизвестный пришелец и иноземец, кому и сложение тела, и свойства, и род жизни, болящего неизвестны».

Несмотря на тяжелые условия, Н.М. Максимович-Амбодик продолжает неутомимо работать, совершенствуя методы преподавания и создавая капитальные труды. При этом он использует не только личный богатейший клинический опыт, но и достижения европейского акушерства: «Мне не стыдно сознаться, что я пользовался наставлениями лучших, славных во врачебном искусстве мужей иностранных университетов. Они подали мне случай к новым предприятиям».

В этот период он издает ряд медико-ботанических работ: «Словарь ботанический" (1975), "Первоначальные основания ботаники» (1796), в которых указывает на необходимость изучения медицинской ботаники для врачей, аптекарей, и лиц, занимающихся сбором лекарственных растений.

Годы напряженного труда не могли не отразиться на состоянии здоровья Н.М. Максимовича-Амбодика. Здоровье его ухудшаехся, особенно слабеет зрение. Возможно, что в связи с этим он в 1798 г. уходит с преподавательской работы. О последующей его деятельности также почти ничего не известно, кроме того, что до конца своей жизни он занимал скромное место "консультанта в Калинкинской больнице. Н.М. Максимович-Амбодик умер в Петербурге 24 июля 1812 г.

МАКСИМОВИЧ НЕСТОР МАКСИМОВИЧ (АМБОДИК)

Максимович (Амбодик), Нестор Максимович - акушер (1744 - 1812), профессор в Петербургских госпиталях и повивальном институте. Сын священника, учился в Киевской духовной академии, по окончании курса в которой (1768) определен в Петербургскую госпитальную школу, в Страсбурге получил степень доктора медицины. По возвращении в Петербург начал преподавание акушерства в адмиралтейском и военно-сухопутном госпиталях (1776). Главные труды: "Искусство повивания" (Санкт-Петербург, 1784 - 1786), "Врачебное веществословие" (Санкт-Петербург, 1783 - 1789), "Анатомо-физиологический словарь" (Санкт-Петербург, 1783), "Словарь медико-хриругический на латинском и российском языках" (Санкт-Петербург, 1780), "Новый ботанический словарь на российском, латинской и немецком языках" (Санкт-Петербург, 1795 - 1804; 2-е издание, 1808).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАКСИМОВИЧ НЕСТОР МАКСИМОВИЧ (АМБОДИК) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАКСИМОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    Михаил Александрович — этнограф-историк. Р. в Полтавской губ. Учился в Московском университете, сначала на филологическом, потом на физико-математическом факультете. …
  • МАКСИМОВИЧ
    МАКСИМ́ОВИЧ Мих. Ал-др. (1804-73), естествоиспытатель, историк, филолог, ч.-к. Петерб. АН (1871). Проф., первый ректор Киевского ун-та. Тр. по археологии, ист. …
  • МАКСИМОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКСИМ́ОВИЧ Карл Ив. (1827-91), рос. ботаник и путешественник, акад. Петерб. АН (1868). Тр. по систематике и географии цветковых р-ний. Один …
  • МАКСИМОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКСИМ́ОВИЧ Десанка (1898-1993), серб. писательница. В стихах сб-ков "Запах земли" (1955), "Требую помилования" (1964), "Летопись потомков Перуна" (1976) - филос. …
  • МАКСИМОВИЧ
    Десанка (1898-1993) , сербская писательница. В стихах сборников «Запах земли» (1955), «Требую помилования» (1964), «Летопись потомков Перуна» (1976) - философская …
  • НЕСТОР в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — царь Пилоса. Сын Нелея и Хлориды. Отец Арета и Антилоха. В молодости прославился ратными подвигами: в войне с Аркадией …
  • НЕСТОР в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Nestor, ??????). Сын Нелея и царь Пилоса в Мессении. Под Троей он выделялся из числа прочих героев своей мудростью, справедливостью …
  • НЕСТОР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии царь Пилоса, сын Нелея. Единственный из двенадцати сыновей Нелея, уцелевший после воины пилосцев с Гераклом. В источниках …
  • НЕСТОР в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Гомер считал Нестора царем Пилоса (запад Пелопоннеса). Он - единственный сын Нелея, избежавший гибели в войне Геракла с его отцом. …
  • АМБОДИК
    Амбодик, врач, см. Максимович …
  • НЕСТОР в Большом энциклопедическом словаре:
    древнерусский писатель, летописец 11 - нач. 12 вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно …
  • НЕСТОР в Современном энциклопедическом словаре:
    древнерусский писатель, летописец 11 - начала 12 вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно …
  • НЕСТОР в Энциклопедическом словарике:
    древнерусский писатель, летописец 11 - начала 12 вв., монах Киево- Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. …
  • НЕСТОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ЕСТОР ИСКАНДЕР (Александр), рус. писатель 2-й пол. 15 в. Ист. "Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.". Падение Византии …
  • НЕСТОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ЕСТОР, др.-рус. писатель, летописец 11 - нач. 12 вв., монах Киево-Печерского мон. Автор житий кн. Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. …
  • НЕСТОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ЕСТОР, в греч. мифологии царь Пилоса, один из участников Троянской войны. В "Илиаде" изображался старцем, славящимся мудростью и житейским …
  • НЕСТОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • НЕСТОР в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • НЕСТОР в словаре Синонимов русского языка:
    имя, историк, летописец, …
  • НЕСТОР в Словаре русского языка Лопатина:
    Н`естор, -а (мифол.; историк, …
  • НЕСТОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Нестор, (Несторович, …
  • НЕСТОР в Орфографическом словаре:
    н`естор, -а (мифол.; историк, …
  • НЕСТОР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии царь Пилоса, один из участников Троянской войны. В «Илиаде» изображался старцем, славящимся мудростью и житейским опытом. - …
  • АМБОДИК-МАКСИМОВИЧ НЕСТОР МАКСИМОВИЧ
    Нестор Максимович (1744 - 1812), русский учёный, один из основоположников акушерства, ботаники и фитотерапии (лечебного применения лекарственных растений) в России. …
  • ТИФУН (МАКСИМОВИЧ)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Максимович Тифун ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • МАКСИМОВИЧ ТИФУН в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тифун Максимович (1873 - 1914), священник, священномученик. Память 11 июля среди священномучеников …
  • ИОАНН (МАКСИМОВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн (Максимович) - имя двух святителей Православной Церкви: Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири (+ …
  • АРХИПОВ ВАСИЛИЙ МАКСИМОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Архипов Василий Максимович (1876 - 1938), псаломщик, мученик. Память 1 марта, …
  • ПОХОДЯШИН ГРИГОРИЙ МАКСИМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Походяшин (Григорий Максимович, родился в 1760 г.) - мартинист и филантроп XVIII в., друг Н.И. Новикова, сын известного в …
  • МАКСИМОВИЧ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Максимович, Михаил Александрович - выдающийся ученый (1804 - 1873). Учился в новгород-северской гимназии и Московском университете, сначала по словесному, потом …
  • МАКСИМОВИЧ КАРЛ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Максимович, Карл Иванович - ботаник (1827 - 1891), член Академии Наук. Образование получил в Дерптском университете Состоял помощником директора Дерптского …
  • ВОРОТНИКОВ ПАВЕЛ МАКСИМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Воротников Павел Максимович - русский композитор (1810 - 1876). Еще учась в кадетском корпусе, пробовал сочинять: его Allegro исполнялось кадетским …
  • ТУЧКЕВИЧ ВЛАДИМИР МАКСИМОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Владимир Максимович [родился 16(29).12.1904, село Яноуцы, ныне Черновицкой области], советский физик, академик АН СССР (1970; член-корреспондент 1968), член Президиума (с …
  • СЕМЁНОВ ИВАН МАКСИМОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Максимович [р. 17 (30).8.1906, Ростов-на-Дону], советский график, народный художник СССР (1974). Член КПСС с 1941. Учился в Ростовском художественном …
  • ЛИТВИНОВ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Максим Максимович (настоящая фамилия и имя - Баллах Макс; партийный псевдоним - "Папаша", Максимович, Феликс и др.) }