Биографии Характеристики Анализ

Механические колебания частота которых меньше 20 гц. Экзамен: Повторим механику (Механические колебания и волны)

В русском языке широко применяются дополнительные выразительные средства, например, тропы и фигуры речи

Тропы — это такие речевые обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении. Они используются для усиления выразительности речи пишущего или говорящего.

К тропам относятся: метафоры, эпитеты, метонимия, синекдоха, сравнения, гипербола, литота, перифраз, олицетворение.

Метафора — прием, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства или сравнения.

И тьмой и холодом объята душа усталая моя. (М. Ю. .Лермонтов)

Эпитет — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Обычно эпитетом называют красочное определение.

Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак. (А С. Пушкин)

Метонимия — средство, в основе которого лежит замена одного слова другим на основе смежности.

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой. (А.С. Пушкин)

Синекдоха — один из видов метонимии — перенесение значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)

Сравнение — прием, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы.

Анчар, как грозный часовой, стоит — один во всей вселенной. (А.С. Пушкин).

Гипербола — троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.

По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу… (А. А. Ахматова).

Литота — прием, противоположный гиперболе, — художественное преуменьшение.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более наперстка…(А.С. Грибоедов)

Олицетворение — средство, в основе которого лежит перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (А.С. Пушкин).

Перифраз — троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным оборотом, в котором указываются признаки не названного прямо предмета, лица, явления.

«Царь зверей» вместо лев.

Ирония — прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.

Так, в примере упомянут граф Хвостов, который современниками не был признан поэтом из-за бездарности своих стихов.

Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов. (А.С. Пушкин)

Стилистические фигуры — это особые обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания художественной выразительности.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что стилистические фигуры делают нашу речь информационно избыточной, но эта избыточность нужна для выразительности речи, а значит, для более сильного воздействия на адресата

К таким фигурам относят:

А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов)

Риторический вопрос — такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания.

И над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец желанная заря? (А С. .Пушкин)

Анафора — повтор частей относительно самостоятельных отрезков.

Словно клянете вы дни без просвета,

Словно пугают вас ноченьки хмурые…

(А. Апухтин)

Эпифора — повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы.

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня,

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня. (А.А. Блок)

Антитеза — художественное противопоставление.

И день, и час, и письменно, и устно, за правду да и нет … (М. Цветаева)

Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий.

Ты — меня любивший фальшью истины и правдой лжи… (М. Цветаева)

Градация — группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости

Не жалею, не зову, не плачу… (С А. .Есенин)

Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу.

Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена…(А.с. Пушкин)

Многосоюзие — повторение союза, воспринимающееся как избыточное, создает эмоциональность речи.

И для него воскресли вновь: и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А. С. Пушкин)

Бессоюзие — такое построение, в котором для усиления экспрессии опущены союзы.

Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин)

Параллелизм — тождественное расположение элементов речи в смежных частях текста.

Одни дома длиною до звезд, другие — длиной до луны..(В. В. Маяковский).

Хиазм — перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях.

Автомедоны (кучер, возница — О.М.) наши бойки, неукротимы наши тройки… (А.С. Пушкин). Две части сложного предложения в примере по порядку расположения членов предложения находятся как бы в зеркальном отражении: Подлежащее — определение — сказуемое, сказуемое — определение- подлежащее.

Инверсия — обратный порядок слов, например, расположение определения после определяемого слова и т.п.

На заре морозной под шестой березой, за углом, у церкви, ждите, Дон Жуан… (М.Цветаева).

В приведенном примере прилагательное морозной стоит в позиции после определяемого слова, что и является инверсией.

Для проверки или самоконтроля по теме можете попробовать отгадать наш кроссворд

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

"Да он на этом собаку съел", "а время-то бежит", "здесь весь город собрался"... Мы настолько привыкли к подобным фразам в устной и что даже не замечаем использованные здесь фигуры речи и тропы. Более того, многие люди даже не знают об их существовании. А между тем, тропы и фигуры речи занимают в нашей жизни настолько важное и прочное место, что представить без них даже обычный повседневный разговор было бы довольно сложно...

Фигуры речи - это все используемые нами синтаксические и лексические средства, которые нужны для придания тексту яркости и выразительности.

К синтаксическим относят те фигуры речи, которые используют манипуляции со словами, предложениями и знаками препинания:

Инверсия (нарушение классического "Швейцара мимо он стрелой";

Антитеза (речевой оборот с использованием противопоставления). "У меня был черный платок, а у сестры Маши - белый";

Зевгма (использование среди элементов, выбивающихся из общего ряда по смыслу). "Он взял три недели отдыха и билет в Ментоне";

Анафора и эпифора (прием повторения одинаковых структур в начале или конце нескольких предложений подряд). "В той долине солнце светит. В той долине счастье ждет", "Лес не тот!— Куст не тот!— Дрозд не тот!";

Градация (расположение элементов по степени возрастания или убывания их значимости). ;

Эллипсис (пропуск члена предлажения, который подразумевается в контексте). "С вокзала он прямо сюда" (пропущен глагол);

Риторические вопросы, обращения и восклицания. "А есть ли в нашей жизни смысл?", "Приди же, весна, сюда поскорее!";

Парцелляция (разбитие предложения на части, каждая из которых оформляется в виде отдельного предложения). "И вот. Вернулся я домой. Туда. Где был я. Молодым".

Лексические фигуры речи включают в себя те, в которых используется "игра" смысловыми значениями слов:

Синонимы и антонимы (слова, сходные/противоположные по смысловому значению). "Красные, алые, лиловые краски", "Он весел или грустен?";

Гипербола и литота (художественное преувеличение/преуменьшение). "Весь мир застыл в ожидании", "Прелестный шпиц, не более напёрстка";

Окказионализмы (слова, впервые введенные автором). "Прикнопкай мне картинку";

Метафора (скрытое сравнение, основанное на придании одному предмету свойств другого). "Пчела из кельи восковой летит за данью полевой";

Оксюморон (сочетание взаимоисключающих по смыслу слов). "Юная бабушка, кто вы?";

Олицетворение (придание неживому предмету качеств живого). "Пришла зима, и лес уснул, чтоб пробудиться лишь с весенним солнцем";

Перифраза (замещение самого слова оценочным суждением или описанием). "Я возвращаюсь в мой любимый город на Неве";

Эпитет (образное определение). "Его грядущее - иль пусто, иль темно".

Фигуры речи иллюстрируют богатство русского языка и помогают не только выразить свое индивидуальное отношение к предмету, но и показать его с новой стороны. Они придают тексту живость и непосредственность, а также помогают выявить авторскую точку зрения. Поэтому необходимо уметь распознавать и использовать речевые фигуры, ведь без них наш язык может стать сухим и бездушным.

Цель: познакомить учащихся со стилистическими фигурами; развивать умения опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать стилистические фигуры; совершенствовать умения и навыки использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям старшеклассников; способствовать воспитанию личности, способной убедительно и грамотно выражать свои мысли. оборудование: учебник, учебные тексты.

Риторический вопрос - это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к предмету речи: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н. В. Гоголь). Эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение. Напряжённость и выразительность речи усиливают также риторические восклицания: Эх, ! Птица тройка! (Н. В. Гоголь)

К числу изобразительных средств синтаксиса относятся также особые построения словосочетаний предложений или группы предложений, как бессоюзие и многосоюзие.

Многосоюзие - это такое построение речи, при котором намеренно повторяются , поставленные между членами простого предложения или между частями сложного предложения (это делается для их логического и интонационного подчёркивания, показа единства перечисляемого): По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны (а. И. Куприн). Конструкции с многосоюзием чаще встречаются в эмоциональной речи.

Бессоюзие - это такое построение речи, при котором намеренно пропускаются союзы между членами простого предложения или между частями сложного предложения с целью придать высказыванию динамичность: Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (а. С. Пушкин).

Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создаёт особый стилистический эффект:

Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне,

Конечно, не блистал ни чувством,

Ни поэтическим огнём,

Ни остротою, ни умом,

Ни общежития искусством.

(А. С. Пушкин)

Инверсия (перестановка) - расположение слов в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство. Оно часто употребляется в эмоциональной, взволнованной речи, ср.: Летние ночи не долги (прямой порядок, спокойное, ясное ). Не долги летние ночи! Обратный порядок помогает выразить не только сообщение, но и эмоции говорящего. Такой экспрессивный порядок слов встречается в разговорной речи, поскольку она по природе своей эмоциональна.

Особое значение инверсия приобретает в стихотворной речи, где она выполняет ещё и ритмообразующую функцию.

2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

V. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. наблюдение над языковым материалом

Š Найдите в текстах риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения. Объясните, для чего они используются.

1) Орлам случается и ниже кур спускаться:

Но курам никогда до облак не подняться!

(И. А. Крылов)

2) Доколе, счастье, ты венцами

Злодеев будешь украшать?

(М. Ю. Лермонтов)

3) Земля - владычица! К тебе чело склонил я (В. Соловьёв).

4) Но нет на земле народа, который хотел бы войны. Есть силы, которые бросают целые народы в огонь. Может ли не стучать пепел её в сердце писателя, пепел необозримых пожарищ Второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение?

(М. А. Шолохов)

Š Найдите в текстах примеры градации, определите, по какому признаку располагаются её члены, опишите её выразительную роль.

1) Принёс - и ослабел, и лёг

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

(А. С. Пушкин)

2) Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись.

(С. А. Есенин)

3) а идти становилось всё труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, ревело (В. М. Шукшин).

Š Найдите в текстах примеры антитезы. Определите, какие антонимы в них использованы, как приём противопоставления влияет на выразительность текста.

1) Мой верный друг! мой враг коварный!

Мой царь, мой раб! Родной язык!

(В. Я. Брюсов)

2) Возникают, стираются лица,

Мил сегодня, а завтра далёк.

Вокруг нас очень много источников звука: музыкальные и технические инструменты, голосовые связки человека, морские волны, ветер и другие. Звук или, иначе, звуковые волны – это механические колебания среды с частотами 16 Гц – 20 кГц (см. § 11-а).

Рассмотрим опыт. Поместив будильник на подушечке под колокол воздушного насоса, мы заметим: тиканье станет тише, но всё равно будет слышно. Откачав из-под колокола воздух, мы перестанем слышать звук вообще. Этот опыт подтверждает, что звук распространяется по воздуху и не распространяется в вакууме.

Скорость звука в воздухе сравнительно велика: лежит в интервале от 300 м/с при –50°С до 360 м/с при +50°С. Это в 1,5 раза больше, чем скорость пассажирских самолётов. В жидкостях звук распространяется заметно быстрее, а в твёрдых телах – ещё быстрее. В стальном рельсе, например, скорость звука » 5000 м/с.

Взгляните на графики колебаний давления воздуха у рта человека, поющего звуки «А» и «О». Как видите, колебания являются сложными, состоящими из нескольких колебаний, накладывающихся друг на друга. При этом чётко видны основные колебания, частота которых почти не зависит от произносимого звука. Для мужского голоса это приблизительно 200 Гц, для женского – 300 Гц.

l max = 360 м/с: 200 Гц » 2 м, l min = 300 м/с: 300 Гц » 1 м.

Итак, длина звуковой волны голоса зависит от температуры воздуха и основной частоты голоса. Вспомнив наши знания о дифракции, мы поймём, почему в лесу слышно голоса людей, даже если их загораживают деревья: звуки с длинами волн 1–2 м легко огибают стволы деревьев, диаметр которых меньше метра.

Проделаем опыт, подтверждающий, что источниками звука действительно являются колеблющиеся тела.

Возьмём прибор камертон – металлическую рогатку, укреплённую на ящичке без передней стенки для лучшего излучения звуковых волн. Если ударить молоточком по концам рогатки камертона, он будет издавать «чистый» звук, называемый музыкальным тоном (например, ноту «ля» первой октавы с частотой 440 Гц). Придвинем звучащий камертон к лёгкому шарику на нити, и он тотчас же отскочит в сторону. Так происходит именно из-за частых колебаний концов рогатки камертона.

Причины, от которых зависит частота колебаний тела, – его упругость и размер. Чем больше размер тела, тем меньше частота. Поэтому, например, слоны с большими голосовыми связками испускают звуки низкой частоты (бас), а мыши, размер голосовых связок которых значительно меньше, – высокочастотные звуки (писк).

От упругости и размеров зависит не только как будет звучать тело, но и как оно будет улавливать звуки – откликаться на них. Явление резкого увеличения амплитуды колебаний при совпадении частоты внешнего воздействия с собственной частотой тела называется резонансом (лат. «резоно» – откликаюсь). Проделаем опыт по наблюдению резонанса.

Расположим два одинаковых камертона рядом, повернув их друг к другу теми сторонами ящичков, где нет стенок. Ударим левый камертон молоточком. Через секунду заглушим его рукой. Мы услышим, что звучит второй камертон, который мы не ударяли. Говорят, что правый камертон резонирует, то есть улавливает энергию звуковых волн от левого камертона, в результате чего увеличивает амплитуду собственных колебаний.


Колебания – это движения или процессы, которые характеризуются определенной повторяемостью во времени.

Период колебаний T – интервал времени, в течение которого происходит одно полное колебание.

Частота колебаний – число полных колебаний в единицу времени. В системе СИ выражается в герцах (Гц).

Период и частота колебаний связаны соотношением

Гармонические колебания – это колебания, при которых колеблющаяся величина изменяется по закону синуса или косинуса. Смещение определяется формулой

Амплитуда (а), период (b) и фаза колебаний (с) двух колеблющихся тел

Механические волны

Волнами называют периодические возмущения, распространяющиеся в пространстве с течением времени. Волны делятся на продольные и поперечные .



Упругие волны в воздухе, вызывающие у человека слуховые ощущения, называются звуковыми волнами или просто звуком. Диапазон звуковых частот лежит в пределах от 20 Гц до 20 кГц. Волны с частотой менее 20 Гц называются инфразвуком, с частотой более 20 кГц – ультразвуком. Наличие какой-либо упругой среды для передачи звука обязательно.

Громкость звука определяется интенсивностью звуковой волны, то есть энергией, переносимой волной в единицу времени.

Звуковое давление зависит от амплитуды колебаний давления в звуковой волне.

Высота звука (тона) определяется частотой колебаний. Диапазон низкого мужского голоса (баса) – приблизительно от 80 до 400 Гц. Диапазон высокого женского голоса (сопрано) – от 250 до 1050 Гц.