Биографии Характеристики Анализ

Методика саморегуляции дфс. Базовые упражнения методики дфс

Базовые упражнения методики ДФС

«Созерцание».

«Полет белой птицы».

«Кино».

«Ноль-концентрация».

Базовые упражнения методики составляют единый, цельный комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих упражнений, которые служат решению главной задачи, которую ставит перед собой методика ДФС, - достижение пространственных отношений с Миром.

Основная цель всех упражнений, включенных как базовые в курс ДФС, при их правильном и точном выполнении - подготовить инструменты для достижения главной задачи, для которой и существует методика - обеспечить человеку реальную возможность и умение для резонансного взаимодействия с пространством.

Вся практическая часть методики способствует освоению психоэнергетики как инструмента, и работа по ее развитию акцентируется в ходе занятий, потому что инструментальный подход и факт наличия психоэнергетики как инструмента для большинства практикующих является совершенно новым подходом к человеку.

В ходе выполнения всех упражнений происходит не только тренировка самого инструмента, раскрытие его возможностей и расширение диапазона его применения, но и информация о самом факте существования такого инструмента соединяется с переживаниями, связанными с деятельностью и ее результатами.

ГЛАВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ - АБСОЛЮТНО ТОЧНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ИНСТРУКЦИЙ.

В инструкциях по выполнению базовых упражнений нет ничего случайного. Результат может быть гарантирован только при строжайшем их выполнении.

Из книги Улучшение зрения без очков (без рисунков) автора Уильям Горацио Бейтс

3. Базовые принципы лечения для всех Систему Бэйтса укрупненно можно подразделить на 3 части:Общее (физическое) расслабление.Психическое расслабление.Дополнительные методы, способствующие улучшению зрения (дыхание, диета и пр.). Точные границы между указанными частями, а

Из книги Тайцзицюань. Искусство гармонии и метод продления жизни автора Лин Ван

Базовые положения отдельных частей тела При выполнении упражнений, отдельных форм и комплекса тайцзицюань следует систематически контролировать правильное положение отдельных частей тела. Голова. Голову держать прямо, не опускать, не запрокидывать, не наклонять в

Из книги Йога автора Вячеслав Смирнов

Из книги Улучшение зрения без очков по методу Бейтса автора Уильям Горацио Бейтс

24. Базовые принципы лечения Целью всех методов, используемых при лечении плохого зрения без помощи очков, является достижение состояния покоя и расслабления психики прежде всего, а затем уже и глаз. Покой всегда улучшает зрение. Усилие всегда его ухудшает. Людям, которые

Из книги Чудо исцеления или Волшебная сила Рэйки автора Игорь Спичак

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ РЭЙКИ Тысячелетиями люди, живущие в любом уголке планеты, осознавали, что Земля – таинственное и чудесное место, где может случиться все что угодно. По мере взросления цивилизаций прикладная магия и тайное знание древних становились доступны все более

Из книги Практическая система возвращения жизни автора Владимир Васильевич Жикаренцев

Базовые принципы соединения ума и тела Первый принципДумайте о животе, чувствуйте его, проникайте в него умом. Условно живот можно разделить на не сколько областей - полость живота, верхняя часть живота, кишечник и нижняя часть живота. Особое внимание уделяйте точке

Из книги Оздоровительно-боевая система «Белый Медведь» автора Владислав Эдуардович Мешалкин

ЧАСТЬ III БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ ГЛАВА 1 УХОД С СИЛОВОЙ ЛИНИИ (ЛИНИИ АТАКИ) Этот принцип выражен народной мудростью: «Не лезь на рожон». Рожон – это кол, на который глупец идет напрямую, то есть в лоб. Вообще в жизни лобовая атака, в прямом и переносном смысле, дело неблагодарное и

Из книги Секреты силового тренинга. Как накачать силу и мышечную массу, занимаясь без тренера? автора Алексей Валентинович Фалеев

Из книги Сними очки за 10 занятий автора Игорь Николаевич Афонин

Базовые упражнения Что необходимо для занятия?1. Уединение и немного свободного времени.2. Табличка из крупных и мелких букв на стене в пределах удовлетворительной видимости. Например, таблица Сивцева с буквами «ШБ» на первой строчке, которая обычно висит в кабинете

Из книги Измени мозг - изменится и тело автора Дэниел Амен

Из книги Йога для офисных работников. Целебные комплексы от «сидячих болезней» автора Татьяна Громаковская

Базовые упражнения Теперь перейдем непосредственно к упражнениям. Упражнение 1. Воздействует на часть нервной системы, за счет которой иннервируются голова, глаза, желудок и кишечник (иннервация – связь органов и тканей с центральной нервной системой при помощи нервов).

Из книги Сыроедение для очищения и здоровья автора Виктория Бутенко

Базовые рецепты основных блюд Базовый рецепт деликатесного супа основа; 5 приправ (5 вкусов); заправка (например, нарезанная морковь или другой корнеплод, кусочки авокадо или каких-нибудь овощей, нарезанная петрушка или другая зелень).Основа супа всегда остается

Из книги Идеальное зрение в любом возрасте автора Уильям Горацио Бейтс

Основные упражнения методики

Из книги Чистые сосуды по Залманову и еще чище автора Ольга Калашникова

Базовые растворы для скипидарных ванн и их современные модификации Все лечение скипидарными ваннами основывается на двух базовых смесях, без наличия хотя бы одной из них приступить к капилляротерапии просто не получится. Лучше всего приобрести профессиональные

Из книги Измени свой мозг - изменится и тело! автора Дэниел Амен

Часть первая Базовые сведения о мозге

Из книги Бросай курить! САМОкодирование по системе СОС автора Владимир Иванович Звягин

Глава 2 Базовые психотехники Я не могу вас возвысить, я только могу создать вам условия, благодаря которым вы сможете возвысить себя сами. Г. И. Гурджиев …Мозг создает реальность. То, что вы видите, зависит от правил мозга. Мозг использует эти правила и прилагает их к

ДФС - методика активной саморегуляции

Суть методики заключается в том, что человека обучают пользоваться своей психической энергией, и это подразумевает некоторую определенную технику жизни. Технику с точки зрения technos (древнегреческого "искусство") - "исскуства жить", в котором предполагается, что человек хочет быть счастливым. Каким образом ему это сделать? Например, находиться все время в резонансе с окружающим миром. Весь мир соткан из энергии и человек (как часть мира) тоже соткан из энергии. Поэтому, если я учусь пользоваться психической энергией, развивается способность "слышать" мир и "понимать" что он мне "говорит", а это дает возможность "обращаться" к миру, предвидеть события, правильно настраивать себя на необходимые действия и получать желаемые результаты.

развить эмоциональный интеллект и управление эмоциями

моментально находить общий язык с любым собеседником

видеть истинные мотивы за словами собеседника

развить и усилить собственную харизму

увеличить выносливость и привлекательность своего тела

справиться с депрессией и хронической усталостью

достигать максимальных результатов с минимальными усилиями

легко покорять представителей противоположного пола

Все это и многое другое дает курс ДФС!

Что такое методика ДФС?

Методика ДФС позволяет развить и эффективно использовать свой эмоциональный интеллект, а именно, четко управлять своим эмоциональным, ментальным и физическим состоянием, повышая тем самым эффективность деятельности в любой сфере жизни.

Эмоциональный интеллект незаменим при работе с людьми, он позволяет человеку одновременно осознавать свое текущее состояние, чувствовать состояния других людей, видеть ситуацию, в которой он находится и держать во внимании результат, который он в этой ситуации хочет получить, после этого он может перевести себя и других в состояние, наиболее подходящее для данной ситуации. Уникальность методики состоит в том, что она обучает делать все это одновременно, не отвлекаясь от вашей текущей деятельности, а просто изменяя состояние "на ходу".

В основе методики лежит практическое освоение 16-ти психоэнергетических состояний, предназначенных для различных видов физической, эмоциональной и ментальной деятельности. Обычно человек использует 2-3 привычных ему состояния (одно из которых - плохое, другое - хорошее), в то время как другие люди могут быть совершенно в иных состояниях, что и снижает эффективность общения с ними. Часто человек просто не может перейти в состояние, которого требует от него ситуация и также действует не эффективно. Освоив все 16 состояний человек значительно расширяет диапазон своих эмоциональных взаимодействий, определяя состояния других людей, предметов, пространства и управляя своим состоянием.

Изучив методику, человек получает мощный инструмент для регуляции собственных эмоций, он перестает раздражаться и утомляться эмоционально, легко меняет свое настроение и состояние, успокаивается, когда необходимо снять стресс и максимально мобилизируется в экстренных ситуациях, забывает о том, что такое "нет сил", и начинает наконец-то заниматься тем, о чем так давно мечтал.

Кроме этого, пройдя курс обучения ДФС, человек развивает свою эмоционально-чувственную сферу, действительно учится сопереживать, резонируя с человеком на эмоциональном уровне. Он открывает для себя общение, ранее ему недоступное, основанное на глубине совместных переживаний, познавая себя через другого и другого через себя.

Методика ДФС - эффективный инструмент для развития эмоционального интеллекта, который незаменим для активного человека, который хочет сам творить свою жизнь.

Познание мира и человека возможно как через знание, так и через переживание. В контексте методики «переживание» рассматривается как способность человека максимально со-чувствовать, входить в резонанс с каким-либо объектом (в качестве объекта может выступать что угодно — люди, помещения, предметы, идеи, события, любые пространства и т.д.). Методика позволяет развить в себе способность воспринимать более широкий спектр поступающей из окружающего мира информации (развитие «способности» достигается с помощью упражнения, названного «Огненный цветок», в ходе выполнения которого вы учитесь управлять своим вниманием и его концентрацией). Осваивая методику, вы узнаете гораздо больше о том, что обычно проявляется через безотчётные симпатии и антипатии, обозначается как «жизненная сила», «психическая энергия», «интуиция», «психологическая атмосфера» и т.д.

В чём же сила ДФС? Вы сможете не только дифференцировать, распознавать психоэнергетическое «звучание» людей, пространства, предметов и т.д., но также и самостоятельно задавать желаемые состояния, что даст вам возможность эффективнее моделировать и воплощать различные ситуации (на работе, в личной и внутренней жизни). Методика отлично помогает при выстраивании любых форм отношений, повышает эффективность взаимодействия, позволяет глубже понять и принять другого человека.

Прохождение курса по методике ДФС (сила ДФС) развивает:

Управление своими эмоциональными состояниями;

Эмоциональную устойчивость и пластичность;

Новое восприятие людей и пространства;

Умение быстро восстанавливаться после нагрузок и стрессов;

Высокую работоспособность, энергичность;

Повышение умения вести диалог, чувствовать собеседника/аудиторию;

Активацию творческого потенциала.

Программа курса:

1. Активный психотренинг по методике ДФС на основа базового упражнения «Огненный цветок»

2. Лекции, семинары, тренинг на основе материала конструктивной психологии:

Механизмы человека и механизмы жизни;

Диалог, правила диалога;

Инструментальная Я-концепция (тело, психоэнергетика, сознание);

Потребности;

Кризисы смысла жизни;

Функциональная типология информационного метаболизма (основы соционики);

Система ценностей;

Психология переживания;

Метод качественных структур как способ думания.

Структура и длительность занятий:

10 занятий по 3 часа — 1й курс ДФС — теория, структурирование сознания, базовые упражнения и формирование инструмента для управления состояниями. Каждое занятие включает «теоретическую» (работа с сознанием) и практическую (работа с психоэнергетикой) части. Соотношение 50/50.
10 занятий по 3 часа — 2й курс ДФС — обучение формированию 16 состояний тела, чувств и ума. Структурирование пространства под свои задачи. 5% времени занятия — ответы на вопросы, 95% — практика. Прохождение второго курса доступно только после 30 дней самостоятельной ежедневной практики по формированию структуры для саморегуляции (упражнение «Огненный цветок»).
Всего 90 дней занятий, включая самостоятельные.

ДФС Сопровождение онлайн. В последнее время получаю не мало вопросов насчет того, можно ли пройти курс ДФС онлайн. Хочу сразу сказать, что полноценный курс ДФС возможен только посещая живые встречи, который проводит сертифицированный инструктор методики ДФС. Но возможен и такой вариант, как ДФС онлайн сопровождение, но он не будет такой же по качеству, как живые встречи с инструктором. Но, как показывает мой опыт, очень хороших результатов достигают и те люди, которые прошли и онлайн курс сопровождения.

Я предлагаю тем, у кого нет реальных возможностей пройти ДФС курс в живую с инструктором ДФС, в своем городе, пройти онлайн курс сопровождения по методике активной саморегуляции ДФС.

Предлагаю 24 онлайн встречи длительностью 1-1,5 часа — по три раза в неделю. На встречах вы познакомитесь с теорией и практикой методики ДФС.
Освоите базовые упражнения:
— Созерцание
— Кино
— Полет белой птицы
— 0 Концентрация

Освоите инструмент для работы с психо-энергетикой «Огненный цветок» и познакомитесь с шестнадцатью состояниями.

Вопросы-ответы по методике ДФС

Почему методика называется ДФС - Дифференцированные Функциональные Состояния?

Методика разрабатывалась с использованием чисто научных методов, и название несёт в себе отпечаток этого. Теперь, когда метод стал доступным всем желающим и вышел из стен узкоспециализированных заведений, у нас была идея поменять название на более понятное. Но мы решили оставить прежнее, и не последнюю роль в этом решении являлась широкая популярность метода под старым названием, ДФС. Что же означает эта аббревиатура?

Дифференцированные - отличающиеся друг от друга, имеется в виду разнообразие состояний в рамках определённой классификации. Методика предлагает для освоения 16 состояний, каждое из которых имеет особые характеристики. Человек научается определять и создавать каждое из состояний и применять их в своей жизни.

Функциональные - это значит применяемые в какой-либо конкретной деятельности. Грубо говоря, это строго прагматичный подход, а не философские изыскания. Вы можете применить на практике метод, и вы получите результат.

Состояния - пожалуй, это слово и так понятно. В ходе работы по изучению методики будут изучаться разные виды состояний, у которых есть собственные характеристики. До сих пор большей частью вы входили в какое бы то ни было переживание или состояние не по собственной воле, а по стечению обстоятельств. Наступили вам на ногу в трамвае, вы в ответ обозлились. А методика обучит вас самостоятельно уметь входить в любое из 16 - ти состояний и использовать это умение по собственному усмотрению.

[свернуть]

Основное упражнение методики ДФС называется «Огненный Цветок». Почему и откуда такое название?

«Огненный Цветок» - это архетипический образ. Он непроизвольно пробуждает определённый объем глубинных ассоциативных рядов, глубинных семантических полей, чтобы человек вовлекался как можно более полно. Подобная конструкция под названием «золотой цветок» используется в одной китайской психотехнической системе. Она преследует несколько иные цели, чем мы, но аналогия такая имеется. Цветком называется основное упражнение, потому что во время его выполнения практикующий выстраивает некую виртуальную конструкцию внутри себя, которая напоминает цветок. Почему цветок огненный? Это очень сложно объяснить коротко, к этому архетипу нас привел долгий путь. На сегодняшний день это прошло экспериментальную и практическую проверку и доказало свою эффективность. Как минимум, можно сказать, что образы огня и огненной энергии позволяют решить две задачи:
1. Управлять психоэмоциональной сферой, психоэнергетическим тонусом,
2. Не усиливать при этом местного кровообращения, в отличии от аутогенной тренировки, где как известно, рабочим моментом является чувство тепла (просто горячо, тепло, мои мышцы расслабляются) и при этом происходит прилив крови в то место, на которое направлено внушение.
Процесс горения не чужд человеческому организму, поскольку в нем происходят процессы окисления, а окисление - это и есть горение в определённом смысле. Есть и другие ассоциации, т.е. образуется большое смысловое поле.

[свернуть]

Насколько эта методика -сила ДФС- опасна или безопасна для здоровья, существует ли её официальное разрешение, подтверждающее возможность её применения?

Методика лицензирована, единственное ограничение в применении состоит в том, что она предназначена только для работы со здоровыми людьми. Исследования эффективности данной методики психической саморегуляции проводились в НИИ психологии УССР, институтом физики АН Украины, Институтом Экологии Человека г. Киев. В Москве в 1986 был прочитан доклад на конференции в Институте биофизики Министерства Здравоохранения СССР на тему «Использование 16-значного кода для формирования дифференцированных функциональных состояний», где методика была официально утверждена.

[свернуть]

Как проходят занятия, в какой форме?

Занятия проходят в группах, в основном участники сидят, хотя есть и упражнения где нужно стоять, ходить и иногда лечь. Все виды деятельности во время занятий будут проходить в активном бодрствующем сознании, без погружения в транс и без использования методов гипноза.
Желательно заниматься в удобной не стягивающей одежде, лёгкой обуви без каблуков. Не рекомендуется пить до занятий и во время занятий крепкий кофе и другие сильные психостимуляторы.
На занятиях не будет активных физических движений, поэтому хорошая спортивная форма не является необходимой для обучения.
Занятия по методике предполагает выполнение домашнего задания как между занятиями, так и между разными частями курсами.
Количество и длительность занятий - не случайные цифры. Они выведены на основании длительного применения и тестирования на большом количестве людей разных групп и возрастных категорий.

[свернуть]

Для того чтобы обучаться по вашей методике, обязательно ли мне верить в какие-то непривычные для нормального человека вещи типа энергии или ещё чего-то?

Вам ничего не нужно принимать на веру. Мы не занимаемся пустыми разговорами и наши занятия носят чисто практический характер. И если речь пойдёт об энергии, то под этим словом будут иметься в виду совершенно конкретные ощущения, которые вы обязательно будете иметь в ходе практики, в большинстве случаев - прямо с первого занятия. При этом вы не будете принимать какие бы то ни было вещества или проделывать гипнотические практики. Вам не нужно иметь никакой особой системы верований, исповедовать какую-то религию или учение, чтобы работать по этой методике. Все эти вещи - ваше личное дело. На занятиях мы будем делать сугубо практические вещи, которые вам пригодятся в повседневной жизни. Иначе бы мы зря потратили ваше время и деньги.

[свернуть]

Ваша методика построена на умении человека ощущать энергию своего тела и пространство вокруг него. А что, если я ничего такого не ощущал и сомневаюсь, что вообще способен на это?

Ничего страшного. Многие начинают обучаться по нашей методике, имея ощущения, схожие с вашими. Нужно немного терпения и тренировки. Дело в том, что наше физическое тело - великолепный, очень тонко чувствующий инструмент, о реальных возможностях которого большинство из нас имеет весьма смутное, поверхностное представление. Те ощущения, о которых здесь идёт речь, являются очень тонкими и принадлежат к категории «подпороговых», то есть они находятся вне зоны нашего обычного внимания. На протяжении 30 занятий сенсорная чувствительность человека возрастает, и он совершенно спокойно может ощущать движения энергетических потоков, активность энергетических центров внутри тела, качество своего собственного звучания и звучание окружающей среды.
Некоторым занимающимся трудно с первого раза представить себе, на что похожа «огненная энергия», образ, на основе которого выстроено упражнение «Огненный цветок». Что может способствовать освоению ощущений, которые даны в инструкции? Помогает перцовый пластырь и, вообще, то жжение, которое дает перец на коже. Но лучше всего солнечный свет, то жжение, которое даёт интенсивный солнечный свет - это абсолютно точное ощущение.

[свернуть]

Может ли человек, будучи христианином, заниматься по данной методике? И насколько это не противоречит учению, изложенному в Библии? Не является ли «дьявольским» вмешательство и воздействие на то, что было уже создано в определённом виде Богом?

Может ли человек, будучи христианином, обращаться за помощью к врачу? Даже электричество (электрическая энергия) в свое время считалось дьявольским изобретением. Человек активный, человек, живущий с драйвом - разве это «от дьявола»? Мы не пропагандируем какое бы то ни было учение, и результаты, полученные после применения нашей методики, мы с чистым сердцем готовы предложить представителю любой религии, будучи уверенными, что они не противоречат ни одной из них. Ведь быть более оптимистичным, радостным, уравновешенным и спокойным - это вещи, к которым стремятся все люди, независимо от вероисповедания. Мы считаем очень важным подчеркнуть отличие чисто прикладных методов самосовершенствования от той веры и религии, которой придерживается человек и которые являются личным делом каждого человека.

[свернуть]

У вас в методике ДФС часто используются слова «энергетика», «энергетические центры», «звучание человека» и «сознание». Похоже на волшебство или магию.

Методика была разработана под строгим научным контролем и применялась для серьёзных государственных заданий. В наше время еёе не сложился единый научный язык для феноменов психического характера, с которыми имеет дело настоящая методика. Поэтому для обозначения некоторых из них мы взяли слова, которые могут иметь разные ассоциации у разных людей. Мы понимаем недостатки этих терминов, и искренне надеемся, что со временем будет выработан единообразный язык касательно таких феноменов.
Энергетические центры в теле человека существуют от природы, и их три. У большинства животных, к примеру, отсутствует центр интеллектуальной энергии - они двухцентровые существа. Так вот, если мы осознанно раскрываем эти центры, мы проявлены, мы «звучим» максимально ярко, то есть используем максимум своих возможностей. «Звучим» - поскольку мы излучаем, излучение существует, оно может быть активным или пассивным. Термин «излучение» широко применяют в театре, он был введён ещеёСтаниславским. Да и сейчас на первый курс театральных институтов студентов принимают с учётом этого качества - излучает человек что-то или нет - так называемое «лучеиспускание». Есть люди закрытые, обращённые внутрь себя, и есть люди открытые от природы, излучающие.

[свернуть]

Что в методике ДФС понимается под психоэнергетикой?

«Психоэнергетика» в рамках нашей методики представляет собой комплекс тонких излучений и полей человеческого тела. Тонких, - потому что обычным зрением их практически невозможно зарегистрировать. Можно сказать, что это определённая энергия, которая излучается нашим телом, что, кстати, подтверждено разнообразными приборами. Мы сенсорно ощущаем эту энергию, излучаемую всем живым в нашем мире, но, в обычной жизни, не обращаем на нее внимания. Такой объём психической энергии человека может находиться в рамках его физического тела человека, либо выходить за его пределы. Это зависит от «энергоёмкости» человека. Мы не настаиваем на необходимости применять именно этот термин, и в разных научных направлениях для описания схожих феноменов используются разные слова. Опять же, нам важно чисто прикладное использование в данном случае - чтобы вы научились ощущать в себе и других этот вид «энергии» и могли оценивать ситуацию в соответствии с этим. Вы будете способны оценить практически, на что способен, например, ваш партнёр по бизнесу в данный момент, или партнёр по спаррингу. Или, стоя с рядом с непонятным, но определённо подвыпившим гражданином у лифта, вы можете оценить, каков ваш риск. Он может быть вялым и апатичным или агрессивным и ищущим на кого это выплеснуть. Все это вы сможете оценить в мгновение ока. Хотя в любом случае благоразумнее будет не входить в лифт. Более того, у каждой ситуации есть свой оттенок энергетический, который несёт информацию о вариантах развития этой ситуации. И у вас появляется реальный шанс ощутить «линии будущего» и менять своё поведение, исходя из этого.

[свернуть]

Часто можно на занятиях услышать фразу: «почувствуйте пространство», как ее понимать?

Наша телесность не заканчивается поверхностью кожи. Существуют какие-то полевые продолжения, излучение, тепло, запахи, газы, частицы вещества, всякие энергетические вещи, т. е. вся совокупность того, что называется аура (прижилось такое слово). И эта часть нашей телесности тоже взаимодействует с пространством. Также возможно обдумать следующую вещь: пространство одно. Оно неделимо. Где бы мы не вычленили с помощью стен, потолков и пола кусок пространства, это все равно одно и то же пространство. Мы не можем вне фантастических теорий построить дом, внутри которого будет другое пространство. Пространство одно. Его геометрия может меняться. Но оно само, как таковое, одно. Таким образом, пространство - это та реальная вещь, в которой мы имеем дело с вечностью, бесконечностью, безмерностью, запредельностью. Причём имеем дело не на уровне логических объяснений, а на уровне реального взаимодействия.
Мы с Вами не отличим Бургундское 1986 года от Бургундского 1975 года. Ну никак, нечем просто. Мы даже водку одну от другой с трудом отличаем. Нет у нас такого дифференцированного восприятия. Но когда мы начинаем заниматься какой-нибудь методикой саморегуляции, мы повышаем сенсорную чувствительность, особенно в области слабых взаимодействий, про которые мы, как правило, говорим, «почудилось».

[свернуть]

Скажите, а при выборе группы - как избежать инструкторов-непрофессионалов?

Кто проводит занятия? Прошёл ли тренер специальное обучение?

Инструктор является профессиональным психологом, прошёл полную подготовку по обучению методике и проводит обучение по следующим направлениям:

  • Методика ДФС
  • Технология умственного труда
  • Работа с пространственным восприятием
  • Режиссура социальных игр
  • Вибрационное пение
  • Актёрское мастерство с применением техник ДФС
  • Живая речь

[свернуть]

Пожалуйста, расскажите кратко про результаты. Вы не могли бы привести примеры того, как реально улучшается деятельность человека, после занятий?

Например, преподавательская деятельность. Она предполагает серьёзную эмоциональную нагрузку, требующую энергетического резонанса с аудиторией. Человек, осознанно владеющий навыками постоянного энергетического самовосстановления, не устаёт, не превращается в больного и истеричного. Или при многочасовой работе за компьютером, когда человек от интеллектуальной деятельности устаёт даже физически. Ещё такой пример - работа менеджера. Коммуницируя с большим количеством людей, человек эмоционально истощается и ему абсолютно необходим навык балансировки, гармонизации своего состояния. Интересно то, что привести в необходимый режим своё состояние можно в процессе своей непосредственной деятельности, для восстановления энергетики совершенно не обязательно особое помещение или уединение. Благодаря методике у человека просто возникают дополнительные возможности. Он начинает жить от избытка. Есть особая востребованность в навыках этой методики у людей, занимающихся большим бизнесом. Подобный вид деятельности требует включённости интуитивных каналов: им необходимо уметь прослеживать динамику развития своего бизнеса, управлять ситуациями, уметь получать информацию нестандартными иррациональными способами.

[свернуть]

Можно ли рассматривать методику ДФС как инструмент духовного поиска?

Не нужно отождествлять использование методики ДФС с духовными поисками. В этом нет никакой нужды, так как ДФС - это инструмент. Нет никакой нужды бояться, что во время занятий у вас произойдёт неконтролируемый прорыв содержания бессознательного в сознание, или, как говорят, «перегорят центры», если вы строго следуете инструкции.
Освоение ДФС — такое же событие вашей жизни, как покупка, скажем, холодильника. Купил, и он твой, что хочешь с ним, то и делай - можешь вообще не включать, можешь охлаждать летом рубашки…
Никаких обязательств становиться духовным искателем занятия по системе ДФС ни на кого не накладывают. Также следует понимать, что любая методика психической саморегуляции — вклад в изучение собственных внутренних ресурсов.

[свернуть]

16 состояний, которые предлагает освоить методика ДФС

описание 16 дифференцированных функциональных состояний ДФС

1В - ФИЗИЧЕСКАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ, СИЛА, ЗДОРОВЬЕ

Состояние богатырей и лекарей. В этом состоянии Вы ощущаете свое тело «говорящим»: оно подсказывает Вам что вредно что полезно, какая пища ему нужна, режим сна и движения. Прекрасное состояние для целительства, массажей, работе на земле, с растениями и животными. Состояние 1В повышает интерес ко всему живому, к природе, способствует отдыху и расслаблению, хорошему аппетиту. Располагает к монотонной, длительной физической нагрузке (например, продолжительной ходьбе). Но очень трудно сосредоточиться на умственной деятельности. Появляется страх перед гудящими, стучащими механизмами, их существование кажется непонятным и противоестественным.

2В - ОТКРЫТАЯ ЖИВАЯ ДУША

Находясь в этом состоянии, Вы своим присутствием создаете психологически комфортную и здоровую атмосферу. Рядом с Вами хочется быть искренним, откровенным, душевно щедрым. Окружающие отдыхают и успокаиваются. Это состояние незаменимо во всех сферах коммуникативной деятельности: особенно в педагогике, медицине, в сфере семейных отношений, а также менеджменте. Состояние 2B воспринимается окружающими как расположение к общению: все обращаются с вопросами, за советами. Со своей стороны, хочется всем помочь наладить отношения, урегулировать конфликты. Общение с человеком носит цельный характер, нельзя остановиться на полуслове, нужно все досказать, дообъяснить. Желание двигаться очень слабое, да и труднее выполнять всякую физическую работу - куда приятнее общаться с людьми.

3В - ЖИВУ, РАССУЖДАЯ И ОСМЫСЛЯЯ

Входя в такое состояние, Вы увеличиваете свой дар убеждения. Вы сможете легко провести анализ развития человеческих отношений, жизненных ситуаций, производственных и семейных конфликтов. Окружающие ждут от Вас пояснений, советов, рекомендаций. Это состояние широко применяется во всех сферах научной деятельности, режиссуре, дипломатии. 3B характерно постоянной внутренней серьёзностью, в голове - бесконечные мысли, кажется, что всю работу выполняешь головой. К еде очень слабый интерес, употребление пищи небольшими дозами. Реакция, по сравнению с ритмом C, замедленная. Хорошее состояние для размышлений.

4В - ГАРМОНИЯ СО ВСЕМ ЖИВЫМ - ОЩУЩЕНИЕ МУДРОСТИ, СПОКОЙСТВИЯ И ЦЕЛОСТНОСТИ

Это состояние глубокого внутреннего равновесия и покоя. Особую ценность приобретает персональная жизнь человека, переживание ее от рождения до смерти. В этом состоянии не бывает мелочей, все процессы наполнены глубоким смыслом и взаимосвязаны. Повышается устойчивость к вредным воздействиям окружающей среды. Снижается уровень тревожности, возрастает стрессоустойчивость. Активизируется и раскрывается интеллектуальный потенциал человека. Данное состояние рекомендуется для всех сфер деятельности в контексте: человек - человек, человек - Мир живого. 4B - это прежде всего внутренний покой, ощущение слитности с живой природой, для восприятия характерно качество целостности, окружающими оценивается как мудрое. В этом состоянии не хочется говорить о мелочах, но хочется размышлять; легко устанавливать контакты с людьми.

1С - КОМАНДНО - АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ

Манипуляция людьми и объектами. Это состояние, в котором удобно быстро и четко организовывать людей и производственные процессы. Вы точно видите и осознаете поставленную задачу, знаете, как это сделать и добиваетесь цели. Здесь нет излишних рассуждений - что задумано, то сделано. Такое состояние широко применяется менеджерами, бизнесменами, руководителями, когда важно умение зажечь своей идеей коллектив и добиться поставленной цели. При переходе в состояние 1C страха перед механизмами нет. Напротив, восхищает мощь и сила машин. Во всем гудящем и стучащем слышен четкий ритм, под который можно подстроиться. Содействует любой физической деятельности, требующей ритма: спортивным играм, уборке квартиры, стирке, ходьбе и т. п. Но через некоторое время появляется желание сменить занятие.

2С - ИГРЫ В ОТНОШЕНИЯ

Эмоциональный тонус, яркость привлечение внимания к себе. Если Вам необходимо разрядить обстановку, заразить окружающих собой и держать их в сфере своего внимания - это состояние незаменимо. Атмосфера легкости, кокетливости, игривости, азарта всегда привлекает к себе и создает эмоциональный тонус. Это состояние любимо людьми публичных профессий - актерами, педагогами, политиками, юмористами. Так же 2C вызывает суетливость, смену тем в разговоре, из-за чего внимание перескакивает на другие объекты, на другую деятельность, часты мелкие ошибки в работе, недоделки. Чувство целого не так выражено, как в ритме B, все работы равнозначны. Так же, как происходит переключение на общение с другим человеком, легко сменяется и настроение. Субъективно воспринимается как постоянное внутреннее беспокойство. Ходьба быстрая, неровная. Те, кто живет в ритме B, воспринимаются спящими на ходу, вызывают раздражение, хочется заставить их двигаться быстрее.

3С - ЖИВОЙ КОМПЬЮТЕР

Ментальная собранность, предельная интеллектуальная концентрация, манипуляция мыслеобразами. Для этого состояния характерны: Ясная и четкая мысль, четкость мыслительных процессов, точность обработки информации, умственная деятельность, связанная с расчетами, вычислениями, поиском информации, осуществляется очень быстро. При выполнении любой работы постоянное вычисление оптимальных вариантов, легко переходить от одной работы к другой.

Область применения:

Обработка статистических данных, все виды операторской деятельности (компьютер, кассовый аппарат и т. д.), решение задач вычислительного и аналитического характера, бухгалтерские расчёты, быстрый и чёткий поиск нужной информации.

4С - ПРЕДЕЛЬНАЯ ВНУТРЕННЯЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ, СОБРАННОСТЬ, МОБИЛИЗАЦИЯ.

Это состояние дает возможность удерживать и манипулировать большими объёмами информации, сохраняя при этом физический тонус и эмоциональную активность. Человек в таком состоянии способен пройти через непреодолимое, добиться невозможного, достичь цели, сохранив при этом внутреннюю гармонию и целостность. Область применения: максимальная эффективность в решении социальных задач, для проведения ответственных деловых совещаний, переговоров, для решения задач перспективного планирования, структурирования большого объёма информации. Состояние воина победителя. 4C - Внутренняя собранность, целеустремлённость, уверенность в своих действиях. Ничто не отвлекает, окружающие стараются не мешать. Продуктивное состояние для реализации целевой программы умственной деятельности, связанной с вычислениями, физической работой. Движения чёткие и скоординированные.

1D - СОСТОЯНИЕ НЕЗДОРОВЬЯ, БОЛЕЗНИ

Это состояние телесного дискомфорта, хронических соматических недугов. Человек, звучащий таким образом требует срочного медицинского вмешательства и энергетической балансировки.
В этом состоянии ничего не хочется делать, деятельность вызывает раздражение, появляется внутренняя ворчливость, нет чувства удовлетворения от результатов работы, она кажется бесперспективной. У окружающих возникает реакция избегания, срабатывает механизм защиты: смех, переход в состояние 2C. Состояние широко применяется в практиках телесного, соматического очищения.

2D - ДУШЕВНАЯ БОЛЬ, ГОРЕ, ОБИДА

Это переживание эмоциональной горечи, раздражения, тяжести. Часто возникает как результат конфликта в отношениях, ссор, негативных оценок окружающих. Длительное пребывание в этом состоянии действует разрушительно на эмоционально чувственную сферу человека и на состояние окружающих. В процессе обучения формируется навык быстрого выхода из подобных депрессивных состояний. 2D - это душевная боль, горе, обиды. Окружение воспринимается предвзято, враждебно. Злость на людей, невозможность выполнять работу, требующую терпения, раздражительность, повышенная обидчивость, слезливость. У окружающих - реакция избегания.

3D - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, УПРЯМСТВО, ГОЛОВНАЯ БОЛЬ.

Подобное состояние часто встречается у людей в процессе затянувшихся жизненных проблем. Усталость от постоянной необходимости терпеть, низкая самооценка и бесплодный поиск выхода из кризисных ситуаций приводит человека к желанию спрятаться, уйти в себя, психологически закрыться. Такой процесс может длиться неопределённо долго, если не иметь навыка осознанного выхода из него. 3D - Состояние отупения, необъяснимое упрямство, зацикливание на одной мысли (типа: не хочу, и все). Нарушается логика мышления, творчески думать невозможно, не хочется ничего анализировать, в голове ощущение тяжести, давления. Хочется заплакать, и это приносит облегчение.

4D - СМЕРТЬ КАК РОЖДЕНИЕ

Переживание праведного гнева, вселенского хаоса, разрушение старого во имя созидания нового. Торжественное, печальное и величественное состояние. В практике жизни применяется как способ психологического очищения внутреннего и внешнего пространства, растождествления с программами прошлого, снятия психологических блоков и зажимов. 4D - Печальная торжественность. Или как Божественный гнев. Смерть как рождение.

1А - ВСЕЛЕНСКАЯ СТРАСТЬ

Переживание соразмерности процессов в своем теле с процессами в объёме планеты Земля. Восприятие Земли как живого целостного организма: тело Земли ощущаю как свое тело. Предельная телесная свобода, раскрепощённость, объёмность. Переходя в состояние 1А - движения становятся более широкими, размашистыми, словно растянутыми по пространству. Хочется заглянуть во все углы. Появляется какая-то торжественность, замедленность. Состояние больше способствует мечтам, размышлениям, чем действиям.

2А - ВСЕЛЕНСКАЯ ДУША

Это состояние влюбленности, эмоционального восторга, легкости и полета. Человек переживает экстаз от предельной, эмоциональной свободы. Нет никаких преград для полета Вашей души, творчества, чувств. Состояние огромного эмоционального подъема, воодушевления, раскрывающее душевный потенциал человека. Состояние молитвы - эмоциональной обращенности к себе и Миру. В 2А увеличивается глубина эмоциональных переживаний, их активность, диапазон. Широкие жесты, смена настроений, при которых легко обидеться или рассмеяться. Все заботы кажутся мелкими, недостойными внимания. Работа выполняется медленно, с ощущением ее огромной важности. Окружающими поведение воспринимается как эксцентричное. Расширяется вокальный диапазон.

3А - ВСЕЛЕНСКАЯ МЫСЛЬ

В этом состоянии происходит расширение объёмов сознательного восприятия Мира. Полет мысли - состояние Королей. Все процессы, происходящие в жизни, рассматриваются на фоне объёма Вселенной, человечества. Это состояние мыслителей, философов, мудрецов. 3А - Состояние восторженности, в котором расширяются границы принятия Мира, людей, себя. Расширение видимого поля (как при состоянии деконцентрации внимания).

4А - БЕСКОНЕЧНОСТЬ, КОСМОС

Это переживание глубины и безграничности Мира, любой жизненной ситуации, человека. Гимн Жизни во всем ее многообразии от радости до боли. Это предельное переживание свободы, творческого экстаза, неразрывного единства со всем сущим в этом Мире. 4А - Жизнеутверждение. Мысли чаще не в виде слов, а в форме образов.

Одним из основных залогов успеха в любой сфере человеческой деятельности является уровень компетентности . Особое значение в последние годы получила так называемая психологическая компетентность — то есть как хорошая осведомлённость, так и практические знания в тех вопросах, которые касаются отношений человека с собой и с окружающими его людьми. Для достижения максимального эффекта при обучении необходимо оптимальное сочетание "теории" и "практики". Одно из обязательных условий того, что человек сможет применять полученные знания и умения самостоятельно, — целостная система, в рамках которой проходило обучение, так как именно при освоении целостной теоретической и практической системы возникает минимум трудностей с адекватным "переводом" любых новых и неожиданных жизненных ситуаций на её язык.

К одной из таких систем и относится методика дифференцированных функциональных состояний (МДФС), базовый курс которой включает в себя как обучение практике активной саморегуляции в процессе общения и разнообразной деятельности, так и теоретические основы конструктивной психологии, актуальные для повседневной жизненной практики любого человека.

Особенность МДФС заключается в том, что данная методика предлагает реальный инструмент для управления своей психо-эмоциональной сферой в процессе общения, в то время как многие другие методики делают акцент на ролевых и поведенческих аспектах межличностного общения. Методика позволяет перевести на простой и удобный в употреблении язык то, что проявляется через безотчётные симпатии и антипатии, обозначается как "жизненная сила", "психическая энергия", "интуиция", "психологическая атмосфера", "шестое чувство" и т.д. Она позволяет не только дифференцировать свои ощущения от людей, ситуаций, мест, предметов, но и самостоятельно, используя специальную психологическую технику, формировать необходимые психо-эмоциональные состояния. При этом каждое из таких функциональных состояний оказывает своё специфическое влияние на эффективность и характер того или иного вида деятельности в этом состоянии. Управление своими состояниями посредством полученного в ходе обучения МДФС психологического инструментария позволяет произвольно и сознательно формировать наиболее адекватное и эффективное, с точки зрения самого человека и на основе уже полученного опыта, функциональное состояние для данного момента жизни.

Об авторе

Игорь Николаевич Калинаускас — личность весьма известная в кругах психологов, социоников, эзотериков. По основной профессии — режиссёр. Поставил более 60 спектаклей ещё в Советское время. Работал психологом-тренером с командой СССР по лёгкой атлетике (прыжкам в высоту). Работал как психолог с Чернобыльцами в условиях клиники. Принимал участие в ряде экспериментов экстрасенсорного характера в середине 80-х годов в Киевской лаборатории института им. Попова при АН УССР под руководством Бахтиярова О.Г.

  • "Наедине с миром",
  • "Жить Надо!",
  • "Игры, в которые играет "мы" и т.д.

Певец дуэта "Зикр" — известен как Игорь Силин. Художник — псевдоним ИНК. Мастер и основатель духовной традиции (Традиция или Школа) известный как Абу Силг. С 14 лет увлёкся изучением человека и занимается этим и поныне.

МДФС. Технология

Методика ДФС существует более 30 лет, обучение ей проводится в многих российских городах (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Тольятти, Казань, Днепропетровск, Омск, Новосибирск и др.), а также в Литве, Словакии, Чехии и на Украине.

Методика ДФС была представлена на конференции "Экология больших городов" (1971 г.), продемонстрирована в закрытых научных лабораториях (все результаты зафиксированы и научно подтверждены).

Исследование эффективности методики проводилось совместно с НИИ психологии УССР на двух группах — испытуемых с высшим образованием и спортсменах, членах сборной команды Украины по лёгкой атлетике. По результатам исследования было отмечено повышение эффективности основной производственной деятельности; ускорение восстановления психического тонуса после нагрузки; повышение уровня и качества коммуникабельности, развитие чувства сопереживания; более глубокое восприятие произведений искусства, обогащение эмоционально-чувственной сферы. Более подробно результаты данного исследования представлены в докладе "Использование 16-значного кода для формирования дифференцированных функциональных состояний", прочитанном Калинаускасом И.Н. на конференции в Институте биофизики МЗ СССР.

Алфавит методики

Для кодирования состояний в данной методике используются две следующие характеристики:

Уровень активности — физический (1-й уровень), эмоционально-чувственный (2-й уровень), когнитивный/интеллектуальный (3-й уровень) или представленность всех уровней активности в равной степени (4-й уровень).

Восприятие окружающей среды как пространства деятельности — этот параметр соединяет в себе ориентацию восприятия на среду как пространство деятельности и переживание чувства включённости в эту среду; обозначается понятием "ритм". В данной методике выделяются четыре варианта восприятия пространства:

  • ритм А — пространство как бесконечность;
  • ритм В — пространство как поток;
  • ритм С — пространство как множество дискретных объектов;
  • ритм D — пространство как деструктивное.

Различные комбинации уровней и ритмов составляют типологию 16 специфических функциональных состояний.

Упражнения

Для произвольного формирования любого из этих состояний обучающиеся МДФС под руководством тренера, прошедшего специальную подготовку, создают так называемую функциональную систему: концентрируя собственное внимание в определённых частях тела и нервных узлах, они вызывают определённые сенсорные ощущения в теле, опираясь на которые, они смогут в дальнейшем управлять своим психо-эмоциональным состоянием в любой жизненной ситуации. Базовым упражнением для наработки такого инструмента, как данная функциональная система, является упражнение под названием "Огненный цветок", которое опирается на физиологическую и нейрологическую структуру организма, является самодостаточным и высокоэффективным.

Кроме того, в "практический" комплекс данной методики входят такие базовые упражнения, освоение и применение которых позволяет существенно повысить стрессоустойчивость, развить свою память и внимание, получить опыт пространственного взаимодействия в ходе межличностного общения, увеличить степень ситуативной включённости. Все это значительно повышает эффективность, в том числе и коммуникативную, практически в любой ситуации, где применяются полученные навыки и умения.

Основное отличие этой методики активной саморегуляции в том, что она используется произвольно, сознательно и без отрыва от основной деятельности.

В "теоретической" части базового курса МДФС слушатели получают возможность ознакомиться с общими положениями конструктивной психологии и теми практическими наработками в области психологии, которые могут иметь прикладное значение в повседневной жизни. В круг освещённых тем входят основы диалогового общения; инструментальный подход к человеку; знакомство со структурой я-концепции, психологическими механизмами человека, общества и социального влияния; приёмы разрешения мотивационных конфликтов и т.д.

Кому показано обучение методике?

Методика активной саморегуляции ДФС не имеет узкой выделенной области применения. Она универсальна и эффективна при решении множества задач связанных с физической активностью, повседневным и деловым общением, интеллектуальной деятельностью, творчеством.

Результаты

Результатом освоения данной методики являются:

  • Управление эмоциональными состояниями. Снижается общая психическая реактивность. В нужный момент произвольно формируется необходимое, наиболее подходящее состояние, что позволяет с большей лёгкостью "вписываться" в любую ситуацию.
  • Эмоциональная устойчивость и пластичность. Базовые упражнения стабилизируют нервную систему и психические реакции. Среднее состояние человека становятся более стабильным. Это позволяет экономить силы и энергию, адекватнее воспринимать реальность.
  • Эмоции никуда не деваются и не ослабевают, они просто перестают разрушать человека.
  • Повышение энергетического потенциала, увеличение работоспособности. Энергетический потенциал увеличивается, так как методика работает и с энергетической компонентой человеческого организма. Человек приобретает навык самостоятельной работы и регуляции своей энергетической системы.
  • Увеличение чувствительности к ситуации и людям. Владея методикой, человек может действовать в каждой ситуации максимально эффективно. При наличии достаточной чувствительности, человек может действовать в любой ситуации, используя предоставляющиеся возможности максимально эффективно. При этом появляется возможность влиять на ситуацию, не теряя при этом со-настроенности с пространством.
  • Общее улучшение здоровья и жизненного тонуса. Улучшение чувствительности позволяет делать такой выбор в повседневной жизни, который будет благоприятно влиять на тело. Регуляция психики, стабилизация нервной деятельности оказывает безусловное положительное влияние на организм.
  • Гармонизация работы правого и левого полушария мозга.

Методика ДФС — уникальная возможность уделить внимание самому близкому человеку — самому себе. Работа с собственной психической, эмоциональной сферой позволит пережить цепь субъективных открытий относительно собственной жизни и окружающего пространства.

"То, что мы назвали "Огненный цветок", — это очень действенное, реальное, могучее. Открывающее то, что принято называть безграничными возможностями, способностями". (И.Н. Калинаускас, Е.И.Весельницкая. Учебно-методическое пособие по преподаванию методики дифференцированных функциональных состояний. — СПб: Научное отделение "Синтез философии, искусства, культуры и науки" Международной академии "Информация, связь, управление в технике, природе. Обществе; 1999 — стр. 8).

Наверное, чтобы ответить на этот вопрос обстоятельно, стоит вернуться на некоторое время назад. Вернее, на достаточно большое время. Итак, прошлый век, прошлое тысячелетие. Небольшой город в стране, которой уже тоже довольно давно не существует. Компания молодых, азартных и талантливых, вдохновленная идеей, объединив свои силы и таланты, создать небывалый прежде театр, удивить и восхитить мир, оставив все, что кто смог оставить, и взяв с собой, кто что посчитал нужным, с головой ушла в творческий процесс. У них неплохо получалось. Рождался спектакль, они творили и учились одновременно, вкладывая в свое творчество все, чему только успевали научиться. И неизвестно, кому первому пришла в голову мысль, что для того, чтобы создать нечто небывалое, надо и самим отличаться от того, что уже было, и знать и уметь что-то такое, что не знает и не умеет никто.

Так родилась идея театра состояний. Театра, в котором было все, как обычно: пьеса, роли, тексты, сюжет, но держалось все это на сложной партитуре переживаний, которые создавались с помощью управляемых эмоциональных состояний. Как бы невидимая и неслышимая энергетика заполняла помещение, создавая заданное пространство, атмосферу, не давая зрителям оставаться сторонними наблюдателями того, что происходило на сцене и в пространстве зала.

До сих пор есть люди, которые помнят, как на одном из спектаклей зрители входили в зал, где, сначала оставаясь незамеченными, по периметру стояли неподвижные, как статуи, актеры. И каждый входящий ощущал, как, несмотря на то что спектакль еще не начался, занавес закрыт, а зрители только занимают места, в самом зрительном зале уже что-то происходит, и это «что-то» часть спектакля, который давно идет.

Что же такое произошло, что было найдено, открыто тогда? И какое все это отношение имеет к тому, о чем мы тут все время беседуем?

А произошло вот что: в процессе поиска новых выразительных средств в искусстве были созданы первые приемы технологии осознанного управления психоэмоциональным состоянием и обнаружены способы построения отношений с пространством. Такая вот дорога от, казалось бы, просто еще одной системы саморегуляции к технологии еще одного способа жизни, жизни в пространстве.

А так как начальным и необходимым условием овладения этой технологией стало упражнение «Огненный цветок», то долгое время так называли и саму методику - «Огненный цветок», и упражнение по построению функциональной системы видели как «главное». Научишься «Огненный цветок» делать, и все сразу получится. Такое искажение восприятия вполне простительно, так как думать в иерархическом порядке - от более важного к менее важному - для большинства из нас привычно.

Естественно, что вначале трудно было увидеть, насколько эффективна, глубока и многофункциональна эта технология. Сосредоточенность на конкретной театральной задаче не давала повода и возможности увидеть весь широчайший спектр задач и разнообразие деятельности, для которой она может применяться. Но с течением времени и под влиянием жизненных обстоятельств актеры того самого легендарного театра стали замечать, что умения, которые, как им казалось, нужны только для совершенствования актерского мастерства, прекрасно работают и в обычной жизни. Их эмоциональная устойчивость повышается, эффективность реализации жизненных задач растет, совершенствуются способы построения отношений как с окружающими людьми, так и с окружающим миром в целом. Методика вышла за рамки узкопрофессионального применения и была востребована в самых разных социальных слоях, у людей самых разных профессий.

Серьезным экзаменом для проверки реальной эффективности методики стало применение ее в процессе подготовки спортсменов самой высокой квалификации и достижений. Спорт с его четкой направленностью на результат не оставляет сомнений в действительной эффективности той или иной практики. Он ставит простой конкретный вопрос: будем ли мы от этого выше прыгать? И результаты, а также медицинские и психофизиологические исследования показали: и выше прыгать, и быстрее бегать, и дальше метать и толкать.

В скором времени после доклада о методике на конференции в Институте биофизики МЗ СССР «Использование 16-значного кода для формирования дифференцированных функциональных состояний» (см. приложение 1) она перестала быть только практической наработкой и получила глубокое научное обоснование. Тогда же методика получила и свое, ставшее сегодня уже привычным и широко известным название - методика дифференцированных функциональных состояний (МДФС или ДФС). Основы ее опубликованы в монографии «Наедине с миром», кроме того, было издано «Учебно-методическое пособие по преподаванию методики дифференцированных функциональных состояний». За прошедшие годы обучено немалое количество инструкторов по преподаванию МДФС и создана возможность для регулярного повышения их профессиональной квалификации. Растет и расширяется число желающих овладеть этой практикой. Казалось бы, все, что могло и должно было произойти, произошло.

Но дело в том, что чем шире становились задачи, для решения которых использовалась методика, чем разнообразнее была деятельность, эффективность которой росла благодаря освоенным навыкам, тем очевиднее становилось, что ДФС - это не просто методика саморегуляции, пусть очень эффективная и современная, а технология, которая дает возможность построения целостных пространственных отношений как на уровне любого из инструментов, так и на уровне человека как целого с пространством как целым.

Вот тут-то и стало очевидным, что дальнейшее углубление в тонкости и нюансы самой методики и технологии ее освоения невозможны без использования МКС (метода качественных структур) как способа думания о целом. Соединение этих двух подходов дало замечательные результаты.

Дело в том, что время от времени среди тех, кто осваивает методику, звучит довольно однотипная жалоба, о которой уже упоминалось: «Вот я столько лет делаю „Цветок“, все в принципе очень неплохо, но точного желаемого результата все-таки нет».

Естественно, это не могло не встревожить. И вот что открылось при более углубленном взгляде на методику как целое через призму МКС.

На поверхности оказалось смешение аспектов, имеющих отношение к разным целостным системам. Прежде всего восприятие функциональной системы «Огненный цветок» и системы базовых упражнений методики. А так как эта ошибка вкралась и в более ранние издания о методике, то хочется еще раз обратить ваше внимание на следующий очень важный момент.

«Огненный цветок» является функциональной системой, которая в данной практике служит конструкцией, уровнем организации такого целого, как психоэнергетический инструмент, и, естественно, никоим образом не может быть частью какого-либо другого целого, в том числе и такого целого, как базовые упражнения методики.

Система базовых упражнений состоит из «Полета белой птицы», «Созерцания», «Кино» и «Ноль-концентрации».

Построение функциональной системы является обязательным, но недостаточным условием достижения ожидаемых от практики результатов. Только сочетание безупречного навыка в выполнении базовых упражнений и качественно построенной функциональной системы дает возможность как достижения гарантированного результата, так и проникновения во всю полноту содержания методики ДФС.

Вот почему именно сейчас можно говорить о методике в полном объеме и наконец представить ее не просто как систему саморегуляции, но как технологию построения пространственных отношений.

Схема 3. Методика ДФС как система отношений с пространством

Аспект координации - состояния.

Аспект организации - витальные отношения, функции (ощущения).

Аспект функционирования - интеллектуальные отношения, дифференцирование (классификация).

Аспект связи - энергетические отношения, резонанс (переживания).

И еще одна очень поучительная история от жителя пространства.

ПРОДВИНУТЫЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ. Технология ДФС ввела меня в новый мир. Вывод в сознание нового измерения, помимо уже существующих представлений, позволил увидеть относительность своей картины мира и сместил акцент с концепций на пространство. Это расчистило поле для деятельности. Теперь передо мной не стоит глухой стеной какое-нибудь умозрительное «нельзя» или тем более усталость, у меня энергии море! Смешно вспоминать тусклый мир плоских инсинуаций интеллекта, когда летишь белой птицей, когда ты можешь каждый момент выпить до дна, если только этого хочешь! И всю эту музыку пространства начинаешь слышать, сперва удивляясь и не доверяя, а потом все больше и больше отодвигая умозрение в сторону, впускаешь в себя звучание Другого.

Созерцание дает мне возможность видеть многое, недоступное раньше, исчезают фильтры на входящую информацию, и я начинаю что-то просто знать. Опираться на такое знание - недоступное ранее удовольствие, а источником его является творческое взаимодействие меня и мира! Интеллект в этом ясном положении начинает играть роль помощника, а не контролера. Становится возможным не думать, и поговорка «дуракам везет» довольно серьезно меняет смысл.

Возможность управления своими состояниями дает огромный бонус в любой деятельности. Тебя невозможно обидеть, ввести в состояние фрустрации, если тебе это не надо. Избыток энергии и эмпатия всегда позволяют вступить в диалог с тем, с кем нужно, и наладить сотрудничество. В это нелегко поначалу поверить, но никакие внешние обстоятельства не помешают человеку, который владеет техникой ДФС, сделать то, что он хочет, практически в любой ситуации, для него это лишь вопрос его квалификации и мощности инструментов. И это произойдет без всякого насилия к всеобщему удовольствию. Просто за счет обретенного навыка более полного использования коммуникативного канала или, говоря языком автора методики ДФС, за счет резонансного взаимодействия вас как пространства с пространством Другого.

Основной проблемой при освоении методики для меня было и остается усвоенная в предыдущем периоде жизни картина мира и связанные с ней автоматизмы поведения. Лекарством от этого «подарка судьбы» является только объективация полученных навыков, то есть выполнение действий, которые раньше казались невозможными. Сам тренинг дает большое количество таких объективаций в игровой форме. Но этого мне оказалось недостаточно. Самым серьезным и реально трансформирующим действием стало применение навыков в своей жизни, в целевой деятельности. Добрые гаишники, милые работники ЖЭУ, прохождение без очереди в посольство, пронос колюще-режущих предметов в самолет, заплетенный в затейливые косички зеленый лук на окне и многое-многое другое - все это постепенно преображает мой внутренний и внешний мир.

Да, наша пресс-конференция неожиданно оказалась очень продуктивной, но, кроме огромной познавательной пользы, она, несомненно, очень полезна и для практического знакомства с местными жителями. Люди, как вы сами увидели, разные. Живут по-разному, задачи решают каждый свою, разные книжки читают, разному радуются, о разном печалятся, но общий третий голос нашли.

Не раз уже говорилось, что успех и смысл новых знаний и умений проявляется только в практическом их применении. Вот еще один прекрасный повод попрактиковаться. Помните принципы построения Диалога: Я, Другой и обязательное наличие третьего голоса. Помните, что может служить третьим голосом: фабула, авторитет, общая система критериев или свидетель. Что же послужило третьим голосом для этих людей? Может быть, для кого-то начальным импульсом и была фабула: свела судьба с кем-то, кто для себя уже открыл возможность жизни в пространстве и именно с помощью ДФС освоился в нем. Или кто-то прочел книгу, и мнение автора показалось вполне авторитетным и убедительным. Но для того, чтобы не просто заинтересоваться или начать уважать, а сделать действенный конкретный шаг, несомненно нужен был гораздо более объемный третий голос, а именно общая система критериев. Если человек обнаружил, что и в его картине мира живет представление о том, что мир - это не плоскость, а пространство, не только набор физиологических свойств и признаков и психологических механизмов, а целостный, неповторимый, единственный в своем роде мир, и что он может быть хозяином и творцом своей жизни, и если при всем этом в картине мира живо ощущение, знание или намерение ради себя, своей творческой реализации и обретения смысла своей индивидуальной жизни, учиться и в соответствии с этими умениями и знаниями меняться, то это открытие и обретается как третий голос во взаимодействии с теми, кто живет и действует в схожем мире. И еще. Все, кто высказался в нашей пресс-конференции, - профессионалы, профессионалы каждый в своей области или стремятся ими стать. И поэтому мы вправе утверждать, что к использованию именно методики ДФС для решения своих задач, скорее всего, придут люди, у которых есть еще один общий момент в их картине мира: они знают, чтобы быть и реализовываться, нужно действовать.

Каждый из них обнаружил свою конкретную пользу и необходимость в технологии, которую им предлагает методика дифференцированных функциональных состояний. А объединились они только по одной причине - для более глубокого и эффективного освоения технологии, потому что давно известно, что тренироваться легче в коллективе, а уж действовать… «каждый выбирает для себя»…