Биографии Характеристики Анализ

Методика социально-педагогической профилактики. Особенности профилактической деятельности социального педагога Литература для самостоятельной работы студентов

Профилактика – это комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении. Таким образом, под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Основой профилактических мер является деятельность, направленная:

  • – на создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;
  • – осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;
  • – обеспечение в случае необходимости мер социальноправовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав и т.п.).

Выделяют несколько уровней профилактической деятельности :

  • а) государственный уровень – решение социально- экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба но более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. Обычно это различные законодательные инициативы (например, введение на государственном и региональном уровнях должности уполномоченного по правам ребенка);
  • б) муниципальный уровень – меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека (например, открытие в населенном пункте сети досуговых учреждений для молодежи или рабочих мест для сезонного трудоустройства подростков и т.п.);
  • в) индивидуальный уровень – воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц (например, осуществление индивидуальной работы по сопровождению ребенка социальным педагогом).

В целом ряде международных документов, посвященных вопросам нормализации социально-психологического развития детей, говорится об уровнях профилактики в несколько ином значении, более близком к отечественному аналогу "вид". Так, например, в Руководящих принципах Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, принятых в 1990 г. в Эр-Рияде, предусмотрено несколько уровней осуществления мер по профилактике преступности несовершеннолетних:

  • первый уровень профилактики, т.е. общие меры по обеспечению социальной справедливости и равенства возможностей, что, в свою очередь, содействует устранению таких глубинных причин преступности, как нищета и другие формы маргинализации несовершеннолетних;
  • второй уровень профилактики, т.е. меры по оказанию помощи детям, относящимся к группам повышенного риска, например, тем, чьи родители сами испытывают особые трудности или же пренебрегают родительскими обязанностями;
  • третий уровень профилактики, включающий меры, позволяющие избежать ненужного контакта с формальной системой правосудия, а также меры по предупреждению повторных правонарушений.

Различают следующие виды профилактической деятельности : первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика – это комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Она включает следующие основные направления : совершенствование социальной жизни людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; формирование условий, способствующих ресоциализации и реабилитации; воспитание социально позитивно ориентированной личности; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и т.д.

В качестве примера может быть приведена деятельность учреждений сферы здравоохранения (больницы, роддома, женские консультации и т.п.) по своевременной (в том числе и дородовой) диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования и т.п. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика – это комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускают уроки, систематически конфликтуют со сверстниками, имеют проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики выступают недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социальнопсихологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

Вторичная профилактика включает в себя следующие основные направления : определение факторов риска и выделение так называемых групп "профилактического учета" по различным формам девиантного поведения; раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями; психологическую и медицинскую коррекцию выявленных заболеваний, осложненных нарушениями поведения. В качестве примера можно привести такую меру уголовного наказания несовершеннолетних, как отсрочка исполнения приговора, т.е. использование воспитательнопрофилактического эффекта угрозы применения наказания в соответствие с Уголовным кодексом РФ в случае, если поведение подростка в определенный период (чаще всего 1–3 года) не будет отвечать принятым в обществе нормам.

Третичная профилактика – это комплекс мер социально- психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение возобновления девиантного поведения человеком, его прекратившим (например, возобновление употребления наркотиков наркозависимым, прошедшим курс реабилитации и находящимся в состоянии устойчивой ремиссии, и др.). Это наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности.

Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройство, психологическое консультирование и т.д.

Социально-педагогическая профилактика может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах.

Кроме указанных видов принято различать:

  • а) общую профилактику , которая предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности малыша как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении) либо на предупреждение гой или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом семи лет, т.е. начала обучения); помимо этого деятельность общего плана (информационную, пропогандистскую и т.д.), направленную на борьбу с причинами девиации, дезадаптации и десоциализации личности на общесоциальном и социально- психологическом уровнях (в масштабах всего государства, отдельных регионов, социальных групп);
  • б) специальную профилактику , т.е. систему мер, направленных на решение определенной задачи (профилактика девиантного поведения, подросткового суицида и т.п.), а также деятельность, специально предназначенную для устранения конкретных причин и условий, способствующих нарушению нормального протекания процессов социализации личности.

Одним из основных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.

Профилактика – научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой.

Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая. Психолого-педагогическая профилактика - это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в профилактическую работу систему мер по социальной защите детства. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем . Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ученика пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая таким образом педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых . Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий - к специальной.

Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т. п. Социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности . Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия. Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка . Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).

17. Педагогическая поддержка: сущность, способы поддержки, клиенты поддержки.

Функции социального педагога (диагностическая, прогностическая, посредническая, коррекционно-реабилитаци­онная, охранно-защитная, предупредительно-профилактичес­кая, эвристическая) могут быть реализованы социальным педагогом посред­ством оказания человеку различных видов помощи.

Виды социально-педагогической поддержки .

§ Социально-информационная поддержка - обеспечение подростков и их родителей информацией по вопросам социаль­ной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности соци­альных служб и спектра оказываемых ими услуг.

§ Социально-правовая поддержка - соблюдение прав, содей­ствие в реализации правовых гарантий подростков, правовое воспитание по жилищным, трудовым, гражданским и другим вопросам.

§ Социально-реабилитационная поддержка - содействие подросткам, родителям в оказании реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по вос­становлению их психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья.

§ Социально-бытовая поддержка - содействие подросткам, проживающим в семьях группы риска, в улучшении бытовых условий.

§ Социально-экономическая поддержка - содействие под­росткам в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи и материальной поддержке.

§ Медико-социальная помощь - профилактика алкоголиз­ма, наркомании и других социально-негативных проявлений в подростковой среде, медико-социальный патронаж подростков из семей группы риска.

§ Социально-психологическая помощь - содействие подро­сткам в создании благоприятного микроклимата в семье, бли­жайшем окружении, в устранении негативных влияний соци­альной среды, затруднений во взаимоотношениях с окружаю­щими, в профессиональном и личностном самоопределении.

§ Социально-педагогическая помощь состоит в создании под­росткам условий для преодоления и предупреждения конфлик­тных ситуаций во взаимоотношениях с родителями, сверстни­ками, учителями, в сопровождении подростков в семьях груп­пы риска.

В деятельности социального педагога в условиях образова­тельного учреждения выделяют функцию моде­лирования, консультативную функцию и функцию вспомоще­ствования. Функция моделирования осуществляется через уча­стие социального педагога в разработке новых образовательно-воспитательных систем. Консультативная функция обусловле­на необходимостью проведения консультаций для детей груп­пы риска и взрослых по различным педагогическим проблемам, вопросам разрешения конфликтных ситуаций, материальной и иных форм помощи. Функция вспомоществования направлена на оказание своевременной социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам (в том числе и попавшим в сложную жизненную ситуацию) и их родителям, а также педа­гогам и лицам, вовлеченным в педагогический процесс.

Реализуя фун­кцию социально-педагогической поддержки воспитан­никам , социальный педагог:

§ устанавливает доверительные отношения с воспитанником;

§ предупреждает и разрешает конфликтные ситуации во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, педагогами;

§ прогнозирует сопровождение подростка с учетом соци­ального развития личности, социального окружения;

§ закрепляет положительное состояние ребенка (жизне­радостность, уверенность, стабильность, самообладание, реши­тельность, активность);

§ создает ситуацию успеха в различных видах деятельно­сти учащегося.

Перечень функций и конкретное их содержание совершен­ствуется, расширяется в зависимости от задач социально-педа­гогической деятельности, специализации социального педагога.

В специальном образовании основными функциями соци­ального педагога являются: функция социально-правовой под­держки (направлена на оказание помощи и реализацию закон­ных прав и интересов инвалидов и их семей, а при необходимо­сти и на восстановление этих прав через судебные и другие меры, не противоречащие законодательству); функция социаль­но-трудовой поддержки (предусматривает взаимодействие с администрацией, психологами, педагогами и другими сотруд­никами специализированных образовательных учреждений по профориентации будущих выпускников школ, налаживанию контактов с предприятиями и производственными коллектива­ми для их дальнейшего трудоустройства).

Социально-педагогическая поддержка ребенка включает разнообразные формы совместной творческой деятельности (игры, праздники), оказание помощи в познание мира и себя. Большое внимание уделяется психоэмоциональной реабилита­ции, где на первом месте - комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специ­альные психотерапевтические методы, прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр.

В числе реабилитационных мероприятий важное место от­водится социально-педагогической работе с семьей ребенка. Необходимо научить родителей адекватно относится к подрос­тку: оказывать помощь в решении его проблем, развивать гу­манные отношения. Если родители ведут антисоциальный об­раз жизни и не желают его менять, то необходимо оказать со­действие в подборе приемной семьи или семьи усыновителя.

Индивидуально-коррекционные занятия с учащимися по­могают решить следующие задачи: создание заинтересованно­сти в своей деятельности, стойких мотивов к выполнению зада­ний; ликвидация пробелов в развитии подростков, подготовка к усвоению учебного материала; актуализация имеющихся у ре­бенка знаний, представлений и умений с последующим их рас­ширением и обогащением; коррекция недостатков имеющихся навыков и умений; дополнительное обучение приемам выполнения отдельных учебных действий и способам работы с учеб­ными пособиями; обучение построению программы деятельно­сти и способам контроля за ее выполнением на каждом этапе, сличению промежуточных и конечного результатов с предпо­лагаемыми; восстановление функции до активного, саморегули­рующегося состояния, т. е. обучение использованию выработанных умений и навыков не только в знакомых, отработанных условиях, но и в других ситуациях; самостоятельное добывание знаний и на их основе самостоятельное качественно иное применение имеющихся возможностей.

Специальная организация режима коррекционной работы : чередование заданий и отдыха, которое позволит преодолеть нарушения нейродинамики в психической сфере, прежде всего снижение умственной работоспособности, концентрации и ус­тойчивости внимания.

Общие дидактические принципы: наглядность; закрепле­ние знаний и навыков; доступность; научность; индивидуаль­ный и дифференцированный подход, учет возрастных особен­ностей.

Необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.

Подростки, которые считают свою семью более сплоченной и теплой, обнаруживают меньше депрессий и тревожности.

Коррекционная работа с подростками и с его семьей строго индивидуализирована и должна строится с учетом их психоло­гических и биологических особенностей, а также необходимо принимать во внимание психологические особенности подрост­кового возраста.

Таким образом, социально-педагогическая поддержка - это комплекс разнообразных видов социально-педагогической деятельности: диагностическая, психоэмоциональная реабили­тация, групповая и индивидуальная коррекционная работа, организация коллективной творческой деятельности, работа с неблагополучными семьями.

Клиенты социально-педагогической поддержки:

§ дезадаптированные дети (частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды)

§ дети с ограниченными возможностями

§ дети, оставшихся без попечения родителей

§ неблагополучные семьи

§ дети-мигранты

§ дети с девиантным и делинквентным поведением

§ дети с временными проблемами

Профилактическая деятельность является важной составной частью работы социального педагога. Профилактика отклоняющегося поведения в работе социального педагога школы - специально организованная совместная деятельность педагогов, родителей, ученического коллектива, общественности и самого подростка, осознающего необходимость самосовершенствования (Л.И. Маленкова) .

Среди общегосударственных задач предупреждения и профилактики преступности особое место занимает проблема ранней профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, предупреждение асоциального поведения на ранних стадиях развития, пока социальные отклонения не переросли в преступную деятельность. При этом ранняя профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних, прежде всего, предполагает своевременное выявление и нейтрализацию неблагоприятных воздействий, оказываемых на несовершеннолетнего со стороны его ближайшего окружения.

Школа, по мнению М.А. Алемаскина, выступает одним из центральных звеньев в системе общей профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. С одной стороны, она призвана осуществлять педагогизацию воспитательно-профилактической деятельности семьи, с другой стороны, в школе должны быть в полной мере реализованы собственные воспитательно-профилактические функции по коррекции трудновоспитуемых учащихся, осуществляемой непосредственно в процессе учебно-воспитательного процесса, по созданию воспитывающей среды в школе, по месту жительства, по оздоровлению условий семейного воспитания детей .

В социально-педагогической литературе С.А Беличева., М.Я. Галагузова., Л.В., Мардахаев и др. выделили основные направления деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся в школе: правовое воспитание; половое воспитание; формирование нравственной культуры личности; трудовое воспитание; формирование эстетической культуры личности; воспитание физической культуры личности (формирование здорового образа жизни).

А.И. Долгова, А.К. Щедрина отмечают, что ведущим направлением профилактики девиантного поведения учащихся является правовое воспитание, так как оно способствует формированию у учащихся правового сознания. Правовое воспитание - это организованное, систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения. Цель правового воспитания - заключается в формировании правосознания у учащихся и в обеспечении их на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.

А.И. Долгова выделяет следующие задачи правового воспитания: формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права; формирование уважения к государству и праву, принципам законности; привитие навыков правомерного поведения; воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости к всякого рода правонарушениям; формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы и права свои, государственные, общественные, права иных лиц. .

Задача социального педагога при реализации правового воспитания координировать совместную деятельность всех субъектов, осуществляющих деятельность в данном направлении, оказывать помощь в разработке и организации различных форм правового воспитания педагогам школы, самому участвовать в правовом воспитания.

Ю. Васильев, С. Тихоненко, отмечают, что половое воспитание является ведущим направлением по профилактике сексуальных девиаций. Особенную важность приобретает это направление воспитания в старших классах, это связано, прежде всего, с возрастными особенностями учащихся. В этот период жизни происходит формирование полового поведения.

Главная задача, воспитывать у детей правильное отношение к этой естественной и совсем не постыдной или запретной сфере человеческих отношений. .

Формирование основ нравственной культуры личности включает в себя воспитание гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения.

Рассмотрим более подробно элементы данного направления социально- педагогической деятельности. Воспитание гуманности осуществляется в разнообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Учащийся должен быть включен в сопереживание, соучастие. Важным условием воспитания гуманности является организация общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.

Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Соблюдение дисциплины предполагает подчинение требованиям коллектива, большинства. Деятельность социального педагога по воспитанию сознательной дисциплины должна быть направлена на разъяснение учащимся школы необходимости соблюдения дисциплины в интересах самой личности, коллектива, общества.

Следующее направление, которое мы хотели бы рассмотреть - трудовое воспитание. О трудовом воспитании, профориентации, трудоустройстве в рамках профилактики девиантного поведения писали Н.К. Семернова, А.Н. Щедрина и другие.

Труд, как утверждают Н.К. Семернова, способствует становлению личности, её моральному выздоровлению в случае, если в развитии личности были допущены социальные отклонения.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания: формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике; воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности предприимчивости, деловитости и честности; вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

В социально-педагогической литературе выделены педагогические условия организации трудового воспитания: подчинение труда учащихся учебно-воспитательным задачам, которые достигаются в процессе взаимопроникновения целей общественного, общественно полезного труда; сочетание общественной значимости труда с личными интересами учащегося. Задача социального педагога состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у школьников желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно.

Формирование эстетической культуры является важным при организации деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся.

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Дети и подростки постепенно переходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и умножении ее богатства, в том числе - красоты, а зло стоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении. В.Н Кудрявцев, В.В Лунев, считают, что именно формирование вышеуказанной позиции способствует предупреждению девиаций.

Таким образом, эстетическое воспитание призвано сформировать у учащихся школ стремление и умение строить свою жизнь по канонам красоты, а следовательно является одним из направлений профилактической деятельности девиантного поведения.

Л.И Божович, Ю.В. Василькова считают, что воспитание физической культуры личности учащегося способно стимулировать формирование активного и здорового образа жизни. Организация работы по воспитанию физической культуры направлена на решение следующих задач:

Содействие правильному физическому развитию, повышение их работоспособности, охрана здоровья;

Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены, физической культуры и спорта.

Одним из важнейших направлений профилактической деятельности социального педагога является работа по предупреждению отклоняющегося поведения школьников и преодолению школьной дезадаптации учащихся с целью недопущения дальнейшего углубления девиации.

Одним из определяющих социально-психологических факторов десоциализации в школе является то, что трудновоспитуемые учащиеся являются выключенными из активного, опосредствованного социально значимой деятельностью взаимодействия с одноклассниками, что приводит их к неудовлетворенности, психологической изоляции в классе, к поискам новой, предпочитаемой среды общения и других референтных групп. Эмоциональный дискомфорт, психологическая изоляция таких учащихся усугубляются чрезмерной авторитарностью педагогов, отрицательно сказывающейся на характере межличностных отношений в классе .

Организуя процесс социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков в школе, социальный педагог может использовать следующие способы: психолого-педагогическое изучение и отслеживание ребенка на протяжении всего периода его обучения в школе, своевременное выявление состояния учащихся; просветительская деятельность в вопросах обучения и воспитания, психического развития детей и подростков, направленная на повышение уровня компетентности взаимодействующих с ребенком взрослых; организация психолого-педагогических консилиумов для анализа поведения и развития школьников с отклонениями в поведении; комплексные консультации специалистов для педагогов и родителей, проводимые на основании данных социально психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики; совместные семинары и психолого-педагогические практикумы для учителей, родителей; разработка индивидуальных программ коррекционной работы и их реализация на уровне образовательного учреждения.

Успех социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков, по наблюдению Л.Я Олиференко, невозможен без объединения усилий всего педагогического коллектива школы. Требование комплексного подхода к воспитанию, одним из компонентов которого является единство целенаправленных воспитательных воздействий на личность школьника, объясняет необходимость подхода к проблеме предупреждения отклоняющегося поведения школьников с точки зрения общешкольной системы, которая предусматривает: специально организованную в школе методическую и психолого-педагогическую подготовку педагогов к работе с трудновоспитуемыми учащимися; внедрение в практику учебно-воспитательной работы единых методик изучения и учета подростков девиантного поведения; четкое распределение функций между членами педагогического коллектива по организации воспитательной работы с учащимися девиантного поведения, по созданию единой воспитательной среды и вовлечению таких детей и подростков в разнообразные виды коллективной деятельности; руководство воспитанием подростков девиантного поведения в семье и ближайшем бытовом окружении; систематический анализ результатов работы, внедрение их в дальнейшую практику.

Профилактическая работа предполагает взаимодействие социального педагога с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании необходимой помощи учащемуся и семье, где социальный педагог выполняет роль координатора воспитательных усилий школы, семьи и социальной среды и анализирует полученные воспитательные результаты. Социально-педагогическая профилактика отклонений в поведении учащихся будет успешной в том случае, если будет организовано взаимодействие всех участников школьного социума. Оно может быть представлено следующей схемой 1 .

Схема 1. Схема взаимодействия школьного социума по профилактике девиантного поведения школьников

Таким образом, школа как социально-педагогическая система играет основную роль в профилактике отклоняющегося поведения детей и подростков. Для ее эффективного осуществления необходимо тесное взаимодействие специалистов внутри системы, а также самого образовательного учреждения с другими социальными институтами.

Н.И. Бокунь говорит, что, необходимым направлением профилактической деятельности социального поведения школы является внедрение в деятельность учреждения и реализация специальных программ профилактики девиантного поведения. Реализация данного направления профилактики включает проведение мероприятий, направленных на достижение следующих задач:

Повышение уровня информированности воспитанников о проблеме девиантного поведения (о социальной, правовой и физиологической опасности явлений алкоголизма, наркомании, подростковых правонарушений и преступности);

Изменение неадекватного отношения к девиантным поступкам и формирование негативной установки к такому поведению;

Формирование навыков противостояния и преодоления внешнему давлению, конформности (умения сказать «нет», отстоять свою позицию, сохранить свои убеждения и ценности);

Формирование навыков ведения здорового образа жизни.

Реализация основных направлений профилактической деятельности социальный педагог создает благоприятные предпосылки для формирования нормоправильного поведения детей - девиантов.

Структурная схема процесса профилактической работы социального педагога школы и коллектива школы с подростками девиантного поведения - отражена на схеме 2.

В деятельности социального педагога школы, осуществляющего профилактику девиантного поведения, можно выделить определенный алгоритм работы (по С.С. Гилю) .

1 этап. Диагностика проблем личностного и социального развития девиантных подростков. Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Специалист изучает индивидуальные особенности ребенка, выявляет его трудности и проблемы, отклонения в поведении, определяет их причины; исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.

2 этап. Разработка профилактической программы. По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем и подбирает психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные профилактические программы разрабатываются в рамках индивидуальных программ комплексной профилактики учащихся. Групповые профилактические программы - для решения определенных проблем группы девиантных подростков.

Схема 2. Структура профилактики девиантного поведения в школе

3 этап. Реализация программ профилактики девиантного поведения учащихся школы.

На протяжении актуального периода осуществляется социально-психолого-педагогическое сопровождение подростка с трудностями в воспитании. Отслеживается динамика развития позитивных форм поведения, особенности эмоционально-волевых проявлений, оказывается психологическая помощь во взаимоотношениях с педагогами, учащимися и родителями.

4 этап. Итогово-оценочный. Направлен на оценку эффективности проведения профилактической работы, внесение в нее необходимых корректив.

В данном параграфе мы рассматривали профилактику девиантного поведения, осуществляемую социальным педагогом в школе.

Таким образом, деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся общеобразовательной школе является многоаспекной, включающей различные направления: правовое воспитание; половое воспитание; формирование нравственной культуры личности, трудовое воспитание; формирование эстетической культуры личности, воспитание физической культуры личности (формирование здорового образа жизни). Таким образом, исходя из целей и функций деятельности социального педагога школы, профилактика девиантного поведения детей и подростков является обязательной составляющей воспитательного процесса в учреждении.

Для эффективной профилактической деятельности в данном направлении необходим комплексный подход: привлечение различных специалистов с использованием различных форм и методов деятельности социального педагога.

Профилактическая работа социального педагога осуществляется по таким направлениям:

1. Изучение и выявление причин дезадаптации детей и подростков.

2. Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности.

3. Организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска.

4. Взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.

Таким образом, деятельность социального педагога предполагает осуществление следующих функций:

а) исследовательские;

б) предупреждающие, профилактические;

в) коррекционно-развивающие, реабилитационные;

г) развивающие взаимодействие во имя решения проблем ребенка.

Исследовательское направление профилактической работы предполагает изучение социальной ситуации развития детей, нуждающихся в педагогической поддержке, получение наиболее полной информации об уровне их социального развития. Информация такого рода имеется, как правило, у членов административной команды, учителей, классных руководителей, психолога школы, родителей.

Социальный педагог собирает и выстраивает информацию на основе представлений работающих с детьми специалистов. В первую очередь он выявляет систематических нарушителей школьных норм и правил (частые пропуски уроков, вызывающее поведение, неподчинение общим требованиям, курение, сквернословие и др.). Следующую группу составляют ученики, нарушающие нравственно-правовые нормы в семье, на улице, во дворе, школе (оскорбление одноклассников, малышей, учителей, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение к чему-то, порча мебели и других предметов школьного интерьера и др.).

И наконец, он обозначает группу подростков, которые уже совершали преступления, имеют приводы в милицию и состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Социальный педагог узнает все о социальном составе семьи и по возможности изучает контакты своих потенциальных клиентов за пределами школы Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям. //Российский фонд социальных реформ. - М.: Просвещение, 2001. С. 84..

После этого начинается непосредственное общение и установление контактов с подростком.

Важно сделать вывод о том, можно ли рассчитывать на взаимодействие с родственниками: насколько их волнует судьба ребенка и готовы ли они активно участвовать в изменении ситуации.

Не менее важно выявление педагогического стиля, сложившегося по отношению к данному ребенку в школе, семье. С этой целью можно использовать методику экспертного оценивания, включающую следующие показатели:

1. Отношение педагога к органам классного самоуправления:

· развивает, опирается на органы самоуправления;

· игнорирует, не придает им значения;

· подавляет органы самоуправления, подбирает их самолично, без учета мнения коллектива класса.

2. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования учащихся:

· предпочитает поощрение наказанию, не забывает похвалить ученика за успех;

· проявляет нейтральное отношение к успехам и проступкам учащихся;

· предпочитает меры наказания мерам поощрения; при малейшей оплошности ребенка следует разнос, вызов родителей и т.д.

3. Решение конфликтных ситуаций в классе:

· при возникновении конфликта пытается объективно разобраться в его причинах, способен признать свою ошибку;

· уходит от решения конфликтной ситуации, не замечает ее;

· в конфликте занимает наступательную позицию, подавляет окружающих.

4. Жесткость в требованиях:

· требователен в меру, способен войти в обстоятельства, не позволившие учащемуся выполнить должным образом требование учителя;

· в отношениях с учащимися проявляет попустительство, не умеет требовать выполнения своих поручений и указаний;

· непреклонен, не прощает учащимся малейшего отклонения от своих требований, не признает смягчающих вину обстоятельств.

5. Дистантность в общении:

· находится с учащимися в тесном контакте, пользуется доверием ребят, способен говорить с ними доверительно;

· не придает значения взаимоотношениям с учащимися, мало общается вне урока;

· подчеркнуто держит дистанцию, общается с ребятами в официальном тоне, в русле сугубо деловых разговоров.

Как правило, можно выделить три группы учителей: императивного, сотрудничающего и попустительского стиля. На основании экспертного заключения социальный педагог может судить об особенностях психологического климата в классе, где учится ребенок. С этой же целью может быть использована социометрическая методика, которая позволяет выявить в коллективе так называемый «индекс изоляции» тех или иных его членов.

Профилактическая работа социального педагога. Полученная информация дает социальному педагогу материал для выстраивания стратегии работы, направленной на решение отдельных проблем ребенка. Социальный педагог может использовать следующие стратегии:

1) Работа непосредственно с ребенком. Данная стратегия имеет место в том случае, когда окружающая ребенка среда внешне относительно благополучна, но он по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социокультурных норм, попадает под дурное влияние. В подобных случаях социальный педагог стремится развить у него субъектную позицию. Основу такой стратегии составляет повышенное внимание к достижениям и успехам ребенка, помощь в самореализации и повышении его статуса среди сверстников. Главное направление данной стратегии -- это ориентация на личный потенциал самого ребенка, помощь в изменении отношения к способам самоутверждения с использованием возможностей психологической поддержки специалистов школы-интерната.

2) Работа с педагогическим и «взрослым» окружением ребенка. Эта стратегия выбирается в тех случаях, когда сформировано довольно устойчивое негативное общественное мнение о ребенке, только усугубляющее и без того неблагоприятную ситуацию и способствующее развитию отклоняющегося поведения. Окружающие связывают негативные поступки ребенка с его общей порочностью. Столь генерализованное осуждение не столько проступка, сколько самого ребенка, проявление обобщенного отрицательного отношения к нему вызывают у него ответную реакцию. Так формируется конфронтация, которая способствует укреплению данных негативных черт в структуре личности ребенка. Основная задача, которую решает социальный педагог в таких случаях, состоит в переориентации взглядов взрослого окружения на ребенка и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме. Изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в позиции самого ребенка, что позволяет строить с ним работу по осознанию собственных проблем, формированию заинтересованности быть принятым, а не отвергаемым ближайшим окружением -- одноклассниками, педагогами, соседями, друзьями. Одной из важных социально-педагогических задач, решаемых социальным педагогом в рамках данной стратегии, является создание благоприятных условий для выбора ребенком позитивно ориентированной группы или школьного сообщества в качестве референтных.

3) Работа с детским окружением ребенка в системе организованного пространства. Эта стратегия становится необходимой, когда ребенок либо оказывается в изоляции, либо подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны сверстников, либо, напротив, считает себя гораздо выше всех, исключительной, выдающейся личностью, лидером, заводилой, которому все должны подчиняться. В этом случае социальный педагог совместно с другими специалистами проводит работу по оздоровлению отношений в детской среде или в коллективе, развитию гуманистической направленности отношений. Его задача состоит в том, чтобы выработать у ребенка мотивацию для обращения за помощью к специалистам, а также в создании условий для его включения в нормальную систему жизнедеятельности (помощь в трудоустройстве или выборе нового образовательного учреждения). Основное содержание данной стратегической линии -- изменить отношение ребенка к сложившейся ситуации, помочь ему освободиться от сознания своей обреченности, изолированности или от неадекватно завышенной самооценки и исключительности, носящих скандальный характер.

4) Работа с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Это, пожалуй, наиболее сложная и мало изученная область социально-педагогической деятельности. Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому возможным представляется только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит ребенок, на каких принципах строится его общение в той или иной группировке, что ценного он получает, участвуя в таких объединениях. Отсутствие осуждения и явной критики со стороны взрослого помогает снять барьеры при общении, делает детей более открытыми. Социальный педагог, сумевший найти контакт с ребенком, состоящим в неформальном объединении, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности последнего и постепенно привлечь его к просоциальным мероприятиям Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. //Федеральная целевая программа «Развитие социального обслуживания семьи и детей». - М.: Просвещение, 1999. С. 51..

Выделенные стратегические линии, безусловно, не исчерпывают всех возможных вариантов деятельности социального педагога. Каждая может иметь свою траекторию в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальности клиента.

Формы профилактической работы включают просвещение, беседы, консультирование, социальную терапию, терапию развлечения и досуга.

Реабилитационно-развивающие мероприятия. Консультирование предполагает выход на конкретные проблемы ребенка, причины их возникновения и совместную работу по их переосмыслению. Основой социально-терапевтического воздействия является оказание помощи и поддержки в решении проблем ребенка. Социальная терапия может проходить на индивидуальном уровне на основе непосредственной работы с клиентом в зависимости от специфики сложившейся ситуации, особенностей его личности и предполагает опосредованные пути воздействия на работу с окружением клиента, со средой, препятствующей или затрудняющей его социальное развитие. Социальная терапия включает и метод, который условно называется «привлечение и увлечение детей». Он заключается в том, чтобы заразить ребенка какой-либо идеей, вызвать у него желание участвовать в предлагаемых мероприятиях, отводя ему при этом активную роль.Некоторые исследователи выделяют в качестве одного из методов индивидуальную трудовую терапию. Предполагается, что в процессе трудовой деятельности ребенок сумеет найти способы самореализации, отвлечься от бессмысленного времяпрепровождения, заработать деньги на повседневные нужды. Социальная терапия может проходить и на групповом уровне. Среди групповых форм социальной терапии особенно известны тренинги личностного роста, саморегуляции, ролевого поведения, различные виды игровой терапии, музыкальные ринги и дискотеки, посиделки. Социальный педагог совместно с детьми организует музыкальные вечера и дискотеки и ставит педагогические задачи, направленные на развитие навыков общения, культуры поведения во время проведения массовых мероприятий.

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Технология социально-педагогической профилактики и коррекции
  • 2. Готовность педагогов к осуществлению первичной профилактической деятельности употребления психоактивных веществ
  • Заключение
  • Литература
ВВЕДЕНИЕЛюбая научная отрасль должна вырабатывать свои, специфические инструментальные механизмы взаимосвязи с практикой, оказывать влияние на развитие практики. Социальную педагогику мы относим к ряду наук, имеющих Деятельностный характер такого механизма. Опираясь на знания ряда других наук, отечественная социальная педагогика владеет достаточно отработанным на практике механизмом влияния на социальные отношения, к качестве которого выступает социально-педагогическая деятельность (СПД), имеющая свою специфику, характерную именно для социальной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания.Под СПД понимают деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты.Социальный педагог -- кто он такой? Попробуем разобраться. В большинстве зарубежных стран это очень уважаемая должность. Ее занимают специалисты, имеющие хорошую подготовку по педагогике, психологии, социальной работе. Сфера деятельности социального педагога -- социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития.

Цели деятельности социального педагога -- содействие саморазвитию личности, организация профилактической работы и защита прав ребенка.

Одним из основных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.

Целью данной работы является изучение особенностей профилактической деятельности социального педагога.

1. Технология социально-педагогической профилактики и коррекцииТехнология - основная задача - разработка и реализация устойчивых алгоритмов деятельности, способов той деятельности, относительно независимых от соответствующей деятельностной ситуации. Профилактика - научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или социо-культурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая. Психолого-педагогическая профилактика -- это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана прежде всего со всеми субъектами педагогического процесса. При этом довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в" профилактическую работу систему мер по социальной защите детства. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ученика пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая таким образом педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий -- к специальной. Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т. п. Социально-педагогическая профилактика -- это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности. Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия. Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).2. Готовность педагогов к осуществлению первичной профилактической деятельности употребления психоактивных веществВ настоящее время "…первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым социальным заказом для Министерства образования Российской федерации… и это исходная базовая позиция для выстраивания всей антинаркотической профилактической деятельности…" (из доклада министра образования Филиппова В. М. на всероссийской конференции "Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и молодежью").Определяя проблему злоупотребления ПАВ как имеющую эпидемический характер, специалисты, занимающиеся вопросами построения профилактических антинаркотических программ, указывают на необходимость комплексного подхода в решении данного вопроса. Одним из звеньев этой цепи является подготовка соответствующих педагогических кадров, которые способны предотвратить проявление и распространение аддиктивного поведения, используя формы и средства соответствующие возрасту и контингенту воспитуемых.При этом, несмотря на все имеющиеся предпосылки для того, чтобы первичная профилактическая деятельность осуществлялась педагогами, на данный момент существуют следующие данные о готовности педагогов к реализации профилактической работы:В ходе опросов (Ларионов В. Н., Салямова З. Р., г. Уфа) большинство педагогов внесли антинаркотическую пропаганду в число элементов здорового образа жизни. При анализе конкретного содержания отдельных вопросов по антинаркотической тематике выяснилось, что данная проблема понимается учителями на популярном уровне: весь спектр объяснений сводился к эмоциональной оценке ситуации в понятиях "хорошо - плохо".Анализ отзывов педагогов, прошедших обучающие семинары по профилактике на базе ЦППМСП Индустриального района г. Перми (2006-2008уч. г.) позволяет говорить о том, что к ведущим мотивам специалистов относятся познавательные (более чем у 50% участников), внешние (получение удостоверения участника семинара для повышения квалификационной категории, приказ администрации и т. д.). Остается спорным вопрос о формировании у педагогов собственной активной позиции в осуществлении профилактической работы.По данным опроса педагогов Московской области (Копочкина О. В.) проводить профилактические занятия с подростками в первую очередь, по их мнению, должны сотрудники специализированного центра и психологи, прошедшие специальную подготовку, себя педагоги поставили лишь на 4-е место.Таким образом, можно говорить о расхождении между представлениями педагогов о своих возможностях и реальным воплощением элементов антинаркотической пропаганды в учебно-воспитательном процессе. При этом нельзя не учитывать тот факт, что возможность реализации эффективной профилактической деятельности в школе зависит, прежде всего, от уровня подготовленности к этой деятельности педагогов.Согласно требованиям проекта отраслевого стандарта первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде по отношению к работе с целевой группой педагогов и специалистов ОУ деятельность должна выстраиваться по следующим направлениям:Просвещение.Формирование технологического потенциала профилактической деятельности в образовательной среде.Разработка комплексной проектно - организованной программы профилактической деятельности в образовательной среде.Формирование условий развития профессионального потенциала для решения задач профилактики.Формирование актива и волонтерская деятельность.Мониторинг ситуации и мониторинг реализации профилактических мероприятий.В соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими профилактическую деятельность, работа с педагогами школы в рамках губернаторского проекта "Думая о будущем" (март - май 2006г.) строилась следующим образом:Овладение специфическими знаниями - обучающий семинар-практикум для педагогов "Современные методы профилактики СОЗ среди учащихся", рассчитанный на 8 часов.Тематика занятий:- лекция врача-нарколога "Признаки злоупотребления ПАВ. Действия педагога в случае обнаружения злоупотребления учащимися ПАВ";- психологический семинар-практикум "Способы вовлечения родителей в совместную деятельность по профилактике социально обусловленных заболеваний";- семинар-практикум "Формы и методы работы с группами учащихся разного возраста по профилактике СОЗ";- психологический семинар-практикум "Психологические механизмы формирования зависимости".Повышение профессиональной компетентности педагогов - тренинг профессиональной компетентности для педагогов "Ассертивность, профессиональное общение, эмоциональная саморегуляция", рассчитанный на 8 часов.Тематика занятий:- психологический семинар-практикум "Учитель и проблемы дисциплины";- семинар-тренинг "Целеполагание, планирование, эмоциональная саморегуляция педагога".Подготовка специалистов для педагогического профилактического актива осуществлялась в ходе областного фестиваля профилактических программ "Поколение плюс", семинара "Раннее выявление подростков, употребляющих наркотические вещества", "Социальная педагогика: проблемы и перспективы", конференции "Социально-педагогическая работа в школе: проблемы, возможности, перспективы".В результате работы по подготовке педагогов к осуществлению профилактики употребления ПАВ были получены следующие результаты:Возросла информированность педагогов по вопросам злоупотребления ПАВ и способам выявления учащихся, употребляющих психоактивные вещества. В начале обучения информированность педагогов составляла 79%, по окончании обучения этот показатель составил 87%.В ходе наблюдения в процессе обучения педагоги осознали актуальность и необходимость осуществления профилактической деятельности.Педагоги освоили некоторые групповые формы работы с детьми и родителями, получили разработки профилактических занятий с учащимися и методические материалы для родительских собраний, проявили готовность внедрения их в практическую деятельность по классному руководству.Педагоги осознали, что для достижения результатов необходима не только работа узких специалистов, а системная работа всех заинтересованных специалистов школы со всеми субъектами профилактики.С 83% до 78% снизилась оценка педагогами уровня своей готовности к осуществлению профилактической работы в школе. На наш взгляд, можно считать, что в ходе обучения произошла более реальная оценка специалистами своих знаний, умений, намерений в отношении профилактической деятельности. Педагоги осознали, что деятельность по профилактике употребления ПАВ должна быть системно организована, включать мониторинг эффективности, предполагает временные и интеллектуальные затраты.После обучения педагоги в меньшей степени стали использовать такую причину оправдания, почему они не занимаются профилактикой СОЗ, как нехватка времени; осознали, что многое в осуществлении профилактики зависит от их желания заниматься данным видом деятельности.Выводы по итогам работы по подготовке педагогов:Для формирования установок и выработки профессиональной позиции педагогов к проблеме профилактики необходима регулярная работа в течение как минимум одного года. Из-за ограниченности во времени реализации проекта, слитности мотивационного и деятельностного этапов не удалось в полной мере эффективно организовать деятельность в этом направлении. На наш взгляд, то содержание профилактической работы, которое предлагалось педагогам в ходе обучения, и сыграло роль мотивирующего фактора, хотя изначально предполагалось как обучающий материал.Анализ эффективности деятельности по обучению педагогов свидетельствует о необходимости разработки специальных мер по мотивированию, привлечению педагогов к сознательному сотрудничеству в области профилактики СОЗ. С целью повышения степени готовности специалистов ОУ к осуществлению профилактической деятельности, нами предлагается алгоритм деятельности, разработанный в рамках экспериментальной работы ЦППМСП.В соответствии со стандартом существует ряд тем, не освещенных в процессе обучающего семинара и тренинга, в частности: организация и проведение индивидуальной профилактической работы с учащимися и родителями, разработка профилактического мероприятия в рамках учебного предмета, продолжение изучения современных технологий профилактической работы и освоение технологии проведения профилактической дискуссии, проектирование социально-значимого культурного проекта, отслеживание эффективности профилактических мероприятий. Кроме этого, существует необходимость проведения педагогических советов по разработке раздела воспитательной программы ОУ по первичной профилактике злоупотребления ПАВ и оценке результатов профилактической работы в ОУ.Алгоритм деятельности по повышению готовности педагогов к осуществлению профилактической деятельности:I этап: до начала семинара (получение информации о семинаре потенциальными участниками до его проведения). Цель данного этапа - привлечение интереса будущих участников семинара, повышение уровня личной ответственности в предстоящей деятельности.II этап: во время проведения семинара (начальная и итоговая диагностика мотивации, знакомство с результатами диагностики, использование приемов формирования мотивации у участников семинара, участие в организации рефлексии). Цель - получение информации о структуре и динамике мотивации участников обучения, создание условий для осознанного выбора и обозначения роли педагогов в реализации профилактической деятельности.III этап: после проведения семинара (приглашение участников семинара на последующие мероприятия, организация совместных встреч участников семинара и обсуждение опыта работы; работа с администрацией ОУ - знакомство с данными диагностики мотивов работы педагогов по профилактике СОЗ, рекомендации по выработке и внедрению системы стимулов для дальнейшей работы участников семинара в профилактике СОЗ). Цель - создание условий для оказания поддержки и профессионального роста специалистов, занимающихся профилактической деятельностью, а также для практической реализации новых знаний и умений обучившихся специалистов.Данный алгоритм деятельности не может использоваться как самостоятельный, но, будучи встроенным, в общую систему обучения специалистов методам первичной профилактики в образовательной среде, способствует повышению готовности специалистов ОУ к осуществлению профилактической деятельности, а, следовательно, и общей эффективности деятельности.

Заключение

На современном этапе формирования и развития социальной работы приоритет закономерно отдан проблемам становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий специалистов по социальной работе, социальных педагогов и практических психологов, социально-медицинских работников, реабилитологов и трудотерапевтов, социальных юристов и других специалистов.Профессиональная социальная работа специалистов различного профиля -- это адекватная реакция на сложившуюся в современной России непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию, один из принципиально новых способов развития системы социальной защиты, способствующих реальному преодолению негативных последствий проведения реформ и более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения нашей страны.Востребованность такого подхода очевидна. В стране за последние годы созданы и функционируют тысячи государственных, муниципальных и негосударственных социальных служб. В отечественной и зарубежной литературе постоянно предпринимается попытка углубить представления о профессионально-этических качествах социальных работников, дать типологию личности специалиста. Требования к профессионально-этическим качествам социальных работников могут варьировать в зависимости от сферы реализации задач социальной работы и особенностей объектов социальной защиты населения.Совершенно очевидно, что такие социальные явления, как бедность, безработица, бездомность, бродяжничество, асоциальное поведение детей и подростков, девиантное поведение взрослых, проституция, сиротство, алкоголизм, инвалидность и др., являются важнейшими факторами, влияющими на характер деятельности специалиста и предопределяющими формирование необходимых профессиональных качеств.Литература1. Профессиональное мастерство работников социальных служб. Материалы 11-й Национальной конференции Ассоциации работников социальных служб. -- М.: Социальная работа, 1998.2. Семенов Г.С. Методика работы социального педагога. -- М.: Школьная пресса, 2007.3. Социальная педагогика / Под ред. В.Г. Бочаровой. -- М.: Владос, 2008.4. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ Отв. ред. д. и. н., проф. Е. И. Холостова, д. и. н., проф. А. С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2005.5. Топчий Л. В. Проблемы эффективности деятельности специалиста по социальной работе// Семья в России. -- 1998. --N" 2. --С. 100-112.6. Хавкина А. Л. Готовность педагогов к осуществлению первичной профилактической деятельности употребления психоактивных веществ