Биографии Характеристики Анализ

МГУ образца XIX века. Студенчество в общественной и политической жизни России конца XIX - начало XX вв Студент второй половины 19 века

Первый конфликт возник из-за полицейского произвола в отношении студентов Санкт-Петербургского университета. Студенты потребовали неприкосновенности личности, публикации всех касающихся их мер, отмены старого закона о призыве в армию исключенных студентов. Ректор университета ответил им, что "райские птицы, которым дается все, что они просят, не обитают в нашем климате" Соломонов В. А. Об участии московского студенчества в первой Всероссийской студенческой забастовке 1899 г. //Вестник МГУ. Серия 8: История. 1994. № 2.. Студенты устроили демонстрацию у Казанского собора. Их поддержало своей забастовкой 25000 рабочих. Университет был закрыт, все студенты исключены. После открытия университета принято было обратно 2181 студент из 2425.

Николай II осудил студентов, заявив, что они должны учиться, а не демонстрировать. Брожение не утихло и 14 января 1901 г. бывший студент Карпович П.В. убил министра просвещения проф. Боголепова Н.П. Это бессмысленное преступление, восторженно встреченное студенчеством, открыло серию террористических актов со стороны революционных сил и ответных действий правительства. После этих событий значительная часть студенчества стала в оппозицию царскому режиму. В 1902 г. произошел подпольный студенческий съезд с яростными дискуссиями эсеров и либералов Энгель Г., Горохов В. Из истории студенческого движения. 1899-1906. М., 1908.. Небольшая часть студентов-экстремистов пошла в террор, в боевую организацию эсеров. Через 5 лет в университетских городах черты оседлости евреев - Киеве, Одессе, Нежине студенты-евреи стали основной взрывчатой силой. В революционной смуте этих городов, особенно после Манифеста 17 октября 1905 г., они приняли активнейшее участие, являясь, как утверждали правые, ее "спинным хребтом". Великие идеи, в том числе социалистические, распространялись транснациональным образом, подобно религиозным, пацифистскому, феминистскому и другим движениям.

В начале 20 века студенчество стало основным классом, который был недоволен положением в стране. Конечно, наибольший гнет испытывали на себе маргинальные слои общества, но именно студенчество было аккумулятором социальных волнений, именно среди наиболее интеллектуальной ее части ходили марксистские настроения, мысли о грядущей революции, тотальной перемене в обществе. Думаю, что любой согласится с тем, что вряд ли рабочие были ознакомлены с философско-политическими воззрениями как отечественных, так и западных мыслителей. И только среди студентов и интеллигенции они имели огромную популярность.

Материально-бытовые условия жизни студенчества в России в конце 19 вв.

Особого внимания заслуживает студенческий быт того времени.

Студент и работа - тема для России не новая. Она занимала видное место в художественной литературе прошлого: полунищий, полуголодный, вечно ищущий место гувернера или репетитора, перебивающийся с воды на хлеб - таким предстает перед нами типичный студент второй половины XIX века Иванов П. Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы (Очерки). М., 1903.. Студент Петербургского университета Раскольников, иногородний, "из дворян", приехавший из маленького городка Р-й губернии, "был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу" Студенческую жизнь Раскольникова обеспечивали денежные переводы от матери (мать выделяла ему 15 рублей из своего пенсиона в 120 рублей, да и то нерегулярно) и уроки. Таков и его приятель студент Разумихин, который на учение зарабатывает уроками либо переводами с иностранных языков. До тех пор пока были уроки, Раскольников "как-нибудь, да пробивался", избегая обращаться к ростовщикам, хотя ломбарды и ростовщические конторы, где можно было закладывать и перезакладывать какие-то личные вещи, вплоть до собственной одежды, служили студентам подспорьем в тяжелые минуты. Однако к моменту совершения преступления Раскольников уже несколько месяцев как оставил университет, "за неимением чем содержать себя, и уроки и прочие средства его прекратились", несмотря на то, что учился усердно и многих своих однокурсников превосходил знаниями (на время оставляет учение и Разумихин по той же причине). На убийство ростовщицы Алены Ивановны Раскольникова во многом сподвигает отсутствие средств к существованию. Можно было бы предположить, что столь плачевное материальное положение студента, описанное Достоевским, явление маргинальное и экстремальное. Однако, обратившись к тетралогии Н.Г. Гарина-Михайловского, которую Горький назвал "целой эпопеей русской жизни", мы обнаруживаем в третьей и четвертой частях ("Студенты" и "Инженеры") почти такую же картину. Для большинства студентов, помимо родительских денег, основными источниками средств существования были репетиторство, гувернерство, частные уроки, переводы, работа переписчиком. Большая часть этих видов деятельности не имела никакого отношения к профессиям, которым студенты обучались в институтах.

Значит, о том, что эта работа помогала молодым людям в овладении будущей профессией, говорить не приходится. Скорее студенты использовали для выживания культурные ресурсы, которые они наследовали от семьи или приобретали, обучаясь в гимназиях. Ограниченность студенческого рынка труда отчасти определялась негативным отношением к труду физическому. Студенты той эпохи - чаще всего выходцы из дворянской среды, которая, несмотря на нередко встречающуюся материальную несостоятельность, сохраняла сословные предрассудки: вряд ли эти молодые люди могли представить себя на тяжелой физической работе вроде погрузки-разгрузки.

В фундаментальном труде А.Е. Иванова подробно и всесторонне рассматривается "искусство выживания" дореволюционного русского студенчества. Проанализировав огромное количество статистических и исторических документов, автор приходит к выводу, что помимо родительской помощи и государственных ссуд и субсидий, обществ вспомоществования и кооперативных студенческих организаций собственные заработки студентов составляли существенную статью доходной части их бюджета.

"Значительная доля студентов работала (постоянно, временно, эпизодически), притом не только в пору учебного процесса, но и в летнюю, вакационную". При этом уже в конце ХIХ - начале ХХ вв. "зловещей спутницей студенческой повседневности" была безработица Фроммет Б. Р. Основные моменты истории русского студенчества //Вестник студенчества. 1917. № 7. 17 февраля..

Чаще всего не могли получить выгодного места и бедствовавшие студенты. Почти неразрешимой задачей для них было найти такой заработок, который бы не отнимал большого количества времени и обеспечивал прожиточный минимум. "Наши товарищи усиленно обивают пороги редакций газет, всевозможных бюро и контор в погоне за заработком, но обыкновенно не находят здесь работы", - писал в 1903 году в редакцию газеты "Киевские вести" студент университета Святого Владимира в Киеве. Нуждающимся студентам трудно было обойти своих "более обеспеченных коллег с хорошими знакомствами", а следовательно, и соответствующими рекомендациями, проживавших в лучших городских кварталах города, прилично одетых. В Москве, по свидетельству П. Иванова, наниматели избегали иметь дело с теми, кто проживал в "студенческом лагере" (Бронные или "Живодерка", Грузины). Особенной неприязнью пользовались обитатели общежития для студентов-бедняков - пресловутой "Ляпинки" и злачных "Гиршей", а также доходных домов на Бронной, являвшихся царством хозяек-квартиросдатчиц, которые жили за счет квартирантов - в основном, студентов. Как правило, последние скрывали компрометировавшее их место жительства. Тема вторичной занятости студентов практически исчезает в послереволюционный, советский период. Многочисленны работы, посвященные проблемам здоровья молодежи и коммунистическому воспитанию, изучаются ценностные ориентации советского студенчества, проблемы его социализации. Полное отсутствие исследований материально-бытового существования студентов приводит к мысли, что политика советской власти в области высшего образования решила все эти проблемы. Не находит отражения эта тема и в художественной литературе того периода. В этом отношении симптоматична повесть Юрия Трифонова, в которой описываются жизнь и учеба студентов Литературного института в самые первые послевоенные годы. Большинство героев романа - бывшие фронтовики. Они увлечены учебой, общественной, комсомольской деятельностью, работой в студенческом научном обществе, устанавливают связи с рабочим классом, разоблачают враждебные, идейно чуждые элементы среди студентов и преподавателей, переживают любовные романы.…Практически отсутствуют лишь проблемы жизненного обеспечения студентов, "низменные вопросы" зарабатывания денег. Материальная дифференциация среди студентов и, соответственно, связанные с ней проблемы обозначены лишь намеками. При этом, как правило, "отрицательные" герои явно более обеспечены, чем "положительные". Так, отрицательный герой Сергей - талантливый эгоист - ходит, "засунув руки в глубокие карманы своего просторного мохнатого пальто", а Лагутенко - фронтовик носит "потертую шинель"…Понятно, что наслаждение первыми годами мирного времени, послевоенный аскетизм выводили проблемы материального достатка далеко за рамки по-настоящему важных и интересных сторон мирной жизни. Однако воспоминания бывших студентов разных советских поколений приоткрывают нам более разнообразную реальность. Зарабатывать на жизнь в дополнение к стипендии приходилось практически всем, кто не принадлежал к состоятельным слоям, кто приезжал в университетские центры из провинции. Материальные лишения, самоограничение, зачастую такая же, как у предшественников из дореволюционных времен, жизнь впроголодь были их буднями. Проблемы жилья, одежды стояли не менее остро, чем прежде. Безусловно, рынок приложения студенческого труда постепенно расширялся. Происходило это не только в связи с ростом производства и развитием научно-технического прогресса. Следует принять во внимание и то, что новые социальные слои, втянутые в сферу высшего образования, уже не гнушались неквалифицированным, физическим трудом. Так, погрузка-разгрузка вагонов становится одним из самых распространенных видов заработков среди студентов-юношей послевоенных лет. Обычно они работали в ночное время, разгружая вагоны с углем и стройматериалами, а летом еще и с овощами и фруктами. Бывшие студенты вспоминают, как на заработанные деньги они "водили девушек в коктейль-бары, наверстывая упущенное из-за войны". Девушки - эта исторически относительно новая для высшего образования категория - работали значительно реже. Их бюджет составляли стипендии и родительские деньги.

С началом кампании по освоению целинных земель появились новые формы заработков в знаменитых студенческих стройотрядах. Во время летних каникул студенты также участвовали в сборе урожая на юге, в геологических или археологических экспедициях. Более экзотическими представляются такие упоминаемые в рассказах бывших студентов виды эпизодических заработков, как сдача донорской крови, игра в преферанс на деньги с состоятельными клиентами (это было особенно распространено в вузах математического профиля), участие в качестве испытуемых в различных медицинских и психологических экспериментах. Те, кто владел музыкальными инструментами, играли в джазовых ансамблях; многие работали ночными сторожами, санитарами, истопниками Елфимова Н. В. Социальная помощь студенчеству в дореволюционной России //Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. С. 36-38.. В эпоху тотального дефицита студенты, особенно языковых вузов, не гнушались и спекуляцией… Квалифицированный труд, совпадающий с изучаемой специальностью, был более доступен студентам престижных, столичных, в частности, гуманитарных, языковых вузов, факультетов МГУ. Они зарабатывали переводами, журналистикой, окололитературными формами деятельности (репортажи для прессы или радио, освещающие студенческую жизнь, и т. п.).

Распространенность занятости среди студентов зависела от профиля и статуса вуза. Так, в МВТУ им. Баумана студенты работали редко.

Студенческие праздники - особая традиция. Традиции русского студенческого разгулья сложились уже в начале 19 века. В отличие от остальных "пирушек" они отличались свободолюбием, каким-то особым патриотизмом и всепоглощающим братством. Нет никакого определенного ритуала празднования. Каждый год что-то новое. Меняются поколения, а вместе с ними и приходит новое осмысление студенческих праздников.

Пожалуй, самый известный и старинный праздник - Татьянин день (отмечается 25 января, в тот день, когда наконец-то "закрыта" зимняя сессия). В описаниях празднования Татьяниного дня обычно больше всего рассказывается о том, как много было выпито, и как кто куролесил. Все это сопровождается массовыми гуляньями. Ни один мороз не заставит студента в этот знаменательный день остаться дома.

А.П. Чехов в одном из своих ранних фельетонов 1885 года писал о московском студенческом празднике: "В этом году было выпито все, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что она замерзла… Было так весело, что один студиоз от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди…"

В 1918 году была закрыта университетская церковь, в ней устроили читальный зал. Прекратились праздники "в честь академической богини" Татьяны. В 1923 году "Архаичная и бессмысленная Татьяна" была замечена в директивном порядке Днем пролетарского студенчества. Однако совсем искоренить память о старинном студенческом празднике не удалось. В послевоенные годы московские студенты возобновили, конечно, в домашних компаниях, празднование Татьяниного дня. В 1990-е годы, вместе с возвращением некоторых, отмененных революцией обычаев, вернулся Татьянин день. В Московском Университете его стали праздновать официально, и ректор поздравлял студентов с бокалом шампанского в руке. В 1993 году помещение, где находилась университетская церковь, передали Патриархии, все снова встало на свои места. Совсем недавно появилась новая традиция: акции протеста - как отмечают многие газеты, в наше время это мероприятие можно приравнять к студенческому празднику.

Хотя первые университеты появились в России в 18 веке, студенчество как особая социальная группа сложилось только во второй половине 19 века. Как мы знаем, студенты-разночинцы были почти сплошь демократически настроены. Их кумирами стали Добролюбов и Чернышевский, их идеологией - народничество. Тогда модно было читать "Что делать?" и быть материалистом. Пожалуй, первой акцией протеста была организованная студентами Петербурга, Москвы и Киева в марте 1861 года панихида по убитым царскими войсками в Варшаве полякам-демонстрантам. "Зимой 1899 года прошла первая всероссийская студенческая забастовка, которые затем стали проводиться регулярно".

Между тем, одним из факторов, влиявших на формирование духовно-психологического облика русского студенчества, был театр. Театр в России, тем более в России конца 19 века., тем более столичный театр играл огромную культурно-просветительскую и общественно-политическую роль. Связь Московского университета с театральной жизнью Москвы имела давние и прочные основания. Достаточно вспомнить, что самим своим возникновением московский публичный театр был обязан именно университету, а точнее, университетскому студенческому театру, одним из создателей которого был известный русский литератор, выдающийся университетский деятель М.М. Херасков. С годами связь эта, освященная традициями, становилась только многограннее и прочнее. Московский университет - с одной стороны, и московские театры - с другой, прочно вплелись в культурную ткань столицы, превратившись в течением времени в общественные и культурно-просветительские центры, по самому характеру своей деятельности и традиционно теснейшим образом связанные друг с другом.

Влияние театральной жизни Москвы на формирование духовно-психологического облика студентов Московского университета. Сама эта проблема распадается на ряд своего рода подпроблем. Т.к. в к.19-н.20 вв. театры играли и культурно-просветительскую, и общественно-политическую роль в жизни русского общества, соответственно влияние их на публику носило как культурно-просветительский, так и общественно-политический характер. Если же говорить о московском студенчестве, то тут, наряду со всем вышеизложенным, огромную роль играла благотворительная деятельность театров, а также личные контакты театральных деятелей со студентами Московского университета. Влияние театра на студентов Московского университета, безусловно, не являлось односторонним. Студенты составляли одну из самых многочисленных, а, главное, наиболее активную часть театральной публики. Соответственно, и репертуар театров, и манера исполнения, и сам характер взаимоотношений с обществом во многом определялся именно запросами студентов. Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о личных связях целого ряда театральных деятелей с Московским университетом. Известно, что многие выдающиеся актеры, певцы, композиторы, режиссеры либо получили университетское образование, либо принимали самое активное участие в общественной жизни Московского университета (в благотворительных акциях, в научно-просветительских и культурных обществах при университете и т.д.).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Театральная жизнь Москвы оказывала огромное влияние на формирование духовно-психологического облика студентов Московского университета. На рубеже 19-20вв. это влияние вполне и прежде всего можно назвать революционизирующим фактором в духовной истории русского студенчества. И репертуар московских театров, и их общественно-политическая, и даже культурно-просветительская деятельность (попытки обращения к народным массам, встречавшие решительный отпор со стороны самодержавия) способствовали росту оппозиционных настроений в студенческой среде.

2. Студенты, являясь, во-первых, многочисленной и наиболее активной частью театральной публики, а, во-вторых, силой, весьма влиятельной в широких кругах русской интеллигенции, в свою очередь самым непосредственным образом повлияли на репертуарную политику московских театров и на характер общественного поведения театральных деятелей.

3. Связи Московского университета со столичными театрами не ограничивались

формальными и неформальными взаимоотношениями на ниве культурно-просветительской и общественно-политической деятельности. Для многих театральных деятелей Московский университет являлся в полном смысле alma mater, и, в то же время, для многих студентов Московского университета театр становился местом дальнейшего приложения их таланта, жизненных сил и энергии.

Что же касается отношения студентов с профессурой, то об этом на примере можно узнать из "Казанского телеграфа", 1900 г Иванов П. Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы (Очерки). М., 1903..

«Число учащихся в Казанском университете к 1 января 1900 г. было 823 студента и 75 постоянных слушателей. По факультетам они распределялись следующим образом: на историко-филологическом - 37 человек, на физико-математическом - 179 (по разряду математических наук - 60 и по разряду естественных наук - 19), на юридическом - 164, а на медицинском - 443 человека.

Правом бесплатного слушания лекций пользовались в течение 1899 года 169 студентов, что составляет 15,5% общего числа студентов.

Праздничный обед

5 ноября 1900 года в день основания Императорского Казанского университета бывшие его воспитанники собрались в Петербурге на товарищеский обед в ресторане Донона. В обеде участвовало около 20-ти лиц. Среди присутствовавших на обеде были: сенатор Н.П.Смирнов, старейший студент (выпуска 1846 года) В.В. Пашутин, Н.А. Кремлев - бывший ректор Казанского университета, проф. В.А. Лебедев, С.К. Булич, С.Ф.Глинка, А.Ф.Елачич и др. Ректору Казанского университета отправлена была телеграмма: "Бывшие студенты Казанского университета, собравшись на товарищеском обеде на рубеже двух столетий, пьют за дальнейшее процветание родного университета и выражают уверенность, что и в ХХ веке его питомцы будут продолжать вносить свои имена в ряды светил науки и честных деятелей на всех поприщах государственной жизни дорогого Отечества".

Профессура, ближе к студенчеству!

В целях установления возможного сближения профессуры со студенчеством и более правильной постановки университетского преподавания обращено внимание на усиление практических занятий на всех факультетах и разрешено образование студенческих, научных и литературных кружков; но наиболее целесообразной мерой для установления желательного общения между профессурой и студенчеством признано устройство правильно поставленных студенческих общежитий, для чего, по Высочайшему повелению, из суммы Государственного казначейства отпущено 3.262.000 руб».

Свою существенную роль в общественной презентации студенчества играла мода (демократическая и аристократическая).

Особое место в бытовой культуре студенчества принадлежало так называемому «половому вопросу». Со всеми своими таинствами и опасностями он бурно обсуждался в российском обществе, особенно после первой русской революции. В сферу субкультуры молодой интеллигенции входило и ее отношение к браку (церковному и гражданскому), семейной жизни и деторождению.

Введение
1. Обзор крупнейших университетов России во второй половине ХIX века
2 Реформы в сфере университетского образования
2.1 Университетские уставы
2.2 Правовое положение студентов
3 Студенчество России во второй половине XIX века
3.1 Социальный состав и мировоззрение
3.2 Быт и развлечения
3.3 Землячества студентов
Заключение
Список используемой литературы

Введение

Реформа образования, перманентно протекающая в России с 1996 года по настоящее время, ставит огромное количество вопросов, на порядок больше, чем в состоянии решить с ее помощью. Так или иначе, реформа нацелена на модернизацию нашего отечественного образования, которое раньше считалось лучшим в мире, по образцу западноевропейского. С исторической точки зрения это возврат к истокам, так как высшее образование в России появилось значительно позднее, чем в большинстве стран Европы и создавалось по западноевропейскому образцу и в основном «руками» западноевропейских (немецких) ученых. Однако, те реформы, которые проводились позднее, оставили европейскую схоластику далеко позади, а ныне реформаторы от образования решили снова «догонять» Европу. Сможет ли реформа, проводимая в нынешней России действительно вернуть российской высшей школе достойное место в мире, еще вопрос. А то, что многие традиции, причем далеко не худшие, выброшены за борт при модернизации, это факт.
В связи с этим повышается актуальность исследований истории становления современного российского высшего образования, исторический опыт его реформирования в эпоху «Великих реформ» Александра II, когда в очередной раз была «перевернута» Россия, а вместе с ней и система высшего образования.
В то же время в начале XXI в. все более очевидными становятся тенденции к смене ценностных приоритетов, определяющих общественное развитие. Человечество переходит от индустриального общества с ярко выраженным технократизмом мышления к постиндустриальному, информационному, что предполагает переоценку роли интеллекта и квалификации человека. Уникальность протекания этих процессов в современной России обусловлена формированием на ее территории новой системы общественных отношений, связанных со сменой социально-политических и экономических парадигм. Масштабы и темпы этих преобразований вынуждают общество все более опираться на знания, поэтому на современном этапе развития России образование, в его неразрывной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности.
Объектом исследования является высшая школы (университеты) пореформенной России, рассматриваемая в органической взаимосвязи с положением российского студенчества второй половины XIX века.
Предметом исследования является исторический процесс реформирования российской высшей школы (университеты) в период 60 — 90-х гт. XIX века через университетские уставы, а также само русское студенчество той эпохи.
Исследование основано на анализе нормативных источников, публицистике и мемуарах периода второй половины XIX века.

Список использованных источников

  1. Общий устав императорских университетов. 18 июня 1863 г. // Политическая история России: Хрестоматия / Сост. В.И. Коваленко, А.Н. Меду­шевский, Е.Н. Мощелков. М.: Аспект Пресс, 1996. 624 с.
  2. История университетского образования в дореволюционной России / Под общ. ред. А.Я. Са­вельева. М.: Изд-во НИИ ВШ, 1993. 55 с.
  3. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух веков. От России крепостной к России капиталистической. М.: Наука, 1985. 350 c.
  4. Московский университет в воспоминаниях современников. 1755–1917.: сборник / Сост. Ю.Н. Еме­лья­нов. М.: Современник, 1989. 735 с.
  5. Пушкарев С.Г. Россия 1801–1917: власть и общество. М.: Посев, 2001. 672 c.
  6. Россия. Энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991. 922 с.
  7. Бадаев М.И. Наука и культура России XIX века. – М.: Мысль, 1978, 327 с.
  8. Герцен А.И. Сочинения. Т.5. – М.: Художественная литература, 1982, 604 с.
  9. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 1-55. с 12 дек. 1825 г. по 1 марта 1881 г.. СПб., 1830-1884.
  10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 1-33. СПб., 1884-Пг. 1916.
  11. Общий устав и временный штат императорских российских университетов. СПб., 1884., 38 с.
  12. Русские университеты в их уставах и воспоминаниях современников /Сост. И.М. Соловьев. СПб., 1914. Вып. 1. 572 с.
  13. Университеты и средние учебные заведения мужские и женские в 50 губерниях Европейской России. СПб., 1888.
  14. Георгиевский А.И. Краткий исторический очерк правительственных мер против студенческих беспорядков. СПб., 1890.

Общий объем: 43 стр.

Год: 2011

    Начало XIX в. - время культурного и духовного подъема в России. Система образования первой половины XIX в. Дело народного просвещения в пореформенный период. Студенты шестидесятых годов и высшее образование. Распространение частных учебных заведений.

    Высшее образование в России при Александре I. Профессорско-педагогический состав, его культурный и научный уровень. Высшее образование во второй четверти XIX века. Общий устав императорских университетов. Образовательная система пореформенной России.

    Борьба за среднее и высшее женское образование в России была составной частью общественно – педагогического движения, развернувшегося с середины 18 века, когда впервые были созданы Cмольный институт благородных девиц и пансионы для девушек.

    Инициатива студентов-техников. Создание университета. Ученые и специалисты Одесского политехнического университета.

    Введение платы в высших учебных заведениях. Положение студентов-платников. Взимание платы за обучение. Стипендиаты. Обеспечение малоимущих. Жилищное положение стипендиатов. Персноальные стипендии. Девятая конференция профсоюзной секции студенчества.

    Политическая жизнь России на рубеже ХIХ-ХХ вв. Студенчество как социальная прослойка. Революционное движение в студенческой среде Петербурга. Организации и лидеры революционного студенческого движения в Санкт-Петербурге.

    Организация новых кафедр. Практика студентов. Развитие МГСУ-МИСИ.

    История образования в Украине тесно связана со всей историей украинского народа. Многовековое существование в состоянии раздробленности, под гнетом монголо-татарских орд, польских, литовских и венгерских феодалов оказало сильное влияние на развитие образования.

    Предпосылки к образованию университета в Италии. Политическая и интеллектуальная жизнь мира в эпоху античности. Начало XI столетия, клерикалы обнаружили нехватку мощных интеллектуалов и поспособствовали университетскому буму. Болонский университет.

    Рост числа средних общеобразовательных школ и их выпускников в 60-е годы. Выпуск специалистов со средним специальным и высшим образованием в 60-е годы.

    Cредняя школа в последние десятилетия Российской империи Успехи пореформенного развития среднего образования были несомненны. Если в 1856 г. насчитывалось всего 78 гимназий и реальных училищ, то к концу века – более 300, а к началу Первой мировой войны – около 700. Теперь средние...

    Условия работы школы в период войны. Основной контингент учащихся. Коррекция учебных программ. Изменения в составе педагогических кадров.

    Восстание декабристов в 1825 г. оказало огромное влияние на все стороны социальной жизни Российской империи, в том числе на образование. Новый император Николай 1 видел одну из причин революционных выступлений в несовершенстве образовательной системы.

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Тема: «Система образования в XVIII веке» ОГЛАВЛЕНИЕ: I. Введение II. Преобразования в системе образования Петром I III. Университет, гимназия, Академия наук

    Контроль за направлением лекционных курсов. Полоса внутренней реакции в России, свертывание реформ после войны 1812-1814 гг. Политика министерства народного просвещени по отношению к окраинным университетам состояла в сближении с русскими порядками.

    Доклад по истории ученицы 6 ”В” класса Тимошкиной Екатерины Краткая историческая справка. веке в Европе начали появляться первые в мире высшие школы - университеты. Некоторые университеты, например, в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье были основан...

    Лекция по теме “ Зарождение высшей школы Российской империи” Тема 2: Зарождение высшей школы Российской империи. Лекция - 2 часа. Учебные вопросы:

    Сближение России с Западом. Первые реформы в области образования. Открытие Навигацкой школы. Особенности обучения в школах. Открытие медицинской школы в 1706 году. Библиотека и пресса при Петре I. Гимназии, университетские курсы и академия в России.

    Система образования русского государства в период самодержавия и в период выдающихся научных открытий (конец XIX–начало XX в.). Образование РСФСР в первое послеоктябрьское десятилетие, ликвидация неграмотности. Деятельность системы образования в СССР.

    Конец XIX - начало ХХ века ознаменовались появлением в западноевропейских университетах большого числа студентов из России. Это отрадное явление поначалу было с пониманием встречено европейской общественностью.

А.М. Феофанов

УНИВЕРСИТЕТ И ОБЩЕСТВО: СТУДЕНТЫ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКА (СОЦИАЛЬНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И БЫТ)

UNIVERSITY AND SOCIETY: STUDENTS OF MOSCOW UNIVERSITY IN XVIII -ARLY XIX CENTURY (BACKGROUND AND MODE OF LIFE)

Ключевые слова: история России конца XVIII - начала XIX века, Московский университет, социальный состав населения, студенчество, социальный состав населения Российской Империи.

Key words: history of Russia of late XVIII - early XIX century, Moscow University, social membership of population, students, social membership of population of the Russian Empire.

Аннотация

В статье говориться о существовании Московского императорского университета в первые десятилетия его существования, конец XVIII - начало XIX века. Затрагивается такой малоизученный вопрос как жизнь студенчества, его социальный состав, быт, культурная жизнь, участие в общественной жизни. Сравниваются условия жизни и обучения в Московском университете с условиями существовавшими в западных, прежде всего немецких университетах.

The article tells about Moscow Imperial University in the first decades of its existence (late XVIII - early XIX century). There is touched upon such an insufficiently known problem as students’ life, its social membership, mode of life, cultural life, participation in public life. The conditions of life and education in Moscow University are compared to those of European ones, first of all of German universities.

Становление и развитие Московского университета происходило при непосредственном участии государства, которому требовались подготовленные кадры. Выпускники университета пополняли ряды чиновников, военных, становились литераторами, учеными и придворными, т.е. составляли элиту общества. Но университетское образование далеко не сразу приобрело ценность в глазах общества. А именно отношение общества к получению образования и определяло численность учащихся. Конечно, и взгляд общества на университет менялся в зависимости от политики, проводимой государством, и не только в области образования, но и социальной политики. Сам университет как научный и общественный центр оказывал культурное влияние на общество.

Численность и социальный состав. Социальный состав отражает меру связи с университетом различных слоев общества. До сих пор в историографии не получил должного освещения вопрос о численности и социальном составе студентов Московского университета рассматриваемого периода. Все ограничивалось общими фразами о «разночинском характере» Московского университета второй половины XVIII - первой четверти XIX в., с тем, чтобы подчеркнуть его «демократическое» направление.

Выделяются несколько эпох в динамике численности студентов Московского университета. Всплески поступлений связаны с повышением внимания общества к

университету. За всплеском (иногда) следовали падения. Резкий рост числа студентов связан с муравьевским обновлением университета, когда произошло утроение количества студентов.

В начальный период, длившийся до конца 1770-х гг., максимальное число принятых в студенты не превышало 25 человек, а среднее значение составило 15 поступающих за год.

С 1780 г. в динамике численности студентов Московского университета ощущаются результаты воздействия начавшегося в 1779 г. «новиковского десятилетия». В 1780-1784 гг. количество поступающих в студенты резко возросло и колебалось от 17 до 54 человек при среднем числе в 37 человек. Значительное число студентов в эти годы были приняты на содержание Дружеского ученого общества.

С 1785 г. в поступлении студентов вновь наступил спад. Московский университет как центр масонского кружка вызывал беспокойство и недоверие правительства Екатерины II, общественные начинания Новикова были подавлены, сам же университет еще не мог самостоятельно обеспечивать себе широкий приток студентов.

Новый период в динамике численности студентов открыл 1803 г., когда одним из результатов университетских реформ стало привлечение общественного внимания к Московскому университету. Количество поступающих с этого момента неуклонно растет: в 1803-1809 г. составляет от 28 до 61 чел., в 1810-1820 - от 70 до 117 чел. Все это свидетельствует о качественном изменении общественного статуса Московского университета после принятия Устава 1804 г. и новой роли студентов в обществе, когда обучение в университете стало рассматривать необходимым для дальнейшего вхождения в жизнь. С этим же изменением связан и четкий рубеж между 1809 и 1810 гг. под влиянием принятого 6 августа 1809 г. указа об экзаменах на чин. Этот указ устанавливал прямую связь между образованием и производством в чин, требуя от всех желающих получить чины 8 и 5 класса предъявить аттестат, полученный от университета и свидетельствующий о сдаче экзаменов. После принятия указа количество желающих стать студентами резко выросло.

Начав со скромной цифры в 30 студентов и около 15 поступающих в год, Московский университет к 1812 г. вышел на рубеж в 300 учащихся (студентов и слушателей), что вывело его в ряд крупнейших университетов Европы.

Московский университет был всесословным учебным заведением. Невысокая численность студентов Московского университета во второй половине XVIII в. объяснялась прежде всего недостаточным притоком сюда из ведущего российского служилого сословия - дворянства. В глазах российских дворян того времени обучение в университете само по себе не являлось ценностью, изучение университетских наук считалось роскошью, не нужной для дальнейшей службы, да и «самое слово студент звучало чем-то не дворянским». Дворяне охотно учились в гимназии, но вместо продолжения учебы в университете предпочитали поступать в кадетские корпуса или сразу на военную службу. Разночинцы же чаще поступали в духовные учебные заведения, ибо не имели средств для обучения в университете за свой счет.

В Европе точно также путь к высшим государственным должностям дворяне предпочитали пролагать через военную карьеру. Представители благородного сословия «питали непреодолимое отвращение к экзаменам и дипломам, поскольку в отличие от простолюдинов им не нужно было документально подтверждать то, что полагалось им по праву рождения». Можно вспомнить М.М. Сперанского, который резко высказывался об экзаменах на чин, предлагая принимать всякого дворянина в воинскую службу офицером, требуя от них единственно знания начал математики и русского языка.

С начала XIX в. формируется устойчивая тенденция, по которой дворяне составляли не менее половины от поступавших. Эти выводы позволяют значительно скорректировать утверждения о «разночинском» характере Московского университета.

Всего за период от основания Московского университета до начала Отечественной войны 1812 г. нами выявлено по различным данным (указанию сословия при зачислении в университетскую гимназию, титулу, биографическим данным) около 500 дворян и более 400 разночинцев, из общей численности около 1400 человек учившихся в Московском университете данного времени. Отсюда можно заключить, что число дворян составляло более трети от общего числа всех студентов второй половины XVIII - начала XIX в., но вряд ли более половины. Нужно также учесть, что многие выпускники Благородного пансиона, которые являлись дворянами и становились посетителями университетских лекций, оставаясь в ведении пансионского начальства, т.е. фактически студентами, не попадали в публикуемые списки студентов.

Рассмотрим теперь основные социальные группы студентов второй половины XVIII - начала XIX в. подробнее. Разночинцы. В эту группу входят дети солдат, мещан, купцов, мелких чиновников (канцеляристов, копиистов, приказнослужителей), реже дети секретарей (правлений, департаментов и духовных консисторий), врачей (штаб-лекарей, лекарей и подлекарей), аптекарей, учителей. Основную же часть разночинцев составляли дети духовенства, в основном сельских священников, реже дьяконов, а также пономарей, псаломщиков и других причетников.

Иногда выходцы из духовного сословия могли иметь тесную связь с другими социальными группами: это были дети священников, чьи предки были дворянами, но по каким-то причинам приняли сан. Например, отец Федора Петровича Лубяновского был из дворянского рода, происходящего от польского выходца, но сам служил священником. Из дворянского рода был и Антон Антонович Прокопович-Антонский, отец которого стал священником в Черниговской губернии.

Крестьяне же в Московском университете в этот период практически не учились (хотя такую возможность им давал «Проект об учреждении Московского университета» 1755 г.): известен лишь пример Гаврилы Журавлева, крепостного бывшего

университетского директора князя М.И. Аргамакова. Некоторые крепостные могли учиться в Московском университете по разрешению своих хозяев, но не получив вольной и, соответственно, не будучи студентами. Так обучался в университете крепостной Николай Смирнов, который был дворовым человеком князей Голицыных.

Дворяне. Среди студентов Московского университета второй половины XVIII в. представлен весь спектр российского дворянства - от столичного до провинциального, от титулованных особ до мелкопоместных семей. Первые титулованные дворяне появились среди студентов Московского университета уже в 1760 г. Это князья Леон Грузинский и Тимофей Гагарин. Мы встречаем также представителей таких фамилий, как Шихматовы, Салагины, Касаткины-Ростовские, Дивеевы. В это же время учился в Московском университете и известный мемуарист, поэт и драматург, князь И. М. Долгоруков.

Разумеется, среди дворян, учившихся в Московском университете, были представители не только аристократических родов, но и широкой массы служилого дворянства. В 1779 г. для привлечения к учебе дворян был открыт Благородный пансион, созданный по инициативе М.М. Хераскова. Вскоре пансион приобрел репутацию ведущего в Москве элитного учебного заведения. Ученики высших классов получали право на посещение университетских лекций. Таким образом, для учащихся Благородного пансиона производство в студенты на рубеже XVIII-XIX в. не противоречило тому, что они продолжали находиться в самом пансионе: такие примеры мы находим в биографиях

братьев Тургеневых, Грамматина, Одоевского. При этом дворяне охотно учились в пансионе, но редко продолжали обучение в самом университете.

В результате деятельности попечителя М.Н. Муравьева в Московском университете и правительственных реформ в сфере образования начала XIX в. не только резко увеличилась численность студентов, но изменился и социальный состав студенчества. С 1807 по 1812 гг. в университет каждый год поступали титулованные дворяне. В списках студентов появились фамилии не только русских князей, но и немецких прибалтийских баронов, таких как Энгельгард, Ридигер, Бистром, Будберг и др.

В Европе представителям третьего сословия университетский диплом открывал путь к государственной (королевской или княжеской) службе1. В ответ на конкуренцию со стороны образованных простолюдинов, которые служили в государственном аппарате, потребность в образовании возникла и в дворянской среде. В XVIII в. «господствующее сословие, чтобы сохранить свое положение, было вынуждено получать университетское образование»2. Лекции профессоров слушает аристократия, в том числе князья, графы, бароны и принцы королевского дома. Титулованная знать составляла в XVIII в. в университетах Вюрцбурга, Тюбингена, Страстбурга и Иены около 5%, в Лейпциге, Гейдельберге и Галле около 7%, а в Геттингене достигала даже 13%3

Российские же дворяне второй половины XVIII в. рассматривали университет в качестве ступеньки для начала будущей служебной карьеры, причем использовали для этого в основном гимназию (где получали аттестаты, необходимые для производства в чин, чего не было в Европе), а в студенты записывались редко. Поэтому изначально студенчество Московского университета, действительно, имело разночинский характер, хотя доля дворян в нем составляла около одной четверти и была вполне ощутимой. Постепенно социальный состав студентов изменялся в пользу все большей доли в нем дворян, что говорило об укреплении общественного признания университета и его роли для получения образования служилым сословием.

Возраст студентов, зачисляемых в университет. Точный ответ значительно затруднен вследствие несовершенства наших источниковых данных. При отсутствии архива за вторую половину XVIII - первое десятилетие XIX в. мы в наших реконструированных списках студентов можем установить год их рождения только при наличии каких-либо дополнительных данных. Это, во-первых, сохранившиеся в РГАДА ведомости об успехах студентов, учившихся в 1764-1768 гг., в которых наряду с другими данными приводился возраст студентов. Также год рождения известен у тех из студентов, которые стали писателями, государственными и общественными деятелями, и тогда студенческие списки можно дополнить данными из биографических словарей.

Большинство студентов при поступлении в Московский университет имело возраст от 15 до 19 лет. Абсолютный рекорд для второй половины XVIII в. зафиксирован в случае с Евгением Сырейщиковым (в будущем - преподавателем университетской гимназии, получившем там звание экстраординарного профессора философии): он был произведен в студенты из гимназии в возрасте 11 лет в 1768 г., когда студенческий состав был значительно ослаблен после изъятия нескольких десятков студентов для работы в Уложенной Комиссии. В начале XIX в. такие случаи встречались несколько чаще: так в 11 лет поступил в студенты Александр Лыкошин и, по-видимому, его товарищ Грибоедов (если допустить более позднюю из двух возможных дат рождения писателя), причем в 13 лет Грибоедов уже окончил словесное отделение университета его со степенью кандидата, а в дальнейшем продолжал слушать лекции этико-политического отделения.

В целом в XVIII в. студенты были старше (16-18 лет), чем в начале XIX в., а еще старше (как правило, 19 лет и выше) являлись поступавшие в университет выпускники семинарий (как писал Д.Н. Свербеев, они уже «брили бороды»). В связи с желанием дворянских семей ускорить продвижение своих отпрысков по чинам в начале XIX в. появилось такое явление как «студенты-мальчики».

Именно Устав 1804 г., закрепивший за званием студента университета права на чин 14 класса, стимулировал дворянские семьи к тому, чтобы отдавать своих детей в студенты как можно раньше (явление, родственное тому, как в XVIII в. дворянские дети с младенчества

числились в полках). То, что при зачислении в университет в начале XIX в. в дворянских семьях ценилось прежде всего звание студента, а не возможность постигать науки, прекрасно передает дневник С.П. Жихарева. «Звание мое не безделица и порадует моих

домашних», - пишет Жихарев, ставший студентом в 1805 г. в 16 лет. «Предчувствую, -продолжает он, - что недолго слушать мне добрых моих профессоров. Отец, обрадовавшись моему 14 классу, торопит службою».

1 Хаванова О.В. Заслуги отцов и таланты сыновей. С. 12.

Паульсен Ф. Германские университеты. С. 110.

3 A History of the University in Europe. P. 321.

Таким образом, «омоложение» студенчества Московского университете в начале XIX

в. связано с притоком в студенты молодых дворян.

Главными проблемами организации студенческого быта являются: выделялись ли студенты как обособленная группа, и с помощью каких атрибутов это осуществлялось. Согласно п. 21 «Проекта об учреждении Московского университета» конечной целью учебы студента является получение им аттестата. Этот аттестат выполнял определенную социальную функцию (чего, как правило, не было в западных университетах) - оказывал «протекцию» при вступлении на службу. Студенты-дворяне в XVIII в. стремились получить аттестат, дававший право на производство в следующий чин. Для разночинцев университет должен был особо «ходатайствовать» об их чинопроизводстве.

Первоначально университет рассматривался государством почти исключительно как учебное заведение для подготовки чиновников, которых можно забирать, не дожидаясь, пока закончится период их обучения. Значительное число студентов, не окончивших курса, определяли на службу в Сенат и др. государственные учреждения, назначали учителями. Так, в 1767 г. в Уложенную Комиссию было взято 42 студента, что нарушило нормальный ход обучения, так как после этого на «высших» факультетах осталось только 5 студентов: 4 на юридическом и 1 на медицинском.

Нормальный ход учебы многих из студентов прервала Отечественная война 1812 г., в период которой многие из них бросали учебу, вступали в ополчение или шли оказывать медицинскую помощь в армию. Среди причин увольнения студентов в этот период встречается уже и желание продолжить образование в других учебных заведениях. Например, Василий Матвеевич Черняев в 1812 г. перешел на медицинский факультет Харьковского университета.

Правила поведения в университете были достаточно строго регламентированы. Первый из внутриуниверситетских актов, регламентирующих быт студентов, был принят в 1765 г. Студентам запрещались ссоры и драки, особенно строго - дуэли и секундантство. Этот проект был в 1765 г. издан под названием «Устав, к наблюдению которого все университетские студенты обязуются письменно». Для приема в студенты требовалось свидетельство «о благонравии». Студенты должны были «одеваться пристойным образом, избегая цинической гнусности, так как и излишнего щегольства», «жить скромно и соразмерно своим доходам, не входя ни в какие долги».

Корпоративным признаком университета являлся мундир. «Университет имел свой мундир, сходственный с мундиром Московской губернии», малинового цвета с синим бархатным воротником и белыми пуговицами. Первое упоминание о введении мундира в университете относится к 1782 г. и связано с празднованием 20-летия восшествия на престол императрицы Екатерины II. Мундир Московской губернии, который должны были носить и профессора, и студенты, тогда представлял собой красный суконный камзол, панталоны до колен, чулки, башмаки и черная треугольная шляпа.

Но далеко не все студенты носили такой мундир. Исключения составляли лишь дни общеуниверситетских торжеств. Из записок Тимковского известно, что «в одеянии студенты не имели никакой определенной формы», даже «университетский мундир не все имели. Каждый, и состоящий на жалованье, одет был, как мог и как хотел». Сам Илья Федорович носил мундир «новгородский синий с черным».

«Формы, - вспоминал Полуденский, учившийся в университете в 1790-х гг., - как теперь, своекоштные студенты не имели, что ж касается до казенных, то они имели

сюртуки и мундиры. В мундирах между разночинцами и дворянами была разница, и, как прежде было сказано, они жили врознь. - Сначала у разночинцев мундир был синий, с красными обшлагами, а у дворян красный с синими обшлагами». На самом деле, разница в мундирах между разночинцами и дворянами была только у гимназистов. «Когда разночинцы гимназисты производились в студенты, - указывает П.И. Страхов, - им малинового цвета платье менялось на зеленое дворянское».

14 октября 1800 г. был официально утвержден собственный мундир Московского университета, отличный от мундиров прочих ведомств - темно-зеленый кафтан, «воротник и обшлага на кафтане малиновые, пуговицы белые, в одной половине с гербом Империи, а в другом с атрибутами учености». 9 апреля 1804 г. постановлением «О мундирах для Московского университета и подведомых оному училищ» был утвержден новый студенческий мундир: «однобортный кафтан темно-синего сукна, со стоячим воротником и обшлагами малинового цвета», украшенный золотым шитьем. Но и в царствование Александра I студенты, в особенности своекоштные, продолжали носить свое собственное платье. По воспоминаниям, «студенты, как казенные, так и своекоштные, ходили в партикулярных платьях, разумеется, почти все в сюртуках и редкие во фраках». И даже еще в 1820-х годах, по воспоминаниям Пирогова, «мундиров еще не существовало».

Ситуация изменилась только в царствование Николая I. При осмотре университета было замечено, что учащиеся «не имеют единообразной и определенной во всех отношениях формы одежды». 22 мая 1826 г. было издано постановление «О дозволении казенным студентам Московского университета иметь на мундирах погончики» «для различия их от своекоштных», а 6 сентября 1826 г. постановление «О мундирах для студентов Московского университета и для воспитанников благородного пансиона и гимназии». Согласно ему, был принят синий однобортный студенческий мундир. Форма нужна была для того, чтобы «учащиеся, имея единообразное платье, приучались к порядку и к будущему назначению своему для государственной службы».

Не менее, а даже и более важным признаком студента, нежели мундир, являлась шпага. В § 23 Проекта об учреждении Московского университета указывалось, что шпага дается студентам «во ободрение», «как и в протчих местах водится». Шпага являлась символом личного достоинства, носили ее дворяне. Таким образом, недворяне, получая звание студентов, как бы уравнивались в правах с благородным сословием. К тому же, в соответствии с Уставом 1804 г., студент университета, поступающий на службу, сразу записывался в 14 класс, дававший права личного дворянства. Поэтому после 1804 г. вручение шпаги уже имело не только символический, но и реальный смысл изменения бывшим разночинцем своего социального статуса. И.М. Снегирев вспоминал о том, как он после производства в 1807 г. в студенты «с детским восхищением надел студенческий мундир, трехуголку и привесил шпагу, которую клал с собою на постель... Мне казалось, что не только родные и соседи, но и встречные и поперечные заглядывались на мою шпагу, а что более всего льстило моему ребяческому тщеславию, будочники и солдаты отдавали мне честь».

Здесь мы видим явное сходство с немецкими университетами. Паульсен отмечает, что если в средние века «схоласта университетские уставы заставляли носить духовное платье, с середины 17 столетия студент как в одежде, так и манерах считает для себя образцом дворянина. А вместе со шпагой, этой необходимой принадлежностью дворянского костюма, в университетский мир проникла и дуэль». Характерно, что в это же время в университетах появляются учителя фехтования (в средние века носить оружие студентам было запрещено). Так «формы жизни дворянства приобретают значение идеала; место средневекового схолара, клирика-семинариста, занимает академический студент XVII в., играющий роль кавалера».

Согласно § 24 «Проекта об учреждении Московского университета» был учрежден университетский суд. Появление такого университетского суда подтверждало

корпоративную природу первого российского университета: ведь для любого

европейского университета такой суд был неотъемлемой принадлежностью и осуществлял право «академической свободы» членов корпорации, согласно которому ни один из них (профессор, студент или даже служащий университета) не был подсуден городским властям, но мог судиться только такими же, как и он, членами корпорации, и только в соответствии с законами, изданными его университетом. Правда, в Московском университете эта норма приживалась плохо и безукоснительно действовала только в отношении студентов, тогда как учителя гимназии во второй половине 1750-х гг. имели несколько столкновений с московским магистратом, пытаясь доказать, что те не имеют права арестовывать их за проступки (в частности, за долги). Университетский Устав 1804 г. подтвердил корпоративное право университетского суда.

О ведении дел в университетском суде в XVIII в. дают представление выдержки из протоколов университетской Конференции. Суд осуществлял директор университета совместно с другими членами Конференции. Наказаниями студентов, нарушавших дисциплину (в основном, из-за драк) были лишение шпаги, заключение на несколько дней в карцер, увольнение с казенной стипендии, наконец, исключение из университета.

Особым родом нарушения университетских предписаний были случаи женитьбы студентов. Хотя ни в каких университетских законах не существовало прямого запрета студенту жениться, однако куратор Адодуров писал: «Уведомился я, что из состоящих на казенном содержании студент Юдин женился... А как ни в одной Академии и в университетах того не бывает, да и студентам не токмо оное неприлично, но и в обучении наукам делает великое препятствие». Студент Юдин был лишен стипендии.

Некоторые студенты бежали из университета. В ордере куратора Адодурова о «беглом студенте» Иване Попове от 30 октября 1768 г. описан как раз такой случай. За свой поступок студент Попов был исключен из университета и отослан в контору Синода, поскольку он происходил из духовного сословия. Таким образом, исключенный студент лишался достигнутого им повышения социального статуса, возвращаясь обратно в свое сословие.

Студенчество в XVIII в. начинает осознавать собственную идентичность, осознавать себя как некую общность, отличную от прочих обитателей города. Это проявлялось, в частности, в столкновениях представителей университета с городскими жителями. Такие стычки начинаются с самых первых лет его существования. Уже в 1757

г. зафиксирована драка гимназистов с «титулярными юнкерами» (учениками коллегий). Ее зачинщик Петр Аргамаков, сын университетского директора, вместе с другими участниками был арестован и наказан розгами.

«Г ородская полиция, - вспоминал Пирогов, учившийся в Московском университете в 1824-1828 гг., - не имела права распоряжаться со студентами и провинившихся должна была доставлять в университет». Эта привилегия была отменена указом Николая I от

4 сентября 1827 г. «О поручении студентов Московского университета, живущих вне университета, надзору городской полиции».

Студенты, неспособные учиться на своем содержании, принимались на казенный кошт на основе прошения при условии хорошей успеваемости, хорошего поведения и предъявления свидетельства о бедности, подписанного несколькими лицами благородного происхождения. Первые казеннокоштные студенты получали в год по 40 руб. В 1799 г. их жалованье, которое выдавалось по третям, составляло уже 100 руб. в год. Если число казенных студентов превышало установленное количество, им могла выплачиваться ученическая стипендия, т.е. такая, какую получали казеннокоштные гимназисты. С 1804 г. казенный кошт составлял в год 200 руб., а на медицинском отделении - 350 руб. В казеннокоштные принимались прежде всего те студенты, которых правительство готовило к службе в качестве врачей или учителей. По окончании университета они должны были в

качестве компенсации государству за обучение прослужить не менее 6 лет по ведомству Министерства народного просвещения.

Некоторые студенты жили на квартирах у знакомых или родных. М.А. Дмитриев жил у дяди. По родству с профессором Барсовым на его квартире жил Полуденский. Без помощи знакомых или родственников содержать себя своекоштным студентам было бы достаточно сложно.

Любимым местом студенческих собраний был трактир «Великобритания», где иногда устраивались товарищеские попойки. Вообще студенты часто посещали трактиры. «Очень часто случалось, - вспоминал Дмитриев, - что, возвратясь в час пополудни с лекций, я должен был отправляться пешком обратно или на Тверскую, или на Кузнецкой мост обедать у ресторатора».

В письме из Геттингена брату, А.И. Тургеневу, Николай, отвечая на упрек А.Ф. Мерзлякова, которому «больно было видеть брата друга его часто в кофейной и с Чеботаревым», пишет: «туда ходил я не для шалостей, не для того, чтобы там пить и дурачиться, но для удовольствия, совершенно позволенного. Там часто находил я знакомых, приятелей, разговаривал с ними, пил чай, кофе, читали газеты и более ничего».

«По известному в то время грозному изречению Сандунова: «Самовар - инструмент трактирный и в школе не годится», на этот инструмент наложено было veto, и потому некоторые имели медные чайнички и таким образом утешались чаепитием. Другие убегали для этого дела в трактиры Цареградский (в Охотном ряду) и Знаменский (недалеко от нынешней Казенной палаты). В этих светлых заведениях (теперь уж и следов их нет) некоторые из студентов были постоянными завсегдатаями». В трактирах студенты пили не только чай, но и напитки покрепче. «Бывало так: половой подал чай, через несколько секунд ложечка стучит, половой вбегает. Ему говорят: «Подай еще горячей воды», он схватывает чайник, в котором еще много воды (и не вода нужна) и приносит тот же чайник, будто с водою, но в нем aqua vitae. Видно, тогда кондиции трактирных заведений не дозволяли торговать драгоценной влагой, и хозяева боялись соглядатаев, которые без сомнения везде были». Казеннокоштные студенты успевали посетить трактир даже утром перед лекциями.

Жихарев предпочитал другим развлечениям обеды и балы, часто посещал оперу и балет. Воспитанники университета с менее взыскательными запросами развлекались по иному: они участвовали в кулачных боях на Неглинной, где по воспоминаниям И.М. Снегирева, «сходились бурсаки духовной академии и студенты университета, стена на стену: начинали маленькие, кончали большие. Университантам помогали неглинские лоскутники».

Многие студенты любили в праздничные дни гулять в Марьиной роще или Сокольниках. Ляликов вспоминает, что студенты «не пропускали и так называемых монастырских гуляний по их храмовым праздникам. Раз, помню, втроем наняли мы лодку у Москворецкого моста (6 авг.) и поплыли к Новоспасскому монастырю. Плавали также к Воробьевым горам, лакомились молоком и малиной в Марьиной роще и в Останкине».

Посещали студенты и театр. Университетский театр был одним из первых в России. В подготовке спектаклей принимали участие студенты и гимназисты. Театр нес просветительскую миссию, сближая университет с русским обществом. Кроме театральных представлений, давались маскарады тоже на святках или масленице, а «по воскресеньям и праздникам случались иногда вечерние танцы или концерты».

С 1760 г. студенческая труппа становится профессиональной и получает название «Российский театр». В университетском театре начали свою деятельность такие русские актеры, как Троепольская, Лапин, Михайлова и др. В 1776 г. антрепренером Медоксом был создан первый в Москве постоянный публичный профессиональный театр, для которого в 1780 г. Медокс построил большое здание на улице Петровке - Петровский театр. Именно в нем в 1783 г. впервые в Москве была показана комедия «Недоросль» Фонвизина. В состав труппы входили выдающиеся актеры, и в их числе - Петр

Алексеевич Плавильщиков, окончивший в 1779 г. Московский университет. В 1825 г. на месте Петровского театра построено новое здание (ныне Большой театр).

На посещение театра и покупку книг студенты тратили сэкономленные деньги, оставшиеся после платы за учебу, а также заработанные переводами книг и частными уроками.

Важная роль в период пребывания студентов в университете отводилась их церковной жизни. Когда университет помещался в здании Аптекарского дома, студенты ходили на службу в Казанский собор. После того, как университет приобрел дом Репнина, «подле сего места рядом стоявшая по Никитской улице приходская каменная церковь Успения Богоматери, или св. Дионисия Ареопагита, была переименована университетскою и присоединена к нему». 5 апреля 1791 г. была освящена в левом крыле строящегося университетского здания на Моховой церковь во имя св. мученицы Татианы. В сентябре 1817 г. домовым храмом университета стала церковь св. Георгия на Красной горке, а в 1820 г. в ней был освящен придел в честь св. мученицы Татианы.

По воспоминаниям Полуденского, в конце XVIII в. церкви в это время особенной при университете не было, а поочередно учащихся водили в разные приходские храмы.

Как вспоминал Ляликов, студенты «обыкновенно говели на первой неделе Великого поста. Всенощную слушали в большой столовой во всегдашнем присутствии Сандунова и обоих суб-инспекторов. Хор был из своих». «Приобщались мы Св. Таин, -вспоминал он, - в Георгиевской церкви на Моховой. Представьте же себе (меня и теперь это удивляет): во все время, довольно продолжительное, причащения студентов (нас было человек 40, да медицинских втрое больше) пелену пред подходящими к потиру держали Сандунов и Мудров, как инспекторы». Студенты посещали не только университетскую церковь, но и другие московские храмы. «Вообще нам часто повторяли - ходить к службе в свою приходскую (Георгия на Красной горке) церковь; но все постоянно ходили в соседний Никитский монастырь или кучками куда-нибудь вдаль, например в Донской, Новодевичий». Причинами выбора той или иной церкви служили как красивое пение, так и хорошая проповедь в этом храме. Любителем церковного пения был Жихарев. После обедни, правда, он может отправиться смотреть картинную галерею (покойного князя Голицына) или конские бега.

Студенты проявляли себя и как часть литературного пространства Москвы. В XVIII в. университет включал в себя целый комплекс учреждений. При нем функционировали библиотека, типография и книжная лавка. Именно в университетской типографии стала печататься газета «Московские ведомости», вокруг которой объединились любители словесности. К работе над выпуском этой газеты привлекались гимназисты и студенты Московского университета. «Литературная и типографская деятельность при университете, - пишет Шевырев, - с каждым годом оживлялась более и более. Газеты возбуждали внимательное участие публики. В 1760 году невозможно было найти в книжной лавке полного экземпляра газет за предшествовавший год».

В начале 1760-х годов при Московском университете возникает новая группа периодических изданий - литературные журналы. Университетские издания были задуманы как план воспитания общества путем культурного воздействия на него.

Четыре первых журнала («Полезное увеселение», «Свободные часы», редактором которых был Херасков, «Невинное упражнение» (издавал И.Ф. Богданович), «Доброе намерение»), выходившие при Московском университете в начале 1760-х годов, были изданиями литературными. В них участвовали известные писатели - Сумароков, Херасков, Тредиаковский и обширная группа молодежи, начинавшей пробовать свои силы в творчестве.

В 1771 г. по инициативе куратора Мелиссино в Московском университете было образовано первое его официальное ученое общество - Вольное «российское «собрание. Оно было учреждено «для исправления и обогащения Российского языка, чрез издание полезных, а особливо к наставлению юношества потребных, сочинений и переводов,

стихами и прозою». Председателем собрания был сам Мелиссино, замещал его директор университета

М.В. Приклонский. В число членов общества входили многие «знатные особы», такие как княгиня Дашкова, историк М.М. Щербатов, Сумароков и сам князь Потемкин. Заседания собрания проходили очень торжественно и пышно. По описаниям современников, Потемкин сидел за столом, «выставляя напоказ бриллиантовые пряжки башмаков своих, щеголяя ими перед студентами, которые в мундирах, стоя вокруг, присутствовали при этих заседаниях». Вольное российское собрание привлекло к делу просвещения российскую элиту, что позволило оказать значительное влияние на общество и породить множество сторонников, включая Новикова и М.Н. Муравьева.

Общества несколько иного характера появились при Московском университете в 1780-х гг. Их появление связано с деятельностью масонов, прежде всего Новикова и Шварца. Новиков сам являлся питомцем Московского университета, к работе в университете его привлек Херасков. 1 мая 1779 г. университет заключил с Новиковым контракт, по которому университетская типография передавалась ему в аренду на десять лет. Главная цель Новикова заключалась в том, чтобы распространять просвещение, «которое он разумел не иначе, как основанным на религиозно-нравственных началах, преимущественно в духе мистическом». Для перевода иностранных книг он привлекал студентов, оказывая тем самым им существенную материальную подддержку. С 1779 г. он издает в Москве журнал «Утренний свет».

В 1779 г. Новиков познакомился с Шварцем, профессором немецкого языка при университете. Их общими целями были «подготовка учителей в духе масонской этики, внедрение новых правил воспитания». Благодаря их трудам, в 1779 г. была открыта Учительская (Педагогическая), а в 1782 г. - Переводческая (Филологическая) семинарии. Первая из них предназначалась для подготовки студентов к преподавательской деятельности, а вторая - для перевода на русский язык иностранных сочинений. 13 марта 1781 г. в университете, по инициативе Шварца, было открыто первое студенческое общество под названием «Собрание университетских питомцев». Целью общества ставилось «усовершенствование российского языка и литературы» через сочинения и переводы. Многие студенты являлись активными участниками собрания. М.И. Антоновский «сочинил обществу оному устав, правилам коего соображаясь члены сего общества столь хорошо образовались, что, по выходе их из университета и по вступлении в государственную службу, тогда же оказались самыми способнейшими людьми к оной, так что редкий из них ныне служит без отличия (кроме одних гонимых завистию и злобою), менее 4-го класса».

В 1782 г. на масонской основе вокруг университета сложилось Дружеское ученое общество. Оно объединяло более 50 человек. На его иждивении обучались более 20 студентов, среди которых будущие митрополиты Серафим (Глаголевский) и Михаил (Десницкий), профессора П.А. Сохацкий, А.А. Прокопович-Антонский и П.И. Страхов. Именно кружок товарищей Новикова по Дружеском ученому обществу и осуществлял выпуск литературных изданий при университете в 1780-е гг.

В 1781 г. Новиков выпускал «Московское ежемесячное издание», в 1782 г. начинает издаваться журнал «Вечерняя заря», а с 1784 г. - «Покоящийся трудолюбец». Содержание этих журналов главным образом состояло из написанных студентами стихотворений или «рассуждений» на нравственно-философские темы. «Покоящийся трудолюбец» имел явно выраженную оккультно-мистическую направленность, о чем говорит то, что там помещались такие статьи, как «О науке, называемой Кабале», а также давалась положительная оценка известного мистика Сведенборга.

Столь явная пропаганда мистицизма не могла не обратить внимания властей. В указе от 23 декабря 1785 г. Екатерина II писала, что в типографии Новикова печатаются «многие странные книги» и архиепископу Платону было предписано рассмотреть их и испытать Новикова в законе Божием. В результате кружок Новикова подвергся гонениям:

в 1786 г. были закрыты Филологическая семинария и Дружеское ученое общество. В результате студенческая литературная деятельность замерла на несколько лет.

Студенты Московского университета принимали самое деятельное участие в общественно-литературной жизни России. Многие из них были талантливыми писателями, поэтами; некоторые из них стали издателями. Благодаря переводческой деятельности студентов Москва и вся Россия знакомилась с западной литературой. Процесс образования и воспитания продолжался вне стен университетских аудиторий, на частных квартирах. Студенческие кружки формировали новые взгляды, закладывали систему ценностей, таким образом, проходил процесс вхождения студента в общественную жизнь. Так происходила «культурная колонизация» университетом городского пространства.

Таким образом, перенос европейских университетских реалий в Россию состоялся, хотя местная почва создавала определенную специфику. Московский университет, как и европейские, представлял собой корпорацию, признаками которой были относительная автономия, свой суд, мундир и некоторые другие привилегии.

Повседневная жизнь студентов Московского университета еще несла на себе отпечаток тех сословий, откуда они вышли, и о формировании единого «корпоративного» знаменателя в рассматриваемый период пока не может быть речи. В то же время, общение сближало юношей из различных социальных групп, формировало единое пространство идей. В конечном итоге, начальная история студенчества Московского университета в это время свидетельствует о происходившем процессе формирования студенческой корпорации, осознания общности интересов и жизненных задач, что во многом стало характерно уже для студентов середины XIX в.

Университет сближал представителей разных сословий с помощью организации общих форм быта. Хотя в университете среди студентов и профессоров долгое время преобладали разночинцы, он был тесно связан с дворянской культурой.

Приступая к изучению темы, студенты должны помнить, что во второй половине XIX веке в русской культуре происходят важные изменения. Это во многом было связано с теми крупными историческими событиями, которые происходили в России. Важнейшим фактором, оказавшим огромное влияние на развитие всех сторон жизни общества, явилась отмена крепостного права и последовавшие за ней буржуазные реформы. Благодаря этим преобразованиям в России быстрыми темпами развивался капитализм, который изменял весь старый хозяйственный строй страны, приводил к изменению социального и духовного облика населения, его быта, нравов, к росту культурных потребностей.

Развитие просвещения необходимо рассматривать на примере преобразовательной политики министра народного просвещения А.В. Головнина. Подъем науки и техники также был связан с реформами в сфере образования. Необходимо рассмотреть научную деятельность Российской Академии наук, университетской профессуры, многочисленных научных и научно-технических обществ, возникших в России во второй половине XIX в.

Следствием реформ образования стал также заметный рост библиотек и музеев, органов периодической печать и книгоиздательства.

Развитие русской литературы во второй половине XIX в. обуславливалось кризисом взаимоотношений власти и общества после Крымской войны, поэтому на центральное место в ней выдвигались идеи общественного служения, гражданственности, обличения существующей действительности. Рассматривая в общих чертах творчество Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и др., студентам необходимо попытаться сформулировать главную линию развития русской литературы в рассматриваемое время и степень ее влияния на духовное развитие общества.

Вопрос о развитии русского искусства необходимо рассмотреть, обращая внимание на те новые социальные процессы, которые происходили в стране. В частности, на появление разночинной интеллигенции, благодаря которой изменилось отношение деятелей культуры к месту и роли в обществе.

Во второй половине XIX столетия в России окончательно сформировалась национальная художественная школа, достижения которой охватили не отдельные виды искусства, но именно художественную культуру как целое, объемлющее и различные виды искусства, и всю систему их взаимодействия, и взаимосвязь искусства с обществом.

Рассматривая вопрос о развитии архитектуры, следует отметить, в результате бурного развития капиталистических отношений после отмены крепостного права росло число городов, прежде всего крупных центров.

Рождались новые приемы застройки, использовались новые строительные материалы.

Главным художественным направлением в архитектуре этого времени была эклектика. Среди русских архитекторов пореформенной эпохи было немало выдающихся мастеров. Студенты должны познакомиться с творчеством А. Е. РезановА, А. М. Горностаева, В.О. Шервуда и др.

Вопрос о развитии русской живописи требует знаний о том, что ведущим центром подготовки профессиональных архитекторов, скульпторов, художников по-прежнему оставалась Академия художеств России. Не стоит отрицать, что в Академии осуществлялась подготовка специалистов европейского уровня. Однако ограничение свободы творчества академическими догмами вызывала недовольство той части ее учеников, которая разделяла демократические убеждения. Неудовлетворенность академической системой преподавания у части учеников Академии художеств в 60-х гг. XIX в. привела к первому организованному выступлению против академических порядков. В истории русской культуры это событие известно как «Бунт четырнадцати». Студентам необходимо понять причины протеста молодых художников, изучить материалы о деятельности созданной ими в 1863г. «Первой Санкт-Петербургской артели свободных художников».

Особенно важно проанализировать причины создания, состав участников, идейные установки Товарищества передвижных художественных выставок.

Рассматривая творчество мастеров изобразительного искусства, следует выделить основные направления в развитии живописи: бытовой жанр, историческая живопись, портретная и пейзажная живопись

Студентам следует изучить биографии таких известных живописцев второй половины XIX., как В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.К.Саврасов, И.И. Шишкин и др.

Развитие скульптуры в изучаемый период было связано с творчеством ваятелей академического направления – М.О. Микешина и А.М. Опекушина. Реалистическое направление в скульптуре выразилось в творчестве М.М. Антокольского.

Демократизация художественной жизни страны, происходившая в начале 1860-х годов, привела к качественным, радикальным сдвигам во всем укладе музыкальной жизни. Это подтверждается развитием музыкальной критики и теоретической мысли о музыке; организацией в 1860 г. Русского музыкального общества (РМО). Его целью было «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов». В 1862г.- в Петербурге, а в 1866 г. – в Москве по инициативе знаменитых пианистов и дирижеров братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштен были открыты консерватории. Впервые профессия музыканта приобретала юридический статут; звание «свободного художника», присваивавшееся по окончании курса, означало определенное гражданское состояние.

Продолжателем творческой традиции М. И. Глинки был П. И. Чайковский, с именем которого связано развитие русской музыкальной культуры изучаемой эпохи. Реалистические традиции М. И. Глинки получили дальнейшее развитие в творчестве участников кружка композиторов реалистического направления - «Могучая кучка», в состав которой входили М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин и Ц. А. Кюи. Студентам следует изучить их биографии, знать основные музыкальные произведения. Театральная жизнь в 1860-1890-х годах была представлена оперными театрами – Большим и Мариинским, а также драматическими театрами. Ведущую роль играли Малый и Александринский театры. Студенты должны изучить драматургию, особенности режиссуры, систему театрального образования; познакомиться с историей создания столичных театров, а также творчеством работавших в них ведущих артистов (М. С. Щепкин, П. М. Садовский, П. А. Стрепетова, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова – в Малом театре; В. В. Самойлов, П. В. Васильев, К. А. Варламов, М. Г. Савина - в Александринском театре.

Важно отметить, что после упразднения в 1882 г. монополии Императорских театров, началось создание театров в русской провинции. Студенты должны подготовить выступления о театрах Дона.

Темы рефератов:

1. Новые тенденции в российской культуре в пореформенное время.

2. «Передвижники» и их общественное значение.

3. Провинциальный театр во второй половине XIX века (на примере развития театров Ростова-на-Дону, Таганрога, Новочеркасска).

Источники и литература:

1. Боткина А. П. М. Третьяков в жизни и искусстве. М., 1960.

2. Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1961.

3. Тенишева М. К. Впечатления моей жизни. Л., 1991.

1. Алленов М.М. и др. Русское искусство X - начала XX: Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика. М., 1989.

2. Аронов А.А. Мировая художественная культура: Россия: конец XIX - XX век. Учеб.пособие. М., 1999.

3. Гордеева Е. М. Композиторы «Могучей кучки». М., 1986.

4. Зезина М.Р. Кошман Л.В., Шульгин В.С. Культура России в IX-XX вв. - М., 1996.

5. Кондаков И. В. Культура России. М., 1999.

6. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. М., 1997.

7. Культура и искусство России XIX в. М., 1985.

8. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М., 1971.

9. Лисовский В. Г. Академия художеств. Л., 1988.

10. Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1993.

11. Никитин В.С. Чайковский: старое и новое. - М., 1990.

12. Организация науки в пореформенной России. Л., 1987.

13. Очерки русской культуры второй половины XIX в. \ под редакцией Н.М. Волынкина. М.,1982.

14. Петровская И.Ф. Театр и зритель российских столиц. 1875-1917. - Л. 1990.

15. Петровская И.Ф. Театр и зритель в провинциальной России. Вторая половина XIX века. - М., 1979.

16. Плотников В.И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX в. Л., 1987.

17.

18. Познанский В.В. Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. М., 1976.

19. Русская художественная культура второй половины XIX века. М., 1991.

20. Рябцев Ю. С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв. М., 1997.

21. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века: курс лекций. М., 1989.

22. Соболева Е.В. Борьба за реорганизацию Петербургской Академии наук в середине XIX века. Л., 1971.

23. Соболева Е.В. Организация науки в пореформенной России. Л., 1983.

24. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX в. М., 1995.Щетинина Г.И. Идейная жизнь русской интеллигенции. Конец XIX - начало XX в. М., 1995.

25. Щетинина, Г. И. Идейная жизнь русской интеллигенции. Конец XIX-начало XX в. М., 1995.

26. Эймонтова, Р. Г. Русские университеты на грани двух эпох: От России крепостной к России капиталистической. М., 1985.

27. Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век. СПб., 2000.

Тесты

к теме: «Русская культура во второй половине ХIХ века» .