Биографии Характеристики Анализ

Мнения историков по алексею михайловичу. Исторические портреты

На период 1613-1676 гг. приходится правление первых Романовых: Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, отца и сына, на чьи плечи были возложены заботы целого государства. За время их правления все сферы жизни общества претерпели изменения. Это и становление самодержавия, и экономический подъем, и присоединение утерянных территорий, и многое другое, но также XVII век был назван «бунташным» и этому были причины.

В 1613 г царем на Земском соборе был избран Михаил Федорович Романов, положивший начало новой династии.

Его основной задачей было восстановление экономики после разорений Смуты, а во внешней политике – возвращение потерянных в годы Смуты земель и дальнейшее расширение территории страны. Благодаря поддержке Земского собора, который созывался почти беспрерывно первые 10 лет, и патриарха Филарета – отца Михаила, правящего страной вместе с сыном до самой своей смерти, в России стабилизировалась обстановка, на несколько десятилетий в стране наступили покой, дававший возможность развивать экономику и продвигать страну к новым преобразованиям. За время правления Михаила Федоровича началась трансформация сословно-представительной монархии в самодержавную, подготовлена хорошая почва для преемника царской власти Алексея Михайловича.

Одним из важнейших направлений деятельности Алексея Михайловича было принятие нового свода русских законов – Соборное Уложение 1649 г. Его главные положения касались завершения закрепощения крестьян(подтверждение отмены Юрьева дня и установление бессрочного сыска беглых крестьян), защиты интересов дворянства и верхушки посадского населения и т. д. Причины закрепощения скрывались за желанием царя сохранить поддержку бояр и дворян, то есть тех, кто владел землей и нес в пользу государства военную и гражданскую службу. В Соборном Уложении нашел отражение процесс становления абсолютизма. В свод законов была включена глава, регламентирующая отношения к государю и строгие наказания за малейшие проступки против государя и государства. Таким образом, принятие Соборного Уложения укрепило влияние царя, положение дворянства.

Между событиями периода 1613-1676 гг. имеются причинно-следственные связи. Все события этого периода были продиктованы обострением социальными противоречиями в стране и заинтересованностью всех слоев населения в необходимости четких законов, необходимостью укрепления центральной власти.

Историки дают неоднозначную оценку правления, особенно Алексею Михайловичу, потому, что с одной стороны, страна сделала большой шаг вперед (появились элементы капитализма, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма), Соборное Уложение стало основным законодательством страны на долгие годы, были достижения и во внешней политике. Действия царей 17 века во многом подготовили те реформы, которые в начале 18 века будет проводить Петр I.

С другой стороны, произошло окончательное закрепощение крестьян, многие социальные выступления (1648 г - Соляной бунт, 1662 г. – Медный бунт, 1670-1671 гг. восстание под предводительством Степана Разина и др.), раскол церкви. Многие историки, оценивая деятельность Алексея Михайловича, говорят о нем как о тихом и мягком человеке, не очень решительном, но, несмотря на это, следующему поколению было передано достаточно сильное государство, готовое к дальнейшим изменениям.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………………………...3

2. Основная часть………………………………………………………………….5

3. Заключение……………………………………………………………………...8

Список используемой литературы……………………………………………….9

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что многие правители России получали при жизни прозвища за свой нрав, подвиги, реформы. Например, Князь Владимир Святой – “Красное солнышко”, князь Дмитрий Иванович – “Донской”, князь Александр Ярославич – “Невский”, князь Иван I – “Калита”, царь Иван IV – “Грозный”, царь Александр I – “Победитель”, царь Александр II – “Освободитель”.

Всегда ли были верны эти народные прозвища? В своей работе мы провели исследование, просвещенное царю Алексею Михайловичу, а именно присвоенному ему прозвищу “Тишайший”.

Более чем тридцатилетнее царствование второго царя из рода Романовых было ознаменовано бунтами, войнами и мятежами, из-за которых весь XVII век получил название «бунташного века». Однако, несмотря на это, Алексея Михайловича прозвали «Тишайшим». Так кто же он: "тишайший" царь, стремившийся к миру и справедливости, или тиран, непрерывно воевавший все свое долгое царствование - с поляками, шведами, малороссийскими гетманами, крымскими татарами, турками, Стенькой Разиным и даже с монахами Соловецкого монастыря?

Существование данной проблемы определяет актуальность нашего исследования.

Проведённый нами опрос школьников 5-7 классов, показал, что прозвище «Тишайший» все они связывают либо с личностью царя Алексея Михайловича, либо с тем, что во время его правления не было войн. Правы ли они? Это и стало объектом данного исследования.

Цель работы: на основе различных источников о личности, правлении и деятельности выяснить, почему Алексея Михайловича называют Тишайшим.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать интернет-ресурсы и литературу об Алексее Михайловиче.

2. Сопоставить оценки современников и историков о личности царя.

3. Узнать, с чем связано прозвище Алексея Михайловича.

Гипотеза: если Алексея Михайловича называют «Тишайшим», то связано ли это с его личностными качествами.

Для достижения цели исследования мы использовали следующие методы: изучение и анализ литературы и документов, обобщение, сравнение, опрос.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Царь Алексей Михайлович остался в истории с прозвищем «Тишайший».

Считается, что Алексея Михайловича прозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь был добродушный человек. В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостью», как и его отец, Михаил Федорович. Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, - но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, малоспособным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам» . К.Ф. Валишевский пишет, что «несмотря на свою мягкость и добродушие,… Алексей любил злые шутки» , кроме того наказывал «сурово и беспощадно за невинные провинности», однако, по мнению автора, на него «нельзя не обратить внимания как на одного из наиболее высоконравственных монархов всех времен и народов».

Таким образом, Алексей Михайлович, по мнению историков, вовсе не был «тишайшим» - ни по своей натуре, ни по делам.

Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Вспоминая «работы свои непрестанные», боярин Артамон Матвеев замечал, что «прежде сего никогда не бывало». Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной? Сами современники называли XVII век - «бунташным веком». В реальной жизни царь был человеком жестокого XVII века. В делах государственного управления он был самодержавным монархом, не признававшим ограничения своей власти. Это был русский царь-феодал, именно при нем разгорелись и были очень жестоко подавлены многие бунты – Соляной, Медный, Псковский, грандиозное восстание Степана Разина, при нем завершилось закрепощение крестьян, начался процесс подчинения церкви государству.

Однако, в житейском, в бытовом плане, это был совершенно иной человек. Жесткий во власти, в быту царь Алексей предстает как образованный, весьма эмоциональный, очень живой характером и любознательный человек, местами мягкий, даже нерешительный и боязливый. Он любил всякие новости и диковинки, был очень теплым и искренним к своим друзьям и родственникам. К разным иностранным вещам царь относился или благожелательно, или, по крайней мере, не мешал им, а то и не брезговал использовать сам. В то же время, бывал он вспыльчив и скор на гнев, несмотря на внешнее добродушие и действительную доброту. Алексей Михайлович нередко давал волю своему неудовольствию, гневался, бранился и даже дрался. Причем, доставалось и боярам. В одном из заседаний Думы государь обругал, побил и пинками выгнал из комнаты своего тестя Милославского. Впрочем, Алексей Михайлович быстро остывал и никогда долго не хранил зла.

Иностранных свидетельств, которые рассказывают об Алексее Михайловиче известно сравнительно много: остались записки, дневники, донесения людей, побывавших в России, в том числе и в составе посольств, сохранились рассказы европейцев, приезжавших в «Московию» на почетных правах специалистов в различных областях. О царе писали его современники - Патрик Гордон, Бальтазар Койэт, Адольф Лизек, Августин Майерберг, Андрей Роде, Иоган де Родес. Рассмотрев в общих чертах сведения современников об Алексее Михайловиче, прежде всего иностранцев, вряд ли можно составить исчерпывающий образ правителя. И все же их сочинения дают возможность познакомиться с незаурядной личностью русского царя,

увидеть его, как реального человека с его интересами и увлечениями, с определенным мировоззрением, образом жизни, отношением к себе и к людям.

Эпитет «тишайший» не используется современниками, как характеристика царя. Мы нашли этот эпитет только у протопопа Аввакума, но не в качестве прозвища, а в составе неофициального титула, который он считает не соответствующим личным качествам Алексей Михайловича. Аввакум обличает: «И царя тово враг Божий омрачил, да к тому величает, льстя, на переносе: «благочестивейшаго, тишайшаго , самодержавнейшаго государя нашего - больше всех святых от века! - да помянет Господь Бог во царствии своем, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков... Но как раз это высказывание и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Его истоки лежат в старинной формуле «тишина и покой», что символизирует благоустроенное и благополучное государство. Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший , самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось».

Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» - это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Петр, а потом в течение 30 лет один Петр, которого уж никак не заподозришь в «тихом» поведении и излишней мягкости.

Мнения историков об Алексее Михайловиче -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования, мы познакомились с характеристиками царя, документами той эпохи, основными его деяниями, чтобы согласиться или усомниться с данным царю Алексею прозвищем «Тишайший». Работая над данной темой, мы пришли к выводу, что Алексей Михайлович не был тишайшим ни по натуре, ни по своим делам. Был он вспыльчив, иногда выходил из себя и даже давал волю рукам. Он любил быстроту и в мыслях, и в поступках, любил энергичных и деятельных людей. Почему же его назвали тишайшим, то есть смиренным и кротким? Дело в том, что Алексей Михайлович был подателем «тишины», то есть умел поддерживать порядок, при нем не было смуты, а слово «тишайший» было одним из царских титулов того времени. Таким образом, наша гипотеза, не подтвердилась. Прозвище «Тишайший» лишь отчасти связано с личными качествами Алексея Михайловича и в большей степени относится к его неофициальному титулу, свидетельствующему о его государственной политике.

Мы надеемся, что наше исследование поможет школьникам избавиться от стереотипов и по новому взглянуть на личность Алексея Михайловича, задуматься о его роли в истории России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Валишевский К. Первые Романовы, Москва, «Советский писатель», 1990, с. 25, 116

2. История России с древнейших времен до конца XVII века/ А.П.Новосельцев, А.Н.Сахаров, В.И. Буганов, К.Ф. Валишевский 1990, с. 270-298

3. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991, с. 151-170

4. Ключевский В.О О русской истории (Сост.авт. Предисл. и примеч. В.В Артёмов) , М., 1998

5. Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н\Д: Феникс, 2004.

6. Рыжков К.В 100 великих россиян – М. : Вече, 2008.- с.177-178

7. Энциклопедия «Аванта +» Великие люди мира, М., 2005, с. 167-178

8. Я познаю мир «История».(Ф.Платонов, В.О.Ключевский). Автор составитель Н.В. Чудакова. Издательство «АСТ» Москва, 2001.

Список используемых интернет-ресурсов:

Реферат по учебной дисциплине "История России"

на тему:"Время правления Алексея Михайловича Романова".

План

1. Введение.

3. Медный и соляной бунты .

5.Последние годы правления Алексея Михайловича.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1.Введение

Царь Алексей Михайлович возглавил страну в трудные годы, когда она ещё не оправилась от Смуты окончательно, и положение в России было более чем неспокойным. Не случайно этот век сами современники прозвали «бунташным веком». В то же время происходило множество перемен. Постепенно нивелировались прежние принципы и идеалы, многое менялось во всех сферах жизни людей. Общественное сознание также претерпело немалые трансформации. Потому пришедшая к власти династия искала новые формы власти и методы воздействия на людей. Алексей Михайлович являлся противоречивой личностью. Прозванный «Тишайшим», он, тем не менее, весьма часто впадал в гнев и был скор на расправу. По отношению к близким он был мягким и тихим, а в остальных случаях правитель отличался недоверием и подозрительностью. Будучи набожным и при этом мнительным, он во всём видел «дурной глаз», колдовство, что часто приводило к обвинениям и последующим наказаниям зачастую невиновных людей.

Реформы, произведённые им и его фаворитом боярином Морозовым, вызвали в стране стихию бунтов и восстаний (Соляной и Медный бунты, Крестьянская война под предводительством Степана Разина). Учитывая постоянные военные столкновения с Польшей, Швецией, Турцией и крымскими татарами, следует признать период правления Алексея Михайловича был нестабильным и конфликтным. Все эти драматические события явились своеобразной проверкой на прочность нового царя из династии Романовых. Эпоха правления Алексея Романовича принесла и ещё одно дестабилизирующее явление в русском обществе - Раскол, связанный с именем патриарха Никона (1605 - 1681). Так возникла ещё одна угроза, направленная на этот раз не на государственные, а на духовные устои российской жизни. Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в том, что государство в столь сложных условиях «не рухнуло, а, напротив, окрепло» [Платонов; 189]. Таким образом, период правления Алексея Михайловича оказалось временем подъёма - творческого, государственного, духовного, что, несомненно, увеличивает степень интереса к его личности в наши дни.

2. Внутреннее устройство при царе Алексее Михайловиче. Крепостное право.

Алексей Михайлович начал править страной в шестнадцать лет. Как и его отец, он не был самостоятелен в своём царствовании. Основную роль в управлении государством первые три года играл боярин Б.И. Морозов (1590 - 1661) - воспитатель Алексея Михайловича. Юный возраст царя, стремление к развлечениям и ранняя женитьба не позволили ему сразу приступить к государственным делам после венчания на царство. Это дало возможность предприимчивому Морозову быстро начать свою деятельность. Он принялся руководить сразу несколькими приказами, имеющими определяющее значение - финансовым (Большая казна), Стрелецким приказом и Иноземным приказом, а также монополией на питейное дело и аптекарским приказом. При этом следует отметить, что новый царь имел прекрасное образование и обладал немалыми талантами, а потому в скором времени смог сам начать исполнять свою миссию Божьего ставленника.

Основной заботой нового государя и правительства стало пополнение казны. С этой целью в 1646 году был издан указ, в котором приказывалось повысить пошлину на соль. Это привело к тому, что соль перестали покупать (ввиду её резкого подорожания). В результате, доходы казны резко упали. Одновременно с податного населения начали взыскивать недоимки по налогам, накопившимся за предыдущие два года. Эти действия вызвали крайнее недовольство населения.

Всё более укрепляя государственную власть, царь со временем начал опираться на административно-чиновничий аппарат. Система управления страной основывалась на Приказах - территориально-отраслевых органах централизованного управления. Приказы, которые появились в XVII веке (хотя зародились они ещё во времена существования Русского централизованного государства), сделались основой бюрократического механизма России.

Алексей Михайлович стремился реформировать государственное устройство страны. Одним из крупнейших его преобразований было создание свода законов государства - Соборного Уложения.

Соборное Уложение 1649 года является важнейшим источником права XVII века, в котором подробно освещается работа всех отраслей права - судебных органов, судопроизводства, гражданского, уголовного, административного, семейного и др. Уложение разграничивало феодальные владения (поместья и вотчины), приравнивало правовое положение крестьян и холопов, отменяло «урочные лета», нивелировало личность крепостного крестьянина и превращало её в товар. Закреплялось право продажи крестьян и право внесудебной расправы над ними. Таким образом, крепостное право при царе Алексее Михайловиче утвердилось окончательно. По словам С.Ф. Платонова, «отмена Уложением урочных лет, отведённых для поиска беглых крестьян, тем окончательно прикрепило тех к земле» [Платонов; 191].

Уложение касается и посадского населения. Теперь эта общественная прослойка прикреплена к посаду. Посадские превращаются в замкнутый класс, которому невозможно покинуть территорию. При этом и вход постороннему в посад запрещён. Таким образом посадское население обособляется и ограничивается в правах.

Уголовное право в Соборном Уложении систематизировало преступления и наказания в соответствии с феодальным правом. Самым тяжким преступлением было преступление против Бога и веры, а затем против царя и власти, государственные преступления. Завершали эту систему преступления против личности. Система наказаний выглядела устрашающей и предусматривала отрубание головы, повешение, утопление, закапывание живым в землю, залитие в глотку расплавленного металла, сожжение на костре, четвертование, колесование, различные телесные наказания. Широкое применение получило тюремное заключение как срочное, так и бессрочное [Цечоев; 201 - 202].

Воцарение на троне Алексея Михайловича совпало с новой эпохой исторического существования России. А.Н. Боханов пишет: «Раны Смуты были залечены, Русский дом сохранён и восстановлен, все “незваные гости” выдворены за его пределы, потому и возникала настоятельная потребность навести порядок и чистоту в управлении государством и русской жизни» [Боханов; 178]. Устремления молодого царя были направлены на укрепление нравственного состояния народа, на исполнение православных законов.

Россия в то время позиционировала себя как Государство-Церковь, страной, в которой духовные приоритеты являлись преобладающими. Смыслом существования человеческой личности являлась его причастность к общению с Богом . Именно родство во Христе определялось как доминирующая концепция земной жизни. «По этой причине, - утверждает крупный историк А.Н. Боханов, - ни при царе Алексее Михайловиче, ни до, ни после него невозможен был этнический национализм» [Боханов; 10].

Во времена правления второго царя из династии Романовых было открыто более ста пятидесяти монастырей, испытала взлёт русская православная культура, рождается литература светская, возникает светская живопись и даже начинают устраиваться первые комедийные представления при дворе. Об этих фактах царствования говорится гораздо меньше, чем о бунтах и восстаниях, но, тем не менее, они были и подтверждаются выдающимися отечественными историками (В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов и др.).

Алексей Михайлович оказался сторонником церковной реформы, за идеал державшей греческий образец. Поддержку государь получил от ставшего в 1652 году патриархом Никона. Церковная реформа последовала в скором времени, после чего и наступил раскол. В официальном письме, написанном в 1653 году, Никон велел приступить к преобразованиям. Этот процесс спровоцировал репрессии против тех, кто являлся апологетами старой веры. Таким образом объединение бывших единомышленников раскололось. Лидером противников нового стал протопоп Аввакум, который отверг новшества и превратился в «старообрядца». С тех пор его имя сделалось олицетворением движения раскольников. В свою очередь патриарх Никон стал главой официального - реформаторского направления церкви. В 1654 году он при поддержке Алексея Михайловича созывает Церковный Собор. На нём патриарх выказывает весьма крайние позиции, даже не подразумевая примирения сторон. После установления реформ противники Никона подверглись гонениям.

Никон и по отношению к царю вёл себя не очень этично, создавая тем самым условия для разрыва связи с ним. Никон активно проповедовал идею возрождения византинизма. Он желал также не только полной церковной власти, но части светской. Патриарх не скрывал своих убеждений: «священство царства преболе есть» [Лобачёв; 117]. Таким образом, основной причиной разрыва между Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном было посягательство последнего на разделение светской власти.

Выступал патриарх и против Соборного Уложения 1649 года. Ему претил тот факт, что духовенство могло судиться светским судом, он открыто назвал документ «беззаконной книгой». Протестуя против этого, Никон сформулировал положение, которое препятствовало процессу обмирщения общества, лидерству духовной власти над светской. Разрыв Алексея Михайловича и Никона произошёл летом 1658 года. Впоследствии царь простил патриарха и проявил к нему, находящемуся в заточении, милосердие и сам попросил у него прощение.

Итак, внутренняя политика Алексея Михайловича была направлена на прекращение бунтов, мятежей и восстаний. Именно беспорядки побуждают его к составлению своего главного документа - Соборного Уложения 1649 года, охватившего все сферы жизни - гражданскую, уголовную, духовно-нравственную.

3. Медный и соляной бунты.

Недовольство установленными порядками накапливалось, росло и в царствование Алексея Михайловича проявилось в целом ряде бунтов и открытых восстаний. Первые бунты носили местный характер и, загоревшись, быстро погасали. Совсем иная ситуация оказалась с последним бунтом - восстанием под предводительством Степана Разина, охватившим довольно широкую часть страны.

В 1648 году произошёл т.н. «соляной бунт». Он был вызван злоупотреблениями высших правительственных лиц, а именно Б.И. Морозовым, И.Д. Милославским (тесть царя), Л. С. Плещеевым (судья Земского приказа), П.Т. Траханиотовым (начальник Пушкарского приказа), Н.И. Чистым (думный дьяк). От народного гнева удалось царю с трудом спасти Морозова, Милославский сумел остаться в тени, но оставшимся троим пришлось расплачиваться за всех. Траханионов был казнён всенародно, Плещеева растерзала толпа, а Чистого убили в собственном доме. В течение нескольких дней Москва переживала дни настоящего террора. Народ торопился излить свою накопившуюся злобу. Всех, кого они считали виновными в своих бедствиях, разыскивали по всему городу, а найдя грабили, сжигали дома и имущество, убивали. Как писали современники происходящего, «зашатался весь мир» [Чистякова; 12]. Правительство приняло скорые меры для примирения с народом: стрельцов угощали мёдом и вином. Милославский кормил у себя в доме московские сотни несколько дней подряд. В итоге народу было обещано снижение цены на соль и уничтожение монополий. На места убитых поставили только тех людей, которые пользовались хорошей репутацией.

Ещё один из самых известных бунтов, случившихся в правление Алексея Михайловича - «медный» (или «денежный») бунт. Он был вызван падением стоимости медных денег (их было выпущено слишком много, а налоги взимались серебром) - отсюда его название, и произошёл 4 августа 1662 года. Правительство и царская семья вторично были вынуждены пережить очень неприятные и тяжёлые моменты. Но на этот раз расплачиваться пришлось и бунтовщикам. К началу мятежа царь находился в церкви в Коломенском, когда толпа, прибежавшая из Москвы, потребовала выдать боярина Милославского - «денежного вора», по её мнению. Недовольство вызывал и окольничий Ф.М. Ртищев. Он был обвинён в том, что первым подал мысль о выпуске медных денег.

Алексей Михайлович быстро понял, в чём дело. Он приказал обоим спрятаться в комнатах царицы и царевен, а сам остался в церкви до конца службы. Но мятежники не дали ему такой возможности: они вынудили его выйти на паперть и не выпускали до тех пор, пока он не поклялся расследовать дело. Сначала толпа было успокоилась и отошла, но на смену ей явилась новая. Это случилось в момент, когда государь уже сел на лошадь, чтобы ехать после обедни в Кремлёвский дворец. Новые мятежники вели себя уже по-другому. Они разговаривали с угрозами, без положенной перед царём вежливости. Они требовали выдать им неугодных бояр. Пришлось вызывать стрельцов, которые и разогнали толпу. Г.К. Котошихин (1630 - 1667), являясь в данный период чиновником Посольского приказа, оставил ценнейшие свидетельства о царствовании Алексея Михайловича. Так, в частности, он пишет о том, что мятежников нещадно «били, секли и ловили». И оттого, что восставшие были безоружны, им не оставалось ничего другого как «бегать и топитися в Москву реку» [Котошихин; 38]. Около девятисот человек погибло в этом столкновении с обеих сторон. Последовали и репрессии: множество бунтарей было объявлено в розыск и после поимки часть из них повесили, а часть сослали в Поволжские города и Сибирь. Но всё же мятежники добились главного, и в 1663 чеканка медных денег была прекращена.

Бунты были большим испытанием для молодого царя, заставили его повзрослеть, позволили ему приобрести политический опыт.

4. Присоединение Украины. Война с Польшей, Швецией. Гражданская война под предводительством Степана Разина.

Совершая военные реформы в середине XVII века, Алексей Михайлович принимает решение: России следует возвратить западные и северо-западные земли, которые были отторгнуты в начале века Швецией и Речью Посполитой в результате Смуты. Второй важнейшей задачей правительства было укрепление южных границ страны, ведь по-прежнему существовала угроза нападения турок и крымских татар. Не исключал из плана важнейших дел царь и последующее освоение Дальнего Востока и Сибири - проект, начатый ещё во времена Иоанна Грозного.

Национально-освободительная борьба Украины под предводительством Б.З. Хмельницкого (1595 - 1657), которая в итоге вылилась в освободительную войну (1648), явилась толчком для объявления войны Речи Посполитой. Формально это произошло 23 октября 1653 года, а непосредственно военные действия были начаты в 1654 году.

До этого Украина пять лет боролась с Польшей за свою независимость с опорой на Запорожскую Сечь и призывая всё это время на помощь Россию. Решающий момент наступил 8 января 1654 года. В этот день на Переяславской Раде вопрос о присоединении к России был решён положительно. Таким образом, Россия могла начинать войну по причине того, что она была призвана к этому действию. Просьба Украины о помощи служила нравственным оправданием.

Итак, в мае - июне 1654 года русская армия вместе с украинскими казаками пересекла границу Польши и начала освобождение ранее захваченных земель: новгород-северских и смоленских. Удалось взять значительное число городов, среди которых были Смоленск, Мстиславль, Могилёв, Витебск, Дорогобуж, Гомель, Новый Быхов, Полоцк, Чечерск и др.

Зимой 1654 - 1655 гг. польские войска делают попытку вторгнуться на Украину, но совместная армия России и Украины (командуют дружиной В.П. Шереметев и Б.З. Хмельницкий) пресекают это действие. Крахом оборачиваются и осада польскими войсками Могилёва. В свою очередь русские войска начинают наступление и берут Минск, Гродно, Каунас, Вильно. Летом 1665 года осуществлён выход к Брест-Литовску (командование ведётся русским князем К.Я. Черкасским и украинским полковником И.Н. Золотаренко).

Другим важнейшим внешнеполитическим событием было вступление в войну Швеции. Армия шведов оккупировала значительную часть территории Речи Посполитой. Боярин А.Л. Ордин-Нащокин, выдвинутый царём Алексеем, допустил ошибку, предположив, что в теперешнем своём положении Речь Посполитая не представляет никакой опасности для России. Главным врагом он считал теперь Шведцию. В мае 1656 года начинается война со Швецией, а 23 октября того же года Россия заключает временное соглашение о прекращении военных действий с Речью Посполитой. В 1655 году разгорается война между Польшей и Швецией. Русская армия принимает решение воспользоваться этой ситуацией и разворачивает наступление сразу в двух направлениях - рижском и ижорском. К маю 1658 году русская армия занимает целый ряд городов от Полоцка до Тарту. Но именно в этот момент получившая передышку польская армия находит в себе силы дать отпор и выгнать со своей территории шведских оккупантов. После этого поляки объявляют о своём отказе признать присоединение белорусских и украинских земель к России и начинают военные действия на востоке своей страны. Далее ситуация для российских войск ухудшается ещё более, поскольку украинский гетман И.Е. Выговской переходит на сторону врагов и, возглавив украинско-польско-татарское войско одерживает победу над войском князя А.Н. Трубецкого и преследует далее русские войска.

Указанные обстоятельства вынуждают Россию заключить мир со Швецией. Это событие произошло 20 декабря 1658 года и вошло в историю под названием Валиесарское перемирие. Условия договора позволяли России оставить себе прибалтийские города.

В августе 1659 года русские войска выходят из Киева и наносят Выговскому сокрушающий удар. Но и в дальнейшем Россия не была застрахована от измен со стороны украинских гетманов. Следующим изменником стал сын Б.З. Хмельницкого Ю.Б. Хмельницкий (1641 - 1685). Его предательство дало возможность полякам окружить русскую армию, действующую на Украине, и вынудить её капитулировать.

Шведы, воспользовавшись этим, начинают требовать от России возвращения завоёванных ранее земель. 21июня 1661 года города, завоёванные русской армией, были возвращены Швеции (Кардисский "вечный мир"). Правительству под началом царя Алексея Михайловича разрешить Балтийский вопрос не удалось.

В 1664 году русская армия вновь принялась теснить польские войска. Военные действия имели переменный успех, поскольку силы обеих враждующих сторон практически иссякли. Сложившаяся ситуация потребовала пойти на мирные переговоры, в результате чего Россия и Речь Посполитая подписали под Смоленском Андрусовское перемирие на тринадцать с половиной лет (30 января 1667 года). По условиям этого соглашения России отошли Левобережная Украина, черниговские и смоленские земли. На двухлетний период передавался России и Киев, который, впрочем, не был возвращён Речи Посполитой. Что же касается Запорожской Сечи, то она была поделена между Россией и Украиной, т.е., управлялась ими обоими. Важнейшим условием Андрусовского перемирия следует назвать общее противостояние татарской и турецкой угрозе. Так, вопрос западнорусских земель был наполовину решён.

В 1672 году Турция начала наступление на Правобережную Украину. Нанеся удар Польше и захватив важнейшие объекты - Каменец и Подолию - Турция вынудила поляков заключить соглашение, по условиям которого они обязаны были платить дань турецкому султану. Таким образом, значительная часть Правобережной Украины оказалась под гнётом турецких феодалов. Так начался новый этап в украинском освободительном движении. В этой борьбе ярко проявил себя кошевой атаман Иван Сирко (1610 - 1680). В июне 1669 года им был организован поход казаков к северному побережью Чёрного моря. Результатом этого похода стало легендарное разрушение крепости Очаков, которая являлась опорным пунктом турецкой армии для нападения на Украину.

В 1675 году правительство Алексея Михайловича отправило на подмогу Сирко войска, которые состояли из донских казаков и черкесов. Вместе с ними Сирко осуществил поход на Крым. Они благополучно перешли Сиваш и сумели подойти к Бахчисараю. Объединённое войско взяло город, освободив по пути множество невольников, после чего вернулись в Сечь. Турецкий султан требовал от Казаков покорности. Ответ казаков гениально отображен на картине И.Е. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Туркам так и не удалось завоевать Запорожскую Сечь, хотя они не раз предпринимали подобные попытки.

На этом потрясения и испытания не прекращались. Одно из них - бунт Стеньки Разина, который начался в 1670 году и длился практически год. На юго-восточной окраине и особенно на Дону сошлось большое множество беглых крестьян, холопов и осадчих. Дон был выбран ими по той причине, что там они могли чувствовать себя относительно спокойно. Старые заветы действовали и поныне: Дон не выдаёт никого, даже преступника, и эти порядки выполняло даже Московское правительство. После Андрусовского перемирия, когда Западная Украина снова стала принадлежать Польше, оттуда тоже хлынул народ к Дону. Это были самые отчаянные люди - настоящая казацкая голь, нищие, лишённые каких-либо средств. У них не было иного выхода, как собираться в разбойничьи шайки и промышлять различными преступными способами. Ситуацию усугубляло и то, что беглецы зачастую были людьми семейными, и им нужно было кормить детей.

В тот год хлеб на Дону не сеяли, а потому регион заволновался. Атмосфера накалялась, и не хватало только лидера - человека, который смог бы сплотить разрозненную массу и увлечь её за собой «заманчивой перспективой лёгкой добычи» [Шмурло; 325]. Таким лидером стал донской казак С.Т. Разин (1630 - 1671). Восставшие решили двинуться на Волгу, а оттуда - на Каспийское море. Беспощадно опустошив персидское побережье, банда Разина вернулась на Волгу с богатой добычей. Одарив астраханские власти щедрыми подарками, разинцы смогли беспрепятственно вернуться обратно на Дон. В Астрахани Разин и его ватага оказались больше на положении дорогих гостей, нежели банды мятежников. Сам атаман щедро наделял неимущих, сорил деньгами, золотом и серебром. Таким образом он легко завоевал авторитет у астраханской бедноты. Его казаки красовались перед горожанами в шёлковых и бархатных одеждах, хвастали драгоценными камнями и жемчугами и другими дарами Востока.

Весть о Разине и его более чем удачном набеге на Персию разлетелась по округе с невероятной быстротой. Со всех сторон к нему устремилась чернь, и очень скоро он сделался главой дружины в три тысячи человек. Со всеми он был весьма щедр, помогал голодным и бедным, давал приют. Н.И. Костомаров пишет: «Его называли батюшкой, считали чудодеем, верили в его ум, в силу и счастье» [Костомаров; 354].

Во второй раз Разин повёл свою ватагу не на Персию, а на Россию, на русские земли. Его целью теперь был не только грабёж. Подобно своему предшественнику И.И. Болотникову (1565 - 1608), который ранее вёл своё войско для того, чтобы низвергнуть существующий строй, Разин также настроил своих нищих вояк на переворот, призывая истреблять дворян, воевод, приказных людей и всех, кто имеет какое-либо отношение к начальствующим должностям. Он заманивал голытьбу захватом чужого имущества, сменой царских порядков, идеей равенства и сумел буквально наэлектризовать толпу и сделаться героем.

Итак, весной 1670 года Разин двинулся на Волгу и захватил два города: Царицын и Астрахань. Он сразу прославился неслыханными жестокостями. Далее он двинулся вверх по реке, овладел Самарой и Саратовом. Вскоре его войско значительно пополнилось казаками с Яика, различными инородцами (чувашами, мордвой, черемисами). С Волги восстание перекинулось вглубь страны, охватив Пензенский, Тамбовский, Нижегородский край. Его вспышки начинают возникать к северу от Волги, в Галицком уезде, везде вовлекая в мятеж крестьян и посадских. И всюду разинцы отмечали своё движение убийствами, пожарами, насилием и грабежами.

Но при всём при этом в деле Разина не было прочности. Первая значительная неудача под Симбирском нанесла серьёзный урон делу легендарного атамана, и личность его лишилась прежней притягательности. Правительство, проявив неимоверные усилия, всё-таки подавило опасное движение мятежников. Разин был казнён на плахе в 1671 году. Смерть предводителя крупнейшего крестьянского восстания не смогла убить память о нём: Разин вырос в народного героя, о котором слагаются народные песни и сказания. Показательно, что из народной памяти выветрились все зверства Разина и его казаков, и в образцах народного творчества о нём поётся и говорится с сочувствием и сожалением. Но в этом есть своя логика. Ореол, сложившийся вокруг личности Степана Разина, свидетельствовал о серьёзном поражении всей государственной системы России, о глубочайшем разладе между низшими и высшими классами. Жестокость дружины Разина указывает на произвол и несправедливость правящих лиц, и это был вполне адекватный ответ со стороны народа на социальное неблагополучие.

5. Последние годы правления Алексея Михайловича.

В 1668 году начался бунт Соловецкого монастыря, длившийся до 1676 года. Монахи во главе с архимандритом Ильёй отказывались служить по новопечатным служебным книгам никоновской реформы. Царь довольно долго не принимал никаких действий против взбунтовавшейся братии, хотя его окружение было настроено по этому поводу самым непримиримым образом. И вот, наконец, 27 декабря 1667 года Алексей Михайлович издаёт указ о начале изоляции Соловецкого монастыря. Однако бунтовщики не спешили сдаваться, проявляя удивительную стойкость духа и героизм. В 1674 году на Соловки прибывает воевода И.А. Мещеринов. Его отряд в семьсот человек был хорошо вооружён. Вскоре его численность вырастает до тысячи стрельцов. 22 января 1676 года начинается жёсткое столкновение бунтовщиков и пришедшего на остров войска. В итоге монастырь оказывается полностью разгромленным. А 29 января этого же года умирает сам государь Алексей Михайлович. Но не только вынужденной осадой Соловецкого монастыря прославился последний этап его правления.

22 января 1671года ранее овдовевший царь женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной (1651 - 1694). В этом браке было рождено двое детей, один из которых - Пётр I. Женитьба оказала сильное влияние на мировоззрение и вкусы Алексея Михайловича. Благодаря трансформации взглядов и перемене окружения государя в России появляется первый Русский театр. Среди новых лиц, появившихся в его свите, следует выделить лютеранского пастора Иоганна Грегори (1631 - 1675), который по благословению царя ставит с набранными для этого дела людьми пьесу собственного авторства на библейский сюжет. Театральное представление приводит в восторг Алексея Михайловича, а его новое увлечение даёт мощный толчок для дальнейшего развития театра в России.

Импонирует царю и европейская музыка, и он разрешает ей доступ в российское государство. П.В. Седов пишет: «Играл в арганы немчин, и в сурну, и в трубы трубили, и в суренки играли, и по накрам, и по литаврам били ж во все» [Седов; 139]. Таким образом, благодаря Алексею Михайловичу в Россию впервые проникает орган.

Тем не менее, увлечение иностранными «диковинами» не мешало царю оставаться русским человеком, остающимся верным православным принципам миропорядка. В эту область иностранные веяния не допускались.

В то же время активно развиваются другие виды искусств: архитектура, живопись, литература (предполагается, что и сам Алексей Михайлович является автором нескольких книг, в частности, о соколиной охоте, страстным любителем которой он являлся).

В последний этап правления государя появляется истинное архитектурное чудо - дворец в Коломенском, считающийся непревзойдённым шедевром и на сегодняшний день. Можно утверждать, что дворец в Коломенском - отличительный знак XVII века, подобно тому, как Храм Василия Блаженного стал символом века XVI. За возникновение Коломенского дворца потомки обязаны благодарить царицу Наталью Кирилловну, которая сделалась его хозяйкой. Немаловажным является тот факт, что дворец был полностью творением рук русских мастеров (архитекторов и живописцев), что опровергает, время от времени, возникающее мнение о том, что Россия в этот период была «культурно отсталой» страной.

Государь живо интересовался иностранной прессой и даже сделал попытку наладить доставку в Россию газет из других государств. В результате этого интереса в 1665 году даже организовывается специальная почтовая линия - первая в России.

Нельзя не отметить огромную роль Алексея Михайловича и в деле расширения границ российского государства, в освоении Сибири. Благодаря экспедициям Е.П. Хабарова (1603 - 1671) и других путешественников русское продвижение дошло до Тихого океана и окончательно там укрепилось.

Царь Алексей Михайлович развил и обогатил дипломатические и торговые связи России с другими странами, сохраняя при этом национальное своеобразие и чистоту веры. Его роль в культурном прогрессе страны едва ли возможно переоценить.

6. Заключение.

Итак, царь Алексей Михайлович Романов правил Россией с 1645 по 1676 год. Его мировоззрение формировалось под влиянием идеи религиозно-нравственного совершенствования личности и общества, которые распространились после окончания Смуты. Первые годы правления не были самостоятельны: он практически в полной мере зависел от своего воспитателя и родственника боярина Б.И. Морозова. В более поздний период активно выдвигал перспективных деятелей, таких как Н.И.Одоевский, А.С. Матвеев, А.Л. Ордин-Нащекин. В период Московских восстаний государь приложил все усилия для того, чтобы спасти Морозова. Если говорить о внутренней политике, то следует отметить его непосредственное участие в составлении и утверждении Соборного уложения 1648 года. Им была поддержана линия, направленная на удовлетворение требований посадских людей и дворянства. Ставя во главу угла прочность государевой власти, возвёл в ранг самых тяжких преступлений любое покушение на жизнь и здоровье царя.

В правление Алексея Михайловича произошло угасание деятельности Земских соборов и Боярской думы, активизация приказной бюрократии. Он привлекал на российскую службу иностранцев, благодаря его поддержке резко возросло значение полков иноземного строя. Государь содействовал укреплению крепостного права и подавил городские восстания середины XVII века и Крестьянскую войну 1670 - 1671 гг.

При царе Алексее Михайловиче произошёл раскол русской православной церкви. Будучи сторонником патриарха Никона, царь разделял не только религиозные догматы, положенные в их основание, но преследовал и политические цели. Такие как: объединение церковных обрядов русской и греческой церквей, что было с его точки зрения необходимой предпосылкой для роста авторитета Российского государства среди славянских народов и в первую очередь среди тех, которые находились под властью Речи Посполитой.

Государь вёл активную внешнюю политику, наиболее значительным успехом, которой стало объединение России и Украины (1654). Он принимал личное участие военных действиях (походы 1654 - 1656), в русско-польской войне 1654 - 1667, в результате которой были возвращены Смоленск, Северская земля с Черниговом и Стародумом (Андрусовское перемирие 1667 г).

Алексей Михайлович был неравнодушен ко всему новому, что отчётливо проявилось в сфере искусства, культуры и быта. Царю удалось расширить не только границы государства, но и дипломатические и торговые связи. Примечательны слова А.Н. Боханова, который назвал царя Алексея Михайловича «эпонимом эпохи», в котором причудливо соединилась верность традициям и открытость для всего нового.

7.Список литературы.

1. Боханов А.Н. Царь Алексей Михайлович /А.Н. Боханов. - М.: Вече, 2012. - 368 с.

2. Гусев Г.А. Личность и мировоззрение царя Алексея Михайловича в отечественной историографии XIX-XX вв. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук /Г.А. Гусев. - М., 2005. - 232 с.

3. Захаревич А.В. История Отечества /А.В. Захаревич. - М.: ИТК «Дашков и К˚», 2005. - 755 с.

4. Ключевский В.О. Избранные лекции «Курса русской истории» / В. О. Ключевский. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 672 с.

5. Кожурин К.Я. Боярыня Морозова /К.Я. Кожурин. - М.: Молодая гвардия, 2012. - 380 с.

6. Костомаров Н.И. Бунт Стеньки Разина / Н.И. Костомаров. - М.: Чарли, 1994. — 640 с.

7. Котошихин Г.К. О России, в царствование Алексея Михайловича/ Г.К. Котошихин. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. - 272 с.

8. Лобачёв С.В. Патриарх Никон /С.В. Лобачёв. - СПб.: Искусство, 2003. - 424 с.

9. Платонов С.Ф. Русская история/ С.Ф. Платонов. - М.: Эксмо, 2015. - 432 с.

10. Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории / С.Г. Пушкарёв. - Ставрополь: Кавказский край, 1993. - 416 с.

11. Триста лет царствования дома Романовых. Репринтное издание. - М.: Ассоциация «Информ-Эко», 1990. - 174 с.

12. Цечоев В.К., Асташин В.Е. Отечественная история. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2004. - 528 с.

13. Чистякова Е.В., Богданов А.П. «Да будет потомкам явлено…». Очерки о русских историках второй половины XVII века и их трудах. - М.: УДН, 1988. - 136 с.

14. Шмурло Е.Ф. История России 862 - 1917 гг. / Е.Ф. Шмурло. - М.: Аграф, 1997. - 736 с.

19 марта 1629 г. царица осчастливила государя Михаила Федоровича рождением сына. Его назвали Алексеем. На свет появился будущий царь, который сменил на троне своего отца. До пятилетнего возраста Алексей, как и положено царским детям, рос в тереме московского дворца, окруженный многочисленным штатом мамок. В пять лет он был отдан на попечение воспитателя Бориса Ивановича Морозова. С этого времени царевича Алексея стали обучать грамоте. В семь лет Алексея научили писать, а в девять начали обучать церковному пению. Этим, собственно, и закончилось образование. На 14-м году царевича торжественно объявили народу, а через два года, когда умер Михаил Федорович, он уже вступил на царский престол.

По молодости и неопытности новый царь Алексей Михайлович не мог управлять государством, поэтому всеми делами заправлял его воспитатель Борис Иванович Морозов. Только в конце 40-х гг. Алексей Михайлович непосредственно приступает к управлению го-сударственными делами. Произошло это в результате городского восстания в Москве 1648 г., когда государь обещал восставшим отстранить Морозова от дел. Вообще правление Алексея Михайловича нельзя назвать спокойным. Кроме названного уже московского восстания 1648 г., Россия пережила сильные народные волнения в Новгороде и Пскове в 1650 г., в Москве в 1662 г., в 1670—1671 гг. пришлось подавлять бунт Степана Разина на Дону и в Поволжье.

В царствование Алексея Михайловича был составлен кодекс законов русского государства — Соборное уложение,—принятый Земским собором 1648—1649 гг. после восстания в Москве. Соборное уложение оставалось основным законом в российском государстве вплоть до первой половины XIX в.

Алексей Михайлович покровительствовал купечеству, защищая его от конкуренции иностранных купцов. Этому, в частности, способствовали принятые в 1653 и 1667 гг. Таможенный и Новоторговый уставы. Алексей Михайлович вел активную внешнюю политику. Сам участвовал в военных походах. К успехам царя Алексея можно отнести воссоединение Украины с Россией в 1654 г. Одновременно Алексею Михайловичу сопутствует удача в борьбе с турками и татарами за безопасность южных границ русского государства. Попытки же добиться выхода к Балтийскому морю не дали положительного результата.

Не просто складывались семейные дела у Алексея Михайловича. Он был дважды женат. В первый раз он сочетался браком с Марией Ильиничной Милославской. За двадцать один год их совместной жизни у них родилось одиннадцать детей — шесть дочерей и пять сыновей. Однако царевичи были очень болезненны. Двое из них — Дмитрий и Алексей — умерли еще при жизни отца и матери. Через три года после смерти царицы Марьи Ильиничны царь Алексей (в 1672 г.) женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной. От этого брака родился будущий царь Петр и еще двое дочерей — Наталья и Феодора. Царю не долго пришлось жить с молодой женой. В 1676 г. Алексей Михайлович умирает, благословив на царство старшего сына Федора, который пробыл на троне всего шесть лет, не оставив после себя ни детей, ни ярких дел.

Литература о царе Алексее Михайловиче достаточно разнообразна, но, к сожалению, в основном она представлена авторами дореволюционного периода. Большая ее часть остается малодоступной для широких читательских кругов. Впрочем, читателя могут выручить книги В. О. Ключевского, С. М. Соловьева, А. Е. Преснякова, К. Валишевского, переизданные уже в советское время.

У В. О. Ключевского и А. Е. Преснякова представлен анализ правления Алексея Михайловича в различных сферах государственной жизни. Одновременно авторы дают подробные описания характера царя. С. М. Соловьев исследует период царствования Алексея Михайловича в строгой хронологической последовательности. Знакомство с работами этого историка позволяет в полной мере ощутить сложность времени, на которое пришлось правление Алексея Михайловича. Здесь и внешние неурядицы, и внутренние, среди которых — бунт Стеньки Разина. При всей схожести в оценках Алексея Михайловича каждый из историков подмечает в нем что-то особенное, что вместе создает достаточно цельное представление о неоднозначной и противоречивой личности царя.

ФАКТЫ И МНЕНИЯ

«В зрелые годы царь Алексей представлял в высшей степени привлекательное сочетание добрых свойств верного старине древнерусского человека с наклонностью к полезным и приятным новшествам. Он был образцом набожности, того чинного, точно размеренного и твердо разученного благочестия, над которым так много и долго работало религиозное чувство древней Руси. С любым иноком он мог поспорить в искусстве молиться и поститься: в великий и успенский пост по воскресеньям, вторникам, четвергам и субботам царь кушал раз в день, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод — все без масла; по понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел и не пил ничего. В церкви он стоял иногда часов по пяти и по шести сряду, клал по тысяче земных поклонов, а в иные дни по полторы тысячи. Это был истовый древнерусский богомолец, стройно и цельно соединивший в подвиге душевного спасения труд телесный с напряжением религиозного чувства...

В царе Алексее нет и тени самонадеянности, того щекотливого и мнительного, обидчивого властолюбия, которым страдал Грозный. „Лучше слезами, усердием и низостью (смирением) перед богом промысел чинить, чем силой и славой (надменностью)",— писал он одному из своих воевод. Это соединение власти и кротости помогало царю ладить с боярами, которым он при своем самодержавии уступал широкое участие в управлении; делиться с ними властью, действовать с ними об руку было для него привычкой и правилом, а не жертвой или досадной уступкой обстоятельствам...

От природы живой, впечатлительный и подвижной, Алексей страдал вспыльчивостью, легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам. Однажды, в пору уже натянутых отношений к Никону, царь, возмущаемый высокомерием патриарха, из-за церковного обряда поссорился с ним в церкви в великую пятницу и выбранил его обычной тогда бранью московских сильных людей, не исключая и самого патриарха, обозвав Никона мужиком,... сыном. В другой раз в любимом своем монастыре Саввы Сторожевского, который он недавно отстроил, царь праздновал память святого основателя монастыря и обновления обители в присутствии патриарха антиохийского Макария. На торжественной заутрене чтец начал чтение из жития святого обычным возгласом: благослови, отче. Царь вскочил с кресла и закричал: „Что ты говоришь, мужик, ... сын: благослови, отче? Тут патриарх; говори: благослови, владыко!". В продолжении службы царь ходил среди монахов и учил их читать то-то, петь так-то, если они ошибались, с бранью поправлял их, вел себя уставщиком и церковным старостой, зажигал и гасил свечи, снимал с них нагар, во время службы не переставал разговаривать со стоявшим рядом приезжим патриархом, был в храме как дома, как будто на него никто не смотрел. Ни доброта природы, ни мысль о достоинстве сана, ни усилия быть набожным и порядочным ни на вершок не поднимали царя выше грубейшего из его подданных. Религиозно-нравственное чувство разбивалось о неблаговоспитанный темперамент, и даже добрые движения души получали непристойное выражение. Вспыльчивость царя чаще всего возбуждалась встречей с нравственным безобразием, особенно с поступками, в которых обнаруживалось хвастовство и надменность. Кто на похвальбе ходит, всегда посрамлен бывает: таково было житейское наблюдение царя».

Ключевский В. О.

«Самая наружность царя сразу говорила в его пользу и влекла к нему. В его живых голубых глазах светилась редкая доброта; взгляд этих глаз, по отзыву современника, никого не пугал, но одобрял и обнадеживал. Лицо государя, полное и румяное, с русою бородою, было благодушно-приветливо и в то же время серьезно и важно, а полная (потом чересчур полная) фигура его сохраняла величавую и чинную осанку. Однако царственный вид Алексея Михайловича ни в ком не будил страха: чувствовалось, что не личная гордость царя создала эту осанку, а сознание важности и святости сана, который Бог на него возложил».

Пресняков А. Е. (3, с. 60—61).

«Его взгляды на жизнь и на свет были взглядами безусловна го оптимиста и безсознательного детерминиста. В светских развлечениях, который он себе позволял, в театре или в охоте, он видел лишь полезное и необходимое средство для разгона скуки, так как Бог, думал он, хочет, чтобы люди были веселы, и они его оскорбляют, если предаются неумеренной печали. Он отказывался признавать, что наша жизнь земная является тяжелым испытанием. Перемешивая в определенных дозах и в соответствующем порядке занятия и развлечения, религиозные обряды и удовольствия, мы должны при таком прохождении жизненного пути достигнуть без всякого страдания врат вечности. Гранича с рационализмом и приправленная эпикуреизмом, эта доктрина согласовалась с его очень твердою христианскою верою, так как в его душе царило главным образом примиряющее начало».

Валшиевский К. (1, с. 451—452).

«В начале 1647 года царь задумал жениться, из 200 девиц выбрали шесть самых красивых, из этих шести царь выбрал одну: дочь Рафа, или Федора Всеволожского; узнавши о своем счастьи, избранная, от сильного потрясения, упала в обморок; из этого тотчас заключили, что она подвержена падучей болезни, и несчастную вместе с родными сослали в Сибирь, откуда уже в 1653 году перевели в дальнюю их деревню "Касимовского уезда. Так рассказывает одно иностранное известие; русское известие говорит, что Всеволожскую испортили жившие во дворце матери и сестры знатных девиц, которых царь не выбрал. Другое иностранное известие упрекает в этом деле Морозова, которому почему-то не нравились Всеволожские и который метил на двух сестер Милославских: одну хотел сосватать царю, а другую — себе и таким образом обеспечить себя от соперничества с новыми родственниками царскими... Понятно, что на основании одного иностранного известия нет никакого права обвинять Морозова. По всем вероятностям, подозрение на него пало вследствии того, что через год, 16 января 1648 года, царь женился на Марье, дочери Ильи Даниловича Милославского, а через десять дней после этого Морозов женился на сестре царицы Анне Ильиничне. Зная пристрастие Морозова к иностранцам, зная, что царь уже раз решился на измену старому обычаю, продолжив время траура по отце на целый год вместо сорока дней, многие, как говорят, опасались, что по случаю свадьбы царской приняты будут иностранные обычаи и произойдут перемены при дворе. Опасения не оправдались, иностранные обычаи не были введены, тем, не менее брак царский имел следствием сильное неудовольствие народное».

Соловьев С. М. (4, с. 481).

Период 1613 -1645 гг.

Этот период характеризуется окончанием Смутного времени и началом правления новой российской династии – династии Романовых. Это период правления Михаила Романова.

Именно разрозненное состояние страны определило основные направления преобразований Михаила Романова: восстановление экономики, укрепление царской власти и единства народа. Михаил формирует первые мануфактуры, способствует складыванию всероссийского рынка, развитию специализации отдельных районов, налаживает дипломатические и торговые связи, поднимает сельское хозяйство, что безусловно улучшает жизнь простого народа. Его политика приводит к восстановлению разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности, территориального единства страны, и уже к середине столетия хозяйственная разруха была преодолена.

Фактическим соправителем государства был отец Михаила Федоровича московский патриарх Филарет. Главной целью которого было содействие прочной централизованной власти. Филарет энергично охранял чистоту православия, внес большой вклад в развитии печатания богослужебных книг и в реформе церковной администрации. В результате значительно усиливается роль церкви в гос-ве, то способствует объединению народа вокруг церкви.

По мнению многих историков, правление М. Ф. Романова носило, в целом, восстановительный, стабилизационный характер. Так, например, заключение Столбовского мира и Деулинского перемирия предопределили в дальнейшем направления внешней политики последующих правителей по возвращению исконно русских земель. Широкое развитие экономики, начатое Михаилом Романовым, будет продолжено в последующие годы.


это период правления Алексея Михайловича Романова.

Важнейшими направлениями политики были дальнейшее закрепощение крестьян, развитие экономики и усиление международной торговли, освоение Сибири. Обострение социальных противоречий в стране, заинтересованность народа в создании чётких и ясных законов как государственных, так и церковных стали главными причинами Совершенствования законодательной системы. Алексей Михайлович принимает Соборное Уложение. Этот документ стал юридической основой для закрепощения крестьян, так как по нему сыск беглых крестьян стал бессрочным и они становились навечно собственностью владельца. принятие « Соборного уложения» Алексея Михайловича значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян и помещиков, сохранило большое значение церкви в государстве. Данный исторический период вошёл в историю и как период раскола Церкви, причиной которого стала церковная реформ Никона- яркого духовного деятеля. Значение реформы велико, так как она унифицировала религиозные обряды, каноны, укрепив власть и роль церкви в стране. Но не все ее приняли положительно, поэтому реформа надолго расколола христиан и привела к появлению старообрядцев. в Однако Стремление Никона поставить церковную власть выше царской привело к тому, что царь перестал поддерживать Никона и в конце концов Никон был низложен и отправлен в ссылку. По мнению многих историков, Эпоха правления Алексея Михайловича - это период укрепления государства, создание основы для реформ Петра Первого. Однако с другой стороны именно при Алексее Михайловиче окончательно юридически закрепилось крепостное право, что значительно ухудшило положение простого народа. Это привело к народным восстаниям, последствия которых будут ощутимы в последующие годы.


1676-1682 Данный период связан с правлением Фёдора Алексеевича - старшего сына Алексея Михайловича и его первой жены Марии Милославской. Сначала участие в правлении пыталась принять его мачеха - Наталья Нарышкина. Но её отстранили от дел и вместе с сыном Петром отправили в село Преображенское. Фёдор Алексеевич был неплохо образован, хорошо знал латынь и польский язык, так как его учитель - выдающийся писатель, богослов и проповедник Симеон Полоцкий, привил царю любовь ко всему польскому. Царь понимал, что многие беды России от невежества, и заботился о распространении книг. На Печатном дворе он открыл типографию, независимую от церковной цензуры. Появились первые переводы латинских авторов, светские книги. В делах внутреннего управления страной Федор Алексеевич больше всего известен двумя нововведениями. Это проект первого высшего учебного заведения. Поэт и воспитатель царя - Симеон Полоцкий принял активное участие в разработке этого проекта который предусматривал изучение учащимися Академии «гражданских и духовных» наук, начиная от грамматики и кончая философией и богословием, а также юридических наук. По проекту Симеона Полоцкого в Академии должны были изучаться четыре языка: славянский, греческий, латинский и польский. В 1687 году, уже после смерти Полоцкого, первое высшее учебное заведение в России было открыто в Москве под названием «Славяно-греко-латинской Академии». По желанию Федора Алексеевича 12 января 1682 года Боярская Дума отменила местничество, а разрядные книги, в которых были записаны «разряды», то есть должности, были сожжены. С отменой местничества стало падать и значение – Боярской думы (хотя она прекратила свою деятельность лишь при Петре I). Теперь каждый способный дворянин мог теперь беспрепятственно подняться по служебной лестнице выше своих предков. Эта реформа также предварила введение в России чинов (осуществленное петровской "Табелью о рангах"). Федор провел подворную перепись населения и налоговую реформу. Он отменил местничество, сломав систему старых дворянских привилегий, наладил судопроизводство, застроил Москву белокаменными зданиями, учредил светскую типографию и два училища, собирался открыть университет. Громадные успехи Федора Алексеевича историки приписывали его помощникам, современные же исследования говорят о яркой личности и невероятной энергии молодого реформатора, память о котором утонула в лучах славы его младшего брата.


1682-1689

Отсутствие наследников у старшего из братьев Федора Алексеевича, борьба кланов Милославских и Нарышкиных, восстание стрельцов в 1682 году привели к провозглашению царями Ивана и Петра при регентстве их сестры Софьи. Семь лет царевна Софья Алексеевна фактически возглавляла правительство, в которое входили умные и властные" вельможи типа Ф. Л. Шакловитого и любимца царевны В. В. Голицына. Последний осуществит в 1686 г. задуманное Софьей заключение «Вечного мира» с Польшей. Это был крупный внешнеполитический успех, и Софья воспользовалась им: наряду с именами царей в официальных документах стали упоминать и ее имя. В 1689 г. по инициативе правительства Софьи был заключен также Нерчинский договор с Китаем, позволивший России расширить владения по берегам Амура. Софья Алексеевна не уставала превозносить своего галантного фаворита и способного дипломата, однако В. В. Голицын оказался никуда не годным военачальником: оба похода его в Крым - в 1687 и 1689 г.- оказались неудачными. В безводной степи русские войска жестоко страдали от жажды. К тому же татары подожгли степь. В первый раз Голицын В.В. даже не дошёл до Крыма, а во второй вынужден был повернуть от стен Перекопа. В Москве царевна Софья старалась изобразить оба похода как великие победы, каковыми они не были. Надежды Софьи на подавление «крымцев», разбойные вторжения которых беспокоили жителей южных границ России, не осуществились. Между тем брату Софьи, царевичу Петру, исполнилось 17 лет. Поддержанный сторонниками, в сентябре 1689 г. он низложил правительство сестры, а ее приказал заточить в Новодевичий монастырь в Москве, где спустя восемь лет она была пострижена в монахини под именем Сусанны. В заточенье Софья Алексеевна и умерла. Почитатели Петра I считают ее врагом петровских преобразований, закоснелой защитницей старины. Зарубежные исследователи пишут о ней, как о «самой решительной и способной женщиной, когда-либо правившей в России». Многие из начинаний Софьи не были доведены до конца, начиналась эпоха Петра, перед преобразованиями которого правление Софьи кажется бледной тенью.


1645-1676 гг. – это один из важнейших периодов в истории России. Во главе государства в это время находился Алексей Михайлович романов. Этот период называют «Бунташный век» из-за большого количества народных волнений. В этот же период произошел раскол русской Православной церкви как реакция на реформы, проводимые патриархом Никоном.

Из событий, произошедших в этот период, наиболее значимым считаю принятие Соборного Уложения (1649г.) и церковный раскол, начавшийся в 1654г.

Принятие Соборного Уложения в 1649 г. усовершенствовало законодательную систему страны. В этом документе юридически закреплялось крепостное право. Так как сыск беглых крестьян стал бессрочным, а крестьяне навсегда становились собственностью владельца. Были ликвидированы урочные лета.

Статьи Уложения, предусматривающие строгое наказание за малейшую провинность против государства или государя свидетельствуют о становлении абсолютизма.

Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно укрепило власть царя, усилило роль бояр и дворян, завершило процесс оформления крепостного права.

В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство. Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю боярин Б.И. Морозов. Несмотря на то, что после Соляного бунта 1648 г. он был отстранен от официального участия в управлении государством, он негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения.

Еще одним значимым событием в данный период был церковный раскол. Раскол начался в 1654 г. с реформ патриарха Никона, который стремился унифицировать церковные обряды, книги и т. д. Но многие люди, особенно простой народ, считали величайшим грехом даже малейшее отступление от обрядов предков. Таких людей, отказавшихся принять реформы Никона стали называть старообрядцами или раскольниками.

Таким образом, реформы Никона реформы Никона привели с одной стороны к унификации русской православной церкви, к укреплению ее роли в государстве и с другой они разъединили верующих.

Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению.

Никон же сначала зарекомендовал себя как активный реформатор, сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому, что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где и провел остаток своих дней.

Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно-следственные связи. Оба события - и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа - были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.

Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом.

Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода - 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).

Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670–1671 гг. и др.).

Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности.

Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя.

В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостию», как и его отец - Михаил Федорович.

Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, - но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, мало способным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам».

С точки зрения С.Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек».

Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия - не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший», - утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место. Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием «Тишайший», роман В.Я. Светлова «При дворе Тишайшего императора».

В целом, эпоха Алексея Михайловича - это период укрепления абсолютизма, создание предпосылок для реформ Петра Первого.


1725-1762

Данный период вошел в историю как «Эпоха дворцовых переворотов» на русском престоле сменилось шесть правителей. В нарушение указа о престолонаследии (1722 г.) Петра 1 смена монархов определялась не завещанием, а происходила в результате дворцовых переворотов, большое значение в которых играла гвардия. Этот период так же называют веком правления женщин потому как никакой другой век, кроме 18-го, не имел на троне столько женщин.

В этот период проходили реформы системы органов государственного управления, снижалась и повышалась роль Сената, но одно оставалось неизменным - сильная власть императора. Данный период характеризуется усилением крепостничества, что в конечном итоге привело к крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачёва.

Наиболее продолжительным было правление Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.), которая провела много преобразований во всех сферах общественной жизни страны, объявив возврат к принципам правления Петра Первого. Назову наиболее важные из них.

При Елизавете Петровне активно развивались наука, культура, искусство. В 1755 году были открыты Московский Государственный университет и первая гимназия. Данные преобразования способствовали повышению грамотности в основном среди дворян и разночинцев, но получение образования было доступно и для более низших слоёв общества.

В развитии образования большую роль сыграл И.И. Шувалов – важная личность в истории русской образованности. Он был основателем МГУ и гимназии.

Данный исторический период вошёл в историю и как период значительного экономического подъёма. В 1753 году был открыт государственный Дворянский банк, отменены внутренние пошлины, упорядочена система налогообложения. Это всё привело к бурному развитию предпринимательства и внешней торговли.

Центральным лицом в данных преобразованиях был П.И. Шувалов. Он в 1754 году разработал постановление об уничтожении внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов. Это привело к оживлению торговли.

Рассмотрим какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями в период правления Елизаветы Петровны. Оба события – и преобразования в духовной сфере, и преобразования в экономической сфере были продиктованы общими причинами: возвращение к принципам правления отца – Петра Первого, укрепление и развитие государства во всех сферах, возвышение роли дворянства.

Результатом данных событий стало укрепление центральной власти, власти императрицы и укрепления позиций России в целом.

Елизавета Петровна правила в течение длительного периода времени – 20 лет и 1 месяц. Её правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, достигнуты успехи в разных сферах общественной жизни и во внешней политике.

Но с другой стороны, укрепление роли дворянства, защита его прав и привилегий, ущемляли права других сословий, что вызывало множество недовольств.

Эпоха дворцовых переворотов стала переломным моментом русской истории. Народ достойно выдержал все эти заговоры и вошел в новый век сильной державой. Эпоха дворцовых переворотов заканчивается вступлением на престол Екатерины Второй.


1825-1855 гг.- является одним из важнейших периодов в истории России. Во главе государства в это время находился Николай I. Этот император занимал крайне консервативную позицию, подавлял любое свободомыслие и любыми способами защищал самодержавие.

Наиболее значимыми политическими мероприятиями Николая I считаю финансовую реформу Е.Ф. Канкрина и реформу государственной деревни П.Д. Киселева.

Суть финансовой реформы заключалась в замене обесцененных ассигнаций кредитными знаками. Реформа улучшила экономическую ситуацию в стране и помогла России избежать одного из крупнейших финансовых кризисов. На содержание реформы большое влияние оказал министр финансов Егор Францевич Канкрин. Убежденный консерватор, Канкрин не ставил вопрос о глубоких социально-экономических реформах. Но он трезво оценивал возможности экономики крепостной России и считал, что правительство должно исходить именно из этих возможностей. Канкрин стремился ограничить государственные расходы, осторожно пользовался кредитом и придерживался системы протекционизма, облагая высокими пошлинами ввозимые в Россию товары. Это приносило доход государственной казне и защищало от конкуренции неокрепшую русскую промышленность.

Первым Шагом решении крестьянского вопроса должна была стать реформа управления государственной деревней. Проведение этой реформы было поручено П.Д. Киселеву. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837-1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща сажать там картофель, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой», призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину. По государственным деревням в 1840- 1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов».

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы я точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиям. Оба события - денежная реформа Е.Ф. Канкрина и реформа государственной деревни П.Д. Киселева- были продиктованы общими причинами: данные преобразования были крайне необходимы так как финансовый и крестьянский вопросы были в данный период наиболее актуальными. Обе реформы можно охарактеризовать как самые значительные преобразования времени правления Николая I.

Денежная реформа Е.Ф. Канкрина оказала благоприятное влияние на экономику России, способствовала росту торговли и промышленности. Реформа государственной деревни П.Д. Киселева улучшила жизнь государственных крестьян.

Николай I правил в течение продолжительного времени - 30 лет. Его правление нельзя оценить однозначно. Период правления Николая I часто называют темной эпохой русской истории, «апогеем самодержавия». Вне всякого сомнения, царствование Николая I - вершина утверждения государственного абсолютизма в России, основы которого заложил Петр Великий. Но в отличие от своего предка, стремившегося ввести страну в лоно западноевропейской цивилизации, Николай I, напротив, все усилия прилагал для ограждения ее от Западной Европы, надеясь не допустить проникновения в страну передовых идей и революционных настроений. Оценка современников: Грибоедов А.С., дипломат: «Николай I достоин России, а она его». Пушкин А.С.: «В нем много от прапорщика и немного от Петра I». Оценка потомков: Вагман И.Я., публицист: «Несомненно Николай I – тиран…» Зырянов П. И., историк: «Правление Николая I – одна из страшнейших страниц в истории России» А на мой взгляд, долг перед Богом и Отечеством был главным принципом всей жизни Николая Павловича.

  • III. Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу
  • IV –ый период – послереволюционное творчество, обусловившее новые мотивы и идейно- эстетические устремления в деятельности поэта.
  • IV. Организация управления медицинской службой гражданской обороны