Биографии Характеристики Анализ

Множественное число существительных. Именительный падеж

Трудные формы множественного числа имен существительных

К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана? ) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин ?)

1. Формы множественного числа именительного падежа существительных: директоры или директора?

Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю). См. рубрику "Проверка слова" на нашем портале. Обратите внимание: поиск слова в словарях осуществляется по начальной форме (именительный падеж, единственное число)!

Словарная статья читается следующим образом: если в статье нет особых указаний на форму множественного числа (помета мн. ), то для образования формы именительного падежа множественного числа используется окончание или . Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится помета: мн. -а . Например:

В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов. Очагом распространения флексии -а (-я) являются сферы просторечия и профессионального языка. В связи с этим формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря . Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и) .

Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей, облегчающих выбор флексии (окончания) именительного падежа множественного числа:

    Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. (личики, перышки, яблоки ). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака .

    Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря, окна .

    Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки ); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков ), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка .

    Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).

    Формы существительных могут различаться по стилистической окраске: борта и устар. борты; дома и устар. домы; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. сорты; тома и устар. томы, а также громы и поэт. грома; гробы и поэт. гроба.

    Наконец, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы ), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы .

    Чтобы решить вопрос о статусе "спорной" формы слова (ненормативная, вариантная, стилистически окрашенная и др.), в любом случае нужно обратиться к словарю.

Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и некоторых других.

2. Формы множественного числа родительного падежа существительных: пять граммов или пять грамм?

Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок ), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:

    Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры - мадьяр, туркмены - туркмен, гардемарины - гардемаринов и гардемарин, партизаны - партизан, солдаты - солдат; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек .

    Названия парных предметов: ботинки - ботинок, глаза - глаз, манжеты - манжет, погоны - погон, чулки - чулок, эполеты - эполет, сапоги - сапог .

    Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт . Если же такие названия употребляются вне "измерительного" контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов .

Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин ), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров .

Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка . Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

См.: "Русская грамматика", М., 1980.

Иногда использование того или иного окончания определяется значением и сочетаемостью слова:

· борова ́ (горизонтальные части дымоходов) и бо́ровы (кастрированные самцы свиньи);

· кондуктора ́/конду́кторы трамваев и конду́кторы в стаке (специальные приспособления в механизмах);

· корпуса ́ завода, кадетские корпуса ́ и ко́рпусы человека или животного ;

· меха ́ (выделанные шкуры животных) и кузнечные ме́хи ;

· о́бразы в романе и образа ́ святых в церкви ;

· рыцарские о́рдены и ордена ́ за подвиги ;

· пово́дья для лошади и по́воды (побуждения);

· пояса ́ халатов и часовые пояса ́ (допустимо – часовые по́ясы );

· про́пуски букв и заводские пропуска ́ ;

· соболя ́ (меха) и со́боли (животные);

· банковские счета ́ – конторские счёты ;

· сыновья ́ от первого брака и сыны ́ отечества ;

· электрические то́ки и тока ́ в поле ;

· то́ны в музыке и тона ́ в живописи ;

· нажать на тормоза ́ – устранять то́рмозы в работе ;

· духовные учи́тели и школьные учителя ́ ;

· хле́бы в печи и хлеба ́ в поле ;

· цвета ́ (краски) и цветы ́ (растения);

· ю́нкеры (крупные помещики в Германии) и юнкера ́ (воспитанники военных училищ).

2. Родительный падеж

1). Например, у некоторых существительных мужского рода в родительном падеже единственном числе варьируются основной вариант окончания А/Я (чая, сахара ) с дополнительным вариантов У/Ю (чаю, сахару ).

Обычно окончания У/Ю могут быть использованы в следующих случаях:

У существительных с вещественным значением при указании на их количество – то есть для обозначения части целого (стакан чаю, килограмм сахару, кусочек сыру ).

Когда говорят принеси молока, квасу, колбасы и т.д., значит, не имеет значения, сколько нужно принести, какую частью. Напротив, когда говорят: принеси молоко, квас, колбасу, имеют ввиду, что собеседнику известно, сколько нужно принести или нужно принести не часть просимого, а всё . Ср.: принеси молока – принеси стакан, бутылку молока и принеси из холодильника молоко – принеси из холодильника всё молоко.



Однако если существительное сопровождается определением, нужно выбирать форму с окончанием А/Я (чашка горячего чая, пачка высушенного табака );

У собирательных и отвлечённых существительных со значением количества (мало народу, много шуму );

Во фразеологизмах (без году неделя, с глазу на глаз, с миру по нитке );

В отрицательных предложениях (покою нет, отказу не было; читать книгу – не читать книги ).

2) В родительном падеже множественном числе у существительных мужского рода несколько вариантов падежных окончаний:

Существительные с нулевым окончанием. Существительные с окончаниями.
Мужского рода
1) названия парных предметов: (пара) ботинок, брюк, валенок, манжет, сапог, чулок, погон; 2) названия единиц измерения: (несколько) ампер, (кило)ватт, вольт, герц, микрон, ом, рентген; 3) названия людей по национальности: (среди) англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, румын, татар, туркмен, турок, цыган; 4) (отряд) гусар, гренадёр, драгун, партизан, солдат, улан 1) (пара) носков; 2) (несколько) гектаров, граммов, килограммов, километров, ньютонов, центнеров, акров, ярдов; 3) (среди) азербайджанцев, арабов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, немцев, узбеков, французов, якутов; 4) (несколько) апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, лимонов, томатов; 5) (нет) комментариев, коррективов, рельсов, фильмов.
Женского рода
(много) барж, басен, башен, туфель, вафель, домен, кровель, нянь, простынь (и простыней), свадеб, сплетен, усадеб, цапель, яблонь, свеч (и свечей) (много) кеглей, долей, пригоршней, саклей
Среднего рода
(нет) блюдец, одеялец, полотенец, плеч, яблок (нет) личиков, верховьев, болотцев, низовьев, оконцев, платьев, устьев, захолустий, побережий, снадобий, коленей
Слова, не имеющие единственного числа
(нет) нападок, потёмок, сумерек (нет) заморозков, консервов, лохмотьев, будней, граблей, яслей


3) В предложном падеже к основному варианту – окончанию Е в некоторых случаях добавляется окончания У: в цехе – в цеху (в этом случае вариант У – разговорный): расти в лесу – знать о лесе (окончание различает оттенок в значении: обстоятельство и объект), на расчётном счёте – быть на хорошем счету (в выражениях фразеологического характера). Обычно при выборе варианта окончания следует учитывать контекст, то есть обращать внимание на то, какое значение реализуется в слове.

2. Морфологические нормы имен прилагательных, числительных и местоимений.

В нормативном аспекте морфологии имен прилагательных двумя сложными вопросами являются: образование форм степеней сравнений и различие между полными и краткими формами прилагательных.

Образование степеней сравнения прилагательных. Различают простую и составную степени сравнения прилагательных. Простая сравнительная форма образуется с помощью суффиксов –ее и –ей (разг.): быстрее – быстрей, некоторые прилагательные образуют сравнительную степени с помощью суффикса –е: бойче, звонче, ловчее, слаще. Простая форма прилагательных в превосходной степени образуется с помощью суффиксов –айш(ий) (высочайший) , –ейш(ий ) (красивейший ). Составная сравнительная форма образуется с помощью слова более, а превосходная с помощью слова самый (Этот дом высокий, но соседний – более высокий. Этот дом самый высокий в городе ).

Следует учитывать, что не все качественные прилагательные способны образовывать степени сравнения с помощью соответствующих суффиксов. Не образуют таких форм слова:

бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный),развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный и др.

Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения: более волевой, более деловой, более жестокий.

Традиционные речевые ошибки при образовании форм степеней сравнения прилагательных связаны:

1) смешение простой и составной форм степеней сравнения (более выше, самая красивейшая) и

2) отсутствие объекта сравнения (Эта комната более светлая. Надо + чем та ).

Полная и краткая формы прилагательного. Между полной и краткой формами прилагательного есть свои различия, поэтому эти формы не всегда могут заменять друг друга.

Краткие формы имеют преимущественно книжную окраску: Лекция интересна и поучительна. Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная. При полной форме прилагательного, употреблённой в именительном падеже в роли составного сказуемого, не могут, как правило, быть управляемые слова, а при краткой форме – могут. Например: он был болен ангиной; он способен к музыке (но нельзя сказать – он был больной ангиной, он способный к музыке).

Полная форма прилагательного указывает на постоянный признак, краткая – на временный: девочка красивая (вообще), девочка красива (в данный момент).

При образовании кратких форм прилагательных, оканчивающихся на – енный (естественный, искусственный, торжественный) наблюдаются колебания: естествен – естественен, искусствен – искусственен, торжествен – торжественен. В настоящее время оба варианта возможны как в письменной, так и в устной речи, но более употребительной является усеченная форма (на – ен).

Морфологические нормы имен числительных . Существуют свои нормы при употреблении имён числительных:

1) В сложных и составных количественных числительных склоняются все части (книга со ста пятьюдесятью шестью страницами ).

2) При склонении сложных и составных порядковых числительных изменяется только последнее слово в числительном (родиться в тысяча девятьсот девяносто втором году ).

3) Количественные числительные (кроме числительного одни ) не соединяются со словами, обозначающими парные предметы, как: сани, ножницы, сутки, брюки, очки и т.д . (нельзя: двадцать две сутки, тридцать три ножницы ) – следует использовать правку выражения: Прошли двадцать вторые сутки / двадцать два дня. Куплены ножницы в количестве тридцати трёх штук.

4) Собирательные числительные сочетаются только с одушевленными существительными мужского рода (двое юношей, трое мужчин ) и не сочетаются с существительными женского рода (нельзя сказать: трое девушек, только: три девушки ).

5) При сочетании существительного с числительным, обозначающим дробь , существительное должно стоять в родительном падеже единственного числа (нельзя: 12,6 километров, только: 12,6 километра ).

6) Числительные полтора и полтораста имеют только две падежные формы: в Именительном и Винительном падежах: полтора – полторы и полтораста , во всех остальных падежах полýтора и полýтораста . Эти числительные соединяются с существительными в Родительном падеже единственном числе (Им. и Вин. падеж): полторы ложки , и во множественном числе (все остальные падежи): около полтораста страниц .

Морфологические нормы местоимений. Свои морфологические нормы действуют при употреблении местоимений:

1) Местоимение они не соотносится с собирательными существительными (народ, молодежь, купечество ). Нельзя: Народ дружно шёл на выборы, потому что они понимали как это важно. Следует они → он или народ → люди.

2) Личные местоимения не могут употребляться в роли второго подлежащего или дополнения . Нельзя: Плюшкин, он – отрицательный герой романа.

3) При наличии двух субъектов действия личные и притяжательные местоимения требуют дополнительного пояснения или перефразирования предложения в целом, чтобы не возникало двусмысленности. Нельзя: Профессор предложил аспиранту прочитать его доклад (чей? Профессора или аспиранта?) .

4) В неопределенных местоимениях с суффиксами -то,-либо, -нибудь суффикс –то формирует значение «неизвестный»; суффикс -либо формирует значение «любой», а суффикс –нибудь – значение «неважный» (Нельзя: Кто-либо или кто-нибудь стучит в дверь. Только: Кто-то стучит ).

5) Определительные местоимения всякий, любой и каждый не могут заменять друг друга (Нельзя: Любой человек сам отвечает за свою жизнь. Только: Каждый человек… ).

3. Морфологические нормы глаголов и предлогов.

Кратко обратимся к основным морфологическим нормам, регулирующим употребление глаголов:

1) Стилистически различаются глагольные пары: видеть – видать, слышать – слыхать, поднимать – подымать, лазить – лазать и т.п. Первый вариант книжный – литературный, второй – разговорный.

2) Глаголы с чередованием О//А в основе: обусловливать – обуславливать, сосредоточивать – сосредотачивать и т.п. также различаются как книжный (форма на О) и разговорный (форма на А).

3) У так называемых недостаточных глаголов (победить, убедить, очутиться, дерзить, ощутить ) форма 1-ого лица единственного числа будущего времени имеет составной характер (смогу / сумею / должен победить ).

4) У так называемых изобилующих глаголов есть две формы настоящего времени со стилистическим или смысловым различием. Например: машет –махает (книжный и разговорный вариант), двигает (перемещает) – движет (руководит, побуждает).

Изобилующие глаголы имеют двоякие личные формы, которые отличаются стилистической окраской.

Некоторые параллельные формы различаются не стилистически, а оттенками значения.

5) У глаголов в прошедшем времени основной выступает форма без суффикса –ну (мокнуть – мок, привыкнуть – привык ).

6) Единство видо-временных форм глаголов – правило, согласно которому все глаголы в рамках одного предложения должны употребляться в одной и той же грамматической форме. Нельзя: В отпуске он отдохнул и снова занимался любимым делом. Только: занялся!

7) В особой форме глагола – деепричастии – суффикс –в – нормативный, суффикс –вши – просторечный. Нельзя: Прочитавши книгу. Только: Прочитав книгу.

Нарушение грамматических норм нередко связано с употреблением в речи предлогов. Так, не всегда учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между синонимическими конструкциями с предлогами из- за и благодаря. Предлог благодаря сохраняет свое первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить, поэтому он употребляется для указания причины, вызывающей желательный результат: благодаря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим значением предлога благодаря и указанием отрицательной причины употребление этого предлога нежелательно: не пришел на работу благодаря болезни. В данном случае правильно сказать -из-за болезни.

Предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным нормам употребляются только с дательным падежом. С названием островов, полуостровов используется предлог на: на Камчатке, на Диксоне, на Капри.
Предлог на употребляется с названиями проспектов, бульваров, площадей, улиц; предлогв -- с названиями переулков, проездов: на бульваре Вернадского, на площади Победы, на улице Суворова.

Если названия горных областей имеют форму единственного числа, то используется предлог на , если форму множественного числа - предлог в. : на Кавказе, на Эльбрусе, на Памаре и в Альпах , вГималаях.,

Предлоги в и на в некоторых конструкциях антонимичны предлогам из и с: поехал в Ставрополь - вернулся из Ставрополя, отправился на Кавказ - приехал с Кавказа.

Литературная норма современного русского языка: на Украине, с Украины .

«В 1993 году по требованию Правительства Украины нормативными следовало признать варианты в Украину (и соответственно из Украины ). Тем самым, по мнению Правительства Украины, разрывалась не устраивающая его этимологическая связь конструкций на Украину и на окраину . Украина как бы получала лингвистическое подтверждение своего статуса суверенного государства, поскольку названия государств, а не регионов оформляются в русской традиции с помощью предлогов в (во ) и из ...» (Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. М.: Наука, 2001. С. 69).

Так как никто не употребляет словосочетания на государстве или на стране , то нет никаких причин употреблять и словосочетание на Украине . Таким образом, всегда когда речь идёт о государстве Украина, надо писать и говорить только в Украине .

Сторонники написания на Украине часто приводят такие примеры: на Кубе, на Мальте, на Кипре. Обратите внимание, что во всех случаях речь об островных государствах, т.е. в данном случае из контекста выпало слово остров: на острове Куба, на острове Мальта, на острове Кипр. Так, например, в английском языке разделение при употреблении топонимов в разных контекстах довольно четкое: on Cuba (на Кубе) – если речь об острове, in Cuba (в Кубе) – если речь о государстве.

Однако литературная норма русского языка, согласно которой следует говорить и писать на Украине , – результат исторического развития языка на протяжении нескольких столетий. Сочетаемость предлогов в и на с определенными словами объясняется исключительно традицией. Ср.: в школе, в институте, в аптеке, в отделе , но:на заводе, на почте, на курорте, на складе и т. д. Литературная норма не может измениться в одночасье из-за каких-либо политических процессов.

При глаголах чувства (тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом, например: тужить по сыну, плакать по отцу, горевать по мужу, тосковать по родному селу, скучать по Михайловскому . Но личные местоимения 1-го и 2-го лица при указанных глаголах чаще ставятся в предложном падеже, например: плачет по вас, горюет по нас.

Ошибочным является употребление после отмеченных глаголов предлога за с творительным падежом, например: «Он скучает за вами», «Она тоскует за тобой».

После глаголов движения (ходить, гулять, бежать, двигаться, взбираться, бродить и т. п. ) предлог по употребляется с дательным падежом: ходил по лугу (по лугам), гулял по лесу (по лесам), бежал по берегу (по берегам), бродил по полю (по полям) и т. п.

Предлог по с предложным падежом употребляется со значением «после чего-нибудь», например: по истечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город.

После предлога по местоимения сколько и несколько ставятся в дательном падеже, например: По скольку тетрадей дали каждому ученику? По нескольку суток не бывал дома .

Таким образом, на этой лекции мы познакомились с понятием «морфологическая норма» и выяснили, как следует образовывать формы слов, принадлежащих к разным частям речи. В случае затруднения рекомендуется обращаться к грамматическим словарям.

Тема 2.9. Синтаксические нормы русского языка.

1. Нормы согласования. Согласование сказуемого с подлежащим

2. Нормы управления

3. Употребление деепричастного оборота

4. Ошибки в построении сложных предложений

Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений и приложений. Нормы управления. Труднее случаи именного и глагольного управления – управление при однородных членах предложения, «нанизывание» падежей, придаточных предложений с одинаковыми союзами, выбор правильного падежа и предлога. Преобразование прямой речи в косвенную. Употребление обособленных конструкций.

Синтаксические нормы отражают особенности построения словосочетания и предложения в русском языке.

Наибольшие сложности обычно вызывает следующие моменты:

Выбор управляемой формы в словосочетании;

Согласование подлежащего и сказуемого;

Использование причастных и деепричастных оборотов;

Построение некоторых типов сложных предложений.

1.Нормы согласования

Согласование определения с определяемым словом

1. Если определение относится к существительному, зависящему от числительных два, три, четыре , то рекомендуются следующие правила согласования:

2. Если определение стоит перед числительным, то оно ставится в форме именительного падежа независимо от рода существительных: первые два года, последние две недели, верхние два окна.

Согласование сказуемого с подлежащим

При согласовании сказуемого с подлежащим необходимо соблюдать следующие правила.

1. Если подлежащее выражено собирательным существительным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т. п .), счетным оборотом (количественным числительным или другим счетным словом, например, несколько ) в сочетании с роди-тельным падежом множественного числа, то сказуемое обычно ставится: 1) во множественном числе, когда речь идет о предметах одушевленных: Большинство студентов хорошо сдали экзамены. Премию получили семь сотрудни-ков. Несколько человек молчали. 2) в единственном числе, когда подлежащее обозначает предметы неодушевленные: Ряд новых домов стоял в конце улицы. Засеяно сто сорок гектаров.
2. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе. Четыре студента вошлив аудито-рию. На столе лежаттри учебника.
3. При составных числительных, заканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе Институт окончил двести один студент. В соревновании участвует сорок один спортсмен.
4. При нумерализованных су-ществительных (пара, тройка, десяток, сотня, тысяча, миллион, миллиард ), а также словах масса, уйма, куча, пропасть, поток и других сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде с подлежащим. Сотня лыжников вышлана трассу. Тысяча книг уже нами просмот-рена. Поток машин катился по узкому мосту.
5. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. сказуемое обычно ставится в единственном числе. Прошло два месяца. Пробило семь часов.
6. Если при счетном обороте имеются слова все, эти, то сказуемое ставится только во множественном числе. Все три всадника ехалимолча.
7. Если подлежащее содержит числительное пол-, то сказуемое ставится в единственном числе. Сгорело полдома. Полдеревни сбежалось смотреть на это зрелище.
8. При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое ставится в единственном числе. Много чемоданов и коробок стояло около транспортера. Сколько разных чувств одолевает нас в моменты расставания!
9. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета. Библиотека-музей открылась, песня-романс стала популярной, машина-фургон стояла около магазина, часы-будильник оста-новились, книга-справочник оченьполезна, кресло-кровать стояло вуглу и т. п.
10. У сложносокращенного слова (аббревиатуры) сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания. МГУ (Московский государственный университет) объявил конкурс. Гороно (городской отдел народного образования) разослал инструкцию.
11. Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем, выраженном местоимением никто, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т. д. Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз болезни.
12. Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединенным союзом или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы согласования. 1) Сказуемое, стоящее после одно-родных подлежащих, обычно ставится во множественном числе: Промышленность и сельское хозяйство в России неуклонно развиваются. 2) Сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них: Из комнаты послышался шепот и неразборчивые слова.

Нормы управления

К нормам управления относятся правильный выбор предлога в словосочетании и правильный выбор падежной формы существительного, местоимения.

При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимичные предлоги ввиду, вследствие, в силу, в связи, благодаря, из-за и др.

Следует говорить:

Правильный вариант Неправильный вариант
Ввиду предстоящего отъезда, вследствие прошедших дождей, благодаря принятым мерам (речь идет о причинах, вызывающих желательный результат ), из-за пожара (понесены большие убытки) Вследствие предстоящего отъезда (отъезд еще не состоялся и по- следствий пока не имеет), ввиду прошедших дождей, (явление относится к прошлому), из-за принятых мер (предлог «из-за» указывает на причины, вызываю-щие нежелательный результат), благодаря пожару (понесены большие убытки)
Запомните:
Благодаря, согласно (чему?) (дат. п.), вопреки Благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям
Вследствие, в случае (чего?) (род. п.), ввиду Вследствие засухи, в случае непогоды, ввиду болезни
В связи (с чем?) (тв. п.) В связи с выборами

Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь. Ошибка может возникнуть из-за того, что оба глагола имеют значение «волноваться». Другой пример: уверенность в чем-либо, но вера во что-либо . В этом случае ошибка может быть порождена общим корнем.

Различайте:

Беспокоиться (о ком-нибудь), идентичный (чему-либо), надеть (что-то, на что-то, на кого-то), обрадоваться (чему-либо), обращать внимание (на что-либо), отзыв (о чем-то), отчитаться (в чем-нибудь), основываться (на чем-либо), превосходство (над чем-нибудь), предостеречь (от чего-то), препятствовать (чему-то), примириться (с чем-нибудь), различать (что и что), рассердиться (на что-либо), уверенность (в чем-то), удивляться (чему-нибудь), уплатить (за что-то), упрекать (в чем-нибудь) Тревожиться (за кого-нибудь), сходный (с чем-либо), одеть (кого-то, во что-то), обрадован (чем-либо), уделять внимание (чему-либо), рецензия (на что-то), сделать отчет (о чем-нибудь), обосновывать (чем-либо), преимущество(перед чем-нибудь), предупредить (о чем-то), тормозить (что-то), смириться (перед чем-нибудь), отличать (что от чего), рассержен (чем-либо), вера (во что-то), удивлен (чем-нибудь), оплатить (что-то), порицать (за что-нибудь)

Некоторые глаголы могут иметь управление в разных падежах в зависимости от различных смысловых оттенков.

Различайте:

Запомните управление:

альтернатива (чему?), аналогичный (чему? и с чем?), аналогия (с чем? и между чем?), аннотация (на что? и чего?), анонс (о чем?), апеллировать (к кому? и к чему?), беспокоиться (о ком? и о чем?), в отношении (кого? и чего?), властвовать (над кем? и чем?), возразить (против чего?), говорить (о ком?, о чем? и про кого?, про что?), голосовать (за кого?), гордиться (кем? и чем?), объяснить (что?), описывать (что?), оплата (чего? и за что?), оплатить (что?), остановиться (на чем?), отмечать (что?), относиться (к кому? и к чему?), отчитаться (за что?), отчитываться (в чем? и о чем?), по отношению (к кому? и к чему?), подчеркивать (что?), понимать (что?), преимущество (перед кем?), претензия (к кому?, на что? и за что?), присудить (кого - к чему? и кому - что?), противоречить (чему?), равноправны (кто с кем?), равносильный (для кого? и чему?), радоваться (кому? и чему?), руководитель (чего?), руководство (чем? и чего?), дискутировать (о чем?), заведовать (заведующий) (чем?), задуматься (над чем? и о чем?), заплатить (кому? и за что?), заслуживать (чего?, не что), заслужить (что?, не чего), командовать (командующий)(чем?), комментарий (к чему?), курировать (кого? и что?), надеяться (на кого? и на что?), начальник (чего?) неприемлемый (для кого? и для чего?), непримиримый (к кому? и к чему?), объявить (что? и о чем?), свидетельство (чего?, если зависи- мое слово имя существительное, и чему?, если зависимое слово - указательное местоимение), свидетельствовать (что? и о чем?) свойственный (кому?, не для кого?), соответственно (чему? и с чем?), соответствие (чему?, между чем? и с чем?), тосковать (по кому?), требовать (чего? и что?), тревожиться (за кого?), уверенность (в чем?), уделить внимание (чему?), удивляться (чему?), удостоен (чего?), указать (что?, на кого? и на что?), уплатить (за что? и за кого?), управлять (управляющий) (чем?), характерен (для кого?), характеристика (кого?), ходатайствовать (о ком? и о чем?)

Употребление деепричастного оборота

Деепричастие - форма глагола, обозначающая дополнительное действие, выполненное субъектом (подлежащим) и соотносящееся только с ним. Поэтому деепричастный оборот не может быть употреблен:

Примеры ошибок при употреблении деепричастного оборота:

1. Пролетая над бушующим океаном, силы стрижа иссякли (вместо: Пролетая над бушующим океаном, стриж обессилел. Или: Когда стриж пролетал над бушующим океаном, силы его иссякли). Здесь же получается, что пролетают силы.

2. Выйдя на окраину города, перед ними открылась удивительная панорама (вместо: Выйдя на окраину города, они увидели удивительную панораму. Или: Когда они вышли на окраину города, перед ними открылась удивительная панорама). Здесь же получается, что панорама вышла.

3. Пробежав несколько шагов, его осенила блестящая мысль (вместо: Когда он пробежал несколько шагов, его осенила блестящая мысль). В этом случае предложение с деепричастным оборотом строить нельзя, так как получается, что мысль пробежала.

Ошибки в построении сложных предложений

Существуют 3 типа сложных предложений:

- Бессоюзное сложное предложение Я очень удивился: одноклассники устроили мне настоящий праздник.

- Сложносочиненное предложение Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво (А. Чехов) . Мышление было бы не нужно, если бы были готовые истины (А. Герцен) ; Тот остается одиноким, кто ищет друга без недостатков (Посл.).

Синонимичными могут быть все типы сложного предложения:

· СПП: Работу зачли, потому что я сдал ее вовремя. / Работу зачли, так как я сдал ее вовремя.

· ССП: Я сдал работу вовремя, и ее зачли.

· БСП: Работу зачли: я сдал ее вовремя. / Я сдал работу вовремя - ее зачли.

Ошибки:

1. Разнотипность частей сложного предложения проявляется:

а) когда в качестве однородных конструкций употребляются придаточное предложение и член простого предложения, например: «На производственном совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость» (следует: ...обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой продукции и возможность снижения ее себестоимости).

б)при общей подчиняющей части выступают в качестве однородных синтаксических элементов двусоставное предложение и односоставное безличное предложение, например: «Докладчик выдвинул два положения: 1) все большее значение приобретает ускоренная приватизация государственной собственности; 2) необходимо повысить роль в этом процессе трудовых коллективов»;

в)при использовании (без должного основания) различного порядка слов в соподчиненных придаточных предложениях, например: «К числу недостатков преподавательского коллектива школы следует отнести то, что в ней недостаточно проводится воспитательная работа, внеклассная работа ведется плохо, успеваемость учащихся снижается» (во втором и третьем придаточном предложении следовало тоже использовать обратный порядок слов).

2. Смещение конструкции может найти свое выражение в том, что главное предложение «разбивается» находящимся внутри его придаточным, например:«Главное, чему необходимо уделить внимание, это жанровой стороне произведения» (следует: Главное, чему необходимо уделить внимание, - это жанровая сторона произведения

Смещение конструкции может возникать в том случае, если придаточное предложение «разбивается» главным, например: «Но цитаты эти неизвестно, откуда автор их заимствовал» (вместо: Неизвестно, откуда автор заимствовал эти цитаты). Подобные конструкции имеют разговорный характер.

3. Неправильное употребление союзов и союзных слов при:

а) выборе союза или союзного слова, которые не подходят для данного контекста, например: «Можно было согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержалось никаких внутренних противоре

1. Список слов с нормативным окончание -Ы (-И) в именительном падеже множественного числа:

Им. п. ед. ч. Им. п. мн. ч.
бухгалтер бухгалтеры
возраст возрасты
выговор выговоры
грифель грифели
диспетчер диспетчеры
договор договоры
драйвер драйверы
инженер инженеры
инструктор инструкторы
инспектор инспекторы
компрессор компрессоры
конструктор конструкторы
контейнер контейнеры
корректор корректоры
лекарь лекари
месяц месяцы
плеер плееры
полис полисы
порт порты
почерк почерки
прожектор прожекторы
пудель пудели
редактор редакторы
ректор ректоры
свитер свитеры
склад склады
слесарь слесари
слог слоги
снайпер снайперы
столяр столяры
табель табели
токарь токари
торт торты
трактор тракторы
тренер тренеры
флигель флигели
фронт фронты
шофёр шофёры

2. Список слов с нормативным окончание -А (-Я) в именительном падеже множественного числа

Им. п. ед. ч. Им. п. мн. ч.
адрес адреса
вексель векселя
ворох вороха
директор директора
доктор доктора
катер катера
китель кителя
колокол колокола
кузов кузова
купол купола
кучер кучера
окорок окорока
округ округа
ордер ордера
паспорт паспорта
повар повара
погреб погреба
профессор профессора
пояс пояса
сорт сорта
стог стога
сторож сторожа
тенор тенора
терем терема
тополь тополя
фельдшер фельдшера
флюгер флюгера
хутор хутора
штабель штабеля
штемпель штемпеля
якорь якоря

Примечание:

1) Необходимо запомнить следующие формы:

КОРПУСЫ (туловища) - КОРПУСА (здания)

ЛАГЕРИ (политические группировки) - ЛАГЕРЯ (туристические)

МУЖИ (государственные) - МУЖЬЯ (в семьях)

ЗУБЫ (у человека, животных) - ЗУБЬЯ (у пилы)

ПРОПУСКИ (пробелы) - ПРОПУСКА (документы)

ОРДЕНЫ (рыцарские, монашеские) - ОРДЕНА (награды)

ОБРАЗЫ (художественные) - ОБРАЗА (иконы)

ТОНЫ (звуки) - ТОНА (оттенки цвета)

ХЛЕБЫ (пищевые продукты) - ХЛЕБА (злаки)

ДНО - ДОНЬЯ

КУРИЦА - КУРЫ

ЧЕЛОВЕК - ЛЮДИ

РЕБЕНОК - ДЕТИ

ПОЛЕНО - ПОЛЕНЬЯ

СУДНО - СУДА

Имя существительное НЕДРА (земли) употребляется только во множественном числе и с окончанием -А в именительном падеже.

Следующие рифмовки помогают запомнить нормативное образование формы именительного числа множественного числа ряда существительных:

Знает наша детвора:

В вузе есть профессор А!

Провели переговоры -

Заключили договоры.

2, Нормативное образование форм РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:

АБРИКОСЫ АБРИКОСОВ
АНАНАСЫ АНАНАСОВ
АПЕЛЬСИНЫ АПЕЛЬСИНОВ
БАКЛАЖАНЫ БАКЛАЖАНОВ
БАНАНЫ БАНАНОВ
ГРАНАТЫ ГРАНАТОВ
ЛИМОНЫ ЛИМОНОВ
МАНДАРИНЫ МАНДАРИНОВ
ПАТИССОНЫ ПАТИССОНОВ
ПОМИДОРЫ ПОМИДОРОВ
ТОМАТЫ ТОМАТОВ

2. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
БАХИЛЫ (обувь) БАХИЛ
БОТИНКИ БОТИНОК
БУТСЫ БУТС
БРЮКИ БРЮК
ВАЛЕНКИ ВАЛЕНОК
ГЕТРЫ ГЕТР
КАЛЬСОНЫ КАЛЬСОН
КАСТАНЬЕТЫ КАСТАНЬЕТ
КРОССОВКИ КРОССОВОК
МОКАСИНЫ МОКАСИН
ПАНТАЛОНЫ ПАНТАЛОН
ПОГОНЫ ПОГОН
САПОГИ САПОГ
ТАПКИ ТАПОК
ТУФЛИ ТУФЕЛЬ
ЧУЛКИ ЧУЛОК
ШАРОВАРЫ ШАРОВАР
ШОРТЫ ШОРТ
ЭПОЛЕТЫ ЭПОЛЕТ

Примечание:

Запомнить правильное образование формы родительного падежа множественного числа имён существительных НОСКИ и ЧУЛКИ позволяет следующий мнемоприём - приём облегчённого запоминания:

НОСКИ короткие, но в родительном падеже множественного числа мы используем длинное слово НОСКОВ;

ЧУЛКИ длинные, но в родительном падеже множественного числа мы используем короткое слово (с нулевым окончание) ЧУЛОК.

Иначе говоря, чем короче, тем длиннее, то есть чем короче предмет, тем длиннее слово: пара НОСКОВ - пара ЧУЛОК.

Если вы сомневаетесь, как правильно образовать форму родительного падежа множественного числа от имён существительных НОСКИ, ЧУЛКИ, то запомните следующее четверостишье:

Я оставил ей в залог

Пару модненьких чулок

И уехал сразу в Псков

С ящиком цветных носкОВ .

3. Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
АРМЯНЕ АРМЯН
БАШКИРЫ БАШКИР
БОЛГАРЫ БОЛГАР
БУРЯТЫ БУРЯТ
ГРУЗИНЫ ГРУЗИН
ЛЕЗГИНЫ ЛЕЗГИН
ОСЕТИНЫ ОСЕТИН
РУМЫНЫ РУМЫН
ТАТАРЫ ТАТАР
ТУРКИ ТУРОК
ТУРКМЕНЫ ТУРКМЕН
ЦЫГАНЕ ЦЫГАН

4. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЦЕ, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:

5. Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:

6. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЕ без ударения, и женского рода на -ЬЯ без ударения, имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ИИ:

Именительный падеж единственного числа (-ЬЕ; -ЬЯ без ударения) Родительный падеж множественного числа (-ИЙ)
БЕГУНЬЯ БЕГУНИЙ
ГНЕЗДОВЬЕ ГНЕЗДОВИЙ
ЗАПЯСТЬЕ ЗАПЯСТИЙ
КУШАНЬЕ КУШАНИЙ
НАДГРОБЬЕ НАДГРОБИЙ
ОЖЕРЕЛЬЕ ОЖЕРЕЛИЙ
ОЛАДЬЯ ОЛАДИЙ
ОТРОДЬЕ ОТРОДИЙ
ПЕЧЕНЬЕ ПЕЧЕНИЙ
ПЛЯСУНЬЯ ПЛЯСУНИЙ
ПОБЕРЕЖЬЕ ПОБЕРЕЖИЙ
ПОВЕРЬЕ ПОВЕРИЙ
ПОДЗЕМЕЛЬЕ ПОДЗЕМЕЛИЙ
СИДЕНЬЕ СИДЕНИЙ
СОЛЕНЬЕ СОЛЕНИЙ
УВЕЧЬЕ УВЕЧИЙ
УЩЕЛЬЕ УЩЕЛИЙ

7. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЁ, а также женского и общего рода на -ЬЯ под ударением, в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:

9. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:

10. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:

БАРЖИ БАРЖ
БАСНЯ БАСЕН
БАШНЯ БАШЕН
БРЫЗГИ БРЫЗГ
ВАФЛЯ ВАФЕЛЬ
ДЕЛО много ДЕЛ
КОПНА КОПЁН или КОПН
КОЧЕРГА КОЧЕРЁГ
КУХНЯ КУХОНЬ
МАКАРОНЫ МАКАРОН
МАНЖЕТА МАНЖЕТ
НЯНЯ НЯНЬ
ПЕТЛЯ ПЕТЕЛЬ
САБЛЯ САБЕЛЬ
СЕРЬГА СЕРЁГ
СПЛЕТНЯ СПЛЕТЕН
ТУФЛИ ТУФЕЛЬ
ЦАПЛЯ ЦАПЕЛЬ
ШПРОТЫ ШПРОТ
ЯБЛОНЯ ЯБЛОНЬ

11. Следующие имена существительные имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ОВ:

БРОНХИ БРОНХОВ
ГЕОРГИНЫ ГЕОРГИНОВ
ДЕБАТЫ ДЕБАТОВ
ЗАМОРОЗКИ ЗАМОРОЗКОВ
КОНСЕРВЫ КОНСЕРВОВ
НЕРВЫ НЕРВОВ

Примечание:

Запомните нормативное образование родительного падежа множественного числа следующих имён существительных.

Окончания именительного падежа множественного числа имен существительных

Постановка правильного окончания у существительных мужского рода именительного падежа множественного числа нередко вызывает затруднение. Выбор типа окончания (-ы/-и или -а/-я ) определяется следующими факторами:

- количество слогов в слове и место ударения

а) Односложные слова чаще образуют формы на -а/-я : снег – снега, дом – дома, лес – леса, сорт – сорта .

б) Односложные слова могут иметь также окончания -ы/-и : суд – суды, суп – супы, нож – ножи, кот – коты . Частые речевые ошибки вызывает слово торт . Множественное число у этого слова – торты .

в) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я : вечер – вечера, паспорт – паспорта, голос – голоса, вексель – векселя.

г) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и : аптекарь – аптекари, библиотекарь – библиотекари, компьютер – компьютеры, инженер – инженеры.

Обратите внимание на то, что ударение в данных формах единственного и множественного числа сохраняется на одном и том же месте.

Исключения : обшлаг – обшлага, рукав – рукава .

- происхождение слова и его структурные элементы

а) Слова с элементами -ер/-ёр имеют окончание -ы/-и : актёр – актёры, шофёр – шофёры, режиссёр – режиссёры, дирижёр – дирижёры и др. Это слова французского происхождения.

б) Слова латинского происхождения с элементом -тор – неодушевленные (предметы) имеют окончание -ы: рефлекторы, детекторы, рефрижераторы, конденсаторы .

в) Слова с -тор одушевленные (лица) имеют окончание : авторы, лекторы, ректоры, конструкторы и окончание : доктора, директора, профессора .

- различие в значении слов

В ряде случаев окончания и служат для различения смысла слова:

образы (художественные) – образа (иконы);
проводы (при отъезде) – провода (электрические);
цветы (растения) – цвета (окраска);
пропуски (недосмотры) – пропуска (документы);
поясы (географические) – пояса (одежды) и др.

Существуют нормативные вариантные формы (т.е. обе формы являются правильными):

бункеры – бункера
годы – года
инструкторы – инструктора
клапаны – клапана
(технический термин)
кители – кителя
прожекторы – прожектора
секторы – сектора
цехи – цеха

Наиболее часто употребляемые слова с тем и другим типом окончания.

Формы на -и/-ы

Формы на -а/-я

Окончания родительного падежа множественного числа

При выборе окончания следует руководствоваться следующими правилами:

Мужской род

1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .

Исключение: носков .

2. Названия национальностей подчиняются следующим правилам:

а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

Исключение: негров .

б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргизов, калмыков, таджиков, узбеков, монголов, якутов.

Исключение: турок, бурят .

3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:

а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан;

б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусаров, 5 гардемаринов, 6 гусаров, 7 уланов.

4. Названия единиц измерений вариативны:

а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;

б) амперов, ваттов, граммов, килограммов, рентгенов, кулонов .

5. Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсинов, мандаринов, бананов, помидоров, баклажанов.

Женский род

1. Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .

2. Некоторые существительные имеют окончание -ей : свечей, граблей, простыней .

Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч , но: В доме нет свечей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

3. Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудиторий, академий, консерваторий.

Средний род

1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал .

Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч!)

2. Нормативными являются формы на -ий : побережий, захолустий, снадобий .

3. Существуют также формы на -ев : устьев, болотцев, верховьев, низовьев .

Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний :

нулевого: сумерек; суток ;

-ов : заморозков ;

-ей : будней, яслей, саней .

Состояние языковой культуры в современной России оставляет желать лучшего. И виной тому отнюдь не ориентация на западную культуру и не отсутствие тяги к чтению, как сокрушаются СМИ.

Широкий ассортимент словарей, в которых можно встретить различное написание одного и того же слова, жаркие споры ученых-лингвистов вокруг правописания отдельных слов, огромный поток литературы, не отработанной грамотным корректором, засорение речи неуместными жаргонными словами – вот истинная причина процветания безграмотности. Языковые нормы существуют не ради самих себя, а, прежде всего, для того, чтобы люди понимали друг друга, избегали двусмысленности и, наконец, сохраняли национальное языковое богатство.

Как часто в офисах можно услышать звОнит вместо звонИт, катАлог вместо каталОг и т. д. Более того, все чаще собеседники начинают задумываться над произношением слов во множественном числе: директорА или дирЕкторы, бухгалтерА или бухгАлтеры, договорА или договОры? Все это медленно, но верно расшатывает традиционные литературные нормы русского языка и приводит к общему падению культуры.

В современном русском языке примерно 300 слов, в которых именительный падеж множественного числа – «колеблющийся», с вариантами. Более того, норма ударения в некоторых словах с течением времени менялась, отражая развитие системы склонений русских существительных. Так, например, в конце XIX – начале XX века директорОв называли дирЕкторами, а профессорОв – профЕссорами. В течение же прошлого века произошли необратимые изменения. Окончания на -а (-я) стали царить в просторечии и «профессиональном» жаргоне, а формы на -ы (-и) оказались более нейтральными, более традиционными для литературного языка (редакторы, инструкторы, корректоры). Но не стоит забывать, что во всех правилах существуют исключения.

ДиректорА, договОры, бухгАлтеры – именно эти нормы стали ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫМИ!

  • Приехали директорА крупных заводов, собрались директорА, мы написали письмо директорАм.
  • Наша компания заключила договОры.
  • БухгАлтеры посчитали смету и т. д.

Правописание (окончание и ударение) слов директор, бухгалтер, договор и др. подчиняется правилу «Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода -ы(-и) – -а(-я)». Это правило довольно сложное. Если окончание -ор/-ёр/-ер ударное, то оно чаще сохраняется в форме множественного числа, т.е. даёт -ёры, -оры: договоры, шофёры, планёры, моторы, заборы, инженеры, кавалеры. В остальных случаях существительные, особенно одушевлённые, на -ор/-ер во множественном числе имеют сильную тенденцию к смещению ударения на окончание: доктора, юнкера, катера и пр. Но есть и масса обратных примеров, в частности, бухгалтеры, тренеры и др. Кроме того, существует ряд факторов, непосредственно влияющих на написание то или иного окончания в слове. Все это подробно расписано (с многочисленными примерами) в справочниках по правописанию.

Однако простому человеку (не филологу) образовать форму множественного числа именительного падежа, руководствуясь пунктами правил, будет затруднительно. Поэтому поверьте на слово – лучше некоторые слова просто запомнить. В противном случае можно легко «перепутать» искомое правило. А еще лучше, хотя бы изредка, заглядывать в словарик.

Немного юмора

При запоминании можно руководствоваться рифмами-ассоциациями:

  • директорА – мастерА
  • договОры – вОры
  • бухгАлтеры – планЁры