Биографии Характеристики Анализ

Монголия во второй мировой войне. Монголия во время великой отечественной войны

Сагаалган (Цаган Сар) или праздник Белого месяца - это буддийский Новый год, который не имеет фиксированной даты и празднуется согласно данным астрологических таблиц, сформированным по лунным месяцам. Какого числа наступит Сагаалган в год Огненного петуха? Что особенного в этом празднике? Как его правильно встретить и провести?

Сагаалган - один из главнейших праздников у монгольских и некоторых тюркских народностей, символизирующий начало весны, обновления природы и человека, а также надежды на всё новое, прекрасное и доброе.

Когда же наступит Сагаалган в 2017 году? Если в 2016 году этот праздник отмечался в ночь с 8 февраля на 9-е, то в 2017-ом буддийский Новый год - 26 февраля.

Особенности Сагаалган

За три для до наступления Сагаалган в религиозных заведениях проводится особый молебен, посвящённый десяти божествам-защитникам учения Дхармы, которые пытаются образумить всех противников буддизма (дхармапалам). Особое уважение среди них занимает богиня Балдан Лхамо - покровительница Лхасы (столицы Тибета). В её честь проводится отдельный молебен в канун Сагаалган.

Чтобы получить благословение богини Балдан-Лхамо, рекомендуется не спать всю ночь либо же проснуться в 4-5 утра. Именно в это время до восхода солнца в дом заходит данное божество. Если упустить этот момент, то счастья в новом году не будет. А если Балдан-Лхамо увидит человека бодрствующим, то обеспечит ему своё покровительство и поможет в разрешении сложных житейских ситуаций.



В храмах проводятся хуралы - торжественные службы, которые длятся всё ночь и заканчиваются утром в 6 часов. В это время звучат поздравления настоятеля для всех собравшихся в храме по поводу наступления Сагаалган.

Что же касается домашнего обихода, то тут накануне праздника по полной ведётся уборка всех уголков жилых и нежилых помещений. Кроме того члены семьи, в знак уважения, готовят друг другу подарки, а женщины планируют меню на новогодний стол.

Ритуалы Буддийского Нового года 2017

На Сагаалган и в канун этого праздника все монголоязычники совершают основные обряды:

  1. Гутор
  2. Дугжууба
  3. Конь ветра удачи

Обряд очищения Гутор — особенное действие, которое заключается в том, чтобы выбросить из дома всё то, что несёт в себе плохое, негативное и «нечистое», убрать из жилого помещения то ненужное, что копилось в нём целый год. Этот ритуал предполагает присутствие в доме приглашённого ламы и всех членов семьи.

Дугжууба - это специальный церковный обряд духовного очищения кармы (сжигания грехов), который проводиться в храме или монастыре за день до праздника Сагаалган. Данная церемония сопровождается разведением костра, в котором сжигают всё то, что не несёт в себе положительной энергетики и долгое время не используется в быту.
По большому счёту Дугжууба — эзотерический ритуал, поэтому его нельзя проводить на придомовой территории.

Обряд «Конь ветра удачи» предполагает вывешивание на крыше дома полотна с определённым изображением, которое накануне праздника было освящено в храме. Смысл данного действия заключается в том, что, развивающаяся на ветру ткань, должна защитить дом и домочадцев от потенциальной опасности, несчастий и болезней. А изображение на тканом полотне будет дарить жильцам дома достаток, счастье и удачу.

Традиции Сагаалган

Точно также как и у православных, на Буддийский Новый год в обязательном порядке должен быть накрыт богатый стол со всякими вкусностями. Но примечательно то, что в последнем случае на столе непременно обязаны присутствовать блюда белого цвета. Как правило, они создаются из молока или кисломолочных продуктов. Дело в том, что Сагаалган - праздник Белого месяца, а белый цвет символизирует собой чистоту и процветание. Во время трапезы в доме традиционно зажигается лампада - зула.

Что касается потребления алкоголя, то, в частности бурятами, это не приветствуется вообще никогда, а в Белый месяц тем более.

Также в Сагаалган не принято ходить в гости, и это при том, что данный фактор является обязательной составляющей праздника. Первый день буддийского Нового года следует повести в кругу семьи, с родными и близкими, живущими вместе. И только на второй день можно приглашать в свой дом ближнюю и дальнюю родню, родителей, друзей или же наоборот отправляться в гости к ним.

Буддийский Новый год имеет множество названий — Белый месяц, Цаган Сар, Сагалгаан, Сагаалган – и это еще не полный список. Праздник имеет столько имен в связи с тем, что его отмечают разные народы и произношение зависит от региона, в котором его отмечают:

  • Монголия
  • Внутренняя Монголия
  • Республика Алтай
  • Республика Бурятия
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Республика Калмыкия
  • Республика Саха (Якутия)
  • Республика Тыва
  • Республика Хакасия

В отличие от русского Нового года, Сагаалган не светский, а религиозный праздник. Даже число этого значимого события каждый год разное и привязано к фазе луны. День Нового года выпадает на первые лунные сутки весеннего месяца, от этого и зависит, какого числа наступит Белый месяц.

Даты Сагаалгана на следующие пять лет:

Для буддистов Новый год символизирует жизнь с нового листа – с его наступлением обновляется не только природа. К приходу этого праздника люди очищают свои души, убираются в домах, обновляют одежды.

Празднование Белого месяца условно можно разделить на три этапа:

  1. Канун Сагаалгана;
  2. Первый день нового цикла – встреча Нового года;
  3. Оставшийся месяц.

Подготовка к Цаган Сар, что делают в канун праздника

Поскольку Цаган Сар самый значимый и масштабный праздник, подготовка к нему начинается задолго до его начала. Во всех юртах проходит генеральная уборка, старые и сломанные вещи безжалостно и с удовольствием выкидываются, избавление от них означает расставание с неудачами и недугами. В каждом дворе хозяин дома обновляет для лошадей упряжки, хозяйки заняты пошивом красивой одежды для праздника. Три дня до Сагаагала принято посещать дацаны (буддийские монастыри), в которых проводят хоралы (молебны, службы) об очищении души. Символом очищения является огонь, во дворах монастырей проводят обряд священного огня. Верующие буддисты собираются вокруг деревянной пирамидообразной конструкции – Дугжуба или Дугжууба и молятся об очищении души от всего плохо и грязного. В некоторых регионах бросание в огонь лоскутков ткани и кусочков теста – часть ритуала. Этими предметами прихожане дома обтирают себя и свою семью, символично смывая грехи, и во время хорала выкидывают в Дугжубу, чтобы все плохое исчезло без следа. Однако, в других регионах, это считается богохульством. Объясняется это тем, что пламя Дугжуубы священно, и бросать в него мусор грех и неуважение.

Последний день перед Новым годом принято встречать в кругу семьи. Уборка в этот день запрещена. Важно обновить украшения на алтаре, зажечь лампадку. Вечером, собравшись за столом принято чаевничать, причем первая чарка чая преподносится божеству и огню, затем уже домочадцам. Канун Цаган Сар считается постным – нельзя есть мясные продукты и пить алкоголь. Встречать обновленный год нужно в чистом, просветленном сознании и теле.

Все одеваются празднично, аккуратно, костюмы застегиваются на все пуговицы, по обычаю – мужчины надевают головные уборы. Накрывается богатый стол, изобилующий блюдами предпочтительно белого цвета. Обязательно присутствуют кушанья из бараньего мяса, молочных продуктов.

Самая главная ночь

Ночь первых лунных суток – это последние часы уходящего года. По буддийским правилам Сагаалган наступает с рассветом. Самое важное не заснуть, или проснуться за пару часов до наступления Белого месяца. Считается, что буддийское божество Лхамо в эти мгновения появляется в домах и раздает удачу и счастье на весь приходящий год, но только тем, кто его встречает. Многие буддисты проводят эту ночь в дацанах.

Как проводится первый день Белого месяца

В первые лунные сутки разрешается только веселиться и радоваться приходу Цаган Сара. Обязательным и первостепенным является посещение самых почитаемых членов семьи – родителей и других самых старших родственников семейного рода. Существует поверье – какой человек первым зайдет в дом, таким и будет год – счастливым или несчастливым. В этот день хозяев можно и не застать дома, поэтому об очередности визитов иногда договариваются заранее.

Подарки

Поздравляя с Белым месяцем, люди обмениваются подарками. Некоторые подарки носят символическое значение. Так, например, борцоки – фигурки из теста имеют свой смысл, в зависимости от того что собой олицетворяет фигурка. Женщинам дарят платки или чай, мужчинам традиционно преподносят хадак – отрез ткани белого, синего или желтого цветов. Можно дарить сладкие подарки, угощения и даже деньги. Считается совершенно в порядке вещей подарить ребенку вместо сладости несколько монет.

Новогодний месяц

Буддисты отмечают Новый год целый месяц. Эта традиция уходит корнями в прошлое, к тому времени, когда добраться в гости можно было только на лошадях, а расстояния были довольно большие. От этого раздача поздравлений растягивалась на целый месяц.

Есть разные мнения на счет принятия алкоголя в этот праздник. Некоторые считают, что выпивать категорически нельзя, так как это грех. На самом деле, просто важна мера. Раньше на праздниках наливали только тем, кто достиг пятидесятилетнего возраста, вырастил детей, обзавелся хозяйством. Сейчас к этому относятся проще.


«Ленд-лиз» из Монголии оказался в Великую Отечественную существенной помощью воюющему СССР

Вторая мировая была не только первой на свете войной моторов, но и последней великой войной кавалерии и лошадей.
Лошадь в буквальном смысле слова вытянула на себе ту войну, причем по обе стороны фронта.

Война кавалерий

Накануне 22 июня 1941 года на стрелковую дивизию РККА полагалось по штату 3039 лошадей. Но в германском «вермахте» еще больше – по штату в их пехотной дивизии было свыше 6000 (шести тысяч) лошадей. Всего в вермахте к моменту вторжения в СССР использовалось более одного миллиона лошадей, 88% которых находилось в пехотных дивизиях.

В отличие от автомобилей лошади, как тягловая сила, имели тогда целый ряд преимуществ – лучше передвигались по бездорожью и условным дорогам, не зависели от поставок топлива (а это очень большая проблема в военных условиях), могли долгое время обходиться подножным кормом, да и сами иногда были еще каким кормом…

Мудрый Семен Михайлович Буденный был вполне прав, когда говорил в 1930-е, что лошадь на войне себя еще покажет. Тогда, в 1940-е, на бездорожье Восточной Европы лошадь сыграла свою безальтернативную роль – время массовых гусеничных вездеходов-амфибий пришло куда позже.

К началу войны численность лошадей в РККА составляла 526,4 тысячи. Но уже к 1 сентября 1941 года – в армии было 1 млн 324 тысячи этих четвероногих копытных.

В дальнейшем число лошадей, обслуживающих войну, только увеличивалось – максимальное их единовременное количество в нашей армии превышало 1,9 млн.

Естественно, лошадей точно также убивали в ходе боевых действий, они погибали от переутомления, голода и т.п. Если уж статистика людских потерь имеет разночтения, то статистика лошадиных потерь тем более. Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений погибло более миллиона лошадей. Потери немцев в лошадях, как минимум, не меньше.

За первый год войны СССР потерял почти половину своего лошадиного поголовья – если к июню 1941 года в нашей стране насчитывалось 17,5 млн лошадей, то к сентябрю 1942 года на территории, контролируемой СССР, осталось всего 9 млн лошадей, включая молодняк, т.е. жеребят, не способных работать, но способных только есть.

Но что еще хуже в военных условиях – экстренно нарастить поголовье рабочих лошадей это куда труднее, чем увеличить производство автомобилей.
Ведь чтобы жеребенок стал способен хоть к какой-то работе, требуется время, которое ну никак не сократить никакими денежными вложениями или технологиями.

Полмиллиона лошадей для фронта

И вот с началом Великой Отечественной войны у СССР оказался единственный сторонний источник лошадей – Монголия .

Большевики когда-то в 1920-е по сути сами и создали эту «социалистическую» республику из глухой окраины бывшей Цинской империи, заодно вылечив монголов от почти поголовного сифилиса. Сифилисом там с начала ХХ века болело до половины населения: при помощи советских врачей эту эпидемию в начале 1930-х остановили, а со временем и ликвидировали.

Помимо того что МНР была советским плацдармом против японского Маньчжоу-Го, она еще сыграла – без сомнения – важнейшую роль в сохранении необходимой подвижности советской армии в годы Великой Отечественной

Монголия страна кочевая и лошадей, по сути диких, вольно пасущихся в степях, там было больше, чем людей. Поставки лошадей из Монголии начались уже в 1941 году. А с марта 1942 года монгольские власти начали плановое «заготовление» лошадей для СССР.

За четыре года войны Советскому Союзу было поставлено 485 тысяч лошадей-«монголок». По другим источникам – чуть более 500 тысяч.

Не зря говорится: «Дорога ложка к обеду». В 1941-45 годах СССР нигде ни за какие деньги не смог бы достать полмиллиона лошадей. Кроме Монголии лошади в таком товарном количестве были только в Северной и Южной Америке – не говоря уж о цене (закупка такого количестве в сжатые сроки взвинтила бы их очень сильно), доставить их в воюющий СССР было бы куда проблематичнее и сложнее, чем весь остальной «ленд-лиз»…

Из Монголии лошади поставлялись планово, по условной цене, в основном взаимозачетом за монгольские долги СССР. Таким образом, окупились все политические, военные и экономические вложения большевиков в Монголию. А монголы обеспечили нам лошадиный «ленд-лиз» – крайне своевременный и безальтернативный, закрыв дыру в данном виде военной «техники».

При этом, полудикие, неприхотливые и выносливые монгольские лошади были куда лучше приспособлены для экстремальных условий Восточного фронта, чем их селекционированные европейские собратья.

Не зря генерал Исса Плиев [B], провоевавший в конно-механизированных группах с 1941-го по 1945 годы, от Смоленска, через Сталинград до Будапешта и Маньчжурии, писал позднее:
«…неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина».

Еще 32 тысячи монгольских лошадей – т.е. на 6 кавдивизий военного времени передали СССР в качестве подарков от монгольских крестьян-аратов.

Фактически в 1943-45 годах каждая пятая лошадь на фронте была «монголкой». У нас очень любят изучать вопросы, насколько и как повлиял на победу и ход боевых действий [B]американский «ленд-лиз». Но при этом никто практически не помнит его монгольский конный аналог…

Так что за безальтернативный лошадиный «ленд-лиз», дошедший до Берлина, спасибо Монголии, которую когда-то мимоходом, гоняя по степи немца Унгерна, сделали большевики.

МНР буквально отрывал от себя мясо и шерсть

Но монгольский «ленд-лиз» не ограничивался только выносливыми лошадьми. Большую роль в снабжении Красной Армии и гражданского населения в годы войны играла поставка из США мясных консервов – 665 тысяч тонн.
Но Монголия за те же годы поставила в СССР почти 500 тысяч тонн мяса.

800 тысяч полунищих монголов, ровно столько тогда составляло население МНР, дали нам мяса немногим меньше, чем одна из самых богатых и крупнейших стран мира.

Во время войны в Монголии регулярно проходили гигантские охотничьи облавы – когда-то такие проводили нукеры Чингис-Хана, готовясь к большим походам – но в 1941-45 годах стада животных гнали прямо к железнодорожным станциям. Такая мобилизация ресурсов дала о себе знать - зимой 1944 года в Монголии начался голод, совсем как в тыловых районах воюющего СССР, в те годы в МНР был официально введен 10-часовой рабочий день.

Из монгольских степей всю войну в нашу страну шел еще один стратегический товар войны – шерсть .
Шерсть это, прежде всего, солдатские шинели, без которых невозможно выжить в окопах Восточной Европы даже летом.

Из США к нам тогда поступило 54 тысячи тон шерсти, из Монголии - 64 тысячи тонн. Каждая пятая советская шинель в 1942-45 годах была «монгольской».

Еще Монголия была важнейшим источником кожевенного сырья и пушнины. Поставки меховых полушубков, меховых шапок, рукавиц и валенок начались уже первой военной осенью. К 7 ноября 1941 года монгольским зимним обмундированием были полностью оснащены несколько советских пехотных дивизий из резервов, готовящихся к контрнаступлению под Москвой.

В Монголии был и единственный доступный СССР в годы войны промышленный источник вольфрама, самого тугоплавкого металла на Земле, без которого было невозможно делать снаряды, способные пробить броню немецких «пантер» и «тигров».

Во Второй мировой воевал каждый монгол

В 1942-45 годах на советско-германском фронте воевали авиационная эскадрилья «Монгольский арат» и танковая бригада «Революционная Монголия», созданные на средства МНР. Конечно, несколько десятков истребителей и танков смотрятся бледно на общем фоне. Но на востоке нашей страны, где СССР всю войну вынужден был держать миллионную группировку против Японии, монголы играли уже вполне стратегическую роль.

В 1941-44 годах численность вооруженных сил МНР была увеличена в четыре раза, был принят новый закон о всеобщей воинской обязанности, согласно которому все мужчины и женщины Монголии обязывались нести военную службу.

В годы Великой отечественной войны невоюющая Монголия тратила на свои вооруженные силы свыше 50% госбюджета. Увеличенные монгольские войска стали дополнительным противовесом японской Квантунской армии. Все это дало возможность СССР забрать с Дальнего Востока дополнительные силы, несколько дивизий, которые были уже заметной величиной даже в масштабах огромного советско-германского фронта.

В августе 1945 года каждый десятый монгол принял участие в советско-японской войне.
Пять монгольских дивизий, совместно с советскими войсками, с боями дошли до Великой китайской стены на дальних подступах к Пекину.

У нас эта война считается быстрой и легкой с небольшими потерями на фоне чудовищной бойни Великой отечественной. Но для Монголии, с населением всего в 800 тысяч человек, это были совсем другие масштабы – в войне с японцами принял участие каждый (каждый!) мужчина-монгол призывного возраста.

Здесь по «мобилизационному напряжению» Монголия превзошла сталинский СССР. В процентном отношении потери, понесенные Монголией в том августе 1945 года, равны потерям США во всей Второй мировой войне. Так что для наших союзников монголов советско-японская война не была ни легкой, ни безболезненной.

Халхин-Гол

Другим направлением помощи со стороны Монголии являлось укрепление собственных вооружённых сил. Численность армии постоянно наращивалась, увеличившись к концу войны в 3-4 раза, на свои армию и ополчение Монголия тратила до 50 % расходов бюджета. Монгольские вооружённые силы рассматривались как дополнительный сдерживающий фактор против Квантунской армии помимо войск советской 17-ой армии, которым Монголия предоставила право дислокации у себя на протяжении всей войны.

Кроме того, Монголия стремилась сокращать ввоз товаров из СССР, развивая у себя некоторые виды производств (обувь, кожевенные, шерстяные, суконные изделия).

Маньчжурская операция

10 августа 1945 года Монголия объявила войну Японии, направив на фронт 80 тыс. человек для участия в Маньчжурской операции .

Итоги

Одним из важных итогов участия в войне для Монголии стало признание её независимости.

В феврале 1945 года на Ялтинской конференции было достигнуто соглашение, что «статус-кво Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики) должен быть сохранен». Партия