Биографии Характеристики Анализ

Монография и н наймушина морское инженерное училище. Военный институт (военно-морской политехнический) вунц вмф «военно-морская академия

С 1798 года - по настоящее время (в 1798 - 1827 гг. - Училище корабельной архитектуры; в 1827 - 1856 гг. - Учебный морской рабочий экипаж; в 1856 - 1867 гг. - Инженерное и артиллерийское училище Морского ведомства; в 1867 - 1872 гг. – Инженерное училище Морского ведомства; в 1872 - 1896 гг. - Техническое училище Морского ведомства; в 1896 - 1898 гг. - Морское техническое училище императора Николая I; в 1898 - 1917 гг. - Морское инженерное училище им. императора Николая I).
Училище корабельное архитектуры при Санкт-Петербургском адмиралтействе организовано на основании доклада Комитета об учреждении училищ для учеников штурманских и корабельной архитектуры, утвержденного 20 августа 1798 года . Подчинялось обер-сарваеру Санкт-Петербургского порта. По штату предусмотрено 122 чина, в т.ч. 100 учеников. Учеников по окончании курса и сдаче выпускного экзамена выпускали "штурманских в штурмана офицерского ранга, а корабельных, галерных, ластовых и машинных в подмастерья того художества, в коем они окажут свои успехи".
На основании первого Устава училища, утвержденного 4 марта 1803 года императором Александром I, оно подчинялось генерал-интенданту Интендантского департамента. Готовило корабельных мастеров, подмастерьев, механиков, гидравликов и учителей по разным частям. Принимались дворянские, обер-офицерские и солдатские дети в возрасте 12-14 лет, умеющие читать и писать.
Преобразовано в Учебный морской рабочий экипаж на основании Положения, утвержденного 27 января 1827 года императором . Подчинялся Главному штабу е.и.в. по военным поселениям. С 1842 года передан в ведение Инспекторского департамента Главного морского штаба е.и.в. По штату: 27 офицеров, 96 унтер-офицеров, лекарь, 2 фельдшера, 3 писаря, 17 барабанщиков, 50 матросов и 800 учеников, всего 996 человек. Состоял из кондукторских (готовивших корабельных кондукторов в корпус корабельных инженеров, а затем также в корпуса инженеров-механиков, инженеров военных поселений, инженеров морской строительной части, инженеров путей сообщения и морской артиллерии) и мастерских рот (готовивших мастеров (унтер-офицеров) в рабочие экипажи).
Расформирован 6 апреля 1856 года приказом . Кондукторские роты получили название Инженерного и артиллерийского училища Морского ведомства. Подчинялось непосредственно инспектору Корпуса корабельных инженеров до декабря 1857 года, затем Инспекторскому департаменту Главного морского штаба е.и.в. 8 мая 1867 года получило название Инженерного училища Морского ведомства. Причислено к разряду высших специальных учебных заведений с 4-годичным курсом обучения и приемом на конкурсной основе лиц всех сословий в возрасте 15-18 лет.
17 июня 1872 года переведено приказом в Кронштадт и объединено со Штурманским и артиллерийским училищем с переименованием в Техническое училище Морского ведомства. По штату, введенному в действие приказом с 1 мая 1873 года: 20 офицеров, священник, псаломщик, врач, 4 фельдшера, смотритель по хозяйственной части, 5 унтер-офицеров, 3 барабанщика, 3 горниста и 220 воспитанников, всего 260 чел. Готовило корабельных инженеров, инженеров-механиков, штурманов и морских артиллеристов. Штурманский и артиллерийские отделы были закрыты в 1883-1884 годы.
Переименовано 25 июня 1896 года к столетию со дня рождения Николая I в Морское техническое училище императора Николая I.
24 сентября 1898 года приказом управляющего в связи со столетним юбилеем получило наименование Морское инженерное Училище императора Николая I.
В состав администрации Морского инженерного училища входили: старший ротный командир, старший и младший офицеры, инспектор классов и его помощник.
Штатные преподаватели гражданского ведомства утверждались и производились в чины аналогично преподавателям средних учебных заведений . При Морском инженерном училище действовали хозяйственные и дисциплинарный комитеты. Последний под председательством начальника училища и состоял из: инспектора классов, его помощника, священника, батальонного командира и младших офицеров. В его задачи входил надзор за нравственностью воспитанников, обсуждение проступков юнкеров, наложение взысканий.
Морское инженерное училище состояло из двух отделов: кораблестроительного и механического. Принимались на конкурсной основе молодые люди 16-20 лет, окончившие полный курс средних учебных заведений. Обычный прием состоял из 5 человек для кораблестроительного отдела и 40 - для механического отдела.
В задачи Морского инженерного училища входили общеобразовательная, военно-воспитательная и строевая подготовка офицеров инженерных войск. Курс обучения был разделен на 4 класса, 1 общий и 3 специальных. Учебный план утверждался военным министром и включал в себя военные науки (фортификация, ж.-д. дело, артиллерия, тактика, военная топография и другие); общеобразовательные (закон божий, математика, иностранные языки и другие); все отрасли военно-служебной подготовки.
Окончившие курс были обязаны прослужить на действительной службе по 1,5 года за каждый год нахождения в специальных классах. После 10-месячного плавания в звании корабельных гардемарин и практического экзамена на судах выпускались с чином в Корпус корабельных инженеров и мичмана в инженер-механики флота.
Распоряжением Временного правительства переведено в сентябре 1917 года из Кронштадта в Петроград. При расформировании после Октябрьской революции военно-морских учебных заведений Морское инженерное училище продолжило свою деятельность. В октябрt 1918 года в Училище все было сокращено, кроме "старшего выпуска". Переходный период продолжался с 1917 по 1922 год.

Существует в настоящее время.


Название статьи: {title} Категория темы: Автор (ы) статьи: А.И. Калинин, Т.Ю. Просянкина Источник статьи: Российская государственность Дата написания статьи: {date} Статьи, использованные при написании этой статьи: ПСЗ II. Т. 31. № 30478; ПСЗ III. Т. 16. № 12511; Т. 17. № 15602; РГАВМФ. Ф. 227,434; Собр. законов и постановлений, до части мор. управления относящихся, за 1827 г. СПб., 1828; Там же, за 1857 г. СПб., 1857; Собр. узаконений, постановлений и другим распоряжений по мор. ведомству за 1872 г. СПб., 1873; Там же, за 1873 г. СПб.,1874; Там же, за 1898 г. СПб., 1899; Пароменский A.M. Ист. очерк Мор. инж. училища имп. Николая I. 1798-1898. СПб., 1898, 1900, 1911. Вып. 1-3; Усик Н.П., Полях Я.И. Высшее военно-мор. инж. ордена Ленина училище им. Ф.Э. Дзержинского: Ист. очерк. Л., 1990; Иванов А.Е. Высшие уч. заведения России в кон. XIX - нач. XX в. М, 1991; Волков С.С. Рус. офицерский корпус. М., 1993.

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2012 года № 545 «О мерах по совершенствованию структуры военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» филиалы ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в городах Санкт-Петербург, г. Пушкин и Санкт-Петербург, г. Петродворец с 1 июля 2012 года переименованы в Военный институт (военно-морской политехнический) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

ВВМУЗ не имеет аналогов в Вооружённых Силах России. Концепция политехнического образования пронизывает всю программу обучения курсантов в течение пяти лет. Особый упор сделан на первые два года. Именно в этот период независимо от избранной специальности курсанты получат мощный базовый уровень технических знаний, который смогут в полной мере использовать в дальнейший трехлетний период специализации. Через пять лет флот пополнится специалистами, имеющими прочный политехнический фундамент подготовки.

С практической и научной деятельностью ВУЗа неразрывно связано становление и развитие Российского флота. Из его стен за более двухвековой период вышла целая плеяда выдающихся ученых, конструкторов, инженеров-механиков. Благодаря их научной и практической деятельности в России был построен первоклассный парусный, паровой, а затем и ядерный флот. Выпускники училища проектировали, строили и обслуживали боевые надводные корабли, суда, подводные лодки Российского флота.

История института ведет свое начало с 20 (31) августа 1798 года, когда Законом Российской империи № 18634, Высочайше утвержденным императором Павлом I, в Санкт-Петербурге было основано Училище корабельной архитектуры — первое в мире военно-морское инженерное учебное заведение.

Училище неоднократно меняло свое наименование и дислокацию (более 130 лет оно размещается в Главном Адмиралтействе). Здания института в г. Пушкине были построены в ХVIII-ХIХ в.в., как часть г. Софии. До 1829 г. здания принадлежали Благородному пансиону Царскосельского Лицея, а затем в них размещался Александровский кадетский корпус, откуда воспитанники переводились в Морской кадетский корпус. В 1948 г. было принято решение о создании Высшего военно-морского инженерного училища имени В.И. Ленина.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 1998 г. № 1009 путем слияния двух известных в стране учебных заведений — Высшего военно-морского инженерного училища имени В.И.Ленина и Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища имени Ф.Э. Дзержинского — создан Военно-морской инженерный институт, который в 2009 году присоединен к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».

В соответствии с постановлением «О кадрах командного состава ВМС РККА и о мероприятиях по расширению военно-морских учебных заведений» Реввоенсовета Союза Советских Социалистических Республик от 17 мая 1932 года при Ленинградском Военно-морском инженерном училище им. Ф.Э. Дзержинского была сформирована Школа связи ВМС РККА и подготовки «начальствующего состава связи» для ВМС. За годы своего существования, в стенах школы — училища — Военно-морского института радиоэлектроники имени А.С.Попова было подготовлено более 25 тысяч высококлассных специалистов.

В процессе обучения курсанты ежегодно проходят учебную практику на кораблях с посещением иностранных портов.

Военный институт (военно-морской политехнический) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» занимает лидирующие позиции по подготовке специалистов ВМФ инженерного профиля.

Подготовка офицеров Русского флота в 1905–1920 гг.

Учебные заведения, готовившие офицеров Русского Императорского флота, делились на две группы: те, которые давали своим выпускникам первый офицерский чин (или право на производство), и те, где офицеры повышали свое образование.

К первой группе относились Морской Корпус, Морское инженерное училище и учебные заведения с ускоренным сроком обучения, появившиеся с началом Первой мировой войны, ко второй – Николаевская морская академия и различные офицерские классы и школы.

Морской Корпус

Морской Корпус являлся учебным заведением, готовившим кадры флотских офицеров. Он являлся преемником учрежденной в 1701 году в Москве Школы математических и навигацких наук. Морской Корпус неоднократно менял название: Морской Корпус в 1762-1867 и в 1906-1915гг.; в 1891-1906гг. – Морской Кадетский Корпус, в 1867-1891 и 1915-1918гг. – Морское училище. 6 ноября 1914 года корпусу было дано шефство Наследника Цесаревича.

Основная масса кадет была потомственными дворянами или детьми личных дворян. При наборе в корпус предпочтение отдавалось сыновьям и внукам морских офицеров. Согласно утвержденным штатам в корпусе числилось 740 человек. До 1910 года корпус ежегодно выпускал 80-90 человек, в 1911-1913гг. – в среднем по 119, а в 1914 году вместе с ускоренным выпуском дал 260, в 1915г. – 173, в 1916 и 1917гг. – по 200 человек.

С 1906 года корпус выпускал воспитанников корабельными гардемаринами, (1860-1882 – гардемарин флота, 1906-1917 – корабельный гардемарин), а первый офицерский чин мичмана они получали только после практического плавания и сдачи экзаменов специальной комиссии. По своему статусу корабельные гардемарины пользовались «зауряд - правами» (то есть правами с рядом ограничений) подпоручиков по Адмиралтейству.

В 1915 году после переименования Морского корпуса в Морское училище его общие классы были выделены в Морской Кадетский Корпус в Севастополе (где еще до войны собирались открыть 2-й Морской корпус).

Морское училище в Петрограде было закрыто 7 марта 1918 года. Старшие гардемарины получили аттестаты об окончании училища, старшие кадеты – аттестаты об окончании общих классов, также всем выдали свидетельства «военных моряков Рабоче-Крестьянского Красного Флота».

Морской Кадетский Корпус в Севастополе

Высочайшее положение об открытии корпуса было утверждено 26 октября 1915 года, но его открытие состоялось только в следующем году. В состав корпуса вошли общие классы, выделенные из Петроградского Морского училища.

По изначальному замыслу, корпус должен был «…доставлять малолетним, предназначенным к военно-морской службе в офицерском звании и, преимущественно сыновьям офицеров флота и морского ведомства, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание» . Предполагалось, что корпус будет состоять их четырех классов, каждый с годовым сроком обучения. К сожалению, он не успел произвести ни одного выпуска, так как был упразднен 22 июля 1917 года постановлением Адмиралтейств - Совета. Корпус вновь открылся в октябре 1919 года, в ноябре следующего года ему пришлось эвакуироваться вместе с черноморским флотом и продолжить свою деятельность в Бизерте (Тунис).

Морское инженерное училище

В этом училище велась подготовка технических специалистов для флота. Первоначально подобное учебное заведение – Училище корабельной архитектуры -было создано в 1798 году в Петербурге. До 1894 года в него принимались представители практически всех сословий Российской Империи - дворян, мещан, купцов, крестьян. Этим оно значительно отличалось от Морского Корпуса. С 1894 года в училище принимались только дети дворян, потомственных почетных граждан, офицеров и чиновников Морского ведомства. Сословные ограничения были введены с целью снизить возможные конфликтные ситуации выпускников при дальнейшей совместной службе с выпускниками Морского корпуса.

В 1897 году техническое училище преобразовано в Морское инженерное училище императора Николая I (это название оно носило до марта 1917 года, после чего стало именоваться просто Морским инженерным училищем) с двумя отделениями -механическим и кораблестроительным.

Выпускники зачислялись в корпус корабельных инженеров (кораблестроительное отделение) и в корпус инженер - механиков флота (механическое отделение). Через два года они получали преимущественное право на поступление в Морскую академию. С 1877 по 1904гг. полный курс училища окончили 122 корабельных инженера и 495 инженеров-механиков. С 1905 по 1909гг. было выпущено 27 корабельных инженеров и 141 инженер-механик. В 1900-1912гг. средний выпуск составлял 30 человек, в 1913г. было выпущено 43 человека, в 1915г. – 45 человек. Корабельных инженеров в выпусках 1906-1915гг. насчитывалось в среднем по 5 человек.

В марте 1918 г. вместе с Морским корпусом училище было ликвидировано.

Флотские учебные заведения с ускоренным сроком обучения

В связи со значительной нехваткой офицерского состава флота Морскому ведомству пришлось организовать ряд учебных заведений с ускоренным сроком обучения, выпускавших офицеров военного времени. К подобным учебным заведениям относились Отдельные гардемаринские классы, Курсы гардемарин флота, Школа прапорщиков по Адмиралтейству (мичманов военного времени).

5 августа 1913 года в Санкт - Петербурге открылись Временные курсы юнкеров флота с учебным курсом по программе Морского Корпуса. 1 июня 1914 года они были преобразованы в Отдельные гардемаринские классы (ОГК), причем, 60 раннее зачисленных туда юнкеров флота переименовали в гардемарины. В классы принимались на конкурсной основе дети офицеров, потомственных дворян, священнослужителей (в ранге не ниже иерея), гражданских чиновников (не ниже VII класса табеля о рангах), а также представители других сословий христианского вероисповедания, окончившие курс в каком-либо гражданском вузе.

После зачисления в ОГК гардемарин сразу же приводили к присяге. Полный курс обучения рассчитывался на три года. Затем воспитанники производились в корабельные гардемарины и направлялись на корабли Учебно-артиллерийского и Учебного минного отрядов. После практики и сдачи экзаменов они получали первый чин мичмана. Классы произвели три выпуска мичманов: 30 января 1916 года, 25 марта 1917 года и 20 февраля 1918 года. В отличие от гардемарин Морского Корпуса, носивших белые погоны, гардемарины ОГК имели погоны черного цвета, за что они неофициально назывались «черными гардемаринами».

Отдельные гардемаринские классы были упразднены постановлением Верховной морской коллегии (органом управления флота, созданным после прихода к власти большевиков) от 28 ноября 1917 года.

Курсы гардемарин флота были организованы в 1916 году на базе сформированной при 2-м Балтийском флотском экипаже роты так называемых гардемарин флота, состоявшей из лиц с высшим образованием, пожелавших сдать экзамен на получение чина мичмана. Обучение на курсах должно было длиться в течение года, причем 3 месяца отводилось на практику. Экзамен на офицерский чин гардемаринам полагалось сдавать при Морском корпусе или Морском инженерном училище, в зависимости от специализации. Первое зачисление на курсы состоялось 17 декабря 1916 года. Помимо морского отделения на курсах также были открыты гидрографическое и кораблестроительное отделения. 5 мая 1917 года состоялся первый выпуск курсов. После октябрьского переворота 1917 года курсы в прежнем виде перестали существовать: гардемаринам по морской части предложили сдать оставшиеся экзамены до 28 апреля 1918 года, механическое и кораблестроительное отделения закрывались, а их гардемаринам разрешалось до 1 августа 1918 года продолжить занятия на вновь организованных краткосрочных Курсах военного кораблестроения. Гидрографическому отделению, переименованному в Класс гидрографов военного флота, было разрешено заниматься до 1 июня 1918 года. Гардемарины, обучавшиеся на курсах, носили серые шинели, за что их неофициально прозвали «серыми гардемаринами».

Школа прапорщиков по Адмиралтейству (мичманов военного времени) открылась в июле 1916 года в Ораниенбауме. В школу без экзамена принимались вольноопределяющиеся, охотники флота, строевые нижние чины и вообще «молодые люди христианского вероисповедания не моложе 17 лет, имеющие аттестаты или свидетельства об окончании одного из средних учебных заведений» . Состоялось три выпуска прапорщиков по Адмиралтейству: 1 и 23 октября 1916 года и 15 марта 1917 года. В мае 1917 года школу перевели в Новый Петергоф и переименовали в Школу мичманов военного времени берегового состава. Первый выпуск мичманов военного времени по механической части был произведен 11 сентября 1917 года. В том же году состоялось еще два выпуска: 20 сентября - мичманов военного времени берегового состава, а 23 сентября - просто мичманов военного времени.

Николаевская морская академия

Николаевская морская академия ведет отсчет своей истории с 28 января 1827 года, когда при Морском корпусе по инициативе известного русского мореплавателя и морского педагога И.Ф.Крузенштерна начали действовать офицерские классы. К началу первой мировой войны академия насчитывала три отделения: гидрографическое, кораблестроительное и механическое.

За 25 лет академия выпустила 100 гидрографов, 47 кораблестроителей и 54 механика. В 1910 году продолжительность курса военно-морских наук увеличили до 12 месяцев, реорганизовав его на правах отделения. Выпуск технических отделений академии в 1906-1914гг. составлял от 15 до 55 человек в год (всего 199), а военно-морского курса - от 7 до 18 человек в год (всего 113).

Помимо Николаевской морской академии офицеры флота могли проходить обучение ив некоторых сухопутных учебных заведениях. 6-7 человек ежегодно направлялись в Михайловскую артиллерийскую и Императорскую Николаевскую инженерную академии, 1-2 офицера прикомандировывались к Академии Генерального Штаба. Также обучение могло проводиться в Александровской военно-юридической академии, Горном институте, Санкт-Петербургском политехническом Императора Петра Великого и Электротехническом институтах.

Офицерские классы и школы

Офицерские классы и школы представляли собой краткосрочные «курсы повышения квалификации» по военно-морским специальностям. Для обучения принимались офицеры, прослужившие не менее 2-х лет.

Военно-морское гимнастическое заведение, открытое в 1862 году, занималось строевой переподготовкой личного состава флота (офицеров и матросов). Каждые два года в него направлялись 12 офицеров.

Минный офицерский класс создан в 1874 году в Кронштадте. В годы войны вместо Минного класса были созданы краткие курсы на 36 офицеров, еще 51 человек прошел обучение при минных дивизиях и 22 – на электротехнических курсах. Минные курсы на 24 офицера действовали и в Севастополе. В 1913 году при Минном классе сформирована школа радиотехников, действовавшая всю войну. В 1918 году Минный офицерский класс вместе с другими подобными классами и офицерскими школами преобразовали в Соединенные классы для подготовки специального комсостава РККФ.

Водолазный класс входил в состав Водолазной школы, занимавшейся также подготовкой водолазов из нижних чинов. Основан в 1905 году с ежегодным приемом 5-6 офицеров. Во время первой мировой войны приема не производилось. Всего до начала войны было подготовлено около 50 офицеров.

Офицерский класс подводного плавания сформирован в 1906 году в составе Учебного отряда подводного плавания. Выпущено до войны 120 человек: от 5 до 24 в год.

Морской артиллерийский класс действовал в 1905-1914 гг., выпуская до 1909 г. в среднем по 15 человек, затем – больше (в 1914г. - 23). С 1915 года на базе класса действовали краткосрочные артиллерийские курсы, которые в 1915 году окончили 16 человек, а в 1916 году – 35. Такие же курсы, открывшиеся в Севастополе в 1916 году, окончили 24 человека.

Штурманские классы созданы в 1910 году. В 1911 году их окончили 12 офицеров, в 1912 году – 14, в 1913 году – 14, в 1914 году – 23 офицера. В 1915 году на временных курсах, созданных на базе и по программе этих классов, прошли обучение 13 офицеров.

Для морской авиации первоначально морских летчиков готовили на теоретических курсах авиации при Санкт-Петербургском политехническом институте Петра Великого и в Офицерской школе авиации Отдела воздушного флота в Севастополе (была основана в 1910 году).

Ввиду отсутствия возможности обучения летчиков полетам на гидросамолетах по предложению командования Черноморского флота начали проводить подготовку пилотов непосредственно на флоте, что помимо прочего сокращало сроки обучения и снижало его стоимость. В 1915 году была основана Офицерская школа морской авиации в Петрограде. С конца ноября того же года стал действовать филиал школы в Баку, вскоре преобразованный в Бакинскую школу морской авиации.

Морские учебные заведения Белых флотов

Морские учебные заведения, существовавшие на подконтрольных Белым правительствам территориях, можно разделить на два вида – высшие учебные заведения, конечной целью которых был выпуск офицеров флота, и различные школы, готовящие специалистов из числа матросов и унтер-офицеров. Высших морских учебных заведений, продолжавших в той или иной мере традиции Морского Корпуса, в период Гражданской войны существовало два – Морское Училище во Владивостоке и Морской Кадетский Корпус в Севастополе.

Морское Училище во Владивостоке открылось в ноябре 1918 года на базе направленной осенью 1917 года для прохождения плавательной практики из Петрограда во Владивосток 3-й роты Отдельных Гардемаринских Классов, состоявших из гардемарин, учившихся в расформированном Временным Правительством Морском училище. Учебное плавание по Восточным морям на вспомогательном крейсере «Орел», миноносцах «Бойкий» и «Грозный» продолжалось до июня 1918 года. За это время в России произошли трагические события, отразившиеся и на судьбе учебного отряда. Во французском порту Сайгон корабли покинула вся команда и меньшая часть офицеров и гардемарин. Молодые моряки, не пожелавшие примкнуть к революционно настроенным коллегам, отправившимся в Россию, решили принять участие в борьбе с большевиками в частях атамана Семенова и в составе Харбинской морской роты. Летом 1918 года оставшиеся в Сайгоне гардемарины во главе с начальником отряда капитаном I ранга М.А.Китицыным получили приказ вернуться во Владивосток для продолжения обучения в воссоздаваемом Морском училище.

Помимо вновь прибывших гардемарин состав училища пополнился морскими кадетами и гардемаринами других рот Гардемаринских классов и Морского училища, оказавшимися на Дальнем Востоке. С другой стороны, часть гардемарин по разным причинам отчислили.

Училище начало занятия в составе 129 человек. Помимо обучения гардемаринам пришлось принимать участие в боевых действиях против партизан и в подавлении восстаний. Летом 1919 года был произведен набор во 2-ю, младшую роту училища. Одновременно гардемарины проходили практику на кораблях Сибирской флотилии.

После падения власти адмирала Колчака и приближения к городу красных партизан возникла угроза и существования Морского училища. Последовало решение эвакуировать его на вспомогательном крейсере «Орел» и посыльном судне «Якут». При эвакуации 31 января 1920 года училище насчитывало свыше 40 офицеров и более 250 кадет и гардемарин. 11 апреля 1920 года в Сингапуре был произведен первый выпуск 119 человек в корабельные гардемарины (начальник отряда не имел права присвоить им чин мичмана). Этот выпуск получил неофициальное название в честь Морского училища, известного русского подводника капитана I ранга М.А.Китицына – «Китицынский».

12 августа «Орел» и «Якут» пришли в югославкий порт Дубровник, где командование флота, находящееся в Севастополе, приказало вернуть мобилизованный в начале войны «Орел» Добровольному флоту. Путь в Севастополь продолжил только «Якут». Большая часть гардемарин и корабельных гардемарин, считая дальнейшую борьбу бесполезной, отказалась следовать в Крым. Вместе с Китицыным в Крым пришли 111 (по другим данным-96) гардемарин. «Якут» пришел в Севастополь за пять дней до общей эвакуации Крыма.

Уже во время перехода в Константинополь 49 гардемарин приказом генерала Врангеля произвели в мичмана. Часть гардемарин, не закончивших военно-морского образования, продолжила обучение в стенах Морского Корпуса, разместившегося в Бизерте, составив в нем отдельную «Владивостокскую» роту. Из числа «Владивостокских» гардемарин в Бизерте были произведены в мичманы в 1922 году 45 человек (2 выпуска), многие из которых продолжили флотскую службу в других странах.

Морской Кадетский Корпус в Севастополе, созданный в 1915 году, возродился летом 1919 года в период наибольших успехов Вооруженных Сил Юга России. 15 июня 1919 года власть белых была установлена в Севастополе. Началось восстановление Морских Сил на Черном море. Естественно, перед командованием флота встал вопрос подготовки кадров. Впрочем, в условиях Гражданской войны решить его оказалось чрезвычайно трудно. Благодаря титаническим усилиям старшего лейтенанта Н.Н.Машукова, наиболее энергичного офицера флота Добровольческой Армии, Корпус открылся 17 октября 1919 года.

Несмотря на всевозможные трудности, 6 сентября 1919 года начался набор 130 человек, имеющих среднее образование, в гардемаринскую роту и столько же, окончивших три класса – в младшую кадетскую роту. При этом количество кадет и гардемарин разогнанного большевиками Морского училища в рядах воспитанников оказалось минимальным, поскольку большую их часть, принимавшую участие в Гражданской войне, уже произвели в офицеры в тех армиях и флотах, где они проходили службу.

Только в середине 1920 года, после приказа генерала Врангеля о возвращении с фронта учащихся, при корпусе удалось образовать «Сводную роту» из двух взводов. В один взвод вошли бывшие кадеты Морского училища, в другой – гардемарины Отдельных Гардемаринских Классов и гардемарины флота для завершения курса. В Сводной роте насчитывалось около 70 человек. Больше половины роты были уже произведены в офицеры Корпуса по Адмиралтейству или Корабельных офицеров (Корпус Корабельных офицеров был образован в 1919 году. В его состав, после ускоренной подготовки, зачислялись студенты, армейские офицеры, бывшие гардемарины и кондукторы), «впредь до выдержания экзамена за полный курс Морского Корпуса» , как это говорилось в приказе о производстве. Первоначально гардемарин и строевых начальников корпуса одели в английскую пехотную форму, за что они получили неофициальное название «зеленые гардемарины».

21 октября 1919 года в стенах корпуса начались занятия. Теоретические занятия, которые в основном велись по программе дореволюционного Морского училища, совмещались со шлюпочной практикой, посещением боевых кораблей. Кроме этого кадеты и гардемарины несли охранную службу. Летом 1920 года гардемарины проходили плавательную практику на крейсере «Генерал Корнилов», участвовавшем в боевых операциях, линкорах «Генерал Алексеев», «Ростислав» и яхте «Забава». Такая «практика» в боевых условиях дала немало опыта молодым морякам. Занятия в корпусе продолжались вплоть до самой эвакуации Крыма. При эвакуации корпус насчитывал 235 гардемарин, 110 кадет и 17 офицеров-экстернов (лиц, уже имевших офицерские чины). Основная масса воспитанников Корпуса получила свидетельства о его окончании уже в Бизерте.

Процесс подготовки кадров для флота в период Гражданской войны не прекратился, гардемаринам и кадетам пришлось сочетать учебный процесс с участием в боевых действиях. Именно воспитанники военно-учебных заведений оказались наиболее «идеологически надежной» составляющей белых сил в эмиграции.

Помимо учебных заведений, готовивших офицерские кадры, в составе белых флотов существовали различные школы для подготовки специалистов из числа матросов и унтер-офицеров. Наиболее крупными из них были: Машинно-моторная школа Морского ведомства в Томске и радиошкола во Владивостоке.

Машинно-моторная школа образована 25 января 1919 года приказом по Управлению делами личного состава флота и Морского ведомства правительства адмирала Колчака. В ней велась подготовка специалистов для технического обслуживания кораблей Речной боевой флотилии. В школе обучались добровольцы и грамотные солдаты, и матросы, владеющие техническими ремеслами или знакомые с двигателями внутреннего сгорания. При школе существовал класс авиационных механиков (открыт 28 марта). 10 июня 1919 года школу перевели в Омск, а 10 августа 1919 года ликвидировали.

Радиошкола Морского ведомства была создана в начале 1919 года во Владивостоке. Ее основной задачей являлась подготовка специалистов по радиотелеграфу и электротехнике для кораблей белых флотилий и частей морских стрелков. Комплектовать школу предполагалось добровольцами в возрасте не моложе 18 лет, имеющих среднее образование. Срок обучения планировался 3 месяца, в конце ученики сдавали выпускной экзамен. 50% лучших учеников на втором месяце обучения выделялись в унтер-офицерский класс. В качестве слушателей к школе могли прикрепляться и офицеры. 7 марта 1919 года в школе организовали класс мотористов для обслуживания радиотелеграфных установок, а 3 июня – класс минных машинистов. В связи с изменением обстановки на фронте и ликвидацией многих морских частей с 1 октября 1919 года была ликвидирована и радиошкола. Всего за время своего существования она подготовила 102 радиотелеграфиста, 8 радиотелеграфных офицеров, 15 электриков, 21 моториста, 23 минных машиниста.

Различные школы и учебные команды существовали и в составе других белых флотов и флотилий. Их деятельность чрезвычайно затруднялась условиями ведущейся войны, но, тем не менее, они сыграли важную роль в обеспечении флотилией квалифицированными кадрами.

ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ ВОЕННО–МОРСКОГО ФЛОТА СССР

Военно-морские учебные заведения, готовившие офицеров для Военно-Морского Флота СССР, делились на две группы: высшие военно-морские училища, после окончания которых, выпускникам присваивалось воинское звание «лейтенант» или «лейтенант-инженер» и выдавался диплом о высшем образовании общесоюзного образца с присвоением соответствующей квалификации, те, где офицеры повышали свое образование.

Подготовка офицеров в высших военно-морских училищах, военно-учебных заведений, предназначенных для подготовки офицеров Военно-Морского Флота СССР, осуществлялась по следующим профилям:

  • командные училища - по штурманской специальности, ракетному, артиллерийскому, противолодочному и другим видам вооружения;
  • инженерные училища – по энергетическим, электротехническим, радиоэлектронным и другим специальностям;
  • политическое училище – общественные науки, теория и практика политико-воспитательной и партийно-политической работы с личным составом.

Срок обучения в командных и инженерных училищах 5 лет, в политическом – 4 года. Высшие военно-морские училища комплектовались выпускниками нахимовских училищ, военнослужащими рядового, сержантского и старшинского составов, мичманами и прапорщиками СА и ВМФ, а также гражданской молодежью со средним образованием. Выпускникам присваивалось воинское звание «лейтенант» или «лейтенант-инженер» и выдавался диплом о высшем образовании общесоюзного образца с присвоением соответствующей квалификации.

Высшими военно-морскими училищами в СССР являлись:

  1. Высшее Военно-Морское ордена Ленина, Краснознаменное, ордена Ушакова училище имени М.В.Фрунзе (г. Ленинград).
  2. Высшее Военно-Морское Инженерное ордена Ленина училище имени Ф.Э.Дзержинского (г. Ленинград).
  3. Каспийское Высшее Военно-Морское Краснознаменное Училище имени С.М.Кирова (г. Баку).
  4. Высшее Военно-Морское Училище Подводного Плавания имени Ленинского Комсомола (г. Ленинград).
  5. Тихоокеанское Высшее Военно-Морское Училище имени С.О.Макарова (г. Владивосток).
  6. Черноморское Высшее Военно-Морское училище имени П.С.Нахимова (г. Севастополь).
  7. Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище.
  8. Высшее Военно–Морское Училище Радиоэлектроники имени А.С.Попова (г. Ленинград).
  9. Высшее Военно-Морское Инженерное Училище имени В.И.Ленина (г. Пушкин, Ленинградской области).
  10. Калининградское высшее Военно-Морское Училище.
  11. Киевское высшее Военно-Морское Политическое Училище.

Военно-Морская Академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова, высшее военно-учебное заведение, готовившее офицерские кадры командного и инженерного профиля для Военно-Морского Флота; научный центр по разработке проблем военно-морского искусства, кораблестроения и вооружения, а также подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Историю ведет от Офицерского класса, созданного по предложению адмирала И.Ф.Крузенштерна в январе 1827 года при Морском кадетском корпусе, который готовил наиболее перспективных морских офицеров в «высших частях наук, к морской службе потребных».

С апреля 1919 года в академии были возобновлены занятия, а в 1922 году академия переименована в Военно-Морскую академию РККА. С 1931 года академия именовалась Военно-Морская академия имени К.Е.Ворошилова. В 1976 году академии было присвоено имя А.А.Гречко. В августе 1990 года академия переименована в Военно-Морскую академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова.

Академия награждена орденами Ленина (1944), Октябрьской Революции (1977), Ушакова 1-й степени (1968), иностранными орденами.

Военно-Морская Медицинская Академия, высшее военно-учебное заведение, предназначавшееся для подготовки и усовершенствования военно-морских врачей; научный центр по разработке проблем медицинского обеспечения флота, подготовки научных и научно-педагогических кадров. Создана в июле 1940 года на базе 3-го Ленинградского медицинского института и Института санитарно-химической защиты НКЗ РСФСР.

Высшие Специальные Офицерские Классы ВМФ (ВСОК), военно-учебное заведение ВМФ для подготовки и переподготовки офицеров флота. Свою историю ведут от созданных в разные годы Минного (1784), Артиллерийского (1878), Подводного (1906), Штурманского (1910) и Авиационного (1914) офицерских классов.

В ноябре 1918 года на их базе организованы Соединенные классы подготовки флотских офицеров. С 1921 по 1923 года классы входили в состав Военно-Морской Академии. Восстановлены приказом РВСР в 1923 году под названием «Высшие специальные курсы комсостава флота» и отнесены к разряду высших военно-учебных заведений. С начала 1925 года стали именоваться «Специальные курсы усовершенствования командного состава флота». В 1939 году все входившие в состав классы и курсы объединены под названием «Высшие специальные курсы комсостава РК ВМФ». В дальнейшем, после ряда переименований, в 1983 году получили современное название.

ВСОК осуществляло подготовку и переподготовку офицеров ВМФ по командному и специальным (штурманскому, ракетно-артиллерийскому, авиационному, минно-торпедному, инженерному и др.) профилям. Обучение в классах дополнялось практикой на кораблях и частях Военно-Морского Флота.

В первой части, основанной на мемуарах В.П. Костенко «На “Орле” в Цусиме», хочется рассказать о том, как проходило обучение инженеров-кораблестроителей в Кронштадтском Морском Инженерном училище перед Русско-японской войной.

Особенности обучения

Все зачисленные в училище поступали на полное казенное иждивение. Первокурсники обоих отделений слушали лекции совместно, а разделение корабельщиков и механиков начиналось со второго курса.
Все принятые были обязаны по окончании училища прослужить во флоте 4 ½ года в покрытие расходов по их образованию и содержанию за 3 специальных курса.

Училище было закрытым учебным заведением, и присутствие воспитанников на всех лекциях было обязательным. Проверка успеваемости производилась периодически на очередных репетициях и на весенних переходных экзаменах после окончания учебного года (по двенадцатибалльной системе).

Ежедневно по окончании дневных занятий воспитанникам разрешалось отлучаться из училища до 11 часов вечера. По субботам же воспитанники имели право выезжать в Петербург до 11 часов вечера воскресенья.

Механики со второго года уходили в плавание по Балтийскому морю на судах учебного отряда Инженерного училища, а первый курс практиковался в Кронштадте на старой канонерской лодке «Туча».

На последнем — четвертом курсе кораблестроители и механики посвящали весь учебный год составлению дипломных проектов по специальности. Защита проектов и выпускные экзамены происходили при участии особой комиссии, назначаемой Главным Морским штабом.

Производство оканчивающих и их выпуск во флот проходил в торжественной обстановке в «царский день» 6 мая. Судостроители получали звание «младшего помощника судостроителя» с одной звездочкой на узком серебряном погоне, соответствовавшее чину мичмана флотских офицеров, и назначались на имевшиеся вакансии в военно-морские порты на постройку и ремонт кораблей. Механики выпускались во флот со званием «младшего инженер-механика».

В училище лекции начинались в 8 часов утра, и до 3 часов проходили ежедневно 6 лекций, а после 6 часов вечера начиналась работа в мастерских и лабораториях.

Так как лекции и собеседования с преподавателями обязательны, то учебные курсы обыкновенно усваиваются до репетиций и на подготовку к проверке времени почти не требуется.

Обязательная и хорошо организованная летняя трехмесячная практика закрепляет знания, накопленные при прослушанных теоретических курсах.

На отпуски и отдых за год уходит не более полутора месяцев, а на учебу остается 10 ½ месяцев.

При побудке в 6 ½ часов утра и окончании рабочего дня в 11 часов вечера ежедневно получается более 16 часов времени на лекции, занятия, чтение и прогулку.

Нельзя также не отметить то влияние, какое оказывает тесная связь с жизнью флота, порта и заводов. Флот воспитывает молодые кадры для себя. Курсанты в порту имеют доступ на все строящиеся, вооружаемые и готовые корабли, стоящие на рейде.

Воспитанники училища имели возможность в свободное время посещать новые корабли, изучать их внутреннее расположение и оборудование, получать последние сведения от личного состава. Эта живая и непосредственная связь с повседневной жизнью флота вовлекала как кораблестроителей, так и механиков еще со школьной скамьи в круг жизни флота и заставляла проникаться его актуальными задачами.

Судовые механики и офицеры всегда внимательно знакомили нас со всеми новинками в оборудовании кораблей. Это общение с личным составом флота втягивало молодое поколение специалистов в круг текущей жизни и интересов морских сил.

Вступительные экзамены

Из 50 державших конкурсные экзамены <на кораблестроительное отделение> было зачислено 5 человек. Не попавшие по конкурсу на кораблестроительное отделение могли при желании поступить на механическое. Механиков было принято 32 человека из 80 державших экзамены.

Практика после первого года обучения

Летом, после переходных экзаменов, кораблестроители выезжали в Петербург на трехмесячную производственную практику и распределялись по адмиралтейским заводам. По окончании летней практики производился проверочный экзамен комиссией инженеров Петербургского порта, после чего воспитанникам предоставлялся месячный отпуск.

Ежедневно в 9 часов утра мы отправлялись через Николаевский мост по левому берегу Невы на адмиралтейские заводы. Одна группа, работавшая на практике первый год, оставалась на заводе Нового адмиралтейства, а два других курса шли на верфь Галерного острова.

В первый год практики мы должны были за три месяца изучить постройку деревянных килевых шлюпок в шлюпочной мастерской, а затем ознакомиться с расположением и оборудованием всех цехов по холодной и горячей обработке листовой и профильной стали, идущей на постройку корабельных корпусов.

Далее в программу входило изучение плазовых работ и сборки корпуса на стапеле. К концу практики требовалось представить подробный письменный отчет, иллюстрированный копиями чертежей, эскизами от руки, рисунками и фотографиями. Для сбора всех сведений, копий чертежей и технических данных мы могли обращаться к инженерам в конторах строителей, к конструкторам в чертежных и к мастерам на постройках, а также ко всем рабочим у станков и сборщикам на стапелях.

Практика после второго года обучения

В 1902 г. <после второго года обучения> наши практические занятия сложились иначе. Нас прикомандировали к постройке броненосца «Орел», и мы попали к Михаилу Карловичу Яковлеву. Шла подготовка к спуску корабля, мы получили возможность видеть насалку фундамента, подготовку полозьев и сборку салазок между корпусом корабля и полозьями. Особый интерес представляла сборка копыльев в носу и корме.

До конца лета мы должны были изучить все внутреннее расположение броненосца, его вентиляционные и осушительные системы, затопление погребов и кренование корабля от кингстонов. Яковлев часто проверял наше знание всех схем корабельных систем. Этот второй год практики весьма расширил наше представление о всех взаимно связанных устройствах корабля и полнее осветил будущие обязанности корабельного инженера на постройке.

В течение лета нам также удалось ознакомиться с постройкой всех кораблей на других петербургских заводах. Мы присутствовали на спуске миноносцев с Охтенского завода Крейтона и посетили Невский завод, на котором были заложены легкие крейсера «Жемчуг» и «Изумруд», строившиеся по чертежам крейсера «Новик», заказанного в Германии на заводе Шихау в Данциге.

Практика после третьего года обучения, подготовка дипломных проектов

Прибыв на летнюю практику весной 1903 г. <после третьего года обучения>, мы получили задания на составление дипломных проектов, утвержденных руководителем по проектированию инженером Невражиным.

В свободное вечернее время летней практики мы начали проработку вопросов, подлежавших теоретическому и конструктивному решению в дипломных проектах, а на заводах и в технических бюро старались собрать предварительные сведения и заводские данные о весах разных корабельных конструкций и вооружения в обоснование своих проектных предположений. Требовалось также дать техническое обоснование выбранных типов кораблей, их вооружения и основных элементов.

Увлекшись этим проектом, я не воспользовался отпуском в 1903 г., а по окончании летней практики поступил в проектное бюро Балтийского завода и проработал в нем еще полтора месяца до начала осенних занятий в Кронштадте. Эта добавочная практика открыла мне доступ к заводскому техническому архиву и позволила собрать для проекта ценные материалы.

Когда начались очередные занятия на четвертом курсе, у меня вчерне уже определился весь проект, был составлен теоретический чертеж формы корпуса, общее расположение и основные конструктивные чертежи. Оставалось произвести все теоретические расчеты остойчивости при больших углах наклонения и расчеты непотопляемости при повреждениях.

Выпускные экзамены и защита дипломных проектов

В училище начался период переходных экзаменов, а наш выпускной курс кораблестроителей должен, кроме того, провести защиту дипломных проектов. Поэтому я из училища никуда не выхожу и ежедневно засиживаюсь в проектировальном классе до 12 часов ночи.

Защита назначена после всех выпускных экзаменов на 4 мая. 6 мая состоится производство, после чего всем новым кораблестроителям положено явиться по назначению и немедленно приступить к работе.

Наконец, кончилась вся экзаменационная горячка. Вчера состоялась защита наших проектов, на которой присутствовали специально приглашенные инженеры Кронштадтского порта. Вся наша группа в составе семи человек признана достойной производства и выпуска в состав корпуса корабельных инженеров флота. Мы получаем звание «младших помощников судостроителя» и являемся гражданскими чинами флота, как и морские врачи.

Уже сейчас мы приблизительно знаем, кто и куда попадет для дальнейшей службы. Я и Кутейников будем зачислены в Петербургский порт на адмиралтейские заводы. Мы сразу попадем на постройку новых кораблей. А двое из нашего выпуска останутся в Кронштадте. Остальные будут направлены в Севастополь и в порты финляндского побережья.