Биографии Характеристики Анализ

Морское сражение на балтике значение. Выборгское морское сражение - "трафальгар балтики"

Выборгское морское сражение, сражение между русским и шведским флотами, произошедшее 22 июня (3 июля) 1790 г. Оно стало одним из ключевых событий Русско-шведской войны 1788-1790 гг., крупнейшим морским сражением на Балтике и одним из крупнейших сражений морской истории XVIII в. Результаты этого сражения определили исход борьбы за преобладание на Балтийском море, которое почти на столетие сохранялось за Россией.

Для более полного понимания военно-политического успеха, достигнутого российским флотом в Выборгском сражении, следует отдельно упомянуть о планах шведского командования на кампанию 1790 г. Этим планом предполагалась высадка десанта на восточном побережье Финского залива с последующим наступлением на Санкт-Петербург. Для его достижения шведскому флоту ставилась задача уничтожения по частям ревельскую и кронштадтскую эскадры. Однако в ходе Ревельского боя 2 (13) мая и Красногорского сражения 23-24 мая (3-4 июня) шведы потерпели неудачу.


Шведский король Карл XIII
(в 1790 г. герцог Карл
Зюдерманландский).
Художник Карл
Фредрик фон Бреда
После Красногорского сражения шведский флот (22 линейных корабля, 13 фрегатов, более 200 гребных и др. судов) под командованием генерал-адмирала герцога Карла Зюдерманландского (в последствии король Карл XIII) был блокирован в Выборгском заливе русским флотом (30 линейных кораблей, 16 фрегатов, 2 бомбардирских корабля, 162 гребных и др. судов) под командованием адмирала В. Я. Чичагова.

В самом начале блокады, имея полуторное превосходство в количестве орудий и трехдечные корабли, которых не было у шведов, В. Я. Чичагов не проявил должной решительности, чтобы разгромить деморализованного, скученного в заливе противника. За все время блокады (около месяца) он ограничивался действиями только отдельных отрядов.

Адмирал В. Я. Чичагов.
Неизвестный художник.

Оказавшись в западне, и не имея возможности частными наступательными действиями ослабить блокаду, шведы решили идти на прорыв. В 2 ч ночи 22 июня (3 июля) 80 шведских канонерских лодок совершили отвлекающий маневр, провели демонстративную атаку на отряд капитана генерал-майорского ранга П. И. Лежнева, прикрывающего проход между островами Пейсар и Ронд. А в 6 ч шведский флот снялся с якоря и направился к северному проходу, блокаду которого осуществляли 2 отряда.

Адмирал Чичагов, ожидая атаки противника на свои главные силы, отдал приказ встать на шпринг (на якоря бортом к противнику) и приготовиться к бою. Однако передовые шведские корабли обогнули банку Сальвор и направились между двумя русскими кораблями, которые не смогли их сдержать. Авангард шведских сил, прорвавшись в море, повел за собой остальные силы. Русские корабли отрядов контр-адмиралов И.А. Повалишина и П. И. Ханыкова более полутора часов вели тяжелый бой. Главные силы русского флота во главе с Чичаговым в это время находились на удалении от района прорыва.

Только в 9-м часу Чичагов направил арьергард, а в 9 ч 30 мин кордебаталию в погоню за уходящими кораблями противника. Тем не менее, прорвавшийся шведский флот в условиях стесненного района получил серьезные повреждения, что обернулось для него тяжелыми потерями. Так 74-пушечный корабль «Enigheten», собираясь пустить брандер на русский корабль, преждевременно дал ход, и уже горящий брандер сцепился с самим шведским кораблем. Пытаясь уклониться от него, «Enigheten» столкнулся со фрегатом «Zemire», в результате чего оба загорелись и вскоре взорвались.


Схема Выборгского морского сражения 22 июня (3 июля) 1790 г.

Поврежденный 64-пушечный корабль «Omheten» вышел из строя и под огнем фрегатов Ханыкова сел на мель и затем сдался вместе со шхуной и тремя галерами. Другой 64-пушечный корабль наскочил на камни и затонул. На мель сели сразу три шведских корабля и два фрегата, которые спустили флаги. На королевской шлюпке был сбит штандарт короля Густава III и стал трофеем русских моряков. Сам король избежал участи быть плененным. В ходе погони были потоплены более десятка мелких судов и были пленены еще два линейных корабля.

Всего в сражении шведы потеряли свыше 7 тыс. человек погибшими и пленными, 7 линейных кораблей, 3 фрегата и 54 других судна. Потери русского флота составили около 280 человек убитыми и ранеными. Потерь в кораблях и судах не было.

Важнейшим результатом Выборгского сражения явился окончательный крах наступательных планов шведского короля, проигрыш противником всей кампании 1790 г. и войны в целом. Победа в Выборгском сражении увенчала многолетнюю борьбу России со Швецией за преобладание на Балтийском море.

За одержанную победу адмиралу В. Я. Чичагову был пожалован орден Св. Георги 1-й степени (единственный моряк в истории награждения этим орденом). Контр-адмирал И. А. Повалишин был награжден орденом Св. Георгия 2-й степени и произведен в следующий чин, контр-адмирала П. И. Ханыкова наградили орденом Св. Георгия 3-й степени и золотой шпагой с надписью «За храбрость», капитан генерал-майорского ранга П. И. Лежнев получил орден Св. Владимира 2-й степени,

Известный британский военно-морской историк и теоретик Фред Джейн, основатель знаменитоко ежегодного справочника «Боевые корабли», в свое время назвал Выборгское сражение «Трафальгаром Балтики». Сравнение вполне уместное если принять во внимание, что в сражении с обеих сторон участвовалои до пятисот различных судов, в том числе 22 шведских и 30 русских линейных кораблей, а при Трафальгаре в 1805 г. 27 английских линейных кораблей атаковали 18 французских и 15 испанских. Тем не менее, это сражение оставалось как бы в тени нашей военно-морской истории, ввиду того, что в нем не было каких-либо показательных примеров новаторства в морской тактике.

Материал подготовлен в Научно-исследовательском
институте военной истории Военной академии
Генерального штаба ВС РФ

(1700, 1715-1721)
Турция
Франция

Командующие Пётр I
Фредерик IV
Август Сильный Карл XII Силы сторон В начале войны: Дания - 29 линейных кораблей (1922 орудия), Россия - 0.
К концу войны: более 60 линейных кораблей. В начале войны: более 220 линейных кораблей.
К 1714 году - около 40 линейных кораблей.

Балтийский флот во время Северной войны являлся одной из главных военных сил на Балтийском море. Флотом были одержаны морские победы при Гангуте (1714), Эзеле (1719) и Гренгаме (1720), в завершающий период войны проводились активные каперские действия (1715-1721).

Понятие морской операции

Морские силы России и Швеции к 1700 году

Россия

Состав Шведского флота в июне 1700 г.

Название корабля Ранг Тип корабля Водоизмещение , шведских тонн Число пушек: количество пушек * калибр орудий в фунтах (n-фунтовых) Дата постройки корабля (спуска на воду)
Король Карл (Kung Karl) 1 линейный корабль 2730 104/110: 10 36-фунт., 22 24-фунт.,

30 18-фунт., 28 8-фунт., 14 4-фунтовых

1694
Энигхетен (Enigheten) 1 линейный корабль 2170 94: 56 24-фунт., 28 8-фунт.,

6 4-фунт., 4 3-фунтовых

1696
Королева Хедвига Элеанора (Drottning Hedvig Eleanora) 1 линейный корабль 2020 88/90: 30 24-фунт., 28 12-фунт.,

22 6-фунт., 4 4-фунт., 4 3-фунт.

1683
Королева Ульрика (Drottning Ulrika) 1 линейный корабль 1970 80: 26 24-фунт., 24 18-фунт., 22 12-фунт.,

4 6-фунт., 4 3-фунт.

1684
Принц Карл (Prins Karl) 1 линейный корабль ? 76/80: ? 1685
Принцесса Хедвига София (Prinsessa Hedvig Sofia) 2 линейный корабль 1920 80: 26 24-фунт., 24 18-фунт., 22 12-фунт., 4 6-фунт., 4 3-фунт. 1692
Принцесса Ульрика (Prinsessan Ulrika) 2 линейный корабль 70/80: 24 24-фунт., 24 12-фунт., 18 6-фунт., 4 3-фунт. 1694
Сверйе (Sverige) 2 линейный корабль ? 82 1678
Ёта (Göta) 2 линейный корабль ? 70/76: 24 24-фунт., 26 12-фунт., 16 6-фунт., 4 3-фунт. 1686
Венден (Wenden) 2 линейный корабль 1470 76/82: 24 24-фунт., 2 18-фунт., 18 12-фунт., 24 6-фунт., 4 3-фунт. 1689
Смоланд (Småland) 2 линейный корабль ? 68/70: ? 1679
Стокгольм (Stockholm) 2 линейный корабль 1470 70/76: 28 24-фунт., 24 18-фунт., 14 8-фунт.,

6 6-фунт., 4 3-фунт.

1682
Карлскруна (Karlskrona) 2 линейный корабль 1470 70: 24 24-фунт., 26 12-фунт., 16 6-фунт., 4 3-фунт. 1686
Виктория (Viktoria) 2 линейный корабль 1470 70: 24 24-фунт., 24 12-фунт., 18 6-фунт., 4 3-фунт. 1680
Блекинге (Blekinge) 2 линейный корабль 1470 70: 24 24-фунт., 2 18 фунт., 26 12-фунт., 12 6-фунт., 6 4-фунт. 1682
Врангель (Wrangel) 3 линейный корабль ? 60/70: 12 24-фунт., 10 18-фунт., 16 12-фунт., 10 8-фунт., 2 6-фунт., 10 4-фунт. 1664
Финлянд (Finland) 3 линейный корабль ? 64: 24 18-фунт., 24 8-фунт., 14 4-фунт., 2 3-фунт. 1667
Бохус (Bohus) 3 линейный корабль ? 74: 1663, перестроен в 1687
Упланд (Upland) 3 линейный корабль ? 70: 24 18-фунт., 24 8-фунт., 18 4-фунт., 4 3-фунт. 1666
Скания (Skånia) 3 линейный корабль 1215 64/68: 24 18-фунт., 24 8-фунт., 14 4-фунт., 2 3-фунт. 1697
Геркулес (Hercules) 3 линейный корабль ? 54/62: 6 24-фунт., 10 18-фунт., 18 12-фунт.,18 6-фунт., 2 3-фунт. 1650
Вестманланд (Westmanland) 3 линейный корабль ? 62 1696
Фредерика Амалия (Frederika Amalia) 3 линейный корабль 1215 62: 24 18-фунт., 24 8-фунт., 8 6-фунт., 4 4-фунт. 1698
Сёдерманланд (Södermanland) 4 линейный корабль 1080 52/56: 22 18-фунт., 22 8-фунт., 8 6-фунт. 1693
Поммерн (Pommern) 4 линейный корабль 1070 56: 22 18-фунт. , 22 8-фунт., 10 4-фунт., 2 3-фунт. 1697
Эланд (Őland) 4 линейный корабль 1025 1681
Халланд (Halland) 4 линейный корабль 980 1682
Эстлянд (Estland) 4 линейный корабль 960 56: 4 18-фунт., 16 12-фунт., 20 6-фунт., 16 3-фунт. 1682
Готланд (Götland) 4 линейный корабль 990 56: 4 18-фунт., 16 12-фунт., 20 6-фунт., 16 3-фунт. 1682
Ливлянд (Lifland) 4 линейный корабль 965 56: 16 18-фунт., 4 12-фунт., 20 8-фунт., 16 3-фунт. 1682
Эзель (Ősel) 4 линейный корабль 965 56: 16 18-фунт., 4 12-фунт., 20 8-фунт., 16 3-фунт. 1683
Ватхмейстер (Wachtmeister) 4 линейный корабль 775 56: 16 18-фунт., 4 12-фунт., 20 8-фунт., 16 3-фунт. 1681
Гётеборг (Göteborg) 4 линейный корабль 870 44/50: 18 12-фунт., 20 6-фунт., 6 3-фунт. 1696
Принц Фредерик Вильгельм (Prince Frederik Vilhelm) 4 линейный корабль 630 40/50: 18 18-фунт., 18 6-фунт., 4 4-фунт. 1698
Кальмар (Kalmar) 4 линейный корабль 815 1695
Висмар (Wismar) 4 линейный корабль 695 46: 4 12-фунт., 14 8-фунт., 4 6-фунт., 20 4-фунт., 4 3-фунт. 1694
Штетин (Stettin) 4 линейный корабль 740 46: 4 12-фунт., 14 8-фунт., 20 4-фунт., 8 3-фунт. 1695
Вреден (Wreden) 4 линейный корабль 815 44/52: 20 12-фунт., 20 6-фунт., 12 3-фунт. 1697
Норрчёпинг (Norrköping) 4 линейный корабль 815 44/46: 18 12-фунт., 20 6-фунт., 8 3-фунт. 1698
Хальмстад (Halmstad) 4 фрегат 815 44: 18 12-фунт., 20 6-фунт., 6 4-фунт. 1699
Рига (Riga) 5 фрегат 780 32: 16 18-фунт.,16 6-фунт. 1684
Штральзунд (Stralsund) 5 фрегат 515 32: 16 18-фунт., 16 4-фунт. 1688
Стенбоккен (Stenbocken) 5 прам ? 24: 10 18-фунт., 4 12-фунт., 10 3-фунт. 1679
Варберг (Varberg) 5 фрегат 630 36: ? 1699
Марстранд (Marstrand) 5 фрегат 375 26: 18 8-фунт., 8 6-фунт. 1699
Дельфин (Delfin) 5 фрегат 283 22 1677
Юнас (Jonas) 5 транспорт ? 20: 18 8-фунт., 2 4-фунт. 1698
Фалкен (Falken) 6 фрегат 375 26: 20 8-фунт., 6 3-фунт. 1688 (1689)
Фама(Fama) 6 фрегат 152 16: 6 6-фунт., 10 4-фунт. 1678
Нептун (Neptunus) 6 фрегат 166 16 3-фунт. 1687
Йегарен (Jägaren) 6 фрегат 166 16 3-фунтовых 1686
Сван (Svan) 6 фрегат 186 10/16 3-фунт. 1686
Фригге (Frigga) 6 фрегат 77 10: 6-6-фунт., 4 4-фунт. 1698
Хуммерн (Hummern) 6 шнява 108 14: 8 6-фунт., 6 3-фунт. 1700
Яков Младший (Iac Minor) 6 бомбардирский корабль ? ? 1695
Оскедундер (Åskedunder) 6 бомбардирский корабль 190 1 мортира, 4 4-фунт. 1698
Астрильд (Astrild) 6 бригантина (шнява) ? 8 1699
Терезия (Theresia) 6 бригантина 103 6 6-фунт., 6 4-фунт. 1676

Становление Русского флота на Балтике

Русско-шведские столкновения на морях и озёрах 1700-1702 годах

Единственной военной операцией на море в 1701 году была попытка отряда шведского флота нанести возможно больший ущерб Архангельскому порту и северной русской торговле в целом. Для достижения этой цели в Белое море была послана шведская эскадра под командованием коммандора Леве, вышедшая из порта Гётеборга 7 июня 1701 года .

У Берёзового устья шведский отряд перебил русский сторожевой гарнизон , состоявший из 15 солдат и 1 офицера. Далее шведская эскадра двинулась к Новодвинской крепости.

На одном из этих кораблей находились двое русских пленных: Иван Рябов - «служебник» Николаевского Карельского монастыря и переводчик Дмитрий Борисов, которых шведы заставили вести их суда к Архангельску . Возможно из-за заведомо неверных сведений русских пленников шведы повели свои суда к Ново-Двинской крепости прямо под огонь 4 береговых батарей и два из них: фрегат и яхту , посадили на мель . Оба они были взяты солдатами русского отряда, размещённого на 2 ботах (всего гарнизон Новодвинской крепости насчитывал 700 человек). Русские трофеи, снятые с этих кораблей составили: 13 пушек, 200 ядер, 850 досок железа, 15 пудов (около 270 кг) свинца. Потери гарнизона Новодвинской крепости составили 2 человека убитыми и несколько ранеными.

После тринадцатичасового боя, занявшего и большую часть ночи с 25 на 26 июня шведы принуждены были уйти на одном фрегате (Tofva-lite), оставив в руках русских два судна: Mjohund и Falk. Переводчика Дмитрия Борисова шведы убили; Иван Рябов притворился мертвым, а затем вплавь добрался до берега. Другая часть шведской эскадры оставалась в Белом море до 21 июля, захватывая рыболовецкие суда и сжигая прибрежные деревни. К 25 августа шведы вернулись в Гётеборг .

Посылка шведской экспедиции к Архангельску , надо полагать, было заранее известна русской стороне, потому как известно, что для отражения шведской эскадры ещё до появления последней, с четырёх английских купеческих кораблей было взято 13 железных пушек .

1702 год

1708 год

1711 год

Состояние Шведского флота в 1710-1721 годах

Неудачные для Швеции боевые действия на суше в 1707-1709 гг. (Под Лесным, Полтавой и Переволочной), а затем бегство Карла XII из России крайне плачевно сказались на финансировании строительства и ремонта кораблей Шведского флота, а последовавшее затем фактическое поражение Шведского флота от Датского в Кёге-бухте (1710) ещё более сильно ударило по состоянию и престижу Шведского Королевского флота. С 1710 по 1721 гг. на Шведских верфях был заложен только один линейный корабль и 10 фрегатов. Вместо полноценных боевых кораблей на шведских верфях развернулось масштабное строительство галерных флотов, и хотя Шведский линейный флот и стремился по-прежнему действовать против прибрежных городов и коммуникаций своих противников (подробнее см. ниже), но из года в год после морского сражения в Кёге-бухте (1710 г.) количество шведских линейных кораблей неуклонно сокращалось, а количество галер, полугалер, бригантин, прамов и бомбардирских кораблей увеличивалось.

Состав Шведского флота на 1 августа 1710 года

Состав русского Балтийского флота на 1 августа 1710 года

Название корабля Тип корабля Число орудий Калибр орудий
Выборг Линейный корабль 50 18, 8, 4-фунтовые
Рига Линейный корабль 50 18, 8, 4-фунтовые
Пернов Линейный корабль 50 18, 8, 4-фунтовые
Олифант фрегат / прам 36 6-фунтовые
Думкрат фрегат / прам 26/36 24-фунтовые
Святой Пётр фрегат 30 8-фунтовые
Святой Павел фрегат 30 8-фунтовые
Штандарт фрегат 24/28 6-фунтовые
Петербург фрегат 24/28 6 и 3-фунтовые
Шлиссельбург фрегат 24/28 6 и 3-фунтовые
Кроншлот фрегат 24/28 6 и 3-фунтовые
Нарва фрегат 24/28 6 и 3-фунтовые
Архангел Михаил фрегат 24/28 6 и 3-фунтовые
Иван-город фрегат 24/28 6 и 3-фунтовые
Бык прам 24 ?
Буйвол прам 24 ?
Arcke des Verbonees прам 16/18 ?
Arcanne прам 16/18 ?
Лизет шнява 16/18 3-фунтовые
Мункер шнява 14 3-фунтовые
Святой Яким шнява 14 3-фунтовые
Ямбург шнява 14 3-фунтовые
Дегас

22 июня 1790 года - Выборгское морское сражение произошло между русским и шведским флотами на выходе из Выборгского залива. В нем принимало участие более 500 вымпелов и свыше 70000 человек. Это сражение было не только крупнейшим в истории Балтики, но и вообще последним генеральным сражением парусных флотов в ее водах. Потеряв 7 линейных кораблей из 22, шведский король Густав III прорвал блокаду русского флота и ушел в Свеаборг. При этом он сохранил ядро своего корабельного флота и почти весь гребной флот. После этого сражения шведы поняли бесперспективность дальнейшего ведения войны и подписали мирный договор на выгодных для России условиях. В России по этому вопросу не было единого мнения. Учитывая большие потери шведов и их согласие на подписание мирного договора, Екатерина II сочла это сражение успешным и щедро наградила его участников. Многие флотские офицеры и историки флота справедливо указывали, что русские имели две реальные возможности полностью разгромить шведский флот, и только необъяснимая нерешительность командующего флотом адмирала В. Я. Чичагова позволила шведам избежать разгрома. Обвинения эти были настолько распространены, что легкая на крайние суждения молодежь даже поговаривала о подкупе шведами нашего адмирала.

В русской морской истории Выборгское сражение - это забытая крупнейшая морская победа. Для наших противников, флот которых включал 3 шведские, 1 финскую и 1 немецкую эскадры, это было не только крупнейшее поражение, но и пример мужества моряков, сумевших вырваться из блокады, хотя и потеряв 30% флота.

Учитывая большие потери шведов и их согласие на подписание мирного договора, Екатерина II объявила это сражение успешным и щедро наградила его участников. Адмирал Василий Яковлевич Чичагов был пожалован орденом Святого Георгия I степени. Этой редкой и высокой награды не удостоился больше ни один российский флотоводец.


Шла русско-шведская война 1788-1790 годов. Обе стороны возлагали большие надежды на кампанию 1790 года и стремились к самым решительным действиям. Шведы планировали разбить русский флот, высадить десант на южном побережье Финского залива и двинуться на Петербург, чтобы продиктовать России свои условия нового мирного договора. По численности шведская армия значительно превосходила силы русских, поэтому шведский король Густав III был уверен в победе.

Русские готовились к нанесению таких ударов, которые позволили бы быстро завершить войну и обеспечить надежный выход в Балтийское море. В этой связи особое внимание было уделено усилению флота, который к началу кампании 1790 года был разделен на две эскадры. Командующий флотом адмирал Василий Яковлевич Чичагов со своей эскадрой стоял в Ревеле, а кронштадтскую эскадру возглавлял вице-адмирал А.И. Круз.

Шведы стремились разбить сначала ревельскую, а затем кронштадтскую эскадры по отдельности. Поэтому уже 2 мая 1790 года шведский флот подошел к Ревелю и атаковал стоявшую на рейде русскую эскадру. Бой продолжался около двух часов. Несмотря на большое численное превосходство, шведам пришлось отступить. Они потеряли два линейных корабля, причем один из них был взят в плен.

После этого поражения они направились в восточную часть Финского залива, чтобы нанести удар по кронштадтской эскадре. Бой начался утром 23 мая 1790 года недалеко от Красной Горки. И на этот раз численное превосходство было на стороне шведов, но русские постоянно атаковали, и шведы вынуждены были отойти. На следующий день бой возобновился и с перерывами продолжался до вечера.

В это время эскадра Чичагова вышла из Ревеля и уже приближалась к Красной горке. Если бы она сразу вступила в бой, шведский флот не смог бы избежать полного разгрома. Но Чичагов приказал эскадре встать на якорь недалеко от места сражения. Позднее он объяснил это выпавшим туманом, который не позволил ему обнаружить шведский флот. Ревельская эскадра не позволила шведам отступить в Свеаборг, и они отошли в Выборгский залив, где и были блокированы объединенным флотом русских.

Блокада продолжалась почти месяц. В Выборгском заливе был заперт корабельный флот и гребная флотилия шведов. В общей сложности здесь было 390 вымпелов и до 55 000 человек войск и личного состава судов во главе с королем Швеции Густавом III. Положение шведского флота было незавидным. Запасы воды подходили к концу. Людей пришлось перевести на треть рациона. При этом постоянно приходили известия о прибытии к русским крупных подкреплений. Боевой дух шведов падал.

Рано утром 22 июня шведские суда, пользуясь легким восточным ветром, стали прорываться по северному фарватеру. Им противостоял отряд контр-адмирала И.А. Повалишина - всего 5 кораблей и одно бомбардирское судно, а также стоявший западнее отряд контр-адмирала П.И. Ханыкова - три фрегата. Ветер свежал шведские суда быстро проносились на очень близком расстоянии между кораблями отряда Повалишина, а затем Ханыкова, поражая их мощными бортовыми залпами. Наши корабли были окутаны плотным дымом. Они яростно отбивались от постоянно проходивших мимо них все новых и новых судов противника. Некоторым нашим кораблям приходилось сражаться на два борта, не имея помощи от основного флота, стоявшего на якорях около центрального и южного фарватеров.

Отряды Ханыкова и Повалишина вынесли на себе всю тяжесть этого жесточайшего боя. Их корабли имели значительные повреждения и большие потери в людях. Приказ Чичагова оказать помощь Повалишину был отдан только через два с половиной часа после начала прорыва, когда большая часть шведских кораблей уже уходила к Свеаборгу. Сильно запоздал и его приказ идти в погоню за прорвавшимися шведскими судами, в результате чего главные силы русского флота начали преследование шведов только через шесть часов после прорыва.

Под прикрытием корабельного флота из Выборгского залива прорвались и гребные суда. Против них должна была действовать наша гребная флотилия, но ее командующий принц К. Нассау-Зиген тоже устремился в погоню за парусными кораблями. Ему удалось взять в плен 60-ти пушечный фрегат. Зато шведская гребная флотилия вышла из блокады с минимальными потерями и 28 июня в заливе у Роченсальма нанесла тяжелое поражение русскому гребному флоту под командованием того же принца Нассау-Зигена.

В этом сражении шведы потеряли 64 судна, в том числе 7 линейных кораблей, 3 фрегата, 21 канонерскую лодку и 16 транспортных судов. Потери в людях только погибшими и ранеными составили около 7 тысяч человек. Шведский флот вновь был блокирован русскими судами, теперь уже в Свеаборге. Потери русских: 117 убитых и 164 раненых. Русский флот потерял одну небольшую шхуну. Важнейшими стратегическими результатами сражения явились окончательный крах наступательных планов Густава III, проигрыш шведами кампании 1790 г. и войны в целом. Шведское правительство было вынуждено срочно заключить с Россией Верельский мирный договор (3.8.1790). Победа в Выборгском сражении стала успешным завершением многолетней борьбы России со Швецией за преобладание на Балтийском море. Известный английский военно-морской историк и теоретик Фред Джейн назвал Выборгское сражение "Трафальгаром Балтики".

Северная война (1700-1721)

Если вы говорите, что война причина зол, то мир будет их исцелением.

Квинтилиан

Северная война России со Швецией длилась долгие 21 года с 1700 года по 1721 год. Ее итоги были весьма положительны для нашей страны, ведь в результате войны Петру удалось "прорубить окно в Европу". Россия осуществила главную свою цель - закрепилась на Балтийском море. Однако, ход войны был весьма не однозначным и стране пришлось нелегко, но результат стоил всех страданий.

Причины Северной войны

Формальным поводом для начала северной войны стало укрепление позиций Швеции в Балтийском море. К 1699 году сложилась ситуация, в которой практически вся береговая линия моря находилась под контролем Швеции. Это не могло не вызывать беспокойство ее соседей. В результате в 1699 году между странами, обеспокоенными усилением Швеции, был заключен Северный Союз, который был направлен против владычества Швеции в Балтике. Участниками Союза были: Россия, Дания и Саксония (король которой был одновременно правителем Польши).

Нарвская конфузия

Северная война для России началась 19 августа 1700 года, но начало ее для союзников было просто кошмарным. Принимая во внимание, что Швецией правил еще совсем ребенок карл 12, которому едва исполнилось 18 лет, ожидалось, что шведская армия угрозы собой не представляет и будет легко разгромлена. На деле же оказалось, что Карл 12 полководец достаточно сильный. Понимая абсурдностью войны на 3 фронта, он решает разбить противников по одиночке. В течение нескольких дней он нанес сокрушительное поражение Дании, которая фактически вышла из войны. После этого настал черед Саксонии. Август 2 в это время осаждал Ригу, которая принадлежала Швеции. Карл 2 нанес своему противнику страшное поражение, вынудив того отступать.

Россия фактически осталась в война один на один с противником. Петр 1 решил нанести поражение противнику на его территории, но ни коем образом не учел, что Карл 12 стал не только талантливым, но и опытным полководцем. Петр отправляет войска в Нарву, шведскую крепость. Общая численность русских войск - 32 тысячи человек и 145 артиллерийских орудий. Карл 12 на помощь своему гарнизону отправил дополнительно 18 тысяч солдат. Сражение получилось скоротечным. Шведы ударили в стыки между русскими подразделениями и прорвали оборону. Более того, на сторону противника бежали многие иностранцы, которых Петр так ценил в российской армии. Это поражение современные историки называют "нарвская конфузия".

По итогам нарвского сражения Россия потеряла 8 тысяч человек убитыми и всю артиллерию. Это был кошмарный итог противостояния. В этот момент Карл 12 проявил благородство, либо допустил просчет. Он не преследовал отходящих русских, полагая, что без артиллерии и с такими потерями война для армии Петра окончена. Но он ошибался. Русский царь объявил новый набор в армию и начал восстановлять спешными темпами артиллерию. Для этого были даже переплавлены колокола церквей. Также Петр занялся реорганизацией армии, поскольку наглядно увидел, что в текущий момент его солдаты не могут сражаться на равных с противниками страны.

Полтавская битва

В данном материале мы не будем подробно останавливать на ходе полтавской битвы. поскольку это историческое событие подробно изложено в соответствующей статье. Следует только отметить, что шведы надолго застряли в война с Саксонией и Польшей. В 1708 году эту войну молодой шведский король фактически выиграл, нанеся Август 2 поражение, после которого не оставалось никаких сомнений в том, что война для последнего окончена.

Эти события отправили карла вновь в Россию, поскольку необходимо было добить последнего врага. Здесь он встретил достойное сопротивление, которое вылилось в полтавскую битву. Там Карл 12 был буквально разгромлен и бежал в Турцию, надеясь склонить ее к войне с Россией. Эти события внесли перелом в положение стран.

Прутский поход


После Полтавы Северный союз был вновь актуален. Ведь Петр нанес поражение, которое давало шанс на общий успех. В результате этого Северная война продолжилась тем, что русские войска овладели городами Рига, Ревель, Корел, Пернов и Выборг. Тем самым Россия фактически завоевала все восточное побережье балтийского моря.

Карл 12, который находился в Турции, еще активнее стал склонять султана выступить против России, поскольку понимал, что над его страной нависла большая опасность. В результате в 1711 году Турция вступила в войну, что заставила армию Петра ослабить хватку на Севере, так как теперь Северная война заставляла его воевать на два фронта.

Петр лично решил провести прутский поход, чтобы разбить неприятеля. Недалеко от реки Прут армия Петра (28 тысяч человек) попала в окружение турецкой армией (180 тысяч человек). Положение было просто катастрофичным. Окружен был сам царь, а также все его приближенные и русское войско в полном составе. Турция могла завершить северную войну, но не сделала этого... Не следует рассматривать это, как просчет султана. В мутной воде политической жизни каждый ловит сою рыбу. Разбить Россию означало укрепить Швецию, причем укрепить очень сильно, создав из нее сильнейшую державу континента. Для Турции же было более выгодным, чтобы Россия и Швеция продолжили воевать ослабевая друг друга.

Вернемся к событиям, которые принес прутский поход. Петр был настолько шокирован происходящим, что отправляя своего посла на переговоры о мире, говорил тому, чтобы тот соглашался на любые условия, кроме потери Петрограда. Так же был собран огромный выкуп. В результате султан согласился на мир, по условиям которого Турция получала назад Азов, Россия уничтожает черноморский флот и не препятствует возвращению в Швецию короля карла 12.В ответ на это Турция полностью отпустила русские войска, в полном снаряжении и со знаменами.

В результате, Северная война, исход которой после Полтавской битвы казался предрешенным, получила новый виток. Это усложняло войну и требовало гораздо больше времени для победы.

Морские сражения Северной войны

Одновременно с сухопутными сражениями северная война велась и на море. Морские сражения были также достаточно массовыми и кровопролитными. Важное сражение той войны состоялось 27 июля 1714 года у мыса Гангут. В этом сражении эскадра Швеции была практически полностью уничтожена. Весь флот этой страны, который учувствовал в сражении у Гангута, был уничтожен. Это было страшное поражение для шведов и великолепный триумф для русских. В результате этих событий, Стокгольм был практически полностью эвакуирован, поскольку все опасались вторжения России уже вглубь Швеции. Фактически победа у Гангута стала первой крупной морской победой России!

Следующее знаменательное сражение произошло также 27 июля, но уже 1720 года. Случилось это недалеко от острова Гренгам. Это морское сражение также завершилось безоговорочной победой российского флота. Следует отметить, что в составе шведский флотилии были представлены английские корабли. Связано это было с тем, что Англия решила поддержать Шведов, поскольку было понятно, что последней долго не продержаться в одиночку. Естественно, поддержка Англии была не официальной и в войну она не вступила, но корабли свои "любезно" представила Карлу 12.

Ништадский мир

Победы России на море и на суши вынудили шведское правительство пойти на мирные переговоры, соглашаясь фактически на все требования победителя, поскольку Швеция стояла на пороге полного разгрома. В результате в 1721 году был заключен договор между странами - Ништадский мир. Северная война после 21 года боевых действий была завершена. По ее итогам Россия получила:

  • территорию Финляндии до Выборга
  • территории Эстляндии, Лифляндии и Ингерманландии

Фактически Петр 1 этой победой закрепил право своей страны на выход в Балтийское море. Долгие годы войны окупились сполна. Россия одержала выдающуюся победу, в результате которой были решены многие политические задачи государства, которые стояли перед Россией еще со времен Ивана 3. Ниже представлена подробная карта северной войны.

Северная война позволила Петру "прорубить окно в Европу", а Ништадский мир закрепил за Россией это "окно" официально. Фактически Россия подтвердила свой статус великой державы, создав предпосылки для того, чтобы все страны Европы активно прислушивались к мнению России, которая к тому моменту уже стала Империей.

В правление Петра Великого развитию торговых отношений с другими странами сильно препятствовало отсутствие у России выходов к Балтийскому морю. В с то время на Балтике господствовали шведы. Россия полностью отрезана от моря. Петр Великий отлично понимал, что для того, чтобы отвоевать выход к морю, необходимо иметь сильный флот. В начале 17 века у России были военные корабли, однако большинство из них были не приспособлены к военным действиям на море. 20 октября 1696 года на адмиралтейской верфи началось строительство первого российского военного корабля, эта дата считается датой рождения регулярного Военно-Морского Флота России. Некоторые корабли были куплены за границей, другие были построены в России. Боевые корабли продолжали строить и после начала великой северной войны. В период правления Петра Балтийский флот достиг пика своего расцвета.

Подготовка к борьбе за выход к Балтийскому морю

В начале 17 века Швеция представляла собой страну, армия которой имела прекрасное тактическую боеспособность. Шведский морской флот по своей военной мощи считался одним из самых сильных в мире. Усилиями русской дипломатии был заключен военный союз между Россией, Польшей и Данией. Первые боевые действия союзников России в начале северной войны не были успешны. На море Россию смог поддержать только датский флот. Польша на то время не имела боеспособных морских кораблей. Однако Дания поспешила заключить с Швецией мирный договор у же в августе 1700 года, в начале Северной войны.

Русский царь продолжал осуществлять целенаправленную военную подготовку. На Олонецких верфях были построены несколько парусных и гребных судов, в том числе знаменитый «Штандарт » и «Золотой орел ». Однако боеспособность российского флота зависела не только от количества и качества боевых кораблей, но также и от уровня подготовки моряков. В связи с этим в 1707 году открываются первые школы, осуществляющие военную подготовку специалистов различного уровня: артиллеристов, инженеров, врачей и т.д.


Фрегат «Штандарт» точная копия боевого корабля, построенного Петром Великим в 1703 году

Историки придают большое значение морским сражениям на Балтике , благодаря которым в итоге Россия смогла преодолеть экономическую изоляцию, заполучив наконец выход к Балтийскому морю.

После знаменитой битвы на мысе Гангут в сознании общественности европейских стран изменилось представление о непобедимости Шведского флота. Россия продемонстрировала свою огневую мощь, доказав на примере, что способна отвоевать выходы к Балтике.


Морское сражение на балтике

Если еще оставались какие либо сомнения насчет того, что Россия превратилась в сильную военно-морскую державу, то они были развеяны после сражения при Гренгаме. Когда русская эскадра обнаружила шведские корабли рядом с островами Лемланд и Фритсберг, погодные условия не позволили русским морякам сразу же вступить в бой, что было воспринято шведскими моряками как проявление слабости. После того, как шведские корабли начали открыто атаковать российскую флотилию, русские корабли продемонстрировали свою огневую мощь. Прекрасная боевая подготовка морских артиллеристов сделала свое дело. В результате битвы при Гренгаме шведский флот потерпел сокрушительное поражения. Россия окончательно укрепила свое господство в Финском заливе.