Может ли сказуемое состоять из двух глаголов. Составное глагольное сказуемое
Что такое составное сказуемое?
Составное сказуемое - это сказуемое, в каком лексическое значение и грамматическое значение выражаются не одним словом, а различными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) - во вспомогательной части.
Ср.: Он запел Он начал петь (составное глагольное сказуемое); Он болел два месяца (обычное глагольное сказуемое). - Он был болен два месяца (составное именное сказуемое).
Что такое составное глагольное сказуемое?
Составное глагольное сказуемое - это сказуемое, в каком лексическое значение выражено одним глаголом, а грамматическое значение - другим.
Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?
Составное глагольное сказуемое состоит из 2-ух частей:
К примеру: Я начал петь ; Я желаю петь ; Я боюсь петь (начал, желаю, боюсь - это вспомогательная часть сказуемого, инфинитив петь - это основная часть).
Примечание. Как во вспомогательной части, так и на месте инфинитива может быть употреблен фразеологизм :
Он пылает нетерпением участвовать в конференции (= желает участвовать).
Он желает принять роль в конференции (= желает участвовать).
Он пылает нетерпением принять роль в конференции (= желает участвовать).
Значения вспомогательного глагола
Обычные глаголы и фразеологизмы
Примеры
1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия)
Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, закончить, кинуть, закончить и др.
Он стал готовиться к отъезду.
Он продолжал готовиться к отъезду.
Он бросил курить.
Он снова пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.
2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, расположенность, чувственная оценка действия и т.п.)
Мочь, уметь, вожделеть, желать, грезить, намереваться, отрешаться, пробовать, стараться, рассчитывать, суметь, умудриться, стараться, полагать, привыкнуть, торопиться, смущяться, вытерпеть, обожать, непереносить, страшиться, бояться, трусить, стыдиться, задаться целью, пылать желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.
Я умею петь.
Я желаю петь.
Я боюсь петь.
Я люблю петь.
Я стыжусь петь.
Я рассчитываю спеть эту арию.
Как найти синтаксическую роль инфинитива?
Не хоть какое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым. Для того чтоб такое сочетание было составным глагольным сказуемым, обязано быть выполнено немного критерий:
Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные сложной формой грядущего времени глагола: Я завтра буду работать (это обычное глагольное сказуемое).
Что такое осложнённое составное глагольное сказуемое?
Отягощение происходит за счет потребления в составе составного глагольного сказуемого дополнительного модального либо фазисного глагола(ов) (см. таблицу выше): Я начал желать есть . Я ощутил, что скоро могу начать желать есть (подчёркнуты дополнительные глаголы).
Какие есть нетипичные случаи строения составного глагольного сказуемого?
Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать .
Упражнение на тему «Разграничение обычного и составного глагольного сказуемого. Синтаксическая роль инфинитива »
Задание: Выделите грамматические базы предложений. Обусловьте класс сказуемых. Обусловьте синтаксическую роль инфинитива.
1. Он страшился идти к докторам.
2. Приходил прислужник звать меня к княгине.
3. Старуха ушла заботиться об отъезде.
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.
5. Величавый государственный поэт умеет вынудить говорить и барина, и мужчины их языком.
6. Я почтению к родной земле учить их стараюсь.
7. Ни при каких усилиях человек не сумеет передать очарование этого дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
9. Редчайшие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
10. Длительно будет моросить осенний дождь.
11. И как будто в ответ на её слова по реке и кустикам тихонько начинает шуметь редчайший и тёплый дождь.
12. За калиткой сходу начинались густые, запущенные аллеи.
13. Стали носиться наизловещие слухи.
14. Они продолжали целые 10-ки лет сопеть, дремать и зевать.
15. Море периодически совершенно переставало шуметь.
16. А пурга, как будто издеваясь, не желала униматься.
17. Антоненко отдал приказ людям покинуть баржу.
18. Я не позволю в своём присутствии плохо откликаться о жизни.
19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл.
20. Она даже не успела поздороваться с ним.
Источник материала Интернет-сайт
Дополнительно на сайт:
Сказуемое - главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.
Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении - и времени).
Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное .
Простое глагольное сказуемое, способы его выражения
Простое глагольное сказуемое
(ПГС) может выражаться однословно
и неоднословно
.
ПГС - одно слово :
1) глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного из наклонений; в этих случаях сказуемое согласуется с подлежащим: Он читал/ читает/ будет читать/ читал бы / пусть читает/ эту книгу.
2) глагольное междометие или инфинитив; согласование сказуемого с подлежащим отсутствует: А шапка бац прямо на пол. Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать .
ПГС - словосочетание :
1. ПГС - фразеологически свободное , но синтаксически связанное словосочетание - может иметь следующее строение и типовое значение:
1) повторение глагольной формы для указания на длительность действия:
Я иду
, иду
, а до леса еще далеко.
2) повторение глагольной формы с частицей так для указания на интенсивное или полностью осуществленное действие:
Вот уж сказал
так
сказал
.
3) повторение одного и того же глагола в разных формах или однокоренных глаголов для усиления значения сказуемого:
Сам спать не спит
и другим не даёт.
Жду не дождусь
весны.
4) смысловой глагол с вспомогательной глагольной формой, утратившей или ослабившей свое лексическое значение и вносящей в предложение дополнительные смысловые оттенки:
А он возьми
да
и скажи
/ знай себе распевает.
5) два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и его цели:
пойду
погуляю
в саду.
6) глагол с частицей было, вносящей значение несостоявшегося действия:
Я собрался
было
в кино, но не пошел.
7) конструкция со значением интенсивности действия:
Он только
и делает
, что спит.
2. ПГС-фразеологизм обозначает единое действие, нерасчленимое по смыслу на действие и его материальный объект, в большинстве случаев этот фразеологизм можно заменить на один глагол: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь честь, иметь право; изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, почитать себя вправе, счесть необходимым и т.п.:
Он принял участие в конференции (=участвовал ).
Составное глагольное сказуемое
(СГС) имеет следующую структуру:
приинфинитивная часть + инфинитив.
Инфинитив выражает основное лексическое значение сказуемого - называет действие.
Приинфинитивная часть выражает грамматическое значение сказуемого, а также дополнительную характеристику действия - указание на его начало, середину или конец (фазисное значение) или возможность, желательность, степень обычности и другие характеристики, описывающие отношение субъекта действия к этому действию (модальное значение).
Фазисное значение выражается глаголами стать, начать (начинать), приняться (приниматься), продолжить (продолжать), перестать (переставать), прекратить (прекращать) и некоторыми другими (чаще всего это синонимы к приведенным словам, характерные для разговорного стиля речи):
Я начал / продолжил / закончил читать эту книгу.
Модальное значение может выражаться
1) глаголами уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любить, ненавидеть, остерегаться и т.п.
2) глаголом-связкой быть (в наст. времени в нулевой форме) + краткими прилагательными рад, готов, обязан, должен, намерен, способен, а также наречиями и существительными с модальным значением:
Я был готов / не прочь / в состоянии подождать .
Как в приинфинитивной части, так и в позиции инфинитива может быть употреблен фразеологизм:
Он горит
нетерпением
участвовать
в конференции
(= хочет
участвовать
)
Он хочет
принять
участие
в конференции
(= хочет
участвовать
).
Он горит нетерпением принять участие
в конференции
(= хочет
участвовать
).
Осложнение СГС происходит за счет дополнительного употребления в его составе модального или фазисного глагола:
Я начал
хотеть
есть
.
Я почувствовал, что скоро могу
начать
хотеть
есть
.
Особый тип СГС представлен в предложениях, главные члены которых выражены глаголами в неопределенной форме: Волков бояться - в лес не ходить. Вспомогательная часть таких сказуемых нетипична для составных глагольных: она представлена глаголом-связкой быть, который встречается в составных именных сказуемых. Кроме быть, вспомогательная часть может быть представлена также глаголом значить, например:
Не прийти - значит обидеть
.
Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные:
1) составной формой будущего времени глагола несовершенного вида в изъявительном наклонении: Я завтра буду
работать
;
2) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, занимающим в предложении позицию дополнения в случае разных субъектов действия у спрягаемой формы глагола и инфинитива: Все просили
ее.underline { border-bottom: 1px dashed blue; } спеть
(все просили, а спеть должна она)
;
3) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели: Он вышел
на улицу погулять
.
Нетрудно заметить, что во всех этих случаях спрягаемая форма глагола, стоящая перед инфинитивом, не имеет ни фазисного, ни модального значения.
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое
(СИС) имеет следующую структуру:
приименная часть (связка) + именная часть.
Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.
Приименная часть выражает грамматическое или грамматическое и часть лексического значения сказуемого.
Приименная часть
бывает:
1) отвлеченная: глагол быть (в значении "являться", а не "находиться" или "иметься"), который выражает только грамматическое значение сказуемого - наклонение, время, лицо / род, число; в настоящем времени отвлеченная связка выступает в нулевой форме: Он студент / был студентом .
2) полузнаменательная (полуотвлеченная): глаголы явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться), сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться и др., которые выражают грамматическое значение сказуемого и дополняют значение, выражаемое именной частью; эти глаголы обычно не употребляются без именной части.
Например: Он оказался студентом . Она казалась усталой .
3) знаменательная (полнозначная): глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.
Например: Мы вернулись домой усталые . Он работал дворником . Он жил отшельником .
Знаменательная и полузнаменательная связка при определении типа сказуемого может быть заменена на отвлеченную.
Именная часть может быть выражена однословно и неоднословно.
Однословное выражение именной части :
1) существительное в падежной форме, чаще в именительном падеже. / творительном падеже.
Например: Он учитель / был учителем . Юбка была в клетку .
2) прилагательное в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения.
Например: Слова его были умны . Он стал выше отца. Он самый высокий в классе.
3) полное или краткое причастие: Письмо не было распечатано .
4) местоимение: Этот карандаш мой !
5) числительное: Он был восьмым в очереди.
6) наречие: Разговор будет начистоту . Мне было жаль старика.
Неоднословное выражение именной части:
1) фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание может иметь следующее строение:
а) слово с количественным значением + существительное в родительном падеже.
Например: Мальчик был пяти лет .
б) существительное с зависимыми от него словами, если само существительное малоинформативно, а смысловой центр высказывания находится именно в зависимых от имени словах (само существительное в этом случае может быть выброшено из предложения почти без потери смысла).
Например: Он лучший ученик в классе .
2) фразеологизм: Он был притчей во языцех .
Связочная часть также может быть выражена фразеологизмом:
Он имел вид смурной и рассеянный
- фразеологизм в связочной части;
Составное именное сказуемое, как и составное глагольное, может быть осложненным за счет введения в него модального или фазисного вспомогательного глагола.
Например: Она хотела казаться усталой . Он постепенно начинал становиться специалистом в этой области.
Цель урока - познакомиться с составным глагольным сказуемым; узнать, как оно может быть выражено.
Тема: Двусоставные предложения. Главные члены предложения
Урок: Составное глагольное сказуемое
Составные сказуемые - это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время, наклонение и т.д.) - в вспомогательной части.
Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:
а. вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время, наклонение и т.д.);
б. основная часть (неопределённая форма глагола - инфинитив) выражает лексическое значение.
Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив
Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.
Схема построения составного глагольного сказуемого.
Но не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия :
1. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.
Я начал - что делать?; Я хочу - что делать?.
Не путайте! Составное глагольное сказуемое с сочетанием сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели!
Она присела (с какой целью?) отдохнуть.
2.Действие инфинитива должно относиться к подлежащему.
Я хочу петь. Хочу петь - составное глагольное сказуемое (хочу - я, петь буду - я).
Не путайте! Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.
Я просил её спеть. Просил - простое глагольное сказуемое, спеть - дополнение (просил - я, петь будет - она).
3. В таблице представлены основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизма, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.
Основные вспомогательные глаголы |
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов | Фразеологические сочетания | ||
Начало, конец, продолжение действия | Желательность, возможность, необходимость действия | Эмоциональная оценка действия | ||
закончить приняться продолжить прекратить |
стараться |
нравиться надеяться бояться стыдиться готовиться |
Например: (он) горит нетерпением (участвовать) |
Я умею петь. Я хочу петь. Я люблю петь. Он стал готовиться к отъезду. Он продолжал готовиться к отъезду. Он бросил курить.
План разбора составного глагольного сказуемого
1. Указать тип сказуемого.
2. Указать, чем выражена основная часть; какое значение имеет вспомогательная часть и какой формой глагола она выражена.
Образец разбора
Старик опять пустился жевать.
Пустился жевать - составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет значение начала действия и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.
1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
1. Простые предложения (коллекция материала по теме урока) ().
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ().
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().
4. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса (на материале русского языка) ().
5. Русский филологический портал ().
6. Презентации « Сказуемые» ().
1. Выделите грамматические основы предложений.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Н. Заболоцкий
2. Занимательно о русском.
Интересные вопросы:
1. Из каких букв можно приготовить вкусную пищу?
2. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
3. В каких словах пишутся три буквы е ?
4. Какие слова начинаются с четырех согласных букв?
5. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных заостренных шестов?
6. В каких словах пишутся подряд 3 буквы е?
Составное глагольное сказуемое имеет две части: вспомогательную и основную. Основная часть всегда состоит из инфинитива, выражающего главную информацию в семантике сказуемого. Вспомогательная часть несет на себе двойную нагрузку: выражает модально-временное значение сказуемого и дополняет основное информативное значение.
Лексическое значение вспомогательной части включает:
- Указание на начало, конец, продолжение действия: начать, стать, кончить, остаться, продолжать, перестать, прекратить и др. Такие глаголы называются фазовыми и образуют особую лексико-семантическую группу, вследствие чего приобретают и грамматическое значение: Уже ты стал немного отцветать (Есенин);
вытирать лицо и поднимать ремешок у фуражки (Конецкий);
Перед грозой рыба переставала клевать (Паустовский).
- Указание на необходимость, желательность и возможность действия: мочь, хотеть, желать, намереваться, решать, предполагать, рассчитывать и т. д. Такие глаголы называются модальными. Как и фазовые, модальные глаголы также выражают грамматическое знАшние: Без личного труда человек не может идти
Ах, если б_ вас могла я ненавидеть (Пушкин); Забыть я не хочу
и не могу (Светлов).
Различие между простым и составным глагольным сказуемым особенно ярко проявляется при сопоставлении. Ср.: Читатель видит и понимает то, что хочет и может увидеть и понять.
В главном предложении все компоненты семантики сказуемого выражены спрягаемыми глагольными формами видит и понимает, в придаточном предложении модально-временной компонент семантики выражен вспомогательными глаголами хочет и может, дополняющими своими лексическими значениями основное значение сказуемых, выраженное инфинитивами.
Инфинитив, входящий в составное глагольное сказуемое, называют «субъектным», так как он обозначает действие того же лица, что и вспомогательная часть: хотел сказать, могу поспорить, люблю поговорить и т. д.
Инфинитив реализует потребность фазовых, модальных и эмоциональных глаголов в объекте, поэтому инфинитив, входящий в состав сказуемого, может чередоваться в речи с существительным, выполняющим роль дополнения. Ср.: Я хочу идти вперед и с каждым
днем, с каждым часом хочу нового, а он хочет остановиться и меня остановить с собой (Л. Толстой); Боюсь не смерти я. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно (Лермонтов); Я любил шум_ леса, заппх_ мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль^ болот, треск_ крыльев дикой птицы, вьістрельї, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить (Грин).
В зависимости от синтаксических условий и лексико-семантических значений вспомогательных глаголов в инфинитиве усиливаются то глагольные, то именные свойства. Фазовые и модальные глаголы менее ярки и самостоятельны, чем эмоциональные, поэтому сочетания с глаголами, содержащими эмоциональную оценку действия, не имеют в литературе однозначного толкования и рассматриваются то как сказуемое, то как сочетание сказуемых с дополнениями.
От составного глагольного сказуемого нужно отличать сочетания, включающие в свой состав инфинитив, выполняющий роль дополнения и обстоятельства цели.
Инфинитив, выполняющий роль дополнения, называют «объектным», так как он обозначает действие другого лица (не «субъекта» спрягаемой глагольной формы): советовал искать, просил беречь и т. д.: Антоненко приказал людям покинуть баржу (Конецкий);
Комбату приказали в этот день взять^ высоту (Львов); Не
позволю в своем присутствии плохо отзываться_ о жизни, за
Вспомогательная часть включает:
- глагол-связку быть, выражающую только модально-временные значения. В настоящем времени связка обычно отсутствует («нулевая связка»): Труд на благо общества - священная
ключ к знанию (Пословица); Личное счастье невозможно без
счастья других (Чернышевский); Утро было мглистое, небо
неяркое (Вигдорова); Пуста и бесцветна бывает жизнь только
у бесцветных людей... (Чернышевский); Мир есть величайшая ключевая ценность нашего бытия, без которой утрачивают смысл
и силу все прочие блага и радости жизни (Леонов);
- глаголы-связки, не только выражающие модально-временные значения, но и вносящие в лексическое значение сказуемого различные дополнительные оттенки, иногда весьма существенные: делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться и т. д.: У нас зима. Все делается светлее, веселее от
Иваном Ивановичем... (Дубов); Алмазами казались солнца блики
(Ахматова); На протяжении всей всемирной истории новая культура всегда являлась синтезом нового со старым, с основными
началами той культуры, на смену которой она приходила (Брюсов); Независимо от всех этих трагических внутренних переживаний Блок, во все периоды своего творчества, оставался истинным поэтом и подлинным художником (Брюсов);
- глаголы со значением движения, перемещения, положения в пространстве и времени с разной степенью ослабления лексического значения: приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и т. д.: Осень пришла дождливая, холодная (Вигдорова) ; Она вышла из бассейна свежая, холодная и благоухающая, покрытая дрожащими каплями воды (Куприн); На его столе лежало раскрытым письмо из Вены (Данин).
И вспомогательные глаголы, и глаголы-связки могут функционировать в речи и как простые глагольные сказуемые с сохранением лексических значений. Например: На террасе была свежая тень (Л. Толстой); Была
темная, осенняя, дождливая, ветреная ночь (Л. Толстой); Деревья
стояли в снегу - два дня назад была сильная метель (Проскурин);
На месте, где недавно стояла флотилия, гуляла ледяная волна (П а у-
стовский). Нетрудно заметить, что у глагольных форм, способных обслуживать грамматическую сторону составных именных сказуемых, одним из компонентов семантики является значение бытия-существования, которое дополняется другими, специфическими значениями. Компонент бытия обусловливает взаимозаменяемость таких глаголов (ср.: стояли в снегу - были в снегу, гуляла волна - была волна и т. д.).
Только изменение порядка слов в предложениях с глаголом быть, имеющим самое абстрактное значение бытия, вызывает перераспределение синтаксических функций. Ср.: Тень на террасе была свежая; Ночь была
темная, осенняя, дождливая, ветреная; Стояли деревья в снегу ¦- два дня назад метель была сильная; На месте, где недавно стояла флотилия, волна гуляла ледяная. Изменение порядка слов влечет за собой существенные изменения в синтаксических функциях некоторых словоформ, более тонкие различия в грамматических значениях при несущественных различиях в лексической семантике (обстоятельство места на террасе трансформируется в обстоятельственное определение, определение свежая становится именной частью сказуемого и т. д.).
Основными способами выражения именной части сказуемого являются имя прилагательное в поЛнбй и краткой форме (причем полная форма начинает теснить краткую), имя существительное и краткое страдательное причастие. Кроме того, именная часть может быть выражена предложно-падежными сочетаниями, цельными словосочетаниями, фразеологизмами и т. д.
Дополним данные выше примеры следующими: Я в Братске с людьми Проводил вечера. Богаты товарищи Ширью души. Беседы
сердечны, Умны, хороши. Дружны эти люди, Уютен их дом (Безыменский); Дома долговечнее людей и бывают свидетелями нескольких людских поколений (Паустовский); Парус старый, выбелен дождями, с_ большими квадратными заплатами (Яковших деревьев (Соколов-Микитов); Он был мастером на все руки (Дубов).
В вопросительных предложениях именная часть сказуемого может быть выражена местоимением или сочетанием местоимений: Кто
это? Что это? Кто такой Иванов? Что такое искусство?
Какая сегодня погода? Каков итог нашей работы? и т. д.
Примечания: 1. В некоторых случаях краткие и полные формы прилагательных расходятся в лексических значениях (Девушка очень хороша и Девушка очень хорошая), в валентных свойствах (Жизнь богата событиями и Жизнь богатая) и т. д. Поэтому не во всех случаях краткие формы могут быть заменены полными и наоборот: Здесь у нас в районе, песнями богатом, Девушки уж больно хороши (Фатьянов); ...Во всяком случае жизнь у
нас богатая! (Коптяева).
2. В составное именное сказуемое могут входить частицы: С этой болью я будто моложе (Есенин); Она мне как песня была (Есенин); Ночь
как будто сегодня бледней (Есенин); Самый верный признак истины - это простота и ясность (Л. Толстой); Волк не пастух (Пословица).