Биографии Характеристики Анализ

Может ли сказуемое состоять из двух глаголов. Составное глагольное сказуемое

Что такое составное сказуемое?

Составное сказуемое - это сказуемое, в каком лексическое значение и грамматическое значение выражаются не одним словом, а различными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) - во вспомогательной части.

Ср.: Он запел Он начал петь (составное глагольное сказуемое); Он болел два месяца (обычное глагольное сказуемое). - Он был болен два месяца (составное именное сказуемое).

Что такое составное глагольное сказуемое?

Составное глагольное сказуемое - это сказуемое, в каком лексическое значение выражено одним глаголом, а грамматическое значение - другим.

Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?

Составное глагольное сказуемое состоит из 2-ух частей:

  • вспомогательная часть -глагол в спрягаемой форме, который выражает грамматическое значение (время и наклонение) и дополнительную характеристику действия (см. ниже таблицу), так именуемый вспомогательный глагол ;
  • основная часть - неопределённая форма глагола (инфинитив), который выражает лексическое значение, т.е. именует основное действие.
  • К примеру: Я начал петь ; Я желаю петь ; Я боюсь петь (начал, желаю, боюсь - это вспомогательная часть сказуемого, инфинитив петь - это основная часть).

    Примечание. Как во вспомогательной части, так и на месте инфинитива может быть употреблен фразеологизм :

    Он пылает нетерпением участвовать в конференции (= желает участвовать).

    Он желает принять роль в конференции (= желает участвовать).

    Он пылает нетерпением принять роль в конференции (= желает участвовать).

    Значения вспомогательного глагола

    Обычные глаголы и фразеологизмы

    Примеры

    1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия)

    Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, закончить, кинуть, закончить и др.

    Он стал готовиться к отъезду.
    Он продолжал готовиться к отъезду.
    Он бросил курить.
    Он снова пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.

    2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, расположенность, чувственная оценка действия и т.п.)

    Мочь, уметь, вожделеть, желать, грезить, намереваться, отрешаться, пробовать, стараться, рассчитывать, суметь, умудриться, стараться, полагать, привыкнуть, торопиться, смущяться, вытерпеть, обожать, непереносить, страшиться, бояться, трусить, стыдиться, задаться целью, пылать желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.

    Я умею петь.
    Я желаю петь.
    Я боюсь петь.
    Я люблю петь.
    Я стыжусь петь.
    Я рассчитываю спеть эту арию.

    Как найти синтаксическую роль инфинитива?

    Не хоть какое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым. Для того чтоб такое сочетание было составным глагольным сказуемым, обязано быть выполнено немного критерий:

  • Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его 1-го (в отсутствие инфинитива) недостаточно, чтоб осознать, о чем идёт речь в предложении: я начал - что делать? (ответа нет, глагол лексически неполнозначный); я желаю - что делать? (ответа тоже нет, глагол лексически неполнозначный).
  • В том случае в сочетании «глагол + инфинитив» глагол полнозначный, то он один является обычным глагольным сказуемым, а инфинитив - это второстепенный член предложения: Она (что сделала?) присела (с какой целью?) отдохнуть (присела - глагол полнозначный, означает, это обычное глагольное сказуемое, а инфинитив отдохнуть - это событие цели ).
  • Действие инфинитива обязано относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). В том случае действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не заходит в состав сказуемого, а является второстепенным членом: Я желаю петь (желаю петь - составное глагольное сказуемое, так как желаю - я и петь буду - я). Я попросил её спеть (попросил - обычное глагольное сказуемое, инфинитив спеть - дополнение , так как попросил - я, петь будет - она).
  • Инфинитив может быть определением, в том случае относится к существительному и отвечает на вопрос какой? : Появилось желание спеть (появилось желание - это база предложения, появилось - обычное глагольное сказуемое, т.к. глагол полнозначный; желание (какое?) спеть - инфинитив в роли определения ).
  • Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные сложной формой грядущего времени глагола: Я завтра буду работать (это обычное глагольное сказуемое).

    Что такое осложнённое составное глагольное сказуемое?

    Отягощение происходит за счет потребления в составе составного глагольного сказуемого дополнительного модального либо фазисного глагола(ов) (см. таблицу выше): Я начал желать есть . Я ощутил, что скоро могу начать желать есть (подчёркнуты дополнительные глаголы).

    Какие есть нетипичные случаи строения составного глагольного сказуемого?

  • Особенный класс составного глагольного сказуемого представлен в предложениях, главные члены которых выражены глаголами в неопределенной форме. Вспомогательная часть подобных сказуемых нетипична для составных глагольных, т.к. она представлена глаголом-связкой быть , который встречается в составных именных сказуемых (в реальном времени он опущен): Волков страшиться - в лес не ходить (связка быть опущена). Не считая быть , вспомогательная часть может быть представлена также глаголом значить : Не придти - означает оскорбить .
  • Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть выражена глаголом-связкой быть (в реальном времени в нулевой форме) + короткими прилагательными рад, готов, должен, должен, хочет, способен , также наречиями и существительными с модальным значением:

    Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать .

  • Упражнение на тему «Разграничение обычного и составного глагольного сказуемого. Синтаксическая роль инфинитива »

    Задание: Выделите грамматические базы предложений. Обусловьте класс сказуемых. Обусловьте синтаксическую роль инфинитива.

    1. Он страшился идти к докторам.

    2. Приходил прислужник звать меня к княгине.

    3. Старуха ушла заботиться об отъезде.

    4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.

    5. Величавый государственный поэт умеет вынудить говорить и барина, и мужчины их языком.

    6. Я почтению к родной земле учить их стараюсь.

    7. Ни при каких усилиях человек не сумеет передать очарование этого дня.

    8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.

    9. Редчайшие капли дождя начали тяжело стучать по земле.

    10. Длительно будет моросить осенний дождь.

    11. И как будто в ответ на её слова по реке и кустикам тихонько начинает шуметь редчайший и тёплый дождь.

    12. За калиткой сходу начинались густые, запущенные аллеи.

    13. Стали носиться наизловещие слухи.

    14. Они продолжали целые 10-ки лет сопеть, дремать и зевать.

    15. Море периодически совершенно переставало шуметь.

    16. А пурга, как будто издеваясь, не желала униматься.

    17. Антоненко отдал приказ людям покинуть баржу.

    18. Я не позволю в своём присутствии плохо откликаться о жизни.

    19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл.

    20. Она даже не успела поздороваться с ним.

    Источник материала Интернет-сайт

  • Глава «Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Глава «Составное глагольное сказуемое» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: лаконичный теоретический курс для школьников»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое сказуемое?
  • Какие есть типы сказуемых?
  • Какое сказуемое считается осложнённым?
  • Какими частями речи выражается сказуемое?
  • Чем выражается обычное глагольное сказуемое?
  • Что такое осложнённое обычное глагольное сказуемое?
  • Где отыскать примеры сказуемого, выраженного фразеологизмом?
  • Какие есть предложения с одним основным членом - сказуемым?
  • Какие есть методы выражения обычного глагольного сказуемого?
  • Какие частички могут заходить в состав обычного глагольного сказуемого?
  • Как отличить обычное глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого?
  • Какие есть примеры согласования сказуемого с подлежащим, имеющим при для себя приложение (театр-студия, книга-справочник)?
  • Как согласовать сказуемое с подлежащим, имеющим при для себя приложение (кафе-столовая, диван-кровать)?
  • Сказуемое - главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.

    Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении - и времени).

    Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное .

    Простое глагольное сказуемое, способы его выражения


    Простое глагольное сказуемое
    (ПГС) может выражаться однословно и неоднословно .

    ПГС - одно слово :

    1) глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного из наклонений; в этих случаях сказуемое согласуется с подлежащим: Он читал/ читает/ будет читать/ читал бы / пусть читает/ эту книгу.

    2) глагольное междометие или инфинитив; согласование сказуемого с подлежащим отсутствует: А шапка бац прямо на пол. Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать .

    ПГС - словосочетание :

    1. ПГС - фразеологически свободное , но синтаксически связанное словосочетание - может иметь следующее строение и типовое значение:

    1) повторение глагольной формы для указания на длительность действия:
    Я иду , иду , а до леса еще далеко.

    2) повторение глагольной формы с частицей так для указания на интенсивное или полностью осуществленное действие:
    Вот уж сказал так сказал .

    3) повторение одного и того же глагола в разных формах или однокоренных глаголов для усиления значения сказуемого:
    Сам спать не спит и другим не даёт.
    Жду не дождусь весны.

    4) смысловой глагол с вспомогательной глагольной формой, утратившей или ослабившей свое лексическое значение и вносящей в предложение дополнительные смысловые оттенки:
    А он возьми да и скажи / знай себе распевает.

    5) два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и его цели:
    пойду погуляю в саду.

    6) глагол с частицей было, вносящей значение несостоявшегося действия:
    Я собрался было в кино, но не пошел.

    7) конструкция со значением интенсивности действия:
    Он только и делает , что спит.

    2. ПГС-фразеологизм обозначает единое действие, нерасчленимое по смыслу на действие и его материальный объект, в большинстве случаев этот фразеологизм можно заменить на один глагол: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь честь, иметь право; изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, почитать себя вправе, счесть необходимым и т.п.:

    Он принял участие в конференции (=участвовал ).


    Составное глагольное сказуемое
    (СГС) имеет следующую структуру:
    приинфинитивная часть + инфинитив.

    Инфинитив выражает основное лексическое значение сказуемого - называет действие.

    Приинфинитивная часть выражает грамматическое значение сказуемого, а также дополнительную характеристику действия - указание на его начало, середину или конец (фазисное значение) или возможность, желательность, степень обычности и другие характеристики, описывающие отношение субъекта действия к этому действию (модальное значение).

    Фазисное значение выражается глаголами стать, начать (начинать), приняться (приниматься), продолжить (продолжать), перестать (переставать), прекратить (прекращать) и некоторыми другими (чаще всего это синонимы к приведенным словам, характерные для разговорного стиля речи):

    Я начал / продолжил / закончил читать эту книгу.

    Модальное значение может выражаться

    1) глаголами уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любить, ненавидеть, остерегаться и т.п.

    2) глаголом-связкой быть (в наст. времени в нулевой форме) + краткими прилагательными рад, готов, обязан, должен, намерен, способен, а также наречиями и существительными с модальным значением:

    Я был готов / не прочь / в состоянии подождать .

    Как в приинфинитивной части, так и в позиции инфинитива может быть употреблен фразеологизм:

    Он горит нетерпением участвовать в конференции (= хочет участвовать )
    Он хочет принять участие в конференции (= хочет участвовать ).
    Он горит нетерпением принять участие в конференции (= хочет участвовать ).

    Осложнение СГС происходит за счет дополнительного употребления в его составе модального или фазисного глагола:

    Я начал хотеть есть .
    Я почувствовал, что скоро могу начать хотеть есть .

    Особый тип СГС представлен в предложениях, главные члены которых выражены глаголами в неопределенной форме: Волков бояться - в лес не ходить. Вспомогательная часть таких сказуемых нетипична для составных глагольных: она представлена глаголом-связкой быть, который встречается в составных именных сказуемых. Кроме быть, вспомогательная часть может быть представлена также глаголом значить, например:


    Не прийти - значит обидеть .

    Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные:

    1) составной формой будущего времени глагола несовершенного вида в изъявительном наклонении: Я завтра буду работать ;
    2) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, занимающим в предложении позицию дополнения в случае разных субъектов действия у спрягаемой формы глагола и инфинитива: Все просили ее.underline { border-bottom: 1px dashed blue; } спеть (все просили, а спеть должна она) ;
    3) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели: Он вышел на улицу погулять .

    Нетрудно заметить, что во всех этих случаях спрягаемая форма глагола, стоящая перед инфинитивом, не имеет ни фазисного, ни модального значения.

    Составное именное сказуемое

    Составное именное сказуемое (СИС) имеет следующую структуру:
    приименная часть (связка) + именная часть.

    Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

    Приименная часть выражает грамматическое или грамматическое и часть лексического значения сказуемого.


    Приименная часть
    бывает:

    1) отвлеченная: глагол быть (в значении "являться", а не "находиться" или "иметься"), который выражает только грамматическое значение сказуемого - наклонение, время, лицо / род, число; в настоящем времени отвлеченная связка выступает в нулевой форме: Он студент / был студентом .

    2) полузнаменательная (полуотвлеченная): глаголы явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться), сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться и др., которые выражают грамматическое значение сказуемого и дополняют значение, выражаемое именной частью; эти глаголы обычно не употребляются без именной части.

    Например: Он оказался студентом . Она казалась усталой .

    3) знаменательная (полнозначная): глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.

    Например: Мы вернулись домой усталые . Он работал дворником . Он жил отшельником .

    Знаменательная и полузнаменательная связка при определении типа сказуемого может быть заменена на отвлеченную.

    Именная часть может быть выражена однословно и неоднословно.

    Однословное выражение именной части :

    1) существительное в падежной форме, чаще в именительном падеже. / творительном падеже.

    Например: Он учитель / был учителем . Юбка была в клетку .

    2) прилагательное в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения.

    Например: Слова его были умны . Он стал выше отца. Он самый высокий в классе.

    3) полное или краткое причастие: Письмо не было распечатано .

    4) местоимение: Этот карандаш мой !

    5) числительное: Он был восьмым в очереди.

    6) наречие: Разговор будет начистоту . Мне было жаль старика.

    Неоднословное выражение именной части:

    1) фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание может иметь следующее строение:

    а) слово с количественным значением + существительное в родительном падеже.

    Например: Мальчик был пяти лет .

    б) существительное с зависимыми от него словами, если само существительное малоинформативно, а смысловой центр высказывания находится именно в зависимых от имени словах (само существительное в этом случае может быть выброшено из предложения почти без потери смысла).

    Например: Он лучший ученик в классе .

    2) фразеологизм: Он был притчей во языцех .

    Связочная часть также может быть выражена фразеологизмом:


    Он имел вид смурной и рассеянный
    - фразеологизм в связочной части;

    Составное именное сказуемое, как и составное глагольное, может быть осложненным за счет введения в него модального или фазисного вспомогательного глагола.

    Например: Она хотела казаться усталой . Он постепенно начинал становиться специалистом в этой области.

    Цель урока - познакомиться с составным глагольным сказуемым; узнать, как оно может быть выражено.

    Тема: Двусоставные предложения. Главные члены предложения

    Урок: Составное глагольное сказуемое

    Составные сказуемые - это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время, наклонение и т.д.) - в вспомогательной части.

    Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

    а. вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время, наклонение и т.д.);

    б. основная часть (неопределённая форма глагола - инфинитив) выражает лексическое значение.

    Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

    Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.

    Схема построения составного глагольного сказуемого.

    Но не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия :

    1. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

    Я начал - что делать?; Я хочу - что делать?.

    Не путайте! Составное глагольное сказуемое с сочетанием сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели!

    Она присела (с какой целью?) отдохнуть.

    2.Действие инфинитива должно относиться к подлежащему.

    Я хочу петь. Хочу петь - составное глагольное сказуемое (хочу - я, петь буду - я).

    Не путайте! Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

    Я просил её спеть. Просил - простое глагольное сказуемое, спеть - дополнение (просил - я, петь будет - она).

    3. В таблице представлены основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизма, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

    Основные вспомогательные глаголы

    Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания
    Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия

    закончить

    приняться

    продолжить

    прекратить

    стараться

    нравиться

    надеяться

    бояться стыдиться

    готовиться

    Например:

    (он) горит нетерпением (участвовать)

    Я умею петь. Я хочу петь. Я люблю петь. Он стал готовиться к отъезду. Он продолжал готовиться к отъезду. Он бросил курить.

    План разбора составного глагольного сказуемого

    1. Указать тип сказуемого.

    2. Указать, чем выражена основная часть; какое значение имеет вспомогательная часть и какой формой глагола она выражена.

    Образец разбора

    Старик опять пустился жевать.

    Пустился жевать - составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет значение начала действия и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

    1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

    1. Простые предложения (коллекция материала по теме урока) ().

    2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ().

    3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

    4. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса (на материале русского языка) ().

    5. Русский филологический портал ().

    6. Презентации « Сказуемые» ().

    1. Выделите грамматические основы предложений.

    Не позволяй душе лениться!

    Чтоб воду в ступе не толочь,

    Душа обязана трудиться

    И день и ночь, и день и ночь!

    Не разрешай ей спать в постели

    При свете утренней звезды,

    Держи лентяйку в чёрном теле

    И не снимай с неё узды!

    Коль дать ей вздумаешь поблажку,

    Освобождая от работ,

    Она последнюю рубашку

    С тебя без жалости сорвёт.

    Она рабыня и царица,

    Она работница и дочь,

    Она обязана трудиться

    И день и ночь, и день и ночь!

    Н. Заболоцкий

    2. Занимательно о русском.

    Интересные вопросы:

    1. Из каких букв можно приготовить вкусную пищу?

    2. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

    3. В каких словах пишутся три буквы е ?

    4. Какие слова начинаются с четырех согласных букв?

    5. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных заостренных шестов?

    6. В каких словах пишутся подряд 3 буквы е?


    Составное глагольное сказуемое имеет две части: вспомогательную и основную. Основная часть всегда состоит из инфинитива, выражающего главную информацию в семантике сказуемого. Вспомогательная часть несет на себе двойную нагрузку: выражает модально-временное значение сказуемого и дополняет основное информативное значение.
    Лексическое значение вспомогательной части включает:
    1. Указание на начало, конец, продолжение действия: начать, стать, кончить, остаться, продолжать, перестать, прекратить и др. Такие глаголы называются фазовыми и образуют особую лексико-семантическую группу, вследствие чего приобретают и грамматическое значение: Уже ты стал немного отцветать (Есенин);
    На бровях и ресницах сразу начал таять снег. Антоненко не стал
    вытирать лицо и поднимать ремешок у фуражки (Конецкий);
    Перед грозой рыба переставала клевать (Паустовский).
    1. Указание на необходимость, желательность и возможность действия: мочь, хотеть, желать, намереваться, решать, предполагать, рассчитывать и т. д. Такие глаголы называются модальными. Как и фазовые, модальные глаголы также выражают грамматическое знАшние: Без личного труда человек не может идти
    вперед, не может оставаться на одном месте... (Ушинский);
    Ах, если б_ вас могла я ненавидеть (Пушкин); Забыть я не хочу
    и не могу (Светлов).
    Различие между простым и составным глагольным сказуемым особенно ярко проявляется при сопоставлении. Ср.: Читатель видит и понимает то, что хочет и может увидеть и понять.
    В главном предложении все компоненты семантики сказуемого выражены спрягаемыми глагольными формами видит и понимает, в придаточном предложении модально-временной компонент семантики выражен вспомогательными глаголами хочет и может, дополняющими своими лексическими значениями основное значение сказуемых, выраженное инфинитивами.
    Инфинитив, входящий в составное глагольное сказуемое, называют «субъектным», так как он обозначает действие того же лица, что и вспомогательная часть: хотел сказать, могу поспорить, люблю поговорить и т. д.
    Инфинитив реализует потребность фазовых, модальных и эмоциональных глаголов в объекте, поэтому инфинитив, входящий в состав сказуемого, может чередоваться в речи с существительным, выполняющим роль дополнения. Ср.: Я хочу идти вперед и с каждым
    днем, с каждым часом хочу нового, а он хочет остановиться и меня остановить с собой (Л. Толстой); Боюсь не смерти я. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно (Лермонтов); Я любил шум_ леса, заппх_ мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль^ болот, треск_ крыльев дикой птицы, вьістрельї, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить (Грин).
    В зависимости от синтаксических условий и лексико-семантических значений вспомогательных глаголов в инфинитиве усиливаются то глагольные, то именные свойства. Фазовые и модальные глаголы менее ярки и самостоятельны, чем эмоциональные, поэтому сочетания с глаголами, содержащими эмоциональную оценку действия, не имеют в литературе однозначного толкования и рассматриваются то как сказуемое, то как сочетание сказуемых с дополнениями.
    От составного глагольного сказуемого нужно отличать сочетания, включающие в свой состав инфинитив, выполняющий роль дополнения и обстоятельства цели.
    Инфинитив, выполняющий роль дополнения, называют «объектным», так как он обозначает действие другого лица (не «субъекта» спрягаемой глагольной формы): советовал искать, просил беречь и т. д.: Антоненко приказал людям покинуть баржу (Конецкий);
    Комбату приказали в этот день взять^ высоту (Львов); Не
    позволю в своем присутствии плохо отзываться_ о жизни, за
    Вспомогательная часть включает:
    1. глагол-связку быть, выражающую только модально-временные значения. В настоящем времени связка обычно отсутствует («нулевая связка»): Труд на благо общества - священная
    обязанность каждого человека (Из Программы КПСС); Книга -
    ключ к знанию (Пословица); Личное счастье невозможно без
    счастья других (Чернышевский); Утро было мглистое, небо
    неяркое (Вигдорова); Пуста и бесцветна бывает жизнь только
    у бесцветных людей... (Чернышевский); Мир есть величайшая ключевая ценность нашего бытия, без которой утрачивают смысл
    и силу все прочие блага и радости жизни (Леонов);
    1. глаголы-связки, не только выражающие модально-временные значения, но и вносящие в лексическое значение сказуемого различные дополнительные оттенки, иногда весьма существенные: делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться и т. д.: У нас зима. Все делается светлее, веселее от
    первого снега (Пушкин); Маленький Ваня со временем станет
    Иваном Ивановичем... (Дубов); Алмазами казались солнца блики
    (Ахматова); На протяжении всей всемирной истории новая культура всегда являлась синтезом нового со старым, с основными
    началами той культуры, на смену которой она приходила (Брюсов); Независимо от всех этих трагических внутренних переживаний Блок, во все периоды своего творчества, оставался истинным поэтом и подлинным художником (Брюсов);
    1. глаголы со значением движения, перемещения, положения в пространстве и времени с разной степенью ослабления лексического значения: приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и т. д.: Осень пришла дождливая, холодная (Вигдорова) ; Она вышла из бассейна свежая, холодная и благоухающая, покрытая дрожащими каплями воды (Куприн); На его столе лежало раскрытым письмо из Вены (Данин).
    Примечание. В составном глагольном сказуемом первый компонент называется вспомогательным глаголом, так как он полностью сохраняет свое лексическое значение; в составном именном сказуемом - глаголом-связкой, так как в нем ослаблено лексическое значение. Провести четкую границу между вспомогательными глаголами и глаголами-связками трудно, так как и те и другие обслуживают грамматические значения предложения в целом и сказуемого в частности и сохраняют основные свойства глагола, его грамматические категории: наклонение, время, вид и др.
    И вспомогательные глаголы, и глаголы-связки могут функционировать в речи и как простые глагольные сказуемые с сохранением лексических значений. Например: На террасе была свежая тень (Л. Толстой); Была
    темная, осенняя, дождливая, ветреная ночь (Л. Толстой); Деревья
    стояли в снегу - два дня назад была сильная метель (Проскурин);
    На месте, где недавно стояла флотилия, гуляла ледяная волна (П а у-
    стовский). Нетрудно заметить, что у глагольных форм, способных обслуживать грамматическую сторону составных именных сказуемых, одним из компонентов семантики является значение бытия-существования, которое дополняется другими, специфическими значениями. Компонент бытия обусловливает взаимозаменяемость таких глаголов (ср.: стояли в снегу - были в снегу, гуляла волна - была волна и т. д.).
    Только изменение порядка слов в предложениях с глаголом быть, имеющим самое абстрактное значение бытия, вызывает перераспределение синтаксических функций. Ср.: Тень на террасе была свежая; Ночь была
    темная, осенняя, дождливая, ветреная; Стояли деревья в снегу ¦- два дня назад метель была сильная; На месте, где недавно стояла флотилия, волна гуляла ледяная. Изменение порядка слов влечет за собой существенные изменения в синтаксических функциях некоторых словоформ, более тонкие различия в грамматических значениях при несущественных различиях в лексической семантике (обстоятельство места на террасе трансформируется в обстоятельственное определение, определение свежая становится именной частью сказуемого и т. д.).
    Основными способами выражения именной части сказуемого являются имя прилагательное в поЛнбй и краткой форме (причем полная форма начинает теснить краткую), имя существительное и краткое страдательное причастие. Кроме того, именная часть может быть выражена предложно-падежными сочетаниями, цельными словосочетаниями, фразеологизмами и т. д.
    Дополним данные выше примеры следующими: Я в Братске с людьми Проводил вечера. Богаты товарищи Ширью души. Беседы
    сердечны, Умны, хороши. Дружны эти люди, Уютен их дом (Безыменский); Дома долговечнее людей и бывают свидетелями нескольких людских поколений (Паустовский); Парус старый, выбелен дождями, с_ большими квадратными заплатами (Яковших деревьев (Соколов-Микитов); Он был мастером на все руки (Дубов).
    В вопросительных предложениях именная часть сказуемого может быть выражена местоимением или сочетанием местоимений: Кто
    это? Что это? Кто такой Иванов? Что такое искусство?
    Какая сегодня погода? Каков итог нашей работы? и т. д.
    Примечания: 1. В некоторых случаях краткие и полные формы прилагательных расходятся в лексических значениях (Девушка очень хороша и Девушка очень хорошая), в валентных свойствах (Жизнь богата событиями и Жизнь богатая) и т. д. Поэтому не во всех случаях краткие формы могут быть заменены полными и наоборот: Здесь у нас в районе, песнями богатом, Девушки уж больно хороши (Фатьянов); ...Во всяком случае жизнь у
    нас богатая! (Коптяева).
    2. В составное именное сказуемое могут входить частицы: С этой болью я будто моложе (Есенин); Она мне как песня была (Есенин); Ночь
    как будто сегодня бледней (Есенин); Самый верный признак истины - это простота и ясность (Л. Толстой); Волк не пастух (Пословица).