Биографии Характеристики Анализ

Может ли женщина быть масоном. Как становятся масонами? Описание процесса

Зодческая работа сестры А.К.

Часть 1. От Гипатии Александрийской к Восточной звезде

В противоположность утверждению Данте «Оставь надежду всяк сюда входящий» масонство открывает двери надежды для всякого, кто ищет, вне зависимости от вероисповедания, политических убеждений, социального статуса или пола. Как ответила Андре Бюизин, глава Верховного совета Женской ложи Франции, посвящённая в 1952 году, на вопрос: «Являетесь ли вы масоном» - «Я до сих пор имею счастье им быть!». Совершенно очевидно, впрочем, что вновь посвящённый все-таки переступает не порог адских чертогов, а вступает в суровую жизненную школу. В микрообщество, в котором один является зеркалом для другого. Однако масонство не имеет ничего общего с идеалистическими картинами Томаса Мора, а для некоторых является скорее прообразом Вольтеровского Эльдорадо, откуда Кандид все-таки уехал или даже воплощённой басней Лафонтена «Волк и Собака», где волк предпочёл остаться голодным и облезлым, но свободным, без ярма на шее. Здесь как раз цитата из Данте может иметь под собой основание: оставь надежду...

Однако, о какой надежде идёт речь? Прежде всего о том, что в руки новопосвящённого все свалится с неба в готовом виде — мудрость, уважение, признание, способность слушать и быть услышанным. Надежду на то, что он встретит здесь людей, мужчин и женщин, которые с единодушным одобрением воспримут все его поступки и слова. Эту надежду действительно стоит оставить за порогом храма и начать движение вверх очень медленно, step by step. Познание себя через познание других, познание себя через прохождение степеней — своеобразных отражений социальной действительности, познание себя через духовный путь, на который Мастер указывает ученикам и подмастерьям, защищая и направляя их к свету.

Масонство, как и любая организация, представляет собой слепок с общества, в котором оно зародилась и развивалось. Поэтому для того, чтобы женщины получили доступ в ложу, общество должно было снова начать их рассматривать как полноправных своих членов. Как когда-то, например в Античности. Как известно, в Древнем Египте не существовало никакого религиозного соперничества между женщиной и мужчиной. С одинаковым успехом женщина могла быть и фараоном и отправительницей религиозных культов. Инициатические общины Пифагора также принимали в свои ряды не только мужчин, но и женщин-пифагореек, которые должны были стать воплощением мудрости, и привнести свет просветлённого наукой разума во все области жизни, как в повседневность, так и в её высокие духовные сферы. «Посвящёнными» также можно было назвать весталок, призванных в течение 30 лет поддерживать священный огонь (10 лет изучение ритуалов, 10 лет собственно служение и ещё 10 лет, чтобы передать свои знания другим).

В одном из текстов римского поэта Аврелия Пруденция, именно женщина чертит план храма, используя правило золотого сечения. Что произошло потом? Об этом можно долго дискутировать, однако факт остаётся фактом. В течение многих столетий, посвящение стало уделом мужчин, оно проводилось мужчинами для мужчин. В то время как женщины оказались в худшем из гетто, в течение столетий в них гасилось всякое стремление к духовной жизни. Женщина была признана «неинициируемой» по определению. Как писал даже уже в 20-ом веке в «Масонском обозрении» один из основателей итальянской школы психоанализа, профессор Эмилио Сервадио, инициация женщин «мыслима только как постепенное осознание женщиной своей жизнедарящей энергии — «шакти» «... воды-посредника, «иони», порождающей миры, божественного Нуля. Отождествление женщины с мужским естеством? Что может быть абсурднее? Тем более, что в масонских ритуалах совершенно отсутствуют символы, действия и легенды, которые были бы вдохновлены «женской» темой». Однако, женщины «неинициируемыми» себя все-таки не считали и step by step прокладывали себе путь к масонскому храму, чтобы однажды войти в него, полноправным членом ложи.

Итак, женщина смогла пережить это «военное положение» и вернуться к своим духовным и символическим функциям, которые она так или иначе пыталась исполнять все это время, только, я бы сказала, неофициально. Попытаемся набросать основные вехи этого пути. Одним из первых имён среди женщин-масонов нашей эры стоит назвать имя Гипатии Александрийской (370-415 гг. н.э.), женщины-учёного греческого происхождения, философа, математика и астронома. Гипатия была последней главой неоплатонической школы в Александрии, известной своим большим музеем и самой огромной библиотекой в древности. В своей «Энциклопедии вольного каменщичества» Альберт Маккей пишет следующее: «От этой школы мы наследуем… системы символизма и аллегорий, которые лежат в основе масонской философии. Нет ни одной такой древней секты, как школа Александрии, за исключением, быть может, пифагорейской, которой масонские учителя были б столь обязаны содержанием своих учений и эзотерическим методом их передачи». Образование Гипатия получила под руководством своего отца, Теона Александрийского, принадлежавшего к числу учёных Александрийской школы. Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в Александрийскую школу, где заняла одну из ведущих кафедр — кафедру философии. Преподавала философию Платона и Аристотеля; также преподавала математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли. Гипатия принимала участие в александрийской городской политике, имея влияние на главу города, префекта Ореста. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом (впоследствии канонизированным), почему христианская община считала Гипатию виновной в возникшей в итоге смуте. В 415 году группа египетских христиан, сторонников епископа Кирилла, напали на Гипатию и, подкараулив её у дома, набросились на неё и поволокли в церковь. Там, под сенью распятого Христа, изодрав в клочья всю одежду, несчастную изуродовали обломками черепиц и битых сосудов. Затем тело мученицы волочили по улицам Александрии. Когда порыв бешенства толпы немного утих, тело Гипатии было разрублено на куски и сожжено на костре. «После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча», грустно констатировал Ван дер Варден в книге «Пробуждающаяся наука». Женщины-масоны, то есть каменщики, были достаточно распространённым явлением в Средневековой Европе. Были женщины-каменщики, женщины-оружейники, женщины, работающие с доспехами. Они, конечно, не могли котироваться в гильдиях наравне с мужчинами, например, брать на работу подмастерий. Однако они могли унаследовать их вместе с цехом от своего отца или мужа. Одной из таких женщин-каменотёсов была Сабина фон Штейнбах. Она жила в Эльзасе (теперь восточная Франция) в 13 веке и, по видимому, была дочерью Эрвина фон Штейнбаха - мастера-строителя Страсбургского Собора. Как полагают, после смерти отца она продолжила работу над Собором и именно ей принадлежат аллегорические скульптуры Синагоги и Церкви, олицетворяющие Старый и Новый завет соответственно на южном портале Храма. Первой женщиной, получившей «официальное» масонское посвящение в степень Ученика и Подмастерья стала Элизабет Олдворт (1695-1773), известная как «леди-масон». Из рассказа, опубликованного её семьёй следует, что она тайком, через дыру, проделанную в стене наблюдала за работой ложи № 44, в которой состояли её отец и братья. А собрания ложи, по причине болезни отца проходили прямо в стенах их дома в ирландской деревне Донерейл. Любопытствующая леди была обнаружена и после многочасового обсуждения поставлена перед выбором: посвящение или смерть. Элизабет выбрала, соответственно, первое и была посвящена в две первые масонские степени. Собственно, в этой ложе она состояла до своей смерти в 1773 году. Регалии Миссис Олдворт выставлены в масонском зале города Корк, ул. Таки, д. 27, где также в столовой в её честь выставлено множество масонских артефактов. Сегодня в ложе также используется стул с балдахином, который принадлежал Миссис Олдворт.

Положение женщин в масонстве было отражением общего положения женщин в ту эпоху, то есть в начале 18 века. Женщина была абсолютно материально зависима от своего мужа или отца, под опекой которых, в сущности, пожизненно находилась. Своего имущества у неё, как правило, не было. Именно это имел ввиду Джеймсон Андерсон, когда опубликовал в 1723 году первую редакцию своей «Масонской конституции»: «Особы, принятые в ложи, должны быть честными и лояльными, свободнорождёнными, взрослыми и рассудительными. Таковыми не могут быть рабы и женщины…..».

Кавалер Рамзай высказывается в 1736 году насчёт женщин ещё более определённо, ссылаясь уже не на тонкости права, а на эмоциональную сторону участия женщин в работах: «Я опасаюсь, как бы прелести любви, К забвенью братства не привели. Имя брата и друга будет забыто, А сердце соперничеством убито».

Однако удерживать женщин, а особенно аристократок, от участия в новом философском течении, быстро входящим к тому же в моду, далее было невозможно и, воспользовавшись тем, что Конституция Андерсена прямо не запрещала женщинам участвовать в братских трапезах после работ, а также в траурных церемониях либо празднествах св. Иоанна, женщины сделали ещё один шаг. Постепенно французские масоны стали именовать «сёстрами» дам, принимающих участие в агапах, торжественных собраниях и празднествах святого Иоанна.

Так и возникло «масонство для дам» или адоптивные ложи, функционирующие под строгим надзором «родственных» мужских лож, название которой они сохраняют. В 1740 году во Франции наблюдается настоящий расцвет адоптивных лож, и к 1760 году подобного рода ложи существуют уже в большинстве крупных французских городах (только в Париже их 4), а также в Германии и Нидерландах. В 1808 году адоптивные ложи были запрещены указом Великого Востока Франции, как противоречащие его конституции. Практика продолжила существовать, но ушла в подполье. Также в различные степени женщин посвящали в рамках Египетского устава Калиостро, на самой заре появления Египетского масонства в 1780 году. Ложи Египетского устава существовали в Гааге (под началом его жены Лоренци-Серафины), а также в Митау и Париже. Однако о египетском масонстве и о пути женщины в нем хотелось бы сказать отдельно. Наряду с уставом Калиостро во Франции или Германии появлялись и исчезали различные смешанные или исключительно женские послушания, состоящие в основном из высшей знати. Так в Пруссии, при дворе Фридриха 2, в течение нескольких лет большой популярностью пользовался так называемый «Орден мопсов» под руководством родной сестры Фридриха. Его эмблемой стала фигура мопса — олицетворение мягкосердечия и преданности. Этот орден, просуществовавший в течение нескольких лет, был весьма любопытным явлением. С одной стороны, его считали пародией на «официальное» масонство, поскольку его обряды напоминали скорее пародию на масонские ритуалы, а в ряды его членов принимались «даже» женщины. Однако, существует ещё одна версия, согласно которой «Орден мопсов» был практически единственной возможностью как-то продолжать свою работу немецким масонам после официального запрета масонства в Германии в 1736 году. Необходимо также сказать несколько слов о таком интересном парамасонском объединении как «Орден Восточной Звезды» и его создателе Роберте Моррисе.

Орден Восточной Звезды был основан в 1850 году адвокатом - филантропом из Бостона Робертом Моррисом в Нью-Йорке, США. Считая, что все хорошее в масонстве не должно быть лишь уделом мужчин, которые должны разделять со своими жёнами «масонское вдохновение», Роберт Моррис, прикованный к постели после несчастного случая, разработал систему градусов Восточной Звезды, которая практикуется до сих пор. Первоначально в ложу могла быть посвящена любая женщина - мать, жена, вдова или совершеннолетняя дочь масона, а также хорошо себя зарекомендовавший мастер. И естественно первыми посвящёнными стали его жена и дочери, а также дружественно настроенные соседи. Это «женское направление» в масонстве носило (и носит до сих пор) образовательный и филантропический характер, а его учение основано на женских образах Библии. Орден получил широчайшее распространение в США, однако Старый Свет покорить ему не удалось

Уже больше ста лет масонское посвящение открыто для женщин, и они наравне с мужчинами. Но при этом вопрос, могут ли женщины быть масонами, до сих пор время от времени поднимается и горячо обсуждается в разных кругах.

Традиционное спекулятивное масонство XVIII века действительно было доступно только мужчинам. Однако, в настоящее время во всем мире и в частности в России работает масса масонских послушаний, которые принимают в свои ряды женщин.

Прослеживая историю королевского искусства, начиная со средневековых гильдий вольных каменщиков, можно увидеть, что вход женщинам в масонство был закрыт лишь в XVIII веке, да и то ненадолго.

Женщины в средневековых гильдиях ремесленников

Вопреки расхожему мнению о том, что оперативными каменщиками были только мужчины, существуют документальные свидетельства о членстве женщин в средневековых каменщических гильдиях.

К примеру, в документе 1449 года, озаглавленном как «Постановления о ремеслах» («Ordinances of Crafts») г.Норвича, говорится об учениках каменщиков и в мужском, и в женском роде:
«And euery other broder or sister of eny gilde…» («И любой другой брат или сестра любой гильдии…»)
«And that he or she be of fre berthe» («И что он или она должны быть свободны»)

В более позднем манускрипте Йорка #4 1693 года описывается принесение клятвы при посвящении, и также используются как мужской, так и женский род (хотя кое-кто и предпочитает считать это опечаткой): “The one of the elders takeing the Booke and that hee or shee that is to be made mason shall lay their hands thereon, and the charge shall be given.”

Есть упоминания о женщинах в оперативном масонстве и в XVIII веке. К примеру, запись о некой Мэри Банистер, дочери цирюльника из города Баркинг, которая в 1714 году была назначена учеником-масоном на 7-летний срок после уплаты 5 шиллингов.

Женщины в спекулятивном масонстве XVIII века

Нужно отметить, что на момент возникновения масонства в том виде, к которому мы привыкли, говорить о женском равноправии не приходилось. Женщины в обществе полностью зависели от мужчин — отцов или супругов, чаще всего не получали образования и, строго говоря, не могли считаться свободными.

Однако даже в те времена были исключения. Самой известной женщиной, получившей масонское посвящение, была Элизабет Олдворт (в девичестве Сэнт Леджер), посвященная в спекулятивной ложе в 1712 году.


И только в двадцатых годах XVIII века, формулируя постулаты спекулятивного масонства в своих знаменитых Конституциях, преподобный Джеймс Андерсон (действуя, впрочем, от лица свежепровозгласившей себя Великой Ложи Англии) официально запретил женщинам вступать в масонские ложи.

Ложи адопции и Орден Восточной Звезды

В течение некоторого времени, пока в обществе преобладали патриархальные отношения, спекулятивное масонство оставалось прерогативой свободных мужчин доброго нрава, преимущественно дворянского происхождения и христианского вероисповедания. Их жены, матери, сестры и дочери к посвящению не допускались, однако при некоторых мужских ложах создавались так называемые ложи адопции, работавшие по специально разработанным для них ритуалам (не масонским).

Позже стали появляться парамасонские организации — не только для женщин, но и для детей масонов. Например, Орден Мопса или существующий по сей день Орден Восточной Звезды.

Отдельно следует отметить ложу La Loge de Juste, которая была основана в Гааге в 1751. В отличие от адопционных лож La Loge de Juste работала не по отдельным ритуалам, а приняла принцип гендерного равенства как основополагающий и адаптировала масонские ритуалы таким образом, чтобы «ее члены и мужского, и женского пола могли выражать равенство, братство и обоюдное стремление к добродетели и мудрости».

Мария Дерэм и Орден LE DROIT HUMAIN («Право Человека»)

Все изменилось во второй половине XIX века, когда вместе с научным и техническим прогрессом произошли и значительные изменения в обществе, воплощающие идеи социального равенства для всех, включая женщин.

Особенно активно развивались общественные движения во Франции усилиями либеральной республиканской буржуазии. Увеличивалось количество феминистических обществ, в которых состояли не только женщины, но и прогрессивно мыслившие мужчины, политики и франкмасоны. Одной из активных деятелей этого движения была феминистка, писательница, журналистка Мария Дерэм, учредившая в 1866 году Общество защиты прав женщин.

Вопрос обретения женщинами всей совокупности прав наравне с мужчинами поднимали не только общественные организации, но и масонские ложи, поскольку равенство — одна из основополагающих масонских ценностей. Эту идею продвигал и Великий Восток Франции, который в 1868 году в ответ на антимасонские и антифеминистические атаки принял решение провести несколько конференций для разъяснения обществу своей точки зрения. Первый цикл конференций было предложено провести Марии Дерэм, которая использовала эту возможность, чтобы донести до общества голос женщин.

Спустя несколько лет Жорж Мартен — врач, парижский муниципальный советник, стал одним из основателей Великой Символической Шотландской Ложи. Он поддержал братьев ложи «Вольнодумцы» на Востоке города Пек, когда они приняли решение посвятить Марию Дерэм во франкмасонство.

Церемония посвящения состоялась 14 января 1882 года. И несмотря на то, что первая реакция на посвящение Марии Дерэм была отрицательной, оно стало важнейшей поворотной точкой, и именно эта дата считается отправной в истории возникновения Ордена «Право Человека» и смешанного масонства.

Возглавив ложу «Новый Иерусалим» Великой Символической Шотландской Ложи, Жорж Мартен обратился к различным масонским послушаниям с предложением создать смешанные ложи, но после их уклончивых ответов начал действовать самостоятельно. В мае 1987 года ложа «Новый Иерусалим» разработала проект смешанных лож, и, так как Великая Символическая Шотландская Ложа не поддержала эту идею, Мария Дерэм и Жорж Мартен приняли решение учредить смешанную ложу, независимую от всех послушаний.

Первыми посвященными и учредительницами новой ложи стали 16 известных феминисток. 4 апреля 1893 года Брат и Сестры-основатели подписали хартию Великой символической шотландской смешанной ложи Франции Le Droit Humain («Право Человека»), которая была признана французским законодательством. Эта ложа стала материнской для Масонского смешанного международного ордена LE DROIT HUMAIN.

Женщины в масонстве в наше время

Несмотря на то, что ландмарка о масонстве только для мужчин до сих пор бытует в так называемых «регулярных» ложах, в настоящее время существует множество либеральных послушаний, открытых для женщин, которые хотят стать масонами. Это послушания, которые уже на протяжении долгих лет ведут свои работы и обеспечивают тщательную передачу Традиции своим адептам. Одни из них являются смешанными, иные допускают к посвящению только женщин (по аналогии с «традиционным» мужским масонством). Либеральные послушания, имеющие взаимное признание, время от времени совместно проводят собрания для Сестер и Братьев, а также мероприятия, открытые для широкой аудитории.
Некоторые из этих послушаний, включая Орден LE DROIT HUMAIN, представлены и в России.

Кто такая женщина-масон?

Это женщина, прошедшая масонскую инициацию и состоящая в одной или нескольких масонских ложах. Это совершеннолетняя женщина добрых нравов, свободная от предрассудков, разделяющая принципы гуманизма и вечные человеческие ценности и стремящаяся воплощать их в своей жизни.

Она может иметь любое образование и профессию или не иметь их вовсе. Она может быть любой национальности и принадлежать к любой конфессии или не принадлежать ни к одной. У нее может быть семья, домашние животные, хобби, а может не быть.

Женщина-масон точно так же, как и мужчина-масон, стремится работать над собой, исследовать свой внутренний мир, расширять области познания. Она открыта для основополагающих принципов масонства — Свободы, Равенства и Братства. Каждый месяц она встречает в своей Ложе Сестер и Братьев, и трудится вместе с ними во имя Прогресса Человечества.

Принято считать, что феминизм как движение женщин за уравнивание в правах с мужчинами началось в первую очередь с социальных и экономических требований. С таких, как повышение заработной платы женщин, наделение их теми же юридическими правами, какими обладают мужчины, и так далее. Но в действительности первыми шагами в этом направлении можно смело считать женское масонство, а первые феминистки - это женщины масоны .

Масоны идут в ногу со временем

Хотя если бы масоны XVIII века услышали фразу «женщина масон», они наверняка либо посмеялись, расценив её как шутку, либо просто не поверили бы своим ушам. Если рассматривать мировоззрение традиционного масонства, то масонами могут быть только совершеннолетние мужчины. Это закреплено в установлениях Объединённой великой ложи Англии, основанной в Лондоне в 1717 году и являющейся старейшей и наиболее влиятельной масонской ложей в мире. Именно установления этой Ложи считаются классическими и традиционными масонскими правилами, на которые ориентировались все остальные масонские ложи Европы.

Поэтому неудивительно, что в регулярные (то есть «канонические», обладающие регулярностью общения с основными Великими ложами) масонские ложи женщин не принимали. Собственно, Объединённая великая ложа Англии не принимает в свои ряды женщин и по сей день. В регулярном масонстве уже с XVIII столетия существовали женские ложи принятия - организации, построенные по масонскому образцу и связанные с масонскими ложами родственными связями. Тем не менее, они никогда не считались масонскими, их участницы не причислялись к масонам, а считались пассивными единомышленницами.

Однако масонство постепенно всё дальше отходило от своих идейных корней и первоначальных правил. С середины позапрошлого столетия движение за принятие женщин в масоны стало особенно активным, пока в 1882 году первая женщина не была принята в масонскую ложу. Это была писательница- Мария Дерэм, которую в свои ряды приняла одна из лож, незадолго до того отколовшаяся по идеологическим соображения от Ложи Великого Востока Франции. С этого момента начинается история так называемого со-масонства, то есть масонских лож на равных условиях, принимающих в свои ряды и мужчин и женщин. Первая ложа со-масонства была основана при участии Марии Дерэм в 1893 году в Париже и получила название Достопочтенной ложи «Право человека».

Примета времени - женское масонство

Элизабет Олдворт

Но есть случаи, что женщины-масоны в качестве редчайшего исключения существовали и в традиционном масонстве. Наиболее известен пример английской дворянки Элизабет Олдворт, которая была посвящена в степень Подмастерья в 1712 году. Её статус в масонской иерархии до сих пор является предметом горячих споров. С одной стороны, по всем масонским правилам женщина не могла быть полноправным членом Ложи, поэтому участие Олдворт в масонской деятельности можно расценить как «нерегулярное масонство», то есть не обладающее всей полнотой и легитимностью. С другой, Элизабет получила степень Подмастерья за несколько лет до принятия установлений Великой ложи Англии, считающихся масонским каноном. То есть окончательно исключительно мужской характер масонства был закреплён уже после того, как Олдворт стала масоном - и с этой позиции её статус вполне правомерен.

Самой известной женщиной-масоном принято считать английскую писательницу, общественного деятеля и теософа Анни Безант. Она была принята в ложу «Право человека» в начале 1900-х годов и существенно повлияла на доктрину этой ложи, внеся в неё немало мистических элементов, связанных с теософией и восточными эзотерическими учениями. Её активная деятельность во многом вдохновила появление женского масонства, то есть такого, в котором участие мужчин было исключено. С точки зрения феминизма, этот шаг был вполне логичен: если у мужчин есть «только мужские» масонские ложи, то у равных с ними в правах женщин должны быть «только женские». Наиболее известная и влиятельная женская ложа - Великая женская ложа Франции, основанная женщинами-масонами в 1945 году. В настоящее время Великая женская ложа Франции насчитывает более 400 лож по всему миру, действующих по патенту Великой ложи (в том числе известно и о трёх ложах в России), и насчитывающих примерно 15 тысяч членов.

Александр Бабицкий


Самая загадочная организация мира снова открыла свою ложу в нашей стране. И в нее уже записались около 400 человек

Изменить размер текста: A A

Масонство, несмотря на свою 300-летнюю историю, остается самой закрытой организацией. Ему приписывают невероятное влияние в мире, несметные богатства, тайные заговоры, свержение правителей и революции. Кто такие масоны, или, как они еще именуются, «вольные каменщики»? Сколько их в России ? И кто из известных отечественных деятелей входит в масонские ложи сегодня?

И цари туда же

Было бы странно, если бы слово «масон» в России не стало синонимом «заговор». Сама российская политика, во все времена кулуарная, чисто византийская, когда все решается «под ковром», не могла не породить идею о тайном заговоре. Да и немудрено. Взять хотя бы декабристов - почти половина из них были масонами (самые известные - Пестель, Муравьев -Апостол, Бестужев , Рылеев ). Даже Пушкин - наше все - и тот состоял в масонской ложе. Больше того, масонами были и русские цари! По некоторым сведениям, первым масоном России был Петр I. В братстве «вольных каменщиков» состоял и император Петр III. Царь Павел I воспитывался масонами и окружил себя масонами. Расцвет масонства в России наступил в начале XIX века, при Александре I. Он сам был масоном. Виновник русской моды на масонство - Наполеон Бонапарт , который возвел масонство во Франции в орган государственного управления. Русский истеблишмент активно ездил во Францию и решил скопировать идею для России. Но у нас масонское дело не пошло. И в 1822 году Александр I ложи запретил, хотя и долго сопротивлялся: «Я сам разделял и поощрял эти иллюзии, потому не мне карать их». Но и при Александре II еще были масоны-министры.

После революции 1917 года русские ложи переместились за рубеж. А в России появились только в 1992 году. Кто же заседает теперь в ложе?

Горбачеву тоже предлагали

Скандально известный историк Платонов , раскрывающий разного рода «заговоры против русского народа», опубликовал «списки русских масонов». Он утверждает, что масонами были Брежнев , Ельцин , в ложах состояли или даже состоят Горбачев , Лужков , Примаков, Абрамович, Березовский , Волошин (экс-глава кремлевской администрации), Кириенко , Козырев , Гайдар , Явлинский , Немцов (и почти все известные политики 90-х), Каспаров , банкир Авен, экс-банкир Геращенко , Ходорковский , режиссер Говорухин , бизнесмен Бендукидзе , Церетели, а также правозащитники Алексеева , Пономарев , Ковалев . И еще несколько сот известных имен. (Кстати, сами масоны официально опровергают причастность к масонским ложам Ельцина, Горбачева, Гайдара.)

В одной из исторических книг опубликован забавный факт: якобы в 1990 году секретарь советского посольства во Франции был приглашен в масонский орден. Ему было предложено передать приглашение Президенту СССР Горбачеву вступить в ложу. Секретарь ответил отказом: «Михаил Сергеевич придерживается общечеловеческих ценностей и в ложах состоять не намерен!»

Думается, к этим спискам следует отнестись с большой долей иронии.

Секретные знаки

Что еще удалось разведать про масонство. Узнать масона (в представлении многих - мрачного господина с цепким взглядом, похожего на шпиона) в гражданине, который мило шутит с вами на светской вечеринке и вообще само обаяние, дело практически нереальное. Хотя существует немало тайных, строго засекреченных масонских знаков, которыми они могут обмениваться друг с другом (один из таких знаков, говорят, образующие круг большой и указательный пальцы). Но сейчас тайные знаки практически не работают. Ни одна ложа не примет у себя приезжего масона, если у него не будет рекомендательного письма и подтверждения по телефону от руководства «братской ложи». Чужие, короче, там не ходят. Если масоны обнаружат в своем кругу чужака, предупреждают друг друга: «Дождь идет». Так что, если услышите это, сумейте хотя бы не выглядеть чудаком и не восклицать: «Где? Солнце же на дворе!»

Масонские символы в основном отражают строительную тематику. Циркуль, молоток, топорик, линейка; пятиконечная и шестиконечная звезды; треугольник с помещенным внутрь всевидящим оком и др .

Кажется невероятным, но в Москве вполне можно открыть экскурсионный тур «Москва масонская»: сохранились здания с масонскими символами, построенные архитектором масоном Василием Баженовым в XVIII: например, усадьба «Царицыно », Путевой царский дворец на Ленинградском шоссе. Масонские знаки есть на особняке князя Гагарина (известного масона) в Гагаринском переулке, а также на старом здании МГУ на Моховой (построенном в конце XIX - начале XX века).

Типично масонский знак изображен на долларовой купюре США (что неудивительно, учитывая принадлежность к масонству большинства президентов США), а также на 500-гривенной украинской купюре.

Мне повезло: удалось пообщаться с главным масоном России Андреем Богдановым , который именуется «великим мастером Великой ложи России».

ИЗ ИСТОРИИ

Масонство родилось в Лондоне в 1717 году, 24 июня отмечается до сих пор как главный масонский праздник. Четыре лондонские ложи, объединяющие ремесленников, получившие названия по тавернам, где они собирались - «Виноградная кисть», «Корона», «Яблоко», «Гусь и противень», - объединились в Великую ложу Лондона. Потом в братства «вольных каменщиков» стала вступать интеллигенция, коммерсанты, знать. Историки считают, что интеллектуалов привели в масонство идейные искания, им нравились демократические нравы и построения класса ремесленников, стремление помогать друг другу.

ЛЕГЕНДЫ

Есть версия, что член масонской ложи Моцарт был отравлен, потому что в своей «Волшебной флейте» раскрыл масонские тайны. Масоны очень любят это произведение. Когда «Волшебная флейта» исполняется в Венской опере, во время арии Мастера несколько десятков человек в зале встают - это масоны.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В США 1 млн. 800 тысяч масонов, в Великобритании - около 300 тысяч. В России - около 400 масонов.

Членские взносы (в год): в США - 100 долларов, в Европе - 400 - 600 евро, в России - около 300 долларов в год плюс добровольные пожертвования.

КСТАТИ

Женщинам путь закрыт

Ложа собирается один раз в месяц. Кандидат в масоны должен получить рекомендации 2 - 3 «братьев». Будущий «вольный каменщик» проходит «опросы под повязкой» (на глазах). Главный вопрос - мотивы вступления в ложу. Голосуют черными и белыми шарами. Если кандидат набрал 3 черных шара, ему закрыт доступ не только в эту ложу, но и в любую другую.

Также на заседании лож масоны зачитывают доклады морально-философского характера (т. н. «зодческие работы»).

После официальной части - ужин (агапа): первый тост обязательно - за Россию, второй - за ее президента, третий - за ложу и ее мастера.

Женщин в «вольные каменщики» не принимают.

МНЕНИЕ ИСТОРИКА

Олигархи пока стоят в стороне

За ответами на вопросы, которые не прояснил главный масон, я отправилась к доктору исторических наук, автору четырех книг по масонству Сергею КАРПАЧЕВУ : «Современное отечественное масонство состоит из интеллигенции - преподаватели, журналисты, предприниматели, офицеры, в основном отставные. Действующих политиков, в том числе высокого ранга, олигархов среди масонов нет. Масонство не ставит политических задач. Основное занятие российских «вольных каменщинков» - ритуальные работы, подготовка «зодческих» сочинений на этические, философско-исторические темы. Оно крайне слабо в материальном отношении и едва может содержать себя. Расцвета масонства, как в начале XIX века, в России не будет: ни нравственно, ни интеллектуально она к масонству не готова. Россия - антимасонская страна, у нас скорее может возродиться нацизм, фашизм, но точно не масонство. Другое дело, что к масонству эксперты и журналисты (иногда по незнанию, чаще сознательно) относят другие организации - элитный Ротари-клуб или Мальтийский орден, который как раз создан католической церковью для борьбы с масонством.

Кто был масоном?

Пушкин (и, кстати, его гонитель шеф жандармерии Бенкендорф ), Суворов , Кутузов , Радищев , Карамзин , Фонвизин, Бестужев, Рылеев, Муравьев-Апостол. Керенский , Петлюра, художник Брюллов , композитор Римский-Корсаков, князья Голицыны , Волконские , Вяземские, Куракины, Трубецкие , Разумовские.

Президенты США Вашингтон , Теодор Рузвельт , Франклин Рузвельт, Трумэн , премьер Англии Черчилль , банкир Ротшильд , автомагнаты Ситроэн , Генри Форд, композиторы Лист, Моцарт, Гайдн, писатели Свифт, Дефо, Скотт, Уайльд, Киплинг, Конан Дойль, поэты Гейне , Гете , иллюзионист Гуддини , джазмен Дюк Эллингтон .

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

В цене сейчас другие связи

Не секрет, что масоны помогали друг другу в карьерном росте. Не случайным ведь стало «повальное» масонство среди президентов США и высшего чиновничества России в начале XIX века. Возможно ли возрождение масонства в России на столь высоком уровне? Маловероятно. Сейчас в цене не масонские, а кремлевские связи. А в Кремле масонов, похоже, все-таки нет.

Разумеется, отечественные масоны хотели бы видеть в своих рядах влиятельных политиков и состоятельных сограждан, в идеале - олигархов. Но первые вряд ли рискнут участвовать в тайных проектах. А вторые слишком заняты своим бизнесом и участвовать в архаичных ритуалах и философских слушаниях им некогда. А если у деловых людей и появляется время, то его можно скоротать в другом закрытом элитном клубе. Не случайно ведь к масонству приходят офицеры-отставники, испытывающие дефицит общения, а может, и потребность «подумать о душе».

Конечно, масонство может стать модным, если вдруг какой-нибудь оч-чень влиятельный политик объявит себя масоном. Но таких «оригиналов» во власти пока не просматривается. Хотя, учитывая извилистый и таинственный путь масонства, в отношении этого явления вряд ли можно утверждать что-то категорично. Всяко, знаете ли, бывало в нашей истории...

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Главный масон России Андрей БОГДАНОВ: Имена братьев не раскрою!

- Андрей Владимирович, о масонах люди думают, как о чем-то пугающем, мистическом и архаичном, но по-прежнему очень влиятельном. А на самом деле что такое масонство?

Масонству 300 лет, это организация, точнее, конгломерат древних посвятительных организаций с очень почтенной историей, с внутренней философией, с целями, лежащими в сфере морали, где чрезвычайно значим масонский этикет. Это специфический взгляд на мир, может, даже специфический образ жизни. Главная масонская задача - раскрытие духовного потенциала человека. Путем морально-философских исканий. Цель, если хотите, сделать хорошего человека еще лучше. Организация закрытая, но во всех странах неукоснительно лояльная властям, на территории которых она действует.

- Говорят, масоны хотят возродить в России монархию и что это они написали сенсационную книгу «Проект Россия»?

Обсуждение политических вопросов, в том числе государственного устройства, у масонов запрещено. 300-летняя история предполагает: мы должны вести себя респектабельно и думать о долгом будущем.

- Не может ли случится такого, что масонская ложа в России попытается пройти в Госдуму?

Исключено, так как масонство - неполитическая организация. Хотя в обычной жизни (как говорят масоны, профанской) человек может заниматься любым видом деятельности, в том числе и политикой. Но в целом ложа - нет, конечно.

- А скажем, выйти из «подполья» и открыть офис в Москве на Тверской?

Так когда-нибудь и будет. Масонские ложи в Великобритании, Франции имеют официальные офисы в центре столиц.

- А в каких-то открытых общественных проектах российское масонство собирается участвовать?

Масонство в мире проводит очень много социальных и благотворительных проектов. Например, в США официально содержит большую сеть детских госпиталей, в которых бесплатно лечатся дети, больные онкологическими и другими серьезными заболеваниями. Я думаю, когда российское масонство укрепится, какие-то сложные социальные проекты возложит на себя.

- В «Войне и мире» описан впечатляющий ритуал посвящения в масоны Пьера Безухова. Сейчас он такой же - закрытая комната, свечи, повязка на глазах у новичка?

Многие ритуалы сохранились.

- Есть версия, что советский символ - пятиконечная звезда - был позаимствован большевиками у масонов?

Пламенеющая пятиконечная звезда - один из символов второго градуса масонских лож. Символ древний, у масонства нет на него никаких исключительных прав, он мог быть позаимствован из других источников.

- Есть среди российских масонов известные люди, политики?

Имена братьев всегда и при всех обстоятельствах вне разглашения. Масон имеет право раскрыть свое имя, но только свое. Но никогда - имена братьев. Это обстоятельство, как вы понимаете, препятствует откровенному ответу на ваш вопрос. Мне хотелось бы использовать масонскую традицию неразглашения имен. Задайте этот вопрос лично тем, от кого вы хотите услышать ответ.

- Да, могу себе представить: «Иван Иванович, вы масон?» Особенно эффектно получится на пресс-конференции. Но скажите хотя бы, есть ли среди них политики высшего ранга?

Без комментариев.

- Нередко ставят знак равенства между масонами и евреями, говорят о заговорах...

Те, кто использует термин «жидомасонство», - публика очень понятная в своей простоте. Масонство вненационально и внеконфессионально. Масоном может быть и христианин, и мусульманин, и иудей.

- Но почему тогда масонам приписывают заговоры?

А разве только масонам? Политика закрытости, разветвленная сеть масонства, вековая история - все это располагает к тому, чтобы обвинять масонство в каких-то тайных заговорах.

- Но враги у масонства есть?

Масоны среди нас. "Вольным каменщиком", как они себя именуют, может оказаться кто угодно - от соседа по лестничной клетке до какой-нибудь медийной личности. В России вот уже 150 лет не утихают разговоры об их могуществе. Так ли это на самом деле? О жизни масонов в современной России, больших деньгах и тайных собраниях - в материале.

"Хочешь быть масоном - спроси масона"

Высокий человек в черном пальто ведет за собой по извилистым улицам ночной столицы. "Я когда-то состоял в ложе ради научного интереса, так сказать", - бросает он, не оглядываясь. Сейчас он не перестает общаться с другими членами братства, но причину своего ухода не называет.

"В ложу вступают по разным мотивам. Одни думают, причем всерьез, что будут вершить судьбы мира, другие считают, что обретут тайные знания. А кто-то просто начитался "Войны и мира" Толстого (в романе подробно описаны посвящение Безухова в масоны и его жизнь в ложе. - Прим. ред.)", - замечает мой собеседник Павел.

Если во времена Пушкина и Грибоедова (масоны считают их "своими". - Прим. ред.) действовал принцип: "чтобы быть масоном, спроси об этом масона" и нужно было заводить как можно больше знакомств с членами ложи, то в XXI веке возможностью "порулить" судьбами мира может воспользоваться практически каждый.

"В тех же США миллионы масонов. В Европе тоже немало. А у нас - сплошная текучка. Постоянных членов ложи мало", - сетует Павел. По его словам, все дело в достаточно дорогом "входном билете" - от 10-20 тысяч рублей. Поэтому бюджет российского масонства - в отличие от зарубежных тайных обществ - не такой большой, как принято считать.

"Несколько лет назад одна из крупных лож Франции со скандалом выгнала своего великого мастера. А знаете за что? Он на деньги братства приобрел личный вертолет", - делится он.

Подходим к небольшой двери в старинном здании по соседству с Тверской-Ямской, за ней - ведущие вниз ступеньки. В подвальном помещении не то бар, не то клуб. "Обычно в таком антураже и проходят собрания разных тайных обществ. Хотя в лучшие времена Великая ложа России (единственная признанная за рубежом масонская организация в Российской Федерации. - Прим. ред.) устраивала свои собрания в "Метрополе", возле Кремля. Там же заседали мартинисты, которые практикуют оккультизм, - у них что-то типа христианского каббализма", - рассказывает мой собеседник.

Много ли в России масонов

Масонство не имеет единой централизованной организации, но в то же время достаточно иерархично. Различные масонские ложи из примерно 10 человек (максимум из 20) могут объединяться в "великие". Первая такая объединенная ложа появилась в Англии ровно 300 лет назад и с тех пор считается самой авторитетной. В 1740 году ее адепта, генерала на русской службе Джеймса (Якова) Кейта, назначили великим мастером России. А к концу XVIII века вся российская знать "заболевает" масонством: членами ложи становятся известные государственные деятели, поэты, художники, архитекторы.

Так продолжалось до тех пор, пока внук Екатерины II, император Александр I, в 1822 году неожиданно для всех не объявил масонство вне закона. Доходило до того, что чиновники давали специальные расписки о своей "непринадлежности к ложам". А в народе поползли слухи, что масоны поклоняются дьяволу.

Лишь ненадолго масонство возродилось после 1905 года. Но в первое же десятилетие советской власти масонские ложи "зачистили". Ходит байка, что масоны пытались посотрудничать лично со Сталиным, но тот, ознакомившись с их предложением, тут же запросил именные списки всех членов русской ложи. А в послевоенные годы, когда развернулась кампания по "борьбе с сионизмом", представление о масонах как о "тайном мировом правительстве" окончательно укореняется в общественном сознании.

В очередной раз российское масонство воспряло в 1995 году с появлением Великой ложи России (ВЛР), признанной более чем 90 масонскими организациями в разных странах мира. Ее члены называют себя "клубом мужчин, которые верят в Бога и хотят нести в общество свет знания". Эта организация считает себя единственной получившей официальное право на существование от зарубежных лож.

Преемственность - важное для масонов понятие, ведь они считают, что уже не одно тысячелетие хранят и передают "тайные знания".

В ВЛР сегодня входят 50 лож, по большей части московских. Впрочем, в России есть и другие масонские организации с иными уставами. Но они, в отличие от ВЛР, не имеют официального статуса "великой ложи" и являются, по сути, представительствами зарубежных масонских собраний.

"Сейчас в России примерно полторы тысячи масонов. Причем более тысячи из них являются регулярными, то есть состоят в Великой ложе России", - отмечает религиовед Дмитрий Педенко.

Большая часть действующих в России лож требует от своих кандидатов верить в Бога и бессмертие души. Однако это не значит, что нет масонов-атеистов. "Отличительной особенностью ряда так называемых нерегулярных масонских организаций является как раз то, что туда принимают не только верующих, но и атеистов. Однако количество таких лож в России незначительно и в них весьма мало участников. В связи этим распространена ситуация, когда членами двух нерегулярных организаций являются одни и те же лица", - подчеркивает эксперт.

"Приказали стать масоном"

"Масонство - это в первую очередь древний клуб добропорядочных людей", - заверяет политолог Вячеслав Смирнов, член Великой ложи России. На вопрос, что побудило его стать масоном, уклончиво отвечает: "Родина приказала".

В каждой ложе есть три градуса (степени. - Прим. ред.) посвящения - ученик, подмастерье, мастер-каменщик. Кроме того, существует еще множество различных градусов, однако, как утверждают в ложах, никакой высшей степени посвящения не существует, ведь масон масону брат.

Сам обряд инициации в градус сложен и символичен. Так, кандидата в "ученики" перед началом посвящения наполовину обнажают, завязывают ему глаза и оставляют на полчаса в "комнате размышлений". После этого его ведут в "храм", где совершается ряд различных символических действий: например, будущий масон торжественно клянется на священной книге своей религии (чаще всего это Библия. - Прим. ред.).

"Часто церемония посвящения проводится с музыкальным сопровождением, что усиливает впечатления кандидата", - утверждают на одном из масонских форумов.

В конце обряда мастер-каменщик призывает членов ложи помогать новичку в трудностях, будучи уверенными в том, что и он в трудную минуту им поможет. Именно помощь ближнему, братская любовь и приверженность истине являются главными принципами масонства. Сами масоны формулируют свое призвание так: "сделать хорошего человека лучше". При этом сами масоны зачастую не могут ответить, как замысловатые ритуалы вместе с требованием понимать огромное количество абстрактных терминов реально способствуют этому.

В свою очередь, Павел утверждает, что чем выше градус, тем больше придется заплатить за посвящение. Кроме того, согласно уже официальной информации на сайте ВЛР, масоны делают ежегодные взносы.

Почему-то принято считать, что во время своих ритуалов масоны занимаются сексом. "Масонов часто путают с телемитами. Вот те - настоящие маргиналы, у них посвящают через секс. Один мой знакомый телемит рассказывал, что к ним на обряды в Москве даже приезжал какой-то магистр из США", - говорит Павел. Телемиты являются последователями учения знаменитого английского мистика Алистера Кроули, которое выражается в принципе: "делай, что изволишь, да будет то законом".

"Своих не выдаем"

В масонских ложах есть несколько правил анонимности. Так, любой член братства может заявить о своей принадлежности к масонству без предварительного согласования с собратьями. Но выдавать других нельзя.

"При встрече с российским членом братства знаки подавать смысла нет - все и так друг друга знают, по крайней мере, меня уж точно. Если я кого-то не знаю, знакомые представят. А для иностранных братьев существуют рекомендательные письма с печатями или электронные письма от их юрисдикций с фотографией и рекомендацией к общению", - объясняет Вячеслав Смирнов.

Однако в начале 2010-х российское масонство все-таки потряс "разоблачительный" скандал: кто-то опубликовал в Сети списки действительных членов ложи. Это дало новую пищу различного рода конспирологическим теориям о том, что масоны сначала развалили СССР, а затем прочно засели в Кремле. "Виновного нашли быстро и заставили все удалить. Там (в списке. - Прим. ред.) были даже какие-то чиновники и менеджеры известных компаний", - рассказывает Павел.

Впрочем, в последние годы масонские ряды, по его словам, редеют. "Скажем так, ожидания не совпадают с реальностью: многие видят, что довольно скучно быть масоном. Да и не любят их у нас", - заключает он.