Биографии Характеристики Анализ

Музыкальные сказки Г. Цыферова («Град», «Про чудака лягушонка»)

В одном лесу жил был ослик с друзьями-зверятами. Они любили гулять, играть, веселиться. Наступила осень. Все зверята пошли в школу, только ослик не хотел учиться. Он решил, пока все учатся, лучше будет гулять и весело проводить время. Зверята, возвращаясь из школы, рассказывали ослику с каким большим желанием они ходят учиться, потому что в школе они узнают много интересного, полезного, нужного для себя. А ослик смеялся над друзьями и рассказывал, как он спит до обеда, смотрит мультики, загорает на полянке, прыгает по тропинкам. Зверята возмущались, вздыхали: им было жалко упрямого ослика.

И, вот, однажды пришел почтальон из соседнего леса и принес ослику письмо от бабушки. Но так как ослик в школу не ходил и буквы не учил, то прочитать письмо не смог. Он пошел к друзьям-зверятам и попросил их прочесть письмо. Но зверята ответили ослику: «Ты сам должен научиться читать, тебе это в жизни всегда пригодится. Вот представь себе, идешь ты в магазин и сам читаешь названия магазинов и улиц. Покупая игрушки или конфеты, также читаешь их название. Ведь это так интересно – уметь читать, поэтому, учись читать сам!».
Ослик расстроился и заплакал. Мимо пробегал зайчик, ему стало жалко упрямого ослика, и зайчик прочитал письмо от бабушки. Она писала:
Дорогой мой, ослик!

Помни, путь к знаниям лежит через скалистые горы, на которые тебе придется карабкаться изо всех сил.

Первая гора называется – «Трудно». Трудно буквы писать, учиться читать, задачи решать, но ты помни мою подсказку:
«Если трудно – смелей и старайся сильней». И тогда одолеешь ты гору, научишься справляться с трудностями.

Вторая гора называется – «Скучно». Скучно буквы, цифры по строчке аккуратно писать. Хочется бегать, играть, хочется все бросить, но ты не бросай, а выучи подсказку:
«Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда ты научишься справляться со скукой и подойдешь к самой крутой горе – «Неудача». Вроде бы все получается, но ошибки в пути постоянно закрадываются и неверные тропы сами собой выбираются. Но ты заучи мою подсказку:

«Если ошибка приключится, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь ученым осликом – пятерочником.
Успехов тебе в учебе! Твоя бабушка.

Ослик обрадовался письму и на следующий день с друзьями-зверятами торопился в школу. Сначала ослику было трудно учиться в школе. Так не хотелось слушать объяснения учителя, не получалось задачу составить и решить ее, кривые буквы падали со строки. И тогда ослик вспоминал «подсказки» бабушки, и старательно применял их на уроках. Примерно выводил каждую буковку, циферку, научился читать, решать и запоминать объяснения учителя. И у ослика стало получаться все замечательно!

Сейчас ослик совсем взрослый, он выучился и стал профессором медицинских наук. К нему в гости приходят бабушка и друзья-зверята. Бабушка гордится достижением внука. Все вместе они пьют чай, вспоминают детство. А также ослик-профессор лечит бабушку и друзей от всех болезней.

Ход урока.

1. Организационное начало урока

1.1. Приветствие

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Меня зовут

Светлана Вячеславовна.

1.2. Мотивация детей

Для начала я попрошу вас проверить, всё ли вы приготовили к уроку, на ваших партах должны быть учебники и тетради по литературному чтению, ручки. Покажите, как вы готовы к уроку. Стоим прямо, красиво, осанка прямая, соблюдаем тишину и спокойствие. Молодцы. Садитесь.

2. Проверка домашнего задания

1. Чтение миниатюр наизусть.

У: Чем вам понравились сказки Виктора Хмельницкого?

Д: Они о природе, проникнуты весёлым настроением.

2. Чтение-игра.

У: Многие миниатюры писателя достаточно неожиданно и оригинально заканчиваются. Давайте поиграем. Я читаю сказку, а вы пробуете её закончить.

ГОРА И РУЧЕЙ

Возле Снежной Горы появился Ручей.

– Что ты собираешься здесь делать?!

– Фокусы показывать, – улыбнулся Ручей.

– Иди показывай кому-нибудь другому, – насупилась Снежная Гора. – У меня весной и без тебя хлопот много!

И так грозно посмотрела на Ручей, что он ещё быстрее побежал.

Но стоило Ручью скрыться из виду… как (завершают дети) Гора тоже исчезла.

ЖИРАФА

Юная жирафа пощипывала листья на деревьях, иногда наклонялась, чтобы сорвать понравившийся цветок, и ещё она пела песни.

Но как-то раз, пощипывая листья, юная жирафа добралась до верхушки и увидела, что дальше листьев нет…

– Не удивляйся,– улыбнулась ей мама-жирафа, которая паслась рядом. – Просто … (завершают дети) ты выросла!

ЛИСА

В одном лесу жила самая рыжая лиса, а в соседнем лесу жила самая скупая лиса. И хотя у скупой лисы всего было вдоволь, она, чтоб сэкономить, часто забегала в гости к самой рыжей – чаю попить, пообедать, а иногда и поужинать заодно.

– Всё оттого, – оправдывалась скупая, – что ты рыжая, как огонёк. Вот я к тебе … (завершают дети) на огонёк и забегаю.

ВОЛШЕБНАЯ СНЕЖИНКА

Волшебная снежинка села на веточку, с которой только что слетел последний листок.

– Хочешь, я стану листом? – спросила у веточки снежинка. Но веточка уже спала и ничего не ответила.

Тогда снежинка полетела вниз и села на стебель цветка.

– Хочешь, я стану цветком? – спросила волшебная снежинка у стебелька. Но стебелёк … (завершают дети) уже спал и ничего не ответил.

Тогда снежинка полетела к пруду, собираясь стать золотой рыбкой, но пруд тоже спал, скованный льдом…

Так летала снежинка всю зиму и только в начале весны догадалась стать подснежником… И красиво, и … (завершают дети) спрашивать никого не нужно.

У: Что же необычного увидел автор и вместе с ним увидели мы?

3. Работа со сказкой Г. Цыферова «Град»

У: Сегодня мы будем читать сказки другого автора, но они не менее поэтичны и интересны.

У: Знаком ли нам автор?

Д: Да, читали в 1-м классе «Что у нас во дворе?» и др.

У: Что такое град?

Д: Иногда, во время грозы вместе с каплями дождя с неба сыплется град. Град это маленькие льдинки, холодные капельки дождя, которые не успели растаять. От града надо также, как и от грозы прятаться в надежном укрытии с крышей над головой. Как правило, гроза длится недолго и после тучи быстро расступаются и может появиться радуга.

У: Приходилось ли вам попадать под град? Каковы были ощущения?

Д: Дети высказывают свои мнения

2) Рассматривание иллюстрации.

У: Каких героев сказки вы видите?

Д: Ослик и медвежонок

У: Чем они заняты?

Д: Сидят на крыше дома

У: Зачем нужен зонт на крыше дома?

Д: Чтобы спрятаться от града

1) Чтение про себя (даётся установка на диалог с автором через текст).

2) Чтение вслух с комментариями ребят (где останавливались, какие вопросы возникали, какой давали предположительный ответ, где себя проверяли и пр.):

Град.

Когда был град, ослик всегда прятался. (В О) Больно было! (П) В этот град он тоже спрятался, но вдруг подумал: «Да, я сижу в домике, и мне не больно. А домику больно. Надо его спрятать».

Ослик полез на крышу и закрыл домик зонтиком.

– Всё хорошо! – сказал он.

Но вдруг опять подумал: «Теперь мне не больно, домику не больно, но зонтику, наверное, больно. Как же быть?» (В О)

– Глупый ослик, – заворчал медвежонок, – всех от града никогда не спрячешь. Кому-нибудь да будет больно.

– Если так, – сказал ослик, – пусть будет больно мне.

И он сделал над зонтиком крышу и стал по ней бегать – защищать её от града. (П)

Наконец град кончился.

Медвежонок пожал ослику ушко и сказал:

– Ты очень добрый…

– Что ты, что ты! – замахал на него ослик ушами. – Просто мне всех жалко.

3) Беседа после чтения:

У: Почему ослик полез на крышу?

Д: Он подумал, что домику больно и поэтому полез на крышу.

У: Каким был ослик?

Д: Жалостливый, добрый, он хочет всех защитить и обогреть. Он жертвует собой и этим счастлив.

У: Кого из других литературных героев напоминает вам ослик?

Д: Собака Соколко из «Сказки о мёртвой царевне». Он съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с царевной.

У: Что на затею ослика ответил медвежонок?

Д: Он назвал ослика глупым и сказал, что всех от града не спасёшь.

У: Почему он изменил своё мнение о поступке ослика?

Д: Он понял, что ослик очень добрый

У: Какие чувства вызывает у тебя ослик? Почему?

Д: Ослик вызывает жалость, потому что он жертвует собой ради других, то есть домика.

У: Как ты думаешь, нравится ли автору его герой? Почему ты так решил?

Д: Да, нравится, поэтому он его наделил таким качеством как доброта.

Чтение сказки по ролям.

У: Сколько действующих лиц?

Д: Жалостливым тоном, задумчиво, сочувственно.

У: Медвежонка?

Д: Безжалостно, грубо, а затем сочувственно.

4. Работа со сказкой «Про чудака лягушонка».

1. Работа с текстом до чтения.

Вступительная беседа.

У: Кто такой чудак?

Д: Странный, чудной человек

У: Ребята, что такое звёзды? Вспомните, как ответил на этот вопрос лягушонок.

Д: «Звёзды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки».

У: Где встретились мы с этой сказкой? Как она называется?

Д: «Букварь», сказка Г. Цыферова «Что такое звёзды?»

У: Сегодня мы встретимся с лягушонком снова. Теперь он ищет ответ на другой вопрос. Что такое бабочки? Как бы вы ответили на этот вопрос?

Д: Это насекомое с двумя парами крылышек, перелетающее из цветка на цветок

2. Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение сказки про себя.

У: Как лягушонок ответил на этот вопрос?

Д: Это цветы без запаха. Утром они расцветают. Вечером они осыпаются.

2) Перечитывание — размышление.

А теперь прочитаем вслух. Начинает ….

1-й абзац (4 предложения).

У: Чем бабочки напоминают цветы?

Д: Цветы утром расцветают, а вечером они осыпаются.

5-е предложение.

У: Как это – отцвела голубая бабочка?

Д: Бабочка уснула и сложила крылья.

6-е предложение.

У: Как мог ветер погладить крылья? Зачем он это сделал?

Д: Жалел бабочку, хотел прикоснуться к прекрасному.

После следующих двух абзацев:

У: Знал ли лягушонок, чьи это лепестки? О чём он подумал?

Д: Лягушонок не знал, чьи это лепестки. Он подумал, что это облетает голубое небо

Чтение до конца:

У: Почему после голубого небо станет розовым?

Д: Ближе к солнцу, оно окрасится розовым на закате и на рассвете.

3. Работа с текстом после чтения.

1) Вопросы после чтения:

У: На что похожа эта сказка по поэтичности, выразительности?

Д: На стихотворение.

У: Обратите внимание на оформление текста: почти каждое предложение написано с новой строчки. Как вы думаете, почему?

Д: Столько новых мыслей и новых картин.

У: Какие звуки можно услышать, читая эту сказку?

Д: Как машет своими крылышками бабочка, как квакает лягушонок

У: Какие чувства у вас возникли после чтения?

Д: Чувства радости, хорошего настроения

У: Почему лягушонок назван чудаком?

Д: Потому что он думает, что бабочки это цветы.

У: О чём эта сказка?

Д: О том, как лягушонок рассуждал о бабочках и наблюдал за ними.

Геннадий Михайлович Цыферов (1930–1972) хорошо известен всем детям нашей страны, ведь он написал сценарии знаменитых мультфильмов: «Паровозик из Ромашкова», «Лошарик», «Лягушонок ищет папу», «Мой зелёный крокодил» (в соавторстве с другим замечательным писателем, Генрихом Сапгиром).

Цыферов чувствовал гармонию мира и стремился выразить её, показывая глубину и неоднозначность простых вещей, которые могут становиться волшебными. В его сказках нет жёсткого противостояния, явной борьбы добра и зла, порой они кажутся бесконфликтными.

Нет ничего удивительного в том, что писатель С. Козлов нашёл такие добрые и верные слова для писателя Цыферова. Автор ласковых сказок про Ёжика, Медвежонка и Лошадь, утонувшую в тумане, наверное, лучше всех понимал автора сказок про одинокого ослика, облачковое молочко и китёнка, который умел летать. Сергей Козлов написал так:

«…Не знаю, как это сказать, но мне кажется, что Цыферов, прежде чем выпустить несколько слов в свет, на какое-то мгновение удерживал их на губах, чуть покусывая, как золотые монеты. Отсюда ощущение, что он искал продолжение фразы – о щ у п ь ю. Геннадий Михайлович Цыферов был и м п р о в и з а т о р о м. Импровизаторы – это такие люди, к которым ноты или слова приходят мгновенно, вспыхивая драгоценной бусинкой на незримой нити воображения. И только потом, дойдя до конца, если надо, они более тщательно отделывают своё произведение…

Геннадий Михайлович Цыферов никогда сразу не записывал своих сказок и каждый раз рассказывал их по-новому.

– Но вчера эта сказка была лучше! – изумлялся я. – Ты забыл?

– Нет, – отвечал он. – Ничего я не забыл. Я ищу…»

Эти слова стали предисловием к самой, пожалуй, известной книжке Геннадия Цыферова, которая называется «Тайна запечного сверчка».

В книжке говорится про Моцарта, только не взрослого, а маленького. Но ведь Моцарт тоже был импровизатором…

5. Итог урока

5.1 Оценка детьми своей работы на уроке

У: Действительно, Геннадий Цыферов был сочинителем, который рассказывал свои сказки каждый раз по-новому – так, как делали это стародавние сказители, постоянно что-то меняя, улучшая мелодию и звучание. Потому-то его истории столь музыкальны и все слова «притёрты» друг к другу.

У: Какая вам из двух прочитанных сказок больше понравилась?

У: Сейчас поднимите руки те, кому было легко работать сегодня на уроке? Почему? А теперь поднимите те, кому было чуть сложнее работать. Почему? Поднимите руки те, кому было очень сложно работать на уроке. Почему?

, . .

Отличается большой головой и непропорционально большими и удлинёнными ушами. Окрас, этих непарнокопытных животных, чаще всего коричневый или серый, встречаются белые и чёрные особи, а также прочих цветов, как видно на фото . Животных ослов насчитывается до нескольких десятков пород, расселённых по всему миру.

Домашних ослов по-другому называют ишаками. В истории развития человеческой цивилизации и культуры они с древних времён играют значительную роль, используемые в различных сферах хозяйственной жизни.

По сведениям учёных, одомашнивание диких ослов произошло даже раньше, чем приручение лошадей. В летописях упоминается о домашних животных ослах нубийского происхождения, находившихся на службе у человека ещё за четыре тысячелетия до наступления нашей эры.

Центром одомашнивания ишаков считается египетская цивилизация, а также, близкие с ней, африканские районы. Потом ишаки быстро распространились по странам Востоке, попали в Южную Европу, также содержались на территории Америки.

Людям удалось использовать только африканские породы животных, азиатские ослы, называемые по-другому куланы, оказались не способными к одомашниванию.

Дикие ослы обладают крепким сложением и симпатичной внешностью. Обитают в странах с засушливым климатом. Они не отличаются большой быстроходностью, однако в некоторых случаях способны развивать среднюю скорость машины.

Их копыта приспособлены к передвижению по неровным и каменистым поверхностям. А грязная почва стран с влажным климатом способствует различным повреждениям, возникновению глубоких трещин и очагов воспаления на копытах. Дикие ослы – стадные животные. В Монголии они водятся табунами, которые насчитывают в среднем около тысячи голов.

Характер и образ жизни осла

Животные ослы широко использовались людьми для поездок и путешествий верхом, перевозки грузов на спине и в повозках. Однако после приручения лошадей, животных родственных ослам , те стали предпочтительнее, ввиду большей скости передвижения и физической силы, а также возможности долгое время обходиться без воды и пищи.

При хорошем уходе, трудолюбивый ослик в состоянии работать до 10 часов в сутки и перевозить на спине грузы, в некоторых случаях, гораздо больше собственного веса. Известны случае содержания ослов для получения от них молока, мяса и использовании кожи.

Ослиное молоко пили в основном в древности, и употребляли его наравне с овечьим или верблюжьим. Также этот продукт в античные времена использовался в качестве косметического средства. Ослиную кожу в древности употребляли для изготовления пергаментов, и ей же обтягивали барабаны.

Ослов подчас считают упрямыми и невзрачными животными, но у древних они пользовались заслуженным уважением. А их владельцы почитались, как состоятельные люди, получая множество преимуществ перед другими в передвижении и возможностях.

Любопытным является и факт, что Христос, согласно Библии, въезжал в Иерусалим именно на осле. Образ этих животных использовался также во многих древних мифологиях.

Коровы и овцы покорно плетутся на бойню, собаки не нападают на человека, хотя являются хищными, лошадей возможно в экстремальных обстоятельствах загнать насмерть. Но осёл, в отличие от них, чётко чувствует предел своих возможностей, и при угрозе здоровью не станет перерабатывать.

А при усталости не сделает и шага, пока не отдохнёт. Именно поэтому ослы прослыли упрямыми. Однако, при хорошем уходе и ласковом отношении, верно и с терпением служат своим хозяевам. Они дружелюбные, спокойные и общительные животные, уживчивые с соседями. Некоторые утверждают, что ишаки гораздо сообразительнее лошадей.

Во время отдыха ишаки кажутся отрешёнными и погружёнными в себя. Они молчаливы. Животные ослы звуки издают редко, но при недовольстве и угрозе для жизни бешено ревут зычным и резким голосом.

Защищая потомство и территорию, бывают агрессивными и смело бросаются в атаку, воюя с собаками, койотами и лисицами. Часто их используют для охраны скота. На сегодняшний день в больших городах содержание ослов вновь стало выгодным. Животные не представляют опасности и не требуют большой площади для жизнедеятельности.

Питание осла

Бытуют мнение, что содержание осла сравнимо с уходом за лошадью. Но имеются и существенные отличия. Осёл более непритязателен к чистоте, и не требует какой-то специальной и особой пищи, съедая совсем немного.

Ишаки могут есть сено и солому, а их желудок способен переварить даже колючки. Их можно кормить зерном: ячменём, овсом и прочими злаками. Содержание их не обходится для владельцев слишком дорого.

Ослы в дикой природе употребляют растительную пищу. Они едят траву, различные растения и листья кустарников. Поскольку они обитают в краях с засушливым климатом и редкой растительностью, им часто приходится долго бродить по песчаной и каменистой местности в поисках чего-либо съедобного. Ослы долгое время способны обходиться без воды.

Размножение и продолжительность жизни осла

Брачный период у ослов связан с наступлением весны. Самки вынашивает своих детёнышей 12-14 месяцев. Ослица рождает, как правило, одного ослика, вскармливая его собственным молоком около полугода. Буквально сразу после родов детёныш уже встаёт на ноги и способен ходить за матерью. Обычно, ему требуется меньше года, чтобы стать полностью самостоятельным.

Скрещивание домашних ослов их хозяевами способствует появлению новых видов. От самцов часто производят животных мулов ослов , скрещенных с кобылами. Однако, поскольку гибриды рождаются неспособными к продолжению рода, воспроизводство их требует селекции с использованием большого количества породистых ослов.

Продолжительность жизни домашних ослов при хорошем уходя составляет примерно от 25 до 35 лет. Зафиксированы и случаи долгожительства до 45 – 47 лет. В природе ослы живут гораздо меньше около 10 – 25 лет.

К сожалению, животное дикий осёл , как вид, на нынешней день находится в критическом состоянии. Учёным известно, что на воле едва ли можно насчитать более двух сотен особей. Этот вид животных охраняется и занесён в Красную книгу. Прилагаются огромные усилия для разведения диких ослов в питомниках и зоопарках.

1. Беременность у ослов длится 12-14 месяцев. Мама-ослица рождает, как правило, 1 осленка. Кормит молоком до года. Уже через пару недель после рождения осленок начинает кушать грубые корма.

2. Высота взрослого животного — 90-163 см. Такой высоты ослик достигает в двухлетнем возрасте.

3. Половозрелыми животные становятся в возрасте 2-2.5 года. Продолжительность жизни — 25-35 лет. Но может прожить и до 45 лет.

4. Особенности содержания — пару слов о копытах

Больше всего бояться влаги. Сухой климат — лучший для осликов. Влажность категорически противопоказана, очень уязвимы копыта. Они более устойчивы по отношению к каменистым почвам, не столь ранимые, как у лошади. Но зато совсем не переносят влажных условий. Если содержать осла в домашних условиях в северных регионах — то стоит этот момент учитывать, не морозы страшны, а влажность.

5. Как прокормить?

Кушает ослик как среднестатистическая коза: сено, кочаны кукурузы…

На стойловый период необходимо 300 кг корма на 1 животное

Долгое время могут обходится без еды и воды, выносливые и крепкие животные.

6. Польза

Кроме того, что осликов можно использовать как рабочую силу, они еще дают и супер полезное молоко. Молока столько, сколько у козы.

Во Франции содержат ослов именно для молока — применяют его в качестве косметического средства. Жирность ослиного молока — 11.8%, обладает высокими бактерицидными свойствами.

7. Характер

Совершенно безвредные животные, хорошо понимают границы своих угодий и никогда не стараются забрести на чужую территорию.

8. Ослы — не лошади, отличаются от них и строением тела (количеством позвонков), и количеством хромосом. Потому-то и потомство, получаемое от скрещивания лошадей и ослов, не плодовито.

мул — это когда мама — лошадь, отец — осел

лошак — это когда папа — лошадь, а мама — осел

9. Хвостик осла похож по строению не на лошадиный, а на коровий: с кисточкой.

10. Мы привыкли, что ослики — серые, на самом деле они бывают и черные, и коричневые, и даже белые.







Урок литературного чтения по образовательной программе «Гармония» во 2 классе
Выполнила: учитель начальных классов

Тема: Г. Цыферов. Град

Цели: 1. Познакомить с автором и произведением.
2. Развивать умения читать без ошибок, выразительно, делать выводы, читать по ролям, выборочно.
3. Воспитывать желание учиться, узнавать новое, анализировать свою работу на уроке и работу своих товарищей.

Оборудование: презентация; тексты с рассказом о граде; смайлики, учебники, тетради на печатной основе.

Формирование УУД на уроке:
- личностные: формировать нравственно-этические ориентиры, способность к эмоционально-личностной децентрации, развивать способность к рефлексии;
- регулятивные: развивать склонность к оценке товарищей и самооценке, понимать и принимать учебную задачу;
- познавательные: ориентироваться в тексте произведения, в книгах, анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей, анализировать произведение с целью определения авторского отношения к персонажу, анализировать произведение с целью определения личного отношения к персонажу, анализировать произведение с целью характеристики персонажа;
- коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, аргументировать высказывания.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания:

3. Работа по теме урока:

Сообщение темы и цели:
Ребята у вас на партах лежат листочки. Прочитайте сведения, содержащиеся в них, и скажите, о каком природном явлении идёт речь?
Разновидность ливневых осадков, выпадающих в виде шарообразных либо неправильной формы частиц льда, имеющих разный размер, от миллиметра до нескольких сантиметров. Их состав включает в себя слои прозрачного льда, чередующиеся полупрозрачными слоями. Обычно подобные осадки выпадают в тёплое летнее время года во время грозы и ливня из довольно крупных и весьма развитых кучево-дождевых облаков. Подобные осадки наносят большой вред сельскому хозяйству, ведь они способны почти полностью уничтожить посевы.

(Да это град)

Ребята, отгадайте загадки:
Говорят, что я упрям,
Что характер вздорный.
Не упрямый я, друзья,
Просто непокорный!
Я иду, когда хочу,
И стою, когда хочу,
Я »иа-иа» кричу
И копытцами стучу.
(Ослик)

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Ответ: медведь)

Как вы думаете, как эти отгадки можно связать между собой?
- А как их можно связать с темой нашего урока? Предположите.
- Сегодня мы будем знакомиться с произведением Г. Цыферова «Град».
-Какие цели будем ставить перед собой на уроке?

Детский писатель. Самая известная сказка Г. Цыферова — «Паровозик из Ромашкова», по которой в 1967 году был снят одноимённый мультфильм (по сценарию Г. Цыферова и Г. Сапгира), который по праву можно назвать классикой отечественной мультипликации.

Другие сказки Цыферова: «Жил на свете слонёнок», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Паровозик из Ромашкова», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка». Книги Г. Цыферова издаются и в наши дни.

Первичное знакомство с произведением.
Читают подготовленные дети.
Обмен мнениями о прочитанном произведении. Понравилось, чем, какой жанр?

Тпо стр.13,з.1, выбери нужный ответ. Кто был внимателен.
-Чтение вслух по частям.
Читаем вслух, учимся читать без ошибок, выразительно, стараемся запомнить ход событий в истории.

Тпо стр.14 з. № 3. Как происходят события в сказке?

Проверка. Что было сначала, что случилось потом, что решил делать ослик дальше, чем всё закончилось?
- Выборочное чтение. Характеристика персонажа.
Найдите в тексте слова об ослике, прочитайте.
Какие чувства вызывает у тебя ослик и почему?
Как назвал ослика медвежонок? Поясни своё мнение.

Тпо стр.13 з. №2.

Каким был ослик, сделай вывод. Показ картинки ослика. Совпал ли ваш образ с картинкой?
Какой медвежонок. Каким вы его себе представили? Сравните с картинкой.
- Чтение по ролям, работа над выразительностью.
Итак, каким был ослик? Каким голосом будем читать слова ослика?
(тихий спокойный, весёлый, когда он радуется)
(за медвежонка уверенным, поучительным, ворчливым)

Работа в паре, чтение по ролям.

Потренируйтесь читать слова ослика и медвежонка по очереди, затем мы будем читать вслух. Чтение вслух по ролям. Анализ тех детей, которые читали.
Молодцы, ребята. Хорошо получилось у……
Как называет себя ослик? Прав ли он? Почему нет? Кого называют жалким?
Как можно назвать ослика? Как называют тех, кто жалеет других и помогает им?
(жалкий — возбуждающий жалость, несчастный)
(жалостливый – склонный к жалости, состраданию)

Как можно назвать ослика?
Как ты думаешь, нравится ли автору его персонаж?
Поясни своё мнение.

4. Рефлексия.
Понравился ли урок? Чем?
Оцените свою работу на уроке смайликом.
Кто из товарищей сегодня хорошо работал? Как вы думаете почему?

5. Итог урока.
Какое произведение читали?
Кто автор? Что узнали об авторе?
С каким природным явлением познакомились?
Что о нём узнали? Какой вред град наносит людям?
Ребята вы сегодня работали хорошо. Спасибо за урок.

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю: