Биографии Характеристики Анализ

На что похоже число 0. Метод ассоциаций по форме


Тренировка памяти
>
Методы запоминания цифр
Метод ассоциаций по форме

В этой главе речь пойдет тоже об ассоциировании. Но здесь слово "ассоциация" мы будем употреблять в несколько ином значении, в значении похожести. На что могут быть похожи цифры от 0 до 9 ? У каждой цифры есть форма (то, как она выглядит при написании), и эта форма может напомнить вам очертания каких-нибудь предметов, животных и т.п.

Иными словами, цифры по форме могут быть похожи на некоторые предметы, то есть с этими предметами ассоциироваться . Наверняка вам знакомо такое школьное выражение: "Принести домой лебедя". Откуда оно произошло? Конечно же, из-за того, что двойка по форме очень напоминает лебедя. А такое часто употребляемое название низшей школьной оценки - "кол"?

Нетрудно догадаться, откуда оно произошло - из очевидной схожести формы цифры "1 " и кола (длинной заостренной палки). Итак, для превращения воспользуемся схожестью форм цифр с формами предметов. Начнем с самых простых цифр, для которых в окружающем нас мире есть наибольшее количество предметов, напоминающих их по форме. Это "0 " и "1 ". Любой круглый или овальный предмет напоминает нам "0 ", а любой длинный и узкий - похож на "1 ".

*** Упражнение 6.

Посмотрите, на что могут быть похожи цифры "0 " и "1 ", и постарайтесь придумать не меньше 5-ти своих ассоциаций к этим цифрам. Старайтесь, чтобы ваши ассоциации были разнообразными (а не перечисляйте все известные вам колющие предметы для единицы и овощи-фрукты для нуля). С одной стороны, для выполнения этого упражнения уже необходимы наличие воображения и фантазии, а с другой стороны, его выполнение поможет вам их развить.

Запишите или зарисуйте свои ассоциации к цифрам «0 » и «1 ». Постарайтесь мысленно представлять себе то, что вы придумываете.

Для остальных цифр придумывать зрительные ассоциации сложнее, зато интереснее. Когда вы будете выполнять Упражнение №6, обязательно зарисовывайте, хотя бы схематично, как именно вы представляете цифру в виде предмета, так как многие из предметов-ассоциаций похожи на цифры только в каком-то определенном ракурсе.

Польза рисунка еще и в том, что в дальнейшем, когда вам вновь потребуется перекодировать цифру в предмет, вы сможете мысленно обратиться уже к своему рисунку. Он как бы закрепит вашу ассоциацию в памяти. Это займет гораздо меньшее время, чем повторный поиск похожих предметов.

*** Упражнение 7.

Внимательно рассмотрите картинки к цифрам от 2 до 9 . Придумайте и зарисуйте свои ассоциации к этим цифрам. Чем больше - тем лучше, но не меньше 4-5 к каждой. Вполне вероятно, что это задание покажется вам сложным, поэтому не стремитесь выполнить все упражнение сразу. Удачные ассоциации к цифрам могут появиться у вас и завтра, и через неделю. Не забывайте, что цифры в разных шрифтах могут писаться по-разному (например, 4 и Ч , семь с палочкой посередине и без и др.).

Активно используйте эти различия при придумывании ассоциаций к цифрам. Чем больше ассоциаций к каждой цифре вы сможете придумать, тем легче вам будет при их запоминании в дальнейшем, поэтому в ваших интересах подобрать их как можно больше. Вы можете присматриваться к окружающим вас предметам дома, на улице, на работе и задавать сами себе вопрос: "На какую цифру он похож?" Поступая таким образом, неожиданно для самого себя вы обнаружите много сходства между формой цифр и предметами вокруг себя.

Вы можете изменять предмет так, чтобы он стал похожим на какую-нибудь цифру, например, очень легко получить из гриба цифру "4 ". Надо просто представить, что у него отвалилась часть шляпки, или надкусить яблоко, чтобы оно стало похожим на цифру "5 ", Можно завязать шарф на шее, и он уже станет похожим на "0 ".

Предметов или их частей, похожих на цифры, великое множество (практически каждый предмет при должном уровне воображения может напомнить по форме ту или иную цифру). Более того, люди с богатым воображением в любом предмете могут "найти" заданную цифру. Иногда для этого предмет надо мысленно преобразовывать.

Те из вас, кто считает, что у него богатая фантазия и воображение, могут попытаться выполнить следующее упражнение (весьма сложное, на мой взгляд, но, пожалуй, как никакое другое способствующее развитию творческого потенциала).

* * * Упражнение 8.

Вот три предмета, в каждом из которых необходимо отыскать все десять цифр: ДЕРЕВО, ПАЧКА СИГАРЕТ, ЧАЙНИК . Вы можете как угодно трансформировать предмет, можете использовать его детали и функции. Если у вас не получится найти все цифры в одном предмете, отыщите столько, сколько сможете, пять цифр - это уже отличный результат.

На что похожа цифра

ноль

Повернуть ее ты можешь,

Головой поставить вниз –

Цифра будет все такой же,

Правда ведь, скажи?

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

(С.Маршак)

Могу назвать его мячом,

А хочешь, дыркой назовем,

А можно бубликом,

Почти что кругленьким.

Но как его ни назовем,

Он называется нулем!

(Ф.Дагларджа)

Не похож он на пятак,

Не похож на бублик,

Круглый он, да не дурак,

С дыркой, да не бублик!

(З.Александрова)

Единица

Похожа единица на крючок,

А может, на обломленный сучок.

(Г.Виеру)

На длинной ножке,

Застыв до поры,

Отдыхает палочка

После игры.

(Ф.дагларджа)

Начинаем представленье

Детворе на удивленье!

Познакомимся, друзья:

Единица –это я!

Я умею делать стойку,

По канату я хожу,

За собою цифру двойку

На веревочке вожу.

(В.Данько)

Рисовал я единицу,

Получилась –ну и ну! –

Настоящая ракета

Для полета на Луну.

Как стрела помчусь я в небо,

Где ни разу до меня

Ни один мальчишка не был.

Самым первым буду я!

Стоит паренек –

На лоб козырек.

Никак не сидится;

Опять единица –

Не знает сын

Цифры один.

(В.Бакалдин)

Два

Скажи мне, -спросила ручка, -

Что значит эта закорючка?

Чернильная ты голова!

Ты ж написала цифру «два».

(В.Берестов)

Два похожа на гусенка

С длинной шеей,

Шеей тонкой.

(Г.Виеру)

Отвернитесь на минутку –

Превратится двойка

В утку.

А вот сидит лисица,

Лисице не сидится.

(Ф. Дагларджа)

Не птица это,

А едва

Чуть ли не прямо

Цифра два!

Вот –шея гибкая.

Вот –тело.

К воде склонилась голова.

Ты птицу нарисуй умело,

И это будет цифра –два.

(В.Бакалдин)

Два на ножке приседает

И головку наклоняет.

Так красиво шею гнет –

Прямо лебедем плывет.

(С.Маршак)

Вид ее –как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А лентяи ее –нет.

Три

Погляди на цифру 3 –

Точно ласточка, смотри.

(Г.Виеру)

Это –месяц другой,

Ниже месяц другой.

А теперь -

Посмотри:

Получилась цифра три!

(В.Бакалдин)

Мой старый боцман говорил:

На корабле всегда

Ты цифру ноль и цифру три

Отыщешь без труда.

Конечно, ноль –это штурвал,

Я это знаю сам.

А цифру три не нахожу,

Ну сколько б не искал.

Бежит кораблик по волне

И я за ним слежу,

Хочу найти в нем цифру три,

И вот –не нахожу.

Ко мне подходит мой отец:

На мачту посмотри:

Наполнил ветер паруса

И сделал цифру три.

(А.Тонких, Д.Стогова)

Четыре

Гляди, четыре –это стул,

Который я перевернул.

(Г.Виеру)

Делал Егорка

С мамой уборку.

Опрокинул стул

В квартире,

Стал похож он

На четыре.

(В.Бакалдин)

Вот четверки –силачи

Поднимают кирпичи,

Выжимают гири

Пуда на четыре.

(В.Данько)

Я для сестры рисую дом:

Труба, окошко, дверь с крыльцом,

И от трубы наискосок

Рисую крыши уголок.

Сестра обиделась:

Ну вот!

Ты что нарисовал?

Мне нужен был для куклы дом,

А дом четверкой стал.

(А.Тонких, Д.Стогова)

Пять

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

(С.Маршак)

Написать цифру пять,

Что крючок нарисовать.

Но у цифры, у крючка,

Леска больно коротка.

(В.Бакалдин)

На что похожа цифра 5?

На серп, конечно, как не знать.

(Г.Виеру)

Налитая,

Симпатичная,

Цифра

Самая отличная!

Это –фокусник –пятерка.

Вы за ней следите зорко.

Кувыркнется –раз и два! –

Обернется цифрой два.

(В.Данько)

Шесть

На что похожа цифра шесть?

На трубку деда, так и есть.

(Г.Виеру)

Цифра шесть –дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружок.

(С.Маршак)

Один заметил:

«Нуль с хвостом».

Другой:

«С хвостом,

Но только кошка».

А третий

Помолчал немножко.

(Ф.Дагларджа)

Эта цифра –акробатка:

То шестерка, то девятка.

(В.Данько)

Рогалик

К бублику

Приклей.

Да только есть его не смей.

Не крендель это,

Чтобы есть.

А просто –

Цифра шесть!

(В.Бакалдин)

Семь

На крыше флаг. Смотрите все!

Ведь он похож на цифру семь!

(А.Тонких, Д.Стогова)

Семь –точно острая коса.

Коси, коса, пока остра.

(Г.Виеру)

Цифра семь! Цифра семь!

Цифра легкая совсем!

Я косу принесу

И срисую ту косу!

(В.Бакалдин)

Восемь

Тройка в зеркало смотрелась,

Все вертелась и вертелась,

Любовалась, любовалось,

Носом к зеркалу прижалась…

Посмотреть скорее просим:

Перед вами цифра восемь.

(А.Тонких, Д.Стогова)

Цифра восемь так вкусна:

Из двух бубликов она.

(Г.Виеру)

Нуль подставил спинку брату.

Тот забрался не спеша.

Стали новой цифрой братцы,

Не найти нам в ней конца.

Повернуть ее ты можешь,

Головой поставить вниз –

Цифра будет все такой же.

Ну, подумай? Напиши!

(В.Данько)

Цифру восемь, цифру восемь

На носу всегда мы носим,

Цифра восемь плюс крючки –

Получаются очки …

То ли нуль с другим

Нулем

Рядышком уснули,

То ли дедушка

Очки

Позабыл на стуле.

(Ф.Дагларджа)

К этой цифре ты привык.

Это цифра –снеговик.

Лишь зима сменяет осень,

Дети лепят цифру восемь!

Только к цифре ты, дружок,

Третий не лепи кружок.

(В.Бакалдин)

Девять

Я важней всех потому,

Что запутать вас могу.

Если я перевернусь,

То другою окажусь.

(В.Данько)

Девять, как и шесть, -

Вглядись,

Только хвост не вверх,

А вниз.

(Г.Виеру)

Две девятки и дощечка –

Мы на санках мчимся к речке.

(А.Тонких, Д.Стогова)

Цифра шесть, как обезьянка,

Кувыркалась спозаранку.

Что за чудо приключилось:

Цифра девять получилась.

(В.Богачев)

Вот какая

Цифра есть –

Перевернутое шесть.

(Ф.Далгарджа)

Цифра шесть вниз головой

Стала цифрою другой.

Можете поверить –

Уже не шесть,

А –девять!

(В.Бакалдин)

Десять

Ноль катился по странице

И не значил ничего.

Рядом встала единица,

Сделав десять из него.

(В.Богачев)

Ноль встает за единицей –

Цифра 10 на странице.

(Г.Виеру)

За девятью идет десятка.

Ты это знаешь?

Молодец!

Сочти все пальцы по порядку –

И счету нашему конец.

С нулем

Гуляет единица.

Не может с ним

Наговорится.

(Ф.Дагларджа)


Цели:

1. Сформировать представление о числе 0,
способность к его записи, изображению на
числовом отрезке, сравнению, сложению и
вычитанию с 0.

2. Тренировать навыки счета в пределах 9,
мыслительные операции, речь, творческие
способности.

1. Оргмомент.

Напоминаю вам простые правила поведения:

  • вести себя спокойно, но не отсиживаться;
  • не выкрикивать (громко – это не значит красиво) ;
  • быть думающими (для этого у вас есть голова на
    плечах) ;
  • быть терпеливыми, дать возможность высказаться
    своим товарищам;
  • задания выслушивать до конца.

2. Актуализация.

Есть такая страна – Математика. Где она
находится? Так далеко, что самые далёкие звёзды
оказываются к нам ближе. И так близко, что ты, сам
не замечая, каждый день бываешь там в гостях и
встречаешься с её жителями. Потому что эта страна
– волшебная! Она – везде!

Здесь числа и цифры бок о бок живут.
Здесь точно ответят за десять минут,
Когда твой корабль долетит до Луны,
И скажут удаву, какой он длины!
Решат, сколько яблок досталось мартышке,
А сколько она подарила зайчишке,
И сколько конфет дала девочка братику…
Такая уж эта страна – Математика!

Математика приглашает в своё царство всех, кто
настойчив, кто часто говорит почему?, кто не
боится цифр и вычислений и чей девиз “Хочу всё
знать!”. Сколько надо приложить ума, воли,
терпения, смекалки, чтобы познать эту науку!

Числа очень любят прятаться. Видишь доска
висит? Она здесь одна. Здесь прячется число
“один”!

А вот рядом два ученика. Здесь спряталось число
“два”.

Вот как ловко числа прячутся: все эти предметы
ты видишь, а сами числа – нет! Прямо невидимки
какие-то.

Чтобы сделать числа видимыми, люди к ним
“приклеили” волшебные значки – цифры. Вот
сейчас мы сделаем их видимыми.

Задание1 “Угадай и покажи о какой цифре идет
речь? ” (У каждого ребенка набор цифр о 1 до 9)

Никак не может наклониться
Прямая цифра __________ (единица)
Отличите вы едва
Лебедя от цифры _________ (два)
Две половинки круга
Около друг друга (три)
Спинка стула смотрит вниз,
Ножки кверху поднялись.
Но беспорядка нет в квартире,
Знают все – это ___________ (четыре)
Есть, друзья, такая птица:
Если сяду на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (пятёрка)
Бабушка вязала, кошка играла,
Была шерсть, получилось ___________ (шесть)
Коль нет косы, совет наш всем:
Траву косите цифрой ___________ (семь)
Вас подтвердить, ребята, просим,
Что снеговик похож на __________ (восемь)
Эта цифра непростая:
Не то головастик, не то запятая (девять) .

3адание 2.

– Назови эти числа. Что за ряд получился?
(натуральный)

– Назови число, которое стоит за числом 8, 2.

– На сколько каждое последующее число больше
предыдущего?

– Назови число, которое стоит перед числом 5, 7.

– Насколько каждое предыдущее число меньше
последующего?

– Какое число стоит между числами 7 и 9?

– Что брльше -8 или 9? Почему?

– На сколько9 больше 8?

– Придумайте числовые выражения, значения
которых были бы равны 9.

Задание 3.

Посмотрите внимательно на парту. Где вы еще
видите натуральный ряд чисел? (на линейке)

– Тогда предлагаю поиграть в игру “День-ночь”.
Цепочка: 9-7+3+2-6+2+5+1. (9)

3. Создание проблемной ситуации.

Ответьте, сколько яблок уменя в пакете? (3)
Убираю по одному. А сейчас? (нисколько 0)

– Сколько точек на кости домино? (пусто-пусто)

– Сколько яблок может вырасти на сливе? (ни
одного). –

Так как можно обозначить “ни сколько”, “ни
одного”?

Вставь в окошко числа, чтобы выражения были
равными

– Какое число нужно вставить? Какой цифрой
обозначим?

4. Определение темы урока.

– Определите тему урока.

5. Открытие новых знаний

а) Введение числа и цифры 0.

1) Работа по учебнику.

С. 30учебника. . сколько было листиков на дереве?
сколько осталось? Что случилось?

Физминутка “Мы листики осенние. . ”

– Какой точке числового отрезка соответствует
количество листьев на ветке?

– Какой цифрой обозначим эту точку? 0

2) Игра “Моя вообразилия”

– На что похожа цифра 0

Но как его ни назовем.
Он называется нулем!

3) Запись числа 0.

4) Свойства 0

– Прочитай выражение. Как его
проиллюстрировали? (3+0 – к трем треугольникам в
первом мешке прибавили пустой мешок.)

– Что же получили в результате? (Эти же три
треугольника)

– Как будет записано выражение? (3+ 0=3)

– Подумайте и скажите: всегда ли при сложении
числа с нулем получается тоже самое число?

– Что значит эта запись: а+0=…(а-любое число; если
к любому числуприбавить 0 то получится то же
самое число=> а+0=а0

*Аналогично устанавливается и обосновывается
другие свойства: 0+а=а; а-0=а; а-а=0

Итог:

Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Когда-то многие считали,
Что ноль не значит ничего,
И, как ни странно, полагали,
Что он совсем не есть число.
Но о его особых свойствах
Я поведу сейчас рассказ:
Коль ноль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.

Физкультминутка

6. Первичное закрепление

1. Решение примеров на основе использования
свойств 0.

– Реши и обоснуй результат (первый столбик
примеров решаем с комментированием, остальные –
самостоятельно с самопроверкой)

Послушайте стихотворение:

Цифра вроде буквы 0 –
Это 0 иль ничего.
Круглый 0 – такой хорошенький,
Но незначит ничегошеньки!

– Ребята, вы тоже согласны с этими словами?

Вот это ноль иль ничего –
Послушай сказку про него:
Сказал весёлый, круглый Ноль
Соседке – Единице:

Ноль.

С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!

Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:

Единица.

Ты, Ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

Ноль.

Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в 10 раз,
Когда я встану справа.

Работа на клеточной основе.

Какая цифра стоит слева, справа, какое число
получилось?

2-я строчка: продолжи запись (10, 20, 30, 40, …. .)

7. Повторение.

1 Поиск неизвестного компонента

*№8, с. 31. Методом подбора.

Что известно в первом выражении? Что нужно
найти? (Известно целое и часть, нужно найти другую
часть: 9-это 5 и 4, поэтому в пустое окошечко
записываем 4.)

*№ 7 Логическое задание №7, с. 31.

8. Итог.

– Что нового узнали?

– Какие свойства нуля узнали:

– Что показалось наиболее интересным?

*Задание “Спрячьте цифру 0”.

Тема: «Число и цифра 0»

Цель: ознакомление с числом и цифрой 0.

Задачи:

1) образовательные:

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Развить умение распознавания цифры в знаковой среде.
Научить правильно, писать цифру 0 и соотносить количество предметов с цифрой.

2) развивающие:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

3) воспитательные:
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;
здоровьесберегающие:
- сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Методы урока: наглядный, частично – поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа .

Формы урока: индивидуальные, фронтальные, коллективные, в парах.

Ресурсы: мультимедийная доска, компьютер, презентация Power Point, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Математика» 1 часть.

Ход урока

1.Организационный момент.

Цель: Организовать внимание учащихся, обеспечить положительный настрой на урок.

Мы пришли все дружно в класс.

Математика у нас.

Вы к соседу повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Пожелайте всем удачи,

Только так, а не иначе.

Давайте улыбнемся гостям. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

Кто готов работать, хочет узнать на уроке что-то новое, интересное – покажите смайлик.

2. Сообщение темы и цели урока.

Цель: Подготовить учащихся к восприятию нового материала, опираясь на старые знания.
- Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать, и решать – мы отправимся путешествовать. Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому надо брать с собой друзей. Зачем? А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, выполнив задание.

Назови геометрические фигуры.

Как их можно назвать, одним словом?

Какие еще геометрические фигуры знаете?

Послушайте загадку. О ком она? На какую геометрическую фигуру похоже?

Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке покатился.
Кто же это? КОЛОБОК

- Как начинается сказка?

Колобок ушёл от бабушки и дедушки и отправился путешествовать.

Тропинка в гору нас ведёт, а горка непростая – числовая, поднимемся по числовой горке вверх и спустимся вниз. (Счёт прямой и обратный от 1 до 10)

2. Актуализация знаний.

Цель: Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

Кого встретил первым? (зайца)

А Заяц говорит:

Запомните все, что без устного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь-дорожку снаряжу
И на волю отпущу.
А если не решишь мои задачи,
Не видать тебе удачи!

Ребята, надо быстро Колобка спасать,
Помочь от Зайчишки ему убежать.

Поможем Колобку решить Зайкины задачи.

Повторение состава чисел «Засели домики» (у доски)

А мы в это время будем решать задачи (веер цифр).

    Предыдущее число числу 4? (3)

    Последующее число числу 1? (2)

    Увеличьте 3 на 1 (4)

    Уменьшите 4 на 3 (1)

    Сумма чисел 1 и 4 (5)

    Уменьшаемое 3, вычитаемое 1, значение разности (2)

Васька - ловкий рыбачок-

Ловит рыбок на крючок.

Трёх поймал он на рассвете,

А одну в вечерний час.

Вы всех рыбок сосчитайте

И ответ сейчас же дайте (4)

Один, два, три, четыре, пять…

Можно три на завтрак дать.

Если три на завтрак дать,

Их уже не будет 5. (2)

По дорожке мышка шла,

Девять зернышек несла.

Четыре – птичке отдала,

Сколько в корзину убрала?(5)

Пять грибов росли у ели.

Два из них бельчата съели.

Ты скажи теперь, дружок,

Сколько будет всех грибов? (3)

Молодцы! Справились с Зайкиными задачами!

Волк:

С песней, Колобочек, не спеши,
Лучше ты заданье мне реши.
Если ты решишь,
Дальше смело побежишь.

На доске:

Сколько шариков ?

Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?

Два лопнули. Сколько осталось? Как записать выражением? 3-2=1

Лопнул ещё, сколько осталось?

Ноль – это сколько предметов?

Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?

Выберите ноль из ряда чисел, расположенных на доске.

3. Постановка цели урока. Открытие нового.

Цель: Сформировать представления о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся .

Назовите тему урока. (Число и цифра ноль)

Чему будем учиться на уроке? (познакомимся с числом и цифрой 0, научимся писать цифру 0)

На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.

Круглый ноль как КОЛОБОК такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Могу назвать его мячом

А хочешь, дыркой назовем,

А может бубликом, почти что кругленьким,

На обруч , на полную луну
,

На ноль похоже круглая Земля и солнце в вышине

Но как его не назовем,

Он называется ….нулем.

Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его «сифр». Спустя несколько веков ему дали название «нуль», что означает «ничто».

Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись "км" внизу означают начало всех дорог по Венгрии.

Колобок наш утомился,
На пеньке расположился.
Жарко стало вдруг ему,

Надо на него подуть.

4. Физминутка (на каз.яз)

5. Первичное закрепление. Работа в тетрадях.

Цель : Сформировать навыки написания цифры 0.

А теперь снова в путь. Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему Медведь.

Колобок наш испугался,
На пенёк скорей забрался.
Только начал песню петь,
Как медведь давай реветь.

Ты не пой мне, Колобок,
Не заговаривай зубок.
Лучше ты, дружок, спеши
Свою цифру напиши.

- Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.

Я тетрадочку открою и наклонно положу,
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)

Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.

-А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса.

Съем тебя я, Колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
Чтоб сумел за 3 минуты
Всё решить, что есть в тетради.
Работа в парах П.с.45 №2

6. Физминутка.
Чашечка с чайничком,
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с дырочкой,
С дырочки пар. (Показ руками.)

- Ничего не заметили? (Мы только что смоделировали цифру 0 с помощью пальцев.)

Моделирование.
- Смоделируем эту цифру с помощью нитки.

7 . Усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель: Развитие умения распознавать цифру 0.

Работа по учебнику с.56

Помогите верблюжонку найти место для нуля.

Где место ноля на числовом отрезке?

На числовой линейке НОЛЬ всегда стоит впереди всех чисел.

Что можете сказать про 0, если сравнивать с другими числами?

0 – это натуральное число? (нет) Почему? (Натуральные числа, которые получаются при счёте предметов.)

8. Обобщение усвоенного.

Цель: Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

Вас ждут «Весёлые вопросы» (хором).

Сколько пальцев на 1 руке?

Сколько яблок на дубе?

Сколько ног у человека? У змеи?

Сколько дедушек учится в нашем классе?

Самостоятельная работа.

Если мы выполним задание, лиса отпустит КОЛОБКА.

Карточки (проверка СЛАЙД)

9. Подведение итога. Рефлексия.

Цель: Обобщить изученный за урок материал, проверить уровень усвоения материала.

Ну что ж, придётся Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил на «отлично». А как помогли ему в этом вы, ребята?

Думали, решали, рассуждали.

С каким числом вы познакомились?

Что же обозначает число ноль? (Ничего, нисколько.)

Оцени свою работу.
Зелёный нуль - всё получилось.
Жёлтый нуль – были небольшие затруднения.
Красный нуль - было трудно.

Молодцы! Спасибо за работу.