Биографии Характеристики Анализ

Нападение норманнов на англию в 1066 году. Норманнское завоевание Англии

Несмотря на возникновение в Англии объективных предпосылок консолидации свободных сословий и перехода к новой форме феодального государства - монархии с сословным представительством, укрепившаяся королевская власть не только не проявляла готовности привлекать представителей сословий к решению вопросов государственной жизни, но и постоянно нарушала, по их мнению, границы своих королевских прерогатив. В 1258 г. на Совете в Оксфорде вооруженные бароны, вновь воспользовавшись недовольством широких слоев свободного населения королевской политикой, заставили короля принять так называемые Оксфордские провизии. В них предусматривалась передача всей исполнительной власти в стране Совету 15 баронов. Наряду с исполнительным Советом для решения важных вопросов три раза в год или чаще должен был собираться Большой совет магнатов, состоящий из 27 членов. Последовавшие затем в 1259г. Вестминстерские провизии предусматривали некоторые гарантии мелким землевладельцам от произвола со стороны сеньоров. Однако требования рыцарства об участии в центральном управлении страной удовлетворены не были. Требования баронов были расценены как попытка установления баронской олигархии.
В этих условиях часть баронов во главе с Симоном де Монфором, искавшая более прочного союза с рыцарством, откололась от олигархической группы и объединилась с рыцарством и городами в самостоятельный лагерь, выступающий против короля и его сторонников. Раскол в стане оппозиции дал возможность королю отказаться от соблюдения Оксфордских провизий. В ходе начавшейся в 1263 г. гражданской войны силам де Монфора удалось одержать победу над сторонниками короля. В 1264г. де Монфор стал верховным правителем государства и реализовал требование рыцарства об участии в государственном управлении. Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно-представительного учреждения - парламента (1265 г). В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и наиболее значительных городов.
В конце XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса, политического соглашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической и социальной стабильности. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства. В 1295 г. был созван "образцовый" парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.
Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне его, а также взаимоотношения с монархом определили особенности как структуры, так и компетенции английского средневекового парламента. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от крупнейших магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов). Английское духовенство не являлось особым элементом сословного представительства. Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее - в палате общин. Первоначально при выборах в парламент не существовало избирательного ценза. Статут 1430г. установил, что в собраниях графств, избиравших представителей в парламент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода.
Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 г. Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут о неразрешенности налогов. В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будет иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.
Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важных полномочия: право законодательной инициативы и участия совместно с королем в издании законов, право решать вопросы о сборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять определенный контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.
Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали просьбу о запрете нарушения старых законов или об издании новых. Король мог удовлетворить просьбу парламента или отвергнуть ее. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название биллей. Так оформилось понятие закона (статута) как акта парламента, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.
В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Статут 1340 г. провозгласил без каких-либо оговорок недопустимость взимания без согласия парламента прямых налогов, а статуты 1362 и 1371 гг. распространили это положение на косвенные налоги. В XV в. парламент стал указывать назначение предоставляемых им субсидий и добиваться контроля над их расходованием.
Стремясь оказывать большее влияние на государственное управление, которое являлось бесспорной прерогативой короны, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название "билль об опале".
Английский парламент, в отличие от французских и германских сословных ассамблей, был единственным общенациональным органом, не имевшим региональных аналогов. Его полномочия и регулярная деятельность, превращение его в постоянный элемент системы управления способствовали не ослаблению, а укреплению прерогатив и легитимных основ королевской власти. Не случайно сложившаяся конституционная доктрина рассматривала корону как составную часть парламента (король и две палаты). На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного органа - Королевского совета. Он стал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. Большой совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту.

Когда феодалы вступили в систематическую борьбу с королями, одно из их главных требований касалось созвания феодальных съездов для разрешения чрезвычайных субсидий, сверх обычных (обычными законными поводами ко взысканию субсидий с вассалов считались 4 случая: когда сеньор выдавал дочь замуж, когда он делал сына рыцарем , когда его приходилось выкупать из плена, когда он отправлялся в крестовый поход). В 1215 году крупные землевладельцы добились от Иоанна Безземельного подписания Великой хартии вольностей , согласно которой король не мог назначать новых налогов без согласия королевского совета (Curia regis), который постепенно эволюционировал в парламент.

организовал совет из 9 членов, который фактически взял короля под опеку и присвоил себе высшее руководство государственными делами. В подспорье этому совету Монфор в начале 1265 года созвал парламент, который по своему составу отличался от прежних феодальных съездов: вызваны были бароны, епископы и аббаты , поддерживавшие партию Монфора, и кроме того по два рыцаря от каждого графства и по 2 депутата от важнейших городов.

Противник и победитель Монфора, Эдуард I , принужден был вернуться к той же системе, чтобы обеспечить себе достаточные субсидии. Начиная с 1295 года он стал созывать парламент по образцу 1265 года. В 1297 году он, подтвердив Великую хартию вольностей, пообещал не взимать налогов без согласия парламента.

Средневековый парламент

В 1649 году Карл I был казнён, монархия пала, была провозглашена Английская республика . В 1653 году Оливера Кромвеля , ставший диктатором с титулом лорда-протектора, распустил Долгий парламент (от которого к тому времени после Прайдовой чистки в 1648 году осталось лишь так называемое Охвостье). Созванный им в 1654 году парламент (en:First Protectorate Parliament) состоял из одной палаты (Палата лордов была упразднена Долгим парламентом в 1649 году). Прежняя избирательная система была признана негодной, так как она предоставляла много мест депутатам от мелких городов, часто находившимся в зависимости от крупных землевладельцев, между тем как новые города совсем не имели представителей. Чтобы устранить этот недостаток, места в парламенте были распределены заново, сообразно количеству населения.

Новый парламент вступил в спор с Кромвелем по вопросу о назначении членов государственного совета. Парламент желал сохранить за собой по крайней мере утверждение этих должностных лиц, но Кромвель не согласен был допустить какое-либо вмешательство парламента в этой области. Кончилось тем, что Кромвель распустил парламент. В 1656 году он созвал новый парламент (en:Second Protectorate Parliament), из которого, однако, с самого начала силой устранил 93 законно избранных депутатов. Этим парламентом по инициативе Кромвеля была сделана попытка создать вновь верхнюю палату, но уже не как палату наследственных пэров, а как состоящую из пожизненных, назначенных лордом-протектором членов (en:Cromwell"s Other House). Попытка эта опять привела к конфликту с Кромвелем и к роспуску и этого парламента. Его сменил последний республиканский парламент (en:Third Protectorate Parliament), просуществовавший в 1659 году меньше года, его затем вновь сменило Охвостье Долгого парламента, просуществовавшее до 1660 году.

Прогрессивные идеи времен республики — необходимость избирательной реформы, преобразование верхней палаты, более тесное общение между законодательной и исполнительной властями — были отброшены Реставрацией Стюартов в 1660 году, когда была восстановлена Палата лордов.

Сейчас парламенты есть практически во всех странах мира и считаются неотъемлемым атрибутом демократического устройства государства. Но в Англии этот институт имеет особое значение. Это символ Англии такой же, как пятичасовое чаепитие или футбол.

Возникновение парламента связано с борьбой короля и баронов, не закончившейся, как оказалось, со смертью упрямого Иоанна I. Его сын Генрих III был коронован, когда ему было лишь 9 лет, а самостоятельно начал править с 1224 г. Он был человеком негосударственного склада ума – любил пышность, покровительствовал искусству, был доверчив и неэнергичен. Государственные дела Генрих поручал фаворитам, в большинстве своем иностранцам. Большое влияние при дворе получили выходцы из Пуату. Им раздавались должности и земли. Недовольные английские феодалы восстали против Генриха в 1233 г., и король вынужден был удалить от себя фаворита Пьера Роше и его земляков. Но вскоре Генрих III женился на Элеоноре Прованской, а за ней в Англию опять последовали рыцари с юга Франции. Своих многочисленных гасконских протеже имела и мать Генриха Изабелла.

Главной чертой королевской финансовой политики при Генрихе III стала расточительность. Он осыпал милостями любимцев, устраивал празднества, вел войну во Франции и Уэльсе. Все это требовало постоянных денежных вливаний, и король беспрестанно созывал съезды крупных вельмож, чтобы испросить очередные пособия. Такие съезды уже тогда назывались парламентами (от франц. «парле» – «говорить»). По другой версии, слово «parliament» возникло в результате слияния латинских «parium» («равные») и «lamentum» («жалобы, печали»). Таким образом парламент представлял собой место, в котором равные по статусу люди могут высказывать свои жалобы. Расхождения в этимологии вызывают и расхождения в отношении истории учреждения первого сословно‑представительного органа в Англии. Некоторые историки утверждают, что прототип современного парламента возник уже в IX в. Тогда Альфред Великий, объединив Англию, созывал парламенты. Согласно другой точке зрения, наиболее распространенной, английский парламент появляется вследствие острых социальных противоречий лишь во второй половине XIII века.

Монарх обращался с денежными требованиями не только к феодалам, но и к городам и торговым корпорациям, закладывая основу для создания будущего органа власти, в который входили представители не только аристократии и духовенства, но и третьего сословия.

В какой‑то момент Генрих загорелся идеей заполучить для сына сицилийскую корону, за что заплатил огромные деньги Папе Римскому. Он залез в долги, невыполнение обязательств грозило Генриху отлучением от церкви. В 1258 г. король попросил о помощи баронов, но встретил в их лице непримиримую оппозицию. Лидером ее был Симон де Монфор, граф Лестерский, сын прославившегося в Альбигойских войнах полководца. Съезд, собравшийся в июне в Оксфорде, получил наименование «Бешеный парламент». Бароны потребовали от короля удаления иностранных советников, прекращения чрезвычайных денежных поборов и новых политических уступок. Их предложения вошли в историю как «Оксфордские провизии».

Генрих вынужден был согласиться на образование комиссии из 24 членов, половину которых назначил он сам, а половину – парламент. Этой комиссии было предоставлено право утверждать и смещать должностных лиц. Был избран государственный совет из 15 членов, которому поручили провести судебную реформу, контролировать все действия короля. В каждом графстве были учреждены комиссии из четырех рыцарей для разбора поступивших жалоб.

Вследствие принятия «Оксфордских провизий» иноземцы были изгнаны из Британии. Генрих и сам уехал во Францию, где заручился поддержкой Людовика IX. Папа освободил английского короля от клятвы, данной им в Оксфорде, и благословил на войну с мятежниками. (Дело в том, что при власти баронов папа перестал получать деньги из Англии.) Война началась в 1263 г. В решающей битве при Льюисе Монфор нанес поражение роялистам. Король был взят в плен и должен был признать оксфордские постановления.

Еще в 1259 г. в Вестминстере мелкие и средние рыцари выработали свои провизии, направленные на ограничение как произвола со стороны короля, так и олигархической власти баронов. Среди последних не было единства мнений насчет формы государственного устройства. Так, Симон де Монфор, провозглашенный протектором государства и ставший фактически королем, полагал, что стоит расширить социальную базу антироялистского движения за счет мелких феодалов, свободных земледельцев и городов. Граф Ричард Глостерский, наоборот, был категорически против такой «профанации». В январе 1265 г. Монфор во исполнение своего плана собрал очередной парламент, к участию в котором помимо прелатов и баронов пригласил представителей упомянутых выше сословий. Этот год и считается годом рождения английского парламента. В марте этот парламент заключил новый договор с принцем Эдуардом и королем, которые признали все перемены в государственном управлении.

Вскоре, однако, Эдуарду удалось обмануть приставленных к нему протектором соглядатаев и начать новый этап вооруженной борьбы. Ричард Глостерский оказал ему поддержку. В августе близ города Эвесгем роялисты одержали победу, Монфор был убит на поле боя. Короля освободили. Война продолжалась два года, и победу в ней одержали король и принц. Впрочем, им пришлось пойти на определенный компромисс, которого добился все тот же граф Глостерский. В 1267 г. была восстановлена Великая хартия вольностей, противники короля получили полную амнистию. В дальнейшем Генрих свято соблюдал все пункты хартии, постоянно советовался с парламентом и замещал государственные должности исключительно англичанами.

В 1295 г. был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по 2 представителя от 37 графств (рыцари) и по 2 представителя от городов. До середины XIV в. они заседали вместе. Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 г. Эдуард I подтвердил в парламенте хартию вольностей, в результате чего появился Статут о неразрешении налогов. В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будет иметь места без общего согласия духовных и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.

Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали требования о запрещении нарушения старых законов или об издании новых. Король мог согласиться с просьбами парламента или их отвергнуть. Однако в XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства, парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название «биллей».