Биографии Характеристики Анализ

Население сарайчика в 14 веке. Северный казахстан и западная сибирь в

Казанский историк о великом прошлом малого народа

Историк средневековых татарских государств и колумнист «Реального времени» Булат Рахимзянов продолжает цикл статей об истории ногаев, предков современных ногайцев, и их прародительницы - Ногайской Орды. Сегодняшний материал он посвятил экономике ногаев. При подготовке были использованы материалы двух книг известного историка-ногаеведа Вадима Трепавлова - «История Ногайской Орды» и «Орда самовольная».

Кочевое скотоводство

Ногаи были кочевыми скотоводами. Вся их экономика строилась на сезонных передвижениях населения и скота по Дешт-и-Кипчаку (Половецкой степи). Иноземные наблюдатели видели в ногаях скитальцев, чуть ли не непрерывно мигрирующих с пастбища на пастбище. Это неудивительно. Ногайская Орда располагалась в степной зоне Нижнего Поволжья, Волго-Яицкого междуречья, Западного и отчасти Центрального Казахстана. В этих краях произрастали травы и травяные кустарники, лесов же было немного.

Ногайское стадо имело обычный для средневековых степных скотоводов набор видов: «кони и верблюды, овцы и животина» (т. е. крупный рогатый скот). Интересную характеристику дал Адам Олеарий: «Их скот велик ростом и силен… У овец …имеются большие толстые хвосты из чистого сала, весящие иногда до тридцати фунтов … Лошади их невзрачны, но сильны и очень выносливы. У них имеются и верблюды, но редко с одним, а обыкновенно с двумя горбами на спине». Коровы славились размерами и удоями и позднее составили основу пород Ставрополья. Лошадей, как правило, держали косяками из десяти маток и одного породистого производителя; косяки объединялись в табуны по 100-150 голов.

Обычным соотношением видов скота у рядовых кочевников было таким: одна лошадь, одна корова, 6-7 овец. Мирзы, конечно, могли себе позволить больший процент лошадей и коров. Достаточным для скудного существования считалось иметь стадо из 50 голов; 500 голов делали человека зажиточным, а тысяча и более - богатым. Именно скот являлся главным богатством и показателем зажиточности: «а опроче … лошадеи и животины, иных никаких животов (т. е. имущества, - прим. Б.Р. ) у них нет».

Сравнительно немногочисленные верблюды использовались в основном как тягловая сила для перевозки колесных кибиток и иногда при пахоте.

Черкесы (слева) и ногайцы (справа) с гравюры А. Олеария. Фото kitabhona.org.ua

Самым тяжелым и убыточным сезоном для скотоводов была зима. Холодное время в восточном Деште (Казахстане) продолжается в среднем 6 месяцев. Стужа и бураны могли нанести сокрушительный урон поголовью скота, а, следовательно, и благосостоянию ногаев. Если же морозы оказывались сильнее обычных или снега выпадало больше, да еще бушевали эпидемии и междоусобицы, то ногаи терпели настоящую катастрофу. В середине 1550-х годов погиб их скот, вспоминал Андрей Курбский, «яко стада конские, так и других скотов, а на лето и сами (ногаи, - прим. Б.Р. ) исчезоша, так бо они живятся млеком точию от стад различных скотов своих». Уже к концу зимы дополнительный урон наносили февральские и мартовские оттепели, когда могли вновь ударить холода, сковав льдом и настом подснежную траву. Ногаи издавна боялись наступления марта, у их дагестанских потомков даже бытовала пословица: «Прошел март - прошло горе».

Нескотоводческие занятия

Важным подспорьем для кочевого хозяйства всегда были охота и рыболовство. В Дешт-и-Кипчаке издавна практиковалось три вида охоты: облавная (на антилоп-сайгаков), зверование (на мелких животных) и соколиная. Все они фиксируются у средневековых ногаев.

Загон сайгаков был любимым развлечением зимующих кочевников. Оставив в кыслав женщин, детей, стариков и бедняков, мужчины, случалось, на несколько месяцев уходили выслеживать добычу. Едва на Волге становился лед, охотники шли на Крымскую сторону, в Подонье, где, очевидно, сохранялись значительные популяции сайгаков. Любопытствующим русским ногаи подробно расписывали свое зимнее времяпрепровождение, когда «люди неуимчивы, ходят для сайгачьи ловли многими людми в степь мало не всю зиму, а в улусах у них в те поры безлюдно». Помимо потехи и военной тренировки массовые облавы приносили и существенную прибавку к пропитанию («тем… они в зимнее время кормятца»).

По мере концентрации жителей Ногайской Орды в астраханской округе все более важной становилась рыбная ловля. Для разоренных в смутах улусов она зачастую оказывалась единственным способом выжить в зимние месяцы (если падеж или угон лошадей не позволял отправиться на охоту). Есть сведения, что истолченную в муку сушеную рыбу употребляли как хлеб.

Ногаи, видимо, абсолютно не знали металлургии. В 1576 г. два русских корабля-бусы стояли на рейде у волжского устья. Ногаи подобрались к ним «и те бусы изпортили и изпросекли, и гвоздье и скобы повыдергали». Данная «акция» диктовалась, несомненно, не вандализмом нападающих, а нуждой в железных изделиях. Вместе с тем минимальные потребности в утвари кочевники обеспечивали себе самостоятельно. Например, освоившись на Крымской стороне, они выбирали для становищ лесистые местности Пятигорья, так как «к тем местам подошли леса, и делают… оне (ногаи, - прим. Б.Р. ) избы (т.е. кибитки, - прим. Б.Р. ) и телеги. И как… оне избы и телеги поделают и всяким издельем лесным наполнятца, и оне… покочуют к Астрахани».


Кочевье ногайцев. Фото elbrusoid.org

Своеобразный всплеск внимания властей Орды к хлебопашеству наблюдался в пору самого жестокого кризиса, когда кочевой сектор экономики в ходе второй Смуты деградировал. В то время земледелие приобрело чрезвычайное и в целом несвойственное ногаям значение для их обеспечения. Когда же ситуация стабилизировалась, просьбы о поставках зерна из России вновь стали очень редкими, поскольку Орда смогла вернуться к кочевому скотоводству. Население вернулось к привычному (и престижному) выпасу стад, и «начатки земледелия» закономерно заглохли.

Торговля

При господстве кочевой экономики Ногайская Орда жизненно нуждалась в получении продукции земледелия и ремесла от оседлых соседей. Будучи окруженной в основном сильными державами, она не могла рассчитывать на обогащение от постоянных набегов и тем более на завоевание их, поэтому необходимые изделия и материалы приобретала чаще путем обмена.

Развитию русско-ногайской торговли способствовали объективные условия, и прежде всего близкое взаимное расположение стран. Самым привлекательным товаром для русских были лошади. Степные кони, по русским источникам, подразделялись на аргамаков, иноходцев, коней отрядных и кобыл. Все они славились силой и выносливостью. Сами ногаи подразделяли своих скакунов на тулпаров (богатырских), бедеу (княжеских), аргымаков (породистых скаковых), юйрик ат (скаковых), ебе и аласа (ординарных). Признанными авторитетами считались знатоки лошадей - сынши , умевшие распознавать качества особи с жеребячьего возраста.

Русский рынок кавалерии формировался еще во времена Золотой Орды. Лошади в ней были чрезвычайно дешевы. Ордынцы гоняли табуны на продажу в русские княжества и Иран. Ввоз коней в Россию в 1470-1480-х гг. продолжала и Большая Орда. С 1520-х гг. главными импортерами стали ногаи. За два столетия они поставили в Россию огромное количество лошадей. Масштабы конского импорта из-за Волги в XV-XVI вв. были столь значительны, что создается впечатление, что словом «конь» обозначались тогда лошади только ногайской породы. Из Дешт-и-Кипчака поступал племенной фонд породистых лошадей. Не будет преувеличением утверждать, что дворянская конница формировалась в основном из него.

Табуны гнали в Россию начиная с середины весны, дождавшись, «как конскои болшои корм поспеет». Излишняя спешка, слишком ранние или поздние снегопады и заморозки в степи приводили к истощению животных, потере их потребительских качеств и удешевлению. Так произошло, например, в 1539 г., когда «были лошади дешевы, едва и живы пришли (в Москву, - прим. Б.Р. ), а иных много помроша, понеже снег пал рано, безъкормиа ради». Поэтому цены колебались в зависимости не только от породы лошадей, но и от физического состояния их.

Торговля ногаев на рынках Восточной Европы не ограничивалась лошадьми. На втором месте по значению в степном экспорте стояли, очевидно, коровы и овцы. Как правило, «животинный базар» устраивался в поволжских городах. Славились также могучие, тучные быки, которые паслись на лугах левобережья.

Ногайский базар. Христиан Гейслер. 1804. Фото nogaici.ru

Один из самых ранних рынков на Руси был посад Холопий в окрестностях Углича, при впадении Шексны в Волгу, - оживленное круглогодичное торжище, куда съезжались и европейские, и восточные купцы. Традиционно привлекательной была Казань, где до русского завоевания устраивались регулярные ярмарки на Гостином острове. Сразу после присоединения ханства к России торг там заглох, но в самом городе базары продолжали работать, и почти вслед за утверждением русской администрации ногаи и Москва стали договариваться о налаживании коммерции в бывшей столице Юрта. Торговля восточными товарами сосредоточилась на Тезицком дворе в центре казанского посада, на Спасской площади. Неподалеку, у церкви Петра и Павла, за Гостиным двором, расположилась особая конская площадка для ногайских табунов.

При вступлении послов и купцов на русскую территорию правительство обеспечивало их охраной, бесплатными подводами, вьючными животными и, если требовалось, брало на себя расходы по их содержанию. Правда, иногда делегации были столь велики, что эти льготы приходилось ограничивать: на бесплатный корм для лошадей могли рассчитывать только послы биев и мирз, а купцы (которые шли в Россию, как правило, в составе посольств) должны были покупать его.

При продвижении караванов и табунов по русской территории к месту торга купцам запрещалось совершать сделки с населением, а местным воеводам вменялось в обязанность выведывать ассортимент товаров и заблаговременно извещать о самых ценных государя. По пути ордобазарцы сами должны были следить за сохранностью своих тюков и животных. Местные власти и правительство снимали с себя ответственность при нарушении режима следования, и в случаях, если что-нибудь из товара пропадет, торговцам заранее заученно заявляли, что «то им от себя (то есть по собственной вине, - прим. Б.Р. ) станетца, а платежу (т.е. компенсации, - прим. Б.Р. ) им на Москве… не будет».

По прибытии в Москву огромный табор размещался на кошеном лугу: во избежание потравы запрещалось ставить ногаев на травостойных угодьях. В принципе, власти следили, чтобы между пришлыми коммерсантами и местными жителями не возникало конфликтов. А если они все же случались, то к разрешению их привлекались высокие чины из дипломатического ведомства - Посольского приказа. Но ногаям строго-настрого велели сидеть в своих «корованах» в окружении стрелецкой стражи «от татбы», «чтобы не ходили и не ездили куды торговати, кто их позовет… а торговали б на базаре. Зане ж государство великое (т.е. большое, обширное, - прим. Б.Р. ) - ино лихово где нет?». Пренебрегавшие этими рекомендациями «базарные люди» принимались разъезжать по «непригожим местам» и, случалось, бесследно исчезали в лабиринтах московских закоулков.

Существенным источником дохода мирз и улусников был полон (плен). Поступал он в основном из набега на русские «украйны». Иногда ногаям удавалось захватить проезжих купцов либо послов или же обратить в рабство и продать послов тех государей, с которыми у Орды портились отношения. В 1560-1570-х годах московское правительство торговало с ордобазарцами «литовским» или «немецким» полоном - европейскими воинами, захваченными воеводами во время Ливонской войны.

Это была очень мощная в военном отношении держава, что позволяло ей некоторое время существенно влиять на политику соседних государств. Илл. altyn-orda.kz

Но все же в большинстве своем в ногайскую неволю попадали именно русские. Это были самые беззащитные перед набегами кочевников жители приграничных селений. В источниках отмечено, что полон у ногаев - только деревенский, нет ни одного горожанина.

Когда набег удавался, русские пленники шли с рук в Большой Ногайской Орде «дешевою ценою: человека золотых в десеть и в пятнатцать, а доброго и молодого в дватцать золотых». Если же добыча оказывалась слишком многочисленной, то «имали… за руского молодого человека по чаше проса, а старых руских людеи били (т.е. убивали, - прим. Б.Р. ), для того что было их купить некому». В мордовских исторических песнях рассказывается о жизни пленных в ногайских кочевьях. Мужчины в основном занимались выпасом скота, а женщин ногаи брали в жены.

Главным предназначением полона у ногаев была его перепродажа на азиатских рынках. Центрами торговли людьми считались Кафа и Стамбул. Русские люди надолго оказывались в ужасающих условиях каторги. От 1627 г. сохранился рассказ некоего Юшки Петрова. В десятилетнем возрасте он был увезен кочевыми воинами из родной деревни, продан в Стамбул и провел в неволе 14 лет.

Другим важным направлением сбыта рабов была Средняя Азия («Туркмен», «Юргенч», «Бухары»). Именно туда везли вероломно захваченных русских послов, гонцов, толмачей, служилых людей, направлявшихся для переговоров к биям и мирзам. Порою в узбекские ханства вели вереницы невольников, взятых в набегах. Из Мавераннахра и Каракумов добраться до родины русским людям было неизмеримо труднее, чем из Крыма или Анатолии.

Итак, в плане общественного уклада Ногайская Орда была наиболее характерным наследником Улуса Джучи, являясь эталоном степного общества для своих соседей. Это была очень мощная в военном отношении держава, что позволяло ей некоторое время существенно влиять на политику соседних государств. У ногаев практически полностью отсутствовал оседлый сегмент общества. У них не было ни одного города, за исключением столицы - Сарайчука (это было наследие Золотой Орды, сами ногаи искусством градостроительства не владели). Данные аспекты существования ногайского государства позволяли ему являться гегемоном Дешт-и-Кипчака некоторое время, однако с изменением исторических условий Мангытский Юрт к середине XVI в. потерял свои позиции и сошел на периферию международной жизни Восточной Европы.

Булат Рахимзянов

Справка

Булат Раимович Рахимзянов - историк , старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006-2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе - международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Автор монографии «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV-XVI вв.» (издательство «Евразия», Санкт-Петербург).
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

После распада Золотой Орды и выделения из ее состава нескольких новых ханств, на территории Самарского Поволжья, особенно в южных районах Заволжья, продолжали господствовать кочевники, так как здесь располагались обширные летние пастбища, а из-за малоснежных зим табунам коней легче было добывать корм из-под снега. Во второй половине XVI-первой половине XVII вв. на территории Заволжья, севернее рек Самары и Кинеля находились дальние летние пастбища и охотничьи угодья башкир и ногаев.

Ногайское государство возникло в конце XIV-начале XV вв. Окончательное формирование этого государственного образования произошло в 40-е гг. XVI в. Территория кочевых владений ногаев простиралась от Аральского моря до Волги с востока на запад и от Каспийского моря до современной Башкирии с юга на север. Во всех работах, посвященных изучению истории поволжской степи и ее народов, приводится выдержка из «Книги Большому Чертежу» конца XVI в. (документ) : «…от верху реки Бузувлука на полях и до синего моря (Каспийского) кочевья все Больших ногаев». Население Ногайской Орды, как и Золотой Орды, было кочевым и разноплеменным, но основная группа была представлена кипчаками или половцами, или куманами. Эта народность появилась в восточно-европейских степях в середине XI в., была ассимилирована монголами и образовала основной этнос Золотой Орды.

В конце XIII в. часть половцев племени мангытов обособилась под руководством князя Ногая. Однако антропоним «ногай» не является самоназванием. Исследователи сходятся во мнении, что это название было дано им другими народами и означало «собака», что дает основание предположить, что это животное было их тотемом. Ногаями мангытов очевидно называли половцы из других кланов. Самоназвание этого народа – мангыты, а их территория обитания – Мангытский улус. Не смотря на единое название и государственное образование, повторилась история Золотой Орды – слияния всех кочевых этнических групп в единую народность не произошло. Образовался непрочный союз из восемнадцати тюркских и монгольских племен, основными из которых были мангыты, найманы, кипчаки и кияты.

В 1577 г. Ногайскую Орду посетил английский путешественник Дженкинсон, отразивший это посещение в своих заметках (документ) : «Они распределены на отдельные группы, называющиеся ордами. Каждая орда имеет своего правителя, называющего себя мурзой, которому они повинуются, как королю. Каждый мурза, или король, имел около себя орду, как своих подданных, с их женами, детьми, скотом».

В зимнее время ногаи кочевали в прикаспийских степях, где легче перенести суровые морозы и бескормицу. Эти места считались основной территорией Ногайской Орды. С наступлением весны кочевники поднимались к северу по рекам Волга и Яик до рек Самара и Кинель. Башкиры, обитавшие севернее, платили ногаям дань. Нередко ставленники ногайских владык находились во главе Казанского ханства. Польский историк Матвей Меховской называл этот народ наиболее многочисленным и самым крупным остатком Золотой Орды. Это был весьма грозный противник, даже для Российской державы.


Из всех кочевых народов, входивших в состав Золотой Орды, ногаи более других оставались верны завету Чингисхана «везде кочевать и никогда не делаться оседлыми». На вопрос путешественников, почему они не строят городов, кочевники отвечали, что «башню строит тот, кто труслив». Однако громадное по территории и народонаселению государство, способное выставить до 200 тысяч воинов, с общим числом мужского населения в 350 тысяч человек, было образованием аморфным, раздробленным и отсталым. Следует отметить, что, не смотря на огромный военный потенциал, неизвестно ни одного случая использования всей массы ногайских вооруженных сил.

Путешественник Дженкинсон оставил характеристику образа жизни этого народа (документ) : «у ногаев нет ни городов, ни домов, живут они открыто в степях. Когда скот съест всю траву, они перекочуют в другое место. Это народ пастушеский, владеющий множеством скота, составляющим все его богатство. Они едят много мяса, главным образом конину, пьют кумыс» . Скот являлся основным богатством народа, пастушество – основным занятием. Ремесла были связаны с переработкой продуктов скотоводства. Ногаи не сеяли и не жали хлеба, многие из них не знали даже его вкуса, а жившие на окраинах и не слышали о нем. Основным мерилом богатства у ногаев был скот: лошади, овцы, верблюды. У мурз число скота доходило до 40 тыс. голов. Скотоводство давало кожу, шерсть, шкуры, войлок, составляло предмет торговли. Ежегодно на Русь из ногайской степи направлялись десятки тысяч голов лошадей и овец. Частично табуны распродавались в Астрахани и Казани, но в основном отправлялись в Москву. Торг с Москвой был настолько выгоден для ногаев, что московское правительство, желая наказать мурз за набеги, запрещало торговать с ними в пограничных городах – Самаре, Царицыне, Саратове. Ногайские посольства везли в Москву жалобы на оскудения из-за запрета на торговлю скотом. Из России в орду везли сукно, панцири, олово, ртуть, шафран, платье, холсты, оружейный припас. Кочевники предпочитали натуральный обмен, деньги не имели широкого хождения, а золото и серебро использовались для украшения. Из Москвы так же шел поток подарков с посольствами не только князю, но и каждому мурзе персонально. Подарки шли за послушание и за государеву службу.

В отличие от Золотой Орды, у ногаев практически не было постоянной резиденции. Единственным ногайским городом был Сарайчик, представлявший собой пустынное незастроенное место в низовьях Яика, где находилась тюрьма и кладбище.

Крайне примитивным был и государственный аппарат. Вся ногайская степь была поделена между мурзами и их ордами на основе вотчинного права. Главой государства был бий (князь), которому помогали избиравшиеся на съезде мурз высшие правительственные чиновники – нурадин (родной брат князя), кековат, тайбуга. В случае смерти князя его приемником становился нурадин. Нурадин практически не подчинялся князю, кековат и тайбуга считали себя в значительной степени независимыми государями.

Все государственные вопросы решались на съезде мурз. Мурзы признавали князя «старшим братом» и клялись подчиняться его приказам, но в тоже время писали в Москву, чтобы на всех мурз смотрели ровно. Часто князья и нурадины жаловались в Москву на своеволие мурз, которые в своих ордах проявляли неограниченную власть. Одним из показательных примеров является жалоба хана Измаила (1555 г.) Ивану IV на своих мурз, уходивших за Волгу в подданство крымского хана. Измаил из года в год просил Ивана IV поставить городки-крепости на волжских переправах, дабы воспрепятствовать этому.

Ногайское общество и государство на протяжении всей своей истории находились на примитивном уровне развития. Удобнее всего определять их государственное и общественное устройство как ранний феодализм с пережитками родоплеменного строя. Основная часть ногаев принадлежала к «черным» людям (кара халик), которые являли собой аналогию полусвободного феодального крестьянина. На «черных людей» были возложены две основные повинности: натуральная и служебная, которые заключались в снабжении мурз и князей всем необходимым. Отсутствие четко выраженной общественной дифференциации способствовало наличию определенной монолитности в низах общества. Помимо «черных людей» существовала еще более низкая категория населения – «кул», нечто вроде крепостных или полупатриархальных рабов. Однако эта категория была невелика и не оказала серьезного влияния на хозяйственную и общественную жизнь. В середине XIV в. Золотая Орда, в том числе и ногаи, приняла в качестве государственной религии ислам. По всей видимости, ногаи исповедовали суннитскую ветвь ислама. Несмотря на бурную предысторию племен и народов, входивших в состав Ногайской Орды, история этого государства оказалась ничем не примечательной и лишенной ярких событий.

В середине XVI в. Русь продолжила свою экспансию на юг и юго-восток, захватила волжский путь и вышла к Каспийскому морю. Ногайская Орда в это время переживала кризис: многочисленные орды не связывала ни экономика, ни этническое единство. Благоприятная ситуация для развала Ногайской Орды сложилась после присоединения к России Среднего и Нижнего Поволжья. Верхам Ногайского государства нужно было определить свое отношение и свое место в отношениях с Россией.

Ногаи сохраняли теснейшие связи с ханами Казани и Астрахани. Эти государства издавна тяготели к Крыму и, следовательно, к Османской империи. Очевидно, что ногаи не могли приветствовать захвата и покорения Казани и Астрахани Россией. В то же время большая часть ногайских мурз понимала, что бороться с таким соседом как Россия бесперспективно. Тем не менее, раскола избежать не удалось. Мурзы, кочевавшие в Заволжских степях во главе с нурадином Измаилом, решили покориться Москве. Оппозицию возглавил князь Юсуф, кочевавший за Яиком. Оппозиция решила перейти к открытой конфронтации. Однако в 1555 г. Юсуф умер и во главе Орды встал Измаил. Уже через три года ногаи, обращаясь к Ивану IV, называли его «государем». Отношения с Россией постепенно пробрели характер вассалитета. В 1557 г. Измаил даже дал московским послам шертную грамоту, что означало признание вассальной зависимости. В самой орде административных изменений не произошло, русские порядки и чиновники в улусах не появились. В Ногайскую Орду по-прежнему шел поток подарков, налаживался товарообмен. Ногайская конница служила русскому князю, а мурзы обещали не оказывать поддержки крымскому хану.

В 50-х гг. XVI в. на территории орды разразился страшный голод, на степь обрушилась засуха, начался падеж скота. Кочевья пришли в запустение и мурзы стали покидать свои территории. Князь Курбский в 1557 г. писал (документ) : «Улусы ногайские, прежде многолюдные и богатые, опустели в жестокую зиму 1557 г., скот и люди гибли от несносного голода» . Результатом стал распад орды на три части: Большую Ногайскую Орду, кочевавшую между Волгой и Яиком на левобережье Волги; Алтыульский улус – восточнее Яика; Малую Ногайскую Орду – Прикубанье.

После смерти Измаила, княжил его сын Тин-Ахмет (1563-1578 гг.). Он пытался восстановить целостность Ногайской Орды и старался избегать конфликтов с Русью, удерживая от набегов мурз. Тин-Ахмет добился определенных успехов в объединении Орды, чем и воспользовался следующий князь – Урус. Урус прослышал о неудачах России в Ливонской войне и решил открыто выступить против Москвы. С его ведома возобновились ногайские и крымско-ногайские набеги. Урус опирался на Турцию и Крым. В 1578 г. на приеме московского посольства он открыто назвал себя государем ногаев.

Турция с Крымом в конце 60-х начале 70-х гг. XVI в. решили при помощи ногаев восстановить Казанское и Астраханское ханства, ликвидировав самостоятельность России. Москве в это время было не до ногаев, так как она занята в Ливонии. С этого времени кочевая знать открыто переходит на сторону противников Москвы. В 1579-1580 гг. Урус готовит поход на Русь, в связи с поражением русских войск от Стефана Батория.

Однако часть мурз считала, что если начнется война, то в убытке окажутся обе стороны. Единого похода так и не получилось, хотя отдельные орды устраивали набеги: в 1581 г. из улуса мурзы Тинбая ходило в набег до восьми тысяч человек, а всего в набегах участвовало до двадцати пяти тысяч ногаев. Москва же за всю вторую половину XVI в. ни разу не ходила к ногаям войной, ограничиваясь посылкой гарнизонов по Волге до Астрахани и заставами в опасных местах.

Все же набеги на русские окраины были скорее исключением, так как основная часть знати понимала необходимость мирных отношений с Русью. До середины 80-х гг. XVI в. Москва для сдерживания ногайских выступлений использовала казачью вольницу, выступая посредником между казаками и ногаями, якобы для ограждения ногаев от казаков. Под этим предлогом и были построены крепости Самара и Уфа.

Окончательно ногаи подчинились Москве после поражения в 1586 г. под Кош-Яицким городком. В 1600 г. бия уже не избирали мурзы, а посадил на престол астраханский воевода. Однако набеги ногаев на русские окраины продолжались вплоть до 1616 г. Завершило свое существование кочевое государство ногаев с приходом калмыков в первой трети XVII в. С этого времени ногаи исчезают из упоминай в русских источниках.

Ногайская Орда

Ногайская Орда возникла в ходе распада Золотой Орды и была одним из крупных государственных объединений. В ХIV-XVIвв. она занимала часть территории Западного Казахстана. Первоначально это объединение племен между Уралом и Волгой называлось «Мангытским юртом», по названию одного из наиболее крупных его племен-мангытов.

Обособление Ногайской Орды началось еще при Едыге, который был крупным деятелем в Золотой Орде. Едыге фактически держал в своих руках власть около 15 лет (1396-1411гг.). Окончательно Ногайская Орда обособилась к середине XV в., усилившись при сыне Едыге Нурад-Дине (1426-1440гг.). Границы Ногайской Орды, как и других кочевых государств, менялись в зависимости от внешнеполитической обстановки. Ко второй половине XVв. Ногаи вышли за пределы левобережья Урала и стали продвигаться к востоку и югу, занимая кочевья в Ханстве Абулхаира.

Этнический состав Ногайской орды был близок к составу племен Ак Орды и Ханства Абулхаира. В Ногайскую Орду входили тюркские и тюркизированные монгольские племена и племенные объединения: мангыты, кипчаки, канглы, конграты, найманы, уйсуни, карлуки, китай, аз (ас), алшин, тама и др.

Во второй половине XVв. появилось название народности «ногаи», под которым они стали известны соседним народам. В Ногайской Орде сложилась улусная система власти и управления. Князь в орде имел наследственную власть - военную, дипломатическую, административную. Орда состояла из нескольких улусов, каждый из которых объединял множество родоплеменных групп. Рядовые кочевники-скотоводы обязаны были кочевать со своими мурзами, вносить подать, являться с оружием во время военных походов. Орда могла выставлять до 300 тыс. воинов.

В XIV-XVI вв. устанавливаются торгово-экономические и политические связи Ногайской Орды с Русским государством и Крымским Ханством. История Ногайской Орды теснейшим образом связана с историей соседних ханств Поволжья и Сибири, Средней Азии и Казахстана, особенно с историей кочевых узбеков и казахов.

После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России, а также в результате междоусобиц среди ногайского правящего рода, Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных орд. Часть ее населения на территории Казахстана вошла в состав Младшего жуза казахов. На северо-востоке часть ногайских родов отошла под власть сибирских владетелей. Владения Ногайской Орды в этом направлении доходили до Иртыша, граничили с территорией Сибирского ханства.

Ногаи – жители Ногайской Орды – известны под этим именем в большинстве источников, в частности русских, хотя имеются сведения, что ногайцы называли себя мангкытами, а свое государство – Мангкытским юртом. Самые ранние упоминания ногаев и Ногайской Орды встречаются в русских источниках – летописях и посольских книгах – под 1479, 1481 и 1486 гг., в западноевропейских – на карте Мартина Вальдзеемюллера 1516 г. и в письме польского короля Сигизмунда I крымскому хану Менгли-Гирею 1514 г., в восточных – в грамотах крымских ханов и сановников государям Польши и Руси 1500, 1510 и 1516 гг.

Ногайская Орда, располагавшаяся на территории левобережья Нижней Волги, Южного Урала, Западного и Центрального Казахстана, в конце XV–XVI в. была одной из ведущих политических сил Евразии. Родоначальником правящей династии в Ногайской Орде считается выдающийся деятель Золотой Орды Едигей, бывший фактическим правителем улуса Джучи в конце XIV – начале XV в.

После гибели Едигея в 1420 г. преемником на правление в Мангкытском юрте, по завещанию, стал его сын Газий, объявленный беком. Газий-бек был жестоким человеком. Не выдержав его произвола, в 1428 г. эмиры убили его и затем со своими людьми стали покидать Орду.

С уходом большинства эмиров и вождей племени в Сибирь Мангкытский юрт на время пришел в упадок. Сыновья и внуки Едигея разбрелись. Один из сыновей, Мансур, ушел к хану Хаджи-Мухаммеду, другой сын, Навруз, находился у Улуг-Мухаммеда, внук Едигея, Воккас, служил Абулхайр-хану. Население, ранее подчиненное Едигею и его преемнику Газию, перекочевало к узбекам, затем ушло в Центральную Азию. В Мангкытском юрте вместе с младшим сыном Едигея Нураддином, по тюркскому обычаю унаследовавшему юрт отца, находившийся на Яике, осталась лишь небольшая часть кочевников.

Претензии Нураддина на главенство над Мангкытским юртом вызвали резкое недовольство со стороны представителей других именитых родов. Вспомнили о незнатном происхождении Едигея и его потомков, не принадлежавших к ветви Чингисхана. В связи с этим сторонникам Нураддина пришлось «обосновать» его право на главенство, наскоро составив генеалогию Едигея. По указанию Нураддина тогда же была составлена генеалогия и преемников Едигея, якобы являющихся потомками то ли суфия Ходжи Ахмеда Яссави, то ли самого Мухаммеда.

Нураддин предпринял ряд мер, чтобы собрать остатки прежнего улуса, но, несмотря на это, он не был объявлен беком Орды. В официальной генеалогической таблице ногайских беков и мурз о нем говорится только как о мурзе, а не как о ногайском беке.

Окончательное формирование Ногайской Орды произошло при сыне Нураддина Воккасе. Воккас был одним из главных лиц при Абулхайре и даже стал его старшим эмиром. Однако, предчувствуя ослабление узбеков, в 1447 г. он отделился от Абулхайра и вернулся в Мангкытский юрт, где было объявлен ногайским беком. В родословной ногайских беков и мурз Воккас назван ногайским беком. Правда, вскоре он был убит агентами Абулхайра. После убийства Воккаса его брат Аббас был провозглашен ногайским беком.

Ногайская Орда (столица Сарайчик) заявила о себе как о самостоятельном государстве к началу XVI в., усилившись в связи с расколом узбекского союза. Тогда многие из племен, ранее входивших в состав узбекского союза, присоединились к ногайцам. «В Ногайскую Орду входили племена: мангкыты, нойманы, кунгарты, кыпчаки, мины, тогучаны, колачи, алчины, чублаки, конклыки, кераиты, кияты и другие», – отмечает Меховский.

При распаде Орды Абулхайра Аббас, вместе с сыновьями Хаджи-Мухаммеда, играл активную роль в захвате восточных владений Абулхайра в устье Сырдарьи, Амударьи и верховьях Иртыша. В XVI в. владения мангкытских беков граничили на северо-западе с Казанским ханством по рекам Самаре, Кинели и Кинельчеку. Здесь находились их летние пастбища. На северо-востоке Ногайская Орда граничила с Сибирским ханством. На юге Алтайские горы были пограничной линией, отделяющей Казахское ханство от Ногайской Орды.

В первой половине XVI в. ногайцы кочевали в низовьях Сырдарьи, у берегов Аральского моря, у Каракума, Барсункума и у северовосточных берегов Каспийского моря.

По своей фактической силе Ногайская Орда стала одним из самых сильных государственных образований, возникших после распада Золотой Орды. Однако то, что правящая в ней династия не относилась к потомкам Чингисхана, делало ее положение не совсем легитимным и ставило ее правителей в более низкое положение по сравнению с другими государями обломков улуса Джучи. В таких условиях фактические ногайские правители – беки, были вынуждены формально признавать власть какого-нибудь соседнего государя. Так, в начале 80-х годов XV в. формальным сюзереном ногаев был сибирский хан Ибак.

Именно под его руководством в январе 1481 г. ногайское войско разгромило ставку хана Большой Орды Ахмата: «…прииде на него царь Ибак Нагайский и Орду взя; а самого безбожнаго царя Ахмата убил шурин его нагайский мурза Ямгурчей». После гибели Ибака ханом был сделан его брат Мамук. В самом конце XV в. его войска смогли на короткое время захватить союзную России Казань и свергнуть с престола ставленника Ивана III Мухаммед-Эмина. Однако долго удержаться в Казани Мамук не смог. Осаждали город ногаи и при Абдул-Латифе, но тогда удалось отбиться. В 1505 г., в то время, когда Мухаммед-Эмин отказался подчиняться Москве и перебил русских в Казани, ногайцы прислали ему на помощь 20-тысячное войско, с которым хан осаждал Нижний Новгород. Когда же на казанский престол сели представители династии Гиреев, влияние ногаев в ханстве усилилось. На помощь казанцам пришло 30 тыс. ногаев, «хотящее битися с Русью, обогатитися руским пленом и наимом царевым».

К началу XVI в. ногайские правители уже не нуждались в марионеточных ханахчингисидах, и Ногайская Орда стала полностью самостоятельным государственным образованием. Непосредственные дипломатические отношения Ногайской Орды с Россией устанавливались в конце XV в. С этого времени начинается постоянный обмен посольствами между государствами, несмотря на определенные противоречия в вопросе о Казани, в которой ногайские правители стремились усилить свое влияние. Например, сведения о ногайском посольстве в Москву были занесены в официальную летопись под 1502 г. Интересно, что ногайские беки первое время не настаивали на равном статусе с великими князьями. Лишь в 30-е гг. XVI в. они стали требовать признания равенства или даже своего превосходства над русскими правителями. Дошло даже до того, что у Москвы требовали выплаты дани, которая причиталась с русских земель во времена могущества Золотой Орды.

Первая четверть XVI в. оказалась и очень тяжелой для нового тюрко-монгольского государства. Началась ожесточенная борьба за власть между претендентами на бекство. Одновременно обрушились казахи с востока. В таких условиях многие ногаи переправлялись на правый берег Волги и оказывались в зависимости от крымского хана. Подчинившись ему, они участвовали в опустошительном походе Мухаммед-Гирея на Россию в 1521 г. Впрочем, русская летопись указывает на не совсем добровольное участие ногаев в походе: крымский хан «их же тогда одоле» т. е. они были подчинены силой. Однако уже в 1523 г. ногаи убили Мухаммед-Гирея и нанесли Крымскому ханству тяжелый удар.

С середины 20-х гг. могущество Ногайской Орды растет: внутренние конфликты на время улажены, Крымское ханство перестало быть опасным.

Близкое соседство позволяло ногаям влиять на внутреннее положение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, сажать на троны своих ставленников. По некоторым источникам, эти государства были обязаны отчислять определенные платежи правителям Ногайской Орды. Еще более непосредственному и интенсивному воздействию южных кочевников подвергались башкирские племена – подданные мангкытских беков.

Восточными соседями Ногайской Орды были Казахское ханство и ханства Средней Азии. Отношения ногаев с казахскими династиями тоже развивались сложно, между ними случались жестокие войны. В первой четверти XVI в. хан Касим завоевал все степи за Волгой, но во второй четверти произошла ногайская «Реконкиста», и Казахское ханство превратилось в вассала ногаев. Узбекские же государства служили главным образом приютом для беженцев из Ногайской державы – беков и мурз, потерпевших неудачу в междоусобной борьбе.

Политическое влияние ногаев на Россию было ограниченным как из-за религиозного (ислам) и экономического (кочевое скотоводство) барьеров, так и по причине отдаленности. Лишь со второй половины XVI в. в Московское царство стали переселяться мурзы; некоторые из них положили начало княжеским фамилиям (Кутумовы, Урусовы, Юсуповы и др.). Ногайские отряды нередко действовали в составе русских армий в Ливонской вой не и позже, в кампаниях против поляков, немцев и шведов.

Следует отметить, что среди ногайских правителей не было единства по отношению к Казанскому ханству и, следовательно, России. В ногайской верхушке начался раскол в отношении России, причем проходил он по «географическому признаку». Мурзы, кочевавшие у Волги, склонялись к дружественным отношениям с московскими властями и согласны были признать русские интересы в Казани. Это объяснялось их экономическими связями с Москвой – они продавали в России огромные табуны лошадей и получали значительные «поминки» от великокняжеского правительства. Кроме того, именно у русских они покупали необходимые для кочевников товары. Не случайно поэтому, что многочисленные ногайские посольства часто касались вопросов торговли.

Мурзы же, кочевавшие на востоке Ногайской Орды, зачастую занимали антирусскую позицию, так как экономически не были заинтересованы в расширении взаимовыгодной торговли с Россией.

В конце 40-х гг. XVI в. ногайским беком становится Юсуф. Его отношение к России было сложным: он требовал от русской стороны признания себя правителем, равным по рангу золотоордынским или крымским ханам. Русская сторона не могла принять подобные требования. Несколько раз Юсуф собирался устроить поход на русские земли, но каждый раз эти замыслы срывались.

Брат Юсуфа Исмаил, второе лицо среди ногайской знати, занимал доброжелательную по отношению к России позицию. Это имело объяснение: он контролировал западную часть Ногайской Орды и был кровно заинтересован в стабильных дружественных отношениях с Москвой для торговли. Когда фактически прекратились отношения Юсуфа и Москвы, отношения с Исмаилом продолжались. Русские власти делали на него ставку, стремясь вызвать конфликт между братьями и ослабить Орду в целом. В начале 50-х гг. XVI в. Исмаил сорвал несколько походов против России, в том числе и в 1552 г., когда шла осада Казани. В конце 1554 г. Юсуф погиб, и беком стал ориентировавшийся на Россию Исмаил. Теперь России можно было не опасаться набегов многочисленной ногайской конницы на границы и укреплять свое положение в недавно подчиненной Астрахани.

В действительности смерть бия Юсуфа была лишь началом бедствий, которые обрушились на Ногайскую Орду. Война между Исмаилом и его племянниками (детьми Юсуфа) продолжалась несколько лет и характеризовалась небывалым ожесточением и гибелью большого числа кочевников. Лишь в 1557 г. Исмаилу удалось окончательно утвердиться на престоле. В довершение всех бедствий на Орду обрушились страшный голод и эпидемии. В результате Ногайская Орда никогда больше не смогла добиться того могущества, какое у нее было до смуты 50-х гг. XVI в. Начинается повальное бегство подданных бека на правую – крымскую – сторону Волги.

Хорошие отношения с Исмаилом не мешали Ивану IV с почетом принимать в России его династических соперников – родственников погибшего бека Юсуфа.

Исмаил-бек умер в 1563 г. В последние годы его правления Орда смогла несколько усилиться, но в действительности она была намного слабее, чем до начала его правления.

После смерти Исмаила беком стал его сын Дин-Ахмет (1563–1578 гг.). Новый правитель подтвердил преемственность политики на союз и сотрудничество с России. Преемником Дин-Ахмета стал Урус (1578–1590 гг.), который, в конце концов, постепенно склонился к антирусской позиции: начались переговоры Ногайской Орды с Крымским ханством и набеги их отрядов на пограничные территории России. Причину такой смены внешнеполитической ориентации следует искать, видимо, в стремлении бека Уруса к равноправным отношениям с царем и желании получать больше «жалованья». Впрочем, Урус еще раньше, в 1569 г., во время похода турок на Астрахань, снабжал армию вторжения продовольствием и фуражом.

Одной из причин ухудшения отношений между Ногайской Ордой и Россией было также основание русских городов в Поволжье. В 1586 г. была основана Самара, в 1589 г. – Царицын, в 1590 г. – Саратов. Был построен город и в Башкирии, на той земле, которую ногаи считали своей, – Уфа (1586 г.). Бекам объясняли, что новые города призваны защитить ногаев от нападений волжских казаков, которые в то время стали сильно беспокоить Орду. В действительности же города основывались на местах самых удобных переправ через Волгу с целью прекратить набеги кочевников. Все требования ногайской стороны оставить вновь построенные города отвергались. Среди самих ногаев не было единства: часть переходила на крымскую сторону Волги и присягала крымскому хану, часть уходила в так называемую Малую Ногайскую орду на Северном Кавказе. Значительная часть мурз не поддерживала антирусского курса бека склонялась к дружбе с Москвой. Но в 1581 г., когда Сарайчик был сожжен вольными казаками, ногайские власти обвинили в организации нападения русское правительство. Вообще же казаки в конце 70-х – начале 80-х гг. XVI в. обосновались на реке Яик, на исконных ногайских землях. В 1586 г. бек предпринял попытку взять казачий городок, но его войска были разбиты пришельцами. В таких условиях в том же 1586 г. Урус был вынужден пойти на нормализацию отношений с Россией.

В конце XVI в. на Яике появляются и русские правительственные воеводы, которые, несмотря на протесты Ногайской Орды, основывают Яицкий городок.

После гибели бека в Ногайской Орде начинается очередная смута. Не осталась в стороне от событий и Россия: ей было выгодно ослабление Орды.

Во второй половине XVI в. Ногайская Орда распалась на Ногаи Большие, Ногаи Малые и Алтыульскую орду, которые выдающейся исторической роли не сыграли.

После кровавой междоусобицы уцелели лишь жалкие остатки когда-то могучего государственного образования. Территория ногаев теперь ограничивалась в основном междуречьем Волги и Яика. Беком стал Иштерек (1600 г.). Зависимость Орды от русских властей росла. Усиливался разброд среди самих ногаев, большие их группы откочевывали под власть Крымского ханства.

Российское правительство активизировало проведение политики по разжиганию ссор между различными представителями ногайской аристократии, стремясь не допустить восстановления единства Ногайской Орды. В разгар кризиса в 1619 г. Иштерек умер.

После его смерти вспыхнула очередная междоусобица, поддерживаемая русскими властями в Астрахани. В конце концов новым беком был провозглашен Канай, но успокоения в степях не наступило, продолжались войны. Ситуация еще больше усложнилась с началом широкомасштабного нашествия калмыков, которые и нанесли Орде смертельный удар. Большая часть ногаев тогда перешла на правую сторону Волги. Много вреда ногаям причинили и астраханские власти, правительственные воеводы, стрельцы. Фактически к середине 30-х гг. XVII в. Ногайская Орда прекратила свое существование, а последний бек Канай оказался в астраханской тюрьме, где и умер в 1638 г.

Итак, Ногайская держава доминировала и являлась одним из безусловных гегемонов Восточной Евразии, хотя и сравнительно непродолжительный срок – в конце XV и первой половине XVI в. Апогей ее могущества пришелся на вторую четверть XVI столетия, после чего происходит постепенное ослабление ее и в конце концов распад.

С Ногайской Ордой и выходцами из нее соприкасались и отчасти ассимилировались предки казахов и кыргызов, татар казанских и крымских, сибирских и астраханских, башкир и каракалпаков, туркмен и калмыков, донских и уральских казаков, а также многих народов Северного Кавказа.

В ходе своих миграций ногаи несли и элементы духовной культуры. У тюркских народов Евразии (ногайцев, татар, башкир, казахов, каракалпаков и др.) сложился общий пласт героического эпоса, так называемый ногайский цикл, повествующий о Едигее и его потомках. Сама фигура родоначальника мангкытских беков Едигея была сакрализована казахами и каракалпаками, которые почитали его как покровителя лошадей. Народ ногой фигурирует и в героическом эпосе кыргызов «Манас».


| |

), распалось в результате междоусобиц и внешнего давления в первой половине XVII в.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Важную роль в создании и упрочении Ногайской орды сыграл темник Золотой Орды Едигей . Сам выходец из племени Мангут (мангыт), Едигей с 1392 года стал улубеем манғытов.

    В 90-е годы XIV века Едигей вёл войны с Тохтамыш -ханом, во-первых, за господство в Золотой Орде, во-вторых, в целях укрепления власти Мангытского юрта над соседними владениями, расширения его границ.

    Будучи темником, Едигей, не имевший право на ханский титул, в течение 15 лет (1396−1411) являлся фактическим правителем Золотой Орды.

    С 1412 года Мангытской ордой правили потомки Едигея.

    В это время сам Едигей принимал активное участие в междоусобной борьбе ханских наследников за золотоордынский престол, в ходе которой, примкнув к одному из них, потомку Чингиз-хана, Чокре -оглану, Едигей стал его беклярбеком . После победы в 1414 году над занявшим (в том же году) золотоордынский трон Кепек -ханом и изгнания его из столицы Сарая , Едигей стал беклярбеком (или великим эмиром) Золотой Орды, кем и был до своей смерти в 1419 году.

    При правлении Едигея произошло постепенное обособление Мангытской орды и превращение её земель в независимое феодальное владение. Владения Мангытской Орды расширились до Западно-Сибирской низменности . Именно сюда бежал и там умер Тохтамыш-хан, на этой земле племя тайбуга признало над собой власть Едигея.

    В это время в связи с расширением владений и подчинением целого ряда племен стала формироваться и ногайская народность .

    Окончательно, Ногайская Орда, как независимое государство, сформировалась в 40-х годах XV столетия (к 1440 году ) в связи с распадом Улуса Орда-Эджена - вассального государства восточного крыла Золотой Орды.

    Ногайская Орда находилась на северо-западе нынешнего Казахстана . Её основная территория находилась в степях между Волгой и Яиком (Уралом). На востоке ногаи кочевали по левобережью Яика, на юго-востоке их кочевья доходили до Южного Приаралья , на юге - до центрального Восточного Прикаспия , на западе - до Астраханского ханства , на северо-западе до Казанского ханства , на северо-востоке - до Западно-Сибирской низменности .

    Столица Ногайской Орды

    Политическим центром Ногайской Орды был город Сарайчик на р. Яик (нижний Урал).

    Город был основан в XIII веке. В период существования государства Золотая Орда через Сарайчик проходили оживленные торговые пути из Крыма и с Кавказа в Каракорум и Китай . XIII−XIV века были периодом расцвета города, но в XV веке Сарайчик был разрушен войсками Тамерлана , а жители, в основном, перебиты. Лишь став столицей Ногайской орды, город вновь начал возрождаться. В начале XVI века казахский хан Касым захватил Сарайчик, где хан Касым вскоре и умер. В итоге, его войска снова вернулись к своим сородичам. В 1580 году Сарайчик был захвачен волжскими казаками , полностью разорен и разрушен. В Сарайчике были похоронены некоторые ханы Золотой и Ногайской орды.

    История Орды

    Судя по письменным источникам, ногаи в середине XV века доходили до среднего течения Сырдарьи , захватывали укреплённые города. Например, в 1446 году мангыт Уакас-бий был правителем города Узгент на левобережье Сырдарьи, к западу от современного села Акжол в Южно-Казахстанской области . Важную роль в политической жизни Восточного Дешт-и-Кыпчака в XV веке играли потомки Едигея - Муса-мырза и Жанбыршы (Ямгурчи).

    В 1496 состоялся сибиро-ногайский поход на Казань.

    В начале XVI вследствие постоянных междоусобиц в Ногайской орде начался упадок. Власть ханов сильно ослабела.

    В 1520 году казахский хан Касым захватывает Сарайчик, столицу Ногайской Орды.

    В первой половине 1550-х годов в результате трёхлетней засухи и гололедицы зимой, пал весь скот, в среде ногаев началась междоусобная борьба, следом пришла эпидемия чумы, 80 % населения вымерло, и ногаи стали откочёвывать на Северный Кавказ .

    В результате начавшейся в орде смуты, а также в связи с присоединением Казанского, Астраханского ханств к Московскому государству, Ногайская Орда стала распадаться на несколько самостоятельных владений.

    В 1634 году калмыки вновь напали на Большую Ногайскую Орду и разгромили её, истребив часть ногаев; оставшиеся были вынуждены перебраться на правобережье Волги и кочевать с Малой Ногайской ордой .

    В конечном итоге, ногайцы перекочевали на Северный Кавказ .

    Правители Ногайской орды

    • Едиге (1396-1411)
    • Нур ад-дин (1426-1440)

    Вооружённые силы

    Поскольку почти все население орды было кочевое, то и армия в основном оказалась преимущественно конной. Её основу составляла легкая конница, состоявшая из кочевников, годная для дальних походов и засад. Тактика ногайских воинов сводилась к маневренным и быстрым ударам конницы. Наиболее боеспособными были гвардия хана и дружины удельных мурз и биев, вызываемых в случае войны или другой необходимости. Поскольку в орде не было сильно развитых в ремесленном плане городов, вооружение ввозилось, в основном, из Бухары и Самарканда . Численность войска достигала 30 тыс. человек.

    Хозяйство

    Основу хозяйства составляло кочевое скотоводство (лошади, овцы, крупный рогатый скот и верблюды) и транзитная торговля. В то время как население остальных татарских государств в основном перешло к оседлому образу жизни, экономика Ногайской Орды по-прежнему носила кочевой характер. На территории этого государственного образования располагался только один город - Сарайчик, который достался ему в наследство от Золотой Орды. Однако, Сарайчик вследствие нескольких захватов волжскими казаками уже потерял своё прежнее значение крупного торгового центра и вскоре перестал играть какую-либо роль в экономике ханства.