Биографии Характеристики Анализ

Название произведения французского писателя франсуа рабле. Франсуа рабле - биография, информация, личная жизнь

Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин” (1856), “Дворянское гнездо” (1859), “Накануне” (1860), повести “Ася” (1858), “Первая любовь” (1860) и многие другие произведения. Любовь в глазах Тургенева прежде всего таинственна: “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо”, - читаем в финале романа “Дворянское гнездо”. Вместе с тем способность любить Тургенев считал мерилом человеческой ценности. В полной мере этот вывод относится и к роману “Отцы и дети”.

Любовь играет существенную роль в жизни Николая Петровича Кирсанова. Женившись сразу же после смерти родителей, Николай Петрович всецело отдается мирному течению деревенской жизни. “Десять лет прошли как сон”. Смерть жены - страшный удар для Николая Петровича. “Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель; собрался было за границу, чтобы хоть немного рассеяться... но тут настал 48-й год”.

Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее, “...она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный... Остальное досказывать нечего...” Фенеч-ка привлекает Кирсанова именно своей молодостью, красотой.

Тургенев проводит через испытания любовью и Павла Петровича Кирсанова. Встреча на балу с княгиней Р. резко изменила жизнь героя.

Павел Петрович не в силах противиться своему чувству. Пронаблюдаем за отношениями Кирсанова и княгини Р. “Тяжело было Павлу Петровичу, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал... таскался за ней повсюду... вышел в отставку...” Безответная любовь окончательно выбивает Павла Петровича из колеи. “Десять лет прошло... бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро”. Известие о смерти княгини Р. заставляет Павла Петровича бросить все и поселиться в родовом имении, “...потеряв свое прошедшее, он все потерял”. Дуэль с Базаровым из-за Фенечки говорит, конечно же, не о силе чувств Кирсанова, а о мелкой ревности и желании отомстить за поражение в споре. Но можно ли говорить, что “старички” Кирсановы не выдержали испытания любовью? Мне кажется, что нельзя. Слишком уж сильное и сложное чувство - любовь!

В суждениях о любви Аркадия Кирсанова чувствуется влияние Базарова. Подобно своему “учителю”, младший Кирсанов считает любовь “вздором”, “чепухой”, “романтизмом”. Впрочем, реальная жизнь быстро ставит все на места. Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой заставляет Аркадия ощутить себя “школьником”, “студентиком” рядом с ней. “Напротив, с Катей Аркадий был как дома...” Молодой Кирсанов, говоря словами Базарова, не создан для “терпкой, бобыльной жизни”. Судьба Аркадия типична. Женившись на Катерине Сергеевне, он становится “рьяным хозяином”. “У Катерины Сергеевны родился сын Коля, а Митя уже бегает молодцом и болтает речисто”. Интересы Аркадия замыкаются в тесном кругу семейных и хозяйственных забот.

Попытаемся теперь выяснить, что значит любовь в жизни Базарова, ведь молодой нигилист отрицает все “романтические чувства”. Впрочем, Базаров “далеко не женоненавистник”. Он был “великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью...” Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых - молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров испытывает страсть к Одинцовой. Получается, что Базаров не любит Фенечку, он испытывает к ней чисто инстинктивное влечение. Иное дело отношения с Одинцовой. “Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему - все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней “не добьешься толку”, а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил”. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой. Именно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. “Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр”, - говорит он об Одинцовой. А между тем Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное волнение, даже робость в отношениях с Одинцовой. Чувства Базарова - это не только физическая страсть, это любовь, “...он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”.

Борьба Базарова со своим чувством изначально обречена на неудачу. Своим романом писатель утверждает вечные ценности любви, красоты, искусства, природы. Во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту и таинственность летней ночи, “...сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание. Одинцова не шевелила ни одним членом, но тайное волнение охватывало ее понемногу... Оно сообщилось Базарову. Он вдруг почувствовал себя наедине с молодою, прекрасною женщиной...” “Любовь” и “романтизм”, над которыми Базаров так едко смеялся, входят в его душу. Евгений прекрасно видит, что Одинцова слишком уж себя “заморозила”, что она очень высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Прощаясь перед смертью с Одинцовой, тургеневский герой говорит о своем высоком предназначении, о трагическом одиночестве, о России. Исповедальные слова! Такие произносят только перед священником или самым близким человеком... Смерть Базарова свидетельствует о его незаурядности. “Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг...” (Писарев).

Таким образом, и в жизни братьев Кирсановых, и в жизни нигилиста Базарова любовь играет трагическую роль. И все же сила и глубина чувств Базарова не пропадают бесследно. В финале романа Тургенев рисует могилу героя и “двух уже дряхлых старичков”, которые приходят на нее. Но ведь это же любовь! “Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...” Таков философский финал романа “Отцы и дети”. Главный итог жизни Базарова в том и заключается, что герой сумел, пусть на недолгое время, пробудить непосредственные чувства в тех, кто холоден от природы, как Одинцова. Базаров оставляет в мире любовь, а не ненависть или нигилизм. Поэтому так уместны в финале романа слова Тургенева “о вечном примирении и о жизни бесконечной...”

Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин” (1856), “Дворянское гнездо” (1859), “Накануне” (1860), повести “Ася” (1858), “Первая любовь” (1860) и многие другие произведения. Любовь в глазах Тургенева прежде всего таинственна: “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо”, - читаем в финале романа “Дворянское гнездо”. Вместе

С тем способность любить Тургенев считал мерилом человеческой ценности. В полной

Мере этот вывод относится и к роману “Отцы и дети”.

Любовь играет существенную роль в жизни Николая Петровича Кирсанова. Женившись сразу же после смерти родителей, Николай Петрович всецело отдается мирному течению

Деревенской жизни. “Десять лет прошли как сон”. Смерть жены - страшный удар для

Николая Петровича. “Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель; собрался было

За границу, чтобы хоть немного рассеяться... но тут настал 48-й год”.

Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее, “...она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный... Остальное досказывать нечего...” Фенечка привлекает Кирсанова именно своей молодостью, красотой.

Тургенев проводит через испытания любовью и Павла Петровича Кирсанова. Встреча на балу с княгиней Р. резко изменила жизнь героя.

Павел Петрович не в силах противиться своему чувству. Пронаблюдаем за отношениями

Кирсанова и княгини Р. “Тяжело было Павлу Петровичу, когда княгиня Р. его любила; но

Когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он

Терзался и ревновал... таскался за ней повсюду... вышел в отставку...” Безответная

Любовь окончательно выбивает Павла Петровича из колеи. “Десять лет прошло...

Бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро”. Известие о смерти княгини Р.

Заставляет Павла Петровича бросить все и поселиться в родовом имении, “...потеряв

Свое прошедшее, он все потерял”. Дуэль с Базаровым из-за Фенечки говорит, конечно же,

Не о силе чувств Кирсанова, а о мелкой ревности и желании отомстить за поражение в

Споре. Но можно ли говорить, что “старички” Кирсановы не выдержали испытания

Любовью? Мне кажется, что нельзя. Слишком уж сильное и сложное чувство - любовь!

В суждениях о любви Аркадия Кирсанова чувствуется влияние Базарова. Подобно своему “учителю”, младший Кирсанов считает любовь “вздором”, “чепухой”, “романтизмом”. Впрочем, реальная жизнь быстро ставит все на места. Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой заставляет Аркадия ощутить себя “школьником”, “студентиком” рядом с ней. “Напротив, с Катей Аркадий был как дома...” Молодой Кирсанов, говоря словами Базарова, не создан для “терпкой, бобыльной жизни”. Судьба Аркадия типична. Женившись на Катерине Сергеевне, он становится “рьяным хозяином”. “У Катерины

Сергеевны родился сын Коля, а Митя уже бегает молодцом и болтает речисто”. Интересы Аркадия замыкаются в тесном кругу семейных и хозяйственных забот.

Попытаемся теперь выяснить, что значит любовь в жизни Базарова, ведь молодой нигилист отрицает все “романтические чувства”. Впрочем, Базаров “далеко не женоненавистник”. Он был “великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью...” Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых - молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров испытывает страсть к Одинцовой. Получается, что Базаров не любит Фенечку, он испытывает к ней чисто инстинктивное влечение. Иное дело отношения с Одинцовой. “Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней,

Свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему - все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней “не добьешься толку”, а

Отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил”. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой. Именно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. “Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр”, - говорит он об Одинцовой. А между тем Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное волнение, даже робость в отношениях с Одинцовой. Чувства Базарова - это не только физическая страсть, это любовь, “...он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”.

Борьба Базарова со своим чувством изначально обречена на неудачу. Своим романом писатель утверждает вечные ценности любви, красоты, искусства, природы. Во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту и таинственность

Летней ночи, “...сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание. Одинцова не шевелила ни одним членом, но тайное волнение охватывало ее понемногу... Оно сообщилось Базарову. Он вдруг почувствовал себя наедине с молодою, прекрасною женщиной...” “Любовь” и “романтизм”, над которыми Базаров так едко смеялся, входят в его душу. Евгений прекрасно видит, что Одинцова слишком уж себя “заморозила”, что она очень высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Прощаясь перед смертью с Одинцовой, тургеневский герой говорит о своем высоком предназначении, о трагическом одиночестве, о России. Исповедальные слова! Такие произносят только перед

Священником или самым близким человеком... Смерть Базарова свидетельствует о его

Незаурядности. “Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий

Подвиг...” (Писарев).

Таким образом, и в жизни братьев Кирсановых, и в жизни нигилиста Базарова любовь играет трагическую роль. И все же сила и глубина чувств Базарова не пропадают бесследно. В финале романа Тургенев рисует могилу героя и “двух уже дряхлых старичков”, которые приходят на нее. Но ведь это же любовь! “Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...” Таков философский финал романа “Отцы и дети”. Главный итог жизни Базарова в том и заключается, что герой сумел, пусть на недолгое время, пробудить непосредственные чувства в тех, кто холоден от природы, как Одинцова. Базаров оставляет в мире любовь, а не ненависть или нигилизм. Поэтому так уместны в финале романа слова Тургенева “о вечном примирении и о жизни бесконечной...”


Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть

С ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за

Границу. Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней; года четыре провел

Он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие... но ничто не

Помогало. Ее образ, этот непонятный, почти бессмысленный, но обаятельный образ слишком глубоко внедрился в его
душу.
В Бадене он как-то опять сошелся с нею по-прежнему; казалось, никогда еще она так страстно его не любила... но через месяц все уже было

Кончено: огонь вспыхнул в последний раз и угас навсегда. Предчувствуя неизбежную разлуку, он хотел по крайней мере остаться ее другом, как

Будто дружба с такою женщиной была возможна...
Она тихонько выехала из Бадена и с тех пор постоянно избегала Кирсанова. Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже

Не мог попасть в прежнюю колею. Как отравленный, бродил он с места на место; он еще выезжал, он сохранил все привычки светского человека; он

Мог похвастаться двумя, тремя новыми победами; но он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал. Он

Состарился, поседел; сидеть по вечерам в клубе, желчно скучать, равнодушно поспорить в холостом обществе стало для него потребностью,

— знак, как известно, плохой.
О женитьбе он, разумеется, и не думал. Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро. Нигде время

Так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорей. Однажды, за обедом, в клубе, Павел Петрович узнал о смерти княгини Р.

Она скончалась в Париже, в состоянии близком к помешательству. Он встал из-за стола и долго ходил по комнатам клуба, останавливаясь, как

Вкопанный, близ карточных игроков, но не вернулся домой раньше обыкновенного. Через несколько времени он получил пакет, адресованный на его

Имя: в нем находилось данное им княгине кольцо. Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест — вот разгадка.
Это случилось в начале 48-го года, в то самое время, когда Николай Петрович, лишившись жены, приезжал в Петербург. Павел Петрович почти

Не видался с братом с тех пор, как тот поселился в деревне: свадьба Николая Петровича совпала с самыми первыми днями знакомства Павла

Петровича с княгиней. Вернувшись из-за границы, он отправился к нему с намерением погостить у него месяца два, полюбоваться его счастием, но

Выжил у него одну только неделю. Различие в положении обоих братьев было слишком велико. В 48-м году это различие уменьшилось: Николай

Петрович потерял жену, Павел Петрович потерял свои воспоминания; после смерти княгини он старался не думать о ней.
Но у Николая оставалось чувство правильно проведенной жизни, сын вырастал на его глазах; Павел, напротив, одинокий холостяк, вступал в

То смутное, сумеречное время, время сожалений, похожих на надежды, надежд, похожих на сожаления, когда молодость прошла, а старость еще не

Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомянуть романы "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Ася", "Первая любовь" и многие другие произведения. Любовь, по мнению Тургенева, таинственна. "Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо",- читаем в финале романа "Дворянское гнездо". Вместе с тем способность любить Тургенев считал мерилом человеческой ценности. В полной мере относится это и к роману "Отцы и дети".

Что же значит любовь в жизни Базарова? Ведь молодой нигилист отрицает все "романтические чувства". Впрочем, нельзя представить героя аскетом. Он был "великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью...".
Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых,- молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров выведен из душевного равновесия страстью к Одинцовой (об этом говорит и симметричное построение глав). Речь, таким образом, не идет о любви героя к миловидной, но простенькой и "пустой" Фенечке.

Иное дело - отношения с Одинцовой. "Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему - все, казалось говорило в его пользу, но он скоро понял, что в отношениях с ней "не добьешься толку", а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил". Тургенев показывает внутреннюю борьбу героя с самим собой. Именно в этом содержится объяснение показного цинизма Базарова. "Этакое богатое тело! Хоть в данный момент в анатомический театр",- говорит он об Одинцовой. А между тем Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное беспокойство, более того робость в отношениях с Одинцовой. Чувство Базарова - это не только физическая страсть, "голос крови", это - любовь. "...Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем постоянно трунил, что возмущало всю его гордость". Борьба Базарова со своим чувством изначально обречена на неудачу.

Своим романом Тургенев утверждает вечную ценность для человека любви, красоты, искусства, природы. Во пора свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту и таинственность летней ночи. Герой прекрасно видит, что Одинцова слишком уж себя "заморозила", что она очень приподнято ценит свое спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Прощаясь перед смертью с Одинцовой, тургеневский герой говорит о своем высоком предназначении, о трагическом одиночестве, о России. Исповедальные слова! Такие слова произносят только перед самым близким человеком... Базаров - незауряден во всем. И все-таки такой тип людей пока остается невостребованным. Базаров умирает. "Умереть так, как умер Базаров,- все равно что сделать великий подвиг..." (Писарев).

Любовь играет существенную роль в жизни Николая Петровича Кирсанова. Женившись сразу же после смерти родителей, Николай Петрович отдается мирному течению деревенской жизни. "Десять лет прошли как сон". Смерть жены - страшный удар для Николая Петровича. "Он еле-еле вынес тот самый удар, поседел в несколько недель; собрался было за рубеж, чтобы хоть немного развеяться... но тут настал 48-й год".

Отношения Николая Петровича с Фенечкой немаловажно спокойнее. "... Она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный... Остальное досказывать нечего..." Фенечка привлекает Кирсанова аккурат своей молодостью, красотой.

Тургенев проводит через испытания любовью и Павла Петровича Кирсанова. Встреча на балу с княгиней Р. изменяет всю жизнь героя. "Загадочный взгляд" молодой кокетки проникает в самое сердце. Он "встретил ее на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в нее страстно".

Павел Петрович не в силах противиться своему чувству. Понаблюдаем за отношениями Кирсанова и княгини Р. "Тяжело было Павлу Петровичу, когда княгиня Р. его любила; но когда юна охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал... таскался за ней повсюду... вышел в отставку..." Безответная любовь окончательно выбивает Павла Петровича из колеи. "Десять лет прошло... бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро". Известие о смерти княгини Р. заставляет Павла Петровича отказаться от "суеты" и поселиться в Марьине. "... Потеряв свое прошедшее, он все потерял". Дуэль с Базаровым из-за Фенечки говорит, ко- : нечно же, не о силе чувств Кирсанова, а о мелкой ревности и желании отомстить за поражение в споре. Но можно ли вещать, что "старички" Кирсановы не выдержали испытания любовью? Мне кажется, что нельзя. Слишком уж сильное и сложное чувство - любовь!

В суждениях о любви Аркадия Кирсанова чувствуется влияние Базарова. Подобно своему "учителю", младший Кирсанов считает любовь "вздором", "чепухой", "романтизмом". Впрочем, реальная жизнь быстро все ставит на свои места. Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой заставляет Аркадия ощущать себя "школьником", "студентом" рядом с ней. "Напротив, с Катей Аркадий был как дома..." Молодой Кирсанов, говоря словами Базарова, не создан для "терпкой бобыльной жизни". Судьба Аркадия типична. Женившись на Катерине Сергеевне, он становится "рьяным хозяином". "У Катерины Сергеевны родился сын Коля, а Митя уже бегает молодцом и болтает речисто". Интересы Аркадия замыкаются в тесном кругу семейных и хозяйственных забот.

Таким образом, и в жизни братьев Кирсановых, и в жизни нигилиста Базарова любовь играет трагическую роль. И все же сила и глубина чувств Базарова не исчезают бесследно. В финале романа Тургенев рисует могилу героя и "двух уже дряхлых, старичков", родителей Базарова, которые приходят к ней. Но ведь это тоже любовь! "Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?"

Таков философский финал романа "Отцы и дети". Главный результат жизни Базарова в том и содержится, что герой сумел, пусть на недолгое пора, пробудить непосредственные чувства в тех, кто холоден от природы (Одинцова). Базаров оставляет в мире любовь, а не ненависть или нигилизм. Поэтому так уместны в финале романа слова Тургенева "о вечном примирении и о жизни бесконечной...".

Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин” (1856), “Дворянское гнездо” (1859), “Накануне” (1860), повести “Ася” (1858), “Первая любовь” (1860) и многие другие произведения. Любовь в глазах Тургенева прежде всего таинственна: “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо”, - читаем в финале романа “Дворянское гнездо”. Вместе с тем способность любить Тургенев считал мерилом человеческой ценности. В полной мере этот вывод относится и к роману “Отцы и дети”.

Любовь играет существенную роль в жизни Николая Петровича Кирсанова. Женившись сразу же после смерти родителей, Николай Петрович всецело отдается мирному течению деревенской жизни. “Десять лет прошли как сон”. Смерть жены - страшный удар для Николая Петровича. “Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель; собрался было за границу, чтобы хоть немного рассеяться... но тут настал 48-й год”.

Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее, “...она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный... Остальное досказывать нечего...” Фенеч-ка привлекает Кирсанова именно своей молодостью, красотой.

Тургенев проводит через испытания любовью и Павла Петровича Кирсанова. Встреча на балу с княгиней Р. резко изменила жизнь героя.

Павел Петрович не в силах противиться своему чувству. Пронаблюдаем за отношениями Кирсанова и княгини Р. “Тяжело было Павлу Петровичу, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал... таскался за ней повсюду... вышел в отставку...” Безответная любовь окончательно выбивает Павла Петровича из колеи. “Десять лет прошло... бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро”. Известие о смерти княгини Р. заставляет Павла Петровича бросить все и поселиться в родовом имении, “...потеряв свое прошедшее, он все потерял”. Дуэль с Базаровым из-за Фенечки говорит, конечно же, не о силе чувств Кирсанова, а о мелкой ревности и желании отомстить за поражение в споре. Но можно ли говорить, что “старички” Кирсановы не выдержали испытания любовью? Мне кажется, что нельзя. Слишком уж сильное и сложное чувство - любовь!

В суждениях о любви Аркадия Кирсанова чувствуется влияние Базарова. Подобно своему “учителю”, младший Кирсанов считает любовь “вздором”, “чепухой”, “романтизмом”. Впрочем, реальная жизнь быстро ставит все на места. Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой заставляет Аркадия ощутить себя “школьником”, “студентиком” рядом с ней. “Напротив, с Катей Аркадий был как дома...” Молодой Кирсанов, говоря словами Базарова, не создан для “терпкой, бобыльной жизни”. Судьба Аркадия типична. Женившись на Катерине Сергеевне, он становится “рьяным хозяином”. “У Катерины Сергеевны родился сын Коля, а Митя уже бегает молодцом и болтает речисто”. Интересы Аркадия замыкаются в тесном кругу семейных и хозяйственных забот.

Попытаемся теперь выяснить, что значит любовь в жизни Базарова, ведь молодой нигилист отрицает все “романтические чувства”. Впрочем, Базаров “далеко не женоненавистник”. Он был “великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью...” Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых - молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров испытывает страсть к Одинцовой. Получается, что Базаров не любит Фенечку, он испытывает к ней чисто инстинктивное влечение. Иное дело отношения с Одинцовой. “Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему - все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней “не добьешься толку”, а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил”. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой. Именно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. “Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр”, - говорит он об Одинцовой. А между тем Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное волнение, даже робость в отношениях с Одинцовой. Чувства Базарова - это не только физическая страсть, это любовь, “...он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”.

Борьба Базарова со своим чувством изначально обречена на неудачу. Своим романом писатель утверждает вечные ценности любви, красоты, искусства, природы. Во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту и таинственность летней ночи, “...сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание. Одинцова не шевелила ни одним членом, но тайное волнение охватывало ее понемногу... Оно сообщилось Базарову. Он вдруг почувствовал себя наедине с молодою, прекрасною женщиной...” “Любовь” и “романтизм”, над которыми Базаров так едко смеялся, входят в его душу. Евгений прекрасно видит, что Одинцова слишком уж себя “заморозила”, что она очень высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Прощаясь перед смертью с Одинцовой, тургеневский герой говорит о своем высоком предназначении, о трагическом одиночестве, о России. Исповедальные слова! Такие произносят только перед священником или самым близким человеком... Смерть Базарова свидетельствует о его незаурядности. “Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг...” (Писарев).

Таким образом, и в жизни братьев Кирсановых, и в жизни нигилиста Базарова любовь играет трагическую роль. И все же сила и глубина чувств Базарова не пропадают бесследно. В финале романа Тургенев рисует могилу героя и “двух уже дряхлых старичков”, которые приходят на нее. Но ведь это же любовь! “Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...” Таков философский финал романа “Отцы и дети”. Главный итог жизни Базарова в том и заключается, что герой сумел, пусть на недолгое время, пробудить непосредственные чувства в тех, кто холоден от природы, как Одинцова. Базаров оставляет в мире любовь, а не ненависть или нигилизм. Поэтому так уместны в финале романа слова Тургенева “о вечном примирении и о жизни бесконечной...”