Биографии Характеристики Анализ

Оболочка земли населения живыми организмами называется. Проверочная работа "основы учения о биосфере"

Биосфера по определению В. И. Вернадского «зонажизни», охватывает нижнюю часть атмосферы (тропосферу), всю гидросферу и верхнюю часть литосферы (почву). Другими словами, биосфера представляет собой глобальный биотоп, населённый всеми живыми организмами, в том числе и человеком.

Биосфера - это совокупность частей геосфер (лито- , гидро- и атмосферы), которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности. Oнa не образует плотного слоя с четкими границами, а как бы «пропитывает» другие геосферы планеты. Верхняя граница биосферы простирается от поверхности Земли до озонового слоя, максимальная плотность которого на высоте 20-25 км. Выше этой границы организмы жить не могут: на них губительно действует ультрафиолетовое излучение Солнца и очень низкая температура (-56 °С).

Гидросфера практически вся, в том числе и самая глубокая впадина (Марианская) Мирового океана (11022 м), занята жизнью.

Нижняя граница биосферы проходит по дну океана в гидросфере и на глубине 3,0-3,5 км в земной коре материковой зоны, где температура недр достигает 100 °С и выше. Такая температура тоже губительна для всего живого.

Наиболее густо заселена организмами суша, поверхностные воды океана и его дно на небольшой глубине (до 250 м), куда проникают солнечные лучи. Здесь особенно благоприятные условия для жизни.

Толщина биосферы в среднем немногим более 20 км. По сравнению с диаметром земного шара (13000 км), биосфера - тонкая плёнка. Тем не менее, в горных ледниках, на высотах до 6 км проживают сообщества клещей, из птиц кондор может подниматься на высоту 7 км; в глубинах океана (до 11 км) существуют сообщества животных и микроорганизмов, в подземных нефтяных водах суши на глубинах до 15 км можно обнаружить сообщества бактерий (хемоавтотрофов).

Масса биосферы, по оценкам, составляет около 1,5·10 21 кг.

Биосфера обладает системой свойств, которые обеспечивают ее функционирование, саморегулирование, устойчивость и другие параметры. Основные свойства следующие.

1. Биосфера - централизованная система. Центральным звеном ее выступают живые организмы (живое вещество).

2. Биосфера - открытая система. Для поддержания жизни на Земле необходимо поступление энергии извне, и часть этой энергии отражаясь, уходит в космическое пространство.

3. Биосфера - саморегулирующаяся система, для которой, как отмечал В. И. Вернадский, характерна организованность. В настоящее время это свойство называют гомеостазом.

4. Биосфера - система, характеризующаяся большим разнообразием. Биосфера, как глобальная экосистема, характеризуется максимальным среди других систем разнообразием. Для любой природной системы разнообразие - одно из важнейших её свойств. С ним связана возможность дублирования, подстраховки, замены одних звеньев другими, степень сложности и прочности пищевых и других связей. Поэтому разнообразие рассматривают как основное условие устойчивости любой экосистемы и биосферы в целом.

5. Наличие в биосфере механизмов, обеспечивающих круговорот веществ и связанную с ним неисчерпаемость отдельных химических элементов и их соединений.

Биосфера - сложная природная система. Она включает в себя:

Живое вещество – совокупность тел живых организмов, обитающих на планете Земля;

Биогенное вещество - это вещество, созданное и переработанное живыми организмами (каменные угли, известняки, битумы);

Косное вещество - это вещество, в образовании которого жизнь не участвует (горные породы, газы);

Биокосное вещество - это вещество, которое создаётся одновременно живыми организмами и косными процессами (природная вода, почва, соленая морская вода, кора выветривания, тропосфера);

Радиоактивные элементы имеют сложный изотопный состав, идущий из глубины, дисперсно-рассеянный, создающий и меняющий энергетику биосферы;

Рассеянные атомы;

Вещество космического происхождения (метеориты, космическая пыль).

Живые организмы существенно изменили вид нашей планеты, преобразовали земную кору, гидросферу и нижние слои атмосферы. И в настоящее время они участвуют в разрушении горных пород, в образовании почвы, полезных ископаемых, например, торфа, регулируют содержание кислорода и углекислого газа в атмосфере.

Еще на ранних этапах эволюции живое вещество распространилось по безжизненным пространствам планеты, занимая все потенциально доступные для жизни места, изменяя их и превращая в места обитания. Такую способность к распространению живого вещества В. И. Вернадский назвал «всюдностью жизни».

В. И. Вернадский считал живое вещество наиболее мощным геохимическим и энергетическим фактором, ведущей силой планетарного развития. Вершиной эволюции живого вещества на Земле стал человек, который приобрёл не только сознание (совершенную форму отражения окружающего мира), но и способность изготавливать и использовать в своей жизни орудия труда. Посредством орудий человечество стало создавать искусственную среду, среду своего обитания и эволюция биосферы вступила в новую фазу - фазу ноосферы. Ноосфера (греч. noos - разум, sphaira - шар) - сфера разума, высшая стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором её глобального развития. Термин «ноосфера» впервые ввел в 1927 г. французский философ Э. Леруа для обозначения оболочки Земли, включающей человеческое общество с его индустрией, языком и прочими видами разумной деятельности. В. И. Вернадский писал: «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше».

Процесс перехода биосферы в ноосферу будет усиливаться по мере объединения человечества для решения общих, глобальных проблем развития. На заре развития человеческого общества деятельность людей мало отличалась от деятельности других организмов. Человек брал из биосферы средства к существованию и возвращал ей то, что могли использовать другие организмы. По мере развития человеческое общество начинало оказывать все более разрушительное воздействие на биосферу. В современных условиях человек уже осознает, что он должен считаться с законами её развития и с ее возможностями. Неотделимость человека от биосферы указывает на главную цель в построении ноосферы – сохранение биосферы, в которой возник и может существовать человек как вид, сохраняя свое здоровье.


нашей планеты.

Биосфера — это оболочка Земли, заселённая живыми организма-ми и преобразованная ими.

Понятие «биосфера» (от греч. bios — жизнь и sphaira — шар) впервые появилось в 1875 г. в работе австрийского геолога Э. Зюсса (1831 — 1914), но широкое распространение в науке получило после выхода в свет книги академика В. И. Вернадского (1863—1945), которая так и называлась — «Биосфера» (1926). «Мне суждено сказать новое в уче-нии о живом веществе. Это учение может оказать на науку такое же влияние, как книга Дарвина», — писал Вернадский. До него понятие «биосфера» отождествлялось с «плёнкой жизни», а она ускользала от внимания учёных из-за своей ничтожности по сравнению с воздушной оболочкой (атмосферой), водной оболочкой (Мировым океаном , гидросферой) и земной корой (литосферой). Вер-надский (рис. 106) впервые доказал, что био-сфера — закономерный результат развития геологических оболочек планеты.

Известный русский писатель М. Пришвин восторженно оценил замечательную работу Вернадского: «Я всегда чувствовал смутно вне себя эту ритмику мирового дыхания, и пото-му научная книга Вернадского «Биосфера», где моя догадка передаётся как «эмпириче-ское обобщение», читалась мной, как в дет-стве авантюрный роман. И мне теперь стало гораздо смелее догадываться о творчестве так, что, может быть, эта необходимая для творче-ства «вечность» и есть чувство не своего чело-веческого, а иного, планетного времени, что, может быть, эту способность посредством внутренней ритмики сопри-касаться с иными временами, с иными сроками и следует назвать соб-ственно творчеством».

Биосфера имеет условные границы . Живые организмы населяют всю гидросферу (например, до дна самой глубокой Марианской впади-ны — более 11 км), нижние слои атмосферы (до высоты около 20 км) и верхние слои литосферы (до глубины 1—2 км). Следовательно, тол-щина биосферы совсем небольшая по сравнению с размерами плане-ты — всего около 50 км (рис. 107). Недаром её называют «плёнкой жизни». Верхняя граница биосферы определяется, во-первых, отсут-ствием кислорода, во-вторых, несовместимым с жизнью ультрафиоле-товым излучением и, в-третьих, земным притяжением, которое при-ходится преодолевать. Красноречиво о третьем факторе говорит то, что птицы и насекомые, проводящие большую часть времени в возду-хе, имеют сравнительно небольшие размеры (рис. 108), а вот громад-ные размеры китов (рис. 109) или моржей, живущих в морях и океа-нах, обусловлены выталкивающей силой воды. Но даже морские ги-ганты очень глубоко не опускаются из-за многократно возрастающего давления водной толщи. В глубине морей и океанов живут отдельные виды рыб и других существ, которые приспособились к таким пере-грузкам и постоянной тьме. Ограничивающим фактором нижних пре-делов биосферы является температура: там, где она выше +50 °C и ниже -60 °C, в окружающей среде могут жить только споры, бактерии или сине-зелёные водоросли .

Наибольшая концентрация жизни наблюдается там, где граничат воздух, суша и вода, а также имеется благоприятная температура, — в приливно-отливных зонах и в тропических лесах. Наименьшая — там, где наиболее суровые условия для жизни: в уже упомянутых морских глубинах, в зоне вечной мерзлоты, в пустынях и на высокогор-ных плато (рис. 110, 111).

В. И. Вернадский утверждал, что формирование биосферы явилось результатом сложного процесса эволюции нашей планеты. Биосфера Земли возникла не менее 4,5 миллиарда лет назад. На первых этапах эволюции атмосфера содержала мало кислорода, но в результате появления и развития растений, обладающих уникальной способностью к фотосинтезу, постепенно обогащалась кислородом. В свою очередь, это послужило важнейшим из условий для развития многих групп жи-вотных. Материал с сайта

Взаимодействие живых организмов между собой и окружающей средой (т. е. биосферные процессы) поддерживают на Земле в равно-весном состоянии газовый состав атмосферы, состав морских и пре-сных вод, влияет на климат и плодородие почв. Человечество же всё больше и больше вторгается в жизнь биосферы, изменяя течение про-цессов биологического круговорота веществ, энергии и информации.

На этой странице материал по темам:

  • С точки зрения физики, биосфера является:

  • Биосфера понятие границы структура

  • Многообразие животных в природе доклад

  • Верхняя и нижняя граница биосферы,ограничивающие факторы презентация

  • Границы биосферы и факторы их лимитирующие

Вопросы по этому материалу:

  • Что такое биосфера?

  • Какова структура биосферы?

  • Почему биосферу называют «плёнкой жизни»?

  • Кто из учёных доказал, что биосфера — закономерный итог развития геологических оболочек планеты?

  • Как биосфера связана с геологическими оболочками Земли — литосферой, гидросферой и атмосферой?

  • Контрольная работа по теме «Основы учения о биосфере»

    Вариант 1

    Задание А.

    1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

    а) гидросфера;
    б) литосфера;
    в) атмосфера;
    г) биосфера.

    2.

    а) Ж.-Б. Ламарком;
    б) В.И. Вернадским;
    в) Э.Зюссом;
    г) Э.Леруа.

    3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:

    а) 77 км;
    б) 12,5 км,
    в) 10 км;
    г) 2 км.

    4. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:

    а) планктон;
    б) нектон;
    в) бентос;
    г) нейстон.

    5. В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:



    6. Живое вещество – это:

    а) совокупность всех растений биосферы;
    б) совокупность всех животных биосферы;
    в) совокупность всех живых организмов биосферы;
    г) нет правильного ответа.

    7. К косному веществу биосферы относятся:


    б) вода, почва;
    в) гранит, базальт;

    8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:



    9.

    а) да;
    б) нет.

    10. Ноосфера – это:

    а) сфера прошлой жизни;
    б) сфера разумной жизни;
    в) сфера будущей жизни;
    г) правильного ответа нет.

    Ответы: 1 – г; 2 – б; 3 – а; 4 – г; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – г; 9 – а; 10 – б.

    Задание Б.

    1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.

    (Изменениегазового состава атмосферы; накопление горных пород и минералов; вовлечение в круговорот отмерших органических остатков и др .)

    2. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.

    (Биогенное – созданное живыми организмами: нефть, каменный уголь, известняк и др. )

    3. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км?

    (Выше – сильное ультрафиолетовое излучение, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации. )

    4. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.

    (

    Энергетическая состоит в способности зеленых растений ассимилировать и передавать по пищевой цепи энергию Солнца.)

    5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?

    (Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воды, надо поместить небольшое количество почвы в пробирку и нагреть ее – на стенках пробирки появится конденсат. )

    6. Какое значение имеет азот в жизни растений?

    (Атомы азота входят в состав многих органических молекул. В отсутствие этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растения.)

    (Биомасса продуцентов в Мировом океане составляет примерно 2,6 млрд т, что составляет примерно 8,5% от общей биомассы. Однако продуктивность продуцентов составляет 430 млрд т, что составляет всю продуктивность Мирового океана. )

    8. Составьте нектонную пищевую цепь в Мировом океане.

    (Например: хамса ---> скумбрия ---> дельфин. )

    9. Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня?

    (Негативное – создание пирогенных ландшафтов, опустынивание, изменение экосистем. Например, Сахара, Калахари, саванны Австралии – пирогенные ландшафты. )

    Вариант 2

    Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

    1. Биосфера – это:



    2.

    а) Ж.-Б. Ламарком;
    б) В.И. Вернадским;
    в) Э.Зюссом;
    г) Э.Леруа.

    3. Границы биосферы в гидросфере проходят на глубине:

    а) 1 км;
    б) 2 км;
    в) 10 км;
    г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.

    4. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:

    а) планктон;
    б) нектон;
    в) бентос;
    г) нейстон.

    5. В пустыне Уайт Сэндс (США) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

    а) отсутствие воды в жидкой фазе;
    б) концентрация соли свыше 270 г/л;
    в) отсутствие элементов минерального питания;
    г) все перечисленные условия.

    6.

    а) жизнь;
    б) биомасса;
    в) живое вещество;
    г) правильного ответа нет.

    7. К биокосному веществу биосферы относятся:

    а) нефть, каменный уголь, известняк;
    б) почва;
    в) гранит, базальт;
    г) растения, животные, бактерии, грибы.

    8. Газовая функция живого вещества состоит в способности:

    а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
    б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
    в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
    г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

    9. Биосфера – это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода:

    а) да;
    б) нет.

    10. Эжен Леруа:

    а) создал учение о биосфере;
    б) предложил термин «биосфера»;
    в) предложил термин «ноосфера»;
    г) был другом В.И. Вернадского.

    Ответы: 1 – г; 2 – в; 3 – г; 4 – в; 5 – а; 6 – в; 7 – б; 8 – б; 9 – б; 10 – в.

    Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

    1. Приведите несколько определений биосферы.

    (Биосфера – это живая оболочка Земли. Биосфера – это оболочка Земли, населенная живыми организмами. Биосфера – это открытая, глобальная, саморегулирующаяся система со своим входом и выходом. )

    2. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере?

    (Жесткий ультрафиолет, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации и др. )

    3. Каковы основные функции живого вещества в биосфере? Раскройте сущность газовой функции.

    (Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

    Газовая состоит в способности живых организмов изменять газовый состав атмосферы, например, зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.)

    4. Какое вещество биосферы является биогенным? Приведите примеры.

    (Биогенное – вещество, созданное живыми организмами, например, нефть, каменный уголь, известняк. )

    5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ?

    (Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ, надо небольшое количество почвы растворить в воде, профильтровать, фильтрат выпарить. На часовом стеклышке останется небольшое количество минеральных солей. )

    6. Какое значение имеет калий в жизни растений?

    (Ионы калия присутствуют в цитоплазме всех живых клеток и участвуют во многих биохимических процессах. Одна из функций калия в организме растения – влияние на формирование корневой системы. )

    7. Приведите пример бентосной пищевой цепи.

    (Например: детрит ---> двустворчатые моллюски ---> морские звезды. )

    (Биомасса редуцентов в Мировом океане составляет ничтожную часть от общей биомассы, а продуктивность итого меньше. )

    9. Какое значение оказало возникновение городов на биосферу Земли?

    (Негативное влияние – концентрация населения и связанное с ней загрязнение среды бытовыми и промышленными отходами, исчезновение видов растений и животных и др. )

    Вариант 3

    Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

    1. Живая оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

    а) гидросфера;
    б) литосфера;
    в) атмосфера;
    г) биосфера.

    2. Учение о биосфере было создано:

    а) Ж.-Б. Ламарком;
    б) Ч.Дарвином;
    в) Э.Зюссом;
    г) правильного ответа нет.

    3. Границы биосферы в литосфере на суше проходят на глубине:

    а) 100–200 м;
    б) 1–2 км;
    в) 3–4 км;
    г) 100–200 км.

    4. Группа пассивно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

    а) планктон;
    б) нектон;
    в) бентос;
    г) нейстон.

    5. На склонах горы Мак-Кинли (Аляска) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

    а) отсутствие воды в жидкой фазе;
    б) концентрация соли свыше 270 г/л;
    в) отсутствие элементов минерального питания;
    г) все перечисленные условия.

    6. Совокупность всех живых организмов биосферы называется:

    а) косное вещество;
    б) биокосное вещество;
    в) живое вещество;
    г) биогенное вещество.

    7. К биогенному веществу биосферы относятся:

    а) нефть, каменный уголь, известняк;
    б) вода, почва;
    в) гранит, базальт;
    г) растения, животные, бактерии, грибы.

    8. Окислительно-восстановительная функция живого вещества состоит в способности:

    а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
    б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
    в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
    г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

    9. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:

    а) да;
    б) нет.

    10. Учение о ноосфере было разработано:

    а) В.И. Вернадским;
    б) Э.Леруа;
    в) П.Тейаром-де-Шарденом;
    г) все ответы верны.

    Ответы: 1 – г; 2 – г; 3 – в; 4 – а; 5 – в; 6 – в; 7 – а; 8 – в; 9 – а; 10 – г.

    Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

    1. Кто первым создал стройное учение о биосфере?

    (В.И. Вернадский. )

    2. Какие факторы определяют границы биосферы в гидросфере?

    (Высокое давление, отсутствие света, соленость водной среды выше 270 г/л. )

    3. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие концентрационной функции.

    (Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

    Концентрационная состоит в способности живых организмов накапливать в себе химические элементы, например, кальций в раковинах моллюсков.)

    4. Какое вещество биосферы является биокосным? Приведите примеры.

    (Биокосное – вещество биосферы, возникающее при взаимодействии живых организмов и окружающей среды, – почва. )

    5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве гумуса?

    (Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве гумуса, нужно поместить почву в пробирку и нагреть. Через некоторое время появится характерный запах горящей органики. )

    6. Какое значение имеет аэрация почвы в жизни растений?

    (Аэрация – это степень насыщенности почвы воздухом. Воздух необходим для дыхания корней растений. )

    7. Как и почему с погружением в глубину меняется окраска водорослей?

    (С погружением в глубину окраска водорослей меняется от зеленой до бурой и красной. Это связано с уменьшением количества солнечного света, попадающего в более глубокие слои воды и, соответственно с уменьшением количества хлорофилла и увеличением количества каротиноидов. )

    8. Сравните биомассу поверхности суши с биомассой Мирового океана.

    (Биомасса поверхности суши примерно в 800 раз больше биомассы Мирового океана. Однако на суше основную часть биомассы составляют продуценты, тогда как в Мировом океане, напротив, более 90% – консументы. )

    9. Перечислите три основных этапа в эволюции человека, которые оказали наибольшее влияние на биосферу.

    (Использование огня, неолитическая революция (одомашнивание растений и животных) и научно-технический прогресс. )

    Вариант 4

    Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

    1. Биосфера – это:

    а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
    б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
    в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
    г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

    2. Термин «биосфера» был предложен:

    а) Ж-Б. Ламарком;
    б) В.И. Вернадским;
    в) Э.Леруа;
    г) правильного ответа нет.

    3. Границы биосферы определяются:

    а) наличием воды в жидкой фазе;
    б) благоприятным температурным режимом;
    в) уровнем радиации;
    г) наличием кислорода и углекислого газа;
    д) степенью солености воды;
    е) всеми перечисленными факторами.

    4. Группа активно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

    а) планктон;
    б) нектон;
    в) бентос;
    г) нейстон.

    5. В арктических пустынях фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

    а) отсутствие воды в жидкой фазе;
    б) отсутствие элементов минерального питания;
    в) неблагоприятный температурный режим;
    г) все перечисленные условия.

    6. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

    а) жизнь;
    б) биомасса;
    в) живое вещество;
    г) правильного ответа нет.

    7. К живому веществу биосферы относятся:

    а) нефть, каменный уголь, известняк;
    б) вода, почва;
    в) гранит, базальт;
    г) растения, животные, бактерии, грибы.

    8. Энергетическая функция живого вещества состоит в способности:

    а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
    б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
    в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
    г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

    9. Биосфера – это глобальная замкнутая саморегулирующаяся система, не имеющая входа и выхода:

    а) да;
    б) нет.

    10. Ноосфера – это:

    а) стадия разумной жизни;
    б) сфера разумной жизни;
    в) стадия развития биосферы;
    г) все ответы верны.

    Ответы: 1 – г; 2 – г; 3 – e; 4 – б; 5 – г; 6 – в; 7 – г; 8 – а; 9 – б; 10 – г.

    Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

    1. В.И. Вернадский писал: «Живое вещество... подобно массе газа растекается по земной поверхности и оказывает определенное давление в окружающий среде». Как вы понимаете это высказывание?

    (Живое вещество распространено почти по всей земной поверхности, там, где есть подходящие условия для жизни. Живое вещество оказывает мощное давление на все оболочки Земли. Например, изменяет газовый состав атмосферы, способствует образованию горных пород (нефть, каменный уголь, известняк), окисляет горные породы и др. )

    2. Какие факторы определяют границы биосферы в литосфере?

    (Наличие воды в жидкой фазе, наличие свободного кислорода и углекислого газа, определенный температурный режим, наличие минимума минерального питания и др. )

    3. Что входит в понятие «живое вещество»?

    (Совокупность всех живых организмов биосферы. )

    4. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие окислительно-восстановительной функции.

    (Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.
    Окислительно-восстановительная состоит в способности живых организмов окислять и восстанавливать химические элементы.)

    5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воздуха?

    (Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воздуха, нужно небольшое количество почвы бросить в воду – будут заметны пузырьки. )

    6. Какое влияние оказывает фосфор на жизнь растений?

    (Атомы фосфора входят в состав многих органических молекул. Недостаток этого вещества у растений угнетает процессы цветения и плодоношения. )

    7. Приведите пример планктонной пищевой цепи.

    (Например: фитопланктон ---> зоопланктон ---> медуза. )

    (По биомассе консументы составляют более 90% общей биомассы Мирового океана, однако продуктивность их очень невелика по сравнению с продуктивностью продуцентов. )

    9. Какое значение оказало одомашнивание растений и животных на биосферу Земли?

    (Негативное – изменение экосистем, исчезновение многих видов растений и животных .)

    ВАРИАНТ 1

      а) гидросфера;

      б) литосфера;

      в) атмосфера;

      г) биосфера.

      а) Ж.Б. Ламарком;

      б) В.И. Вернадским;

      в) Э. Зюссом;

      г) Э. Леруа.

    1. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:
    2. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:
    3. а) планктон;

      б) нектон;

      в) бентос;

      г) нейстон.

    4. В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
    5. г) все перечисленные условия.

    6. Живое вещество – это:
    7. а) совокупность всех растений биосферы;

      б) совокупность всех животных биосферы;

      в) совокупность всех живых организмов биосферы;

      г) нет правильного ответа.

    8. К косному веществу биосферы относятся:
    9. б) вода, почва;

      в) гранит, базальт;

    10. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:
    11. б) нет.

    12. Ноосфера – это:

    а) сфера прошлой жизни;

    б) сфера разумной жизни;

    в) сфера будущей жизни;

    г) правильного ответа нет.

    1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.
    2. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.
    3. Почему граница биосферы в атмосфере находится на высоте 77 км?
    4. Перечислите функцииживого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.
    5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?
    6. Какое значение имеет азот в жизни растений?
    7. Составьте нектонную пищевую цепь в Мировом океане.
    8. Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня?

    ВАРИАНТ 2

    Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

    1. Биосфера – это:
    2. а) Ж.Б. Ламарком;

      б) В.И. Вернадским;

      в) Э. Зюссом;

      г) Э. Леруа.

    3. Границы биосферы в гидросфере проходит на глубине:
    4. г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.

    5. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:
    6. а) планктон;

      б) нектон;

      в) бентос;

      г) нейстон

    7. В пустыне Уайт Сэндс (США) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
    8. а) отсутствие воды в жидкой фазе;

      б) концентрация соли свыше 270 г/л;

      в) отсутствие элементов минерального питания;

      г) все перечисленные условия.

    9. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И.Вернадский предложил назвать:
    10. б) биомасса;

      в) живое вещество;

      г) правильного ответа нет.

    11. К биокосному веществу биосферы относятся:
    12. а) нефть, каменный уголь, известняк;

      б) вода, почва;

      в) гранит, базальт;

      г) растения, животные, грибы, бактерии.

    13. Газовая функция живого вещества состоит в способности:
    14. а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

      б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2;

      в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

      г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

    15. Биосфера – это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода:
    16. б) нет.

    17. Эжен Леруа:

    а) создал учение о биосфере;

    б) предложил термин “биосфера”;

    в) предложил термин “ноосфера”;

    г) был другом В.И. Вернадского.

    Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

    1. Приведите несколько определений биосферы.
    2. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере?
    3. Каковы основные функции живого вещества в биосфере? Раскройте сущность концентрационной функции.
    4. Какое вещество биосферы является косным? Приведите примеры.
    5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ?
    6. Какое значение имеет калий в жизни растений?
    7. Приведите пример бентосной пищевой цепи.
    8. Какое значение оказало возникновение городов на биосферу Земли?

    ВАРИАНТ 3

    Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

    1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:
    2. а) гидросфера;

      б) литосфера;

      в) атмосфера;

      г) биосфера.

    3. Учение о биосфере было создано:
    4. а) Ж.Б. Ламарком;

      б) Ч. Дарвиным;

      в) Э. Зюссом;

      г) правильного ответа нет.

    5. Граница биосферы в литосфере на суше находится на глубине:
    6. г) 100-200 км.

    7. Группа пассивно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:
    8. а) планктон;

      б) нектон;

      в) бентос;

      г) нейстон.

    9. На склоне горы Мак-Кинли (Аляска) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
    10. а) отсутствие воды в жидкой фазе;

      б) концентрация соли свыше 270 г/л;

      в) отсутствие элементов минерального питания;

      г) все перечисленные условия.

    11. Совокупность всех живых организмов биосферы называется:
    12. а) косное вещество;

      б) биокосное вещество;

      в) живое вещество;

      г) биогенное вещество.

    13. К биогенному веществу биосферы относятся:
    14. а) нефть, каменный уголь, известняк;

      б) вода, почва;

      в) гранит, базальт;

      г) растения, животные, грибы, бактерии.

    15. Окислительно-восстановительная функция живого вещества состоит в способности:
    16. а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

      б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2;

      в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

      г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

    17. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:
    18. б) нет.

    19. Учение о ноосфере было разработано:

    а) В.И. Вернадским;

    б) Э. Леруа;

    в) П.Тейаром-де-Шарденом;

    г) все ответы верны.

    Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

    1. Кто первым создал стройное учение о биосфере?
    2. Какие факторы определяют границы биосферы в гидросфере?
    3. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие газовой функции.
    4. Какое вещество биосферы является биокосным? Приведите примеры.
    5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве гумуса?
    6. Какое значение имеет аэрация почвы в жизни растений?
    7. Как и почему с погружением в глубину меняется окраска водорослей?
    8. Перечислите три основные этапа в эволюции человека, которые оказали наибольшее влияние на биосферу.

    ВАРИАНТ 4

    Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

    1. Биосфера – это:
    2. а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

      б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

      в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

      г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами;

    3. Термин “биосфера” был предложен:
    4. а) Ж.Б. Ламарком;

      б) В.И. Вернадским;

      в) Э. Леруа;

      г) правильного ответа нет.

    5. Граница биосферы определяются:
    6. а) наличием воды в жидкой фазе;

      б) благоприятным температурным режимом;

      в) уровнем радиации;

      г) наличием кислорода и углекислого газа;

      д) степенью солености воды;

      е) всеми перечисленными факторами.

    7. Группа активно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:
    8. а) планктон;

      б) нектон;

      в) бентос;

      г) нейстон.

    9. В арктических пустынях фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
    10. а) отсутствие воды в жидкой фазе;

      б) концентрация соли свыше 270 г/л;

      в) отсутствие элементов минерального питания;

      г) все перечисленные условия.

    11. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил называть:
    12. б) биомасса;

      в) живое вещество;

      г) правильного ответа нет.

    13. К живому веществу биосферы относятся:
    14. а) нефть, каменный уголь, известняк;

      б) вода, почва;

      в) гранит, базальт;

      г) растения, животные, грибы, бактерии.

    15. Энергетическая функция живого вещества состоит в способности:
    16. а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

      б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2;

      в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

      г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

    17. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система, не имеющая входа и выхода:
    18. б) нет.

    19. Ноосфера – это:

    а) стадия разумной жизни;

    б) сфера разумной жизни;

    в) стадия развития биосферы;

    г) все ответы верны.

    Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

    1. В.И. Вернадский писал: “Живое вещество… подобно массе газа растекается по земной поверхности и оказывает определенное давление в окружающей среде”. Как вы понимаете это высказывание?
    2. Какие факторы определяют границы биосферы в литосфере?
    3. Что входит в понятие “живое вещество”?
    4. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие окислительно-восстановительной функции.
    5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воздуха?
    6. Какое влияние оказывает фосфор на жизнь растений?
    7. Приведите пример планктонной пищевой цепи.
    8. Какое значение оказало одомашнивание растений и животных на биосферу Земли?

    ВАРИАНТ 1

    Задание А

    Задание Б

    1. Изменение газового состава атмосферы; накопление горных пород и минералов; вовлечение в круговорот отмерших органических остатков и др.
    2. Биогенное – созданное живыми организмами: нефть, каменный уголь, известняк.
    3. Выше – сильное ультрафиолетовое излучение, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации.
    4. Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная. Энергетическая состоит в способности зеленых растений ассимилировать и передавать по пищевой цепи энергию Солнца.
    5. Почва – верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воды, надо поместить небольшое количество почвы в пробирку и нагреть ее – на поверхности пробирки появится конденсат.
    6. Атомы азота входят в состав многих органических молекул. В отсутствии этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растения.
    7. Пример: хамса – скумбрия – дельфин.
    8. Негативное – создание пирогенных ландшафтов, опустынивание, изменение экосистем. Например, Сахара, Калахари, саванны Австралии – пирогенные ландшафты.

    ВАРИАНТ 2

    Задание А

    Задание Б

    1. Биосфера – живая оболочка Земли. Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами. Биосфера – открытая, глобальная, саморегулирующаяся система со своим входом и выходом.
    2. Жесткий ультрафиолет, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации и др.
    3. Концентрационная функция состоит в способности живых организмов накапливать в себе химические элементы, например, кальций в раковинах моллюсков.
    4. Косное – вещество, которое формируется без участия живых организмов: результаты движения литосферных плит, метеориты, деятельность вулканов.
    5. Чтобы доказать наличие в почве наличие минеральных веществ, надо небольшое количество почвы растворить в воде, профильтровать, фильтрат выпарить. На часовом стекле останется небольшое количество минеральных солей.
    6. Ионы калия присутствуют в цитоплазм е всех живых клеток и участвуют во многих биохимических процессах. Одна из функций калия в организме растения – влияние на формирование корневой системы.
    7. Пример: детрит – двустворчатые моллюски – морские звезды.
    8. Негативное – концентрация населения и связанное с ней загрязнение среды бытовыми и промышленными отходами, исчезновение видов растений и животных и т.д.

    ВАРИАНТ 3

    Задание А

    Задание Б

    1. В.И.Вернадский
    2. Высокое давление, отсутствие света, соленость водной среды выше 270 г/л.
    3. Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная. Газовая функция живого вещества состоит в способности живых организмов изменять газовый состав атмосферы, например, зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
    4. Биокосное – вещество биосферы, возникающее при взаимодействии живых организмов и окружающей среды – почва.
    5. Почва – верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве гумуса, нужно поместить почву в пробирку и нагреть. Через некоторое время появится характерный запах горящей органики.
    6. Аэрация – это степень насыщенности почвы воздухом. Воздух необходим для дыхания корней растения.
    7. С погружением в глубину окраска водорослей меняется от зеленой до бурой и красной. Это связано с уменьшением количества солнечного света, попадающего в более глубокие слои воды и, соответственно с уменьшением количества хлорофилла и увеличением количества каротиноидов.
    8. Использование огня, неолитическая революция (одомашнивание растений и животных), научно-технический прогресс.

    ВАРИАНТ 4

    Задание А

    Задание Б

    1. Живое вещество распространено почти по всей земной поверхности, там, где есть подходящие условия для жизни. Живое вещество оказывает мощное давление на все оболочки Земли. Например, изменяет газовый состав атмосферы, способствует образованию горных пород, окисляет горные породы и др.
    2. Наличие воды в жидкой фазе, наличие свободного кислорода и углекислого газа, определенный температурный режим, наличие минимума минерального питания и др.
    3. Совокупность всех живых организмов биосферы.
    4. Окислительно-восстановительная функция заключается в способности живых организмов окислять и восстанавливать химические элементы.
    5. Чтобы доказать наличие в почве воздуха, нужно небольшое количество почвы бросить в воду – будут заметны выделяющиеся пузырьки воздуха.
    6. Атомы фосфора входят в состав многих органических молекул. Недостаток этого вещества у растений угнетает процессы цветения и плодоношения.
    7. Пример: фитопланктон – зоопланктон – медуза.
    8. Негативное – изменение экосистем, исчезновение многих видов растений и животных.

    Около 40000 километров. Географические оболочки Земли - это системы планеты, где все компоненты внутри взаимосвязаны и определены друг относительно друга. Выделяют четыре типа оболочек - атмосферу, литосферу, гидросферу и биосферу. Агрегатные состояния веществ в них встречаются всех типов - жидкие, твердые и газообразные.

    Оболочки Земли: атмосфера

    Атмосфера является внешней оболочкой. В ее состав вошли разные газы:

    • азот - 78,08%;
    • кислород - 20,95%;
    • аргон - 0,93%;
    • углекислый газ - 0,03%.

    Помимо них встречаются озон, гелий, водород, инертные газы, но их доля в общем объеме составляет не более 0,01%. В состав этой оболочки Земли также входит пыль и водяной пар.

    Атмосфера, в свою очередь, делится на 5 слоев:

    • тропосфера - высота от 8 до 12 км, характерно присутствие водяного пара, формирование осадков, движение воздушных масс;
    • стратосфера - 8-55 км, содержит озоновый слой, поглощающий УФ-излучение;
    • мезосфера - 55-80 км, низкая по сравнению с нижней тропосферой плотность воздуха;
    • ионосфера - 80-1000 км, в состав входят ионизированные атомы кислорода, свободные электроны и другие заряженные молекулы газов;
    • верхняя атмосфера (сфера рассеяния) - более 1000 км, молекулы двигаются с огромными скоростями и могут проникать в космос.

    Атмосфера поддерживает жизнь на планете, поскольку она способствует сохранению тепла на Земле. Также она не допускает проникновения прямых солнечных лучей. А ее осадки повлияли на почвообразовательный процесс и формирование климата.

    Оболочки Земли: литосфера

    Это твердая оболочка, слагающая земную кору. В состав земного шара входят несколько концентрических слоев с разной толщиной и плотностью. Также они имеют неоднородный состав. Усредненное значение плотности Земли - 5,52 г/см 3 , а в верхних слоях - 2,7. Это свидетельствует о том, что внутри планеты находятся более тяжелые вещества, нежели на поверхности.

    Верхние литосферные слои имеют мощность 60-120 км. В них преобладают магматические горные породы - гранит, гнейс, базальт. Большинство из них в течение миллионов лет подвергалось процессам разрушения, воздействию давления, температур и превратилось в рыхлые породы - песок, глина, лёсс и т.д.

    До 1200 км находится так называемая сигматическая оболочка. Основными слагающими ее веществами являются магний и кремний.

    На глубинах 1200-2900 км находится оболочка, получившая название средняя полуметаллическая или рудная. В основном здесь содержатся металлы, в частности железо.

    Ниже 2900 км располагается центральная часть Земли.

    Гидросфера

    Состав этой оболочки Земли представлен всеми водами планеты, будь то океаны, моря, реки, озера, болота, грунтовые воды. Располагается гидросфера на поверхности Земли и занимает 70% всей площади - 361 млн. км 2 .

    В океане сосредоточено 1375 млн. км 3 воды, на поверхности суши и в ледниках - 25, в озерах - 0,25. По мнению академика Вернадского, большие запасы воды находятся в толще земной коры.

    На поверхности суши воды задействованы в непрерывном водообмене. Испарение происходит в основном с поверхности океана, где вода - соленая. За счет процесса конденсации в атмосфере суша обеспечивается пресной водой.

    Биосфера

    Структура, состав и энергия этой оболочки Земли обусловливаются процессами деятельности живых организмов. Биосферные границы - поверхность суши, почвенный слой, нижняя атмосфера и вся гидросфера.

    Растения распределяют и накапливают энергию Солнца в виде различных органических веществ. Живые организмы осуществляют миграционный процесс химических веществ в почве, атмосфере, гидросфере, осадочных породах. Благодаря животным в этих оболочках происходят газообмен, окислительно-восстановительные реакции. Атмосфера является также результатом деятельности живых организмов.

    Оболочка представлена биогеоценозами, которые являются генетически однородными участками Земли с одним типом растительного покрова и населяющими животными. Биогеоценозы имеют свойственные для них почвы, рельеф и микроклимат.

    Все оболочки Земли находятся в тесном непрерывном взаимодействии, которое выражается как обмен веществами и энергией. Исследования в области этого взаимодействия и выявление общих из принципов важно для познания почвообразовательного процесса. Географические оболочки Земли - уникальные системы, характерные только для нашей планеты.