Биографии Характеристики Анализ

Образ старухи изергиль как основа художественной целостности рассказа горького. М

Главной героиней рассказа Горького «Старуха Изергиль» есть, конечно же, сама старуха - личность весьма интересная и неоднозначная.

В молодости, она жила на берегу Бырлада, что под Фальчи, со своей матерью. Вместе с ней они с утра до вечера ткали ковры. По характеру женщина была очень энергичная и веселая. Так как она была очень красивой, мужчины очень любили ее, а она их.

Она быстро увлекалась мужчинами и кружила им голову, но потом бросала их, почувствовав, что уже скучает рядом с ними. А они, в свою очередь, быстро влюблялись в ее красоту и задор, и не выносили разлуки.

Мужчины дарили ей дорогие подарки и хвастали ею перед своими друзьями. Девушке это очень льстило, она чувствовала себя королевой. Но бывало, что очередной возлюбленный мог ударить ее, в таком случае, она как кошка бросалась ему в лицо и оставляла памятные шрамы.

По роковой случайности почти все мужчины, с которыми она гуляла, погибли или с ними случилось какое-то несчастье. Женщина как будто была черной меткой, сама не осознавая этого. Легко играя мужским сердцем, она вскоре разбивала его и оставляла мужчину опустошенным. Вскоре смерть забирала его.

Не чуждалась женщина так же чужих мужей. За что в один день была сильно ранена одной из ревнивых жен. После этого ее долго выхаживали в монастыре. Но и в монастыре она нашла себе мужчину. Это был брат монашки, которая ее выхаживала. Молодой совсем парень. Он без памяти влюбился в красавицу вдвое старше себя и умер, когда она его бросила.

С теми, кто оставался в живых после встреч с этой роковой женщиной, она никогда больше не встречалась.

Женщина не умела больше ничего делать, кроме как ткать ковры и любить мужчин. Одно время она торговала собой, чтоб насобирать много денег и уехать домой в Бырлад. К ней ходили богатые вельможи, дарили ей подарки и дрались из-за нее. Мужчины как будто сходили с ума, узнав ее. Они готовы были отдать все, лишь бы быть с ней.

И вот, наконец наигравшись, она осела в Польше, где сильно полюбила одного шляхтыча. На этот раз она сама долго добивалась его. Он был очень красивым и гордым, а так же избалованным женщинами. На то время красота Изергиль стала меркнуть, и он бросил ее. Это был единственный мужчина в ее жизни, который сам ее бросил. Она, наверное, впервые в жизни полюбила по-настоящему и продолжала добиваться его, а он все смеялся над нею.

Однажды он попал в плен к русским возле Варшавы, женщина узнала об этом и пошла за ним следом. Она задушила охранника и помогла бежать своему любимому.

Оказавшись на свободе и в безопасности, он и тогда стал глумиться над нею. И она поняла, что никогда не будет с ним. Она сама прогнала его.

После этого случая Изергиль поняла, что пора остановиться и завести семью. Молодость ее прошла и красота увяла.

Она вышла замуж за молдаванина и жила с ним до старости в Добрудже. После смерти мужа, старуха осталась одна, но тянулась к молодежи. Молодые девушки и юноши любили слушать рассказы и легенды, находя в них много мудрости и пользы для себя.

Время превратило ее из писаной красавицы в дряхлую старуху с сухой морщинистой кожей и седыми редкими волосами.

В рассказе «Старуха Изергиль », героиня, которая имеет довольно таки сложный характер, до сих пор не теряет надежду в высокие идеалы. Она не боится ни кого осуждать, и обсуждать, но при этом быть благодарной героям – борцам. Это только может вызвать почет герою, который вместе со старухой разделяет ее убеждения.

Писатель сделал старушку носителем начало рассказа. Образом Изергиль, писатель хотел показать, первостепенность поведения людей, и их огромную роль, в формировании их характеров, и судьбы. Внешность, как и характер Изергиль, очень двойственная, она поняла, только в возрасте как надо было жить. Теперь уже когда ей много лет, она учит жизни молодых людей. Что бы, они не совершали ее ошибки. Имея такие большие силы в душе, она потратила их вообще не по делу.

Старухе по душе те люди, которые понимают, что они делают, которые желают не только себе, но и остальным счастья, достатка и благополучия. Во многих высказываниях о судьбах людей, Изергиль считает, что подвиг это красивый поступок, только если он делается во благо людям. Она убеждена, что в жизни всегда можно разыскать для него место. И если человек готов к этому подвигу, то он сможет совершить его при любых обстоятельствах. Ее миропонимание и принципы в жизни не такие категоричные, как у героев из ее легенд, которые больше подходят к реальной жизни.

Образ старухи в рассказе осуществляет несколько функций. Первая из них это то, что старуха является главной героиней, которая образует сюжет рассказа. Которые довольно таки сложно переплетены в сюжетные линии. Одна связана с сюжетом людей. Вторая линия – обрисовка красивой девушки Изергиль сорок – пятьдесят лет назад, третья линия – легенды о Ларре, и Данко. Естественно образ старухи связан с легендарным и реальным миром. Возможно Изергиль выглядит как ведьма из сказки. Следует сделать вывод, что все эти линии сюжетные объединены не только образом старухи, но и автобиографического автора.

Цельность рассказа достигается тем, что автор показывает актуальность социально – философских проблем для времени в котором он живет. Его тревожат формы социального поведения. Роль старухи в рассказе не ограничивается судьей и рассказчицой. Между своими рассказами, она и о своей жизни ведет повествование, в итоге становится лицом интересных приключений. Вспоминая своих многочисленных мужчин, старуха говорит: что главное у нее была любовь к людям. Она любит песни, свободу красоту. Но она влюбчивая, как только кто-то появлялся на горизонте новый, она сразу же забывала про старую любовь.

Изергиль, при своем непостоянстве характера, не теряла надежду в душевных идеалах, она умела хранить смелость и благодарность героям – борцам. Эти черты вызывают у автобиографического автора уважение к старухе.

Сочинение на тему Старуха Изергиль

Прочитав рассказ Горького «Старуха Изергиль» многие могут столкнуться с чувством неоднозначности: жалость и некое осуждение за повторение ошибок, которые вызывает главная героиня, заставляют задуматься о глубоком смысле произведения. Подчас безрассудные, эгоцентричные и необдуманные поступки Изергиль пагубно влияли на все ее влюбленности, оставляя при этом главную героиню наедине с ее бедой. Извечный вопрос в судьбе Изергиль и право выбора кем быть и кого любить всегда решался в пользу своих собственных интересов, тем самым подавляя и калеча судьбы неповинных людей. Ее желание вечной страсти и чувств убило в ней личностный рост, развитие потенциала и возможность быть кем-то большим, чем просто предмет воздыхания.

Главная героиня рассказа Максима Горького показывает поколениям любых возрастов, что душа и желания не стареют. В любом возрасте имеет место быть и страсть, и похоть, и желание ощущать собственное превосходство. Именно образ Изергиль в возрасте 40-ка лет, окутанный проступающей сединой, отсутствием былого шарма и тяготами прожитых лет, позволяют читателю вкусить все чувства женщины. От ее искрометного взгляда и улыбки ни осталось и следа, нос приобрел крючковатую форму, спина с каждым днем все ниже опускала Изергиль к земле, а именно поэтому героиня все больше и больше боится одиночества. Понимая свое несовершенство, героиня бросается в омут с головой и рушит тем самым жизни неповинных людей. Все ее любовные истории имеют кардинально разные сюжеты и разных героев, однако финал каждой одинаков.

Однако есть что-то в Изергиль по-прежнему манящее. Ее вера в высокие идеалы, светлые чувства и стойкость духа окружающих людей всегда приводила ее к порядочным и светлым людям, которые отдавали все чувства привлекательной и чарующей женщине. Вопрос лишь в том, насколько сильны и желанны были эти моменты для самой героини. Ее романы могли длиться неделю, а могли и пол года, но вся суть и одновременно абсурдность ситуации заключалась в том, что Изергиль испытывала сильные чувства ко всем своим избранникам, даже если после отношений могла собственными силами привести любимого к смерти или нескончаемым страданиям. Закат своей жизни Изергиль проводит за рассказами о своих романах людям, которым полюбилась противоречивая и иногда странная старушка.

Собственноручно созданная трагедия в любви, которая преследует Изергиль на протяжении всей ее жизни, рушит судьбы других людей, тем самым заставляя читателя задуматься о нашей собственной роли в существовании окружающих.

3 вариант

Алексей Максимович Пешков, известный читателям, как Максим Горький – великий русский и советский писатель. Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Детство было трудным, с 11 лет он сам зарабатывал на жизнь. В юности много путешествовал, говорил с людьми, слушал интересные истории, которые позже описал в своих рассказах.

Одно из его самых известных романтических произведений – «Старуха Изергиль», написанное в 1894 году. Состоит из трех частей. Главный герой – сама старуха Изергиль. Она рассказывает собеседнику (автору) интересные легенды, а также свои собственные истории любви. Судя по всему, ее здесь любят за мудрость, за красивые и поучительные сказания, которые она хранит в памяти долгие годы.

Старуха рассказывает сказку о гордеце Ларра, который поставил себя выше всех и потому остался одиноким навсегда. Его тень до сих пор бродит по земле, ища смерти и покоя. Очевидно, Изергиль сравнивает гордость Ларра со своей гордой и смелой натурой. Увидев искры, сказала, что это частицы сердца Данко и поведала еще одну историю о прекрасном юноше, отдавшем свое сердце людям. Изергиль считает, что все красивые люди благородные и смелые. Ведь она тоже готова была отдать и сердце, и свою жизнь для любимого.

Изергиль нельзя назвать ни доброй, ни жестокой, ни хорошей, ни плохой. Все смешалось в жизни этой уставшей старой женщины. В молодости она была прекрасна и любима. Автор постепенно открывает ее былую красоту, всматриваясь в старческий скрюченный нос, в тусклые, слезящиеся глаза. Он пытается увидеть 15-летнюю девушку, которая впервые влюбилась в простого рыбака, отдав всю себя возлюбленному. Пылкая и страстная, но гордая и свободолюбивая, она не могла долго находиться в плену своих чувств. Потом был гуцул, разбойник, которого вскоре казнили. Она добровольно стала наложницей в гареме богатого турка, где ей жилось сытно и роскошно. Но вскоре спокойная скучная жизнь надоела ей, она сбежала с совсем юным сыном турка. Очевидно, мальчик не выдержал неуемной страсти прекрасной наложницы и зачах. Даже умирая, он продолжал ее любить. Потом был монах с подлой душонкой, поляк, любивший подвиги, венгр… Последней любовью сорокалетней женщины был молодой шляхтич, которого она вызволила из плена.

Почти все возлюбленные женщины погибли. Но, несмотря на то, что вся ее жизнь переплетена нитями любви, что сама она состоит из любви, что она жадная до жизни и страсти, Изергиль осталась крайне эгоистичной. Она ни разу не пожалела об ушедших безвозвратно любовниках и никогда не хотела бы встретиться с ними еще раз. Уехала в Молдавию, вышла замуж. С мужем, который к этому времени умер, прожила 30 лет. И она снова ни о чем не жалеет. Сморщенная кожа, заостренный подбородок, ссохшиеся руки – все, что осталось от той, которую когда-то целовали и безумно любили.

В 90-е годы XIX столетия происходит резкое ускорение капиталистического развития страны. Миллионы людей, прежде всего крестьян, оказываются обезземеленными, обездоленными, оторванными от родных мест. Этот процесс был мучительным, но он вел к изменению образа жизни населения.

Эту ломку привычных устоев и вызванную ими интенсивность духовной жизни человека Горький почувствовал острее, чем его современники. Свое представление о новом мироощущении, рождающемся в народной среде, он и воплотил в своих романтических произведениях. Таков рассказ «Старуха Изергиль», анализ которого мы проведем.

В этом произведении романтические легенды органично сплавлены с современной Горькому народной жизнью. Жизнь, богатая событиями, страстями, мятежным несогласием с предначертанным, с принципами умеренности и аккуратности отличает главную героиню рассказа.

Жизнь ее полна героики, неукротимого стремления к свободе. На ее глазах сражались и умирали за свою свободу солдаты революционной Польши, она знала и любила «одного достойного пана с изрубленным лицом» — поляка, который «воевал за греков», она осуждала русских, ходивших бить мадьяр». Изергиль, возможно, была свидетельницей кровавого подавления революции в Венгрии войсками Николая I. Наконец, старуха рассказывает, как сама помогала бежать из плена восставшим полякам.

Подстать истории ее жизни и те легенды, которые она рассказывает проходящему. В отличие от «были» Макара Чудры, где в романтическом освещении давались, хотя и необычные, но все же реальные факты действительности, повествования Изергиль о Ларре и Данко выделяются как поистине сказочные.

Гиперболизация факта в «были» Макара Чудры не переходила границ возможного. На это, в частности, указывает то, что рассказчик мог показать себя свидетелем драмы, разыгравшейся между Лойко и Раддой. Иное дело — легенды старухи Изергиль. Преувеличение здесь явно выходит за пределы реальности, и говорить в данном случае следует уже не о романтическом освещении действительности, а о сказочности, которая выражается прежде всего в повествовании о событиях фантастического характера.

В первой из легенд, которые рассказывает Изергиль, повествуется о трагической судьбе сына женщины и орла — Ларры.

Образ Ларры («Старуха Изергиль»)

Этот юноша, незнакомый с законами того племени, откуда была родом его мать, и привыкший считать себя лучшим, вступает в конфликт с племенем, которое потребовало от него уважать свои законы и обычаи. Но Ларра сам хочет повелевать, везде и во всем признавая только свое желание, свою волю, свое право сильного. И потому он отказывается подчиниться этому требованию, и в результате трагического столкновения с людьми был осужден ими на вечное одиночество. Справедливость такого суда, по словам Изергиль, подтвердили сами небеса. Вот до чего может довести человека гордость и вот как могут покарать гордеца Бог и люди! — хочет сказать она.

Как проходящий, так и сам автор, конечно, не могли принять ни эгоизма, ни индивидуализма Ларры. В критике справедливо отмечалось, что образом Ларры Горький полемизировал с философией Ницше и Шопенгауэра, проповедовавших презрение сверхчеловека к толпе, народу, право «сильной личности» на преступление, насилие, неподсудность и т. п. Однако, если попытаться глубже вникнуть в суть изображения трагического конфликта Ларры с людьми племени, то вопрос о полемике предстанет во всей своей сложности. Писатель оспаривал не только реакционные идеи Ницше и Шопенгауэра, но и многие косные народные понятия о жизни, о герое, которым следует старуха Изергиль.

Осуждая Ларру, Изергиль заключает, что он был поражен за гордость. Естественно, что писатель не склонен был безоговорочно соглашаться с осуждением человека за гордость. Ведь гордость в характере персонажа могла сочетаться с его вольнолюбием, уважением прав на свободу других. Полемизируя с Изергиль, писатель (и вместе с ним проходящий) как бы хотел сказать: Ларра был поражен не за гордость вообще, а за гордость индивидуалиста и эгоиста.

Старуха Изергиль не поняла сущности характера Ларры, осудив его за гордость (за гордость вообще!). А если учесть при этом, что гордость была присуща и ей самой, то станут вполне понятными слова автора, сказанные им о старухе: «И стало, почему-то, страшно жалко ее. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а все-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота». Ведь по-своему поняв причины трагедии Ларры и осудив его за стремление быть независимым, гордым, она осудила и самое себя. Естественно спросить: почему же так получилось? Ответ на это дает следующая за легендой история жизни Изергиль, которую старуха рассказывает проходящему.

Образ старухи Изергиль

В критике уже достаточно подробно говорилось о свободолюбии горьковской героини, ее способности «пожертвовать собой». Но в том еще не вся правда, как это ни странно, при всей любви к независимости, свободе, при всем осуждении проходящего за отрыв от людей, сама-то Изергиль по духу своему эгоистична и внутренне была мало связана с теми людьми, среди которых жила.

Ее все время влечет к сильным, героическим натурам, ее симпатии всецело на стороне этих борцов за свободу. Но, будучи сама гордой, красивой и сильной, она и других людей ценит, прежде всего, за эти качества. Те же политические идеалы, за которые боролись любимые ею люди, гораздо менее интересовали ее. Этим, думается, можно объяснить то, что Изергиль могла полюбить не только «достойного пана», сражавшегося с «турецкой тиранией» за свободу греков, но и деспотичного богача-турка.

Идеалом жизни горьковской героини была свободная любовь, которую она ставит превыше всего. И с тем, кто пытался в этом ущемить ее права, Изергиль обходилась решительно и сурово. Так было с «маленьким полячком», сказавшим ей «гордое, обидное слово», за что рассерженная женщина сбросила того с моста в реку, так было с паном Аркадэком, которому она «дала... пинка ногой и ударила бы его в лицо, да он отшатнулся», — за то, что он хотел любить Изергиль в благодарность за избавление из плена.

Однако и сама Изергиль в своей любви оказалась эгоистичной. Поцелуи ее нередко приносили людям страданье, вели их к гибели. Но на это Изергиль смотрит как на что-то обычное, мало интересное ей, то и дело позабывая досказать проходящему печальную историю судьбы своего бывшего возлюбленного. И понятно, ибо в любви она «для себя лишь хочет воли».

В отличие от легенд история жизни Изергиль вполне реальна, но дается она в романтическом освещении. Подобно Макару Чудре старуха не скупится на похвалы себе и своему времени. Она, как и Чудра (только в большей степени), гиперболизует факт. Этому служат и возвышенно-риторический стиль повествования Изергиль со множеством афоризмов и лирико-философских отступлений, например, рассуждение о жизни и подвигах, и красочное описание ее возлюбленного, и умолчание — до поры до времени — о том отрицательном, что было в них.

Во всем рассказе, и особенно там, где говорит непосредственно сама Изергиль, — а говорит в основном она одна, — преобладает приподнято-«философический» стиль повествования.

Изергиль хочет показать себя как пример для подражания, но характер ее весьма противоречив. В этом смысле очень показателен конец ее рассказа о своей жизни: «И вот уже около трех десятков лет живу здесь... Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу... Нет, не одна, а вон с теми».

Эта оговорка отнюдь не случайна. Она лишний раз говорит о глубокой противоречивости характера героини, ее индивидуализме и эгоизме.

Тем не менее, проходящий, желая в том окончательно убедиться, просит старуху рассказать уже известную ему легенду о горящем сердце Данко. «Я слышал, — говорит проходящий, — кое-что раньше о происхождении этих искр (от горящего сердца Данко), но мне хотелось послушать, как расскажет о том старая Изергиль».

Образ Данко («Старуха Изергиль»)

Данко изображается старухой человеком сильным, смелым, но стоящим как бы вне коллектива, толпы. На своих соплеменников он смотрит свысока. Все это, — если и далее последовать за рассказчицей, — в какой-то степени позволяет сближать Данко с персонажем другой легенды — Ларрой. Что же касается различия в их судьбах, то оно опять-таки могло быть объяснено тем, что в сказании о Ларре коллектив изображался как «могучее племя людей», в легенде же о Данко коллектив племени оказывался каким-то слабым, беспомощным в постигшей его беде: все «хотели идти к врагу и принести ему в дар свою волю, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...». Но тут, говорит Изергиль, «явился Данко и спас всех один». Это «явился» — очень характерно для ее понимания героя. Данко точно явился откуда-то, хотя дальше Изергиль поясняет: «Данко — один из тех людей...» И затем — не люди, которые, усомнившись в способности героического соплеменника вывести их из мрака лесов и болот, как звери, набросились на него, не люди, а именно он — Данко «спас всех один».

Вся легенда о Данко в изложении Изергиль выдержана в одном тоне. Ради спасения людей герой жертвует собой и умирает, «не прося у них ничего в награду себе».

Но было бы, конечно, неверным, исходя из той оценки, которую дает Изергиль, считать Данко индивидуалистом или противоречивой по своему характеру личностью. Содержание легенды дает основание говорить о Данко, как о цельной героической личности, верной интересам своего народа, живущей с народом одними помыслами. Обращает на себя внимание тот факт, что племя без колебаний выбрало Данко вожаком похода, от которого зависела судьба всех. И не своей красотой, как считает старуха Изергиль, а своей смелостью и решительностью Данко заставил людей поверить в него и в самих себя. «Во мне есть мужество вести, вот почему я повел вас!» — говорит он людям племени. Сквозь суровый и осуждающий тон повествования старухи Изергиль невольно прорывается живое народное сказание о человеке, отдавшем жизнь за народ, и о народе, вместе с ним идущим к царству света и свободы.

Функции романтических легенд

Образы романтических легенд значительны и сами по себе. Но Горькому они нужны, прежде всего, чтобы охарактеризовать мироощущение реального человека. То восхищение, с которым Изергиль повествует о подвигах, о самоотверженности, о вольнолюбии, о бескорыстии и активности, и то негодование, которым проникнуто ее отношение к бесславному прозябанию, эгоизму, рабству, свидетельствует о ее собственном стремлении к свободе, показывает, что в душе человека живет жажда нового, прекрасного, что человек этот не ощущает себя пассивной жертвой обстоятельств.

Романтические мироощущение героев проявляется не только в том, что они рассказывают, но и в том, как они рассказывают. С позиций идеала они рассматривают мир как соотношение только двух категорий: возвышенного и низменного. При этом они не склонны к объективному восприятию и изложению фактов. Доходя до преувеличения, до крайности, они защищают то, что им представляется прекрасным, и так же, доходя до крайности, до преувеличения, отрицают то, что представляется безобразным. Поэтому образы легенд отмечены печатью поэтической условности, необычности и односторонности: каждая воплощает одно какое-то начало в его исключительном выражении. Так, Ларра — символ эгоизма, возведенного в такую крайнюю степень, что герой способен убить девушку, которая пренебрегла его желанием. Ему противопоставляется Данко, герой, являющийся воплощением любви к людям, любви столь самоотверженной, что она заставляет его пожертвовать своей жизнью. На этом завершим анализ рассказа «Старуха Изергиль».

Старуха Изергиль живет на берегу Черного моря под городом Аккерман в Бессарабии (сейчас Украина): "Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу." О внешности старухи Изергиль известно следующее: "Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились." "...куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами..." "...улыбаясь беззубым ртом." "Ее черные глаза были все-таки тусклы... Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно седых волос, выбившихся из под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами." "...живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, – тоже почти тень." У Старухи Изергиль сухой, скрипучий голос: "Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями." "Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века..." "Она снова начала рассказывать своим хрустящим голосом..." "Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой..." Старуха Изергиль знает много сказок и легенд: "...Расскажи мне, как это было! – попросил я старуху, чувствуя впереди одну из славных сказок, сложенных в степях. И она рассказала мне эту сказку." Изергиль любит рассказывать свои поучительные легенды молодым людям. Те с удовольствием слушают старую рассказчицу: "Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо. Еще молодые все… И мне хорошо с ними." Изергиль прожила жадную жизнь. Она любит жить и петь: "...хорошие минуты моей жадной жизни." "...Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить." За свою долгую жизнь Изергиль много любила, у нее было много романов: "А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!.." Старуха Изергиль - свободолюбивая личность. Она рвет цепи, которыми ее сковывает жизнь: "...я порву цепи, как бы они крепки ни были..." Изергиль никогда не была ничьей рабой: "Он хотел сразу так себе взять меня, но я не далась. Я не была никогда рабой, ничьей." У Изергиль есть свои понятия о гордости и достоинстве. Она, например, прощает мужчинам побои, но не прощает обидные слова. Так, Изергиль прощает побои гуцулу и продолжает встречаться с ним: "Раз ударил меня в лицо… А я, как кошка, вскочила ему на грудь да и впилась зубами в щеку... С той поры у него на щеке стала ямка, и он любил, когда я целовала ее…" При этом гордая Изрегиль не прощает обидных слов. Так, она не простила поляку обидное слово и тут же рассталась с ним: "...он сказал мне гордое, обидное слово. О! О!.. Я рассердилась! Я закипела, как смола! Я взяла его на руки и, как ребенка, – он был маленький, – подняла вверх, сдавив ему бока так, что он посинел весь. И вот я размахнулась и бросила его с берега в реку. <...> Я ушла тогда. И больше не встречалась с ним." (о поляке) Изергиль никогда не встречается со своими бывшими возлюбленными. Она разрывает отношения раз и навсегда: "Я была счастлива на это: никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками." Изергиль никогда не ползала за мужчинами, кроме одного - шляхтича Аркадэка: "Мне горько стало, как подумала я, что раньше за мной ползали… а вот оно, пришло время – и я за человеком поползла змеей по земле и, может, на смерть свою ползу." Изергиль родилась в городе Фальчи (сейчас город в Румынии) на берегу реки Бырлад: "Я жила с матерью под Фальчи, на самом берегу Бырлада..." "...я достану немного денег, чтобы воротиться к себе на Бырлад..." В молодости Изергиль много работала: "Знаешь ты, что я делала, когда была молодой? Я ткала ковры с восхода по закат, не вставая почти." Молодая Изергиль была живой, как солнечный луч: "Я, как солнечный луч, живая была." В молодости Изергиль была красавицей: "Увидал меня, говорит: «Вот какая красавица живет тут!.." "Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить." В 15 лет Изергиль встретила свою первую любовь - молдаванина-рыбака: "...и мне было пятнадцать лет, когда он явился к нашему хутору. Был он такой высокий, гибкий, черноусый, веселый. <...> Он был рыбаком с Прута... <...> ...только поет да целуется, ничего больше!" Второй возлюбленный Изергиль был гуцулом (жителем Карпат): "Я и попросила одну подругу, у которой был гуцул, показать мне их… <...> Она меня познакомила с молодцом. Был хорош… <...> Рыжий был, весь рыжий – и усы, и кудри! Огненная голова." Затем Изергиль влюбилась в старого богатого турка в Бухаресте и прожила в его гареме целую неделю: "А то еще турка любила я. В гареме у него была, в Скутари. Целую неделю жила, – ничего… Но скучно стало… – всё женщины, женщины… Восемь было их у него… <...> Он был уж немолодой, этот турок. <...> Богатый он был, этот турок." Из гарема Изергиль бежала в Болгарию с сыном турка. Этот 16-летний мальчик вскоре умер. В это время Изергиль было около 30 лет: "И сын у него уже был – черненький мальчик, гибкий такой… Ему лет шестнадцать было. С ним я и убежала от турка… Убежала в Болгарию, в Лом Паланку… <...> Мальчик? Он умер, мальчик… <...> Вдвое старше его я была тогда уж. И была такая сильная, сочная… а он – что же?.. Мальчик!.." В Болгарии Изергиль встречалась с мужчиной, у которого была жена или невеста. Обиженная женщина ударила Изергиль ножом за ее отношения с "занятым" мужчиной: "Там меня одна болгарка ножом ударила в грудь за жениха или за мужа своего – уже не помню." После этого Изергиль залечивала раны в Польше в монастыре. Здесь она познакомилась с монахом-поляком, с которым ушла в Польшу: "Хворала я долго в монастыре одном. Женский монастырь. Ухаживала за мной одна девушка, полька… и к ней из монастыря другого – около Арцер Паланки, помню, – ходил брат, тоже монашек… Такой… как червяк, всё извивался предо мной… И когда я выздоровела, то ушла с ним… в Польшу его. <...> Да… с тем, маленьким полячком. Он был смешной и подлый." Расставшись с монахом, Изергиль попала к жиду и работала на него: "Дошла до города Бохнии. Жид один купил меня; не для себя купил, а чтобы торговать мною. Я согласилась на это. <...> И жила я там. Ходили ко мне богатые паны и пировали у меня." Здесь же в Польше за Изергиль ухаживали богатые паны и дрались между собой из-за нее. Один пан буквально обсыпал ее золотом, но гордая Изергиль прогнала его, потому что любила другого: "Это им дорого стоило. Дрались из за меня они, разорялись. Один добивался меня долго... <...>Да, выгнала я его, хоть он и говорил, что продал все земли свои, и дома, и коней, чтобы осыпать меня золотом." В это время Изергиль любила одного хорошего, храброго поляка с изрубленным лицом, но он вскоре погиб: "Я тогда любила одного достойного пана с изрубленным лицом. Всё лицо было у него изрублено крест накрест саблями турок... <...> он любил подвиги... <...> О, этот, рубленый, был хороший человек! <...> Наверное, ваши убили его во время бунта." Также Изергиль встречалась с венгром, который был убит, судя по всему, другим поклонником Изергиль: "Знала также я и венгра одного. Он однажды ушел от меня, – зимой это было, – и только весной, когда стаял снег, нашли его в поле с простреленной головой. Вот как! Видишь – не меньше чумы губит любовь людей; коли посчитать – не меньше…" Наконец Изергиль выкупила себя у пана и стала независима. Она жила в Кракове и была богата: "А с жидом я уже кончила, много денег дала ему… И уже в Кракове жила. Тогда у меня всё было: и лошади, и золото, и слуги…" Когда Изергиль было около 40 лет, она встретила свою последнюю любовь - красивого шляхтича Акадэка. Изергиль любила его, а он смеялся на ней: "О Польше… Да, там я сыграла свою последнюю игру. Встретила одного шляхтича… Вот был красив! Как черт. Я же стара уж была, эх, стара! Было ли мне четыре десятка лет? Пожалуй, что и было… А он был еще и горд, и избалован нами, женщинами. Дорого он мне стал… да." "И тот там же поет… Аркадэк мой." Чтобы спасти шляхтича из плена, Изергиль пошла на убийство. Освободив Аркадэка из плена, она рассталась с ним: "...свалила солдата на землю. Он упал в грязь. Тогда я быстро повернула его лицом к земле и придавила его голову в лужу, чтоб он не кричал. <...> Он и задохнулся…""Я посмотрела на них… Мне тогда стало – помню – только скучно очень, и такая лень напала на меня… Я сказала им: «Идите!»" Затем Изергиль уехала в Галицию, затем в Добруджу а после поселилась под Аккерманом в Бессарабии, где живет уже 30 лет: "Тогда увидела я, что пора мне завести гнездо, будет жить кукушкой! Уж тяжела стала я, и ослабели крылья, и перья потускнели… Пора, пора! Тогда я уехала в Галицию, а оттуда в Добруджу. И вот уже около трех десятков лет живу здесь." 40-летняя Изергиль вышла замуж за молдаванина, с которым прожила 30 лет. Ее муж умер за год до событий, описанных в рассказе: "И вот уже около трех десятков лет живу здесь. Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени." Старая одинокая Изергиль доживает своей век, рассказывая сказки молодежи: "И живу я вот! Одна живу…"

В раннем романтическом произведении "Старуха Изергиль" Максим Горький поэтично размышляет о человечности и свободе. Дух романтизма просто переполняет этот рассказ. Сам автор считал его одной из лучших своих работ, выстроенных на высочайшем уровне. Анализ "Старухи Изергиль" Горького докажет, что автор, как и многие другие писатели, обратился к самой злободневной теме - смыслу жизни.

Особенности рассказа

Книга М.Горького "Старуха Изергиль" вышла в свет в 1894 году. В рассказе четко прослеживаются черты романтизма:

  • главный герой противопоставлен основным персонажам;
  • герою приписываются качества, представленные в превосходной степени;
  • изображение необычных пейзажей (описание моря, степи).

Известно, что Максим Горький много путешествовал по стране, собирал различные легенды и истории, жившие в памяти людей. Именно такие легенды он поведал в произведении "Старуха Изергиль". Анализа этот рассказ заслуживает самого полного. Читатель видит перед собой оригинальную книгу в виде рассказа в рассказе. Композиция его отличается некоторыми особенностями:

  • содержит три самостоятельных части: легенда о Ларре, жизненные искания самой старухи Изергиль, Легенда о Данко;
  • все части объединяет внутренняя идея и тон повествования;
  • содержание первой и третьей части рассказа противоположны друг другу;
  • центральную часть книги составляет рассказ о жизни Изергиль;
  • повествование в рассказе ведется от лица старухи.

Анализ "Старухи Изергиль" показывает, что у произведения основная концепция: возможность жить без людей для себя (подобно Ларре), проживать рядом с людьми, но в свою пользу (как старуха Изергиль), отдавать свою жизнь ради других (как Данко).

Гордый и одинокий Ларра

В первой части старуха поведала о молодом красивом парне Ларре, отцом которого был горный орел, когда-то похитивший мать юноши. Читатель видит гордого, дерзкого, эгоистичного парня. С таким самолюбивым характером ему было трудно ужиться среди других соплеменников. Именно за эти качества Ларра жестоко поплатился. Однажды он совершил ужасный поступок - убил дочку вождя, которая его отвергла. В общине придумали для юноши наказание - вечное изгнание и одиночество. Поначалу оно ничем не огорчило Ларру, но потом стало просто невыносимым. Через некоторое время герой понял, в чем смысл жизни, но было поздно: от страданий он превратился в тень, напоминающую людям о его существовании.

Поиски смысла жизни старухи Изергиль

Куда же приводит анализ "Старухи Изергиль", а именно второй ее части? Читатель погружается в историю жизни самой рассказчицы. Изергиль пользовалась успехом среди мужчин, не обделяла их своей любовью. Она любительница странствий, побывала во многих уголках земли. Ей в удовольствие было играть чувствами других людей. Чтобы достичь своей цели, она даже один раз пошла на убийство. Если героиня уходила от кого-то, то уже никогда не возвращалась. Любви она отдавала всю себя. В конце Изергиль понимает, что не нужно искать любовь на краю света, достаточно вести размеренную жизнь с любимым человеком и детьми.

Самопожертвование Данко

Романтическими чертами наделил Горький своего героя Данко. Анализ "Старухи Изергиль" невозможен без этого персонажа. Красивый, сильный и мужественный Данко был настоящим лидером, умел повести за собой людей. Он отличался свободолюбием и бескорыстием. Это помогло ему стать предводителем своего народа и вывести его из темного леса. Идти было нелегко, рассерженные люди разуверились в своем главаре. Тогда Данко вырвал из груди свое сердце, которое пылало любовью к людям, и осветил им путь. Таким способом он отдал народу свое тепло и доброту, исходящую от горящего сердца.

Что же получил он взамен? Как только люди выбрались из леса, то сразу все забыли об умирающем Данко. Кто-то даже наступил на угасающее сердце вожака. Только ночные искорки в степном просторе напоминали людям о бескорыстном поступке Данко. В образе этого юноши читатели видят настоящего героя, видевшего смысл жизни в служении другим.

В чем схожесть и различие судеб героев?

Старинные легенды несут поучительные выводы, старуха Изергиль поведала их молодому поколению. Действия в легендах происходит в глубокой древности. Судьба самой рассказчицы чем-то похожа на судьбы Ларры и Данко. И у того, и у другого была бурная мятежная жизнь, оба стремились стать независимыми. Идеалом старухи Изергиль и Данко является любовь к окружающим и самопожертвование. Они посвящают себя другим.

Подобно Ларре, Изергиль забывает о людях, которые ей становятся малоинтересными. Она умеет брать, но способна и отдавать. Ларра же только жадно брал, ничего не отдавая. К чему в конце пришли герои? Поведение Ларры привело его к одиночеству, которое невозможно было вынести. Старуха Изергиль пристала к случайным людям и вместе с ними доживает последние годы. Читателю есть над чем задуматься, попытаться найти истинную дорогу в жизни. Возможно, между индивидуализмом Ларры и альтруизмом Данко найдется идеальная точка в системе координат.