Биографии Характеристики Анализ

Одна буква может обозначать разные вещи звуки. Звуки и буквы

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт - спорт, ворона - воронка) , набором звуков (лимон - лиман, кошка - мышка) , последовательностью звуков (нос - сон, куст - стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка - катер, лес - парк) .

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки - приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова - запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а - буква, [а] - звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п - буква, [п] - твёрдый звук, [п’] - мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение - апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

Хотя графика изначально создавалась для закрепления речи на письме, между буквами и звуками нет прямого (однозначного) соответствия. Возможны несколько типов соотношения между буквой и звуком.

1. Одна буква может обозначать только один звук. Например, буква й обозначает только звук «йот», буква у - только звук [у].

2. Одна буква может обозначать выступающие в разных позициях разные звуки. Например, буква о в слове городовой [гъръдаво:j] обозначает 3 разных звука - безударные гласные [ъ], [а] и ударный гласный ; буква б в слове рыба обозначает звонкий звук [б], а в форме Р. п. мн. ч. рыб - глухой звук [п]: [рып]. Буква е часто в печатных текстах используется не только в своем основном звуковом значении, но и заменяет букву ё, т. е. обозначает в подобном употреблении ударный звук [о] (принёс, лёд, вёл), а после гласной буквы или разделительных ъ и ь - сочетание (приём, подъём, вьётся).

3. Одна буква может обозначать сочетание двух звуков. Например, йотированные буквы, как уже говорилось выше, часто обозначают сочетание согласного звука [j] и гласного звука: пою [пajy].

4. Буква может не обозначать ни одного звука, т. е. не иметь звукового значения. Это касается не только безгласных букв ъ и ь (подъезд, тетрадь), но и, например, так называемых непроизносимых согласных: чувство [чуствъ], сердце [с`эрцъ], солнце [сонцъ].

5. Сочетание двух букв в слове может обозначать один звук. Например, в слове считать две первые согласные буквы обозначают один долгий мягкий согласный звук: [ш`итат`]. Сочетание согласной буквы с мягким знаком обозначает один согласный звук: день [д`эн`], мышь [мыш].

6. Разные буквы могут обозначать один и тот же звук. Так, буквы т и д могут обозначать один и тот же звук [т]: тот [тот], год [гот].

Несмотря на особенности соотношения между буквами и звуками, для повседневной практики, не требующей точной фиксации всех особенностей звукового строя нашей речи, современная русская графика удобна. Она позволяет достаточно точно представить на письме соотношение звуков русской речи и является хорошей базой для русской орфографии.

В поликлинике.

Поликли́ника или амбулато́рия (от др.-греч. πόλι - много и др.-греч. κλινική - врачевание) - многопрофильное или специализированное лечебно-профилактическое учреждение для оказания амбулаторной медицинской помощи больным на приёме и на дому.

На территории Республики Казахстан распределены по территориальному признаку, и являются базовым уровнем медицинского обслуживания населения.

Поликлиники могут иметь различный статус:

· Базовая - обслуживает больных военнослужащих военно-морской базы.

· Ведомственная - обслуживает работников министерств и ведомств. Не входит в систему учреждений министерства здравоохранения.

· Гарнизонная - обслуживает больных военнослужащих из состава определённого гарнизона.

· Гериатрическая - обслуживает больных пожилого и старческого возраста.

· Городская - обслуживает больных по территориальному (участковому) принципу. Может как входить в состав объединённой больницы, так и являться самостоятельным учреждением.

· Городская детская - обслуживает детей в возрасте до 15 лет. Может как входить в состав объединённой больницы, так и являться самостоятельным учреждением.

· Курортная - обслуживает больных во время их лечения на курорте.

· Районная центральная - создаётся в сельском административном районе при отсутствии центральной районной больницы и выполняет функции районного отдела здравоохранения.

· Стоматологическая - обслуживает взрослое население, специализация - лечение стоматологических заболеваний. Также существует Стоматологическая детская поликлиника, обслуживающая детей в возрасте до 18 лет.

· Физиотерапевтическая - обеспечивает лечение больных физиотерапевтическими методами.


Грамматическая тема: Согласные звуки.

Лексическая тема: Мой рабочий день

План лекции.

1 Классификация согласных звуков русского языка, состав согласных звуков.

2. План распорядка рабочего дня

Согла́сные - звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и/или слоговыми согласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически согласные обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь чёткой формантной структуры.

Согласные являются также звуками, при произнесении которых происходит сужение голосового тракта, так что воздушный поток оказывается полностью или частично блокированным и, преодолевая препятствие (см. место и способ образования согласных), изменяет своё направление. В русском языке это шумные согласные (взрывные, фрикативные и аффрикаты), группа сонорантов (плавные и латеральные), группа сонорных согласных (дрожащих и носовых), а также полугласный (или полусогласный) й.

Под согласными зачастую понимают также буквы, передающие такие звуки. Иногда во избежание путаницы употребляют термин «согласные звуки».

Система согласных определённого языка называется «консонантизм».

В русском языке согласные звуки передаются буквами Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Они противопоставлены гласным А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.

Для артикуляторного описания согласных используют следующие критерии:

· Деление на звонкие и глухие согласные;

· По способу образования согласных;

· По месту образования согласных.

Например, /d/, согласно этим критериям, является звонким альвеолярным взрывным согласным.

По акустически-слуховым критериям согласные отличаются от гласных по степени звучности (воспринимаемости, то ест ь диапазона звучания).

У гласных звуков звучность выше, чем у согласных. Гласные занимают определённое положение в структуре слога, в общем случае - в начале и в конце слога, то есть согласные обычно не образовывают слога. Исключением являются соноранты:аппроксиманты (то есть гласные в положении согласных, как например /ju"la/ юла , фонетически , а также носовые и латеральные (нем. Matten ))

Мой рабочий день

Я хотел бы описать свой рабочий день. Все эти дни похожи друг на друга.

В будни я обычно встаю в семь. Я делаю гимнастику. Потом я умываюсь и чищу зубы. В полвосьмого я завтракаю. Я люблю легкий завтрак. После завтрака я иду в школу.

Мой колледж рядом с домом. Дорога в колледж занимает 10 минут. Занятия начинаются в 8:30 и заканчиваются около 15:00. Три пары в день - обычное расписание. Дважды в неделю я остаюсь в колледже после занятий, чтобы поиграть в баскетбол.

Когда я прихожу домой, я обедаю. Потом я немного отдыхаю. Иногда я читаю или разговариваю с моими друзьями по телефону.

После этого я начинаю делать домашнее задание. Два раза в неделю я занимаюсь дополнительно в научном кружке по анатомии, чтобы улучшить мои знания.

Как правило, я заканчиваю делать домашнее задание около 9 часов. Но один день в неделю не такой загруженный. Это четверг. В четверг я обычно помогаю моей маме. Иногда я делаю покупки или забираю одежду из химчистки.

Ужинаю я в 7 часов. Потом я продолжаю заниматься. В 10 часов я ложусь спать.

Грамматическая тема: Правописание согласных на письме.

Лексическая тема: Трудности избранного пути.

План лекции.

1 Особенности правописания согласных на письме.

2.Трудный путь медицинского работника

Правописание согласных (в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания) следует проверять правописание согласного по сильной позиции, прежде всего – по положению перед гласным.

· 1.15.1. Звонкие – глухие согласные

· 1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

· Пру д – пру д ы, моло т ьба – моло т ить, у з кий – у з ок, пру т – (нет) пру т а.

· Исключение: сва д ьба (хотя сва т ать ).

· 2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапо г и – сапо ж ки, запря г ать – пря ж ка ), а х чередуется с ш (па х ать – вспа ш ка, каза х и – каза ш ка ).

· 3. Ударный -ёжк (а) пишется в отглагольных существительных.

· Зубрить – зубр ёжк а.

· 4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

· Космона в т, фи с гармония, ри к ша, зи г заг, во к зал, Е в фрат.

· Есть и русские слова с непроверяемым согласным.

· Ве т чина, при т ча, по т чевать, з десь, з доровье, ни з ги, с добный, чу в ствовать.

· Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику

Методологическую основу этой реализации И. А. Бодуэн де Куртенэ сформулировал следующим образом: "Русский алфавит вовсе не связан с русским языком по существу; он связан с ним только благодаря исторической случайности.

То есть при известных исторических обстоятельствах (например, при выборе иной государственной религии) для русской письменности мог быть использован латинский или даже арабский алфавит. Также по "исторической случайности" русское письмо в большинстве случаев передает не звуки, а фонемы. Если бы не гений М. В. Ломоносова, возможно, что в русской письменности на некоторое время утвердился бы и в большей степени проявился к настоящему времени отстаиваемый В. К. Тредиаковским фонетический принцип письма "по звонам". Часть написаний традиционны и условны, а в целом наша орфография не указывает непосредственно на произношение слов. В связи с этим можно определить конкретные случаи соотношения между буквой и звуком:

Без расхождения между произношением и написанием (конкурс, табло);

Одна буква одновременно обозначает два звука (е ль, е лка, ю ла, я ма);

Одна буква в разных случаях обозначает разные звуки (сто л - сто ла, же ст - ве сна, гриб ы - гриб);

Буквы ъ и ь совсем не обозначают звуков;

Буквы в, д, л, т могут обозначать нуль звука (чув ствовать, серд це, сол нце, чест ный);

Один звук обозначается разными буквами (обжо ра, же лудь);

Две одинаковые буквы (удвоенные) обозначают один краткий звук (купленн ый, алл ея, перр он, апп арат);

Две одинаковые буквы (удвоенные) обозначают один долгий звук (касс а, гамм а, сожж ем);

Один долгий звук обозначается двумя разными буквами (сж ег, происш ествие);

Один долгий звук обозначается двумя разными комбинациями букв (сш ить, влезш ий; сч еты, заказч ик; обезж иренный, сж ать);

Одна буква обозначает один долгий звук (щ етина, полощ и);

Одна буква может факультативно функционировать вместо другой (фактически получила "права гражданства" буква е, употребляющаяся вместо буквы е, что, кстати, привело к многочисленным орфоэпическим ошибкам в произнесении слов типа афера, головешка, желоб, жердочка, никчемный, опека, шерстка и под.);

Буква разделительный твердый знак может факультативно "незаконно" заменяться апострофом (об"явление, под"езд, с"емка, с"езд и т.д.).

Примеры подобных соотношений написанного и произносимого в русском письме бесконечны. И в большинстве случаев языковое сознание рядовых носителей русского языка (не являющихся специалистами в области лингвистики) это различие не замечает и с недоумением реагирует на то, что, например, в словах гнезд, тяжко, моего, легкое, ее звучат какие-то мифические, с их точки зрения, сочетания звуков: [гн"ост], [т"ашкъ], [маjиво], [л"охкъjь], .

Можно предположить, что во многих случаях подобное инспирировано не только давлением буквы, но также имеющимся в сознании каждого человека фонематическим слухом, чутьем, которое соотносит представление о звуке с сильным вариантом фонемы. Фонемный же принцип русского алфавита и русской орфографии лишь способствует закреплению этого звукового представления. "Графический образ не может не оказывать влияния на восприятие звука... Даже если мы не читаем, а слушаем или произносим... буквы оказывают давление на наше восприятие, заставляя воспринимать разумом не совсем то, что воспринимается слухом"12 .

Звук и буква в анализе фонетического строя художественной речи. Академик Ф. Ф. Фортунатов относил смешение звуков языка с буквами к числу "крупных, основных ошибок" теории, "которые происходят вследствие смешения совершенно разнородных фактов и создают в умах учащихся такую путаницу понятий о явлениях языка, вследствие которой... занятия русской грамматикой в школе способны вызвать у учащихся отвращение к теоретическому изучению языка" .

Разумеется, большой беды нет, когда родители говорят о своем ребенке: "Он не выговаривает букву р ", хотя, конечно, речь в этом случае должна идти не о букве. Наверное, не так страшно, когда преподаватель вокала, даже такой квалифицированный, как Г. Вишневская, требует от ученика на транслируемом телевидением уроке "петь букву а ", но хотелось бы, чтобы специалист избегал таких ошибок. Плохо, когда логопед считает, что его подопечный "заикается на букве и". Но совсем никуда не годится, когда филолог, анализирующий звуковой строй художественной речи, не обращая внимания на нетождественность буквы и звука, вводит в заблуждение и себя, и своих читателей, как это показал М. В. Панов: "Один филолог, не знающий фонетики, нашел "блестящую инструментовку на е" в таких стихах Тютчева:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой...

Филолог думает, будто в этих строках повторяется звук [э] ("они инструментованы на е"). На самом деле звук [э] здесь... не встречается ни разу!" .

Подобного рода ошибки делают часто и довольно маститые литераторы, даже известные как тонкие ценители звучащей речи. Так, Ю. Олеша, размышляя об акустическом впечатлении, производимом строками А. С. Пушкина, подмечает то, чего нет. "И пусть у гробового входа... Пять раз подряд повторяющееся "о" - "гробовоговхо". Вы спускаетесь по ступенькам под своды, в склеп. Да-да, тут под сводами эхо!"15 . Однако звуков [о] здесь только два: те, что под ударением. Остальные три буквы о читаются по-другому. Впрочем, нет здесь и повторяющегося звука [г]: [гръбавовъ фходъ].

К. И. Чуковский, со слов А. А. Блока, сообщал, что "Двенадцать" поэт начал писать со строчки: "Уж я нож ичком полосну, полосну!", потому что "эти два "ж" в первой строчке показались ему весьма выразительными"16 . Выразительными поэту здесь могли показаться только буквы. Но означают они в приведенной строке разные звуки: [ш] - уж и [ж] - нож ичком.

Подводит незнание закономерностей соотношения звучащей и письменной речи и других признанных мастеров "звукописи" (аллитераций и ассонансов) и семантической характеристики отдельных звуков. По свидетельству Л. Успенского, слушавшего лекцию К. Бальмонта о поэтическом мастерстве, последний, утверждая, что в русских словах "все огромное определяется через О", приводил примеры, в числе которых пОхОрОны, пОлнОчь, бОльшОе, ОстрОв, ОзерО, ОблакО, ОгрОмнОе, ОпОлзень, грОза" (выделено Л. Успенским. - А. Л.), В то же время [о] здесь мы слышим только в ударных слогах или вообще не слышим, например, в слове гроза.

Вообще следует заметить, что получившие популярность в последние десятилетия исследования смысловой, образной, цветовой выразительности звуков ориентируются в основном именно на представление носителей языка об этом звучании, т.е. на букву (или, как ее называют в таких исследованиях, звукобукву), а не на реальное звучание. По мнению некоторых ученых, это имеет чисто технические удобства: звукобуквенную форму легко задать компьютеру.

Действительно, "технические удобства" налицо. Но будем ли мы в таком случае иметь корректный анализ стихотворного текста, который, безусловно, в большинстве случаев рассчитан именно на слуховое восприятие. С другой стороны, художественные тексты создавались, распространялись множество лет и в устной форме (фольклорные произведения, например). Былины, песни, обрядовые тексты, частушки, прибаутки, пословицы и поговорки, скороговорки - все это существует с незапамятных времен, создавалось и распространялось тысячами людей, не знающих буквы. На чем же строились звуковая выразительность и звуковая значимость в таких творениях? Ясно, что не на комбинациях букв, а на комбинациях звуков. А на какое восприятие рассчитывают писатели и поэты, создавая тексты для маленьких читателей, - на восприятие буквы или звука?

Возможны несколько типов соотношения между буквой и звуком.

1. Одна буква может обозначать только один звук. Например, буква й обозначает только звук «йот», буква у - только звук [у].

2. Одна буква может обозначать выступающие в разных позициях разные звуки.

Например, буква о в слове городовой [гъръдаво:j] обозначает 3 разных звука - безударные гласные [ъ], [а] и ударный гласный ; буква б в слове рыба обозначает звонкий звук [б], а в форме Р. п. мн. ч. рыб - глухой звук [п]: [рып]. Буква е часто в печатных текстах используется не только в своем основном звуковом значении, но и заменяет букву ё, т. е. обозначает в подобном употреблении ударный звук [о] (принёс, лёд, вёл), а после гласной буквы или разделительных ъ и ь - сочетание (приём, подъём, вьётся).

3. Одна буква может обозначать сочетание двух звуков. Например, йотированные буквы, как уже говорилось выше, часто обозначают сочетание согласного звука [j] и гласного звука: пою [пajy].

4. Буква может не обозначать ни одного звука, т. е. не иметь звукового значения. Это касается не только безгласных букв ъ и ь (подъезд, тетрадь), но и, например, так называемых непроизносимых согласных: чувство [чуствъ], сердце [с`эрцъ], солнце [сонцъ].

5. Сочетание двух букв в слове может обозначать один звук. Например, в слове считать две первые согласные буквы обозначают один долгий мягкий согласный звук: [ш`итат`]. Сочетание согласной буквы с мягким знаком обозначает один согласный звук: день [д`эн`], мышь [мыш].

6. Разные буквы могут обозначать один и тот же звук. Так, буквы т и д могут обозначать один и тот же звук [т]: тот [тот], год [гот].

Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т. е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т. е. служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков, так что, например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср. : станут - стянут).

Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных по твердости-мягкости согласных звуков компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы я, о, у, э, ы указывают на твердость предшествующего согласного, парного по твердости-мягкости, а буквы - я, ё, ю, е, и - на мягкость (ср. : рад - ряд, мол - мёл, тук - тюк, сэр - сер, был - бил). Таким образом, буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны: без учета последующей буквы нельзя определить, твердым или мягким является парный по твердости-мягкости согласный звук. Только в конце слова и перед согласными (правда, не всегда) мягкость согласных, парных по твердости-мягкости, обозначается особой буквой ь.

Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср. : пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т. п.). Во всех прочих положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - , ё - , е - , ю - . Такое значение букв я, ё, е, ю имеет место: 1) в начале слова (ср. яма, ёж, юг, ель); 2) после гласных (моя, моё, поеду, мою); 3) после разделительных знаков ъ и ь (объявить - обезьяна, объём - собьём, съезд - устье, конъюнктура - вьюга).

Однако слоговой принцип проводится в русской графике далеко не последовательно. Главнейшее отступление от слогового принципа - обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т. п.); после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т. п.). Эти отступления от слогового принципа в современной русской графике сложились исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не имеют мягких разновидностей, а звуки [ч], [щ] - твердых разновидностей. Поэтому твердость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами.

Частные случаи отступлений от слогового принципа: 1) написания иноязычных (чаще французских) слов с ьо вместо ё (ср. : бульон - бельем и т. п.); 2) написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу и йу (ср. сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток); 3) написание в начале иноязычных слов йо вместо ё (ср. еж, ёрш - йот, йод, Йоркшир, Нью-Йорк).

Кроме указанной непоследовательности в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие обозначения ударного слога в слове, а также особой буквы для звука [ж"] (ср. дрожжи, визжу, езжу и т. п.).

Что такое звук? Что такое буква? Как они соотносятся? Как образуются звуки и какими они бывают?

Звуки

Звуки речи отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.
Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения. Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом [дом] и ром [ром] — различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию. С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук -лук — тук — ток — рок — рот — ром — том — ком -… (при изменении одного звука меняется слово).

Слова различаются:

  • количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) — воронка (7 звуков), спор — спорт;
  • набором звуков:
    • различие в одном звуке: лимон [л’имон] — лиман [л’иман];порт [порт] — торт [торт], лук [лук] — сук [сук];
    • различие в нескольких звуках: загар [загар] — забор [забор]; фасоль [фасол’] — пароль [парол’];
  • последовательностью расположения звуков: куст [куст] — стук [стук]; нос [нос] — сон [сон];
  • звуки в словах могут полностью не совпадать: школа [школа] — учитель [учитель]; карась [карас’] — сом [сом], дом [дом] — хата [хата].

Образование звуков и их классификация.

Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.

В образовании звуков речи участвуют тоны (голос) и шумы.Когда выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные голосовые связки, что вызывает ритмические колебания связок, возникает голос (тон). Шум образуется в ротовой полости, когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.

Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая может менять свою форму, образуются гласные звуки . Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук [а], [о], [у], [и], [ы], [э], то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.

Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки . В их образовании уже участвует и голос, и шум. Согласные звуки, в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими . Если в создании звука голос преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки — сонорные . Глухие звуки создаются только шумом без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).

Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):

  • гласные: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] — в их образовании участвует только голос;
  • звонкие:
    • сонорные согласные: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й’] — голоса больше, чем шума, всегда звонкие, непарные звонкие;
    • шумные звонкие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [ж] — шума больше, чем голоса, парные звонкие (в речи иногда используется звонкий звук [ж’]: жюри [ж’ури], вожжи [вож’и]) ;
  • шумные глухие согласные: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], [щ’], [х], [х’], [ц], [ч’] — состоят только из шума.

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки (звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха).

Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости - положения языка и губ.

Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные — звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

Буквы

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы. Полного соответствия между буквами и звуками нет.

Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем.

Точная запись звуков речи называется транскрипцией , обозначается квадратными скобками […]. При записи транскрипции слова надо обозначить каждый звук отдельной буквой, поставить знак ударения, знак мягкости [‘]. Например, корова — [карОва], буква к передает звук [к] , буква р обозначает звук [р] и т.д.

Как соотносятся буквы и звуки?

Буквы называют гласными или согласными потому, что ими обозначают гласные или согласные звуки.

  • Все звуки в слове могут соответствовать своей букве: стол [стол] .
  • Одна буква может обозначать разные звуки:

    в словах плод [плот], плоды [пладЫ] буква о использована для обозначения звуков [о] , [а] , а буква д — для обозначения звуков [т] и [д] .

  • Буквы могут не обозначать звуков:
    • буквы Ь и Ъ не обозначают звуков: молЬ [мол’], сЪезд [сй’эзд] ;
    • при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся, а буквы пишутся:

      чув ство [ч’Уства], сол нце [сОнцэ], серд це [с’Эрцэ], радост ный [рАдасный’].

  • Одна буква может обозначать два звука:
    • буквы е, ё, ю, я в начале слова, после разделительных Ь, Ъ и гласных обозначают по два звука [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Звуков е, ё, ю, я в русском языке не существует.
    • буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х для обозначения согласных звуков обозначают либо твердые согласные звуки, либо мягкие: мел — мол .

    Двузначность букв связана со слоговым принципом функционирования русской графики . Сущность этого принципа заключается в том, что в качестве единицы письма и чтения выступает не буква, а , т.е. сочетание букв для обозначения согласного и гласного звуков, где буквы взаимно обусловлены. Слоговый принцип используется для обозначения твёрдости и мягкости согласных, а также при обозначении согласного звука [й].

  • Один звук может передаваться разными буквами:

    в словах ц иркуль [ц ыркул’ ], улыбатьс я [улыбац а ] звук [ц ] передается буквой ц и буквами тс (тьс) .

Т.о. в слове может не совпадать количество букв и звуков, их звучание и написание. Между буквами и звуками нет однозначного соответствия. Необходимо различать звуковой и буквенный состав слова .

Всего 33 буквы :

  • 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е ;
  • 21 согласная буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • Ь и Ъ знаки, которые не обозначают отдельных звуков.

Звуков — 42 :

  • 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] ,
  • 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’] .

Различие количества согласных букв и звуков связано со способом отражения твёрдости и мягкости согласных на письме.

Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом могут не совпадать.

Использованная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
  4. Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011