Биографии Характеристики Анализ

Одним из первых обосновал идею общественного прогресса. Б движение вперед; в циклическое развитие; г состояние стабильности

«Социальный прогресс» - Прогресс. Социальный прогресс. Возможен ли социальный прогресс. Прогресс. Поток информации. Разные народы развиваются с разной скоростью. Социальный прогресс и развитие общества. Ряд закономерностей. Уровень развития. Время. Что такое общество. Равномерное развитие.

«Развитие общества» - Многочисленные войны. Первобытнообщинный строй. Регрессивная роль. Войны играли прогрессивную роль. Развитое индустриальное общество. Революция. Граждане. Первобытный строй. Практическая часть. Реформа. Компьютеризация школ. Закон ускорения общества. Социальный прогресс. Общественное явление. Закон развития общества.

«Социологические исследования» - Социальная система. Теория общественного договора. Работы периода Античности. Теория Аристотеля. Социология как наука. Социальные организации. Человек. Виды социологических исследований. «Государство» Платона. Социология. Сплошное обследование. Контент-анализ. Функции социологии. Телефонный и почтовый опрос.

«Общество и общественные отношения» - Общество и природа. Функции общества. Общество. Общество и общественные отношения. Что такое общество? Общественные отношения Сферы общественной жизни Общество – динамическая система Общество и природа. Сферы общественной жизни. Общество – динамическая система.

«Общественный прогресс» - Процесс противоречивости. Примеры из отечест­венной истории. Человечество. Многообразие путей и форм общественного развития. Прогресс. Георг Гегель. Прогресс и регресс. Общественное развитие. Социологические теории. Два подхода к решению вопроса о направленности человеческой истории. Карл Поппер. Представление людей о будущем.

«Дисциплина социология» - Методы социологического исследования. Учебник социологии. Социология не может существовать не добывая эмпирическую информацию. Система социологического образования в России. Эксперимент. Социологические явления. Социологическое исследование. Теоретический раздел. Респондент. Изучение документов. Система научного знания.

ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА Обществознание, 10 класс, профиль 1. Прогресс и регресс. 2. Противоречивость прогресса. 3. Критерии прогресса. 4. Многообразие путей и форм общественного развития. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом. Сам термин «прогресс» происходит от латинского слова progress, которое означает «движение вперед». Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. Модели развития общества Социальная статика циклическая прогресс Социальная динамика линейная регресс спираль Примеры событий и социальных изменений, признаваемых прогрессивными Позитивные проявления и последствия Негативные проявления и последствия Возрастание и совершенствование материальнопроизводственной деятельности людей Возрастающее количество и качество материальных благ, предназначенных для удовлетворения потребностей людей Разрушение природы, непоправимый ущерб среде обитания человека, подрыв естественных основ существования общества Открытия в области ядерной физики Создание нового источника энергии Создание атомного оружия Задание: продолжить таблицу и сделать вывод, в чём проявляется противоречивость прогресса Критерии - это те обстоятельства, которые обуславливают существование и развитие какого-либо явления. Пути развития реформа революция ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА Тестовый контроль 1. Под прогрессом понимается: а) упадок культуры; б) движение вперед; в) циклическое развитие; г) состояние стабильности. 2. «Золотым веком» называл древнейшее общество: а) Платон; б) Аристотель; в) Лукреций Кар; г) Гесиод. 3. Французские просветители к критериям прогресса относили: а) развитие разума и нравственности; б) усложнение юридических институтов; в) развитие производительных сил; г) покорение природы. 4. Революция это: а) быстрые, качественные изменения в жизни общества; б) медленное, постепенное развитие; в) состояние застоя; г) возвращение в исходное состояние. 5. Верно ли суждение? А. Прогрессивное развитие общества - это всегда необратимое движение вперед. Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба неверны. 6. К. Поппер считал, что: А. Исторический процесс прогрессивен. Б. Прогресс возможен только для отдельного человека. а) верно только А; б) верно только Б; в) оба неверны; г) верно А и Б. 7. Критерием развития общества не является: а) уровень развития науки: б) степень удовлетворения личностью своих потребностей; в) религиозные предпочтения общества; г) состояние экономики. 8. Мыслитель, назвавший развитие нравственности главным критерием прогресса: а) Ф. Шеллинг; б) Г. Гегель; в) А. Сен-Симон; г) Ш. Фурье. 9. Реформа - это преобразование: а) изменяющее политическое устройство общества; б) ликвидирующее старые социальные структуры; в) изменяющее какую-либо сторону общественной жизни; г) приводящее к регрессу общества. 10. Необходимым условием самореализации человека выступает: а) свобода; б) техника; в) мораль; г) культура. 11. Полное изменение всех сторон общественной жизни, включая основы существующего строя - это: а) реформа; б) инновация; в) революция; г) прогресс. 12. Одним из первых обосновал идею общественного прогресса: а) древнегреческий поэт Гесиод; б) французский философ А. Тюрго; в) немецкий философ Г Гегель; г) основатель марксизма К. Маркс. 13. Закончите определение: «Общественный прогресс это...»: а) уровень (ступень) развития общества, его культура; б) состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития; в) направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким; г) развитие и переход общества от высшего к низшему. 14. Сен-Симон считал, что высшим достижением общественного прогресса было общество: а) всеобщей гармонии; б) феодально-сословное; в) промышленно-индустриальное; г) социэтарное. 15. Мысль о том, что общество развивается по пути регресса, отстаивали: а) древнегреческий философ Платон; б) древнегреческий философ Аристотель; в) древнегреческий поэт Гесиод; г) французский просветитель Ж.А. Кондорсе. 16. Высшим критерием общественного прогресса, по К. Марксу, является: а) развитие производительных сил; б) моральное, духовно-нравственное состояние общества; в) степень возрастания человеческой свободы; г) развитие человеческого разума. 17. Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений: а) внешние факторы, влияние природной среды; б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества; в) стремление людей к новому, более совершенному; г) все, перечисленное выше. 18. Что является высшим критерием общественного прогресса? а) интересы развития производительных сил; б) моральное, духовное состояние общества; в) человек, качество его жизни (прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма); г) все, перечисленное выше. 19. Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как: а) циклический круговорот; б) движение вперед; в) движение по спирали; г) развитие от сложного к простому. 20. Критерием общественного прогресса можно считать: а) развитие разума; б) развитие производства, науки и техники; в) развитие нравственности; г) все перечисленное выше. 21. Верны ли следующие суждения? А. Развитие науки и техники - есть универсальный критерий общественного прогресса. Б. Развитие гуманизма - есть универсальный критерий общественного прогресса. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны. 22. Верны ли следующие суждения? А. Для прогресса характерен переход от высшего к низшему. Б. Для прогресса характерны процессы деградации, возврат к низшим формам и структурам, а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

В I тысячелетии до н. э. по мере развития общества произошел скачок в духовной культуре и человечество сделало первые шаги в сторону рационального самосознания в рамках философии. Подлинной вершиной политической мысли Древнего мира по праву считается политическая философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей, поэтому главной ее ценностью является свобода. Особенности географического положения Эллады давали возможность близкого сосуществования различных форм правления, многообразие межгосударственных связей, культурных стилей давало подлинное богатство политической жизни. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в политической жизни, власть была не религиозной, вся Эллада была ареной борьбы за власть не жрецов, а обычных граждан. То есть развитие политической науки отражало объективные потребности общественной жизни.

Одной из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека и общества как части естественного природного процесса, как результата приспособления и подражания стали идеи Демокрита (460–370). То есть полис и законы – это искусственные образования, но созданные в ходе естественной эволюции человека и общества как части природы. Отсюда вытекает и критерий справедливости для общества: справедливо все, что соответствует природе (чувство меры, взаимопомощь, защита, братство и т. д.). Демокрит одним из первых обосновал идею демократического общественного устройства, построенного на принципах равенства и справедливости. Вместе с тем его нельзя представлять как безоговорочного сторонника обязательного участия всех граждан в управлении полисом. Он, как и многие другие, выделяет для этого лучших людей, наиболее способных к управлению.

Еще одним направлением, обосновывающим демократическое устройство государства, стал софисзм (V в. до н. э.). Например, Протагор (481–411) обосновывал это тем, что боги дали одинаковую возможность людям быть причастными к мудрости, добродетелям и искусству государственной жизни. Главная задача полиса – воспитывать у граждан такие добродетели, как справедливость, рассудительность и благочестие.

Сократ (469–399) одним из первых заложил в основу всей последующей политической науки мысль, что управлять должны знающие. Политическое знание достигается упорным трудом человека, достойного этой истины, нравственного и политически добродетельного.

Политические идеи Платона (427–347) наиболее полно изложены в диалоге «Государство». Участники диалога пытаются смоделировать облик идеального государства, где царила бы подлинная справедливость. Побудительной причиной создания государства Платон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетворить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склонности души. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделенному – в государстве соответствуют три схожих начала – совещательное, защитное и деловое.

Этим последним соответствуют три сословия: правителей, воинов и производителей, которые не должны вмешиваться в дела друг друга. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой роли.

Платон описывает 7 типов государственного устройства: один – описанный выше – идеальный, какого не было в реальной действительности; два – правильных (монархия и аристократия) и четыре несовершенные политические формы: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Причем демократию он называет главной бедой политики, ибо она – не власть масс, которая неминуемо приведет к тирании большинства. В демократии, по его мнению, происходит порча нравов, изгоняется благоразумие, водворяются наглость и бесстыдство. Демократия кратковременна, толпа очень скоро уступает власть единоличному тирану.

В политическом идеале Платона личность, общество и государство сочетаются в полисе. Он считал, что рядовому индивиду не присуще истинное знание, и стремился подчинить его государству. Для этого он вводит строгую иерархию сословий: философы-правители (высший класс); стражи и воины; ремесленники и крестьяне (физический труд). У подданных нет ничего своего – ни семьи, ни собственности – все общее. Но и высшие классы не имеют права присваивать государственное добро. «Мы лепим государство, – писал Платон, – не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом» (см. Платон. «Государство»). В политическом учении Платона многие усматривают истоки тоталитаризма.

Другим выдающимся ученым Древней Греции был Аристотель (384–322), проанализировавший многие политические понятия. По его мнению, политическая наука занимается государством, полисом. Он утверждал, что государство – естественное образование; развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от нее – к государству (городу-полису). Естественное происхождение государства обусловлено тем, что «человек по природе своей есть существо политическое» и несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Однако приоритетно государство – оно, по его мнению, по природе стоит впереди семьи и индивида. Государство существует ради лучшей жизни своих граждан. В своей книге «Политика» Аристотель не выделял государство из общества, подчеркивая, что «необходимо, чтобы целое предшествовало части». Государство должно быть воплощением справедливости и права, выражением общего интереса граждан.

В учении Аристотеля также имеются тоталитарные тенденции: человек – часть государства, его интересы подчинены общественному благу. Граждан он называл свободными людьми, но свободу понимал только как противоположность рабству: граждане – не рабы, ими никто не владеет; они занимаются военными, законосовещательными, судебными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – удел рабов.

Сравнивая формы государственного устройства, Аристотель делит их по двум основаниям: количество правящих и цель, т. е. моральная значимость правления. В результате получились три «правильные» (монархия, аристократия, полития) и три «неправильные» (тирания, олигархия и демократия). Лучшей формой он считал политию, которая должна объединять три элемента: добродетель, богатство, свободу – и тем самым сочетать интересы богатых и бедных.

Определенный вклад в трактовку государства внес знаменитый римский оратор и мыслитель Марк Цицерон (106 -43 гг. до н. э.). У него государство предстает как согласованное правовое общение, он считал его воплощением справедливости и права. Платон и Аристотель считали неотделимыми естественное право и государство. Цицерон говорил, что естественное право возникло раньше любого писаного закона, раньше создания государства. В этом отношении Цицерон стоял у истоков понимания идеи «правового государства». Наиболее разумной он считал смешанную форму государства, в которой соединялись бы царская власть, аристократия и демократия.

Таким образом, основными проблемами политической философии древности являлись формы государственности, характер власти, положение индивида в государстве.

Вопрос 9. Политическая мысль Средневековья

Содержание политических учений предопределяет периодизацию их истории, поскольку проблема выделения этапов развития политической мысли носит по преимуществу общетеоретический характер. В этом смысле наиболее целесообразным оказывается построение периодизации, совпадающее с цивилизационным делением всей истории человечества: Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время. Соответственно этому строится содержание данной главы при одном отступлении от схемы. Им является знакомство с религиозными представлениями о политике.

Как уже было отмечено, самые первые в истории человечества попытки осознать общественно-политические проблемы дошли до нас в религиозных мифах и легендах. О решении ряда общественных проблем рассказывает миф о Ное, которому более пяти тысяч лет. Многие вопросы власти, собственности, человеческих взаимоотношений отражены в мифах Древней Греции и Рима. Системный подход к рассмотрению многих вопросов государственности, права, общественного поведения содержится в документах мировых религий: буддизме, христианстве, исламе. Религии освящали существовавшее общественное устройство непререкаемым авторитетом высших сил – иерархии богов или единого бога.

Религиозное воздействие на общество было огромным на протяжении тысячелетий. Преодолению родоплеменной и территориальной разобщенности, а значит, формированию государства, служили религия в Древнем Египте и иудаизм, выдвинувший идею единого бога. Решению многих государственных проблем содействовали религии Древней Греции и Древнего Рима. Обеспечивая стабильность общества, религии укрепляли авторитет властителей, то причисляя их (египетских фараонов, римских императоров) к богам, то провозглашая их (европейских королей, российских царей) помазанниками Божьими. Наряду с этим они предлагали каждому человеку Божественные заповеди общественного поведения. Особенно широко распространены десять заповедей Библии, нравственные принципы Корана.

Десять заповедей, ставшие основой христианской морали, гласят: да не будет у тебя других богов перед лицом моим; не делай себе кумира; не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; почитай отца твоего и мать твою; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не произноси ложного свидетельства; не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ничего, что у ближнего твоего; пришельца не притесняй, ни вдовы, ни сироты не притесняй; не следуй за большинством на зло (см. Библия. Ветхий завет. Пятикнижие Моисея. Кн. 2. Исход. Гл. 20, 22, 23).

Эти заповеди несли не только нравственное начало, но и существенные идеологические начала, которые легли в основу новой государственности. Важное идейно-политическое значение имело утверждение равенства всех перед Богом, четкое разделение сфер влияния в обществе: «кесарю – кесарево, Богу – Богово», разработка нравственности как основы не только личного поведения, но и общественных отношений.

Идеологическим средством формирования новых общественных отношений в Аравии седьмого века явился ислам. Он утверждал безоглядную веру в единого всемогущего бога Аллаха и признание Мухаммеда «посланником Аллаха». Изложенные в Коране принципы также содержали и нравственное, и общественно-регулирующее начало (см. Коран. пер. и коммент. Крачковского И.Ю. Изд. 2-е. М., 1990. С. 82 -106). Особое внимание исламом уделялось укреплению власти. Все это способствовало формированию арабского этноса и сильного государства, проведению активной завоевательной политики и распространению самого ислама на огромной территории.

Важным достижением религиозно-политической мысли было теологическое обоснование естественных прав человека. В Древнем Китае это был Лао-цзы – основатель религии даосизма, в средневековой Европе – Фома Аквинский. Эти идеи получили значительное распространение, использовались и разрабатывались различными политическими силами. На основе религиозных представлений и сегодня разрабатываются оригинальные политические концепции.

На протяжении длительного периода Средневековья господствовала христианская концепция политики. Ее создателями считаются Аврелий Августин (354 -30) и Фома Аквинский (1226–1274). В их учениях государство рассматривается как некая часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому цель государства – сохранение порядка и гражданского мира. Согласно Аквинскому власть имеет Божественный характер. Идеальной формой государства он, как и Аристотель, считал смешанную форму, при которой монарх олицетворяет единство, аристократия – службу интересам государства, а подданные (народ) служат гарантией социального мира и согласия. Причем власть монарха должна быть ограничена законами. Но поскольку власть по своей сущности является Божественной, то считается смертным грехом выступление против власти государства. Отношения господства и подчинения – это сущность власти, такой порядок от Бога. Конкретные же формы ее имеют естественное происхождение, а при использовании власти возможны и злоупотребления. Если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные вправе им сопротивляться. В случае нестерпимой тирании Аквинский считает правомерным даже тираноубийство. Важной идеей этого времени было обоснование верховенства церкви над светской властью; ее смысл сводился, в частности, к выводу, что все формы правления должны уважать Бога и человека.

Общим итогом эволюции политической мысли к концу Средневековья явилось признание необходимости сильной централизованной власти и одновременно наличие пределов, ограничивающих ее. Долгий исторический спор о первенстве власти завершился отклонением притязаний папства на верховную власть в период Реформации. Ее деятели в разных странах (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин) способствовали укреплению светского понимания государства, главными ценностями которого являлись свобода совести, свобода мысли. Мировоззрению церкви отдельные мыслители этого периода противопоставили веру в человека-творца. В политических доктринах начинает проявляться гуманизм, центральной становится проблема соотношения государства и личности. Так возникает идеология Возрождения.

Вопрос 10. Политическая мысль эпохи Возрождения

Христианство пыталось удержать политику в подчиненном положении как светский придаток религии, навязывало теоретическое понимание государства и власти как элементов Божественной деятельности и подконтрольности. Но с началом Нового времени религиозная концепция политики довольно быстро потеряла влияние в науке, а потом и в практической политике. Теоретиков Нового времени привлекли вопросы происхождения и основания государства; политическая мысль освобождается от прежних уз философии и религии; делается акцент на светский характер законов. Возникла система взглядов на государство, общество, личность, которая получила название гражданской концепции. Ее отправной точкой стал индивид-гражданин. Государство стало рассматриваться как независимая организация, необходимая для защиты и безопасности людей.

Основателем этой концепции явился Никколо Макиавелли (1469–1527). Во-первых, он разработал метод прагматического подхода к политике, состоящий в постижении истинного положения вещей, политической реальности, а не в рассматривании неких воображаемых государственных и политических конструкций, ситуаций. С помощью этого метода Макиавелли анализировал политический опыт истории, дал реалистическую оценку власти, управления, характера государя. В трактате «Государь» он описывает способы создания сильного государства. Во-вторых, Макиавелли разработал доктрину моральной целесообразности, на основе которой возник термин «макиавеллизм», или политика силы, пренебрежения нормами морали. Правда, он принимал во внимание законность политической цели, но не распространял это на процесс создания и сохранения государства. Этим положением пользовались революционеры многих стран, в том числе большевики в России. Втретьих, Макиавелли создал теорию политического республиканизма, которая оказала большое влияние на английскую и американскую политическую мысль XVII–XVIII вв. Лучшей формой государственности он считал республиканское правление. На основе анализа политической эволюции итальянского государства он предугадал развитие государственности от централизованной монархии к республиканизму.

Важный вклад в гражданскую трактовку политики внес английский мыслитель Томас Гоббс (1588–1679). Он считал, что источником власти монарха должен быть общественный договор, а значит, утверждал необходимость ограничений монархией власти. В «Левиафане» Гоббс обосновывает необходимость государства в виде общественного договора, где люди согласились передать все свои естественные права монарху и подчиниться ему в обмен на закон. Единственная функция монарха – охранять закон. Пока он ее выполняет, подданные ему подчиняются, если нет – люди могли выступить против него. Таким образом, главное у Гоббса – идея общественного договора людей с государством.

Глубокими разработками пополнил гражданскую концепцию Джон Локк (1632–1704); его считают родоначальником либерализма. В своем втором трактате о государстве он впервые четко разделил такие политические понятия, как личность, общество, государство, и поставил личность выше общества и государства. Согласно Локку человек от рождения обладает естественными правами (на жизнь, свободу и собственность). Частная собственность для него – средство создания свободного общества. Локк продолжил анализ общественного договора, трактуя его как учреждение гражданского общества и подчеркивая, что государство подчиняется обществу и личности. Государство действует только в интересах защиты прав личности, ибо личности создают общество, а общество создает государство. Он выступал за разделение законодательной и исполнительной властей, причем наиболее значимой считал законодательную власть, определяющую политику государства.

Два существенных вклада в политическую науку внес французский просветитель Шарль Монтескье (1689–1755). Во-первых, он разработал теорию факторов, определяющих политику, а точнее, политическое поведение людей. В работе «Дух законов» он их называет климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи. А как результат всего этого образуется «общий дух народа», т. е. речь идет об историческом и социальном детерминизме, позволяющем прогнозировать политику. Во-вторых, он сформулировал теорию разделения властей, создав ее на основе осмысления британской политической системы. Он говорил, что политической властью всегда злоупотребляют; это в природе человека. И поэтому верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную власть, с тем чтобы они могли взаимно сдерживать друг друга.

Развитие гражданской концепции политики сопровождалось процессом нового государственного устройства в Европе и Америке. В США, например, сумели создать Конституцию, соединившую политическую теорию и практику. Американская республика сразу создавалась как государство с ограниченной властью. Выдающимся теоретиком американского республиканизма был Джеймс Мэдисон (1751–1836). По его мнению, народ – единственный источник политической власти, а выборы – характерная черта республиканского правления. Мэдисон много размышлял над проблемой защиты интересов меньшинства, которые обычно подавляются большинством, находящимся у власти. Он считал, что гарантировать свободу меньшинству может только республика, которой управляет представительная власть. Делегирование власти, представительная форма власти – серьезный вклад Мэдисона в искусство либерального правления. Наряду с этим Мэдисон усовершенствовал теорию разделения властей. Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, согласно которой каждая из трех властей является относительно равной. Этот механизм взаимного контроля властей до сих пор действует в политической системе США.

Таким образом, в XVI–XIX вв. родились и совершенствовались политические идеи либерализма. Теперь в центр политики ставится не государство, а человек. Осуществляется наработка многих вопросов, связанных с правами и свободами человека, их защитой со стороны государства. В связи с этим складывается и новый подход к функциям государства, механизму власти.

Вопрос 11. Политические концепции Нового времени

В XVIII–XX вв. в трудах ряда политических мыслителей гражданский подход к политике эволюционирует в современную и прогрессивную социальную концепцию политики. В ней меняются акценты:

1) отправной точкой политики является уже не индивид, а социальные группы (нация, класс, население страны);

2) в выяснении характера государства внимание переключается с закона (естественное право, договор) на историю, государство рассматривается с точки зрения развития;

3) нарастает внимание к экономическим проблемам жизни, к которым государство причастно.

Первым, вставшим на такую позицию, оказался французский просветитель Жан-Жак Руссо (1712–1778). Исходным моментом его анализа явилось открытие двойственного положения гражданина в государстве. В одном смысле индивиды создают государство, а в другом сами являются его продуктами, ибо их бытие и мораль взаимосвязаны с их гражданством. Поэтому Руссо утверждал закономерность господства общей воли, основанной на общности морали, а тех, кто ей сопротивляется, общество должно заставить подчиниться, т. е. большинство вправе подчинить меньшинство, подавить инакомыслие. Для эффективного действия общей воли, кроме готовности индивидуумов к идентификации с обществом, Руссо считал необходимым три внешних условия:

1) социальное равенство; он согласился с наличием частной собственности, но протестовал против неравного распределения собственности среди членов общества;

2) политическое единство общества, основанное на общей воле;

3) прямая форма демократии; он считал, что представительная власть – это рабство; раз воля неотчуждаема, то она не может быть представлена.

Таким образом, Руссо предлагал такое государство, в котором торжествовали бы равенство, в том числе в уровне жизни, и единство всех социальных групп населения.

В I тысячелетии до н. э. по мере развития общества произошел скачок в духовной куль-туре и человечество сделало первые шаги в сторону рационального самосознания в рамках философии. Подлинной вершиной политической мысли Древнего мира по праву считается политическая философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология сво-бодных людей, поэтому главной ее ценностью является свобода. Особенности географиче-ского положения Эллады давали возможность близкого сосуществования различных форм правления, многообразие межгосударственных связей, культурных стилей давало подлин-ное богатство политической жизни. Во многих городах-полисах граждане активно участво-вали в политической жизни, власть была не религиозной, вся Эллада была ареной борьбы за власть не жрецов, а обычных граждан. То есть развитие политической науки отражало объективные потребности общественной жизни.

Одной из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека и обще-ства как части естественного природного процесса, как результата приспособления и подра-жания стали идеи Демокрита (460–370). То есть полис и законы – это искусственные образо-вания, но созданные в ходе естественной эволюции человека и общества как части природы. Отсюда вытекает и критерий справедливости для общества: справедливо все, что соответ-ствует природе (чувство меры, взаимопомощь, защита, братство и т. д.). Демокрит одним из первых обосновал идею демократического общественного устройства, построенного на принципах равенства и справедливости. Вместе с тем его нельзя представлять как безогово-рочного сторонника обязательного участия всех граждан в управлении полисом. Он, как и многие другие, выделяет для этого лучших людей, наиболее способных к управлению.

Еще одним направлением, обосновывающим демократическое устройство государ-ства, стал софисзм (V в. до н. э.). Например, Протагор (481–411) обосновывал это тем, что боги дали одинаковую возможность людям быть причастными к мудрости, добродетелям

искусству государственной жизни. Главная задача полиса – воспитывать у граждан такие добродетели, как справедливость, рассудительность и благочестие.

Сократ (469–399) одним из первых заложил в основу всей последующей политической науки мысль, что управлять должны знающие. Политическое знание достигается упорным трудом человека, достойного этой истины, нравственного и политически добродетельного.

Политические идеи Платона (427–347) наиболее полно изложены в диалоге «Госу-дарство». Участники диалога пытаются смоделировать облик идеального государства, где царила бы подлинная справедливость. Побудительной причиной создания государства Пла-тон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетво-рить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склон-ности души. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделенному – в государстве соответствуют три схожих начала – совещательное, защитное и деловое. Этим последним соответствуют три сословия: правителей, воинов и производителей, которые не должны вмешиваться в дела друг друга. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой роли.

Платон описывает 7 типов государственного устройства: один – описанный выше – идеальный, какого не было в реальной действительности; два – правильных (монархия

аристократия) и четыре несовершенные политические формы: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Причем демократию он называет главной бедой политики, ибо она

– не власть масс, которая неминуемо приведет к тирании большинства. В демократии, по

его мнению, происходит порча нравов, изгоняется благоразумие, водворяются наглость и бесстыдство. Демократия кратковременна, толпа очень скоро уступает власть единоличному тирану.

политическом идеале Платона личность, общество и государство сочетаются в полисе. Он считал, что рядовому индивиду не присуще истинное знание, и стремился под-чинить его государству. Для этого он вводит строгую иерархию сословий: философы-пра-вители (высший класс); стражи и воины; ремесленники и крестьяне (физический труд). У подданных нет ничего своего – ни семьи, ни собственности – все общее. Но и высшие классы не имеют права присваивать государственное добро. «Мы лепим государство, – писал Пла-тон, – не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом» (см. Платон. «Государство»). В политическом учении Платона многие усматривают истоки тоталитаризма.

Другим выдающимся ученым Древней Греции был Аристотель (384–322), проанали-зировавший многие политические понятия. По его мнению, политическая наука занимается государством, полисом. Он утверждал, что государство – естественное образование; разви-тие общества идет от семьи к общине (селению), а от нее – к государству (городу-полису). Естественное происхождение государства обусловлено тем, что «человек по природе своей есть существо политическое» и несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Однако приоритетно государство – оно, по его мнению, по природе стоит впереди семьи и индивида. Государство существует ради лучшей жизни своих граждан. В своей книге «Политика» Аристотель не выделял государство из общества, подчеркивая, что «необходимо, чтобы целое предшествовало части». Государство должно быть воплощением справедливости и права, выражением общего интереса граждан.

учении Аристотеля также имеются тоталитарные тенденции: человек – часть госу-дарства, его интересы подчинены общественному благу. Граждан он называл свободными людьми, но свободу понимал только как противоположность рабству: граждане – не рабы, ими никто не владеет; они занимаются военными, законосовещательными, судебными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – удел рабов.

Сравнивая формы государственного устройства, Аристотель делит их по двум осно-ваниям: количество правящих и цель, т. е. моральная значимость правления. В резуль-тате получились три «правильные» (монархия, аристократия, полития) и три «неправиль-ные» (тирания, олигархия и демократия). Лучшей формой он считал политию, которая должна объединять три элемента: добродетель, богатство, свободу – и тем самым сочетать интересы богатых и бедных.

Определенный вклад в трактовку государства внес знаменитый римский оратор и мыс-литель Марк Цицерон (106 -43 гг. до н. э.). У него государство предстает как согласованное правовое общение, он считал его воплощением справедливости и права. Платон и Аристо-тель считали неотделимыми естественное право и государство. Цицерон говорил, что есте-ственное право возникло раньше любого писаного закона, раньше создания государства. В этом отношении Цицерон стоял у истоков понимания идеи «правового государства». Наибо-лее разумной он считал смешанную форму государства, в которой соединялись бы царская власть, аристократия и демократия.

Таким образом, основными проблемами политической философии древности являлись формы государственности, характер власти, положение индивида в государстве.

Н. А. Лучков. «Ответы на экзаменационные вопросы по политологии»

Тренинг
Понятие общественного прогресса

1. Под прогрессом понимается:

а) упадок культуры;

б) движение вперед;

в) циклическое развитие;

г) состояние стабильности.

2. «Золотым веком» называл древнейшее общество:

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Лукреций Кар;

г) Гесиод

3. Французские просветители к критериям прогресса относили:

а) развитие разума и нравственности;

б) усложнение юридических институтов;

в) развитие производительных сил;

г) покорение природы.

4. Революция это:

а) быстрые, качественные изменения в жизни общества;

б) медленное, постепенное развитие;

в) состояние застоя;

г) возвращение в исходное состояние.

5. Верно ли суждение?

А. Прогрессивное развитие общества - это всегда необратимое движение вперед.

Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно А и Б;

г) оба неверны.

6. К. Поппер считал, что:

А. Исторический процесс прогрессивен.

Б. Прогресс возможен только для отдельного человека.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) оба неверны;

г) верно А и Б.

7. Критерием развития общества не является:

а) уровень развития науки:

б) степень удовлетворения личностью своих потребностей;

в) религиозные предпочтения общества;

г) состояние экономики.

8. Мыслитель, назвавший развитие нравственности главным критерием прогресса:

а) Ф. Шеллинг;

б) Г. Гегель;

в) А. Сен-Симон;

г) Ш. Фурье.

9. Реформа - это преобразование:

а) изменяющее политическое устройство общества;

б) ликвидирующее старые социальные структуры;

в) изменяющее какую-либо сторону общественной жизни;

г) приводящее к регрессу общества.

10. Необходимым условием самореализации человека выступает:

а) свобода;

б) техника;

в) мораль;

г) культура.

11.Полное изменение всех сторон общественной жизни, включая основы существующего строя - это:

а) реформа;

б) инновация;

в) революция;

г) прогресс.

12. Одним из первых обосновал идею общественного прогресса:

а) древнегреческий поэт Гесиод;

б) французский философ А. Тюрго;

в) немецкий философ Г Гегель;

г) основатель марксизма К. Маркс

13. Закончите определение: «Общественный прогресс - это...»:

а) уровень (ступень) развития общества, его культура;

б) состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития;

в) направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким;

г) развитие и переход общества от высшего к низшему.

14. Сен-Симон считал, что высшим достижением общественного прогресса было общество:

а) всеобщей гармонии;

б) феодально-сословное;

в) промышленно-индустриальное;

г) социэтарное.

15. Мысль о том, что общество развивается по пути регресса, отстаивали:

а) древнегреческий философ Платон;

б) древнегреческий философ Аристотель;

в) древнегреческий поэт Гесиод;

г) французский просветитель Ж.А. Кондорсе.

16. Высшим критерием общественного прогресса, по К. Марксу, является:

а) развитие производительных сил;

б) моральное, духовно-нравственное состояние общества;

в) степень возрастания человеческой свободы;

г) развитие человеческого разума.

17. Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений:

а) внешние факторы, влияние природной среды;

б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества;

в) стремление людей к новому, более совершенному;

г) все, перечисленное выше.

18. Что является высшим критерием общественного прогресса?

а) интересы развития производительных сил;

б) моральное, духовное состояние общества;

в) человек, качество его жизни (прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма);

г) все, перечисленное выше,

19. Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как:

а) циклический круговорот;

б) движение вперед;

в) движение по спирали;

г) развитие от сложного к простому.

20. Критерием общественного прогресса можно считать:

а) развитие разума;

б) развитие производства, науки и техники;

в) развитие нравственности;

г) все перечисленное выше.

21. Верны ли следующие суждения?

А.Развитие науки и техники - есть универсальный критерий общественного прогресса.

Б. Развитие гуманизма - есть универсальный критерий общественного прогресса.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно А и Б;

г) оба суждения неверны.

22. Верны ли следующие суждения?

А. Для прогресса характерен переход от высшего к низшему.

Б. Для прогресса характерны процессы деградации, возврат к низшим формам и структурам.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно А и Б;

г) оба суждения неверны.

Использованные ресурсы:

1. Сорокина Е.Н.Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008. - 512 с. - http://books.tr200.ru/v.php?id=228758

Мораль

1. Верны ли суждения?

А. Задача морали- оценивать человеческие поступки с точки зрения добра и зла.

Б. Задача морали- регулировать человеческие отношения

а) верно только А

б) верно только Б

в) верно и А, и Б

г) оба суждения неверны

2. "Золотое правило" нравственности провозглашает принцип:

а) действуй, руководствуясь не личными интересами, а интересами общества

б) живи сам-давай жить другим

в) поступай по отношению к другому так, как он поступает по отношению к тебе

г) не делай другому того, чего не хочешь себе

3. И нормы морали, и нормы права

1) выражаются в официальной форме

2) создаются государством

3) регулируют общественные отношения

4) обеспечиваются силой государства

4. Моральные нормы – это

1) образцы поведения человека в обществе, связанные с представлением о добре и зле

2) образцы представлений о прекрасном и безобразном в искусстве

3) нормы, за нарушение которых человек несет юридическую ответственность

4) правила поведения, обеспеченные силой государственного принуждения

5. Отношения людей с позиций добра и зла регулирует:

1) право


2) мораль

3) наука


4) искусство

6. Верны ли следующие суждения о нравственных качествах?

А. Совесть – высшая форма способности личности к моральному самоконтролю

Б. Честь – это осознание индивидом своего общественного значения и признание этого значения со стороны общества

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Завершите фразу.

Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении – это: _____мораль __________________

8. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль».

Социальная норма, право, добро и зло, духовность, санкции.

Найдите и укажите термин, связанный с другим понятием.

Ответ: ________право_______________

9. Проиллюстрируйте тремя примерами единство морали и права.

Ответ: В качестве примеров, иллюстрирующих единство морали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и права единый объект регулирования – общественные отношения. Как нормы морали, так и нормы права исходят от общества. Нормы морали и права выделились из мононорм первобытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др.

1) деятельность и активность

2) прибыль и убыток

3) богатство и бедность

4) честь и достоинство

12. Нормы морали в отличие от норм права

1) регулируются государством

2) касаются отношений только определённой группы людей

3) регулируют поведение всех людей

4) изменяются в связи со сменой правительства

1) науке


2) искусству

3) образованию

4) морали

1) искусству

2) морали

3) образованию

4) религии

15. Моральные нормы, в отличие от правовых

1) регламентируют поведение людей

3) обеспечиваются исключительно силой общественного мнения

4) осваиваются в процессе социализации

16. Социальные нормы, в которых отражаются представления о добре и зле –это

1) обычаи и традиции

2) моральные нормы

3) эстетические нормы