Биографии Характеристики Анализ

Онлайн Энциклопедия буддизма: буддийская философия, буддийские понятия и термины, будды, бодхисаттвы, гуру и важные символы буддийской Дхармы. Буддизм Махаяны Медитация как ознакомление ума

Монастырская система гелуг

Школа Гелуг уделяет большое внимание как монашеству, так и традиционному обучению. Она представляет из себя хорошо структурированный монашеский орден, имеющий различные иерархические уровни учености. Прежде всего, как и во всех школах тибетского буддизма, следует делать разграничение между обычными монахами и инкарнированными ламами или "тулку". Последние представляют собой признанные реинкарнации лам прошлого. Обычно они начинают свою монашескую жизнь в раннем возрасте.

Монах-новичок называется "гетсюл" (dge tshul) и лишь после изучения правил монашеского поведения он обращается с просьбой о полном посвящении в духовный сан, после чего он получает имя "гелонг" (dge slong, bhikshu). Гелонгом нельзя стать не достигнув возраста 20 лет.

Приняв посвящение в духовный сан, монахи проходят обучение буддизму в соответствии со стандартной программой. Как правило, на каждом этапе знания и умения монаха проверяет его наставник, и лишь затем ему позволяется перейти к следующему этапу обучения. На начальном уровне все монахи изучают: (1) монашеский кодекс поведения (Винайа); (2) абхидхарму, которая основана на работе Васубандху "Сокровище Абхидхармы"; (3) гносеологию, которая опирается на трактат Дхармакирти "Комментарий к Краткому Руководству по Действительному Познанию" и рассматривает такие учения, как: логика, доказательства и аргументация, природа ума и пр.; (4) Школу Срединного Пути (Мадхъямика), которая основывается на работе Чандракирти "Вхождение в Срединный Путь" и рассматривает такие понятия, как: пустота, десять совершенств и теория доказательств; (5) совершенство мудрости, на основе "Украшения для Ясности Реализации" Майтреи.

Степень Геше

Монах, успешно прошедший все этапы обучения, может затем претендовать на получение степени "геше" (букв. "духовный наставник"), которая есть признание высшей учености. Очень немногие, проходя весь цикл обучения в течении 15 или 25 лет, могут получить эту степень. Основной экзаменационный метод - устные дебаты, при которых монах должен очень быстро приводить сложные философские доказательства, говорящие за или против того, или иного положения. Цель таких испытаний проверить интеллект монаха и глубину его познаний.

Экзамен на получение степени Геше

Кандидаты на получение степени геше должны прежде всего сдать устные экзамены в их собственных монастырях по всем из 5 разделов, указанных выше. Только потом они допускаются к экзаменам на получение данной ученой степени. Те кандидаты, которые рассчитывают получить степень "геше хларампа", высший уровень из тех, кто получает степень геше, должны, кроме того, пройти наиболее трудный из всех экзаменов в школе Гелуг. Такие кандидаты экзаменуются в Потале самыми высшими мастерами школы: Далай-ламой; мастером, восседающим на троне в монастыре Гандэн; старшим опекуном Далай-ламы, младшим опекуном и семью помощниками опекунов, "Джангтсе Чёдже" и "Шарпой Чёдже". Эти помощники опекунов набираются из семи главных монастырских колледжей школы Гелуг, каждый из которых назначает по одному такому опекуну. Они назначаются ответственными настоятелями монастырей и геше, которые были выбраны за свои выдающиеся способности и умения.

Успешно сдав экзамен в Потале, кандидаты на степень "геше хларампа" подвергаются следующему раунду испытаний. Эти испытания проводятся ежегодно во время фестиваля Мёнлам. В этот период монахи, геше и настоятели из трех главных монастырей Гелуга собираются во внутреннем дворе храма Джоханг в Лхасе. Кандидатам задаются наиболее сложные вопросы со всех сторон и они должны проявить высочайшее искусство ведения диспутов. Каждый год только несколько геше-кандидатов удостаиваются степени хларампа.

Квалификации и ограничения

Хотя школа Гелуг признает определенных людей в качестве тулку (реинкарнации высших лам), получение ученой степени возможно для любого мужчины, который успешно выдержит экзамены. Формальная система выявления уровней знаний и достижений была создана предыдущим 13-м Далай-ламой (1876 - 1934) Тибета. По этой системе любой монах гетсюл или гелонг может обучаться с тем, чтобы получить степень геше. Монахи могут быть выходцами из любых слоев общества и быть из любого географического района Тибета или даже из других территорий. Существует даже несколько западных монахов проходящих обучение с тем, чтобы получить степень геше и один, кто уже получил степень геше хларампа.

Единственными ограничениями являются требования для кандидата быть монахом, посвященным в духовный сан, иметь возраст не менее 25 лет и обучаться в одном из монастырей школы Гелуг.

Старшие и младшие опекуны Далай-ламы

Получив степень геше, монах может претендовать на дополнительный уровень в духовной монастырской иерархии. Он может стать помощником опекуна Далай-ламы. На это место могут претендовать лишь ученики обладающие выдающимися способностями. Еще более высокий пост - младший опекун Далай-ламы. Этот пост обычно занимает один из обладателей степени геше хларампа. Самая высшая иерархия - это пост старшего опекуна Далай-ламы. Новый младший опекун назначается специальным комитетом, состоящим из высших лам и двух оракулов: оракула Нейчунга и Гадонга.

Последующее обучение

Монахи, получившие степень геше, обычно удаляются в длительный ретрит, длящийся три года и более. Логика такого подхода основана на той идеи, что первоначально монах должен получить углубленную подготовку в буддийской философии, морали и практики, а лишь затем входить в постоянную медитацию. Людям важно точно понимать над чем они медитируют и полностью осознавать происходящие с ними процессы.

После такого медитационного ретрита многие геше продолжают подготовку в одном из тантрических монастырей школы Гелуг, располагающихся возле Лхасы.

Администрация тантрических колледжей

Следующий уровень иерархии традиции Гелуг - позиция помощника настоятеля одного из двух главных тантрических монастырей. Назначение на этот пост осуществляется самим Далай-ламой каждые три года из монахов, имеющих степень геше хларампа. После трехлетнего срока каждый помощник настоятеля становится настоятелем, а предыдущий настоятель становится "почетным драгоценным настоятелем". Новый настоятель получает титул "ринпоче" ("драгоценный бриллиант"). Тот, кто стал настоятелем монастыря, может начинать новую инкарнационную линию, и все его приемники будут также носить титул "ринпоче".

Самый старший почетный настоятель в отставке становится Шарпа Чёдже, когда предыдущий владелец этого звания умирает, идет на повышение или добровольно уступает данное звание. Шарпа Чёдже может занять самую высшую ступень в духовной иерархии школы Гелуг став Держателем Трона монастыря Гандэн.


Самые ранние упоминания о проникновении в Тибет буддийских традиций из сопредельных стран относятся к IV в. Но считается, что учение Будды достигло Тибета в первой половине VII в. во время правления легендарного царя Сонцзэн Гэмпо. Обе его жены – китайская и непальская принцессы – исповедовали буддизм. С этого времени и было положено начало тибетской буддийской традиции. Вторым важнейшим событием, определившим лицо зарождающегося направления, стал диспут между Камалашилой и китайским мастером Гэшеном, состоявшийся в монастыре Самье в конце VIII в. По итогам этого диспута царь Трисонг Децен выбрал индийскую форму буддизма, как наиболее подходящую для Тибета. Впрочем, решение было во многом политическим, потому что тибетцы прозорливо опасались усиления влияния Китая. С тех пор понимание Пути претерпело многократные отражения в умах разных мастеров, что породило множество школ. Основными исторически считаются ньингма, кадам, сакья, кагью и гелуг.

Ньингма

Может по праву считаться старейшей школой тибетского буддизма, хотя окончательно сформировалась позже многих других. В середине VIII в. в Тибет из Индии были приглашены монах Шантаракшита и тантрик Падмасамбхава. Последний почитается сторонниками ньингма как второй Будда, от которого и ведется традиция. Особой чертой ньингма является отношение к источникам, не даром она еще называется школой приверженцев старых тантр. Некоторые поздние тантры, например, такие как Калачакра, не признаются этой традицией. Огромное значение в ньингма придается апокрифам, или сутрам из кладов – терма. Считается, что наставник Падмасамбхава многие откровения почерпнул не только от учителей и из письменных источников, но и непосредственно от дакини. Эти знания были изложены в многочисленных сутрах и спрятаны до тех пор, пока ученики духовно не станут готовыми для их получения. С тех пор последователи ньингма регулярно находят эти сутры в кладах, что стало причиной недоверия со стороны других школ и источником сомнения в аутентичности найденных текстов.

Основой учения ньингма служат шесть тантр, три из которых считаются тантрами низшего порядка или внешними (криятантра, чарьятантра и йогатантра), и три – высшего порядка или внутренними (махайога, ануйога и атийога). Низшие тантры характеризуются концентрацией на ритуале и визуализацией мандал и божеств (идамов). Для внутренних тантр характерен уход от внешних атрибутов практики и сосредоточение на концептуальной стороне учения. Большое внимание также уделяется доктрине бардо – состоянию после смерти (между рождениями), когда для практикующего открываются прекрасные возможности реализации.

Будучи старейшей школой, ньингма сильно пострадала во время правления царя Ландармы в IX в. Ландарма ненавидел буддизм и активно возрождал традиции бон. Он практически полностью уничтожил черное духовенство (монахов), но не тронул практикующих мирян. За счет устной передачи и спрятанных Падмасамбхавой сутр и выжила траниция. С тех пор для ньингма характерно отсутствие больших монастырей, семейные линии устной передачи и практика без ухода от мирской жизни. Альтернативой монашеству служат периодические затворничества. Самой известной составляющей практик ньингма на сегодняшний день является дзогчен.

Кадам

Была основана в начале XI в. Бромтонпой, ближайшим учеником и сподвижником Атиши. Он основал монастырь Раден и стал родоначальником школы, которую благословил Атиша. Идея Атиши и его реформ состояла в возврате к строжайшему соблюдению монашеской дисциплины, особенно целибату и воздержанию от спиртного. Кроме того провозглашалось, что три основные ветви буддизма – хинаяна, махаяна и ваджраяна – не противоречат, а дополняют друг друга. Последователи кадам оставили после себя обширную философскую литературу. Школа не оказала заметного влияния на Тибет и ее доктрины впоследствии легли в основание гелуг.

Сакья

Была основана Кхон Чхок Гэльпо в 1073 г. Фактически это была семейная школа клана Кхон. В основе ее лежит учение йогачаров, провозглашающее пустотную природу ума и ставящее на первое место познающего субъекта. Внешний по отношению к сознанию мир считается иллюзорным, в котором запутывается и погрязает человек. Освобождение от иллюзии и порожденного ею страдания достигается пробуждением абсолютного сознания (сознания-сокровищницы) – алаявиджняны. С практической точки зрения большое внимание в школе уделяется концепции бардо, что, впрочем, характерно для всех направлений тибетского буддизма. Основным идамом сакья является Хеваджра, а основным текстом – Хеваджра тантра, которая суть ануттара-йога-тантра и относится к материнским тантрам.

Сакья расширила и упрочнила свое влияние в Тибете во многом благодаря адепту по имени Сакья пандита и его племяннику Пхагба ламе. Поддерживая связи с набирающими силу монголами, они добились благоволения со стороны последних, и Хубилай дал большие привелегии именно этой школе. Монастыри сакья освобождались от уплаты налогов, а монголам запрещалось останавливаться в домах духовенства. Дошло до того, что Хубилай даже предложил на законодательном уровне сделать следование сакья обязательным для всех буддистов, но совестливый Пхагба лама отказался от такого предложения. По просьбе Хубилая Пхагба лама выработал также квадратное письмо на основе тибетского языка для официальных документов. Однако с ослаблением влияния монголов ослабло и влияние сакья. Со временем все привелегии были отменены набравшей силу школой кагью.

Кагью

Берет свое начало от великого йога Тилопы и основана на традиции устной передачи учения. Тилопа передал знание Наропе, а тот - Марпе, который может формально считаться основателем Кагью в Тибете (XI в.). С детства Марпа изучал санскрит у лоцзавы Брогми. Позже, получив наследство, он ушел в индию, где и познакомился с Наропой. Наропа дал Марпе ряд посвящений Чакрасамвары и отправил его изучать Гухьясамаджа тантру к Кукурипе. Впоследствии Марпа получил передачу Махамудры от махасиддхи Майтрипы. Наряду с этими знаниями, сердцем кагью стали шесть доктрин (йог) Наропы, в которые был посвящен Марпа: йога внутреннего огня, йога иллюзорного тела, йога ясного света, йога сна, йога бардо, йога перемещения сознания.

Главным и самым известным учеником Марпы был великий йог и поэт Миларепа. Родившись в богатой семье, он рано потерял отца, и опекунство над ним осуществлял дядя. Когда наступило совершеннолетие, дядя отказался передать Миларепе наследство, сделав его с матерью практически нищими. Гордая мать Миларепы продала последние украшения и отправила сына изучать черную магию, в чем тот сильно преуспел. Вернувшись в родную деревню, он погубил урожай, а затем жестоко расправился с вероломным дядей, уничтожив всю его семью во время свадьбы его дочери. Однако, осмыслив содеянное, он раскаялся и принялся за поиски Пути. Вот тогда-то он и стал учеником Марпы. По преданию Марпа был чрезвычайно строг с учеником, чтобы дать ему возможность ослабить препятствия, созданные черной кармой. Только спустя длительное время Миларепа дождался от учителя посвящения, и через двенадцать лет практики достиг просветления.

Вообще, Марпа был очень энергичным и деятельным человеком. Он много путешествовал, в частности по Индии, где буддийское учение близилось к кризису и закату. Он перевел с санскрита около пятидесяти сочинений, и ему удалось плодотворно пообщаться со многими носителями исчезнувших впоследствии традиций. В Тибете он встречался и с Атишей, правда не стал его учеником. Именно Марпе, с его упорством и любознательностью, школа кагью во многом обязана своим процветанием и популярностью.

Гелуг

Главная школа позднего средневековья в Тибете. Она основана Цзонкапой в конце XIV в. и основывается на традициях кадам. Ее последователей часто называют желтошапочниками, по цвету головного убора, отличающегося от красного у других школ. Цзонкапа провел ряд реформ, суть которых состояла в восстановлении основательно пошатнувшейся к тому времени монашеской дисциплины. Подобно Атише, он настаивал на безбрачии адептов и существенно ограничил повсеместно практикующиеся магические и иногда весьма разнузданные сексуальные тантрические ритуалы, такие привычные для красношапочников. За это школа и получила свое название – путь добродетельных.

Цзонкапа был блестяще образованным человеком и незаурядным практиком. Он был посвящен в Чакрасамвару, Гухьясамаджу и Калачакру, и передавал эти знания своим ученикам. Большой знаток классического буддизма, он всегда выходил победителем в многочисленных диспутах, что привлекало к нему все новых почитателей. Акцент во многом делался на изучении теории и ритуалах. Были построены многочисленные монастыри и при них открыты факультеты для изучения буддийской философии. Также были введены занятия по иконографии, учреждена пышная форма одежды для духовенства и такие же пышные ритуалы и праздники.

В 1438 г. школу гелуг возглавил племянник Цзонкапы Гендундуб, который много сделал для укрепления ее иерархической структуры и упрочнения политического влияния. Именно он положил начало институту далай-лам, считавшихся воплощением покровителя Тибета бодхисаттвы Авалокитешвары. Настоятелям монастыря Ташилумпо был присвоен титул панчен-лам (таши-лам), почитавшихся воплощениями будды Амитабхи.

ШКОЛА ГЕЛУГ (dGe Lugs)(Добродетельные)

Возникновение школы

Эта школа была основана прославленным ученым Цонкапа Лобзанг Трагпа (Tsong Kha Blo bZang Grags Рa, 1357-1419). Он построил монастырь Гаден (dGa" lDan) в 1410г. и вначале школа была известна как Гаденпа, а затем она стала называться Гелугпа.

Монастырь Кубум (sKu "Bum)

Монастырь расположен в провинции Амдо на востоке Тибета, на месте рождения Цонкапы . Он был построен по совету и с благословения третьего Далай Ламы, Сонам Гьямцо (bSod Nams rGya mTsho, 1543-1588), и является местом пребывания для 3700 монахов. Он имеет три отделения. Одно из отделений медицинское, а другие два для изучения и практики сутры и тантры.

Монастырь Траши Гоманг (bKra Shis sGo Mang)

Этот монастырь был построен в 1710 году Джамьянг Жедпа Нгангванг Цондру ("Jam dByangs bZhag Рa Ngag Bang brTson "Grus, 1648-1721), учеником пятого Далай-ламы. Он расположен в провинции Амдо на востоке Тибета, и является местом пребывания для 3700 монахов. Многие великие ученые вышли из этого монастыря, например, такие как Гонгтханг Тенпаи Дронме (Gong Thang bsTan Рa"i sGron Me). Монастырь имеет четыре отделения: один для сутры, два для тантры и один для медицины.

Монастырь Гонлунг (dGon Lung)

Этот монастырь был построен Доньё Чокьи Гьямцо (Don Yod Chos Kyi rGya mTsho) в провинции Амдо, в восточном Тибете, в 1592г. Из этого монастыря, великие Чангкья (Chang sKya) и Тхукван (Thu bKvan) - инкарнации, распространяли учения Гелуг в Монголии и в некоторых частях Китая. В этом монастыре многие Буддийские тексты были переведены с Тибетского на Монгольский и Китайский языки.

Монастырь Риво Гегьюлинг (Ri Bo dGe rGyas Gling или Ta Khu Ral)

Этот монастырь был расположен в Хал Хе, внешней Монголии, и был основан первым Джецун Дампой , Лобзанг Тенпаи Гьялценом (rJe bTsun Dam Рa, Blo bZang bs Tan Рa"i rGyal mTshan, 1635-1723), который был инкарнацией Таранатхи. Джецун Дампа был высшим ламой в Монголии и занимал уровень, по степени сравнимый с Далай Ламой в Тибете. Этот монастырь был его резиденцией. Он имел 27000 монахов и одиннадцать отделений.

Кроме этого, также существовали сотни больших и малых монастырей Гелуг в Монголии, вплоть до прихода коммунистов. Можно добавить также то, что до 1949 года существовали некоторые монастыри Гелуг в Китае.

Доктрина Гелуг

В основном, Гелугпы придерживаются философской традиции Мадхьямака Прасангики, и главным образом они применяют метод практики, которому учил Атиша в системе Кадамп . Их тантрические учения относятся к Новым Переводам тантр - это: Крияйога Тантра , Чарьяйога Тантра , Йога Тантра и Ануттарайога Тантра . Метод школы Кадамп , может быть обобщен в следующем отрывке:

Принимать все доктрины (Будды) как инструкции, понимая, что все эти инструкции являются главным путём (или частью пути), который ведёт человека к достижению Состояния Будды, и практиковать три стадии пути (высший, средний и низший) в соответствии со способностями.

Гелугпа подчеркивают учения о взаимозависимом возникновении как доказательство того, что все вещи пусты и свободны от концептуализации. В соответствии с доктриной о взаимозависимом возникновении - все феномены не имеют собственной природы и возникают на основе взаимозависимых причин и условий. Таким образом, феномены - пусты, в том смысле, что лишены собственной природы и не функционируют независимо друг от друга.

Гелугпа практикуют и сутру и тантру в соответствии с методом "Ступеней Пути", которые являются постепенными методами, начиная с Предварительных Практик и кончая Совершенством Запредельной Мудрости. В своих тантрических практиках, они используют две стадии (Rim gNyis): Развитие (bsKyed Rim) и Совершенство (rDzogs Rim). Посредством использования этих методов, они реализуют пустотность, через спонтанно возникающее блаженство и достигают полностью совершенного Состояния Будды.

Школа Гелуг делает особенный упор на глубоком и интенсивном изучении Буддийских трактатов. Для изучения сутр, в основном используются приведенные далее тексты:

  • Ньяя (логические) тексты Дигнаги и Дхармакирти,
  • Праджнапарамита Майтринатхи или Асанги,
  • Тексты Мадхьямаки Нагарджуны или Чандракирти,
  • Абхидхарма Васубандху и Асанги, и
  • текст Виная Гунапрабхи.

Кроме оригинальных текстов, изучаются множество комментариев Индийских и Тибетских учёных. Например, только в монастыре Дрепунг, каждый Трагцанг (отделение) имеет различные Йигча (комментари текстов), написанные Гелугпинскими учеными в этих же Трацангах. Изучение оригинальных текстов, происходило на основе этих комментариев. Далее следуют тантры, которые обычно изучались: Гухьясамаджа , Чакрасамвара , Ваджрабхайрава , Хеваджра , Калачакра и Ваджрайогини .

Последующие цитаты из работ Цонкхапы делают указания на основные пункты учения Гелуг. В Дрангне Легше Ньингпо (Drangs Nges Legs bShad sNying Рo) он говорил:

Посредством утверждения неизбежности взаимозависимого возникновения самсары и нирваны,

Уничтожь все характеристики-концептуализации; Благодаря подобным Луне учениям Чандракирти, Когда ум подобный саду Кумуда и глаза открылись, Посредством видения пути показанного Буддхапалитой, Кто (тогда) не будет придерживаться превосходной философии Нагарджуны, как высшего?

В Ламцо Намсум (Lam gTso rNam gSum - Три Главных Аспекта Пути), он сказал:

Если ты не имеешь мудрости понимания природы (истинного состояния), Даже, если ты имеешь опыт отвращения от самсары и зародил Бодхичитту, Ты не сможешь отсечь корень самсары; Так постарайся понять взаимозависимое возникновение (пратитьясамутпада). Кто бы не видел, что функционирование причины и результата, Во всём существующем в самсаре и нирване - неизбежно, И (кто) разрушает все концептуализации,- Входит на путь "Нравящегося Будде". Пока ты видишь два - Явления, неизбежность взаимозависимого возникновения, И пустотность, не-утверждение (её существования), как отдельные (друг от друга), Ты ещё не понял взгляда Будды. Когда в один момент без всякого сомения, Ты поймешь, что взаимозависимое возникновение - неизбежно, Это уничтожит все цепляния за объекты концепций; Тогда анализ Даршаны (взгляда) будет завершон.

Школа Гелуг, как и остальные школы тибетского буддизма, берет свое начало от Будды Шакьямуни. Также предтечей Гелуг считается школа Кадам и ее основатель, великий индийский практик Атиша (982—1054). Традиция Гелуг была основана тибетским учителем Дже Цонкапой Лобсангом Дракпа (1357—1419), известным как Дже Ринпоче. Дже Цонкапа в 1409 году основал монастырь Дрок Риво Ганден в окрестностях Лхасы (столица Тибета), впоследствии этот монастырь стал главной резиденцией школы Гелуг.

УЧЕНИЕ ГЕЛУГ

Основными писаниями как для Гелуг, так и для других школ тибетского буддизма, являются буддийские каноны — Кангьюр и Тенгьюр. Также Гелуг опирается на тексты основных учителей своей школы — Дже Цонкапы, Гьялцаб Дхарма Ринчена, Кхедруп Гелек Палсанга и многих других.

ШКОЛА «УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ»

Среди всех школ тибетского буддизма Гелуг уделяет наибольшее внимание изучению философии, которое может длиться многие годы. Наиболее важные темы для изучения в Гелуг называются «Пятью важнейшими трактатами» и включают в себя: Праджняпарамиту, углубление мудрости; Мадхьямаку, следование срединному пути; Праману, буддийскую логику, то есть теорию познания; Абхидхарму, феноменологию, и Винаю, дисциплину жизни монаха. Более 15 лет идет углубленное изучение этих «Пяти трактатов», наравне с комментариями на них, которые могут отличаться в разных монастырях школы Гелуг. Когда обучение завершено, проводится экзамен на степень магистра буддийской философии(«геше»), а у степени есть три разряда — дорампа, цогрампа и лхарампа (самый высокий разряд).

Затем состоявшийся геше может продолжить обучение тантре в другом месте, остаться преподавателем в своем монастыре или уйти в длительный медитативный затвор.

Большинство учеников в Гелуг проходят «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения» («Ламрим Ченмо») Дже Цонкапы, которое, в свою очередь, основано на «Светочи на пути к пробуждению» («Бодхипатха-прадипа») Джово Атиши, которое является подробным и поэтапным пособием, ведущим ученика от основ к Тантре. Затем ученик может продолжить обучение Ваджраяне с помощью углубленного пособия Дже Цонкапы «Большое руководство по этапам пути тантры» («Нагрим Ченмо»).

ЛИНИЯ ПЕРЕДАЧИ ШКОЛЫ ГЕЛУГ И ЕЕ УЧИТЕЛЯ

Школа Гелуг (также известная как «линия Ганден») является ответвлением школы Кадампа, основанной Джово Атишей. Линия передачи учения Гелуг от ее основателя Дже Цонкапы до современных учителей ни разу не прерывалась.

Дже Цонкапа родился в местности Цонгкха района Амдо, в восточном Тибете. Когда ему было четыре, он получил полные обеты мирянина от четвертого Кармапы, Ролпе Дордже, а также духовное имя Кунга Ньингпо. Дже Цонкапа обучался у всех известный учителей школ Кадам, Сакья, Кагью, Джонанг, а также многих других, и впоследствии стал одним из самых известных учителей тибетского буддизма. Также Цонкапа проводил много времени в медитативных затворах и написал множество текстов и комментариев к текстам. Его работы собраны в 18 томах.

Основными учениками и последователями Дже Цонкапы являются: Гьялцаб Дхарма Ринчен (1364—1432), Кхедруб Гелег Пелзанг (1385—1438), Гьялва Гендун Друп (1391—1474), ставший первым Далай-ламой; Джамьянг Чодже Таши Пелден (1379—1449), Джамчен Чодже Шакья Йеше, Дже Шераб Сенгье и Кунга Дондруп (1354—1438).

В возрасте 60 лет (в 25-й день 10-го тибетского месяца) Дже Цонкапа оставил свое тело, назначив Гьялцаба Дхарма Ринчена своим преемником в монастыре Ганден. Глава школы Гелуг и настоятель монастыря Ганден имет титул Достопочтимый Ганден Трипа Ринпоче.

Гелуг, Гелугпа, Гелук (тиб. dge lugs, учение, или закон, добродетели) - тибетская буддийская школа, основанная Цонкапой в начале XV в. Она сформировалась в лоне другой школы (Кадам), но быстро затмила свою родоначальницу.

Философско-теоретическим фундаментом школы стало учение индийской мадхьямаки по линии преемственности от Нагарджуны до Чандракирти (называемой прасанга, или методом сведения доводов оппонентов к абсурду). В Гелугпа особо подчёркивается значение учителя, ламы, который объявляется «четвёртой драгоценностью» буддизма (после Будды, Дхармы и Сангхи), а верующие и ученики дают ему обет духовного поклонения. В отличие от других тибетских школ, в Гелугпа существовал строгий устав для монахов, в который входили столь нехарактерные для тибетцев обеты безбрачия и неупотребления алкоголя.

Цонкапа призывал также к отказу от мясной пищи, но это правило не прижилось. Кроме того, в Гелугпа была установлена требовательная система образования, повышения учёной квалификации монахов при состязательной сдаче экзаменов, а также культ книжности, начитанности. Эзотерическая линия внутри Гелугпа известна как гадэн кагью.

Главный монастырь школы, основанный в 1409 г., - Гандэн, настоятель которого является одновременно главой всей тибето-монгольской Гелугпа и носит титул «Победитель» (тиб. гьялва, санскр. джина), как и Будда, а также считается живым воплощением бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары (тиб. Ченрези).

В середине XVI в. лидерам школы удалось заручиться поддержкой монгольских ханов, установить главенство Гелугпа в Тибете, а затем распространить её влияние на все монгольские и другие центральноазиатские народы. Главу школы объявили далай-ламой (Океан-Учитель, Держатель ваджры).

В настоящее время 14-й воплощенец, Далай-лама XIV Тензин Гьяцо руководит школой, находясь в изгнании в Индии, куда в 1959 г. бежали от китайцев монахи, правительство и парламент Тибета.

Важные даты школы

  • 1397 Цонгкхапа прибыл в монастырь Ретинг
  • 1408 Устанавливает новогодний праздник Монлам (Monlam)
  • 1391-1475 Гендун Друппа (Gendun Druppa), ученик Цонгкхапы, ретроспективно признан первым Далай-ламой
  • 1408 Император Юнг-Ло приглашает Цонгкхапу в Китай; послан ученик
  • 1409-1447 Основание главных монастырей Гелук
  • 1409 Ганден (Ganden)
  • 1416 Дрепунг (Drepung)
  • 1419 Сера (Sera)
  • 1437 Чамдо (Chamdo) в Кхаме
  • 1447 Ташилхунпо (Tashilhunpo) в Цанге
  • К. XV века Школы борются друг с другом; политические конфликты.
  • К. XV - н.XVI века Второй - четвертый Далай-ламы
  • Гендун Гьяцо (Gendun Gyatso)
  • Сонам Гьяцо (Sonam Gyatso)
  • Старший внук Алтан Хана
  • 1578 Сонам Гьяцо, третий Далай-лама, получает титул Далай-ламы от монгольского лидера Алтан Хана.
  • 1617 Родился пятый Далай-лама, Нгаванг Лосанг Гьяцо (Ngawang Losang Gyatso)
  • 1617-1682 Пятый Далай-лама, Нгаванг Лосанг Гьяцо
  • 1641 Царь Цанга побежден монголами; пятому Далай-ламе передано политическое управление на Тибете.
  • 1642-1659 Консолидация тибетской теократии под руководством Гелук
  • 1876-1920 Тринадцатый Далай-лама
  • 1934 Родился четырнадцатый Далай-лама (возведен на престол в 1940 г.)