Биографии Характеристики Анализ

Открытый урок "натюрморт в графике". Технологические особенности выполнения натюрморта в графике

План занятия

  1. Организационная часть.
  2. Введение.
  3. Теоретическая часть – I с практическими заданиями по теме.
  4. Теоретическая часть II с практическими заданиями по теме.
  5. Заключительная часть.

Цели и задачи:

– научить составлять и компоновать натюрморт;

– научить законам графической композиции натюрморта;

– обучить композиционным приемам изображения;

– воспитать любовь к красоте предметного мира;

– развитие творческих способностей.

Оборудование:

Дидактические схемы, заготовленные силуэты различных форм из картона, наглядное пособие «Взаимодействие пятна и поля», таблицы.

ВВЕДЕНИЕ

«Натюрморт» – слово французское, означает оно буквально – «мертвая вода». Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и так далее).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время расцветы голландского искусства и особенно искусства натюрморта.

Умение видеть красоту в обыденном было свойственно голландским художникам. Они вдохновенно писали на своих полотнах посуду, ткани, прекрасные земные плоды, вино.

Очень часто натюрморты назывались завтраками: «Завтрак с цыпленком» или «Завтрак с ветчиной и персиками».

Натюрморты, написанные когда-то художниками, рассказывают нам не только о вещах. Они говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках.

В Голландии любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а во Фландрии писали на огромных холстах горы дичи, рыбы и цветов.

Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников, и все они по-своему рассказывают о нем.

Композиция натюрморта – правильное сочетание предметов (на столе, на плоскости, на земле и т.д.). Композиция – правильное со-расположение, упорядоченное соединение элементов.

Юный художник выстраивает порядок из хаоса со вполне определенной задачей и достигает художественной выразительности, движимый внутренним голосом, своим гением, при этом, пользуясь определенными композиционными средствами, чтобы замысел был воплощен (на листе бумаги и т.д.).

В графическом натюрморте художник обязан учитывать контраст формы предметов, их различие по величине, размеру (высокие – приземистые, широкие – узкие); по фактуре (гладкие – шероховатые); по тону (светлые – темные). Важно учитывать силуэт – как разновидность тональных контрастных отношений. В графическом натюрморте важен ритм. Эффект оверлеппинга (наложение предметов композиции друг на друга, с сохранением первоначальной формы элементов) – распространенный вид творчества в создании графической композиции. Для этого берутся заготовленные заранее вырезанные из бумаги силуэты различных декоративных форм (кувшины разной величины), накладываются на лист бумаги, обводятся карандашом. Причем силуэты перекрывают друг друга. Учащиеся заполняют графическими декоративными фактурами каждый отдельный силуэт и их членение. В результате получаются самые различные декоративные натюрморты.

I . Как планировать графическую композицию натюрморта.

Как составлять натюрморт.

Поль Сезанн /1839-1905/, по рассказам окружающих, целыми днями возился с фруктами и овощами, прежде чем приступить к работе кистью, так как составление натюрморта требует знаний законов композиции. Для юных художников необходимо знание элементарных законов предметной комопозиции, а именно:

  1. Целостность.
  2. Наличие главного /доминанта/.
  3. Уравновешенность.

Целостность – внутреннее единство композиции.

Натюрморт не должен распадаться на разные части /на отдельные самостоятельные части/. Но и не должен непременно смотреться как спаянный монолит. Между элементами могут быть промежутки, пробелы. Предметы должны даже перекрывать друг друга.

Главный элемент натюрморта /доминанта / сразу бросается в глаза (по массе, цвету и другим качествам), влияя на другие элементы композиции, оттеняя и выгодно их выделяя. Здесь напрашивается ассоциация с театром. В театре есть такое понятие, как «король и его свита», также и в ИЗО, где король – это центр композиции, а свита – второстепенные элементы композиции. Доминанта не в коем случае не является геометрическим центром композиции. Главное в композиции, чтобы второстепенные элементы приводили взгляд зрителя к кульминации изображения.

Уравновешенность композиции – основа гармонии в произведении. Если не знаешь как закомпоновать – делай симметрию. Строить симметричную композицию очень легко. Самый простой пример симметричной композиции – бабочка. Простой лист бумаги складываешь пополам. На одном листике бумаги ставишь две кляксы, похожие на крылышки, сгибаешь листик. Отпечатки зеркально повторяют кляксы. Изгиб листа – ось симметрии /тело бабочки/. Достаточно определить ось симметрии и границы изображения, мы получаем центрально-симметричную композицию.

Задание на симметрию.

1. Из трех предметов составить центрально-симметричную композицию /относительно вертикальной оси/. См. рисунок 1.

2. Из трех предметов составить центрально-симметричную композицию относительно горизонтальной оси. См. рисунок 2.

Уравновешенность – не только симметрия. Уравновесить композицию может пустое поле, или одна единственная точка, поставленная в определенном месте, а какой величины будет точка и какого цвета, нам подскажет наша интуиция.

См. таблицу «Взаимодействие пятна и поля».

Равновесие зависит от соотношения размеров фигуры и площади фона. Чем больше контраст между фигурой и фоном, тем меньшего размера следует брать фигуру, чтобы добиться устойчивого равновесия.

Задание на уравновешенность .

Уравновесить предметы на листе.

Иногда художнику удается случайно увидеть подходящий объект, к примеру, тарелки и чашки на столе, или несколько овощей на куске газеты. Уже готовые найденные группы могут быть очень оригинальны, отражая время и повседневный характер человека. Эти идеи нужно уметь использовать для составления предметов в студии. Однако, нужно быть осторожным и не разрушать ощущение естественности слишком тщательным планированием или большим количеством дополнительных деталей.

II . Графическая композиция натюрморта на листе.

Тема натюрморта.

Композиция никогда не получается удачной, если составлена наобум – в ней всегда должна присутствовать какая-то тема.

Еда в натюрморте – самый популярный сюжет. На таких картинах мы видим фрукты, овощи, кухонные принадлежности. Привлекательные сами по себе, они имеют прямое отношение друг к другу. Так что зрителю не приходится вздрагивать, увидев непонятный предмет /смотрите голландский натюрморт/. Некоторые картины рассказывают целые истории о личных интересах художника /см. Ван Гога/. Некоторые натюрморты рассказывают о профессии того или иного человека, или хобби /см. Пименов и др./ У всех есть ценные предметы, пробуждающие чувства. Именно они должны быть отправной точкой в написании натюрморта.

Задание на коллективную деятельность.

Составить натюрморт из многочисленных предметов по определенной теме.

Юные художники начинают работу с самого простого – с компоновки на листе /формат/. В подавляющем большинстве картины прямоугольные. Отсюда вытекают два возможных формата: вертикальный и горизонтальный. Самый простой композиционный прием – это замкнутая композиционная структура /кайма или рамка/. Кайма или рамка – ограничение края с использованием самых различных форм. Этот прием используется в решении афиш, стенгазет, открыток. /См. рис. 3/

Обратимся снова к методу оверлеппинга. (Группируются натюрморты из 3-х или более предметов, затем выполняются эскизные зарисовки предметов в карандаше, при помощи простого карандаша наносятся организованное членение на клеточки и каждая клеточка покрывается декоративным узором).

Задание на практическую деятельность .

Создание декоративного графического натюрморта методом оверлеппинга.

На уроке в доступной форме состоялось знакомство с элементарными законами композиции и привиты навыки использования этих законов на практике в игровой форме и в учебной деятельности.

Выводы.

  1. Эмоциональная наполненность.
  2. Новизна (оригинальность). Единственный среди многих, художник должен представлять собой личность, он должен быть неповторим.
  3. Жизнь. Надо любить жизнь – это почувствуют люди. Нужно любить то, что рисуешь, иметь правильное представление о прекрасном, о гармонии, о жизни, о любви.

В конце урока раздаются каждому ребенку по три карточки разного цвета и дети сами оценивают состоятельность урока по успешности.

Литература:

1. В.Н. Иванченко. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.- Москва — Ростов н/д: «Учитель», 2007.

2. В.Н. Козлов. Основы художественного оформления текстильных изделий.- М: «Легкая и пищевая промышленность», 1981 г.

3. И.Г. Мосин, Н.В. Глушкова. Рисование. Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – Екатеринбург: ТОО «У-Фактория», 1996 г.

4. Р.В. Паранюшкин. Композиция/ Серия «Школа изобразительных искусств».- Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2001.- 80 с.

5. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.- Москва — Ростов н/д: «Учитель», 2006.

6. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Современный урок /часть 1/. Научно-практическое пособие для учителей, методистов.- Ростов н/д: «Учитель», 2006.

7. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Современный урок /часть 2/. Не совсем обычные и свосем необычные уроки. Научно-практическое пособие для учителей, методистов.- Ростов н/д: «Учитель», 2005 г.

8. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Анализ современного урока. Практическое пособие для учителей.- Ростов н/д: «Учитель», 2001 г.

педагог Дополнительного Образования

Центра Внешкольной Работы

Руководитель Образцового детского

коллектива МАОУДОД ЦВР

Объединения «Изобразительное Творчество»

города Кропоткин Кавказского района

М.: 2008. - 255 с.

В учебном пособии рассмотрены основы теории, методики и практики изображения графического натюрморта применительно к задачам обучения художников декоративно-прикладного искусства. Богатый иллюстративный материал демонстрирует разнообразную технику изображения различных типов натюрмортов. Адресовано студентам высших учебных заведений, готовящих художников для сферы декоративно-прикладного искусства, может быть полезно учащимся средних художественных заведений, а также всем, кто интересуется искусством.

Формат: pdf

Размер: 46,5 Мб

Скачать: yandex.disk

Оглавление
К студентам! 3
Введение 5
Глава I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГРАФИКИ НАТЮРМОРТА 9
1. Геометрия пространственных построений графических изображений на плоскости 9
2. Светотень 17
3. Цвет и колорит 22
Глава II . ЖАНР НАТЮРМОРТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 26
1. Западноевропейский натюрморт 26
2. Русский натюрморт. Становление и развитие 52
3. Российский натюрморт последней четверти XX в 70
4. Натюрморт в искусстве стран Дальневосточного региона 88
Глава III. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ГРАФИКИ В НАТЮРМОРТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ 94
1. Виды выразительных средств. Элементы графики 94
2. Принципы композиции 96
3. Свойства поверхности 100
Глава IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГРАФИКИ В НАТЮРМОРТНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ 102
1. Точечное изображение 102
2. Линейная графика 104
3. Штриховая графика 106
4. Пятновая графика, силуэт 110
5. Изображения, полученные с использованием различных комбинаций элементов графики 112
Глава V. РАЗНОВИДНОСТИ НАТЮРМОРТА 123
1. «Настольный» натюрморт 123
2. Натюрморт в интерьере 128
3. Натюрморт на пленэре 133
Глава VI. ОСНОВНЫЕ ФОРМАТЫ НАТЮРМОРТНЫХ КОМПОЗИЦИЙ И ИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 136
1. Основные форматы натюрмортных композиций 136
2. Горизонтальные натюрморты 137
3. Вертикальные натюрмортные композиции 141
4. Натюрморты, построенные на квадратной плоскости 144
Глава VII. ОСНОВНЫЕ СЮЖЕТЫ НАТЮРМОРТОВ 148
1. Классификация натюрмортных сюжетов 148
2. Натюрморты с цветами и фруктами 149
3. Натюрморты с атрибутами искусств 160
4. Натюрморты с едой, посудой и кухонной утварью 170
5. Охотничьи и рыбацкие натюрморты 181
6. Натюрморты с дарами лесов и полей 188
7. Натюрморты со старыми вещами 193
8. Натюрморты философского или религиозного содержания 198
Глава VIII. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАФИКИ НАТЮРМОРТА 208
1. Основы методики работы над графикой натюрморта 208
2. Рисунок и зарисовки с натуры 209
3. Эскизы 212
4. Законченные графические листы 216
Глава IX. ОРНАМЕНТАЛЬНОСТЬ В ГРАФИКЕ НАТЮРМОРТА 220
1. Орнаментальная организация натюрмортной композиции 220
2. Орнаментальная натюрмортная графика 227
Глава X. МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКИ ГРАФИКИ НАТЮРМОРТА 233
1. Графический рисунок 233
2. Гравюра и литография 238
3. Компьютерная графика и фотографика 251
Заключение 253

Графика натюрморта - важная составляющая часть курса по специальному рисованию, выполняется во время летней художественной практики, входит в процесс сбора материала к курсовым и дипломным работам. Вместе с живописью натюрморта, захватывающей почти весь период обучения в вузе, графика натюрморта создает эффективный комплекс для познания студентами цвето-тональных натурных отношений в пространстве на основе изображения самых простых, обыденных и имеющихся в каждом доме предметов.
Таким образом, каждый студент в той или иной форме несколько раз обращается к изучению натюрморта на протяжении всего периода обучения. Хотя цели работы в графических натюрмортных поисках меняются в зависимости от учебной проблематики, основные принципы изображения остаются неизменными.


Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.







В рисунке линия – простейший и главный элемент изображения: В рисунке линия – простейший и главный элемент изображения: а) как самостоятельных художественный элемент изображения; а) как самостоятельных художественный элемент изображения; б) как основа построения формы. б) как основа построения формы. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.

















Правильная моделировка формы. Изображая форму предмета, мы делаем это с помощью карандаша, рисуем линии и наносим их с определенным ритмичностью и в определенном направлении. Изображая форму предмета, мы делаем это с помощью карандаша, рисуем линии и наносим их с определенным ритмичностью и в определенном направлении. При изображении формы линии следует наносить по форме предмета. Заметьте, что плоскости не имеют никакой градации или моделировки. Если мы хотим правильно изобразить форму предметов, линии должны быть параллельными и не разрушать форму, а выявлять ее. При изображении формы линии следует наносить по форме предмета. Заметьте, что плоскости не имеют никакой градации или моделировки. Если мы хотим правильно изобразить форму предметов, линии должны быть параллельными и не разрушать форму, а выявлять ее.






Световой блик – это всего лишь отражение источника света. Графическое изображение рефлексов и бликов является результатом внимательного наблюдения за линиями и общей формой предмета, создаваемыми светом на поверхности предмета. На блестящей поверхности контуры светового блика резко очерчены. Световой блик – это всего лишь отражение источника света. Графическое изображение рефлексов и бликов является результатом внимательного наблюдения за линиями и общей формой предмета, создаваемыми светом на поверхности предмета. На блестящей поверхности контуры светового блика резко очерчены. Контраст ярко выражен для создания ощущения отражения света. Контуры матовых участков очерчены более мягко, а контраст подчеркивает размытость световых участков. Контраст ярко выражен для создания ощущения отражения света. Контуры матовых участков очерчены более мягко, а контраст подчеркивает размытость световых участков.




Цель урока:

Показать учащимся, что линия может выражать эмоциональное и духовное состояние рисунка, научить видеть, что техника рисунка - это основа для многих художественных школ, что рисование карандашом, углём, сангиной, мелом, пастелью привело к исключительному богатству художественных и технических приёмов, которыми пользовались многие великие художники.

Задачи урока:

Развивающая:

Научить видеть изменение картины мира и образа человека, поставив в центр духовные проблемы подчиняя им умение в способах изображения развитие чувств и эмоций.

Обучающая :

Приобретение навыков и практического опыта, используя рисунок, цвет, пятно, тон, пространство согласью специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Воспитательная :

Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребность в освоении знаний о жанрах и технических средствах их достижений.

Наглядность и оборудование:

Для учащихся: формат A3, 3 карандаша (Т, ТМ, М), уголь, ластик.
Для учителя: презентация на компьютере (графика), рисунок на доске, заготовки для натюрморта.

Используемая литература:

Н. М. Сокольникова - «Основа рисунка», Н. М. Сокольникова - «Краткий словарь художественных терминов», Энциклопедический словарь юного художника, И. И. Евдокимов - «Рисование», «Западно - европейская графика XV - XX веков».
технических средствах их достижений.

План урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Объяснение новой темы - 5 мин.
  3. Практическая часть - 5 мин.
  4. Самостоятельная работа - 18 мин.
  5. Итог урока - 1мин.

Ход урока

1. Объяснение новой темы:

Сегодня на уроке я вас познакомлю с таким жанром искусства, как натюрморт, только мы познакомимся с натюрмортом выполненным в карандаше.
(Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок - основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.
Рисунок - структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок - средство познания и изучения действительности.
Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.

Приложение 1 (по поводу получения приложения 1 связывайтесь с автором)

С помощью тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна - художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит оттого, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблю­дение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.

Главное выразительное средство рисунка - линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.
Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой - ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и др.

Все разновидности технических приёмов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы - бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми Л перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала сильнейшее влияние на последующие поколения художников и стала основой для многих художественных школ, которые выработали свои технические и художественные у приёмы работы теми же материалами.

С произведениями графики человек сталкивается в течение всей своей жизни. Рисунки и гравюры, представляющие самостоятельные, законченные по мысли произведения искусства, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, плакат, почтовые марки, журнальные иллюстрации и газетные карикатуры, упаковки для разнообразных товаров, различные этикетки, театральные и киноафиши, дорожные и товарные знаки и даже деловые бланки учреждений - все это произведения станковой и прикладной графики.
Так что же такое графика? Само слово «графика» происходит от греческого слова «графо» - «пишу», «черчу», «рисую».

Итак, графика - это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным - и карандаш, и уголь или другой «сухой» красящий
материал.
Рисунок может быть воспроизведен во многих экземплярах при помощи различных техник, как рукотворных, так и машинных. Поэтому графику можно разделить на два вида: непосредственный рисунок на бумаге и печатная графика

НАТЮРМОРТ

В переводе с французского слово «натюрморт» . означает «мертвая натура». Такое название получил один из жанров изобразительного искусства. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи - предметы быта, снедь", цветы, плоды и т. п. Возник этот жанр в XVII в. в Голландии и Испании. До этого он развивался как часть или элемент картины (например, в творчестве венецианских художников XV- XVI вв.). Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные е черты их владельца, внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.
В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном - вещи говорят, прежде всего, не о самих себе, а о своем хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на 1 картине, и порой кажется, будто он только что отошел и тотчас может вернуться. И композиция вещей здесь сугубо естественная.

Всё о чём говорю - проецируется на экран.

2. Практическая часть:

Ребята должны увидеть какие бывают прекрасные линии и пятно. Всё показываю на доске.

Показываю на доске мотивы, являющиеся техническим упражнением, чрезвычайно полезным для развития руки. Фигуры следует выполнить в указанной последовательности в больших размерах - мягким карандашом, углем или на доске мелом безостановочно свободно действующей рукой, не прикасаясь ею к изобразительной поверхности.
Изображение фигур продолжается до того момента, пока рука настолько разовьётся, что фигуры будут получаться правильно, легко и уверенно.
Особенно полезно рисование подобных фигур на классной доске, потому что оно даёт повод к широким свободным движениям руки и вносит разнообразие в упражнения.
Сущность этих упражнений должна заключаться в быстром схватывании и верной передаче выразительной линией наиболее характерных признаков мотивов в отношении формы.

3. Самостоятельная работа.

Быстрым движением карандаша предлагаю ребятам составить несколько ваз самостоятельно. Надо похвалить тех ребят, которые проявят больше фантазии. Лучшие работы обязательно надо показать. Приступаем к рисованию натюрморта. Всё показываю на доске и говорю, что построение натюрморта может состоять из 8 этапов.
Прохожу по рядам и помогаю уточнить рисунок, показываю чуть-чуть штриховки, вывешиваю уже готовые работы, выполненные другими учениками, напоминаю: падающая тень - самое тёмное пятно - выполняется мягким карандашом; собственная тень - темное пятно - плоскость стола вертикальная. Не забыть сказать, что такое блик и рефлекс.

Выставляем работы к доске
Проводим анализ работ
Разбираем ошибки
Выставляем оценки
Подвожу итог урока
Спасибо за урок.

Раздаточный материал (