Биографии Характеристики Анализ

Опытно-показательная школа-коммуна и пантелеймон лепешинский. Опытно-Показательная Школа-Коммуна им.К.Либкнехта

Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы Первушина Елена Владимировна

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном - Фабрично-заводская школа № 173

Современный адрес - Политехническая ул., 22, корп. 1.

Фабрично-заводская школа № 173. Фото 1930-х годов

Еще одна школа по проекту A.C. Никольского, Л.Ю. Гальперина, A.A. Заварзина и Н.Ф. Демкова построена в 1928–1933 годах в районе Лесного, на Политехнической улице, напротив парка Политехнического института.

Школа включала в себя два корпуса с отдельными входами - для учащихся первой ступени (начальные классы) и второй ступени (с 5-го по 10-й класс). Всего в школе обучалось больше тысячи детей. В подвале размещались столовая и мастерские. На первом этаже - кабинет директора, актовый зал, медсанчасть. Остальные три этажа занимали учебные классы, а в башенке на крыше оборудовали обсерваторию. Также в школе выделили специальный корпус для квартир преподавателей и персонала.

Фасад школы формировался сочетанием корпусов разной высоты и был украшен выступающими лестничными шахтами и «псевдоленточными» окнами, объединенными в группы по три. Композиционным центром здания являлась башня главной лестницы, увенчанная обсерваторией. Главный вход оформлен тонкими угловыми стойками, что создавало ощущение приподнятости корпуса над землей.

Впоследствии здание перестроили.

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

Из книги Невский проспект. Дом за домом автора Кирикова Людмила Александровна

Из книги Жизнь художника (Воспоминания, Том 2) автора Бенуа Александр Николаевич

Глава 5 ПЕРВАЯ ШКОЛА В 1877 году я уже был довольно большой и довольно смышленый мальчик, но, странное дело, я всё еще не умел ни читать, ни писать. Я и не ощущал особенной нужды в этом. В книгах у нас, как в моей "личной", так и в большой папиной библиотеке, недостатка не было, и я

Из книги Дочь автора Толстая Александра Львовна

Школа В 1922 году я поручила знакомому архитектору составить смету на постройку школы-памятника Л.Н.Толстого, который я должна была представить народному комиссариату по просвещению. Но денег комиссариат не отпустил, и постройка была отложена. Между тем наплыв детей был

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Средняя школа В области среднего образования перед Министерством народного просвещения стояли задачи дальнейшего развития классических и реальных гимназий, освобождения от многопредметности и перегруженности учебных планов и программ. Затраты правительства на

автора

Школа им. КИМа (школа второй ступени в селе Смоленском) Современный адрес - ул. Ткачей, 9.Построена в 1927–1929 годах по проекту Г.А. Симонова. Располагалась в черте жилмассива на улице Ткачей.Есть предположение, что в проектировании школы участвовал Л.М. Хидекель - один из

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Школа № 104 Современный адрес - Кантемировская ул., 30/ул. Харченко, 27.Построена в 1930–1932 годах по проекту В.О. Мунца и расположена на углу Флюгарова переулка (с 1956 г. - Кантемировской ул.) и Антонова переулка (с 1969 г. - ул. Харченко).Неподалеку от школы находятся Дом

Из книги Ньютон и фальшивомонетчик автора Левенсон Томас

Часть первая.

Из книги Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса автора Аникин Андрей Владимирович

Из книги Строгановы. Самые богатые в России автора Блейк Сара

Глава 13 Сергей Григорьевич Строганов и первая в России школа рисования «Строгановка» Род Строгановых был весьма обширен, потомки Аникия служили государству в различных областях. Так, Сергей Григорьевич Строганов, сын дипломата Строганова, старшего из трех братьев,

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 4. СРЕДНЯЯ ШКОЛА Реформа образования, предпринятая правительством в начале 60-х годов, распространялась и на среднюю школу. «Устав гимназии и прогимназии», утвержденный в 1864 году, предусматривал создание двух типов гимназии - классической и реальной. Семилетний

Из книги ПУТЬ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ План действий для предотвращения срыва. автора Теренс Т. Горски

Средняя и старшая школа Задание: Опиши свой опыт обучения в средней и старшей школе, и как это повлияло на твою способность жить осмысленной и созидательной жизнью, когда ты стал взрослым? Обязательно опиши своих лучших друзей и то, чему ты научился у

Из книги Офіцерський корпус Армії УНР (1917-1921) кн. 2 автора Тинченко Ярослав Юрьевич

Житомирська юнацька школа (Спільна військова школа) Організація Житомирської юнацької школи почалася одразу після завершення боротьби зі Скоропадським як один із заходів Директорії з формування власного старшинського корпусу: поповнили його повстанці, що найбільше

Из книги Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции автора Мишель Анри

Из книги Повести о войне и блокаде [антология] автора Смирнов-Охтин Игорь Иосифович

ШКОЛА Школа и Лёнькин дом стояли друг против друга. А между ними – булыжная мостовая. По мостовой ездило много машин. Они возили мусор на свалку. Однако 1 сентября, когда отец повел Лёньку в первый класс, они пошли не в школу напротив, а в другую, Лёньке неизвестную. Она

Из книги Полное собрание сочинений. Том 3. Развитие капитализма в России автора Ленин Владимир Ильич

II. Наша фабрично-заводская статистика Основным источником фабрично-заводской статистики в России служат ведомости, доставляемые ежегодно фабрикантами и заводчиками в департамент торговли и мануфактур, согласно требованиям закона, издание которого относится к самому

Пантелеймон Николаевич Лепешинский (1868-1944) - революционер, деятель образования. По окончании экстерном Киевского университета в 1891 г. преподавал в средних учебных заведениях. В качестве заведующего отделом реформы школы Наркомпроса Лепешинский в 1918 г. участвовал в разработке «Положения о единой трудовой школе РСФСР» и «Основных принципов единой трудовой школы РСФСР». В 1918 г. Лепешинский с В. С. Познером разработали «Московский проект» с декларацией ввести всеобщее бесплатное светское, равное для всех образование, непрерывный учебный год с семидневной рабочей неделей, создавать классы не по возрасту, а по уровню подготовленности учащихся, чтобы ввести предметное преподавание, вместо учебников внедрить рабочие книги. Во имя утопического переворота в воспитании Лепешинский в 1918 г. организовал опытно-показательную школу-коммуну в белорусском селе Литвиновичи. В школе-интернате учились дети бедняков, которые должны были активно

участвовать в трудовых процессах на производстве, чтобы так «включиться в общественную жизнь советской республики». На самом деле, весь детский коллектив, около 100 человек, участвовал в основной деятельности - в добывании пропитания в производительном груде, и лишь оставшееся время от работы время отводилось на учебу. Трудовой деятельности и самообслуживанию детей в коммуне отводили главенствующую роль, что должно было способствовать возникновению отношений коллективизма и товарищества. Отстаивая политехнизацию обучения, Лепешинский сводил ее к производственной работе учащихся. Несмотря на то, что местные жители отвергали педагогическое новшество, дети продолжали стремиться в школу-коммуну, ибо никаких других вариантов «общественной жизни» им не предоставлялось. В 1919 г. коммунары переехали в Москву, где организовали Опытно-показательную школу-коммуну, эти «передовые наработки» Лепешинского в области трудового обучения активно использовали многие советские педагоги, в том числе А. С. Макаренко. Лепешинский был командирован на работу в Туркестанскую Республику, где организовал подготовку учителей в 1920 г. Затем он работал на различных партийных и государственных постах, директором Исторического музея и музея Революции СССР.

Алексей Капитонович Гастев (1882-1941) - педагог, пролетарский поэт. Учился в Московском учительском институте. Основатель и директор с 1920 по 1938 г. Центрального института труда (ЦИТ) Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). Гастев разрабатывал технократическую концепцию «социального инженеризма»: исследование человека в процессе труда - «установочный метод ЦИТа». Отвергнув «личностное искусство» педагога, А. К. Гастев выдвинул как квазинаучный подход» - педагогику «по инструкции». Для дальнейшего полного изъятия педагогов из учебно-воспитательного процесса ЦИТ предлагал «сконструировать» так называемую «социально инженерную машину», формирующую установки ориентации личности, ведущие к искомому автоматизму деятельности. А. В. Луначарский и С. Е. Гайсинович и другие критиковали технократическую «машинизацию» педагогики Гастева. «Трудовые установки» в «системе или методике ЦИТа» - совокупности трудовых и управленческих рефлексов, доведенных до автоматизма. Гастев разрабатывал «педагогику тренировки», в которой автоматизм деятельности якобы соотносится с творчеством. Методика ЦИТа оказалась эффективной при ускоренной подготовке рабочих кадров в школах ФЗУ. Более того, Гастев отрицал как якобы излишнее, общее образование в системе профтехобразования. В условиях тоталитарного режима концепция Гастева была названа «гипериндустриальной» и «технократической» и отвержена. Гастев в 1938 г. был арестован НКВД и 1939 г. расстрелян, реабилитирован посмертно.

Средняя общеобразовательная школа №204 им. А.М.Горького
На пересечении Тихвинской улицы и Сущевского вала работает одна из старейших школ города Москвы. Сейчас она называется Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №204 имени А.М.Горького. Школа была открыта в 1918 году как Первая Опытно-показательная школа Наркомпроса. Она являлась частью Первой Опытной станции народного образования, в создании которой принимал активное участие Станислав Теофилович Шацкий. С.Т.Шацкий (1878-1934) – выдающийся русский советский педагог, организатор детских учебно-воспитательных учреждений - общество «Сетлемент» (1906 г), трудовая колония «Бодрая жизнь» (1911 г.), система опытных учебно-воспитательных учреждений – детских садов и школ, объединенных в «Первую опытную станцию по народному образованию с городским и сельским отделениями» (1919-1932). Городское отделение включало школу, которая впоследствии стала школой №204 им.Горького. Наше учебное заведение стало лабораторией педагогической мысли и педагогического опыта, где вырабатывались и подвергались опытной проверке новые методы обучения и совершенствовались старые. Школа быстро разрасталась. В результате был создан оригинальный проект нового школьного здания, в котором с 1936 года и до настоящего времени размещается наше учебное заведение.. В ознаменование сорокалетнего юбилея литературно-художественной и общественной деятельности А.М.Горького Опытной школе №1 НКП , добившейся отличных результатов в преподавании русского языка и литературы, постановлением Коллегии Наркомпроса от 5 октября 1932 года за подписью А.Бубнова присвоено имя М.Горького. С 1955 года Школа вошла в систему Академии педагогического наук СССР в качестве экспериментального учреждения НИИ методов обучения, а с 1967 года Школа стала экспериментальной базой НИИ школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР. Для решения проблемы эффективного использования средств обучения создавалась кабинетная система с соответствующим оборудованием и оснащением учебного процесса; разрабатывались средства обучения и их комплексы; изучалась педагогическая эффективность кабинетной системы занятий; создавались новые модели кабинетов и лабораторий.

На всем протяжении своего существования школа сохраняет и развивает принципы образования, заложенные ее основателем Станиславом Теофиловичем Шацким:


  • Гуманно-личностный подход к ребенку

  • Постановка личности ребенка в центр всей образовательной системы

  • Сочетание индивидуальных и коллективных методов обучения

  • Постановка трудных целей.
Одной из главных идей Шацкого является создание «открытой» школы, центра образования и воспитания в социальной среде.

Наша школа сориентирована на развитие личности и удовлетворение образовательных потребностей детей. Деятельность школы основана на положении педагогики сотрудничества о том, что между основными сторонами детской жизни – физическим трудом, игрой, искусством, умственным и социальным развитием - существует определенная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие, и в конечном итоге те или другие изменения в одном направлении вызывают соответственно изменения в другой области.

В школе создаются условия для получения хорошего образования, развития творческих способностей ребенка и трудовых навыков.

В настоящее время в Школе обучается около 500 детей и 450 экстернов. Долгие годы основной контингент учащихся был из семей интеллигенции. В настоящее время контингент учащихся, в основном, формируется из семей предпринимателей, сотрудников коммерческих организаций (менеджеры, экономисты, бухгалтеры), сотрудников государственных учреждений. Характерной чертой школы является преемственность. Многие учащиеся – это дети и внуки бывших выпускников или их родственники.

Обучение идет по следующим ступеням:


  1. Дошкольная гимназия
2) Начальная школа (1-4 кл.) .

3) Основная школа 5-9 кл.

4) Старшая школа 10-11 кл.

Учебный план на 2006-2007 год приведен в приложении.

Дошкольная гимназия. В дошкольной гимназии учатся дети 5-7 лет один или два года. Целью этого обучения является подготовка и адаптация детей к обучению в школе, формированию у ребенка положительной установки на обучение в коллективе. Для этого необходимо дать представление о характере общения между учителем и учеником, познакомить с различными формами работы, обогатить речь учащихся, научить читать, развивать интерес к чтению, воспитывать эмоциональную отзывчивость к родной природе, к окружающему миру. Значимым представляется выделение детей с предполагаемыми трудностями в обучении и как можно более раннее начало коррекционных мероприятий. В дошкольной гимназии изучаются следующие предметы: чтение и развитие речи, математика, формирование учебных навыков, введение в логику, рисование, музыка, развитие трудовых навыков, спортивные занятия.

Дошкольная гимназия показывает достаточно высокую результативность своей деятельности.

Ученики-гимназисты, принятые в 1 класс, хорошо подготовлены: умеют слушать, сидеть, хорошо читают, считают, достаточно хорошо развита моторика руки. По уровню интеллектуального развития опережают сверстников.

Начальная школа. Обучение в начальной школе продолжается четыре года 1-4 кл. Школа работает по образовательной системе «Школа2100».

Принципы обучения по системе «Школа2100»:


  • В основе лежит идея развивающего образования и развивающего обучения. Основным принципом обучения является понимание и принятие учащимися историко-культурной логики постановки этих задач, логику возникновения способов их решения и систему историко-культурного развертывания научного знания и способов его получения. Реализация этого принципа обеспечивает возможность для учащихся в его собственной деятельности понять источники и основания приобретаемых знаний, осмыслить их общекультурное значение и функции.

  • Принцип передачи обучаемому ориентированной функции знаний.

  • Деятельностный принцип организации обучения.

  • Содержание образования строится не «снизу вверх» от отдельных изолированных знаний, умений, навыков к объединению их в некоторую целостность, а «сверху вниз» - от наиболее общих образовательных целей к отдельным компонентам единого знания о мире.

  • Возможность вариативности образования

  • Овладение функциональной грамотностью (навыки и умения), связанные с учебной, познавательной и творческой деятельностью является средством обеспечения деятельности учеников, а не содержанием образования.
В начальной школе работают группы продленного дня.

Основная школа 5-9 кл. По окончанию начальной школы ученики могут продолжить обучение в базовом классе основной школы либо на основе конкурсных экзаменов поступить в гимназический класс.

Базовый и гимназический классы имеют разные учебные планы (см. приложение 1). В частности, в гимназическом классе начинается изучение второго иностранного языка. Важным на данной ступени является девятый класс, в котором ученики должны выбрать профиль дальнейшего обучения. .

Предпрофильное обучение имеет следующие составляющие:


  • индивидуально- групповые занятия по предметам

  • дополнительные образовательные услуги 7-9 кл.:
Риторика

Секреты русской орфогрфии

Теория и практика написания сочинений

Учимся думать, рассуждать, доказывать

Говорите по-английски

Говорите по-немецки

Фотошоп


  • кружки в школе: хореография, спортивные, музыкальные
У школы заключен договор с «Центром детского творчества на Вадковском»,где учащиеся школы посещают художественные и музыкальные занятия.

  • в 9 классе введен курс «Твоя карьера» (на основе программы С.В.Чистяковой). Основная задача курса – это сопоставление потенциального и профессионального «хочу» и «могу». Первая часть курса связана с узнаванием, пониманием самого себя. Любая профессиональная деятельность предъявляет требования к личным качествам специалиста и, для того, чтобы не ошибиться в выборе профессии, необходимо соотнести свои качества и возможности с требованиями избираемой трудовой деятельности. В курсе много тестов и заданий, позволяющих познать и проверить самого себя. Вторая часть курса связана со знакомством с различными профессиями. Для этого проводятся практические занятия, тестирование, позволяющие показать особенности данного вида трудовой деятельности.
Старшая школа 10-11 кл. Старшая школа является многопрофильной. В 2006-2007 учебном году было два профильных класса: естественно-математический и социально-экономический.

При формировании учебного плана в 10-11 классах за основу был взят федеральный базисный учебный план, который предполагает наличие трех основных компонентов:


  • Базовых общеобразовательных предметов, направленных на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся;

  • Профильных общеобразовательных учебных предметов, определяющих специализацию конкретного профиля;

  • Элективных учебных предметов, удовлетворяющих познавательные интересы школьников.
Формирование и внедрение профильного образования школа ведет в рамках городской экспериментальной площадки (ГЭП) ГЭП «Разработка различных форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений реализующих профильное обучение, их управленческого и методического сопровождения ». Научные руководители:

Пищулин Николай Петрович, д.ф.н., проректор по научной работе МГПУ – научный руководитель

Пищулин Сергей Николаевич, к.с.н, МГПУ – научный консультант

Воронина Елена Владимировна – к.с.н., ведущий специалист Южного окружного управления образования – координатор проекта

Гипотеза эксперимента :

Организация предпрофильного и профильного образования позволит обеспечить непрерывность образования, качественную подготовку учащихся по профильным дисциплинам, при условии сохранения базового уровня образования по непрофильным дисциплинам.


Одной из новых форм аттестации учащихся является сдача единого государственного экзамена по предмету (ЕГЭ).

Итоги сдачи ЕГЭ в 2005-2006 учебном году


Предмет

Кол-во сдававших

Кол-во «5»

Кол-во «4»

1.

Русский язык

9

4

5

2.

История России

4

2

2

3.

Обществознание

1

1

0

Школа сотрудничает с МГТУ им Баумана, МТУ «Станкин», ИМЭП им. Грибоедова.

С Вузами заключены договора о сотрудничестве. Сотрудничество с МТУ «Станкин» продолжается около 30 лет.

Формы сотрудничества:


  1. согласование школьных программ по профильным предметам с вузовскими требованиями

  2. регулярное обучение учителей школы на базе вузов

  3. проведение в школе «профессорских дней»

  4. проведение информационной компании по поступлению в данные Вузы

  5. участие школьников в олимпиадах и конференциях в Вузах
Ежегодно проводится анкетирование по поводу востребованности профильных классов. Учитывая социальный заказ учащихся школы и их родителей в текущем учебном году идет подготовка к открытию медико-биологического класса: заключен договор с Московским государственным стоматологическим университетом, разрабатывается учебный план, решается вопрос с кадрами, развернута кампания по набору третьего профильного класса.

За последние пять лет 98% выпускников получили возможность продолжить образование в ВУЗах Москвы и Российской Федерации.

Результатами нашей являются те факты, что обучающиеся начальной школы два года подряд являются победителями Интеллектуального марафона по г. Москве, а школа в целом получила звание «Школа года» за педагогическое мастерство, творческий поиск, успехи в обучении и воспитании.

Платные дополнительные образовательные услуги. В школе существует система платных дополнительных образовательных услуг. Эти занятия проводятся после основных занятий. Родители выбирают из предоставленного списка набор занятий для своего ребенка и на их проведение заключают договор со школой. Учебный план платных дополнительных образовательных услуг (ПДОУ) приведен в приложении.

Психологи школы ведут сопровождение всего учебного процесса. В начальной школе проводится тестирование на психологическую готовность к школе, затем тестируется школьная мотивация, тревожность, уровень агрессии и т.п. Проводятся индивидуальные консультации детей и родителей.

Большое значение для развития самостоятельности и творческого подхода к решению различных задач имеет проектная работа учащихся.

В рамках этого направления подготовлен общешкольный проект на английском языке «Культура и наука Британии. Жизнь замечательных людей». Проект осуществлен в 5-10 классах следующими группами:

5 класс: группа №1 – «Д. Роуллинг и «Гарри Поттер»»

группа №2 – «А.Милн и «Винни-Пух»»

6 класс : Группа №1 – «И.Ньютон»

7 класс : группа №1 – «Г.Уэллс»

8 класс: группа №1 – «У.Шекспир»

Группа №2 - «А.Кристи»

9 класс : группа №1 – «Р.Бернс»

Группа №2 – «Б.Шоу»

10 класс: группа №1 – «Джером К.Джером»

Группа №2 – «Ф.Мэркьюри»

Проблема проекта была сформулирована учащимися следующим образом: «Почему, читая произведения великих писателей и поэтов, изучая труды известных ученых, мы лишь пролистываем их биографию?»

Целью проекта являлось создание альманахов-энциклопедий, которые позволили бы представить жизнеописание великих людей как собрание необычных, малоизвестных фактов.

Задачами проекта являлось формирование (5-7 классы) и и совершенствование (8-10 классы) навыков элементов издательской деятельности; овладение навыками работы со значительным объемом информации; развитие навыков пользования сетью Интернет.

В работе над проектом принимали участие 135 учащихся.

Презентация проекта осуществлялась в виде театрализованной постановки, в которой участвовали 94 школьника.

В 2006-2007 учебном году школа начала работать в городской экспериментальной площадке (ГЭП) по теме «Разработка модели организации образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся». Научный руководитель:

Леонтович А.В., к.п.н., зам. Директора Московского городского дворца детского (юношеского) творчества

Тема экспериментальной работы школы «Разработка основных элементов технологии исследовательской деятельности учащихся основной и старшей школы»

Учащимся 10 го класса для учебно-исследовательской деятельности была предложена гипотеза «Нефть является средством ведения международной политики». То есть необходимо было доказать, что при изменении объемов нефтепереработки происходят изменения экономико-политической жизни мира и дальнейшая коррекция цен на нефть как основного энергоносителя.

Учащиеся взяли составляющие этой гипотезы за основу для своей работы, так как тему необходимо было рассмотреть всесторонне. В результате появились четыре взаимосвязанных темы «История добычи нефти», «Основные месторождения нефти в мире», «Нефть и энергетические кризисы мира», «Нефть и международные отношения».

Для более полного освещения проблемы к работе были привлечены учащиеся 10 кл. с работами по химии «Физико-химические свойства нефти», «Нефтепереработка», «Нефтепродукты в химической промышленности» и экологии «Нефтехимическая промышленность и состояние окружающей среды». Все работы были объединены и заслушаны на конференции 10х классов.
Особое внимание уделяется проблемам воспитания детей. По мнению Шацкого, посильный и разумно организованный физический труд способствует организации детской жизни, дает возможность для развития самоуправления. Но при этом жизнь детей должна быть пронизана эстетическими чувствами, положительными эмоциями. В ней должно быть много места для игры и художественной деятельности.

Задача учителя заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону восхождения ребенка к человеческой культуре, но при этом не навязывать ее ему, не заставлять его вести себя так, а не иначе, а способствовать самостоятельному освоению культуры. В школе проводятся экскурсионные дни: ученики посещают различные музеи Москвы и Подмосковья. Достаточно часто обучающиеся выезжают на экскурсии в другие города. Также дети получают эстетическое образование в театре-студии «Дали» и на занятиях в творческих мастерских. Детские работы постоянно украшают школу. Кроме того, у нас действует система ученического самоуправления, которая помогает ребятам на практике проявлять свои гражданские позиции.


В рамках развития дистантного обучения в школе внедрена форма получения образования – экстернат . Такая система обучения рассматривается как форма интенсивного, индивидуального обучения, а также как форма контроля знаний при освоении образовательных программ в форме самообразования. Экстернат нашей школы был открыт в 1991 году и был первым в Москве.

Экстернат функционирует как структурное подразделение школы и оказывает содействие, которое позволяет учащимся освоить общеобразовательные программы в группах или индивидуально. Кроме того, обучающийся имеет возможность быть аттестованным экстерном как по отдельным предметам, так и за полный курс одного или нескольких классов.

В настоящее время Школа видит свое развитие в создании открытой многофункциональной школы, ориентированной на работу с учащимися из различных социальных групп, на диалог, развитие межличностного и межгруппового общения, открытая в прямом смысле целый день и для детей, и для взрослых. В открытой школе преобладают тенденции к расширению и укреплению ее взаимодействия с жизнью, всеми социальными институтами – семьей, культурно-просветительскими учреждениями, общественными организациями, местными властями и т.д. В открытой школе в обучении и воспитании основное внимание уделяется творческому направлению человеческой деятельности, создает все необходимые условия для личностного развития ребенка. Для реализации этого подхода необходимо значительно усилить влияние школы в социуме за счет создания новых направлений деятельности и повышения качества работы школы. В связи с этим первоочередными задачами школы являются:


  • совершенствование многопрофильного образования

  • усиление предпрофильной подготовки учащихся

  • организация начальной профессиональной подготовки по специальности «Делопроизводство»

  • организация обучения по индивидуальным программам.

В качестве управляющего Совета в школе работает Правление школы. К компетенции Правления школы относится:

Внесение предложений по изменению и дополнению настоящего Устава, а также реорганизации, изменению структуры и ликвидации Школы;

Издание локальных актов;

Оперативное планирование Уставной деятельности Школы;

Сбор и обработка информации;

Разработка Положений о перечне и порядке предоставления платных образовательных услуг;

Формирование и использование различных фондов;

Разработка Положения об экстернате;

Разработка Положения о дошкольном образовании;

Разработка условий и порядка поощрения работников Школы, применения к сотрудникам мер взыскания;

Определяет сроки начала и окончания занятий, порядок завершения учебного года;

Создание необходимых условий для выполнения трудовым коллективом своих полномочий, предусмотренных законом Российской Федерации «Об образовании», всемерное содействие и развитие инициативы и активности работников.
Сайт школы: http :// shkola 204. narod . ru состоит из следующих разделов:


  1. Наши координаты.

  2. Историческая справка о школе.

  3. Содержание обучения.

  4. Приказы по школе.

Сведения о педагогическом составе

Анализ кадрового состава педагогического коллектива школы показал, что в настоящее время педагогический коллектив школы характеризуется большой стабильностью, увеличивается количество учителей, работающих на постоянной основе.

Более 70% коллектива – это педагоги со стажем более 10 лет. В школе работают:

Заслуженные учителя России – Клименко Г.М., Москвитина Г.И., Мукосеева С.В.;

кандидаты наук – Клименко Г.М. Семененко Г.М., Петренко О.Л.

отличники народного образования – Антонова Е.С., Галайко Т.Ф., Кандаурова Т.К., Митрохина Е.А., Семигина А.И., Фадеева-Мурашова Е.А., Шапаева Г.В.;

награжденные Почетными грамотами Минобразования России - 17 педагогов.

Из 59 педагогических работников имеют:

высшую квалификационную категорию – 43;

первую квалификационную категорию – 12;

вторую квалификационную категорию – 4.
Обеспечение образовательного процесса.
Образовательный процесс проводится в 26 учебных (предметных) кабинетах, 2 лабораториях информатики, спортзале и на спортплощадке, оборудованных.

Библиотечный фонд школы составляет более 50 тысяч томов учебной, методической, художественной и справочно-аналитической литературы. Уникальность школьной библиотеки заключается в том, что в её составе находятся прижизненные издания А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, словари Брокгауза и Эфрона, часть личной библиотеки, переданные школе её основателей С.Т. Шацким.


Приведено с некоторыми сокращениями

Характерной чертой первых лет Советской власти была огромная тяга народных масс к знаниям и развитие творческой инициативы в школьном деле.
Н. К. Крупская писала в 1918 году, что революция всколыхнула самые низы и в то же время показала этим низам всю бездну темноты, в которой их держало самодержавие. Неудержимая, стихийная тяга масс к знаниям была спутником революции.
В первые три года существования Советского социалистического государства в тяжелейших условиях гражданской войны и разрухи; школьная сеть выросла в стране на 13 тыс. единиц, а количество учащихся - почти на 2 млн.
Становление новой, советской школы шло неизведанными и очень нелегкими путями. Среди значительной части теоретиков педагогики и учителей все еще очень сильны были влияния буржуазной педагогики.
Неразработанность вопросов советской педагогики и влияние псевдорадикальных мелкобуржуазных педагогических теорий привели к так называемым пролеткультовским настроениям среди части руководящих работников народного образования (Л. Г. Шапиро, В. Н. Шульгин, Н. А. Полянский и др.).
Носители этих настроений трактовали трудовую школу как школу труда и тем самым отвлекали внимание школы от задач овладения знаниями и формирования на этой основе социалистического сознания подрастающих поколений.
Наркомпрос, органы народного образования на местах, передовые учителя настойчиво искали новых путей воспитания и обучения. Эти поиски получили яркое воплощение в деятельности опытно-показательных школ, опытных станций Наркомпроса и школ-коммун.
Опытно-показательные школы стали возникать в середине 1918 года. И 1919 году их насчитывалось уже 27, а в 1920/21 учебном году по данным только 25 губернских отделов народного образования - около 100.
Опытно-показательные школы создавались Наркомпросом и местными отделами народного образования как педагогические лаборатории, где должны были разрабатываться и осуществляться новые методы воспитания, образования и обучения.
При всем многообразии характера работы опытно-показательных школ главные их усилия направлялись на поиски путей организации труда детей в мастерских и на сельскохозяйственных участках, связи изучения общеобразовательных предметов с трудом, организации детских коллективов, самоуправления и общественно полезной работы.
Наибольшую известность приобрели опытно-показательная школа в Покровском-Стрешневе, опытно-показательная школа имени А. Н. Радищева в Москве, Вольская в Саратовской губернии, Богородская, Красково-Малаховская и Лосиноостровская в Московской губернии, Тотемская в Вологодской губернии.
Деятельность опытно-показательных школ сыграла положительную роль в становлении советской системы народного образования. Однако нельзя не заметить, что в их работе довольно сильно сказывалось влияние «пролеткультовских» настроений и теории «свободного воспитания».
Значительный вклад в разработку теории и практики советской школы внесли школы-коммуны. Они создавались, как правило, для воспитания детей, оставшихся без родителей. Создавались они чаще всего в бывших барских имениях и в первое время носили характер производственно-потребительских детских ассоциаций, основанных на принципах самообслуживания. Опыт их складывался в том направлении, которое несколько позднее получило свое полное развитие в учреждениях, созданных А. С. Макаренко.
Более разносторонней была деятельность опытных станций Наркомпроса. Первая такая станция была создана в марте 1919 года коллективом педагогов, возглавляемых С. Т. Шацким. Станция имела два отделения: сельское в Калужской губернии и городское в Москве. Вскоре организованы были Шатурская, Гагинская станции в Рязанской губернии и Малаховская в Московской губернии.
Опытные станции Наркомпроса вели поиски нового содержания, организации и методов обучения и воспитания. Они широко ставили проблему влияния школы на развитие хозяйства и быта взрослого населения, тесно были связаны с научно-педагогическими учреждениями и организациями.
В 1920 году произошла смена руководства в отделе единой трудовой школы Наркомпроса. Этот отдел возглавила Л. Р. Менжинская. В коллегию вошли А. В. Луначарский и М. Н. Покровский, активное участие в работе отдела стали принимать А. К. Тимирязев, В. Н. Верховский, И. М. Книпович и другие ученые. Отдел настойчиво стремился преодолеть пролеткультовские настроения предшествующих лет и поставил в качестве главной задачи школы вооружение учащихся знаниями на уровне современной науки, ясным пониманием политических и экономических задач строительства коммунизма. В результате был создан новый учебный план советской школы, опубликованный к началу 1920 года.
Этот учебный план отличался значительным расширением научного образования. За счет резкого сокращения занятий по изучению иностранных языков в плане отводилось времени на науки о природе (физика, химия, биология) почти в пять раз больше, чем в прежней гимназии, и в два с лишним раза больше, чем в реальном училище; на науки об обществе - в полтора раза больше, чем в гимназии и реальном училище, и в два раза больше, чем в коммерческом училище. В основном правильно решался вопрос о связи общего образования с трудом.
В объяснительной записке к программе по естествознанию, например, говорилось, что есть два метода решения вопроса о связи между общим образованием и трудом в школе: «Можно исходить из определенного трудового процесса или задания, по той или иной причине возникшего в школе, и вокруг данного задания группировать научные сведения, в той или иной мере связанные или могущие быть связанными с данным трудовым заданием».
Авторы программы отрицательно относились к такому методу связи между общим образованием и трудом потому, что он основывается в значительной мере на случайности, при его помощи нельзя методически правильно расположить материал учебного курса. Кроме того, при группировке научных сведений вокруг трудовых заданий эти сведения будут даваться неизбежно догматически, так как идея трудового комплекса не подчинена научному плану того или иного курса. Она имеет свою логику.
«Вот почему, - говорилось далее в объяснительной записке, - мы считаем, что ставить во главу угла в школе самообслуживание либо работу в каких-либо мастерских для выработки каких-либо даже полезных вещей и вокруг этих работ, как вокруг центральной оси, располагать учебный материал, притягивая его иногда за волосы насильно, может быть иногда и вредно».
В примерных программах образовательный материал располагался в научной последовательности, перед учителем ставилась задача обеспечения усвоения учащимися систематических знаний методами, соответствующими содержанию изучаемого материала, закономерностям познавательной деятельности учащихся и формирования умений применять знания в жизни.
«Трудовые процессы, - говорилось в объяснительной записке, - таким образом тесно связываются с учебным планом, им определяются и осмысливаются научно-образовательной целью... При таком подходе к делу исходным требованием является усвоение детьми основных понятий учебного предмета в определенной методической последовательности. Труд при этом подчиняется образовательным целям».
Авторы программы и объяснительной записки к ней подчеркивали необходимость изучения с учащимися важнейших практических приложений естествознания к технике и технологии, но они признавали нежелательным выделение самостоятельных учебных предметов по технике и технологии, объясняя это такими соображениями: «Выделяя технику и технологию из отдельных естественнонаучных дисциплин, мы тем самым отрываем их от научной базы, и тогда поневоле научная основа техники и технологии будет затемнена. С другой стороны, научное естествознание обескровливается таким выделением техники, так как оно лишается огромной массы интересных сведений, действующих повышающе на возбуждение интереса учащихся к науке».
Эта концепция связи общего образования с трудом не являлась безупречной, хотя была известным шагом вперед. Недостаток ее состоял в том, что вопросы трудового обучения и воспитания растворялись в процессе изучения общеобразовательных дисциплин. Учащиеся не овладевали системой технических и технологических знаний, не приобретали умений пользоваться наиболее распространенными орудиями труда.
Задачи идейно-политического воспитания определялись в программах 1920 года как необходимость изучения социалистической и коммунистической литературы, без широкого вовлечения учащихся в практическую работу по социалистическому переустройству хозяйства и быта.
Эти недостатки преодолевались постепенно по мере развития советской школы в последующие годы.
В. И. Ленин в феврале 1920 года в речи на III Всероссийском совещании заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования поставил перед органами народного образования задачу приспособления всей их деятельности к переходу на мирное строительство путем тесной связи целей и характера образования, преподавания, воспитания и обучения, в том числе и школьного преподавания и образования, с планом электрификации и социалистического переустройства хозяйства.
В. И. Ленин убедительно показал, что учение должно заключаться в усвоении всего того богатства знаний, которое выработало человечество, что это усвоение не должно быть простым запоминанием, а состоять в глубокой самостоятельной переработке фактов с тем, чтобы коммунизм не был бы чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что самими продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования.
В. И. Ленин особенно подчеркивал необходимость усвоения научных знаний для того, чтобы молодое поколение могло не просто участвовать в восстановлении хозяйства, а возрождать его на основе использования новейших достижений науки и техники, особенно в области электрификации.
В. И. Ленин настаивал на необходимости соединения учения с повседневной практической работой по строительству новой жизни. Учение должно быть так организовано, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую.
На пути перехода советской школы к работе в условиях мирного строительства встали очень серьезные трудности, связанные с тяжелейшей разрухой народного хозяйства и голодом 1921 года. В этих условиях государство вынуждено было перевести школу на местный бюджет. Сеть школ и охват детей обучением в них резко сократились. Если до 12-летнего возраста в 1921 году школу посещали 80% всех детей, то к 1923 году этот процент упал до 40.
Огромными усилиями Советского государства, по прямому указанию В. И. Ленина в 1923 году сокращение школьной сети было приостановлено. Начиная с 1923/24 учебного года число школ и учащихся в них стало вновь возрастать.
Особенно быстрыми темпами росли сеть школ и количество учащихся в республиках Средней Азии и в Казахстане. В союзных республиках в эти годы была проведена большая работа по подготовке учителей и по созданию учебников на родном языке.
В эти годы значительно активизируется программно-методическая работа как в центре, так и на местах. В Наркомпросе активно действует Научно-педагогическая секция ГУСа, которую возглавляла Н. К. Крупская. В ней принимают участие П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. П. Пинкевич, М. М. Пистрак и другие крупные педагоги того времени.
Характеризуя основное направление программно-методической работы в этот период, Н. К. Крупская писала, что они ставили себе целью заложить у ребят, приходящих в школу, основы материалистического мировоззрения, развить у них понимание окружающей жизни и той коренной перестройки, которой она требует, развить у них умение коллективно работать, жить и учиться. При составлении программ за основу была взята трудовая деятельность людей. Вокруг этого строилось изучение природы и общественной жизни. «Нам казалось, - писала Н. К. Крупская, - что таким путем лучше всего можно осмыслить труд, воспитать у ребят сознательное отношение к труду и сознательное отношение к окружающей жизни».
Поиски путей преодоления формализма в знаниях учащихся, борьба за глубокое понимание детьми окружающей жизни и за их активное участие в социалистическом ее переустройстве отвечали насущным потребностям развития советской школы. Эти поиски увлекали передовых учителей, служили базой развития их инициативы и творчества. В этом огромное положительное значение опыта советской школы двадцатых годов. Школа накопила в этот период большой опыт изучения фактов общественной жизни, явлений окружающей природы и на этой основе добилась значительного обновления содержания обучения, повышения уровня воспитания и общего развития учащихся.
На занятиях по русскому, а в национальных школах по родному и русскому языкам вместо механического заучивания правил грамматики широко практиковались наблюдения за живой речью. Эта линия в методике изучения русского языка была детально разработана в трудах известного лингвиста и методиста А. М. Пешковского. В. А. Десницкий, В. В. Голубков, М. А. Рыбникова, Л. С. Троицкий и другие литературоведы и методисты настойчиво добивались изучения литературных произведений в школе как произведений искусства.
Они выступали против упрощенного, социологизаторского подхода к литературе и использования ее лишь как иллюстративного материала к курсу обществоведения. С именем М. А. Рыбниковой связано широкое внедрение в практику школы двадцатых годов литературных инсценировок, практических занятий по выразительному чтению, хоровых декламаций, литературных диспутов и собственного литературного творчества учащихся.
Среди преподавателей естественноматематических дисциплин заслуженным признанием пользуются работы известных методистов В. Н. Верховского, Д. Д. Галаиина, П. А. Знаменского, К. П. Ягодовского.
Изучение окружающей жизни и широко организованная общественно полезная работа учащихся стимулировали разработку вопросов трудового и политехнического обучения. Н. К. Крупская настаивала на том, чтобы общественно полезная работа учащихся была обязательным составным элементом в работе каждой школы в такой же степени, как от всякой школы требуется, чтобы она научила читать и писать.
В комплексных программах ГУСа делалась попытка найти связь общего, политехнического образования и трудового обучения, хотя в практике их осуществления эти связи принимали искусственный и, как правило, узкоутилитарный характер. Трудовые задания тоже носили случайный характер и не предусматривали систематического усвоения технических и технологических знаний и трудовых умений.
В 1927 году была впервые разработана программа трудового обучения, которая наряду с привитием учащимся навыков обработки дерева, металлов, тканей и других материалов ставила задачу обучения элементам, необходимым в любом трудовом процессе: планированию, выбору материала и инструмента, оценке выполненного изделия и т. д.
Во многих школах практиковались экскурсии на производство, работали технические кружки, в ряде школ была введена производственная практика учащихся.
В 1929 году коллегия Наркомпроса РСФСР приняла «Пятилетний план трудовой политехнической подготовки в школах I и II ступени». Этим планом предусматривалось: для I-IV групп - организация рабочих комнат или обычных классов, оборудованных для занятий трудом, откидными верстаками и переносным оборудованием; для фабрично-заводских семилетних школ и школ колхозной молодежи - организация мастерских-лабораторий; для остальных семилетних школ - создание центральных учебно-производственных политехнических баз, по одной в небольших городах и рабочих поселках и по одной на район в крупных городах.
Это продвигало вперед дело трудового и политехнического обучения. Тем более, что труд в мастерских должен был сочетаться с широким развитием общественно полезной работы учащихся и прикреплением городских школ к промышленным предприятиям, а сельских школ - к совхозам, колхозам и МТС.
Тесная связь обучения в школе с хозяйственной и политической жизнью страны способствовала повышению уровня идейно-политического воспитания учащихся. В эти годы складывается система антирелигиозного воспитания детей и молодежи, воспитания советского патриотизма и пролетарского интернационализма.
В конце двадцатых и начале тридцатых годов под руководством Коммунистической партии в нашей стране развернулось наступление социализма по всему фронту. Бурными темпами осуществлялось техническое перевооружение народного хозяйства, утверждался колхозный строй в деревне, возросла трудовая и политическая активность трудящихся. Повышение уровня культуры и образования народа являлось важной составной частью социалистического строительства.
В связи с этим XVI съезд ВКП(б) (1930) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном образовании». Число учащихся в школах выросло с 13,5 млн в 1929/30 учебном году до 21 млн. человек в 1932/33 учебном году.
Дальнейшие успехи социалистического строительства выдвигали на первый план задачу расширения и повышения качества подготовки специалистов для промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры.
Существовавшая в стране сеть средних и высших специальных учебных заведений и уровень подготовки специалистов в них не отвечали потребностям народного хозяйства и его перестройки на основе новейших достижений науки и техники. Эта проблема стала предметом обсуждения на июльском (1928) и ноябрьском (1929) Пленумах ЦК ВКП(б).
В постановлении ноябрьского (1929) Пленума ЦК ВКП(б) отмечалось, что темп подготовки новых кадров не идет ни в какое сравнение с темпами индустриализации и социалистического переустройства сельского хозяйства и что страна стоит перед огромным раздвижением «ножниц» между спросом на специалистов и темпами их подготовки. Это может стать тормозом дальнейшего успешного развития социалистического хозяйства, тем более, что налицо не только количественная нехватка специалистов, но и серьезные недостатки в качестве их подготовки.
За несколько лет был сделан гигантский скачок в расширении сети высших и средних специальных учебных заведений. Об этом можно судить по таким цифрам: в 1927/28 учебном году в стране насчитывалось 148 высших учебных заведений, в которых обучалось 168,5 тыс. студентов; в 1933/34 учебном году вузов было уже 714 и студентов в них 458 тыс.
На последующие годы намечалось дальнейшее расширение высшего и среднего специального образования. Средняя школа играла значительную роль в подготовке контингентов для высшей и средней специальной школы.
Среди принятых в вузы страны в 1927 году окончившие рабфак составили 28,7%, окончившие техникумы - 9,5%, окончившие школы II ступени - 46,5%.
В постановлении ЦК ВКП(б) от 23 августа 1932 года особо подчеркивалась роль средней школы в подготовке контингентов для высших учебных заведений. В связи с этим было предложено реорганизовать, начиная с 1932/33 учебного года, семилетнюю политехническую школу в десятилетнюю.
В 1933 году были определены общие для всей страны типы общеобразовательной школы: начальная, неполная средняя и средняя.
Тридцатые годы характеризуются быстрым ростом сети семилетних и средних школ и увеличением числа учащихся в них, главным образом за счет средних и старших (V-X) классов. Количество семилетних школ возросло с 7834 в 1929/30 учебном году до 36 261 в 1938/39 учебном году. Число средних школ увеличилось соответственно с 1914 до 12 469. Общее число учащихся увеличилось с 13,5 млн. в 1929/30 учебном году до 34,8 млн. человек в 1940/41 учебном году.
Особенно быстро росла сеть школ в республиках. В Узбекской ССР, например, к 1937/38 учебному году количество школ выросло по сравнению с дореволюционным периодом в городах в 27 раз, а на селе в 68 раз.
Необходимость повышения темпов и качества подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием остро поставила проблему качества общеобразовательной подготовки учащихся в средней школе.
Анализируя результаты приемных экзаменов в вузы и инспекторских проверок работы школ, газета «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» писала 16 марта 1929 года о том, что многие выпускники школ плохо подготовлены к продолжению образования в вузах и техникумах, что школа не вырабатывает у учащихся привычки к чтению, что речь учащихся бедна и неудовлетворительна в стилистическом отношении.
Отмечались серьезные пробелы в знаниях учащихся по математике и физике. Анализ экзаменационных работ по физике свидетельствовал о том, что абитуриенты испытывали серьезные затруднения, как только им приходилось решать задачи прикладного характера, подтверждать выводы или законы науки опытом, читать чертеж или схему.
На основе анализа результатов приемных экзаменов в вузы и качества знаний учащихся в 1929 году было издано специальное методическое письмо Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР «Об улучшении качества работы школы II ступени».
Правильно характеризуя серьезные недостатки в знаниях учащихся, это письмо, однако, давало неверные рекомендации о массовом внедрении в школах так называемого метода проектов.
На деле это вело к дезорганизации обучения и воспитания и к дальнейшему понижению качества знаний учащихся. В 1931-1936 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР о школе, которые определили направление ее дальнейшего развития.
В постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 года было отмечено принципиально новое содержание работы школы и некоторое повышение уровня общего и политехнического образования детей и молодежи. Вместе с тем ЦК ВКП(б) констатировал, что школа все еще не соответствует тем требованиям, какие предъявляются к ней на современном этапе социалистического строительства.
В постановлении отмечалось: «Коренной недостаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук (физика, химия, математика, родной язык, география и др.)».
Это и последующие постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б), развивая основную идею постановления от 5 сентября 1931 года, обязывали наркомпросы союзных республик организовать научную разработку программ средней школы и составление учебников, обеспечив в них:
- точно очерченный круг систематизированных знаний по каждому предмету, обеспечивающий всестороннее развитие оканчивающих среднюю школу и их подготовку к обучению в техникумах и высших учебных заведениях;
- тщательный отбор учебного материала в программы и учебники средней школы с учетом его научного и практического значения, роли в коммунистическом воспитании детей и молодежи и возможностей действительно прочного и сознательного его усвоения детьми данного возраста и в отведенное для этого время;
- повышение идейно-политического уровня учебной работы, особенно преподавания общественно-политических дисциплин. Широкое использование на занятиях по всем предметам материалов о социалистическом переустройстве жизни страны. Усиление борьбы против всяких попыток привить детям советской школы элементы антипролетарской идеологии;
- дальнейшее развитие политехнической школы в тесной связи с систематическим и прочным усвоением наук, особенно физики, химии и математики.
Реализация этих положений составила основное содержание работы советской школы в тридцатых годах.
В этот период были разработаны новые учебные планы, программы и учебники по каждому предмету, упорядочены методы обучения, организована методическая работа с учителями.
Настойчиво и последовательно осуществлялся в эти годы переход к систематическому преподаванию основ наук. Школа достигла значительных успехов в обеспечении глубоких и прочных знаний учащихся. В основном она успешно выполнила поставленную перед ней задачу «подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук». В отчетном докладе XVIII съезду о работе ЦК ВКП(б) указывалось, что создание многомиллионной советской интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего класса, крестьянства, советских служащих, плоть от плоти и кровь от крови нашего народа, является одним из самых важных результатов культурной революции в нашей стране.
Однако усилия школы по преодолению коренного недостатка в ее работе и улучшению подготовки учащихся к поступлению в вузы и техникумы носили несколько односторонний характер. Было ослаблено внимание к вопросам подготовки учащихся к жизни, к труду, теория давалась подчас вне связи с практикой, усилились элементы формализма и начетничества в преподавании и в знаниях учащихся. Эти теневые стороны в развитии советской школы тридцатых годов вызывали критические замечания Н. К. Крупской и ряда других педагогов.
Как бы суммируя многочисленные критические замечания по состоянию преподавания русского языка и литературы, математики, физики, химии и других предметов в 1932-1938 гг., Н. К. Крупская 14 декабря 1938 года говорила: «Не скажу, чтобы я была очень довольна школой. В школе слишком много внимания обращают на усвоение: как птенчики, разевают ребята рот, а учитель им все разжевывает и готовое в рот кладет. У ребят память хорошая, они вам такие цитаты приведут, которые взрослый и не запомнит сразу, они будут поражать родителей своими знаниями, а вот продумывать, самостоятельно по-настоящему работать - этому мы ребят в школе в достаточной степени не учим».
Эти предостережения Н. К. Крупской не были достаточно учтены в работе советской школы, и к концу тридцатых годов стал складываться известный отрыв обучения от жизни.
К концу второй пятилетки (1933-1937) в СССР в основном было построено социалистическое общество и страна вступила в новый период своего развития - период завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму. В марте 1939 года состоялся XVIII съезд ВКП(б), который подчеркнул решающее значение дела коммунистического воспитания трудящихся, преодоления пережитков капитализма в сознании людей.
Школа должна была осуществить широкую программу повышения уровня образования, воспитания коммунистической сознательности подрастающих поколений, и она настойчиво искала пути для сочетания подготовки учащихся к продолжению образования и к практической деятельности.
Съезд утвердил основные задания третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. В области образования намечалось осуществление всеобщего среднего образования в городе и завершение всеобщего семилетнего образования в деревне и во всех национальных республиках. Количество учащихся в общеобразовательных школах в городах и рабочих поселках должно было увеличиться с 8,6 до 12,4 млн., а в сельских местностях - с 20,8 до 27,7 млн.
При значительном росте числа оканчивающих среднюю школу большинство из них должны были идти на практическую работу. Остро вставал в связи с этим вопрос о том, чтобы уже в средней школе молодежь получала некоторую подготовку к практической деятельности.
Вероломное нападение фашистской Германии на нашу страну нарушило мирный созидательный труд советского народа. Годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства - это ярчайшие страницы героической истории советского народа. И в эти годы Коммунистическая партия и Советское государство проявляли постоянную заботу о детях, о школе, об учителе.
В годы войны школа и органы народного образования прилагали огромные усилия к тому, чтобы, несмотря на трудности, обеспечить бесперебойную работу школ. Была организована эвакуация детского населения из районов возможных военных действий. Проведена большая работа по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности, в замен учителей, ушедших в армию, подготовлены новые кадры, в школах организовано питание детей и т. д.
Школьники принимали самое активное участие в героическом труде народа по оказанию помощи фронту. Они работали на полях колхозов и совхозов, в школьных мастерских, в госпиталях и детских учреждениях. Учащиеся старших классов составляли значительную часть службы местной противовоздушной обороны. В восточных областях РСФСР, республиках Средней Азии и Казахстане радушно были приняты сотни тысяч школьников, эвакуированных из прибалтийских республик, с Украины, из Белоруссии и западных областей РСФСР.
Несмотря на трудности военного времени, в эти годы были осуществлены крупные преобразования в советской системе народного образования и в работе школы: начало обучения детей в школе с семилетнего возраста; создание семилетних и средних школ рабочей и сельской молодежи; введение пятибалльной системы оценки знаний учащихся, выпускных экзаменов по окончании начальной и семилетней школ и экзаменов на аттестат зрелости; награждение учащихся, отличившихся в учении, золотыми и серебряными медалями и т. д.
Великая Отечественная война ярко продемонстрировала преимущества советской системы воспитания. Воспитанники советской школы показали образцы подлинного героизма на фронте и в тылу. Но война принесла огромные разрушения и потери всему народному хозяйству СССР, в том числе и учреждениям народного образования.
Немецко-фашистские захватчики на территории временно оккупированных ими районов сожгли, разрушили и разграбили 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн. учащихся.
Народная забота о школе и огромное внимание к воспитанию и образованию подрастающих поколений со стороны Коммунистической партии и Советского государства позволили в кратчайший срок справиться с трудностями послевоенного периода. Еще в ходе войны по мере освобождения территорий, захваченных врагом, было восстановлено свыше 70 тыс. школ. В 1946-1950 гг. на средства государственного бюджета и на средства колхозов построено 18 538 школ.
По плану восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. в 1950 году должны были работать 193 тыс. начальных, семилетних и средних школ с количеством учащихся 31,8 млн. Фактически в 1950/51 учебном году в СССР работало свыше 200 тыс. школ, в которых обучалось 33,3 млн. детей.
XIX съезд КПСС (1952) поставил задачу завершить в течение пятой пятилетки переход от семилетнего ко всеобщему среднему образованию (десятилетка) в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших промышленных центрах и подготовить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальных городах и в сельских местностях.
Это определило дальнейший быстрый рост сети средних школ и численности учащихся, особенно в старших классах. С 1950 по 1958 год число средних школ выросло более чем вдвое (с 15 тыс. до 30,7 тыс.), а количество учащихся в старших классах - более чем втрое (с 0,7 млн. до 2,2 млн.).
В пятидесятые годы школа продолжала совершенствовать подготовку молодежи к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения. Это было очень важно, так как в послевоенные годы проблема подготовки специалистов высшей и средней квалификации вновь стала одной из самых острых проблем социалистического строительства.
Гигантские планы перестройки всего народного хозяйства, общественного быта и жизни советских людей на основе использования новейших достижений науки, техники и культуры требовали значительного расширения высшего и среднего специального образования. В 1945 году потребности народного хозяйства в специалистах были удовлетворены выпусками средних специальных учебных заведений всего на 1/6, а выпусками высших учебных заведений на 1/8.
Всего за 1945-1958 гг. высшие и средние специальные учебные ааведения подготовили более 7 млн. специалистов и за 1959-1966 гг. еще более 7 млн. В 1959 году 63% всех специалистов, занятых в народном хозяйстве, составляли выпускники вузов и техникумов 1946-1959 гг.
В связи с ростом потребности народного хозяйства в работниках массовых профессий, а также быстрым ростом количества выпускников средних школ, значительно превышающим плановые контингенты вузов, в середине пятидесятых годов вновь остро встал вопрос о подготовке оканчивающих среднюю школу не только к продолжению образования в вузах и техникумах, но и к практической деятельности, к производительному труду в промышленности и сельском хозяйстве.
XIX съезд КПСС в целях дальнейшего повышения воспитательной роли общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий предложил приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению.
Эта директива была конкретизирована в решениях XX съезда КПСС в 1956 году. В 1952-1958 гг. развернулась работа по изысканию наиболее рациональных путей трудовой и политехнической подготовки учащихся.
Широкой известностью в то время пользовались старо-корсунская средняя школа № 15 Краснодарского края, сиверская средняя школа № 1 Ленинградской области, Максатихинская средняя школа Калининской области, Кутузовская семилетняя школа Московской области, Куплинская средняя школа Рязанской области, средняя школа № 10 Челябинска, средняя школа № 11 Калинина.
Педагогические коллективы этих школ стремились обеспечить органическую связь политехнического и трудового обучения с изучением основ наук в школе, развить инициативу и самодеятельность учащихся, организовать активное участие их в общественно полезном труде.
К этому периоду относится ряд важных исследований по вопросам политехнического образования. На основе этих исследований и передового опыта школ сложилась система трудовой и политехнической подготовки учащихся средней школы, основными элементами которой были: осуществление политехнического принципа в преподавании общеобразовательных предметов, уроки ручного труда в I-IV классах, практические занятия в учебных мастерских и на школьных учебно-опытных участках в V-VII классах, практикумы по машиноведению, электротехнике и основам сельского хозяйства в VIII-X классах.
Наиболее распространенными стали практикумы по основам сельского хозяйства, по изучению автомобиля, трактора, электродвигателя, токарного станка, по выполнению несложных монтажных работ по электро- и радиотехнике.
Проводились эти практикумы в тесной связи с изучением физики, химии, биологии и других учебных предметов. В школах широко практиковались экскурсии на производство, были введены производственная практика и теоретическое и практическое изучение специальных предметов в технических и сельскохозяйственных кружках. В этот период было положено начало созданию ученических производственных бригад в совхозах и колхозах.
Основной недостаток состоял в том, что складывающаяся система трудового и политехнического обучения стала достоянием лишь сравнительно небольшого числа передовых школ. В основной же массе средних школ трудовая и политехническая подготовка учащихся оставалась совершенно недостаточной.
Отрицательно сказывалось на школьной практике то, что, совершенно закономерно переключив ряд важных элементов трудовой и политехнической подготовки учащихся на внеклассные и внешкольные занятия (участие в производительном труде, производственная практика, изучение специальных предметов в технических и сельскохозяйственных кружках), учебный план школы не выделял необходимого для этих занятий времени, что порождало перегрузку учащихся.
Успехи советской школы в рассмотренный период бесспорны. Она подготовила миллионы образованных, культурных граждан, активных участников социалистического строительства, вырастила замечательные кадры выдающихся ученых, инженеров, конструкторов, чьи искания и творческий труд воплощены в таких исторических научно-технических победах, как искусственные спутники Земли, атомные электростанции, атомный ледокол, быстроходные реактивные пассажирские самолеты.
Советская школа сыграла решающую роль в осуществлении культурной революции, способствовала подъему культуры всех народов нашей многонациональной Родины, ею воспитано поколение молодежи, отдающей все свои силы и знания, способности и дарования великому делу строительства коммунизма. Успехи в развитии школы - одна из важнейших составных частей окончательной победы социализма в нашей стране.

Моисей Михайлович Пистрак ( 1888- 1937) - педагог. Работал преподавателем в частных учебных заведениях Варшавы. По окончании Варшавского университета в 1914 г. работал в Наркомпроее РСФСР в 1918-1931 гг., стал одним из идеологов трудовой школы. Занимался разработкой проблемы содержания образования в Научно-педагогической секции ГУСа. Пистрак возглавлял Московскую опытно-показательную школу-коммуну (МОПШ) им. П. Н. Лепешинского, созданную для пропаганды идей трудовой школы. В журнале «На путях к новой школе» Пистрак опубликовал цикл статей об учебном процессе и самоуправлении учащихся в МОПШе в 1922 г. Согласно концепции соединения общего образования с производительным трудом, учебно-воспитательная деятельность МОПШ строилась как изучение производства текстильной фабрики, учебные дисциплины объединялись в трудовые комплексы и осваивались в условиях процесса производства. В первой половине дня учащиеся самостоятельно проводили экскурсии, опыты под наблюдением учителя, а во второй половине дня - старшеклассники работали в мастерских. Классно-урочной системы в МОПШе фактически не было: ни традиционных объяснений, ни опросов не проводилось. Процесс построения «новой школы» включал: формирование «нового человека» в процессе трудовой деятельности, трансформацию содержания обучения с целью практического освоения процесса производства на крупном промышленном предприятии, а также введение в учебную деятельность школы исследовательского метода. По вечерам работали кружки но интересам. В 1930-е гг. контрреформа образования, концепция трудовой школы была властями отвергнута, и МОПШ превратили в обычное учебное заведение. Во время работы в Северо-Кавказском пединституте в Ростове-на- Дону Пистрак написал первый учебник для педвузов «Педагогика» в 1934 г. После перевода в Москву его назначили директором Центрального института педагогики при Высшем коммунистическом институте просвещения в 1936-1937 гг. Вскоре вместе с группой известных педагогов последовал арест и расстрел и 1937 г. Реабилитирован Пистрак посмертно в 1956 г.

Деятель детского движения Иннокентий Николаевич Жуков (1875- 1948) - скульптор, писатель. По окончании Петербургского университета в 1904 г. преподавал в средних заведениях Петербурга, Читы и Москвы.

Как секретарь общества «Русский скаут» в 1914-1917 гг. Жуков создал целый ряд атрибутики «разведчиков»: их «заповеди», молитву и торжественное обещание, нравственные законы и обычаи скаутов, а также «Сказание о подвиге св. Георгия Победоносца - покровителя скаутов». Жуков с 1912 г. учился ваянию во Франции, Германии, Австрии. После 1917 г. Жуков провозгласил в детском движении цель «воспитание Человека в человеке», он пытался создать «Всемирное рыцарство» и «Трудовое братство скаутов», организовал «Общество скаутов» в Чите. По его предложению Всесоюзная детская коммунистическая организация была названа пионерской. Он создал первый пионерский отряд в Бауманском районе Москвы в 1922-1923 гг. На 2-й конференции РКСМ Жуков предложил организовать пионерское движение на основе реорганизации скаутинга в 1922 г. Слово «пионер» для юных участников движения предложил Жуков. Из скаутского в пионерское движение он привнес треугольный галстук, девиз «Будь готов», переработал программу умений и навыков для пионеров и методику так называемой «длительной игры». Он - член Центрального бюро юных пионеров при ЦК РКСМ. Жукову присвоили звание «Старший пионер РСФСР». Однако, обнаружив начавшуюся идеологизацию и политизацию пионерской организации, Жуков после 1924 г. отошел от движения. Он занялся написанием литературы для детей, работал учителем географии в московской школе № 41 в 1923-1932 гг.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) - философ, психолог. Философское и психологическое образование получил в Марбургском университете, где учился у Г. Когена и П. Наторпа. Преподавал в Одесском университете, в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена в 1930-1942 гг., заведовал кафедрой в МГУ в 1942-1950 гг., директор Института психологии - в 1942-1945 гг., член-корреспондент Академии наук СССР - с 1943 г., действительный член Академии педагогических наук РСФСР - с 1945 г., заведующий сектором психологии Института философии Академии наук СССР - с 1945 г. Рубинштейн в статье «Принцип творческой самодеятельности» в 1922 г., сформулировал принцип единства сознания и деятельности, положенный в основу деятельностного подхода в психологии. Он автор фундаментального труда «Основы общей психологии», изданного в 1946 г. Во время развязанной Сталиным кампании «борьбы с космополитизмом» Рубинштейна сняли со всех должностей. Его восстановили в правах после смерти Сталина в 1954 г.

Анатолий Васильевич Бакушииский (1883-1939) - искусствовед, педагог. По окончании Юрьевского университета в 1911 г. и Педагогического института им. П. Г. Шелапутина в 1914 г. работал в Цветковской в 1917-1925 гг. и в Третьяковской галереях в 1924-1939 гг., где разработал методику проведения музейных экскурсий. Работая над исследованием проблемы принципов эстетического воспитания, преподавал в МГУ, Литературно-художественном институте им. В. Я. Брюсова, в МИФЛИ. Баку- шинский создал в Москве школу «Детское творчество» в 1920-1930 гг., здесь дети обучались не только навыкам изобразительного мастерства, но и тонким основам понимания произведений изобразительного искусства. Вместо общепринятого копирования образцов, срисовывания как традиционного способа обучения учащимся ставили задачи самостоятельного создания свободных композиций по различным темам, наиболее удачные из которых становились объектами художественного промысла. Решая эстетические задачи, ученики обретали трудовые навыки необходимые во взрослой жизни. В монографии «Художественное творчество и воспитание», изданной в 1925 г., разрабатывая теорию развития художественных способностей человека, Бакушинский рассматривал факторы обучения в становлении художественных способностей детей. «Эстетическая обстановка» в школе-студии - важнейший фактор педагогического воздействия на эстетические вкусы учащихся. Он способствовал возрождению художественных промыслов: Палех, Мстера, Холуй, хохломская городецкая росписи, Вятская (дымковская игрушка).

Вера Ефремовна Пестель (1887-1952). После обучения в Строгановском училище и в художественной школе в Будапеште в 1911 г. преподавала живопись и рисунок в основанной А. В. Бакушинским московской школе «Детское творчество» в 1920-1930 гг. Сторонница концепции свободного воспитания К. Н. Вентцеля, Пестель выступала за проявление «искусства самого ребенка» - всемерного развития способностей ребенка к самовыражению. Призывая педагогов разбудить дремлющие способности детей, Пестель выступала за персонализацию обучения творческой личности. Эта концепция содержится в программе по изобразительному искусству для школ I и II ступени 1925-1926 гг. В процессе эстетического воспитание учащиеся должны учиться постигать произведения изобразительного искусства. Автор сочинения: «Художественное воспитание в практике современной школы» (1925).

  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015.