Основные факторы, определяющие оценки и поведение потребителей. Изучение потребителей имеет главной своей целью понимание их потребностей для обеспечения их наиболее полного удовлетворения
Ставленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность объекта
Выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. На
Одном рынке объект может быть конкурентоспособным, на другом – нет. Конкурентоспо-
Собность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты,
Научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология,
Производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник,
Информация, фирма, регион, отрасль, любая сфера макросреды, страна в целом.
Конкурентоспособность информационной системы – способность информаци-
Онной системы конкурировать с другими аналогичными системами в способах хранения,
Обработки, преобразования, передачи, обновления информации, обладать системностью,
Комплексностью, надежностью, адаптивностью, доступностью.
«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»
Конкурентоспособность производства – способность производства как сложной
Открытой организационно-экономической системы выпускать конкурентоспособную про-
Дукцию, иметь коммерческий успех в условиях конкуренции, необходимый для дальней-
Шего развития и функционирования. Требования к производству: использование прогрес-
Сивных технологий, современных методов менеджмента; своевременное обновление
Фондов; обеспечение гибкости производства, пропорциональности, параллельности, не-
Прерывности, прямоточности, ритмичности процессов.
Конкурентоспособность технологии – способность данной технологии конкури-
Ровать с другими аналогичными технологиями, не иметь аналогов, обладать возможно-
Стью изготовить по данной технологии качественную и экономичную продукцию в соот-
Ветствии с конструкторско-технологической документацией, не снизив качества «входа»
Системы. Требования к технологии: мобильность, оптимальность уровня автоматизации
Процессов, минимальные потери ресурсов.
Конкурентоспособность фирмы – способность фирмы выпускать конкурентоспо-
Собную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли
Внутри страны и за ее пределами. К.ф. может быть оценена только в рамках группы фирм,
Относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги).
Оценка степени К.ф. заключается, в первую очередь, в выборе базовых объектов для срав-
нения, в выборе фирмы – лидера, которая должна обладать следующими параметрами:
соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности по-
требностей, удовлетворяемых с ее помощью;
соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая про-
дукция;
соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.
Конкуренция – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических
Или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона
Конкуренции как объективного процесса «вымывания» некачественных товаров в рамках
Антимонопольного законодательства, соблюдения Закона «О защите прав потребителей».
Контроль – функция менеджмента по учету расхода ресурсов и обеспечению вы-
полнения планов, программ, заданий по реализации управленческих решений.
Концепция – комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрываю-
Щих сущность и взаимосвязи данного явления или системы, и позволяющих определить
Систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы, форми-
Рованию стратегии фирмы, установлению правил поведения личности.
Критерий приемлемости управленческого решения – заранее определенные па-
Раметры, которым должно удовлетворять управленческое решение, чтобы быть принятым.
Критерий Стьюдента – математический критерий, характеризующий существен-
Ность факторов, входящих в модель. Применяется для выбора модели. Для окончательной
Модели его значение должно быть больше двух (при вероятности, равной 0,95).
Критерий Фишера – математический критерий, характеризующий значимость
Уравнения регрессии. Применяется для выбора модели. Значение определяется по стати-
стическим таблицам в зависимости от размеров матрицы и вероятности.
РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»
Критический путь – самая длительная последовательность событий при выполне-
Нии проекта.
Маркетинговый подход к менеджменту – подход, предусматривающий ориента-
Цию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты
Выбора критериев маркетинга: 1) повышение качества объекта в соответствии с нуждами
Потребителей; 2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества; 3) эко-
Номия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-техни-
Ческого прогресса, применения системы менеджмента.
Менеджеры – это люди, которые зарабатывают себе на жизнь благодаря своему
Профессионализму в напряженном, постоянно меняющемся и ничего не прощающем ок-
Ружении.
Менеджмент – междисциплинарная наука, основанная на исследовании влияния
Технических, экономических, организационных, экологических, психологических, соци-
Альных и других аспектов на эффективность использования ресурсов и конкурентоспо-
Собность принимаемого решения. Менеджмент – вид профессиональной деятельности
Людей по организации достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с исполь-
Зованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора.
Метод балансовый – метод, который позволяет произвести менеджеру, специали-
Сту балансовые сопоставления, увязки. Например, сопоставляются: приход и расход, за-
Траты и прибыль.
Метод индексный – метод прогнозирования, основанный на приведении значений
Показателей объекта в настоящем к будущему моменту при помощи индексов, характери-
Зующих изменение в будущем каких-либо условий по сравнению с настоящими условиями.
Метод цепных подстановок – метод, который используется для исчисления влия-
Ния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель или функцию путем
Последовательной подстановки фактического значения анализируемого фактора при со-
хранении остальных факторов на прежнем (плановом) уровне.
Методы параметрические – методы прогнозирования элементов полезного эф-
Фекта, затрат и других, основанные на установлении зависимостей между параметрами
Объекта и организационно-технического уровня производства, с одной стороны, и полез-
Ным эффектом или элементами затрат – с другой.
Методы экономико-математические – методы анализа и оптимизации, которые
применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйст-
венные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.
Методы экспертные – методы прогнозирования, заключающиеся в выработке
Коллективного мнения группы специалистов в данной области.
Методы экстраполяции – методы, основанные на прогнозировании поведения или
Развития объектов в будущем по тенденциям (трендам) его поведения в прошлом.
Моделирование логическое – выявление горизонтальных и вертикальных при-
Чинно-следственных связей между главными факторами, характеризующими управленче-
РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»
Ские, экономические, социальные или другие процессы, с целью воспроизведения процес-
Сов при анализе, прогнозировании и оценке параметров объектов.
Моделирование экономико-математическое – описание процессов математиче-
Скими методами с целью экспериментальной проверки параметров, процессов и взаимо-
Действия элементов объекта, экономии ресурсов и повышения качества управленческого
Решения.
Мотивация – функция менеджмента, процесс побуждения себя и других к дея-
Тельности для достижения целей фирмы и личных целей.
Научно-исследовательские работы, разработки – работы научного характера,
Мотивация - это процесс определения потребностей и мотивов действий работников и создание условий для удовлетворения этих потребностей. Общепринятая иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу отражает их количественное убывание от простых физиологических к сложным духовным.
А) 15 утверждений оцениваются попарно, сравниваются между собой. Определим степень удовлетворённости каждой потребности, сравнивая поочерёдно каждую с последующими. То есть сначала первую потребность сравниваем со 2-ой и записываем более предпочтительный для себя вариант в столбец 1 (строка 1), затем сравниваем 1 потребность с 3-ей и записываем более предпочтительный вариант в столбец 1 (строка 2), затем сравниваем 1 потребность с 4-ой и записываем более предпочтительный вариант в столбец 1 (строка 3) и т.д. до тех пор, пока не будет заполнен 1-ый столбец. В столбце 1 будут стоять цифры: или 1, или номер сравниваемой предпочтительной потребности. После этого переходим к сравнению потребности 2 со всеми остальными следующими потребностями (З-ей, 4-ой и т.д.) и заполняем столбец 2. После этого сравниваем 3-ю потребность со всеми последующими (4-ой, 5-ой и т.д.), заполняя столбец 3.
Аналогично проработаем со всеми потребностями таблицы и заполним все 15 столбцов. Для более эффективного сравнения перед сравнением поставим фразу: «Я хочу больше... (потребность 1 и т.д.), чем... (сравниваемая потребность)».
Потребности:
- 1. Добиться признания и уважения.
- 2. Иметь тёплые отношения с людьми.
- 3. Обеспечить себе будущее.
- 4. Зарабатывать на жизнь.
- 5. Иметь хороших собеседников
- 6. Упрочить своё положение.
- 7. Развивать свои силы и способности.
- 8. Обеспечить себе материальный комфорт.
- 9. Повышать уровень мастерства и компетентности.
- 10. Избегать неприятностей.
- 11. Стремиться к новому и неизвестному.
- 12. Обеспечить себе положение влияния.
- 13. Покупать хорошие вещи.
- 14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.
- 15. Быть понятым другим.
Таблица 1 Сравнение потребностей
После заполнения таблицы определим сколько раз мы отдали предпочтение каждой потребности во всей таблице, не учитывая цифр первой заглавной строки, Т.е. сколько раз во всей таблице встречается единиц (потребность 1) и указывается в итоговой строке в столбце 1; сколько раз во всей таблице встречается цифра 2 (потребность 2) и указывается в итоговой строке в столбце 2; сколько раз во всей таблице встречается цифра 3 (потребность 3) и указывается в итоговой строке в столбце 3 и т.д.
Максимальное число в итоговой строке таблицы может быть 14.
Выберем 5 потребностей, получивших наибольшее значение, и расположим их по иерархии. Это мои главные потребности, т.е. то, чего я желаю больше всего.
Таблица 2
- Б) расположим потребности в соответствии с 5-уровневой иерархией потребностей А. Маслоу.
- 5 - потребности в самовыражении (самореализации);
- 4 - потребность в признании и уважении;
- 3 - социальные потребности (в общении);
- 2 - потребность в безопасности;
- 1 - материальные потребности.
Потребности человека отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 Иерархия потребностей по А. Маслоу
Для определения степени удовлетворенности 5-и главных потребностей необходимо подсчитать сумму цифр по 5-и уровням, следующим образом:
- 1) материальные потребности определяются как сумма итоговых цифр столбцов - ст.4+ст.8+ст.13=8+13+2=23;
- 2) потребность в безопасности - ст.3+ст.6+ст.10=13+7+3=23;
- 3) социальные потребности - ст.2+ст.5+ст.15=9+3+3=15;
- 4) потребность в признании - ст.1 +ст.9+ст.12=8+7+9=24;
- 5) потребность в самореализации - ст.7+ст.11+ст.14=7+7+4=18.
- 6) подсчитаем суммы баллов по каждому из 5 уровней.
Рисунок 2 График удовлетворения потребностей
Построенный график показывает 3 зоны удовлетворённости по 5 потребностям. Сумма баллов не выше 14 отражает удовлетворённость данной потребности, от 15 до 27 - частичную удовлетворённость, свыше 28 - неудовлетворённость потребности.
Согласно данному графику, все 5 рассмотренных потребностей не достигли зоны неудовлетворённости, все мои потребности находятся в зоне частичного удовлетворения, а социальные потребности, согласно графику (рисунок 2), находятся в большей степени в зоне удовлетворённости.
Нужда — это испытываемый человеком недостаток чего-то необходимого.
Нужды можно разделить на:- Физические — пища, одежда, безопасность
- Социальные — нужда в общении и привязанности
- Индивидуальные — потребность в знаниях и самовыражении
Потребность
Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.
Так, например, ощущая голод американец думает о гамбургере, россиянин о пельменях, а москвич о суши.
Потребности людей практические не ограничены. Каждый покупатель предпочитает выбирать , которые имеют высшую потребительскую ценность и способны обеспечить максимальное удовлетворение за ту сумму, которую покупатель в состоянии заплатить. Потребности, подкрепленные покупательской способностью, переходят в категорию запросов.
Например, на основании своей покупательской способности каждый покупатель выбирает такой автомобиль, который максимально удовлетворяет его потребности в безопасности, престиже и комфорте.
Запросы
Запросы - потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью.
Компании, серьезно относящиеся к , затрачивают огромные усилия на выявление нужд, потребности и запросов своих клиентов. Они проводят , чтобы узнать предпочтения клиентов. Анализируют жалобы. Обучают продавцов выявлять требования покупателей и своевременно их удовлетворять.
Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что крупные компании знают о нас практически всё. Они вкладывают большие средства в порой казалось нелепые . Вы пьете кофе сидя перед монитором, а они знают сколько ложек сахара вы положили в стакан.
Максимально полное понимает нужд, потребностей и запросов необходимо для разработки маркетинговой стратегии.
Потребности человека и экономические блага
Потребности — объективная нужда человека или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма и личности.
Благо — это вещь, средство, все то, что удовлетворяет человеческие потребности и отвечает целям и устремлениям людей.
Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные. Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты производства (здания, машины, продукты), отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права). Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека, создаются в непроизводтсвенной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музей.
Блага подразделяются на безграничные и ограниченные (экономические) .
Неэкономические блага (безграничные) предоставляются природой без приложения усилий человека. К экономическим благам относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, то есть которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могу удовлетворить.
Экономические блага подразделяются на:- Потребительские блага — непосредственно удовлетворяющие потребности людей (еда, жилье)
- Средства производства — блага производственного характера (станки, оборудование, полезные ископаемые)
Различают блага: взаимозаменяемые (обладающие способностью удовлетворять потребности за счёт друг друга. напр:маргарин и масло) и взаимодополняющие (удовлетворяющие потребности лишь в комплексе друг с другом напр: автомобиль и бензин).
Большинство экономических благ создается в процессе .
Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.
При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченности .
1.Потребности
1.1.Классификация потребностей
1.2.Влияние производства на потребности
1.3.Обратное воздействие потребностей на производство
1.4 Влияние времени на удовлетворение потребностей
2. Закон возвышения потребностей
3.Литература
1. ПОТРЕБНОСТИ
В рассмотренном нами круговороте движения благ не достает важного звена, соединяющего потребление с производством. Речь идет о потребностях людей.
Потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. Они служат внутренними побудителями активности.
1.1. Классификация потребностей
Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) они различаются на индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.
Рассмотрим детально последний вид потребностей. Экономические потребности - та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Как они влияют друг на друга?
1.2. Влияние производства на потребности
Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.
Во-первых, оно создает конкретные блага и, тем самым, способствуют реализации отдельных человеческих запросов. Их удовлетворение с помощью уже потребленной вещи ведет к возникновению новых запросов. Вот простой пример. Предположим, человек пожелал приобрести автомобиль. После его покупки владелец машины испытывает массу новых нужд. Автомашину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.
Во-вторых, под воздействием технического обновления производства сильно изменяется предметный мир и уклад жизни, возникают качественно новые потребности. Скажем, с появлением в продаже персональных компьютеров, видеомагнитофонов, телевизоров новых поколений у людей возникает желание их приобрести.
В-третьих, производство не только доставляет материал для удовлетворения потребностей, но и влияет на способы потребления, и тем самым формирует определенную культуру потребителя. Например, первобытный дикарь питался, разрывая руками и зубами сырое мясо на куски. А современный человек испытывает, как правило, качественно иную потребность.
Мясо должно быть определенным образом приготовлено и потреблено с помощью столовых приборов.
Значит, производство создает потребление и определенный способ потребления. Благодаря этому, оно развивает у людей потребности-влечения и способности к потреблению.
1.3. Обратное воздействие потребностей на производство
В свою очередь, экономические потребности оказывают сильное обратное воздействие на производство, которое идет по двум линиям.
Во-первых, потребности являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.
Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном отношении. Потребности всегда включают в себя появление новых созидательных целей еще до того, как изготавливаются блага, соответствующие таким целям. В силу этого, человеческие запросы часто обгоняют производство и толкают его вперед.
Обобщая весь практический опыт человечества, выдающийся философ Георг Гегель (1770-1871) пришел к заключению: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, и лишь они играют главную роль»
1.4. Влияние времени на удовлетворение потребностей
Справедливо предположить, что многие блага (особенно, если речь идет о товарах широкого потребления, таких как продукты питания и одежда) предназначены для непосредственного индивидуального потребления и привлекают потребителя как средство удовлетворения его потребностей; поэтому они желательны для потребителя с интенсивностью, соответствующей предполагаемой степени удовлетворения этих потребностей. Следовательно, если исходить из самых общих целей экономического анализа, то без всякого ущерба для дела можно рассматривать денежную цену спроса вне зависимости от того, в каком качестве она выступает: как мера желания или как мера удовлетворения потребностей, ощущаемых тогда, когда желаемое благо уже получено. Из этого общего вывода, тем не менее, имеется одно важное исключение.
Речь идет об отношении людей к будущему. Вообще говоря, люди предпочитают данные удовольствия или удовлетворения потребностей в настоящем таким же удовольствиям или удовлетворениям потребностей в будущем, даже если последнее гарантировано. Это положение внутренне противоречиво: из предпочтения благ в настоящем не следует, что данное их количество хоть сколько-нибудь больше такого же количества благ в будущем. Выдвинутое положение означает только то, что наш дар предвидения несовершенен и что, следовательно, мы оцениваем будущие блага, если можно так выразиться, по убывающей шкале. Правильность сказанного подтверждается тем фактом, что по такой же убывающей шкале оценивается накопленный жизненный опыт, когда (речь не идет здесь о склонности людей забывать неприятное) мы размышляем над прожитым. Таким образом, предпочтительность по отношению к настоящим благам по сравнению с эквивалентными и гарантированными благами в будущем не означает, что с любым неудовлетворением потребностей в экономике можно было бы смириться, если бы оказалось возможным блага будущего в полной мере заменить благами настоящего. Неудовлетворенность человека, предпочитающего потребить благо в текущем, а не в следующем году, уравновешивается удовлетворенностью его предпочтений в следующем году по сравнению с данным годом. Следовательно, нечего противопоставить тому, что если мы последовательность равных удовлетворенных потребностей (именно удовлетворенных потребностей, а не объектов, которые порождают чувство удовлетворенности) соотнесем с рядом лет (начиная с текущего года), то стремления к удовлетворению этих потребностей, которые человек станет испытывать, не будут равнозначны; их можно количественно представить как последовательность величин, постоянно убывающую по мере того, как год с соответствующей ему удовлетворенной потребностью будет отдаляться от текущего момента времени. Таким образом, вскрывается имеющее далеко идущие последствия экономического несоответствия, поскольку подразумевается, что люди распределяют наличные ресурсы между настоящим, близким и отдаленным будущим на основе абсолютно иррациональных предпочтений. Когда они осуществляют выбор между двумя удовлетворяемыми потребностями, они не обязательно выбирают ту, что приносит большее удовлетворение, напротив, они склонны производить или получать меньшее удовлетворение, но сегодня, а не стремиться к получению гораздо большего удовлетворения несколько лет спустя. В конечном счете, усилия человека, направленные на получение результата в отдаленном будущем, неизбежно подавляются усилиями, направленными на получение результатов в сравнительно близком будущем, последние же подавляются усилиями, направленными на достижение результата в настоящий момент. Предположим, к примеру, что индивидуальная способность человека к предвидению будущего такова, что он дисконтирует удовлетворение достоверных будущих потребностей из расчета 5% годовых. Тогда вместо того, чтобы быть готовым работать в следующем году (или в году десять лет спустя) столько времени, что данное приращение усилий обеспечивало бы такое удовлетворение потребностей, какое гарантирует равное приращение усилий в настоящий момент, он в следующем году будет работать так, что приращение его усилий возрастет в 1,05 раз, а через 10 лет - в 1,0510 раза по сравнению с приращением усилий в данный момент. Следовательно, суммарный объем экономического удовлетворения, которое люди испытывают на самом деле, гораздо меньше того, каким оно могло быть, если бы их способность предвидеть будущее не была извращена; а кроме того, к удовлетворению одинаковых (конкретных) потребностей стремились бы с одинаковой силой, независимо от периода, к которому они относятся.
Однако это еще не все. Поскольку жизнь человека ограничена, такие плоды его труда и воздержания, которые имеют свойство возрастать со временем, спустя много лет становятся недоступными для использования тем человеком, усилиями которого они были созданы. Это означает, что та степень удовлетворения, с которой были связаны его желания, служит удовлетворению не его собственной потребности, а потребности кого-то другого (возможно его непосредственного наследника), чьи интересы представлялись ему практически совпадающими с его собственными, а возможно, потребности какого-то далекого ему (по степени родства или по времени жизни) человека, которым он едва ли интересовался вообще. Отсюда вытекает, что даже если бы наши желания получить равное удовлетворение наших собственных потребностей, возникающие в различные моменты времени, были равнозначны, то желание удовлетворить будущую потребность оказалось бы менее интенсивным по сравнению с желанием удовлетворить потребность, относящуюся к настоящему моменту времени: ведь весьма вероятно, что в будущем удовлетворять потребности придется не нам. Это тем, по-видимому, справедливее, чем больше времени проходит от возникновения в будущем потребности до момента ее удовлетворения: ведь с увеличением продолжительности этого периода увеличивается и вероятность смерти не только данного человека, но и его детей, близких родственников и друзей, с которыми его интересы, быть может, связаны особенно тесно. Очевидно, что подобное препятствие к инвестированию ради доходов отдаленного будущего частично преодолевается с помощью механизма фондовой биржи. Если в данный момент инвестируется 100 фунтов стерлингов сроком на 50 лет из расчета 5% годовых, человек, который их вкладывает, имеет возможность продать свою акцию через год, в конечном счете, за 105 фунтов. Тот же, кто ее покупает, также имеет возможность вернуть через год свой капитал в 105 фунтов, возросший на 5% и т.д.
В данной работе я бы хотела рассмотреть эти два понятия: конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара, имеют ли они смысл.
Целью любой коммерческой деятельности является получение прибыли, а получение прибыли и ее увеличение в течение жизнедеятельности предприятия достигается различными способами. В настоящее время маркетинг является одним из тех ключевых моментов, который позволяет сориентироваться на рынке, не упустить возможность успешной деятельности на нем. Перечислять все цели и задачи маркетинга наверное не имеет смысла, но в рамках данной работы мне хотелось бы выделить следующее: одной из основных задач маркетинга является поддержание конкурентоспособности товара, а именно изучение или создание новых потребностей, формирование требуемых свойств товара, отслеживание рыночной позиции товара, его жизненного цикла. Вот именно к вопросу о конкурентоспособности товара и конкурентоспособности фирмы как к вопросу, касающегося непосредственно маркетинга, я бы хотела обратиться.
Для начала поясним, что же такое конкурентоспособность. Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующего степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке или конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка.
Понятие конкурентоспособности товара на взывает ни у кого сомнений. Тем более, что в первой части определения говорится об объекте, который удовлетворяет потребности, а потребность удовлетворяется только товаром, работой или услугой. Для доказательства того, что конкурентоспособность продукта реально оценивается, можно привести несколько параметров, которые позволяет (конечно не с абсолютной точностью) оценить конкурентоспособность того или иного товара.
Для начала несколько слов о том, какие же показатели используются. Существует три группы основных параметров: технические параметры, которые отражают потребительские свойства товара; нормативные показатели, которые характеризуют соответствие товара обязательным нормам и стандартам; и наконец экономические параметры, говорящие о величине затрат, связанных с эксплуатацией или потреблением данного товара, которые еще называют ценами потребления. Как известно, конкурентоспособность товара или иного объекта - понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. Поэтому при расчете показателей конкурентоспособности товара в качестве сравниваемого объекта обычно берут или товар-аналог (прямой метод), или образец (косвенный метод), который уже пользуется спросом. Затем эти показатели собираются в один интегрированный показатель, который по смыслу отражает различие в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат потребителя на их приобретение и использование.
Иными словами мы с помощью цифр можем охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению к другим товарам. А как на счет конкурентоспособности фирмы? Интересный вопрос. Ведь существуют определенные экономические, финансовые показатели, которые показывают прибыльность, производительность, оборачиваемость, деловую активность, ликвидность. И на мой взгляд, эти показатели тоже ведь характеризуют деятельность фирмы, от них просто так отмахнуться нельзя, это так же результат, который поддается анализу. Действительно, если объем продаж позитивен, то в большинстве случаев экономические параметры говорят о хорошем положении дел. Пусть у фирмы на какой-то определенный момент, например в момент составления годового, баланса показатели финансового состояния и экономической деятельности говорят о том, что организация работает успешно. Но получается вот какая ситуация: несмотря на благополучные данные экономического анализа, некоторые товары идут на рынке хорошо, а некоторые плохо. В данном случае мы с полным правом можем сказать, что первая группа товаров конкурентоспособна, а вторая нет. Но можно рассмотреть и иное положение вещей. Положение предприятия на рынке весьма устойчиво, конкурентов не много, продукция продается хорошо, но показатели финансового состояния, к сожалению, говорят о наличии проблем в части платежеспособности.
Не буду голословной. Данный вопрос вообще заинтересовал меня потому, что я столкнулась с подобным примером. Это Омский нефтеперерабатывающий завод. В своем регионе он имеет широкую сеть сбыта своей продукции, более того его называют одним из основных внутренних поставщиков нефтепродуктов в Западно-Сибирском регионе. Этот завод вырабатывает наряду с обычными продуктами переработки нефти также и высококачественный бензин, постоянно совершенствует схему технологического процесса. Казалось бы все говорит о том, что предприятие функционирует прибыльно. Но коэффициенты ликвидности говорят об обратном, то есть большую часть активов составляют активы средней и медленной реализации, то есть если вдруг кредиторы попросят вернуть долг, то возможно предприятие сразу окажется не в состоянии это сделать. Для инвесторов данное предприятие тоже казаться заманчивым не будет. То есть с точки зрения получения инвестиций данное предприятие неконкурентоспособно.
Так же в качестве объективного показателя конкурентоспособности предприятие можно привести его имидж. Имидж (по словарю) - образ товара, услуги, предприятия и совокупность впечатлений о них, складывающихся в сознании людей. Казалось бы имидж фирмы складывается из имиджа товара, но не всегда это так. Например, если фирма добросовестно выполняет все условия сделок, если в части деловых отношений она отличный партнер, то и имидж у нее соответственный.
В качестве заключения мне хотелось бы сказать, что на счет данного вопроса спорить можно достаточно долго, но как мне кажется, эти два понятия имеют право на существование. Еще необходимо добавить, что эти два понятия очень тесно связаны. Докажем это на примере того же самого имиджа. Конечно, сначала имидж формируется товаром, а уже потом самим положение фирмы в деловом мире. То есть одно понятие вытекает из другого.