Биографии Характеристики Анализ

Основные направления профилактической работы социального педагога с детьми по предупреждению правонарушений. Понятие профилактики, виды и уровни социально-педагогической профилактики Взаимодействие педагога с одарённым учеником

Профилактическая работа социального педагога осуществляется по таким направлениям:

1. Изучение и выявление причин дезадаптации детей и подростков.

2. Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности.

3. Организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска.

4. Взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.

Таким образом, деятельность социального педагога предполагает осуществление следующих функций:

а) исследовательские;

б) предупреждающие, профилактические;

в) коррекционно-развивающие, реабилитационные;

г) развивающие взаимодействие во имя решения проблем ребенка.

Исследовательское направление профилактической работы предполагает изучение социальной ситуации развития детей, нуждающихся в педагогической поддержке, получение наиболее полной информации об уровне их социального развития. Информация такого рода имеется, как правило, у членов административной команды, учителей, классных руководителей, психолога школы, родителей.

Социальный педагог собирает и выстраивает информацию на основе представлений работающих с детьми специалистов. В первую очередь он выявляет систематических нарушителей школьных норм и правил (частые пропуски уроков, вызывающее поведение, неподчинение общим требованиям, курение, сквернословие и др.). Следующую группу составляют ученики, нарушающие нравственно-правовые нормы в семье, на улице, во дворе, школе (оскорбление одноклассников, малышей, учителей, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение к чему-то, порча мебели и других предметов школьного интерьера и др.).

И наконец, он обозначает группу подростков, которые уже совершали преступления, имеют приводы в милицию и состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Социальный педагог узнает все о социальном составе семьи и по возможности изучает контакты своих потенциальных клиентов за пределами школы Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям. //Российский фонд социальных реформ. - М.: Просвещение, 2001. С. 84..

После этого начинается непосредственное общение и установление контактов с подростком.

Важно сделать вывод о том, можно ли рассчитывать на взаимодействие с родственниками: насколько их волнует судьба ребенка и готовы ли они активно участвовать в изменении ситуации.

Не менее важно выявление педагогического стиля, сложившегося по отношению к данному ребенку в школе, семье. С этой целью можно использовать методику экспертного оценивания, включающую следующие показатели:

1. Отношение педагога к органам классного самоуправления:

· развивает, опирается на органы самоуправления;

· игнорирует, не придает им значения;

· подавляет органы самоуправления, подбирает их самолично, без учета мнения коллектива класса.

2. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования учащихся:

· предпочитает поощрение наказанию, не забывает похвалить ученика за успех;

· проявляет нейтральное отношение к успехам и проступкам учащихся;

· предпочитает меры наказания мерам поощрения; при малейшей оплошности ребенка следует разнос, вызов родителей и т.д.

3. Решение конфликтных ситуаций в классе:

· при возникновении конфликта пытается объективно разобраться в его причинах, способен признать свою ошибку;

· уходит от решения конфликтной ситуации, не замечает ее;

· в конфликте занимает наступательную позицию, подавляет окружающих.

4. Жесткость в требованиях:

· требователен в меру, способен войти в обстоятельства, не позволившие учащемуся выполнить должным образом требование учителя;

· в отношениях с учащимися проявляет попустительство, не умеет требовать выполнения своих поручений и указаний;

· непреклонен, не прощает учащимся малейшего отклонения от своих требований, не признает смягчающих вину обстоятельств.

5. Дистантность в общении:

· находится с учащимися в тесном контакте, пользуется доверием ребят, способен говорить с ними доверительно;

· не придает значения взаимоотношениям с учащимися, мало общается вне урока;

· подчеркнуто держит дистанцию, общается с ребятами в официальном тоне, в русле сугубо деловых разговоров.

Как правило, можно выделить три группы учителей: императивного, сотрудничающего и попустительского стиля. На основании экспертного заключения социальный педагог может судить об особенностях психологического климата в классе, где учится ребенок. С этой же целью может быть использована социометрическая методика, которая позволяет выявить в коллективе так называемый «индекс изоляции» тех или иных его членов.

Профилактическая работа социального педагога. Полученная информация дает социальному педагогу материал для выстраивания стратегии работы, направленной на решение отдельных проблем ребенка. Социальный педагог может использовать следующие стратегии:

1) Работа непосредственно с ребенком. Данная стратегия имеет место в том случае, когда окружающая ребенка среда внешне относительно благополучна, но он по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социокультурных норм, попадает под дурное влияние. В подобных случаях социальный педагог стремится развить у него субъектную позицию. Основу такой стратегии составляет повышенное внимание к достижениям и успехам ребенка, помощь в самореализации и повышении его статуса среди сверстников. Главное направление данной стратегии -- это ориентация на личный потенциал самого ребенка, помощь в изменении отношения к способам самоутверждения с использованием возможностей психологической поддержки специалистов школы-интерната.

2) Работа с педагогическим и «взрослым» окружением ребенка. Эта стратегия выбирается в тех случаях, когда сформировано довольно устойчивое негативное общественное мнение о ребенке, только усугубляющее и без того неблагоприятную ситуацию и способствующее развитию отклоняющегося поведения. Окружающие связывают негативные поступки ребенка с его общей порочностью. Столь генерализованное осуждение не столько проступка, сколько самого ребенка, проявление обобщенного отрицательного отношения к нему вызывают у него ответную реакцию. Так формируется конфронтация, которая способствует укреплению данных негативных черт в структуре личности ребенка. Основная задача, которую решает социальный педагог в таких случаях, состоит в переориентации взглядов взрослого окружения на ребенка и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме. Изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в позиции самого ребенка, что позволяет строить с ним работу по осознанию собственных проблем, формированию заинтересованности быть принятым, а не отвергаемым ближайшим окружением -- одноклассниками, педагогами, соседями, друзьями. Одной из важных социально-педагогических задач, решаемых социальным педагогом в рамках данной стратегии, является создание благоприятных условий для выбора ребенком позитивно ориентированной группы или школьного сообщества в качестве референтных.

3) Работа с детским окружением ребенка в системе организованного пространства. Эта стратегия становится необходимой, когда ребенок либо оказывается в изоляции, либо подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны сверстников, либо, напротив, считает себя гораздо выше всех, исключительной, выдающейся личностью, лидером, заводилой, которому все должны подчиняться. В этом случае социальный педагог совместно с другими специалистами проводит работу по оздоровлению отношений в детской среде или в коллективе, развитию гуманистической направленности отношений. Его задача состоит в том, чтобы выработать у ребенка мотивацию для обращения за помощью к специалистам, а также в создании условий для его включения в нормальную систему жизнедеятельности (помощь в трудоустройстве или выборе нового образовательного учреждения). Основное содержание данной стратегической линии -- изменить отношение ребенка к сложившейся ситуации, помочь ему освободиться от сознания своей обреченности, изолированности или от неадекватно завышенной самооценки и исключительности, носящих скандальный характер.

4) Работа с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Это, пожалуй, наиболее сложная и мало изученная область социально-педагогической деятельности. Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому возможным представляется только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит ребенок, на каких принципах строится его общение в той или иной группировке, что ценного он получает, участвуя в таких объединениях. Отсутствие осуждения и явной критики со стороны взрослого помогает снять барьеры при общении, делает детей более открытыми. Социальный педагог, сумевший найти контакт с ребенком, состоящим в неформальном объединении, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности последнего и постепенно привлечь его к просоциальным мероприятиям Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. //Федеральная целевая программа «Развитие социального обслуживания семьи и детей». - М.: Просвещение, 1999. С. 51..

Выделенные стратегические линии, безусловно, не исчерпывают всех возможных вариантов деятельности социального педагога. Каждая может иметь свою траекторию в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальности клиента.

Формы профилактической работы включают просвещение, беседы, консультирование, социальную терапию, терапию развлечения и досуга.

Реабилитационно-развивающие мероприятия. Консультирование предполагает выход на конкретные проблемы ребенка, причины их возникновения и совместную работу по их переосмыслению. Основой социально-терапевтического воздействия является оказание помощи и поддержки в решении проблем ребенка. Социальная терапия может проходить на индивидуальном уровне на основе непосредственной работы с клиентом в зависимости от специфики сложившейся ситуации, особенностей его личности и предполагает опосредованные пути воздействия на работу с окружением клиента, со средой, препятствующей или затрудняющей его социальное развитие. Социальная терапия включает и метод, который условно называется «привлечение и увлечение детей». Он заключается в том, чтобы заразить ребенка какой-либо идеей, вызвать у него желание участвовать в предлагаемых мероприятиях, отводя ему при этом активную роль.Некоторые исследователи выделяют в качестве одного из методов индивидуальную трудовую терапию. Предполагается, что в процессе трудовой деятельности ребенок сумеет найти способы самореализации, отвлечься от бессмысленного времяпрепровождения, заработать деньги на повседневные нужды. Социальная терапия может проходить и на групповом уровне. Среди групповых форм социальной терапии особенно известны тренинги личностного роста, саморегуляции, ролевого поведения, различные виды игровой терапии, музыкальные ринги и дискотеки, посиделки. Социальный педагог совместно с детьми организует музыкальные вечера и дискотеки и ставит педагогические задачи, направленные на развитие навыков общения, культуры поведения во время проведения массовых мероприятий.

Методическая разработка

«Профилактическая работа с учащимися, состоящими на учете»

Из опыта работы социального педагога.

Выполнила: Софонова Т.С.

Социальный педагог,

МБОУ СШ №7 г. Павлово

    Пояснительная записка ………………………………………………………….. 3

    Задачи направления ………………………………………………………………. 5

    Воспитательные технологии, формы и методы организации деятельности с учащимися, состоящими на профилактическом учете ………………………….6

    План основных мероприятий ……………………………………………………10

    Ожидаемые результаты реализации направления ……………………...............14

    Разработка мероприятия …....................................................................................15

    Список литературы ……………………………………………………................ 16

    Приложение ……………………………………………………………………….1 7

1. Пояснительная записка

Дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко

Последние годы государственная образовательная политика провозглашает воспитание как важнейшую составляющую духовной жизни общества.

С 2010 года в школе реализуется программа воспитания «Личность – достойная человека», которая была разработана на основе анализа работы школы по программе воспитания «Синяя птица» и основных положений национального проекта «Наша новая школа».

Актуальность программы определяется важностью развития так необходимых в современном мире духовно-нравственных качеств школьника . Решая задачи по формированию заданных качеств, воспитание направлено на усвоение учащимися общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов, что уже изначально предполагает предупреждение отклонений в поведении.

Развитие духовно-нравственных качеств осуществляется в программе через разделы: Нравственность, Культура, Семья, Здоровье, Гражданственность и Экология.

В разделе Нравственность большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися, так как школа заинтересована в том, чтобы из ее стен вышли не просто молодые люди с багажом знаний, умений и навыков по различным научным дисциплинам, но люди самостоятельные, хорошо ориентированные в условиях социальной реальности, законопослушные. И важнейшей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике отклонений в поведении учащихся. А, как известно лучшая профилактика отклонений в поведении - целенаправленно организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитательное воздействие.

С учащимися школы проводится как общая, так и специальная профилактика (профилактика, которая применяется в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых). В своей разработке мне подробнее хотелось бы рассмотреть специальную профилактику, т. е. профилактическую работу с учащимися, состоящими на всех видах учета.

2. Задачи направления деятельности с учащимися,

состоящими на профилактическом учете:

    Ф ормирование законопослушного поведения несовершеннолетних

    Воспитание чувства уважения к нормам коллективной жизни

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

    Привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности

3. Воспитательные технологии, формы и методы организации деятельности с учащимися, состоящими на профилактическом учете.

Воспитательная технология - это совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющих достигать поставленные воспитательные цели.

В науке и практике широкое распространение получила следующая технология работы с подростками, с отклонениями в поведении – технология социально-педагогической профилактики. Это одна из разновидностей социально-педагогической технологии.

Социально-педагогическая технология - совокупность методов, воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации, в новых социальных условиях и в социально-ориентированных видах деятельности.

Любая социально-педагогическая технология имеет цель, задачи и соответствующее им содержание. Именно целевая установка определяет назначение технологии (технология педагогической коррекции, педагогической реабилитации, профилактики и пр .).

Социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.

Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог направляет свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Воздействует на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними. Способствует изменению позиции ребенка по отношению к социуму.

В технологии социально-педагогическ ой профилактики следует выделить основные подходы:

и нформационный подход , где основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом, к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм;

с оциально-профилактический подход - выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления (сущностью этого подхода является система правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся для устранения или минимизации причин отклонений в поведении) ;

м едико-биологический подход - предупреждени е возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне (очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, в этом случае он должен быть обследован психиатром);

с оциально-педагогический - восстановлени е или коррекци я качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

В зависимости от типа социально-педагогической технологии деятельность социального педагога включает в себя определенные формы и методы работы.

Ф ормы работы можно подразделить индивидуальные и групповые . Ф ормы воспитательно - профилактической работы можно подразделить на :

познавательные , позволяющие овладеть различными знаниями, способствующими формированию убежденности в правильности той или иной позиции ; практические - призваны сформировать правильное отношение к нормам морали и права, а через них к другим социальным ценностям.

Методы - это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации и реабилитации ребенка.

В деятельности по профилактике отклонений в поведении учащихся социальный педагог применяет следующие методы:

Методы исследования (диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики) - метод наблюдения, анкетирования, тестирование, анализ (аналитические отчеты, справки и прочая документация).

Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение несовершеннолетнего с целью выработки у него заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание.

Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает развитие общечеловеческих морально-этических качеств.

Метод побуждения – применяется с целью нацелить подростка на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями.

Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности несовершеннолетнего .

Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение.

Также социальным педагогом используются м етоды социально-психологической помощи: к онсультирование, тренинги, с оциальный патронаж .

С оциально - педагогическая профилактик а, проводимая в нашей школе, рассчитан а как на взрослых – родителей и учителей, так и на подростков.

Для педагогов это прежде всего социально-психологические тренинги, обучающие занятия , позволяющие преодолеть консервативность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке подростков, установки на доминантность, затруднения в общении.

Для родителей - индивидуальные консультации, лекции с привлечением специалистов медицинских учреждений и сотрудников учреждений системы профилактики, социальный патронаж (посещение на дому с целью контроля за ребенком).

Для подростков, наряду с групповыми занятиями , эффективно использование индивидуальных занятий по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, различных нарушений во взаимоотношениях со взрослы ми и сверстниками.

С учащимися, кроме индивидуальных бесед, я использую следующие формы и методы работы:

1. Исследовательская работа: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, отслеживание влияния социума (источников положительного и отрицательного влияния на несовершеннолетнего).

Применяются методы исследования: метод наблюдения, анкетирование, тестирование, анализ.

2. Профилактическая работа: определение путей и выработка мер по предупреждению и своевременному выявлению, «сдерживанию» отклонений в поведении, состоянии подростка. Осуществляется контроль за посещением занятий, поведением, успеваемостью, занятостью в свободное от учебы время (применяется метод наблюдения, контроля).

3. Просветительская работа: консультации, беседы, лекции с привлечением специалистов учреждений системы профилактики. На этом этапе используется метод воспитания, убеждения, поощрения, порицания.

4. Воспитательная работа: вовлечение учащихся в различные виды социально-значимой деятельности, привлечения к занятиям в кружках и секциях.

4. План основных мероприятий

п/п

Поставленная цель

Формы работы

Сверка учащихся, состоящих на учете в учреждениях системы профилактики;

Изучение личностных особенностей учащихся, выявление причин дезадаптации, изучение семейных взаимоотношений, социального окружения

Составление банка данных

1.Составление психолого-педагогических характеристик 2.Оформление личных дел учащихся

Планирование работы с учащимися

Социально-медико-психолого-педагогическое сопровождение

1.Индивидуальные и групповые беседы с учащимися;

2.Занятия по адаптации, коррекции поведения

Контроль за посещением занятий, успеваемостью, соблюдением правил поведения в школе

Принятие мер по профилактике правонарушений

1.Ведение журнала учета пропусков занятий, работа с классными журналами;

2.Рассмотрение персональных дел на заседаниях Совета по профилактике

Профилактика совершения обучающимися правонарушений (просветительская работа)

Формирование законопослушного поведения

Организация циклов бесед с инспекторами ОДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики

Профилактика вредных привычек

Формирование ответственного отношения к здоровому образу жизни

1.Организация циклов лекций и бесед с врачами детской поликлиники, врачами-наркологами, специалистами центра «Здравомыслие»;

2. Проведение и анализ анкет по наркоситуации

Вовлечение учащихся в различные виды социально-значимой деятельности

Развитие творческих способностей учащихся

1.Организация занятости в кружках и секциях, контроль за их посещением;

2. Привлечение к участию в классных и общешкольных мероприятиях

Сроки исполнения

Ожидаемый результат

Ответственный

Сентябрь

Составление общих списков,

состоящих на учете

Социальный педагог

Кл. руководители

Педагог-психолог

Согласно плану работы

Предупреждение правонарушений

Социальный педагог

Кл. руководители

Педагог-психолог

Школьный

фельдшер

Инспектор ОДН

В течение учебного года

Предупреждение правонарушений

Социальный педагог

Кл. руководители

Педагог-психолог

Зам. директора по ВР

Инспектор ОДН

В течение учебного года

Формирование законопослушного поведения учащихся,

формирование чувства ответственности за свои действия

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

В течение учебного года согласно совместному плану с Павловской наркологией

Привитие навыков самоконтроля, умения сделать правильный выбор

Социальный педагог

Педагог-психолог

Зам. директора по ВР

В течение учебного года

Организация досуга учащихся через дополнительное образование

Социальный педагог

Кл. руководители

Зам. директора по ВР

Организация каникулярного времени, в том числе летнего отдыха (трудоустройства) обучающихся

1.Организация занятости учащихся в каникулярное время;

2.Привитие навыков трудовой деятельности

1.И нформирование родителей о формах летнего отдыха;

2.П редоставление путевок в школьный лагерь;

3.Т рудоустройство через ЦЗН, занятость в трудовой бригаде

Работа с родителями учащихся;

с учителями-предметниками

Согласованность действий по проведению профилактической работы с учащимися

1.Индивидуальные беседы с родителями и учителями по вопросам взаимоотношений с детьми;

2. Обучающие занятия с целью выработки единого подхода к воспитанию подростков

Анализ работы

Сравнительный анализ по годам

Списочный учет и корректировка

Организация занятости учащихся как профилактика правонарушений

Социальный педагог

Кл. руководители

Зам. директора по ВР

В течение учебного года согласно плану работы

Создание условий для взаимопонимания; разработка методов разрешения конфликтных ситуаций

Социальный педагог

Педагог-психолог

Зам. директора по ВР

Аналитические отчеты, справки;

Задачи по дальнейшей работе с учащимися

Социальный педагог

5. Ожидаемый результат:

    Повышение активности участия учащихся в жизнедеятельности школы

    Увеличение количества участников в мероприятиях и конкурсах

    Уменьшение числа учащихся, состоящих на всех видах учета

    Повышение уровня воспитанности школьников

7. Литература

1. Баранова Л.Д. Социальный педагог в школе. - Волгоград: Учитель, 2008. - 187 с.

2. Галагузова М.А. и др. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2002. - 192 с.

3. Галагузова М.А. и др. Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию «социальный педагог», основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности). Учебное пособие для высших учебных заведений - М., Гуманит. издание ВЛАДОС, 2001. - 416 с.

4. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально-опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. - Волгоград: Учитель, 2007. - 231 с.

5. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005г. с. 480

Разделы: Школьная психологическая служба

Роль семьи в профилактике социально- отклоняющегося поведения у детей.

Это одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем несемейного и внутрисемейного характера.
Прежде всего, и это, во-первых, требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.
В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей включает изучение следующих разделов:

  • основы взаимоотношения в семье;
  • внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности их
    предупреждения и пути преодоления;
  • основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;
  • основы семейного воспитания на различных этапах возрастного
    развития ребенка, подростка (данное направление решается чаще всего через
    школу либо центры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.;

Во- вторых, не мало важное значение имеет создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.
Обстановка в семье - это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в этой обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно в семье формируется будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.
Следует подчеркнуть, что безнравственная обстановка (драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которое в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.
В-третьих, предупреждение ошибок в семейномвоспитании.
Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересовано относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам. Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее характерным из них можно отнести:

  • антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания. Характерное проявление поведения родителей через так называемые «ложные авторитеты» описал А.С.Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, педантства, резонерства, подкупа;
  • утрата связи между родителями и детьми. Сохранить нормальное взаимоотношение между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не всем родителям. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно наиболее важно;
  • типичные ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания:
    попустительски - снисходительный тон; позиция круговой обороны: «наш ребенок всегда прав»;
  • демонстративность - активное утверждение «достоинств чада» в его присутствии; педантичная подозрительность;
  • жестко-авторитарный стиль; постоянное увещевание; равнодушие; воспитание по типу «кумир семьи», непоследовательность, несогласованность воспитателей и др.

В-четвертых, формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.
Речь идет о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущение в этом отношении приводит к невосполнимым последствиям в воспитании человека.
В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.
Волевые качества - это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «я». Отсутствие волевых качеств превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально-негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности.
В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.
Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения в воспитании учитывать следующее:

  • не применять физическое наказание детей младше 3 лет, так как это
    влияет на проявление их активности;
  • воздерживаться от наказания детей и особенно подростков в
    присутствии сверстников. Публичное унижение подавляет волю, травмирует
    психику;
  • наказать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям и может приводить к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение родителей от детей;
  • наказывать ребенка хладнокровно, безжалостно, устраивать своего рода
    экзекуции как какую-то работу.

Следует помнить, что на воспитании ребенка отрицательно сказывается также, постоянная угроза родителей наказанием, считая, что этого достаточно. Ребенок в этом случае привыкает к угрозам и не реагирует на них.
Применяя наказание, важно ни в коем случае не допускать унижения достоинства ребенка. Необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок не совершил действий и поступков, за которые бы следовало его наказать. К. Венцель, известный отечественный педагог конца прошлого - начала нынешнего века, рекомендовал не применять наказаний, в случае нарушения норм поведения со стороны ребенка, ставить его в такие условия, когда бы он сам убеждался в пагубности своих действий.
В-седьмых, недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.
В современных условиях значительная часть проступков со стороны подростков и юношества совершается в состоянии алкогольного опьянения. Приобщение подростка к наркотикам, с одной стороны, способствует разрушению организма, его деградация, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, СПИД), с другой - их употребление требует больших материальных средств, что побуждает наркомана к уголовно наказуемым действиям.
В процессе воспитания с раннего детства постепенно и убедительно ребенку разъясняют сначала в семье, а потом и в школе пагубность алкоголя и наркотических средств. Однако наиболее действенным средством воспитания выступает личный пример родителей, старших братьев и сестер, старших товарищей.
В-восьмых, побуждение ребенка к самовоспитанию и обучению его методике работы над собой.
Авторы предлагают цикл занятий с учащимися различных возрастных групп, направленных на профилактику школьной и социальной дезадаптации, формирование навыка здорового образа жизни. Занятия включают психологические игры, беседы, тренинги, описание необходимого методического оснащения См. Приложение № 2).

Список литературы:

1. Антонян Ю.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних. - М., 1982.
2. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. - Киев, 1986.
3. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.,1978.
4. Левин Б.М., Наркомания и наркотики. - М.,1991.
5. Педагогическая профилактика наркомании в школе. (Под ред. Макеевой А.Г.)-М.,1999.
6. Проблемы предупреждения правонарушений учащихся общеобразовательных школ. Сборник научных трудов - М.,1990.
7. Педагогическая профилактика наркомании в школе. (Под ред. Макеевой А.Г.) - М.,Сентябрь, 1999.
8. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие – Я, 2001.
9. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации. (Под ред. Керимова Д.А.) – М., Юрид. Литература,1989.
10. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних (Под ред. Пирожкова В.Ф.) – М.,1980.

Социально-педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.

Социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия.

Социальный педагог, занимаясь социально-педагогической профилактикой, может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).

Этапы социально-педагогической профилактики:

    раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;

    обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета;

    организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;

    способствование пропаганде здорового образа жизни;

    повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;

    организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учреждений.

Социально-педагогическая профилактика применяется в:

    образовательных учреждениях;

    детских общественных объединениях и организациях;

    учреждениях творчества и досуга детей;

    местах летнего отдыха детей;

    социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

В социально-педагогической профилактике нуждается все население, и, прежде всего, люди, входящие в "группы риска". Однако подходы к этим категориям людей различны, как различны программы социально-профилактической работы в случаях конкретных проблем и ситуаций риска.

Профилактика зависимого поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.

В семье для ребенка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Ребенок нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь.

В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. В связи с проблемой зависимого поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.

Полноценная профилактика зависимого поведения невозможна без участия в ней средств массовой информации – авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности.

В подростковом возрасте “решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе”. “Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал – “делать жизнь с кого?”. В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.

Неоценимый вклад в профилактику зависимостей может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реальности бренного мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. А также для формирования уважительного отношения к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений.

Общие меры профилактики зависимого поведения включают повышение качества всего учебного процесса, совершенствование его организации, методического уровня. Это - четкое выполнение учебного плана, предупреждение пропусков занятий без уважительных причин и прогулов, обеспечение повседневной занятости учащихся после занятий, проведение культурных мероприятий ("праздничных огоньков", дискотек, концертов, походов, межшкольных спортивных соревнований и т.д.).

Общие меры включают также меры воспитательные. Сюда относится не только повышение воспитывающей роли обучения, но и гуманизация межличностных отношений педагогов с учащимися. Одним из инструментов воспитательного процесса должны стать стихийно возрождаемые общественные организации подростков и молодежи (пионеры, спортклубы, драмкружки, активизация органов ученического самоуправления, проведение ученических конференций и др.).

Социально-педагогическая профилактика связана с формированием у подростков их социальной компетенции. Если ребенок способен реализовывать различного рода потребности (в любви, общении, получении удовольствия) адекватными способами, то у него нет необходимости прибегать к помощи алкоголя, наркотиков и курения. Основная задача взрослого - научить своих детей законам общения, управлять своими эмоциями, прогнозировать результаты своего поведения, а также умению избегать и преодолевать конфликтные ситуации и многому другому.

Социально педагогическая профилактика - это деятельность, направленная на предотвращение возникновения, распространения или обострение проблем и негативных явлений называется социальной профилактикой. Сам термин профилактика был взят из медицины, но он так, же широко используется в педагогике.

Социально педагогическая профилактика содержит педагогическую профилактику, медико-оздоровительную и правоохранительную. Осуществление социальным педагогом комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновений патологий в обществе и их последствий называется превентивной социально-педагогической работой, при этом на превентивном уровне профилактика обеспечит предупреждение возникновения различных отклонений нравственного физического, психологического и социального аспекта.

Целью социально педагогической профилактики является предупреждение проблем негативных явлений и создание условий для качественного и полноценного развития общества и жизни отдельных лиц.

Основные направления социально педагогической профилактики: Предупреждение возможных проблем групп людей или отдельных лиц, поддержка, защита и сохранение нормального уровня жизни и здоровья людей. Раскрытие внутренних возможностей людей. Во время выполнения профилактической работы специалист социально-педагогической деятельности: занимается организацией системы профилактических мероприятий по предупреждению отклонений в поведении, выступает как фактор, выступающий на формирование моральной устойчивости личности, формирует и организует систему мер по оздоровлению детей и молодежи из неблагополучных семей. Одним из значительных недостатков профилактики является то что, нельзя устранить индивидуальные проблемы личности и не может изолировать от негативного влияния внешней среды.

Профилактику в зависимости от стадии можно разделить на три типа.

Первый тип- это первичная профилактика. Она направлена на сохранение здоровья и защиты жизни людей и на предупреждение негативных факторов внешней среды.

Вторичная профилактика направлена на предотвращение нарушений моральной регуляции. Третичная или целенаправленная профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на коррекцию поведения, ее переориентацию и стабилизацию.

Так же профилактику делят на три уровня: Первый уровень «общегосударственный». На данном уровне предусматривается деятельность общества, государства и институтов, направленных на решение противоречий в социальной жизни, экономике морально духовной сферы и так далее. Профилактическая работа реализуется как комплекс профилактических программ. Специальный уровень заключается целенаправленном влиянии на негативные факторы, которые связаны с конкретным видом отклонений и проблем. Профилактика проводится в виде программ в рамках учреждений или организаций. Последний уровень называется индивидуальным. На данном уровне используется комплекс мероприятий направленных на конкретного человека.

Методы профилактики. Самыми распространенными методами профилактики являются: беседы, наблюдение, конференции, тренинги и так далее. Для более ясной картины разберем некоторые методы подробнее.

Профилактическая беседа является одним из самых распространенных методов. Причина этого заключается в индивидуализации работы. Эффективность таких бесед зависит от того насколько соблюдены следующие условия: установление эмоционального контакта с собеседником при этом нужно соблюдать толерантность в общении. Определение условий и причин проблемы, формирование новой модели поведения, позволяющей предупредить негативные события и в заключении настройка клиента на успех вместе с принятием новой модели.

Диспут - метод влияния на становление личности, выработка позитивного взгляда на жизнь. Для того что бы диспут был насыщенней, участникам стоит изучить определенную литературу.

Теоретическая конференция служить расширителем научного мировоззрения и повышения общеобразовательного уровня. Для проведения таких конференций требуется тщательная подготовка. Стоит учитывать все от темы до места и времени проведения. Общая схема мероприятия примерно такова: короткое выступление ведущего несколько докладов по 15-20 минут и дальнейшее обсуждение.

В общем и целом профилактика это не кратковременный процесс, а целенаправленный процесс, который содержит в себе планомерное и постоянное выполнение этапов с комплексным обхватом всей жизни людей.

Для решения проблемы подростковой агрессии в информационно игровой среде нами была разработана программа профилактики. В случае с подростками следует использовать методы, влияющие не только на индивида, но и на ближайшее его окружение: родители, одноклассники и тому подобное. По большому счету этот пункт нашей работы можно разделить на две больших части: работа с родителями и работа с подростками.

Работа с родителями. В большей своей части состоит из просветительской деятельности. Связанно это с тем, что на данный момент большинство взрослого населения нашей страны имеют очень низкий уровень осведомленности о информационно игровой среде и ее влиянии на их ребенка. Целью работы с родителями является не запугать родителей о всех опасностях и угрозах исходящих от информационно игровых технологий. А формирование реальной картины по данному вопросу. Родителям стоит объяснить, что как любой аспект жизни видеоигры имеют как положительные, так и отрицательные свойства. Только от них будет завесить, в каком направлении будет использована информационно игровая среда. На начальном этапе работы с родителями мы предлагаем теоретическую конференцию на тему «Видеоигры и Интернет в жизни вашего ребенка».

Родителям выдается набор базовой информации для того, что бы поднять уровень теоретических знаний группы до общего показателя. После получения ряда информации всем предлагается поучаствовать в обсуждении докладов. Данный шаг поможет родителям заострить внимание на тех моментах, которые они считают более значимыми и узнать больше информации для себя, уже более доступным языком и дополнительными пояснениями, как докладчиков, так и других родителей. Конечно такие конференции не могут дать всей информации. И у родителей придя уже домой и переварив достаточно большой пласт информации наверняка возникнут еще вопросы, желательно провести конференцию так что бы они начали самостоятельное изучение литературы по данному вопросу. И уже в дальнейшем благодаря первому шагу можно будет провести вечер вопросов и ответов, на втором этапе родители будут уже более информационно подкованы и вопросы будут более глубокими и осмысленными, что позволить выделить общие проблемы группы и уже делать определенные выводы для дальнейших действий специалиста. И третий этап работы это индивидуальный. На данном этапе идет работа с теми, чьи дети подвержены негативному влиянию видеоигр и интернета или имеются предпосылки.

Специалист уже выступает в роли консультанта и совместно с родителями того или иного ребенка решают данную проблему исходя из индивидуальных особенностей, как личности так и ситуации.

Вторая часть профилактики ориентирована уже на подростков. Специалист работает совместно с классным руководителем и психологом, их помощь необходима во первых для полно представления ситуации в том или ином коллективе и уже во вторых для качественной работы профилактических мер. Так же как и первая часть, она разделена на этапы. На первом этапе совместно с психологом проводиться анализ ситуации. Можно использовать тесты, опросники и другие средства которые помогут в получении информации.

В зависимости от результатов первого этапа выстраиваем второй, он уже будет основан на непосредственном контакте с подростками. В качестве метода можно использовать тематические классные часы, суть которых будет заключаться несколько в нравоучениях и разговорах о том «как надо жить» а в расширении кругозора и предложений реальных альтернатив которые могут заинтересовать учащихся. Стоит учитывать возрастные особенности и не допускать ошибок, из-за которых можно потерять внимание аудитории. Третий этап как и в первой части индивидуальный и направлен на тех подростков которые подвержены негативному влиянию любо на тех кого просто заинтересовал данный вопрос и они нацелены на предотвращение подобных ситуаций.

Третья часть профилактики это уже совместная работа, как всех специалистов, так и родителей вместе с детьми. Очень важно составить работу так, что бы подросток не воспринимал все ваши действия как навязанное учение, а видел это все в сфере выгодного сотрудничества. В противном случае он закроется, и работа с ним будет гораздо сложнее. Данная профилактика рассчитана от 6 до 9 месяцев из-за особенностей учебного года, на каникулах детей сложнее контролировать, лето это пора отпусков родители скорее всего не будут продолжать самостоятельную работу в этот период.