Особенности композиции поэмы Блока «Двенадцать. Особенности композиции и языка поэмы двенадцать - реферат
И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок - гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, «хороняся за дома». Поэма удивительно музыкальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь бесшабашной русской частушкой:
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить -
В красной гвардии служить -
Буйну голову сложить!
Вдаль идут державным шагом...
- Кто еще там? Выходи!
Это - ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...
Поэт высокой культуры и изысканного вкуса, Блок «не боится» включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата, старушки, прохожего. Эти слова не экзотические вкрапления, а существенная деталь поэмы. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями.
Вон барыня в каракуле
К другой повернулась:
- Уж мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И - бац - растянулась!
Поэма «Двенадцать» построена на излюбленном блоковском приеме - антитезе. Черный вечер, Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете! Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя. Почему поэт видит революцию двухцветной?! Эта поэма совсем не так проста, как может показаться на первый беглый взгляд. Блок восторженно приветствовал революцию, несущую обновление, а в своей поэме он рисует беспощадный портрет участников и победителей.
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом - огни, огни, огни...
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Никакого романтизма, загадочности. Совершенно определенная характеристика участников - каторжников. Отчего же завораживает читателя повествование? Почему-то веришь, что эти двенадцать создадут необыкновенный, доселе неизвестный мир. Совершенно неожиданно впереди этих бойцов оказывается Иисус, олицетворяющий святость помыслов и самой революции.
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим.
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
- Впереди - Исус Христос.
Поэма «Двенадцать» на долгие годы стала хрестоматийным олицетворением революции, а ее создатель - большевистским поэтом. Сам Блок не был столь категоричен в оценке этого произведения. Будучи символистом, он и в этой поэме остался верен себе.
Цели урока:
- донести до учащихся основную мысль: поэма «Двенадцать» – сложнейшее символическое произведение, созданное из реалий, из которых складывалась реальная «музыка революции»;
- развивать и совершенствовать навыки анализа лиро-эпического текста;
- продолжить коммуникативное развитие личности через организацию деятельностно- творческого общения учащихся.
- воспитывать культуру ведения диалога, вхождения в социум.
Технология организации обучения: педагогическая мастерская.
Ход мастерской
1-й этап. «Индукция»
– создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Обсуждение смысла эпиграфа.
Слово учителя . Поэма «Двенадцать» обычно производит на читателей шокирующее впечатление как "грубой", предельно сниженной образностью, так и "непонятностью" всего замысла и особенно финала. Чтобы разобраться в образной и композиционной структуре поэмы, ответьте на вопросы:
– Сколько "рассказчиков" в поэме?
– Чем они различаются?
Действия учащихся. Рисуют в тетрадях познавательный объект и составляют вопросы.
2-й этап. «Самоконструкция»
– индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка.
Индивидуальная работа . Ответьте на вопросы и выполните задания.
– Зачем в поэме два рассказчика?
– Как вы их представляете?
– Опишите их или нарисуйте ваши представления о них.
Действия учащихся. Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте.
3-й этап. «Социоконструкция»
– работа учащихся в группах по построению элементов.
1 Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что у вас получилось. Подумайте вместе над заданием.
4-й этап. «Социализация»
– выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция)
5-й этап. «Афиширование»
– вывешивание работ учеников.
В поэме, кроме реплик действующих лиц, ясно звучат два голоса. Один – тот, кто начинает и заканчивает поэму ("авторский"), – отличается своей торжественной серьёзностью, отсутствием в речи простонародных словечек и "фольклорных" уменьшительно-ласкательных суффиксов. А главное, этот рассказчик умеет видеть невидимое. Это он знает, что ветер не только на улицах Петрограда, но и "на всём Божьем свете". И именно он видит идущего за вьюгой (над вьюгой) Христа. Его "точка зрения" приподнята над обыденностью, вынесена за пределы очевидной реальности.
Другой рассказчик ведёт своего рода репортаж с места событий, его взгляд приближен к точке зрения героев, становясь чем-то вроде несобственно-прямой речи одного из двенадцати красногвардейцев. Он отмечает только "видимую" сторону событий, и речь его заметно "снижена". Такое построение необходимо. Читатели должны попробовать увидеть за видимым – невидимое, за внешностью событий их глубинный смысл.
Дополнительное задание группам.
Слово учителя. Проверим одну гипотезу относительно композиции поэмы. Автор гипотезы Е. Эткинд. Его статья «Композиция поэмы А. Блока «Двенадцать» была опубликована в журнале «Русская литература (1972, №1) и потом искусственно изъята из научного «оборота» по политическим причинам. Переиздана по книге Е. Эткинда «Там, внутри: О русской поэзии 20 века: Очерки». Автор статьи утверждает, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии: 12-я глава отражается в 1-й, 11-я – во 2-й и т.д. Посмотрите, есть ли на самом деле переклички (образные, ритмические, смысловые) между этими главами. Выполнять это задание удобно в форме таблицы (или просто разделив тетрадь на два столбца по вертикали).
Задания для групп: Перечитайте главы 1 и 12, 2 и 10, 3 и 9, 4 и 8, 5 и 7, 6 и 7. Найдите переклички (образные, ритмические, смысловые) между этими главами. Оформите в виде таблицы или рисунка.
Выступления групп.
1 группа. 1-я и 12-я главы
Наблюдения | 1 глава | 12 глава |
Образы | ветер | снег |
Вывод: В главах описано движение по городу | ||
плакат | флаг | |
на улицах города сначала людно, потом остаётся один бродяга, | никого, есть только голодный пёс | |
Цвет | «чёрный – белый» | «красный – белый» |
Основной мотив. | мотив злобы | символ любви. |
Вывод: сопоставив две главы (1 и 12), мы пришли к выводу, что автор статьи прав, утверждая, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии. Сходство первой и последней глав в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается:«Позади – голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» В главах описано движение по городу, ветер, снег, «охота»на врага. Есть и несовпадающие детали: в первой главе плакат, в последней – флаг; в первой на улицах города сначала людно, потом остаётся один бродяга, в последней – никого, есть только голодный пёс. В первой есть цветовой контраст «чёрный – белый», в последней – «красный – белый»; в первой звучит мотив злобы, в последней появляется Христос – символ любви. |
2 группа. 2-я и 11-я главы
Наблюдения | 2 глава | 11 глава |
Музыка | Ритм марша (напоминает «Варшавянку») | |
Движение | 12 человек куда-то идут. | |
Основной мотив | «свобода без креста» | «без имени святого» |
Образы | незримый враг | |
Различия | патруль делает круговой обход | все двенадцать идут «вдаль» |
Вывод:
сопоставив содержание глав (2 и 11), мы пришли к выводу, что автор прав, утверждая, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии. В обеих звучит ритм марша (он напоминает «Варшавянку»); в обеих главное – то, что 12 человек куда-то идут; во 2-й – «свобода без креста», в 11-й – «без имени святого»; в обеих упоминается незримый враг. Различия: во 2-й патруль делает круговой обход, в 11-й все двенадцать идут "вдаль" (то есть круг разомкнут, и путь этот не ограничивается уже одним вечерним обходом). |
3 группа . 3-я и 10-я главы
Наблюдения | 3 глава | 10 глава |
Музыка | Одинаковый ритм | |
Движение | Действие происходит «внутри отряда» | |
Основной мотив | мотив крови | |
Голоса | «Господи, благослови» | «От чего тебя упас // Золотой иконостас». |
«Общее звено» | «Разрыв» двустишья: «Мировой пожар в крови // Из-за Катькиной любви». | |
Вывод: сопоставив содержание глав (3 и 10), мы пришли к выводу, что автор прав, утверждая, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии. Здесь очень много общего: ритм, вьюга, мотив крови, действие происходит «внутри отряда», в 3-й главе звучит: «Господи, благослови», в 10-й: «От чего тебя упас // Золотой иконостас». Самое же яркое «общее звено»: в процессе работы Блок "разорвал" двустишье: «Мировой пожар в крови // Из-за Катькиной любви». Первая строка осталась в 3-й главе, вторая была вставлена в 10-ю. |
4 группа . 4-я и 9-я главы.
Найти в них черты сходства труднее всего. Можно обратить внимание на мотив лихого разгула: в 4-й главке он въяве (не в воспоминаниях) начинается, в 9-й – заканчивается ("гуляй, ребята, без вина"). В 4-й "старый мир" явлен в образе летящего лихача и восторженной парочки – Катьки и Ваньки (вызывающей у красногвардейцев и злобу, и зависть). В 9- й тот же "старый мир" – это буржуй и пёс (совсем другая парочка и совсем другое отношение). Эта «кристаллизация» образа старого мира поразительно переведена в зрительную метафору в иллюстрации Ю.Анненкова: герб на вывеске, спина буржуя и нос пса отбрасывают одну общую тень. В ноябре 1918 года поэма «Двенадцать» с иллюстрациями Анненкова вышла тиражом 300 экземпляров, который разошелся по предварительной подписке. Издание имело успех, и было издано еще 10 тысяч экземпляров. Из письма Блока Анненкову: «Многоуважаемый Юрий Павлович. Рисунков к «Двенадцати» я страшно боялся и даже говорить с Вами боялся. Сейчас, насмотревшись на них, хочу сказать Вам, что разные углы, части, художественные мысли - мне невыразимо близки и дороги, а общее - более, чем приемлемо,- т.е. просто я ничего подобного не ждал, почти Вас не зная…»
5 группа. 5- я и 8-я главы
Наблюдения | 5 глава | 8 глава |
Музыка | Городской романс и хороводная, объединённые мотивом крови | |
образы | Нож | |
Основной мотив | Мотив мести, спровоцированной Катькой. | |
Важнейший мотив | Мотив надрыва и тоски, сердечной «скуки». | |
Вывод: сопоставив содержание глав (5 и 8), мы пришли к выводу, что автор прав, утверждая, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии. Две песни (городской романс и хороводная), объединённые мотивом крови; в обеих главах упомянут нож; в обеих – мотив мести, спровоцированной Катькой, причём месть эта и ненависть соединяются с ненавистью классовой – к офицерам и буржуям; в обеих есть мотив надрыва и тоски, сердечной «скуки». С 8-й главы и этой скуки начиналась вся поэма. Этот мотив важнейший. |
6 группа. 6-я и 7-я главы
Вот, наконец, та грань, которая разделяет поэму на зеркальные половинки. В 6-й главке Петруха убивает Катьку, и на этом заканчивается его прежняя жизнь (личная, страстная). В 7-й отряд предлагает ему отречься от старой любви (как от «старого мира») и двинуться к какой-то новой цели («вперёд, вперёд, рабочий народ»). Именно здесь патрульный обход (сопровождающийся и грабежами, и убийством) начинает превращаться в символическое державное шествие к какой-то таинственной цели, а расправа с личными обидчиками – становится «охотой» на незримого врага.
Итак, мы увидели, как частная история (любви, ненависти, мести) и рядовой патрульный обход в символическом преломлении превращается в некое шествие, которое длится «дни и ночи напролёт», и в таинственное единоборство с неким «незримым врагом», скрывающимся за вьюгой, тьмой и флагом. Однако смысл этого символического действа по-прежнему остаётся неясным.
6-й этап. «Разрыв»
– внутренне осознание участниками Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.
Действия учащихся . Закрепляют и применяют полученные знания. Происходит «проверка» правильности выдвинутой гипотезы.
7-й этап. «Рефлексия»
Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение главы (на выбор) поэмы.
Александр Александрович Блок – гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи “музыку революции”. В поэме “Двенадцать” Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, “хороняся за дома”. Поэма удивительно музыкальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь бесшабашной русской частушкой:
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить!
Через городской “жестокий романс” автор приходит к четкому революционному маршу:
…Вдаль идут державным шагом…
– Кто еще там? Выходи!
Это – ветер с красным флагом
Разыгрался впереди…
Поэт высокой культуры и изысканного вкуса, Блок “не боится” включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата, старушки, прохожего. Эти слова не экзотические вкрапления, а существенная деталь поэмы. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями. Вон барыня в каракуле К другой повернулась:
– Уж мы плакали, плакали…
Поскользнулась И – бац – растянулась.
Поэма “Двенадцать” построена на излюбленном блоковском приеме – антитезе.
Черный вечер, Белый снег.
Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер – На всем божьем свете!
Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя. Почему поэт видит революцию двухцветной?! Эта поэма совсем не так проста, как может показаться на первый беглый взгляд. Блок восторженно приветствовал революцию, несущую обновление, а в своей поэме он рисует беспощадный портрет участников и победителей.
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом – огни, огни, огни…
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Никакого романтизма, загадочности. Совершенно определенная характеристика участников – каторжников. Отчего же завораживает читателя повествование? Почему-то веришь, что эти двенадцать создадут необыкновенный, доселе неизвестный мир. Совершенно неожиданно впереди этих бойцов оказывается Иисус, олицетворяющий святость помыслов и самой революции.
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим.
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Поэма “Двенадцать” на долгие годы стала хрестоматийным олицетворением революции, а ее создатель – большевистским поэтом. Сам Блок не был столь категоричен в оценке этого произведения. Будучи символистом, он и в этой поэме остался верен себе. Блоку – верьте. Это настоящий – волею божией – поэт и человек бесстрашной искренности. М. Горький Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей человека в момент создания очередного шедевра. Ведь любое стихотворение подлинного поэта – это шедевр. Его очень трудно написать так, чтобы оно не соответствовало состоянию творца. В свои стихотворения поэт вкладывает всю душу. И быть поэтом – особый дар. Нужно уметь выразить состояние души и чувства словами, а это может не каждый. Чем больше читаешь произведения поэта, тем большее начинаешь понимать его как человека. На первый взгляд, он не очень многим отличается от остальных: те же мысли, те же желания. Только все это выражается не так, как у всех, а с особой специфичностью, быть может, более скрыто и в основном через стихотворения. Но человек с божьим даром, даром, дающим ему способность писать стихи, не может иначе. Таким поэтом, обладающим божественным даром, был Александр Блок. Очень важно то, что Блок понимал назначение свое как поэта: его цель – сделать мир лучше, прекраснее. В литературу начала первого десятилетия XX века Блок входит как певец “туманной” любви, неземной и возвышенной. Его лирический герой не отдается непосредственному чувству, а совершает обряд – поклоняется Ей, Прекрасной Даме. Строй поэтической речи в самых туманных, зашифрованных картинах передает “неизъяснимую прелесть” интимного чувства: Я скрыл лицо, и проходили годы. Я пребывал в служенъи много лет. Сквозь отточенную поэтику неуловимых символов прорывается жизненная основа лирического переживания. Неожиданно открывшийся душевный порыв лирического героя неоспоримо говорит о постоянной борьбе поэта с декадентским видением и образным мышлением, о первых победах в этой борьбе: Погружался я в море клевера, Окруженный сказками пчел, Но ветер, зовущий с севера, Мое детское сердце нашел. Подлинной же выразительности поэт достиг, когда полностью отказался от заранее заданных теоретических установок. Радость бытия врывается в его стих “Встану я в утро туманное…”: Настежь ворота тяжелые! Ветром пахнуло в окно! Песни такие веселые Не раздавались давно! Нас пленяет гармоничность стихотворной речи, одухотворенность и изысканность чувств в ранней лирике Блока. Мы входим в новый для нас мир, где герои живут светлой любовью и искренностью. Для своего времени Блок стал таким же певцом интимного чувства, каким для своего был Пушкин. Но в этот духовно устойчивый, полный гармонии мир поэтичной души врывается социально-трагическая тема. Так, в стихотворении “Из газет” говорится о смерти женщины, оставившей сиротами детей (“Мамочке хорошо. Мама умерла”). У Блока восприятие построено во многом на контрастах – от напряженного ощущения счастья, веры в любовь, до совершенных провалов на дно, в “страшный мир”. А какое прекрасное стихотворение “Незнакомка”. В драматическом столкновении с пошлым буржуазным дачным бытом возникает романтически возвышенное любовное переживание, рождающееся в душе лирического героя. Одухотворенность героини Блока воспринимается как протест против мира пьяниц, котелков, испытанных остряков. Драматизм ситуации здесь не столько в непримиримости возникшего в душе героя конфликта, сколько в несовместимости мира “пьяниц с глазами кроликов” и женского облика, несущего в себе “древние поверья” и очарование “дальних берегов”. Исторически конфликт может быть разрешен, поэтическую несовместимость преодолеть невозможно. И в этом сложном духовном столкновении в стихотворении возникает мотив глухой и заветной, доверенной герою тайны (“Глухие тайны мне поручены, мне чье-то солнце вручено…”). Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” можно поставить в один ряд с шедеврами русской и мировой лирики. Интимные переживания лирического героя становятся значительно сложнее: поэт с удивительной нравственной чистотой показывает состояние человека, охваченного всеобъемлющим чувством любви. Поэтический миг, схваченный в стихотворении, – это как бы вся жизнь: прошлое и будущее в настоящем. Здесь и воспоминание о промелькнувшем счастье (“Летели дни, крутясь проклятым роем…”), и безнадежность будущего (“Уж не мечтать о нежности, о славе…”), и горькая мимолетность сиюминутного состояния (“…Мне снится плащ твой синий, в котором ты в сырую ночь ушла…”). Противоречие лирического героя с любимой непреодолимо, утрата неизбежна, но в конфликте нет трагизма отречения (“…Я слезы лил, но ты не снизошла…”).
(Пока оценок нет)
Другие сочинения:
- И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок – гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи “музыку революции”. В поэме “Двенадцать” Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит Read More ......
- Свой творческий путь А. Блок начинал как поэт-символист. Этим, наверное, можно объяснить и множество образов-символов, наполняющих его поэму “Двенадцать” – своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного поэту. Основные цвета в поэме “Двенадцать” – черный и белый. Read More ......
- Поэма “Двенадцать” – вершина революционного творчества Блока. Произведение явилось для поэта огромным шагом вперед в его постоянных исканиях новой формы, способной наиболее полно и верно “отсчитать биение пульса революции”. Блок призывает: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию!” Read More ......
- Поэма А. А. Блока чрезвычайно символична. По сей день исследователи пытаются разгадать многие символы и иносказания, заложенные автором в произведение. Тайной за семью печатями остается и смысл названия поэмы, в которой, видимо неслучайно, двенадцать главок, ровно по числу месяцев года, Read More ......
- Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания поэмы “Двенадцать”, которая стала самым крупным и значительным послереволюционным произведением Read More ......
- Поэма Александра Блока “Двенадцать”, в которой поэт принял недавно свершившуюся Октябрьскую революцию, вызвала резкую критику со стороны противников большевиков, в частности, из-за кощунственного, по их мнению, употребления христианской символики в поэме. Действительно, главные герои, патруль из двенадцати красногвардейцев, явно уподобляются Read More ......
- Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На всем божьем свете! А. Блок Александр Александрович Блок один из талантливейших и крупнейших поэтов России, постаравшийся в своем творчестве отобразить сложное, суровое и переломное время рубежа XIX-XX вв. еков. Будучи поэтом-символистом, Блок сумел Read More ......
- “Двенадцать” – вещь пронзительная, кажется, единственно значительная из того, что появилось в области поэзии за революцию. С. Н. Булгаков Поэма “Двенадцать” написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из “духа музыки”, что писать Read More ......
Ц е л и у р о к а: Проанализировать поэму А.А.Блока “Двенадцать”; раскрыть её художественные особенности, показать её полемический характер, психологизм художественного произведения; развивать умение учащихся анализировать, систематизировать прочитанное, делать выводы, обобщать, строить собственные высказывания; развивать наблюдательность, понимать роль художественной детали; содействовать формированию чувства гражданского долга перед страной, понимания общественных процессов, происходящих в наше неспокойное время; прививать интерес к настоящему будущему страны, родного края.
Т и п у р о к а: урок-исследование
М е т о д и ч е с к и е п р и ё м ы: аналитическое чтение поэмы, исследование отдельных её глав.
О б о р у д о в а н и е: портрет писателя, высказывания о поэме “Двенадцать”, план анализа художественного произведения, выставка книг поэта.
Х о д у р о к а
I. Вступительное слово учителя. (слайды 1-4)
Написав поэму “Двенадцать”, Блок воскликнул: “Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью”, – утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, ставит много вопросов (сл. 5)
– Почему поэма названа “Двенадцать”?
– Каков смысл её названия?
– Кто герои произведения?
– Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?
– Какие символы присутствуют в произведении?
На эти вопросы мы постараемся ответить, читая и анализируя поэму А.А. Блока, которая и в год создания, и сейчас, спустя 93 года со дня написания, вызвала и вызывает столько разных диаметрально противоположных мнений.
Вообще, “Двенадцать” – парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам. Через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику было очень сложно – “большое видится на расстоянье”. Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В.Маяковского, “одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей”.
“Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе – крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее”,– так отозвался о произведении Л.Д.Троцкий.
Сегодня мы, анализируя отдельные главы и строфы, побываем в роли исследователей, ознакомимся с трактованием двух критиков, с двумя взглядами на идейное содержание поэмы А.Блока, на изображение революции в ней. Для этого разделимся на две группы. Одна группа будет представлять взгляды исследователя А.В.Терновского, а другая – С.В.Ломтева. В полемическом споре мы, надеюсь, правильно поймём идейное содержание произведения, уловим суть вопросов, волнующих критиков столь долгое время.
Казалось бы, мы рассматриваем события давно минувших дней, но с тем далёким временем в нашем третьем тысячелетии есть много схожего, общего. Как и в 1917-18 годах, так и сегодня решается судьба великого государства, ведь четвёртого декабря ваши родители должны будут исполнить свой гражданский долг – принять участие в выборах, проголосовать за лучших представителей народа. Перед каждым гражданином в то далёкое время тоже стоял вопрос: с кем идти в будущее, остаться в России или покинуть Родину, сейчас мы также должны сделать правильный выбор, который повлияет на будущее страны и, безусловно, на ваше будущее.
А.А.Блок в 1918 году выполнил свой гражданский долг: он рассказал о том, что волновало, переполняло его, что звучало и жило в нём.
II. Работа над темой урока.
Анализ произведения мы будем проводить по плану, который лежит у вас на партах (сл.6)
1. Творческая история создания поэмы.
А начнём мы с творческой истории поэмы. Интересно узнать, как сам автор отметил этот период в своей записной книжке. (Сообщение ученика)(сл.7)
Из 56-ой записной книжки А.А. Блока
“3 января… К вечеру – ураган (неизменный
спутник переворотов)”.
“8 января. Весь день “Двенадцать””.
“11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.–
Музыка какая (если жёлтое)?”
“15 января… – Мои “Двенадцать” не двигаются.
Мне холодно. Неужели дело в
Луначарском или, даже в Ленине? Это же – “конец
исторического процесса”…”
“22 января… Звонил Есенин, рассказывал о
вчерашнем “утре России” в Тенишевском зале.
Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и
моему: “изменники”. Кадеты и Мережковские
злятся на меня страшно. Статья “искренняя”, но
“нельзя” “простить”. Господа, вы никогда не
знали России и никогда её не любили! Правда глаза
колет”.
“25 января… Думы, думы – и планы, столько, что
мешают приняться за что-либо прочно. А своё бы
писать (Иисус)”.
“27 января… Пишу о “Праматери” в издательстве
Сабашниковых. “Двенадцать””.
“28 января… “Двенадцать””.
“29 января… Сегодня я – гений!”
“18 февраля… Что Христос идёт перед ними –
несомненно. Дело не в том “достойны ли они Его”,
а страшно то, что Он с ними, и другого пока нет, а
надо Другого – ? – Я как-то измучен”.
Вывод: (сл.8). Из творческой истории мы узнали о том, что для самого Блока в период её создания очень многое было неясным, во многом поэт не мог разобраться. Однако сомнения всё же не прервали работу над поэмой, более того, создаётся впечатление, что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает, как того требует время, Блок создал “Двенадцать”.
2. Жанр и стиль композиция поэмы “Двенадцать”.
Прежде чем приступить к анализу, разберёмся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции поэмы. (Сообщение ученика)
Вывод: (сл.9) “Двенадцать” – эпическая поэма, она как будто составлена из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро меняющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. Есть в поэме и лирические мотивы. Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы. Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. “Слушайте музыку революции”, – призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.
Учитель : Музыка у Блока – метафора, выражение “духа”, звучание жизни. Музыка эта выражена в ритмическом, лексическом, жанровом своеобразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованными стихами.
3. Почему поэма названа “Двенадцать”? Каков смысл названия поэмы?
Вполне закономерно возникает вопрос, каков смысл названия поэмы? (Сообщение ученика). (сл.10)
Символичным в поэме “Двенадцать” является её название. Это число подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстаёт перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”,– это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несёт вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” – это полночь, некая граница, рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с её названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:
… И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое будущее “огнём и мечом”.
Аналитическое чтение глав поэмы.
– Кто же, кроме двенадцати красногвардейцев, герои поэмы? Давайте прочитаем, какую характеристику даёт им автор, обратим внимание при чтении, какие изобразительные средства помогают автору их ярче описать.
Герои обрисованы лаконично и выразительно.
1. Это образное сравнение:
Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
(Вития – оратор, красноречивый человек)
2 глава4. Двенадцать героев составляют один отряд:
В зубах – цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!
Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет, ведь ромб нашивали на одежду каторжникам.
5. Среди них – Петька, “бедный убийца”, повеселевший при напоминании товарищей: “Над собой держи контроль!” (гл.7)
5. Особенности сюжета поэмы “Двенадцать”. (сл.12)
Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждение, обоснование поступков “двенадцати”. Один из центров поэмы – конец 6 – й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:
Что, Катька, рада? – Ни гу-гу!
Лежи ты, падаль на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:
(гл.1) Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
И как святотатство звучит в строках: (гл. 2)
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Второй кульминационный центр поэмы – 11 глава:
…Идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
6. Образы-символы поэмы “Двенадцать”. (Коллективная работа) (сл.13)
Аналитическое чтение поэмы.
Передать всю зыбкость, напряженность душевного состояния героев, все переживания, описать сложившуюся ситуацию помогают образы-символы. Давайте вместе найдём их в тексте.
а) – Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы – 1 глава;
б) – Символы цвета:
в) – Число “двенадцать”
г) – Пёс безродный – символ старого, отжившего мира.
д) – “Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира. Это самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости”, – так сказал об этом образе-символе критик Долгополов. А другой исследователь утверждал, что “Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного незамутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не “благословлял” революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!”
7. Как Блок передаёт “музыку революции”? (Работа в группах). (сл.14)
В статье “Интеллигенция и революция”, которую мы изучали, А.Блок призывал всех “слушать музыку революции”. Какие ритмы слышатся в поэме? Это мы должны исследовать прямо сейчас. Задание для трёх групп: определить, какие ритмы слышатся в определённых главах:
8. Полемика вокруг поэмы “Двенадцать”. (сл.15)
Полемика (из французского воинственный, враждебный) – спор, объяснение, разъяснение по какому-либо вопросу.
А теперь, имея представление о сюжете, идейном содержании, героях, символах поэмы, ознакомимся с двумя точками зрения на это действительно талантливое произведение.
1. Поэма “Двенадцать” как венец “трилогии вочеловечения” (сл. 16-17):
Выступление I группы учеников (выступления прилагаются):
2. Поэма “Двенадцать” как изображение гибельного пути России (сл. 18-19).
Выступление II группы учеников (выступления прилагаются).
9. Учитель (сл.20):
Объяснить такой ответ Александра Александровича можно словами К.И.Чуковского: “Он умер сейчас же после написания “Двенадцати” и “Скифов”, потому что именно тогда с ним случилось такое, что, в сущности, равносильно смерти. Он онемел и оглох, То есть он слышал и говорил, как обыкновенные люди, но тот изумительный слух, которым он умел вслушиваться в музыку эпох, как никто, покинул его навсегда. “Музыка ушла”, – написал он в своём дневнике уже в 1918 году. Всё для него стало беззвучно, как в могиле. “И поэт умирает, потому что дышать ему нечем”. Эти строки из воспоминаний дают нам возможность понять, как сложно, а порой трагично складывается жизнь творца – поэта, художника, писателя – так тонко чувствующего и понимающего окружающий его мир.
10. Поведение итога урока, выставление оценок.
Итак, на сегодняшнем уроке мы рассмотрели вопросы жанрового, стилевого своеобразия поэмы, анализировали отдельные эпизоды, полемизировали о содержании произведения, в результате которого каждый сделал какой-то выводу для себя, но согласимся, наверное, все с тем, что поэма “Двенадцать” помогает понять сложное положение в стране в первые недели после революции 1917 года.
В течение урока хорошо работали все. Полученные знания, умение анализировать, сопоставлять – всё вам пригодится во время итоговой аттестации.
А. Блок был очень строг к себе и своему творчеству, но после написания поэмы «Двенадцать» он заявил: «Я сегодня – гений». Действительно, произведение стало вершиной мастерства поэта. Несмотря на то, что на создание его ушло около месяца, произведение совершенно во всем: системе образов, художественных средствах и, наконец, композиции. Композиция в этой поэме – не только внешняя оболочка содержания, но и один из ключей к его пониманию.
Поэма А. Блока состоит из стихов, которые соединяются в единое целое образами революции и красногвардейцев, а также общей идеей. Автор не зря делит произведение на двенадцать частей. Это число является магическим для многих народов, вспомните: 12 знаков Зодиака, 12 месяцев в году, 12 апостолов, 12 евангельских поколений, 12 верховных олимпийских Богов.
Символисты считают, что это число «12» символизировало «философский камень», божественный круг, структуру мировоздания, законченность, четыре стихии. Х.Э. Керлот говорил о том, что оно означает спасение и космический порядок. Исследователи также доказали, что это число имеет круговую природу.
Если рассматривать использование магии числа в поэме А. Блока, можно утверждать, что оно символизирует спасение, ведь апостолы революции пытаются спасти старый мир, привести его новому бытию. Кроме того, в нем кодируется божественное начало, которое особо выразительно проявляется в последних строках в образе Христа. Шествие красногвардейцев, схоже на отчаянные попытки найти «философский камень», чтобы построить новый, совсем противоположный старому мир.
Даже если не вникать в дебри символики числа 12, нетрудно заметить, что деление поэмы на части позволяет автору детально остановиться на главных гранях революционной жизни. Каждый стих поэмы относительно законченный по смыслу. В первых стихотворениях поэт создает образ революции с помощью образов природы и образов старого мира, потом постепенно выводит на сцену следующих героев: Катьку, Ваньку, красногвардейцев, Христа. Каждому герою посвящен стих, а то и два.
Интересна и внутренняя структура стихов. А. Блок играет разными по количеству строк, стихотворному размеру, рифме куплетами. Такой прием позволяет воссоздать стихию революции, ее руины. Чтобы сделать акцент на главных деталях, автор прибегает к повторению строк:
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить -
В красной гвардии служить -
Буйну голову сложить!
Благодаря таким повторениям, некоторые стихи напоминают строевые песни, которые красногвардейцы напевают на пути к новой жизни. Некоторые куплеты совсем незатейливые – одностишия или двустишия. Они подчеркивают какую-либо деталь или создают звуковой фон революции. Например, автор несколько раз повторяет:
Трах-тах-тах!
Трах-тах-тах...
Композиция поэмы «Двенадцать» сложная, многоуровневая, ее анализ будет неполным без символического контекста.