Биографии Характеристики Анализ

Открытая медицинская библиотека. «Народная воля» и её «красный террор Народный террор


Последние полвека своего существования царской власти приходилось противостоять натиску радикальных революционеров, избравших своей стратегией террор. Терроризм охватывал страну волнами, каждый раз оставлявшими после себя загубленные жизни и надежды. Какие методы применяли революционеры, против чего они боролись, и как всё закончилось - в нашем материале.


От «Молодой России» до покушения на императора

В 1862 году двадцатилетний заключенный Тверской полицейской части Петр Заичневский написал прокламацию «Молодая Россия», быстро разошедшуюся по всем крупным городам империи. В прокламации, выпущенной от имени несуществующего Центрального Революционного Комитета, лекарством для излечения недугов общества объявлялся революционный террор, а главной целью террористов - Зимний дворец.

Автор вдохновлялся в основном идеями французского социалиста-утописта Л. О. Бланки, но отчасти и Герцена, чьи труды распространял организованный Заичневским в Москве студенческий кружок. Однако Герцен отозвался о молодых сторонниках террора с отеческой снисходительностью: «Крови от них ни капли не пролилось, а если и прольется, то это будет их кровь - юношей-фанатиков». Время показало, что он ошибался.

Популярность радикальных взглядов стала очевидной, когда было совершено первое из многочисленных покушений на Александра II. 4 апреля 1866 года член тайного общества «Организация» Дмитрий Каракозов выстрелил в императора, направлявшегося после прогулки в Летнем саду к своей карете. Изумленный Александр спросил террориста, одетого, как крестьянин, почему тот хотел убить его. Каракозов ответил: «Ты обманул народ: обещал ему землю, да не дал».


К повешению приговорили и Каракозова, и лидера «Организации» Николая Ишутина. Но последнему объявили о помиловании в момент, когда на его шею уже была наброшена петля. Не в силах справиться с потрясением, он сошел с ума.

Процесс нечаевцев

В ноябре 1869 года произошло событие, подсказавшее Достоевскому идею романа «Бесы». Московский студент Иван Иванов был убит своими же товарищами - членами кружка «Общество народной расправы». Его обманом заманили в грот на берегу пруда в парке Петровской сельскохозяйственной академии, избили до бесчувствия и застрелили. Тело, спущенное под лед, было найдено спустя несколько дней.


Судебный процесс затронул почти девяносто человек и широко освещался в газетах. Был обнародован документ, получивший название «Катехизис революционера». В нем говорилось, что революционер - «человек обреченный», отказавшийся от собственных интересов, чувств и даже имени. Его отношения с миром подчинены единой цели. Он должен не задумываясь принести соратника в жертву, если это нужно для грядущего «полнейшего освобождения и счастья» народа.

Сергей Нечаев, лидер «Народной расправы», автор (или один из авторов) «Катехизиса» и организатор убийства Иванова, действительно не задумываясь приносил товарищей в жертву, но чистота его намерений более чем сомнительна.

Он был умелым мистификатором и манипулятором. Он распространял о себе легенды - например, о своем героическом побеге из Петропавловской крепости. Отправившись в Швейцарию, Нечаев ввел в заблуждение Бакунина и Огарева и получил 10 000 франков на нужды вымышленного революционного комитета. Он оболгал студента Иванова, обвинив в предательстве, тогда как вся вина молодого человека состояла в том, что он осмелился спорить с Нечаевым. А это, по мнению лидера, могло подорвать его авторитет в глазах остальных.

После начала арестов Нечаев сбежал, бросив товарищей на произвол судьбы, за границу - снова в Швейцарию. Но был выдан швейцарскими властями российским в 1872 году.

Процесс нечаевцев произвел сильное впечатление не только на Достоевского. Вскрывшиеся факты на несколько лет отвратили большинство оппозиционно настроенной интеллигенции от мыслей о пользе террора.

Суд над Верой Засулич

Новую веху развития революционного терроризма в России историки отсчитывают от покушения на санкт-петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова в начале зимы 1878 года. Пришедшая к чиновнику на прием 28-летняя революционерка-народница Вера Засулич тяжело ранила его двумя выстрелами в живот.


Поводом для покушения стала вздорная выходка Трепова, имевшего репутацию взяточника и самодура. В обход запрета телесных наказаний он распорядился высечь розгами заключенного, который не снял перед ним шапку.

Засулич спасли от каторги два блестящих юриста: председатель окружного суда А. Ф. Кони и адвокат П. А. Акимов. Им удалось подать дело так, что присяжные, по сути, рассматривали уже не уголовное преступление, а нравственное противостояние жестокого градоначальника, олицетворявшего все замшелое и косное, что было в правительственной системе, и молодой женщины, движимой исключительно альтруизмом.


Кони лично наставлял Веру Засулич - по воспоминаниям современников, мягкую, стеснительную, рассеянную до неряшливости, - как произвести наилучшее впечатление на суде. Он принес поношенный плащ («мантильку»), который должен был помочь подсудимой показаться безобидной и заслуживающей жалости, и уговаривал ее не грызть ногти, чтобы не оттолкнуть присяжных.


Присяжные оправдали Засулич. Это вызвало восторг либеральной общественности в России и на Западе и возмущение императора и министра юстиции К. И. Палена. Но главным следствием дела Засулич стало то, что ее пример вдохновил других и привел к волне терактов в 1878–1879 годах. В частности, 2 апреля 1878 года член революционного общества «Земля и воля» Александр Соловьев пять раз выстрелил (все пять раз промахнувшись) в Александра II близ Зимнего дворца.

Сама же Вера Засулич вскоре стала убежденной противницей террористических методов.

«Народная воля». Охота на царя

Летом 1879 года «Земля и воля» раскололось на «Черный передел», исповедовавший мирные «народнические» способы борьбы, и террористическую «Народную волю». Члены последней в 1881-м положили конец ожесточенной охоте на «царя-освободителя» Александра II, которая велась пятнадцать лет, со времен Каракозова.

Одной лишь осенью 1879 года народовольцы трижды неудачно пытались подорвать царский поезд. Следующую попытку цареубийства они предприняли 5 февраля 1880-го. На этот вечер в Зимнем дворце был намечен торжественный ужин. Степан Халтурин, устроившийся на работу во дворец столяром, заранее заложил динамит в подвалы. Интересно, что ему выпала возможность убить императора еще до намеченной даты. Халтурин и Александр II случайно остались наедине в царском кабинете - но император так любезно разговаривал со «столяром», что у того не поднялась рука.

5 февраля Александра и всю его семью также спасла случайность. Ужин задержался на полчаса из-за опоздания высокопоставленного гостя. Однако взрыв, прогремевший в 18.20, убил десятерых солдат. Восемьдесят человек ранило осколками.


Развязка трагедии произошла 1 марта 1881 года. Царя предупреждали о подготовке очередного покушения, но он отвечал, что, коли уж высшие силы хранили его доселе, то сохранят и впредь.

Народовольцы заминировали Малую Садовую улицу. План был многоступенчатым: на случай осечки на улице дежурили четверо бомбометателей, а если бы и их постигла неудача, собственноручно зарезать императора должен был Андрей Желябов. Цареубийцей стал второй из бомбометателей, Игнатий Гриневицкий. Взрыв смертельно ранил и террориста, и императора. Александра II, которому раздробило ноги, перенесли в Зимний, и через час он скончался.


10 марта революционеры представили его наследнику Александру III письмо-ультиматум, призывая к отказу от мести и «добровольному обращению верховной власти к народу». Но добились они прямо противоположного результата.

Казнь пятерых из первомартовцев - Желябова, Николая Кибальчича, Софьи Перовской, Николая Рысакова и Тимофея Михайлова - положила начало так называемому периоду реакции. А среди крестьян Александр II прослыл царем-мучеником, которого погубили недовольные реформами дворяне.

Покушение на Александра III

Попытки возродить «Народную волю» и ее дело предпринимались несколько раз. 1 марта 1887 года, ровно через шесть лет после гибели Александра II, члены «Террористической фракции “Народной воли”», основанной Петром Шевыревым и Александром Ульяновым, покусились на жизнь Александра III. Взрывчатку для теракта брат будущего «вождя мировой революции» купил, продав свою гимназическую золотую медаль.


Покушение было предотвращено, а его главные организаторы - вновь пять человек, включая Ульянова и Шевырева, - повешены в Шлиссельбургской крепости. Дело «Второго 1 марта» надолго положило конец революционному террору в России.

«Мы пойдем другим путем»

Фраза, якобы сказанная Владимиром Ульяновым после смерти брата, - на самом деле перефразированная строка поэмы Маяковского. Но действительности она не соответствует и по сути. Большевики, так же как эсеры и анархисты, активно участвовали в подъеме революционного терроризма в начале XX века. При всех этих партиях существовали боевые организации.

В 1901–1911 годах террористы убили и ранили, в том числе и случайно, порядка 17 000 человек. Революционеры не брезговали сотрудничеством с уголовниками в операциях, связанных с продажей оружия и контрабандой. К терактам иногда привлекались дети: так, четырехлетнюю «товарища Наташу» ее мать, большевичка Драбкина, использовала для прикрытия при перевозке гремучей ртути.


Арсенал и инструментарий террористов, с одной стороны, предельно упростился - в ход нередко шла самодельная взрывчатка из консервных жестянок и аптечных снадобий. С другой стороны, покушения стали планироваться более продуманно и тщательно. В своих воспоминаниях Борис Савинков описывал, как боевики-эсеры неделями выслеживали важных персон, работая извозчиками и уличными торговцами. Такая слежка велась, например, при подготовке покушений на министра внутренних дел В. К. фон Плеве в Петербурге и на московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.


Последним значительным терактом в литературе часто называют убийство в 1911 году П. А. Столыпина анархистом Дмитрием Богровым, однако акции террористов продолжались вплоть до Февральской революции.

Именно с революционным террором и связан Храм Спаса на Крови. Многих удивляет, .

«Все попытки революционеров-народников с помощью крестьянской революции свергнуть самодержавие потерпели поражение. Крестьяне не мыслили дальше своего уезда и готовы были скорее жечь усадьбу помещика, чем свергать царя». О многочисленных покушениях революционеров на Александра II — в главе книги издательства CLEVER и журнала «Дилетант» — «Время реформ».

Тогда революционеры обратились к террору против представителей власти и самого царя, чтобы разбудить массы и поднять их на борьбу.
Ни один российский император не подвергался так часто покушениям на свою жизнь, как Александр II, «царь-освободитель», сделавший так много для обновления России. Отчего так? Только ли от нетерпения революционеров поскорее добиться цели? Похоже, их острая ненависть к этому монарху была вовсе не слепа: они не могли не понимать, что последовательный курс власти на реформирование страны выбьет почву из-под ног их собственных планов революционного переустройства. В государстве, идущем по пути законопорядка и участия общества в решении важных дел, в обществе, имеющем право голоса, в народе, свободном от крепостной зависимости, просто не было бы места и повода для «революционного нетерпения».

ОХОТНИКИ
Общество «Земля и воля» было создано в 1861 году по инициативе Герцена и Чернышевского. Однако уже к 1864 году общество распалось из-за ареста большинства своих активных членов. «Земля и воля» воссоздана была только в 1876 году во главе с Александром Михайловым, Георгием Плехановым и Дмитрием Лизогубом. Позднее к ним присоединились Сергей Кравчинский, Николай Морозов, Софья Перовская, Лев Тихомиров, Николай Тютчев. Интересно, что почти все они были дворянами.
Разночинцами были только Морозов, незаконнорожденный сын помещика, и Тихомиров, сын военного врача. Организация состояла из 200 членов, не считая многочисленных сочувствующих. Основными целями «Земля и воля» провозгласила: передать всю землю крестьянам; ввести полное общинное самоуправление и свободу вероисповедания; предоставить нациям право на самоопределение.
Средствами для достижения этих целей провозглашались как пропаганда среди крестьян, так и террор, но только против агентов охранки и самых вредных для революционного дела правительственных чиновников.

Часовня на месте покушения Д. В. Каракозова 4 апреля 1866 года
на Александра II (не сохранилась)

В июне 1879 года «Земля и воля» распалась на две организации — «Черный передел», выступавший главным образом за ненасильственные методы борьбы, и «Народную волю», где преобладали сторонники террора. Выбрав своей мишенью императора Александра II, народовольцы рассчитывали, что цареубийство вызовет революцию. А конкретнее — «Народная воля» считала своей задачей «политический переворот с целью передачи власти народу». После переворота Учредительное собрание, выбранное всеобщим голосованием, должно было определить форму государственного устройства.

Первый громкий теракт совершил Сергей Степняк-Кравчинский еще в августе 1878 года. Он смертельно ранил кинжалом на Итальянской улице в Петербурге шефа жандармом и начальника Третьего отделения генерал-адъютанта Николая Владимировича Мезенцова и после покушения скрылся за границей.
К моменту цареубийства «Народная воля» насчитывала более 500 активных членов и несколько тысяч сочувствующих.
Покушение на Александра II, открывшее очередной «сезон охоты» на императора, произошло 14 (2) апреля 1879 года. Бывший учитель Торопецкого уездного училища Александр Соловьев четыре раза выстрелил из револьвера в царя на набережной Мойки во время его обычной прогулки без охраны и сопровождения (!), но промахнулся. При попытке задержания Соловьев принял яд, но был спасен медиками. Террорист настаивал, что действовал самостоятельно. Его приговорили к смерти и повесили на Смоленском поле в присутствии 70 тысяч публики. Перед казнью Соловьев отказался от напутствия священника, низко ему поклонившись. До сих пор идут споры, действовал ли Соловьев по личной инициативе или по поручению «Народной воли»...
Одним из самых известных деятелей «Народной воли» был Андрей Желябов, выходец из семьи крепостных. Он был членом исполнительного комитета «Народной воли» и, наряду со своей гражданской женой Софьей Перовской, стал организатором цареубийства. Перовская, также член исполнительного комитета, дочь губернатора Петербурга и члена Совета МВД, уже в 17 лет порвала связи с семьей. Оба они 17 ноября 1879 года под Александровском участвовали в неудавшемся покушении императора Александра II во время его возвращения из Крыма. Перовская играла роль жены путевого обходчика Сухорукова (народовольца Льва Гартмана). Из домика, в котором они поселились, был проведен подкоп под полотно железной дороги и заложена мина, но взрыв произошел после того, как поезд миновал заминированный участок. Из-за поломки паровоза свитского поезда, который шел на полчаса раньше царского, император приказал пустить первым царский поезд. Террористы, не зная этого, взорвали мину под четвертым вагоном второго, свитского поезда, где Александра II не было.
17 (5) февраля 1880 года Степан Халтурин устроил взрыв на первом этаже Зимнего дворца, где он работал столяром. Император обедална третьем этаже, но в этот день прибыл позже назначенного времени. Весной 1880 года народовольцы готовили покушение на царя в Одессе, но оно не состоялось.
Зимой 1880-1881 годов Желябов и Перовская готовили покушение на царя уже в Петербурге. В меблированных комнатах г-жи Мессюро, располагавшихся на углу Невского проспекта и Караванной улицы, в No 12, Желябов 27 февраля 1881 года был арестован. После этого подготовку покушения возглавила Перовская, ранее руководившая наблюдательным отрядом, отслеживавшим маршруты передвижений царя.
Сначала планировали заложить мину под Каменным мостом через Екатерининский канал. Но потом решили взорвать карету императора по пути в Михайловский замок. В начале декабря 1880 года народовольцы Анна Якимова и Юрий Богданович под фамилией супругов Кобозевых сняли сырную лавку в подвале дома No 8 по Малой Садовой улице, откуда к концу февраля 1881 года под мостовую была прорыта галерея и заложена мина...

И. Е. Репин. Арест пропагандиста. 1880-1892 годы

ЖЕРТВА
13 (1) марта 1881 года Александр II выехал из Зимнего дворца в Манеж. После развода караулов император поехал не по Малой Садовой, а заехал к своей кузине в Михайловский дворец и в Зимний отправился через Екатерининский канал. Такого поворота террористы не ожидали. Перовская срочно перебросила террористов с четырьмя бомбами, изготовленными талантливым химиком Николаем Ивановичем Кибальчичем, на новое место. Первым бросил бомбу 19-летний мещанин Николай Иванович Рысаков. Взрывом были убиты несколько прохожих, в том числе 14-летний мальчик, и ранены казаки конвоя. Император не пострадал, но карета была разрушена. Рысаков, убегая с места преступления, поскользнулся на тротуаре и был схвачен мостовым сторожем крестьянином Михаилом Назаровым. Император, подойдя к террористу, спросил его имя и звание; Рысаков назвался мещанином Глазовым, по паспорту которого жил в Петербурге.
Согласно показаниям подпоручика Рудыковского, когда последний, подбежав, спросил: «Что с государем?», тот сказал: «Славу богу, я уцелел, но вот...» — и показал на раненных взрывом конвойного казака и крестьянского мальчика Николая Максимова. В ответ на слова императора Рысаков зло усмехнулся: «Еще слава ли богу?» (Когда эти показания зачитывали на суде, Желябов рассмеялся, а прокурор Николай Владимирович Муравьев заметил: «Когда люди плачут, Желябовы смеются». )
Император подошел к парапету Екатерининского канала. Перовская взмахом платка дала сигнал Игнатию Иоахимовичу Гриневицкому, 24-летнему польскому дворянину, бросить вторую бомбу. Этим взрывом были смертельно ранены и умерли в тот же день и император, и сам Гриневицкий.
Народоволка Анна Эпштейн вспоминала: «Когда я подняла глаза, то увидела, что она (Перовская. — Прим. авт.) дрожит всем телом. Потом она схватила меня за руки, стала нагибаться все ниже и ниже и упала ничком, уткнувшись лицом в мои колени. Так оставалась она несколько минут. Она не плакала, а вся была как в лихорадке. Потом она поднялась и села, стараясь оправиться, но снова судорожным движением схвати- ла меня за руки и стала сжимать их до боли…»

П. Я. Пясецкий. А. Желябов и С. Перовская на процессе первомартовцев. 1881 год

«ТРОФЕИ»?
После цареубийства исполнительный комитет «Народной воли» 10 марта предъявил новому императору Александру III письмо-ультиматум, в котором заявлялось готовность прекратить вооруженную борьбу и «посвятить себя культурной работе на благо родного народа». Императору поставили ультиматум:
«Или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя предотвратить никакими казнями, или добровольное обращение верховной власти к народу.
В интересах родной страны... во избежание тех страшных бедствий, которые всегда сопровождают революцию, Исполнительный комитет обращается к вашему величеству с советом избрать второй путь».
После покушения Желябов попросил приобщить его к делу о цареубийстве. Сразу же после ареста Рысаков, надеясь избежать петли, дал обширные показания, благодаря которым полиция раскрыла конспиративную квартиру на Тележной улице, где жили народовольцы Геся Гельфман и застрелившийся при аресте Николай Саблин. В ближайшие три дня после покушения на императора квартира террористов была захвачена полицией, в той же квартире был задержан Тимофей Михайлович Михайлов (Михайлов и Емельянов не успели привести свои бомбы в действие 13 (1) марта) и обнаружен подкоп с миной на Малой Садовой. Рысаков дал также показания на Софью Перовскую, Веру Фигнер («Брюнетку») и Ивана Пантелеймоновича Емельянова, сообщив следствию все, что ему было известно о «Народной воле». В конце марта последовали аресты Перовской и Кибальчича.
На суде, проходившем в апреле 1881 года, Желябов заявил: «...служил я делу освобождения народа. Это мое единственное занятие, которому я много лет служу всем своим существом». Перовская утверждала: «Мы затеяли большое дело. Быть может, двум поколениям придется лечь на нем, но сделать его надо».

Как несовершеннолетний, Рысаков не подлежал большим срокам заключения или каторжных работ, однако уложение о наказаниях не предусматривало автоматического помилования несовершеннолетних, заслуживавших смертной казни, которая была «вне возраста». На суде он заявил: «Я убежден в том, что вся масса страданий низшего класса всякого государства, что деления всякого народа на два весьма не похожих друг на друга лагеря — имущих и неимущих, что порабощение неимущих имущими и т. д. происходит от существующего строя, который я называю либеральным».
Несмотря на наличие смягчающих обстоятельств, Рысаков был приговорен к смерти и 15 (3) апреля повешен вместе с другими народовольцами-первомартовцами

С удьба партии «Народная воля» трагична вдвойне: как субъект истории она прошла сначала сквозь шквал репрессий со стороны царизма (не счесть ее жертв - повешенных, расстрелянных, загубленных в тюрьмах и каторжных норах), а потом, уже как исторический объект, - сквозь тернии предвзятых оценок со стороны историков и публицистов, вплоть до сегодняшних. Все ее критики - царские, советские и посткоммунистические - изображают «Народную волю» партией террористов, занятой главным образом покушениями на Александра II. Так считали даже некоторые серьезные историки (М.Н. Покровский, М.В. Нечкина), не говоря уже о многочисленных журналистах, которые ныне дилетантски утрируют такой взгляд. Между тем уже давно всем и каждому доступен обширный круг источников, неопровержимо доказывающих, что ни в программе, ни в деятельности «Народной воли» террор никогда не занимал главного места.

Прежде всего учтем небывалые для того времени масштабы партии. С.С. Волк подсчитал, что она объединяла 80–90 местных, 100–120 рабочих, 30–40 студенческих, 20–25 гимназических и 20–25 военных организаций по всей стране - от Гельсингфорса (Хельсинки) до Тифлиса (Тбилиси) и от Ревеля (Таллина) до Иркутска. Эти подсчеты далеко не исчерпывающи. Л.Н. Годунова установила, что военных кружков «Народной воли» было не менее 50 как минимум в 41 городе. Численность активных, юридически оформленных членов партии составляла примерно 500 человек, но участвовали в ее деятельности, так или иначе помогая ей, в 10–20 раз больше. По ведомостям департамента полиции, только за два с половиной года, с июля 1881 г. по 1883 г., подверглись репрессиям за участие в «Народной воле» почти 8000 человек. Они вели пропагандистскую, агитационную и организаторскую работу среди всех слоев населения России - от крестьянских «низов» до чиновных «верхов». Что же касается террора, то он был делом рук лишь членов и ближайших агентов Исполнительного комитета партии (которые к тому же занимались и всеми другими сторонами деятельности) и нескольких сменявших друг друга метальщиков, техников, наблюдателей. В подготовке и осуществлении всех восьми народовольческих покушений на царя из рядовых членов партии участвовали 12 человек, известные нам поименно.

Таков был удельный вес террора в практике «Народной воли». Так предопределяла его место партийная программа. «Народная воля» ставила целью свергнуть самодержавие и осуществить ряд демократических преобразований (народовластие, свободы слова, печати, собраний и т.д., всеобщее избирательное право, выборность всех должностей снизу доверху, передача земли народу), которые отвечали насущным потребностям национального развития России и реализация которых уже тогда поставила бы нашу страну вровень с передовыми державами Запада. Поскольку опыт «великих реформ» Александра II показал народовольцам, что царизм добровольно не пойдет на ограничение собственного деспотизма, они сделали ставку не на реформы, а на революцию. При этом «Народная воля» исходила из того, что «главная созидательная сила революции - в народе», и планировала готовить «народную революцию» всеми (но главным образом пропагандистскими, агитационными, организаторскими) средствами.

Одним из средств был избран террор против «столпов правительства». Программа «Народной воли» четко формулировала двоякую функцию «красного» террора: с одной стороны, дезорганизовать правительство, а с другой - возбудить народные массы, чтобы затем поднять возбужденный народ против дезорганизованного правительства. Таким образом, террор рассматривался авторами программы как прелюдия и катализатор народной революции.

Подчеркну, что «красный террор» «Народной воли» был исторически обусловлен, навязан революционерам как ответ на «белый террор» царизма против участников «хождения в народ». С 1874 по 1878 г. царизм обрушил на мирных пропагандистов-народников смерч репрессий (до 8000 арестованных только в 1874 г., из них 770 привлеченных к жандармскому дознанию, грандиозный - самый крупный в истории России - политический процесс 193-х с каторжными и ссыльными приговорами, официально зарегистрированные среди обвиняемых по этому делу 93 случая самоубийств, умопомешательства и смерти в предварительном заточении). «Когда человеку, хотящему говорить, зажимают рот, то этим самым развязывают руки», - так объяснил переход народников от пропаганды к террору один из лидеров «Народной воли» А.Д. Михайлов. Сами народовольцы настойчиво говорили о преходящей обусловленности своего террора. Исполнительный комитет «Народной воли» заявил протест против покушения анархиста Ш. Гито на президента США Дж. Гарфилда. «В стране, где свобода личности дает возможность честной идейной борьбы, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей, - разъяснял ИК 10 (22) сентября 1881 г., - в такой стране политическое убийство как средство борьбы есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своей задачей». Сознавая политическую и нравственную предосудительность террора, народовольцы допускали его лишь как вынужденное, крайнее средство. «Террор - ужасная вещь, - говорил С.М. Кравчинский, - есть только одна вещь хуже террора: это - безропотно сносить насилие». Всю ответственность за ужас террора народовольцы возлагали на царизм, который своими преследованиями заставлял прибегать к насилию (хотя бы в целях самозащиты) даже людей, казалось бы, органически не способных по своим душевным качествам на какое-либо насилие. Замечательно сказал об этом со скамьи подсудимых перед оглашением ему смертного приговора народоволец А.А. Квятковский: «Чтобы сделаться тигром, не надо быть им по природе. Бывают такие общественные состояния, когда агнцы становятся ими».

Враги и критики «Народной воли» много (особенно в наши дни) говорят о том, что она злодейски преследовала и умертвила царя-Освободителя. При этом замалчивается неоспоримый, кричащий факт: к концу 70-х г. царь, в свое время освободивший от крепостной неволи крестьян (хотя и ограбив их), снискал себе уже новое титло - Вешатель. Это он утопил в крови крестьянские волнения 1861 г., когда сотни крестьян были расстреляны и тысячи биты кнутами, шпицрутенами, палками (многие - насмерть), после чего выжившие отправлены на каторгу и в ссылку. С еще большей кровью Александр II подавил народные восстания в Польше, Литве и Белоруссии (принадлежавших тогда к Российской империи), где генерал-душегуб М.Н. Муравьев в течение двух лет каждые три дня кого-нибудь вешал или расстреливал (за что и получил от царя титул графа), а на каторгу и в ссылку только из Польши были отправлены 18 000 человек. Не случайна в этом контексте и жестокость царя по отношению к мирным народникам-пропагандистам 1874–1878 гг.

Когда же некоторые из народников в ответ на «белый террор» царизма начали прибегать с 1878 г. к отдельным актам «красного террора», Александр II повелел судить их по законам военного времени. За 1879 г. он санкционировал казнь через повешение шестнадцати народников. Среди них И.И. Логовенко и С.Я. Виттенберг были казнены за «умысел» на цареубийство, И.И. Розовский и М.П. Лозинский - за «имение у себя» революционных прокламаций, а Д.А. Лизогуб только за то, что по-своему распорядился собственными деньгами, отдав их в революционную казну. Характерно для Александра II, что он требовал именно виселицы даже в тех случаях, когда военный суд приговаривал народников (В.А. Осинского, Л.К. Брандтнера, В.А. Свириденко) к расстрелу.

Все это ИК «Народной воли» зафиксировал в смертном приговоре царю. Лев Толстой, знавший об этих репрессиях меньше, чем знали народовольцы, и тот восклицал в 1899 г.: «Как же после этого не быть 1-му марта?». Действительно, за всю историю России от Петра I до Николая II не было столь кровавого самодержца, как Александр II Освободитель. Русские народники в отличие от царских карателей (и от современных террористов) всегда старались - по возможности, конечно, - избегать в своих терактах посторонних, невинных жертв. Именно так они казнили шефа жандармов Н.В. Мезенцова, харьковского генерал-губернатора Д.Н. Кропоткина, «проконсула» Юга России В.С. Стрельникова, главаря тайной полиции Г.П. Судейкина, нескольких жандармских чинов и шпионов. Народоволец Н.А. Желваков даже осведомился у самого Стрельникова, точно ли он генерал Стрельников, прежде чем застрелить его. Словом, все народнические (не только народовольческие) теракты, кроме покушений на царя, обошлись без лишних жертв. Казнить царя таким же образом было почти невозможно, ибо царь появлялся на людях только с охраной и свитой. Поэтому народовольцы лишь пытались свести число жертв цареубийства к минимуму.

Все возможное для этого они делали: тщательно планировали каждое покушение, выбирали для нападений на царя самые малолюдные места - Малую Садовую улицу, Каменный мост, Екатерининский канал в Петербурге. Чреватый наибольшими жертвами план взрыва в Зимнем дворце все же исходил не от самой «Народной воли», а был предложен ей со стороны (лидером «Северного союза русских рабочих» С.Н. Халтуриным). Тем не менее ИК официально выразил сожаление по поводу жертв взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г..

«С глубоким прискорбием смотрим мы на погибель несчастных солдат царского караула, этих подневольных хранителей венчанного злодея, - гласит прокламация ИК от 7 февраля 1880 г. - Но пока армия будет оплотом царского произвола, пока она не поймет, что в интересах родины ее священный долг стать за народ против царя, такие трагические столкновения неизбежны. Еще раз напоминаем всей России, что мы начали вооруженную борьбу, будучи вынуждены к этому самим правительством, его тираническим и насильственным подавлением всякой деятельности, направленной к народному благу». И далее: «Объявляем еще раз Александру II, что эту борьбу мы будем вести до тех пор, пока он не откажется от своей власти в пользу народа, пока он не предоставит общественное переустройство всенародному Учредительному собранию».

Это условие (отказ Александра II от власти в пользу Учредительного собрания), при котором ИК был готов прекратить свою «вооруженную борьбу», обнародовано здесь не впервые. И в прокламации по поводу предыдущего покушения на царя, 19 ноября 1879 г., ИК заявлял:

«Если бы Александр II сознал, <...> как несправедливо и преступно созданное им угнетение, и, отказавшись от власти, передал бы ее всенародному Учредительному собранию, <...> тогда мы оставили бы в покое Александра II и простили бы ему все его преступления».

Царь, однако, и мысли не допускал о каком-либо (а уж всенародном тем более) Учредительном собрании. Даже проект конституции графа М.Т. Лорис-Меликова, смысл которой сводился к образованию в лице временных комиссий (из чиновников и выборных от «общества») совещательного органа при Государственном совете, который сам был совещательным органом при царе, - даже этот проект Александр II согласился рассмотреть скрепя сердце, воскликнув при этом: «Да ведь это Генеральные Штаты!» 1 марта 1881 г. за считанные часы до смерти он, вопреки расхожему мнению, одобрил не саму «конституцию», а лишь ее «основную мысль относительно пользы и своевременности привлечения местных деятелей к совещательному участию в изготовлении центральными учреждениями законопроектов», и повелел созвать 4 марта Совет министров для того, чтобы согласовать правительственное сообщение о лорис-меликовском проекте.

Казнив Александра II, Исполнительный комитет «Народной воли» вновь заявил - в историческом письме новому царю, Александру III, от 10 марта 1881 г. - о своей готовности прекратить «вооруженную борьбу» и «посвятить себя культурной работе на благо родного народа». «Надеемся, что чувство личного озлобления не заглушит в вас сознания своих обязанностей, - гласит письмо ИК. - Озлобление может быть и у нас. Вы потеряли отца. Мы теряли не только отцов, но еще братьев, жен, детей, лучших друзей. Но мы готовы заглушить личное чувство, если того требует благо России. Ждем того же и от вас». ИК убеждал самодержца в тщетности любых попыток искоренить революционное движение: «революционеров создают обстоятельства, всеобщее недовольство народа, стремление России к новым общественным формам. Весь народ истребить нельзя... Поэтому на смену истребляемым постоянно выдвигаются из народа все в большем количестве новые личности, еще более озлобленные, еще более энергичные». ИК ставил царя перед дилеммой: «или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя предотвратить никакими казнями, или добровольное обращение верховной власти к народу. В интересах родной страны, <...> во избежание тех страшных бедствий, которые всегда сопровождают революцию, Исполнительный комитет обращается к вашему величеству с советом избрать второй путь».

Александр III, который даже конституцию Лорис-Меликова считал «фантастической» и «преступной», избрал первый путь, в конце которого царизм ждала расплата, точно предсказанная в цитированном письме ИК: «страшный взрыв, кровавая перетасовка, судорожное революционное потрясение всей России».

Итак, «красный террор» был вынужденным ответом «Народной воли» на «белый террор» царизма («Не будь последнего, не было бы и первого», - резонно утверждали народовольцы). И в программе, и в деятельности партии он являл собою одно из многих средств борьбы, и занималась им вполне определенная, ничтожно малая часть народовольцев. Но как борьба вооруженная, как своего рода боеголовка революционного заряда «Народной воли» террор оказывался на виду, заслоняя собой остальную, глубоко законспирированную работу партии. Обывательская молва отсюда заключила, что народовольцы вообще все или главным образом террористы, а царские охранители намеренно раздували такое представление о народовольцах для вящей тяжести их обвинения. Нынешние же филиппики историков и публицистов против «Народной воли» как партии террористической сочетают в себе и обывательское неведение, и охранительное пристрастие.

Между тем самые благородные и авторитетные умы России и Запада, включая тех, кто принципиально отвергал всякое насилие, сочувствовали «Народной воле» в ее борьбе с царизмом, выражали симпатии ее героям и мученикам. Среди них - Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Г.И. Успенский, В.М. Гаршин, В.Г. Короленко, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.И. Суриков, В.Г. Перов, Н.А. Ярошенко, А.Г. Рубинштейн, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова, позднее А.П. Чехов, А.А. Блок, А.И. Куприн, на Украине Иван Франко и Леся Украинка, в Белоруссии Франциск Богушевич, в Грузии Важа Пшавела, в Латвии Ян Райнис. К ним надо добавить корифеев мировой культуры - В. Гюго, Э. Золя, Г. Мопассана, Г. Спенсера, О. Уайльда, Б. Шоу, А. Конан Дойла, Э. Дузе, Ч. Ломброзо, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, Марка Твена. Никто из них не одобрял террора - ни «белого», ни «красного». Но все они понимали, что «Народная воля» борется (вынужденно прибегая и к жестоким средствам) против самодержавного деспотизма за свободную и демократическую Россию.


Сканирование и обработка: Сергей Агишев.

Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр 2, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров.

Основные даты:

  • 1874-1875 – «хождение народничества в народ».
  • 1876 – создание «Земля и воля».
  • 1879 – «Земля и воля» раскалывается на «Народная воля» и «Черный передел».
  • 1 марта 1881 – убийство Александра 2.

Видные исторические деятели народничества:

  1. Бакунин Михаил Александрович – один из ключевых идеологов народничества в России.
  2. Лавров Петр Лаврович – ученый. Так же выступил идеологом народничества.
  3. Чернышевский Николай Гаврилович – писатель и общественный деятель. Идеолог народничества и доноситель его основных идей.
  4. Желябов Андрей Иванович – входил в управление «Народной воли», один из организаторов покушения на Александра 2.
  5. Нечаев Сергей Геннадьевич – автор «Катехизиса революционера», активный революционер.
  6. Ткачев Петр Николаевич – активный революционер, один из идеологов течения.

Идеология революционного народничества

Революционное народничество в России зародилось в 60-х годах 19 века. Изначально она называлась не «народничество», а «общественный социализм». Автором этой теории выступили А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский.

У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.

Герцен А.И.

Почему «Народничество» называется революционным? Потому что оно призывало к свержению самодержавия любым путем, в том числе и путем террора. Сегодня некоторые историки говорят о том, что это было новаторство народников, но это не так. Тот же Герцен в своей идее «общественного социализма» говорил, что террор и революция это один из методов достижения цели (хотя и крайний метод).

Идейные течения народничества 70-х годов

В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

  • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
  • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
  • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

Все направления развивались параллельно.


Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:

- «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» - говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.

- «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» - был ответ крестьян.

Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».


В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:

  • Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
  • Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей. К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.

К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.


Черный передел

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде. Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

Народная воля

«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

Окончание деятельности народничества и краткие итоги

В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.


К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда. Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян. Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.

39. Революционное народничество: основные направления, этапы деятельности, сходства

признаки революционного народничества;

В пореформенной России главным направлением в освободительном движении становится народничество. Его идеология основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм.

Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40-50-х годов А. И. Герценом.

Признаки:

1) Признание капитализма в России упадком, регрессом

2) Вера в «коммунистические инстинкты» русского крестьянина, в то, что ему чужд сам принцип частной собственности на землю и что община, в силу этого, может стать первоначальной ячейкой коммунистического общества.

3) Пути достижения должна показать интеллигенция – часть населения, не связанная с собственностью, не имеющая корыстных интересов в эксплуататорском строе, освоившая культурное наследие человечества и потому наиболее восприимчивая к идеям равенства, гуманизма, социальной справедливости.

4) Убеждение в том, что государство, а русское самодержавие – особенно, есть надклассовая надстройка, бюрократический аппарат, не связанный ни с какими классами. В силу этого социальная революция, особенно в России – дело чрезвычайно легкое.

5) Переход к новому обществу возможен только путем крестьянской революции.

М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев и их взгляды на развитие революционного процесса в России; влияние этих взглядов на практическую деятельность;

На рубеже 60-70-х годов сложилась и доктрина народничества, главными идеологами которой явились М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.

Бакунин является одним из наиболее видных теоретиков анархизма. Он считал, что любая государственность – это зло, эксплуатация и деспотизм. Любой форме государства он противопоставлял принцип «федерализма», т. е. федерацию самоуправляющихся сельских общин, производственных ассоциаций на основе коллективной собственности на орудия и средства производства. Они затем объединяются в более крупные федеративные единицы.

Лавров разделял тезис Бакунина о «социальной революции», которая «выйдет из деревни, а не из города», рассматривал крестьянскую общину как «ячейку социализма», но отвергал положение о готовности крестьянства к революции. Он доказывал, что к ней не готова и интеллигенция. Поэтому, по его мнению, сама интеллигенция должна пройти необходимую подготовку, прежде чем начать планомерную пропагандистскую работу среди народа. Отсюда различие между «бунтарской» и «пропагандистской» тактикой Бакунина и Лаврова.

Ткачев полагал, что переворот в России должен быть осуществлен не посредством крестьянской революции, а путем захвата власти группой революционеров-заговорщиков, ибо при «диком невежестве» крестьянства, его «рабских и консервативных инстинктах», ни пропаганда, ни агитация не могут вызвать народного восстания, а власти легко переловят пропагандистов. В России, доказывал Ткачев, легче захватить власть путем заговора, ибо самодержавие в данный момент не имеет опоры («висит в воздухе»).


Идеи Ткачева впоследствии были взяты «Народной Волей».

«хождение в народ» 1874 г.: цели, формы, результаты; политические процессы 70-х годов;

Первой крупной акцией революционного народничества 70-х годов стало массовое «хождение в народ» летом 1874 г. Это было стихийное движение. В движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять парод на «всеобщий бунт». Толчком к походу «в народ» послужил тяжелый голод 1873-1874 гг. в Среднем Поволжье.

«Хождение в народ» в 1874 г. потерпело неудачу. Выступая во имя крестьянских интересов, народники не находили общего языка с крестьянами, которым были чужды внушаемые пропагандистами социалистические и антицаристские идеи.

Снова молодые люди, оставив семьи, университеты, гимназии, оделись в крестьянскую одежду, обучились кузнечному, плотницкому, столярному и прочим ремеслам и поселились в деревне. Они работали также учителями и врачами. Это было «второе хождение в народ», теперь уже в виде постоянных поселений в деревне. Часть народников решила вести пропаганду среди рабочих, в которых видели тех же крестьян, лишь временно пришедших на фабрики и заводы, но более грамотных и, следовательно, более восприимчивых к революционным идеям.

Но опять же их рассекретили.

Успех «второго хождения в народ» также был невелик. Только немногие выходцы из народа нашли общий язык с революционерами, став впоследствии активными участниками народнических и рабочих организаций

создание «Земли и воли», начало революционного терроризма, создание «Народной воли» и «Черного передела»;

Революционисты видели необходимость создания централизованной революционной организации. Такая была создана в 1876 г. В 1878 – название Земля и воля

1)При создании «Земли и воли» была принята и ее программа, основными положениями которой были:

· передача всей земли крестьянам с правом общинного пользования ею,

· введение мирского самоуправления,

· свобода слова, собраний, вероисповедания, создание производственных земледельческих и промышленных ассоциаций.

Главным тактическим методом борьбы авторы программы избрали пропаганду среди крестьян, рабочих, ремесленников, студентов, военных, а также и воздействие на либерально-оппозиционные круги русского общества, чтобы привлечь их на свою сторону и таким образом объединить всех недовольных.

В конце 1878 было принято свернуть решение хождения в народ. В организации начинает зреть идея о необходимости цареубийства как конечной цели революции. Однако с таким решением согласны были далеко не все члены Земли и воли. И в итоге в 1879 она распалась на Черный передел и на Народную волю.

2) Трудности пропаганды, ее малая результативность, жесткие действия правительства против революционеров (каторги, тюремные заключения) побудили к террору. Были создана некоторые террористические организации.

3) «Народная воля» - революционная народническая организация, возникшая в 1879 году, после раскола партии «Земля и воля» и поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества. Одним из основных методов политической борьбы «Народной воли» стал террор. В частности, члены террористической фракции Народной воли рассчитывали подтолкнуть политические изменения казнью императора Александра II.

цели и основные формы деятельности «Черного передела»;

Народническая организация «Черный передел», возглавляемая Г. В. Плехановым, заявила о своем неприятии тактики индивидуального террора и поставила целью «пропаганду в народе» для подготовки «аграрного переворота». Ее члены вели пропаганду в основном среди рабочих, студентов, военных. Программа «Черного передела» во многом повторяла программные положения «Земли и ноли». В 1880 г. она была выдана предателем. Арестам подвергся ряд членов «Черного передела». В январе 1880 г., опасаясь арестов, за границу с небольшой группой чернопередельцев эмигрировал Плеханов. Руководство организацией перешло к П. Б. Аксельроду, который попытался активизировать ее деятельность. В Минске была создана новая типография, которая выпустила несколько номеров газет «Черный передел» и «Зерно», но в конце 1881 г. она была выслежена полицией. Последовали новые аресты. После 1882 г. «Черный передел» распался на мелкие самостоятельные кружки. Часть их примкнула к «Народной воле», остальные прекратили свое существование.

«Народная воля»: причины выбора террора в качестве главного средства борьбы; покушения и казнь Александра II 1 марта 1881 г.;

В программе «Народной воли» ставилась цель «дезорганизации правительства. Они решили воплотить это в жизнь с помощью террора.

Покушения:

4 апреля 1866 г. на набережной Невы Каракозов выстрелил в Александра II, однако ему помешал крестьянин О.Комиссаров.

2 апреля 1879 г. все 5 выстрелов, сделанных Соловьевым в Александра II на площади Гвардейского штаба, миновали императора. 28 мая А.Соловьев был казнен на Смоленском поле в присутствии 4-тысячной толпы.

На 5 февраля 1880 года на 18 часов 30 минут был назначен обед с принцем Гессенским. Однако, по причине неисправности своих часов принц опоздал и царь и сопровождающие его лица подошли к дверям столовой лишь в 18 часов 35 минут. В этот момент прогремел взрыв.

Взрыв в Зимнем дворце не принёс желаемых террористами результатов, Александр II не пострадал,

27 февраля 1881 г. был арестован главный организатор готовившегося убийства Александра II Андрей Желябов. Подготовку покушения на царя возглавила Софья Перовская. 1 марта 1881 г. руководимая ею группа террористов подстерегла царскую карету на берегу Екатерининского канала. Н. И. Рысаков бросил бомбу, которая разворотила карету и поразила несколько человек из царского конвоя, но не задела царя. Затем бомба, брошенная И. И. Гриневицким, смертельно ранила императора и самого террориста.

Убийство Александра II вызвало страх и растерянность в верхах. Ожидали «уличных волнений». Сами народовольцы рассчитывали, что «крестьяне возьмутся за топоры». Но крестьяне восприняли акт цареубийства революционерами иначе: «Царя убили дворяне за то, что он дал мужикам волю». Народовольцы выступили в нелегальной печати с обращением к Александру III провести необходимые реформы, обещая прекратить террористическую деятельность. Обращение народовольцев было проигнорировано. Вскоре большая часть Исполнительного комитета «Народной воли» была арестована.

теоретический, организационный разгром революционного народничества и его последствия.

С разгромом «Народной воли» и распадом «Черного передела» и 80-х годах завершился период «действенного» народничества, однако как идейное направление русской общественной мысли народничество не сошло с исторической сцены. В 80-90-х годах значительное распространение получили идеи либерального (или, как его называли, «легального») народничества.

Убийство Александра II народовольцами не привело к изменению политического строя страны, оно вызвало лишь усиление консервативных тенденций в политике правительства и волну репрессий против революционеров. И хотя народническая идея продолжала жить и находить себе новых сторонников, умами наиболее радикально настроенной части российской интеллигенции начал все больше овладевать марксизм, делавший в 80-90-х годах XIX века большие успехи на Западе.